К какому направлению относится герой времени. Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»: анализ произведения

«Герой нашего времени» по праву может называться жемчужиной русской литературы. Лермонтов довольно долго вынашивал идею создания романа и продолжительное время работал над ним. Литературоведы разделяют предварительный период на три отдельных промежутка времени. Начальный этап относится к 1836 году, именно тогда юный поэт Лермонтов решил утвердить себя на пьедестале современной литературы и создать нечто такое, что абсолютно поразило бы его современников. Уже тогда он решил, что главное действующее лицо будет молодой дворянин, олицетворяющий в своем образе существующее поколение молодых людей. Он хотел отразить все противоречия, бушующие в юной порывистой душе, создать метущуюся личность, что впоследствии у него прекрасно получилось. По признанию Лермонтова на него произвело огромное впечатление прочтение романа «Евгений Онегин» Пушкина. Оно вдохновило его и настроило на плодотворную фундаментальную работу.

После написания посмертной эпитафии на смерть Пушкина Лермонтов отправляется в ссылку на Кавказ, где начинает воплощать в жизнь свой замысел по написанию романа. Так начался второй этап по созданию романа. Данная поездка в каком-то смысле пришлась для писателя очень кстати, ведь именно посетив Тамань, казачьи станицы и поселения горцев, Лермонтов точно понял, о чем он хочет писать. Определился круг действующих лиц и сюжетная линия.

  • 1839 год - «Бэла» (при публикации «Из записок офицера на Кавказе»)
  • 1839 год - «Фаталист»
  • 1840 год - «Тамань»
  • 1840 год - «Княжна Мери»
  • 1840 год - Выход полной версии романа с авторскими ремарками и добавленной частью «Максим Максимович»

Анализ произведения

Основной идеей автора было показать положение дел в современной ему последекабристской России, создать живые реалистичные образы героев. Главная проблема романа - проблема личности и времени, когда были утрачены старые идеалы, а новых пока не существовало. Печорин и его современники по праву могут называть себя людьми потерянного поколения, они не знают, чего хотят от жизни. По словам автора, портрет Печорина - это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Любопытен тот факт, что сам Лермонтов ни разу за весь процесс повествования не проявляет своего отношения и оценки поведения Печорина. Он даже не говорит однозначно о том, в каком смысле он применяет к нему характеристику «герой».

Сюжетная линия, особенности композиции

Главной особенностью композиционного строения романа является хронологическая несогласованность. Главы расположены не порядку, происходящие в них события непоследовательны. Это один из главных приемов выразительности, через который автор пытался выразить основную мысль подобным образом. Так, Лермонтов дает нам понять, что окружающие нас события и их последовательность никак не могут повлиять на нашу судьбу. Сильно лишь то, что творится в душе человека, его мысли и поступки. Благодаря расположению глав читатель постепенно начинает погружаться во внутренний мир Печорина, понимать мотивы его поступков и проникается к нему симпатией и сочувствием.

Что касается жанровой принадлежности, то «Герой нашего времени» можно охарактеризовать как психологически-социальный роман. В построении сюжета абсолютно отсутствует завязка или экспозиция, то есть читатель ровным счетом ничего не знает о жизни Печорина до его приезда на Кавказ. Кульминацией же является отдельно взятая ситуация каждой из повестей. Развязкой является весть о смерти Печорина, отраженная в предисловии к «Журналу Печорина». При этом момент развязки приходится на середину романа.

Таким образом, мы можем заметить, что, как и идея, так и сюжет и композиция романа очень сложны и служат элементами выразительности, постепенно раскрывающими проблематику произведения и образ главного героя.

Главные герои

Григорий Печорин представитель дворянства, молодой повеса родом из Петербурга. В душе является несчастным человеком, который тяготиться своим бессмысленным существованием. Он разочарован в любви и женщинах, не верит в существовании теплых дружеских отношений и искренней любви. Он крайне неординарная и яркая личность, которая, несмотря на множество его недостатков, не отталкивает читателя, а, напротив, привлекает своими переживаниями, заставляет сочувствовать и сопереживать ему. Изнутри его раздирает множество противоречий. Наиболее полное представление о личности героя мы получаем из уст Максима Максимовича. Однако, в силу своей недалекости, мужчина представляет Печорина несколько в однобоком свете. Он не понимает, что движет героем, не может найти оправдание его холодности и эгоизму.

Грушницкий

Антиподами Печорина являются Грушницкий и Вернер. Грушницкому хочется, главным образом, красоваться и показывать себя с наилучшей стороны, при том, что в душе юноши абсолютная пустота. Печорин же, поступая не всегда положительно, на самом деле глубоко благородный и отчаянно смелый человек, в последнюю очередь думая о напускном лоске и репутации честного человека.

Вернер же поначалу кажется читателю человеком близким по духу Печорину, ведь у них множество схожих черт характера, скептицизм, циничность, холодность и жесткость. Однако, Вернер, оказывается на деле типичным пустословом, не готовым отстаивать принципиальную позицию и ставить себя в противовес целому обществу. Оба этих мужских типа помогают нам лучше понять характер Печорина, как бы оттеняя и выделяя черты его характера и особенности личности.

Княжна Мери

Все женские образы, использованные Лермонтовым на страницах романа абсолютно разные. Единственное, что их объединяет - понимание сокровенного желания и главного стремления Печорина, которое постепенно приходит к читателю. А именно - это отчаянное желание любить и быть любимым одной единственной женщиной. Увы, этому так и не суждено случиться.

Цитаты

«Однако мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? — оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук?» Печорин

«Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом...» Грушницкий

«И к свисту пули можно привыкнуть» Максим Максимыч

В вашей галиматье, однако ж, есть идея!

Заключение

Роман был принят российскими читателями на «ура». Он поражал, восхищал, волновал и никого не мог оставить равнодушным. Настолько ярок и реалистичен был образ Печорина, настолько злободневна была поднятая Лермонтовым проблема потерянного времени. Здесь есть все элементы прозы: и философские размышления, и роман, и лирическая повесть.«Герой нашего времени» - глубоко обличающий роман, бьющий точно в цель. Ведь Лермонтов осуждает не героя, склонного совершать ошибки. Если задуматься, кто из нас их не совершает? Объект его осуждения - именно пустое и ничтожное время, не несущее никаких идеалов и ценностей, потерянное поколение людей, не сумевших найти себя в жизни.

Критики признают сходство героев романа с романом «Евгений Онегин», это не случайно, ведь именно прочтение шедеврального произведения Пушкина подвигло создать Лермонтова столь же монументальный роман. В каком-то смысле Печорин, тот же Онегин, только в промежутке 30 - 40 годов 19 века. Стоит отметить, что Печорин - все же личность более зрелая, нежели Онегин. Он эгоист, но эгоист, страдающий от собственных поступков, глубоко осуждающий себя, но не имеющий возможности измениться. Он способен к более глубокому самоанализу, смиряется и несет свои поступки и грехи как тяжкий крест.

Анализируя роман, можно проследить развитие самого автора, он постепенно переходит из разряда юношеской прозы к нечто более содержательному и серьезному. Мы можем отметить значительный творческий рост автора, прогресс его идей и улучшенное качество изобразительно-выразительных инструментов.

Останина Анастасия

Как всякое классическое произведение, «Герой нашего времени» вот уже на протяжении полутора веков живет интенсивной художественной жизнью постоянно обновляясь в сознании новых и новых поколений. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» прост и доступен каждому читателю, вместе с тем сложен и многозначен. Все это порождало и продолжает порождать дискуссии о нем – с момента его появления на свет и до наших дней. Для истории его изучения характерна не только разноречивость, но и противоположность суждений. Цель: в работе мы попытаемся определить, к какому жанру тяготеет произведение «Герой нашего времени». И хотя это известно, но мы хотим сами с помощью доказательств прийти к поставленной цели.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» г.Перми

«Герой нашего времени»: становление жанра

Ученица 10Б класса МБОУ «СОШ № 6» г.Перми

Руководитель: Гусева Татьяна Владимировна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 6» г. Перми

Пермь 2014

Введение …………………………………………………………………………… 2

Глава I. Становление жанра произведения …………………………………… 3

  1. Жанровые источники лермонтовской «книги» ………………………. 3
  2. Драматизм произведения ………………………………………………… 9
  3. Форма «книги» …….……………………………………………………. 19

Заключение ………………………………………………………………………. 21

Список литературы ……………………………………………………………. 22

Введение

«Герой нашего времени» для многих

оставался доныне тайною и останется

для них тайною навсегда!..

В.Г. Белинский

Как всякое классическое произведение, «Герой нашего времени» вот уже на протяжении полутора веков живет интенсивной художественной жизнью постоянно обновляясь в сознании новых и новых поколений. О подобных произведениях В.Г. Белинский писал, что они принадлежат к вечно живым и движущимся явлениям… каждая эпоха произносит о них свое суждение. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна никогда не выскажет всего. Говоря уже непосредственно о романе, великий критик утверждал: «Вот книга, которой суждено никогда не стереться, потому что, при самом рождении, она была вспрыснута живой водою поэзии».

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» прост и доступен каждому читателю, вместе с тем сложен и многозначен. Все это порождало и продолжает порождать дискуссии о нем – с момента его появления на свет и до наших дней. Для истории его изучения характерна не только разноречивость, но и противоположность суждений.

Первых читателей романа поразила необычность его художественной формы. В.Г. Белинскому первому из критиков удалось установить, как из нескольких повестей возникает у читателя «впечатление целого романа». Секрет этого он видит в том, что лермонтовский роман «есть биография одного лица». О необыкновенной художественной цельности романа В.Г. Белинский говорит: «Тут нет ни страницы, ни слова, которые были бы наброшены случайно: тут все вытекает из одной главной идеи и все к ней возвращается».

Цель: в работе мы попытаемся определить, к какому жанру тяготеет произведение «Герой нашего времени». И хотя это известно, но мы хотим сами с помощью доказательств прийти к поставленной цели.

В качестве объекта исследования выдвигается жанровое своеобразие произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Предметом исследования выступают формы, посредством которых поэт создает жанр произведения.

Автор исследования выдвигает гипотезу о том, что произведение было выходом за пределы небольших форм путем объединения их в жанре романа. Это был сложный жанровый процесс, итогом которого стала «книга» М.Ю. Лермонтова.

Доказательству гипотезы будет способствовать решение следующих задач: 1) познакомиться с литературой по данной теме; 2) рассмотреть жанровые источники лермонтовской «книги»; 3)

Глава I. Становление жанра произведения

1.1 Жанровые источники лермонтовской «книги»

М.Ю. Лермонтов именует свое произведение «Герой нашего времени» «книгой» («Эта книга испытала на себе…» или «сочинением»).

Обычно «Героя нашего времени» называют вслед за Б.М. Эйхенбаумом «циклом повестей». «Лермонтов, - писал этот известный исследователь, - соединил … такие характерные для 30-х годов жанры, как путевой очерк, рассказ на бивуаке, светская повесть, кавказская новелла», и «Герой нашего времени» «был выходом за пределы этих жанров – по пути к объединяющему их жанру романа» . Прибавив к перечисленным формам «исповедь героя, его дневник», Б.Т. Удодов также считает, что Лермонтова увлекли «возможности синтеза реалистического путевого очерка, записок с остросюжетной романтической повестью и новеллой. Первым опытом таких «гибридных» … по своему жанру и методу произведений явились «Тамань» и «Фаталист» .

Итак, лермонтовская «книга» - плод циклизации различных (очерковых, исповедальных и т.п.), но малых форм? Опыт «гибридизации» в русской литературе существовал и кроме Лермонтова, - например, в незаконченном романе А. Бестужева-Марлинского «Вадимов», в «Русских ночах» В. Одоевского. Ни то, ни другое произведение не обрело тем глубокого эпического звучания и значения, чем «Герой нашего времени». Между тем лермонтовское «сочинение» - «эпос нового мира» (В. Белинский) уже потому, что вместе с героем времени воссоздает и само это время. Оно присутствует в «Герое…» столько же в нравственно-психологическом облике Печорина, сколько и в характерах других персонажей, художественное назначение которых вовсе не ограничено «служебным, подчиненным положением» к центральному лицу. «И какие, - подчеркивал Белинский, типические лица Бэлы, Азамата, Казбича, Максима Максимыча, девушки в Тамани!» «Это, - добавляет он, - такие лица, которые будут равно понятны и англичанину, и немцу, и французу, как понятны они русскому» .

Разве, в самом деле, Бэла, Азамат, Казбич – «простые» «дети природы» , а не люди своего времени, пораженные, как и Печорин, его общими «пороками»? Самая разительная черта Печорина – двойственность («Во мне два человека…») – разве свойственна ему одному? А доктор Вернер, самая наружность которого поразила бы френолога «странным сплетением противоположных наклонностей», действительно присущих этому человеку. «Он скептик и матерьялист, как почти все медики, а вместе с тем и поэт, и не на шутку хотя в жизнь свою не написал и двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием» . А юнкер Грушницкий, драпирующийся в серую солдатскую шинель и мечтающий сделаться «героем романа» ? А поручик Вулич? Контрабандист Янко, горец Казбич – эти герои и индивидуалисты-разбойники в одном лице, бесстрашные и жестокие, поэтичные и прозаичные одновременно? «Странным существом» названа в «Герое нашего времени» даже весьма далекая от Печорина девушка-контрабандистка. «…Это, - писал о ней Белинский, - какая-то дикая, сверкающая красота, обольстительная, как сирена, неуловимая, как ундина, страшная, как русалка… Ее нельзя любить, нельзя и ненавидеть, но ее можно только и любить и ненавидеть вместе» . А вот Казбич. «Я стал вглядываться, - представляет его Максим Максимыч, - и узнал моего старого знакомца Казбича. Он, знаете, был не то, чтоб мирной, не то, чтоб немирной. Говорили про него, что он любит таскаться за Кубань с абреками, и, правду сказать, рожа у него была самая разбойничья… А ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, а оружие всегда в серебре. А лошадь его славилась в целой Кабарде…» . Вновь перед нами натура двойственная: герой и разбойник разом. Его первая «половина» оживает в сюжете и стиле, в частности, следующего похвального слова верной лошади: «Да, - отвечал Казбич после некоторого молчания: - в целой Кабарде не найдешь такой. Раз, - это было за Тереком, - я ездил с абреками отбивать русские табуны; нам не посчастливилось, и мы рассыпались кто куда. За мной неслись четыре казака; уж я слышал за собою крики гяуров, и передо мною был густой лес. Прилег я на седло, поручил себя Аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети. Как птица нырнул он между ветвями… Конь мой прыгал через пни, разрывал кусты грудью» . Все здесь – от наименования казаков «гяурами» и обращения к аллаху до сравнения друга-коня с птицей и ритмизации речи – в духе народно-героического сказания. Это и понятно, так как Казбич тут представитель мусульманской кавказской общности, по отношению к которой русские воспринимаются «неверными» и врагами. Но в произведении реализована и иная сущность Казбича, заданная снижающими деталями его начального портрета: «рожа», «таскаться», «как бес». Все они отзовутся в рассказе Максима Максимыча о похищении Казбичем Бэлы: «Было, знаете, очень жарко; она села на камень и опустила ноги в воду. Вот Казбич подкрался, - цап-царап ее, зажал рот и потащил в кусты, а там вскочил на коня, да и тягу!» . Это уже стиль рассказа о разбойнике и воре. Таким и предстает здесь тот же Казбич: «Он что-то нам закричал по-своему и занес над нею кинжал… Мы соскочили с лошадей и кинулись к Бэле. Бедняжка, она лежала неподвижно, и кровь лилась из раны ручьями… Такой злодей: хоть бы в сердце ударил… одним разом все бы кончил, а то в спину… самый разбойничий удар» .

Другой горец – Азамат – моложе Казбича и уже «ужасно падок на деньги» . Черта также современная: ведь и поручик Вулич одержим выигрышем. И Азамат – удалец и вместе с тем предатель, пренебрегший святым для горца кровным родством. «Жалкой роли палача или предателя» уподобляет свое поведение, однако, и Печорин («Княжна Мери»).

В первоначальной редакции предисловия ко второму изданию своего «сочинения» Лермонтов пояснял: «Герой нашего времени» - точно портрет, но не одного человека; это тип – Вы мне скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что вы все почти таковы; иные немного лучше, многие гораздо хуже» . Заметьте: писатель называет здесь в качестве главного лица своей «книги» не Печорина, а Героя нашего времени, говорит и дальше о нем обобщенно. И это не случайно. Позволим себе предложить простой эксперимент: вообразим на минуту, что «сочинение» Лермонтова озаглавлено, как пушкинский «Евгений Онегин», именем главного персонажа: не «Герой нашего времени», а «Григорий Печорин». Казалось бы, основания для этого есть. А между тем какая принципиальная содержательная разница сразу же ощущается нами! Как сужается с этой заменой потенциал произведения!

Отметив присущее лермонтовской прозе «углубление в действительность жизни», Гоголь увидел в авторе «Героя нашего времени» будущего великого живописца русского быта…» . «Лермонтов, - писал Белинский, - великий поэт: он объективировал современное общество и его представителей» . Именно общество, новая эпоха («наше время») нынешнего «века» и в лице не главного, а всех героев и их не случайно схожих одиноких и драматических судеб вошла, разумеется, с известными поправками на своеобразие горского или светского быта, в «книгу» Лермонтова о «современном человеке». Ее объективизация не только не мешала, но как раз способствовала и та известная лирическая одушевленность повествовательного строя «книги», в ряде фрагментов напоминающей «стихотворения в прозе» (например: «Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига и т.д. , которая не раз отмечалась исследователями. Каковы природа и художественная функция этого лиризма?

«Герой нашего времени», - пишет А.И. Журавлева, - множеством нитей связан с поэзией Лермонтова… Подобное сходство не могло не отразиться на стиле произведения» . Действительно, достаточно вспомнить хотя бы такие стихотворения, как «Парус», «Дума», «И скушно и грустно», «Завещание», «Выхожу один я на дорогу», чтобы связь поэзии Лермонтова с его «книгой» стала очевидной. Напомним и тот немаловажный факт, что первая (или параллельная замыслу «Героя…») попытка создать образ «современного человека» была предпринята Лермонтовым в жанре стихотворного романа (или повести) «Сказка для детей», оставшегося незаконченным.

Лирическую «подоплеку» «Героя нашего времени» Журавлева усматривает в «повторении некоторых словесно-смысловых мотивов, имеющих символическое значение. Повторение мотивов моря, гор, звездного неба создают у читателя ощущение единства» произведения, в частности «единства ищущего сознания героя» . Удодов считает, что лирическое начало организует в лермонтовской «книге» и образы некоторых персонажей: Веры («это наименее объективированный, лирического плана образ»), отчасти и Максима Максимыча: «Мотивы одиночества, страстного желания найти в мире «душу родную» входят органически в образ старого служаки» .

Наблюдения эти, разумеется, небеспочвенны. Но исчерпывают ли они назначение лиризма в «Герое нашего времени»?

Думается, нет. Лермонтов-прозаик действительно не забывает опыта Лермонтова-поэта. Однако последний нужен первому для создания сложного слова, внутренне противоречивому характеру героев, их сознанию, действительности в целом. «Поэтизмы» и «прозаизмы» не просто чередуются в «Герое нашего времени», а представляют собой составные компоненты единого стиля произведения. Это можно увидеть на следующих примерах.

Речь лермонтовской «книги» поразила даже ее недоброжелателей. С.П. Шевырев особо выделял «верное и живое», т.е. точное и многозначное, описание «дороги через Гуд-гору» . Но то же самое можно сказать о любом другом фрагменте произведения. Слияние, переплетение разных голосов характерно и для речи персонажей. Вот рассказ Максима Максимыча о Казбиче в момент похищения его коня Азаматом6 «Урус яман, яман! – заревел он и опрометью бросился вон, как дикий барс. В два прыжка он был уж на дворе; у ворот крепости часовой загородил ему путь ружьем; он перескочил через ружье и кинулся бежать по дороге… Вдали вилась пыль – Азамат скакал на лихом Карагезе; на бегу Казбич выхватил из чехла ружье и выстрелил. С минуту он остался неподвижен, пока не убедился, что дал промах; потом завизжал, ударил ружье о камень, разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал как ребенок…» .

Речь штабс-капитана – сплав голосов. В нем есть нотки Казбича («как дикий барс») и Азамата, в данном случае бесстрашного удальца: «Вдали вилась пыль – Азамат скакал на лихом Карагезе». Последняя фраза – моностих. Слова «повалился на землю и зарыдал как ребенок» предвещают трагическое состояние Печорина в момент попытки в последний раз увидеть Веру («Он упал на мокрую траву и как ребенок заплакал»).

В «Герое нашего времени можно увидеть и сам процесс образования речи. Вот рассказ Максима Максимыча о горской свадьбе.

«- Как же у них празднуют свадьбу? – спросил я штабс-капитана.

Да обыкновенно. Сначала мулла прочитает им что-то из Корана; потом дарят молодых и всех их родственников; едят, пьют бузу. Девки и молодые ребята становятся в две шеренги, одна против другой, хлопают в ладоши и поют. Вот выходит одна девка и один мужчина на середину и начинают друг другу говорить стихи нараспев, что попало…» .

Здесь речь штабс-капитана одноголосна. Меряя все на привычный аршин, старый служака замечает лишь рядовую сторону события. Но вот максим Максимыч поясняет странствующему офицеру, что именно пропела Печорину «меньшая дочь хозяина (т.е. одна из «девок»), девушка лет шестнадцати»: «Да, кажется, вот так: «Стройны, дескать, наши молодые джигиты и кафтаны на них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их, и галуны на нем золотые. Он как тополь между ними; только не расти, не цвести ему в нашем саду» . Так возникает другой голос, выраженный глубоким чувством чистой души. Его поэтичность, определенная сравнением русского офицера и с тополем, и с горскими джигитами, также оправданы и поэтому не менее точны, чем первый рассказ штабс-капитана. Итог описанных «голосов» слышен в следующих словах максима Максимыча: «И точно она (Бэла) была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз…» .

Приведенные примеры не позволяют считать лиризм основой жанрового единства «Героя нашего времени». В то же время мысль о проникающей единой жанровой тенденции присутствует. Это драматизм, восходящий к трагическому противоборству героя с судьбой.

1.2. Драматизм произведения

Драма присутствует в «книге» Лермонтова многообразно. Это видно при сравнении «Героя нашего времени» с произведением А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В «Онегине» мы видим развернутое изображение Пушкиным самих обстоятельств как в общеисторическом (современное русское общество), так и в сословном аспектах (быт, нравы и т.д.).

В «Герое нашего времени» дело обстоит иначе. Практически все его персонажи лишены, например, предыстории. И тем не менее это не стало помехой для «углубления» в современность.

«Должно заметить, - отмечал один из критиков «Героя нашего времени», - что автор не слишком любит останавливаться на картинах природы. Он предпочитает людей» . В начале повести «Максим Максимыч» Лермонтов отмечает справедливость этого наблюдения: «Избавлю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые ничего не изображают … и от статистических замечаний, которых решительно никто читать не станет» . И мы видим, что в последующих главах произведения писатель сдержит свое обещание: его описания обретут лаконизм. Например, мы это можем наблюдать в сцене с уронившим стакан Грушницким и княжной Мери. «Я повернулся и пошел от него прочь. С полчаса гулял я по виноградным аллеям, по известчатым скалами висящим между них кустарникам. Становилось жарко, и я поспешил домой. Проходя мимо кислосерного источника, я остановился у крытой галереи, чтобы вздохнуть под ее тенью, и это доставило мне случай быть свидетелем довольно любопытной сцены. Действующие лица находились вот в каком положении. Княгиня с московским франтом сидела на лавке в крытой галерее, и оба были заняты, кажется, серьезным разговором. Княжна, вероятно допив уж последний стакан, прохаживалась задумчиво у колодца; Грушницкий стоял у самого колодца; больше на площадке никого не было» . Словно перед нами режиссерская работа – с четким указанием позиции и позы каждого из «действующих лиц» на сценической площадке и обстановкой «сцены».

«Тамань – самый скверный городишка из всех приморских городов России» . Одной фразой ограничена обстановка в одноименной повести. Следующая фраза: «Я приехал на перекладной тележке поздно ночью». Она начинает уже само действие: поиск проезжим офицером места для ночлега, который привел его «к небольшой хате на самом берегу моря». Еще одна декорация, где завязывается драма.

События «Фаталиста» происходят в кавказской «казачьей станице на левом фланге» . Здесь можно было об интересном и далеком крае. Но Лермонтов дает лишь самую необходимую информацию в одном предложении(«офицеры собирались друг у друга поочередно, по вечерам играли в карты» ).

В «Бэле» описаний больше. И они подробнее. Это понятно: повесть открывает все произведение. Но и здесь описания приходятся на ту часть, которая изложена проезжающим офицером (новичком на Кавказе и к тому же очеркистом («пишу не повесть, а путевые записки» ). Это во-первых, Во-вторых, и в них просматривается действие. Например, осетинская «дымная сакля», приютившая двух путников, описана без ярких деталей: тут и неудобный вход в жилище через хлев, его внутренний вид с дымящим костром и людьми в лохмотьях вокруг него. Но все это повод для того, чтобы Максим Максимыч наконец разговорился. Случилось это – и о сакле было забыто. Еще пример. Действие в рассказе Максима Максимыча завязывается тоже в сакле, где играют черкесскую свадьбу. Но свадьбы, ее обряда, мы не видим, потому что она служит «сценой» для взаимоотношений нескольких актеров: Печорина, Бэлы, Максима Максимыча, Казбича и Азамата.

Еще одна особенность лермонтовской «книги»: способ введения действующих лиц в изображаемые события. Если у Пушкина это происходит постепенно и героев разделяют целые главы (Ленский появляется во второй, а Татьяна в третьей главе), то персонажи повестей Лермонтова появляются группами. И в отличие от пушкинских, рассказ о которых прерывается отступлениями, сразу же вступают во взаимодействие. Например, на поэтическое приветствие Бэлы «молодому русскому офицеру» следует реакция восхищенного Печорина («Прелесть!» - отвечал он»). И далее герои уже в состоянии сложного «диалога»: «Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала» . «Только, - добавляет Максим Максимыч, - не один Печорин любовался хорошенькой княжной: из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные» [там же]. Это Казбич, без промедления вовлекаемый в возникшую ситуацию. Через полстраницы к этой группе присоединяется брат девушки – Азамат. Таким образом, в действие повести одновременно вошли все лица.

Этот принцип можно наблюдать в любой «части» произведения. Вместе с десятником и денщиком («При мне исполнял должность денщика линейный казак» ) появляется Печорин в «Тамани». Причем потом каждый из его спутников окажется причастным к тому, что произойдет с главным действующим лицом. Первое утро пребывания Печорина в Пятигорске («Княжна Мери»), точнее даже, первая прогулка, сводит героя с Грушницким; в «Фаталисте» тоже стремительно, при содействии засидевшихся у майора С *** офицеров, образуется «пара» Печорин – Вулич, а затем и другие: Вулич – пьяный казак; «старый есаул» и казак-убийца; казак и Печорин и т.д. даже отношения двух попутчиков – проезжающего офицера и штабс-капитана, - предстающих перед нами разом («Бэла»), не ограничиваются любопытством новичка к «приключениям» бывалого кавказца, а создают конфликт, как только разговор коснется характера «современного человека». «Штабс-капитан не понял этих тонкостей…» , - констатирует офицер-рассказчик и позже сообщает: «Мы простились довольно сухо» .

Указанные особенности доказывают, что «книга» Лермонтова проникнута драматическим началом. Случайно ли обстоятельство, что ряд эпизодов представлены в прямом споре с терминами драматургии? (Практически все отношения Печорина и княжны Мери, Печорина и Грушницкого, а также «испытание судьбы» в «Фаталисте»). («- Завязка есть! – закричал я в восхищении: - об развязке этой комедии мы похлопочем»; «Эта комедия начинала мне надоедать» и т.д.». «Я был, - говорит о себе Печорин, - необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя» . Случайно ли, наконец, и то, что пять повестей, составивших лермонтовскую «книгу», соответствуют пяти актам традиционной драмы?

Определяя «специфику драматического действия» (содержания, «идеи»), теоретик литературы подчеркивает: она «проявляется прежде всего в том, что исходная ситуация пьесы полностью вбирается» в действие «как органически присущий ему «предшествующий момент» . В эпическом произведении направленность действия нейтральна ко многим сторонам исходной ситуации, и «содержание, пафос и итоги не находятся в таком прямом отношении с данной в начале расстановкой сил, как это имеет место в драме» .

Это различие и есть главный источник жанрового рубежа между «Евгений Онегиным и «Героем нашего времени». Действие последнего всегда связано с начальной ситуацией, постоянно «оглядывается» на нее и стремится к «притягиванию» всех его линий, сил и направлений. Вот несколько примеров.

Есть перекличка между эпитетом «самый скверный городишко» («Тамань») и моральным состоянием Печорина в конце этой повести: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гадкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!» .

Исследователи (Б. Удодов, А.И. Журавлева) зафиксировали наличие в «Герое нашего времени» устойчивые и общие мотивы: судьба, крепость, звезда. Они не просто служат единству произведения (проблемному, композиционному), а по-особому это единство строят. Тут мы снова наблюдаем драматургическую «тенденцию к … совмещению концентрации» отдельных событий и состояний героев, в то время как в эпосе они могут располагаться рядом.

В сложном взаимодействии пребывают, например, три фрагмента со звездами из начала, конца и середины произведения.

«Вопреки предсказанию моего спутника, - говорит проезжающий офицер в «Беле», - погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отголоски гор, покрытые девственными снегами. Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы» . «Вы думаете, - размышляет Печорин накануне дуэли («Княжна Мери»), - что я вам без спора представлю свой лоб … но мы бросим жребий!.. и тогда …тогда … что, если его счастье перетянет? Если моя звезда, наконец, мне изменит?.. И немудрено: она так долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле» . «Я возвращался домой, - читаем в «Фаталисте», - пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах… .

Каждый из этих пейзажей выполняет и свои индивидуальные функции. Например, «полный и красный, как зарево пожара» месяц в последнем отрывке – метафора кровавого события, только что происшедшего в станице. Но видно еще и то, что все они связаны и «работают» на общую проблему – отношение свободы воли и предопределения (судьбы) в жизни и поведении человека. Поэтому во всех трех пейзажах вместе с небом и звездами присутствует человек.

Присутствует в «Герое нашего времени» и другой из родовых признаков драмы – «богатство и разнообразие компонентов, осуществляющих действие» . В пушкинском романе его источник представлен личностями и поступками центральных героев. У Лермонтова действие движется не только Печориным. Начало истории Бэлы положено самой этой девушкой в момент ее приветствия русскому офицеру; в развитии и трагической развязке «повинны» Азамат, Казбич, даже добрейший Максим Максимыч. В «Тамани» активность девушки-контрабандистки нисколько не меньше, чем главного героя. Они одинаково отвечают за происшедшее, так как героиня своей попыткой утопить постояльца создала неразрешимую ситуацию. Замысел («заговор») дуэли с целью проучить Печорина, сделав его посмешищем, принадлежит драгунскому капитану, Грушницкий его одобрил. В «Фаталисте» энергия событий исходит от Вулича и пьяного казака-убийцы и только затем от Печорина. Вообще в лермонтовской «книге» эпизодических лиц просто нет. Здесь важны и слепой мальчик, и глухая старуха, и мать преступного казака («Фаталист»), и муж Веры, она сама и т.д., потому, что действие в данном произведении близко к «единому, целостному в себе движению» .

Жанровое своеобразие «Героя нашего времени» состоит в том, что эпическое в нем не только драматизировано, но и формируется на драматической основе.

Понятие судьбы среди сквозных мотивов лермонтовского творчества является ведущим. Понятие судьбы пронизывает всю систему и конфликт «Героя нашего времени». Не все действующие лица произведения бросают вслед за Печориным и Вуличем вызов судьбе (бессознательно это делает даже ответившая на любовь иноземца и иноверца Бэла). Но от этого они нисколько не меньше оказываются в ее власти. На бездомное скитальчество обречены Максим Максимыч и Казбич, «одиночество вдвоем» ожидает Веру, безвременная смерть постигнет Бэлу, ее отца, Азамата, Грушницкого. Удел всех этих людей трагичен. С тем большей вероятностью предопределена эта участь Печорину, противостоящему судьбе.

Драматизация в «книге» Лермонтова захватывает и преобразовывает практически каждый вид человеческих связей (приятельство, дружбу, любовь).

Сколько высказано упреков в адрес Печорина, который в ответ на раскрытые объятия Максима Максимыча в одноименной повести «довольно холодно, хотя и с приветливой улыбкой, протянул ему руку» . А ведь такой же результат дружеских отношений мы наблюдаем и в других ситуациях, где Печорина нет. Вот сцена прощания проезжающего офицера и бывалого кавказца. «- Очень жаль, - сказал я ему, - очень жаль, Максим Максимыч, что нам до срока надо расстаться (ср. в названном выше эпизоде с Печориным: «Максим Максимыч стал его упрашивать остаться с ним еще часа два» [там же]). – Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться!.. Вы молодежь светская, гордая: еще пока здесь, под черкесскими пулями, так вы туда-сюда… а после встретишься, так стыдитесь и руку протянуть нашему брату (ср.: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч… Однако, прощайте, мне пора… я спешу… Благодарю, что не забыли… - прибавил он, взяв его за руку» [там же]). И тем не менее недавние приятели «простились довольно сухо», причем главную роль сыграл не представитель «гордой» молодежи, а человек сердечный, «достойный уважения». Но, быть может, добрый Максим Максимыч вдруг «сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном» лишь потому, что сам был обижен? Но подобное мы наблюдаем и в финальной сцене «Тамани», где Янко расстается со слепыи мальчиком, его верным и усердным помощником. Итог эпизода тот же: «- Послушай, слепой! – сказал Янко, - ты береги то место… знаешь? – После некоторого молчания Янко продолжал: - Она поедет со мною; ей нельзя здесь оставаться; а старухе скажи, что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь. Нас же больше не увидит.

На что мне тебя? – был ответ» .

Три ситуации созданы совершенно разными людьми. Все они определены внешне, не мотивированы разладом. И это везде. В сцене дуэли не смогли договориться Печорин и Грушницкий, бывшие «когда-то друзьями». Не понимают друг друга в последний момент и Грушницкий с драгунским капитаном. Холодно расстанутся навсегда и Печорин с доктором Вернером, когда-то отличившие «в толпе друг друга» . Таковы были до рокового поединка дружеские отношения Онегина и Ленского, где первый любил юношу «всем сердцем», а второй отвечал ему искренним уважением?

По словам Веры, Печорин ничего не дал ей, «кроме страданий» . Это не помешало, а, по мнению героя, именно способствовало силе и постоянству ее любви. Как и чувства княжны Мери, в интриге с которой Печорин руководствовался тем же убеждением. Наоборот, преданность и обожание Грушницкого вызвали раздражение и ненависть возлюбленной. «Как отец», любил Бэлу Максим Максимыч, но она «перед смертью ни разу не вспомнила» о нем ( ср. с этим и реакцию бэлы на известие о смерти ее отца: «она дня два поплакала, а потом забыла» - ). В высшей степени показательно и итоговое заключение Веры в ее прощальном письме. Единственная женщина, которая поняла Печорина, «совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями» . Вера рассматривала отношение героя к ней как «норму» современной любви: «Я не стану обвинять тебя – ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина…» . Теперь в противоречиях любви читатель познает характер эпохи.

Противоречивая двусмысленность «современного человека» у Лермонтова предстает как парадоксальность его сознания и мышления. Выводы из размышлений героя непродуктивны уже потому, что заданный вопрос («…воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал…»; «Глупец я или злодей…»; «…зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки…»; «…зачем я жил? для какой цели я родился?» - или подводится итог тем же «не знаю», или переходит в вопросы новые, безответные.

Парадоксальность сознания и мышления в «Герое нашего времени» - свойство не только Печорина. С парадокса произведение начато. «Я ехал, - говорит рассказчик в «Бэле», - на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. Большая часть из них, к счастью для вас, потеряна» . «Недавно я узнал, что Печорин умер. Это известие меня очень обрадовало…» . «Я, - сообщает Печорин,- всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает» .

Противоречивость героев мы наблюдаем и в их речи, в том числе и монологической: исповедь Печорина, письмо Веры, высказывание доктора Вернера или Грушницкого. «Эти монологи… - отмечает Удодов, - незаметно переходят в разговор с самим собою…» . Мы заметим, что эти «диалоги» направлены на согласие и возражения, т.е. являются диалогами-спорами, не имеющими победителя. Например, адресованная не только Печорину, но и проходящей мимо княжне Мери французская фраза Грушницкого: «Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом» . Как известно, Печорин ответил Грушницкому в его тоне, после чего «повернулся и пошел от него прочь» .

«Композиция «Героя нашего времени», - говорит исследователь, - не линейная, а концентрическая. Все части романа являются не столько отдельными сторонами единого целого, сколько замкнутыми кругами, содержащими в себе суть произведения во всем объеме, но не во всей глубине. Наложение этих кругов друг на друга не столько расширяет рамки произведения, сколько углубляет его» . Согласно Удодову, следующие друг за другом «круги» «Героя нашего времени» подчинены задаче глубокого раскрытия образа главного героя произведения, «контур» которого начинается в «Бэле». В «Максиме Максимовиче» и Предисловии к «Журналу Печорина» Печорин «совершает свой второй круг: опять приезд из Петербурга на Кавказ … и дальше в Персию, затем возвращение в Петербург, которое прервано смертью». «В «Княжне Мери», - заключает ученый, - все «круги» Печорина получают углубленное объяснение. Отъезд из Пятигорска в Кисловодск, а оттуда снова в крепость замыкает последний круг. Конец сомкнулся с началом. От «Фаталиста» мы мысленно возвращаемся к тому, о чем поведал нам Максим Максимыч, как бы иными глазами перечитывая «Бэлу» . Заметим, что важная в произведении завершающая глава. В свете этой трактовки она оказывается служебной. Но мы уже отмечали, что спор-поединок с судьбой в «Герое нашего времени» ведет не один Печорин. Здесь первым начал его Вулич, продолжил по-своему пьяный казак, затем в него включился «старый есаул» , даже несчастная мать убийцы. И только потом Печорин.

«- Согрешил, брат, Ефимыч, - сказал есаул, - так уж нечего делать, покорись!» . Это позиция «старого есаула», человека верующего, поэтому не одобряющего никакого вызова Богу.

« - Не покорюсь! – закричал казак грозно, и слышно было, как щелкнул взведенный курок» (ср. мнение есаула об убийце: «…он не сдастся – я его знаю». - . Такова позиция казака, бросающего вызов людям и Небу.

А вот «решение» старухи-матери убийцы: «Она сидела на толстом бревне, облокотясь на свои колени и поддерживая голову руками…». В ответ на предложение есаула «поговорить сыну; авось тебя послушает…», «старуха посмотрела на него пристально и покачала головой» . Это фатализм, полная покорность судьбе.

Совершенно прав, думается нам, И. Виноградов, рассматривавший в своей статье «Философский роман Лермонтова» повесть «Фаталист» в качестве не просто завершающей, а итоговой «части» «Героя нашего времени». Части, которую точнее бы назвать по аналогии с драмой последним актом, потому что «Фаталист» не просто возвращает нас к «Бэле», а, как в драме, «вбирает» в себя намеченную в первой повести «книги» «исходную ситуацию» и углубляет ее. Время снято, как в драме, в пространстве, а пространство – во времени, что и позволило автору не просто нарушить хронологическую последовательность событий, но и обратить ее из фактора эпического в работающий на творческое целое.

  1. Форма произведения

Итак, эпическое начало в «Герое нашего времени» драматизировано. Но в рамках какой формы? В конечном счете «книга» становится романом. Происходит это в силу зафиксированного М. Бахтиным закона, согласно которому «в эпоху господства романа» вслед за другими жанрами романизируется и драма .

В «книге» Лермонтова реализуется ирония над действующими лицами, над смыслом их поступков и мотивов. Важнейший из них – мотив игры.

Это мы наблюдаем в «Княжне Мери» и «Фаталисте». Из этого не следует, что персонажи других повестей не игроки. Наоборот, под маской (то мирного, то не мирного горца) действует Казбич, на которого, по словам штабс-капитана, подозрений было много. Есть, на наш взгляд, смысл в созвучии имен Казбича, Вулича и Печорина. Это игроки, причем везде. В актерском облачении выступают, ведя двойную жизнь, контрабандисты в «Тамани»: мнимоглухая старуха, слепой, Ундина. Склонности к игре не лишена сама Бэла. «Княжна Мери». Здесь играют все и всегда: от позера Грушницкого и актера Печорина до доктора Вернера, драгунского капитана, княжны Мери, веры и ее супруга. Понятие «игра» проникает повесть. «Ты выиграл пари» (Грушницкий); «Я вам не игрушка» (Печорин); «…ваша мистификация вам не удастся», «…сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы»; «…я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль» (Печорин) . Это далеко не полный перечень только прямого упоминания этого слова в эпизодах повести. Как и в «Фаталисте», игра предстает здесь основным принципом жизни, ее способом. Показательная деталь: одному из свиданий Печорина с Верой невольно, но не случайно «содействует» «фокусник Апфельбаум», представление которого позволило Печорину обмануть следящих за ним недоброжелателей. Знакомя читателей («Фаталист») с поручиком Вуличем, Лермонтов сразу же называет главную его черту – «страсть к игре» . И страсть эта не только не будет забыта, но и будет ключом к следующему действию.

Но и этого мало. Дело в том, что современность, даже в игровой своей сущности, исключает в «Герое нашего времени» возможность однозначного жанрового определения.

Чем начинаются события, составившие «Княжну Мери»? «Комедией» (вспомним: «… об развязке этой комедии мы похлопочем») или даже «смехотворной мелодрамой» , как считает Печорин, «отвратительным фарсом», как назвал бы ее проигравший сопернику Грушницкий (принявший, кстати, в момент этого высказывания «драматическую позу»).

Да и развиваются они в фарсе, потому что именно так задумана «друзьями» Грушницкого его дуэль с Печориным. А чем они заканчиваются? Трагедией, так как следствием их стал «окровавленный труп» одного из игроков-участников и сломленная душа игрока (княжна Мери). («Боже! – воскликнул Печорин в последнем свидании с девушкой, - как переменилась с тех пор, как я не видел ее…» ). Все сюжетные линии или заходят в тупик, или, если и разрешаются, то каким-то искаженным способом, не приносящим победы и удовлетворения ни одному из участников. В завершающей повести «Героя нашего времени» присутствует мысль: «… что за охота шутить!»

Глупая шутка! – подхватил другой» . В романе это синоним современной действительности, общества и исторической эпохи.

Заключение

«Герой нашего времени» - первый в русской прозе социально-психологический и нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в условиях России 30-х годов XIX века. Вследствие того, что «Герой нашего времени» писался тогда, когда роман как жанр в русской литературе еще не сформировался окончательно. М.Ю. Лермонтов опирался в основном на опыт А.С. Пушкина и западноевропейские литературные традиции.

«Герой нашего времени» - роман, состоящий из пяти повестей, объединенных главным действующим лицом – Печориным. Жанр «Героя нашего времени» - роман в виде «цепи повестей» - был подготовлен распространенными в русской прозе 30-х годов циклами повестей, которые часто приписывались особому рассказчику или автору («Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя и др.). М.Ю. Лермонтов обновил этот жанр, перейдя к описанию внутренней жизни человека и объединив все повести личностью героя. Цикл повестей превратился в социально-психологический роман. Лермонтов соединил такие характерные для 30-х годов жанры, как путевой очерк, светская повесть, новелла. «Герой нашего времени» был выходом за пределы этих небольших форм путем объединения их в жанре романа.

«Герой нашего времени» в результате сложного жанрового процесса, итогом которого стала «книга», явился романом, неповторимым, как и пушкинский «Онегин». Лермонтовская «книга» - это итог всего творчества писателя. Эпическое, лирическое и драматическое органически слиты и «переливаются» друг в друга. Это позволяет произведению жить вечно, заставляя каждое новое поколение читателей не просто обсуждать его по-новому, а надеяться на новые открытия и в художественном мире произведения, и в себе самих.

Литература

  1. Бахтин М.М. Эпос и роман // Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. С. 450.
  2. Белинский В.Г. Пол. собр. соч.: В 13 т. – М., 1953 – 1959. Т. IV.
  3. Боткин В.П. Литературная критика. Публицистика. Письма. – М., 1984. С. 244.
  4. Журавлева А.И. Поэтическая проза Лермонтова // Русская литература, 1974.
  5. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М., 1973.
  6. Кургинян М.С. Драма // Теория литературы. Роды и жанры. – М., 1964. С. 245.
  7. Лермонтов М.Ю. Полн. собр. соч.: В 4 т. Т. 4. – М.: Л., 1948.
  8. Розанов В. Концы и начала // Русский Эрос, или Философия любви в России. – М., 1991. С. 116.
  9. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – М., 1989.
  10. Шевырев С.П. Герой нашего времени. Соч. М. Лермонтова. Две части // Русская критика XVIII – XIX веков. – М., 1978. С. 149.
  11. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М.; Л., 1961. С. 251.

Этого о Лермонтове вы еще не знаете! Почему Николай I направил к вольнодумцу лучшего лейб-медика? Какую тайну тот мог рассказать? Что предсказала поэту гадалка? Какую загадку хранит «Герой нашего времени»? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Романтизм в литературе и его черты

Романтизм как направление в литературе и других видах искусства зародился в конце XVIII века и процветал до I половины XIX века. Его признаки:

— Особое внимание к миру человеческой души, индивидуальности каждого.

— Романтический герой - это человек с исключительным характером, который оказывается в исключительных обстоятельствах. Это сильная личность, бунтарь, одинокий из-за своей исключительности.

— Романтизм отрицает рациональное устройство мира и человека, возводит в культ чувства, природу.

— В романтизме сосуществуют два мира: один — идеальный, мир мечты, а другой - жесткий мир действительности. Из-за постоянного несоответствия между этими мирами у романтиков возрастают отчаяние, безнадежность, так называемая «мировая скорбь».

— Популярными в этом литературном направлении становятся народные сюжеты, фольклор, историческое прошлое.

— Писатели, поэты, живописцы описывают экзотическую природу, «естественного» человека, который не испорчен цивилизацией.

Появляются новые литературные жанры: песенная баллада, лирическая песня, романс, исторический роман.

Романтизм как литературное направление дал миру такие имена: Байрон, Гюго, Гофман, Гейне, Шиллер, Жорж Санд, Лермонтов, Пушкин и другие.

Рассмотрим некоторые моменты жизни и творчества известного представителя романтизма — М. Ю. Лермонтова.

Малоизвестные факты о жизни Михаила Лермонтова

Творчество великого романтика Михаила Лермонтова - ярчайшая и удивительная страница в мировой литературе, в таком литературном направлении, как романтизм. Поэт, прозаик, драматург, художник, который оставил такое значительное литературное наследие, что просто трудно представить, что прожил он такую короткую жизнь, всего-навсего 26 полных лет. Его творчество актуально и сегодня, хотя прошло без малого два века. По мотивам его произведений созданы живописные полотна, сняты фильмы, поставлены драматические произведения, написаны романсы и оперы на его стихи.

Несмотря на огромное внимание к жизни и творчеству Лермонтова со стороны его библиографов, литературоведов, в его биографии остаются малоизвестные факты. То есть общепринятыми считаются вроде бы одни факты, а на самом деле всё происходило иначе.

Лермонтов не жил на Садовой

Так, например, вроде бы общепринятый факт, что в 1836—1837 годы Михаил Лермонтов жил в доме № 61 на Садовой улице в Петербурге. Именно на этом доме была табличка, где указывалось, что здесь он написал известнейшее стихотворение «Смерть поэта».

А на самом деле в этом доме поэт гостил у своей бабушки Е. А. Арсеньевой. Как утверждают ученые Института русской литературы, дом на Садовой Лермонтов снял для нее в 1836 году, заплатив 2 тысячи рублей, в архивах можно узнать об этом. Сам же он, учась на военного, жил в Петергофе, в Царском Селе - там дислоцировались юнкера. В доме на Садовой он часто гостил, во время болезни прожил там несколько недель и «Смерть поэта» написал именно там.

Лермонтова и Пушкина лечил один и тот же врач

Известно, что в 1837 году Михаил Лермонтов тяжело заболел. Государь Николай I направил к поэту лучшего лейб-медика Николая Арендта. А до этого Арендт оказывал помощь смертельно раненному Александру Пушкину. Нельзя сказать, что Николай I одобрял творчество свободолюбивых поэтов - Пушкина и Лермонтова, но то, что он ценил их, - это однозначно.

Доктор, который принимал участие в различных военных кампаниях, в том числе в Отечественной войне 1812 года, видел на своем веку много человеческих страданий. Но то, с каким мужеством переносил страдания Пушкин, восхитило даже его. Врач рассказывал об этом Лермонтову. Известно, что Лермонтов боготворил Пушкина, а тут еще слова Арендта... Удивительный факт: на одной из редакций стихотворения «Смерть поэта» стоит дата 28 января 1837 года, а ведь Пушкина не стало 29 января! Не исключено, что именно Арендт признался Лермонтову, что Пушкин не выживет.

Как Лермонтов к гадалке ходил

Для романтизма как литературного направления вообще был характерен фатализм, предопределенность человеческой судьбы. Не случайно одна из глав в «Герое нашего времени» Лермонтова называется «Фаталист». Сам поэт тоже чувствовал влияние мистицизма. Перед своим последним отъездом на Кавказ, который оказался роковым, Михаил Лермонтов ходил к гадалке, которую знал весь Петербург. Звали ее Александра Киргхоф. Поэт спросил, вернется ли он в Петербург, на что гадалка ответила отрицательно. Кстати, она же предсказала Пушкину смерть от рук белого человека (то есть белокурого).

Где самый большой музей Лермонтова

Как известно, музеи Лермонтова есть в Москве, Тамани, Пятигорске. Но самое полное собрание сочинений, а также различных артефактов находится в музее Института русской литературы в Петербурге. Здесь множество рукописей, рабочий стол поэта, кинжал, одежда, есть даже кусочек карандаша, который был у Лермонтова во время дуэли с Мартыновым.

Кстати, всё, что было связано с Лермонтовым, собиралось еще в XIX веке в музей Николаевского кавалерийского училища, а потом эти материалы были переданы в данный музей.

Откуда родом Печорин

Печорин, главный герой «Героя нашего времени», родился в Петербурге. А Печорин из «Княгини Лиговской» - в Москве.

Ученый Никита Охотин говорит, что сам Лермонтов тяжело привыкал после Москвы к Петербургу, в который переехал в 1832 году. Печорин «московский» - ровесник Лермонтова, хорошо знаком с центром Петербурга, а Печорин «петербургский» - человек зрелый, столичный, хотя оказался на Кавказе.

Романтический ли герой Печорин

Хотя Лермонтов был романтиком, литературоведы считают, что «Герой нашего времени» объединяет черты и реализма, и романтизма.

Форма «путевых заметок» свойственна реализму. Писатель большое внимание уделяет бытовым деталям, пишет простым языком, используя зачастую иронию.

Глава «Бэла» построена четко по законам романтизма. Здесь и романтический пейзаж, и загадочные события. Главный герой как настоящий романтик ищет неземной любви, он протестует против условностей, которые приняты в обществе.

В главе «Максим Максимыч» можно увидеть контраст между реализмом и романтизмом. С одной стороны, Печорин ведет себя как романтический герой, с другой - автор воспринимает его реалистически, изображая его духовный кризис. Реализм виден в противопоставлении разочарованного Печорина и простого человека из народа - Максима Максимыча, которого можно назвать нравственно безупречным.

В главе «Тамань» даже пейзаж двуплановый: с одной стороны, он реалистичен, очень точен, с другой - отображает романтические порывы героя в образах моря, паруса.

В главе «Княжна Мери» мы видим, как у романтического героя проявляются реалистические черты: холодный разум, который ищет истину.

Таким образом, сама проблематика романа привела к тому, что автор, вольно или невольно, использует два литературных направления одновременно. Они и подчеркивают тот сильнейший психологический конфликт, который заложен в произведении. Как видим, и личность Михаила Лермонтова, и его творчество до сих пор полны загадок.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838-1840 годах. Роман был заявлен в оригинальном стиле, состоящий из нескольких повестей и связанных между собой главным персонажем Г.Печориным. Михаил Юрьевич Лермонтов воссоздал новаторский жанр в литературе 30 годов под названием социально-психологический роман. Этот вид жанра, в итоге, стали наследовать многие известные писатели.

Роман «Евгений Онегин» был взят за основу для написания образа в романе Михаила Лермонтова.

Роман в прозе «Герой нашего времени» - роман с глубоким смыслом для размышления и печальный конец необыкновенной личности в обстановке России 30-х годов XIX века. Реальность романа состоит в постановке самых важных вопросов злободневности и образ классического образца эпохи - «лишнего человека».

В романе «Герой нашего времени» духовная жизнь выступает на первом месте, а внешняя обстановка жизни является фоном, в котором развивается сюжет.Такая задумка Михаила Юрьевича Лермонтова, показывает, что эволюция и духовная жизнь главного персонажа в этом произведении является главным. Для показания своего замысла автор использует диалоги, внутренние монологи. Духовный мир главного героя раскрывается как явление эпохи.

«Герой нашего времени» несхож с русскими романами XIX века. Главной композицией данного романа является нарушение последовательности хронологических событий и у каждого события индивидуальное направление. Тем, что автор меняет порядок глав, он раскрывает сложную натуру Печорина.

Жанр и композиция данного романа дает возможность сделать выводы, что повести, составная часть романа, служат отражением тем и сюжетов, свойственных литературе того времени.

В первой повести «Бэла» читатель узнает об обычном русском офицере Максим Максимыче, тот тесно знаком с Печориным. Максим Максимыч до самого конца не может разгадать поведение своего знакомого, но не осуждает его, а наоборот – сочувствует.

Во второй повести «Максим Максимыч», читателю становится известно, что Григорий Александрович Печорин внезапно умер по пути из Персии, и рассказчику попался его журнал, в котором Печорин сознавался в своих плотских грехах и горечи жизни.

В остальных повестях романа речь пойдет уже о дневнике Григория Александровича. В дневнике речь идет о происходящих событиях случившихся с ним до того как встретил Бэлу и познакомился с Максимом Максимычем.

Все образы в произведении, а особенно женские раскрывают личность «героя времени».

Затем читатель знакомится с дневниками Печорина, которые являются исповедью, из этого читатель познает «обнаженную» душу главного персонажа, понимает его характер и поведение. Печорин безжалостно раскрывал собственные недостатки и пороки.

В романе, композиция и стиль играют важную роль в понимании как можно сильнее и всесторонне раскрыть душу героя, его образ, ведь прототипом главного персонажа является самая мелкая душа человека. Обнаженная душа, в которой нет тщеславия. Подтверждением этому служит предисловие «История души человеческой…».

Роман «Герой нашего времени» сыграл огромную роль в развитии литературы. Хоть Михаил Юрьевич Лермонтов и взял пример с романа «Евгений Онегин», но они отличаются во многом друг от друга. В романе М. Ю. Лермонтов показал разногласие и сложность «героя времени», этим самым Лермонтов заложил основы для разработки этой темы для других писателей проживавших в XIX века. Но другие писатели, в отличие от Лермонтова, видят в таком типе человека недостатки, а не достоинства.

Характерным для романа «Герой нашего времени» стало внимательное отношение к миру личностных переживаний героев, и реалистичное описание поступков героев в стремлении поисков ценностей. Проблема поиска «героя времени» в романе М. Ю. Лермонтова остается злободневной и в наше время.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по произведению Три толстяка Олеши

    Юрий Олеша написал свое произведение под названием «Три толстяка» в виде романа – сказки с захватывающим сюжетом, полным приключений, опасностей и сказочных элементов

Великий литературный гений М. Ю. Лермонтов известен не только как выдающийся поэт, но и гениальный писатель, создавший множество прозаических произведений. Одним из величайших произведений автора является его роман, в котором отображены исторические события того времени, психологизм героя, ставшего поистине ярким представителем той эпохи. Предлагаем краткий анализ произведения по плану, материал которого может пригодиться для работы на уроках литературы в 9 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1838 – 1840 гг.

История создания – Интересна сама история создания этого произведения. Когда автор, прочитав «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, вдохновившись его идеями, решил написать что-либо подобное, поражающее умы своих современников, Лермонтов создал «Героя нашего времени».

Композиция – Особенности композиции романа состоят в том, что он создан из нескольких повестей, события которых не соблюдены в хронологической последовательности.

Жанр – Жанр «Героя нашего времени» можно отнести к психологически – социальному роману, в котором соединены несколько жанров – это и очерк, повесть, рассказ, новелла, объединенные в одно целое.

Направление – Романтизм.

История создания

Сама история создания «Героя нашего времени» не хранит точной документальной даты, когда этот роман был начат.

Автор долго думал над созданием романа, и работал над ним продолжительное время. Ему хотелось утвердиться на литературном поприще, создав произведение, которое смогло бы удивить его современников. Впечатления, произведенные на писателя от прочтения «Евгения Онегина» Пушкина, придали уверенности в собственных силах, и настроили на творческий лад.

Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, селениях горцев, писатель определил сюжетную линию своего замысла, и начал работу. Созданные части романа публиковались как отдельные произведения, полностью роман вышел в печать в 1840 году, что и стало годом написания.

Тема

Название книги автор сделал говорящим – “Герой нашего времени” В образе Григория Печорина Лермонтов хотел показать мысли и чувства того поколения, собрав в нем характеристики молодых людей той эпохи – в этом смысл названия книги!

Каждый его современник может быть Печориным!

Основная тема «Героя нашего времени» – лишний человек. Печорин намного умнее и дальновиднее остальных, но в этом его беда. Окружающие его люди, может быть, не так умны и дальновидны, но они живут настоящими чувствами: они любят, страдают, сочувствуют. Печорин считает себя выше всего этого: он холодный, расчетливый и циничный молодой человек, не подвластный эмоциям.

Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» было создано в эпоху «безвременья». Социально – политическая подоплека этого романа ясно дает понять, что государство, уничтожившее деятельных и прогрессивных молодых людей, стремящихся к изменению устаревшего уклада жизни, в последующем поколении убило все стремления.

На смену деятельным декабристам, взывающим к светлым идеалам, пришло новое, потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких стремлениях в служении родине, и пресыщенное светской жизнью.

Смысл «Героя нашего времени» – это показательное отображение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.

Проблематика отношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатии, так и симпатии к своей личности, в этом и проявился психологизм всего произведения в целом.

Композиция

Проводя в «Герое нашего времени» анализ произведения, необходимо разобрать композицию романа. Главная его особенность – хронологическая несогласованность эпизодов. Части романа следуют не по порядку, действия, которые в них происходят, совершенно непоследовательны. Таким выразительным способом автор выражает основную мысль романа. Такая неординарная идея автора приводит читателя к выводу, что судьба человека не зависит от окружающих событий и их последовательности, а находится в зависимости лишь от его разума.

Непоследовательное расположение каждой главы приводит к тому, что читатель раскрывает потаенные уголки души Печорина, проникается его сознанием, и глубиной его проблем.

В построении сюжета романа нет экспозиции, как и общей кульминации. Каждая из глав живет собственной жизнью, имея свое строение. В каждой отдельной повести существует своя кульминация, общей является лишь развязка, то есть, смерть главного героя.

Композиция романа очень сложная по своему построению, сочетание разных жанров повествования под одной «шапкой» стали новым шагом в литературном творчестве. Именно такое построение романа, глубокое и постепенное вникание в сущность Печорина, вызвало неподдельный восторг читающей публики.

Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. То, чему учит произведение поэта, остается всегда актуальным – найти смысл жизни и целеустремленно следовать к цели.

Главные герои

Жанр

Романтическое направление присутствует во всех повестях, его жанровое своеобразие, включающее в себя несоответствие хронологии, характеристика героя, данная с разных позиций – все это определяет произведение писателя как социально-психологический роман. В состав романа вошли повести разных жанров литературы, такие как: путевой очерк, где присутствуют элементы новеллы, и повести в виде дневника, и светская повесть. Ранее в русской литературе использовался такой метод – создание нескольких повестей, входящих в сборник под авторством одного рассказчика, Лермонтов преобразил и дополнил этот способ, преобразив цикл нескольких повестей в одно общее произведение. Так возник психологический роман.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 3720.



Похожие публикации