Нацистские приветствия на немецком. От сердца к Солнцу или Хайль Гитлер

Зиг хайль

Нацистское приветствие , Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß ) в Третьем рейхе состояло из поднятия правой руки под углом примерно в 45 градусов с распрямлённой ладонью (среди больших чинов - полусогнутой, рядовых или перед старшими по званию - полностью выпрямленной) и восклицания нем. Heil Hitler! - «да здравствует Гитлер , слава Гитлеру» (обычно передаётся по-русски как Хайль Гитлер ) или просто нем. Heil! . При приветствии, обращённом к самому фюреру , он обычно в третьем лице не назывался, а говорилось Heil! или Heil, mein Führer! . Являлось частью культа личности Гитлера. Было принято в государственных учреждениях, НСДАП , СС , но широко использовалось и неофициально.

Фраза Heil Hitler! широко употреблялась и в письменном виде, обычно в конце писем (в том числе частных), объявлений, приказов.

История

Нацистское приветствие часто путают с римским салютом, поскольку оно было заимствовано нацистами из Италии , где использовалось как приветствие фашистов и называлось римским салютом. Однако при римском салюте рука идёт к приветственному жесту от сердца, в то время как в нацистском приветствии она идёт сразу от земли. В фашистском приветствии соединялись исторический древнеримский салют и торжественный жест христиан , восходящий к ветхозаветным временам (Быт. 14:22).

Согласно нацистским идеологам, поднятие руки и восклицание Heil! было принято у древних германцев при избрании королей; жест трактовался как приветствие поднятым копьём . Как официальное название часто использовался термин «Немецкое приветствие». В Древнем Риме аналогичный жест изначально использовался клиентами в качестве приветствия и пожелания здоровья своему патрону (существует версия, что исходно этим жестом указывали на холм, на котором располагался храм бога здоровья), позже, когда император сделался «патроном всех римлян» - для приветствия императора.

23 июля 1944 года, через три дня после попытки переворота , в которой участвовало много военных, нацистское приветствие стало обязательным в вермахте . До этого оно было факультативным, и большинство военных использовали стандарное отдание чести, употребляя гитлеровское приветствие только в ответ на такое же обращение со стороны чинов партии или СС.

Зиг хайль!

Запрет

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зиг хайль" в других словарях:

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

    Зиг хайль! - (Sieg Heil! Да здравствует победа!), одно из нацистских приветствий. Впервые вошло в обиход на Нюрнбергских партийных съездах. После одного из выступлений перед огромной аудиторией Гитлер на какое то мгновение задумчиво замолчал, и в этот… … Энциклопедия Третьего рейха

    - (нем. Heil) с немецкого благодать, также удача, счастье, благополучие, в церковной среде подразумевает спасение. Антоним унхайль (нем. Unheil) беда, несчастье. Употребляется в составе разнообразных немецких приветствий … Википедия

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

Зиг Хайль

Нацистское приветствие , Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß ) в Третьем рейхе состояло из поднятия правой руки под углом примерно в 45 градусов с распрямлённой ладонью (среди больших чинов - полусогнутой, рядовых или перед старшими по званию - полностью выпрямленной) и восклицания нем. Heil Hitler! - «да здравствует Гитлер , слава Гитлеру» (обычно передаётся по-русски как Хайль Гитлер ) или просто нем. Heil! . При приветствии, обращённом к самому фюреру , он обычно в третьем лице не назывался, а говорилось Heil! или Heil, mein Führer! . Являлось частью культа личности Гитлера. Было принято в государственных учреждениях, НСДАП , СС , но широко использовалось и неофициально.

Фраза Heil Hitler! широко употреблялась и в письменном виде, обычно в конце писем (в том числе частных), объявлений, приказов.

История

Нацистское приветствие часто путают с римским салютом, поскольку оно было заимствовано нацистами из Италии , где использовалось как приветствие фашистов и называлось римским салютом. Однако при римском салюте рука идёт к приветственному жесту от сердца, в то время как в нацистском приветствии она идёт сразу от земли. В фашистском приветствии соединялись исторический древнеримский салют и торжественный жест христиан , восходящий к ветхозаветным временам (Быт. 14:22).

Согласно нацистским идеологам, поднятие руки и восклицание Heil! было принято у древних германцев при избрании королей; жест трактовался как приветствие поднятым копьём . Как официальное название часто использовался термин «Немецкое приветствие». В Древнем Риме аналогичный жест изначально использовался клиентами в качестве приветствия и пожелания здоровья своему патрону (существует версия, что исходно этим жестом указывали на холм, на котором располагался храм бога здоровья), позже, когда император сделался «патроном всех римлян» - для приветствия императора.

23 июля 1944 года, через три дня после попытки переворота , в которой участвовало много военных, нацистское приветствие стало обязательным в вермахте . До этого оно было факультативным, и большинство военных использовали стандарное отдание чести, употребляя гитлеровское приветствие только в ответ на такое же обращение со стороны чинов партии или СС.

Зиг хайль!

Запрет

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зиг Хайль" в других словарях:

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

    Зиг хайль! - (Sieg Heil! Да здравствует победа!), одно из нацистских приветствий. Впервые вошло в обиход на Нюрнбергских партийных съездах. После одного из выступлений перед огромной аудиторией Гитлер на какое то мгновение задумчиво замолчал, и в этот… … Энциклопедия Третьего рейха

    - (нем. Heil) с немецкого благодать, также удача, счастье, благополучие, в церковной среде подразумевает спасение. Антоним унхайль (нем. Unheil) беда, несчастье. Употребляется в составе разнообразных немецких приветствий … Википедия

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

Но широко использовалось и неофициально.

Фраза Heil Hitler! широко употреблялась и в письменном виде, обычно в конце писем (в том числе частных), объявлений, приказов .

История

Нацистское приветствие часто путают с так называемым «римским салютом » - приветственным жестом итальянских фашистов , позже заимствованным национал-социалистами . Однако при римском салюте рука идёт к приветственному жесту от сердца, в то время как в нацистском приветствии она идёт сразу вверх от любого положения руки .

Согласно нацистским идеологам, поднятие руки и восклицание Heil! было принято у древних германцев при избрании королей; жест трактовался как приветствие поднятым копьём . Как официальное название часто использовался термин «немецкое приветствие».

23 июля 1944 года, через три дня после попытки переворота , в которой участвовало много военных, нацистское приветствие стало обязательным в вермахте . До этого оно было факультативным, и большинство военных использовало стандартное воинское приветствие , употребляя гитлеровское приветствие только в ответ на такое же обращение со стороны чинов партии или СС.

Зиг хайль!

Преследования за отказ произносить нацистское приветствие

Нацисты требовали от жителей Германии произносить нацистское приветствие . Но, по мнению свидетелей Иеговы , произносить выражение «Heil Hitler!» означало бы выражать упование на то, что спасение придёт от Гитлера , что прямо противоречит основному положению веры свидетелей Иеговы в то, что единственным Спасителем , посланным Иеговой , является Иисус Христос (Луки ; 1 Иоанна ) .

После Второй мировой войны

Нацистское приветствие употребляется неонацистами в историческом или видоизменённом облике; как замена для Heil Hitler многими ультраправыми используется буквосочетание hh или число 14/88 .

См. также

Напишите отзыв о статье "Нацистское приветствие"

Примечания

Комментарии

Сноски

  1. , p. 184–185.
  2. , p. 2.
  3. , p. 46.
  4. , p. 40, 51.
  5. // Воропаев С. Энциклопедия Третьего рейха. - М.: Локид-Миф, 1996. - 589 с. 5-320-00069-3
  6. .
  7. Johannes Steyer: - Center for Holocaust and Genocide Studies, University of Minnesota, Minneapolis, MN
  8. King, Christine. “Leadership Lessons from History: Jehovah’s Witnesses.” The International Journal of Leadership in Public Services 7, no. 2 (2011): 178–185. doi:ezproxy.arcadia.edu:2075/10.1108/17479881111160168.
  9. - , Освенцим
  10. . - Энциклопедия Холокоста. - United States Holocaust Memorial Museum
  11. . - Энциклопедия Холокоста. - United States Holocaust Memorial Museum
  12. Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.
  13. Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.
  14. 1998. Zeugen Jehovas: Vergessene Opfer des Nationalsozialismus. , Vienna. (Referate und Berichte der vom Dokumentationsarchiv des österreichischen Widerstandes (DÖW) und dem Institut für Wissenschaft und Kunst (IWK) am 29. Jänner 1998 veranstalteten wissenschaftlichen Tagung
  15. // Lenta.ru . - 15.11.2012. из первоисточника 8 февраля 2013.
  16. // Известия . - 15.11.2012. из первоисточника 11 февраля 2013.

Источники

  • Allert, Tilman. The Hitler Salute: On the Meaning of a Gesture / Translated by Jefferson Chase. - Picador, 2009. - ISBN 0312428308 .
  • Boime, Albert. Art in an age of Bonapartism, 1800-1815. - Chicago: University of Chicago Press (англ.) русск. , 1993. - Vol. 2. - (Social history of modern art).
  • Evans, Richard J. The Rize of Nazism // The Coming of the Third Reich. - Penguin Group (англ.) русск. , 2005. - ISBN 0-14-303469-3 .
  • Kershaw, Ian . 1936-45 - Nemesis. - W. W. Norton & Company (англ.) русск. , 2000. - ISBN 0393049949 .
  • Kershaw, Ian . The "Hitler myth": image and reality in the Third Reich. - 2, reissue. - Oxford: Oxford University Press , 2001. - ISBN 0192802062 .
  • Winkler, Martin M. The Roman Salute: Cinema, History, Ideology. - Columbus: Ohio State University Press (англ.) русск. , 2009. - ISBN 0814208649 .

Отрывок, характеризующий Нацистское приветствие

В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.
– Не может быть! – вскрикнул Ростов.
– Имею честь докладывать вам сущую правду, – повторил Алпатыч.
Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.
В ту минуту, когда Ростов и Ильин проскакали по дороге, княжна Марья, несмотря на отговариванье Алпатыча, няни и девушек, велела закладывать и хотела ехать; но, увидав проскакавших кавалеристов, их приняли за французов, кучера разбежались, и в доме поднялся плач женщин.
– Батюшка! отец родной! бог тебя послал, – говорили умиленные голоса, в то время как Ростов проходил через переднюю.
Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же представилось что то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая то странная судьба натолкнула меня сюда! – думал Ростов, слушяя ее и глядя на нее. – И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении! – думал он, слушая ее робкий рассказ.
Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.
– Не могу выразить, княжна, как я счастлив тем, что я случайно заехал сюда и буду в состоянии показать вам свою готовность, – сказал Ростов, вставая. – Извольте ехать, и я отвечаю вам своей честью, что ни один человек не посмеет сделать вам неприятность, ежели вы мне только позволите конвоировать вас, – и, почтительно поклонившись, как кланяются дамам царской крови, он направился к двери.
Почтительностью своего тона Ростов как будто показывал, что, несмотря на то, что он за счастье бы счел свое знакомство с нею, он не хотел пользоваться случаем ее несчастия для сближения с нею.
Княжна Марья поняла и оценила этот тон.
– Я очень, очень благодарна вам, – сказала ему княжна по французски, – но надеюсь, что все это было только недоразуменье и что никто не виноват в том. – Княжна вдруг заплакала. – Извините меня, – сказала она.
Ростов, нахмурившись, еще раз низко поклонился и вышел из комнаты.

– Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуняшей зовут… – Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк. Он видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей.
Ростов злобно оглянулся на Ильина и, не отвечая ему, быстрыми шагами направился к деревне.
– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя.
Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова.
– Какое решение изволили принять? – сказал он, догнав его.
Ростов остановился и, сжав кулаки, вдруг грозно подвинулся на Алпатыча.
– Решенье? Какое решенье? Старый хрыч! – крикнул он на него. – Ты чего смотрел? А? Мужики бунтуют, а ты не умеешь справиться? Ты сам изменник. Знаю я вас, шкуру спущу со всех… – И, как будто боясь растратить понапрасну запас своей горячности, он оставил Алпатыча и быстро пошел вперед. Алпатыч, подавив чувство оскорбления, плывущим шагом поспевал за Ростовым и продолжал сообщать ему свои соображения. Он говорил, что мужики находились в закоснелости, что в настоящую минуту было неблагоразумно противуборствовать им, не имея военной команды, что не лучше ли бы было послать прежде за командой.
– Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, – бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.
После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.

(ныне – известный православный деятель, руководитель Императорского Православного Палестинского Общества) находит полный отклик в моей душе. Наша дружба началась в 1960-ые годы, мы оба работали в Редакционно-издательском отделе Московского патриархата РПЦ вместе с отцом Иннокентием (Анатолий Просвирнин) и постигали семиотику обрядов, в том числе нацистских. «Зиг Хайль!» - буквально на немецком языке означает «Да здравствует (хайль) победа (зиг)». Вот выразившее нашу тогдашнюю пассионарность берсерковское стихотворение «Лагерь в Тевтобургском лесу» (Лисовой Н.Н. Круг земной: Стихи и поэмы / Художник В. Борисов. – Москва: Современник, 1989, стр. 36-38):

… А в германском лагере,
Сумерки коптя,
Золотыми факелами
Чествуют вождя.

Роковые знаки ли,
Флаги ли атак -
Пляшут, пляшут факелы,
Отбивая такт.

И дразня оскалами
Лошадиных харь:
Вождь, воспетый скальдами, -
Хайль, хайль, хайль!

И в багровом отблеске
Отлетая вдаль:
Вождь, воитель доблестный, -
Хайль, хайль, хайль!

Копьями расколота
Ночь из края в край.
Вождь, даритель золота, -
Хайль, хайль, хайль!

Нам пути завещаны
В темени лесной.
Нам колдуньи вещие
Нагадали бой.

Зачернели трупами
Белые снега,
И пропела трубами
Древняя Судьба:

Да не будет радости
Ни в одни века -
Кроме терпкой сладости
В гибели врага.

Не ковшами выпитыми -
Сколько может влезть -
Пусть пьянят вас битвами
Ненависть и месть!

Пусть смеется умник
На такую речь -
Свет грядет из сумерек,
Как из ножен меч!

А тела усталые
Покидает дух -
Как орел над скалами
Зачинает круг.

И в зенит взлетающий,
Грозен и могуч,
Словно луч, сверкающий
Из-за синих туч.

А в германском лагере -
Шаг, шаг, шаг!-
Пляшут, пляшут факелы,
Отбивая такт.

При свободном выборе
Ни к чему печаль.
Вождь, ведущий к гибели, -
Хайль, хайль, хайль!

Пусть играет искрами
Боевая сталь.
Вождь, ведущий к истине, -
Хайль, хайль, хайль!

Жаркой кровью жертвенной
Окропим алтарь.
Вождь, залог бессмертия, -
Хайль, хайль, хайль!

И всю ночь над лагерем -
Шаг, шаг, шаг! -
Пляшут, пляшут факелы,
Отбивая такт.

И, качая тенями
Голубых ветвей,
Гоготали демоны,
Возвещая день.

Откуда же произошел жест «Зиг Хайль!» (в просторечии – «зига»)? Автор электронной рассылки «Нетрадиционный взгляд на традиционную историю» (history.netrad) вносит ясность в этот вопрос:

Древняя история: Хайль Цезарь!

Утверждается, что фашистское приветствие берёт своё начало чуть ли не от Древнего Рима. Дескать, гладиаторы, приветствовавшие цезаря, вскидывали руки вверх, и поэтому этот жест стал называться saluto romano - «римским салютом».

Сторонники этой легенды обычно ссылаются на два источника. Первый - изображения на Колонне Траяна. Данная колонна - памятник архитектуры, находящийся в Риме, на Капитолийском холме - была создана архитектором Апполодором Дамасским в 113 году н. э. в честь победы римского императора Траяна над древними румынскими племенами (даками):

Была у древних римлян такая традиция - колонны делать в честь чего-нибудь. Например, есть колонна в честь Марка Аврелия... Но не будем отвлекаться, нас больше интересует та, что посвящена Траяну. Итак, Колонна Траяна - немаленькая штука: высота её 38 м и диаметр - 4 м. Она сделана из мрамора и покрыта барельефом, изображающим войну с даками, героизм римлян и т. д.

Дотошные исследователи обнаружили на колонне фигуры, якобы, приветствующие друг друга «римским салютом»:

Но, честно говоря, если даже не сильно придираться, то данные жесты не очень похожи на saluto romano в известном нам виде. Ну подняли мужи вверх свои длани, ну и что?

Поднимать руку в качестве приветствия - давняя традиция. Считается, что таким образом воин показывал встречному, что его меч - в ножнах, как доказательство мирных намерений. Так что, скорее всего, это никакой не «римский салют».

Второй источник «доисторического» происхождения saluto romano - рассказ древнеримского писателя-историка Тита Ливия про трёх братьев, отправляющихся сражаться и приносящих своему отцу клятву типа «ни шагу назад». Данный волнующий момент воспроизвёл на своей картине «Клятва Горациев» (такая у братьев была фамилия) французский художник 18-го века Жак Луи Давид:

Как видим, отец (справа) даёт сыновьям (слева) мечи, а они тянут к ним руки. Многие считают, что братья таким образом приносят клятву - вытягивая руки. Некоторые утверждают, что это и есть «римский салют».

Но если присмотреться более тщательно, то мы увидим занятную вещь: только один из братьев (тот, что спереди) протягивает правую руку, остальные двое выбросили вперёд левые. Согласитесь, если бы это был формально принятый обычай, традиция, то все делали бы этот жест единообразно - правой (или левой) рукой. Так что на какое-то «римское приветствие» это тоже не похоже. Что хотел показать художник, скорее всего, останется его маленькой тайной. А Тит Ливий, вполне возможно, здесь совершенно не при чём.

Начало 20-го века: ох уж этот «дуче»!

Переходим к временам, более близким к нам, чем Древний Рим. Но территориально остаёмся на месте - в Италии. Здесь, в 1883 году, в семье сельской учительницы и кузнеца, родился мальчик, ставший впоследствии одной из наиболее одиозных фигур 20-го века - Бенито Муссолини:

В 36 лет он огранизовал «Итальянский союз борьбы» («Фаши итальяни ди комбаттименто»; Fasci italiani di combattimento) и стал «отцом» известного термина «фашизм». Его партия захватила власть в Италии, а Муссолини стал свирепым диктатором («дуче» , почти на десятилетие опередив своего германского «коллегу» Адольфа Гитлера.

Распространена байка, что однажды Бенито Муссолини смотрел кинофильм одного итальянского режиссёра о Древнем Риме. Неизвестно, изучал ли тот режиссёр Колонну Траяна или был поклонником живописи Жака Луи Давида, но римские легионеры в его фильме, якобы, вовсю салютовали друг другу «римским приветствием». Говорят, что это произвело на Муссолини такое впечатление, что он ввёл жест в повсеместный оборот. (Наверное, чувствовал себя при этом, как минимум, цезарем.) А уже от «дуче» saluto romano переняли немецкие фашисты.

Другую версию высказывает в своей книге «Бенито Муссолини: Биография» историк Кристофер Хибберт. Он пишет, что таки да, именно у итальянской армии «нацисты переняли римское приветствие вскидыванием руки, сделав его собственным салютом». Но считает, что данный жест «дуче» скопировал у известного итальянского писателя и авантюриста Габриеле д’Аннунцио. С Хиббертом согласен историк Ричард Колье, который в своей книге «Дуче. Взлет и падение Бенито Муссолини» сообщает, что итальянский фюрер позаимствовал у д’Аннунцио также идею чёрных рубашек, сделав их униформой фашистов. Впрочем, Колье тоже считает этот жест приветствием римских легионеров.

Однако, данная версия кажется не вполне проработанной историками. Если рассматривать фотографии Муссолини до встречи с Гитлером, то на них saluto romano мы не видим - даже в тех ситуациях, где «корпоративное» приветствие, казалось бы, необходимо.

Вот, например, Муссолини с балкона дворца Венеция провозглашает: «Книга и винтовка - символы настоящего фашиста». Предположим, здесь у него просто руки заняты.

Но на других групповых фотографиях он тоже не спешит вскинуть руку:

А вот на совместных парадах с Гитлером «римское приветствие» используется вовсю:

Может быть, вовсе не Гитлер скопировал у «дуче» saluto romano, а наоборот - Муссолини у Гитлера? Но где тогда этому жесту научился бесноватый фюрер? Кто был его вдохновителем?

Американские пионеры: «Будь готов! Всегда готов!»

Во второй половине 19-го века в США был чрезвычайно популярен роман «Взгляд назад» (Looking Backward), написанный бывшим журналистом газеты «Спрингфилд юнион», баптистом Эдвардом Беллами. Роман этот сделал Беллами культовой фигурой в Штатах. Его романы раскупались как горячие пирожки, его идеи обсуждались и подхватывались молодёжью.

В 1892 году, на американском празднике Дне Колумба (12 октября) писатель выступил с предложением сопровождать поднятие государственного флага США чем-то вроде молитвы, которую он назвал «Торжественной клятвой верности» («Pledge of Allegiance» . В ней были такие слова: «я обещаю преданность своему Флагу и республике, которую он символизирует». А вместе с молитвой... тьфу, «Клятвой» Эдвард Беллами предложил использовать такой жест: правая рука поднимается вверх и направляется прямо на флаг. Откуда он взял это, история умалчивает. Но про древних римлян не было ни слова. Вот как это выглядело:

Жест тут же прозвали «салютом Беллами» (Bellamy salute) и стали использовать в пионерских (то есть, скаутских) лагерях:

В детских садах (или что там было у них):

На массовых мероприятиях:

Это можно было бы считать простым совпадением. Дескать, где США, а где Германия. Интернета тогда не было, откуда фашистам знать, что там популярно у американских пионеров... тьфу ты, скаутов. Но, как оказалось, мир гораздо более тесен, чем мы думаем.

Да здравствует американо-фашистская дружба! Урра-а-а-а-а!

Едва Гитлер пришёл к власти и начал устанавливать свой «новый порядок», как американцы смекнули: с таким решительным негодяем лучше дружить, чем воевать. Но в отличие от Советского Союза, который ограничился подписанием договора о ненападении, в США решили «дружить активно».

В 1933 году в Штатах создаётся организация «Германо-американский союз» (German American Bund), объявившей, что американцы и немцы - друзья, товарищи и братья навек. Первые отделения ГАС были открыты в Чикаго, Иллинойсе, и вскоре деятельность Союза приобрела национальный масштаб.

Германо-американский союз проводил многолюдные собрания по всей стране, выпускал журналы и газеты, устраивал летние лагеря для американской молодёжи. В лагерях, естественно, поднимали флаг США. А флаг американцы ещё с конца 19-го века приветствовали - чем? правильно! - «салютом Беллами». Вот, полюбуйтесь, это - лагерь «Зигфрид» под Нью-Йорком (1937 год):

А это - американский скаутский значок:

Кто-нибудь ещё сомневается, что американцы и фашисты без всякого интернета имели самые тесные и, как оказалось, дружественные отношения? Практически, взаимная любовь и обожание. Ну и кто у кого перенял «римский салют» (он же - «салют Беллами»), уже ясно без объяснений.

Фашисты, правда, подвели под это свою собственную философию. Так как фюрер был помешан на оккультизме и потустороннем мире, то и Bellamy salute стал почти религиозным жестом с мистическим смыслом и загадочностью:

В нацистской интерпретации этот жест нужно было делать так:
1) Правая рука подносится к сердцу ладонью вниз.
2) Плавно выпрямляется вправо и вверх примерно на уровне головы.
3) Опускается вдоль тела вниз.

Жест получил официальное название - Deutscher Gruß (Немецкое приветствие) и стал использоваться вместе с фразой «Heil Hitler!» («Слава Гитлеру!», на которое было положено отвечать фразой «Sieg Heil!» («Зиг хайль!» - «Да здравствует победа!».

Остаётся добавить, что «салют Беллами» в самих США просуществовал аж до 1942 года, когда президент Рузвельт, под давлением антифашистской общественности, заменил этот жест на сокращённую версию - «рука-над-сердцем» (hand-over-the-heart). Сначала ладонь была (как и в фашистском приветствии), направлена вниз:

А затем жест приобрёл современный вид, хорошо знакомый многим:

Вот такая история.

Нацистское приветствие часто путают с так называемым «римским салютом » - приветственным жестом итальянских фашистов , позже заимствованным национал-социалистами . Однако при римском салюте рука идёт к приветственному жесту от сердца, в то время как в нацистском приветствии она идёт сразу вверх от любого положения руки .

Согласно нацистским идеологам, поднятие руки и восклицание Heil! было принято у древних германцев при избрании королей; жест трактовался как приветствие поднятым копьём . Как официальное название часто использовался термин «немецкое приветствие».

23 июля 1944 года, через три дня после попытки переворота , в которой участвовало много военных, нацистское приветствие стало обязательным в вермахте . До этого оно было факультативным, и большинство военных использовало стандартное воинское приветствие , употребляя гитлеровское приветствие только в ответ на такое же обращение со стороны чинов партии или СС.

Зиг хайль!

Преследования за отказ произносить нацистское приветствие

Нацисты требовали от жителей Германии произносить нацистское приветствие . Но, по мнению свидетелей Иеговы , произносить выражение «Heil Hitler!» означало бы выражать упование на то, что спасение придёт от Гитлера , что прямо противоречит основному положению веры свидетелей Иеговы в то, что единственным Спасителем , посланным Иеговой , является Иисус Христос (Луки 24:8 ; 1 Иоанна 4:14) .

После Второй мировой войны

Нацистское приветствие употребляется неонацистами в историческом или видоизменённом облике; как замена для Heil Hitler многими ультраправыми используется буквосочетание hh или число 14/88 .

См. также

Напишите отзыв о статье "Нацистское приветствие"

Примечания

Комментарии

Сноски

  1. , p. 184–185.
  2. , p. 2.
  3. , p. 46.
  4. , p. 40, 51.
  5. // Воропаев С. Энциклопедия Третьего рейха. - М.: Локид-Миф, 1996. - 589 с. 5-320-00069-3
  6. .
  7. Johannes Steyer: - Center for Holocaust and Genocide Studies, University of Minnesota, Minneapolis, MN
  8. King, Christine. “Leadership Lessons from History: Jehovah’s Witnesses.” The International Journal of Leadership in Public Services 7, no. 2 (2011): 178–185. doi:http://ezproxy.arcadia.edu:2075/10.1108/17479881111160168.
  9. - , Освенцим
  10. . - Энциклопедия Холокоста. - United States Holocaust Memorial Museum
  11. . - Энциклопедия Холокоста. - United States Holocaust Memorial Museum
  12. Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.
  13. Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.
  14. 1998. Zeugen Jehovas: Vergessene Opfer des Nationalsozialismus. , Vienna. (Referate und Berichte der vom Dokumentationsarchiv des österreichischen Widerstandes (DÖW) und dem Institut für Wissenschaft und Kunst (IWK) am 29. Jänner 1998 veranstalteten wissenschaftlichen Tagung
  15. // Lenta.ru . - 15.11.2012. из первоисточника 8 февраля 2013.
  16. // Известия . - 15.11.2012. из первоисточника 11 февраля 2013.

Источники

  • Allert, Tilman. The Hitler Salute: On the Meaning of a Gesture / Translated by Jefferson Chase. - Picador, 2009. - ISBN 0312428308.
  • Boime, Albert. Art in an age of Bonapartism, 1800-1815. - Chicago: University of Chicago Press (англ.) русск. , 1993. - Vol. 2. - (Social history of modern art).
  • Evans, Richard J. The Rize of Nazism // The Coming of the Third Reich. - Penguin Group (англ.) русск. , 2005. - ISBN 0-14-303469-3.
  • Kershaw, Ian . 1936-45 - Nemesis. - W. W. Norton & Company (англ.) русск. , 2000. - ISBN 0393049949.
  • Kershaw, Ian . The "Hitler myth": image and reality in the Third Reich. - 2, reissue. - Oxford: Oxford University Press , 2001. - ISBN 0192802062.
  • Winkler, Martin M. The Roman Salute: Cinema, History, Ideology. - Columbus: Ohio State University Press (англ.) русск. , 2009. - ISBN 0814208649.

Отрывок, характеризующий Нацистское приветствие

– Это не похоже на руны. Что это, Север? – не выдержала я.
Он опять дружески улыбнулся:
– Руны, только очень древние. Твой отец не успел тебя научить... Но если захочешь – я научу тебя. Только приходи к нам, Изидора.
Он повторял уже слышанное мною.
– Нет! – сразу же отрезала я. – Я не поэтому сюда пришла, ты знаешь, Север. Я пришла за помощью. Только вы можете помочь мне уничтожить Караффу. Ведь в том, что он творит – и ваша вина. Помогите же мне!
Север ещё больше погрустнел... Я заранее знала, что он ответит, но не намеревалась сдаваться. На весы были поставлены миллионы хороших жизней, и я не могла так просто отказаться от борьбы за них.
– Я уже объяснил тебе, Изидора...
– Так объясни ещё! – резко прервала его я. – Объясни мне, как можно спокойно сидеть, сложа руки, когда человеческие жизни гаснут одна за другой по твоей же вине?! Объясни, как такая мразь, как Караффа, может существовать, и ни у кого не возникает желание даже попробовать уничтожить его?! Объясни, как ты можешь жить, когда рядом с тобой происходит такое?..
Горькая обида клокотала во мне, пытаясь выплеснуться наружу. Я почти кричала, пытаясь достучаться до его души, но чувствовала, что теряю. Обратного пути не было. Я не знала, получится ли ещё когда-нибудь попасть туда, и должна была использовать любую возможность, прежде чем уйти.
– Оглянись, Север! По всей Европе пылают живыми факелами твои братья и сёстры! Неужели ты можешь спокойно спать, слыша их крики??? И как же тебе не сняться кровавые кошмары?!
Его спокойное лицо исказила гримаса боли:
– Не говори такого, Изидора! Я уже объяснял тебе – мы не должны вмешиваться, нам не дано такое право... Мы – хранители. Мы лишь оберегаем ЗНАНИЯ.
– А тебе не кажется, что подожди Вы ещё, и Ваши знания уже не для кого будет сохранять?!. – горестно воскликнула я.
– Земля не готова, Изидора. Я уже говорил тебе это...
– Что ж, возможно она никогда готовой не будет... И когда-нибудь, через каких-нибудь тысячу лет, когда ты будешь смотреть на неё со своих «вершин», ты узришь лишь пустое поле, возможно даже поросшее красивыми цветами, потому что на Земле в это время уже не будет людей, и некому будет срывать эти цветы... Подумай, Север, такое ли будущее ты желал Земле?!..
Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...
Север умолк, как бы решая, стоит ли продолжать. Но, немного подумав, всё же, заговорил снова...
– «Думающие Тёмные», время от времени дают человечеству нового Бога, выбирая его всегда из самых лучших, самых светлых и чистых,… но именно тех, которых обязательно уже нет в Круге Живых. Так как на мёртвого, видишь ли, намного легче «одеть» лживую «историю его Жизни», и пустить её в мир, чтобы несла она человечеству лишь то, что «одобрялось» «Думающими Тёмными», заставляя людей окунаться ещё глубже в невежество Ума, пеленая Души их всё сильнее в страх неизбежной смерти, и надевая этим же оковы на их свободную и гордую Жизнь...
– Кто такие – Думающие Тёмные, Север? – не выдержала я.
– Это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении (свои для каждого нового промежутка времени), и многое тому подобное. Проще – это Земное (да и не только) объединение «тёмных» сил.
– И Вы не боретесь с ними?!!! Ты говоришь об этом так спокойно, как будто это тебя не касается!.. Но ты ведь тоже живёшь на Земле, Север!
В его глазах появилась смертельная тоска, будто я нечаянно затронула нечто глубоко печальное и невыносимо больное.
– О, мы боролись, Изидора!.. Ещё как боролись! Давно это было... Я, как и ты сейчас, был слишком наивным и думал, что стоит людям лишь показать, где правда, а где ложь, и они тут же кинутся в атаку за «правое дело». Это всего лишь «мечты о будущем», Изидора... Человек, видишь ли, существо легко уязвимое... Слишком легко поддающееся на лесть и жадность. Да и другие разные «человеческие пороки»... Люди в первую очередь думают о своих потребностях и выгодах, и только потом – об «остальных» живущих. Те, кто посильнее – жаждут Власти. Ну, а слабые ищут сильных защитников, совершенно не интересуясь их «чистоплотностью». И это продолжается столетиями. Вот почему в любой войне первыми гибнут самые светлые и самые лучшие. А остальные «оставшиеся» присоединяются к «победителю»... Так и идёт по кругу. Земля не готова мыслить, Изидора. Знаю, ты не согласна, ибо ты сама слишком чиста и светла. Но одному человеку не по силам свергнуть общее ЗЛО, даже такому сильному, как ты. Земное Зло слишком большое и вольное. Мы пытались когда-то... и потеряли лучших. Именно поэтому, мы будем ждать, когда придёт правильное время. Нас слишком мало, Изидора.
– Но почему тогда Вы не пытаетесь воевать по-другому? В войну, которая не требует Ваших жизней? У Вас ведь есть такое оружие! И почему разрешаете осквернять таких, как Иисус? Почему не расскажете людям правду?..
– Потому, что никто не будет этого слушать, Изидора... Люди предпочитают красивую и спокойную ложь, будоражащей душу правде... И пока ещё не желают думать. Смотри, ведь даже истории о «жизни богов» и мессий, сотворённые «тёмными», слишком одна на другую похожи, вплоть до подробностей, начиная с их рождения и до самой смерти. Это чтобы человека не беспокоило «новое», чтобы его всегда окружало «привычное и знакомое». Когда-то, когда я был таким, как ты – убеждённым, истинным Воином – эти «истории» поражали меня открытой ложью и скупостью разнообразия мысли их «создающих». Я считал это великой ошибкой «тёмных»... Но теперь, давно уже понял, что именно такими они создавались умышленно. И это по-настоящему было гениальным... Думающие Тёмные слишком хорошо знают природу «ведомого» человека, и поэтому совершенно уверены в том, что Человек всегда с готовностью пойдёт за тем, кто похож на уже и з в е с т н о е ему, но будет сильно сопротивляться и тяжело примет того, кто окажется для него н о в ы м, и заставит мыслить. Поэтому-то наверное люди всё ещё слепо идут за «похожими» Богами, Изидора, не сомневаясь и не думая, не утруждая задать себе хотя бы один вопрос...
Я опустила голову – он был совершенно прав. У людей был всё ещё слишком сильным «инстинкт толпы», который легко управлял их податливыми душами...
– А ведь у каждого из тех, которых люди называли Богами, были очень яркие и очень разные, их собственные уникальные Жизни, которые чудесно украсили бы Истинную Летопись Человечества, если бы люди знали о них, – печально продолжал Север. – Скажи мне, Изидора, читал ли кто-нибудь на Земле записи самого Христа?.. А ведь он был прекрасным Учителем, который к тому же ещё и чудесно писал! И оставил намного больше, чем могли бы даже представить «Думающие Тёмные», создавшие его липовую историю...
Глаза Севера стали очень тёмными и глубокими, будто на мгновение вобрали в себя всю земную горечь и боль... И было видно, что говорить об этом ему совершенно не хочется, но с минуту помолчав, он всё же продолжил.
– Он жил здесь с тринадцати лет... И уже тогда писал весть своей жизни, зная, как сильно её изолгут. Он уже тогда знал своё будущее. И уже тогда страдал. Мы многому научили его... – вдруг вспомнив что-то приятное, Север совершенно по-детски улыбнулся... – В нём всегда горела слепяще-яркая Сила Жизни, как солнце... И чудесный внутренний Свет. Он поражал нас своим безграничным желанием ВЕДАТЬ! Знать ВСЁ, что знали мы... Я никогда не зрел такой сумасшедшей жажды!.. Кроме, может быть, ещё у одной, такой же одержимой...

Похожие публикации