Описание картины Николая Рериха «Звезда героя. Картины Н.К

Теперь уже не для кого не секрет, что многие произведения искусства обладают целительным психотерапевтическим воздействием на человека и способны снимать стресс, гармонизировать общее самочувствие человека.

В числе таких произведений искусства следует особо отметить картины известного русского художника Н.Рериха, обладающие особенным, необычайным колоритом. Гармонизирующее воздействие живописи этого замечательного художника давно отмечается искусствоведами, психологами, медиками, не говоря уже о множестве людей, изучающих эзотерику и эзотерическую живопись.

Н.Рерих прошел по восточным землям с различными экспедициями не одну тысячу километров, изучая восточную философию, обычаи и нравы жителей, знакомясь с суровой природой Алтая, Монголии, Индии и Тибета. Именно в этих экспедициях черпал он вдохновение для своих удивительных картин, посвященных природе и мифологии этих регионов.

Учение о воздействии на организм и психику человека цвета и звука многие тысячелетия было известно мистикам Востока в рамках эзотерического знания. Знал ли Н.Рерих об этом учении? Судя по цветовой гамме его картин - знал.

В наше время воздействие цветовых волн на органы чувств взято на вооружение современной медициной и психологией, а понятие цветотерапии включает в себя особые методики исцеления и оздоровления, использующие позитивное воздействие этих волн на физическое и психическое здоровье людей.

Многие исследователи отмечают, что, насыщенные яркими и чистыми тонами, картины Рериха неизменно гармонизируют ауру и биополе людей, поднимают его жизненный тонус и улучшают настроение.

В дневниках Рерихов можно прочесть следующие сведения о воздействии различных цветов:

Желтый цвет укрепляет физический организм в целом, поддерживает сердце;

Лиловый цвет укрепляет мозг;

Зеленый цвет укрепляет нервную систему;

Розовый цвет оздоравливает желудок;

Синий цвет оказывает общеукрепляющее действие и активизирует тягу к духовным знаниям.

Не случайно именно синий, лиловый, зеленый и розовый цвета достаточно часто присутствуют на картинах Рерихов. Оказывается цвет может не только врачевать душу и тело, но и содействовать духовному развитию человека. Именно на этом принципе и основана главная информационная составляющая психотерапевтического воздействия живописи этого удивительного художника.

Многие специалисты в области эзотерики утверждают, что чистые, насыщенные краски рериховских полотен переводят сознание человека в некое измененное состояние, при котором сознание человека открывает канал связи со своим Высшим «Я». Цветовая гамма его картин пробуждает и гармонизирует энергетические центры человека, стимулирует духовное развитие с помощью активации высших чакр.

Чинтамани — это загадочное слово объединяет четыре картины…. Две из них посвящены
Елене Ивановне Рерих. Одна написана её мужем, другая — младшим сыном.
В символических полотнах Николая Константиновича и Святослава Николаевича каждая
деталь, каждый штрих имеют особое значение. Это своеобразные живописные
криптограммы и ключ к шифру — знание биографии Семьи, её
мировоззрения, сконцентрированного в Учении Живой Этики. Многие
произведения Рерихов имеют отношение к жизни всей Семьи или
отдельных её членов.

На картине «Держательница Мира. Камень Несущая» на фоне гор

Николай Константинович изобразил монументальную фигуру женщины, ногами стоящую
на Земле, а головой уходящую в небеса. Раньше иконописцы использовали подобную
композицию для изображения святых, подчёркивая этим, что святой подвижник является
как бы связующим мостом между Небом и Землей.
Фигура женщины, её головной убор, каждая складка её плаща имеют абсолютное
сходство со знаменитой скульптурой маркграфини Уты, украшающей интерьер одного из
соборов Германии.
Эта картина, впрочем, как и все картины Рерихов, вызывает множество вопросов. Что
означает само её название? Какое отношение имеет к этому Елена Ивановна? Почему
воображение художника перенесло скульптуру немецкой феодалки из средневековой
Германии в Гималаи? Почему на своей картине он вложил в руки Уты священный ларец?
Ответ на последний вопрос можно найти в одном из писем самой Елены Ивановны:
«Ларец, упомянутый в легенде, относится к тринадцатому столетию и, по преданию, он
сделан из кожи, принадлежавшей самому Соломону. На коже имеется много
алхимических символов. Знаменитый раввин, составитель Зохара, преследуемый
испанцами..., нашёл защиту в лице германской феодалки, допустившей его в свои
владения, в благодарность он подарил ей талисман и этот драгоценный кусок кожи.
Феодалка приказала сделать из этой кожи ларец и хранила в нём полученный талисман.
Легенда гласит, что после утверждения новой мощи сокровище должно возвратиться в
Твердыню Света».
Как недостижимый идеал, она противостоит неопримитивизму современного искусства,
присутствуя в сопоставлениях и коллажах. Скульптура Уты остаётся немецкой иконой,
выражающей невыразимое в трёхмерности пластического ансамбля.
Центральным женским образом немецкой культуры является образ Уты, запечатлённый в
скульптуре Наумбургского собора. Созданная в ХII веке, когда мастера уже пытались
запечатлеть в камне внешнее проявление человеческой природы; эмоции, чувства,
скульптура Уты приближается к классическому идеалу. Особенности её облика, при всей
её внешней сдержанности, отражают глубины её неизъяснимо прекрасной души. В
германской культуре Ута и по сей день является идеалом женственности. Строгая и
прекрасная, величественная и недоступная, она получила название «немецкой Артемиды»,
греческой богини, чей образ сочетает в себе нежность и неприступность. Суровая
немецкая природа отточила черты греческой богини, придав им великолепие ледяного
сияния. Таящий в себе загадку самых высоких проявлений Духа в немецкой национальной
культуре, образ Уты и в XX веке остался незыблемым в нахлынувших волнах новейших
его толкований. Уте, равно как и другим скульптурам Наумбургского собора (точнее, их
слепкам), приходилось участвовать в действах 30-х годов, посвященных 2000-летию
немецкой культуры. Тогда Ута появлялась и в литературных текстах и на театральных
подмостках.
В сентябре 1923 года к Рерихам пришла Легенда о Камне, где было сказано:
«Храните Камень в Ковчеге, привезённом из Ротенбурга. На нём четыре квадрата со
знаком «М». Явление будет ясно, когда Я произнесу — путь четверых на Восток... Время
настает, сроки исполняются. Рок суждённый записан, когда с Запада добровольно Камень
придёт. Утверждаем ждать и понять Камня путь. Утверждаем понять сужденных
носителей Камня, идущих домой. Корабль готов!
Новая Страна пойдёт на встречу Семи Звёздам под знаком Трёх Звёзд, пославших Камень
миру. Сокровище готово и враг не возьмёт золотом покрытый щит!
Ждите Камень!»
6 октября 1923 г. в Париже Рерихи получили Ковчег с Камнем. Этот эпизод их жизни
описан Н.К. в очерке «Вехи»:
«...Было указание о том, что получится очень ценная посылка. Время прошло. Друзья
наши уже как бы забыли об этом обстоятельстве, приехав в Париж. Однажды из банка
«Беккерс Трест» приносят оповещение о получении пакета. Оказалось, что этим
обычнейшим путём была доставлена самая необычная посылка. Как видите, и так
бывает».
Чинтамани — это фрагмент главного Камня, который находится в Гималаях и является
космическим магнитом, обладающим огромной проникающей силой психического и
духовного воздействия на сознание людей. Его самое непостижимое и таинственное
свойство — энергетический ритм. Это ритм Сердца нашей Вселенной, которое находится
в пространстве созвездия Орион.
В очерке «Камень» Николай Константинович пишет:
«На камне указываются знаки, которые то появляются, то уходят вглубь. Камень
предупреждает своего временного владельца о всяких значительных событиях. Камень
издаёт треск в особых случаях. Становится особенно тяжёлым или, наоборот, теряет вес.
Иногда камень начинает светиться. Камень приносится иногда новому владельцу
совершенно неожиданно какими-то незнакомцами. У камня много качеств, недаром о нём
сложены всевозможные предания и песни. Упоминается он и в средневековых
исторических и научных изысканиях. На Гималаях, в Тибете и в Монголии постоянно
приходится встречаться с упоминаниями об этом сокровенном чуде».
Камень сопряжён с женским началом и знаменует эпоху Женщины — эпоху Матери
Мира. Именно через этот камень, доверенный Е.И.Рерих, согласовывался ритм энергетики
её организма с ритмом Сердца Вселенной.
Сердце земной женщины, ассимилировав огненно-духовные ритмы Сердца Космоса,
соединил Землю и Высшие Планы.
Этот опыт имеет планетарно-космическое значение и в силу своей необычности не может
быть оценен ныне живущим поколением в должной мере.
Это был опыт по соединению Миров...
Великий Учитель, давший Агни Йогу, или Учение Живой Этики, сказал человечеству
будущего:
«У Нас, у Сынов Разума, у Духов-Руководителей планеты, есть на вашей планете
доверенная, испившая чашу опыта. Она послана вам как свидетельница космических
явлений, как носительница Моих поручений, как ваша пророчица будущего».
«Она Мать небывалого, всеохватного, преобразующего всю жизнь Учения,
благовещающего Новую эпоху Света в сознании человечества, — писал замечательный
латышский философ и поэт Р.Я.Рудзитис о Е.И.Рерих. — Она советница и духовная мать
для многих последователей Живой Этики и ищущих, ни одного вопроса которых она не
оставила без ответа, каждому она подарила приветливое слово помощи, окружала
сердечной нежностью и лучами дружбы.
И в дальнейшем истинно она будет путеводной звездой и маяком для алчущих сердец для
многих поколений».
Известно, что Святослав Николаевич Рерих написал порядка тридцати портретов своего
отца, академика Н.К.Рериха. За один из них в 1939 году, когда Люксембургский музей в
Париже приобрёл его работу, имя Святослава Рериха было занесено в число бессмертных
художников.
Святослав Николаевич написал здесь своего отца в одежде, которую тот никогда не носил,
— в костюме Таши-Ламы. Почему? Зная, что в картинах Рерихов нет ничего случайного,
мы должны искать ответ на этот вопрос.
Мы знаем также, что сам Николай Константинович считал, что в портрете очень важен
фон. У Святослава Николаевича на этом портрете он изображен на фоне старинной
картины или вышивки с едва уловимым рисунком. Но вот что хорошо видно, так это
корону (венец). С.Н. построил композицию картины так, что на голове у Н.К. ... корона.
Что хотел этим сказать Святослав Николаевич потомкам? Может быть, это корона
Великого Братства, вестником которого был его отец.
На картине мы видим строгого человека, обладающего недюжинной волей. Но он не
смотрит на нас, взгляд его устремлен на священный Ларец, который он держит в руках.
Ларец покрыт «тканью родины своей», на которой в круге написано:
«Сим победиши».

Весь строй этой картины очень торжествен и возвышен.
Николая Рериха называли в Индии Хималайяпутра — сын Гималаев. Как в древние
времена на Руси шли к святым старцам, так вереницы индусов шли к нему, чтобы
получить ответы на сокровенные вопросы жизни.
Индия, страна древней мудрости, где тысячелетиями существует институт учительства, а
понятие Учитель считается священным, нарекла его Гурудэв, Махариши, Махатма, что
означает Божественный Учитель, Великий Учитель, Великая Душа.
Из других источников мы можем узнать, что Ларец стал ковчегом для метеорита,
присланного с Ориона. В Азии этот камень известен как Чинтамани, Норбу Римпоче —
Сокровище Мира, а в Европе — как священный Грааль.
Известно, что Камень имеет форму расплющенного плода или сердца удлинённой формы.
Камень сам приходит, взять его нельзя. Все великие объединители и основатели
государств владели им.
Курновуу — Великий Правитель Атлантиды — носил этот Камень, заключавший
кристалл жизни, поверх всех золотых украшений.
Царь Соломон приказал отбить часть камня и вставить в серебряный перстень, с которым
никогда не расставался. На камне была начертана «чаша мудрости, пламенем
просиявшая».
Владел Камнем и Акбар — великий объединитель Индии.
Император Китая построил для Сокровища Мира храм из бирюзы цвета неба.
Восток полон легенд о Даре Ориона. Одна из них — легенда о Белом Коне «Эрдени
Мори», несущем великий драгоценный камень Мудрости, свет которого рассеивает тьму:
«На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня.
Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь,
потерянный караваном? Или, может быть, он бросил всадника, перепрыгивая через
пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший,
он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит,
как от Великой Шамбалы, от священных горных высот в суждённый час сойдёт конь
одинокий, и на седле его вместо всадника будет сиять Сокровище мира: Норбу Римпоче
— Чинтамани — Чудесный Камень, Мира Спаситель. Не пришло ли время? Не приносит
ли нам конь одинокий Сокровище Мира?»
Николай Константинович писал, что символ белого коня проходит в легендах и сказаниях
различных народов.
«Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате солнца
затихает всё, значит, где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище».
«Пока народы знают о суждённом сокровище, они всё же останутся на верном пути. Путь
их, хотя бы и долгий, и необычный, — неизбежен. Так же неизбежен, как служение
совершенствования. Кому-то сказки. Кому-то быль. Кто-то убоится. А кто-то развернёт
страницы книги принесённой».
«В сагах знаем героев на белых конях». «Видели белого коня Святого Егория». «Видели
белых коней Флора и Лавра». «Видели белых коней литовского бога Световита». «На
белых конях мчались валькирии».
«Слышали о коне Гессер-Хана, даже видели на скалах Тибета удары подков его».
«Знали коня Химавата — с огненной ношей Чинтамани».
«Построение Великой Стены обозначено замечательным сказанием. Для защиты
государства был пущен белый конь; и там, где прошёл этот светлый посланец, там через
все хребты и была воздвигнута Великая Стена. Опять-таки белый. «Именно белый конь в
сказаниях принадлежит герою. Именно белому коню предоставлено и одному ходить,
принося великую весть».
Неоднократно Николай Константинович изображал легендарного Коня счастья и на своих
полотнах. Два из них находятся в музеях его имени: в Нью-Йорке и в Москве.
Когда я начала изучать творчество Святослава Николаевича Рериха, то удивилась, почему
он написал около тридцати портретов отца и всего лишь один портрет матушки? Написал
он её в 1937 году, когда ей было 58 лет. Такая красавица! Но почему не написал её
молодую? Опять тайна!
Потом узнала, что Е.И. и фотографироваться не любила. А если и попадала в кадр, то
закрывала лицо.
Постепенно, после погружения в книги Учения, пришло понимание.
Есть нечто, ставящее Е.И.Рерих поверх всех жителей планеты ХХ-го столетия. Это её
участие в сложнейшем космическом эксперименте, научное описание которого она нам
оставила. Добровольно, не уходя от жизни, она предоставила себя на испытание
пространственному огню, то есть космическим энергиям высочайшего напряжения.
И чтобы никто не мог даже взглядом на фотографию или портрет помешать этому
энергетическому эксперименту, её изображение не должно было распространяться.
Портрет, который вы видите, написан по указанию Великого Учителя, когда Елена
Ивановна закончила запись последней книги Учения Живой Этики. И тогда прекрасный
образ Матери Агни Йоги нужно было увековечить для потомков.
Вот описание этого портрета, данное искусствоведом С.Тюляевым:
«Необыкновенно живо написаны её лучистые глаза, в них светятся доброта, высокий
интеллект, кристальная духовная чистота. Прямая тонкая линия губ выражает
недюжинную волю. Удивительно выразительна и изящна постановка пальцев левой руки,
которыми Елена Ивановна касается стола. Невольно вспоминается индийское искусство
игры пальцев — "мудра". Оно родилось в индийском танце и глубоко укоренилось в
скульптуре и живописи. "Мудра — это жесты души, переносящие моральную красоту в
свой прямой эстетический эквивалент", — сказал Джон Рескин. И здесь это положение
кисти руки о многом говорит, как и предметы на столе, перед фигурой: книга, цветок розы
и старинный ларец. Фон в портрете глубоко продуман и его содержание перекликается с
внутренней сущностью модели, он написан свободно и легко: художественный рисунок
ткани, бронзовая статуэтка божества любви Кришны, играющего на флейте, — всё
напоминает о широте и разнообразии интересов портретируемой, о её особой
возвышенной духовности. В портрете ясно читается незаурядность этой женщины, верной
помощницы и сотрудницы мужа, доблестно прошедшей вместе с ним через
нечеловеческие трудности и опасности их азиатской экспедиции».
На столе, за которым Святослав Николаевич изобразил свою матушку, стоит знакомая нам
шкатулка. В жизни Е.И.Рерих легенда стала реальностью. В XX веке шкатулка с Камнем
вернулась к своей хозяйке. С незапамятных времён получение этого дара знаменует
наступающий срок объединения и мощи той страны, где он находится.

отсюда

Для создания этой картины использовали гуашь, пластилин и восковые мелки. Сначала Прохор с бабушкой нарисовали восковым мелком звезды и летящую комету. Вечером мальчики раскрасили фон голубой гуашью. Но они так старательно закрашивали звезды, что их почти не стало видно. :)

Поэтому, когда краска высохла, Прохор сверху уже нарисовал звезды белой гуашью. Горы создавали, размазывая пластилин. В основном делал Прохор - ему очень нравится работать с пластилином, в отличие от старшего брата.

Самого героя я распечатала на принтере, а потом мальчики приклеили его на картину.

И вот он наш герой со звездой или звезда с героем? :)

"Звезда героя" самого Николая Рериха для сравнения.


А вот несколько аннотаций к этой картине:

«Картина Николая Константиновича «Звезда Героя» посвящена Юрию Николаевичу, человеку, готовому пойти на очередной жертвенный подвиг, и появление кометы было ему знаком того, что наступил срок для нового подвига. Тогда, перед приездом Юрия Николаевича на Родину, в Индии видели новую звезду. Об этом, в частности, в то время читал в латвийской газете «Циня» мой отец, Рихард Яковлевич Рудзитис.

По словам Богдановых Еленой Ивановной было сказано, что Юрий Николаевич едет в Россию на три года. Очевидно, он знал срок своего ухода. Выполнив свою миссию, он ушёл 21 мая 1960 года. Ещё одно большое сердце приняло чашу яда эгоизма человеческого».

«Воспоминания о Ю.Н. Рерихе». Сборник. По материалам конференции в Новосибирске, посвящённой 90-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха. Новосибирск.

Сибирское Рериховское Общество. 1994. И.Р. Рудзите. стр.22.

«Трудно истолковать содержание картин Рериха, как трудно истолковать музыку - её нужно слышать и понимать. Эти картины нужно видеть и, конечно, прежде всего, тоже понимать. Во всех картинах - это некоторые звучания неба. Небо на этих картинах Рериха занимает почти всегда большую часть полотна. Небо превалирует. Небо властвует. Когда-то Рерих облаками прикрыл летящих по небу валькирий, обрёкши тем самым их на «незримое присутствие»; так и здесь - явно чувствуются небожители, но они скрыты либо под облаками, под звёздами, иногда просто под роскошной игрой светов, а иногда под игрой масштабов пространств и человеческих фигур, но всегда в его картинах имеется, чувствуется, угадывается чьё-то немое присутствие и в то же время их веление, их влияние на судьбу человека.
- Подвиг! - вот что как бы гласит это веление неба на картинах Рериха; подвига! бесконечно разнообразного, но по существу одинакового - требует небо от человека, посланного в мир. Вот одна из таких картин:
…На тёмно-синем небе мерцают живым трепетным светом звёзды, а эти звёзды прорезала комета, похожая на меч. «Звезда Героя» - вот какая это звезда».

«Держава Рериха». Москва. Изобразительное искусство. 1994г.
Всеволод Иванов. «Рерих - художник-мыслитель», стр.229.

«Мы переходим в следующий зал. Большое полотно, изображающее ночное небо и горы. Звёзд высыпало много, но выделяется одна звезда, струящая белый торжественный свет. Фигура человека, слегка озарённая отблеском костра, дана силуэтом. Лица не видно. Стар он или молод - неизвестно. Как и другие вещи Рериха, картина покоряет композиционной завершённостью, гармонической соразмерностью частей. Называется она «Звезда героя».
«Мне кажется, эпиграфом к ней, - говорит Зинаида Григорьевна, - могут служить следующие слова Николая Константиновича (она вынимает записную книжку, которая, очевидно, помогает ей во время экскурсий): «Каждый по-своему - кто более духовно, а кто земными путями - пусть идёт туда же, к лазурной горе, где живёт всё высокое, то, что люди зовут возвышенною культурою. Зорко различайте признаки будущего подвижника, героя. Скромно опущены крылья героя, чтобы прекрасно взлететь в час суждённый».

«Держава Рериха». Москва. Изобразительное искусство. 1994.
Валентин Сидоров. «Музей Рериха». Стр. 352.

«Елена Ивановна Рерих перед своим уходом сказала Юрию Николаевичу: «Когда появится новая звезда, тогда время ехать».

Звезда героя

Герой готов на подвиг и на бой,
Герой готов на труд, на испытанье;
Равно встречает радость и страданье,
Давно стремится жертвовать собой.

Комета! Наконец объявлен знак,
Сигнал Небес! Герою он поведал:
Восстать и биться за победу Света -
Настали сроки, и близка она.

Дерзнёт он встать, не обернувшись вспять,
И отряхнуть свой личный мир как бремя;
На помощь Силы Светлые призвать -
Ведь для геройства наступило время!

Он говорит: «Если не я, то кто же?!»
И разумея ЧТО всего дороже,
Несёт в груди огонь как талисман,
Что был ему с Высот Надземных дан.

Наталия Спирина. «Весть Красоты». Сборник стихов.
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск, 1997. Стр.78.

В.А.ИКОННИКОВ,
инженер-конструктор,
краевед-любитель,
Усть-Каменогорск, Казахстан

Многим хорошо знакома картина Н.К.Рериха «Нагарджуна –Победитель Змия». Эта картина находится в одном из залов Центра-Музея имени Н.К.Рериха, и каждый желающий может ее увидеть. Речь пойдет о загадочных знаках в левом углу картины. Но сначала несколько слов о времени и месте написания картины.
Создание картины относится к Сиккимскому периоду Центрально-Азиатской экспедиции Рериха. В начале декабря 1923 года Рерихи сошли с парохода в Бомбее. Сбылась их давняя мечта – они в Индии. После непродолжительных поездок по достопримечательным местам юга Индии семья Рерихов направляется на север и уже в конце декабря прибывает в княжество Сикким. Древняя священная земля у подножия Гималаев на севере Индии становится местом их творческой и исследовательской деятельности.
Сиккимский период был необычайно насыщен творческой деятельностью, исследованиями этого края и замыслами на будущее. Был собран богатый научный материал. 1924 год. Это был знаменательный год для Рерихов. Здесь в небольшом древнем храме произошла их встреча с Учителем. Здесь был принят окончательный маршрут экспедиции и определены ее задачи.
Здесь же в 1924 году при создании серии картин «Знамена Востока» были сделаны наброски к картине «Нагарджуна – Победитель Змия», а в 1925 году она была закончена (рис. 1).

Нагарджуна – древний индийский философ, один из учителей Махаяны, основатель буддийской школы Мадхьямика. Эта школа развивала учение срединного пути Будды. Философские тексты Нагарджуны легли в основу учения Махаяны. Точные годы его жизни неизвестны и определяются как II век н.э. Его жизнеописание овеяно легендами, и согласно буддийским текстам он жил более полутысячи лет. Древние мудрецы в Индии назывались Нагами, а Змий всегда был символом мудрости. Посвященный же считался победителем Змия, т.е. овладевшим его мудростью. Именно таким победителем и был Нагарджуна, именуемый в Индии «Неустрашимый».
«“Нагарджуна – Победитель Змия” видит знамение на озере владыки Нагов» , – упоминает его Николай Константинович в своих записях в период создания картины.
На этой картине, в левом нижнем углу, можно рассмотреть знаки, изображенные на наклонной каменной плите. Что же могут означать эти петроглифы? Они выглядят очень древними. Их можно принять за забытые, уже никому не известные письмена. Своим архаичным видом они придают таинственную сказочность изображенному на картине явлению. Возникает ощущение, что Царь Нагов, поднявшийся из глубин озера, невероятно древен, что он был всегда от начала времен, что изрекаемая им мудрость ужасающа своей первозданной глубиной и что принять ее может только действительно «Неустрашимый», каким был Нагарджуна. Такое впечатление производит эта картина. А загадочные знаки действительно имеют скрытое значение.
Не далее как два года назад при изучении рисунков грота урочища Ак-Баур я обратил внимание на схожесть этих рисунков (рис. 2) со знаками на картине. Стиль рисунков и способ выполнения изображений на скальной поверхности при помощи краски были очень похожи. Тогда рисунки грота еще не были расшифрованы, но было чувство, что они могут говорить о том же, что и знаки на картине. Хорошо известно, с какой точностью Н.К.Рерих воспроизводил наскальные рисунки, если включал их в картины в качестве фрагментов. Поэтому не было сомнения, что знаки, изображенные на картине, действительно существуют где-то на скалах Сиккима. Грот Ак-Баура находится в предгорьях Алтая, недалеко от Усть-Каменогорска, и более 2,5 тыс. км отделяет его от Сиккима, но рисунки из грота и знаки с картины явно говорят о связи между ними. Какая же связь может быть между предгорьями Алтая и предгорьями Гималаев?

Связующую нить можно найти. Сам Рерих обозначил один конец этой нити в своей картине. Другой же конец находился рядом с маршрутом их экспедиции, когда они проплывали на пароходе по Иртышу через Усть-Каменогорск, и был как бы оставлен для будущих исследователей. Надо отметить, что изучение Ак-Баура, как древнего астрономического комплекса, имеет свою историю и многие исследователи внесли свой вклад в его изучение. Это место, как магнит, притягивает к себе многих людей и не только ученых. О нем можно много рассказывать, но это совсем другая тема.
Одной из задач экспедиции было нахождение следов великих переселений народов с Востока на Запад. И Рерихи находили их достаточно на пути своего следования по Центральной Азии. Начиная с Сиккима и Кашмира, мы читаем в записях Н.К.Рериха о сходстве типов лиц, узоров наличников, женских головных уборов, предметов быта и наскальных рисунков с тем же самым в Сибири, Алтае, Кавказе и Европе.
Описывая открытые экспедицией мегалиты Тибета, Юрий Рерих в своих путевых записях отмечал: «Сравнивая знаменитые мегалитические памятники Карнака в Британии и обнаруженные мегалиты Тибета, поражаешься их удивительному сходству. Параллельные ряды менгиров Карнака расположены с востока на запад и с западного конца имеют кромлех, или круг из камней. Памятники в урочище Доринг имеют точно такую же ориентацию» .
Вынужденная зимовка на высокогорном плато Тибета не остановила исследовательскую деятельность экспедиции, и Юрий Николаевич впоследствии напишет: «Одним из самых значительных достижений экспедиции было открытие “звериного стиля” в искусстве кочевников Северного Тибета.
<...> Трудно сказать, связан ли “звериный стиль” с каким-либо определенным этническим типом людей. Я склонен считать, что он возник у кочевников и охотничьих племен разных этнических групп, но живущих в среде, имеющей много общего, ибо только так мы сможем объяснить широкое распространение “звериного стиля” от границ Южной России до границ Китая и от сибирской тайги до величественных вершин Транс-Гималаев в Тибете.
Тибет всегда был открыт для кочевников с северовостока. Именно оттуда пришли предки современных тибетцев. Высокогорное плато Кукунор, поднятое в среднем на высоту около десяти тысяч футов, и окружающая горная страна имели достаточно пастбищ для кочевых племен. Именно с этого огромного пространства пришли древние тибетцы, вытесненные могучим потоком каких-то других племен, и вынуждены были искать новые пастбища, наводняя долины и плоскогорья Тибета»
.
Замечание Юрия Рериха очень существенно. Из него следует, что были переселения и с севера на юг. Какие это были племена, шедшие «могучим потоком» через открытые плоскогорья с северо-востока от Тибета? Какие причины сдвинули эти массы из Центральной Азии в южные края? Может быть, внезапное изменение климата в сторону похолодания, т.е. наступление ледникового периода? Только такое непреодолимое обстоятельство может принудить целые народы к перемещению в чужие, но более теплые края. Все могло быть в древности.
Если сопоставить факты, взятые из «Тайной Доктрины», то можно получить некоторое представление об отдаленных временах. Так, Е.П.Блаватская пишет:
«Но израильтяне, кроме того, имели еще одну легенду, на которой они могли основывать свою аллегорию, легенду о Потопе, преобразившем нынешнюю пустыню Гоби в море в последний раз около 10 000 или 12 000 лет назад и вытеснившем многих Ноев с их семьями на окружающие горы» .
И еще: «Это “Море Знания” или учености веками оставалось там, где ныне простирается Пустыня Шамо или Гоби. Оно существовало до последнего, великого, ледникового периода, когда местный катаклизм, унесший воды на Юг и к Западу, образовал, таким образом, нынешнюю бесплодную пустыню, оставив лишь один определенный оазис с озером и одним островом посреди, как реликвию или Кольцо Зодиака на Земле» .
Так что и потоп, и последний ледниковый период вполне могли стать причиной переселения народов с центрально-азиатских просторов на юг. А по прошествии нескольких тысяч лет обратная волна народов могла хлынуть в северном и западном направлении на освободившиеся от снегов и льдов земли. Такие переселения уходят в далекую древность, и вполне вероятно, что не одна волна переселений народов прокатилась по необъятным пространствам Центральной Азии.
Н.К.Рерих так высказывался в своих записях о древних путях переселения народов, которые пролегли с Востока до запада Европы: «Проведите линию от южно-русских степей и от северного Кавказа через степные области на Семипалатинск, Алтай, Монголию и оттуда поверните ее к югу, чтобы не ошибиться в главной артерии движения народов» .
Примерно по этой линии и был проложен маршрут Центрально-Азиатской экспедиции, и понятной становится связь Сиккима с Ак-Бауром, связь времен и народов.
Исследования рисунков грота древнего астрономического комплекса Ак-Баур привели меня к расшифровке большинства из них (соответствующая статья готовится к печати). Согласно этой расшифровке, вся роспись, состоящая из более 70 едва сохранившихся рисунков различной формы и размеров, представляет собой изображения созвездий, расположенные в определенном порядке. Центральная часть росписи представляет собой изображения астеризмов зодиакальных созвездий. Иначе говоря, там изображен древний Зодиак, причем с явным обновлением, что свидетельствует о необходимости его дальнейшего изучения.
Вполне естественно, что была предпринята попытка расшифровать знаки на картине таким же методом, т.е. рассматривая их как астеризмы и отыскивая их место среди звезд на карте звездного неба. В первую очередь поиск аналогий был проведен среди изображений зодиакальных созвездий. Несмотря на некоторую нечеткость отдельных знаков, поиск привел к успешному раскрытию этих знаков. Оказалось, что на картине с большой вероятностью представлены изображения астеризмов всех 12 зодиакальных созвездий (рис. 3–7). В отличие от росписи в гроте Ак-Баура, здесь изображены только зодиакальные астеризмы, если не считать несколько мелких специальных значков, значение которых пока неясно.
Да, на картине Н.К.Рериха изображен древний Зодиак! Возможно, что это единственный в своем роде Зодиак, хотя бы потому, что среди древних зодиаков, наверное, нет двух одинаковых. Особенность его в том, что он представлен не символами, а рисунками зодиакальных созвездий, так же как и Зодиак Ак-Баура, но построен он совершенно иначе. Если соединить диаметрально расположенные астеризмы линиями, обозначив кружочками путь точки весеннего равноденствия, то мы увидим наглядную картину и особенности построения этого Зодиака. (рис. 15). Он не круговой и не линейный, т.е. изображения зодиакальных астеризмов расположены на плите не по замкнутому кругу и не в одну линию, как, например, в Ак-Бауре от пола к потолку грота. В этом Зодиаке зафиксировано положение этих диаметров относительно сторон света в эпохи пребывания прецессионной точки весеннего равноденствия в соответствующих знаках Зодиака.
Необходимо иметь в виду, что древний Зодиак не есть гороскоп, фиксирующий положение светил на какой-то исторический момент. Древний Зодиак – это звездная летопись, которая может охватывать огромные периоды времени. Изучение расположения диаметров, соединяющих противоположные знаки Зодиака: Дева–Рыбы, Лев–Водолей и Рак–Козерог, Близнецы–Стрелец, а также Телец–Скорпион и Овен–Весы – позволяет предположить, что подобное расположение имело место когда-то в прошлом в истории Земли.
Не вдаваясь в дальнейшие подробности, можно смело сказать: это древний, уникальный Зодиак. И нет сомнения, что изображение его действительно существует где-то на каменных плитах, потому что придумать такое специально для картины просто невозможно. Я не берусь строить предположения на счет действительной истории появления его на картине. Знал ли Николай Константинович скрытый смысл этих знаков или просто скопировал их со скальной плиты. Существует ли этот Зодиак на берегу озера, или он таится где-то под карнизом, в гроте, в пещере? Все возможно. Одно ясно, что в нем еще скрыта большая тайна. Мы хорошо знаем, что в картинах Рериха ни одна деталь не наносилась случайно. Если сейчас расшифрованы сами знаки Зодиака, то особенность его построения оставляет его попрежнему загадочным и дает почву для дальнейших размышлений и исследований. Достойная тема и задача для архео- и палеоастрономов.

Примечательно, что астеризмы Близнецов здесь и в Ак-Бауре изображены парами одинаковых фигур. Очень существенное и значительное свидетельство. Во-первых, это еще раз говорит об общих традициях астрономов Ак-Баура и Сиккима. Во-вторых, из этого можно сделать заключение, что сокровенный смысл, заложенный древними Посвященными в символы Зодиака, был известен астрономам Ак-Баура и Сиккима. Или же они были руководимы Посвященными тех времен. В подтверждение этого предположения можно привести слова Е.П.Блаватской из «Тайной Доктрины», где она, комментируя труды ученых-востоковедов, замечает: «...но это ничего не отнимает от славы древних индусских астрономов, которые все были Посвященными» .
Оба Зодиака являются настоящим свидетельством глубоких знаний древних астрономов Алтая и Гималаев. И не исключено, что на огромных пространствах между ними, где-то в горах, могут еще быть подобные им древние изображения.
Какова же древность этого Зодиака? Это один из главных вопросов при подобных исследованиях. Нужно сказать, что особенности построения зодиака могут помочь в этом вопросе. Например, Зодиак Ак-Баура начинается от пола грота астеризмом Близнецов и продолжается вверх по стене к потолку, и логично было предположить, что Близнецы были зодиакальным созвездием, в котором находилась прецессионная точка весеннего равноденствия на момент создания зодиака. Это позволяет определить его древность около 7 тысяч лет. В изображении могут быть специальные указатели и значки. Так, в зодиаке с картины Рериха таким указателем, предположительно, служит трещина на плите, которая своим отогнутым острым концом указывает также на Близнецов. И можно думать, что творили те и другие астрономы в одну историческую эпоху. Схожий стиль изображений астеризмов, одинаковая схема построения Зодиака из диаметральных пар астеризмов – все это говорит о том, что древность Зодиака озера Юм Дзо в Сиккиме может быть сопоставима с древностью Зодиака Ак-Баура и также составляет около 7 тысяч лет.
О древности культуры Центральной Азии у Н.К.Рериха есть такое замечание: «И еще подробность, связующая Восток и Запад. Помните ли Турфанскую Матерь Мира с младенцем? Среди Азии, может быть, несториане или манихеи оставили этот облик. Или, вернее, этот облик остался претворенным от времен гораздо более древних. Кали или Гуаньинь – кто знает, сколько им веков? За ними скрываются жена и змий. Древность этого символа уже неисчислима. Не к библейской странице, не к символам каббалы ведет этот облик. Несуществующие материки уже сложили красоту Матери Мира – этой светоносной материи. Только невежество толкует о незнании древности» .
Оба Зодиака сделаны в традиции одной школы древних астрономов или одного народа, к которому принадлежали эти школы. Вполне возможно, что в древние времена народы из северной Индии, в периоды великих переселений, шли через Азию на Запад. Они могли задерживаться и оседать на долгие века в местах, благоприятных для проживания. Одним из таких мест стали предгорья Алтая, в том числе урочище Ак-Баур. Но уходили в дальний путь из Индии, конечно же, не все. Часть этих народов осталась на своей родине, и мы видим следы их творчества. Поэтому можно уверенно сказать, что оба Зодиака есть яркое подтверждение мыслей Н.К.Рериха о великих переселениях народов с Востока на Запад.
Удивительная картина Н.К.Рериха! Она дышит древнейшей правдой истории Земли и Человека. Человека, идущего высоким духовным путем. Во все времена были такие люди. Зодиак же на картине хранит в себе знания об очень давних событиях нашей планеты. Мы еще до конца не знаем, какую глубину знаний скрывают эти хотя и расшифрованные, но попрежнему хранящие тайну знаки. Ведь они нанесены на поверхность скалы древними Посвященными, нанесены для сохранения знаний. Перенесены же они на полотно картины Великим Мастером, перенесены для передачи этих знаний. Значит, время пришло.
Вся картина в целом предстает в потрясающей силе языка древних символов. Картина-символ! Н.А.Уранов в своей книге «Жемчуг исканий» так пишет о ней: «Вулкан страсти постепенно восходящими циклами <...> зажат волей Aдепта совершенно. Чаша победного опыта накоплена и теперь будет вознесена, то есть последний подвиг освобождает победителя от необходимости дальнейших воплощений на Земле и дает ему право перехода на следующую ступень космической эволюции – следующий мир на лестнице семи планет.
Корень, воткнутый в землю, дал чудесный цветок духовного подвига, завершающего подготовительные спирали.
В картине, в подвиге Нагарджуны, воплощен идеал успешной эволюции человечества на нашей планете»
.

Литература

1. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. М.: Сфера, 1999.
2. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара: Агни, 1994.
3. Рерих Ю.Н. Кочевники Хор--па: Открытие «звериного стиля» // Вокруг света. 1972. № 4. Перевод с английского М.Дроздовой
4. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 2. Минск: Лотаць, 1997.
5. Рерих Н.К. Сердце Азии. Алматы, 2007.
6. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
7. Уранов Н.А. Жемчуг исканий: Ментограммы. 1956–1981. Рига: Мир Огненный, 1996.

Прикосновение к творческому наследию семьи Рерихов требует особого такта и бережности. Каждый из Рерихов был по-своему уникальной личностью. Их близкое знакомство, а затем и изучение культуры Востока, наложило свой отпечаток на нравственные и духовные ценности всей семьи.

В живописных полотнах Николая Рериха видно сильнейшее влияние восточной культуры. Большинство картин иллюстрируют исторические или религиозные события. А все элементы полотен несут некий символический смысл.

В 1936 году Николай Рерих пишет картину «Звезда героя».

Картина послужила индийская легенда об ужасном чудовище, пожиравшем людей. Один отважный юноша решил спасти человечество даже ценой своей жизни. Он вскочил на его спину и изо всех сил пытался удержать страшную тварь.

«Чудовище, между тем, так ускорило бег, что искры летели огненным хвостом. И в пламени чудовище стало подыматься над землей. Когда люди видят комету, они благодарят отважного устремленного вечно»…

Картина выполнена художником в любимом им ультрамариновом цвете. На синем ночном небе в алмазной россыпи звезд, завершает свой путь падающая комета. Ярко вспыхнув в земной атмосфере,

Она осветила черные силуэты гор, да человека, сидящего у костерка. «Окруженный теплотой и тишиной ночи, он сидит и смотрит на бескрайнее звездное небо, которое простирается над его головой. Чуть потрескивает огонь в его костре. И с неба вдруг срывается яркая звезда – и в этот момент он знает – он знает все»…

Возможно, человек у костра и есть сам Николай Рерих, который посвятил эту картины своему старшему сыну Юрию Рериху. Многие люди, близко знавшие художника, утверждают, что у него был дар провидца. И дальнейшие события, подтвердили справедливость этого мнения.

Заветной мечте четы Рерихов вернуться на Родину при их жизни не суждено было осуществиться.

В 1947 году умирает Николай Рерих. Его прах захоронен в Индии.

Их старший сын Юрий сделал все, чтобы вернуть династии Рерихов доброе имя. В 1957 году по приглашению Н.С. Хрущева старший сын семьи Юрий Николаевич Рерих возвращается на Родину. Юрий Рерих – крупнейший ученый – востоковед с мировым именем, владевший почти тридцатью иностранными языками. Всего три неполных года в Москве отвела ему судьба, но как много сделано им за эти годы!

Он привозит на родину более 400 картин отца, рукописи, фотографии и огромную библиотеку родителей. Устраивает выставки с работами отца, открывает для широкого зрителя наследие своих родителей.

Человек энциклопедических знаний и высочайшей скромности Юрий Рерих считал, что путь к Общему Благу лежит через героизм и бескорыстное служение каждого человека.След, оставленный им на Родине также ярок, как свет кометы на картине Николая Рериха.



Похожие публикации