Гоман дацан индия. Новый научный журнал Tartaria Magna

30 мая 2017 года Глава Сангхи России Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев в своей официальной резиденции принял большую делегацию тибетских лам – монахов монастыря «Балдан Брэйбун» всемирно известного дацана Дрепунг Гоман (Южная Индия, штат Карнатака) во главе с Кхаджок Тулку Ринпоче Гебше лхарамбы Джампа Дондуп.

Делегация лам прибыла в Республику Бурятия в рамках тура по России «Возведение песочных мандал буддийских Божеств». Данный тур проводится уже в восьмой раз.

Дрепунг Гоман дацан, как один из семи факультетов монастырского комплекса Балдан Брэйбун, был основан в 1416 г. Ламой Чжамьяном Чойчже Таши Палдэном (1379-1449 гг.), ближайшим учеником Чже Цонкапы. Именно ему Лама Цонкапа передал ту древнюю божественную белую раковину, обнаруженную в терма на Гогпа-ри. Учитель в тот момент ясно увидел, что великая слава покроет этот будущий Дрепунг Гоман дацан, и затмит она славу прочих крупнейших тибетских монастырей.

Во время беседы обе стороны особо подчеркнули вклад множества выдающихся бурятских лам, находившихся в разные годы ХХ вв. на различных ответственных руководящих постах в иерархии Дрепунг Гоман дацана. И потому, возрожденный уже в Южной Индии во второй половине ХХ века, Гоман дацан не мог не сохранить исторические связи с Россией, с бурятским буддийским духовенством.

В знак возрождения этих исторических духовных связей с начала 90-х годов ХХ в. Гоман дацан предоставляет возможность российским хуваракам (студентам) получать высшее классическое образование в течение 10-16 лет.

Под руководством ректора Буддийского университета «Даши Чойнхорлин», выпускника Гоман дацана, Геше Дымбрыла Дашибалданова, сегодня Сангха России успешно готовит новое поколение российского буддийского духовенства – священнослужителей-философов, переводчиков, мастеров ритуальных практик, мастеров тантры Калачакра, тантры Ямантаки, Гухьясамаджи, Чакрасамвары, мастеров буддийской живописи и зодчества, докторов восточной медицины.

Множество бурятских выпускников Гоман дацана, завершившие 10-14-летний курс обучения, имеют высокую ученую степень Гэбшэ и служат сегодня в десятках дацанов Сангхи России.

Вспоминая о роли и месте бурятских лам в истории развития монастыря Гоман, на встрече особо была подчеркнута значимость всей огромной проведенной работы по укреплению дисциплины, учебного процесса, усовершенствования и хозяйственной деятельности в том числе, на высшем посту руководителя огромного монастырского комплекса – на посту Хамбо Лам, где обучалось и обучается свыше десяти тысяч монахов, двух бурятских лам – Хамбо Ламы Гоман дацана Галсан Лэгден Аржигарова (1900-1962 гг.), выходца из Хойморского дацана Тункинской долины, и Хамбо Ламы Гоман дацана Агван Нимы Цыдыпдоржиева (1907-1990 гг.), выходца из Шулутского дацана Ацагатской долины. В самые трудные времена для Гоман дацана они не покинули монастырь, и до конца оставались со своими учениками.

Именно им, нашим выдающимся ламам ХХ века, в знак почтения их духовных подвигов, высокого памятования великих сыновей бурятского народа – истинной гордости бурятской земли, с молитвами о высоких победах, успехах родного народа, Сангха России ежегодно проводит большой международный турнир по национальной борьбе «Бухэ Барилдаан».

Особого внимания заслуживает и выдающийся бурятский лама Чойдак Намдаков, уроженец кяхтинской земли, десятки лет обучавшийся и служивший в тибетских монастырях, до глубочайших тонкостей изучивший характер тибетцев, их уникальные национальные традиции, языки и наречия, диалекты различных провинций Тибета, оставивший на века непревзойденный до сих пор Толковый словарь тибетского языка, выдержавший несколько изданий, которым до сих пор пользуются сами тибетцы, который приносит огромную пользу всем, кто изучает тибетский язык, национальную культуру и историю этого края.

По завершении встречи гости получили аудиенцию у XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржо Этигэлова. Феноменальное состояние Учителя у тибетских лам вызвало искреннее восхищение, удивление! «Хамбо Лама Этигэлов доказал всему человечеству могущественную силу Учения Будды!» - сказали они.

Восхитила гостей Иволгинского дацана и Художественная галерея искусств народов Азии - самые высокие оценки лам Гоман дацана получили замечательные работы талантливых молодых бурятских мастеров бронзового литья, работающих в мастерской «Эрхим Дархан» Иволгинского дацана.

31 мая 2017 года тибетские ламы в г.Улан-Удэ, в здании филармонии, начали возведение песочной мандалы Ямантаки – гневной формы Божества Мудрости Манджушри.

Также в течение всех дней пребывания лам в столице Бурятии для верующих и гостей уникального события с утра проводятся хуралы, вечером – лекции:

5 июня 2017 г, понедельник
1. Хурал, сэржэм, даллага, посвящение заслуг - 11:00-12:00
2. Хурал Жамсаран Сахуюсан - 18.00 – 19:00
3. Лекция - 19.30 – 20:30

6 июня 2017 г., вторник
1. Хурал Алтан гэрэл - 10:00 – 11:00
2. Хурал Шернин Дудок (для устранения препятствий) - 18:00-19:00
3. Лекция - 19.30 – 20:30

7 июня 2017 г., среда
1. Ритуальная пуджа Гьябши - для устранения серьёзных препятствий. 18:00-19:00
2. Лекция - 19.30 – 20:30

Фотоотчет из монастыря Дрепунг (Гоман-дацан) digadog wrote in June 22nd, 2012

В начале 2012 года направил научную экспедицию в Индию для изучения феномена буддийского паломничества. В фокусе исследования исследователей оказалось не только паломничество с целью посещения святых для буддистов мест. Гораздо раньше из Бурятии в Индию началось паломничество учебное. Что же представляет собой буддийское монастырское образование и почему самые упорные хувараки едут за ним так далеко?



По словам участника экспедиции Николая Цыремпилова, «в тибетском буддизме традиции Гелук особый упор делается на логическом мышлении и знании классических текстов. В ранний период своей истории буддизм был лишь одной из многочисленных религиозно-философских систем Индии, и истинность постулатов своей религии буддистам приходилось отстаивать в горячих дискуссиях. От монахов требовалось умение с помощью безупречной логической аргументации доказывать свою правоту и ошибочность взглядов оппонентов».

Так зародилось буддийское образование, в котором наряду с логикой требуется знание классических текстов. Последующие этапы своей истории буддисты все меньше сталкивались с необходимостью защищать свои взгляды, и философские диспуты стали эффективной образовательной методикой. В тибетских монастырях, воссозданных беженцами на юге Индии, уровень религиозного образования поддерживается на чрезвычайно высоком уровне. Без овладения искусством аргументации и заучивания наизусть обширных текстов, получение монастырского образования невозможно.
В 1996 году несколько первых бурятских юношей, учившихся в различных дацанах Бурятии, прибыли в Индию, чтобы, как и их знаменитые предки, начать обучение в лучших религиозных школах буддийского мира. Сегодня эти ребята вспоминают первые годы своей жизни в индийских тропиках с ностальгией, ведь для многих из них все теперь позади: и мучительное привыкание к изнуряющей жаре, к бесконечным летним дождям, к тяжелым болезням и к напряженной учебе на чужом языке.

Но тогда многие не выдерживали всех этих разом обрушившихся на их молодые головы трудностей. Кто-то не смог вынести климата, а кто-то не выдержал академических требований. Тем же, кто остался, во многом помогла поддержка тибетцев, среди которых все еще была жива память о старых бурятских ламах, которые когда-то были их учителями.

В 20-х годах XX века знаменитый бурятский лама Агван Доржиев отправил несколько молодых ребят в Тибет постигать премудрости буддийского учения. После того, как до них дошли слухи о тотальном уничтожении буддизма на их родине и трагической смерти их учителя, они поняли: назад дороги нет. Через десятилетия учебы, не имея поддержки со стороны родных и близких, бурятские монахи достигли вершин буддийской учености. Ацагатский Тубден Нима стал главным блюстителем монашеской нравственности в крупнейшем из монастырей Тибета - Дрепунге; тункинский Легден пользовался почтением за свои глубокие познания в буддийской логике и был приглашен занять престол настоятеля знаменитой гоманской школы. И, наконец, Агван Нима, как и его соратники, получил высшую ученую степень тибетско-буддийского мира - геше-лхарамба. Два первых геше трагически погибли в годы культурной революции. Геше Агван Нима вслед за Далай-ламой бежал в Индию, где на его плечи выпала миссия спасения буддийского знания в среде тибетских беженцев. Он дожил до преклонного возраста и ушел в мир иной всего за несколько лет до того, как новое поколение бурятских хувараков приехало в Индию за тем же, за чем прибыл в Тибет и он несколькими десятилетиями ранее.
По единодушному признанию бурятских хувараков, то, что их хорошо приняли в Гомане, объясняется тем, что в те годы память о бурятских ламах была еще жива.

Тибетцы посчитали священным долгом принять и помочь юным землякам геше Агван Нимы на новом месте. Через шестнадцать лет первые два бурятских монаха нового поколения - Бадма Мархаев и Дымбрыл Дашибалданов - получили высшую монашескую ученую степень геше, продолжив линию преемственности от прошлых бурятских учителей. Символично и то, что многие из этих ребят первого гоманского набора теперь возвращаются на родину, чтобы поднять уровень буддийского образования в бурятских дацанах.

Бадма-лама вспоминает первого тибетского учителя, которому администрация дацана доверила заботу о бурятских юношах: «Этот учитель посвящал нам все свое время. Он учил нас говорить по-тибетски, помогал в учебе, а если кто-то заболевал, то жил с нами в госпитале, ночуя прямо на полу. Нас тогда очень впечатлило его самоотречение, и мы до сих пор испытываем к нему огромную благодарность».

В первые годы у бурятских студентов еще не было своего хозяйства и кухни, а потому питались в монастырской столовой. Со временем при поддержке Хамбо-ламы Аюшева ребята стали сами закупать для себя все необходимое и установили дежурство на своей кухне. По словам студента из Кяхты Нацагдорж-ламы , БТСР ежегодно аккуратно перечисляет необходимую сумму для содержания студентов.

Утро для студентов начинается еще до восхода.

В предутренней тишине один за другим раздаются мерные голоса монахов: они готовятся к очередному уроку, во время которого учитель должен проверить, насколько твердо студенты запомнили очередную порцию текстов. К 6 часам монахи собираются на утреннюю службу, а после ее завершения начинаются занятия с учителями. Все уроки проходят исключительно на тибетском языке, и для молодых хувараков восприятие материала является самой большой проблемой. Нацагдорж-лама, приехавший учиться в Индию 5 лет назад, вспоминает, как сложно ему давался материал в первые годы: «Тяжелее всего в весенние месяцы. Стоит невыносимая жара, и голова просто отказывается думать. Но есть четкое понимание, что стоит расслабиться и отстать от программы, догнать будет уже невозможно. Приходилось учиться, стиснув зубы, несмотря на жару, на языковой барьер и тоску по дому. И тут нам на помощь всегда приходят старшие. После каждого урока они разъясняют нам трудные моменты по-бурятски. Без этой помощи пришлось бы тяжело».

Но самым первым бурятским студентам объяснять материал на родном языке было некому. Им приходилось учиться вдвое больше, чем тибетцам. Многие не выдержали такого напряжения и возвратились на родину. Остались самые стойкие и здоровые. Ведь зачастую, даже при наличии железной воли и стремления к знаниям, непреодолимой преградой становятся болезни. Бадма-лама вспоминает, как во время сезона дождей, у ребят выступали нарывы на коже. Не помогали всевозможные мази и снадобья. Кто-то «цеплял» гепатит или даже туберкулез. И все же главным испытанием всегда есть и были высокие академические требования.

Во второй половине дня на площадке перед главным соборным зданием начинаются диспуты.«После монотонного заучивания текстов, говорит Эрдэм-лама, — диспуты для студентов это что-то вроде умственного развлечения. Это как увлекательная игра, во время которой нужно очень быстро думать. Интеллектуальные поединки так захватывают, что иногда студенты не замечают, что наступила глубокая ночь».

Дрепунг - один из великих монастырей Тибета - был основан в 1416 г. Ламой Чжамьяном Чойчже Таши Палдэном (1379-1449), ближайшим учеником Чже Цон-капы. Лама Цонкапа сам указал своим ученикам пос­троить монастыри: Дрепунг, Сэра, Таши-Лхунпо, а в 1409г. Им самим был воздвигнут монастырь Гандэн. Своему ученику Чжамьяну Чойчже Лама Цонкапа передал раковину, обнаруженную в терма на Гогпа-ри, и предрек великую славу будущему Дацану, которая затмит даже знаменитый Гандэн.

На средства, собранные верующими и милостынедателями Непон Ринчен Санпо, Чжамьян Чойчже построил монастырь, в котором поначалу было семь факультетов: Гоман, Лосе-линг, Дэянг, Шагкор, Джилба, Дулва и Нгагпа; затем на рубеже XVIII-XIX вв. установились только три факультета: Гоман, Лоселинг и Дэянг, а также один Тан-траийский факультет - Нгагпа-Дацан. На протяжении веков Дрепунг был самым многолюдным монастырём, в котором число монахов достигало до семи-восьми тысяч человек. Так, перед китайской оккупацией Тибета в 1959 г. в Дрепунг-Дацане обучалось семь тысяч семьсот монахов. Сейчас в монастыре Дрепунг в Тибете после почти сорока лет притеснений со стороны китайских властей, признающих только коммунистическое мировоззрение, осталось всего около пятисот монахов, и то, там периодически проводятся так называемые экзамены, на которых военные под угрозой пыток и тюремного заключения принуждают монахов и монахинь отречься от Его Святейшества Далай-Ламы, олицетворяющего свободный и независимый Тибет.

В истории Дрепунг-Дацана известны многие великие духовные мастера, достигшие высших реализаций: племянник Ламы Цонкапы Джепон Лобсанг Нима, Ронгтон Лобсанг Дагпа, Чже Монлам Пелба, Чжамьян Легпа Чойджор, Гунру Чойкьи Джунгне, Кунчен Чжамьян Жепа. Они являлись глубочайшим знатоками Дхар-мы и внесли огромный вклад в процветание Учения Будды в Тибете.

Факультет Гоман взял своё начало под руководством Ламы Трунг Драгпа Ринчена, он был первым пре­подавателем и первым настоятелем Дацана. После него на троне Гоман-Дацана сменилось семьдесят семь настоятелей-Держателей Учения, среди них было пятеро монголов и два бурята-Геше Келсан Лыгдэн и Кенсур Агван Нима. В настоящее время Хамбо-ламой Дрепунга является досточтимый Тенпа Тензин.

В Гоман-Дацане раньше были приняты толковательные учебники-йигча Ламы Гунру Чойкьи Джунгне, позже использовались йигча Ламы Нгаванга Цзондуя-I Чжамьяна Шадбы. Первые толковательные учебники считаются священными: обучаясь по ним, великое множество Лам стали махасиддхами. Другой Гоман-йигча составлен замечательным учёным Нгавангом Цзондуем. Он родился в год Земли-Мыши (1642 г.) и умер в 1772 г. Его детство и юность прошли в местности Генчжа провинции Амдо. В 13 лет от своего учителя Ешей Джамцо он принял обеты гецула. В возрасте 21 года отправился в Лхасу. Существует легенда, почему Нгаванга Цзондуя прозвали Чжамьяном Шадбой: говорится, что когда Нгаванг Цзондуй.явил-ся в Лхасу, то одно изображение Манджушри, находившееся на стене храма, улыбнулось при виде него. Чжамьян Шадба означает "смеющийся Манджушри". Этот титул закрепился за перерожденцами Нгаванга Цзондуя, и философская школа факультета Гоман, выделяющаяся необычайной глубиной и ясностью, известна как философская школа Чжамьяна Шадбы.

Учителями Нгаванга Цзондуя, под руководством которых он изучал буддийскую философию, были Мингрол Чойкьи Джелбо и Тодкор Дондуп Джамцо, по происхождению монголы. В 26 лет он приобрёл известность среди учёных Лам, блестяще выдержав экзамены в Дацане Цампу. На следующий год он принял полные монашеские обеты от Е.С. Далай-Ламы у Нгаванга Лобсанга Джамцо. В 28 лет Нгаванг Цзон-дуй закончил факультет цаннид, прославившись как непревзойдённый мастер философских диспутов. Затем, по традиции, он поступил в Джуд-Дацан, где оставался до 33-летнего возраста. Он отправился в Джуд-Дацан Сэдже, находившийся в провинции Цанг, и получил передачи тайных учений от Джудчен Гончок Ямпела. Из его сочинений широко известны Думта Ченмо, "История практик по Ямантаке-Тантре". Всего им написано пятнадцать обширных трудов, одно из которых посвящено сокровенным учениям по Тантре и доступно лишь высокореализованным Ламам.

В 1700 г. В возрасте 53 лет Нгаванг Цзондуй воссел на трон Хамбо-ламы Гоман-Дацана. При нём монастырь достиг наивысшего расцвета. В 1709 г. По приглашению владетельного князя обширных земель в провинции Амдо Эрдэни Дженан-Вана он прибыл на родину и построил там Дацан Лавран. Благодаря его доброте в провинции Амдо процветала Дхарма, и появилось множество великих учёных
Лам и мастеров буддийской йоги. Его сердечные ученики Тичен Гендун Пунцог и Тичен Нгаванг Чогдэн были настоятелями Гоман-Дацана. Чжамьян Дэви Дорчже был великим махасиддхой и посвятил всю свою жизнь практике медитации. Танг Сагпа Нгодруп Джамцо был непревзойдённым мастером практики Ямантака-Тантры. Другим высокореализованным Ламой был Чогдон Йо Кхедуп. ОтДжудчен Гончок Ямпела получили передачи практик высшей йога-Тантры три ближайших ученика Нгаванга Цзондуя: Нянгджа Нгаванг Чогд Ярпел-полную передачу практик по Чакрасамвара-Тантре. Кунчен Джамьян Шадба по Гухьясамаджа-Тантре, Танг Сагпа Нгодруп Джамцо по Ямантака-Тантре.

Существует жизнеописание Чжамьяна Шадбы и его последующих реинкарнаций - это: Гончок Джигме Вангпо, Лобсанг Тхуптен Джигме Джамцо, Келсан Тхуп-тен Вангщиг, Лобсанг Тенби Джалцен - написанные Нгавангом Таши. Нынешним перерожденцем Чжамьяна Шадбы является досточтимый Лобсанг Джигме Тхуптен Чойчжи Нима.

В настоящее время Дрепунг-Дацан восстановлен в Южной Индии, в штате Карнатака. В нём находится две тысячи монахов, и число их увеличивается не только за счёт тибетцев, но и бурятских, калмыцких и тувинских студентов. В современном Дрепунге в Индии факультеты Гоман и Лоселинг находятся в одной местности, Нгагпа-Дацан построен в Дели. Воздвигнут общий Цогчен-дуган, где проводятся совместные службы Лоселинга и Гомана. Также во время летних затворничеств монашеские общины обоих факультетов получают общие наставления по Дхарме. В Цог-чен-дугане служат монахи из Гомана и Лоселинга. Экзамены на степень габчжу-Геше проводятся совместно, а также диспуты и праздники. Например, широко известен праздник Дрепунг Шотон, отмечающийся в седьмой месяц по лунному календарю (этот обычай был в прошлом, когда у скотоводов появлялась молочная пища, и, чтобы накопить добродетели, сельские жители угощали монахов кислым молоком-тара-ком, по этому случаю устраивались яркие зрелища -Цам). Дрепунг Шотон прежде в Тибете проходил в Норбулингке - летней резиденции Далай-ламы, а затем продолжался в Дрепунге. Сейчас Дрепунг Шотон объявлен национальным праздником тибетцев, и на нём присутствует Его Святейшество Далай-лама.

Жизнь в изгнании нелегка. Прежде чем попасть в Дрепунг - Дацан в Индии, тибетцы проходят долгий и опасный путь через коварные гималайские хребты, страдая от холода, довольствуясь скудной пищей, опасаясь от преследования вооруженных патрулей, боясь попасть в руки непальских пограничников, которые могут сдать их китайским властям за деньги, и тогда им грозит арест, тюремные одиночки, пытки. Когда они добираются до безопасной Дхармасалы, потом поступают в монастырь, их ждут новые испытания: жаркий климат, плохое питание, разлука с родными на многие-многие годы, напряженные учебные будни. Но зато они на свободе и могут постигать драгоценное Учение во всей полноте, Учение; следуя которому, можно обрести подлинное счастье.

Выдающиеся Ученые Ламы из Бурятии в истории Гоман-Дацана


Монастырь Дрепунг Гоман-Дацан имеет особое значение для бурят, монголов и калмыков. Среди тибетцев этот факультет раньше был даже известен как "монгольский", потому что на нем училось большинство монголов и бурят, пришедших в Тибет из далеких северных краев, и многие из них прославились своей ученостью и мастерством в проведении философских диспутов.

В своей статье "Цонкава и его сочинение Ламрим Чен-по" Г.Ц.Цыбиков отмечал: "На факультете Гоман обучаются почти все пришельцы из Монголии, из сибирских бурят и калмыков". Также в автобиографии Кенсура Агвана Нимы говорится, что "во всех монгольских монастырях правило обучения, и нравы были заимствованы только из Тибета и следовали традициям тех тибетских монастырей и Дацанов, из которых брали начало. Если из Дацана Гоман, то следовали правилам Гомана. Эта традиция широко распространилась в Монголии".

Имена бурятских Лам вошли в историю Дрепунг Гоман-Дацана и стали широко известны нам не так давно. Хочется выразить признательность тибетским учителям: досточтимому Ешей Лодо Ринпоче и уважаемому Шерабу Гьятсо ген ла, оказавшим неоценимую помощь в подготовке материала для статьи.

Одним из самых известных бурятских лам, память о котором бережно сохраняется у тибетцев и чье высокое имя восстановлено на родине, является цан-нид-хамбо Лобсанг Нгаванг-Агван Дорджиев. Ценой немалых усилий Агван Доржиев добрался до далёкого Тибета, поступил в Дрепунг Гоман-Дацан. От До-рчже Чанга Палден Чойпела он принял обеты гелон-га. В изучении буддийской философии Агван Доржиев достиг замечательных результатов, и на традиционных экзаменах, проводившиеся в дни праздника Монлам, в присутствии тысяч монахов их трёх великих монастырей
Тибета - Дрепунга, Сэра и Гандэна -получил степень Геше-Лхарамба. Он выдвинулся в число семи лам, дававших наставления E.С. Далай-ламе XIII. Агван Доржиев стал влиятельным человеком в окружении духовного и светского лидера Страны Снегов и предпринял огромную работу по установлению дипломатических связей между Тибетом и Россией. В Бурятии и Монголии Агван Доржиев сыграл выдающуюся роль распространения чистой Дхар-мы. В С-Петербурге он воздвиг буддийский храм и первым содействовал русским ориенталистам в изучении буддизма.

Лхарамба Тенпа Пхэлкьи был родом из Санаги. Он прибыл в Тибет и поступил в Гоман, успешно учился и стал известен как один из самых глубоких знатоков буддийской философии в трёх великих монастырях: Сэра, Дренунге и Гандэне. Он участвовал в философском диспуте с Перчун Шамба Ринпоче-держателем тайных учений линии Ламы Цонкапы. Он выдержал экзамены на традиционном празднике Монлам и первым получил степень Геше-Лхарамбы.

Геше Нимбу-Ла также родом из Санаги, старший брат ламы Тенпа Пхэлкьи. Он учился в Дрепунге, успешно закончил все пять классов факультета буддийской философии. На экзаменах во время праздника Монлам участвовал в диспуте с Триджангом Ринпоче и первым получил степень Геше-Лхарамбы. В своей автобиографии Кенсур Агван Нима пишет: "Этот почтенный Геше Нимбу-Ла был первым из всех, кто получил звание Лхарамба на большом лхасском Монла-ме 1919 года вместе с нынешним наставником Его Святейшества Далай-ламы XIV Ёнзином Трижан До-рже Чангом". Вернувшись на родину, Геше Нимбу-Ла, вероятно, разделил печальную участь тысяч лам, репрессированных в годы сталинского террора. Сведения о Нимбу-Ла есть в уже упомянутой книге Кен-сура Агвана Нимы, а также в биографии Триджанга Ринпоче приводится текст похвальных стихов в честь Геше Нимбу-Ла.

Геше Шива-Лха окончил Дрепунг Гоман-Дацан и затем был приглашен правителем области Литан в провинции Кхам, где внёс значительный вклад в поддержание состояния Дхармы. Еше Лодой Ринпоче со­общил о нём следующее: "Шива-Лха был родом из села Судэнтэй, что в Aгe. В году 1941 или в 1942 он прибыл в Литан, чтобы преподавать Дхарму. Он был великаном с красным лицом и большими сильными руками. Сразу же по прибытии он обзавёлся сорока-пятьюдесятью учениками. Он давал наставления по Ламриму и философии. В то время в нашей местности наметился некоторый упадок в преподавании и понимании философии. С приездом Шива-Лха положение улучшилось. Шива-Лха покинул этот мир, кажется, в 1952 году".

Лама Келсан Лыгдэн был родом из Тунки, изучил "пять главных наук" в Гоман-Дацане, затем стал первым Геше-Лхарамба Монлама. В 1955 году воссел на трон хамбо-ламы и стал шестьдесят девятым настоятелем Гомана. В 1959 году во время китайской оккупации он оставался на своём посту. Вот что рассказывал о нём досточтимый Еше Лодой Ринпоче: "Ген Лыгдэн в 1959 году сразу же попал в тюрьму. Тогда тюрьмы были переполнены аристократами, высокими ламами, министрами, то есть всеми, кто раньше обладал богатством и властью. Ещё вчера они благоденствовали, пользуясь почетом и уважением, - и вдруг в одночасье потеряли всё, даже пищу не могли найти. Оказавшись в тюрьме, они подверглись изнурительным и жестоким допросам, заболевали, некоторые сходили с ума или умирали от сердечного приступа, многие находились на грани отчаяния. В этот момент Ген Лыгдэн оказал людям неоценимую помощь своим мужеством, умением сохранять душевное равновесие при любых обстоятельствах. В тюрьме Ген Лыгдэн давал наставления по Дхарме, рассказывал весёлые истории и всех заражал живостью и хорошим настроением. Прежде в течение долгих месяцев люди не разговаривали друг с другом, опасаясь доносов: ведь из желания поскорее вырваться на свободу некоторые могли пойти на предательство. Кругом царила атмосфера подозрительности и страха. С приходом Гена Лыгдэна между людьми постепенно сложились добрые, доверительные отношения и вскоре из камеры, где сидел этот лама, можно было услышать весёлый смех. Впоследствии те, кому удалось освободиться из тюрьмы и бежать в Индию, вспоминали, что вместе с Геном Лыгдэном даже в тюрьме было весело. Они шутили, что из-за Гена Лыгдэна тюрьма для них стала домом отдыха: там было весело, давали еду и заставляли совсем немного работать". Лама Келсан Лыгдэн погиб в застенках в 1960 году. Его перерожденец Тензин Чоглам родился в Непале, официально признан Е.С. Далай-ламы XIV. В настоящее время он находится в Гоман-Дацане в Индии.Геше Тхуптен Нима родился в местечке Шэнэ Буу-са, недалеко от Ацагата. На Монламе получил степень Геше-Лхарамба. Позже воссел на трон хамбо-ламы Дрепунг Дулва-Дацана. Он по истине был великим знатоком и блюстителем Винаи. Досточтимый Еше Лодой Ринпоче - ученик Геше Тхуптена Нимы, и здесь мы воспроизводим его воспоминания: "В Тибете моим учителем был ген Дулва Тхуптен Чойчжи Нима. Мы не знали точно, откуда он родом, знали лишь, что он монгольских кровей, и больше ни о чём не смели расспрашивать. Конечно, надо было узнать о нём подробнее. Но мы ходили к нему на занятия и только. У нас раньше был такой обычай: завидев учителя, мы накрывались зеном (монашеской накидкой) и убегали прочь. Поэтому я очень мало знаю о своём Учителе.

Наверное, он много писал, сидя взаперти у себя дома. Вообще надо сказать, что и Агван Нима, и Дулва Кенпо были людьми крутого нрава. Тхуптен Нима был, как все монголы, крепкого телосложения, у него были сильные руки с толстыми пальцами. Мы приходили на уроки гена, он усаживался перед нами и начинался диспут по диалектике. Он задавал несколько вопросов и, если не получал удовлетворительного ответа, тут же пускал в ход свои кулаки. Порой случалось так, что мы не могли правильно отвечать по несколько раз. Тогда он говорил, что у нас плохая карма, и отсылал нас домой, наказав в течение семи дней провести практики очищения и делать простирания. Так он поступал с нами, молодыми послушниками, и также он обходился и со знаменитыми Геше, и те терпели от него наказания. Когда он отправлял нас, учеников, выполнять очистительные практики, никто, конечно, не занимался простираниями. Все усиленно учили тексты, читали книги, бегали друг к
другу, спрашивая о непонятном. У учеников просто не было времени, чтобы очищаться от негативной кармы.

Когда началась китайская оккупация, мы с товарищами, переодевшись в тэрлики - светскую одежду -отправились на гору, поднимавшуюся прямо за монастырём Дрепунг. Мы решили бежать в Индию. Нас было человек двадцать, мы все были учениками Тхуп-тена Нимы. И вот, когда мы поднимались в гору, ген шел нам навстречу. Мы поспешили укрыться от него. Когда он прошел мимо нас, мы продолжили путь. Мы не спросили у него разрешения на побег в Индию, потому что он говорил нам, чтобы мы оставались дома и никуда не уходили. Когда в Лхасе раздались первые выстрелы из ружей и пушек, мы были напуганы и хотели немедленно бежать в Индию. Но ген не согласился с нами. Тогда у всех на устах были разговоры о политике. Одни говорили, что нельзя допустить китайского вторжения в страну и вхождения в состав этого государства. Другие были безразличны к происходящим событиям. Третьи, напротив, считали, что нет ничего плохого в том, что придут китайцы. Но наш Учитель никогда не высказывал своего мнения обо всем этом. По началу, 1959 года, ген жил относительно спокойно, так как он не интересовался политикой, и китайцы его не трогали. Но с началом культурной революции все изменилось. Он был священнослужителем, а культурная революция объявила войну против религии. В то время буддийские монахи и последователи традиции Бон испытывали много страданий. Хунвэйбины надевали на служителей культа маски божеств или демонов, вели их в многолюдные места и устраивали судилища, крича: "Вот, кто настоящие дьяволы! Отныне и навсегда отделаемся от них!" Такая же участь постигла и моего Учителя. Ему на шею привязывали сапоги и водили по улицам, подвергая издевательствам. Через все эти испытания Учитель не смог пройти и вскоре умер. Я не уверен, что он сидел в тюрьме. Но его каждый день вызывали на допрос, изматывающие и бессмысленные. Это-то, что я могу рассказать о своем Учителе". Таков рассказ Еше Лодой Ринпоче о Геше Тхуптене Ниме, о его последних трагических днях.

Кенсур Агван Нима обрёл большую известность как знаток классических буддийских писаний. Он был зем­ляком Тхуптена Нимы и Агвана Доржиева. Он родился в 1907 году в селе Дабатуй (ныне Заиграевский район). В семь лет он стал послушником и принял первые монашеские обеты. В пятнадцать лет по совету Агвана Доржиева отправился в Тибет и поступил в Дрепунг Гоман-Дацан. Его учителями были Геше Хал-ха ЛобсангТаши и Геше Джампел Чойпел. В 22 года от Его Святейшества Далай-ламы XIII принял обеты гелонга. Всю свою жизнь Агван Нима посвятил изучению Дхармы. В 1960 году Кенсур Агван Нима стал преподавателем в институте Варанаси. В 1967 году он был приглашен в Голландию в качестве ассистента профессора Руига. Позже Агван Нима стал семьдесят вторым настоятелем Гоман-Дацана. Агвану Ниме был присвоен титул Кенсура за огромные заслуги в поддержании Дхармы. У него было много учеников, не только монахов, но и мирян в Индии и в Европе. Его ассистент Геше Донам сейчас является преподавателем в Агинском Дацане.

В настоящее время около тридцати пяти человек из Бурятии учатся в Индии Дрепунг-Дацане. 1996 году семеро бурятских послушников приняли от Е.С. Далай-ламы XIV обеты гелонга. С этими молодыми людьми мы связываем свои надежды на возрождение и поддержание чистой Дхармы в Бурятии.


Оригинальное название: Live at Lekshey Ling
Год выпуска: 2006
Страна: Непал
Жанр: документальный фильм
Продолжительность: 66 минут
Перевод: Русские субтитры
Режиссер: Ши Хьян Жонг
Формат:mp4
Размер:438 Мб

Описание: В этом фильме показывается обычная жизнь монахов-студентов монастыря-института высшего буддистского образования Карма Лекшей Линг традиции Карма Кагью (Катманду, Непал), и приводится интервью с Ламой Пунцоком, директором и основателем этого института.

Скачать c turbobit.net Жизнь в Карма Лекшей Линг: Повседневная жизнь буддистского монаха (438 Мб)
Скачать c depositfiles.com Жизнь в Карма Лекшей Линг: Повседневная жизнь буддистского монаха (438 Мб)


В этом году отмечается 110-летие со дня рождения великого буддийского монаха кенсура Агван Нимы. Он родился в местности Дабаты Заиграевского района, и всю жизнь служил Учению Будды.

Он был настоятелем Гоман дацана. Недавно были обнаружены уникальные кадры с его участием. Об истории его жизни в сюжете Ч.Дамдиновой.

Это черно-белое видео нашли во Франции. Точная дата съемки не известна. На кадрах кенсур Агван Нима дает лекцию студентам Гоман дацана. За свою жизнь он написал несколько книг, одна из них «Комментарии к трудным местам логики Дхармакирти».

Тенпа Цеван - монах (Непал), студент Гоман дацана в 70-е годы (Индия):

- Он был очень строгим, требовательным учителем. Но вместе с тем сострадательным, помню, когда кто-то часто болел и не мог постоянно заниматься, он советовал служить в монастыре, выполнять работу в хозяйстве, говорил, это продлит вам жизнь, и действительно, те люди прожили очень долго.

Так получилось, что о нем больше знают за границей, чем на родине. Агван-Нима лама помогал в изучении буддийской философии многим, кто приезжал за тысячи километров. У него много выдающихся учеников, ставших Учителями в Америке, Новой Зеландии и Европе. На этом фото рядом с ним юная Розмари, говорит, это был непростой человек, который буквально родился в рубашке.

Розмари Паттон - руководитель буддийского центра во Франции:

- Когда были роды он вышел из чрева в плаценте, мать очень испугалась, подумала что он без головы родился, оказалось это счастливый знак - когда он начал ходить он пошел, сразу к алтарю, к статуе Будды, потом с 5 лет начал осваивать грамоту, его мама учила его.

В 7 лет Агван Цыдыпдоржин уже знал тексты защитников Балдан Лхамо, Гомбо и Чойжал. Его непростые способности заметил Агван Доржиев. Из Шулутского дацана он отправил юного хуварака в тибетский Дрепунг Гоман. За 16 лет обучения, несмотря на все трудности, без какой-либо материальной поддержки, он достиг звания Геше. Все свои годы он неустанно давал лекции, в том числе по поручению Далай ламы 14-го на Западе. В 1978-м его выбрали на должность Хамбо ламы Гоман дацана.

Содном Будатаров - исследователь биографии Кенсур Агван Нимы:

- Монахи жили очень плохо, очень тяжело, в тяжелейших условиях и он в частности благодаря своим ученикам. Он сумел не просто возродить Гоман дацан, но и создать прочную основу для развития. Он был строгим приверженным учителем, его слова: если вы не прочитали две строчки Ламрима, то день прожит зря.

Кенсур Агван Нима скончался в 1990 году в Индии, до последних дней своей жизни он практиковал учение Будды о ясном свете. И только спустя 6 лет после смерти, на родине вышла его автобиография «Переправа через реку Сансары».

Оператор: Бальжинима Дамбаев

Другие публикации рубрики

Все свежие новости

День российской молодежи. Чествование студентов, окончивших ВУЗы и ССУЗы с красным дипломом

Учиться хорошо, учиться с удовольствием вот жизненный принцип студентов окончивших учебные заведения на отлично. 101 выпускник ССУЗов и ВУЗов Бурятии приняли участие в торжественной церемонии чествования и вручения красных дипломов в рамках Дня российской молодежи. Такая церемония в Улан-Удэ проводится во второй раз.

В рамках празднования Дня молодёжи Глава республики провёл встречу с активной молодежью

Глава Бурятии провёл встречу с активными представителями студенчества, КВН-движения, волонтёрами. Алексею Цыденову рассказали об успехах на "Студенческой весне", поделились проблемами и своими пожеланиями.

В Закаменске теплосети не планировалось готовить к зиме

Износ коммуникаций составляет 70%, и чтобы отопительный сезон прошел безаварийно, летом их необходимо вскрывать и ремонтировать. Однако ресурсоснабжающая компания этого не сделала.

Центральный аппарат СКР России будет вести уголовное дело по факту аварийной посадки АН-24 в Нижнеангарске

Такое поручение дал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин для наиболее полного, объективного и оперативного расследования авиакатастрофы в Бурятии, сообщили в пресс-службе ведомства.



Похожие публикации