Мануил виктор лемешевский русские православные иерархии pdf. Митрополит мануил


Сегодня в Самаре в сквере Ильинской площади состоялось освящение часовни-сени во имя иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». В архитектурную композицию часовни-сени входит так же памятник митрополитам Мануилу Лемешевскому и Иоанну Снычеву работы самарского скульптора Николая Куклева.
Памятник сооружен на частные средства. Руководителем инициативной группы по его установке является бывший самарский мэр Виктор Тархов. Именно поэтому сегодня он был главным действующим лицом и активно давал интервью


Сам памятник выглядит вполне достойно


Икона и сама часовня также красивы


К памятнику двум митрополитам уже наставили цветов


Каждый раз, когда в городе открывается новый памятник, это прекрасно, на мой взгляд, поскольку служит украшению Самары.
Но данный памятник - особый случай. Митрополит Мануил (в миру - Лемешевский Виктор Викторович; 1884-1968) является довольно спорной фигурой церковной истории. И я бы не касался этой темы, но памятник - гражданский объект, а не церковный. Посему как житель города, в котором он установлен, думаю, имею право высказать свое мнение на этот счет.
Дело в том, что про митрополита Мануила имеется информация о его активном сотрудничестве с органами ГПУ и помощи им в выявлении нелояльных советской власти священников и мирян, часть которых затем была физически уничтожена. В частности, об этом аспекте его деятельности рассказывал
член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, профессор-протоиерей Георгий Митрофанов: владыка Мануил «с конца 20-х годов являлся секретным сотрудником ГПУ, а потом НКВД. Это сотрудничество не спасало его даже от арестов, и всякий раз, выходя на свободу, он панически боялся снова оказаться в лагере. Этот страх побуждал его предавать людей, и он ужасно страдал от этого, будучи глубоко верующим священнослужителем и аскетичным монахом. Деся тилетиями он жил в страшном внутреннем противоречии. Когда к нам обрати лись с запросом о его канонизации, и мы начали исследовать этот вопрос, для нас стало большим потрясением то, какие доносы он писал, мечтая только об одном — не быть арестованным в очередной раз. Вы знаете, это было настоль ко тяжело, что ничего, кроме сострадания к нему, мы не испытали. Для нас это открытие было совершенно неожиданным, потому что авторитет митрополита Мануила для любого церковного историка был безусловен» (цит. по " Роль епископа Мануила (Лемешевского) в разгроме обновленчества в Петрограде". Публ. Н. А. Кривошеевой и Т. И. Королевой, вступ. ст. и примеч. Н. А. Кривошеевой// Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. II:4 (33). С. 101-143). В приложении к данной работе опубликованы ряд заявлений и протоколов допроса митрополита Мануила. Основная часть его доносов пока засекречена. Но, как пишут авторы " Возможно, что сотрудничество с ОГПУ

началось не в конце 1927 г., как утверждают некоторые исследователи, а гораздо ранее, и по побуждению самого епископа".
В другом месте читаем о митрополите Мануиле:
"И сейчас неясно, каким образом в душе епископа Мануила соединялось пронесенное им через всю жизнь стремление сохранить для истории имена и судьбы русской иерархии с многократно повторенным предательством. Очень часто протоколы допросов тех страшных лет, написанные рукой полуграмотного следователя, говорят сами за себя. Они, зачастую, не являются показаниями подследственного, но сочинены следователем на основании информации, поступавшей из других источников; подпись же подследственного вырвана под пыткой. Совсем иное впечатление производят нескончаемые показания Владыки Мануила, написанные им собственноручно аккуратным мелким почерком. На многих страницах он сочиняет заказанное следователем обвинение в контрреволюции, в организации антисоветских группировок, имеющих своей целью подрывную террористическую деятельность, помощь фашистам в грядущей войне и т.п. Все это приписывается безупречным епископам, священникам-исповедникам, простым женщинам, "виновным" лишь в том, что в годы гонений не оставили своих духовников, но помогали им как-то выжить. Возникает ощущение, что епископ Мануил называет вообще всех, кого только может вспомнить, даже тех кто ему больше всего помогал, и возводит на них убийственную клевету. В своих показаниях он с гневом "разоблачает" - оклеветывает тех, кто отделился от митрополита Сергия (Страгородского) и одним своим существованием будто бы противоборствует ему. Но более или менее скоро оказываясь на свободе, Владыка Мануил разыскивает "непоминающих" (отколовшихся от митрополита Сергия), устанавливает с ними контакты и тайно рукополагает им священников. Затем при новом аресте он не только выдает всех, но и "сочиняет" им обвинение. Многие из оклеветанных им людей были расстреляны или умерли в лагерях. некоторые остались живы, отсидев долгие годы в лагерях и ссылках и навсегда запомнив "тетю Маню", как называли епископа Мануила в своем подполье доверчивые оставшиеся еще на свободе исповедники.. Был ли епископ Мануил сознательным провокатором? Скорее всего - нет. Похоже, что выдав в очередной раз множество ни в чем неповинных людей и выйдя на свободу, он раскаивался и начинал "снова служить Церкви". Опытные психологи из НКВД никогда не считали его вполне своим и использовали как подсадную утку. Потом "брали" его, напоминали о его "обязательствах", принятых на себя в 1928г., и он, как провинившийся мальчик, снова "отрабатывал" их. Это многократно повторившаяся схема, показания, соединившие в себе графомана и архивиста, вся жизнь его, сотканная из попыток быть епископом-исповедником и доносов клеветника, производит впечатление глубочайшей духовной патологии, если не шизофрении.

Последний допрос Владыки Мануила заканчивается обещанием-заверением до конца жизни без каких-либо колебаний служить НКВД и выполнять свои обязанности тайного агента, воспринятые им еще в 1928г. "Мы вам больше не верим", - услышал он в ответ от следователя и получил свои последние десять лет ИТЛ. В 1949г. 65-летний сотрудник НКВД уже не нужен".
На форуме Андрея Кураева о митрополите Мануиле также есть немало интересного. Например один из форумчан пишет: "
Сейчас сдам одного священника. У нас был преподаватель. Он занимает и тогда уже занимал должность секретаря синодальной комиссии по канонизации святых. Имя особо интересующимся будет нетрудно вычислить.

Он рассказал такую историю. Митрополита Иоанна (Снычева) постоянно подводили к канонизации митрополита Мануила. Формально, он подпадает под определение "исповедника". Но митрополит Иоанн, к всеобщему удивлению, как-то странно себя вел. Спускал на тормозах. Не давал делу хода. "Подождем", - говорил. И вот ждали, ждали....

Митрополит Иоанн умер и пришло время другим начинать как-то продвигать вопрос о канонизации владыки Мануила. Сделали запрос в гос. архивы, чтобы подняли его старое дело. И надо же случиться такому, что вместо дела заключенного Лемешевского, неопытный сотрудник выдал дело чекиста Лемешевского.

Такого случиться не могло в принципе. Любые архивы рано или поздно рассекречиваются, но внутренние архивы органов гос. безопасности закрыты всегда. Доступа к ним нет. И вот - такой промах. Дело из внутреннего архива на собственного сотрудника передали синодалам.

Ошибку быстро вычислили и дело отобрали. Но к тому времени все, от кого эта канонизация зависела, успели с ним ознакомиться. Факты потрясли.

Вопрос о канонизации был снят. Стали понятны и медлительность митрополита Иоанна, и не случайная оплошность сотрудника..."
Например, в числе жертв доносов Мануила Лемешевского называют имя священномученика Сергия Мечева, расстрелянного в январе 1942 года. Именно во многом благодаря открывшейся информации стала невозможна канонизация владыки Мануила - доносчик, посылавший на погибель православных ради того, чтобы остаться самому на свободе, оказался недостоин быть причислен к сонму святых по мнению компетентной комиссии. Но зато, вот парадокс, он оказался достоин памятника.
Хотя я допускаю ничтожную возможность того, что доносы и прочий "компромат" сфальсифицировали на Лубянке. Тем более, пока все документы того времени не преданы гласности и не исследованы, памятники ставить рано. Все это относится и к митрополиту Иоанну. Мы не знаем, был ли он осведомителем КГБ, писал ли доносы. И какой может быть памятник, пока нет ответа на этот важнейший вопрос. Памятник, на мой взгляд, можно ставить лишь после раскрытия всей информации из архивов КГБ о предательской деятельности священнослужителей. Только полное предание гласности подобной информации способно либо отмыть добрые имена от наветов, либо убедиться в предательстве Веры ради собственного сиюминутного блага. И только после этого возможно ставить памятники достойным. А сегодняшний памятник по изложенным мотивам считаю преждевременно установленным исключительно ради личного пиара отдельных современных городских деятелей.

Дата рождения: 26 октября 1950 г. Страна: Россия Биография:

В 1974 г. закончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1979 г. — .

1 января 1976 г. принял монашеский постриг, 4 января рукоположен во иеродиакона, 7 января — во иеромонаха.

В 1976-1977 гг. — клирик Николо-Богоявленского собора в Ленинграде.

В 1977-1978 гг. проходил стажировку в Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария).

В 1978-1980 гг. — преподаватель Ленинградской духовной семинарии.

21 ноября 1982 г. получил ученую степень кандидата богословия за курсовое сочинение «Церковные реформы Петра I и их историко-критическая оценка».

В 1980-1982 гг. и с июня 1987 г. — благочинный церквей Олонецкой епархии, настоятель Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска.

В 1982-1985 гг. — секретарь Ленинградского епархиального управления.

В 1985-1986 гг. — и.о. ректора Ленинградских духовных школ.

В 1986-1987 гг. — настоятель Тихвинского храма в г. Тихвине.

Хиротония состоялась 14 августа 1990 г. в Крестовоздвиженском соборе г. Петрозаводска. Богослужение совершили , митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн, архиепископы Курский и Белгородский Ювеналий и Дюссельдорфский Лонгин, епископы , и Подольский Виктор.

11 июля 2013 г. за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита.

Погребен на Неглинском кладбище Петрозаводска возле часовни преподобного Сергия Радонежского.

Образование:

1974 г. — Ленинградская духовная семинария.

1979 г. — Ленинградская духовная академия.

Награды:

Церковные:

  • 1989 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III ст.;
  • 2005 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2010 г. — прп. Серафима Саровского II ст.

Светские:

  • 2000 г. — орден Дружбы народов;
  • 2000 г. — звание «Человек 2000 года Республики Карелии»;
  • 2002 г. — золотая медаль Российского Фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность»;
  • 2005 г. — орден Почета;
  • 2007 г. — звание «Почетный гражданин Республики Карелия»;
  • 2010 г. — почетная грамота Республики Карелия «За заслуги в возрождении православно-духовной культуры, укреплении гражданского мира и согласия, духовно-нравственного воспитания населения»;
  • 2010 г. — золотая медаль Российского Фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность».

Окончил Либавскую Николаевскую гимназию, учился на юридическом факультете (ушёл в с последнего курса) и в Петроградской духовной академии ( -). Окончил высшие библиотечные курсы в в .

Во время учёбы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями, автор романа-дневника в трёх частях «На пути к иному миру» (СПБ, ) и оккультного романа «Их было четыре» (СПБ, ).

Монах

В апреле 1910 поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии. пострижен в монашество, с 1911 - иеродиакон, с - иеромонах.

Деятельность в Петрограде

  • С - помощник библиотекаря Петроградской епархии.
  • В августе был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины.
  • С - настоятель Свято-Троицкой Сергиевой пустыни. Затем - настоятель домовой церкви Александро-Невского общества трезвости.
  • С 1919, одновременно, работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР (был вынужден совмещать духовную и светскую работу, так как был настоятелем очень бедного храма).
  • В - - преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в Петрограде.

Архиерей

Борьба с обновленчеством в Петрограде

Решительно выступил против обновленческого движения. В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после гибели митрополита , Патриарх поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа (в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха).

Арест и пребывание в Соловках

Обновленцы требовали ареста владыки, называя возглавлявшееся им движение «мануиловщиной». епископ Мануил был арестован, приговорён к трём годам лишения свободы. В 1924- находился в Соловецком лагере. Находясь в заключении, написал ряд работ: «Соловецкий Некрополь». «Соловецкие письма об епископстве», «Новый Соловецкий Патерик», «„Соловецкие синодики“. Их образование в период XV-XVII вв. Состав их и судьба их в Русской Церкви».

Борьба против «иосифлянского» движения

После освобождения прибыл в Ленинград, где в течение нескольких дней активно выступал против на стороне Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита .

Сотрудничество с органами госбезопасности

По данным члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви, профессора-протоиерея , владыка Мануил был в конце 1920-х годов завербован органами государственной безопасности:

С конца 20-х годов он являлся секретным сотрудником ГПУ, а потом НКВД. Это сотрудничество не спасало его даже от арестов, и всякий раз, выходя на свободу, он панически боялся снова оказаться в лагере. Этот страх побуждал его предавать людей, и он ужасно страдал от этого, будучи глубоко верующим священнослужителем и аскетичным монахом. Десятилетиями он жил в страшном внутреннем противоречии. Когда к нам обратились с запросом о его канонизации, и мы начали исследовать этот вопрос, для нас стало большим потрясением то, какие доносы он писал, мечтая только об одном - не быть арестованным в очередной раз. Вы знаете, это было настолько тяжело, что ничего кроме сострадания к нему мы не испытали. Для нас это открытие было совершенно неожиданным, потому что авторитет митрополита Мануила для любого церковного историка был безусловен.

Аресты, лагеря, ссылки

Последние годы жизни

  • С 1955 - временно управляющий Чебоксарско-Чувашской епархией.
  • С - архиепископ Чебоксарский и Чувашский.
  • С - архиепископ Куйбышевский и Сызранский.
  • С - митрополит.

Митрополит Мануил Лемешевский - знаменитый историк Церкви. Он был хиротонисан во епископа Чкаловского (Оренбург носил имя прославленного советского летчика с 1938 по 1957 год) в феврале 1945 года и обрел кафедру в недавно открытом Никольском храме.

Личность митрополита Мануила (Лемешев-ского) все больше и больше привлекает внимание исследователей. Роль его в истории Русской Православной Церкви XX века до конца еще не выяснена. Многие факты биографии остаются темными, а иногда излагаются и комментируются без глубокого изучения.

Вехи жизненного пути

Предки владыки Мануила принадлежали к потомственным дворянам и были людьми очень набожными. Вероятно, тяга к духовной стороне бытия передалась от них будущему иерарху Русской Церкви. При этом следует учитывать специфику эпохи — XX век, особенно в рядах интеллигенции, начинался кризисом традиционной религиозности. Верующая молодежь, да и не только она, зачастую пускалась в богоискательство, уводившее некоторых далеко от канонического христианства. Иной Непосредственное знакомство будущего митрополита с Азией началось еще в 1912 году. В сане иеродиакона он прибыл в Семипалатинск, где нес послушание в Киргизской духовной миссии, которая занималась христианским просвещением местных народов, в первую очередь казахов. Здесь молодой иеродиакон стал священником, будучи рукоположен во иеромонаха.

Спустя одиннадцать лет, в 1923 году, отец Мануил был возведен в сан епископа, с этой точки берет начало его более чем сорокалетнее архипастырское служение. Святитель Тихон (Беллавин) при вручении епископу Мануилу архипастырского жезла произнес: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения». Эти слова оказались пророческими.

Тяжкий крест исповедничества лег на плечи отца Мануила еще до архиерейской хиротонии, когда в течение нескольких месяцев он находился под арестом. Затем заключения и ссылки повторялись в его жизни еще несколько раз. Полностью лишенным свободы или частично ограниченным в праве выбора места жительства он провел в общей сложности более двадцати лет.

На Чкаловской кафедре

Заняв Оренбургскую (тогда Чкаловскую) кафедру, епископ Мануил совершил настоящий подвиг, сумев «оживить» некоторое количество ранее закрытых богоборцами храмов. Историк В. М. Шубкин подчеркивает, что до 1948 года церкви хотя и с трудом, но открывались. К окончанию управления владыкой Мануилом епархией, во второй половине 1948 года, здесь насчитывалось 24 юридически зарегистрированных храма и молитвенных дома. В последующие годы, до 1959-го, когда Хрущев «благословил» новый антиправославный поход, количество действующих храмов и молитвенных домов в Оренбургской епархии оставалось практически неизменным.

Именно в Чкалове-Оренбурге началась работа владыки Мануила над главным трудом его жизни — биографическим каталогом «Русские православные иерархи», посвященным епископату. Основной упор им был сделан на жизнеописаниях владык последних пятидесяти лет, с 1897 по 1947 год. Биографы самого митрополита Мануила свидетельствуют, что знание богословской литературы в сочетании с великолепной памятью помогали ему в исторических изысканиях во всех областях церковной истории: «В его келье стояли ящички с многотысячными карточками, содержащими сведения по церковной истории, агиологии, житиям подвижников благочестия. Они как бы манили его и звали к себе. Помощники в научных трудах разбирали и систематизировали исторический материал, а владыка вносил коррективы и в целом руководил работой. Вчерне эта работа была закончена к концу 1947 года и представлена в Московскую духовную академию и в Священный Синод. Профессор Са-винский высказал автору пожелание, чтобы работа была дополнена списками литературных трудов архиереев и подана в Совет академии в качестве научного труда. Это дало повод владыке углубить свои исследования». Здесь же, в Чкалове, он составил важные для Оренбуржья «Патерик Оренбургский» и «Патерик Бузулук-ский». Подвижнические труды были прерваны 4 сентября 1948 года внезапным арестом по обвинению в «завуалированной контрреволюции» и «возбуждении религиозного фанатизма», завершившимся семилетним заключением в лагерях.

Оренбургский период в жизни владыки Мануила ознаменовался его встречей с одним из наиболее видных деятелей русского православия второй половины XX века митрополитом Иоанном (Снычевым). В Чкалове, под духовным руководством оренбургского архипастыря, будущий митрополит Иоанн прошел путь от мирянина-келейника до иеромонаха. Впоследствии, после освобождения своего учителя, отец Иоанн (Снычев) в течение нескольких лет являлся его секретарем и помощником в научной работе.

Следует отметить старания владыки Мануила по восстановлению почитания главной святыни Оренбуржья — Табынской иконы Божией Матери. Он приложил много сил для отыскания первообраза, однако, увы, все его поиски оказались напрасными — местонахождение чудотворной иконы до сих пор не известно.

После смерти

Исповедническая жизнь митрополита Мануила (Аемешевского), завершившаяся в 1968 году в Куйбышеве, свидетельства о посмертных чудесах, заслуги в деле духовного строительства, высокий авторитет как церковного ученого поставили вопрос о его прославлении. Синодальная комиссия по церковной канонизации рассмотрела комплекс материалов и... посчитала невозможным причисление владыки к лику святых. Причиной тому — обнаруженные документы, свидетельствующие о его сотрудничестве с карательными органами СССР.

Окончил Либавскую Николаевскую гимназию, учился на юридическом факультете Петербургского университета (ушёл в 1910 с последнего курса) и в Петроградской духовной академии (1916-1918). Окончил высшие библиотечные курсы в Петрограде в 1920.

Во время учёбы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями, автор романа-дневника в трёх частях «На пути к иному миру» (СПБ, 1908) и оккультного романа «Их было четыре» (СПБ, 1909).

Монах

В апреле 1910 поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии.

2 июня 1911 пострижен в монашество, с 10 декабря 1911 - иеродиакон, с 16 сентября 1912 - иеромонах.

В августе 1912 - августе 1916 - помощник начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии в Семипалатинске.

Деятельность в Петрограде

С 1917 - помощник библиотекаря Петроградской духовной академии.

В августе 1918 был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины.

15 августа 1919 назначен настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни (не принят братией). Настоятель Спасской домовой церкви Александро-Невского общества трезвости в Петрограде.

С 1919 года, одновременно, работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР (был вынужден совмещать духовную и светскую работу, так как был настоятелем очень бедного храма).

В 1921-1923 годах - преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в Петрограде.

В книге А. Э. Краснова-Левитина и В. М. Шаврова «Очерки по истории русской церковной смуты» так говорится об этом периоде жизни будущего митрополита:

Иеромонах Мануил совершенно не пользовался популярностью в интеллигентской среде - для этого ему не хватало внешнего лоска. Он, однако, был очень известен уже в то время среди питерской бедноты. К нему на исповедь шли простые, обиженные судьбой люди. К нему льнул «мелкий люд», которого так много было тогда в Питере - кухарки, почтальоны, кондукторы, - они знали, что у него они всегда найдут слово утешения и помощи - у этого сгорбленного иеромонаха с быстрыми, порывистыми движениями, с громким молодым голосом.

Архиерей

Борьба с обновленчеством в Петрограде

Решительно выступил против обновленческого движения. В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после гибели митрополита Вениамина (Казанского), Патриарх Тихон поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа (в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха).

С 21 сентября 1923 - архимандрит. С 23 сентября 1923 - епископ Лужский, викарий Петроградской епархии, управляющий этой епархией ввиду отказа принять её Феодором (Поздеевским). Хиротонию в Москве возглавил Патриарх Тихон, который, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его такими словами: Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию .

29 сентября прибыл в Петроград и сразу же развернул активную антиообновленческую деятельность, возглавив народное движение верующих. В течение четырех месяцев совершал литургию почти каждый день в разных храмах, выступал с проповедями в защиту Патриаршей церкви, привлёк на свою сторону многих прихожан. Назначил четырёх священнослужителей из числа последовательных сторонников Патриарха Тихона духовниками округов, на которые был разделён город - они принимали покаяние у обновленческого духовенства (которое в бытность владыки Мануила управляющим епархией осуществлялось публично, перед народом) и выступали с проповедями в храмах.

В результате деятельности епископа Мануила за несколько недель из 115 обновленческих храмов 83 перешли в ведение Патриарха. В Патриаршую церковь вернулись также монашествующие Александро-Невской лавры и Новодевичьего монастыря. В целом по епархии ситуация была ещё более благоприятной для противников обновленцев - там почти все приходы ушли из обновленческой юрисдикции. В Патриаршую церковь перешёл даже глава обновленческой Петроградской епархии митрополит Артемий (Ильинский), который принёс покаяние в нескольких храмах и был принят в сане епископа, который имел до ухода в обновленчество.

В «Очерках по истории русской церковной смуты» содержится такое описание событий осени 1923 в Петроградской епархии:

Самым замечательным во всей этой «мануиловской эпопее» было то, что ни у кого (ни у самого владыки, ни у его друзей, ни у его врагов) не было ни малейшего сомнения в том, что в 2-3 месяца епископ со своими помощниками лишатся свободы. Это и создавало в епископе и среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъема, которое как бы возвышает людей над действительностью и над бытом, обновляет их, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке. Такие минуты не могут длиться очень долго; но тот, кто пережил их, всегда будет вспоминать о них, как о лучших мгновениях своей жизни.

Арест и пребывание в Соловках

Обновленцы требовали ареста владыки, называя возглавлявшееся им движение «мануиловщиной». 2 февраля 1924 епископ Мануил был арестован, приговорён к трём годам лишения свободы. В 1924-1928 находился в Соловецком лагере. Находясь в заключении, написал ряд работ: «Соловецкий Некрополь». «Соловецкие письма об епископстве», «Новый Соловецкий Патерик», «„Соловецкие синодики“. Их образование в период XV-XVII вв. Состав их и судьба их в Русской Церкви».

Борьба против «иосифлянского» движения

После освобождения прибыл в Ленинград, где с 28 апреля вплоть до 2 мая 1928 года активно выступал против «иосифлянского» движения на стороне Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), поддерживая новоназначенного митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова).

С 25 апреля 1928 - епископ Серпуховский, викарий Московской епархии. Как пользовавшийся уважением верующих церковный деятель был направлен в Серпухов митрополитом Сергием для борьбы против «иосифлянского» движения, получившего значительное распространение в Московской епархии. В Серпухове его основным оппонентом был «иосифлянский» епископ Максим (Жижиленко), затем арестованный, отправленный на Соловки и вскоре расстрелянный.

С октября 1929 - епископ Серпуховский и Каширский, викарий Московской епархии. В этот период стал автором таких рукописей как «Патерик Серпуховский», «Синодик Сибирских просветителей, исповедников, подвижников и ревнителей благочестия и боголюбцев, церковных историков и писателей духовных о Сибири».

Сотрудничество с органами госбезопасности

По данным члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви, профессора-протоиерея Георгия Митрофанова, владыка Мануил был в конце 1920-х годов завербован органами государственной безопасности:

С конца 20-х годов он являлся секретным сотрудником ГПУ, а потом НКВД. Это сотрудничество не спасало его даже от арестов, и всякий раз, выходя на свободу, он панически боялся снова оказаться в лагере. Этот страх побуждал его предавать людей, и он ужасно страдал от этого, будучи глубоко верующим священнослужителем и аскетичным монахом. Десятилетиями он жил в страшном внутреннем противоречии. Когда к нам обратились с запросом о его канонизации, и мы начали исследовать этот вопрос, для нас стало большим потрясением то, какие доносы он писал, мечтая только об одном - не быть арестованным в очередной раз. Вы знаете, это было настолько тяжело, что ничего кроме сострадания к нему мы не испытали. Для нас это открытие было совершенно неожиданным, потому что авторитет митрополита Мануила для любого церковного историка был безусловен.

Аресты, лагеря, ссылки

В 1930 прекратил поминать на богослужениях митрополита Сергия, но не присоединился ни к одному из существовавших в церкви оппозиционных течений. В 1931-1932 находился в тюрьме, в 1933-1936 отбывал заключение в Мариинских лагерях.

После освобождения жил в посёлке Завидово Калининской области, в 1937 составил «Словарь советских сокращений и условных наименований». По просьбе протоиерея Сергия Мечёва тайно рукоположил нескольких священников. 1 мая 1939 был арестован по «делу» Истинно-православной церкви. Дал подробные показания в результате которых рукоположенные им священники были арестованы, а по общине отца Сергия Мечёва был нанесён сильнейший удар. Был осуждён к лишению свободы, отбывал срок в лагерях Канска.

Осенью 1944 был освобождён. В ноябре 1944 - феврале 1945 находился в распоряжении архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Тамбовской епархии.

С 14 февраля 1945 - епископ Чкаловский. С июля 1945 - епископ Чкаловский и Бузулукский. С 21 апреля 1946 - архиепископ. Составил «Патерик Оренбургский», «Патерик Бузулукский», «Алфавитный указатель имен всех русских святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года», «Словарь русских святых и местночтимых (988-XVII вв.)», написал ряд других работ.

4 сентября 1948 вновь был арестован, 16 апреля 1949 приговорён к 10 годам лишения свободы и отправлен в Потемские лагеря в Мордовии. В 1955 освобождён.

Последние годы жизни

  • С 21 декабря 1955 - временно управляющий Чебоксарско-Чувашской епархией.
  • 25 ноября 1965 уволен на покой по болезни с правом служения и с пребыванием в городе Куйбышеве.
  • С 25 февраля 1962 - митрополит.
  • С 7 февраля 1956 - архиепископ Чебоксарский и Чувашский.
  • С 22 марта 1960 - архиепископ Куйбышевский и Сызранский.

Похоронен в Покровском кафедральном соборе Самары. Погребение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков).

Церковный историк

Составил первое фундаментальное собрание биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 (включительно). Одна часть этого капитального труда - шеститомный «Каталог русских архиереев», посвящённая иерархам конца XIX - начала XX вв., была издана в Эрлангене (Германия) в 1970-1980-е годы. Многие данные, содержавшиеся в этом труде, носят уникальный характер. Однако рассекречивание архивов репрессивных органов СССР показало существенную недостоверность сведений автора (в частности, о том, что десятки расстрелянных иерархов - например, митрополиты Петр (Полянский), Кирилл (Смирнов) - умерли в ссылках). Этот труд автор в 1967 году представил на соискание степени магистра богословия. Рецензия неофициального оппонента архиепископа Антония (Мельникова) опубликована.

Другая часть этой обширной работы - об архиереях предшествующего времени - вышла в свет в Москве в 2004. Собирал фотографии иерархов Русской православной церкви XX века. Также составил подробный биографический каталог обновленческих архиереев.

Его духовным чадом был Иоанн (Снычёв), помогавший владыке в работе над биографиями архиереев, позднее сменивший владыку Мануила на Куйбышевской кафедре и закончивший свою жизнь митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

Вопрос о канонизации

Многие православные верующие, в частности, в Самарской епархии, почитают владыку Мануила как святого и в течение 1990-х годов выступали за его причисление к лику святых. Была создана епархиальная комиссия, в которую поступили данные о шестнадцати чудесах, связанных с именем митрополита. Однако сотрудничество владыки Мануила с карательными органами привело к отказу в его канонизации. Документы о его работе на органы госбезопасности до сих пор не опубликованы.

Труды

  • Каталог русских архиереев-обновленцев // Обновленческий раскол. Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. М., 2002.
  • Русские православные иерархи периода с 1893-1965 гг. В 6-ти томах. Эрланген, 1979-1988.
  • Существуют споры об авторстве или соавторстве с Серафимом Вырицким «От Меня это было»
  • Русские православные иерархи. В 3-х томах. М., 2004.
  • Божий виноградник. СПб, 1999.

Библиография

  • Митрополит Иоанн (Снычёв). Жизнь и служение митрополита Мануила. Самара, 1997.


Похожие публикации