Как снять кондиционер со стены во время ремонта. Как снять сплит систему самому Как выключить сплит систему

  • традиционный способ . Принцип заключается в том, что во время работы «сплита» сначала закрывается кран на выходе из внешнего блока (в это время происходит «нагнетание» фреона во внешний блок). Через несколько секунд перекрывается второй кран, и «сплит» выключают (весь фреон оказывается в наружном блоке). Для выключения кондиционера желательно привлечь помощника.

Последовательность:

  1. Откручиваем «заглушки» на кранах. Подсоединяем манометры. ВНИМАНИЕ! При их подключении будет выходить фреон под давлением! Будьте аккуратней, чтобы не получить ожог и пользуйтесь перчатками.
  1. Запускаем кондиционер на охлаждение . Настраиваем самую низкую температуру.
  1. При помощи шестигранного ключа закрываем кран тонкой трубки. По часовой стрелке закручиваем гайку до упора с небольшим усилием (происходит понижение давления на манометре).
  1. Через 10-20 секунд (когда давление упало до нуля) закрываем кран толстой трубки. И после этого немедля отключаем кондиционер.
  • второй способ если нет манометров! Последовательность как в предыдущем варианте, только пропускаем первый пункт. А на четвертом пункте ждем «вслепую» около 15 секунд. НЕ РЕКОМЕНДУЮ ТАКОЙ СПОСОБ, ЕСЛИ У ВАС НЕТ НИКАКОГО ОПЫТА (можно «убить» компрессор);
  • существует третий способ (не совсем правильный), если другого выхода нет. Например, при отрицательных температурах на улице (когда кондиционер запускать нельзя), или нет возможности дождаться мастера (экстренные случаи), или другие трудности. При таких обстоятельствах просто закрываем два крана на внешнем блоке (не включая кондиционер). А остаток фреона из трубок и внутреннего блока «стравится» при дальнейшем откручивании гаек. В этом случае большую часть фреона удастся сохранить (особенно при отрицательных температурах, когда основная масса газа конденсируется во внешнем блоке).

При дальнейшем подключении ВОЗМОЖНО и не понадобиться заправка хладагентом. Если в кондиционере используется 22 фреон, то его можно просто немного добавит (без перезаправки).

Как правило, владельцы частных домов и квартир устанавливают 2 разновидности кондиционеров - моноблочные (мобильные) и сплит-системы. С первыми особых проблем не возникает, поскольку в подобных моделях все основные элементы заключены в едином корпусе, и для перемещения агрегата достаточно просто отсоединить воздуховод.

Сплит-система состоит из двух секций, расположенных внутри и снаружи жилища. Они соединены между собой двумя магистралями, по которым в различных агрегатных состояниях циркулирует хладагент - фреон. По медной трубке малого диаметра он в виде жидкости течёт из внешнего блока во внутренний. По магистрали большого диаметра газообразный хладагент движется в противоположном направлении. Отсюда возникает ряд трудностей, поджидающих несведущего пользователя при попытке самостоятельного демонтажа:

  1. Полная либо частичная потеря фреона в результате неквалифицированного отсоединения магистральных трубопроводов.
  2. Попадание в трубки и теплообменники воздуха, содержащего влагу. При неправильной установке сплит-системы в другом месте несжимаемая влага попадёт в компрессор и может нанести ему вред.
  3. Засорение медных трубок при вытягивании их из стены и во время транспортировки. Влага или песок во фреоновом контуре - это быстрая «смерть» компрессора.
  4. При отключении магистралей от патрубков внутренней секции можно случайно свернуть припаянные к ним резьбовые сгоны.
  5. Отсоединение проводов электропитания без пометок на клеммах, куда они были подключены, ведёт к путанице в процессе повторного монтажа.
  6. Слишком короткая обрезка дренажной трубки, выводящей на улицу конденсат.
  7. Потеря во время перевозки винтиков и прочих мелких деталей, не закреплённых после демонтажа.

Демонтировать внутренний и наружный блок можно тремя способами:

  • простая разборка с выпуском хладагента в атмосферу;
  • с сохранением фреона в системе по методике «на глазок»;
  • с применением специального оборудования, позволяющего полностью сберечь хладагент в контуре.

Наилучший результат даёт последний способ, хотя в определённых обстоятельствах применяются все три. Чтобы у вас не возникло проблем с установкой снятого кондиционера и его дальнейшей эксплуатацией, рекомендуется действовать по третьему варианту, предварительно ознакомившись с методикой сохранения фреона.

Причины для демонтажа кондиционера

Необходимость убрать сплит-систему возникает в следующих ситуациях:

  • Кондиционер отработал свой срок и нуждается в замене на новый и усовершенствованный;
  • Фасад дома, на который прикреплён внешний блок системы, планируется отштукатурить и покрасить;
  • Намечается новоселье, переезд рабочего персонала в иной офис с сохранением старого климатического оборудования;
  • Проведение в квартире ремонта - покраски стен, оклейки обоев или установки натяжного потолка.

Климатическое оборудование можно разделить на три группы:

  • сплит-система;
  • кассетные кондиционеры;
  • кондиционеры канального типа.

Из сплит-системы во время демонтажа невозможно слить рабочую жидкость, запустив процесс вхолостую, как это делают с кассетными и канальными кондиционерами. В этом случае хладагент собирают в специальную ёмкость. Причём имеет значение даже очерёдность опустошения патрубков. Сначала хладагент сливают из тонкого патрубка, а затем из толстого.

Кассетный кондиционер - оборудование тяжёлое, поэтому его невозможно демонтировать в одиночку. Блок кассетного кондиционера обязательно защищён арматурой. Поэтому после отсоединения патрубков, через которые проходит хладагент, и отключения техники от сети, потребуется применить электроинструмент для резки металла.

Демонтаж кондиционера канального типа отличается повышенной сложностью. Всё-таки канальный агрегат для охлаждения воздуха много весит, имеет большие габариты и особую конструкцию с воздуховодами. Значит, в этом деле не обойтись без помощника.

Главное требование к проведению демонтажа - соблюдение осторожности. Пренебрежение этим правилом может привести к потере фреона из трубок, осуществляющих охлаждение воздуха. Чтобы снова залить в оборудование специальную жидкость, придётся отдать мастеру немалые деньги.

Также некачественный демонтаж климатического оборудования чреват проникновением внутрь конструкции воздуха, способного окислить его детали из металла. Позже на внутренних элементах кондиционера может появиться ржавчина, которая выведет его из строя.

Важно снимать нужные детали с климатического оборудования с предельной аккуратностью, иначе они могут сломаться. В лучшем случае для кондиционера потребуется приобретать некоторые новые элементы, в худшем - придётся покупать новую сплит-систему.

Поэтому стоит семь раз подумать, прежде чем снимать кондиционер своими силами. Следует отказаться от самостоятельного демонтажа и пригласить на дом мастера в представленных ниже случаях:

  • Нужно демонтировать тяжёлый канальный или кассетный кондиционер;
  • Нет знаний и уверенности для совершения демонтажа;
  • Не нашлось инструментов, позволяющих снять кондиционер.

Подготовительные мероприятия

Первым делом необходимо приготовить такой комплект инструментов и приспособлений:

  • отвёртки с крестообразным и плоским шлицем;
  • набор рожковых ключей;
  • канцелярский нож;
  • шестигранные ключи размерами 5…10 мм;
  • манометрический коллектор либо манометр с трубкой и резьбовым соединением, рассчитанный на максимальное давление 10-15 Бар;
  • скотч малярный и маркер;
  • изоляционная лента либо обычный скотч.

Также для удобного и безопасного ведения работ необходима стремянка, чтобы спокойно добраться до внутреннего модуля, установленного под потолком. Внешнюю секцию, расположенную на стене многоквартирного дома, лучше втягивать через окно, предварительно обвязав верёвкой. Здесь нелишними будут услуги помощника.

Важный этап подготовки - обеспечить сохранение хладагента с наименьшими потерями. Для этого используется принцип действия кондиционера, благодаря которому весь фреон можно собрать в одном месте - контуре наружного блока. Приготовив инструменты, действуйте согласно инструкции:

  1. Прикрывая рукой инфракрасный элемент на пульте дистанционного управления, переключите сплит систему в режим «Турбо» и выставьте минимальную температуру. Уберите руку с элемента и направьте пульт на кондиционер. Таким способом вы запускаете компрессор сразу на полную мощность.
  2. Подключите шланг от манометра к сервисному штуцеру, расположенному на боковой стороне наружного блока, после чего он сразу покажет давление в системе. В некоторых моделях эти патрубки прячутся под крышкой, её нужно снять.
  3. Открутите 2 гайки - заглушки, находящиеся на торцах штуцеров. Под ними обнаружатся вентили, регулируемые шестигранным ключом. Подберите подходящий шестигранник по размеру.
  4. Перекройте кран магистрали с жидким хладагентом (это более тонкая трубка) и следите за показаниями манометра. В это время компрессор втягивает газообразный фреон через вторую трубку.
  5. Когда стрелка прибора упадёт на ноль и станет уходить в зону вакуума, закройте второй вентиль и быстро отключите кондиционер пультом дистанционного управления. На этом всё, хладагент в полном объёме находится в контуре внешнего модуля.

Сохранение хладагента по способу «на глазок» производится без манометрического коллектора. После закрытия жидкостного вентиля надо выждать около 40-50 секунд, после чего закрывать газовый кран и отключать бытовой прибор. Недостаток ясен: вы не узнаете, сколько фреона успело попасть в наружный блок, а долго держать работающий компрессор с перекрытой магистралью недопустимо. Результат проявится при следующей установке «сплита» и его запуске.

Снимаем кондиционер своими руками

Перед демонтажем климатического оборудования нужно приготовить инструменты:

  • Набор шестигранных ключей;
  • Разводной ключ (альтернативный вариант - газовый ключ);
  • Комплект рожковых и торцевых ключей;
  • Отвёртка;
  • Манометр;
  • Труборез.

Помимо инструментов, понадобится материал, который послужит для создания заглушек.

Перечисленными предметами пользуются при демонтаже кондиционера в квартире, на балконе или даче. Но чтобы снять бытовую технику, прикреплённую к стене многоэтажного здания, потребуется найти оборудование для выполнения работ на большой высоте.

Внешний блок

  • На торце внешнего блока с помощью разводного ключа открывают заглушки вентилей;
  • Применяя шестигранный ключ, завинчивают жидкостной кран;
  • На полминутки включают кондиционер, установив режим охлаждения (для перетекания фреона во внешний модуль). В тот момент, когда компрессор начнёт работать лишь на втягивание воздуха, к вентилю от газового трубопровода прикрепляют манометр. После этого ожидают обнуления значений и немедленно перекрывают вентиль обратного забора хладагента;
  • Отсоединяют кондиционер от электросети. После этого нужно убедиться в отсутствии тока - вставить индикаторную отвёртку в клемму с фазой;
  • С помощью трубореза режут магистраль фреона и закрывают оставшиеся от неё края изолентой, чтобы через них в конструкцию не попал мусор, и не просочилась влага;
  • Срезают соединительные трубки, отступив от штуцеров примерно 20 см;
  • Отсоединяют дренажный трубопровод и провода, которые связывают между собой блоки. Конец каждого провода, а также дренажную трубку, обматывают защитной материей;
  • Откручивают от кондиционера болтики и гайки, используя при этом торцевой (можно рожковый) ключ. Эту работу обязательно проделывают вдвоём;
  • Взяв торцевую головку, снимают защитную арматуру и кронштейны со стены на балконе или здании.

Демонтированный кондиционер убирают в надёжную коробку, накрывая его со всех сторон пенопластом и упаковочной плёнкой. Чтобы во время перевозки оборудования не случилось поломки, его нужно ставить в автомобиль только вертикально.

Способы демонтажа сплит системы с сохранением фреона

Наружный блок кондиционера приходится демонтировать при переезде или его перестановке на новое место. Для проведения ремонта квартиры снимать внешнюю секцию необязательно, но отсоединить фреоновые магистрали, кабель и дренаж всё равно придётся. Работы выполняются в таком порядке:

  1. Открутите шланг манометра, используемого при перекачивании хладагента, и поставьте на место торцевые гайки - заглушки.
  2. Рожковым ключом открутите накидные гайки, прижимающие медные трубки к штуцерам, отогните их в сторону. С помощью скотча либо изоленты защитите все открытые отверстия в магистралях и патрубках внешнего модуля, чтобы внутрь не попал мусор и пыль в процессе работы.
  3. Чтобы отсоединить электрический кабель, отключите аппарат от электросети и снимите крышку, закрывающую клеммы (находится над фреоновыми вентилями). Прежде чем открутить провода, наклейте над клеммами полоску малярного скотча и подпишите маркером цвета, чтобы зафиксировать порядок подключения. Отсоедините жилы и уберите кабель.
  4. Отключённые магистрали привяжите к кронштейну наружного блока, чтобы медные трубки не болтались и не перегнулись, иначе их придётся менять.
  5. Открутите 4 гайки крепления внешнего модуля к кронштейну, обвяжите его верёвкой и вместе с помощником снимите агрегат.

Профессиональные холодильщики часто практикуют несколько другой подход: они не откручивают накидные гайки и не снимают фреоновые трубки со штуцеров наружного блока, а откусывают их. Тогда не нужно обматывать концы трубопроводов скотчем с целью защиты от влаги и мусора, потому что они сплющиваются кусачками. При последующем монтаже сплющенные концы обрезаются и выполняется развальцовка под соединение накидной гайкой.

Сам кронштейн лучше снять позже, когда вы отвяжете от него трубопроводы фреонового контура. Если магистрали выходят из стены не более, чем на метр, то привязывать их не нужно. Следует аккуратно выровнять трубки, чтобы их было легче втащить изнутри. Кронштейн чаще всего крепится на 4 анкерных болта, откручиваемых обычным рожковым ключом.

Как самостоятельно демонтировать внутренний блок кондиционера

Внутренний блок снимается отдельно, когда тот мешает в проведении ремонта. После ремонта снова устанавливается на место. Его можно снять отдельно, если кондиционер установлен правильно. Бывают случаи, когда гайки внутреннего блока спрятаны в стене, что недопустимо. Тогда снятие кондиционера придется производить вместе с «трассой».Сначала проделываем операции пунктов с 1 по 4. Далее делаем следующее:

  • отщелкиваем нижние клипсы внутреннего блока. Ставим какую-либо подпорку под блок;
  • раскрываем флекс под блоком. Откручиваем гайки двумя ключами, при этом стравливается остаток газа (может вытечь немного масла). Заклеиваем все концы трубок;
  • открываем крышку подключения межблочных проводов внутреннего блока. Подписываем, как соединены провода. Затем отключаем их;
  • отсоединяем дренажный шланг (при этом может потечь вода);
  • отсоединяем кабель «питания», если он идет к внутреннему блоку. Проверяем, нет ли других дополнительных проводов;
  • убираем подпорку и снимаем внутренний блок (вверх) с пластины;
  • затем снимаем пластину внутреннего блока.

И не забудьте прикрепить пластину и пульт к внутреннему блоку, чтобы не потерять. Для последующей установки внутреннего блока на место обязательно потребуется вакуумирование системы.

Чтобы снять со стены внутренний модуль, необходимо отсоединить от него все коммуникации - кабель, трубки для фреона и конденсата. Место скрутки трубопроводов находится, как правило, в нише корпуса, устроенной в нижней части. В зависимости от модели сплит-системы, применяется 2 способа добраться до этой ниши:

  1. Разблокировать 3-4 пластмассовых защёлки, фиксирующих нижнюю часть блока к монтажной пластине. Отклонить низ корпуса от стены и вставить между ними любой стержень, извлечь из ниши жгут коммуникаций.
  2. Если на вашей модели «сплита» защёлок нет, то нужно снять лицевую пластиковую панель, предварительно демонтировав жалюзи и дополнительные крышки (когда они есть).

Когда вы добрались до жгута, сделайте на нём продольный разрез канцелярским ножом, что позволит отодвинуть утеплитель и ухватиться ключами за гайки. Не делайте слишком длинный разрез, иначе потом придётся менять теплоизоляционный материал. Дальнейшие операции выполняйте в таком порядке:

  1. Двумя рожковыми ключами раскрутите стыки магистралей. Важный момент: сгон, припаянный к короткой трубке самого блока, нельзя вращать, его нужно удерживать ключом на месте, откручивая накидную гайку.
  2. Концы трубопроводов замотайте изолентой или скотчем, дабы защитить от попадания грязи.
  3. Найдите стык дренажного патрубка с выводящим трубопроводом и разъедините его. Не стоит резать гофру где попало, чтобы потом было удобнее её стыковать обратно.
  4. Снимите крышку электрического отсека (находится справа на торце корпуса либо под лицевой панелью), сделайте с помощью маркера и скотча пометки, после чего открутите винты и отключите жилы кабеля. Винты затяните обратно и прикрутите крышку.
  5. Когда все коммуникации отключены, возьмитесь за корпус с двух сторон и снимите с монтажной пластины, приподняв немного вверх. Передайте блок помощнику.
  6. Демонтируйте монтажную пластину, открутив все дюбели.

После снятия внутренней секции со стены поставьте на неё все открученные детали, затяните винты и наденьте монтажную пластину. Торчащие патрубки уложите в нишу, зафиксировав малярным скотчем. Этим же материалом закрепите открывающуюся переднюю панель, чтобы она не болталась при перевозке.

Последний шаг - демонтаж коммуникаций, проложенных по стене либо внутри её. Здесь нет никаких сложностей, главное, - не перегнуть медные трубки под малым радиусом. От подобного обращения в месте изгиба уменьшается проходное сечение, а выровнять трубку с овальным профилем достаточно сложно. Из наружной стены жгут вытаскивайте аккуратно, чтобы не повредить утеплитель. Если отверстие было заделано монтажной пеной, то её необходимо вырезать по частям. По окончании жгут сверните в кольцо и скрепите скотчем.

Разборка в зимнее время

Если температура на улице снизилась до -5°С и более, рекомендуется воздержаться от демонтажа по следующим причинам:

  • не удастся перекачать хладагент во внешний модуль;
  • на морозе нельзя разбирать соединения, откручивать заглушки и закрывать сервисные порты;
  • в результате разборки часто выходят из строя сальники сервисных вентилей.

В ситуации, когда без снятия сплит-системы при отрицательной температуре не обойтись, обязательно прогрейте штуцеры наружного блока строительным феном. Затем открутите заглушки и закройте оба вентиля, сохранив таким образом часть фреона, оставшегося в контуре наружного блока. Затем медленно открутите магистрали от штуцеров и отсоедините их, выпустив вторую часть хладагента в атмосферу. Дальше действуйте по алгоритму, описанному выше.

При температуре выше -5°С работы можете выполнять по стандартной инструкции, но желательно пользоваться манометром для контроля над перекачиванием хладагента. Если станете действовать «на глазок», то можете не угадать время выдержки и всё равно потеряете часть фреона. Столь же опасно передержать компрессор в работе без охлаждения (а он охлаждается циркулирующим фреоном), от перегрева он может выйти из строя.

Вы успешно демонтируете домашний кондиционер, если возьмётесь за работу в тёплый период года и станете соблюдать приведённую инструкцию. Нельзя упускать ни единой мелочи, действовать очень аккуратно и без спешки. Не пренебрегайте манометром, поскольку потеря хладагента сведёт к нулю всю экономию от данной процедуры.

Для проведения демонтаж сплит системы самостоятельно узнайте механизм оборудования. Процессы схожие, действия идут в обратном порядке. Начинаются процедуры с внутреннего блока – демонтаж заканчивается. Читайте дальше секреты мастера по установке сплит систем.

Порядок установки сплит систем обратный демонтажу

Кондиционер распаковывают, выверяют испещренные цифрами шильдики, на стену в помещении монтируется панель. Внутренний блок преимущественно крепится по верхней кайме – не бойтесь в последнюю очередь приподнять низ, добраться до узлов расстыковки коммуникаций.

Демонтаж сплит системы

Демонтаж сплит системы проводится в обратном порядке. О демонтаже наружного блока:


Прочие шаги очевидны. Каждый может снять внутренний блок, демонтировать несущую скобу, перетащить агрегат к месту нового базирования. Лучше использовать заводскую тару, не забывайте сверять шильдики.

Хотим поблагодарить энтузиастов, догадавшихся снимать видео. Догадки проверены по материалам, полученным при помощи кинокамер. Рассматриваем обзор как пояснение к материалу на Ютуб.

Современные кондиционеры – это в основном сплит-системы одной из нескольких разновидностей, от настенного до канального внутреннего блока. За высокую энергоэффективность, холодопроизводительность и шумоизоляцию сплит-систем (по сравнению с оконными моделями) потребитель расплачивается сложностью монтажа и снятия таких устройств.

Распространённые причины снятия

Сплит-кондиционер снимают по причине:

  • переезда владельца на новое место жительства;
  • замены отслужившей свой срок техники на новую (аналогичную);
  • переноса кондиционера в другое помещение;
  • на время ремонта (перекрашивание, побелка, снятие блока со стены для поклейки новых обоев, установка стеновых панелей, кафеля и т. д.);
  • капитальная перестройка и перепланировка одного помещения, всего этажа или крыла здания.

В последнем случае демонтаж производится, когда помещение превратилось, например, в склад и тесно заставлено, а специфика комнаты такова, что в ней какое-либо охлаждение вообще не требуется.

Необходимый инвентарь

Вам понадобится следующий инструментарий:

  • шуруповёрт и набор бит для него;
  • устройство вакуумирования и заправки фреоном, баллон со сжатым хладагентом;
  • бокорезы и пассатижи;
  • пара разводных ключей (на 20 и 30 мм);
  • пара накидных или рожковых ключей (номинал зависит от используемых гаек);
  • плоская и фигурная отвёртки;
  • набор шестигранников;
  • изолента или скотч;
  • набор головок под ключи;
  • струбцина или мини-тиски;
  • монтажный нож.

Если кондиционер на первом этаже – со стремянки или облегчённого «трансформера» вы легко достанете до наружного блока. Демонтаж кондиционера на втором этаже может потребовать трёхсекционной раздвижной лестницы. Для третьего и более высоких этажей арендуется автокран. Подъём выше 5-го этажа может потребовать специальный наружный подъёмник, используемый строителями, или услуги промышленных альпинистов. Демонтаж наружного блока, если требуется сохранение фреона, не выполняется по частям. Разъединять компрессор и холодильный контур нельзя. Чтобы снять наружный блок безразборно, требуется помощь напарника: мощная сплит-система весит порядка 20 кг.

Подготовка рабочего места

Необходимо выпроводить лишних в данный момент людей с территории или места работ, обеспечить безопасность прохожих, поставив опознавательные знаки. Если работы ведутся на несущей стене высотного дома, место оцепляется красно-белой лентой. Дело в том, что если запчасть или инструмент случайно упадёт с 15-го этажа – то этот предмет может убить прохожего или разбить стекло автомобиля.

В месте работ уберите из комнаты мебель и личные вещи, домашних животных и т. д. Если кондиционер демонтируется зимой, примите меры к тому, чтобы не замёрзнуть самому и не причинить неудобства другим людям.

Если используется страховочный инвентарь – проработайте план его использования. Он убережёт вас от неприятных и даже катастрофичных последствий. Расположите инструменты в доступном месте – это придаст вашей работе оперативности.

Этапы демонтажа

Сохранение фреона поможет снизить стоимость повторного монтажа кондиционера на новом месте, где он впоследствии и продолжит работу. Правильная перекачка фреона – без потерь, о чём и сообщает инструкция по эксплуатации. Фреон разрушает озоновый слой земной атмосферы и сам по себе является парниковым газом. Да и перезаправка кондиционера на 2019 г. новым фреоном, когда вы потеряли старый, обойдётся в несколько тысяч рублей.

Освобождение контура системы от хладагента

Обязательно перекачайте фреон в наружный блок. Это делается следующим образом.

  1. Запустите «холодный» режим работы.
  2. Выберите с помощью пульта нижний температурный предел, например, 17 градусов. Это позволит внутреннему блоку быстрее перекачать фреон в наружный. Дождитесь, пока не подует холодом.
  3. Выкрутите бронзовые заглушки, закрывающие вентили трубок «трассы».
  4. Закройте вентиль между уличным блоком и тонкой трубой. У кондиционеров, выпущенных за последние несколько лет, задвижки крутятся с помощью шестигранных ключей.
  5. Подключите к отводу большей задвижки манометр.
  6. Подождите несколько минут, чтобы фреон весь ушёл в контур уличного блока. Процесс перекачки фреона удобно отследить с помощью стрелки, которая должна дойти до нулевой отметки манометра.
  7. Дождитесь, пока не подует тёплым воздухом, и закройте вентиль на толстой трубке. Отключите кондиционер. О его выключении свидетельствуют горизонтальные и/или вертикальные жалюзи, закрывающиеся автоматически после остановки обоих блоков.
  8. Навинтите обратно заглушки на вентили. Так вы обезопасите внешний блок от проникновения внутрь посторонних частиц, мешающих его работе. Если отдельные заглушки отсутствуют – замотайте эти отверстия изолентой.

Прогоните кондиционер в режиме вентиляции (без компрессора). Поток тёплого воздуха выдует остатки водного конденсата. Обесточьте устройства.

Если вытащить трубки из стены нельзя, то перекусите с помощью бокорезов медные трубки на расстоянии в 20 см от штуцеров, сплющите и загните образовавшиеся концы.

Отключение электрических цепей

Снятие электрики и трубопроводов производится по следующей схеме.

  1. Корпус внутреннего блока снимается. Отсоединяются и вынимаются электропровода.
  2. Отключается и снимается дренажный шланг.
  3. Откручиваются и снимаются фреонопроводы.

После этого внутренний блок легко сдвинуть и снять. Внешний блок разбирается ещё проще, но в такой же последовательности.

  1. Отключите кабели электропитания. Перемаркируйте их – это позволит вам при повторной установке сплит-системы быстро, за пару минут подключить их к соответствующим клеммам.
  2. Отвинтите трубку меньшего диаметра от штуцера. Аналогично снимите с другого штуцера трубку большего диаметра.
  3. Отключите дренаж и слейте воду, не удалённую при работе кондиционера в режиме продувания.

Съём внутреннего и внешнего модулей

Для съёма внутреннего блока сделайте следующее.

  1. Определите места защёлок и замков корпуса, аккуратно отщёлкните их. Для этого используйте особый съёмник, рассчитанный именно под защёлки и замки. Плоские отвёртки (даже с тонким остриём), ножи и монтажные лопатки, которыми, например, снимают резину с колёс велосипеда, могут сломать эти замки. Действуйте крайне аккуратно.
  2. Ориентируясь по стрелкам на корпусе, отвинтите саморезы, удерживающие внутренний блок на монтажной пластине.
  3. Освободив корпус от нижних креплений, отодвиньте его нижний край от стены. Пока не снимайте его полностью.
  4. Снимите электрокабель, питающий внутренний блок. Для этого демонтируйте крышку клеммника, освободите концы кабеля и вытащите его за пределы внутреннего блока.
  5. Отключите сливной шланг. На вас может вылиться до стакана воды – заранее подставьте стакан или кружку.
  6. Снимите термоизолятор и открутите со штуцеров фреонные трубки. Сразу же заглушите штуцеры, чтобы во фреонопроводы внутреннего блока не попала пыль и влага из воздуха.
  7. Приподнимите внешний блок вверх. Снимите его с удерживающей пластины.
  8. Отставьте блок в сторону. Снимите саму монтажную пластину.

Внутренний блок снят. Для снятия внешнего блока сделайте следующее.

  1. Снимите монтажную крышку сбоку, отсоедините электропровода от кондиционера и вытащите их из клеммника. Завинтите винты клемм и закройте эту крышку.
  2. Отключите дренажный шланг, сливающий конденсат из наружного блока на улицу.
  3. Снимите фреонопроводы аналогично, как и на внутреннем блоке. Отодвиньте их в сторону.
  4. Выкрутите болты на кронштейнах, удерживающих внешний блок. Снимите сам блок с этих креплений.
  5. Выкрутите болты, удерживающие кронштейны в стене. Снимите с нее крепления.
  6. Вытяните из отверстий в стене «трассу» и электрокабели.

На этом демонтаж сплит-кондиционера завершён. Упакуйте наружный и внутренний блок (и весь крепёж).

Нюансы при снятии сплит-систем разных типов

Если демонтаж (перемонтаж) простой сплит-системы сравнительно прост, то более сложные устройства, например, канальные кондиционеры, значительно сложнее в их переносе. Они обладают большим набором комплектующих и весом, требуют особых подходов при встраивании в интерьер помещений. Электрическая линия обесточивается и отсоединяется до снятия гидравлики, а не после неё. Перед установкой кондиционера на новом месте необходимо продуть и отвакуумировать фреонные контуры обоих блоков. Замурованные жёстко коммуникации попросту обрезают.

Если отверстие довольно широкое, чтобы их вытащить, то начинают с наиболее лёгких в вытаскивании частей. Затем извлекают остальные.

Нельзя хранить разобранный сплит-кондиционер в течение года и более. Со временем фреон весь улетучится. Внутрь сквозь рассыхающиеся прокладки вентилей попадёт воздух с влагой и окислит трубопроводы. В таком случае весь контур подлежит замене. Зачастую деталей для старого кондиционера не оказывается ни у одного мастера, т. к. вся линейка совместимых моделей давно снята с производства, и владелец вынужден покупать новую сплит-систему.

Разборка канального кондиционера

Разборку канальной сплит-системы начинают с демонтажа воздуховодов. Работа начинается там, где решётки воздуховодов сообщаются с воздухом в охлаждаемых помещениях. Сняв каналы, приступают к извлечению комнатных и уличных модулей техники. Прогон кондиционера осуществите после перекачки фреона в уличный блок – вентили, удерживающие его, должны перекрываться и изолироваться с помощью заглушек. По окончании продувания системы отключается силовой кабель.

Монтаж и демонтаж кондиционеров LG, Panasonic или других брендов - непростые задачи, требующие особых навыков и умений. Не случайно эту процедуру выполняют профессионалы, а стоимость ее достаточно высока. Тем не менее, снять кондиционер в случае экстренной необходимости можно самостоятельно своими руками, если знать и соблюдать правильный порядок действий, а также иметь необходимый инструмент. Обо всех этапах процесса пошагово, а также об особенностях зимнего демонтажа и нюансах для сплит-систем разных брендов – в материале далее.

Когда снимать сплит-систему нет необходимости

В ряде случаев демонтаж сплит-системы выполнять не нужно, например, при проведении косметического ремонта. Для поклейки обоев полностью снимать кондиционер нет надобности - достаточно отстегнуть защелки, снять внутренний блок с монтажной пластины , открутить ее, приклеить обои, а затем вернуть технику на место.

На заметку! Если в доме проводится ремонт, и будет выполняться оштукатуривание, выравнивание, облицовка или иные действия со стенами, не обязательно демонтировать оба блока - достаточно отсоединить только внутренний. Длины трассы должно хватить для последующего монтажа узла.

Меры предосторожности

Если кондиционер сломан и ремонту не подлежит, демонтировать его очень просто, так как нет необходимости в соблюдении мер предосторожности и сохранении фреона, а также целостности жизненно важных узлов. С рабочей техникой действовать нужно иначе. Нельзя допустить, чтобы в систему проникли не только пыль, но и воздух, в противном случае после установки и последующего запуска устройства на новом месте оно практически гарантированно будет повреждено . Также при демонтаже сплит-системы важно сохранить фреон , чтобы не потребовалось закачивать его заново, так как эта услуга обойдется недешево.

Совет! Во время демонтажа нужно внимательно работать с проводами. При их отключении рекомендуется сфотографировать соединения или сделать пометки. Неправильное их подключение может привести к выходу из строя техники.

Только в том случае, если владелец климатического оборудования уверен, что он сможет правильно выполнить вышеперечисленные условия, можно приступать к демонтажу кондиционера своими силами.

Демонтаж пошагово

Необходимость снять кондиционер может возникнуть по нескольким причинам: при переезде в другое жилье, во время ремонта в квартире, для устранения поломки в самой технике и т.д. В зависимости от ситуации, может потребоваться полный или частичный демонтаж сплит-системы. Как снять со стены только внутренний блок, рассматривалось выше, а для полного демонтажа техники нужно придерживаться следующего алгоритма:

  • провести подготовительные работы;
  • спустить фреон;
  • отключить и демонтировать наружный блок;
  • отсоединить компрессор (при необходимости);
  • снять внутренний блок.

Все действия нужно выполнять с осторожностью и согласно инструкции, чтобы не нанести ущерб кондиционеру.

Подготовительные работы

Подготовительные работы включают в себя сбор необходимых инструментов, среди которых понадобятся и профессиональные. Итак, у мастера должны быть:

  • комплект шлицевых и гаечных отверток;
  • набор торцевых ключей-шестигранников;
  • плоскогубцы;
  • манометрическая станция;
  • труборез и бокорез;
  • нож для строительных работ;
  • набор рожковых и разводных ключей;
  • шуруповерт;
  • дрель.

Важно! Если снятие внешнего блока проводится на значительной высоте, потребуется страховочное снаряжение.

Спуск фреона

Перед проведением работ по демонтажу кондиционера потребуется спустить фреон. Если планируется переустановка прибора в иное место, эту процедуру нужно выполнить так, чтобы собрать хладагент во внешнем блоке . Есть два способа решить эту задачу: первый - с помощью манометра, второй - посредством станции откачки и сбора хладагента, которая подсоединяется к баллону с двумя вентилями. Прибор, используемый в последнем случае, оснащен собственным манометром и компрессором, позволяющим откачать фреон в жидкой или газообразной форме.

Первый способ проще, но он используется только в том случае, если есть возможность запустить устройство. Тогда перемещение фреона в наружный блок выполняется с помощью собственного компрессора.

Второй метод сложнее, требует навыков, а аренда подобной станции стоит очень дорого. Его преимущество в том, что откачать фреон можно даже в зимнее время, когда запуск техники не допустим. Кроме того, наружный блок вакуумируется, а в конденсаторе не остается хладагента, что более безопасно при транспортировке устройства.

Чтобы собрать фреон в наружном блоке кондиционера при помощи манометра , необходимо найти на нем два штуцера с тонкой и толстой трубками. Первая используется для передачи жидкого хладагента в испаритель из конденсатора. Вторая необходима, чтобы закачать в конденсатор фреон в газообразной форме. У каждого из штуцеров крышками закрыты головки перекрывающих клапанов, при этом газовый оснащен отводом с ниппелем. Далее для сбора хладагента в наружном блоке следует выполнить такие действия:

  • снять защитные крышки с ниппеля и штуцеров;
  • подключить манометр к ниппелю;
  • запустить сплит-систему на максимальное охлаждение;
  • через несколько минут перекрыть поступление хладагента в испаритель;
  • наблюдать за показаниями манометра.

При появлении на приборе значения «-1 МПа» необходимо перекрыть газовый штуцер шестигранником и сразу же отключить сплит-систему. Не следует позволять ей работать долго в холостом режиме, это может завершиться поломкой компрессора . Именно поэтому рекомендуется работать с помощником, а не самому - быстро добежать до сплит-системы, чтобы отключить ее, получится не у каждого.

На заметку! Значение «-1 МПа» сообщает, что хладагент собран в конденсаторе, а в остальных узлах образовался технический вакуум.

Снятие наружного блока

После спуска хладогента следует приступить к демонтажу блоков. Но перед этим необходимо отсоединить трубки, для чего можно воспользоваться одним из двух способов.

Первый метод - открутить гайки, которыми трубки прикручены к штуцерам. На их место надеваются специальные крышки. Так трубки останутся целыми, но при этой процедуре воздух с большой вероятностью окажется внутри компрессора.

Второй метод - отступить от штуцеров примерно 15 см трубки и обрезать бокорезами. Затем края необходимо загнуть и зажать тисками. При таком способе потребуется замена трассы, но сама процедура проходит быстро, а значит, воздух с пылью с меньшей вероятностью проникнут в компрессор. Аналогичным образом нужно обрезать и зажать трубку возле внутреннего блока для защиты испарителя.

Снятие компрессора

Иногда внешний блок снимают для ремонта компрессора. Тогда действия по демонтажу выглядят иначе - хладагент удаляется из системы полностью . Чтобы обойтись без потери фреона, его закачивают в баллон при помощи специальной станции, а летом его можно выпустить в атмосферу.

На заметку! При демонтаже компрессора зажимать трубки или закрывать крышками вентили необязательно, потому что после установки нового работоспособного компрессора наружный блок вакуумируют специальным насосом.

Работы по замене компрессора рекомендуется доверить специалистам , так как для их проведения необходимо иметь большое количество профессионального оборудования: вакуумный насос, манометр, газовую горелку. Если же пользователь желает выполнить эти действия самостоятельно, следует:

  • снять с внешнего блока защитный кожух;
  • с помощью газовой горелки отсоединить патрубки нагнетающей и всасывающей трубок;
  • отключить электрический кабель;
  • выкрутить и убрать крепеж, удерживающий вентилятор и конденсатор;
  • вынуть конденсатор;
  • убрать крепления и демонтировать компрессор.

Теперь можно снять шкив с компрессора или выполнить другие работы. Установка нового компрессора выполняется в обратном порядке .

Для демонтажа внутреннего блока потребуется:

  • вытащить согласно инструкции защитные заглушки, выкрутить крепеж, снять крышку корпуса;
  • отключить кабель питания, отсоединив его от клемм, вытащить из кондиционера;
  • удалить дренажную трубку и подставить емкость, чтобы слить оставшуюся жидкость;
  • обрезать, согнуть и зажать медные трубки, как на внешнем блоке;
  • отщелкнуть крепления и снять блок с монтажной пластины;
  • выкрутить винты, которыми пластина крепится к стене, и снять ее.

Особенности процесса зимой

Большинство современных сплит-систем работают как летом, так и зимой. Их допускается использовать для обогрева помещения или для охлаждения, например, серверных. Нужно знать, что собрать фреон можно, лишь запустив кондиционер в режиме охлаждения . Сложность работ в холодное время заключается в том, что существует нижний порог температуры , при котором сплит-система исправно функционирует. Такие ограничения объясняются работой компрессора на масле, которому свойственно менять свою консистенцию и становиться густым при низкой температуре воздуха.

На заметку! Для обычных кондиционеров нижний порог установлен в пределах от +5°С до -5°С, для инверторов – до – 15°С или ниже (максимальное значение -25°С).

В связи с этим при демонтаже техники нужно учитывать температуру воздуха на улице. Зимой, если на сплит-системе не установлен «зимний комплект» (подогревающий картер компрессора), для проведения работ по сохранению фреона нужно использовать специальную станцию , так как на ней задействован безмаслянный компрессор.

Особенности процесса для разных видов кондиционеров

Процесс демонтажа кондиционера может отличаться в зависимости от его типа. В бытовых условиях сегодня чаще всего используются сплит-системы, состоящие из внутреннего и внешнего блока . Процесс их снятия был представлен выше.

Второй тип кондиционеров для домашнего использования – это оконные устройства . Они состоят из одного блока, который монтируется в форточку либо в специальное отверстие в окне, подготовленное под технику. Демонтаж в этом случае очень прост: прибор достаточно вынуть из посадочного места, предварительно удалив удерживающий крепеж.

Помимо этого, в быту часто используются мобильные кондиционеры . Эти приборы не требуют монтажа, а значит - и последующего снятия.

Остальные типы кондиционеров (канальные, кассетные, колонные и т.д.) используются для охлаждения торговых площадей, промышленных залов и т.д. С их демонтажем справится только группа профессионалов.

Важно! Самостоятельное обслуживание и демонтаж профессионального климатического оборудования не допускается. Для проведения каких-либо работ с этой техникой следует обратиться к специалистам.

Последствия некорректного демонтажа

Неправильный демонтаж кондиционера может иметь ряд неприятных последствий:

  • охладительный контур потеряет герметичность, и/или произойдет утечка фреона - устранение этой проблемы будет стоить очень дорого;
  • внутрь контура могут попасть частички пыли или капельки воды, что негативно скажется на работе компрессора - именно поэтому не рекомендуется проводить снятие сплит-системы во время дождя или снегопада;
  • существует риск падения наружного блока с высоты, что приведет к его поломке и последующей замене;
  • могут произойти механические повреждения одного из блоков или трассы, что чревато разгерметизацией корпуса, утечкой хладагента и попаданием внутрь влаги и грязи.

Таким образом, чтобы не вытек фреон, внутрь системы не проникла жидкость или пыль, а техника не получила повреждений, необходимо действовать максимально осторожно и соблюдать правила демонтажа.

Итак, несмотря на то, что работы по демонтажу кондиционера рекомендуется доверить профессионалам, при необходимости эту операцию можно провести самостоятельно. Для этого потребуется собрать или взять в аренду специальный инструмент, а также воспользоваться инструкцией по эксплуатации, где подробно расписаны все необходимые действия. Во время работ следует соблюдать осторожность, чтобы не нанести вред технике. В помощь домашнему мастеру в Интернете доступно множество обучающих видео, посвященных этой операции, а сам процесс примерно одинаков для техники разных брендов.

Лучшие модели сплит-систем 2019 года

Сплит-система AUX ASW-H07B4/LK-700R1DI на Яндекс Маркете

Сплит-система Ballu BSD-09HN1 на Яндекс Маркете

Сплит-система AUX ASW-H07B4/FJ-R1 на Яндекс Маркете

Сплит-система LG P09SP на Яндекс Маркете

Сплит-система Roda RS-A09F/RU-A09F на Яндекс Маркете

Моноблочные кондиционеры демонтируются просто: конденсатор и испаритель находятся в одном блоке, а фреон циркулирует по трубам внутри корпуса. В эту категорию относятся оконные и мобильные кондиционеры.

Все остальные кондиционеры состоят их двух и более блоков, а также протяженной системы труб и кабелей. Поэтому демонтаж таких типов (а это большая часть современных моделей) проходит сложнее и требует привлечения специалистов.

Способы демонтажа кондиционера

Демонтаж кондиционера с внешним блоком можно проводить двумя способами: с сохранением фреона в системе и без его сохранения.

Второй вариант используют, если старый кондиционер дальнейшей эксплуатации не подлежит, но и в этом случае не все так просто. Поэтому и в целях безопасности, и для того чтобы не вредить экологии (пусть и незначительно) лучше проводить демонтаж внешнего блока с сохранением фреона. Сделать это можно, если «собрать» весь фреон в жидком виде во внешнем блоке.

Для чего важно сохранить фреон в системе? Дело не в его стоимости (дозаправку часто проводят во время регламентных работ), а в сохранении в рабочем состоянии компрессора. При попадании внутрь атмосферного воздуха, содержащего пыль и влагу, при запуске он выйдет из строя.

Для того чтобы собрать фреон в наружном блоке, проводят следующие операции:

  1. Снимают крышки со штуцеров жидкостного трубопровода (меньшего сечения) и газового. Под ними расположены вентили с головками под шестигранный ключ.
  2. К сервисному нипелю газового штуцера присоединяют манометр.
  3. Включают кондиционер в режиме «охлаждение» на полную мощность.
  4. После того, как из внутреннего блока пошел холодный воздух, перекрывают вентиль жидкостного штуцера и контролируют давление фреона в газообразном виде по манометру.
  5. После того, как давление упадет ниже нулевой отметки, перекрывают вентиль газового штуцера и немедленно отключают кондиционер. В это время весь фреон находится внутри конденсатора внешнего блока.

  6. После этого необходимо «закрыть» входы в конденсатор. Самый простой и надежный способ: обрезать медные трубы на расстоянии около 15 см от штуцеров (труборезом, бокорезом или ножницами по металлу), согнуть концы под 180° и зажать их маленькими тисками (ручными или настольными). Можно отвинтить со штуцеров накидные гайки медных труб, а вместо них навинтить заглушки. Но делать это надо оперативно и аккуратно, чтобы пыль и мусор не попали внутрь штуцера.

Остается отсоединить силовые и сигнальные кабели, открутить крепеж, демонтировать внешний блок и снять монтажную конструкцию. Так как внешние блоки большинства бытовых и полупрофессиональных кондиционеров расположены на фасаде, а весят они немало, то этим также должны заниматься специалисты со страховочными ремнями.

Демонтаж внутренних блоков

  • снимают крышку корпуса;
  • отсоединяют (обрезают) трубопроводные магистрали и закрывают их (как и у внешнего блока);
  • обрезают дренажную трубу;
  • отключают кабели;
  • раскрывают защелки (у каждой торговой марки своя конструкция);
  • снимают внутренний блок с монтажной пластины, а затем и саму пластину.


Похожие публикации