Какие ваши годы? Алексей александрович каренин, подлинный герой романа.

Что княгиня Мягкая из "Карениной", которой все так восхищаются, в сущности, низкая тварь. Она считает, что Алексей Алексадрович глуп, потому что, отправляясь в служебную командировку, он вернул в казну деньги на прогон 12 лошадей, полагающиеся ему по чину и должности - он ехал к месту назначения поездом. Княгиня же Мягкая со своим мужем воруют эти деньги: "а у меня уж так заведено, что на эти деньги у меня экипаж и извозчик содержатся".

Что тут началось!

"Конечно, Каренин, глуп, - написала мне free2xpress . - А как иначе его можно охарактеризовать? Женился на молодой женщине, которая на 20 лет моложе его. Без любви. Жил не своим умом и сердцем, а по нормам, установленным государством и церковью. Методичный, систематичный, безжизненный... Одним словом - бюрократ".

Пришлось ответить так:

Вы взяли Вашу характеристику либо из слов Анны Аркадьевны, которая раздражена на мужа, либо из советского фильма, где Гриценко действительно изображает что-то в этом роде. Автор описывает его совсем иначе. Алексей Александрович - самое живое, честное перед собой и Богом и по-настоящему страдающее лицо романа. Не говоря уже о том, что он единственный, кроме Левина, кто трудится в романе. И Толстой много раз подчеркивает, что чиновник он дельный.

Алексей Ал-рович женился на Анне по долгу чести, брак этот подстроила ее тетка. Конечно, он мог бы поступить так же, как поступил Вронский с Кити, но это противоречило его принципам.

В ответ я прочел:

//Алексей Александрович - самое живое, честное перед собой и Богом и по-настоящему страдающее лицо романа.//

Довольно спорный тезис, я считаю. Несомненно, нужно изначально запастиcь симпатией ко всем обманутым мужьям, чтобы затем распространить ее и на Каренина. Назвать Каренина самой страдающей фигурой романа можно с большими оговорками. Несомненно, он страдает, но уж слишком своеобразно: он только хочет "отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни".

Нарциссизм, незрелость, эгоизм - вот что питает эти т.н. страдания. Человек, послушный церкви, но в душе не христианин. Футляр от христианина. А шантаж ребенком - вообще низость. Но что можно ожидать от футляра?

//Алексей Ал-рович женился на Анне по долгу чести, брак этот подстроила ее тетка //

NB. Дело в том, что мадам, убедившись в моей непреклонности, в итоге постирала свои комменты, поэтому мне приходится их выуживать из почтовых извещений.

Мой ответ:

Именно так прикрываются статусные браки. Какая там честь может быть? Женился на молодой провинциальной красотке, которую не стыдно показать в свете (приложение к его статусу), потому что был уверен, что сможет полностью ее контролировать.

Откуда Вы это взяли? Где это написано? Давайте придерживаться текста романа и позиции автора. Ведь сюжет этот можно рассказать и с точки зрения гвардейского офицера, и с точки зрения Бетси Тверской, и с точки зрения Долли. И это все будут разные истории.

Алексей Александрович - сирота, как и Анна, человек небогатый, всего достигший упорным трудом и исключительными способностями и страшно одинокий. Перед тем, как сделать предложение, он долго колебался, и в этих его размышлениях нет совершенно ничего о "статусном браке". Он абсолютно ничем не заслужил такого горя, какое обрушилось на него.

Анна Аркадьевна пользуется в доме Каренина полнейшей свободой, никто ее не контролирует. Соблюдение внешних приличий - минимальная цена за эту свободу.

Где Вы вычитали "шантаж ребенком"? Шантаж - это когда чего-то требуют взамен. А он чего требует? Он просто прекрасно видит, что Анне Сережа не нужен, как не нужна ей ее дочь от Вронского, как ей вообще не нужны дети, что при своей беспорядочной жизни она не сможет толком воспитать его, сам же он относится к воспитанию сына весьма серьезно и основательно.

Как же Вы не видите, что Каренин, помимо Левина, - единственный герой романа, способный на нравственные мучения? Да, ситуация безвыходная, мучаются все трое, но Анна и Вронский мучаются неудобством своего положения, и только Каренин решает экзистенциальные вопросы бытия.

В романе Льва Толстого под названием «Анна Каренина» мы можем увидеть, как нормальная жизнь многих героев становится невыносимой, они не находят того желаемого счастья, к которому так долго стремились. Кроме главной героини этого произведения, Анны Карениной, это касается и ее мужа — Алексея Александровича Каренина. Он, точно так же, как и она, так и не смог стать счастливым. Именно по этой причине стоит разобраться в причинах такого явления.

Можно обвинять человека за то, что она ведет себя обычно и естественно? Автор романа Лев Толстой считает, что, пожалуй, да, можно. Алексей Каренин когда-то был нежный и страстный с Анной, но со временем любые чувства остывают и теряют свой прежний огонь. Нечто подобное произошло и с Алексеем Карениным. Он повзрослел, привык к семейной жизни, сосредоточился на работе, как это случается со многими мужчинами. Конечно, он был бы счастлив, если бы не ситуация с его женой Анной.

Вся проблема заключалась в том, что Анна вдруг полюбила другого. То ли от скуки, то ли по другим причинам она не смогла жить в спокойном браке и довольствоваться любовью с мужчиной без прежних пристрастий. Она хотела всплеска эмоций, вернуться в молодость, и это частично представилось ей возможным вместе с Вронским. Но что же делать Алексею Каренину в такой странной ситуации?

Автор как бы намекает нам, что он должен был соревноваться с Вронским за любовь своей жены. Толстой приводит причину отсутствия счастья у Алексея, которая заключается в том, что он был слабохарактерным человеком и не мог вступить в такое соревнование. Впрочем, я не могу согласиться с автором в этом вопросе. Мне кажется, что мало кто из мужчин стал бы бороться в таком случае. Многие просто разозлились бы, часть бы плюнула и оставила такую жену, как предательницу. И лишь единицы действительно восприняли бы это как вызов. В жизни человека есть разные этапы, и этап зрелости никак нельзя считать временем, когда тебе нужно доказывать свою любовь тому, кто был с тобой уже долго и прошел с тобой много событий.

Так в чем же тогда заключалась причина несчастья Алексея Каренина? Я думаю, она крылась в том, что ему просто не повезло с женой. К сожалению, мы иногда не можем распознать истинную сущность человека даже на этапе близкого знакомства. Очень печально, когда человек находит свою вторую половинку, но потом понимает, что никакой совместимости между ними нет. Поэтому придется расставаться, начинать жизнь заново, и далеко не факт, что в зрелом возрасте все получится хорошо. Хочется верить, что Алексей Каренин, жестоко преданный своей женой, когда-нибудь все же нашел счастье.

«Анна Каренина» - шедевр русской литературы, получивший восторженные отзывы критиков и читателей по всему миру. Эта трагическая история о любовном треугольнике, судьбе несчастной женщины и общественном порицании была экранизирована несколько раз, а книги издавались тысячными тиражами. От того и человека, который не знал бы «Анну Каренину» Толстого, найти очень сложно. Герои романа «Анна Каренина» очень сложны и многогранны. И порой даже после прочтения книги остаются вопросы об их характере. Чтобы в полной мере насладиться этим величайшим произведением, надо понимать мотивы каждого персонажа. Эта статья призвана помочь читателю полностью понять мир внутренних переживаний каждого из них.

Характеристика главных героев романа

Анна Каренина

Титул одного из самых популярных образов русской литературы принадлежит Анне Карениной. Она - эталон своей эпохи: красива, грациозна, изысканна и общительна. Муж Анны - Каренин Алексей - хоть и значительно старше ее, но уважаемый и богатый чиновник, отец ее 8-летнего сына. Несмотря на то что прекрасная Анна его совершенно не любит, относится она к нему с должной теплотой и уважением.

Но вся ее жизнь меняется после встречи с вздорным юношей - графом Вронским. Тот сразу же в нее влюбляется и начинает добиваться ее расположения. Поначалу Анна противится этому, но в скором времени между ними зарождаются глубокие чувства.

Как и некоторые другие герои романа "Анна Каренина", женщина поступает опрометчиво. Такое поведение вызывает резонанс в обществе, но Анна - влюблена. Она ведет себя импульсивно и прямо, невзирая на сплетни и слухи. Она покидает своего мужа и начинает жить с любовником. Вскоре у них рождается дочь. Терзаемая душевными переживаниями, запутавшись в отношениях, страдая от разлуки с сыном и потерей уважения, Анна Каренина начинает принимать морфий. Ее преследуют кошмары и постоянные ссоры с любимым Вронским, что в конечном итоге доводит ее до самоубийства.

Алексей Александрович

Каренин Алексей - муж главной героини - был высокопоставленным и почитаемым человеком. Его уважали за твердость характера, ответственность, порядочность и честность. Он был очень трудолюбивым и рассудительным в работе и отношениях. Мысли его все время были заняты делами и обязанностями, поэтому порой Алексей Каренин не уделял должного внимания жене и ребенку. Но за этой маской отрешенности, на самом деле, скрывалась глубокая любовь к своей семье.

Его жизнь переворачивается, когда он узнает об измене своей жены. Он, столкнувшись с предательством, вместо того, чтобы бороться за свою любовь, замыкается в себе и не хочет ничего менять. Проявить чувства он решается, когда вместе собираются все главные герои романа «Анна Каренина» после тяжелых родов Анны.

Тогда и раскрывается правда, что Каренин очень слабый человек. После смерти его любимой женщины в его жизни наступает кризис. Он берет на себя ответственность за Карениной и Вронского и посещает религиозный кружок.

Вронский - возлюбленный Анны

Вронский Алексей Кириллович родился в благородной семье, известен и уважаем в свете. Он богат, красив и очень влюбчив - о его любовных интригах ходят слухи. Но после встречи с Анной Карениной меняется вся его жизнь. Сам автор замечал, что по характеру Вронский был довольно неглубоким и простым человеком, а некоторые его поступки были безответственны и глупы. В своей возлюбленной - Анне - он видел лишь прекрасный «фасад» - красивую внешность и изящество. Он не мог дать Карениной то, чего она желала - семьи. Невзирая на обязательства, которые несет за собой семейный быт, сам Алексей не хотел менять свой образ жизни. Более всего это мучило Анну.

Но Вронский не был Его нрав и поведение были результатом молодости, но Анну он любил. Алексея нельзя уличить в бесчестии и холодности. Он также тяжело переносил ситуацию, а себя чувствовал виноватым в боли и страданиях Анны. Поэтому он стойко переносил все ее истерики, относясь к ней с пониманием и всячески поддерживая ее.

После смерти своей возлюбленной граф Алексей Кириллович Вронский покидает Петербург и отправляется на войну, чтобы достойно встретить свою смерть.

Выводы

«Анна Каренина» - поистине глубокий и захватывающий роман о запретной любви и искренности чувств. И хоть герои романа «Анна Каренина» боролись за свое счастье и любовь, можно сказать, что каждого из них постигла трагическая участь. Сама Анна Каренина погибла, а ее смерть полностью изменила жизни любивших ее мужчин.

Дебаты вокруг романа длятся уже десятки лет, кто-то понимает и жалеет Анну, кто-то, наоборот, ее осуждает. Не этого ли своим творением добивался Лев Николаевич Толстой? Возможно, этим произведением он хотел затронуть душу каждого человека, и это у него получилось. Судьба Карениных и Вронского никого не оставляет равнодушным.

Мне кажется, что Каренин был готов к тому, что ему разобьют сердце. У меня такое ощущение, что, чем больше Каренин узнает, тем больше он делает для того, чтобы сохранить брак. Он не обязан дарить страсть и романтику, в нем этого может и не быть, но он был так воспитан, он наблюдал это в поведении своих родителей. Он позволяет своему сердцу управлять собой настолько, насколько это вообще возможно.
(Джуд Лоу, актер)

Чета Карениных в романе Льва Николаевича Толстого - яркий пример отношений социального заказа, доведенных до крайней степени непримиримости. В этом дуэте неизменно на первом месте оказывается Анна, ее поступки, метания и проблемы. Образу Алексея Александровича уделяется гораздо меньше внимания.

Обычно читатель либо восхищается Анной и презирает ее супруга, либо считает поступки героини чередой совершенных подлостей и предательств, жалея несчастного Алексея Каренина. Если же рассмотреть их отношения с точки зрения соционики, становится очевидно, что причина описанных в романе событий лежит значительно глубже, в самом конфликте Наполеона и Штирлица, «заказчика» и «подзаказного».

Истинный… Штирлиц

То, как складывались эти отношения, в романе остается «за кадром». Мы узнаем о них исподволь, из диалогов героев. Каренина очень легко типировать. Это ярко выраженный логико-сенсорный экстраверт, Администратор, Штирлиц. Иногда появляется навязчивое впечатление, что Толстой, каким-то образом прозрев будущее исследование Аугустинавичюте, лепил образ своего героя точно по характеристике этого ТИМ.

Фамилия героя происходит от греческого слова «кареон» - голова. Лев Николаевич, прекрасно знавший греческий язык и читавший в подлиннике Гомера, таким образом, подчеркнул, что рассудок Каренина преобладает над его чувствами.

В первых сценах романа в Анне еще трудно распознать Наполеона. Однако уже на приеме у княгини Бетси Тверской и в последовавшем за ним вечернем объяснении с мужем, в героине очень ярко раскрываются черты этого типа.

С этого момента начинаются сложности. Каренин, на первый взгляд, выглядит «заказчиком», «ведущим», «руководителем». У него есть все основания свысока, покровительственно смотреть на Анну. Если положить на весы признанные обществом достоинства, то на его чаше окажутся солидный возраст, жизненный опыт, карьера, высокое положение в обществе, безупречная репутация и немалое состояние. На чаше Анны - только ее выдающаяся красота.

В отношении Каренина к жене нет ничего пренебрежительного или унизительного. Это отношение более сильного человека к тому, за кого он отвечает, как в материальном, так и в духовном плане. Справедливости ради стоит заметить, что в начале романа, возвращаясь из Москвы, Анна очень тепло думает о муже: «Слава богу, завтра увижу Сережу и Алексея Александровича, и пойдет моя жизнь, хорошая и привычная, по-старому».

На протяжении девяти лет Каренин неустанно заботился о своей семье, и жизнь супругов была вполне хорошей, а вовсе не такой, какой Анна станет выставлять ее позже. Анна всегда чувствовала его доброе душевное расположение к себе, и со стороны их отношения воспринимались всеми окружающими как совершенно бесконфликтные. Однако в паре Штирлиц - Наполеон заказчиком выступает именно Наполеон, а не Штирлиц. То есть Каренин психологически не «заказчик», а «исполнитель».

Роковые ошибки Каренина

В отношениях социального заказа довольно часто «приемник» находится на более высокой ступени социального развития, однако ему отведена второстепенная роль. Заказчик всегда недооценивает своего «подзаказного». Каренин изначально был значительной, внушительной фигурой, в которой небогатая и довольно непутевая семья Облонских увидела отличную партию для Анны. Впоследствии он дал ей все необходимое для того образа жизни, к которому она стремилась, дал возможность блистать, покорять и ни о чем не заботиться. Анна же принимает все это как должное: муж должен заботиться о жене и детях.

Героя отлично характеризует сцена у княгини Бетси. Анна уединяется с Вронским и беседует с ним у всех на глазах так долго, что окружающие начинают видеть в этом нечто неприличное. Все, кроме самого Каренина!

Только дома, ожидая жену, оставшуюся в гостях на ужин, он начал анализировать события и «заметил, что другим в гостиной это показалось чем-то особенным и неприличным, и потому это показалось неприличным и ему. Он решил, что нужно сказать об этом жене».

Заметьте, Каренину даже не приходит в голову, что жена сознательно вела себя именно так, случившееся кажется ему каким-то случайным промахом Анны, чем-то вроде поведения ребенка, который в гостях громко попросился по нужде.

Каренин выполняет социальный заказ Анны так, как понимает его: он старше, сильнее, он должен заботиться о ней, предостерегать ее от опрометчивых шагов. Видимо, так все и происходило в предыдущие девять лет брака и устраивало обоих. До сих пор интересы Анны не вступали в противоречие с убеждениями Каренина.

Однако в этот раз Анна, «не хотела замечать его состояние». «Он видел, что глубина ее души, всегда прежде открытая пред ним, была закрыта от него. Мало того, по тону ее он видел, что она и не смущалась этим, а прямо как бы говорила ему: да, закрыта, и это так должно быть и будет вперед». Такая реакция тоже довольно типична: «заказчик» часто не слышит «подзаказного» и не считает нужным обсуждать с ним свои действия и мотивации.

Трагедия состоит в том, что ощущая гибельность пути, на который вступила Анна, Каренин тем не менее, остается «подзаказным» и поэтому не в силах повлиять на ход событий. Он приходит к выводу, что «это дело ее совести» и он не может ее судить, а может только указать на ошибку и объяснить, как следует поступать впредь, поскольку он глава семьи - «лицо, обязанное руководить ею, и потому отчасти лицо ответственное». Это очень важный момент, в который Каренин осознает заказ как социальный.

Противоречия ТИМ и социальных позиций героев

Анализируя поведение Каренина, и читатели и критики недоумевают, почему этот сильный, умный и влиятельный человек не делает решительных попыток пресечь роман супруги с Вронским? Одни приписывают ему душевную черствость и полное равнодушие к жене. Другим, наоборот, видится в его поступках чрезмерная доброта и слабость характера, неумение ориентироваться во «внепротокольной ситуации».

На самом же деле, причина в особенностях ТИМ логико-сенсорного экстраверта и отношений, возникших между ним и «заказчиком», сенсорно-этическим экстравертом. Болевая функция Каренина - интуиция времени. Он не осознает, что двусмысленная ситуация продолжается уже более года, не может выбрать подходящего момента для разговора с женой, не готов к радикальным переменам и плохо предчувствует реальную опасность.

Толстой отмечает, как с ухудшением отношений Алексея Александровича с женой ухудшается и его самочувствие - это реакция его суггестивной функции, этики отношений. Подводит и ролевая этика эмоций: он «не находит нужных слов» и становится сух и холоден.

Ранее герой (явно ошибочно) полагал, что может читать в душе жены, как в открытой книге, теперь же он сделал вывод, что ее душа для него закрыта. Он пытается что-то изменить, снова уверяет себя, что «нужно попытаться еще раз, что добротою, нежностью, убеждением… еще есть надежда спасти ее, заставить опомниться». Однако Анна, почувствовав силу в позиции «заказчицы», не желает реагировать на его увещевания. Она очень легко успокаивает свою совесть тем, что Каренину все равно, он не умеет любить и, следовательно, ему не больно.

Возникает ситуация цунгцванга: чтобы выполнить социальный заказ, «приемнику» необходимо уйти от непосредственного влияния «заказчика», в то же время такое отдаление никак не способствует прогрессу в отношениях. Без постоянного вербального контакта, обсуждения и планирования своих дел «заказчик» и «приемник» сбиваются, их отношения заходят в тупик.

Метания Каренина от сдерживания эмоций до демонстрации амбиций не приводят к прогрессу в отношениях. Хаос в отношениях заказной пары всегда переживается болезненно обоими партнерами. Проблема состоит в несовпадении позиций ТИМ с позициями «старшего» и «младшего» в жизни. Каренин, играющий ответственную социальную роль главы семьи по своему общественному положению, жизненному опыту должен быть заказчиком, однако по законам психологии заказчиком в диаде выступает Наполеон.

Такая «перевернутая с ног на голову» расстановка сил не может не привести к конфликту. Особенности морали, устои жизни и быта в той среде, в которой живут герои, а также отсутствие психологической помощи со стороны окружающих приводят семью Карениных к трагическому финалу.

Публикации раздела Литература

Какие ваши годы?

К акими вы представляете себе литературных героев? Взрослые, многое пережившие, они решают сложные нравственные вопросы, меняют свои и чужие судьбы. А пытались ли вы когда-нибудь узнать, сколько лет этим людям? Оказывается, многие из них по современным меркам совсем юны.

«Анна Каренина» . Анна - 25–26 лет

О точном возрасте Анны Карениной в романе не говорится, но из цитат самих героев можно сделать некоторые выводы. Итак, на момент начала романа с Вронским Анна была замужем уже восемь лет:

«Алексей Александрович холодно улыбнулся одними губами, желая показать ей и самому себе твердость своего убеждения; но эта горячая защита, хотя и не колебала его, растравляла его рану. Он заговорил с большим оживлением.
- Весьма трудно ошибаться, когда жена сама объявляет о том мужу. Объявляет, что восемь лет жизни и сын - что все это ошибка и что она хочет жить сначала, - сказал он сердито, сопя носом.
- Анна и порок - я не могу соединить, не могу верить этому».

Лев Толстой. «Анна Каренина»

Вторую ремарку, приближающую нас к разгадке возраста Карениной, мы встречаем в разговоре героини с братом Стивой:

«- Ты не можешь видеть своего положения, как я. Позволь мне сказать откровенно свое мнение. - Опять он осторожно улыбнулся своей миндальною улыбкой. - Я начну сначала: ты вышла замуж за человека, который на двадцать лет старше тебя. Ты вышла замуж без любви или не зная любви. Это была ошибка, положим.
- Ужасная ошибка! - сказала Анна».

Лев Толстой. «Анна Каренина»

«Капитанская Дочка» . Петр Гринев - 17 лет

Страшные события Пугачевского восстания, дуэль с подлецом Швабриным и любовь, которая продлится всю жизнь, - все это герой повести «Капитанская дочка» пережил в нежном по современным меркам возрасте. Однако даже современников Пушкина юность Петруши Гринева отнюдь не удивляла, а события повести, напомним, происходят за полвека до рождения автора.

«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы...» Наконец, батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.
Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»
- Да вот пошел семнадцатый годок, - отвечала матушка. - Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще...
- Добро, - прервал батюшка, - пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».

Александр Пушкин. «Капитанская дочка»

«Евгений Онегин» . Онегин и генерал, муж Татьяны

Благодаря указаниям на время, щедро рассыпанным по роману «Евгений Онегин», литературовед Юрий Лотман вычислил точный год рождения заглавного героя. Он же обратил внимание и на другой интересный факт: муж Татьяны, «важный генерал», имени которого мы даже не знаем, оказывается, совсем не старик.

«Вопреки распространенному мнению, еще Н.О. Лернер (очерк «Муж Татьяны» в кн.: «Рассказы о Пушкине», Л., 1929, с. 213–216) показал, что муж Татьяны вполне мог быть нестарым человеком. Грибоедов писал в 1816 году Бегичеву: «…Ныне большая часть генералов таких, у которых подбородок не опушился» (А.С. Грибоедов. Полн. собр. соч., т. III. Пг., 1917, с. 122). Онегину, который родился в 1795 году, или около этого, весной 1825 года могло быть неполных тридцать лет. Князь N - его родня и приятель! - с которым Онегин на «ты», мог быть лет на пять старше».

«Горе от ума» . Софья - 17 лет

В пьесе «Горе от ума» Софья появляется уже взрослой девушкой, семнадцать лет - возраст замужества, но мы знаем, что с Чацким они познакомились раньше, более того, были влюблены друг в друга. И вновь Юрий Лотман предполагает, что к началу оставшейся за кадром истории Софье не могло быть больше четырнадцати.

«…Чацкий отсутствовал три года, следовательно, влюбился в нее [Софью], когда ей было 14 лет, а может быть, и ранее, поскольку из текста видно, что до отставки и отъезда за границу он некоторое время служил в армии и определенный период жил в Петербурге («Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, / Из Петербурга воротясь, / С министрами про вашу связь…» - III, 3). Следовательно, Софье было 12–14 лет, когда для нее и Чацкого наступила пора
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!»

Юрий Лотман. «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий»

«Бедная Лиза» . Лиза - 17 лет

Еще одна вполне «взрослая» героиня, о юности которой читателю тем не менее рассказывает автор. В Эраста Лиза влюбилась в семнадцатилетнем возрасте, но уже в пятнадцать бедняжка осталась сиротой с больной матерью на руках и была вынуждена позабыть детские забавы.

«Одна Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, - одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве. Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила Бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери».

Николай Карамзин. «Бедная Лиза»

«Война и мир» . Наташа Ростова - 13 лет на момент начала романа; в момент гибели князя Андрея - 20 лет

Действие романа начинается в 1805 году; сообщается, что Наташе на тот момент минуло лишь тринадцать лет, однако она уже успела заставить Бориса поклясться в вечной любви к ней, а он впоследствии не постеснялся этой клятвой поступиться.

Годы шли, и к моменту появления наполеоновской армии в Москве героине уже исполнилось двадцать. Она успела пережить ряд разочарований и измен, а также перенесла смерть князя Андрея.

«Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою, и остановилась посредине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.



Похожие публикации