Федеральная автодорога Р504 «Колыма»: достопримечательности, фото, видео, отзывы. Федеральная трасса Колыма: красота и ужас

Думаю, не ошибусь, если стану утверждать, что подавляющее большинство жителей центральной России и особенно жители основных мегаполисов имеют крайне слабое представление о жизни удалённых регионов страны. Мне там бывать приходится часто, поэтому кое-что об этой жизни знаю. Отдельная тема этой жизни транспортная доступность или точнее будет сказать недоступность. Особенно это касается Северо-Востока страны. Сейчас говорю только о наземных автомобильных дорогах, которых практически нет, хотя и другие виды транспорта здесь не развиты должным образом и стоимость местных перевозок крайне высока. Самая важная дорога здесь трасса Якутск-Магадан. Связующей хордой протягивается она на две тысячи километров. От неё отходит не так много дорог, ведущих к удалённым посёлкам и большинство из них зимники, то есть дороги, которые существуют только зимой. Ещё эту дорогу называют Колымской трассой, а иногда и образно «дорогой на костях». Это потому что строили её заключённые Гулага и в образности этой есть немалая доля реальности. Времена сейчас, к счастью, другие, но и теперь дорога эта требует свои жертвы. Мне уже приходилось не раз ездить по Колымской трассе и с сюрпризами её я знаком. О том, как летом 2013-го трое суток добирались от Якутска до Томтора, я рассказывал. Но это лето, а зима здесь совсем другое дело. Мне давно хотелось проехаться зимой с дальнобойщиками по этим краям и даже не столько по самой этой трассе, сколько по зимникам. И вот теперь такая оказия случилась, хотя это уже и не совсем зима. Сейчас я нахожусь в посёлке Хонуу, уже третий раз за свою историю и приехал сюда именно по дороге. И теперь я намерен немного рассказать о том, какая получилась поездочка. Да чего уж там, сразу и скажу, что труднее дороги у меня ещё не было…..

Из Якутска мы выехали двумя "Уралами" с прицепами 26-го марта рано утром. В основном груз был, так называемый, холодный, то есть не требующий особых температурных условий, но также и был один обогреваемый кунг, где ехали продукты для момских коммерсантов, которые нельзя было заморозить. Кстати, предварительно у меня была ещё разминочная поездка на одном из этих грузовиков из Якутска в Томмот, где нужно было получить на грузовой станции вездеход, поставить его на грузовик и доставить в Якутск. Томмот от Якутска более чем в 400-х километрах и поездка заняла двое суток.

Для меня давно было понятно, что дальнобойщики это совершенно отдельная каста профессионалов, с какой-то своей особой жизнью. Но одно дело дальнобойщик где-то там, где много дорог и относительно неплохих, а другое дело дальнобойщик, который работает в таких регионах как Якутия, Магаданская область, Чукотка и прочее. Где хороших дорог нет в принципе, а климатические условия отличаются сверх суровостью, особенно зимой, когда полтинник считается вполне нормальной температурой, а бывает и похолоднее. К тому же, большинство дорог здесь зимники, которые существуют именно зимой и именно в это время года у местных дальнобойщиков самый «сенокос». На исходе этой зимы довелось проехаться и мне от Якутска до Хонуу с настоящими местными дальнобойщиками и увидеть их жизнь в реальности. Ехать тут по Колымской трассе тысячу километров от Якутска до Усть-Неры и здесь я особых трудностей не ожидал, но оказался совершенно не прав. А вот дальше ехать зимником чуть более трёх сотен километров, который идёт прямо по реке Индигирке и здесь я трудности ожидал и здесь оказался прав и даже сверх того…

В любой истории, конечно, есть свои герои, конкретные личности. Здесь трудную дорогу мне пришлось разделить с двумя водителями-дальнобойщиками из Якутска - Бакуновыми.


Бакунов Александр, основатель династии, отец большого семейства.


Бакунов Евгений, сын Александра, один из продолжателей династии.

Первый день ничем особым не отличался, ну разве что пришлось поменять пробитое колесо на одном из прицепов. Хотя было, было некоторое ощущение, что всё складывается как-то не так. Вот, кстати, на кадре с фотокамерой ещё один, кроме меня, сопровождающий груз пассажир. Это мой друг из Хонуу Михаил Черёмкин.

Наличие прицепов, конечно, мешало нам ехать быстро. За первый день прошли около полутысячи километров и остановились на ночёвку на одной из стоянок. Здесь развилка дорог, от Колымской или Магаданской трассы отходит боковая дорога на Батагай. Как потом оказалось, это был самый длинный суточный пробег. Ночевать приходилось прямо в кабинах. На этой трассе нет мотелей.

Ночевать на этой трассе можно только в собственном автомобиле, но кое-где изредка встречаются забегаловки, которые здесь называют чайные и где можно перекусить.


Но чайные здесь редки, да и кормят там не очень, а дальнобойщики народ, который ко всему может приспособиться.

На второй день нашей дороги погода преподнесла сюрприз, пришла ненормальная для этого времени года оттепель, ещё с ночи повалил снег, который прямо на глазах засыпал трассу. Наши водители одели цепи на колёса.


На стоянке, где мы заночевали, было много других грузовиков и никто как-то не торопился сегодня трогаться с места. Вот и нам бы лучше сегодня было просто оставаться на месте.


От ночной стоянки мы ушли совсем недалеко, всего лишь несколько километров. Уткнулись в Камаз, который растопырился на подъёме. Камаз с прицепом и с грузом селитры для какой-то магаданской артели. Не хватило мощи на подъёме, сдал назад и прицеп сложился и перекрыл дорогу. Всё, пока никак не проехать.




Водитель Камаза, молодой парень из южного городка Тихорецка, вот туже третий сезон таскает грузы по этой северной трассе.


Дальнобойщики своих в беде не бросают, да и всё равно пока не проехать, надо как-то убрать прицеп и помочь Камазу подняться на пригорок. А вот дальше ему лучше пока не ехать, пока трасса в таком состоянии.


Для нас фотографов тоже есть работа.


Дорожная служба на трассе есть, но возможности её против такой погоды далеко недостаточны.


Немногие в этот день рискнули ехать, но и этого хватило, чтобы собрать в этом месте пробку.


Убрать прицеп Камаза и открыть проезд всё же удалось, но даже совместными усилиями наших двух Уралов вытащить его на пригорок так и не удалось. Пришлось оставить парня до лучшей погоды.

Вот примерно в таком духе мы и ехали в тот день и дальше. В результате наш пробег составил всего лишь около двадцати километров за день. В результате просто нашли подходящее местечко на обочине среди сугробов и устроились на ночную стоянку.

Третьим днём выехали очень рано, ещё даже не рассвело. Снегопад в основном закончился ещё вечером, и к тому моменту дорогу всё же хоть как-то укатали. К тому же, как выяснилось позднее, много снега выпало не по всей трассе. После знаменитого "Чёрного прижима" снега на дороге и в окрестностях стало не так уж много. Мы уже планировали встать на обед на стоянке у метеостанции Восточная и я всматривался в пробегающие мимо километровые столбы, вот-вот ожидая таблички с номером 666. Дорога в этом месте узкая, едва двум машинам разъехаться. К тому же, профиль у неё горбиком, то есть явно выраженный скат к обочинам, которые переходят в канавы, сейчас под снегом слабо заметные. И вот тут-то и случилось самое неприятное. Встречная машина как-тот уж слишком свободно мчалась близко к середине дороги и Жене, в машине которого я и ехал, пришлось взять чуть праве, а ведь отец так и говорил, будь осторожнее с обочиной на этом участке. Машина тут же накренилась и скользнула вправо. Пару секунд машина всё больше клонилась к земле, потом сзади что-то треснуло и кабина заняла какое-то стабильное положение, хотя и далёкое от горизонтального. Моя нервная система откровенно не готова была пока воспринимать реальность. Но в зеркало всё же посмотрел... Так и есть, вездеход сорвался и лежит на боку, прислонившись к сугробу. Ну вот и всё, кажется приехали....

Да уж, откровенно говоря, зависнуть мы тут могли не просто надолго, а очень надолго. Здесь, посреди снегов и холодных гор, можно было вполне и неделю провисеть или даже больше. Населённых пунктов поблизости нет и без крана проблему не решить. Но, как оказалось, это была не крайняя степень невезения. Кран нашёлся буквально в паре километров на трассе. По великой случайности этот кран ехал как раз тоже в Хонуу для строительства школы. С ним ещё одна машина, которая серьёзно сломалась и они теперь ждали уже третий день, когда подвезут запчасть. Ну вот так уж получилось, ребятам не повезло, зато получается, что нам повезло, что им не повезло. Случаются такие превратности судьбы.

Пробку на дороге своими манипуляциями мы, конечно, собрали. Но все же понимают и поэтому терпеливо ждут.

Но дорога здесь действительно неуклюжая. Когда поставили вездеход на место и освободили дорогу, собравшиеся машины стали разъезжаться. И тут же вот этот симпатичный Вольво совершил аналогичную ошибку, взял чуть лишнего к обочине и уже готов был завалиться набок, если бы уже довольно пожилой водила правильно не среагировал.



Пришлось теперь его нашими двумя машинами выдирать с обочины, придерживая одной машиной прицеп, чтобы не завалился набок.

Потом нам ещё пришлось потратить уйму времени, чтобы выдернуть и свой прицеп, который завяз в снежной канаве на обочине. Понятное дело, недалеко мы ушли в этот нервный и невезучий день. На ночёвку встали где-то за Кюбюме.

Глядя вот на такие экспонаты вдоль суровой Колымской трассы, начинаешь понимать, что твоё невезение это совершенно какая-то мелочь. Бывает и гораздо хуже.

Четвёртый день трудной дороги наконец-то прошёл без происшествий. Мы всё же проехали эту тысячу километров трассы и добрались таки до Усть-Неры.

Это Ольчанский перевал. Осталось лишь спуститься вниз, а там уже Усть-Нера.

Усть-Нера. В столице Оймяконья мне уже не единожды приходилось бывать. Но до этого только в летний период.

Да, но на этом дорога не закончилась. Осталось ещё 320 километров зимника от Усть-Неры до Хонуу. Вроде бы немного, но это зимник, который идёт прямо по реке Индигирка. А Индигирка река непростая. Мне уже приходилось по ней ходить, но летом и на катамаране. Об этом путешествии можно прочитать в моей большой серии "101 день в Якутии" Теперь же предстояло проехать по этой реке на машине. Но...но...Дороги на этот момент не было. В нескольких местах вышла наледь, то есть на поверхность льда вышла вода и никто пока не может проехать. Ночевать мы остались в этот день на окраине Усть-Неры. И как мы ехали дальше, расскажу в следующий раз.

Здесь начинается зимник по Индигирке.

Чтобы посмотреть, как строится Усть-Среднеканская ГЭС.

2. Аэропорт Сокол. Начало нашего путешествия в центр Магаданской области. В самом Магадане побывать не удалось - он расположен в стороне от аэропорта Сокол и вдалеке от нашего маршрута.
Чтобы добраться до станции, нам нужно было преодолеть 500 км. по федеральной автомобильной дороге М56 "Колыма".

3. У большинства людей упоминание Колымы ассоциируется исключительно с местами лишения свободы.
На самом деле в Магаданской области сегодня всего одна тюрьма.
Расположена она в посёлке Уптар, а это даже не Колыма.

4. Федеральная автомобильная дорога М56 "Колыма" соединяет Магадан и Якутск.
Историческое название — Колымская трасса, или Колымский тракт.

5. В народном сознании Колымская трасса — дорога многострадальная, построенная заключенными на краю земли, и одновременно экстремально романтическая.

6. Она возникла благодаря двум обстоятельствам: открытию на Колыме и в Якутии богатейших месторождений золота, серебра, олова, каменного угля и созданию системы ГУЛАГ.

7. Белаз на привале.

8. Есть отрезки с асфальтом, обычно возле городов.

9. Тракторам асфальт не нужен. След от трактора, оставленный на сопке.

10. Колымская трасса входит в десятку самых тяжелых трасс мира.

11. Помимо трудностей, на Колымской трассе путешественника все-таки ждут живописные пейзажи и многочисленные природные достопримечательности.

12. Некоторых из населенных пунктов, отмеченных на карте, уже нет.

13. Крутые перевалы, заброшенные участки, размытые ливнями, реки без мостов, мертвые, разрушающиеся поселки, необычайно суровый климат — это Колыма.

14.

15.

16.

17. По дороге встречаются интересные названия населенных пунктов и перевалов.

18. А ведь если тут посидеть, можно и золотишка намыть)))

19. Ау! Люди!...

20. Грейдера ровняют дорогу.

21. Дорожников охранял верный пес.

22. Местами укатанная грунтовка не хуже асфальта.

23. А вот к этому объекту близко лучше не подходить, золотишко моют, стреляют без предупреждения.

24.

25. Поворот на Усть-Среднеканскую ГЭС.

26. Ручей, который весной превращается в реку.

27. Спуск с перевала.

28. Опоры ЛЭП и колея от трактора, который их туда затащил. Я поначалу подумал, что вертолетом.
Но трактор дешевле, как мне потом объяснили

29. Погода менялась через каждые сто километров.

30. Через сорок минут как мы свернули с трассы М-65, мы увидели реку Колыму во всей красе.

Как это часто бывает в России, самое ужасное временами соседствует с самым прекрасным и удивительным. Это если в двух словах дать определение федеральной трассе Колыма.

Что вообще такое федеральная трасса? Это важнейшая транспортная артерия, которая соединяет ключевые города областей или регионов. Другими словами, это важная дорога. Очень важная. Так, например, Колыма соединяет Якутск и Магадан. И несмотря на то что мы говорим о двух крупнейших городах Дальнего Востока, асфальт на федеральной трассе отсутствует практически полностью. При этом, со всей ответственностью заявляю, что это самая красивая дорога, по которой я когда бы то ездил в России. Виды, открывающиеся по обе стороны от грейдера, заставляют постоянно останавливать машину, выходить наружу и залипать на бескрайние таежные просторы. Об этом сегодняшний пост...

Я уже ездил по этой трассе зимой с Темой во время ЧукотЭтноЭкспа. Мне тогда все местные говорили, что лучше ехать летом. Наконец, удалось сравнить.

Итак, первые 100 километров из Магадана на трассе есть асфальт. Причем если ближе к городу он более-менее нормальный, то потом начинается такой, что лучше бы его и не было вообще. Вся дорога в волнах, колеях и ямах:

3.

4.

Небольшой бродик. Не волнуйтесь, он не на трассе. Это мы сами решили пошалить и проехали в объезд главной дороги:

5.

После 100 км идет грейдер. Ограничение скорость 80 км/ч для легковых и 60 км/ч для грузовиков. До Якутска 1860 километров. И тут начинается главная беда всей трассы: бесконечная, утомляющая дорожная пыль:

6.

Приходится держать большую дистанцию между машинами, чтобы хоть как-то ехать:

7.

Зато можно на глаз определить расстояние до ближайших автомобилей:

8.

Машины моментально пылятся и теряют презентабельный вид. Впрочем, красоваться ближайшие 1800 километров особенно не перед кем. Зато можно поупражняться в остроумии:

9.

Очень сложно расходиться с грузовиками. Они очень тяжелые, неповоротливые, а из-за пыли совершенно не видно кто едет за ними. Представьте каково обгонять в этом случае? Возможно, именно в этот момент кто-то разъезжается с ним по встречке. Это один из минусов путешествия по трассе в летний период:

10.

Местные ездят на японских внедорожниках на больших колесах:

11.

Самое частое явление - пробитое колесо:

12.

В какой-то момент пошел дождь и пылить перестало. Появилась возможность ехать спокойно и любоваться красотами:

13.

14.

15.

Колыма - золотоносный регион. Многие речки раскурочены в поисках драгоценного метала. О том как добывают золото я расскажу в одном из следующих постов:

16.

17.

18.

19.

По дороге много заброшенных или полузаброшенных поселений:

20.

Видимо, раньше здесь жили те кто добывал золото:

21.

Сейчас все дома пустуют и поблизости нет ни одной живой души:

22.

По дороге встречаем много смешных названий. Перевал "Дедушкина лысина":

23.

"Гаврюшка". Эти смешные названия дали геологи, которые приходили сюда искать золото. Ну а что - протестующих местных, как вы понимаете, не было:

24.

Над своим поведением!

25.

Эбби Роуд по-магадански. Внезапно встретился небольшой асфальтированный участок с разметкой. Небольшой - это метров двести:

26.

Название федеральный трассы происходит от реки Колыма. Чуть позже мы заедем в Синегорье и посетим Колымскую ГЭС:

27.

Большую часть дороги трасса проходит через горы. Очень много перевалов, и все они безумной красоты:

28.

29.

Посмотрите какие краски. Я собрал тут несколько пейзажей, но по пути их было так много, что я, наверно, сделаю отдельный пост:

30.

31.

32.

По поводу заправок можно сказать только одно: их мало. Благо у нас был запас топлива в канистрах:

33.

Ну, прямо скажем - не BP. И магазинов с вкусняшками тут не предусмотрено:

34.

35.

Топливо хранят в огромных баках под открытым небом:

36.

Еще хуже чем с заправками дело обстоит с гостиницами. Есть одна в Сусумане, но до неё мы не успели доехать в первый день. Из-за пыли тут 300-400 километров в день - хороший результат, на большее рассчитывать не приходится. Пришлось ночевать палаточных лагерях:

37.

Завтрак магаданского туриста: икра, кальмары, крабы:

38.

Наша команда. Забыл сказать, что это очередная экспедиция Ленд Ровер, которая проходит в 15 или 16 раз (признаюсь, уже сбился со счета). Традиционно экспедиция Ленд Ровер - это превосходная компания, отличные автомобили и захватывающие приключения! Впереди много постов про Колыму!

Рассказывает Сергей Доля: «Как это часто бывает в России, самое ужасное временами соседствует с самым прекрасным и удивительным. Это если в двух словах дать определение федеральной трассе «Колыма»».

(Всего 39 фото)

1. Что вообще такое федеральная трасса? Это важнейшая транспортная артерия, которая соединяет ключевые города областей или регионов. Другими словами, это важная дорога. Очень важная. Так, например, «Колыма» соединяет Якутск и Магадан. И несмотря на то что мы говорим о двух крупнейших городах Дальнего Востока, асфальт на федеральной трассе отсутствует практически полностью. При этом со всей ответственностью заявляю, что это самая красивая дорога, по которой я ездил в России. Виды, открывающиеся по обе стороны от грейдера, заставляют постоянно останавливать машину, выходить наружу и залипать на бескрайние таежные просторы. Об этом сегодняшний пост…

2. Я уже ездил по этой трассе зимой с Темой во время ЧукотЭтноЭкспа. Мне тогда все местные говорили, что лучше ехать летом. Наконец удалось сравнить.

3. Итак, первые 100 километров из Магадана на трассе есть асфальт. Причем если ближе к городу он более-менее нормальный, то потом начинается такой, что лучше бы его и не было вообще. Вся дорога в волнах, колеях и ямах.

5. Небольшой бродик. Не волнуйтесь, он не на трассе. Это мы сами решили пошалить и проехали в объезд главной дороги.

6. После 100 км идет грейдер. Ограничение скорости 80 км/ч для легковых и 60 км/ч для грузовиков. До Якутска 1860 километров. И тут начинается главная беда всей трассы: бесконечная, утомляющая дорожная пыль.

7. Приходится держать большую дистанцию между машинами, чтобы хоть как-то ехать.

8. Зато можно на глаз определить расстояние до ближайших автомобилей.

9. Машины моментально пылятся и теряют презентабельный вид. Впрочем, красоваться ближайшие 1800 километров особенно не перед кем. Зато можно поупражняться в остроумии.

10. Очень сложно расходиться с грузовиками. Они очень тяжелые, неповоротливые, а из-за пыли совершенно не видно, кто едет за ними. Представьте, каково обгонять в этом случае? Возможно, именно в этот момент кто-то разъезжается с ним по встречке. Это один из минусов путешествия по трассе в летний период.

11. Местные ездят на японских внедорожниках на больших колесах.

12. Самое частое явление - пробитое колесо.

13. В какой-то момент пошел дождь, и пылить перестало. Появилась возможность ехать спокойно и любоваться красотами.

16. Колыма - золотоносный регион. Многие речки раскурочены в поисках драгоценного метала. О том, как добывают золото, я расскажу в одном из следующих постов.

20. По дороге много заброшенных или полузаброшенных поселений.

22. Сейчас все дома пустуют и поблизости нет ни одной живой души.

23. По дороге встречаем много смешных названий. Перевал «Дедушкина лысина».

24. «Гаврюшка». Эти смешные названия дали геологи, которые приходили сюда искать золото. Ну а что - протестующих местных, как вы понимаете, не было.

25. …над своим поведением!

26. Эбби-Роуд по-магадански. Внезапно встретился небольшой асфальтированный участок с разметкой. Небольшой - это метров двести.

27. Название федеральный трассы происходит от реки Колыма. Чуть позже мы заедем в Синегорье и посетим Колымскую ГЭС.

28. Большую часть дороги трасса проходит через горы. Очень много перевалов, и все они безумной красоты.

30. Посмотрите, какие краски. Я собрал тут несколько пейзажей, но по пути их было так много, что я, наверно, сделаю отдельный пост.

Колымская трасса - это, собственно говоря, то, из-за чего создавался Магадан. Магадан сам по себе, как город именно в этом углу карты, был нафиг никому не нужен - там отсутствовали даже стойбища аборигенов.

Но в нескольких сотнях километров от Охотского побережья была открыта целая золотоносная првинция, которая требовала масштабного промышленного освоения. А промышленное освоение предполагало снабжение и ремонтную базу.

Вот так была в кратчайшее время построена Колымская трасса, соединившая наиболее пригодную для создания глубоководного морского порта бухту; и золотопромышленный район верховий Колымы.

Сегодня трасса ветвится на четыре части - основную - которая идёт на Усть-Неру-Якутск - то есть, по сути, связывает Магадан с материком (там, кстати, есть ещё один отворот - через Алдан, он функциониовал гораздо раньше); Тенькинскую (на Усть-Омчуг); Омсукчанскую (на серебряный рудник "Дукат") и Сеймчанскую - которая раньше и была основной.

Сейчас несколько фото с трассы, где мы, в итоге поворачиваем на Сеймчан.

Дорога начинается от таможенного поста. Да, блять, Магадан воплотил в жизнь мечту черноморских пикейных жилетов и был объявлен вольным городом. Но заплатил за это таможенным отгорожением от основной страны, каковое иногда склонно причинять жителям города и посещающим его людям значительные неудобства.


Это - брошенный рудник Карамкен.

Это кафе "Донышко" за брошенным рудником Карамкен. Снаружи.


Обратите внимание - грузовик, застеленный полосатым тканем везёт снаряжение для группы из четырёх человек.

А вот оное "Донышко" внутри.

Бетонка тянется на 100 км от Карамкена, потом начинается неплохая двухполосная грунтовка.

Встречка.

Типичные картины по дороге.

Яблоневый перевал. Отсюда начинается бассейн Колымы.

Отстой машин на Яблоневом.

Перевал Дедушкина Лысина.

Посёлок Атка. От сокращённого АТК - автотранспортная колонна. Колонна ушла, посёлок остался. Потом ушёл и посёлок. Почти.

Столовая в Атке.



Похожие публикации