Биография рублева андрея. Краткая биография андрея рублева

выполнила: учащаяся 8 класса ЦПШ Адодина Анна

Санкт-Петербург, Колпино
2009

Введение

Множество чудотворных икон являлось на Руси, они спасали от болезней, бед, мироточили. Глядя на иконы, я часто задумываюсь о их создании. Как написать беспристрастный образ, как, кажется обычное изображение, может сотворять чудеса, кто были первые иконописцы…

Икона является неотъемлемой частью православной традиции. Без икон невозможно представить православный храм. В доме каждого православного человека иконы всегда занимают видное место. При путешествии, при посещении новых мест, православный имеет икону, пред которой и совершает молитву, так же как он носит и небольшой крест на груди, впервые возлагаемый при крещении. Икона дает чувство осязательного присутствия Божия.

На Руси всегда существовала традиция: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело — его сопровождал иконописный образ. Икона - это общехристианское духовное наследие. Сегодня именно древняя икона воспринимается как актуальное откровение, необходимое современному человеку. Икона, как образ священный, есть одно из проявлений церковного Предания, наравне с Преданием записанным и Преданием устным. Поэтому иконы справедливо называются часто "богословием в красках". Многие святые отцы относили иконописание к области богословия. Например, святитель Василий Великий говорит: "Что слово повествования предлагает для слуха, то молчаливая живопись показывает через изображения".

История иконы

В христианской Церкви употребление и почитание икон получило начало с глубокой древности. По древнейшему церковному преданию первою христианскою иконою был образ Христа Спасителя, отпечатленный Им Самим на убрусе для эдесского князя Авгаря. Церковное предание считает первым иконописцем св. ев. Луку, написавшего иконы Божией Матери, о благоговении передававшиеся из рода в род /у нас - Владимирская икона Божией Матери/.- Во 2 и 3 вв. священные изображения, несомненно, применялись также. Конечно, иконопочитание тогда, ввиду обстоятельств времени, не могло быть широко распространено, и сами изображения носили преимущественно символический характер. Наиболее распространенными были изображения Спасителя под видом Доброго Пастыря, под символом рыбы, агнца, феникса (символ воскресения) и др. В катакомбах найдены изображения разных событий священной истории, напр. Рождество Спасителя, Его Крещение, претворение воды в вино, беседа с самарянкою, воскрешение Лазаря и др. Открыты в катакомбах и изображения Божией Матери, с Младенцем и без Младенца, а также изображения событий св. истории, связанные с Нею. Сохранились в катакомбах и изображения ветхозаветных лиц и событий - Авраама, Моисея, пророков и др. Все эти изображения имели у древних христиан, несомненно, религиозное значение, так как они находились в местах богослужения и бескровной жертвы. Об употреблении и почитании икон в первые три века христианства свидетельствуют и церковные учителя и писатели того времени: таковы Минуций Феликс, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др.

С IV-го века, со времени торжества христианства, священные изображения стали появляться в значительном количестве. Отцы VII -го Вселенского собора окончательно утвердили догмат иконопочитания, дав соответствующее вероопределение: "Последующе богоглаголивому учению св. отец наших и преданию кафолическия Церкви.... определяем "подобно изображению честного и животворящего креста полагати во святых Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях: честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камней (мозаика) и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочные Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей.… Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе покланяется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сие есть предание кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие".

Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие.

За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому неизвестных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов. На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря.

В XIV—XV веках многие великие мастера создали выдающиеся иконы. В завещании преподобного Иосифа Волоколамского даны имена иконописцев того времени:Андрей Рублев, Савва, Александр и Даниил Черный.

Жизнь и творчество пр.Андрея Рублева.

(День памяти: Июль 4)

Никто не найдет среди многих тысяч древних рукописей, сберегаемых по большим и малым книгохранилищам России, никаких записей о детстве Рублева, поскольку их никогда не было. Источники молчат о том, что составляет обязательную принадлежность биографии самого заурядного человека нового времени - где, в каком году и в какой среде он родился. Навсегда сокрытым останется даже имя, данное будущему художнику при рождении, ибо Андрей - его второе, монашеское, имя...

Св. Андрей родился около 1360 г. Достоверных сведений, которые позволили бы точно установить место рождения, не существует. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество.

В современном нам искусствоведении общепринятой стала мысль, что сложение Рублева как самостоятельного, со своим стилем и художественным лицом мастера относится к 1390-м годам. Это согласуется и с приблизительной датой его рождения - около 1360 года. Тридцатилетие на Руси в ту эпоху считалось порой зрелости, полноты человеческой личности. Оно имело значение и для общественной оценки человека, давало, например, право для получения священнического сана. Можно предположить, что с наступлением тридцатилетия и в среде иконописцев талантливому, с вызревшим мастерством художнику полагалось давать дорогу к самостоятельному творчеству. Но к этому возрасту он должен был пройти все стадии обучения и затем какое-то время поработать, чтобы обрести собственный голос.

Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители в 1405 году. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.

Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор в г. Владимире (1408 г.). Прп. Андрей Рублев написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в г. Владимире; написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV - начало XV вв.); деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и др.

Благовещенский собор Московского Кремля перестраивался в 15 веке, и роспись его не сохранилась. Уцелели только деисусный и праздничный ряды иконостаса, перенесенного в существующий ныне храм. Во владимирском Успенском соборе сохранилась лишь небольшая часть росписей. Дошли до нас также иконы из иконостаса этого собора, экспонирующиеся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее.

О предшествующем периоде жизни Андрея Рублева известно мало. Составленное в17 веке “Сказания о святых иконописцах” утверждает, что он жил сначала в Троицком монастыре в послушании у Никона, ученика основателя монастыря Сергия Радонежского (Никон был Троицким игуменом с 1390 года, умер в 1427). По словам “Сказания”, Никон “повелел” Рублеву написать икону Троицы “в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу”.

Об остальных крупных работах Рублева мы знаем из житий Сергия и Никона. Между 1425-1427 годами он вместе с другом и “спостником” Даниилом Черным участвовал в создании ныне несохранившихся росписей Троицкого собора Сергиева монастыря, а затем расписывал Спасский собор московского Андроникова монастыря, старцем которого он был. Там Рублев и скончался в 1430 году.

Если дошедшие до нас биографические сведения о Рублеве изобилуют противоречиями, то в характеристике личности мастера и в оценке его искусства источники обнаруживают редкое единодушие. Андрей и Даниил предстают в их изображении как “чудные добродетельные старцы и живописцы”, “всех превосходящие в добродетелях”. В Рублеве особенно подчеркивается то, что он “намного всех превосходил в мудрости”.

Для воссоздания творческого облика Рублева очень важны сведения, сообщенные в1478 году Иосифу Волоцкому бывшим игуменом Троицкого Сергиева монастыря старцем Спиридоным. По словам Спиридона, удивительные и прославленные иконописцы Даниил и ученик его Андрей, иноки Андроникова монастыря, отличались такими добродетелями, что удостоились необычных дарований и настолько преуспели в совершенствовании, что не находили времени для мирских дел.

Эти свидетельства дают отчетливое представление о высокой оценке творчества Рублева его современниками, позволяют глубже проникнуть в образный строй его произведений и постигнуть существенные особенности его живописного метода. Но чтобы верно понять смысл приведенных высказываний, необходимо познакомиться с некоторыми представлениями византийской мистики, получившими широкое распространение среди последователей Сергия Радонежского. Согласно этим представлениям, для того, чтобы достоверно отображать объекты умственного созерцания, необходимо вернуть утраченное естественное состояние - гармонию чувств, ясность и чистоту ума. Совершенствуясь, ум приобретал способность воспринимать “невещественный” свет. По аналогии с физическим светом, без которого невозможно видеть окружающий мир, умственный свет - знания и мудрости - освещал истинную природу, первообразы всех предметов и явлений. Интенсивность проявления этого света и ясность умозрения ставились в прямую зависимость от степени нравственной чистоты созерцателя. Живописцу, более чем кому-либо другому, требовалось очистить “очи ума”, засоренные обманчивыми чувственными ”помыслами”, потому что, как утверждал Василий Кесарийский, “истинная красота созерцается только имеющими очищенный ум”. В достижении нравственной чистоты особая роль отводилась добродетели смирения. Не случайно в источниках к имени Рублева часто прилагается эпитет “смиренный”. Исаак Сирин называл смирение “таинственной силой”, которой владеют лишь “совершенные”; именно смирение дает всеведение и делает доступным любое созерцание. Высшим, наиболее труднодостижимым он считал созерцание Троицы.

Уже после смерти прп. Андрея Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по его отшествии, умирая, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном.

Самые значимые работы А.Рублева.

С именем Андрея Рублева связан принципиально новый этап в развитии русского иконостаса - становление так называемого «высокого иконостаса». Это одно из самых больших художественных чудес, которыми одарил нас XV в. Пожалуй, ни в чем другом не выразились с такой силой характерные особенности мышления современников Рублева, те качественные изменения, которые произошли в миросозерцании русского народа на протяжении XIV столетия. Из трех известных в настоящее время иконостасов, над созданием которых трудился Рублев, наибольший интерес вызывает, самый обширный по составу иконостас Успенского собора во Владимире, поставленный в главном соборе Московской Руси, «вселенской церкви», по выражению одного из летописцев.

Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, древнейший памятник домонгольской поры, возведенный во второй половине XII века при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, был кафедральным собором митрополита. Разоренный и выжженный ордынскими завоевателями храм нуждался в восстановлении. Московский князь Василий Дмитриевич, представитель ветви владимирских князей, потомков Мономахов, предпринимал обновление Успенского собора в начале XV века как некий закономерный и необходимый акт, связанный с возрождением после победы на Куликовском поле духовной и культурной традиций Руси, эпохи национальной независимости. От работ А.Рублева и Д.Черного в Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма. Иконостас имел 4 ряда икон. Над не сохранившимся местным рядом стоял огромный деисусный чин (высота 314 см). К сожалению, успенский иконостас дошел до нас лишь частично. Деисусный чин владимирского иконостаса, насчитывал 21 фигуру, из которых сохранились лишь 13: изображения собственно деисуса, апостолов и учителей церкви.

Андрей Рублев. Спас в силах, 1408, Государственная Третьяковская Галерея.

«Спас в силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами; большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг. На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — Марку, телец — Луке. Подобные композиции были в ходу на Руси в ту эпоху. Рублевский «Спас в силах» сохранился не полностью: переделано его лицо, на одеждах утрачено золото, цвет стал более темным. Неудачны и новые графьи (прорезные линии) складок одежды. О былой прелести этого произведения можно судить по сохранившейся небольшой, похожей на миниатюру иконе на ту же тему («Спас в силах») начала XV века, приписываемой Рублеву. Изрытость краев иконы, утраченных от времени, неровное темное дерево, обнажившееся местами, не мешает цельно воспринимать образ и контрастирует со свежестью ярких красок. Полно жизни светящееся прозрачными бликами лицо Спаса, написанное нежно, легко. Движение головы и шеи естественно и говорит о том, как умело художник пишет человеческий образ. Сохранились золотая штриховка одежды и сияющий золотой фон.

Выше располагался праздничный ряд, из которого уцелели только 5 икон. Заканчивался иконостас поясными иконами пророков (это первый пример пророческого чина), их сохранилось только 2. Интересно, что исследования крепежа иконостаса выяснили неровное расположение рядов икон. Деисусный чин был вынесен вперед к молящимся, а праздники располагались немног

Следующей важнейшей работой А.Рублева явился так называемый Звенигородский чин (между 1408 и 1422 гг.), один из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи. Чин состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Они происходят из подмосковного Звенигорода, в прошлом центрального удельного княжества. Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входили в семифигурный деисус. В соответствии со сложившейся традицией по сторонам от Спаса располагались Богоматерь и Иоанн Предтеча, справа иконе архангела Михаила соответствовала икона архангела Гавриила, а в паре с иконой апостола Павла должна была быть слева икона апостола Петра. Сохранившиеся иконы были обнаружены реставратором Г. Чириковым в 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке, где располагался княжеский храм Юрия Звенигородского, второго сына Дмитрия Донского.

Звенигородский чин соединил в себе высокие живописные достоинства с глубиной образного содержания. Мягкие задушевные интонации, “тихий” свет его колорита удивительным образом перекликаются с поэтическим настроением пейзажа звенигородских окрестностей. В звенигородском чине Рублев выступает как сложившийся мастер, достигший вершин на том пути, важным этапом которого была живопись 1408 года в Успенском соборе во Владимире. Используя возможности поясного изображения, как бы приближающего укрупненные лики к зрителю, художник рассчитывает на длительное созерцание, внимательное вглядывание, собеседование.

Андрей Рублев. Спас, 1410-е, ГТГ

Икона Спаса (Спасителя) была центром композиции Звенигородского Деисусного чина (ряда).

Спас Рублева - произведение, оказавшее огромное влияние на современников художника, и на все последующие поколения русских людей. Он жив, открыт, величествен, и одновременно в нем ощущается мягкость соответственно славянскому типу, он имеет некрупные черты лица, обрамленного русой шелковистой бородкой. Цветовую гамму составляют золотистые, разных оттенков охры лика, темноватая легкая лазурь гиматия (на одежде). Выражение лица в сочетании с цветовой гаммой создает впечатление мудрого спокойствия. Живопись на поверхности доски сохранилась плохо, осталась только часть с изображением лица Спаса. Но все уцелевшее так великолепно, что это произведение, бесспорно, является одним из шедевров древнерусского искусства. Благородная простота образа «Спаса» и его монументальный характер - типические особенности стиля Рублева.

Троица.

Самое прославленное произведение Андрея Рублева - знаменитая «Троица» хранится в Третьяковской галерее. Созданная в расцвете творческих сил, икона является вершиной в искусстве художника.

Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого Духа), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага. Сергий Радонежский основал недалеко от Москвы монастырь с главным храмом во имя Троицы, твердо веруя, что «взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего».

Мировоззрение Андрея Рублева во многом сформировалось под влиянием идей преподобного Сергия Радонежского.

Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников и Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.

В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами и фресками Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом. В состав иконостаса вошла как высокочтимый храмовый образ икона «Троица», помещенная по традиции в нижнем (местном) ряду с правой стороны от Царских врат. Существует свидетельство одного из источников XVII века о том, как игумен монастыря Никон поручил Андрею Рублеву «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию».

В основе сюжета «Троицы» лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Авраам с женою Саррой угощали пришельцев под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Издавна существует несколько вариантов изображения Троицы, иногда с подробностями застолья и эпизодами заклания тельца и печения хлеба (в собрании галереи это иконы Троицы XIV века из Ростова Великого и XV века из Пскова).

В Рублевской же иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения - жертвенная любовь.

Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Сын), изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву. Таким образом, изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностями сюжета из Ветхого Завета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа) В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего собою множественность, космос. При постижении содержания «Троицы» важно понять его многогранность. Символика и многозначность образов «Троицы» восходят к древнейшим временам. У большинства народов такие понятия (и изображения), как древо, чаша, трапеза, дом (храм), гора, круг, имели символическое значение. Глубина осведомленности Андрея Рублева в области древних символических образов и их толкований, умение соединить их смысл с содержанием христианского догмата предполагают высокую образованность, характерную для тогдашнего просвещенного общества и, в частности, для вероятного окружения художника.

Символика «Троицы» соотнесена с ее живописно-стилистическими свойствами. Среди них важнейшее значение имеет цвет. Так как созерцаемое божество являло собой картину райского мира, художник с помощью красок стремился передать возвышенную «небесную» красоту, открывшуюся земному взору. Живопись Андрея Рублева отличают особая чистота цвета, благородство тональных переходов, умение придать колориту светоносность сияния. Свет излучают не только золотые фоны, орнаментальные разделки и ассисты, но и нежная плавь светлых ликов, чистые оттенки охры, умиротворенно-ясные голубые, розовые и зеленые тона одежд ангелов. Символичность колорита в иконе особенно ощутима в ведущем звучании сине-голубого, именуемого Рублевским голубцом.

Постигая красоту и глубину содержания, соотнося смысл «Троицы» с идеями Сергия Радонежского мы как бы соприкасаемся с внутренним миром Андрея Рублева, его помыслами, претворенными в этом произведении.

Икона находилась в Троицком соборе Троицкого монастыря, ставшего впоследствии лаврой, до двадцатых годов XX столетия. За это время икона претерпела ряд подновлений и прописей. В 1904-1905 годах по инициативе И.С.Остроухова, известного собирателя икон и попечителя Третьяковской галереи, была предпринята первая основательная расчистка «Троицы» от позднейших записей. Работами руководил известный иконописец и реставратор В.П.Гурьянов. Были сняты основные записи, но оставлены прописи на вставках нового левкаса, и в соответствии с методами тогдашней реставрации сделаны дописи в местах утрат, не искажающие авторскую живопись.

В 1929 году «Троица» как бесценный шедевр древнерусской живописи была перенесена в Третьяковскую галерею.

Список произведений Рублева этим не исчерпывается. “Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные”. Помимо названных работ, целый ряд несохранившихся ныне икон упоминается в различных источниках. Несколько дошедших до нас памятников связывает с именем Рублева устное предание. Наконец, в ряде произведений авторство Рублева устанавливается по стилистическим аналогиям. Но даже в тех случаях, когда причастность Рублева к работе над памятником документально подтверждена - так обстоит дело с иконами из владимирского Успенского собора, - выделить принадлежащие его руке произведения чрезвычайно трудно, поскольку создавались они совместно большой группой мастеров под руководством Андрея Рублева и Даниила Черного, который, по словам автора “Сказания о святых иконописцах”, “многие с ним иконы чудные написал”.

Андрею Рублеву удалось наполнить традиционные образы новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединением русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием.

Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.

Местночтимый, как святой с 17 в., он в наше время вошел и в число общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 (17) июля. С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

Вывод

На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.

Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.

Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.

Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

Преподобный Андрей Рублев, иконописец

Не известно в точности, когда родился Андрей Рублев, к какому сословию принадлежал, кто был его учителем в живописи. Большинство исследователей считают условно 1360 год датой рождения художника. До 1405 принял монашество с именем Андрей.

Самые ранние сведения о художнике восходят к московской «Троицкой летописи». В 1405 преподобный Андрей работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей. Участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетного мастера.

Следующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408 году - вместе с Даниилом Черным Андрей Рублев работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире.

От работ Андрея Рублева и Даниила Черного во владимирском Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма. Умение объединить единым эмоциональным звучанием большие многофигурные группы составляет одну из особенностей композиционного дара Андрея Рублева.

Следующей по времени создания работой Андрея Рублева между 1408-1422 является так называемый «Звенигородский чин», один из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи. Чин состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла.

Звенигородский «Спас» как бы утрачивает известную отвлеченность образов божества и предстает очеловеченным, внушающим доверие и надежду, несущим доброе начало. Мастер наделяет Христа русскими чертами и внешне и дает их ощутить во внутреннем складе, в особой тональности состояния: ясности, благожелательности, деятельном участии.
Рублевская живопись ликов иная по сравнению с экспрессивными византийскими. Русский иконописец предпочитает мягкую светотеневую манеру, так называемую плавь, то есть плавно, «плавко», как говорили иконописцы, и в несколько слоев положенные тона, с учетом просвечивания более ярких подкладочных через прозрачные и светлые верхние.

Живопись Андрея Рублева, особенно Звенигородского чина, отличают особая чистота цвета, благородство тональных переходов, умение придать колориту светоносность сияния.
В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами и фресками Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом. В состав иконостаса вошла как высокочтимый храмовый образ икона «Троица» - самое прославленное произведение Андрея Рублева. Существует свидетельство одного из источников XVII века о том, как игумен монастыря Никон поручил Андрею Рублеву «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию». Преподобный Сергий Радонежский твердо верил, что «взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего».

Издавна существует несколько вариантов изображения Троицы, иногда с подробностями застолья и эпизодами заклания тельца и печения хлеба (в собрании галереи это иконы Троицы XIV века из Ростова Великого и XV века из Пскова).

В рублевской же иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения - жертвенная любовь. Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Сын), изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву.

Глубина осведомленности Андрея Рублева в области древних символических образов и их толкований, умение соединить их смысл с содержанием христианского догмата предполагают высокую образованность, характерную для тогдашнего просвещенного общества и, в частности, для вероятного окружения художника.

Последняя работа преподобного Андрея относится к 1427-1430 – это создание росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
29 января (11 февраля) 1430 преподобный Андрей отошел ко Господу и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре.

Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней. Ныне в Спасо-Андрониковском монастыре располагается музей имени Андрея Рублева.

Преподобный Андрей Рублев, иконописец, канонизирован Поместным Собором РПЦ 1988 года. Память преподобного Андрея Рублева празднуется в день его тезоименитства 4 (17) июля.
Первую икону преподобного Андрея с житием написала Ирина Васильевна Ватагина; задача эта была поставлена перед нею еще о. Всеволодом Шпиллер, благословившим создание иконографии.

Вы бывали когда-нибудь в великой Третьяковской галерее? Нет, сходите. А если были, то наверно ваш осмотр начинался с искусства древних русских – иконописи. И среди них нельзя не заметить самую знаменитую икону – «Троицу». Этот великий шедевр исполнил монах Андрей Рублёв. Есть ещё ряд икон, но их совсем немного. Не снимешь же его живопись с храма Московского Кремля.

А вообще про Андрея Рублёва известно крайне мало. Неизвестно когда он родился, но зато известна точная дата его смерти. Неизвестно сколько он за всю свою жизнь успел создать своих работ и сколько их погибло так и не дойдя до нас. Многие иконы искусствоведы не могут конкретно отнести к его рук дела. И тут их можно понять, потому что большинства своих работ он делал совместно с кем либо. И потому может возникнуть путаница, и как результат неверный адресант работы.

Допускают только то, что вероятно он жил в Троицком монастыре, там же он стал монахом. Известно, правда, первое упоминание о нём в 1405 году. В этом упоминание писалось, что он как раз в это время украшает иконами и фресками благовещенский собор в Московском Кремле да не один, а с Феофаном Греком и Прохором с Городца.

Его имя на этом упоминании стоит в самом конце, так как он был самый молодой и по чину, и по возрасту. Работал он и во Владимире в 1408 году совместно с Даниилом Чёрным. То, что они сделали во Владимирском Успенском соборе, теперь хранится в Третьяковской галерее, причём самые ценные из икон.

С Даниилой Чёрным они работают и в храме Святой Троицы в Троицком монастыре. Три года они работали над фресками и иконами. Вскоре умирает Чёрный и тогда Андрей направляется снова в Москву, в Андроников монастырь. Там то, предположительно около 1428 года он создаёт свою легендарную икону Спаса, которая находилась в церкви Спаса на территории монастыря.

Повторюсь, не много сохранилось, но и того что осталось для нас, потомков, вполне хватит, чтобы понять, каково было совершенно искусство Рублёва. Почти все его работы хранятся сейчас в Третьяковской галерее. Самая известная его работа «Троица» долгое время находилась над гробницей Сергия Радонежского. Сейчас её стараются сохранить и стараются не испортить. Потому эту работу держат под стеклом и мало того, внутри рамы создан свой особый микроклимат, который лучше не нарушать, иначе последствия будут неотвратимы.

В своём искусстве он соединял две традиции – аскетизм и классическую гармонию византийской манеры. Его работы кажутся какими-то мягкими, какими-то радушными. Это явно заметно, если сравнить работы византийских мастеров и то, что делал Рублёв. Сюжеты как бы одинаковы, но мастерство разное и совершенно иное. Благость, именно благость в ликах всегда привлекает нас в его работах.

Скончался преподобный всё в том же Андрониковым монастыре 29 января 1430 года. Умер мастер, а его работы продолжили жить за него. Многие его иконы только лишь в 20 веке были либо полностью, либо частично отреставрированы. «Спас» его и вовсе случайно обнаружили рестовраторы во Владимире. В то время эта находка наделала много шуму. В начале 70-х годов 20 века другой Андрей по фамилии Тарковский ставит фильм «Андрей Рублёв» или «Страсти по Андрею». Тарковский сделал уникальный фильм, который рассказывает нам о Рублёве и о том времени, в котором он живёт и показывает какова разница между миром искусства и миром реальности. Фильм настолько получился сильным по своему содержанию, что советские чинуши запретили его практически сразу и положили на полку на долгие годы.

Про Андрея Рублёва писали и говорили много. Мало того, его причислили к лику святых в 1988 году и стали праздновать его день.

Алексей Васин

Русское искусство хранит в себе немало великих произведений, написанных мастерами кисти. Все это в полной мере можно отнести к личности русского иконописца, имя которого всем известно.

Много прекрасных произведений создал Андрей Рублев, биография его - яркое тому подтверждение.

Основные сведения о жизни: детство и годы возмужания

О жизни причисленного уже в наше время к лику святых, сегодня известно очень немногое.

Его рождение обычно связывают с 1360 или, в некоторых источниках, 1370 годами.

Также не совсем понятно, кем были его родители. Возможно, они происходили из знатного сословия, а, возможно, были простыми земледельцами. Существует версия, что отец русского художника происходил из ремесленного сословия. Такой вывод делают по его фамилии, ведь рубель - это один из столярных инструментов. Хотя здесь возможны и иные версии.

Скорее всего, Андрей - это монашеское имя иконописца. Имя, данное ему при рождении, затерялось в веках.

Упоминания об этом монахе с чудесным Божьим даром относятся к 1405 и 1408 годам. Связаны они с которые были отражены в летописных сводах.

Историческое время жизни А. Рублева

Многое успел сделать за свою жизнь монах и иконописец Андрей Рублев. Биография его хоть и скудна сведениями, но позволяет понять, в какое время жил этот русский художник.

А исторический период был сложный, хотя в России никогда не было легкого времени.

Предполагают, что Андрей Рублев родился в Московском княжестве, которое переживало во второй половине 14 века сложный период. Москва вела борьбу с Тверью за право возглавить раздробленное русское государство, которое сотрясалось и междуусобными распрями, и набегами ордынских кочевников-завоевателей. Кроме того, именно в эти годы в Москве свирепствовала чума, которая то уходила, то вновь возвращалась, унося за собой тысячи человеческих жизней.

На 1380 год пришлась знаменитая Куликовская битва, которая стала началом освобождения русских земель из-под власти ордынских ханов и главенства Москвы среди других русских городов.

В этот же период жил великий Сергий, прозванный в народе Радонежским. В это время писал свои удивительные лики и иконописец Андрей Рублев.

И, несмотря на всю сложность, в этом времени была и какая-то провидческая просветленность, которая давала надежду на то, что Русь сможет возродиться и стать сильной и духовно просветленной державой.

Монах Андрей в Сергеевой Лавре

Уже через несколько столетий, когда имя Рублева вошло в русские книги, в них рассказывалось о том, что Андрей учился мастерству иконописца с ранней юности под руководством опытных художников из Троицко-Сергиевого монастыря. Было это при ученике преподобного Сергия Никоне, также прозванном Радонежским.

Во многом на развитие юноши оказал влияние монашеский и человеческий подвиг первого игумена этого монастыря. Безусловно, пример Сергия вдохновил юного Андрея на создание высоких и одухотворенных образов.

Иконы Рублева и, в первую очередь, его знаменитая «Троица», так и остались храниться в лавре, где их спустя сотни лет открыли искусствоведы, пораженные мастерством древнего художника.

Андроников монастырь

Далее путь жизни привел монаха Андрея в Андроников монастырь, основанный также учеником преподобного Сергия по имени Андроник. Талантливого живописца почитали того времени. Так, известно, что один из сыновей Дмитрия Донского Василий Дмитриевич пригласил Андрея Рублева для росписи дворцовых покоев в самом Кремле.

Творчество Андрея Рублева стало постепенно привлекать и внимание современников. В летописи 1405 года говорится о том, что именно этот монах был привлечен к росписи Благовещенского собора в Москве вместе со знаменитым художником того времени Феофаном, прозванным Греком, и старцем Прохором. Однако росписи эти до сегодняшнего дня не сохранились в связи с грандиозной перестройкой этого собора.

Иконы из Благовещенского собора

Сам Благовещенский собор не сохранился, однако каким-то чудом до нашего времени дошли иконописные лики из этого храма. Всего это семь икон, которые приписывают кисти художника.

Иконы Рублева - это «Рождество Христово», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Благовещение», «Сретение», Воскрешение Лазаря» и «Преображение».

Эти иконы, часть которых и сегодня хранится в музеях страны, таких как знаменитая Третьяковская галерея, поражают зрителей не только удачной композицией и особой как бы воздушностью изображенных на них образов, но и особым выражением, которое прописано на ликах. Это необыкновенная духовная чистота и глубокая вера.

Прекрасно подобранная палитра цветов только усиливает это ощущение.

Успенский собор в городе Владимире

Еще одной вехой творческой биографии Рублева, зафиксированной в скрупулезных летописных источниках, стала работа вместе с другими живописцами того времени над росписями Успенского Владимирского собора. Было это приблизительно в 1408 году.

Кроме росписи стен, мастера создали несколько иконописных ликов, часть из которых сегодня находится в музеях. Наследие русской хранит не только музей Андрея Рублева, но и Третьяковская галерея.

Именно в это время, по суждению искусствоведов, была написана знаменитая икона мастера под названием «Владимирская Богоматерь».

Вероятнее всего, в этом соборе монах Андрей работал уже вместе с учениками. Сегодня все желающие могут увидеть здесь часть его фресок, которые удивляют своей выразительностью и особой просветленной одухотворенностью.

Церковь Святой Троицы

Известно, что где-то в 20-х гг. 15 века монахи и Андрей Рублев (годы эти приблизительные) трудились над росписями храма который был построен над местом погребения преподобного игумена Сергия.

Храм был заложен каменный (он сохранился до сих пор). Однако фрески этого собора не сохранились до наших дней, зато и сегодня можно увидеть настоящие иконы Рублева, созданные для этой церкви. Это «Апостол Павел», «Архангел Михаил» и «Крещение». По манере письма и способам изображения фигур эти иконы очень близки к стилю знаменитой «Троицы». Музей Андрея Рублева хранит эти бесценные сокровища.

Судя по летописным источникам, товарищ Андрея Рублева - монах Даниил, прозванный Черным, скончался именно в Троицкой Лавре. Здесь он и был погребен. Отец Андрей же отправился в Андроников монастырь, чтобы создать там свои последние работы.

Последние работы иконописца

По мнению ученых, последней работой мастера стала роспись церкви Спаса, которую он закончил приблизительно в 1428 году.

Долгую творческую жизнь прожил Андрей Рублев, биография художника повествует нам и о дне, часе и месте его смерти.

Скончался знаменитый русский иконописец в январе 1430 года (скорее всего, 29 января). Погребен он был в Москве, в Андрониковом монастыре (к слову сказать, именно благодаря тому, что отец Андрей Рублев нашел здесь свое последнее пристанище, этот древний монастырь не был уничтожен в советские годы).

В 1989 году, спустя сотни лет, отец Андрей был причислен русской церковью к лику святых.

Творчество Андрея Рублева: знаменитые находки в Звенигороде

Имя русского художника Древней Руси так бы и осталось преданным забвению, если бы не удивительная находка, которую сделал Игорь Грабарь. Он случайно, в тихом подмосковном городке Звенигороде, около старинного храма обнаружил удивительные иконы, которые, как оказалось впоследствии, принадлежали кисти Андрея Рублева. Причем лежала эта находка в обыкновенном сарае!

Иконы назвали «Звенигородским чином», и только спустя время стало известно, что автором их был Андрей Рублев. Кратко рассмотрим все эти работы.

Самой известной из них является икона под названием «Спас», сохранившаяся лишь частично. Но глаза Христа, обращенные к смотрящим на него людям, поражают зрителей. Можно с уверенностью сказать, что с иконы на нас смотрит лицо Богочеловека, лишенного греха и страстей и наполненного чувством любви ко всему живому и бесконечным состраданием.

Все проходящие мимо этой иконы (а хранится она в Третьяковской галерее) не могут не остановить на ней своего взгляда. Там же, в Третьяковке, хранится и подлинник «Троицы». Судьба этой иконы очень интересна.

Много божественного смысла вложил в свое творение Андрей Рублев. Биография художника не может раскрыть нам секрета того, как простой русский монах смог подняться на такую высоту духовного постижения Божьего мира. Возможно, прав был Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь».

Долгие века эта икона висела в тяжелом и громоздком окладе, закрытая от всех этими драгоценностями, и только в начале прошлого века искусствоведы смогли открыть ее, очистить от наслоений многих веков и понять, что это истинный шедевр.

Феноменом не только русской, но и мировой живописи можно назвать творчество Андрея Рублева — иконописца, мастера монументальной росписи и книжной миниатюры, жившего и творившего на рубеже XIV-XV вв. Его возвышенная живопись воплотила в себе духовную красоту человека и его нравственную силу, какою ее понимали на Руси тех времен.

Сошествие во Ад

Суд в интерпретации А.Рублева имеет надежду на справедливость и милость, а поэтому и фреска излучает бодрость, радость и оптимизм. Фигуры апостолов, святых и прочих легки и невесомы, ибо они верят в милость Божью и свое спасение. Умело используя распределение цвета, плавность линий и форм, художник буквально оживляет древнюю библейскую легенду.

И она живет и служит людям и по сей день. Ведь в работах этого великого мастера звучат мудрость, душевная чистота, благость и любовь. С икон смотрит не строгий Бог-судья, а добрый Небесный Отец («Спас»), готовый все простить и утешить. По иконам можно судить о духовном идеале и нравственности человека ХIV века. В наше время это становится все более актуальным.

Его творчество имело огромное значение и для дальнейшего расцвета русской школы живописи. Рублевская традиция существенно отошла от византийской, дала старт внедрению нового и оригинального (а именно – русского) в искусстве. Еще при жизни великого иконописца его работы очень ценились и были признаны чудотворными.

Крещение Господне

Они считались образцом для многих живописцев, тем более, что об этом в 1551 году постановил церковно-земский собор с участием самого царя Ивана Грозного. После Рублева Троица уже изображалась исключительно в его стиле, что стало своеобразным и признанным «каноном».

В русской и мировой культуре иконопись стала непревзойденным образцом воплощения огромного художественного таланта и не менее впечатляющей силы человеческого духа.

Новаторство творчества Рублева по своему лаконично-глубоко определил А.Кураев, сказав как-то, что если до этого иконописца главным в иконе было — «Господи, помилуй», то с Рублева в иконе основным становится — «Слава тебе, Господи»

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Похожие публикации