Форма мсп отчет экология. Представьте нулевые отчеты МСП

, были изложены основные сведения о техническом отчете по обращению с отходами (далее — Техотчет) и даны советы о том, как его заполнять. В настоящей статье, призванной дополнить указанную публикацию, остановимся на некоторых тонкостях и важных вопросах, связанных с составлением и представлением Техотчета, которые нам часто задают коллеги и с которыми мы сталкиваемся на практике. Также вкратце расскажем об изменениях в правилах составления Техотчета, которые запланированы в проектах Приказов Минприроды России, опубликованных в конце июля 2017 г.

ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

Один из самых часто возникающих вопросов — за какой период составлять Техотчет? В Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее — Методические указания), применительно к Техотчету речь идет об «отчетном периоде» . Но какой период считать отчетным ? Каждый календарный год? Год с даты выдачи документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Лимит)? Об этом ни в Методических указаниях, ни в Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014; далее — Порядок утверждения НООЛР), ничего не сказано.

КСТАТИ

Аналогичных вопросов, связанных с заполнением формы № 2-ТП (отходы), декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства в области обращения с отходами, не возникает! Там все очевидно: отчетный период — очередной календарный год. Это следует из текстов соответствующих нормативных правовых актов, из их сути, из утвержденных форм документов, из установленных законодательством сроков представления документации, привязанных к календарным датам.

В случае же определения отчетного периода для целей составления Техотчета все осложняется тем, как сформулированы сроки его представления: согласно п. 12 Порядка утверждения НООЛР Техотчет должен быть представлен (или направлен) в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение . То есть срок представления Техотчета не привязан к календарному году, а лишь к дате выдачи Лимита. Полагаем, указанное требование все-таки не дает явных оснований вести отчетный период с даты выдачи Лимита.

Но, ориентируясь на предписанные сроки представления Техотчетов, и многие экологи предприятий, и представители государственных органов делают вывод о том, что отчетным периодом является период в 365 (для високосных лет — 366) дней, начинающийся с даты выдачи Лимита. Такая позиция, например, нашла свое отражение в ответе Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 16.06.2014 (на запрос от 04.06.2014), в котором сказано, что «если нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждены 13.05.2014, то технический отчет оформляется за отчетный период 13.05.2014-13.05.2015 и направляется в течение десяти рабочих дней после окончания отчетного периода» .

Можно, конечно, принять такую позицию Росприроднадзора и — во избежание претензий этого надзорного органа — ею руководствоваться на практике. Но, по нашему мнению, это не будет соответствовать другим положениям законодательства.

Напомним, основной нормативный правовой акт, в соответствии с которым ведется учет в области обращения с отходами, — Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок учета), утвержденный Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014). Согласно п. 3 Порядка учета материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются в том числе при подготовке Техотчетов. Не случайно в письме Росприроднадзора от 02.06.2015 № АА-03-04-36/9244 «О направлении разъяснений» (далее — письмо № АА-03-04-36/9244) делается упор на Порядок учета как на основной источник сведений при составлении Техотчетов.

В пункте 7 Порядка учета сформулировано следующее:

Извлечение
из Порядка учета

[…]
7. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
[…]

Обратите внимание: требование обобщать данные учета в области обращения с отходами с 13 мая по 13 мая каждого следующего года (как и за любой произвольный период, если он не равен календарному году или календарному кварталу) в законодательстве отсутствует. Поэтому если отчетным периодом считать 13 мая одного года — 13 мая следующего года, то для составления Техотчета просто не будет в наличии данных об учете отходов, а без этого корректно составить Техотчет не получится!

В такой ситуации можно использовать сведения учета образованных отходов за максимально близкий к установленному сроку представления Техотчета период — с 1 апреля по 1 апреля следующего года (поскольку данные учета должны обобщаться каждый квартал), но и отчетный период в этом случае, очевидно, окажется с 1 апреля по 1 апреля.

Но в утверждаемых Росприроднадзором Лимитах указаны лимиты на размещение отходов на каждый календарный год (а не, например, на период с 13 мая по 13 мая или с 1 апреля по 1 апреля), поэтому будет невозможно верифицировать сведения в Техотчете и выявить превышение лимитов в случае представления Техотчета за период с 13 мая по 13 мая (или с 1 апреля по 1 апреля).

Таким образом, Техотчет, составленный за период с 13 мая по 13 мая или с 1 апреля по 1 апреля, не будет соответствовать целям его составления , заявленным в пп. 7-8 Методических указаний:

. подтверждение соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ;

. подтверждение заявленных в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) видов, классов опасности и количества отходов , образовавшихся за отчетный период.

В связи с этим более логичным было бы считать отчетным периодом именно календарный год (а срок подачи — 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты выдачи Лимита, — это только срок подачи, и его, конечно, нужно соблюдать, пока в законодательстве не установлено иное).

Кстати говоря, подобная логика, весьма вероятно, скоро окончательно возобладает. Дело в том, что 19 и 27 июля 2017 г. соответственно были опубликованы проекты двух Приказов Минприроды России (на момент написания статьи проекты находились на стадии размещения текста проекта):

. «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Минприроды России» ;

. «О внесении изменений в Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 августа 2014 года № 349» ,

согласно которым планируется установить единый срок представления Техотчетов — не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным . При этом, очевидно, отчетным периодом станет календарный год.

«Справочник эколога» будет следить за судьбой указанных приказов и обязательно проинформирует читателей, когда они будут приняты в окончательном виде . А до тех пор и с толкованием понятия «отчетный период» сохраняется неопределенность, и срок подачи остается прежним.

Рассмотрим, с какой периодичностью природопользователям нужно отчитываться в Росприроднадзор и в какой срок необходимо представлять отчеты: НВОС, 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация) и МСП. А также, что такое всеобщая категоризация.

Рассмотрим, с какой периодичностью природопользователям нужно отчитываться в Росприроднадзор и в какой срок необходимо представлять отчеты: НВОС, 2-ТП (Отходы), МСП и экологический сбор.

НВОС

С 2016 года декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду является годовой формой отчетности, которую необходимо сдавать до 10 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, за 2018 год нужно будет отчитаться до 10 марта 2019 года.

Данную декларацию необходимо представлять всем природопользователям, кроме тех, кто осуществляет деятельность исключительно на объектах IV категории. Декларацию сдают в территориальное управление РПН.

Внесение платежа за НВОС в бюджет в 2019 году

С 2016 года хозяйствующие субъекты должны вносить платеж в бюджет до 1 марта года, следующего за отчетным. То есть за 2018 год платеж нужно внести до 1 марта 2019 года.

При этом для субъектов малого и среднего бизнеса не предусмотрены авансовые платежи в течение года. Те, кто не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы, уплаченной за НВОС за предыдущий год. И до 1 марта года, следующего за отчетным, вносят оставшуюся сумму платежа как разницу между начисленной суммой и суммой внесенных авансовых платежей. Если по итогам расчета выявлена переплата, то предусмотрен механизм возврата излишне уплаченной суммы либо зачет в счет будущих платежей.

Таким образом, в 2019 году нужно произвести платежи:

  • за первый квартал 2019 года — до 20.04.2019;
  • за второй квартал 2019 года — до 20.07.2019;
  • за третий квартал 2019 года — до 20.10.2019.

Нормативно-правовые акты:

  1. «Об охране окружающей среды»: определяет, что необходимо вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, и устанавливает виды негативного воздействия.
  2. Приказ Минприроды РФ от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы»: определяет порядок, сроки и форму представления декларации о плате за НВОС.
  3. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»: определяет ставки платы по каждому загрязняющему веществу на 2016-2018 годы. В 2019 году применяются ставки, установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,04 (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758).
  4. Постановление Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».

2-ТП (воздух)

С 2019 годовой отчет 2-ТП (воздух) сдают в Росприроднадзор (ранее отчет сдавали в Росстат). Срок сдачи — до 22 января года, следующего за отчетным. Место сдачи — территориальный орган РПН.

2-ТП (воздух) сдают юридические лица и ИП, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.

Отличие от порядка сдачи предыдущей формы:

  • В отчете разделы заполняются отдельно по каждому объекту негативного воздействия (по каждой производственной площадке);
  • Если у ЮЛ или ИП имеется несколько объектов негативного воздействия и они находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту Российской Федерации в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объекта негативного воздействия.

2-ТП (Отходы)

Годовой отчет 2-ТП (Отходы) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН все хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность в области обращения с отходами.

Форма 2-ТП (Отходы) утверждена Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 и официально называется «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства».

2-ТП (рекультивация)

Годовой отчет 2-ТП (рекультивация) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН юридические лица и ИП, ведущие следующие виды деятельности:

  • разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые);
  • осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы;
  • осуществляющие размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов.

Форма 2-ТП (рекультивация) утверждена Приказом Росстата от 29.12.2012 № 676 и официально называется «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы».

МСП

Годовую форму МСП сдают субъекты малого и среднего предпринимательства. Ее официальное название: «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

МСП представляют в разные контролирующие органы в зависимости от уровня поднадзорности объекта. За объекты федерального уровня контроля отчитываются в территориальный орган РПН, за объекты регионального уровня контроля — в органы исполнительной власти субъекта (например, Минприроды Свердловской области).

Для объектов федерального уровня порядок отчетности установлен Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010), форма отчетности утверждена . Установлен срок сдачи — до 15 января года, следующего за отчетным.

Для объектов регионального уровня контроля форма и порядок отчетности могут быть аналогичными тем, что установлены для объектов федерального уровня, а могут утверждаться в отдельных НПА регионального уровня. При этом срок сдачи может быть отличным от 15 января года, следующего за отчетным.

Экологический сбор

Отчетность по экосбору обязаны сдавать производители и импортеры товаров и упаковки, входящих в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-Р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». Данный перечень включает в себя 45 групп товаров и девять видов упаковки.

Также нужно учесть: если производитель использует для своей продукции упаковку, которая подпадает под отчетность по экосбору, то он и платит экосбор (Постановление Правительства от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018). Например, компания выпустила бумажные пакеты и продала их мини-кондитерской, которая складывает в эти пакеты пирожные собственного производства для продажи. В этом случае платить экосбор должна кондитерская.

Еще один момент: если товар ввезли в упаковке, которая подпадает под экосбор, а сам товар — нет, то упаковку придется утилизировать или платить экосбор. Например, компания импортировала тюльпаны в картонных коробках — за коробки нужно отчитаться.

Формы по экосбору являются годовыми. Производители отчитываются в территориальный орган РПН, импортеры — в Центральный аппарат РПН. Организации, являющиеся одновременно производителями и импортерами, — в Центральный аппарат РПН.

В рамках отчетности по экосбору учитывается только количество выпущенных в обращение товаров и упаковки: не общее количество произведенного/импортированного товара, а именно реализованного конечному потребителю.

Порядок взимания экологического сбора утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (ред. от 23.08.2018). В данном порядке также прописана ответственность за неуплату экологического сбора. Обратите внимание, что с отчетности за 2018 год срок на добровольную уплату экологического сбора после получения требования от РПН сократился с 30 до 15 календарных дней.

Существует четыре вида отчета по экосбору, и для первых трех обязательна строгая последовательность сдачи. Если нарушить ее, РПН может не принять отчеты.

1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации.

Представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным, форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (ред. от 25.07.2018) «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

2. Отчет о выполнении нормативов утилизации.

Представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров». К отчетности за 2018 год форма будет изменена, на данный момент законопроект находится на стадии обсуждения.

Нормативы утилизации утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-Р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

3. Расчет суммы экологического сбора. Форма расчета утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора». Представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным. Ставки платы за 2018 год пока не утверждены, соответствующий законопроект находится на стадии обсуждения.

4. Отчет об объектах (мощностях) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования товаров.

Важно: данный отчет необходимо представлять только тем организациям, которые имеют на своем балансе указанные мощности!

Срок сдачи: до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (Приложения 10, 11). Отчет делится на две формы:

  • информация об объектах (мощностях) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования товаров;
  • информация о местах сбора отходов от использования товаров, организованных производителями, импортерами товаров.

Экологическую отчетность сдают хозяйствующие субъекты, которые оказывают на природу какое-либо влияние. Основные ее виды сдаются в первом квартале следующего за отчетным года, также некоторые документы предоставляются в апреле.

Федеральные отчеты по экологии

В следующем году предусмотрена сдача нескольких видов отчетов в зависимости от направления деятельности и профиля хозяйствующего субъекта. Информация может предоставляться как в бумажном виде в департамент Росприроднадзора, так и в электронном виде на сайтах госуслуг или указанной ранее организации.

Отчетность экономических субъектов, относящихся к малому и среднему бизнесу

Она должна быть представлена до 15.01.2018. Экологическая отчетность, предоставляемая данными субъектами, имеет уведомительный характер. Обязаны предоставлять такую отчетность те из них, у которых в процессе осуществления деятельности образуются отходы, или они их обеззараживают, иным образом используют, размещают, передают или получают от других экономических субъектов или утилизируют.

Здесь предоставляются сведения об объеме отходов и их классификации, включающей код, вид и класс опасности. К отчету должны быть приложены подтверждающие документы об их передаче, копии лицензий на транспортировку и утилизацию, даже в том случае, если этой деятельностью занимается не сам хозяйствующий субъект. Данный отчет предоставляется в департамент Росприроднадзора.

Январские формы 2-ТП

Они сдаются до 22.01.2018 в территориальные управления Росприроднадзора. Этих форм отчетов по экологии два. Одна из них сдается в виде об охране атмосферы в случае, если на балансе хозяйствующего субъекта имеются источники выбросов. Другая сдается теми организациями и ИП, которые потребляют в сутки воды не менее 50 кубометров.

Формы экологической отчетности 2-ТП «Отходы» и 4-ОС

Форма 4-ОС предоставляется в ту же организацию в случае, если хозяйствующий субъект имеет на балансе очистные сооружения. Отчет подается о затратах, произведенных по последним, до 25.01.2018.

В 2018 г. будет использоваться новая форма 2-ТП «Отходы», которая должна быть предоставлена уже за 2017 год. Отчетность сдается по информации об образовании производственных и ТКО отходов, которая должна включать их обработку, перевозку, размещение и утилизацию. В данном документе предусмотрено использование единицы измерения — тонны. Этот вид отчета должен быть предоставлен до 01.02.2018.

Отчитываемся за НВОС

Данный отчет предоставляют любые оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), кроме тех из них, которые относятся к 4-й категории опасности, отвечающих одновременно следующим показателям: суммарные выбросы в атмосферный воздух в течение года не должны превышать 10 т, при этом в них не должно находиться радиоактивных веществ, а также поллютантов I и II классов опасности; сбросы загрязнителей не должны осуществляться в окружающую среду и канализацию; тепловая мощность парового оборудования, энерго- и газоустановок, находящихся в хозяйствующем субъекте, не должна превышать 2 Гкал/ч; оборудование должно применяться только в научных целях, то есть в ОКБ, НИИ или организациях опытного производства.

Декларация по плате за НВОС предоставляется до 10.03.2018 в те же органы. В случае если объекты негативного воздействия расположены в разных субъектах РФ, то она предоставляется по каждому объекту в тот департамент, который расположен в данном регионе. В данной экологической отчетности показывают расчет суммы, перечисляемой в бюджет за размещение, сбросы и выбросы отходов.

Декларация о подлежащих в перспективе утилизации товарах, реализуемых на территории нашей страны

Эта отчетность в Росприроднадзор сдается до 01.04.2018 по месту поставки импорта или регистрации изготовителя. Сюда включаются те товары, которые зарегистрированы в первичных учетных или таможенных документах. Здесь, помимо названия товара, необходимо указать его код, количество и массу. Последняя должна представляться в кг.

Иные отчеты, сдающиеся в конце марта

Также до 01.04.2018 должна быть сдана следующая экологическая отчетность:

  • о выполнении нормативов ликвидации отходов от применения продукции;
  • об имеющихся технологических агрегатах по утилизации мусора;
  • о местах для сбора отходов, образующихся при использовании готовой продукции.

Первый отчет при импорте товаров должен представляться в головную организацию Росприроднадзора. Его сдают изготовители товаров и импортеры по отношению к продукции, включенной в федеральный перечень со списком товаров, подлежащих утилизации после использования или эксплуатации. На разных листах подается информация об упаковке продукции и о самом товаре. Этот вид отчетности предполагает предоставление названия товара и его кода, в том числе в ЕАЭС, массу, количество товара и отходов, также необходимо указывать реквизиты документов, которые удостоверяют проведение утилизации.

Второй отчет предоставляется экономическими субъектами, которые обращаются с образующимися отходами от использования или эксплуатации продукции. В данной форме предоставляется следующая информация: название и назначение агрегата, когда он выпущен, изготовитель, тип и мощность оборудования, вид и код отходов, ОКТМО, адрес нахождения агрегата, также приводится информация о хозяйствующем субъекте, осуществляющем его эксплуатацию.

Третий отчет сдается не о местах стихийных свалок, а теми экономическими субъектами, которые имеют лицензии на обращение с отходами, образующимися от эксплуатации или использования продукции. В нем представляется следующая информация: название, юридический адрес или координаты места нахождения, назначение, емкость площадки, время накопления отходов, их вид и код, также приводится информация о хозяйствующем субъекте, осуществляющем его эксплуатацию.

Таким образом, разные виды экологической отчетности по срокам представления различаются.

Виды платежей

Оплата должна производиться любых видов загрязнений, кроме иных, включающих шум, вибрацию и электромагнитное излучение. Здесь экономический субъект должен сам определиться, за что он будет платить — за размещение отходов или выбросы в атмосферный воздух. Экологический платеж зависит от того, к какому классу относятся отходы. должны паспортизоваться. Узнать его можно из Федерального классификационного каталога отходов по 13-й цифре кода. Вносить плату за отходы должен их собственник. Расчет суммы экологических платежей осуществляется в пределах нормативов и лимитов. Помимо этого, на территории различных районов вводятся специальные коэффициенты. Также вводятся повышающие ежегодные коэффициенты на инфляцию.

Платежи также осуществляются за пользование транспортом. Допустимые выбросы устанавливаются при техосмотре. Здесь платеж рассчитывается, исходя из количества топлива, израсходованного за отчетный период, умноженного на норматив и поправочные коэффициенты. Производители и импортеры товаров, которые должны будут утилизированы в будущем, должны уплачивать Расчет его суммы и оплата должны быть произведены до 15.04.2018.

Санкции

При непредставлении отчетности вовремя могут быть наложены штрафы до 20 тыс. руб. на должностных лиц и до 80 тыс. руб. на юридических лиц. Для небольших хозяйствующих субъектов, относящихся к малому и среднему предпринимательству, данные штрафы еще выше: до 50 тыс. руб. для ИП, до 250 тыс. руб. - на юридическое лицо, причем здесь деятельность юрлица может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Государственный экологический контроль

Его проводят для проверки выполнения требований по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов. Он имеет надведомственный характер. В ходе проведения данного вида контроля деятельность объектов, наносящих экологический вред, может быть приостановлена или прекращена, могут быть сделаны предупреждения, наложены штрафы, поставлен вопрос о привлечении к разным видам ответственности, возмещении вреда или общественному принуждению.

Государственный экологический контроль может быть предупредительным и текущим. Также он подразделяется на общий и специальный. Первый вид осуществляется президентом и правительством РФ, парламентом, региональными и местными органами самоуправления. Специальный контроль проводят Минприроды, Росприроднадзор, Федеральные агентства водных ресурсов, по недропользованию, лесного хозяйства, некоторые министерства и ведомства в рамках осуществляемых ими функций. Решение данных органов носит обязательный характер, обжалование может быть сделано через суд.

В заключение

Существуют различные формы экологической отчетности, которые применяются разными хозяйствующими субъектами в зависимости от осуществляемой ими деятельности. Предоставление документации сопровождается уплатой соответствующих платежей. За нарушение сроков и непредставление отчетности предусмотрены санкции. Выполнение требований природоохранного законодательства может быть проверено в ходе проведения государственного Необходимо следить за изменениями форм, сроков предоставления отчетности, поскольку они периодически пересматриваются.

(МСП), в деятельности которых образуются отходы, должны представлять в Росприроднадзор отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке (п.п. 7,8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Об отчете МСП в Росприроднадзор в 2017 году расскажем в нашей консультации.

Порядок представления отчета по отходам субъектов МСП

Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) для субъектов малого и среднего предпринимательства утвержден Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 .

Данным порядком устанавливаются отчетный период, срок и форма представления отчетности, а также ее состав.

Отчетным периодом для отчета по МСП по экологии является календарный год, при этом сдать отчет необходимо до 15 января года, следующего за отчетным (п.п. 4,5 Порядка, утв. Приказом Минприроды от 16.02.2010 № 30). Это означает, что крайний срок сдачи отчета МСП в Министерство экологии (точнее в его подведомственную службу - Росприроднадзор) - 14 января. При этом перенос срока сдачи при совпадении 14 января с выходным или нерабочим праздничным днем законодательством не предусмотрен. Поэтому за 2016 год отчет МСП по отходам нужно было сдать не позднее 13.01.2017, а отчет субъектов малого и среднего предпринимательства МСП за 2017 год нужно будет представить еще раньше - не позднее 12.01.2018, т.к. 13 и 14 января в 2018 году - суббота и воскресенье соответственно.

МСП-отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства в Росприроднадзор может быть сдана в электронном виде или на бумажном носителе (лично или почтовым отправлением).

Для сдачи отчета в электронной форме необходимо использовать квалифицированную электронную подпись, выданную любым аккредитованным удостоверяющим центром, в том числе ведомственным удостоверяющим центром Росприроднадзора.

Предусмотрена сдача отчета через веб-портал приема отчетности на сайте Росприроднадзора по адресу: lk.fsrpn.ru/#/.

При этом при подаче бумажной версии отчета в территориальный орган Росприроднадзора необходимо указать электронный номер отчета, выданный

Как и куда сдавать отчет МСП, установлено в приказе Минприроды РФ от 16.02.2010 г. № 30. Форма призвана уведомить контролирующие органы об объемах произведенных и утилизированных отходов субъектов предпринимательства. Отчет дает возможность оценить уровень опасности отработанного сырья для окружающей среды. Он должен регулярно подаваться субъектами малого предпринимательства , в результате работы которых образуются отходы (независимо от способа их переработки или утилизации).

Нужно ли сдавать отчет МСП микропредприятиям? Да, нужно – отчет по экологии представляют юридические лица и ИП, относящиеся к категории микробизнеса, малого и среднего бизнеса (критерии отнесения представлены в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Порядок сдачи отчета МСП предусматривает обязательство субъектов не только представить отчетную форму, но и подтвердить содержащиеся в ней данные. Осуществляется это приложением копий лицензионных документов, актов, договоров (п. 12 Порядка, утв. приказом № 30).

В отчете необходимо отразить такие сведения, как:

  • наименование субъекта хозяйствования, реквизиты, по которым он может быть идентифицирован контролирующим органом;
  • объем произведенных отходов, категория их опасности;
  • количество переработанных отходов, утилизированных самостоятельно или с привлечения третьих лиц;
  • информационная справка о компаниях, с помощью которых производится обезвреживание, утилизация или размещение отходов.

Куда сдавать отчет МСП в 2018 году

Направлять его необходимо в территориальное управление Росприроднадзора (норма закреплена п. 14 Порядка, утв. приказом № 30). Куда отправлять отчет МСП в 2018 году – сначала электронно через веб-портал (здесь отчету присваивается идентификационный номер), затем бумажный вариант отправляется на адрес соответствующего подразделения Росприроднадзора. При почтовой отправке рекомендуется оформлять заказное письмо с уведомлением, приложив опись содержимого.

Отчет по экологии не будет считаться сданным, если на бумажной версии отсутствует номер идентификатора, полученный при электронной отправке. При личном представлении отчета в контролирующее ведомство, на экземпляре субъекта проставляется соответствующая отметка специалистами контролирующего органа.

Сдача отчета МСП за 2018 год: сроки

В подразделении Росприроднадзора, куда сдается отчет МСП, вся собранная от субъектов предпринимательства информация систематизируется. Эта государственная структура несет ответственность за учет и постоянный мониторинг отчетности по выработке отходных материалов, объемам обезвреженных и утилизированных отходов.

Сдача отчета МСП осуществляется раз в год. Сроки представления документа могут разниться в зависимости от уровня подчинения объектов, на которых образуются отходы (Разграничение объектов регионального и федерального мониторинга реализуется нормами правительственного Постановления от 28.08.2015 г. № 903):

  • до 15 января после завершения отчетного года, если речь идет об объектах федерального надзора;
  • до крайней даты, установленной в конкретном субъекте РФ, если отходы образуются на объектах, подлежащих учету и мониторингу на региональном уровне.

Например, сдают ли микропредприятия отчет МСП в Москве и с учетом каких сроков, прописано в Приказе от 27.12.2017 г. № 05-09-344/17 (автор документа – Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы). Отчетная форма МСП по региональным объектам должна быть подана московскими субъектами предпринимательской деятельности до 1 марта в году, который следует за отчетным.

Куда сдавать отчет МСП в Крыму по объектам регионального надзора – в Минприроды Крыма. Срок сдачи совпадает с федеральным – 15 января. Регламентирующим документом является Приказ от 28.03.2016 г. № 542, изданный Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым.

Как отправить отчет МСП

Отчет формируется в бумажном и электронном виде. На бумажной версии необходимо проставить номер идентификатора. Он присваивается отчету после загрузки электронной версии через «Модуль природопользователя» на портале Росприроднадзора. Дата приема бумажного отчета может быть подтверждена двумя способами:

  • на втором экземпляре документа проставляется дата, когда бланк был представлен в контролирующий орган при личном визите, рядом с датой расписывается сотрудник, который получил отчет;
  • датой отправки, зафиксированной на почтовой квитанции, если документы были отправлены письмом.

Инструкция по сдаче отчета МСП требует наличия сквозной нумерации подаваемых документов. Внесенные в отчетный бланк данные удостоверяются подписью руководителя и печатью субъекта хозяйствования, а весь отчет прошивается.



Похожие публикации