Когда была 2 война рима с карфагеном. Пунические войны

Пунические войны (264-146 гг. до н. э.) велись между Римом и Карфагеном за обладание Западным Средиземноморьем, где происходили практически все основные пути торговли и концентрировались невольничьи рынки рабов. Из трёх Пунических войн, которые вели между собой две мировые, в то время, державы, самой кровопролитной и напряжённой считается вторая война Рима с Карфагеном.

Причины войны

В борьбе за Сицилию, которая велась между Карфагеном и Римом в Первой Пунической войне (264-146 гг. до н. э.), Карфаген запросил мира, так как стране не хватило ни материальных, ни человеческих ресурсов. Тяжёлые условия заключённого мира заставили правящие круги карфагенян искать новые пути для торговли и добычи ресурсов.

В конце II тысячелетия до н. э. финикийцы основали первые колонии-поселения на Пиренейском полуострове, но не только поэтому все устремления Карфагена перенеслись в сторону Иберии. На то были свои причины:

  • богатые залежами железа и серебра месторождения;
  • основав на побережье Иберии Новый Карфаген, Карфаген быстро компенсировал свои потери в Первой Пунической войне;
  • Пиренейский полуостров являлся очень удобным плацдармом для наступления Карфагена на Рим;
  • возможность включить иберийские племена в состав наёмной армии Карфагена.

Рим боялся усиления Карфагенской Республики и стал готовиться к войне. Границы влияния между двумя государствами проходили по реке Ибер, согласно Эберскому договору. Таки образом, Рим хотел обезопасить себя от наступления армий Карфагена, а при удобном случае начать войну.

Вскоре такой случай представился: в 218 году до н. э. полководец Ганнибал осадил и разрушил город Сагунт, находившийся под влиянием Рима. Так началась война.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Причины войны:

  • пунийцы хотели взять реванш за поражение в Первой Пунической войне;
  • экономический подъём и захват новых земель вызывали опасение Рима. Столкновение двух мировых держав стало неизбежным;
  • взятие Сагунта стало официальным предлогом для начала второй войны с Карфагеном Римской Республики.

Первый период войны (218-213 гг. до н. э.)

Война в Италии 218-215 гг. до н. э.)

С самого начала Ганнибал – командующий войсками Карфагена – не скрывал, что хочет напасть на Рим. Он готовил армию для похода в Италию, часть из которой командующий пунийцев оставил в Испании. Рассмотрим основные события Второй Пунической войны:

  • Весной 218 года армия Ганнибала перешла через Альпы и с самого начала захватила военную инициативу, заставив римлян обороняться. Хоть войско карфагенян понесло огромные потери, переходя через Альпы, Ганнибал компенсировал их ценой притока в свою армию галлов.

Рис. 1. Переход Ганнибала через Альпы.

Войско Ганнибала с самого рождения государства было наёмным, отсюда не раз возникали проблемы с наёмниками переходившими зачастую в стан противника. Такое уже случалось в Карфагенском государстве в 240 году до н. э. Войско римлян состояло из ополченцев и граждан Рима, сражаясь на своей земле, они вовремя получали продовольствие и свежие резервы войск, что увеличивало их преимущество.

  • В трёх сражениях подряд – у реки Тицин, у реки Требия в декабре 218 года и у Рразименского озера в 217 году до н. э . Ганнибал наголову разбил римские легионы. Ответив отказом на предложения своих военачальников, Ганнибал не пошёл войной на Рим, а повернул своё войско в Апулию с её плодородными землями, оттуда его армия отправилась в Самний и Кампанию.
  • Лето 216 года . Победы Ганнибала показали римлянам, что в открытом бою этому военному гению нет равных. Консул Фабий Максим выбрал единственную правильную тактику на тот момент – преследование карфагенян по пятам, изнуряя их мелкими стычками. Сенат, недовольный такими действиями Фабия Максима, посчитал его трусом. Для решительных действий Сенатом были назначаны два консула – Луций Эмилий Павел и Гай Теренций Варрон.
  • 2 августа 216 года до н. э . состоялась битва при Каннах. Ганнибал постоянно провоцировал римское войско Варрона и Павла на открытое сражение, несмотря на численное превосходство римлян. 2 августа 216 года битва состоялась близ местечка Канны. Для римлян она закончилась катастрофой и почти полным уничтожением войска. По оценочным данным, римляне потеряли от 60 до 80 тысяч человек и примерно 5000 пленными. В то время как потери пунийцев составили 5769 воинов.

Рис. 2. Битва при Каннах.

После победы Ганнибал вновь отказался идти к Риму. Вместо этого он двинулся на юг, пополняя армию продовольствием и солдатами из числа галлов и самнитов. Основной причиной того, что Ганнибал не рискнул приступить к осаде Рима, явилось то, что его воины устали и количество жителей “вечного города” в несколько раз превышало войско Ганнибала. Самым значимым успехом после битвы при Каннах для Карфагена стал переход Капуи на сторону карфагенян и заключение союза с Македонией против Рима.

  • Весной 215 года до н. э . пунийцы вновь начали военные действия. Однако римляне всячески избегали больших сражений, навязывая локальные битвы, изнуряющие войско Ганнибала. Римские войска жестоко карали союзников Ганнибала в Италии, вынуждая их вновь склонить голову перед могучей державой. Пунийцы сразу же стали испытывать трудности в пополнении армии людьми и продовольствии.

Периферийные войны Рима с союзниками Карфагена

Сенат Рима сделал всё,чтобы обескровить пунийскую армию в Италии. Для этого необходимо было перекрыть все пути снабжения армии пунийцев. Военные действия постепенно переместились на Сицилию, Испанию, Северную Африку и Иллирию.

  • Осада Сиракуз (214-212 гг. до н. э.) К 214 году до н. э. карфагенские части сильно потрепали римлян в Сицилии, но те высадив новый десант, оттеснили войска пунийцев к Сиракузам.
  • В 213 году римлянами был взят город Сагунт в Иберии.
  • Македонский царь Филипп V, будучи союзником Карфагена, напал на римские колонии в Иллирии. В 214 году римляне заблокировали с моря флот македонцев, вынудив их отступить.
  • 212 год до н. э. Нумидийский царь Сифакс перешёл на сторону римлян. Теперь и у стен Карфагена стало неспокойно, так как Сифакс перешёл к активным действиям в Северной Африке против пунийцев.

Второй период войны (212-207 гг. до н. э.)

Война в Италии в 212-209 гг. до н. э.

В 212 году до н. э. пыл карфагенской армии заметно упал: старых закалённых в боях воинов у Ганнибала почти не осталось, вынужденные зимние каникулы разлагали армию. И наоборот, римляне резко активизировали свои действия, начинается общая мобилизация юношей от 17 лет.

  • В 212 году до н. э. начался неплохо для Ганнибала – сторону пунийцев взял Торент, в битвах Ганнибал по-прежнему побеждает, хотя все эти успехи носят скорее локальный характер. Но затем ситуация резко поменялась – римлянами были взяты Сиракузы, а позже пала Капуя.
  • В 213 году до н. э. Ганнибал пошёл на Рим. Это был жест отчаяния, так ка сил на штурм уже не было. К этому времени численность войск пунийцев колебалась от 43 до 55 тысяч человек против 250-тысячной армии римлян.

Война в Испании в 211 году до н. э.

Война в Испании велась с переменным успехом для обеих сторон. Но после высадки в Испании свежих сил карфагенян римские легионы были почти полностью уничтожены Гасдрубалом, родным братом Ганнибала. Однако римлянам удалось временно локализовать ситуацию послав в Иберию легионы под командованием Гая Марция и Клавдия Нерона.

Перелом и конец войны

В 208 году до н. э. Римским Сенатом в Иберию было послано небольшое войско под командованием молодого консула Сципиона. Он внезапным ударом взял Новый Карфаген. На юге Италии в это же время под ударами римских войск пал Тарент.

  • 207 год до н. э. Гасдрубал, собрав воедино остатки армии, решил прорываться в Италию, чтобы объединиться с братом. Однако эта попытка не увенчалась успехом: переправившись через Альпы, Гасдрубал был окружён легионерами Рима и пал в бою вместе со своими воинами на реке Метавре в 209 году до н. э.
  • 204 год до н. э. Пообещав Сенату добыть победу и получив полностью укомплектованную армию, Сципион высаживается в Африке и быстро выдвигается к Карфагену. Ганнибал был вынужден покинуть Италию после того как карфагенский Совет отозвал его вместе с войсками.
  • 202 год до н. э. битва при Заме. В этой битве римляне нанесли армии Ганнибала решительное поражение. Сципион изучил тактику Ганнибала и успешно ей противодействовал во время сражения. Хотя немаловажное значение сыграл и тот факт, что на сторону римлян в разгар сражения перешла нумидийская конница, воевавшая до этого на стороне пунийцев.

Рис. 3. Битва при Заме.

Итоги войны

Карфаген после поражения при Заме запросил мира. Римлянами был выдвинут целый ряд условий, с которыми были вынуждены согласиться проигравшие: Карфаген обязан был выплатить контрибуцию 100000 талантов в течение 50 лет, лишался своего флота и не имел права на военные действия без разрешения Римской Республики.

Основными причинами поражения Карфагена во Второй Пунической войне было наличие у Карфагена наёмной армии, отсутствие реальной помощи Ганнибалу со стороны правящих кругов Карфагена и римское военное искусство.

Что мы узнали?

В III веке до н. э. Римская Республика была поставлена на грань выживания во время второй войны с Карфагеном. Вторая Пуническая война стала одной из самых ожесточённых в Истории Античного мира. Изучая историю древнего мира в 5 классе, мы узнали, как Римская Республика окончательно превратилась в мировую державу.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 109.

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).

Основные цели:

1. Сформировать знания о войнах Рима с Карфагеном и их последствиях для Средиземноморья;
2. Тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; соотносить единичные исторические факты и общие явления;
3. Тренировать умение анализировать, сравнивать, излагать суждения о причинах и следствиях, умение оценивать свою деятельность;
4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в команде.

Основные понятия: причина, повод, пуны, Карфаген.

Знание хронологии:

264–241 г.г. до н.э – первая война с Карфагеном.

218–201 г.г. до н.э. – вторая война с Карфагеном.

216 г. до н.э. – битва при Каннах.

202 г. до н.э. – битва при Зама.

Оборудование урока: учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. “История древнего мира”; интерактивный задачник по истории “На заре истории” (СД “ДиректМедиа”), атлас, рабочие листы к уроку открытия нового знания, рабочие тетради.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята, проверьте свою готовность к уроку (наличие учебника, дневника, тетради, атласа). Повернитесь друг к другу, улыбнитесь от души. Готовы к уроку? Я желаю Вам успеха!
– Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
– Вспомните, какой вывод мы сделали в конце урока? (Рим установил свое господство над Италией; в результате непрерывных войн римляне создали большое и боеспособное войско.)*
– Какую проблему мы вывели из сформулированного вывода? (В Средиземноморье не только Рим стремится к господству, что может привести к войнам.)

Сегодня на уроке вы будете открывать новые знания. Как вы будете это делать? (Мы определим, что мы еще не знаем, и самостоятельно откроем новые знания.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

– Вспомним, как Рим установил свое господство над Италией (кратко перечислите основные факты)?

Повторение проводится фронтально. В процессе работы выводится слайд-презентация, где фиксируются необходимые эталоны:

в Риме был установлена республика (509 г. до н.э.);
– отобранные у побежденных народов земли римляне объявляли собственность государства;
– плебеи получили право получать эти земли и стали полноправными гражданами;
– запрещено долговое рабство (326 г. до н.э.);
– войско делилось на легионы, основу составляли земледельцы;
– римская армия славилась своей дисциплиной, т.к в случае трусости каждого десятого воина казнили по жребию;
– в походе римляне строили укрепленный лагерь.

*курсивом отмечены ответы учеников

Откройте карту атласа и определите, какие государства кроме Рима могли претендовать на господство в Средиземноморье? (Ребята называют Карфаген и показывают его владения; территории Македонского, Сирийского и Египетского государств.)

Определите с помощью карты, почему именно с Карфагеном начинаются войны Рима? (Римляне стали стремиться к захвату о. Сицилия на который претендовал и Карфаген.)

Предположите, какова тема сегодняшнего урока? (Войны с Карфагеном.)

Тема урока выводится в слайд – презентации на доске.

(Пробное задание.)

– С какой целью вы будете выполнять пробное задание? (Чтобы понять, что мы не знаем, что сегодня на уроке будет нового.)

– Прочитав предложенные отрывки из документов,вам надо ответить на следующий вопрос: каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное?

У кого нет ответа на вопрос? Что вы не можете? (Я не могу ответить на вопрос: к аковы причины первой и второй войны с Карфагеном.)

– У кого есть ответ? Вы уверены в правильности своего ответа? В чем ваше затруднение? (Мы не уверены, что правильно определили причины первой и второй войны с Карфагеном.)

3. Выявление места и причины затруднения.

– На какой вопрос вы должны были ответить? (Каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное?)

– Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем, в чем причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное?)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Определив тему урока, назовите цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать, каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное? )

Задание второго уровня сложности:

– С какой целью мы осуществляем поиск причин? Для чего нам с вами необходимо знать причины войны? (чтобы определить, к каким последствиям они привели).

Задание третьего уровня сложности:

– Кто-то может ответить на вопрос: для чего нам находить причинно-следственные связи? Найдя связь между причиной и следствием, на какой вопрос мы сможем ответить? (Чтобы узнать, как дальше будет развиваться государство.)

Как обычно с помощью слов – "помощников" строим цель действий:

Узнаем:интересные факты из истории войн Рима с Карфагеном: причины, ход, даты, последствия .

Проверим:знания понятий: “причина”, “повод”.

Способы:работа с учебником, атласом, выполнение интерактивных заданий, составление таблицы, анализ документов.

– Какие средства вы будете использовать при достижении цели? (Учебник, атлас, рабочие листы, интерактивный задачник.)

Каждому раздаются рабочие листы с заданиями.

– Посмотрите на задания и скажите, по какому плану вы будете работать? (Мы будем читать текст с целью нахождения ответов на поставленные вопросы, заполним рабочий лист в тех местах, которые соответствуют нашему заданию.)

5. Реализация построенного проекта.

– Когда началась первая война с Карфагеном? (264 году до н.э.)

– Прочитаем первый документ и ответим на вопросы: кого римляне называли пунами и почему (карфагенян, так как Карфаген основали финикийцы – “пуны”);

– сформулируйте причину первой войны (“попытка Рима укрепиться в Сицилии привела к войне”);

– что послужило поводом к первой войне? (“Римляне имели повод заявить, что Карфаген первый нарушил договор, когда пунийский флот вошёл в гавань Тарента”).

– Найдите на карте атласа указанные географические названия. Поднимите руки, кто не справился? (Помощь в паре.)

– Какой итог первой войны? (Рим завладел Сицилией, но могущество Карфагена сломлено не было.)

– Какой вывод можно сделать, исходя из итога первой войны? (Цель войны не достигнута, причина соперничества между Римом и Карфагеном сохраняется, война продолжится.)

Если ученики затрудняются:

– Какова цель войны? Она была достигнута? (Нет.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Слайд – презентация выведена на доску.

Проверяем результат выполнения 1 задания.

Образец (эталон) выполнения 1 задания:

На доске выведен слайд с образцом (эталоном) выполнения задания. Проверьте, правильно ли вы оформили таблицу к 1 заданию. Происходит обсуждение выполненного задания.

– Вы достигли поставленной цели? (Частично, мы нашли ответы по первой войне с Карфагеном.)

– Вы справились с затруднением? (Да, мы знаем эталон выполнения задания.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– А теперь я предлагаю каждому поработать самостоятельно. Вторую часть рабочего листа вы заполняете, прочитав (на выбор ученика):
задание 1 уровня – текст учебника на страницах 216–220,
задание 2 уровня – дополнительно к учебнику документы под № 3, № 4.

Ребята, кто быстро справится с заданием, решите интерактивную задачу, документы из которой мы анализируем.

Задание 3 уровня:

Определите место описываемых событий во взаимоотношениях Рима и Карфагена.

(Работа с интерактивной доской.)

Учащиеся работают самостоятельно, после выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по образцу, который выводится в слайде – презентации на доску.

Образец (эталон) выполнения 2 задания:

Образец (эталон) выполнения задания 3 уровня :

После самопроверки проводится рефлексия: фиксируются места ошибок и определяются причины возникших затруднений, ошибки исправляются.

Вы обратили внимание, что в задачнике есть документы, касающиеся третьей пунической войны.

– Какие вопросы напрашиваются для ответа на следующем уроке? (Была ли необходимость в разрушении Карфагена? Можно ли было обойтись без этой жестокости в отношении города и его жителей?)

Сделайте вывод:

– каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное? (Причина войн Рима с Карфагеном – соперничество за господство в западном Средиземноморье. Общее – войны были захватническими и с той и с другой стороны. Различие не выявлено);
какую цель ставил Рим в войне с Карфагеном? (Разгромить главного противника – Карфаген, чтобы установить свое господство);
– каковы последствия второй войны Рима с Карфагеном? (Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье.)

– добился Рим выполнения своей цели во второй пунической войне? (Частично, Рим стремится установить господство во всем Средиземноморье.)

Текст выводится в слайд – презентации на доску:

8. Рефлексия учебной деятельности.

– Что нового вы узнали на уроке?
– Какую цель вы ставили перед собой?
– Вы достигли поставленной цели?
– Как вы достигали цель?
– Как вы открывали новые знания?
– С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?
– Как вы выходили из затруднений?
– У вас на столах смайлики трех цветов: зеленые, желтые, красные. Оцените свою работу. Если при выполнении самостоятельной работы вы не допустили ошибок, то поднимаете зеленый кружок, если вы допустили 1–2 ошибки – желтый, а если вы допустили более двух ошибок, то поднимаете красный кружок.

Учащиеся оценивают свою работу.

– Что необходимо сделать тем, кто поднял желтые и красные кружки?
– Нужно ли дома работать тем, кто оценил свою работу зеленым кружком? Зачем?
– Запишите домашнее задание.

Домашнее задание.

§ 47, задание 3 на стр. 220 (устно).

Из Испании Ганнибал Барка задумал большой поход на Рим. Войска его состояли из обученных варваров, африканцев и испанцев. Более опасного противника у римлян не было ни раньше, ни позже. Ганнибал был бесконечно изобретателен, отлично умел управляться со своими полудикими людьми, быстро изучал неприятеля и превосходно пользовался его слабостями. О хитрости его рассказывали чудеса, будто он переодетый, с фальшивой бородой проникал в чужой лагерь. Его лазутчики были везде и чуть не в самом Риме.

Ганнибал повел войско далеким кружным путем вдоль Средиземного моря, через Испанию, Пиренеи, южную Францию, Альпы – в северную Италию. Переходы через горы были очень трудны и стоили огромных потерь; все боевые слоны погибли в Альпах. Но появление Ганнибала на севере было страшной опасностью для Рима. В долине реки По на его сторону стали галлы, только что покоренные Фламинием; римские крестьяне, поселенцы этого края, были выгнаны. Ганнибал разбил одну за другой две римские армии.

В Риме заволновался народ: говорили, что родовитые люди, которые сидят в сенате, своею медленностью губят дело; надо все покончить одним решительным ударом. Народ выбрал консулом своего любимца Фламиния. С горячею уверенностью в победе отправился Фламиний навстречу Ганнибалу и занял крепкую позицию на высотах Апеннин. Но Ганнибал обошел его; несколько дней двигался он ужасными болотами; солдаты его шли в воде и могли отдыхать только на трупах павших лошадей; внезапно Фламиний увидал Ганнибала позади себя на дороге к Риму. Консул бросился назад: утром, когда его армия растянутой линией спешила вдоль Тразименского озера, с покрытых туманом высот ринулись солдаты Ганнибала и перебили почти всех римлян; Фламиния зарезал один галл.

Дорога к Риму была открыта. Сенат видел теперь все спасение в осторожности. Назначили диктатором человека старинной фамилии, Фабия. Он старался избегать открытых сражений, в которых Ганнибал был непобедим, и затруднять врагу добывание припасов. Опять народ зашумел против медленности Фабия. Опять сделали уступку, сместили диктатора; одним из консулов был выбран народный вождь Варрон, сын мясника. Консулы дали Ганнибалу битву при Каннах; она кончилась отчаянным поражением римлян. Рим, казалось, должен был погибнуть. На сторону Ганнибала перешли римские союзники южной Италии и второй город Италии, Капуа*. Сицилия отпала.

Однако положение скоро изменилось. Все успехи Ганнибала были одержаны без всякой помощи со стороны самого Карфагена. Ганнибал не мог собственными силами довести дело до конца. Его войско очень уменьшилось, и о нападении на Рим нельзя было и думать. Римляне ободрились. По всей Италии держались выстроенные ими раньше крепости. Страна могла выставить еще много ратников-крестьян, и они постояли за себя. Но народные вожди потеряли силу. После двух больших неудач, понесенных по их вине, сенат опять взял дела в свои руки.

Главные силы римлян двинулись за пределы Италии. Молодой Сципион отбил у карфагенян важную Испанию, с ее рудниками и большим запасом сильных людей для войска. Оттуда он переправился в Африку и привлек на свою сторону союзных с Карфагеном нумидийцев. Из своих новых африканских союзников он составил отличную конницу, которой не хватало у римлян. Сципион, не похожий на старинных римлян, мягкий в обращении, образованный в греческой науке, умел располагать к себе людей. Он умел также управиться в новой стране с незнакомыми племенами. Теперь снова Карфаген оказался в отчаянном положении. Патриоты думали спасти город, вызвав Ганнибала из Италии. Но ему дали большею частью новые, неиспытанные войска. Сципион разбил его при Заме, недалеко от Карфагена.

Рим поставил противнику тяжелые условия: выдать на сожжение весь военный флот, отдать все владения, кроме небольшой области около города, платить 50 лет огромную дань и не сноситься с другими государствами без ведома и согласия Рима.

Начиная с середины III века до н.э. и заканчивая серединой II века до н.э., развитое рабовладельческое государство Карфаген вело войны с Римской империей за господство в Западном Средиземноморье. Римские назвали этот период Пуническими войнами.
Первая Пуническая война началась, когда Карфаген захотел усилить свое влияние на Сицилии. Рим не мог с этим согласиться, ему тоже были нужны эти провинции поставлявшие хлеб Италии. Да и вообще, могущественный сосед с непомерными аппетитами, абсолютно не устраивал растущую римскую империю.
к началу Пунический войн это высокоразвитое рабовладельческое государство, которое процветает не только за счет посреднической торговли, но и благодаря развитию всех видов ремесел, которыми славились жители в Карфагене.
Сельское хозяйство было в Карфагене на высоком уровне – Северная Африка была признанной житницей в древнем Средиземноморье. Кроме того, это была страна высокоразвитого рабовладения, в которой огромная армия рабов была занята в сфере материального производства и в личном обслуживании рабовладельцев.
В 264 году до н.э. римляне захватили сицилийский город Мессану и перерезали путь сиракузской торговле. Обойдя карфагенян на суше, в течение какого-то времени римляне позволяли им господствовать на море. Однако многочисленные набеги карфагенцев на италийское побережье заставили римлян создать собственный флот и изобрести абордажные мостики, и это помогло одержать им несколько морских побед и высадиться на африканском побережье.
Но на суше римские войска были разбиты почти полностью. Однако через 20 лет полностью блокирует последний оплот карфагенян в Сицилии – порт Лилибей. Посланный флот карфагенян был разгромлен, а война - проиграна.
Пройдет еще два десятилетия и опытный воин Ганнибал поведет свою армию на римлян. К 220 г. до н.э. он почти полностью захватил Пиренейский полуостров. На требование римского правительства выдать Ганнибала как нарушителя границ карфагенских владений, Карфаген ответил отказом, и Рим объявил войну.
в это же время преодолевал снежные Альпы, чтобы нанести свой удар с севера, это была необыкновенная военная операция. Особенно устрашающими выглядели боевые слоны.
Измученная трудными переходами армия почти 15 лет осуществляла военные выступления на Пиренеях и не единожды римляне были на волосок от поражения. Но правительство Карфагена отозвало войска на родину и запретило Ганнибалу вести подготовку к войне и заключило мирный договор с римлянами.
Но Рим не желал полумер, ему было нужно стереть Карфаген с лица земли. Воспользовавшись малейшим предлогом, в 149 году до н.э. Рим объявил Карфагену войну, хотя карфагенский совет выполнил все требования. Требование разрушить город и переселиться, вызвали народный гнев, и римлянам пришлось три года осаждать непокорный город. После взятия Карфагена, от 300 тысяч жителей, осталось в живых не более 50 тысяч. Они были проданы в рабство, а Карфаген разрушен. Само место было предано проклятию и перепахано.

ЗАДАНИЕ НА УРОК: Найти и к концу урока записать в тетради важнейшие события Пунических войн, в результате которых Рим стал крупнейшей державой, господствующей в Средиземном море

Вспомним!!! - В начале урока предлагаю рассмотреть карту и, проанализировав ее, ответить на вопросы: - Средиземноморье- так называют все страны, расположенные по берегам Средиземного и связанных с ним морей. Глядя на карту, можно определить явного лидера положения в Средиземноморье? -Какие территории принадлежали данным державам? - Давайте вспомним, как эти государства увеличивали свою территорию? И что являлось причинами этих захватов? -Какой военный потенциал имели эти страны? Именно соперничество этих мощных держав становится темой нашего урока. Предложите формулировку темы и запишите ее в тетрадь

Прочитайте учебник сс. 227 -228 Найдите ответы на вопросы -Какую территорию сумел захватить Рим? -Могло ли это завоевание устроить Карфаген? - Давайте попытаемся предположить цель нашего урока и поставить задачи этого урока.

ПРОБЛЕМА УРОКА: Как вы считаете, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген?

Подумаем вместе! - Как вы считаете, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген? - Попытайтесь предположить причины второй войны. - В результате первой войны Рим завоевал остров Сицилию и северную Италию и после первого мирного договора претендовал на о-ва Корсику и Сардинию, покоренные позже. Для Карфагена и Рима эта война носит характер соперничества, поэтому среди их правителей талантливые полководцы. Таким патриотом был Ганнибал, не желавший допустить захвата свой страны Римом.

О Ганнибале и ганнибаловой клятве прочитаем этот текст: Еще девятилетним мальчуганом Ганнибал Барка, впоследствии выдающийся карфагенский полководец, неутомимый и свирепый враг Древнего Рима, поклялся своему отцу, карфагенскому правителю Гамилькару, вечно бороться с Римом, угрожавшим Карфагену. Он сдержал свою клятву, и много раз судьба Рима висела на волоске. С той поры ганнибаловой клятвой люди называют обет, который человек дает в юности, намереваясь посвятить благородному делу всю свою жизнь. В нашей истории известна ганнибалова клятва революционеров Герцена и Огарева, давших в ранней молодости обет всю жизнь бороться с царским режимом в России. Они остались верны своей клятве до конца. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, он дал клятву, что никогда не будет другом римлян и сделает им столько зла, сколько сможет. Он оставался, верен своей клятве до самой смерти. Ганнибал был образованным человеком. Римляне говорили, что он хитёр и коварен. Они никогда не смогли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками.

Вопросы по прочитанному тексту: Какое впечатление вызывают слова Ганнибала? Какими чертами характера обладал полководец? Какие из них являются достойными и почему?

Недостатки Ганнибала Но вместе с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь. И ничто не могло быть препятствием для плана Ганнибала и выбора его стратегии. Именно он и стал предводителем нового наемного войска пунов во второй войне. Предположите, в чём сильные и слабые стороны наёмного войска? Правители каких стран нанимали к себе на службу чужестранцев? Вспомним пройденный материал.

Рассмотрите карту (с. 228) и определите, какое направление он выбрал для нападения? - Какое преимущество давал карфагенянам этот маневр?

Войска Ганнибала вторгаются в Италию - И 218 году до н. э. войско двинулось к Альпам, 5 месяцев преодолевая этот путь. Это было очень рискованным решением. Высоко в горах холодно даже в июле, а войско Ганнибала совершало переход в сентябре. Дул пронизывающий ветер, с неба падали хлопья снега, дорог не было. Войско карабкалось вверх по обледеневшим тропинкам. Люди, животные, слоны срывались в пропасть, не хватало пищи для людей и скота. Ганнибал не щадил ни себя ни своих воинов, он хотел вторгнуться в Италию внезапно. Потеряв половину состава, Карфагенское войско переправилось через Альпы и оказалось в долине реки По. Там же дал римлянам сражение. Каковы причины этой победы? Ответить на этот вопрос вам поможет текст на с. 228 -229).

БИТВА ПРИ КАННАХ Впереди было серьёзное сражение при Каннах в 216 г. до н. э. Как оно происходило и чем закончилось, вы узнаете в работе с интерактивной картой. Работа с интерактивной картой. -Каков был исход сражения при Каннах в 216 г. До н. э. и выявить причины такого итога? - Что сыграло на пользу Ганнибалу? . - Кроме местности и хорошо подготовленной конницы сыграло важную роль? Прочитайте текст учебника 2. Битва при Каннах – 216 г. до н. э. на страницах 229 -231

Битва при Заме 202 год до н. э. - В тексте на с. 231 найдите сведения об итогах сражения и докажите своими аргументами, почему именно так, а не иначе оно закончилось.

Проверим понимание? Найдите в тексте 4 -5 причин победы Рима над Карфагеном. Ответ начинаем словами «Я считаю, что …» -Как вы считаете, можно эти сведения считать решением проблемы урока? Почему? - Какое значение имело эта война для обеих сторон? - Докажите, почему Рим можно считать владыкой Средиземноморья?

ЗАДАНИЕ: Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты В …. году до. н. э. под руководством … войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы …, наемное войско, кони, …, …, дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой …. Следующей битвой было сражение … в 2. . году, которое закончилось победой …. Наиболее отличилась в этой битве …, которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при … в 2. . году во главу Римского войска встал …, получивший прозвище …. Впервые за … лет войны … потерпели поражение, что стало причиной того, что … стал владыкой ….

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: В 218 году до. н. э. под руководством Ганнибала войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы Альпы, наемное войско Карфагена, галлы, у которых были слоны и кони, дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой Карфагена. Следующей битвой было сражение при Каннах в 216 году до н. э. , которое закончилось победой Карфагена. Наиболее отличилась в этой битве карфагенская пехота, которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при Заме (в Северной Африке, к югу от Карфагена) в 202 году во главу Римского войска встал Сципион, получивший прозвище Африканский. Впервые за 17 лет войны карфагеняне потерпели поражение, что стало причиной того, что Рим стал владыкой СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.



Похожие публикации