Описание Свято-Иоанно-Богословского монастырь в с. Пощупово

Сегодня я хочу рассказать об уже «раскрученном» месте Рязанской области - Иоанно-Богословском мужском монастыре. Этот монастырь я называю «своим домашним», потому что ездим мы туда часто, раз в месяц точно. Особенно когда надо принимать важные решения: пройдешься, подумаешь и как-то сразу становится понятно, какое из них верное.
Когда-то сюда на богомолье ходил со своей бабушкой маленький Сережа Есенин. Это его слова: «Монастырь на высокой горе».
Проехать к монастырю довольно просто. В Рыбном, за бывшим постом ГАИ (со стороны Москвы) поворачиваем по указателю на Константиново (мимо не проедете, это большой стенд с портретом Есенина), далее едем по указателям на Константиново до поворота направо на Новоселки. Там стоит указатель уже на саму обитель, ну а дальше по указателям на монастырь.


Монастырь относится к одним из самых древних на Рязанщине: датой основания считается конец XII - начало XIII века. Ученые полагают, что заложили его греческие монахи. С собой они принесли икону святого апостола Иоанна Богослова, которая долгие годы была святыней обители. К сожалению, сейчас она утрачена.
В 1237 году на Рязань обрушился Батый. Город был разорен, а монастырь остался стоять целым и невредимым. Говорят, что хану явился сам Иоанн Богослов, и устрашенный этим Батый обитель миловал. Впрочем, в дальнейшем татары не раз ее разоряли.
Изначально обитель была деревянная, и только во второй половине XVII века началось каменное строительство, а уже концу 17 века монастырь был назван третьим среди монастырей Рязанской епархии. Но затем в его истории начались годы запустения, к середине 19-го века обитель погрузилась в беспросветную нищету, многие на Рязанской земле и не знали о ее существовании.
Вероятнее и остался бы монастырь захудалым, но в 1859 году Давид Иванович Хлудов купил около обители дачу, и вот он то и приложил много усилий для возрождения монастыря. По его просьбе настоятелем стал архимандрит Виталий (Виноградов). И именно они к концу XIX столетия сделали монастырь одним из самых красивых в Рязани. Тогда же при монастыре было открыто училище для крестьянских детей, именно эти «дети» и спасли монастырь от закрытия после революции.
Обитель «продержалась» до 31 мая 1931 года, тогда монахов арестовали и отправили в ссылку, избежать ее удалось только 82- летнему архимандриту Зосиме (Мусатову). Следуя советской традиции, в монастыре «перебывали» разные учреждения. К концу восьмидесятых годов прошлого столетия здесь царила полная разруха.
Возрождение обители связано с именем архимандрита Авеля (Македонов). Он родился он в селе Никуличи Рязанской области. Долгое время возглавлял Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, а с 1989 года возглавил Пощуповский монастырь. Скончался он в декабре 2006 года, но в обители его чтут и помнят: под алтарем Иоанно-Богословского собора, в Серафимовском храме находиться его могилка, так же в домике архимандрита сделан небольшой музей (к сожалению, я туда ни разу не попала).


Монастырь окружен каменной оградой в виде неправильного семиугольника. Территория обители небольшая, но очень ухоженная.






В основном паломники приезжают к Новым Святым вратам, и оттуда начинают осмотр монастыря. Если Вы одеты неподобающе, охрана выдаст Вам юбку и платок. Фотографировать на территории обители запрещено, но я это делала не раз (но не в наглую), лично меня никто не выгнал.



Сразу за колокольней нас встречают старинные Святые врата, а сейчас Часовня иконы Божией Матери Иверская, очень часто они открыты, можно подойти к иконе, помолиться, поставить свечку.


Старая появилась в середине 17 столетия, в Пасху, все желающие могут позвонить в колокола. Однажды, мы это тоже делали, только получается какофония, все- таки, красиво звонить в колокола – это искусство.

Новая колокольня была построена в 1901 году Цеханским в псевдорусском стиле. В высоту она около 76 метров, что всего на 5 метров меньше знаменитого Ивана Великого.

В обители два основных храма: Иоанно-Богословский и Успенский соборы.

Иоанно-Богословский собор был построен во второй половине XVII столетия, вероятнее всего в 1689 году. К середине XIX века храм пришел в полное запустение, поэтому после реконструкции его пришлось заново освещать в 1868 году. Второе возрождение храма было уже после 1988 года.
Последнее время я попасть в него не могу - на службу мы попадаем редко, но зато под его Алтарем есть мой «любимый» храм преподобного Серафима Саровского. Он очень маленький, там расположена могилка Авеля и останки монастырский братии (именно эти он мне напоминает Инкерманский монастырь), а так же икона Серафима Саровского.



Второй храм – Успенский, открыт практически всегда, поэтому ничего не препятствует Вам зайти, помолиться,

и насладиться видом великолепного фарфорового иконостаса.


Так же в монастыре есть очень много частиц мощей святых: Георгия Победоносца, святого Феофана Затворника, святого Николая Чудотворца, святого Иоанна Златоуста, святого Григория Богослова, преподобного Исаакия Далматского, святого Амвросия Медиоланского, преподобного Германа Валаамского, великомученика Феодора Стратилата.

После посещения монастыря можно отправиться на источник (если Вы не сделали этого ранее): на машине или пешком по дорожке вдоль стен монастыря или по тропинке, выйдя в калитку. Но учтите, до источника (какой бы Вы путь не выбрали, в том числе доехав на машине) идти придётся по крутым тропам, поэтому в гололед или после сильных дождей оцените свою обувь на возможность спуска, а то можно упасть и не раз.
Через эти ворота можно пройти на дорогу к источнику.


Через эту калитку – на тропинки.

Это вид на обитель со стороны тропинки.

Святой источник

К источнику можно пройти от монастыря или подъехать до стоянки на машине. Объясню, как проехать со стороны Рыбного, потому что мы обычно вначале заезжаем на источник, а затем едем в монастырь: для этого поворачиваем на следующем повороте после знака «Медведево» и едем до стоянки, где оставляем машину, а сами наслаждаемся видами, спускаясь вдоль деревьев к источнику.

Серая машина как раз напротив нужного поворота направо.






Святой источник славиться своей исцеляющей силой: жители окрестных сел очень давно стали приходить сюда, окунаться, брать воду. Многие исцелялись. По моему опыту – источник действительно дает какую-то силу: окунешься в холодную водичку (4 градуса), и выходишь, как заново родившись. Конечно, по правилам нужно три раза обойти источник внутри купальни, читая молитву, затем окунаемся три раза, затем опять обходим, и так три раза, но выдержать 9 купаний могут самые стойкие. В Крещение к источнику съезжаются со всей Рязанской области, и очереди здесь стоят просто огромные. Ну а теперь немного фотографий.

Правила поведения на источнике.

Скамеечка для отдыха.

Сам источник.



Часовня.


Здесь можно купить монастырские продукты, может и дороговато (навскидку полкило творога – 100 рублей, полтора литра кваса - 70), но все действительно очень вкусно. Травяной чай – освященный. Покупая черный хлеб, учтите, что он по настоящему ржаной (75%). Так же мы всегда покупаем чай на травах и блинчики, после купания очень здорово согревает. Раньше кушали на столах около киоска, а теперь появилась беседка.

В Пощупово ездят каждый по своим причинам. Одни в поисках душевного спокойствия и прощения за грехи, другие за чудной фотографией, третьи - прикоснуться к святым мощам в надежде на исцеление от недуга. И к роднику тянутся для священного омовения или проверить силу духа в контакте с водой при температуре в пять градусов. И те, и другие возвращаются в горку, неся заветную ношу (иные в двух руках стараются унести до шести пятилитровых баклажек). Чистейшая природная вода из Пощупово в эпоху экологических неурядиц - бесценное сокровище, доступное каждому. Находятся и такие, кто стремится спуститься в монастырский подвал, где на нескольких стеллажах рядками уложены многочисленные черепа и кости давно умерших монахов.

Гости монастыря - разношёрстная масса из настоящих паломников, странников из далёких мест, семей с детишками, туристов с зеркальными фотоаппаратами и экскурсионных групп, прибывающих на больших комфортабельных автобусах в рамках паломнических туров по стране или вывезенных на прогулку после крупной научной конференции в одном из вузов Рязани. И тех, и других поражает то, что опытный архитектор и дизайнер назовёт идеальной вписанностью архитектурного ансамбля в ландшафт.

Монастырь занял выгодное положение на высоком мысу междуречного плато, крутые склоны которого образуют уступ долины Оки и левый борт глубокого оврага. Того самого, что отделяет родниковую дубраву от монастыря, создавая некоторые трудности в подходе к купели.

Здесь рядом имеется редкий памятник истории - тайная подземная тюрьма, где держали самых опасных государственных преступников. Вход в неё расположен в километре от монастыря на склоне холма - это некое отверстие в земле. Где-то там разветвлённая система подземных ходов с тремя камерами в центре и нишами в стенках. В своё время в одной из камер обнаружили человеческие останки в кандалах.

Добраться в Пощупово довольно просто. С трассы М5 «Урал» Москва – Челябинск надо повернуть на Рыбное и держать путь на есенинские места. Потом дорога разделится, левая уйдет на Константиново, а правая приведёт в Пощупово, повороты оснащены соответствующими указателями. Покажется монастырская лавка, где можно разжиться мёдом, квасом, сбитнем или травяным чаем. Колокольня в непосредственной близости поразит внушительными размерами, как и благоустройство двора при входе в арку Святых ворот: в тёплое время года здесь всегда огромное количество клумб в кустах самых разных роз.

В древности это место, как пишут сказители, имело вид мрачный, суровый и уединённый, «заставлявший невольно любителя пустынножития избрать это место для богомыслия». Старожилы поговаривали, что местность была сплошь укрыта дубовым лесом. И уверяют, что видели несколько дубовых пней, на которых можно было «лечь как угодно».

Существует предание, что когда-то до этих мест дошли монахи и принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, написанную в IV столетии в Византии мальчиком-сиротой. Неизвестно ничего ни об основателе, ни о времени основания монастыря. Известно лишь, что было это точно до нашествия Батыя на Рязань в 1237 году: летописцы свидетельствуют, что Рязань той зимой обратили в пепел, а Богословская обитель осталась в целости. Пишут, что Батый хотел было ограбить монастырь, но внезапно явился к нему Иоанн Богослов, отчего хан пришёл в ужас и приложил к его образу свою золотую печать. Отказался тогда Батый от нехороших мыслей да и оставил перстень, хранили который якобы 416 лет, пока не решили позолотить им водосвятную чашу.

Летописцы не раз указывали, что икона Иоанна Богослова спасала обитель от невзгод. Поводом к переселению стали многократные нападения крымских татар. После очередного такого разорения монахов решили взять под защиту пограничников - переселить к засечной черте в Михайловском уезде. Не одобрил решения лишь Иоанн Богослов. Братия отправилась к дружине, забрав икону святого в далёкий путь. Но из нового храма образ Иоанна скрылся, появившись вновь на старом месте в монастырском лесу на огромном дубе. Конечно, братия, увидев в возвращении иконы знак свыше, вернулась обратно, к дубу, где стоит сегодня собор во имя Иоанна Богослова. Спил того дуба положен был поверх главного престола монастыря.

Сами постройки обители были в далёкие времена из дерева. Вплоть до середины XVII столетия, когда из камня собрали-таки ограду и Святые врата. Фрески на них также сохранились с тех самых времён, когда Россия оправлялась от смуты при Алексее Михайловиче «Тишайшем», но в то же время её сотрясали крестьянские волнения, оставшиеся в истории как соляной, медный и прочие бунты.

Жизнь в обители идёт своим чередом: возводится двухэтажный Иоанно-Богословский собор и Успенский храм, оба - из камня. Второй за столетия обветшал и до наших дней не сохранился. Но из построек XVII века мы можем видеть сегодня настоятельский корпус и малую шатровую колокольню.

В 1764 году императрица Екатерина II издала знаменитый Указ о секуляризации церковных земель. Идея возникла гораздо раньше. В частности, семью годами ранее ограничить имущество церкви пыталась государыня Елизавета Петровна. Затем в 1762 году за дело взялся Пётр III, а после его смерти начатое довершила Екатерина. К тому моменту в России сложилась крайне тяжёлая ситуация: церковь владела громадной площадью земель, за которую вообще ничего не платила, и это в условиях, когда государство нуждалось в деньгах. Итогом стал тотальный отъём церковных земель в пользу государства.

Чуть менее половины монастырей были попросту упразднены. Оставшиеся 536 обителей поделили на две группы: на гособеспечение поставили 226, остальные 310 финансовой поддержки лишили. Размер бюджетного финансирования был небольшим и потому даже те монастыри, которые получали поддержку из госбюджета, едва сводили концы с концами. В конечном итоге приходилось ограничивать число насельников. Денег на ремонт не хватало, и стены ветшали. Настоятели же, видимо, побаивались сообщать о проблемах, остерегаясь губительного лишения поддержки госбюджета. Оценивая результаты с позиции макроэкономики, Россия, безусловно, выиграла. Земли стали приносить доход, казна пополнялась, и страна стала диктовать условия на европейской арене. В то же время сами европейцы недоумевали, говоря, что подобное с православием не позволяли себе даже басурмане.

Пока власть приводила общегосударственные дела в порядок, поправить дела Иоанно-Богословской обители вызвался благотворитель. Статский советник Давид Иванович Хлудов, сложив полномочия главы Егорьевска, переехал в 1860 году под Рязань. Получив строгое религиозное образование, он щедро жертвовал на монастыри и церкви. Рязанской губернии повезло больше других. Хлудов перестроил Пощуповский монастырь: при его финансовой поддержке реконструировал Иоанно-Богословский собор - тот стал одноэтажным, в соборе обновили иконостас. Позже возвели новый Успенский собор и трёхэтажный братский корпус, Гостиный двор, богадельню с аптекой и собственным фельдшером, церковно-приходскую школу. Крестьянские мальчишки обучались здесь наукам, учебники и канцелярию предоставлял монастырь. Уже после смерти Хлудова, но на его средства в 1901 году строится 76-метровая колокольня, в которой разместили библиотеку с ценными книгами.

Тяжёлые времена настали для монастыря в начале XX века - гонения на церковь при советской власти не прошли бесследно. Обвинили в контрреволюционной деятельности насельников монастыря, а тогдашнего настоятеля архимандрита Зосима арестовали и сослали в Казахстан. Обитель закрыли, а за время простоя пропала из него и главная святыня - чудотворный образ апостола Иоанна Богослова. Местонахождение иконы с той поры неизвестно.

В год тысячелетия крещения Руси Свято-Иоанно-Богословский монастырь вернули Русской православной церкви. Священный Синод назначил наместником архимандрита Авеля. Многие годы он прослужил на Рязанской земле: в селе Городище Рыбновского района, в Борисоглебском кафедральном соборе Рязани. Служил батюшка и на Ярославской, и на Смоленской земле, и на Святой горе Афон в Греции. Пощуповский монастырь же за 15 лет служения при нём Авеля преобразился до неузнаваемости. Прихожане любили батюшку: в памяти рязанцев Авель остался мудрым и добрым старцем. Дом, в котором Авель прожил свои последние годы на территории монастыря, нынче превращён в музей его имени.

Сегодня можно видеть полное преображение Пощуповского монастыря. В Иоанно-Богословском соборе резной иконостас. Московский иконописец Александр Чашкин расписал алтарь. Отреставрирован Успенский собор. Восстановлен братский корпус с трапезной. В конце 1990-х под малой шатровой колокольней освящён храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В храме установлен древний тябловый иконостас. В древних Святых вратах устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери. В братском корпусе на третьем этаже также освящён храм — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. Обустроена трапезная для паломников и храм в честь князей Бориса и Глеба. В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца. Под алтарной частью Богословского собора - храм в честь преподобного Серафима Саровского и священномученика Иувеналия Рязанского.

А на святом источнике была воссоздана часовня, открыта просторная купель и монастырская церковная лавка.









Похожие публикации