Что такое рациональное природопользование, примеры. Природопользование

Рациональное и нерациональное природопользование

Выполнила: студентка 212 группы

Нищета Наталья Игоревна

Научный руководитель: к.ф.н.,ст. преподаватель

Павлова Наталья Владимировна

Шадринск 2013

Введение…………………………………………….........................3

Глава 1. Рациональное и нерациональное природопользование..5

1.1. Рациональное природопользование…………………………6

1.2. Нерациональное природопользование……………………...8

Глава 2. Рекрационное природопользование……………………..9

Заключение………………………………………………………...16

Список использованных источников…………………………….17


ВВЕДЕНИЕ

Природа является местообитанием человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности. Человек – часть природы, её порождение, он может производить, только используя её ресурсы, и жить только в тех природных условиях (температура, давление, влажность, состав атмосферы и др.), к которым он генетически приспособлен. Много лет стремясь покорить природу и господствовать над ней, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. «Парниковый эффект», «озоновая дыра», «кислотные дожди», нехватка чистой воды и продуктов питания, сырьевые и энергетические кризисы, загрязнение Мирового океана – все эти проблемы встали перед человеком, грозя гибелью и требуя немедленного решения. Едва ли можно назвать в наши дни более важную глобальную проблему, чем рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Её

решение возможно только на основе экологических знаний. Этой проблеме посвящен реферат, так как она актуальна в наше время. Природопользование – это использование природных ресурсов, поэтому для понимания поставленной проблемы, первоначально остановимся на самих природных ресурсах.

Многие ученые (Ю.К. Ефремов, В.А. Анучин, И.Я. Блехмин, В.А. Минаев, Н.Ф. Реймерс и др.) считают, что термин «природопользование» включает в себя освоение, использование, преобразование, воспроизводство и охрану природных условий и ресурсов человечеством. Необходимо отметить, что понятия «освоение», «использование», «преобразование», «воспроизводство» означают не просто механические процессы, а их сложное единство и являются следствием глубокого взаимопроникновения и взаимодействия. Таким образом, природопользование предусматривает не только экономически и экологически эффективное вовлечение природно-территориальных комплексов в процесс общественного производства, но и их преобразование, восстановление и охрану.

Человечество не может существовать, не используя природные ресурсы, не влияя на их количество и качество, а следовательно, не внося изменений в окружающую его природную среду. Эти изменения, связанные с деятельностью человека, называются антропогенными. Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных икультурных потребностей общества называется природопользованием. Оно может быть рациональным (разумным) и нерациональным. Само понятие рациональности предполагает опору на разум и знания. Поэтому под природопользованием принимают также науку, разрабатывающую общие принципы осуществления всякой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на них, которые помогут избежать экологической катастрофы.

В основе природопользования должны лежать экология и открываемые ею законы взаимодействия различных природных систем. Под рациональным природопользованием понимается изучение природных ресурсов, их бережная эксплуатация, охрана и воспроизводство с учётом не только настоящих, но и будущих интересов развития народного хозяйства и сохранения здоровья людей. К сожалению, современное состояние природопользования в большинстве случаев может быть охарактеризовано как нерациональное, ведущее к истощению (вплоть до исчезновения) природных ресурсов, даже восстановимых; загрязнению окружающей среды. Причин здесь много. Это и недостаточное познание законов экологии, и слабая материальная заинтересованность производителей, и низкая экологическая культура населения и др.

ГЛАВА 1. РАЦИОНАЛЬНОЕ И НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Воздействие человека на окружающую среду может быть как осознанным, так и стихийным, случайным. Прямое воздействие связано с непосредственным влиянием человека на природу и природные компоненты в процессе природопользования. К нему относятся промыслы (охота, рыбная ловля, сбор дикорастущих ягод, грибов), промышленное и сельскохозяйственное производство (осушение, орошение, создание искусственных водоемов и др.). Понятие и виды природопользования

Косвенное воздействие обусловлено взаимодействием компонентов и элементов природы. Например, вырубая леса (прямое воздействие), человек влияет на изменение глубины залегания грунтовых вод, климата, ухудшает условия жизни для многих видов растений и животных, содействует развитию эрозии почвы и т.д. Чаще всего встречается комбинированное воздействие человека на природу. В зависимости от форм воздействия возникают разной степени сложности проблемы защиты того или другого ресурса природы (при прямом воздействии ресурс защитить легче).
Различают рациональное и нерациональное природопользование. Рациональное природопользование предполагает разумное освоение природных ресурсов, предупреждение потенциально вредных воздействий человеческой деятельности, поддержание и повышение продуктивности труда и привлекательности природных комплексов и отдельных природных объектов. При рациональном природопользовании улучшаются условия жизни людей. В Законе Республики Беларусь «О защите окружающей среды» сказано, что «рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей окружающей среды, необходимости обновления природных ресурсов и недопущения необратимых результатов для окружающей среды и здоровья» является одним из основных принципов охраны окружающей среды. К важнейшим принципам рационального природопользования относятся:

а) соответствие характера и способа использования природных ресурсов конкретным местным условиям;

б) предвидение и предотвращение негативных последствий природопользования;

в) повышение интенсивности и комплексности использования природных ресурсов;

г) сохранение научной и эстетической ценности природы;
д) уменьшение потерь природных ресурсов;

е) всемирная «экологизация» общественного производства.

  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

    3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.

    1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    Вся история человеческого общества - это история его взаимодействия с природой. Человек с давних пор использует её в своих хозяйственных целях: охота, собирательство, рыболовство, в качестве природных ресурсов.

    На протяжении нескольких тысячелетий характер связей человечества с окружающей средой претерпел большие изменения.

    Этапы влияния общества на природную среду:

    1) около 30 тысяч лет назад - собирательство, охота и рыболовство. Человек приспосабливался к природе, а не изменял её.

    2) 6-8 тысяч лет назад - сельскохозяйственная революция: переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; происходило слабое преобразование естественных ландшафтов.

    3) средние века - увеличение нагрузки на землю, развитие ремёсел; потребовалось более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов.

    4) 300 лет назад - промышленная революция: быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду.

    5) с середины XX века - современный этап научно-технической революции: коренные сдвиги в технической базе производства; наблюдаются резкие сдвиги в системе «общество - природная среда».

    В настоящее время активная роль человека в использовании природы нашла своё отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности.

    Природопользование - совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

    Виды природопользования:

    1) рациональное;

    2) нерациональное.

    Рациональное природопользование - отношение к природе, которое означает прежде всего заботу о сохранении экологического равновесия в окружающей среде и полностью исключает восприятие природы в качестве неисчерпаемой кладовой.

    Данное понятие предполагает интенсивное развитие экономики - «вглубь», за счёт более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходных технологий, создания культурных ландшафтов, охраны видов животных и растений, создания заповедников и т.п.

    К сведению:

    · В мире насчитывается более 2.5 тысяч крупных заповедников, резерватов, природных и национальных парков, которые вместе занимают площадь 2.7 % земной суши. Крупнейшие по площади национальные парки находятся в Гренландии, Ботсване, Канаде, на Аляске.

    · В наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве чёрных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70 % и более.

    Нерациональное природопользование - отношение к природе, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, её улучшения (потребительское отношение к природе).

    Такой подход предполагает экстенсивный путь развития экономики, т.е. «вширь», благодаря вовлечению в хозяйственный оборот всё новых и новых географических районов и природных ресурсов.

    Примеры такого отношения:

    Уничтожение лесов;

    Процесс опустынивания из-за неумеренного выпаса скота;

    Истребление некоторых видов растений и животных;

    Загрязнение вод, почв, атмосферы и т.п.

    К сведению:

    · Подсчитано, что один человек за свою жизнь «изводит» около 200 деревьев: на жилище, мебель, игрушки, тетради, спички и т.д. Только в виде спичек жители нашей планеты ежегодно сжигают 1.5 млн. кубометров древесины.

    · На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-320 кг мусора, в странах Западной Европы - по 150-300 кг, в США - по 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает 80 кг бумаги, 250 металлических банок, 390 бутылок.

    В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования; созданы специальные органы охраны окружающей среды; разрабатываются природоохранные программы и законы, различные международные проекты.

    И самое главное, что человек должен усвоить при своём взаимодействии с природной средой, это то, что все континенты планеты взаимосвязаны, нарушая равновесие на одном из них, изменяется и другой. Лозунг «Природа - мастерская, а человек в ней - работник» сегодня потерял смысл.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

    Западная Европа - это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием.

    Наиболее крупные страны региона: ФРГ, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Швеция и др.

    Характеристики региона Западной Европы:

    1) Экономико-географическое положение:

    а) регион расположен на материке Евразия, на западе части света Европы;

    б) большая часть стран имеет выход к морям, которые являются главными районами мировых морских перевозок (Атлантический океан связывает Европу с Америкой, Средиземное море - Африкой и Азией, Балтийское море - со странами Европы);

    в) рассматриваемый регион граничит с другими экономически развитыми регионами, что положительно влияет на развитие его экономики;

    г) регион находится в относительной близости ко многим развивающимся странам, что означает близость к источникам сырья и дешёвой рабочей силы.

    2) Природные условия и ресурсы:

    · рельеф: сочетание равнинного и горного рельефа;

    · минеральные ресурсы: размещены неравномерно, часть месторождений истощены.

    Промышленные запасы: нефти и газа (Франция, Нидерланды); угля (Рурский бассейн в ФРГ, Уэльский и Ньюкаслинский - в Великобритании и др.); железной руды (Великобритания, Швеция); руды цветных металлов (ФРГ, Испания, Италия); калийных солей (ФРГ, Франция). В целом обеспечение данного региона хуже, чем Северной Америки и др. регионов.

    · почвы: весьма плодородны (бурые лесные, коричневые, серо-коричневые);

    · земельные ресурсы: большая часть земель занята под пашни и пастбища.

    · климат: преобладание умеренного климатического пояса, на юге - субтропического, на севере - субарктического; температуры лета (8-24 градуса выше нуля) и зимы (от минус 8 до плюс 8 градусов); количество осадков колеблется от 250 до 2000 мм в год;

    · агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания таких сельскохозяйственных культур, как рожь, пшеница, лён, картофель, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, виноград, цитрусовые (на юге) и др. В итоге можно сказать, что регион хорошо обеспечен теплом и влагой, кроме южной части.

    · воды: реки (Рейн, Дунай, Сена, Луара и др.); озёра (Женевское и др.); ледники (в горах);

    · водные ресурсы: обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения составляет 2.5-50 тыс. кубометров за год, что свидетельствует о хорошем, но неравномерном обеспечении.

    · леса: смешанные, широколиственные и хвойные;

    · лесные ресурсы: леса занимают 30 % территории, большая часть из них вырублена; наибольшие запасы в Швеции и Финляндии.

    · ресурсы Мирового океана: в районе Северного моря и шельфовой зоны Бискайского залива добывают нефть и газ; большая часть морей обладает значительными рыбными ресурсами.

    · ресурсы нетрадиционной энергетики: геотермальные источники в Исландии и Италии; перспективно использование энергии ветра во Франции и Дании.

    · рекреационные ресурсы:

    · Западная Европа - центр мирового туризма, 65 % туристов земного шара - во Франции, Испании, Италии и т.п.

    3) Население:

    а) численность - свыше 300 млн. человек;

    б) плотность населения - от 10 до 200 чел./квадр.км;

    в) II тип воспроизводства; рождаемость, смертность и естественный прирост низкие;

    г) преобладание женского населения;

    д) старение населения;

    е) индоевропейская языковая семья:

    · языковые группы и народы: германская (немцы, англичане), романская (французы, итальянцы);

    · межнациональные проблемы в странах: Испания (баски), Франция (корсиканцы), Великобритания (северная часть Ирландии);

    · религии: протестантизм, католицизм;

    ж) уровень урбанизации около 80 %; крупнейшие города: Роттердам, Париж, Рим, Мадрид и т.д.

    з) регион Западной Европы является мировым очагом трудовой миграции (въезд рабочей силы);

    и) трудовые ресурсы: (высококвалифицированные)

    40-60 % - заняты в сфере услуг и торговли;

    30-35 % - в промышленности и строительстве;

    5-10 % - в сельском хозяйстве.

    4) Экономика:

    Западная Европа - один из экономических и финансовых центров мира; по темпам экономического развития в последнее время регион стал отставать от США и Японии.

    Условия, влияющие на развитие:

    Высокий технологический уровень;

    Высококвалифицированный персонал;

    Наличие уникальных природных ресурсов;

    Большая гибкость и приспособленность производственной структуры малых и средних фирм к потребностям мирового рынка.

    Отрасли промышленности:

    а) энергетика базируется на собственных и привозимых ресурсах. В странах севера и юга Европы большое значение имеют гидроресурсы. Исландия использует геотермальную энергию. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики.

    б) чёрная металлургия:

    Районы старых разработок: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции;

    Ориентация на импорт жёлтой руды привела к сдвигу предприятий к морю: Таранто в Италии, Бремен в ФРГ.

    в) цветная металлургия: использует концентраты руд из Африки и Азии (Германия, Бельгия).

    г) машиностроение определяет индустриальное лицо Западной Европы. Регион производит всё: от простых металлоизделий до самолётов. Особенно хорошо развито автомобилестроение: фирмы «Фольксваген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция).

    д) химическая промышленность: ФРГ - производство красителей и пластмассы, Франция - синтетического каучука, Бельгия - химических удобрений и соды, Швеция и Норвегия - лесохимии, Швейцария - фармацевтики.

    Сельское хозяйство характеризуется высокой производительностью и разнообразием. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Преобладает животноводство (крупный рогатый скот, овцеводство, свиноводство, птицеводство). Используемые культуры в растениеводстве: пшеница, ячмень, кукуруза, картофель, сахарная свекла (Франция, ФРГ), виноград, маслины, оливки (Италия, Испания).

    Транспорт высокоразвит. Велика роль автомобильного, морского транспорта (порты: Роттердам, Марсель, Гавр и т.д.). Увеличивается доля трубопроводного и авиационного транспорта. Развита густая транспортная сеть.

    5) Внутренние различия региона:

    Высокоразвитые: ФРГ, Франция, Великобритания, Италия;

    Среднеразвитые: Швеция, Испания и т.д.;

    Менее развитые: Португалия, Греция.

    6) Внешние экономические связи: страны объединены в Европейский союз; наблюдается высокий уровень региональной интеграции в рамках Единого европейского экономического пространства.

    3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин.

    Возьмём к примеру - Алжир и Францию, и сравним их показатели.

    · неравномерная плотность населения:

    От 200 до 600 чел./квадратный метр (на побережье);

    От 1 чел./кв.метр и менее (остальная часть);

    · факторы, повлиявшие на подобное распределение людей по территории:

    1) природные: сухой, жаркий климат, малое количество вод, неплодородные почвы на преобладающей территории Алжира не способствуют большой плотности в данных континентальных условиях северной части Африканского материка; значительное увеличение плотности на Средиземноморском побережье (север страны), является следствием более мягкого климата, больших запасов питьевой воды и т.д.;

    2) исторические: издавна большая часть Алжира - район кочевого проживания населения.

    · плотность населения высокая, его размещение более равномерное, чем в Алжире:

    От 50 до 200 чел./кв.метр (в среднем по стране);

    До 600 чел./кв.метр и более (в районе Парижа);

    · факторы, повлиявшие на такое распределение:

    1) природные: благоприятный климат, достаточное количество осадков, нет резких перепадов температур, как в пустынях Алжира; плодородные почвы; обилие рек, озёр; выходы к морям;

    2) исторические: давность освоения этой территории;

    3) экономические: промышленно развитый регион.

    3-ий вопрос в билете нагляднее всего рассматривать на примерах довольно контрастных по всем показателям (природным, экономическим, историческим, социальным и т.д.) стран - таких, как страны Африки, Азии в сравнении с государствами Западной Европы.

    Билет № 5

    Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    Билет № 4

    1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

    3. Определœение и сравнение средней плотности населœения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.

    Вся история человеческого общества - это история его взаимодействия с природой. Человек с давних пор использует её в своих хозяйственных целях: охота͵ собирательство, рыболовство, в качестве природных ресурсов.

    На протяжении нескольких тысячелœетий характер связей человечества с окружающей средой претерпел большие изменения.

    Этапы влияния общества на природную среду:

    1) около 30 тысяч лет назад - собирательство, охота и рыболовство. Человек приспосабливался к природе, а не изменял её.

    2) 6-8 тысяч лет назад - сельскохозяйственная революция: переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; происходило слабое преобразование естественных ландшафтов.

    3) средние века - увеличение нагрузки на землю, развитие ремёсел; потребовалось более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов.

    4) 300 лет назад - промышленная революция: быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду.

    5) с середины XX века - современный этап научно-технической революции: коренные сдвиги в технической базе производства; наблюдаются резкие сдвиги в системе ʼʼобщество - природная средаʼʼ.

    Сегодня активная роль человека в использовании природы нашла своё отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности.

    Природопользование - совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

    Виды природопользования:

    1) рациональное;

    2) нерациональное.

    Рациональное природопользование - отношение к природе, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ означает прежде всœего заботу о сохранении экологического равновесия в окружающей среде и полностью исключает восприятие природы в качестве неисчерпаемой кладовой.

    Данное понятие предполагает интенсивное развитие экономики - ʼʼвглубьʼʼ, за счёт более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходных технологий, создания культурных ландшафтов, охраны видов животных и растений, создания заповедников и т.п.

    К сведению:

    · В мире насчитывается более 2.5 тысяч крупных заповедников, резерватов, природных и национальных парков, которые вместе занимают площадь 2.7 % земной суши. Крупнейшие по площади национальные парки находятся в Гренландии, Ботсване, Канаде, на Аляске.

    · В наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве чёрных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70 % и более.

    Нерациональное природопользование - отношение к природе, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, её улучшения (потребительское отношение к природе).

    Такой подход предполагает экстенсивный путь развития экономики, ᴛ.ᴇ. ʼʼвширьʼʼ, благодаря вовлечению в хозяйственный оборот всё новых и новых географических районов и природных ресурсов.

    Примеры такого отношения:

    Уничтожение лесов;

    Процесс опустынивания из-за неумеренного выпаса скота;

    Истребление некоторых видов растений и животных;

    Загрязнение вод, почв, атмосферы и т.п.

    К сведению:

    · Подсчитано, что один человек за свою жизнь ʼʼизводитʼʼ около 200 деревьев: на жилище, мебель, игрушки, тетради, спички и т.д. Только в виде спичек жители нашей планеты ежегодно сжигают 1.5 млн. кубометров древесины.

    · На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-320 кг мусора, в странах Западной Европы - по 150-300 кг, в США - по 500-600 кᴦ. Каждый горожанин в США за год выбрасывает 80 кг бумаги, 250 металлических банок, 390 бутылок.

    Сегодня большинство стран проводит политику рационального природопользования; созданы специальные органы охраны окружающей среды; разрабатываются природоохранные программы и законы, различные международные проекты.

    И самое главное, что человек должен усвоить при своём взаимодействии с природной средой, это то, что всœе континœенты планеты взаимосвязаны, нарушая равновесие на одном из них, изменяется и другой. Лозунг ʼʼПрирода - мастерская, а человек в ней - работникʼʼ сегодня потерял смысл.

    Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования." 2017, 2018.

    Природопользование – это совокупность мер, предпринимаемых обществом в целях изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

    Рациональное природопользование – такой тип взаимоотношения человеческого общества с окружающей средой, при котором общество управляет своими отношениями с природой, предупреждает нежелательные последствия своей деятельности. Примером может служить создание культурных ландшафтов; применение технологий, позволяющих более полно перерабатывать сырье; повторное использование отходов производства, охрана видов животных и растений, создание заповедников и т. п.

    Нерациональное природопользование – тип взаимоотношения с природой, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, ее улучшения (потребительское отношение к природе). Примеры такого отношения – это неумеренный выпас скота, подсечно-огневое земледелие, истребление отдельных видов растений и животных, радиоактивное, тепловое загрязнение среды. Также вред окружающей среде наносят сплав леса по рекам отдельными бревнами (молевой сплав), осушение болот в верховьях рек, добыча полезных ископаемых открытым спсобом и т.п. Природный газ в качестве сырья для ТЭС – более экологически чистое топливо, чем каменный или бурый уголь.

    В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования, созданы специальные органы охраны окружающей среды, разрабатываются природоохранные программы и законы. Важна совместная деятельность стран по охране природы, создание международных проектов, которые касались бы вопросов:

    1) оценки продуктивности запасов в водах под национальной юрисдикцией, как внутренних, так и морских, приведение промысловых мощностей в этих водах к уровню, сопоставимому с долговременной продуктивностью запасов, и своевременному принятию надлежащих мер для восстановления переловленных запасов до устойчивого состояния, а также сотрудничества в соответствии с международным правом для принятия аналогичных мер в отношении запасов, встречающихся в открытом море;

    2) сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия и его компонентов в водной среде и, в частности, предотвращению практики, ведущей к необратимым изменениям, таким, как уничтожение видов генетической эрозией или крупномасштабное разрушение среды обитания;

    3) содействию развития марикультуры и аквакультуры в прибрежных морских и внутренних водах путем установления надлежащих правовых механизмов, координации использования земли и воды с другими видами деятельности, использованию наилучшего и наиболее подходящего генетического материала в соответствии с требованиями по сохранению и устойчивому использованию внешней среды и сохранению биологического разнообразия, применению оценки последствий социального плана и влияния на окружающую среду.

    Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств, которое приводит или может привести к вредному воздействию на человека или природные комплексы. Наиболее известный вид загрязнения – химическое (поступление в окружающую среду вредных веществ и соединений), но не меньшую потенциальную угрозу несут и такие виды загрязнений, как радиоактивное, тепловое (неконтролируемый выброс тепла в окружающую среду может привести к глобальным изменениям климата природы), шумовое. В основном загрязнение окружающей среды связано с хозяйственной деятельностью человека (антропогенное загрязнение окружающей среды), однако возможно загрязнение в результате природных явлений, например извержений вулканов, землетрясений, падения метеоритов и др. Загрязнению подвергаются все оболочки Земли.

    Литосфера (а также почвенный покров) загрязняется в результате поступления в нее соединений тяжелых металлов, удобрений, ядохимикатов. Только мусора из больших городов ежегодно вывозится до 12 млрд т. Горные разработки приводят к уничтожению естественного почвенного покрова на огромных площадях. Гидросфера загрязняется стоками промышленных предприятий (особенно химических и металлургических), стоками с полей и животноводческих комплексов, бытовыми стоками городов. Особенно опасно нефтяное загрязнение – в воды Мирового океана ежегодно попадает до 15 млн т нефти и нефтепродуктов.

    Атмосфера загрязняется главным образом в результате ежегодного сжигания огромного количества минерального топлива, выбросов металлургической и химической промышленности. Главные загрязняющие вещества – углекислый газ, окислы серы, азота, радиоактивные соединения.

    В результате растущего загрязнения окружающей среды возникает много экологических проблем как на локальном и региональном уровнях (в крупных промышленных районах и городских агломерациях), так и на глобальном (глобальное потепление климата, уменьшение озонового слоя атмосферы, истощение запасов природных ресурсов).

    Основными путями решения экологических проблем могут быть не только строительство разнообразных очистных сооружений и устройств, но и внедрение новых малоотходных технологий, перепрофилирование производств, перенос их на новое место с целью снижения «концентрации» давления на природу.

    Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

    По имеющимся оценкам ведущих международных организаций, в мире насчитывается около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников – к 350.

    С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

    Примеры Заданий ЕГЭ с Комментариями

    1. Какая из перечисленных стран обладает наибольшими разведанными запасами угля?

    1) Алжир 3) ЮАР

    2) Пакистан 4) Перу

    Ответ – 3.

    2. Какие из перечисленных видов природных ресурсов относятся к исчерпаемым невозобновимым?

    1) медные руды 3) почвенные

    2) торф 4) лесные

    Ответ – 1.

    3. На побережье какого залива разрабатываются крупные месторождения нефти и газа?

    1) Бенгальского 3) Большого Австралийского

    2) Мексиканского 4) Гудзонова

    Ответ – 2.

    4. Какая из перечисленных стран обладает наибольшим гидроэнергетическим потенциалом?

    1) Бразилия 3) Нидерланды

    2) Судан 4) Австралия

    Для успешного ответа на вопросы такого типа следует применить знания о том, что такое гидроэнергетический потенциал рек и от чего он зависит (количество рек, их полноводность и рельеф местности – чем больше уклон реки, тем выше ее гидропотенциал. В данном случае в Бразилии много полноводных рек, текущих по плоскогорьям. Судан расположен в Сахаре, рек там нет. В Нидерландах реки есть, но они меньше по полноводности и по длине, чем в Бразилии, кроме того уклон рек небольшой, т.к. территория страны не имеет больших перепадов высот, она довольно плоская. Австралия – страна пустынь. Реки есть только на востоке – они берут начало в горах Большого Водораздельного хребта, имеют достаточный уклон. Но их гидропотенциал существенно ниже, чем рек Бразилии, т.к. они менее полноводны.

    Ответ – 1.

    5. Что из перечисленного оказывает наибольшее негативное воздействие на состояние природной среды?

    1) сооружение высоких труб на ТЭС

    2) использование бурого угля в качестве топлива на ТЭС

    3) использование солнечной энергии для обогрева жилищ

    4) рекультивация земель

    Ответ – 2.

    6. В каком из перечисленных городов наблюдается наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха?

    1) Тамбов 3) Ростов-на-Дону

    2) Петрозаводск 4) Челябинск

    Для ответа на вопросы такого типа нужно применить знания о том, какие отрасли промышленности загрязняют атмосферный воздух в большей степени и о том, какие отрасли развиты в перечисленных городах. Так, наибольшими загрязнителями воздуха являются предприятия металлургии (черной и цветной), ТЭС, работающие на буром или каменном угле. Из перечисленных городов в Челябинске имеются предприятия черной металлургии полного цикла.

    Ответ – 4.

    7. В результате глобального потепления климата территория какой из перечисленных стран может уменьшиться?

    1) Нидерланды 3) Швейцария

    2) Туркмения 4) Судан

    Вопросы такого типа проверяют умение применить знания о последствиях глобального потепления и о географическом положении стран для решения конкретной проблемы. В результате глобального потепления повышается уровень Мирового океана. Соответственно, низменная прибрежная территория стран, имеющих выход к побережью Мирового океана, может оказаться затопленной. Из перечисленных в тексте задания стран только Нидерланды имеют выход к океану, и часть побережья представляет собой низменность. В результате повышения уровня океана часть территории страны будет затоплена.

    Ответ – 1.

    8. Какая из перечисленных отраслей в наибольшей степени загрязняет внутренние воды?

    1) обувная 3) пищевая

    2) текстильная 4) целлюлозно-бумажная

    Ответ – 4.

    9. На какой из обозначенных на карте территорий водная эрозия почвенного слоя будет развиваться наиболее интенсивно?

    1) А 2) В 3) С 4) D

    Вопросы такого типа требуют умение применить знания о причинах развития водной эрозии почв для анализа возможности ее развития на определенных территориях. Нужно помнить, что развитие водной эрозии зависит от рельефа, состава горных пород, степени закрепленности почвы растительностью, от количества осадков и пр. При выровненном низменном рельефе эрозия развивается с меньшей интенсивностью. Чтобы верно ответить, нужно вспомнить, какой рельеф характерен для показанных на карте территорий. Так, территория А находится примерно в пределах Среднерусской возвышенности, а остальные – в пределах низменностей, для которых свойственна заболоченность.

    Ответ – 1.

    10. Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните обеспеченность стран ресурсами пресной воды. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

    Канада290031, 1 93Бангладеш2360129,2 18Бразилия6950170,1 40Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

    Для ответа на такие вопросы следует вспомнить, что такое ресурсообеспеченность и подсчитать ее для представленных в таблице стран. Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной (разведанных) природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить ресурса, либо запасами из расчета на душу населения при современных темпах добычи или использования. В данном случае в таблице даны ресурсы пресной воды и численность населения, следовательно, нужно сравнить показатели ресурсообеспеченности на душу населения. Для этого следует разделить количество ресурсов пресной воды, данное в км3, на численность населения страны, данную в млн чел. и узнать, какое количество данного ресурса приходится на душу населения. Можно подсчитать показатели и сравнить их. А можно точно не считать, а примерно сравнить, у каких стран будут наибольший и наименьший показатели. В данном задании наибольший показатель явно будет у Канады, а наименьший – у Бангладеш.

    Типичной ошибкой является ответ, записанный в последовательности, обратной той, что требуется в задании. Например, нужно расположить страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности, а учащиеся записывают ответ в порядке уменьшения , т.к. они сначала определили страну с самым большим показателем. Чтобы не совершать такие ошибки, следует внимательно читать текст задания, и, определив показатели всех стран, еще раз посмотреть, в каком порядке следует их записать в ответе. Ответ: БВА.

    11. Какие особенности земледелия в бассейне Азовского моря стали причинами увеличения солености и загрязненности вод Азовского моря в последние десятилетия?

    Азовское море – небольшое и мелкое. Оно соединено с Черным морем узким Керченским проливом. Из крупных рек, впадающих в Азовское море, выделяются Дон и Кубань. Пресные воды рек опресняют соленые воды моря.

    Большое количество речных вод забирается на орошение,

    т.к. развивается земледелие на орошаемых землях. Пресные речных вод попадает в море меньше, соленость вод моря увеличивается. Загрязненность вод моря увеличивается

    в связи с тем, что в растениеводстве используется много химических удобрений, и часть из них вместе с речными и

    подземными водами попадает в море.

    Задания для Самопроверки

    1. Какие из перечисленных видов природных ресурсов относятся к неисчерпаемым?

    1) энергия приливов и отливов

    2) каменный уголь

    3) естественное плодородие почв

    4) оловянные руды

    2. В каком из перечисленных городов наблюдается наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха?

    1) Петропавловск-Камчатский 3) Благовещенск

    2) Смоленск 4) Кемерово

    3. В каком из регионов России могут возникнуть проблемы в связи с тем, что в результате глобального потепления климата происходит оттаивание многолетней мерзлоты?

    1) Красноярский край 3) Приморский край

    2) Ростовская область 4) Республика Карелия

    4. Какая из перечисленных отраслей хозяйства в наибольшей степени загрязняет атмосферу?

    1) воздушный транспорт

    2) железнодорожный транспорт

    3) тепловая электроэнергетика

    4) атомная электроэнергетика

    5. В каких из перечисленных стран реки обладают наибольшим гидроэнергетическим потенциалом?

    1) Мавритания и Панама 3) Иран и Нигер

    2) Монголия и Пакистан 4) ДР Конго и Канада

    6. Парниковый эффект в атмосфере Земли усиливается при повышении содержания в ней

    1) азота 3) водорода

    2) кислорода 4) углекислого газа

    7. На какой из обозначенных на карте территорий ветровая эрозия почвенного слоя будет развиваться наиболее интенсивно?

    8. Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится.

    ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

    А) лесные 1) неисчерпаемые

    Б) энергия ветра 2) исчерпаемые возобновимые

    В) топливные 3) исчерпаемые невозобновимые

    Г) руды металлов

    Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

    9. Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните обеспеченность регионов ресурсами пресной воды. Расположите регионы в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

    Зарубежная Азия11,03682Южная Америка10,5345Австралия и Океания1,630Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

    10. Используя таблицу, сравните ресурсообеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

    Ответы

    Россия11480Венесуэла11145Норвегия1,1128Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

    11. Объясните, почему при антициклонах в городах резко возрастает концентрация выхлопных газов в приземном слое воздуха? Укажите две причины.

    12. Какие особенности природы полуострова Ямал на его территории? Укажите две особенности.

    13. Почему в зоне тундры на Западно-Сибирской равнине изменения, связанные с антропогенной деятельностью человека меньше, чем в природной зоне степей?

    14. Почему море Лаптевых менее загрязнено, чем Черное? Укажите две причины.

    Ответы

    14134678910422133АБВВАБ11. При антициклоне ветра нет или его сила очень мала. Выхлопные газы остаются в приземном слое воздуха. Кроме того, при антициклонах наблюдается нисходящее движение воздуха, таким образом, выхлопные газы «придавливаются» к поверхности земли.

    12. Для полуострова Ямал характерно распространение многолетней мерзлоты, кроме того, там есть болота. Зимы очень суровые с низкими температурами воздуха. Все это затрудняет строительство, т.к. приходится применять особые технологии и специальную технику.

    13. Зона тундр Западно-Сибирской равнины стала интенсивно изменяться человеком не так давно – в связи с открытием и началом эксплуатации месторождений газа и нефти. Сельскохозяйственное производство не развито. А в зоне степей освоение проходит уже давно – она заселялась раньше, плотность населения здесь выше. На юге Западно-Сибирской равнины велика степень сельскохозяйственной освоенности территории – большие площади земли распаханы, сведена естественная растительность.

    14. Можно назвать одну причину, связанную с деятельностью человека, и одну, связанную с особенностями природы. Хозяйственная деятельность человека на побережье моря Лаптевых мало способствует его загрязненности. На его берегах мало городов, транспортные пути по его акватории используются не интенсивно. Берега Черного моря издавна заселены, на его побережье много городов и населенных пунктов, железнодорожных и автомобильных дорог. По его акватории проходят многочисленные маршруты грузовых и транспортных судов. Сельскохозяйственная деятельность населения на побережьях моря и в бассейнах рек, впадающих в него, также способствовала загрязнению акватории моря. Также море Лаптевых менее загрязнено, т.к. оно окраинное, и воды моря свободно перемешиваются с водами Северного Ледовитого океана. Черное море – внутреннее, и процессы водообмена здесь проходят очень медленно.

    Раздел VI.

    Страноведение

    Сыктывкарский государственный университет

    Институт гуманитарных наук

    Факультет международных отношений


    Контрольная работа

    Дисциплина: "Экология"

    Тема: "Различия между рациональным и нерациональным природопользованием"


    Выполнил: Попов А.Н., 517 группа

    Проверил: Доровских Г.Н.


    г. Сыктывкар, 2014 г.


    Введение

    Заключение

    Список литературы


    Введение


    Человек с первого же своего появления приступил к освоению природных ресурсов в контексте своих потребностей, будь то виды животных или растений. По мере развития человек переходил от присваивающей экономики к производящей, то есть вместо того, чтобы заниматься охотой или собирательством он обнаружил некоторые закономерности и впоследствии, следуя этим явлениям, стал производить средства для своего существования. Таким образом, человек смог одомашнить немногочисленные виды животных и окультурить многие сорта растений. Именно с того момента люди стали обеспечивать своё пропитание самостоятельно.

    Однако ввиду обеспложивания почв перед человеком встала необходимость в освоении новых плодородных территорий, которые обеспечивали бы ему те же урожайность и корм для скота, что и ранее. В связи с появившейся потребностью человек стал перемещаться в поисках благоприятных земель. Найдя их, он столкнулся ещё с одной проблемой: теперь ему нужно было как-то обезопасить себя от внешних условий и приспособиться к условиям окружающей среды, для чего требовалось построить жилище. Это привело к массовому освоению лесных ресурсов. Стали строиться деревянные дома, которые обеспечивали относительную защиту от внешнего мира и сохраняли тепло. Но в результате широкомасштабное использование древесины в качестве ресурса тоже негативно отразилось на природной среде. Оно привело к проблеме обезлесения, которая является актуальной и сегодня. Тем не менее, употребление древесины для строительства постепенно было сокращено, это объяснялось появлением различных новых материалов, таких как, например, камень или кирпич. Но вместе с тем, древесина всё ещё находила своё широкое применение в качестве топлива для печей. В сельской местности заготовка дров до сих пор является главным источником отопления, особенно в зимний период.

    Позже на протяжении XVIII в. в связи с интенсивным развитием технологий и транспортной системы в обществе появилась необходимость перехода на качественно новые ресурсы, такие как уголь, природный газ и нефть. Этот переход ознаменовался тем, что по мере освоения данных ресурсов дальнейшая экологическая обстановка в мире начала ухудшаться, что в свою очередь вызвало ряд проблем в окружающей среде. Это объяснялось тем, что в то время уровень научного развития был недостаточно высоким, чтобы организовать экологическое безотходное производство, поэтому промышленные и сельскохозяйственные ресурсы по-прежнему оставались до конца не освоенными и не поддавались переработке. Кроме того из-за отсутствия переработки, человеку приходилось постоянно осваивать всё новые и новые месторождения и залежи. Таким образом, неосвоенные накопленные за много лет ресурсы стали оказывать прямое воздействие на окружающий мир нашей планеты.

    Постоянное природопользование человека зачастую отрицательно влияло на окружающую среду и вызывало множество экологических проблем. Помимо этого живая природа на протяжении многих столетий страдает от загрязнений не переработанными и не вошедшими в производство излишками. И, хотя научный прогресс уже достиг достаточного развития в разработках безотходных производств, возникает множество трудностей по переоборудованию предприятий. Основной причиной не реализации высокотехнологичных экологических производств - является отсутствие надлежащих финансовых ресурсов, благодаря которым можно было бы переоснастить заводы. Однако благодаря инвестированию уже сейчас можно заметить, как активно внедряются такие производства, что позволяет рационально и с большей эффективностью использовать природные ресурсы.

    Рациональное природопользование


    Чтобы рассмотреть все аспекты данного понятия, для начала его нужно постараться объяснить. Итак, что же такое рациональное природопользование и в чём оно заключается?

    Рациональное природопользование - это производственная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека посредством полной эксплуатации добываемых ресурсов: обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов и используются отходы производства, что в свою очередь позволяет сохранять окружающую среду. Иными словами рациональное природопользование - это безотходное, экологически безопасное производство, нацеленное на удовлетворение потребностей общества.

    Главная цель рационального природопользования - это научно-обоснованное эффективное использование природных ресурсов, в максимальной степени способствующее сохранению природной среды и в минимальной степени нарушающее способности биогеоценозов к самовосстановлению. Поэтому рациональное природопользование должно быть крайне выгодным как самому человеку, так и всему живому вокруг. Во-первых, оно сохраняет окружающую среду от не переработанных излишков производства и выброса в неё вредных веществ, что немаловажно для здоровья любого живого организма, во-вторых, позволяет сберечь и сэкономить ресурсы, в-третьих, обеспечивает человека средствами существования и, в-четвёртых, подталкивает к развитию науки и появлению новых технологий.

    Итак, рациональное природопользование позволяет защитить природу от негативных воздействий факторов производства. Как же это происходит? Для того чтобы оградить внешнюю среду от пагубного влияния предприятий, необходимо оптимизировать производство и найти такие виды ресурсов, которые могли бы быть максимально использованы человеком и причиняли бы относительно наименьший урон природе.

    В качестве одного из примеров природопользования могут служить относительно экологически чистые атомные электростанции. В отличие от тепловых электростанций АЭС не выбрасывают в атмосферу вредных веществ. Вторым достоинством атомных электростанций может являться отсутствие потребления кислорода, в то время как ТЭС потребляет около 8 млн. тонн кислорода в год для окисления топлива. Кроме того угольные электростанции выбрасывают в окружающую среду больше радиоактивных веществ, чем АЭС. Ещё одним преимуществом атомных электростанций является отвод энергии на отопление и горячее водоснабжение городов, что также позволяет сократить непродуктивные тепловые потери.

    Кроме того другим примером могут являться волновые электростанции. Этот вид электростанций может служить в качестве волногасителей, защищая от разрушений порты, берега и гавани. Кроме того волновые электростанции также позволяют сберечь ресурсы и являются более выгодными по сравнению с ветряными электростанциями. Также они защищают окружающую среду от вредных выбросов.

    Ещё один вид экологических электростанций - солнечные. Их главные преимущества, прежде всего, заключаются в доступности и неисчерпаемости источника энергии в условиях постоянного роста цен на традиционные виды энергоносителей. Помимо этого при современном уровне потребления исключительным достоинством является абсолютная безопасность для окружающего мира.

    Также безотходным производством может являться многократное использование в технологическом процессе воды, взятой из рек, озер, буровых скважин и других источников, так как использованная вода очищается и вновь участвует в производственном процессе, не нанося вред окружающей среде.

    Нерациональное природопользование


    Нерациональное природопользование - это система производства, при которой широкомасштабно осваиваются легкодоступные природные ресурсы, при этом происходит их быстрое истощение ввиду не полной переработки. Таким образом, распространяется большое количество отходов и происходит загрязнение окружающей среды.

    Такое природопользование характерно для быстрого развития хозяйства при отсутствии достаточно развитого научно-технического потенциала, и, хотя поначалу такая деятельность может давать неплохие результаты, впоследствии она всё же приводит к пагубным последствиям по отношении к экологической среде.

    Примером нерационального природопользования может служить кампания по освоению целины в СССР в 1955-1965 годы. Причинами провала этой компании послужил ряд факторов: освоение целины началось без подготовки при отсутствии инфраструктуры - не было ни дорог, ни зернохранилищ, ни квалифицированных кадров. Природные условия степей также не принимались во внимание: не учитывались песчаные бури и суховей, не были способы обработки почв и адаптированные к этому типу климата сорта зерновых.

    Стоит отметить, что распашка земель производилась форсированными темпами и при огромных затратах. Благодаря такому колоссальному сосредоточению средств и людей, а также природным факторам новые земли в первые годы давали сверхвысокие урожаи, а с середины 1950-х годов - от половины до трети всего производимого в СССР хлеба. Однако стабильности добиться так и не удалось: в неурожайные годы на целине едва ли могли собрать посевной фонд. Помимо этого из-за нарушения экологического равновесия и эрозии почв в 1962-1963 гг. появились пыльные бури. Так или иначе, освоение целины вступило в стадию кризиса, а эффективность возделывания снизилась на 65 %.

    Все эти данные говорят лишь о том, что освоение почв происходило экстенсивным путём, но к эффективному результату, тем не менее, этот путь так и не привёл. Напротив, структура почв начала разрушаться, уровень урожая заметно уменьшился, а средства так и не оправдали своего вложения. Всё это, безусловно, свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов в попытке быстро и сразу решить все сельскохозяйственные проблемы, не имея в качестве твёрдой опоры ни науки, ни высококачественных технологий, ни соответствующего уровня инфраструктуры, благодаря чему исход мог бы быть совсем иной.


    Различия между рациональным и нерациональным природопользованием


    Сравнив предварительно два понятия рациональное и нерациональное природопользование и проиллюстрировав их на примерах, мы можем соотнести их значения, сравнить и выявить фундаментальные различия между ними. Эти различия можно существенно обозначить в качестве двух путей развития: интенсивного и экстенсивного.

    Первый путь полностью соответствует рациональному природопользованию. Он указывает на эффективное расходование ресурсов, которое вносит ощутимый вклад как в производство в целом, так и в высококлассные безотходные технологии, делая тем самым производство экологически безопасным и не несущим вреда природе. Кроме того интенсивный путь зачастую в полном объёме удовлетворяет культурные и материальные потребности общества.

    Второй же путь, напротив, применим к нерациональному природопользованию. Его основными признаками являются непропорциональное соотношение между затраченными ресурсами и результатом, ориентирование на пространственное (количественное), а не на высокотехнологичное (качественное) значение, а также чаще всего несостоятельность в удовлетворении общественных потребностей. И, наконец, экстенсивный путь наносит колоссальный ущерб по природе посредством действий, не опирающихся на какие-либо научные разработки или технологии, выбросов химически вредных и опасных веществ, прочих отходов производства в окружающую среду. В том числе иногда этот урон может достигать экологической катастрофы и быть причинами отрицательных глобальных процессов и явлений, протекающих по всему миру.

    рациональное нерациональное природопользование

    Заключение


    Подводя итоги, необходимо отметить приоритетное значение будущего развития рационального природопользования, для того, чтобы обеспечить некогда нарушенное экологическое равновесие. Развитие науки в данной области позволит эффективно расходовать ресурсы при минимально наносимом вреде экосистемам, что позволит восстановить некоторый баланс, существовавший задолго до появления промышленных производств. И хотя полностью нормализовать экологическую обстановку в мире едва ли когда-то удастся, возможно, благодаря новому пути развития мы сможем избежать некоторые мировые проблемы и катаклизмы и тогда окружающая среда вновь начнёт регенерироваться. Мы не должны повторять прежних ошибок и понимать всю полноту ответственности за наши действия. Также необходимо воспитывать экологическое сознание и прививать любовь к окружающему миру, а, следовательно, поддерживать его, и в первую очередь - беречь природу своей родины.

    Список литературы


    1.В.И. Коробкин, Л.В. Передельский - "Экология"

    2.С.И. Колесников - "Экология"

    3.

    Https: // ru. wikipedia.org/wiki/Атомная_электростанция

    Https: // ru. wikipedia.org/wiki/Волновая_электростанция

    Https: // ru. wikipedia.org/wiki/Солнечная_электростанция

    Https: // ru. wikipedia.org/wiki/Освоение_целины


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



    Похожие публикации