Классификация подвижных игр. Усложнение и вариативность подвижных игр в разных возрастных группах

Способны воспринимать информацию лучше других, и родителям нельзя тратить это время впустую. Новые знания и умения легко усваиваются при помощи различных подвижных и настольных игр. В возрасте от 3 до 7 лет дети стараются копировать действия взрослых, подражать животным и птицам. Родителям в это время необходимо направить ребёнка на правильный путь понимания жизни.

С помощью активных игр можно достичь успеха в этом деле. Классификация подвижных игр довольно разнообразна: по сложности, по степени нагрузки, учитывая возраст ребёнка, по использованию снарядов и т. д. Взрослым нужно помогать своему чаду адаптироваться к жизни. Однако нельзя забывать и о самостоятельности ребёнка. Можно немного усложнить игру, поменять её направление, но указывать, как действовать малышу, не стоит.

Ценность подвижных игр

Многие специалисты в области воспитания детей, среди которых Фребель, Леонтьев, Райх, отмечали значимость Они утверждали, что активные игры способны развивать детей как физически, так и умственно. Кроме этого, дети во время этих занятий находиться всё время в движении, которое им необходимо.

Для дошкольников являются незаменимыми, так как они способны улучшать внимательность и физическое состояние ребёнка, его пластичность и понимание окружающей среды. В процессе игры дети с новой стороны познают мир, и кроме этого, укрепляют и совершенствуют свои навыки.

Трудно переоценить значение активных игр для ребёнка, так как здесь, помимо всего прочего, развиваются воображение и фантазия, речь и память. Кроме этого, подвижные игры очень полезны для здоровья, особенно на свежем воздухе. Дети прыгают, бегают, играют с мячом, что способствует нормальному кровообращению и активизации дыхании. Это оказывает положительное влияние на организм, тем более растущий.

Методика проведения активных игр

Дети дошкольного возраста в большинстве случаев чрезвычайно активны, и поэтому не нужно сильно удивляться, если ребёнок не стоит на месте и минуты. Они постоянно бегают, прыгают, катают мяч, борются, играют со сверстниками. Ребёнок должен действовать и играть самостоятельно, для этого воспитателю или педагогу необходимо создать все условия.

Задача взрослого состоит в направлении и обеспечении всем необходимым площадки для игр. Во-первых, нужно как можно больше свободного пространства, чтобы ребёнок не чувствовал себя взаперти. Во-вторых, нужно предоставить все необходимые игрушки, которые способствуют двигательной активности малышей.

Все дети разные: кто-то любит играть один, кто-то чересчур активный, а кто-то, наоборот, спокойнее. Воспитателю необходимо всё это рассмотреть и косвенно руководить процессом игры. Но нельзя это делать властно и строго, нужно подтолкнуть ребёнка к правильному решению. Одним надо помочь и поиграть с ними, а другим предложить иную игру. Воспитателю следует помнить, что практически все дети в младших группах предпочитают играть по одному. Он должен стараться привить детям любовь к совместным играм. Необходимо правильно организовать и преподнести игру, тем самым вызвав интерес. В этом и состоит методика подвижных игр.

Активные игры в течение дня

Каждый день воспитателям необходимо проводить с малышами подвижные игры. До завтрака необходимо дать детям поиграть самим, не отвлекая их. Для этого необходимо вынести игрушки и подбодрить малышей на занятие. Подвижные игры для дошкольников не уместны сразу после завтрака и любого другого приёма пищи. При выборе игр нужно учитывать занятия, которые были до них. Например, после уроков по рисованию или русскому языку необходимо предложить активные игры, чтобы больше двигаться.

Рекомендуется использовать подвижные игры на прогулке, на свежем воздухе. В помещение следует переходить только в случае неподходящей погоды, например, сильного дождя или ветра. Если на улице как раз такая погода, играть нужно в большом зале, где всем хватит места.

Вечером также рекомендуется проводить игры, но небольшой подвижности. Хорошо подойдёт пение с хороводами. Это занятие должно продолжаться около 10 минут. Наиболее благоприятным временем года для проведения игр является, конечно, лето. Так как подвижные игры на прогулке летом воплотить в жизнь довольно просто. В жаркие дни желательно проводить занятия со средней или малой активностью, чтобы дети не перегревались. А в более прохладные дни лучше использовать игры с наибольшей активностью.

Тяжелее всего проводить в зимнее и осеннее время. Обычно дети надевают тёплую одежду и громоздкую обувь, что затрудняет их двигательную активность. В этом случае идеально подойдут занятия с простыми движениями, которые не будут утомлять малышей.

Подвижные игры на свежем воздухе и в зале способствуют значительному росту физических и умственных способностей. Детский сад - место, которое является одним из ключевых в формировании взглядов и интересов ребёнка.

Классификация подвижных игр

Специалисты в этой области отмечают, что большое разнообразие активных игр привело к необходимости их деления. Как уже было сказано, они классифицируются по сложности, по степени подвижности т. д.

В наиболее общем варианте игры можно разделить на простые и сложные. Простые классифицируются на сюжетные, бессюжетные, аттракционы и игры-забавы.

Сюжетные игры отличаются чётко выработанным сценарием с фиксированными правилами. Они характерны продуманными действиями всех участников событий, отклонение от сюжета представляется невозможным. Игры такого типа популярны во всех группах, особенно для младшей.

Бессюжетные игры характерны отсутствием сценария, однако требуют от детей внимательности, быстроты и самостоятельности. В процессе занятия ребёнок должен повторять определённое двигательное действие, чаще всего представленное в виде состязания.

Аттракционы и игры-забавы также требуют выполнения конкретного задания в виде соревнования. Отличие от бессюжетных состоит в том, что часть детей участвует в игре, а другая часть является зрителями. Эти подвижные игры в ДОУ очень популярны, так как вызывают восторг среди детей.

Практически все спортивные игры относятся к категории сложных. Это и футбол, и баскетбол, и волейбол, и хоккей. Конечно, маленькие дети не могут участвовать в этих взрослых соревнованиях, и поэтому проводят занятия по упрощённой системе.

Активные игры также можно различить по двигательному содержанию: бег, прыжки, метание снаряда и др. Имеет место быть классификация подвижных игр по степени подвижности. Примеры таких игр могут быть самыми разнообразными. Различают занятие большой, средней и малой активности. К первой группе относятся те занятия, в которых принимают участие большинство детей, чаще всего это бег или прыжки. Ко второй группе относятся игры, в которых также участвуют все ребята, но задания более спокойны, например, ходьба или передача снарядов. В играх небольшой подвижности действия неинтенсивны и имеют медленный темп.

Руководство активной игрой

Дети дошкольного возраста очень любят все подвижные игры, но самостоятельно их организовать они, конечно, не могут. В этом к ним на помощь приходит воспитатель. Педагог должен помнить, что главная цель таких игр - совершенствование и развитие физических и умственных способностей ребёнка. Также очень важно умение работать в коллективе, чему необходимо учить в детстве. План подвижных игр должен быть составлен таким образом, чтобы дети в процессе занятия получали развитие своих умений и навыков.

Воспитателю необходимо принимать участие в играх, тем самым на собственном примере показывать ребёнку, как это интересно и захватывающе. Дети очень любят играть со взрослыми, так они чувствуют себя старше. Нужно использовать весёлый тон в общении, это подкупает малышей.

Организация подвижной игры - довольно сложная задача, так как все дети индивидуальны, и далеко не факт, что всё пойдёт гладко с самого начала. Часто можно наблюдать ситуацию, когда не все малыши хотят принимать участие в коллективной игре ввиду своей застенчивости. Не нужно давить на ребёнка, следует дать ему немного времени освоиться. Если же малыш всё равно стесняется и боится играть с другими, можно попробовать осторожно ввязать его в процесс. Предложение вместе побегать или спрятаться будет отличным выходом из этой ситуации для воспитателя.

Педагог должен грамотно руководить игрой, контролировать её во избежание неприятных ситуаций. Что-то подсказать, где-то подбодрить - отличный вариант. Если большинство детей начинают баловаться, и интерес пропадает, необходимо прекратить игру и дать время малышам для отдыха.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

С начала 2014 года вступил в силу новый документ, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Речевое и познавательное, а также художественное и физическое развитие - те области, в которых действует ФГОС. Каждая из этих областей имеет свои задачи, которые помогут детям познать мир и развиваться во всех сферах.

Кроме этого, ФГОС регулирует следующие виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, самообслуживание и бытовой труд, изобразительная, музыкальная и двигательная. Для достижения определённых целей для каждого вида деятельности характерны подвижные игры. ФГОС направлен на достижение определённых целей:

  • повышение статуса дошкольного образования;
  • обеспечение равных возможностей для каждого малыша;
  • сохранение единства образования РФ, в том числе дошкольного;
  • обеспечение высокого качества дошкольного образования.

Данный документ является отличным нововведением, которое призвано регулировать все ДОУ на правильность выполнения своих действий. С вступлением в силу ФГОС дошкольные учреждения стали более ответственны в этом вопросе. Теперь есть чёткий план действий, следуя которому можно максимально качественно дать образование подрастающему поколению.

Подвижные для старшей группы

Большинство детей до школы большую часть жизни проводят именно в ДОУ. Поэтому проведение игр в таких учреждениях обязательно. Классификация подвижных игр подразумевает деление на две части: для совсем маленьких и детей постарше.

Для подготовительной группы характерны в основном игры с мячом. Например, необходимо выяснить, кто быстрее пробежит от старта до финиша, подбрасывая мяч. Помимо этого, популярны такие игры, как «Мышеловка», «Сова», «Пастух и волк». Рассмотрим каждую из них.

Мышеловка. Дети разделяются на две одинаковые группы. Первая - мышки, которые должны выстроиться в колонну один за другим. Другая группа должна образовать три круга, держась за руки. Когда воспитатель говорит: «Мышеловка открыта», дети, которые стоят в кругу, поднимают руки, а мыши пробегают по очереди каждый круг. Когда воспитатель даёт команду: «Хлоп», дети, находящиеся в кругу, опускают руки. Те мыши, которые оказались внутри кругов, считаются пойманными. Игра продолжается, пока не подловят всех «мышей».

Сова . Дети разделяются на две группы: бабочки и жучки. Кроме этого, выбирается один малыш, который будет выступать в роли совы. Для него чертится круг - гнездо, и он стоит там. Когда воспитатель произносит: «День», все бабочки и жучки свободно расхаживают по площадке, делая, что вздумается. Как только воспитатель говорит: «Ночь», все останавливаются, и сова начинает бродить по площадке. Тех детей, которые пошевелились, сова забирает с собой в гнездо. Игра оканчивается, когда в гнезде несколько бабочек или жучков.

Пастух и волк . Выбирают двоих детей, которые будут волком и пастухом соответственно. Остальные - это овцы. Необходимо начертить площадь для дома овец и для того места, где они будут пастись. Пастух выводит овец на пастбища, по команде: «Волк», все должны разбежаться. Задача волка состоит в том, чтобы поймать как можно больше овец и отвести в своё логово, а пастух призван защищать своих питомцев. Игра заканчивается, когда волк поймал определённое количество овец.

Подвижные игры для самых маленьких

Здесь отдаётся предпочтения играм, где можно наблюдать чёткий сюжет. Желательно, чтобы каждому ребёнку была отведена своя роль. Также популярны игры совсем без сюжета, являющиеся простейшими, например, «догонялки». Итак, подвижные игры для младшей группы детского сада:

  1. Курица и цыплята. Для проведения этой игры нужна верёвка и две стойки. Верёвку натягивают между ними, по одной стороне находится дом курочки с цыплятами, по другой зёрна. Когда курица идёт на другую сторону, она зовёт цыплят «ко-ко-ко». Услышав, цыплята бегают по всей территории, имитируя движения. По команде: «Домой», все заходят по другую сторону верёвки.
  2. Ручеёк. Здесь участвуют все дети, и не нужно делиться на команды. Требуется начертить «ручеёк» небольшой ширины и на расстоянии 20-25 см друг от друга нарисовать камешки. Дети становятся в начало и по камешкам должны пересечь ручей. Если ребёнок оступился, значит, он «намочил ножки» и нужно пробовать с самого начала.
  3. Солнце - дождик . Для этой игры необходимо расставить по всему периметру площадки стулья и обручи (импровизированные домики). Когда воспитатель говорит: «Солнышко, пора гулять», дети выходят из домиков и бегают по площадке. По команде: «Дождик, пора домой», все дети бегут обратно.

Цель подвижных игр в детском саду - это, прежде всего, развитие личностных и физических качеств, а также обучение детей дружить и работать в команде. Принято считать, что школа воспитывает людей. Однако начинается воспитание именно в детском саду. Благодаря активным играм, дети легче воспринимают информацию и быстрее развивают в себе необходимые навыки.

Сюжетные подвижные игры

Занятия с определённым сценарием воспитывают в детях чувство ответственности и собранности. Сюжетные игры очень разнообразны, рассмотрим некоторые из них.

  1. Воробьи и автомобиль. Все дети садятся на стулья или скамейки на одной стороне площадки. Здесь они играют роль воробушек, которые сидят в своих гнёздах. На противоположной стороне стоит воспитатель, представленный в роли автомобиля. Когда педагог говорит: «Полетели воробушки», все дети встают и бегают или ходят на площадке. По команде: «Автомобиль едет», все дети возвращаются как можно быстрее в свои гнёзда.
  2. Самолёты . Воспитатель называет определённых детей в количестве 3-4, которые становятся на противоположную от других сторону. По команде: «К полёту приготовиться, завести моторы», дети делают вращательные движения руками перед грудью. Когда педагог говорит: «Полетели», дети разводят руки в стороны, имитируя самолёт, и бегут на другую сторону. По команде «На посадку» дети приземляются на свои места. Затем выбирается следующая группа малышей.
  3. Пузырь . Дети вместе с воспитателем образуют небольшой круг, держась за руки. Когда педагог произносит: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой», дети потихоньку отходят назад, образуя большой круг. После того, как педагог скажет: «Лопнул пузырь», дети должны опустить руки и сесть на корточки, произнеся «Хлоп». После этого нужно встать и снова образовать маленький круг.
  4. Летают птички . Дети встают на какую-либо возвышенность по одной стороне площадке. После слов «Светит солнышко» дети выбегают на площадку и начинают искать и клевать импровизированные зёрна. Когда воспитатель произносит: «Пошёл дождик», дети возвращаются обратно на возвышенность.

Бессюжетные подвижные игры

Они призваны научить детей ловкости, скорости и ориентирования в пространстве.

  • Найти цвет. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку флажок разного цвета. Обычно цветовая гамма состоит из красного, жёлтого, зелёного и синего. Четыре ребёнка стоят с флажками возле конкретного флага аналогичного цвета. Когда воспитатель даёт команду: «Идите гулять», остальные дети разбегаются по площадке в хаотичном порядке. После слов: «Найдите свой цвет», детям нужно как можно быстрее прибежать к флагу своего цвета.

  • Не опоздай. Воспитатель раскладывает какие-либо погремушки в форме круга. По его команде дети разбегаются по комнате прочь от них. Когда педагог произносит: «Не опоздай», дети бегут обратно в центр комнаты.
  • Найди свой дом. Дети разделяются на несколько групп, каждая из них становится у определённого дерева. Оно является их домиком. По команде воспитателя дети разбегаются кто куда. Когда педагог произносит: «Найдите свой домик», дети должны собраться определёнными группами у деревьев, у которых они стояли в начале игры.

Классификация подвижных игр призвана выделить те, которые необходимы ребёнку в определённом возрасте. Наиболее популярным является разделение на сюжетные и бессюжетные. И те, и другие призваны развивать детей, привить им определённые качества. Подвижные игры необходимы для нормального развития каждого ребёнка, и не стоит недооценивать их значение.

Варианты подвижных игр может создавать сам воспитатель, учитывающий уровень умственного и физического развития детей своей группы и предусматривающий постепенное повышение к ним требований.

К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

И так, систематическое использование различных вариантов игр содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствование физических качеств, навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности пространственных ориентировок.

Подвижная игра содержит неограниченные возможности формирования у детей ориентировки в пространстве, имеющей важное значение в жизни. В подвижных играх ребенок решает разнообразные ориентировочные задачи: определяет направление движения расположение различных окружающих его предметов, учатся соразмерять свои движения в окружающей среде. В подвижной игре ориентировочная деятельность детей требует самостоятельного решения двигательных заданий: они учатся выбирать маршрут передвижения, если он не указан правилами, быстро реагировать на изменение игровой ситуации, звуковые сигналы, двигаться в коллективе детей, согласовывая свои движения с действиями сверстников.

Такие игры очень полезны, потому что они оказывают полезное воздействие на вестибулярный аппарат, способствуют развитию координации движений, концентрации внимания на определенном объекте и даже укрепляют сердечно-сосудистую систему организма. Помимо огромной пользы для здоровья, все подвижные игры доставляют радость малышу. "Движение - это жизнь", и об этом важно не забывать.

Рекомендуется проводить подвижные игры на разные виды движений во время утренней и вечерней прогулки или дома. Обычно в подвижные игры играют не более 2-3 раз с ребенком младше двух лет и примерно 4-5 раз с ребенком старше двух лет, в неделю каждая игра должна повторяться примерно по 2-3 раза. Для того чтобы интерес ребенка к игре не угасал, нужно со временем постепенно усложнять игру, добавляя движения, меняя игрушки и прочее.

Некоторые варианты подвижных игр для детей.

Подвижная игра "Маленькие и большие" для детей от 1,5 до 2 лет

Перед тем, как начать играть в эту игру, научите ребенка выполнять движения, показывая и называя их при этом. Например, помогите ему присесть, встать, поднять руки, держась за обруч или палку.

Затем необходимо попросить малыша выполнять движения, которые вы будете называть, например: "Покажи, какой ты был маленький?", "Покажи, каким ты можешь стать большим!". Ребенок должен научиться выполнять движения без вашей помощи, а также без помощи обруча или палки.

Подвижная игра "Паровоз" для детей от 1,5 до 2 лет

Взрослый стоит впереди, малыш сзади держится за него. Взрослый начинает двигаться со звуками "Чух - чух - чух! Ту - ту!". Усложняется игра увеличением скорости движения, а затем переменой мест взрослого и ребенка.

Подвижная игра "Поезд" для детей от 2 лет

Взрослый вместе с ребенком должен сидеть на стуле и делать круговые движения руками перед собой, гудя: "ту - ту!" и топая ногами. Сигнал "Остановка!" или "Приехали!" должен означать, что пора сходить с поезда и собирать ягоды или грибы, бегая по комнате.

Подвижная игра "Скати с горки" для детей от 1 года до 2 лет

Перед началом игры ребенку необходимо показать, как нужно правильно скатывать мячик сверху вниз по горке и приносить его. Затем ребенок должен начинать действие самостоятельно по просьбе взрослого. Хорошо, если ребенок будет скатывать по очереди большой и маленький мячи. Усложняется игра тем, что взрослый называет цвет мяча, а ребенок должен скатить тот мяч, цвет или рисунок которого был назван.

Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр.

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.

Сюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.). В работе с самыми маленькими детьми используют игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).

Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое дидактическое руководство игрой.

Особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в его развитии и поведении; определяет (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, с умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства их деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное; создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, способствует формированию физических, психических, духовных, эстетических с и нравственных качеств ребенка.

Методика проведения подвижной игры направлена на воспитание о эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными двигательными навыками ребенка. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя в формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться ц в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, в: проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание. и Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение и в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная и деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.

Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.

При подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность у детей представлений об обыгрываемом сюжете. Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре. Педагог обращает внимание на правильное, раскованное, выразительное выполнение двигательных действий. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий (водителями, спортсменами и т. д.), просмотр видеофильмов, кино- и диафильмов, беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры — изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5—2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.

Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения новой игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мышления, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты, грациозности движений, фантазии и воображения. Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение — зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, стимулирующих их к эмоциональному восприятию.

Сюжет рассказа, его содержание должно быть понятно детям, поэтому использование этого приема требует планирования и продумывания педагогом предшествующей работы, чтобы у детей было сформировано представление об обыгрываемом сюжете. Воспитатель проводит наблюдение в природе, живом уголке за поведением птиц, и животных; читает художественную литературу, показывает диафильмы, видеофильмы, кинофильмы, составляя представления, необходимые для успешного проведения игры. Вместо ситуативного объяснения игры педагог использует перед проведением первой игры крошку-сказку или сюжетный рассказ, в который входят правила игры и сигнал. Их объяснение занимает те же отведенные методикой 1,5—2 мин, а иногда и меньше. Воспитательный эффект от такого объяснения высок — у детей развиваются воссоздающее воображение, фантазия. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, развитию выразительности движений. В объяснение игры вплетаются правила, сигнал.

Сюжетные рассказы используются во всех возрастных группах. Нередко педагогу бывает сложно придумать объяснение игры. Для облегчения задачи можно использовать стихи. Например:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка:

«Ко-ко, не ходите далеко».

Дети - «цыплятки» гуляют по лужайке, собирают водящему зернышки, пьют водичку из лужицы. Приближаясь к водящему - «кошке», «курочка» (педагог) говорит:

На скамейке, у дорожки.

Улеглась и дремлет кошка.

«Цыплятки» подходят к «кошке» близко, «курочка» говорит:

Кошка глазки открывает (Мяучит: «Мяу-мяу».)

И цыпляток догоняет.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает по местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших — без него). При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, би как дети поняли игру. Если правила им понятны, то игра проходит весело и увлекательно.

Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет и правила, игровые приемы, условия соревнования. Выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, предполагающих не только скоростное, но и качественное выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Какая команда не уронит мяч»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, вызывает чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды подбирает ребят, равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых малышей объединяет их со смелыми и активными ребятами.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевают форму, выбирают капитанов команд, судью и его помощника. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит также в распределении ролей. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего и затем попросить их объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; может взять ведущую роль на себя или выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет поначалу воспитатель, делая это эмоционально, образно. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры, если недостаточно точно понял объяснение педагога, очень хотел выиграть, был невнимателен и т.д. Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием детей в игре.

Значительное внимание следует уделять вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи; совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.

Первоначально варианты игры педагог придумывает сам или подбирает из сборников подвижных игр. При этом следует постепенно усложнять правила. Например, воспитатель интонационно варьирует интервал подачи сигнала: «Раз, два, три, лови!», «Раз—два—три—лови!» и т.д.; он может изменить расположение детей и физкультурных пособий в игре; выбрать нескольких водящих; включить в игру правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания и т.д.

Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию детского творчества.

Руководя игрой, педагог формирует правильную самооценку, доброжелательные взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывая его с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.

Подводя итог игры, воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнивших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество.

Отмечая действия детей, нарушивших условия и правила игры, педагог высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются и будут играть лучше.

К ЭЛЕМЕНТАРНЫМ ИГРАМ относятся

    Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные. К сюжетным относятся в т.ч. народные хороводные игры (с пением и речитативом): «Бояре», «Камушек», "Терера", "Золотые ворота", «Коза», «А мы просо сеяли», «Ручеек» и народные игры без пения: «Кот и мыши», «Колечко» и т.д.

    Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению игровой цели. К ним относятся:

- игры типа перебежек и ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия): "Краски","Пятнашки"

- игры с элементами соревнования (индивидуального и группового): «Жмурки», "Третий лишний", "Пустое место"

- игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды, каждый играющий стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды)

- игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, мячи) требуют определенных условий, правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий и элемент соревнования)

- игры-аттракционы - в них двигательные задания выполняются в необычных условиях, часто включают элемент соревнования, эстафеты: «Бег со связанными ногами вдвоем», «Болото», «Рыбки», «Сматываем веревочку»

К СЛОЖНЫМ относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и т.д.), которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты реакции. В зависимости от возраста детей они могут играть и по упрощенным правилам (в т.ч. в разновозрастных группах).

По степени нагрузки подвижные игры разделяются на

Этапы проведения подвижной игры :

Подготовка игры самим педагогом (продумывание правил и их объяснения, разучивание текстов, подготовка оборудования и материалов)

Эмоциональный настрой детей на игру

Точное, краткое, заинтересовывающее детей объяснение правил

Проигрывание игры с обязательным участием педагога (в роли ведущего, водящего или "капитана" группы - в зависимости от того, чья задача в данной игре сложнее)

2-3 повторения игры на одном занятии

Предложение детям выбирать понравившиеся игры из известного репертуара и закрепление игры на последующих занятиях напоминанием основных правил

Введение новых вариантов игры на основе уже хорошо знакомой (в т.ч. придумывание вариантов игры вместе с детьми - например, пусть будет не "Кот и мыши", а "Том и Джерри" или «Волк и зайцы» - тогда и текст речевого сопровождения, и характер движений обязательно поменяются!)

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ. Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда игра предлагается впервые и педагог не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться в ее ходе. Подготовка состоит из выбора игры, подготовка площадки для проведения игры, подготовка инвентаря для игры, предварительный анализ игры. Выбор игры в первую очередь зависит от общих задач урока, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество занимающихся. При выборе игры необходимо учитывать форму занятий (урок, перемена, праздник, прогулка). Урок и перемена ограничены по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на празднике используются в основном массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и разной физической подготовленности. Выбор игры напрямую зависит от места ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры с постройками из снега. При организации игр на улице надо учитывать состояние погоды (особенно зимой). Если температура воздуха низкая, выбирается игра с активными действиями участников. Нельзя использовать игры, в которых приходится долго стоять, ожидая своей очереди. Малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочередно, хороши в жаркую погоду. Наличие пособий и инвентаря также влияет на выбор игры. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря или при неудачной его замене игра может не состояться. Подготовка площадки для игры. Если подвижная игра проводится на воздухе, то надо снять дерн или подобрать ровную зеленую площадку (особенно для детей младшего школьного возраста), не требующую этого. Форма площадки предпочтительно прямоугольная, не менее 8 м в ширину и 12 м в длину. На расстоянии 2 м от поля можно поставить несколько скамеек. Площадка ограничивается лицевыми (короткими) и боковыми линиями, проводится поперечная черта, делящая ее пополам. По углам площадки можно поставить флажки, сделав в грунте выемки. Флажки допустимо ставить вдоль боковой границы в месте пересечения средней линии. Линии принято размечать меловой краской, на травяной площадке вдоль линий можно слегка срезать дерн, чтобы получился 2-3-сантиметровый желобок. Линии границ намечаются не ближе 3 м от забора, стены или других предметов во избежание травм. Площадку для зимних игр надо очистить от снега, утрамбовать, а по краям соорудить снежный вал. Для проведения некоторых игр ее посыпают песком. Можно сделать отдельную площадку для игр, наиболее предпочитаемых детьми, в которые они любят играть самостоятельно. Перед началом игры в помещении руководитель должен проследить, чтобы в зале не было посторонних предметов, мешающих движениям играющих. Спортивные снаряды (брусья, перекладину, коня, козла) надо убрать в подсобное помещение. Если нет такой возможности, то их следует поставить у короткой стены и оградить скамейками, сеткой или другими предметами. Оконные стекла и лампы нужно закрыть сетками. Помещение всегда должно быть проветрено, а пол протерт влажной тряпкой. Если руководитель планирует провести игру на местности, он заранее хорошо знакомится с ней и размечает условные границы для игры. Места для игр подготавливают учащиеся совместно с руководителем. Подготовка инвентаря для подвижных игр. Подвижная игра должна обеспечиваться соответствующим инвентарем. Это флажки, цветные повязки или жилетки, мячи различных размеров, палки, булавы или кегли, обручи, скакалки и т.п. Инвентарь должен быть ярким, заметным в игре, что особенно важно для младших школьников, а его размер и масса - посильными для играющих. Количество инвентаря предусматривается заранее. Руководитель поддерживает инвентарь в должном состоянии и систематически приводит в порядок. Можно привлекать детей к хранению и починке инвентаря. Для игр на лужайках, на зимних площадках можно использовать шишки, снег и т.п. Участники получают инвентарь или расставляют его на площадке только после того, как руководитель объяснит им правила игры. Предварительный анализ игры. Перед тем как проводить игру, руководитель должен продумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации, возникающие по ходу игры. Особенно необходимо предусмотреть и предотвратить возможные нежелательные явления. Руководитель, хорошо знающий данный коллектив играющих, предварительно намечает роли игроков, продумывает, как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков. Для проведения некоторых игр он заранее выбирает себе помощников, определяет их функции и, если это необходимо, дает им возможность подготовиться (например, в играх на местности). Помощники первыми знакомятся с правилами игры и местом ее проведения. При проведении игры руководителю рекомендуется продумать и учесть следующие аспекты: 1. Познакомиться с требованиями и правилами игры, в которую дети будут играть. Приготовить все необходимое оборудование и материалы перед ее началом. 2. Учесть уровень развития детей, их таланты, умения и неумения. 3. Предлагать только те игры, которые доступны данной возрастной группе, соответствующие росту детей, их силе, жизненному опыту. Умело выводить участников из игры, которая для них сложна. 4. Избегать сверх энтузиазма (перевозбуждения) у играющих. 5. Быть готовым к участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняться всем правилам, включая и те, которые вроде бы умаляют достоинство взрослого. 6. Помогать детям, которые не совсем компетентны и не столь координированны, как их сверстники, поручая им задания или предоставляя возможность выполнять упражнения с учетом сноровки, которой они обладают. Ребенок с каким-либо недостатком может получать удовольствие, если будет судьей-хронометристом, счетчиком очков или главным судьей в игре, в которой он не сможет принять участие. Не обращать внимания на ошибки некоторых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры. Не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила или ошиблись в игре. 7. Объяснять правила каждой игры вовремя и разрешить детям один или большее количество раз потренироваться, перед тем как начнется активная игра. Иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, если дети не одобрят первую предложенную руководителем игру. 8. Давать детям отдых между играми в соответствии с их возрастом и возможностями. 9. Выбирать игры с учетом возможности их усложнения: начинать с простейших, тренируя, постепенно усложнять их по мере улучшения ловкости детей.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ:

    Название игры.

    Программные задачи (закреплять, совершенствовать, управлять).

    Цель игры (воспитание общей выносливости, силы воли; ловкости, дружелюбия, ориентировка в пространстве и т. д.).

    Оборудование (например, скамьи, канаты, обручи и т.д.)

    Сюжет игры (младший и средний возраст), содержание игры (старший дошкольный возраст).

    Правила игры (знание правил игры, начинаем игру после сигнала).

    Ход игры (выбор водящего, считалка, речевка, сигнал)

    Руководство игрой (отслеживаем развитие сюжета, успокаиваем гиперактивных детей, стимулируем к действиям медлительных детей).

    Варианты игры (усложнения).

    Анализ проведенной игры (подводить итоги игры нужно только на положительных эмоциях, похвалить лучших, успокоить проигравших, обнадежить, что в следующий раз все получится)

татьяна кумилина
Конспект проведения подвижной игры «Охотники и звери»

Цель : развитие двигательных умений и навыков дошкольников посредством подвижных игр .

Задачи :

Образовательные : Закрепить упражнение «метание в цель» ; изучение русского фольклора на примере считалок.

Развивающие : Развивать способности детей старшего дошкольного возраста к самостоятельному выполнению физических упражнений согласно словесной инструкции; развивать умение детей действовать коллективно, строго соблюдая правила игры ; продолжать развивать двигательные навыки и физические качества, необходимые в дальнейшей жизни, творческое воображение; повышение активности и общей работоспособности.

Воспитательные задачи : Воспитать интерес к занятиям физической культуры и спортом; воспитать дружеские отношения детей в группе.

Ход выполнения

Разминка : воспитатель предлагает детям проверить свое внимание . Проводится игра «Живое – неживое» . Сидя на месте, дети согласно правилу игры хлопают в ладоши и топают ногами.

Воспитатель. Теперь мы готовы узнать, получатся ли из вас настоящие охотники . А для этого сыграем в игру «Охотники и звери » . Правила игры такие . Сейчас мы посчитаемся и определим, кто же из нас будет охотниками . Остальные детки будут лисичками и зайчиками. Охотники должны ловить зверей , а для этого вместо ружей у охотников будут мячи . Если охотник попадет в зверюшку – она поймана . Выиграет та команда, в которой будет меньше пойманных зверюшек .

Воспитатель раздает мягкие мячики «охотникам » . По команде воспитателя : «Звери вышли погулять по лесу!» , «лисички» и «зайчики» выбегают на середину площадки и бегают, прыгают. По команде воспитателя : «Охотники вышли на охоту ! Берегитесь!» «охотники » пытаются попасть мячиками в «лисичек» и «зайчиков» , те убегают, уворачиваются от них. Воспитатель следит за количеством попаданий. Детей, в которых попали мячиком, выводят из игры , усаживают на скамейку. В конце игры воспитатель объявляет – какая команда выиграла и какой «охотник » - самый меткий. Игру можно повторить. Воспитатели собирают мячики, следят за выполнением правил. После окончания игры дети с воспитателями садятся на скамейки.

Примечание. Перед началом игры надо объяснить детям, что целиться необходимо в ноги. Следить, чтобы дети выполняли бросок мяча из-за спины через плечо. Убегать с площадки и бросать мяч можно лишь по сигналу воспитателя.

Варианты усложнения игры

В старшей группе воспитатель первоначально сам играет роли. Например, в игре «Охотники и звери » он берет на себя роль «охотника » Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры , воспитатель передает роль водящего ребенку, используя прием назначения. Для обеспечения адаптации играющих к условиям он чаще делает вид, что ловит. На роль водящего первоначально выбирают ребенка со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Назначая на роль водящего детей с разным уровнем активности в выполнении двигательных действий, воспитатель может регулировать нагрузку. К концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх.

В старшей группе не только в известной, но и в новой игре роль водящего поручают ребенку. Если педагог уверен в том, что любой справится с ролью водящего, можно прибегнуть к выбору с помощью «стрелки» , считалки. Как правило, детям нравится роль водящего, поэтому назначение на эту роль можно использовать как поощрение за удачные действия или другие качества играющих.

В старшем дошкольном возрасте при выборе водящего можно спросить детей : «Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет правильно ловить, кто ни разу не попался?». И т. д.

Чтобы показать детям различные удачные действия водящего, воспитатель берет эту роль себе. Следует отметить, что исполнение роли водящего взрослым значительно оживляет игру, усиливает ее эмоциональное воздействие.

Существуют различные варианты подвижных игр . Вариантность позволяет использовать их более целесообразным, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянно. Изменения должны быть всегда обоснованными. Можно, например, усложнять двигательные задания, увеличивая расстояние (для бега, прыжков, метаний, или вводить новые движения (ходьбу и бег между предметами, по мостику в игре «Поезд» и др.). Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек» , количества детей в подгруппе, усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное.) Другой пример : в одном варианте дети помогают воспитателю ловить «зверей » , в другом, более сложном самостоятельно выполняют роль «охотника » .

К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

Болоее сложные варианты игры «Охотники и звери »

1. Выбирается один «охотник » . Остальные дети-»звери ».

Звери потихоньку от «охотника » договариваются, каких зверей они будут изображать : зайцев, медведей, белочек и т. п.

«Звери » и «охотник » встают напротив друг друга на расстоянии 2-3 метров. У «охотника » в руках небольшой резиновый мяч.

«Звери » говорят «охотнику » :

Что за звери , угадай?

Догадаешься, стреляй!

И начинают изображать то животное, о котором заранее договорились. Если «охотник » долго не может угадать, выбирают другого, и игра начинается сначала.

Когда «охотник » угадывает, кого изображают остальные, он громко выкрикивает ответ. Если «звери » отвечают «да!» , «охотник » в них «стреляет» -бросает мяч. Задача детей - увернуться от мяча.

Случается, что «охотник » ни в кого не попадает. Тогда выбирают другого. Если же попал, ему даются следующие попытки, пока он не промахнется. Кто больше «зверушек » настреляет, тот лучший «охотник » .

Если игра повторяется многократно и дети затрудняются с выбором животных, каждый может изображать кого угодно.

Дети, прогуливаясь перед «охотником » говорят :

Вот животные гуляют,

И о том они не знают,

Что охотник ждет в кустах . Бах!

Тогда «Охотник » ничего не угадывая, «стреляет» сразу после слова «бах!» . Дети разбегаются, стараясь, чтобы в них не попали.

Эта игра способствует развитию меткости, точности броска. Учит детей передавать в движении образ животного.

2. Для этой игры используется специальная считалочка для выбора водящего :

Иван с косой,

Не ходи босой,

А обутый ходи,

Себе лапти сплети.

Если будешь ты обут -

Волки, лисы не найдут,

Не найдет тебя медведь,

Выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями , кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу» , и делает движения, как при косьбе.

«Звери » переговариваются с ним :

Иван-косарь, что ты делаешь?

Траву кошу.

А зачем косишь?

Коров кормить.

А зачем коровы?

Молочко давать.

А зачем молочко?

Сырцы делать.

А зачем сырцы?

- Охотников кормить .

А зачем охотников кормить ?

В лесу зверей ловить !

«Звери » быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» их бросает в них мяч. Задев кого-нибудь из «зверей » мячом, он должен отгадать, какой это «зверь » . Если отгадает, пойманный выбывает из игры , а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей » .

Систематическое использование различных вариантов игр содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствование физических качеств, навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности пространственных ориентировок.



Похожие публикации