Нормы браковки стропов. Браковка стальных стропов происходит по правилам контроля

При строповке тяжёлых и габаритных грузов предпочтение часто отдаётся цепным стропам. Они, в сравнении с канатными, имеют увеличенную гибкость, а также расширенный температурный диапазон применения, что и используется при перемещениях «горячих» грузов. Кроме того, цепные стропы гораздо легче выбраковывать. Достаточно установить факт механического повреждения материала одного из звеньев.

Маркировка и грузоподъёмность цепных стропов

Цепные стропы имеют типовую конструкцию: цепь, состоящая из нескольких звеньев, два переходных звена и опционно – концевое овальное звено, которое может соединяться с переходными звеньями разъёмным, либо неразъёмным способами. Ключевой классификационный признак – количество цепей. По этому параметру различают:

  1. Стропы одноветвевые (маркируются 1СЦ).
  2. Стропы двухветвевые (2СЦ).
  3. Стропы трёхветвевые (3СЦ).
  4. Стропы четырёхветвевые (4СЦ).
  5. Стропы в виде единичной цепной ветви, которая может быть разомкнутой (ВЦ), и замкнутой, в виде кольца (УСЦ-К).

Цепные стропы более сложного исполнения получают комбинированием вышеперечисленных видов.

Классификацию цепных строп производят также по их грузоподъёмности, которая определяется классами прочности отдельных частей приспособления. Чем выше класс прочности, тем меньше удельная материалоёмкость цепных строп, и выше их долговечность.

На практике используются стропы следующих классов прочности:

  • 3-го класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 100 кг;
  • 5-го класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 300 кг;
  • 8 класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 800 кг;
  • 10 класса — предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 1200 кг;
  • 12 класса — предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 3150 кг;

Нагрузки указаны из расчёта на одну цепь. При повышении температуры эксплуатации более, чем 200ºС допустимые нагрузки снижаются на 10…15%.

Внутри каждого из классов, цепные стропы различают также по диаметру цепного звена. Приведенные выше нормативы соответствуют изделиям, диаметр цепи для которых имеет минимальное значение, предусмотренное стандартом. Например, цепная стропа класса прочности 10 с диаметром звена не 4, а 22 мм, обладает установленной грузоподъёмностью 22 т.

ГОСТ на немеханизированные исполнения цепных строп отсутствует, поэтому их изготовление производится согласно нормативным требованиям РД 11-07-2007. В стандартное обозначение данных приспособлений вводят такие их характеристики как класс прочности, условное наименование/тип, установленную для диапазона температур -40º…+200ºС грузоподъёмность и длину в мм. Например, обозначение 10-4СЦ-17,0-6500 соответствует 10 класса прочности, четырёхветвевому, с допустимой нагрузкой на каждую ветвь 17 т, длиной 6500 мм. В обозначение могут входить и дополнительные элементы, например, климатический класс.

Цепные стропы могут комплектоваться не только захватными крюками, но также концевыми ограничителями, что отмечается в паспорте на изделия.

Класс прочности данных изделий определяется маркой стали, из которой производятся цепные звенья. Для цепных строп 3 и 5 классов звенья изготавливаются из стали Ст.3 ГОСТ 380, что удобно для последующей сварки. В остальных случаях звенья производят из цементуемых конструкционных сталей типа Сталь 20 ГОСТ 1050. Для особо тяжёлых условий эксплуатации звенья и соединительные элементы выполняют из низколегированных строительных сталей типа 18Г2С или 20ГС по ГОСТ 19281.

Строп цепной 4СЦ

Полнокомплектные четырёхветвевые цепные стропы состоят из:

  1. Цепных ветвей ВЦ.
  2. Верхнего и нижнего концевых звеньев, при этом в качестве верхнего звена может использоваться крюк.
  3. Захватного органа.
  4. Промежуточных звеньев (используются в тех случаях, когда электросварка, как способ соединения звеньев не может быть использована).
  5. Ограничителя (применяется для предотвращения раскрытия строп на нерекомендуемый по соображениям безопасности угол).

Диапазон оптимального использования стропов данного типа – грузы общей массой от 2500 кг до 26500 кг (в первом случае размеры цепного звена составляют 6×18 мм, а во втором — 20×60 мм; первая цифра в обозначении указывает на диаметр цепи, а вторая – на длину звена).

Стропы 4СЦ запрещается применять при температурах менее -40ºС, когда работа грузозахватного приспособления сопровождается периодическими ударными нагрузками. Для повышения долговечности своей эксплуатации цепные стропы могут изготавливаться с поверхностным покрытием по методу воронения (так называемые «чёрные стропы»). В результате такой обработки образуется поверхностная плёнка, состоящая из высокотемпературных оксидов железа. Наличие такой плёнки блокирует коррозионные процессы, активность которых особенно возрастает при эксплуатации цепных строп в кислых средах, имеющих показатель РН<7.

Основными показателями, которые обеспечивают безопасную эксплуатацию четырёхветвевых цепных строп, считаются:

  • Предельная нагрузка на цепное звено. Нормативный запас прочности принимается в соотношении 4:1;
  • Угол раскрытия между крайними ветвями, который не должен превышать 90º;
  • Соответствующий условиям использования класс прочности (определяет гибкость стропа).


Цепные стропы типа 4СЦ (на сленге строителей такие стропы называются «цепной паук») являются наиболее универсальным исполнением цепных строп, поскольку в полной мере учитывают нестандартность конфигурации поднимаемого груза. Их основными эксплуатационными преимуществами являются:

  • Повышенная ремонтопригодность: при выявленной пластической деформации одного из звеньев (эффект ползучести материала) достаточно укоротить все ветви стропа на одно звено;
  • Жёсткость цепи, которая практически не зависит от условий применения;
  • Возможность перемещать грузы, которые имеют острые грани и кромки;
  • Удобства при хранении (стропы данного типа легко складываются и раскладываются);
  • Минимальный удельный вес приспособления в расчёте на массу поднимаемого с его помощью груза.

Цепные стропы 4СЦ легко агрегатируются с иными деталями захватных приспособлений, например, скобами различного вида (в том числе, и изготавливаемыми по чертежам заказчика).

Нормы браковки цепных стропов

Требования межотраслевых норм безопасного проведения погрузочно-разгрузочных работ РМ-07-2008 предусматривают периодическую проверку работоспособности грузовых строп, в том числе, и цепных. Такая браковка производится уполномоченными на то лицами не реже, чем раз в 10 дней (исключение составляют редко применяемые стропы, для которых срок выбраковки по согласию с органами Госгортехнадзора может быть увеличен до момента очередного использования цепных строп).

Цепные стропы осматриваются с целью выявления таких дефектов, как целостность цепей, крюков, скоб, захватов, наличия поверхностных трещин, частичного повреждения сварного шва и т. д.

Критериями браковки рассматриваемых приспособлений являются:

  1. Отсутствие паспорта на стропы, в котором отмечен год выпуска изделия, даты предыдущих его осмотров, отсутствие чётко различаемой маркировки на звеньях и тому подобная информация.
  2. Разность длин отдельных ветвей стропа при его свободном подъёме превышает 15 мм.
  3. Звенья ветвей – целостные, однако длина звена увеличена (по сравнению с нормативной) более чем на 5% от первоначального значения.
  4. Поперечное значение диаметра звена цепи в любом месте своего контакта со смежным звеном, скобой или крюком уменьшено на 8%, причём по поверхности звена имеются следы износа – борозды, местные выемки и т. д.
  5. Хотя бы на одном из соединительных элементов цепного стропа отсутствуют предохранительные замки.
  6. Металл крюков, скоб, и сварных звеньев имеет окисную плёнку, поверхностные трещины, волосовины, а сварной шов – несплошной.
  7. Хотя бы одно из звеньев цепи имеет поперечную деформацию, которая заключается в повороте звена относительно общей оси стропа.

Общая проверка несущей способности цепных стропов выполняется следующим образом. Изделие нагружается статическим усилием, которое в 4 раза превосходит указанное в паспорте. Снятие усилия производится не ранее, чем через 3 минуты. Цепной строп, который после такого испытания не получил перечисленных выше повреждений и деформаций, считается годным к дальнейшей эксплуатации.

При обнаружении хотя бы одного из указанных отклонений от нормы, цепной строп выбраковывается, причём его ремонт не допускается. Если изделие находится на гарантии производителя, то его замена годным цепным стропом того же исполнения производится в сроки, указанные в паспорте.

Цена цепных стропов зависит от их исполнения и допускаемой грузоподъёмности. Для приспособлений типа 1СЦ она колеблется в пределах 1500…15000 руб., 2СЦ – 2000…20500 руб, 4СЦ — 4000…60000 руб. за комплект.

Нормы браковки стальных канатов, которые используются на вышках, лифтах, лебедках, фуникулерах, кранах, канатных дорогах и прочих подъемных сооружениях, изложены в Руководящем документе 012–97.

1 Правила контроля стальных канатов

РД 012–97, в соответствии с которым выполняется браковка канатов, рекомендован при изготовлении, эксплуатации, проведении экспертизы, проектировании, монтаже и ремонте подъемных установок для всех частных лиц, предприятий, иностранных компаний, функционирующих в РФ, организаций. Согласно данному документу контроль проводится:

  • периодически: каждые 10 дней;
  • ежесменно: перед началом использования подъемных сооружений.

Также предусмотрены специальные их осмотры с применением дефектоскопов.

Такие осмотры являются обязательными при технических освидетельствованиях.

Они позволяют контролировать потерю сечения , наличие ржавчины, возможные обрывы и износ наружных и внутренних проволок изделия. Отметим, что все указанные осмотры осуществляются вне зависимости от вида подъемного сооружения, на котором установлен канат.

При проверках повышенное внимание уделяется следующим зонам каната:

  • крепления на кабине, барабане, противовесе;
  • участки, которые проходят через уравнительные, неподвижные и подвижные блоки;
  • внутренние части, где обычно фиксируется повышенный износ конструкции;
  • участки заделки концов изделия.

  • косвенный (иначе говоря – деформационный): подразумевается, что техсостояние изделия оценивается по интегральной методике по угловым и линейным деформациям;
  • визуальный: осмотр специалистом, который может использовать специальные средства (в частности, те или иные оптические приспособления);
  • дефектоскопический: применяются приборы (дефектоскопы) для проведения ультразвуковой, рентгеновской и магнитоскопии;
  • инструментальный: используются измерительные средства, с помощью коих замеряются такие показатели изделия, как отклонения от показателя прямолинейности, износ проволок, сечение каната.

2 Выбраковка стальных канатов – все ее критерии

Безопасное использование изделий определяется с учетом указанных далее критериев:

  • внутренний и поверхностный износ;
  • характер обрывов проволоки и их общее количество на установленной длине;
  • локальное снижение сечения каната (учитываются и ситуации, когда отмечается разрыв сердечника);
  • коррозионные проявления (внутренние и поверхностные);
  • активное удлинение остаточного типа после приработки изделия;
  • наличие зон сосредоточения обрывов проволок;
  • разрыв прядей (одной и более);
  • изменения размеров свивки;
  • наличие деформаций, выраженных выдавливанием прядей и проволок, волнистостью, перегибами, корзионообразностью, заломами;
  • выход из замка наружных проволок;
  • наличие повреждений, обусловленных дуговым электрическим разрядом, воздействием высокой температуры;
  • снижение внутреннего сечения (поперечного диаметра проволок).

Канат немедленно бракуется в следующих случаях:

  • При снижении из-за износа сечения проволок, расположенных снаружи, на величину от 40 %. Протяженность площадки износа при этом в расчет не берется.
  • В случае уменьшения сечения стального каната, вызванного коррозией либо износом (поверхностным), на 7 и более процентов по отношению к номинальному диаметру (даже в тех случаях, когда проволоки не имеют видимых обрывов). Если разрывы или внутренний износ повредили сердечник изделия на 10 % от номинального его размера, канат также бракуется (для малокрутящихся изделий браковка должна производиться при показателе в 3 %).
  • При обрыве проволоки (под таковым также понимают ситуацию, когда одна проволока изнашивается на 40 %).
  • Увеличение сечения изделия на 7 % (явление очень опасное, так как оно обусловлено разбуханием сердечника под влиянием высокой влажности, а затем его замерзанием при понижении температуры воздуха).
  • Потеря прочности проволок выше допустимых для каждого отдельного вида подъемного оборудования стандартов. Данная потеря определяется уменьшением сечения проволок (проверка проводится дефектоскопическим методом).
  • Сплющивание изделия по длине. Оно вызвано, как правило, значительным износом ручья блока.
  • При волнистости, описываемой чрезмерно высокой спиральной формой продольной оси каната. Особую опасность представляет ситуация, при которой направления свивки стального изделия и спирали совпадают.
  • Выдавливание проволок числом три и более, фиксируемое на длине каната равной его шести диаметрам. По сути, выдавливание представляет собой расслоение конструкции, которое возникает при высоком показателе трения проволок.
  • При обнаружении (визуальный анализ) заломов, перекручивания, деформации корзинообразной формы, перегибов. При всех озвученных дефектах изделие теряет свою прочность, причем существенно.

3 Важные нормы браковки стальных канатов различных подъемных механизмов

Браковочным критерием считается удлинение стального изделия на величину более 5 процентов от его рабочей протяженности. На канатах, которые применяются на трущихся шкивах, остаточное удлинение всегда увеличивается достаточно быстро. Это становится причиной того, что один из канатов механизма может проскальзывать (даже в случаях, когда шкив оснащается натяжным приспособлением).

Канаты оттяжек и несущие изделия бракуются при повышении в процессе эксплуатации исходной протяженности участка, составляющего шесть диаметров изделия, на 9 процентов. Такой показатель сигнализирует о том, что в канате стопроцентно имеются критические деформации, способные вызвать кручение конструкции из-за порывов проволок (внутренних).

Изделие сразу же бракуется, если при проверке было зафиксировано тепловое воздействие на него. Признаками воздействия повышенной температуры являются следующие явления:

  • цвет каната на каком-либо участке изменен;
  • наличие обгорелости;
  • остатки сажи.

Чаще всего подобные симптомы обуславливаются воздействием электротока, брызг, попадающих на конструкцию при проведении сварочных мероприятий, попаданием расплавленного металла на канат.

Изделия, монтируемые на подъемные агрегаты с закрытым характером конструкции, подлежат незамедлительной замене, в соответствии с нормами браковки стальных канатов, при:

  • визуально фиксируемом дефекте замка проволок (наружных);
  • износе на 50 и более процентов фасонной наружной проволоки (величина износа определяется по ее высоте);
  • 12 оборванных фасонных наружных проволоках на всей протяженности изделия либо 3 на протяженности, равной 30 диаметрам канатам;
  • выходе хотя бы одной наружной проволоки из замка.

Малокрутящиеся изделия, которые обычно применяются в лифтовом оборудовании, бракуют при наличии восьми обрывов проволок при длине обследуемого участка в 30 диаметров и четырех на участке в 6 диаметров. Здесь стоит отметить отдельно то, что при креплении кабины лифта двумя стальными канатами, выбраковку производят для каждого из них. При необходимости разрешается менять один канат, который является более изношенным.

Изготовление, эксплуатация, проведение экспертиз, проектирование, монтаж и ремонт подъемных установок должны строго соответствовать РД 012-97. Учитывая изложенные требования, контроль стальных стропов проводится каждые десять дней или ежемесячно перед эксплуатацией. Рекомендуется регулярный осмотр с помощью дефектоскопов. Устройства помогают определить степень износа стропов, наличие ржавчины, обрывов.

При каждой проверке уделяется особое внимание таким зонам: креплению в местах соединения троса с какой-либо конструкцией, местам повышенного износа, участкам заделки концов изделия и прохождения через конструктивные элементы.

Существует несколько способов контроля:

  • косвенный. Чтобы оценить техническое состояние стропа, используется интегральная методика по угловым и линейным деформациям;
  • визуальный. Осмотр проводится специалистами с использованием специального оборудования;
  • дефектоскопический. Приборы позволяют провести ультразвуковой, рентгеновский, магнитоскопический осмотр ;
  • инструментальный. Подразумевается применение измерительных средств, которые указывают на степень износа проволок, сечения каната.

По каким критериям происходит браковка стальных стропов

  • Наблюдается износ сечения верхнего слоя проволоки на 40%, протяженность испорченной площади не учитывается.
  • Уменьшилось сечение стального стропа на 7% и более из-за воздействия на его поверхность коррозии. Также в обязательном порядке необходима браковка стальных стропов, когда в результате разрыва и внутреннего износа поврежден сердечник на 10% (если изделие относится к малокрутящимся, то строп бракуется с показателем 3%).
  • Заметен обрыв проволоки на 40%.
  • Увеличилось сечение на 7%, которое вызвано изменением размера сердечника под влиянием резких перепадов температур. Такое явление относится к чрезвычайно опасным.
  • Прочность проволок не соответствует стандартам определенного подъемного оборудования. Осмотр проводится с помощью дефектоскопа .
  • Заметно сплющивание каната по длине, которое вызывается повышенным износом блочного ручья.
  • Наблюдается волнообразование, напоминающее спиральную форму по продольной оси стропа. Данный случай также относится к чрезвычайно опасным.
  • Во время визуального осмотра обнаружены заломы, перекручивания, деформации, перегибы.

Вышеперечисленные дефекты делают изделие менее прочным и надежным, поэтому осуществляется немедленная браковка стальных стропов.

Пример браковки стального стропа

В результате проведения сварочных работ расплавленный металл попадает на трос, на который также оказывает негативное воздействие электрический ток. Браковка стального стропа в данном случае происходит по причине влияния высокой температуры, которая в свою очередь образует обгорелые участки на изделии, становятся заметны остатки сажи, наблюдается изменение цвета.

Нормы браковки строп регламентированы законом Республики Беларусь от 10 января 2000г. №8,2/138 «о промышленной безопасности опасных производственных объектов» и "правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов" и их многочисленными приложениями.

Согласно требованиям правил, перед использованием грузоподъемных стропов, для работы по подъему и перемещению грузов, необходимо произвести их тщательный осмотр. Осмотр выполняется стропальщиками или другими ответственными лицами.

При постоянной эксплуатации, браковка строп проводится регулярно.

Результаты осмотра заносятся в журнал. Инженерно-технический персонал, несущий ответственность за содержание грузоподъемных механизмов в рабочем состоянии, включая работников, отвечающих за исправную работу кранов, должны проводить осмотр грузоподъемных стропов каждые 10 дней.

В случаях, когда строп используется редко и выбраковка стропов не производится систематически, осмотр проводится непосредственно перед его эксплуатацией (то есть выдачей стропальщикам для работы).

Основное внимание при осмотре текстильных грузоподъемных строп обращается на состояние и целостность ленты, крюков, захватов, подвесок и мест их креплений. Если проводится осмотр и браковка канатных строп основное внимание рекомендуется обращать на состояние канатов, мест заплетки каната или мест обжима канатов втулкой, крюков и подвесок. При проведении осмотра цепных строп необходимо проверить состояние всех составляющих его элементов: цепей, крюков, соединительных звеньев и т.п.

Браковка текстильных стропов.

Браковка текстильных строп обязательна в следующих случаях:

  1. При отсутствии на стропе бирки или не читаемости сведений о нем.
  2. При наличии на несущих лентах текстильного стропа узлов
  3. При поперечных порезах или разрывах на ленте текстильного стропа
  4. В том случае если на ленте текстильного стропа имеются продольные разрывы или порезы с суммарной длиной более 10% от всей его длины, а также при наличии единичных порезов или разрывов длиной более 50мм.
  5. При наличии местного расслоение ленты текстильного стропа (кроме мест заделки краев ленты) на длине, по сумме более чем 0,5 м. На одном из крайних или на двух и более внутренних швах. (в случае разрыва трех и более строчек шва).
  6. Если присутствуют местные расслоения лент текстильного стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2м. На одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах (в случае разрыва трех и более строчек шва).
  7. В случае отслоения края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов ленты.
  8. При наличии поверхностных обрывов нитей ленты, образующихся путем трения стропа об острые края груза, длина которых превышает 10% от общей длины ленты.
  9. В случае если лента повреждена воздействием химических веществ (кислоты, щелочи, нефтепродукты) при общей величине таких повреждений более 10% от длины или ширины текстильного стропа или в случае единичных повреждений более 10% от ширины стропа и более 50мм. Длиной.
  10. При выходе ниток из ленты текстильного стропа на расстояние более чем 10% от ширины ленты и при наличии сквозных отверстий от острых предметов, диаметр которых превышает 10% от ширины ленты.
  11. При наличии прожженных отверстий от брызг раскаленного металла, диаметр которых составляет более 10% от ширины ленты, а также при наличии более трех сквозных отверстий при расстоянии между ними менее 10% от ширины ленты (независимо от их диаметра).
  12. Если лента загрязнена более чем на 50% нефтепродуктами, смолами, красками, цементом или грунтом.
  13. При расслоении нитей на лентах текстильного стропа.

На конструкционных элементах текстильного стропа (скобы, петли, подвески, звенья и т.п.) недопустимы:

  1. Трещины любых размеров.
  2. Износ поверхности или вмятины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения элемента на 10% и более.
  3. Деформации элемента, приводящие к изменению его первоначального размера более чем на 3%.
  4. Повреждения креплений и резьбовых соединений.

Браковка канатных стропов.

Не допускаются к работе стальные канатные стропы, изготовленные по ГОСТ 25573-82 в случаях:

  1. Отсутствие паспорта на строп, бирки с указанными сведениями о стропе
  2. При наличии на канате узлов, перегибов, заломов или перекручивании троса.
  3. В случае если диаметр троса уменьшился из-за износа или коррозии на 7% и более
  4. В случае уменьшения диаметра наружных проволок троса из-за износа или коррозии на 40% и более.
  5. В случае обрыва пряди каната.
  6. При выдавливании наружу сердечника каната
  7. Если строп поврежден воздействием температуры или дуговым электрическим разрядом
  8. В случае если коуш стропа деформирован.
  9. Износ сечения коуша превышает 15%
  10. При наличии трещин на прессовочной втулке или изменении ее размеров более чем на 10%
  11. При отсутствии предохранительных замков на крюках или других грузозахватных элементах канатного стропа

При появлении любого из этих повреждений осуществляется браковка канатных строп. Дальнейшее использование такого стропа опасно.

На элементах канатного стропа (звенья, крюки, лира, подвеска и т.п.) недопустимы:

  1. Деформации, приводящие к изменению размеров элемента стропа более чем на 3%.

Браковка цепных стропов.

Выбраковка цепных стропов обязательна если:

  1. При отсутствии и повреждении бирки стропа, а также при отсутствии паспорта на строп
  2. При не читаемости маркированных обозначений на элементах стропа
  3. При разности длин ветвей стропа во время свободного провиса более 15мм - выбраковка стропа обязательна
  4. В случае удлинения звена цепи, соединительных звеньев и подвесок более чем на 5% от первоначального их размера
  5. Если вследствие износа уменьшился диаметр сечения звеньев цепи или соединительных звеньев более чем на 8%
  6. При отсутствии предохранительных замков на крюках или грузозахватных элементах цепного стропа

При обнаружении любого из перечисленных дефектов производится выбраковка цепных строп.

На элементах цепного стропа (скобы, крюки, соединительные звенья и т.п.) недопустимы:

  1. Трещины любых размеров, расслоения, надрывы и волосовины
  2. Износ поверхности и вмятины, которые приводят к уменьшению площади поперечного сечения элементов стропа на 10% и более
  3. Деформации, приводящие к изменению размеров элемента стропа более чем на 5%
  4. Повреждение креплений элементов и резьбовых соединений.

Сроки эксплуатации стропов.
Канатные стропы испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъёмность стропа в 1,25 раза в течении 10 минут. Канатные стропы изготавливаются в соответствии с ГОСТ 25573-82. Правильная работа гарантируется при работе в одну смену в течении 3 месяцев .

Цепные стропы испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъемность стропа в 1,25 в течении 10 минут. Правильная работа цепного стропа гарантирована при работе в одну смену в течении 6 месяцев со дня ввода стропа в эксплуатацию.

Текстильные стропы испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъемность стропа в 1,25 раза в течении 10 минут. Правильная работа текстильного стропа гарантируется при работе в одну смену в течении 1-го месяца со дня начала его эксплуатации.

ЗАПРЕЩЕНО ПРИМЕНЯТЬ СТРОПЫ ДЛЯ ПОДЪЁМА И СТРАХОВКИ ЛЮДЕЙ!!!


Где dв -
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната, неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв>1,33d. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25d.
7.10. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 15); выдавливания сердечника (рис. 10); выдавливания проволок или расслоения прядей (рис. 14); местного увеличения диаметра каната (рис. 12); местного уменьшения диаметра каната (рис. 9); раздавленных участков (рис. 13); перекручиваний (рис. 16); заломов (рис. 17); перегибов; повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

8. Нормы браковки стальных канатных съемных грузозахватных приспособлений (канатных
стропов)

8.1. По числу обрывов проволок канатные стропы подлежат браковке, если число обрывов наружных проволок в любой из ветвей стропа превышает указанное в табл. 13.

Таблица 13

Нормы браковки канатных стропов по числу обрывов проволок в ветви из канатов двойной свивки

Число возможных обрывов проволок на участке канатного стропа
длиной

30d

8.2. При уменьшении диаметра канатного стропа в результате поверхностного износа (рис. 5) или коррозии (рис. 6) на 7% и более по сравнению с его номинальным диаметром строп подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
8.3. При уменьшении диаметра канатного стропа на 10% в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. строп подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 8).
8.4. При наличии у канатных стропов поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 3.
8.5. При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 5, д) на 40% и более канатный строп бракуется, если их количество равно либо превышает браковочные по-казатели по обрывам.
8.6. При обнаружении в канатном стропе одной или нескольких оборванных прядей строп к дальнейшей работе не допускается.
8.7. Волнистость ветви канатного стропа характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 12). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Н канат бракуется при dв>1,08 d , где dв - диаметр спирали волнистости, d - номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната, неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв> 1,33 d. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 d.
8.8. Канатные стропы не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 15); вы- давливания сердечника (рис. 10); выдавливания проволок или расслоения прядей (рис. 14); местного увеличения диаметра каната (рис. 12); местного уменьшения диаметра каната (рис. 9); раздавленных участков (рис. 13); перекручиваний (рис. 16); заломов (рис. 17); перегибов; повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
8.9. Канатные стропы бракуются при разности длин ветвей за счет остаточного удлинения более чем на 3% после приработки.

Приложение

ПРИМЕРЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

1. Канаты грузоподъемных кранов
1.1. При визуальном осмотре каната диаметром 18,0 мм механизма главного подъема мостового крана выяснилось, что на канате имеются обрывы проволок. Подсчёт числа обрывов с помощью шаблона в виде отрезка линейки (в качестве шаблона можно также использовать отрезок мерной ленты и т.д.) длиной 6d (для данного каната длина шаблона равна 6х18,0=108 мм) показал, что на участке каната с максимальным числом обрывов в пределах длины шаблона 6d имеются 12 попарно оборванных проволок, что соответствует 6 обрывам.
Исходными данными для определения браковочного показателя являются:

Режим работы механизма подъема согласно паспорту крана, М4;

Конструкция каната, определённая по сертификату на канат, 6х16(1+6+6/6)+1о.с. по ГОСТ 2688-80, тип свивки ЛК-Р (пряди каната линейного касания с наружным слоем из проволок разного диаметра), крестовой свивки.
Браковка каната производится согласно табл. 4. Для данного каната браковочный показатель на длине 6d - 5, учитывая, что на канате с помощью шаблона обнаружен участок длиной 6d с 6 обрывами, канат следует забраковать.
1.2. При осмотре каната диаметром 20,5 мм механизма подъема козлового крана оказалось, что на канате имеются оборванные проволоки. Контроль числа обрывов с помощью: шаблона выявил, что максимальное число обрывов на длине 6d (6х20,5=123 мм) - 7.
Режим работы механизма, согласно паспорту крана, М5. Конструкция каната по сертификату: 6х19(1+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, тип свивки ЛК-О (пряди линейного касания с одинаковыми диаметрами проволок в наружном слое каждой пряди), крестовой свивки.
Браковочным показателем для данного каната, согласно табл. 4, на длине 6d являются 6 обрывов, следовательно, канат следует забраковать.
1.3. При осмотре каната ГОСТ 2688-80 грузовой лебёдки башенного крана выяснилось, что при отсутствии обрывов проволок
наружная поверхность каната имеет износ. Измерение диаметра каната с помощью штангенциркуля показало, что при номинальном диаметре каната 19,5 мм его диаметр оказался равным 18,1 мм. Согласно п. 3.3. при уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа на 7% и более канат подлежит браковке. В данном случае диаметр канат уменьшился на 19,5 - 18,1 = 1 ,4 мм, что составляет:

Следовательно, этот канат следует забраковать.
1.4. В процессе эксплуатации на канате диаметром 13,5 мм стреловой лебедки автомобильного крана обнаружен участок с интенсивными обрывами проволок. Подсчёт числа обрывов с помощью шаблона длиной 6d (6х13,5=81 мм) показал, что максимальное число обрывов на этой длине - 5. Подсчет обрывов с помощью шаблона длиной 30d (30х13,5=405 мм) выявил участок с 15 обрывами.
Режим работы механизма, согласно паспорту, М4. По сертификату канат изготовлен по ГОСТ 7668-80, крестовой свивки.
Браковочные показатели по обрывам проволок, согласно табл. 4, для данного режима и конструкции каната на длине 6d - 7 обрывов, на длине 30d - 14.
Следовательно, несмотря на то, что по числу обрывов на длине 6d канат может эксплуатироваться, по второму показателю (числу обрывов на участке 30d) его следует забраковать.

2. Канаты лифтов
2.1. При осмотре двух тяговых канатов диаметром 12,0 мм грузового лифта выяснилось, что на одном из них имеются оборванные проволоки. Подсчёт числа обрывов с помощью шаблона длиной 6d (для данных канатов длина шаблона равна 6х12,0=72,0 мм) показал, что на данном канате на длине 6d максимальное число обрывов - 12.
Исходные данные для браковки каната:

Первоначальный коэффициент запаса прочности, определенный по паспорту лифта, 11;

Конструкция каната, определенная по сертификату на канат, 6х19(1+6+6/6)+1о.с. по ГОСТ 2688-80, ЛК-Р крестовой свивки.
Браковка каната производится согласно табл. 7 и п. 4.7.
Браковочным показателем на длине 6d является 12 обрывов. Учитывая, что на длине 6d каната было обнаружено 12 обрывов, данный канат необходимо забраковать. В п. 4.7 подтверждается, что при подвеске кабины на двух канатах допускается замена одного, более изношенного, каната.
2.2. При осмотре канатов грузового лифта с канатоведущим шкивом выяснилось, что на всех трех канатах диаметром 14,0 мм имелись обрывы проволок. С помощью шаблона длиной 6d и 30d (для данного каната их длина равна, соответственно, 6х14=84 мм и 30х14=420 мм) обнаружено, что на длине 30d число обрывов на каждом из трех канатов не превышает 30, однако на одном из канатов на длине 6d было 20 обрывов, на двух других, соответственно, 15 и 14.
Исходными данными для браковки канатов являются:

Первоначальный коэффициент запаса прочности, определенный по паспорту лифта, 9;

Конструкция каната, определённая по сертификату на канат, 6х19(1+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, ЛК-О, крестовой свивки.
Браковка этих канатов производится согласно табл. 7 и п. 4.8. Браковочным показателем на длине 30d является 32 обрыва,
на длине 6d - 16. Согласно п. 4.8. при количестве канатов три и более их браковка производится по среднему арифметическому значению, определённому из наибольшего числа обрывов на длине 6d каждого каната. Среднее арифметическое значение
равно:

что больше браковочного показателя, равного 16, следовательно, канат с числом обрывов, равным 20, следует забраковать (при обнаруженном количестве обрывов на двух других канатах, несмотря на то, что обрывы на них не достигли браковочного показателя, но близки к нему, рекомендуется провести замену всех трех канатов).

3. Канаты подъемников (вышек)
3.1. При осмотре подъёмного каната диаметром 13,0 мм подъемника выяснилось, что на канате имеются обрывы проволок. Подсчёт числа обрывов с помощью шаблона длиной 6d (для данного каната длина такого шаблона равна 6х13,0=78 мм) показал, что максимальное число обрывов на длине 6d - 11.
Конструкция каната, определенная по сертификату на канат, 6х19(1+6+6/6)+1о.с. по ГОСТ 2688-80, ЛК-Р, крестовой свивки.

Браковка каната производится согласно табл. 9. Браковочный показатель для данного каната на длине контролируемого участка 6d - 10, учитывая, что максимальное число обрывов на этой длине - 11, канат следует забраковать.
3.2. При периодическом контроле каната, работающего на вышке, выяснилось, что на канате диаметром 15,0 мм имеются обрывы проволок. Подсчет их с помощью шаблона длиной 6d (6х15,0=90 мм) показал, что максимальное число обрывов на этой длине - 10. Применение другого шаблона, длиной 30d (30х15,0=450 мм), показало, что на канате имеется участок длиной 30d с числом обрывов 29.
Конструкция каната, согласно сертификату, 6х19(Н+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, ЛК-О, крестовой свивки.
Браковка каната производится по табл. 9. Браковочные показатели для данного каната на длине 6d и 30d - соответственно, 14 и 28, следовательно, канат следует забраковать по числу обрывов на длине каната 30d.

4. Канаты подвесных канатных дорог и наклонных рельсово-канатных подъемников (фуникулеров)
4.1. При осмотре тягового каната диаметром 19,5 мм, эксплуатирующегося на грузовой подвесной канатной дороге выяснилось, что имеются обрывы проволок. Подсчёт обрывов с помощью шаблона длиной 6d (6х19,5=117 мм) показал, что максимальное число обрывов на этой длине - 15.
Конструкция каната, согласно сертификату, 6х19(1+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, ЛК-О, крестовой свивки; коэффициент прочности каната по сертификату - 6.
Браковка каната производится по табл. 11. Браковочным показателем данного каната на длине контролируемого участка 6d - 14. Следовательно, канат следует забраковать.
4.2. При осмотре тягового каната диаметром 19,5 мм, эксплуатирующегося на пассажирской подвесной канатной дороге (ППКД), выяснилось, что на канате имеется значительное число оборванных проволок. Подсчет обрывов с помощью шаблонов длиной 6d (6х19,5=117 мм) и 30d (30х19,5=585 мм) показал максимальное количество обрывов на данных участках, соответственно, 2 и 6.
Конструкция каната, согласно сертификату, 6х19(1+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, ЛК-О, односторонней свивки; коэффициент прочности 4,5.
Браковка каната производится в соответствии с табл. 11 и п. 6.14. Браковочные показатели данного каната на участках 6d и 30d, с учётом п. 6.4 (где сказано, что на ППКД нормы браковки, приведённые в табл. 11, уменьшаются вдвое относительно овочных показателей при запасе прочности до 6), соответственно, 3 и 6.
Следовательно, данный канат следует забраковать, т.к. число обрывов на длине 30d больше браковочного показателя, приведённого в таблице 11, равного 12 и вдвое уменьшенного в соответствии с п. 6.4.
4.3. При осмотре хвостового каната диаметром 17,5 мм, эксплуатировавшегося на ППКД, оказалось, что количество обрывов проволок на канатах не превышает предельно допустимых, однако канат был заметно корродирован. Замер диаметра каната штангенциркулем после тщательной очистки наружной поверхности участка каната до металлического блеска показал, что диаметр каната уменьшился и стал равным 16,2 мм.
Браковка данного каната производится согласно п. 6.3, где требуется браковать канат двойной свивки при уменьшении его диаметра в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более. Уменьшение диаметра данного каната составило:

следовательно, канат следует забраковать.
4.4. При ежесменном осмотре несущего каната диаметром 45 мм были обнаружены обрывы фасонных проволок. Подсчёт обрывов с помощью шаблона длиной 30d (30х45=1350мм) показал, что максимальное число обрывов на этой длине каната - 5.
Конструкция каната по сертификату - закрытой конструкции с 21 z-образной проволокой в наружном слое, ГОСТ 7675-73.
Браковка такого каната производится в соответствии с п. 6.15, где указано, что несущие канаты закрытой конструкции подлежат браковке при обрыве 16,6% наружных проволок на участке длиной 30d. Обрывы 5 проволок составляют:

следовательно, данный канат следует забраковать.

5. Канаты сменных грузозахватных органов и лебедок
5.1. При осмотре каната диаметром 11 мм, используемого при монтаже в качестве неподвижного (для растяжки), оказалось, что на нём имеются обрывы проволок. Подсчёт обрывов с помощью двух шаблонов - длиной 6d(6х11=66 мм) и 30d(30х11=330 мм) показал, что максимальное число обрывов на длине 6d - 2, на длине 30d - 6.
Конструкция каната - 6х19(1+6+6/6)+7х7(1+6) по ГОСТ 14954-80, ЛК-Р.
Браковка каната производится согласно табл. 12. Браковочные показатели по обрывам для данного каната на длине 6d - 2, на длине 30d - 5. Следовательно, данный канат необходимо забраковать по обоим браковочным показателям.

6. Канатные стропы
6.1. При осмотре канатного стропа диаметром 12,0 мм оказалось, что на нём имеются обрывы проволок. Подсчёт обрывов с помощью трех шаблонов: длиной 3d (3х12=36), 6d (6х12=72 мм) и 30d (30х12=360 мм) показал, что максимальное число обрывов на длине 3d - 3, на длине 6d - 5, на длине 30d - 17.
Браковка данного стропа производится по табл. 13.
Браковочные показатели на участках длиной 3d, 6d и 30d, соответственно? 4, 6 и 16. Следовательно данный канатный строп следует забраковать по браковочному показателю на длине 30d.
6.2. При осмотре канатного стропа оказалось, что в нём оборвана одна прядь. Браковка данного стропа производится согласно п. 8.6., где указано, что при обнаружении в канатном стропе обрыва одной или нескольких оборванных прядей строп следует забраковать. Следовательно, данный канатный строп подлежит снятию с эксплуатации.
6.3. При осмотре канатного стропа диаметром 17,5 мм перед работой выяснилось, что его наружные проволоки сильно изношены, а поверхность стропа имеет характерный блеск. Измерение диаметра выступающей из-за обрыва наружной проволоки, произведенное с помощью микрометра, показало, что диаметр наружной проволоки составляет 0,83 мм. Подсчёт количества изношенных проволок с помощью шаблона длиной 3d (3х17,5=52,5 мм) определил, что максимальное число изношенных проволок на длине 3d - 5.
Конструкция каната 6х19(1+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, ЛК-О, крестовой свивки, диаметр проволок наружного слоя в прядях - 1,4 мм.
Браковка канатного стропа производится согласно п. 8.5., где требуется браковать строп при уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа на 40% и более, если их количество равно либо превышает браковочные показатели по обрывам.
Браковочный показатель по обрывам проволок на длине 3d - 4 .Учитывая, что износ наружной проволоки равен:

а максимальное число изношенных проволок на длине 3d - 5, что больше браковочных показателей, канатный строп следует забраковать.



Похожие публикации