Из чего сделан фарфор. Что такое фарфор

Что такое фарфор

Фарфор — это особый вид керамики (то есть изделий из глины с особыми добавками, прошедшей обжиг), обладающий рядом замечательных свойств. Прежде всего, фарфор непроницаем для жидкостей и газов, что даёт возможность производить фарфоровую посуду. Он обладает высокой механической прочностью, химической и термической стойкостью и электроизоляционными свойствами.

Фарфор применяют не только для изготовления высококачественной посуды и художественно-декоративных изделий, но также и при создании санитарно-технических изделий, электро- и радиотехнических деталей, коррозионностойких аппаратов химической технологии, низкочастотных изоляторов и прочих утилитарных предметов.

История фарфора

Фарфор в английском языке не даром зачастую называют словом china, ведь его родина — Китай. Считается, что различные виды керамики в Китае производились ещё 10 000 лет назад, но настоящий фарфор появился лишь в VII веке н. э. С присущей восточным людям старательностью, секрет фарфора долгие века хранился в строжайшем секрете, и лишь в начале XVIII века в производство фарфора началось в Европе.

Открытие европейского фарфора произошло в 1708 г. саксонскими экспериментаторами Чирнгаузом и Бёттгером. До этого события в Европе было предпринято множество попыток разгадать секрет китайского фарфора, но в результате получались материалы более близкие к стеклу и напоминавшие фарфор лишь отдалённо. Иоганн Фридрих Беттгер (1682-1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) - тонкой керамики, яшмового фарфора.

Однако «настоящий» фарфор ещё предстояло получить. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы.

Секрет изготовления фарфора

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, - тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, - возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, рецептура белого фарфора была уже определена.

Современный фарфор

Сейчас фарфор изготавливается на фабриках в промышленных масштабах. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой Фарфор называется полевошпатовым).

Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

Твёрдый и мягкий фарфор

Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому более велика опасность деформации заготовки при обжиге.

Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает до 1300 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также кварц, каолин и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.

Способы декорирования фарфора

Фарфор сегодня расписывается несколькими способами: подглазурной росписью и внутриглазурной росписью фарфора с высокотемпературным обжигом и надглазурной росписью при низкотемпературном обжиге фарфора. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся прямо на бисквитный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью.

Надглазурная роспись фарфора с высокотемпературным и низкотемпературным обжигом подразумевает нанесение красок на уже обожжённую глазурованную поверхность фарфорового изделия.

Обжиг высокотемпературных надглазурных фарфоровых красок (или внутриглазурных красок, как их ещё называют) проходит при 820 — 870 С. При этой температуре краска въедается в глазурь и в дальнейшем лучше противостоит механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя. При этом методе росписи фарфора используется намного более богатый набор красок.

Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, реже используются серебряная и платиновая краска. Чаще всего используются надглазурные золотые краски для низкотемпературного обжига фарфора, хотя существуют и внутриглазурные золотые краски.

Фарфор расписывают матовой или блестящей позолотой. В обоих случаях это вязкая чёрная или коричневая жидкость, содержащая 12 — 32 % золота для блестящей позолоты фарфора или 52 % мелкой золотой пыли и химически растворённого золота для матовой позолоты фарфора. Во время обжига фарфора блестящая позолота начинает сверкать и в дальнейшем не требует дополнительной обработки. Матовая позолота после обжига фарфора остаётся матовой и полируется стекловолокном из пластика или морского песка, агатовым «карандашом». Толщина матовой позолоты фарфора в 6 раз больше, чем толщина блестящей позолоты фарфора, и, таким образом, матовая позолота фарфора более декоративна и устойчива. Кроме золота, матовая золотая краска содержит и другие благородные металлы, которые добавляют оттенок краске.

История фарфора в Российской империи

В международной литературе по-разному освещается вопрос о возникновении фарфорового производства в России. Нередко русский фарфор и фарфоровая промышленность в России и вовсе игнорируются, несмотря на их самобытность и значение в истории мировой техники и искусства.

Попытки организовать производство фарфора или фаянса в России начались еще при Петре 1 — большом его ценителе. По заданию Петра 1 русский заграничный агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет фарфорового производства в Мейссене и потерпел неудачу. Несмотря на это, в 1724 г. русский купец Гребенщиков основал в Москве за свой счет фаянсовую фабрику; на ней же велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.

Первая мануфактура была основана в 1744 году императрицей Елизаветой. Ею был приглашен в Петербург из Швеции И.-Кр. Гунгер, который уже содействовал раньше учреждениям в Вене и Венеции. Однако он не удержался и здесь и в 1748 году был отпущен.

После всех упомянутых ранее неудач, оставался один путь, наиболее трудный и долгий, но зато единственно надежный: организовать поисковую систематическую научно-технологическую работу, которая в результате должна была привести к разработке технологии производства фарфора. Для этого нужен был человек, имевший значительную подготовку, обладающий достаточной технической инициативой и изобретательностью. Таковым оказался Дмитрий Иванович Виноградов, уроженец города Суздаля.

В 1736 г. Д.И. Виноградов со своими товарищами — М. В. Ломоносовым и Р. Райзером — по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан “в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства”. Обучался Д.И.Виноградов преимущественно в Саксонии, где находились тогда “славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы” и где работали в то время искуснейшие учителя и мастера этого дела. Он пробыл за границей до 1744 г. и вернулся в Россию с аттестатами и свидетельствами о присвоении ему звания “бергмейстера”.

Перед Виноградовым встала задача — самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства. На основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы и разработать технологические приемы и способы изготовления массы настоящего фарфора. И ещё одна задача встала — разработка глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору. Более тысячи различных экспериментов было выполнено Д. И. Виноградовым за время его работы на, как её тогда называли, “порцелиновой фабрике”.

В работах Виноградова по организации фарфорового производства в России значительный интерес представляют его поиски “рецепта” фарфоровой массы. Эти работы относятся преимущественно к 1746-1750 гг., когда он усиленно искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д. Наиболее ранний из всех обнаруженных сведений состав фарфоровой массы имеет дату 30 января 1746 г. Вероятно, с этого времени Виноградов приступил к систематической экспериментальной работе по нахождению оптимального состава русского фарфора и продолжал ее в течение 12 лет, до своей смерти, т.е. до августа 1758г.

С 1747 г. Виноградов приступает к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, хранящимся в музеях и носящим его марку и дату изготовления (1749г. и более поздние годы). В 1752 г. заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию рецептуры первого русского фарфора и организации технологического процесса его производства. Следует обратить внимание на то, что, составляя рецепт, Виноградов старался по возможности зашифровать его. Он не пользовался русским языком, а применял итальянские, латинские, древнееврейские, и немецкие слова, пользуясь кроме того, их сокращением. Это объясняется тем, что Виноградову давались специальные указания о необходимости засекречивать работу, насколько это возможно.

Успехи Виноградова по изготовлению фарфора на порцелиновой фабрике в это время были уже столь значительны, что 19 марта 1753 г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” (№ 23) появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые “пакетовые табакерки” от частных лиц.

Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля. В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор, создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы.

Продукция первого периода (примерно до 1760 года) ограничивалась мелкими изделиями, как правило, мейсенского образца. С царствованием Екатерины Великой (с 1762 г.), которая с художественными целями приглашает иностранных модельеров, сменив значительную часть персонала, наступил художественный подъем. Восхищение французской культурой сказывается и на фарфоровом производстве: в формах и благородных декорах роскошной столовой посуды ощутимо влияние Севра. В области пластики примерно с 1780 года действовал в Петербурге Франсуа-Доминик Рашет, глашатай зрелого классицизма. При Екатерине еще находишь тут и там местную традицию, при Павле ее след окончательно теряется, и изделия принимают ярко выраженный французский характер. За несколько упадочной в это время тенденцией следует новый подъем при Александре I; однако в третьей четверти XIX века воспрепятствовать художественному упадку было уже невозможно.

С царской мануфактурой состязался качеством товаров частный фарфоровый завод англичанина Френсиса Гарднера, основанный в 1754 году в Вербилках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он переходит во владение М. С. Кузнецова. Завод располагал весьма обширной продукцией, в том числе изготовленной и для двора. Выпускалась столовая посуда с росписью преимущественно серо-зеленым и светло-зеленым тоном в различном сочетании с красным или светло-желтым.

Советский агитационный фарфор

Во время Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги даже для газет и плакатов, революционное правительство прибегало к самым необычным формам пропаганды. Уникальным явлением в искусстве 1918-1921 гг. стал агитационный фарфор.

На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде оказались большие запасы нерасписанных изделий, которые решено было использовать не просто как посуду, но в первую очередь как средство революционной агитации. Вместо привычных цветов и пастушек появились призывные тексты революционных лозунгов: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля трудящимся!», «Кто не с нами, тот против нас» и другие, которые под искусной кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент.

Над созданием произведений агитационного фарфора работала группа художников завода во главе с Сергеем Васильевичем Чехониным (1878-1936). До революции он входил в объединение «Мир искусства» и был известен как мастер книжной иллюстрации, тонкий знаток различных стилей, ценитель и собиратель произведений народного творчества. Блестящее владение искусством шрифта и сложным языком орнамента Чехонин с успехом применил и в фарфоре.

Разработкой эскизов для росписей агитационного фарфора занимались известные художники — П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Н. И. Альтман. Их произведения отличаются высоким графическим мастерством. Уже в первых работах появилась новая символика молодой Советской Республики: серп и молот, шестерёнка.

Сюжетами росписей художницы Александры Васильевны Шекатихиной-Потоцкой (1892-1967) стали сценки традиционного народного быта и персонажи русских сказок. В 1921 г. закончилась Гражданская война. Радостными, яркими красками, широкой энергичной кистью писала художница героев новой, теперь уже мирной жизни — матроса и его подружку на празднике Первомая, комиссара, сменившего винтовку на папку с документами, парня, поющего «Интернационал». На разразившийся в 1921 г. в Поволжье голод художники откликнулись созданием целой серии произведений: «На помощь голодающему населению Поволжья!», «Голод», «Голодному».

Советский агитационный фарфор выставлялся на зарубежных выставках, был предметом экспорта. Эти произведения занимают достойное место в собраниях крупнейших музеев России и других стран, являются желанными для коллекционеров.

Кстати

Некоторые производители маркируют свои фарфоровые изделия на донышке обозначением «CHINA. Made in ——». Покупателей часто ставит в тупик это словосочетание. Но ценители точно знают ответ: «CHINA» — это международное обозначение высококачественного костяного фарфора. Произошло оно от искаженного титула китайского императора, который в глубокой древности владел монополией на производство столового фарфора. Иногда на клейме заводов-производителей фарфора стоят слова Fine Bone China, что означает настоящий костяной фарфор. Сейчас костяной фарфор популярен как никогда. Это справедливо и по отношению к столовому фарфору Royal Fine China. Своим чистым белым цветом, прозрачностью и легкостью, но в то же время непревзойденной прочностью костяной фарфор прочно занял лидирующие место на полках истинных ценителей и даже коллекционеров фарфора. Считается, что аналогов костяному фарфору по его качествам и прочности нет во всем мире.

По британским стандартам качества фарфор называют Bone China, если содержание костяного пепла в нем превышает 35%. Костяной фарфор молочно-белым цветом, прозрачностью и невесомостью завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке.

Надпись Fine Bone China означает настоящий костяной фарфор.

(такой фарфор называется полевошпатовым ). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый , глинозёмный , литиевый , борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый . Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Твёрдый фарфор

Способы декорирования фарфора

Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.

Декоративный фарфор. Узбекский чайный сервиз

Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.

При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.

Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота , платиновая и серебряная краска (или Аргентин).

Золотые краски с более низким процентом содержания золота (10-12 %) обжигаются при температуре от 720 до 760 градусов (костяной фарфор обжигается при более низкой температуре, чем твёрдый - «настоящий» - фарфор). Эти краски более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине.) Золотые, серебряные люстры, полирголь полировочный и порошковое золото и серебро (50-90-процентное) обжигаются при более высокой температуре вместе с красками. Полировочный полирголь и порошковое золото после обжига имеют матовый вид и цируются агатовым карандашом (наносится узор примерно как простым карандашом по бумаге, только с растушёвкой узора ошибиться нельзя, так как это потом исправить нельзя никак. Мастер в этом случае должен быть очень высокой квалификации) Сочетание матового и блестящего после цировки золота создаёт дополнительный декоративный эффект на фарфоре. Люстры и порошковые золотые краски более устойчивы на фарфоре, чем 10-12 % глянц. Однако за всю историю создания фарфора и его технологий ничего лучше и дешевле декорирования фарфора глянцем не было изобретено.

Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После для работы тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар - и смесь разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи - чуть пожиже.

Важно, чтобы краска не растекалась из-под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.

История

Фарфор впервые был получен в г. в Китае . Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.

Попытки отрыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.

Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) - тонкой керамики, яшмового фарфора.

Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д"Антреколя (англ.) русск. , содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известны широкой общественности только в 1735 году.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, - тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, - возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, - мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.

Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.

В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене . Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.

В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.

В России секрет производства твёрдого фарфора был заново открыт сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод , более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.

Крупнейшая в мире частная коллекция советского фарфора принадлежит адвокату Александру Добровинскому , выставлялась в пяти залах Пушкинского музея .

См. также

  • Изготовление фарфора

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Технология фарфорового и фаянсового производства , М. , .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фарфор" в других словарях:

    - (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), изделия тонкой керамики, спёкшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. Фарфор появился в Китае в IV VI вв.: вытянутые стройные сосуды с… … Художественная энциклопедия

    ФАРФОР, белый, стекловидный, непористый, твердый, просвечивающийся керамический материал. Фарфор широко используется для изготовления столовой посуды, декоративных предметов, лабораторного оборудования и электрических изоляторов. Фарфор появился… … Научно-технический энциклопедический словарь

    - (тюркское). 1) титул китайского императора у арабов. 2) род глины, идущей на приготовление лучшей посуды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАРФОР высший сорт глиняной посуды, обладает твердостью,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (турецкое farfur, fagfur, от персидского фегфур), плотный водо и газонепроницаемый керамический материал, обладающий высокой механической прочностью, термической и химической стойкостью, электроизоляционными свойствами. Получают обычно спеканием… … Современная энциклопедия

    - (тур. farfur fagfur, от перс.), керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и др.), получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата,… … Большой Энциклопедический словарь

Посуда изготавливается из самых разных материалов - стекла, керамики, дерева, фаянса, фарфора и даже пластика. Наиболее востребованными считаются изделия, для производства которых был использован фарфор, фаянс и керамика. Многих интересует вопрос о том, как отличить эти материалы друг от друга, а сделать это несложно.

Фарфоровая посуда


Фаянс и фарфор - отличия материалов:
  1. Фарфор - это керамика, которая характеризуется непроницаемостью для воздуха и воды, но в то же время имеющая незначительную толщину. Что же такое керамика? Ответ прост - это материал, который производится путем спекания глины с некоторыми минеральными добавками. Что касается самого фарфора, то его основными составляющими считаются каолин (глина), полевой шпат и т. д. Фарфоровый предмет обладает идеальным белым цветом. На поверхности фарфора невозможно увидеть поры, так как таковые отсутствуют. Это и обеспечивает прочность фарфора, делающего его идеальным сырьем для производства посуды.
  2. Фаянс - это материал, который своими свойствами напоминает фарфор, однако фаянсовое изделие, в отличие от фарфорового, будет иметь мелкие поры. Чем отличается фарфор от фаянса? Последний поглощает определенное количество влаги (около 12%), в то время как для фарфора это свойство нехарактерно. Фаянс на 85% состоит из глины, чем и объясняется свойство материала к поглощению воды. Именно по этой причине все изделия из фаянса покрывают глазурью.

Фарфор и фаянс: виды

Прежде чем разобраться, как отличить фарфор от фаянса, следует узнать о видах этих материалов. Существуют такие виды фарфора:

  1. Твердый: получают путем двойного отжига под воздействием температуры от 1350 до 1450 градусов, что позволяет получить сверхпрочный материал для изготовления посуды. Условно твердый фарфор делят на такие виды: хозяйственный, электротехнический, химический и художественный. Что касается групп твердого фарфора, то условно выделяют европейский (в его составе преобладает глина) и восточный (обжигают его при более щадящем температурном режиме, а сам фарфор содержит меньше каолина).
  2. Мягкий: такой фарфор получают благодаря обжигу при температуре до 1350 градусов. Его цвет и характеристики во многом напоминают твердый фарфор, однако мягкий материал больше поддается воздействию перепадов температуры. Весь мягкий фарфор делят на европейский, французский и английский.

Что касается фаянса, то он бывает:

  • глиноземным;
  • шамотным;
  • известковым;
  • полевошпатовым.

Не секрет, что фарфор стоит дороже по сравнению с фаянсом, чем и пользуются недобросовестные продавцы изделий, изготовленных из этих материалов. Чтобы не попасться на уловки обманщиков, следует узнать, чем могут отличаться эти виды сырья для производства посуды.

Фаянсовый лебедь

Отличия

Фарфор или фаянс - как их различать:

  1. Следует взять изделие (это может быть кружка, тарелка, статуэтка и т. д.) и обратить внимание на его ободок. Если краешек, не покрытый глазурью, имеет белый цвет, то высока вероятность того, что рассматриваемое изделие произведено из фарфора.
  2. Затем тестируемый предмет следует рассмотреть на свету. Если он просвечивается, то это свидетельствует о том, что для его изготовления был использован фарфор. Что касается фаянса, то у него подобная характеристика отсутствует. Если проверяется объемное изделие, то следует обратить внимание на его дно. Отсутствие на нем глазури будет говорить о том, что изделие произведено из фарфора.
  3. Следует взять изделие и слегка ударить по нему металлическим предметом. Фарфор издаст чистый и звонкий звук. Что касается фаянса, то звук, исходящий при ударе об него, будет приглушенным.
  4. Со временем фаянс может терять свою привлекательность - на изделиях из такого материала образуются трещины. Для фарфора это явление нехарактерно.
  5. Можно оценить вес изделия. Если оно небольшое, но достаточно тяжелое, то это будет свидетельствовать о том, что изделие произведено из фаянса.
  6. Изделия из настоящего фарфора не покрываются краской, так как она искажает натуральный белый цвет материала. практически вся цветная и пестрая.

Посуда и предметы декора из фарфора, в отличие от фаянсовых, имеют высокую стоимость. Чтобы не ошибиться при покупке фарфоровых изделий, предпочтение стоит отдавать товарам, предлагаемым под известными брендами.

Фарфор в общепринятом понятии — материал белого цвета, гладкий, блестящий, прочный, правда от удара может быть хрупким. Наше знакомство с фарфором, как правило, начинается с посуды и предметов интерьера. Хотя по своему назначению он делится на три группы: хозяйственный и художественный, применяемый в посуде и предметах интерьера; химический, из которого делают изделия для лаборатории; электротехнический, используемый в оборудовании. И сегодня мы обсудим, какие существуют виды фарфора в посуде, отличительные качества и особенности их внешнего вида.

Если говорить о фарфоре более масштабно, исходя из , то этот материал можно разделить на две категории: европейский и восточный.

К европейскому фарфору относятся твердые, полумягкие и мягкие составы материала. И такое множество видов фарфора объясняется тем, что у европейцев были более благоприятные экономические и технологические возможности в то время, когда они «искали» рецепт этого белого материала. А на сегодняшний день европейцы опережают многих в производстве и способах декорирования именно твердого фарфора. Хотя мы знаем, что сам белый материал был изобретен в древнем Китае, правда, по характеристикам очень напоминающий .

Восточная линия, конечно, имеет историю китайского фарфора, что до сих пор отражается на формах изделий и их декорировании. Технология восточного фарфора предполагает производство без использования обжига при высоких температурах, от чего материал получается мягкий и полумягкий.

Оба вида фарфора — твердый и мягкий, используются в изготовлении посуды, столовых аксессуаров и предметов интерьера. Какие же отличительные свойства имеют эти два материала и в чем их различие?

Твердый фарфор

Твердый фарфор можно просто назвать фарфор. Это тот материал, характеристики которого соответствуют понятию «фарфор». Что именно?

  • тонкий помол компонентов, создающий однородность материала;
  • обжиг при высоких температурах;
  • белый цвет разных оттенков, от молочно-теплого, до голубовато-холодного;
  • твердая структура и высокая прочность. При разрезании пищи ножом на фарфоровой поверхности не остается следа/царапины;
  • при постукивании деревянным предметом появляется мелодичный звон;
  • при незначительной толщине имеет способность пропускать свет, становясь полупрозрачным;
  • «не боится» перепадов температуры;
  • абсолютно гигиеничен.

Самый большой недостаток материала – хрупкость от удара.

Характеристика внешнего вида фарфора может быть разной, если применяются низкие и высокие температуры обжига с нанесением глазури на поверхность. Причем от сложности рисунка глазурь может наноситься на изделие до шести раз. И столько же обжигов проходит предмет. Фарфор бывает:

  • Бисквитный — обожженный без глазури. Имеет шероховатую, матовую поверхность, которая со временем имеет свойство впитывать влагу. Используется в таком виде редко, иногда в дизайнерских изделиях для интерьера (большие вазы, статуи).
  • С твердой глазурью . Изделие имеет гладкую, блестящую поверхность. Для этого используется определенный состав глазури с примесью большого содержания кварца и других компонентов.
  • С глазурью, куда входит в большом количестве полевой шпат . Такие изделия отличаются молочно-матовой поверхностью.
  • С прозрачной глазурью . Самый простой рецепт, состоящий из большого количества извести и прочих ингредиентов.

Стоит отметить, что при производстве твердого фарфора идет тщательный контроль качества на всех этапах операций. Бракованная посуда после обжига иногда превышает порог в 20-25%. Поэтому цена на этот вид фарфора всегда достаточно высока.

Мягкий фарфор

Для повышения пластичности массы каолин заменяют большим содержанием полевого шпата, получая мягкий фарфор. Изделия из такого сырья проходят обжиг при температурах ниже 1350°С. Для них характерны: гладкая или рельефная поверхность; ровный или фигурный край; многообразие способов декорирования, как под глазурь, так и над глазурью (с использованием керамических красок, деколи, красок с драгоценными металлами). Такой материал делиться на несколько видов:

Полевошпатный фарфор

В своем составе имеет, помимо пластичной белой глины и кварца, большое количество полевого шпата. При изготовлении посуда проходит низкий температурный обжиг, что позволяет использовать разные способы декорирования. Краска наносится как под глазурь, так и над глазурью. Материал обладает большой плотностью, от чего изделия совершенно не пропускают свет.

Высокополевошпатный фарфор

Очень напоминает твердый фарфор, отличается меньшим содержанием глины, но большим количеством кварца и полевого шпата. Обжиг происходит на более низких температурах. В связи с этим тоже имеет больше возможностей для декорирования. При хорошей способности пропускать свет, обладает большей прочностью и термостойкостью. Часто используется в столовых и относится к категории — элитный.

Фриттовый фарфор

Материал считается одним из многочисленных видов керамики. Имеет в своем составе компонент – фритту, который уменьшает температуру плавления. Это позволяет делать обжиги на низких температурных режимах, соответственно декорировать изделия любыми способами. Фриттовый фарфор отличается прозрачностью и легкостью, но при производстве бывает много деформированных изделий (более 30%), что так же отражается на его цене.

Костяной фарфор

В своем составе имеет большое процентное соотношение костяной золы, полученной из костей крупных, рогатых животных. Отличается повышенной белизной (молочных и «теплых» тонов), прекрасно просвечивается. Технология обжига позволяет поверхность разнообразно и красочно декорировать. Правда при изготовлении формы изделий часто деформируются от высоких температур, что не может не сказаться на цене.

Считается, что некоторые виды не слишком устойчивы к кислотам и щелочам, поэтому больше применяются в чайных и кофейных сервизах, нежели в столовых. Кстати, английский фарфор часто бывает костяным, являясь при этом мягким. Иногда материал используется, как «бисквитный» (без глазури) в изготовлении скульптур и больших ваз.

И если вернуться к классификации фарфора в категориях: восточный и европейский, то в последнем (европейском) каолина присутствует всегда больше, и обжиг в печи он проходит при высоких температурах. Это позволяет иметь более прозрачный материал, но ограничения по декорированию.

Так как при больших температурах «выгорает» большинство красок, европейские производители часто используют для этих целей технологию деколь — бумажные «переводилки» с рисунками, сделанные специальными красками, в том числе содержащие драгоценные металлы.

Восточные же производители наносят специальные краски под глазурь. Это позволяет применять более богатую палитру красок, так как используется невысокая температура обжига.

Производители фарфоровой посуды

Если говорить о компаниях, которые производят настоящий фарфор, то, конечно, это европейские бренды, имеющие многовековые истории. Все они изготавливают разные виды фарфора, но некоторые работают только с твердым материалом.

Хочется отметить французское местечко Лимож, так как отличается особой белизной и твердость. Компания Haviland , расположенная в этом районе, производит изделия наивысшего класса и славится классическими дизайнами. Декорирование изделий этого бренда часто имеют инкрустации драгоценными металлами, от чего фарфор называют «президентским» или «королевским».

Немцы хорошо известны мейсенским фарфором. Отличается особым качеством Королевская фарфоровая мануфактура Берлин. Фабрика Розенталь имеет разные стилистические направления. В Чехии – фарфоровая мануфактура Богемии . – Herend (Херенд) известна не только качеством фарфора, но и своими необыкновенно художественными росписями, изящными формами и красочной палитрой цвета.

Различают художественно-декоративные, хозяйственно-бытовые, санитарно-строит. и техн. фарфоровые изделия.

Ф арфор характеризуется относительно высокой плотн. (2,4-2,5 г/см 3), сравнительно высокой ( 350-700 МПа, 60-140 МПа, 15-60 МПа), отсутствием открытых пор, газо- и водонепроницаемостью, термич. стойкостью, хорошими электроизоляц. св-вами. Температурный коэф. линейного расширения (3,8-6,7)·10 -6 К -1 ; уд. 0,2-0,3 Дж/(кг·К); коэф. 2,5-4,5 Вт/(м·К); уд. объемное электрич. сопротивление 10 12 -10 13 Ом·см; электрич. при частоте 50 Гц более 30 кВ/мм, e 5,5-7,0. Состоит из стекловидной (55-80%) и кристаллич. фаз (муллит, кристобалит); в тонком слое (2,0-2,5 мм) просвечивает, при ударе издает звонкий, долго не затухающий звук.

Сырьем для произ-ва фарфора служат беложгущиеся пластичные , пегматит, дробленый фарфор; для нек-рых видов фарфора, кроме того,- , циркон, костяная зола.

По составу сырья и связанному с ним режимом различают т. наз. твердый и мягкий фарфор, каждый из к-рых, в свою очередь, подразделяется по назначению и св-вам. В твердом фарфоре содержание глинистого компонента, и составляет соотв. 34-65, 12-40 и 16-30% (хозяйственный фарфор), 45-50, 22-27 и 9-20% (санитарно-техн.), 60-68, 10-15 и 17-30% (жаростойкий), 34-40, 33-40 и 20-26% (электротехн., кварцевый), 40-45, 8-10 и 10-22% (электротехн., высокоглиноземистый, к-рый содержит также 25-40% ).

Мягкий фарфор разделяют на хозяйственный и художествен-но-декоративный. Содержит (за исключением т. наз. костяного фарфора) до 50% глинистого компонента, 10-45% , 30-55% ; состав костяного фарфора: 45% костяной золы, 32% глинистого компонента, 15% , 8% . Наличие последнего способствует улучшению декоративных св-в фарфора, напр, просвечиваемости, и смягчению режимов термич. обработки.

Произ-во фарфора состоит из предварит, подготовки сырья, приготовления формовочных масс, формования полуфабриката, глазурования, художеств, росписи. На первом этапе сырье тонко измельчают в условиях, предотвращающих его загрязнение соед. Fe. Формовочные массы в зависимости от м. б. порошкообразными, тестообразными или жидкотекучими. Формование осуществляют полусухим или влажным прессованием, лепкой руками или на гончарном круге, с помощью шаблонов, раскаткой вращающимися роликами, выдавливанием через мундштук, литьем в гипсовые формы под или без него с послед, и . Пов-сть фарфора обычно покрывают белой или цветной , создающей гладкую блестящую пов-сть и повышающую мех. . Не покрытый фарфор наз. бисквитным, или бисквитом.

Массивные изделия санитарно-строит. и электротехн. назначения покрывают тугоплавкими глазурными составами и подвергают однократному в пламенных туннельного типа при 1320-1400 0 C. Художественный и хозяйственный фарфор украшают под- или надглазурными росписями, к-рые наносят на пов-сть изделий методами живописи, аэрографии, шелкографии, декалькомании и др. Для ручной росписи используют спец. керамич. , содержащие, как правило, неорг. , флюсы (напр., легкоплавкое стекло) и разбавители (напр.,



Похожие публикации