Критерии социальной стратификации по П.Сорокину. П.А

Основные принципы теории стратификации, разработанные выдающимся русским, а впоследствии американским ученым Питиримом Сорокиным в первой четверти XX века, фактически были теоретической основой системного анализа социальноэкономических систем, когда-либо функционирующих на земле. Он был назван социологом № 1 XX века, и его избрание президентом Американской социологической ассоциации в 1964 году лишь закрепило формально его признанное мировое лидерство в социологии.
Питирим Александрович Сорокин родился в российской глубинке - в селе Турья Аренского уезда Вологодской губернии 21 января 1889 года в семье ремесленника Александра Прокопьевича Сорокина, мастера церковно-реставрационных работ. Уже в старших классах Хреновской церковно-учительской школы стал интересоваться нелегальной эсеровской литературой, а в 1906 году был первый раз арестован за нелегальную деятельность. В 1909 году он поступает в Санкт-Петербургский психоневрологический институт на кафедру социологии, а в 1910 году переводится в Университет на юридический факультет, публикует серию статей в разных журналах. А в 1914 году выходит его первая монографическая работа «Преступление и кара, подвиг и награда». После окончания университета Сорокин был приглашен на кафедру уголовного права и судопроизводства Университета для подготовки к профессорскому званию. В январе 1917 года получает звание приват-доцента Петербургского университета. После февральской революции был личным секретарем А.Ф. Керенского. В 1916 году по его предложению было создано русское «Социологическое общество им. М.М. Ковалевского».
В течение 917 года им написана серия статей: «Автономия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира», «Проблемы войны и путь к миру», «Что такое монархия и что такое республика», «Сущность социализма» и др. В ноябре 1917 года он был избран депутатом учредительного собрания, а 2 января 1918 года был арестован большевистским правительством за свое депутатство.
В 1920 году П.А. Сорокин избирается заведующим кафедрой социологии Петроградского Университета и в этом же году публикует двухтомную монографию «Система социологии», и в 1922 году сдает в печать книгу «Голод как фактор», набор которой был уничтожен по указанию Н.И. Бухарина. А в сентябре 1922 года в числе многотысячной армии русской интеллигенции он был выдворен из страны коммунистическим правительством. Сначала в Европе, а затем в США (Гарвардский Университет) он пишет свои фундаментальные социально-экономические труды, получившие мировое признание. В 1960 году он публикует свою теорию конвергенции «Взаимное сближение США и СССР к смешанному социокультурному типу», которая предсказала будущие события достаточно точно. Он скончался 11 февраля 1968 года.
Рассмотрим кратко основные идеи теории стратификации П.А. Сорокина.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Понятия и определения
Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения1. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, или существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, однако, некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими или в одной профессиональной группе работники делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.
Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии. А это значит, что взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от совершенства, ибо различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. Вернее, они совпадают друг с другом, но лишь частично, то есть до определенной степени.
Семья, церковь, секта, политическая партия, фракция, деловая организация, шайка разбойников, профсоюз, научное общество - короче говоря, любая организационная социальная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности. Даже группы ревностных уравнителей терпят постоянный провал в попытках создать нестра- тифицированнуго группу. Все это свидетельствуют об опасности и неизбежности стратификации в любой организованной группе. Это замечание может показаться несколько странным для многих людей, кто под влиянием высокопарной фразеологии может поверить, что по крайней мере общества самих уравнителей не стратифицированы. Это мнение, как и многие схожие, ошибочно. Попытки уничтожить социальный феодализм были удачными в смысле смягчения некоторых различий и в изменении конкретных форм стратификации. Им никогда не удавалось уничтожить саму стратификацию. Регулярность, с которой терпели неудачу все эти попытки, еще раз доказывает естественный характер стратификации. Христианство начинало свою историю с попытки создать общество равных, но очень скоро оно уже имело сложную иерархию, а в конце своего пути возвело огромную пирамиду с многочисленными рангами и титулами, начиная со всемогущего папы и кончая находящимся вне закона еретиком. Институт монашества был организован св. Франциском Ассизским на принципах абсолютного равенства; прошло семь лет, и равенство испарилось. Без исключения все попытки самых ревностных уравнителей в истории человечества имели ту же судьбу. Провал русского коммунизма - это только еще один дополнительный пример в длинном ряду схожих экспериментов, осуществляемых в большем или меньшем масштабе иногда мирно, как во многих религиозных сектах, а иногда насильственно, как в социальных революциях прошлого и настоящего. И если на какой-то миг некоторые формы стратификации разрушаются, то они возникают вновь в старом или модифицированном виде и часто создаются руками самих уравнителей.
Настоящие демократии, социалистические, коммунистические, синдикалистские и другие организации со своим лозунгом «равенства» не представляют исключения из правила. В отношении демократий это было показано выше. Внутренняя организация различных социалистических и близких им групп, претендующих на «равенство», показывает, что, возможно, ни одна другая организация не создает такой громоздкой иерархии и «боссизма», которые существуют в этих группах. Социалистические лидеры относятся к массам как к пассивному инструменту в их руках, как к ряду нулей, предназначенных только для того, чтобы увеличивать значение фигуры слева, пишет Э. Фурньер (один из социалистов). Если в этом утверждении и есть некоторое преувеличение, то оно незначительно. По крайней мере, лучшие и самые компетентные исследователи единодушны в своих заключениях о громадном развитии олигархии и стратификации внутри всех подобных групп.
Громадное потенциальное стремление к неравенству у многочисленных уравнителей становится сразу заметным, как только они дорываются до власти. В таких случаях они часто демонстрируют большую жестокость и презрение к массам, чем бывшие короли и правители. Это регулярно повторялось в ходе победоносных революций, когда уравнители становились диктаторами. Классическое описание подобных ситуаций Платоном и Аристотелем, выполненное на основе социальных потрясений в Древней Греции, может быть буквально применено ко всем историческим казусам, включая опыт большевиков.
Резюмируем: социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества. «Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей». Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях уравнителей - словом, повсюду.
Это, однако, не значит, что социальная стратификация качественно и количественно одинакова во всех обществах и во все времена. По своим конкретным формам, недостаткам и достоинствам она различна. Социальную стратификацию характеризуют качественные и количественные различия. Количественный аспект социальной стратификации проявляется в ее трех формах: экономической, политической и профессиональной.
П.А. Сорокин ввел понятия высоты и профиля социальной стратификации и высоты и профиля всего «социального здания». Какова высота его? Каково расстояние от основания до вершины «социального конуса»? Крутые или пологие его склоны? Все эти вопросы относятся к количественному анализу социальной стратификации, так сказать, фасу архитектуры социального здания. Его внутренняя структура, его цельность, предмет качественного анализа. Прежде следует исследовать высоту и профиль социальной пирамиды, а затем уже проводить анализ внутренней организации, с точки зрения социальной стратификации. Теория социальной стратификации П.А. Сорокина дает мощный методологический инструмент стратегического менеджмента как для анализа внешней среды в стратегической перспективе, так и для анализа внутренних закономерностей развития корпораций.

Еще по теме Теория социальной стратификации П.А. Сорокина (1920) как стратегическое видение социально-экономических систем:

  1. Общая характеристика системы социальной защиты граждан и социальные стандарты Основные социально-экономические факторы, определяющие системы социальной защиты

Социальная стратификация Питиримы Сорокина. Сорокин одним из первых в социологии вводит в научный оборот понятие социального пространства, которое он определяет как некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли 8, с.298. В данном пространстве индивид занимает определенное место, которое имеет горизонтальное и вертикальное измерение.

Позицию любого человека П. Сорокин называет социальным положением, определяя его как совокупность связей индивида со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с е членам 8, с.299. Также он говорит о движении индивидов в этом пространстве, разделяя его на два класса вертикальную мобильность и горизонтальную мобильность. В соответствии с этим передвижение по социальной лестнице вверх принято считать социальным восхождением, а перемещение вниз социальным спуском 8, с.301. Горизонтальная мобильность же включает движение индивида, не влекущее за собой изменений в его статусе. Сюда можно отнести смену места жительства, веры исповедания и т.д. После этих замечаний Сорокин дет определение социальной стратификации.

Социальная стратификация это дифференциация некой совокупности людей населения на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Е основа и сущность в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества 8, с.302. Социальная стратификации это социальное пространство, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны.

Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно вертикальное. Мастер начальник, рабочий подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга.

Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость. Не стратифицированного, плоского общества не существует, никогда не было и не будет. Социальное неравенство это неотъемлемая характеристика любого из них. Как и Вебер, Сорокин использует многомерную стратификацию, имеющую три основных направления экономическую, политическую и профессиональную.

Это означает, что мы должны разделять общество по критериям дохода и богатства накопления, по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны членов общества. Однако этими тремя характеристиками стратификации он не ограничивается, выделяя небазисные, такие как возраст, культурно-речевая принадлежность и т. д. Из множества групп, на которые разделяется общество, важнейшими простыми расслоениями, Сорокин считает расслоения 1. по семейной принадлежности 2. по государственной 3. по расовой 4. по профессиональной 5. по имущественной 6. по религиозной 7. по объемно-правовой 8. по партийной Из сочетаний простых расслоений группировок складываются сложные группы.

Сложные группы бывают типичные и не типичные для данного населения.

Причем, из типичных важны класс и национальность. внутренне антагонистические и внутренне солидарные. Сорокин считает, также как и Вебер, что индивид, имеющий определенную позицию в экономической структуре общества, как правило, будет иметь на том же уровне и политическую, и профессиональную Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии 9, с.297. Однако тут же он оговаривается, что это не общее правило, считая, что социальная стратификация далека от совершенства Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, так же и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархиях 9, с.297. Говоря об экономическом статусе группы, следует выделить два основных типа изменений.

Первый относится к экономическому падению или подъему группы второй к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы.

Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении уменьшении высоты экономической пирамиды. Другими словами, группа имеет две характеристики экономический статус, высоту и профиль экономической стратификации так называемая структурная пирамида. П. Сорокин пишет об этом так Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоениякоторое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения 9, с.300. П.А. Сорокин определяет политическую стратификацию так Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов монархи, бюрократы, хозяева, начальники это означает, что такая группа политически дифференцирована 9, с.300. Политическая стратификация отличается универсальностью и постоянством, но это не означает, что она всегда и везде была идентичной.

Из множества общественных сил, способствующих политической стратификации, большую роль играет увеличение размеров политического организма и разнородность населения.

В свою очередь, профессиональная стратификация определяется как разделение общества на группы по роду их деятельности, занятиям, где некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими и члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных 9, с.301. Необходимо отметить, что определенные классы профессий всегда составляли верхушку социального слоя, в то время как другие профессиональные группы всегда находились в низах стратификации.

Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, как бы накладываются друг на друга.

Кроме этого феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы. Заслуживают внимания также рассуждения Сорокина об основных типах флуктуаций, влияющих на степень стратифицированности общества в политических, экономических и профессиональных координатах. Где под степенью стратифицированности, понимается длина расстояния между индивидами, занимающими определенные позиции в обществе.

П.А. Сорокин считает, что в обществе нет постоянной тенденции ни к всеобщему равенству, ни к чрезмерной дифференциации, то есть постоянная тенденция социальной пирамиды где на вершине наиболее привилегированные слои, а в основании наименее к возвышению дополняется не менее постоянной тенденцией к уравниванию. Когда данная пирамида в экономически, политически или профессионально слишком вытягивается вверх, то силы противодействия, в форме революций, переворотов и т.д отсекают е вершину, превращая в трапецию.

Но затем на место этих сил приходят вновь те, которые приводят к е росту. Данное чередование повторяется циклически, то есть, по мысли П.А. Сорокина, линии общественного развития наиболее адекватно соответствует синусоида. Глава 3. Общее сравнение теорий стратификации К. Маркса, М. Вебера и П. Сорокина Теории стратификации общества развивались постепенно, поэтому сложно сравнивать труды авторов, которые занимались этой проблемой на заре социологии и тогда, когда она заняла положенное ей место в системе наук об обществе и человеке.

Однако, несмотря на это, новые теории никогда полностью не отрицали всего, что создавалось до них, и определенная часть мыслей ученых-социологов переходила в работы их потомков, трансформируясь и развиваясь. Теории стратификации не были исключением. Как я говорила ранее, одним из первых, кто постулировал разделение общества и выделил критерии его дифференциации, был Карл Маркс. Однако в его работах мы встречает размежевание общество по одному экономическому, критерию на два противостоящих друг другу класса.

Вебер же соглашается с Марксом, что людей разделяет их отношение к собственности, порождая классы, однако он добавляет ещ два направления стратификации, такие как престижные различия и властные различия, которые порождают создание политических партий и страт. На основании этого он уже выделяет не два основных класса, пять. Позднее Сорок усложняет схему стратификации, предложенную Вебером, считая, что кроме основных трех координат дифференциации, существуют дополнительные, которые и составляют то многообразие социальных слоев, которые находятся в разных положениях по отношению друг к другу.

Также у них можно встретить не совпадение в основных водоразделах общества если у Вебера это престиж, власть и собственность, то у Сорокина власть, богатство и степень владения умениями и навыками. Маркс считает, что два базовых класса, которые он выделяет, находятся в постоянном противоборстве, и именно здесь происходит поляризация общества, которая ведет к неизбежному конфликту.

И после достижения его пиковой точки, неизбежно произойдет отмирание одного класса, и переход в привилегированное положение другого, угнетавшегося до этого. При этом обществу в своем развитии свойственнее прогресс, который приведет в итоге к обществу без классов, где будет отсутствовать угнетение. Вебер придерживался другой точки зрения, считая, что стратификация, существующая в капиталистическом обществе, неизбежна и необходима.

Общество должно быть именно таким, но строй должен быть рациональным, что он называет императивной координацией. В обществе Вебера, где порядок ставится на первое место, те, кто оказывается в неблагоприятном положении, становятся скромными в силу необходимости быть в согласии с разумом. В этом смысл класс представляет собой своего рода отражение в обществе количественной рациональности рынка 6, с.73. П. Сорокин утверждает, что солидаризирование и антогонизация идет по многим фронтам между классами, слоями, внутри слоев и т.д. Об этом он пишет так Сегодня церковь и государство солидарно борются против общего врага, например, против семьи или против группы бедных, завтра религиозная группировка вступает в борьбу с государственной.

Сегодня богачи совместно с бедняками атакуют привилегированных, завтра привилегированные, лишенные преимуществ, вместе с бедняками атакуют богачей и т. д. 10, с.294. Не стратифицированных обществ не существует разделение свойственна любому сообществу людей.

Меняется только степень дифференцированности, то усиливаясь, то уменьшаясь. По разному Маркс, Вебер и Сорокин, смотрели и на возможности индивида изменить свое положение в обществе. Маркс считал, что если человек родился рабочим, то за пределы своего класса ему выйти практически не возможно. Он может только менять свое положение в его пределах, или через революцию, всего класса в целом, но при условии смены строя.

По Веберу, положение человек зависит от его жизненных шансов, которые являются оценками продолжительности и качества жизни. П. Сорокин же, ещ больше связывает позицию человека с его стремлениями, достичь определенного уровня на социальной лестнице. Он детально исследует то, как человек может подниматься и падать вниз в обществе, меняя свой статус. И возможность движения зависит от размера каналов, дырок в социальном сите общества, которые в свою очередь зависят от того демократическое ли это общество или тоталитарное.

Если это все обобщить в таблицу, то выглядеть она будет так АвторТип стратифи-кацииВид стратифи-кацииСоциальная структура обществаВозможность изменения позиции индивида в обществеТенденции развития стратификацииК. МарксодномернаяЭкономии-ч еская отношение к собствен-ностиДва антогонисти-ческих классаЧерез революцию, когда меняется позиция класса, к которому принадлежит индивидУсиление до революции с переходом к новой формации, до коммунизма, где она отсутствуетМ.ВебертрехмернаяЭкономии-чес кая Политичес-кая По престижуПять классов Партии СтратыЗа счет жизненных шансовНеизменная структура основанная на количественной рациональности рынка П.СорокинмногомернаяПрофессиональная Экономии-ческая Политичес-кая Классы Социальные слои Социальные группыИндивидуальная и групповая мобильность через отверстия в сите обществаФлуктуации

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Маркс, Вебер, Сорокин о социальной стратификации

Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной.. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому.Однако.. И для того чтобы в этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную традицию теории, в которых освящалась эта..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области.

Социальная стратификация , по определению Сорокина, -- это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность -- в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Все многообразие социальной стратификации может быть сведено к трем основным формам -- экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от полной, ибо различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление Сорокин впервые назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое социальное положение, привести к социальной мобильности индивида.

Рассматривая профессиональную стратификацию , Сорокин выделял межпрофессиональную и внутрипрофессиональную стратификацию.

В межпрофессиональной стратификации выделяются два универсальных основания:

  • § важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом;
  • § уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Сорокин делает вывод, что в любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и требует более высокого уровня интеллекта для своего выполнения и соответственно предполагает привилегированность группы и ее более высокий ранг, который она занимает в межпрофессиональной иерархии.

Внутрипрофессиональную стратификацию Сорокин представлял следующим образом:

  • § предприниматели;
  • § служащие высшей категории (директора, менеджеры и т.д.);
  • § наемные рабочие.

Для характеристики профессиональной иерархии он ввел такие индикаторы:

  • § высота;
  • § этажность (число рангов в иерархии);
  • § профиль профессиональной стратификации (соотношение числа людей в каждой профессиональной подгруппе ко всем членам профессиональной группы).

Социальную мобильность Сорокин определял как любой переход индивида или социального объекта (ценности, т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью) из одной социальной позиции в другую (рис. 3).

Рис. 3.

Под горизонтальной социальной мобильностью , или перемещением, подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения выделяют вертикальную мобильность восходящую и нисходящую, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

Восходящие течения существуют в двух основных формах:

  • § проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт;
  • § создание новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта.

Нисходящие течения также имеют две формы:

  • § падение индивида с более высокой социальной позиции на более низкую без разрушения исходной группы, к которой индивид ранее принадлежал;
  • § деградация социальной группы в целом, понижении ее ранга на фоне других групп или разрушение се социального единства.

Причинами вертикальной групповой мобильности Сорокин называл войны, революции, иностранные завоевания, которые способствуют изменению критериев стратификации в обществе и изменяют групповой статус. Важной причиной может быть также изменение значимости того или иного вида труда, отрасли промышленности.

Важнейшими каналами, обеспечивающими социальную циркуляцию индивидов в обществе, являются такие социальные институты, как армия, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Читайте также:
  1. I этап Выявление семьи, нуждающейся в социальной реабилитации. Установление контакта с семьёй.
  2. IY этап. Оценка эффективности социальной реабилитации семьи
  3. VII. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИНЯ СТУДЕНТАМИ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ
  4. А. Оппозиция логичных и нелогичных действий как исходноеотношение социальной системы. Теория действия Парето и теория действия Вебера
  5. Алкоголизм, наркомания, курение и токсикомания как социально-гигиеническая проблема, медицинские аспекты. Основные критерии для отнесения к социально-гигиеническим проблемам.
  6. Анализ и оценка эффективности управления. Критерии и показатели эффективности. Экономические критерии эффективности и затраты на управление.

4. профессия

5. уровень дохода, политический статус, профессиональные роли

174. Важнейший критерий социальной стратификации:

1. родственные связи

2. пол, образование

3. возраст, профессия

4. национальность

5. образование, доход, власть, профессия

175. М.Вебер о социальном неравенстве:

1. неравенство определяется неадекватными возможностями получения доходов, властью, статусной позицией

2. оно вызвано экономическими отношениями

3. это – естественное состояние общества

4. рождается властными отношениями

5. место жительства определяет неравенство

Тема 8. Социальная мобильность и ее основные тенденции

176. Наиболее корректное определение классов:

1. "совокупность агентов со сходной позицией в социальном пространстве" (П. Бурдье)

2. "совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающих схожими жизненными шансами" (М. Вебер)

3. "класс определяется его местом в общественном разделении труда" (Н. Пуланцас)

4. "конфликтные группы, которые возникают в результате дифференцированного распределения авторитета" (Р. Дарендорф)

5. "способ коллективного действия" (Ф. Паркин)

177. Совокупность социальных перемещений людей в обществе:

1. стратификация

2. мобильность

3. социализация

4. структура

5. дифференциация

178. Разжалование офицера относится к мобильности:

1. вертикальной

2. горизонтальной

3. географической

4. организованной

5. стихийной

179. Институт, выступающий основным каналом социальной мобильности:

2. церковь

5. средства массовой информации

180. Определение классов, находящихся в антагонистическом отношении принадлежит:

1. М. Веберу

2. Конфуцию

3. К. Марксу

4. Платону

5. Аристотелю

181. Средний класс составляет в современном западном обществе:

182. Происходящий сегодня во многих странах рост среднего класса:

1. ведет к застою, препятствует социальной мобильности

2. способствует квалификации работников

3. повышает устойчивость и стабильность общества

4. повышает социальную напряженность



5. повышает позиции высших слоев общества

183. К среднему классу относятся:

1. безработные

2. неквалифицированные рабочие

3. владельцы крупных промышленных корпораций

4. материально-обеспеченные слои интеллигенции

5. главные управляющие общенациональными корпорациями

184. Главный признак классовой принадлежности в марксистской теории:

1. характер деятельности

2. размер получаемого дохода

3. форма получаемого дохода

4. отношение к собственности на средства производства

185. Социальная мобильность:

1. равенство возможностей для всех членов общества

2. возможность путешествовать по стране и за ее пределами

3. быстрые социальные перемены

4. переход людей из одной социальной группы в другую

5. перемещение из одного возраста в другой

186. Повышение статуса индивида внутри социальной группы- пример:

1. вертикальной социальной мобильности

2. горизонтальной социальной мобильности

3. смена индивидом территории проживания или работы

4. не имеющий отношения к социальной мобильности

5. перемещение из одного места в другое

187. Наиболее полное описание каналов вертикальной мобильности дал:



1. Т. Парсонс

2. М. Вебер

3. Э. Дюркгейм

4. П. Сорокин

5. К. Маркс

188. Вертикальная мобильность:

1.переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне

2. переход из одной страты в другую

3. перемещение из одного места в другое

4. перемещение, управляемое государством

5. стихийное перемещение

189. Горизонтальная мобильность означает перемещение:

1. из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне

2. из одной страны в другую

3. из одного места в другое

4. управляемое государством

5. стихийное перемещение

190. Перемещение из православной в католическую группу- мобильность:

1. вертикальная

2. горизонтальная

3. статусная

4. географическая

5. организованная

191. Нисходящая социальная мобильность:

1. переход с военной службы на гражданскую

2. переезд из города в сельскую местность

3. переход с руководящей должности на рядовую

4. переход с государственного предприятия в частное

5. переход из одной религии в другую

192.Термин «социальная мобильность» введен в социологию в 1927 году:

Б.Барбером

А.Турэном

П.Сорокиным

Л. Уорнером

Р.Дарендорфом

193. Общество, в котором перемещение из одной страты в другую официально не ограничено:

1. патриархальное

2. рабовладельческое

3. закрытое

4. открытое

5. тоталитарное

194. Продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью:

1. номенклатурная карьера

2. социальная мобильность

3. карьера и антикарьера

4. общественный договор

5. групповая динамика

195. Межпоколенная мобильность предполагает:

1. дети достигают более высокой социальной позиции либо, спускаются на более низкую ступеньку, чем их родители

2. один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции

3. индивиды, социальные группы перемещаются из одной страты в другую

4. индивид или социальная группа перемещаются из одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне

5. переход из одной веры в другую

196. Основные виды социальной мобильности:

1. карьера, образование, должность

2. межпоколенная и внутрипоколенная

3. вертикальная и горизонтальная

4. интеграционная

5. профессиональная

197. Горизонтальная мобильность:

1. повышение социального статуса

2. понижение социального статуса

3. переход в другую социальную группу на том же уровне

4. состояние маргинальности

5. пространственные перемещения

198. Каналы вертикальной мобильности:

2. профессия

4. система образования, семья, бизнес, политика, армия

5. религия

199. Поражение на выборах относится к типу социальной мобильности:

1. горизонтальная, групповая

2. вертикальная, восходящая, групповая

3. горизонтальная, индивидуальная

4. вертикальная, нисходящая, групповая

5. вертикальная, нисходящая, индивидуальная

200. Принятие другого гражданства – пример мобильности:

1. горизонтальной

2. вертикальной

3. межпоколенной

4. внутрипоколенной

5. географической

Тема 9. Личность как социальная система

201. Необходимость выполнять требования несовместимых ролей называется:

ролевой конфликт

ролевое поведение

маргинальный статус

переходное состояние

ролевое ожидание

202. Ситуация, при которой социальный и личный статус приходят в противоречие друг с другом и индивид вынужден предпочесть один другому:

фрустрация

статусный конфликт

маргинальный статус

социальная роль

адаптация

203. Положение индивида в соответствии с его личными качествами:

1. социальная роль

2. социальный статус

3. статусный набор

4. личный статус

5. предписанный статус

204. Статус, с которым идентифицируют человека в обществе:

1. личный статус

2. главный статус

3. социальный статус

4. статусный набор

5. достигаемый статус

205. Учение о социальном характере разработал:

1. Р. Дарендорф

2. Г. Маркузе

3. Э. Фромм

4. Дж. Морено

5. З. Фрейд

206.Типология "традиционно-ориентированная личность", "изнутри-ориентированная личность" и "извне-ориентированная личность" принадлежит:

1. Д. Рисмену

2. Т. Шибутани

3. В. Ядову

И социальной мобильности как в отечественной социологии, так и в западной опираются на теоретические разработки и концепции М. Вебера, П. Сорокина, П. Бурдье, М. Кона и других исследователей.

Теории стратификации М. Вебера

Решающим условием (первым критерием стратификации), влияющим на судьбу отдельного человека, является не столько факт классовой принадлежности, сколько позиция (статус) индивида на рынке, позволяющая улучшить или ухудшить его жизненные шансы.

Второй критерий стратификации — это престиж, уважение, почести, которые получает индивид или позиция. Статусное уважение, получаемое индивидами, объединяет их в группы. Статусные группы отличаются определенным образом жизни, стилем жизни, они обладают определенными материальными и идеальными привилегиями и стараются узурпировать свои нрава на них.

И классовые, и статусные позиции являются ресурсами в борьбе за обладание властью, на которые опираются политические партии. Это третий критерий стратификации.

Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина (1889-1968)

Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области.

Социальная стратификация , по определению Сорокина, — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Все многообразие социальной стратификации может быть сведено к трем основным формам — экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от полной, ибо различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление Сорокин впервые назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое социальное положение, привести к социальной мобильности индивида.

Рассматривая профессиональную стратификацию , Сорокин выделял межпрофессиональную и внутрипрофессиональную стратификацию.

В межпрофессиональной стратификации выделяются два универсальных основания:

  • важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом;
  • уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Сорокин делает вывод, что в любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и требует более высокого уровня интеллекта для своего выполнения и соответственно предполагает привилегированность группы и ее более высокий ранг, который она занимает в межпрофессиональной иерархии.

Внутрипрофессиональную стратификацию Сорокин представлял следующим образом:

  • предприниматели;
  • служащие высшей категории (директора, менеджеры и т.д.);
  • наемные рабочие.

Для характеристики профессиональной иерархии он ввел такие индикаторы:

  • высота;
  • этажность (число рангов в иерархии);
  • профиль профессиональной стратификации (соотношение числа людей в каждой профессиональной подгруппе ко всем членам профессиональной группы).

Социальную мобильность Сорокин определял как любой переход индивида или социального объекта (ценности, т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью) из одной социальной позиции в другую (рис. 1).

Рис. 1. Виды социальной мобильности

Под горизонтальной социальной мобильностью , или перемещением, подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения выделяют вертикальную мобильность восходящую и нисходящую, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

Восходящие течения существуют в двух основных формах:

  • проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт;
  • создание новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта.

Нисходящие течения также имеют две формы:

  • падение индивида с более высокой социальной позиции на более низкую без разрушения исходной группы, к которой индивид ранее принадлежал;
  • деградация социальной группы в целом, понижении ее ранга на фоне других групп или разрушение се социального единства.

Причинами вертикальной групповой мобильности Сорокин называл войны, революции, иностранные завоевания, которые способствуют изменению критериев стратификации в обществе и изменяют групповой статус. Важной причиной может быть также изменение значимости того или иного вида труда, отрасли промышленности.

Важнейшими каналами, обеспечивающими социальную циркуляцию индивидов в обществе, являются такие социальные институты, как армия, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Взгляды функционалистов на социальную стратификацию

К. Дэвис и У. Мур видели причину существования системы стратификации в неравномерном распределении благ и общественного престижа. Главная функциональная причина, объясняющая универсальное существование стратификации, связана с тем, что любое общество неизбежно сталкивается с проблемой размещения индивидов и стимулирования их внутри своей социальной структуры. Как функционирующий организм, общество должно каким-то образом распределять своих членов по различным социальным позициям и побуждать их выполнять обязанности, связанные с этими позициями.

Для выполнения таких задач общество должно располагать какими-то видами выгод, которые можно использовать как стимулы; разработать способы неравномерного распределения этих выгод (вознаграждений) в зависимости от занимаемых позиций.

Вознаграждение и его распределение становятся частью социального устройства и в свою очередь порождают (являются причиной возникновения) стратификации.

В качестве вознаграждения общество предлагает:

  • предметы, обеспечивающие средства существования и комфорт;
  • средства для удовлетворения различных склонностей и развлечения;
  • средства для укрепления чувства собственного достоинства и самовыражения.

По мнению Дэвиса и Мура, «социальное неравенство является тем неосознанно развиваемым средством, при помощи которого общество обеспечивает выдвижение и важнейшие позиции наиболее компетентных лиц...»

П. Бурдье (р. 1930), известный французский ученый, внес важный вклад в развитие теории стратификации и мобильности. Он пришел к выводу о том, что возможности социальной мобильности определяются различными видами ресурсов, или «капиталов», которыми располагают индивиды, — экономическим капиталом в различных его формах, культурным капиталом, символическим капиталом.

В современных обществах высшие слои осуществляют воспроизводство своих позиций:

  • обеспечивая передачу экономического капитала;
  • наделяя молодое поколение особым образовательным капиталом (обучение в специальных привилегированных школах и престижных вузах);
  • передавая молодому поколению культурный капитал, языковую и культурную компетенцию, которая формируется за счет создания для них качественной культурной среды (чтение книг, посещение музеев и театров, освоение стиля межличностных отношений, поведенческих и языковых манер и т.д.).

Американский социолог М. Кон выдвинул гипотезу и доказал на основе эмпирических исследований тесную связь между стратификационной позицией и ценностями индивида.

Для тех, кто обладает высоким социальным статусом, ощущает себя компетентным членом благорасположенного к ним общества, основной ценностью являются установки на достижение.

Напротив, для более низких социально-стратификационных позиций, на которых люди видят себя менее компетентными членами равнодушного или враждебного к ним общества, характерен конформизм.

Касаясь вопросов социальной мобильности, Кон подчеркивал, что люди с активной жизненной позицией имеют больший шанс занять более высокую социальную позицию.

Стратификационная позиция индивида, с одной стороны, влияет на профессиональную установку на достижение, а с другой — зависит от нес.



Похожие публикации