Пересказ повести "Очарованный странник" Лескова Н.С. Характеристика и образ циганки груши в повести очарованный странник лескова сочинение

Несколько путников следуют по дороге в Валаам и ведут беседу. Среди них есть один человек в монашеской рясе по физическому виду не очень напоминающий монаха. Его зовут Иван Северьяныч. По дороге он рассказывает свою жизненную историю, как всю жизнь ему предречено умирать, но не погибнуть.

Однажды в детстве он, принадлежащий к дворовым людям графа К, ради смеха забил до смерти ехавшего на возу монаха. Ночью во сне убиенный напророчил Ивану, что тот будет много раз погибать и не погибнет. А в конце станет монахом. Как не странно, но пророчества начали сбываться. Сначала он спас своих хозяев и был ими поощрен. Но после того, как он отрубил хозяйской кошке хвост, его сильно выпороли и отправили тяжело работать. Иван хотел повеситься, но не получилось, его спас цыган, и они вместе убежали.

Вскоре Иван Северьяныч опять попадает в немилость, отдав дочь барина, которую нянчил, ее матери. Он убегает в степь и устраивается на службу к татарам, так как очень любит лошадей. Через некоторое время его берет тоска по родине, и Иван ищет возможность вернуться домой. По дороге он встречает много путников, но никто не хочет иметь дело вместе с беспаспортным Иваном. Придя домой Ивана, отец Илья отлучает от причастия на три года, но впоследствии покаяния Северьяныч получает разрешение от графа устроиться на службу по конской части.

Во время службы у графа Иван часто пьянствует и, чтобы собрать хоть какие-то деньги, отдает каждый раз их хозяину на сбережение. Последней каплей терпения становится продажа князем любимого коня Ивана Дидоны. Он идет в трактир, где беспробудно пьет с новым знакомым, а после тратит все деньги на цыганку Грушеньку. Вернувшись домой, Иван рассказывает графу о цыганке и узнает, что хозяин тоже не раз к ней заглядывал, потом выкупил и поселил в их доме.

В городе Иван подслушивает, как князь разговаривает с бывшей любовницей о женитьбе Ивана и Груши. Груша же, услышав все это, просит Ивана ее утопить. Не в силах ей отказать, он берет сей грех на душу, а потом уходит от князя в поисках своей смерти. Но, как назло, ни земля, ни вода его не принимают, и тогда Иван отправляется на войну. Там он также не только не умирает, но еще и отличается в военном деле. После отставки Иван работает в справочном бюро и артистом, но нигде не находит себе места и отправляется в монастырь. Там он занимается любимым делом и работает при лошадях и ждет прихода смерти.

Краткое содержание «Очарованный странник» Вариант 2

  1. О произведении
  2. Главные герои
  3. Другие герои
  4. Краткое содержание
  5. Заключение

О произведении

Повесть Николая Семеновича «Очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. Произведение вошло в цикл легенд автора, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается сказовой формой повествования – Лесков имитирует устную речь персонажей, насыщая ее диалектизмами, просторечными словами и др.

Композиция повести состоит из 20 глав, первая из которых представляет собой экспозицию и пролог, следующие – повествование о жизни главного персонажа, написанное в стиле жития, включающего пересказ детства и судьбы героя, его борьбы с искушениями.

Главные герои

Флягин Иван Северьяныч (Голован) главный герой произведения, монах «с небольшим лет за пятьдесят», бывший конэсер, рассказывающий историю своей жизни.

Грушенька – молодая цыганка, любившая князя, которую по ее же просьбе убил Иван Северьяныч. Голован был в нее безответно влюблен.

Другие герои

Граф и графиня – первые баяре Флягина из Орловской губернии.

Барин из Николаева , у которого Флягин служил нянькой маленькой дочери.

Мать девочки , которую нянчил Флягин и ее второй муж-офицер.

Князь – владелец суконной фабрики, у которого Флягин служил конэсером.

Евгенья Семеновна – любовница князя.

Глава первая

Пассажиры судна «плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму» с остановкой в Кореле. Среди путников заметной фигурой был монах, «богатырь-черноризец» – бывший конэсер, который был «в лошадях знаток» и имел дар «бешеного укротителя» . Спутники поинтересовались, почему мужчина стал монахом, на что тот ответил, что многое в своей жизни делал по «родительскому обещанию» – «всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть» .

Глава вторая

«Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин» в сокращении рассказывает спутникам долгую историю своей жизни. Мужчина «родился в крепостном звании» и происходил «из дворовых людей графа К. из Орловской губернии» . Его отец был кучер Северьян. Мать Ивана умерла при родах, «оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован» .
Мальчик много времени проводил у отца на конюшне, где и обучился ухаживать за лошадьми. Со временем Ивана «подсадили форейтором» в шестерик, которым управлял его отец. Как-то, управляя шестеркой, герой по дороге, «смеха ради» , засек на смерть монаха. В ту же ночь умерший пришел к Головану в видении и сказал, что Иван был матерью «богу обещан» , а после пересказал ему «знамение»: «будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы» .

Через время, когда Иван ездил с графом и графиней в Воронеж, герой спас господ от гибели, чем заслужил особое расположение.

Глава третья

Голован завел в своей конюшне голубей, но кошка графини повадилась охотиться за птицами. Как-то, разозлившись, Иван избил животное, отрубив кошке хвост. Узнав о случившемся, герою назначили наказание «выпороть и потом с конюшни долой и в аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить» . Иван, для которого это наказание было невыносимым, решил покончить жизнь самоубийством, но мужчине не дал повеситься цыган-разбойник.

Глава четвертая

По просьбе цыгана Иван украл из барской конюшни двоих лошадей и, получив немного денег, пошел к «заседателю, чтобы объявиться, что он сбеглый» . Однако писарь за серебряный крест написал герою отпускной и посоветовал отправиться в Николаев.

В Николаеве некий барин нанял Ивана нянькой для своей маленькой дочери. Герой оказался хорошим воспитателем, заботился о девочке, внимательно следил за ее здоровьем, но сильно скучал. Как-то во время прогулки по лиману им встретилась мать девочки. Женщина начала со слезами просить Ивана отдать ей дочь. Герой отказывается, но та уговаривает его тайно от барина приводить девочку каждый день на это же место.

Глава пятая

В одну из встреч на лимане появляется нынешний муж женщины – офицер, и предлагает за ребенка выкуп.
Герой снова отказывается и между мужчинами завязывается драка. Неожиданно появляется разгневанный барин с пистолетом. Иван отдает ребенка матери и сбегает. Офицер объясняет, что не может оставить Голована при себе, так как он безпаспортный, и герой угодит в степь.

На ярмарке в степи Иван становится свидетелем того, как известный степной коневод хан Джангар продает лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татаринов даже устроили дуэль – стегали друг друга плетьми.

Глава шестая

Последним на продажу вывели дорогого каракового жеребенка. Татарин Савакирей сразу выступил с тем, чтобы устроить дуэль – сечься с кем-то за этого жеребца. Иван вызвался выступить за одного из ремонтеров в дуэли с татарином и, используя «свою хитрую сноровку» , «запорол» Савакирея до смерти. Ивана хотели схватить за убийство, но герою удалось сбежать с азиатами в степь. Там он пробыл десять лет, занимаясь лечением людей и животных. Чтобы Иван не сбежал, татары его «подщетинили» – подрезали на пятках кожу, засыпали туда конских волос и зашили кожу. После этого герой долго не мог ходить, но со временем приноровился передвигаться на щиколотках.

Глава седьмая

Ивана отправили к хану Агашимоле. У героя, как и при предыдущем хане, было две жены-татарки «Наташи» , от которых также были дети. Однако к своим детям мужчина не испытывал родительских чувств, потому что они были некрещеные. Живя с татарами, мужчина очень сильно скучал по родине.

Глава восьмая

Иван Северьянович рассказывает, что к ним приезжали люди разных религий, пытаясь проповедовать татарам, однако те убивали «мисанеров» . «Азията в веру приводить надо со страхом, чтобы он трясся от перепуга, а они им бога смирного проповедывают» . «Азият смирного бога без угрозы ни за что не уважит и проповедников побьет» .

В степь приезжали и русские миссионеры, но не захотели выкупить Голована у татар. Когда через время одного из них убивают, Иван хоронит его по христианскому обычаю.

Глава девятая

Как-то к татарам приехали люди из Хивы для того, чтобы купить лошадей.
Для запугивания степных жителей (чтобы те их не убили), гости показали могущество своего огненного бога – Талафы, подожгли степь и, пока татары поняли, что произошло, скрылись. Приезжие забыли ящик, в котором Иван нашел обычные фейерверки. Назвавшись сам Талафой, герой начинает пугать татар огнем и заставляет принять их христианскую веру. Кроме того, Иван нашел в ящике едкую землю, которой вытравил вживленную в пятки конскую щетину. Когда ноги зажили, он запустил большой фейерверк и незаметно сбежал.

Выйдя через несколько дней к русским, Иван переночевал у них только ночь, а после пошел дальше, так как они не хотели принимать человека без паспорта. В Астрахани, начав сильно пить, герой попадает в острог, откуда его отправили в родную губернию. Дома овдовевший богомольный граф выдал Ивану паспорт и отпустил «на оброк» .

Глава десятая

Иван начал ходить по ярмаркам и советовать простым людям, как выбрать хорошую лошадь, за что те его угощали или благодарили деньгами. Когда его «слава по ярмаркам прогремела» , пришел к герою князь с просьбой раскрыть свой секрет. Иван пытался обучить его своему таланту, но князь вскоре понял, что это особый дар и нанял Ивана на три года к себе конэсером. Периодически у героя случаются «выходы» – мужчина сильно пил, хотя и хотел с этим покончить.

Глава одиннадцатая

Однажды, когда князя не было, Иван снова пошел пить в трактир. Герой очень переживал, так как у него с собой были деньги барина. В трактире Иван знакомится с человеком, у которого был особый талант – «магнетизм»: он мог с любого другого человека «запойную страсть в одну минуту свести» . Иван попросил его избавить от зависимости. Человек, гипнотизируя Голована, заставляет его сильно напиться. Уже совсем пьяных мужчин выставляют из трактира.

Глава двенадцатая

От действий «магнетизера» Ивану начали мерещиться «мерзкие рожи на ножках» , а когда видение прошло, мужчина бросил героя одного. Голован, не зная, где находится, решил постучаться в первый попавшийся дом.

Глава тринадцатая

Ивану отворил двери цыган, и герой оказался в еще одном трактире. Голован засматривается на молодую цыганку – певунью Грушеньку, и спускает на нее все деньги князя.

Глава четырнадцатая

После помощи магнетизера Иван больше не пил. Князь, узнав, что Иван потратил его деньги, сначала рассердился, а после успокоился и рассказал, что за «эту Грушу в табор полсотни тысяч отдал» , лишь бы она с ним была. Теперь же цыганка живет у него в доме.

Глава пятнадцатая

Князь, устраивая собственные дела, все реже бывал дома, с Грушей. Девушка скучала и ревновала, а Иван как мог ее развлекал и утешал. Всем кроме Груши было известно, что в городе у князя была «другая любовь – из благородных, секретарская дочка Евгенья Семеновна» , у которой от князя была дочь Людочка.

Как-то Иван приехал в город и остановился у Евгении Семеновны, в тот же день сюда наведался князь.

Глава шестнадцатая

Случайно Иван оказался в гардеробной, где, прячась, подслушал разговор князя и Евгении Семеновны. Князь сообщил женщине, что хочет купить суконную фабрику и собирается скоро жениться. Грушеньку же, о которой мужчина совсем забыл, планирует выдать за Ивана Северьяныча.

Головин занимался делами фабрики, поэтому долго не виделся с Грушенькой. Вернувшись назад, узнал, что девушку куда-то увез князь.

Глава семнадцатая

Накануне свадьбы князя Грушенька появляется («сюда умереть вырвалась»). Девушка рассказывает Ивану, что князь в «крепкое место упрятал и сторожей настановил, чтобы строго мою красоту стеречь» , но она сбежала.

Глава восемнадцатая

Как оказалось, князь тайно вывез Грушеньку в лес на пчельню, приставив к девушке троих «молодых здоровых девок-однодворок» , следивших за тем, чтобы цыганка никуда не сбежала. Но как-то, играя с ними в жмурки, Грушеньке удалось их обмануть – так она и вернулась.

Иван пытается отговорить девушку от самоубийства, но она заверила, что не сможет жить после свадьбы князя – будет страдать еще сильнее. Цыганка попросила убить ее, пригрозив: “Не убьешь, – говорит, – меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной”.
И Головин, столкнув Грушеньку в воду, исполнил ее просьбу.

Глава девятнадцатая

Головин, «сам себя не понимая» бежал от того места. По дороге ему встретился старичок – его семья сильно печалилась, что их сына забирают в рекруты. Пожалев стариков, Иван пошел в рекруты вместо их сына. Попросив, чтобы его отправили воевать на Кавказ, Головин пробыл там 15 лет. Отличившись в одном из сражений, Иван на похвалы полковника ответил: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет» и рассказал свою историю.

За отличие в бою Ивана назначили офицером и отправили с орденом святого Георгия в Петербург в отставку. Служба в адресном столе у него не заладилась, поэтому Иван решил пойти в артисты. Однако из труппы его скоро выгнали, за то, что он вступился за молоденькую актрису, ударив обидчика.

После этого Иван решает пойти в монастырь. Сейчас он живет в послушании, не считая себя достойным для старшего пострига.

Глава двадцатая

В конце спутники поинтересовались у Ивана: как ему живется в монастыре, не искушал ли его бес. Герой ответил, что искушал, появляясь в образе Грушеньки, но он его уже окончательно преодолел. Как-то Голован зарубил явившегося беса, но тот оказался коровой, а в другой раз из-за бесов мужчина сбил все свечи возле иконы. За это Ивана посадили в погреб, где у героя открылся дар пророчества. На корабле Голован едет «на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию» , чтобы перед смертью им поклониться, а после собирается на войну.

«Очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом» .

Заключение

В «Очарованном страннике» Лесков изобразил целую галерею ярких самобытных русских характеров, сгруппировав образы вокруг двух центральных тем – темы «странничества» и темы «очарования». На протяжении всей своей жизни главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин через странствия старался постичь «красоту совершенную» (очарование жизни), находя ее во всем – то в лошадях, то в прекрасной Грушеньке, а в конце – в образе Родины, за которую собирается идти воевать.

Образом Флягина Лесков показывает духовное взросление человека, его становление и понимание мира (очарование окружающим миром). Автор изобразил перед нами настоящего русского праведника, провидца, «провещания» которого «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Краткое содержание «Очарованный странник» |

Человек, проживая жизнь, встречает на своем пути много разных людей. У каждого из них – своя судьба, свои проблемы и душевные раны. Иногда случается так, что мы играем значительную роль в жизни другого человека, а иногда, наоборот, другие оставляют глубокий след в наших сердцах. По сути, жизнь и есть постоянная смена окружающих нас людей: одни уходят, другие приходят, и лишь некоторые проходят с нами рука об руку весь длинный путь.
Произведение Н.С. Лескова «Очарованный странник» - история судьбы крестьянина Ивана Флягина. Его жизненный путь загадочен, нередко наполнен таинственными событиями. И на его пути встречалось много разных людей. Одна из них – цыганка Груша, с которой наш герой знакомится в трактире. Кто она – одна из многих или та, которая надолго останется в памяти? Какую роль цыганка и крестьянин сыграли в жизни друг друга? Попытаюсь ответить на эти вопросы, проанализировав эпизод «Происшествие с Грушей».
Неудивительно, что эта девушка привлекла внимание Флягина: «Я увидел, как это у нее промеж черных волос на голове, будто серебро, пробор вьется и за спину падает, так я и осатанел, и весь ум у меня отняло. Пью ее угощение, а сам через стакан ей в лицо смотрю, и никак не разберу: смугла она или бела она, а меж тем вижу, как у нее под тонкою кожею, точно в сливе на солнце, краска рдеет и жилка бьет…». Флягин воспринимает девушку как совершенство, идеал, созданный самой природой. Груша привлекает его внимание не только внешностью. На мой взгляд, Иван прекрасно чувствует, ее внутренний мир, ее духовную красоту. На его просьбу спеть девушка отвечает согласием. Это самая удивительная песня, которую когда-либо слышал наш герой! Груша начала петь сначала грубовато, мужественно, но вскоре в голосе появились ноты печали и тоски, которые «просто душу из тела вынимали». Он просит ее петь снова и снова…
Груша прекрасно понимает, что этот простой человек восхищается не только ее внешностью, но и чувствует ее душевный мир. Девушка сразу выделяет его из толпы.
Сам Иван Флягин предстает в этом эпизоде с неожиданной стороны. Трактир, в который пришел главный герой, был предназначен для богатых людей, прежде всего для дворян. Флягин, крестьянин, явно не «вписывался» в это общество. Но хозяин трактира, отец Груши, не только не отсадил его подальше от дворян, а наоборот, посадил его в самый центр, объяснив это тем, что «вы еще пока не знаете, как иной простой человек красоту и талант оценить может». То есть, мы Флягин предстает перед нами чутким, восприимчивым к красоте, эмоциональным человеком.
Но главное событие в этом эпизоде – это не песни и пляски Груши, и не признание Флягина обществом. Все гораздо трагичнее, как трагична женская душа, измученная безответной любовью. Мы узнаем, что Грушенька была влюблена в князя Ивана Северьяныча. Но чувства его были недолговечны, и вскоре девушка-цыганка стала ему не нужна, поскольку в городе появилась «секретарская дочка Евгения Семеновна» благородных кровей. Груша не могла смириться с утратой любимого человека. Выход для нее был только в одном – не жить! Во Флягине она увидела родную душу, почувствовала его особое отношение к ней. Поэтому именно Ивана она требует поклясться, что он найдет в себе силы убить ее. Сама она не смогла решиться на этот поступок, потому что была девушкой верующей: «Моих больше сил нет так жить да мучаться, видючи его измену, и надо мной надругательства. Если я еще день проживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу, то навек убью свою душеньку! Пожалей меня, родной мой, мой миленый брат».
Флягин сначала не мог совершить убийство, но, в конце концов, он из жалости к Груше решился на это. Да, конечно, этот поступок нельзя назвать нравственным. Однако, если посмотреть с другой стороны, Иван не мог позволить, чтобы девушка сама наложила на себя руки, совершила такой страшный грех. Как человек, глубоко чувствующий чужую боль, он был готов принять этот грех на свою душу.
Читая все произведение, мы находим спорными многие поступки Флягина. В начале повести он случайно погубил невинного человека, потом украл лошадей у графа, в этом эпизоде столкнул с обрыва девушку. Я пыталась задуматься над тем, как бы поступила я в этих ситуациях. Прошла бы мимо Грушиного горя, обрекая ее на пожизненные страдания? Дала бы ложную надежду на новую любовь? Вряд ли… Но я бы не нашла в себе смелости столкнуть ее в реку. А Флягин сделал это, взяв грех на душу, но облегчив страдания Груши. Значит ли это, что главный герой – добрый? Или злой? Нет, не значит. На эти вопросы сложно ответить однозначно…
Этот эпизод раскрывает истинное лицо каждого из героев, показывая их в безвыходных ситуациях. Флягин дал обещание Груше, которое не мог не выполнить. В противном случает жизнь Груши превратилась бы в бесчестье и страдание: «Не убьешь меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Что же касается Ивана Северьяныча, виновника трагедии девушки, то он не воспринял ее смерть близко к сердцу, ведь он не мог любить так самоотверженно и беззаветно, как Груша. А для Груши жизнь без любви не имела смысла.


Вариант 1.

1. Определите жанр произведения “Очарованный странник”:

А. роман;
Б. трагедия;
В. повесть;
Г. рассказ.

2. “Очарованный странник” – произведение, составленное из отдельных эпизодов. Как объединяются части в единое произведение?

В. героиня (Груша);
Г. странствующий герой.

3. Определите характер повествования в произведении “Очарованный странник”:

А. объективно – повествовательный;
Б. мемуары;
В. сказовый, от первого лица;
Г. от третьего лица.

4. Основная идея произведения “Очарованный странник” состоит в следующем:

А. русский человек со всем справится;
Б. русский человек всегда стремится к опасностям;

В. только в экстремальных ситуациях раскрывается человек;
Г. русский человек со всеми бедами справляется в одиночку.

5. Какого героя из произведения можно назвать “очарованным странником”:

А. цыганку Грушу;
Б. князя;
В. Ивана Флягина;
Г. Савакирия.

6. С каким былинным богатырём сравнивает

А. с Алёшей Поповичем;
Б. с Добрыней Никитичем;

В. с Ильёй Муромцем;
Г. с Савелием – богатырём Старорусским.

7. Как звали в детстве Ивана Северьяновича Флягина:

А. Измаил;

Б. Мономах;

В. Голован;

Г. Казачок.

8. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи:

А. деньги;
Б. освобождение от крепостной зависимости;
В. коня;
Г. гармонь.

9. Прочему бежал в степь из города:

А. в поисках приключениях;
Б. вслед за возлюбленной;
В. был взят в плен;
Г. из – за убийства Савакирея.

10. Как удерживали главного героя в степи:

А. богатыми подарками;
Б. самая красивая девушка была отдана в жёны;
В. его держали в яме в колодках;
Г. “подщетинили” пятки.

11. Как долго находился И. Флягин в плену:

Б. 3 месяца;

12. убил цыганку Грушу:

А. из – за ревности;
Б. стремясь спасти её от греха убийства;
В. из – за неразделённой любви;
Г. это произошло случайно.

13. Чем завершились скитания главного героя:

А. вернулся на родину к своему помещику;
Б. обзавёлся своей семьёй;
В. постригся в монахи;
Г. собирается идти на войну.

Тест по творчеству

Вариант 2.

1. К какому жанру древнерусской литературы близка повесть «Очарованный странник»:

А. Апокриф
Б. Хождение
В. Житие
Г. Поучение


2. Назовите отчество Ивана Флягина:

А. Ларионыч

Б. Северьяныч

В. Степаныч
Г. Максимыч


3. С каким былинным богатырем сравнивает:

А. Добрыня Никитич
Б. Илья Муромец
В. Никита Кожемяка
Г. Алеша Попович

4. Что попросил Иван Флягин за спасение графской семьи:

А. Свобода
Б. Деньги
В. Гармонь
Г. Конь


5. Расставшись с цыганом, Флягин нанялся работать:

А. Лекарем
Б. Коневодом
В. Нянькой
Г. Пастухом


6. бежал в степь:


А. Скрывался от хана Джангара
Б. В поисках новой жизни
В. Из-за убийства Савакирея
Г. Вслед за возлюбленной

7. Сколько времени герой провел в степи:

А. Десять лет
Б. Три года
В. Месяц
Г. Один год

8. Как удерживали Ивана Флягина в степи:


А. Держали в колодках в яме
Б. Подщетинили пятки
В. Отдали в жены самую красивую девушку
Г. Богатыми подарками

9. убил Грушу:


А. Из-за неразделенной любви
Б. Это произошло случайно
В. Чтобы Груша не вернулась к князю
Г. Чтобы спасти ее душу от греха – убийства

10. После убийства:

А. Пошел в рекруты
Б. Попал в острог
В. Ушел в монастырь
Г. Бежал в степь


11. Чем завершились скитания главного героя:


А. Обзавелся своей семьей
Б. Постригся в монахи
В. Вернулся на родину
Г. Собирается на войну

12. Что не относится к биографии Ивана Флягина:

А. Нянька барскому ребенку
Б.
Актер в балагане
В.
Солдат
Г. Крепостной кузнец

13. Какое имя не принадлежит главному герою:

А. Голован

Б. Петр Сердюков

В. отец Измаил
Г. брат Диомид

Вариант 1

1. Ответ В. повесть
2. Ответ Г. странствующий герой
3.Ответ В. сказовый, от первого лица.
4.Ответ А. русский человек со всем справится
5.Ответ В. Ивана Флягина
6.Ответ В. с Ильёй Муромцем
7.Ответ В. Голован
8.Ответ Г. гармонь.
9.Ответ Г. из – за убийства Савакирея
10.Ответ Г. “подщетинили” пятки.
11.Ответ В. 10 лет
12.Ответ Б. стремясь спасти её от греха убийства
13.Ответ Г. собирается идти на войну

Вариант 2

ОТВЕТЫ: 1Б, 2Б, 3Б, 4В, 5В, 6В,7А, 8Б, 9В, 10А, 11Б, 12Г, 13Г

/ / / Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (по повести Лескова «Очарованный странник»)

Невероятно интересным, интригующим и увлекательным показалось мне произведение Н.С. Лескова «Очарованный странник». На страницах данной литературной работы читатель может наблюдать за судьбой и жизненным путем главного героя – . Он повстречал немало людей, с которым затем пребывал в разных отношениях, однако, наибольший след в его памяти оставила цыганка Груша.

С этой девушкой Флягин познакомился в трактире. Вообще то, место это было предназначено для богачей, дворян, однако, не смотря на данный факт, Иван решил посетить трактир. Там его встретили доброжелательно, не изгоняя из рядов высшего общества. Наоборот, Флягин оказался в центре внимания, как человек простой, обычный.

Именно этот визит в трактир и приносит главному герою знакомство с Грушей. Цыганка поразила мужчину своей внешностью. Она прекрасно пела, поэтому, Флягин снова и снова просил ее исполнить новую песню. Кроме внешности, Иван обратил внимание и на тонкий, чувственный мир Груши. Эти герои словно почувствовали родство друг друга, поэтому так и прониклись взаимными чувствами.

После знакомства с Грушей, Флягин узнает о том печальном случае, который перечеркнул ее жизнь. Цыганка была влюблена в князя Ивана Северьяныча, однако тот, предав чувства любви, выбрал в спутницы другую женщину. Не могла Груша пережить такого удара, ведь искренне и по-настоящему любила своего избранника. Мысли о самоубийстве не раз посещали героиню, однако, лишить себя жизни цыганка не могла по религиозным убеждениям. Поэтому, с этой просьбой она обратилась к своему другу – Ивану Флягину.

Конечно, герой долго не решался на такой поступок, но, в конечном итоге, пожалел страдающую девушку и взял грех убийства на себя. Он столкнул Грушу с обрыва, тем самым, прекратив ее страдания.

Как можно оценить такой поступок? Ответ неоднозначный! С одной стороны, убийство противоречит всяким моральным и нравственным принципам. Конечно, Флягин должен был основываться именно на них. Но, видя страдания Груши, ее терзания и мучения, Иван просто не мог поступить иначе. Девушка не раз пугала его, что если не смерть, то она превратит себя в самую стыдную женщину в округе. Взглянут объективно на сложившуюся ситуацию, Флягин решился на такой сложный, противоположный поступок. Ведь иного выхода у него не оставалось!

Судьба… Непостижимая сила, что на протяжении всей жизни преподносит нам невероятно сложные испытания. Найти в себе волю для их преодоления или же опустить руки, поддаться соблазну и плыть с манящей легкостью по реке жизни – вот он, главный выбор, вот основа человеческого пути.

Определенно произведение Н.С. Лескова «Очарованный странник» является сказом о судьбе простого крестьянина Ивана Флягина. Его жизненный путь загадочен, нередко наполнен таинственными событиями и испытаниями.

В образе Ивана нашли своё воплощение положительные и отрицательные черты русского национального характера.

Иван Флягин подобен проходящим через разные испытания героям былин. Флягин так же силён, как древнерусские богатыри, так же искусно обращается с лошадьми, даже бранит коня на сказочный манер.

Повествователь также подчёркивает и портретное сходство крестьянина с богатырём: «он был в полном смысле слова богатырь", а также "типический, простодушный, добрый». Богатырь, которому свойственна «откровенность простой души», он отличается детским простодушием, тонко чувствует красоту природы. Однако, вместе с тем, он довольно чёрств: он не понимает, почему ужасаются слушатели, которым он рассказывает о состязании насмерть с «татарином». Жестокость Ивана проявляется в его «мести» кошке, ограниченность его сознания видна в отношении к собственным детям: Флягин не признаёт их своими, потому что они некрещёные. В этом герое уживаются антагонистичные черты: бессмысленная жестокость - доходящая до самопожертвования доброта; импульсивность, вспыльчивость - терпение; подверженность искушениям - интуитивное чувство правды, бескомпромиссность в ее отстаивании.

Автор показывает процесс вытеснения из души героя низменных, животных инстинктов высокими моральными ценностями: путешествуя по необъятной Руси, Иван Северьяныч движется от собственного эгоизма к пониманию нужд других людей и готовности пострадать за них.

Одно из самых ярких и переломных моментов в произведении стало страшное испытание чувством.

Данное с рождения Ивану чувство прекрасного, разви¬ваясь, постепенно перестает быть только внутренним переживанием - оно обогащается чувством горячей привязанности к предмету любования. Точкой начала развития этих чувств является роковая встреча Флягина с цыганкой Грушей. Этой встрече предшествует крайняя степень духовной пустоты, выражающаяся в бессмысленных и диких запоях, потому странник и отдается чувству без остатка.

Знакомство происходит в трактире. Нельзя не восхититься мастерством писателя, нарисовавшего образ, который поистине можно считать самым ярким и метафорическим в этой повести. Не раз чудно сказывается о «красе, природы совершенстве» девушки. Но она обладает необычной красотой. Не просто так Лесков многократно сравнивает ее с «яркой змеей» - опасной, неприрученной, но до ужаса прекрасной. И глаза у той змеи говорящие – живые, дурманящие: «черные, так и жгущие огнем», с длинными ресницами, взмах которых подобен «шевеленью птичьих крыльев». И пальцы ее - «как осы, ползают и рокочут».

Неспроста оба животных, которым уподобляется цыганка, смертельно опасны именно своими укусами, которыми в аллегорическом смысле является восхитительное пение Грушеньки. Ее голос «уязвляет», «сводит с ума», «то томит, просто душу из тела вынимает, а потом вдруг как хватит совсем в другом роде, и точно сразу опять сердце вставит».

Она кажется ему идеальной внешне, но и внутренняя красота не скрывается от глаз Флягина. И эта неукротимая красота отнимает свободу и разум у Ивана.

Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открыва¬ются новые горизонты красоты: красота женщины, таланта, красота челове¬ческой души. Пережитое очарование Грушей дает возмож¬ность раскрыться душе Ивана в полной мере. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.

Но события разворачивается в трагическую историю женской судьбы, вынужденной любить безответно. Поначалу цыганка охвачена взаимным романтическим чувством к князю. Но любовь Флягина безусловно сильнее и значительнее. Чувства героя настолько глубоки, а в самой любви столько самоотречения, что становится совершенно очевидно превосходство этого высокого чувства над суетливой увлеченностью князя. И правда: вскоре его чувства остывают - он оскорбляет и бросает цыганку ради дамы благородного происхождения.

А Груша - тонкая натура, что неотделима от окружающего ее мира и стремится жить в гармонии с ним. Вместе с разрушением окружающей гармонии происходит и разрушение ее личности. Из-за своих переживаний Грушенька потеряла былую красоту, легкость характера, превратилась в одержимую тень. Её судьба в чем-то пересекается с судьбой Бэлы из романа «Герой нашего времени».

И, оставленная князем, она находит только в его слуге – Иване подлинное душевное, дружеское участие. Бесчестье для цыганки – более страшный грех, чем смерть, поэтому она не может спокойно жить после такого предательства, и видит выход из своего положения только в смерти.

Лесков подчеркивает, что женщина – всего лишь игрушка в руках мужчин, в руках общества, родственников, которые продали девушку князю, даже не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Что остается ей, оставленной всеми, один на один со своей ревностью и жгучей ненавистью к сопернице и осознанием собственной безысходности? Смерть - единственный выход для героини, ведь она, в силу своей горячей цыганской крови, не может «успокоиться смирением» и «простить ради прошлых минут счастья».

Поэтому, встретившись с Иваном, увидев в нем родную душу, она просит его: «Больше нет сил так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство… Ударь меня раз ножом против сердца».

Груша не может решиться на самоубийство. Она – христианка, поэтому знает, что совершит большой грех. Кроме того, героиня боится совершить еще больший грех: «Если я еще день поживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу… убью свою душеньку».

«Один ты любил меня, мил сердечный друг мой» - сказала она Флягину перед смертью. Это была не любовь мужчины к женщине, а христианская любовь брата к сестре, полная самоотверженного сострадания.

Глубоко прочувствав горе Груши, Флягин убивает ее, чтобы спасти от тяжкого греха: самоубийства и убийства того ребенка, что она носила под сердцем, убийства вероломного князя и его молодой жены. Тем самым он взял на себя самый страшный смертный грех. Однако смерть цыганки, так или иначе, остается самоубийством, и Ивана Северьяновича мучает одна мысль: "Грешна душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее пострадать и ее из ада выручить”.

Вспомним историю о «попике-запивашке», который молился за спасение душ грешников-самоубийц. Какова ее связь с данной историей? Для Ивана Северьяновича важно убеждение в заступничестве за таких несчастных грешников, как Грушенька. То есть самый первый рассказ Флягина – красноречивый признак того, что герой будет помнить о своей любви всю жизнь.

Но примечательно, что герой не смог ударить ножом в сердце девушки, потому и столкнул ее со скалы в реку. Возможно, он хотел тем самым облегчить ее участь. Или же у него не хватило духа совершить непосредственное убийство. Но более интересна другая версия. В христианстве пролитие крови является символом суда, искупления грехов. Нежелание Ивана проливать кровь является показателем его духовного развития: если в самом начале его молодая и грубая душа была готова вершить суд над кошкой, обидевшей птенцов, то в этом эпизоде его душа проявила свою зрелость, свое нравственное богатство. Река же может выступать символом духовного очищения. Вода рек является священной в библейской мифологии: ею крестят при первом посвящении, омывают грехи, очищают тело и душу, она снимает усталость - физическую и душевную. Падение Груши в реку в символическом смысле означает ее духовное исцеление.

Душераздирающий момент Ивана Северьяныча с девушкой является переломным в жизни героя, он может быть назван кульминацией нравственного пласта повести, потому что все предыдущее в жизни Флягина эта святая любовь «зачеркнула», и сделала его другим человеком, который строит свою жизнь согласно иным, нравственным законам. Эта христианская любовь человека к человеку, отреченная от эгоистических побуждений, указала герою его дальнейший путь - прямой путь к любви, еще более широкой и всеобъемлющей, любви к народу, к Родине. Нравственный подвиг самопожертвования, совершенный Иваном ради Грушеньки, является только первым шагом на пути к самоотречению. Великая жертвенная любовь к одному человеку заложила в душе Ивана Северьяныча любовь ко всему свету, в том числе к своему народу и ответственность за его судьбу.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.



Похожие публикации