Промышленные корпорации и третий рейх. Нет фашизму: известные бренды, сказавшие ему ДА

Ну неужели действительно англичане и американцы помогали фашистам? Это же в голове нормального человека не укладывается. Да, реально англосаксы помогали, а потом сами же и бомбили свои заводы Кока Колы в Берлине и Дрездене перед самым входом русских войск в Мае 1945 года. Причем бомбили они ожесточенно, до основания, чтобы окончательно замести свои следы и грязные делишки в помощи немцам, чтобы русские ничего не поняли и не заподозрили. Но главное, что бы русские не догадались, что это русские изначально и построили всю эту красоту, тогда, когда это была одна огромная Империя, до разделения на страны и языки и самое интересное, что многие немцы знали русский, как знает Ангела Меркель - копия похожая на Гитлера. Говорят внучка.

Неужели, американские корпорации могли помогать Гитлеру?

Вильгельм Кейтен: А эти тоже нас победили?

Во время Нюрнбергского процесса бывший президент Имперского банка Ялмар Шахт в беседе с американским адвокатом заявил: «Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе. Вы обязаны будете предъявить обвинение американцам.

Автозавод «Опель», например, ничего не производил, кроме военной продукции. Владела же этим заводом ваша «Дженерал моторс». Практически до окончания войны, имея специальное разрешение на торговлю с Германией, Италией, Японией, вела свой бизнес американская телекоммуникационная компания ITT. Не остановил производство во Франции после оккупации ее немцами автогигант «Форд», при этом особое покровительство деятельности «Форда» в Европе оказывал лично Герман Геринг, возглавлявший промышленный концерн «Рейхсверк Герман Геринг». О чем говорить, если даже далекая от военных дел компания «Кока-кола» наладила в Германии производство напитка «Фанта»!

Не помешала война «Стандарт ойл» заключить через британских посредников контракт с германским химическим концерном «И.Г.Фарбенидустри» на производство авиационного бензина в Германии. За время Второй мировой войны ни один танкер «Стандарт ойл» не был потоплен немецкими подводными лодками.

Как известно, Нюрнбергский трибунал признал Шахта невиновным

Давайте более пристальней посмотрим на этот вопрос

Выйдя на мировую арену после участия в Первой мировой войне, США большое внимание уделяли ситуации в Европе и особенно событиям в Германии. Еще в 1921–1922 гг. помощник американского военного атташе в Берлине капитан Трумэн Смит обратил внимание на эмоциональные и жесткие выступления в Мюнхене еще малоизвестного в стране политика Адольфа Гитлера, который с 1921 г. возглавлял немецкую национал-социалистическую рабочую партию (НСДАП). В 1922 г. американский дипломат познакомился с ним.

С 1923 по 1926 гг. финансирование Гитлера и его партии осуществлялось через швейцарские и шведские банки. С 1926 г. финансирование нацистов стало осуществляться напрямую через банки и промышленные концерны Германии. Осенью 1930 г. в США побывал глава Рейхсбанка Ялмар Шахт, который напрямую вел переговоры с представителями американского бизнеса. Им он в приватных переговорах поведал о сценариях прихода А. Гитлера к власти в Германии и о его концепции развития страны, стратегии борьбы с большевизмом… Вскоре атташе американского посольства в Берлине Д. Гордон сообщил в дипломатической депеше Госсекретарю США Г. Стимсону: «…Гитлер получил значительную финансовую поддержку от определенных кругов промышленников. Как раз сегодня до меня дошел слух из источника обычно хорошо информированного, что представленные здесь различные американские финансовые круги весьма активно действуют в том же направлении ».

Ялмар Шахт - президент Имперского банка Германии

Ялмар Шахт - президент Имперского банка Германии отлично знал кто заказал Россию.

В мае 1933 г. президент имперского банка Ялмар Шахт посещает вновь Америку, где проходит его встреча с президентом Ф. Рузвельтом и крупнейшими американскими финансистами. Вскоре Берлин получает инвестиции в германскую промышленность и займы из США на общую сумму свыше миллиарда долларов. Через месяц, в июне, на международной конференции в Лондоне Ялмар Шахт проводит также серию встреч и переговоры с главой британского банка Н. Монтегю. Как затем, во время Нюрнбергского процесса, заявил Я. Шахт, Великобритания предоставила кредиты Германии в объеме свыше миллиарда фунтов, что в долларовом эквиваленте составило два миллиарда долларов.

После пережитого Германией в 20-е годы экономического кризиса, который усугублялся выплатой репараций странам-победителям, американские промышленные корпорации и банки, воспользовавшись ситуацией, скупили активы многих ключевых предприятий страны. Например, принадлежащая семейству Рокфеллеров «Стандарт ойл» получила контроль над германской корпорацией «И. Г. Фербениндустри», которая активно финансировала избирательную кампанию А. Гитлера в 1930 г. Над «Опелем» с 1929 г. и по сей день свой контроль осуществляет американская автомобильная корпорация «Дженерал моторс», принадлежащая семейству Дюпона (Про Дюпона вообще можно писать отдельную историю, как он сторонник идеям Гитлера создавал в США националистические партии и идейно помогал фашистской Германии). Именно на заводах этой корпорации в Германии производились для немецкой армии известные грузовики Blitz. Американская компания телефонной связи «ИТТ» приобрела 40% телефонных сетей Германии.

То, что Соединенные Штаты не потеряются и не растеряются по ходу вспыхнувшей в Европе войны, было понятно еще до первых выстрелов. И действительно, не для того же американские бизнесмены и госструктуры на протяжении длительного времени скупали германскую экономику «оптом и в розницу», чтобы из-за каких-то там боевых действий поступиться прибылью…

В канун Второй мировой войны корпорации и банки США инвестировали 800 млн долл. в промышленность и финансовую систему страны. Сумма по тем временам огромная. Из них лидирующая четверка из Америки вложила в милитаризированную экономику Германии около 200 млн долл.: «Стандарт ойл» - 120 млн, «Дженерал моторс» - 35 млн, инвестиции «ИТТ» составили 30 млн, а «Форд» 17,5 млн долл.
Не может не шокировать тот факт, что даже после вступления США во Вторую мировую войну 11 декабря 1941 г. американские корпорации продолжали активно выполнять заказы фирм вражеских стран, поддерживали деятельность своих филиалов в Германии, Италии и даже Японии. Для этого всего лишь необходимо было обратиться для получения специального разрешения осуществлять хозяйственную деятельность с компаниями, находящимися под контролем нацистов или их союзников. Указ президента США от 13 декабря 1941 г. допускал подобные сделки, ведение бизнеса с вражескими компаниями, если на то не было особого запрета министерства финансов Америки. Очень часто американские корпорации без проблем получали разрешения на деятельность с вражескими фирмами и поставляли им необходимые сталь, двигатели, авиационное топливо, каучук, компоненты радиотехники… Так что мощь военной промышленности Германии и ее союзников поддерживалась экономической деятельностью США, чьи компании получали сверхприбыль за свои сделки с противником. Воистину, кому война, а кому мать родная…

Руководители «И.Г.Фарбениндустри» во время Нюрнбергского процесса -1946 год

Руководители «И.Г.Фарбениндустри» во время Нюрнбергского процесса -1946 год

Так, могущественная «Стандарт ойл» регулярно снабжала гитлеровскую армию различным топливом, а в промышленность поставляла синтетический каучук и различного рода сырье. Поставки шли также в Италию и в Австрию. При этом в США в годы войны существовали серьезные проблемы с поставками синтетического каучука для американской промышленности. Не помешала война «Стандарт ойл», используя британских посредников, заключить контракт с компанией «И. Г. Фербинидустри», который позволял производить авиационный бензин в Германии. Так что самолеты «люфтваффе», которые бомбили мирные города Советского Союза, Великобритании, убивали британских и американских солдат, получали бензин, созданный американской корпорацией. За время Второй мировой войны ни один танкер «Стандарт ойл» не был потоплен немецкими подводными лодками. Это и понятно - никто не рубит сук, на котором сидит.

Практически до окончания войны, имея специальное разрешение на торговлю с Германией, Италией, Японией, вела свой бизнес американская «ИТТ». Не остановил производство во Франции после немецкой оккупации автомобильный концерн «Форд». Особое покровительство деятельности концерна в Европе оказывал лично Герман Геринг, который возглавлял промышленный концерн «Рейхсверк Герман Геринг». Даже далекая от военных поставок компания «Кока кола» наладила в Германии производство напитка «Фанта». И это далеко не все примеры сотрудничества крупного бизнеса США и гитлеровской Германии во время войны. Впоследствии Яломир Шахт в беседе с американским доктором Джильбертом во время Нюрнбергского процесса заявит:«Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе. Автозавод «Опель», например, ничего не производил, кроме военной продукции. Владела же этим заводом ваша «Дженерал моторс»… Как известно, Нюрнбергский трибунал признал Я. Шахта невиновным.

»Дженерал Электрик» (GE)

1946 год: Не первый и не последний раз гигантская компания «Дженерал Электрик» (GE) оказалась в федеральном суде по обвинению в нарушении антитрестовского закона. Правительство США обвинило GE и одного из ее компаньонов в сговоре с целью монополизации рынка, поднятия цен и вытеснения конкурентов.

Но это было неординарное антитрестовское дело. В первый послевоенный год GE предстала перед судом по обвинению в тайном сговоре с главной германской фирмой по производству вооружений «Крупп». Их партнерство искусственно подняло стоимость оборонных приготовлений США. В то же время оно помогало Гитлеру субсидировать перевооружение Германии. Сотрудничество между ними продолжалось даже после вторжения нацистских танков в Польшу.

GE не была одинокой в мире большого бизнеса США в деле заключения сердечных и прибыльных соглашений с корпорациями нацистской Германии. «Кодак», «Дюпон» и «Шелл Ойл» также известны дружественными деловыми отношениями с Германией. Благодаря недавним выплатам репараций, подобная деятельность компаний «Дженерал моторс» (GM) и «Форд» наиболее широко известна. И эти случаи поучительны.

Когда в 1939 г. разразилась война, GM и «Форд» с помощью дочерних предприятий контролировали 70% немецкого авторынка. Те компании «быстро переоснастили производство с тем, чтобы стать поставщиками боевой техники для армии Германии», - пишет М. Доббс в «Вашингтон Пост».

Печально известный антисемит Генри Форд создал своего рода общество взаимного восхищения с Адольфом Гитлером. Германский диктатор восторженно аплодировал американскому серийному производству. «Я рассматриваю Генри Форда, как мое вдохновение», - заявил Гитлер, который всегда держал портрет этого американского промышленника в натуральную величину над своим столом. В 1938 г. Форд принял наивысшую награду, которой нацистская Германия могла награждать иностранца, Большой Крест Германского Орла.

Форд сыграл определенную роль в наращивании военной мощи нацистской Германии до войны. Армейская разведка США сообщала, что «настоящей целью» завода по сборке грузовиков, открытого в Берлине в 1938 г., было производство «военных транспортных средств для вермахта».

Дженерал моторс

«Дженерал моторс»

Один старший чиновник GM также получил медаль от Гитлера, видимо, за предоставленные и будущие заслуги. Втягивание GM в Германию началось в 1935 г., после открытия завода грузовиков возле Берлина. Через несколько лет грузовики, произведенные на этом заводе, станут частью немецких армейских конвоев, которые с грохотом пройдут через Польшу, Францию и Советский Союз.

После оккупации немцами Чехословакии в 1939 г. председатель GM А.П. Слоан сказал, что поведение нацистов «не должно рассматриваться как дело управляющих «Дженерал моторс». Завод GM в Германии был очень прибыльным. «Мы не имеем права прекращать работу на этом предприятии», - заявил Слоан.

GM и «Форд» были жизненными компонентами нацистских военных усилий. Немецкий «Форд» был вторым крупнейшим производителем грузовиков для нацистской военщины. Заводы GM строили тысячи бомбардировщиков и реактивных ускорительных систем для истребителей «Люфтваффе». В то же время они обогащались за счет производства авиамоторов для Воздушного корпуса Армии США.

«Внезапное начало войны в сентябре 1939 г. привело к полному переключению заводов GM и «Форд» в странах оси на производство самолетов и грузовиков», - отмечалось в докладе юридического комитета Сената США в 1974 г. - В общей сложности дочерние предприятия GM и «Форд» построили приблизительно 90% бронированных 3-тонных полугрузовиков и более 70% средних и больших грузовиков Рейха. Эти средства передвижения, в соответствии с донесениями американской разведки, служили «основой транспортной системы немецкой армии»".

«Дженерал моторс» была намного более важной для нацистской военной машины, чем Швейцария, - говорит исследователь Б. Снэлл. - Швейцария была только хранилищем награбленных фондов, в то время как GM была интегральной частью военных усилий Германии. Нацисты могли бы вторгнуться Польшу и Россию без Швейцарии. Но они не могли бы сделать это без GM».

Чиновники компании утверждали, что правительство Гитлера приняло на себя управление их немецкими заводами и что они «потеряли контроль» за ситуацией. Но документы, обнаруженные в немецких и американских архивах, показывают, что в некоторых случаях американские менеджеры как «Форд», так и GM продолжали перевод тех заводов на военное производство.

«Когда американские солдаты освободили заводы Форда» в Кельне и Берлине, они нашли бедных иностранных работников за колючей проволокой и документы компании, превозносящие ‘гений Фюрера’», - пишет М. Доббс.

После войны как GM, так и «Форд» нагло потребовали возмещения убытков от правительства США за повреждения их заводов в Германии, вызванные бомбежками авиации союзников. В 1967 г. GM получил компенсацию в размере 33 млн. долл. от правительства США за бомбежки завода «Руссельхейм».

По сравнению с компаниями «Форд» и GM, втягивание GE в сотрудничество с нацистской Германией представляется менее откровенным и обширным, чем этих автомобилестроителей. Но, тем не менее, оно является поучительным, так как показывает комплексное родство GE с «Третьим Рейхом».

Еще в 1904 г. GE начала объединять силы с главными иностранными «конкурентами», чтобы разделить мировые рынки критических товаров и технологий. В том же году GE заключила соглашение с AEG. В следующем году GE года установила отношения с «Токио Электрик». Ранний альянс GE с немецкими фирмами был только временно разорван первой мировой войной. GE приобрела 16% акций AEG и ввела 4 своих представителей в правление AEG. GE также получила долю в другой большой электротехнической компании «Сименс».

Соглашения GE о патентах и ее обладание меньшинством акций немецких и японских корпораций защитили внутренний рынок GE и в то же время открыли ей доступ на иностранные рынки.

Именно сговор GE с немецкой стальной компанией «Крупп» оказал воздействие на военные усилия США и привел ее в Нью-Йоркский суд.

Как GE, так и «Крупп», имели патенты на вольфрамовый карбид, твердый металлический состав, который высоко ценится за использование в режущих штампах и при обработке металла резанием. Ни один патент компании не был достаточным для того, чтобы установить монополию. Но совместно они могли влиять на мировой рынок.

Переговоры между GE и «Крупп» начались в апреле 1928 г. Представитель GE заявил, что готовность его компании войти в новое дело зависит от того, «в какой мере они смогут преодолеть конкуренцию». Через 8 месяцев они заключили соглашение, давшее право GE фиксировать цены. GE учредила дочернее предприятие «Карболой» для управления этим бизнесом.

Незамедлительно цена вольфрамового карбида поднялась с 48 до 453 долл. за фунт.

GE использовала это соглашение для того, чтобы причинить вред или выкупить долю внутренних конкурентов. Когда глава компании «Америкэн Каттинг Эллойс» обратился с просьбой к GE оставить ее в бизнесе, представитель GE сказал ему: «Мне кажется очевидным, что ситуация на американском рынке будет лучше, когда на нем будет пять поставщиков карбида, чем шесть».

GE в своем договоре с «Крупп» согласилась продавать вольфрамовый карбид (также известный как карболой) только в западном полушарии и платить авторские гонорары «Крупп». Владелец этой компании Густав Крупп был главным корпоративным сторонником Адольфа Гитлера. Как до, так и после прихода Гитлера к власти авторские гонорары GE косвенно субсидировали нацистов.

В 1935 г., когда правительство США начало оборонные приготовления, вольфрамовый карбид (по ценам GE) был признан слишком дорогим.

11 декабря 1939 г. (через 9 недель после нападения Гитлера на Польшу), представитель «Интернэшнл GE» телеграфировал из Берлина официальному чиновнику GE д-ру З. Джэффризу: «Наши друзья в «Oсрэм» [немецкая компания осветительной аппаратуры, связанная с GE] информировали меня вчера, что Крупп был бы заинтересован в капитализации авторских гонораров, получаемых теперь от «Карболой»… В связи с этим д-р Луис (официальный представитель «Крупп») хочет встретиться со мной в Цюрихе, где мы оба должны быть на следующей неделе. Они весьма заинтересованы, чтобы имя Круппа не употреблялось в переписке, особенно в телеграммах, которые могут попасть в ненужные руки, и, таким образом, я должен обращаться к ним в будущем или как к европейскому лицензиару в соответствии с контрактом «Карболой», или просто, как к д-ру Луису …».

«»Неподходящими руками» могли бы быть или правительство США, или правительства Европы, атакованные Гитлером», - сообщала газета «UE NEWS» в 1948 г. в статье «GE согласилась защищать нацистов».

«В 1940 г., когда американские оборонительные усилия были в полном разгаре, GE все еще сообщала нацистским представителям, перебравшимся в Цюрих в Швейцарии, сколько вольфрамового карбида использовалось в США. GE выплачивала авторские гонорары нацистам за каждый фунт, используемый здесь. Это были деньги для гитлеровского военного сундука».

Другими словами, Гитлер получал 12 фунтов вольфрамового карбида за такую же цену, какую правительство США платило за 1 фунт. За каждый фунт материала, проданный в США, Гитлер с помощью Круппа получал авторские гонорары, которые шли на покупку военного снаряжения.

В 1940 г., когда Европа находилась в состоянии войны, Крупп договорился о получении авторских гонораров от GE через швейцарского посредника.

В августе 1940 г., приблизительно через год после нападения Гитлера на Польшу, GE добивалась возобновления своего монопольного соглашения с «Крупп». Но сделка «GE-Крупп» подошла к концу в результате судебного процесса и эмбарго, наложенного правительством США на перевозку денег нацистам.

Компания «Ферс Стерлинг Стил», стремившаяся продавать токарные заготовки для артиллерийских снарядов армии США, вступила в конфликт с GE по вопросу уровня цены и подала жалобу в Министерство юстиции США.

В сентябре 1940 г. «ЮЭ ньюс» сообщала, что два федеральных антитрестовских обвинительных дела были возбуждены против GE и «Крупп». Они обвинялись в тайном заговоре, чтобы поддерживать всемирную монополию в производстве и продаже вольфрамового карбида. Однако вступление США во вторую мировую войну прервало это дело.

Большое значение для вооружения Германии и создания ее военной машины имели прямые вложения американского капитала в германскую промышленность. По официальным данным, прямые американские капиталовложения в германскую промышленность в 1930 г. составляли 216,5 млн. долларов. В Германии имелось до 60 филиалов американских концернов. Сенатор Килгор говорил в 1943 г.: «Огромные суммы американских денег шли за границу на строительство заводов, которые теперь являются несчастьем для нашего существования и постоянной помехой для наших военных усилий» . Килгор имел все основания сделать такое заявление, поскольку сенатская комиссия, возглавляемая им, определила сумму американских капиталовложений в Германии в 1 млрд. долларов. Комиссия Килгора установила также, что только часть американских компаний владела столь большой долей акционерных капиталов, которая позволяла контролировать 278 немецких акционерных обществ. Это показывает, насколько за годы гитлеровской диктатуры укрепились связи американских и германских монополистов и сколь велика была роль капитала США не только в воссоздании, но и в дальнейшем развитии военно-промышленного потенциала фашистской Германии.

Американские капиталовложения были направлены в первую очередь в машиностроительную, автомобильную, электротехническую, авиационную, нефтяную, химическую и прочие отрасли промышленности военного значения. Монополии США помогали Германии не бескорыстно. Их капиталовложения давали большие прибыли….

«Когда американские солдаты в июне 1944 г. вторглись в Европу на джипах, грузовиках и танках, произведенных «большой автомобильной тройкой» в результате осуществления одной из крупнейших, когда-либо реализованных военных программ, - отмечает Доббс, - они были неприятно удивлены тем, что противник также передвигается на грузовиках «Форд» и «Опель», изготовленных на 100-процентных дочерних предприятиях, принадлежащих GM, и летает на самолетах, построенных компанией «Опель».

Главные производители автомобилей в США (включая «Крайслер») учредили многонациональные операции еще в 1920-е и 1930-е гг., расположив заводы в Германии, Восточной Европе и Японии.

Продолжение следует - все не влезло.

Военная мощь фашистской Германии, которую Советский Союз и его союзники по антигитлеровской коалиции сломили в мае 1945 года, определялась высоким экономическим потенциалом страны-агрессора. На вермахт, люфтваффе и бундесмарине на протяжении всей войны работали крупнейшие немецкие и европейские концерны. Какие компании с мировым именем ковали мечи Третьему рейху - разбиралась .

Фюрер германской экономики

Сталелитейные заводы Круппа во Второй мировой войне, как и ранее в Первой, работали на армию. Эльзасский завод «Эльмаг» в Мюльхаузене выпускал полугусеничные бронетранспортеры, предприятие в Магдебурге - танки «Т IV» и самоходные установки. Основу военной программы автомобильного отделения завода в Эссене составляли трехосные грузовики.

В 1940 году «железный», как его величали, Густав Крупп из рук Гитлера получил орден Орла Германской империи с надписью «фюреру экономики Германии». Однако «семейный бизнес» в это время продвигал его сын Альфрид. Крупп-младший имел самые широкие полномочия, когда дело касалось, умножения потенциала концерна, за счет присоединения наиболее ценных предприятий, расположенных на территории оккупированных стран.

По решению Ялтинской и Потсдамской конференций, концерн подлежал ликвидации. В июле 1948 года военный трибунал в Нюрнберге признал Альфрида и десять директоров его заводов виновными в разграблении промышленных предприятий других государств и использовании рабского труда.

Альфрида Круппа приговорили к лишению свободы на 12 лет, но после начала войны в Корее (1950–1953) верховный комиссар США в Германии добился для него амнистии и возврата имущества.

Пятьдесят оттенков черного

Ненавистные мундиры СС и сотрудников гестапо, форма гитлерюгенда и вермахта - все это продукция компании Hugo Boss. Бренд был основан в 1923 году в Метцингене. На небольшой швейной фабрике Хуго Босс организовал пошив рабочих спецовок, дождевиков и формы для солдат. Первые годы нельзя назвать успешными: в 1930 бизнес был на грани закрытия.

От банкротства Хуго Босса спасло вступление в нацистскую партию. Сразу пошли крупные заказы по «партийной линии» - униформа для штурмовиков. Окончательно же дела поправились в 1933 году, после прихода к власти Гитлера. Госзаказ так вырос, что пришлось расширять производство.

В годы войны Босс выполнял крупные контракты на производство военной формы. На его фабриках работали невольники из оккупированных стран и пленные.

После краха Третьего рейха Хуго Босса официально признали пособником нацизма. Впрочем, не считая репутационных потерь, отделался он сравнительно легко - уплатил штраф в размере 80 тысяч дойчмарок. В 1999 году компания Hugo Boss присоединилась к выплатам компенсаций бывшим работникам, которые во время войны привлекались к принудительным работам в Германии.

Химпром смерти

Bayer AG была основана в 1863 году Фридрихом Байером и его партнером Иоганном Фридрихом Вескоттом. После Первой мировой войны компания вошла в IG Farben - конгломерата немецких предприятий химической промышленности. Он-то и сформировал финансовое ядро нацистского режима.

IG Farben владел 42,5 процента акций компании, производившей «Циклон Б», которым убивали в газовых камерах Освенцима и других лагерей смерти.

Компания активно использовала рабский труд заключенных, в частности, филиалов концлагеря Маутхаузен. Из концлагерей поставляли и подопытных для экспериментов на людях.

Союзники по антигитлеровской коалиции после победы разделили IG Farben - за участие в военных преступлениях нацистов. Вскоре Bayer возродилась как независимое предприятие. Директор компании Фриц тер Меер, приговоренный к семи годам тюрьмы Нюрнбергским трибуналом, в 1956-м стал главой наблюдательного совета Bayer.

1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война – война, унесшая жизни десятков миллионов людей, война, так или иначе затронувшая подавляющее большинство населения планеты. Почти семь лет Третий Рейх, как дьявольский отлаженный механизм, терзал человечество – захватывал, грабил, уничтожал. Почти семь лет многомиллионная армия Германии исправно снабжалась техникой, амуницией, продовольствием. Кто же взрастил этого мирового монстра и обеспечил его функционирование? Вспомним антигероев – промышленные корпорации, сотрудничавшие с Третьим Рейхом и наживавшиеся на войне.


Сталелитейные заводы Круппа

Корпорация «Krupp» традиционно извлекала максимальную прибыль на обслуживании нужд армии. Во время Второй Мировой войны «Krupp» стала основным исполнителем военных заказов гитлеровской армии, производя артиллерийские орудия, танки, САУ (самоходные артиллерийские установки), грузовики и прочую военную технику.

В 1940 году Гитлер лично наградил главу оружейной корпорации Густава Круппа орденом Орла Германской империи с надписью «фюреру экономики Германии».

По итогам Ялтинской и Постдамской конференции корпорация подлежала уничтожению, а глава концерна (на тот момент Альфрид Крупп) был приговорен к 12 годам тюрьмы с конфискацией имущества. Однако уже в начале пятидесятых Круппу вернули и свободу, и конфискованное имущество. В 70-х годах штат концерна достиг 100 тысяч человек. В настоящее время «Krupp», объединившись с немецким гигантом «Thyssen AG», является крупнейшим производителем стали в мире.

Hugo Boss

Вряд ли кто-то задумывается об истории компании, брызгая на себя духи Hugo Boss. А ведь именно Хуго разрабатывал форму для Вермахта и СС. Именно эта фирма производила форму для вооружённых сил Германии, штурмовиков, эсэсовцев и молодёжной организации Hitler-Jugend. К труду на фабриках компании привлекались военнопленные и рабы из Восточной Европы. После войны Хуго Босс был признан пособником Гитлера (оставшись на свободе), а с его предприятия взыскали штраф в 80 тысяч марок. До конца 20 века корпорацией владели потомки Хуго.

Крупнейшая химическая и фармацевтическая компания известна изобретением аспирина и героина. В годы Второй Мировой, в составе конгломерата немецких предприятий IG Farben, производила (в том числе) смесь, которой травили узников концлагерей в газовых камерах, - «Циклон Б». Широко применяла в производстве труд военнопленных и рабов из Восточной Европы. На заключенных из концлагерей производили опыты по использованию новых препаратов, зачастую со смертельным исходом.

Глава компании Фриц тер Меер был приговорен Нюрнбергским трибуналом к 7 годам тюрьмы и… стал главой наблюдательного совета Bayer в 1956 году.

BMW (Баварские моторные заводы)

В годы войны концерн производил авиационные двигатели для немецкой авиации (люфтваффе) и военное оборудование. Эта компания разработала и выпустила первый реактивный авиационный двигатель. На заводах компании широко использовался труд подневольных неквалифицированных работников – там работало 30 тысяч военнопленных, пригнанных рабов и узников концлагерей.

Сегодня я прочитал статью о скандале с участием немецкой страховой компании Allianz, которая хотела приобрести права на название футбольного стадиона нью-йоркских команд Джайантс и Джетс.

Разногласия возникли из-за того, что компания Allianz известна своими связями с нацистами: она была страховой компанией концентрационного лагеря Освенцим, а ее исполнительный директор был одним из советников Гитлера. Более того, во время Холокоста вместо того, чтобы выплачивать евреям страховые пособия, компания направляла эти деньги нацистам.

Еврейские организации возражали против того, чтобы компания Allianz приобрела права на название стадиона, открытого под именем Нью-Мидоулендс. Айб Фоксман, глава Антидиффамационной лиги (организации, призванной бороться с любыми проявлениями антисемитизма и оскорблениями евреев в США), говорит: «Увековечивание имени компании для будущих поколений было бы оскорблением».

После окончания Второй мировой войны компания Allianz принесла официальные извинения за участие в Холокосте и выплатила несколько миллионов долларов в качестве компенсации. Все это подводит нас к крайне серьезной теме: в какой момент мы должны сказать компаниям, сотрудничавшим с нацистами: «Отлично, вы извинились, выплатили компенсацию, никто из ваших нынешних служащих не сотрудничал с нацистами, - теперь пришло время двигаться дальше»?

Существует огромное количество корпораций, сотрудничавших с нацистами. Помимо компании Allianz, я напишу здесь еще об одиннадцати. Все они принесли извинения. Многие выплатили компенсацию. Сменилось два поколения.

Я не буду высказываться относительно того, считаю ли я, что люди должны простить эти корпорации, объявить им бойкот... или оставаться их клиентами, выражая при этом свое недовольство… или же отпускать язвительные комментарии наподобие: «Ух ты, Allianz, ваши страховки так хороши, мы ТАК впечатлены вашей работой! И если бы ни существовало еще 800 других, лучших страховых компаний, мы непременно выбрали бы именно вас».

Вам судить. Я же просто размещу здесь информацию. Вот 11 корпораций, которые (хотя, возможно, вы этого и не ожидали) сотрудничали с нацистами.

1. Kodak

На протяжении Второй мировой войны филиал Kodak в Германии использовал труд рабов из концентрационных лагерей. Несколько европейских филиалов тесно сотрудничали с нацистским правительством. Вильгельм Клеппер, один из главных советников Гитлера по экономическим вопросам, содействовал развитию этой компании. После установления нацистского режима Клеппер объявил о том, что Kodak и некоторые другие компании будут щедро вознаграждены, если уволят всех сотрудников-евреев. (Источник:TheNation)

2. HugoBoss


В 1930-хгг. Компания Hugo Boss начала заниматься пошивом нацистской формы. Причина: сам Хьюго Босс вступил в нацистскую партию и заключил контракт на пошив формы для организации «Гитлерюгенд», штурмовиков и СС.

Для Хьюго это было большим прорывом: спустя всего восемь лет с момента основания компании он заключил контракт, позволивший ей подняться на новый уровень.

Производство униформы для нацистов шло настолько активно, что, в конце концов Хьюго пришлось ввозить рабов из Польши и Франции в качестве дополнительной рабочей силы.

В 1997 году сын Хьюго, Зигфрид Босс, в интервью одному из австрийских журналов заявил: «Конечно, мой отец состоял в нацистской партии. Но кто в то время в ней не состоял?» (Источник: New York Times)

3. Volkswagen


Фердинанд Порше, человек, основавший Volkswagen и Porsche, встретился с Гитлером в 1934 году, чтобы обсудить концепцию создания «народного автомобиля». (Именно так переводится на русский язык название марки).

Гитлер сказал Порше, чтобы тот создал автомобиль обтекаемой формы, «похожий на жук». Вот как появился Volkswagen Жук: он был не только сконструирован нацистами, Гитлер сам дал ему имя.

Считается, что на протяжении Второй мировой войны четверо из пяти работников концерна Volkswagen были рабами. Фердинанд Порше даже напрямую обращался к Генриху Гиммлеру, одному из лидеров СС, для того, чтобы тот присылал ему рабов из Освенцима. (Источник: TheStraightDope)

4. Bayer


Во время Холокоста немецкая компания под названием IG Farben выпускала «Циклон Б» –газ, применявшийся в газовых камерах нацистов. Компания также спонсировала Йозефа Менгле и помогала ему в осуществлении его «экспериментов» над заключенными концентрационного лагеря.

IG Farben – компания, оказавшаяся на втором месте по доходам, полученным благодаря сотрудничеству с нацистами. После Второй мировой войны компания распалась. Bayer был одним из ее подразделений, ставшим отдельной компанией.

Да, кстати… Аспирин был получен одним из сотрудников компании Bayer, Артуром Айхенгрюном, который был евреем. Однако компания Bayer отказалась признать, что еврей изобрел продукт, позволивший ей остаться на плаву. Так что до сих пор заслугу изобретения аспирина официально приписывают Феликсу Хоффману, мужчине с прекрасной арийской внешностью. (Источник: AllianceforHumanResearchProtection, PharmaceuticalAchievers)

5. Siemens


Во время Холокоста компания Сименс использовала рабский труд. Рабов заставляли строить газовые камеры, в которых потом убивали самих рабочих и их семьи. Хорошие люди там работали, ничего не скажешь.

Именно с этой компанией связана история, в которой Сименс выглядит наиболее бесчувственной по сравнению со всеми остальными компаниями в этом списке. В 2001 году Сименс попыталась зарегистрировать новую линейку продукции под именем «Циклон Б» (что в немецком означает «циклон»). В эту линейку входили газовые плиты.

Само собой разумеется, что название Циклон использовалось для обозначения ядовитого газа, который использовали во время Холокоста в газовых камерах.

Спустя неделю, шокировав несколько групп наблюдателей своим заявлением, Сименс все-таки отозвала это прошение. В компании заявили, что никогда не проводили ассоциаций между используемым во время Холокоста газом «Циклон Б» и предложенной ими линейкой продукции «Циклон Б». (Источник: BBC)

6. Coca-cola

А именно Fanta. Эта компания вела двойную игру. Она поддерживала как американские, так и нацистские войска. Так, в 1941 г., когда в Германии закончился специальный сироп для приготовления Колы, компания не смогла приобрести немного сиропа у своего американского филиала, так как в то время действовали военные ограничения.

Поэтому специально для нацистов компания изобрела новый напиток: фруктовую газированную воду, названную Фантой.

В действительности задолго до этого слово «фанта» ассоциировалось с группой поющих женщин из экзотических стран. Позже это стало неофициальным напитком нацистской Германии. (Источник: New Statesman)


Генри Форд был легендарным антисемитом, поэтому это вполне логично. Он был одним из самых известных сторонников Гитлера за пределами Германии. В 1938 г. на свой 75-летний юбилей он получил нацистскую медаль «Выдающемуся иностранцу».

Он наживался на обеих сторонах, производя автомобили как для нацистов, так и для участников антигитлеровской коалиции.

Интересно, насколько извращенной логики придерживалась страховая компания Allianz, полагая, что она должна получить права на название стадиона Мидоулендс, мотивируя это тем, что Форду были предоставлены права на наименование Детройт Лайонс. (Источник: Reformed Theology)

8. Нефтяной концерн Standard Oil


Люфтваффе необходим был тетраэтилсвинцовый газ для того, чтобы их самолеты могли взлетать. Standard Oil была одной из трех компаний, способных производить этот вид топлива, чем она, собственно, и занималась.

Без содействия этой компании самолеты немецких воздушных сил никогда бы даже не оторвались от земли.

Когда монополия Standard Oil была распущена, на ее месте образовались компании Exxon Mobil, Chevron и BP. Все эти компании существуют и по нынешний день, но, к счастью, они не придерживаются политики их материнской компании, основанной на получении невообразимой выгоды из военных действий. (

Традиционная историография II-й мировой рисует картину, в которой США доблестно бились с Германией и её союзниками, бросив огромные силы и ресурсы на борьбу с врагом. Однако, всё было, не совсем так: американские толстосумы и их верные друзья в правительстве США долгое время не могли позабыть своего верного довоенного союзника – Гитлера.

Пока американские солдаты доблестно гибли в Сицилии и на пляжах Нормандии, в руки нацистов из США потоком текло топливо, шли запчасти и новейшие технологии.


В 1931 году американская журналистка Аннетта Энтона из «Детройт Ньюз» брала интервью у нового лидера Германии Адольфа Гитлера. Над рабочим столом главного нациста корреспондентка заметила портрет главного американского автодельца Генри Форда. В ответ на удивление Аннеты, Гитлер искренне сказал: «Генри Форда я считаю своим вдохновителем».

Форд далеко не случайно оказался в числе кумиров фюрера. Именно благодаря Форду, а также ряду крупнейших толстосумов США, произошел скрытый рост военного потенциала Германии. В предвоенные годы экономика рейха росла как на дрожжах.

Наверное, наиболее типичным представителем американского бизнеса, и одновременно, большого друга Гитлера можно назвать Генри Форда – старшего. Будучи одним из главных воротил американского рынка, Генри Форд оказывал серьёзную финансовую поддержку НСДАП. В благодарность фюрер не только повесил его портрет в своей мюнхенской резиденции, но и с восхищением писал о Форде в своей книжке «Моя борьба». В ответ Форд ежегодно поздравлял «своего немецкого друга» с днем рождения, при этом дарил ему «подарок» стоимостью в 50 000 рейхсмарок.

Еще до начала войны гитлеровцы получили от фордовских филиалов в Германии, Бельгии и Франции 65 тысяч грузовиков. Кроме того, филиал Форда в Швейцарии отремонтировал тысячи немецких грузовиков. Ремонтировал германский автотранспорт и швейцарский филиал другого американского автогиганта «Дженерал моторс», который по совместительству являлся крупнейшим вкладчиком германского автоконцерна «Опель», успешно сотрудничая с ним всю войну и получая изрядные дивиденды. Но Форд был вне конкуренции!

По словам американского военного историка Генри Шнейдера, Форд помогал немцам в получении каучука, жизненно необходимого для германской промышленности. Мало этого, до самого начала Второй мировой войны владелец автогиганта США поставлял Гитлеру военную технику, за что в честь 75-летия Форда фюрер наградил юбиляра высшей наградой Третьего Рейха для иностранцев - «Большим крестом Немецкого Орла». Немецкий консул даже совершил поездку в Детройт, чтобы лично повесить Золотой крест со свастикой на грудь автомагнату. Форд пришел в восторг от этой награды. На грандиозном праздничном обеде, организованном в день юбилея – 30 июля 1938 года, присутствовало свыше 1500 самых богатых детройтцев.

Даже с началом второй мировой Форд не прервал сотрудничества с нацистами. В 1940 году Форд отказался собирать двигатели для самолётов воюющей с Германией Англии, в то время как во французском городе Пуасси его новый завод начал выпускать для гитлеровской армии авиадвигатели, грузовые и легковые автомобили, поступавшие на вооружение вермахта. И после 1941 года филиал «Форда» в оккупированной Франции продолжал производить грузовики для вермахта, а другой его филиал, в Алжире, снабжал гитлеровского генерала Роммеля грузовиками и бронеавтомобилями. Даже в апреле 1943, когда Советский Союз вёл кровопролитные бои с гитлеровцами, французские филиалы Форда работали исключительно для выгоды Германии. Грузовые «пятитонки» и легковые «форды» были основным армейским транспортом вермахта. Главным для корпорации оставался вопрос прибыли, которую она старалась получить любой ценой. В конце войны авиация союзников разбомбила завод в Пуасси, но такой же завод Форда в германском Кёльне не тронула, хотя почти весь старинный город был разрушен. Что примечательно, после войны компания «Форд», как и её мощный конкурент «Дженерал моторс», благодаря усилиям крупных адвокатов, добилась от правительства США получения компенсации «за ущерб, нанесённый их собственности на вражеской территории».

«Форд» был далеко не единственной американской корпорацией, приложившей руку к созданию германской военной машины. К моменту начала Второй мировой войны совокупные вклады американских корпораций в свои немецкие филиалы и представительства составляли порядка 800 миллионов долларов. Вложения компании Ford - 17,5 миллионов, Standard Oil of New Jersey (ныне существующей под вывеской Exxon) - 120 миллионов, General Motors - 35 миллионов, ITT - 30 миллионов.

Так, для авиации рейха американские компании поставили тысячи авиадвигателй и, главное, лицензии на их производство. Например, двигатели BMW «Хорнет», которыми был оснащён самый массовый транспортный самолёт Германии «Юнкерс-52», производились по лицензии американской компании Prat & Whitney.

General Motors в Германии принадлежал Opel. На заводах этой компании штамповалась бронетехника рейха, а также почти 50% силовых агрегатов бомбардировщиков Junkers-88. В 1943 году немецкий филиал General Motors разработал и стал выпускать моторы для Messerschmitt-262 – первого реактивного истребителя люфтваффе.

Компания IBM за время Второй мировой сумела утроить свой капитал. Значительная его часть была получена за счет сотрудничества с Гитлером. Поставляемые через немецкий филиал счетные машины позволили нацистам в сжатые сроки провести перепись населения оккупированных стран и определить количество лиц, подлежащих аресту (оборудование помогало методом перекрестного анализа выявлять даже тех евреев, которые уже несколько поколений тщательно скрывали свое происхождение). Своими счетными машинами, запчастями к ним и специальной бумагой IBM снабжала многие ведомства рейха, в том числе – концлагеря.

Разумеется, на словах правительство США противодействовало сговору американских же корпораций с нацистами. Например, в ходе войны был принят закон «Trading with the enemy act», предусматривавший суровые карательные меры за подобное сотрудничество. Но на деле многочисленные лоббисты, засланные толстосумами во все эшелоны власти, помогали тем обходить любые препоны.

Американский юрист Джеймс Мартин, выступивший среди прочих против практики экономического сотрудничества с врагом, в своей книге «Братство бизнеса» писал: «В Германии нам мешали не немецкие, а американские бизнесмены. Те, кто нам мешал, действовали из Соединенных Штатов, но действовали не открыто. Нам мешал не какой-нибудь закон, утвержденный конгрессом, не приказ президента США, не решение президента или кого-либо из членов кабинета об изменении политического курса. Короче говоря, формально мешало нам не «правительство». Но мешавшая нам сила, как это совершенно ясно, держала в своих руках те рычаги, при помощи которых обычно действуют правительства. Перед лицом растущей экономической мощи правительства относительно бессильны, и это, конечно, не ».

Даже после того, как Германия объявила войну США, ряд крупнейших американских компаний при полном попустительстве Белого Дома продолжал сотрудничать с Гитлером!

Нефтяная корпорация Standard Oil of New Jersey (Exxon) поставила нацистам бензина и смазочных материалов на 20 миллионов долларов. До самой высадки американских войск во Франции танкерный флот «нейтральной» Испании работал почти исключительно на нужды вермахта, снабжая его американским «чёрным золотом», формально предназначенным для Мадрида. Даже в первые месяцы 1944 года Германия реэкспортировала из Испании 48 тысяч тонн нефти ежемесячно.

То же происходило и с другим стратегическим сырьем – каучуком. В то время, когда Штаты оказались неспособны снабжать свою собственную армию сырьем, в частности, синтетическим каучуком, Standard Oil заключила сделку с гитлеровской Германией, согласно которой компания обязалась осуществлять регулярные поставки сырья, топлива и каучука за океан – в Германию, Италию и Австрию. В итоге, американская армия осталась ни с чем – поставки необходимого сырья были расписаны кланом Рокфеллеров на 8 лет вперед. Когда США вступили во вторую мировую войну, американское правительство было вынуждено договариваться с подставной английской конторой, продававшей каучук и другие необходимые ресурсы, купленные у германских концернов, которые в свою очередь отоваривались у Рокфеллера. Таким образом, когда американцы через третьих лиц приобретали свое же сырье, Standard Oil получала сверхдоходы и с той и с другой стороны.

В 1942 году в США грянул небольшой скандал: Standard Oil намеренно сократила поставки метанола для армии США. Метанол использовался для производства смазочных материалов на основе природного газа (необходимых авиации при полетах на больших высотах), уксусной кислоты (компонент взрывчатки) и синтетического каучука. Наконец, в 1943 году Рокфеллерами в оккупированную Францию было продано 25 тысяч тонн сульфата аммония (компонент взрывчатки) и 10 тысяч тонн хлопка, несмотря на то, что нехватка этих товаров остро ощущалась в Соединенных Штатах.

А еще к немцам из-за океана шёл синтетический каучук и, конечно, множество запчастей для авиационной и автомобильной промышленности, для танков. Особую ценность представляли 1100 тонн вольфрама, полученные в ходе войны Германией от США. Как известно, вольфрам был ключевым компонентом в производстве противотанковых снарядов и электронной промышленности.

Темная была связана с концерном SKF – крупнейшим в мире производителем шарикоподшипников. В то время как гигантские партии подшипников (более 600 тысяч ежегодно) отправлялись через Южную Америку нацистским клиентам, Curtiss-Wright aviation corporation, производившая двигатели для американских ВВС, долгое время вообще не получала от SKF заветных стальных шариков. Prat & Whitney – еще один производитель авиадвигателей - из-за срывов поставок подшипников от SKF также был вынужден сократить объемы производства. Из-за изношенных деталей самолеты терпели аварии, гибли люди, часть новых машин вообще не могла подняться в воздух, но SKF интересовала лишь прибыль, а немцы платили больше.

Когда 14 октября 1943 года командующий армейской авиацией США генерал Генри Арнольд отдал приказ совершить воздушный налет на шарикоподшипниковый завод SKF в немецком Швайнфурте, противник каким-то образом прознал об операции и сумел подготовить оборону, сбив в результате 60 американских самолетов. 19 октября Арнольд без обиняков заявил лондонской News Chronicle: «Они бы не смогли организовать оборону, если бы не были предупреждены заранее». Кто предупредил немецкий филиал, думаю, объяснять излишне.

Помогли американские корпорации Рейху и с военными разработками. В разгар войны специалисты контролируемой Морганами многонациональной телефонной корпорации США «Интернешнл Телефон Телеграф» рука об руку работали с немецкими коллегами на территории Швейцарии, имея отличную крышу со стороны германских спецслужб. Одним из акционеров ИТТ был начальник политической разведки Службы безопасности Вальтер Шелленберг. А глава ИТТ полковник Состенес Бен, в разгар войны оказывал нацистам помощь в совершенствовании управляемых авиабомб. С помощью таких бомб немцы варварски разрушали Лондон, потопили и повредили множество судов, среди которых по иронии судьбы оказались и американские, например американский крейсер «Саванна».

Когда на Нюрнбергском процессе судили президента «Рейхсбанка» и гитлеровского министра экономики Ялмара Шахта, он припомнил о связях «Опеля» с «Дженерал моторе» и предложил посадить на скамью подсудимых капитанов американского бизнеса. Разумеется, предложение не было принято.



Похожие публикации