Ираида. Ираида Икона раиса в чем помогает

НЕДОСТОЙНОЕ ПРИЧАЩЕНИЕ Причащение при утаивании грехов Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Доклад на конференции "Жизнь евхаристической общины". Я долго колебался, какую тему доклада лучше избрать. Настаивать на пользе частого причащения сегодня уже не приходится, потому что оно становится традицией нашей Церкви. На прошлом Архиерейском Соборе были приняты решения и о подобающей подготовке к причащению, и о необходимости причащаться часто. Например, постановлениями этого Собора верующим дозволяется ежедневное причащение на Светлой Седмице, что во времена моей молодости казалось совершенно невозможным. Размышляя о том, что может быть интересно и важно для всех нас, я решил поднять вопрос, может быть, отражающий негативные стороны евхаристической жизни, но, тем не менее, уместный и полезный. Это вопрос о недостойном причащении. Прежде всего я хочу напомнить вам известные слова апостола Павла из Первого послания к Коринфянам о том, как было установлено таинство Евхаристии и с какими чувствами и мыслями мы должны к нему приступать. Вот что говорит апостол Павел: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. На следующие слова апостола я хотел бы обратить особенное внимание: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Кальвинисты, например, считают Тело и Кровь Христовы, принимаемые в причащении, только символами подлинных Тела и Крови Христовых. Но тогда о чем и рассуждать? Какая наша вина против Тела и Крови Господних? Если веришь, то принимаешь Тело и Кровь Христовы, а не веришь, значит, вкушаешь простые хлеб и вино. Но мы, православные, считаем, что Тело и Кровь Христовы, преподаемые нам за Литургией, подлинно являются Телом и Кровью Господними. Они только, так сказать, прикрыты вещественными свойствами хлеба и вина, а по сути являются Телом и Кровью Того Христа, Который восседает одесную Бога и Отца. Поэтому апостол Павел и предупреждает нас, что если мы будем причащаться недостойно, то будем виновны против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей . Что значит «испытать себя»? Это испытать свою совесть, нет ли на ней каких-то грехов, в особенности смертных. Это подготовиться к причастию с благоговением - к этим чувствам нас побуждает воззвание перед причащением: «Со страхом Божиим и верою приступите». А в греческих храмах оно звучит еще полнее: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите». С такими чувствами мы должны приступать к таинству: с одной стороны, понимая свое недостоинство и раскаиваясь в нем, с другой - имея благоговение, страх Божий и веру в то, что мы принимаем в себя подлинное Тело и Кровь Христовы, всем своим существом соединяемся с существом Господа Иисуса Христа. Господь присутствует в таинстве Тела и Крови не только Своими благодатными энергиями, но и всем Своим Существом. Сейчас я хотел бы предложить вам некоторые выписки из отечников. В основном это греческие источники, пока не переведенные полностью на русский язык. Есть некоторые повествования и из русских источников. Речь пойдет о случаях, которые происходили в недавнее время. Самые ранние из них записаны в девятнадцатом веке, а в основном это повествования двадцатого века, очень близкого к нам времени. Поскольку исторически эти случаи происходили буквально в наши дни, для нас они будут более актуальными, более впечатляющими. *** «Как известно, святогорский устав предписывает монахам накануне причащения воздерживаться не только от рыбы и молочного, но также и от растительного масла и вина. Один монах накануне Божественной литургии отправился на монастырскую ферму, где монастырские работники как раз забивали скот. Они взяли самого жирного козла, разделали его и зажарили на вертеле. Соблазнившись запахом жареного мяса, несчастный монах отрезал себе порядочный кусок и съел. Когда наутро он подошел причаститься, то вся церковь огласилась его испуганными криками. Он так и не смог принять Святые Дары. Когда братья и игумен стали допытываться у него, в чем дело, он не мог произнести ни одного связного слова, только кричал: «Козел! Козел! Он бодает меня, бодает!» Игумен отвел несчастного в придел, как мог, успокоил его, и сказал: «Брат, должно быть, ты в чем-то согрешил. Вспомни, что ты делал вчера». Монах, несколько придя в себя, сознался, что поддался чревоугодию и ел мясо. Когда же он подходил к Чаше, то увидел перед солеей козла с зловеще мерцающими глазами, который не пускал его к тайнам, тянулся к нему и хотел ударить его своими рогами. «Таковы плоды твоего невоздержания, - заключил рассказ монаха игумен. - И слава Богу, что Господь не допустил тебя причаститься недостойно. Подумай сам, кого ты видел в образе козла. Какую власть дал бы ты ему над собой?» [Переведено с: Андрей Святогорец, монах. Отечник Святой Горы. Афины: изд-во Афон, 2009]. *** «Один монах в скиту святого Василия поддался блудным помыслам и ночью впал в блудный грех с самим собой. На следующий день был праздник Успения Преблагословенной Владычицы Богородицы, Которую все святогорцы особенно почитают и отмечают Ее память всеобщим причащением. Из ложного стыда боясь, что, если он не будет причащаться, то братия скита заподозрят его в чем-то дурном, этот грешник вместе со всеми пошел к Чаше. О, безмерный эгоизм! О, бесстрашие и дерзость! Боимся суда людского и не трепещем пред судом Божиим, страшным, нелицеприятным и вечным! Когда этот монах принял в свои уста частицу Святых Даров, он почувствовал, словно его челюсти оцепенели: он не мог ни проглотить Святые Тайны, ни закрыть уста. Так, с открытым ртом, он вышел из кафоликона и изверг из себя частицу. Она упала на клумбу, а монах, боясь посторонних взоров, снова поспешно вошел в храм. Когда братья вышли из кафоликона, они с изумлением увидели необычайное зрелище: маргаритки, растущие на клумбе, самые непритязательные цветы, которые только и могли цвести на этом склоне Афона, склонили свои головки перед частицей Тела, воздавая почтение Тому, Кого так бесстрашно отверг этот несчастный монах. Неизвестно откуда взявшиеся бабочки овевали частицу своими разноцветными крыльями, словно дьяконы рипидами. Потрясенный, монах принес покаяние в своем грехе и в недостойном причащении Святых Тайн. Частицу бережно подняли и положили на Святом Престоле. Этот случай долго рассказывали на Святой Горе, как пример недостойного причащения» [Переведено с: Старец Даниил Катунакский. Повествования отцов святогорской пустыни. Издание кельи Данилеев, 1999] *** «Я знал одного человека, благочестивого мирянина. Имя его не могу назвать, так как он жив и по сей день [это написано в начале XXI века]. Он рассказывал мне из собственного опыта: «Я происходил из религиозной семьи. Мы исправно ходили в церковь, соблюдали посты, дома подолгу молились перед иконами. Несмотря на это, мои родители считали, что причащаться достаточно лишь три раза в год: на Рождество, на Пасху и на Успение Пресвятой Богородицы. Так причащались наши деды и прадеды, говорили они, так будем причащаться и мы. Так долгое время причащался и я. Но вот как-то в моей жизни наступил период, когда суета повседневности затянула меня с головой. Я чувствовал охлаждение ко всему духовному. Подступил срок, когда я, по моему мнению, мог приступить к причащению - святой день Успения, летняя Пасха, как называют этот праздник греки. Формально к причащению я был готов: я съездил в деревню к своему духовнику и принес покаяние в грехах, с полуночи не ел и не пил, приехал к началу проскомидии, дома вычитал молитвы ко причащению… Но духовно я готов не был: в моей душе умерло сознание, что я готовлюсь принять великого Гостя, что это самое важное событие в моей жизни. Я не чувствовал праздника, а причащался по привычке: потому что так подобает, потому что пришел день, когда это необходимо сделать. И произошло страшное. До сих пор я вспоминаю об этом событии, как о самом ужасном кошмаре в моей жизни. Когда я принял с лжицы частицу и попытался ее разжевать, она рассыпалась у меня во рту на мелкие камушки. Проглотить их, вы сами понимаете, было совершенно невозможно. Я стоял неподалеку от Чаши, судорожно ворочая челюстями, а внутренне весь оцепенев от ужаса. «Боже! - искренне молился я. - Прости меня, великого грешника. Недостоин я принять Тебя в свое сердце! Сжалься надо мной, Боже!» После отпуста Литургии священник, видя, что со мной творится что-то непонятное, ввел меня в алтарь и стал расспрашивать. Едва ворочая языком, я сказал, что не могу проглотить Дары, но больше сказать у меня ничего не получалось. Он покрыл меня епитрахилью и прочел разрешительную молитву. Еще когда моя голова была склонена под епитрахилью, я почувствовал, как камни у меня во рту вновь превращаются в частицу. Я смог ее проглотить. После того как я рассказал священнику обо всем: и о своей жизни, и о привычке причащаться «по обязанности», и о случившемся во время причастия, этот преподобный подвижник, иеромонах-святогорец сказал: «Мой возлюбленный о Христе брат! Брось эту привычку: приобщаться три раза в год, но без должной подготовки, лишь по «благочестивому обычаю». Обычай этот не благочестивый, а бесовский. Причащайся хотя бы каждое воскресенье и все большие праздники, но готовься: не только регулярно исповедуйся, соблюдай все посты и читай правила, но и, самое главное, внутренне содержи себя в смирении, глубоком покаянии, чувстве своего недостоинства. Никто из нас не достоин принять в себя Христа, только по великой милости Он снисходит к нам. И только тот, кто осознаёт это от души и сердца, может причащаться». По совету этого священника я начал приобщаться каждую неделю. По собственному своему опыту я могу сказать, что, когда я хранил молитву и внимание к себе, причащение приносило мне благодать, внутреннюю радость и еще более внимательную молитву. Но если я приступал ко причастию, хоть в чем-то нарушив голос своей совести, например, не дочитав положенного правила или без должного чувства сокрушения, как душу начинала мучить страшная тягота, мрак, духовная слепота и глухота. И так продолжалось до тех пор, пока я не спешил омыться искренним покаянием» [Переведено с: Иером. Григорий. Божественная Евхаристия и Божественное причащение. Святая Гора, Кутлумушская келья святого Иоанна Богослова, 2009]

Значение имени: «Стремящаяся к покою», «дочь героя».

Происхождение: Древнегреческое имя. Святой покровительницей является мученица Ираида Александрийская, Антинопольская. Святая дева Ираида жила в городе Александрии. Услышав христианского проповедника, приняла христианскую веру. Однажды она пошла за водой и увидела, как к берегу пристал корабль. На этом корабле находились закованные мученики за Христову веру. В сердце Ираиды вспыхнула такая огромная любовь к Иисусу, что она оставила на берегу свой кувшин и взошла на корабль, добровольно присоединившись к страстотерпцам. В египетском городе Антинополе узников подвергли мучениям. Святая Ираида вытерпела жестокие муки во имя Иисуса Христа. Она была причислена к лику святых.

Характер: В детстве Ираида часто озорная, дерзкая и непослушная. Правда, учится девочка обычно хорошо, даже отлично, но нередко из желания быть первой. Сверстники не любят Ираиду за ее высокомерие. Она мало помогает родителям по дому. После школы старается поступить в престижное учебное заведение. Взрослая Ираида - женщина строгая, иногда высокомерная. Порой даже производит впечатление холодной и бесчувственной, но это обманчивое впечатление, просто она очень сдержанна. Пунктуальная, обязательная и аккуратная женщина, она не любит, когда кто-то опаздывает или не выполняет своего обещания. Но и сама Ираида самокритична и строга к себе. Женщина с этим именем не очень общительна, старается ни с кем особенно близко не сходиться, у нее мало подруг. Часто держит окружающих на некотором расстоянии. Но к своим многочисленным друзьям очень внимательна. Отношения с ними поддерживает постоянно, приглашая к себе в гости, помогая им. Ираида брезглива, но чистоплотна, аккуратна, поддерживает дома порядок и чистоту. Рабочее место у нее тоже в идеальном порядке. Женщина с этим именем требовательна. Но она не эгоистична, хотя и мало заботится об окружающих, ее не интересуют переживания, радости и беды тех, кто находится рядом с ней. В стремлении сделать карьеру или достичь какой-либо своей цели Ираида зачастую не останавливается ни перед какими трудностями, стоящими на ее пути, и обязательно добивается желаемого. Она высокого мнения о себе, но порой сильно переоценивает свои способности. Ираида следит за собой, одевается модно, иногда не совсем обычно. Любит обращать на себя внимание. Женщина с этим именем имеет успех у мужчин, но долго не выходит замуж, потому что ее не привлекает семейная жизнь. В брак Ираида вступает и по любви, и по расчету. Она обожает приглашать гостей, умеет выходить сухой из воды даже в самых неприятных ситуациях. Никогда и ничего не сделает в ущерб себе.

Девочку с именем Раиса в современном обществе можно встретить редко, хотя и в прежние времена в сопоставлении с разными женскими именами, имя Рая всегда обращает на себя внимание. Хотя в значении имени заключен определенный потенциал, который сможет проявить не каждая девочка.

Происхождение имени

Имя Раиса имеет арабское происхождение от основы «Раис», что в переводе на русский язык подразумевает «предводительница или начальница».

Есть вторая форма этого имени - Ираида (древнегреческое), которое имеет схожее по смыслу с арабской формой значение «героиня или дочь героя». Быть начальницей без задатков героини, пожалуй, сложно.

В обиходе встречаются оба имени, хотя некоторые считают, что Раиса и Ираида - это разные имена, но только по документальному оформлению, но не по сути.

Основные характеристики

Девочка, названная Раисой, в детском возрасте не проявляет качеств, заложенных в значении имени. Она в меру активная, не приемлет шалостей, не проявляет лидерских способностей. Но сверстники тянутся к этой девочке, считая ее интересным собеседником, подругой и компаньоном.

Женщина с именем Раиса является по большей части главой семьи. Легкая в общении с мужчинами, все же к выбору партнера относится серьезно и выбирает долго.

Компанейская, никогда не причиняет зла окружающим, но обидчиков своих может поставить на место или острым словцом, или поступком.

Характер и судьба владельца

Женщины Раисы упрямы и всегда достигают поставленной цели, независимо от того, каких усилий это будет стоить. В профессии способны реализоваться в любой, если в ней есть интерес личный или возможность хорошо заработать. Раиса способна быть как руководителем, так и средним звеном, даже разнорабочим. Любая работа для нее по плечу.

С мужчинами чаще имеет равные отношения или берет организацию жизни семьи в свои руки, поддерживая супруга в любых делах и оставаясь его опорой.

Готова пренебрегать своими интересами ради благополучия и здоровья близких. Для детей Раисы готовы сделать все, потому что это женщины с большим сердцем, хоть и со сдержанным проявлением эмоций. Раисе не свойственны проявления нежностей. Окружающим кажется грубой, холодной. Такой характер может быть сформирован воспитанием в семье, когда Раиса была ребенком.

Если Раиса находит мужчину, схожего с ней по характеру, темпераменту, то союз крепкий и долгий. Разрушить его невозможно, потому что Раиса не верит слухам, а доверяет только своему сердцу и разуму.

В большинстве случаев женщины с именем Раисы остаются верными партнеру до последних дней и не вступают в повторный брак, если муж рано ушел из жизни. В других мужчинах она ищет только похожего на своего супруга, а других не считает достойными и расценивает свою связь как предательство близкого. Хотя встречаются среди Раис натуры страстные, способные на сумасшедшие поступки, но это редкость.

Всегда остаются практиками, продумывающими каждый свой шаг наперед.

Значение имени в православии

Имя Раиса с библейского языка переводится как «любимая», а с греческого «легкая».

В православии имя Раиса созвучно с именем святой Раисы (Ираиды) Александрийской, которая по православным преданиям решила посвятить себя служению вере Христовой.

Однажды она увидела корабль, на который садились люди в большом количестве. Единым порывом присоединилась Рая к мужчинам, женщинам, церковнослужителям, которые были закованы в цепи из-за своего убеждения и веры во Христа. Она, не задумываясь, приняла муки и казнь, не отказавшись от своих убеждений, несмотря на молодой возраст.

Раисе пришлось первой испытать все истязания. После ее казни пыткам подверглись и другие верующие.

Даты именин Раисы

Покровительницей является святая Раиса Александрийская (мученица, дева). Именины Раисы отмечаются два раза по церковному календарю. Дни сентября, октября являются именинами для Раис, рожденных в любой сезон. В другие месяцы именины женщины по имени Раиса не отмечают.

Поздравления с Днем Ангела

Поздравляю тебя Раиса с днем ангела. Здоровья, упорства, достижения цели и оставаться доброй, справедливой, веселой, счастливой и ангел пусть хранит тебя.

Святая мученица Ираида жила в Александрии. Однажды, подойдя к источнику, чтобы почерпнуть воды, она увидела корабль у берега, на котором находилось множество мужчин, женщин, священнослужителей и иноков, заключенных в оковы за исповедание Христовой веры. Отбросив водонос, святая добровольно присоединилась к узникам Христовым, и на нее наложили оковы. Когда корабль прибыл в египетский город Антиполь, святая Ираида первая претерпела жестокие истязания и была усечена мечом. Вслед за ней остальные мученики кровью запечатлели свое исповедание веры во Христа.

«… иже и немощные сосуды адаманты соделывает благодатию Своею, сила Божия в немощи совершается…»

За исповедание Христа обезглавлена в Египте, в царствование Адриана. Мощи святой Ирины перенесены в Константинополь при Константине Великом, который в честь ее устроил храм.

Неожиданно иногда снисходит посещение Божие в душу человека, как это было со святой мученицей Ираидой, девицей Александрийской, и становится внезапно немощное создание лицом к лицу с высшим подвигом и является тогда готовым его совершить…

И во всякое время, во всяком делании присуще бывает человеку восприятие благодати Божией: ни обусловливается оно ни возрастом, ни умственным и научным развитием; обусловливается только одним духовным состоянием человека - постижением Божественной истины и стремлением к источнику ея - Богу Христу.

Так и молодая по годам, но уже инокиня Ираида (Александрианка), воспринявшая и вместившая в почти детской своей душе спасительную истину - веру в Иисуса Христа, восприняла посещение Господне и внезапно вместила в душе своей необъятный порыв - жизнь свою положить вместе с защитниками единой правды и единого блага - веры Христовой. Вероятно, никакими широкими замыслами, никакими глубокими задачами не задавалась неопытная и невинная мысль Ираиды, когда однажды шла она совершить свое простое посильное дело монастырского служения - принести воды для своей обители… Спокойно и беспечно подошла она к берегу за водою, и вдруг предстало перед нею иное дело, иная задача: не воды почерпнуть для утоления жажды телесной, но всю свою жизнь передать для утоления жажды духовной - засвидетельствовать себя защитницею правды Христовой вместе с обреченными на мученичество ради нея..

Когда, подойдя к берегу, Ираида увидела приставший к нему корабль с префектом города, который вел с собою в цепях многих пресвитеров, диаконов, святых жен и дев за исповедание Христова имени (числом всех около 150 человек), то внезапно почувствовала, что и ея душа всецело любит Того же Бога, за веру в Которого заключены в цепях все эти люди… что и ея место посреди тех, которые готовы смертию своею запечатлеть эту Божественную веру… И оставив свое смиренное житейское занятие, Ираида вдруг приобщилась к великому всемирному делу исповедания Христа. Она присоединилась к узникам, дала заковать себя, молодую, теми же тяжелыми цепями, какими были удручены святые мученики, и, последовав за ними, была отведена в Антиноэ, где вместе со всеми была осуждена на жестокие истязания и усечение мечом.

Не отступила перед муками и самою смертию едва начавшая свою жизнь молодая инокиня. Мужественная и сильная силою свыше, внезапно осенившею готовый сосуд благодати - ея чистую душу, Ираида первая из всех узников приняла смертную казнь, соединившую ее навеки со Христом.

Это было в царствование Максимиана, в начале IV века, около 308 года.

Святая мученица Раиса, моли Бога о нас!

Преподобномученица Раиса

С ведения о жизни и мученической кончине святой Раи сы (или Ираиды) очень скудны. Известно, что она была дочерью пресвитера и пострадала за христианскую веру при императоре Максентии (305-312 гг.). Она жила в городе Александрии и подвизалась монахиней в местной обители. Однажды она увидела корабль, нагруженный заключенными - мужчинами, женщинами, священнослужителями и иноками. Их арестовали за то, что они были христиане. Никто не знал, куда их везут. Когда преподобная Раиса навестила христианских узников, и на нее наложили око вы. Потом корабль прибыл в город Антиною в Египте. Здесь заключенных христиан подвергли истязаниям и казнили. Вместе с ними пострадала и святая Раиса. Ее обезглавили около 308-го года.

Тропарь: А гница Твоя Иису се Раиса зове т ве лиим гла сом: Тебе Женише мо й, люблю , и тебе и щущи страда льчествую, и сраспина юся, и спогреба юся креще нию Твоему , и стра жду Тебе ра ди я ко да ца рствую в Тебе , и умира ю за Тя, да и живу с Тобо ю, но я ко же ртву непоро чную приими мя , с любо вию поже ршуюся Тебе . Тоя моли твами, я ко ми лостив, спаси ду ши на ша .

Свя-тая му-че-ни-ца Ира-и-да жи-ла в Алек-сан-дрии. Од-на-жды, по-дой-дя к ис-точ-ни-ку, чтобы по-черп-нуть во-ды, она уви-де-ла ко-рабль у бе-ре-га, на ко-то-ром на-хо-ди-лось мно-же-ство муж-чин, жен-щин, свя-щен-но-слу-жи-те-лей и ино-ков, за-клю-чен-ных в око-вы за ис-по-ве-да-ние Хри-сто-вой ве-ры. От-бро-сив во-до-нос, свя-тая доб-ро-воль-но при-со-еди-ни-лась к уз-ни-кам Хри-сто-вым, и на нее на-ло-жи-ли око-вы. Ко-гда ко-рабль при-был в еги-пет-ский го-род Ан-ти-поль, свя-тая Ира-и-да пер-вая пре-тер-пе-ла же-сто-кие ис-тя-за-ния и бы-ла усе-че-на ме-чом. Вслед за ней осталь-ные му-че-ни-ки кро-вью за-пе-чат-ле-ли свое ис-по-ве-да-ние ве-ры во Хри-ста.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь мученице Раисе (Ираиде) Александрийской

А́гница Твоя́, Иису́се, Раи́са,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и Тебе́ и́щущи страда́льчествую,/ и сраспина́юся и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя,/ да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Раиса взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.



Похожие публикации