Погибло все вконец и там где. Настоящие русские люди не сдавались врагу, а дрались до последнего

  1. Что общего между предлогами и союзами и чем они отличаются друг от друга?
  2. Какие предлоги называются производными, а какие - непроизводными?
  3. Чем отличаются составные предлоги и союзы от простых?
  4. Расскажите о слитных и раздельных написаниях предлогов.
  5. Приведите примеры предлогов, которые пишутся через дефис.
  6. Как отличить предлоги в течение, в продолжение, вследствие от существительных с предлогом?
  1. Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие - только для связи предложений?
  2. На какие группы делятся сочинительные союзы?
  3. Приведите по три примера предложений с союзами также, тоже, зато .
  4. Как отличить на письме союз чтобы от местоимения что с частицей бы ?

    394. Просмотрите разделы о предлоге и союзе. Какие слова с непроверяемыми орфограммами вам встретились? Продиктуйте их друг другу. Работайте парами.

    395. Прочитайте сведения о предлоге и союзе (см. § 52-55, 57 и 58-63, 63, 65). Выполните задание по выбору: а) составьте сложный план на тему «Предлоги и союзы»; б) подготовьте сообщение о предлогах и союзах как служебных частях речи. Приведите свои примеры. Определите стиль своего сообщения.

    396. Прочитайте, передавая восхищение автора морозными сумерками. Определите тип и стиль текста. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Простые предлоги заключите в овал, а простые союзы - в прямоугольник. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

    К вечеру, перед самыми сум..рками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское со(?)нце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в яс(?)ый морозный вечер. Вся улица вдруг блеснёт облитая ярк..м светом. Все дома как(будто) вдруг засв..ркают. Серые ж..лтые и грязно(зелёные) цвета их пот..ряют (на)миг всю свою угрюмость; как(будто) на душе проясне..т как(будто) вздрогнешь или кто(то) подтолкнёт тебя локтем. Удивительно что может (с, з)делать один луч(?) солнца с душой человека!

    Но солнечный луч(?) потух; мороз крепчал и начинал пощипывать за нос; сум..рки густели.

    (Ф. Достоевский)

    397. Индивидуальное задание: сравните картину какого-нибудь художника с зимним пейзажем и стихотворением любого поэта о зиме. Расскажите, одинаково или по-разному увидели авторы это время года. Удалось ли им передать на полотне и словами своеобразие и красоту русской зимы? Какой стиль речи вы выберете для рассказа?

    398. Вспомните виды орфограмм, изученных в темах «Предлог» и «Союз». Запишите по три примера слов, в которых есть эти орфограммы, обозначая условия их выбора.

    399. Прочитайте юмористическую миниатюру вслух. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Укажите в тексте предлоги и союзы. Какая общая мысль объединяет эту миниатюру с отрывком из романа И. Гончарова «Обломов» (упр. 384)?

    Расскажите (устно или письменно, серьёзно или с юмором), как читаете вы.

    КАК МЫ ЧИТАЕМ

    Буквы сливаются в слова слова складываются в предложения предложения соединяются в образы образы сливаются в сюжеты сюжеты образуют мысль.

    После того как мысль становится ясна она распадается на сюжеты сюжеты - на образы образы - на предложения предложения - на слова слова - на буквы буквы плывут перед глазами веки слипаются книга выпадает из рук.

    (А. Кнышев)

    400. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Охарактеризуйте союзы. Над подчинительными союзами поставьте букву п ., над сочинительными - с . Запишите союзы в две колонки.

    1. Уж сколько раз тв..рдили миру что лесть гнус(?)на вр..дна но только всё не(в)прок и в сердце льстец всегда отыщ..т уголок. (И. Крылов) 2. Погибло всё (в)конец и там где в знойны дни прохожий нах..дил убеж..ще в тени лишь обг..релые пеньки стоят одни. (И. Крылов) 3. То змейкой свернувшись клубком у самого сердца к..лдует то целые дни голубком на белом окошк.. воркует то в ине.. ярком бл..снёт, поч..дится в дрёме левкоя но верно и тайно ведёт от радости и от покоя. (А. Ахматова) 4. К утру, когда потёмки реже, стог высит(?)ся как сеновал, в котором месяц мимоезжий, зарывшись, переночевал. (Б. Пастернак) 5. Мелкий жёлтый лист нет-нет да и сл..тит с берёзы, в просторах скоше(н, нн)ых полей уже пусто и светло (по)осеннему. (В. Набоков)

Оно своею теплотой

Огромные дубы и кедры согревает

И удивительною красотой

Цветы душистые богато убирает;

Да только те цветы

Совсем не то, что ты:

Они такой цены и красоты,

Что само время их, жалея, косит,

А ты ни пышен, ни пахуч,

Так солнца ты своей докукою не мучь!

Поверь, что на тебя оно луча не бросит,

И добиваться ты пустого перестань,

Молчи и вянь!»

Но солнышко взошло, природу осветило.

По царству Флорину рассыпало лучи,

И бедный Василёк, завянувший в ночи,

Небесным взором оживило.

О вы, кому в удел судьбою дан

Высокий сан!

Вы с солнца моего пример себе берите!

Смотрите:

Куда лишь луч его достанет, там оно

Былинке ль, кедру ли – благотворит равно

И радость по себе и счастье оставляет;

Зато и вид его горит во всех сердцах,

Как чистый луч в восточных хрусталях,

И всё его благословляет.

XI. Роща и Огонь

С разбором выбирай друзей.

Когда корысть себя личиной дружбы кроет, -

Она тебе лишь яму роет.

Чтоб эту истину понять ещё ясней,

Послушай басенки моей.

Зимою Огонёк под Рощей тлился;

Как видно, тут он был дорожными забыт.

Час от часу Огонь слабее становился;

Дров новых нет; Огонь мой чуть горит

И, видя свой конец, так Роще говорит:

«Скажи мне, Роща дорогая!

За что твоя так участь жестока,

Что на тебе не видно ни листка

И мёрзнешь ты совсем нагая?» -

«Затем, что, вся в снегу,

Зимой ни зеленеть, ни цвесть я не могу», -

Огню так Роща отвечает.

«Безделица! – Огонь ей продолжает, -

Лишь подружись со мной; тебе я помогу.

Я солнцев брат и зимнею порою

Чудес не меньше солнца строю.

Спроси в теплицах об Огне:

Зимой, когда кругом и снег и вьюга веет,

Там всё или цветёт, иль зреет:

А всё за всё спасибо мне.

Хвалить себя хоть не пристало,

И хвастовства я не люблю,

Но солнцу в силе я никак не уступлю,

Как здесь оно спесиво ни блистало,

Но без вреда снегам спустилось на ночлег;

А около меня, смотри, как тает снег,

Так если зеленеть желаешь ты зимою,

Как лётом и весною,

Дай у себя мне уголок!»

Вот дело слажено: уж в Роще Огонёк

Становится Огнём; Огонь не дремлет:

Бежит по ветвям, по сучкам;

Клубами чёрный дым несётся к облакам,

И пламя лютое всю Рощу вдруг объемлет.

Погибло всё вконец, – и там, где в знойны дни

Прохожий находил убежище в тени,

Лишь обгорелые пеньки стоят одни.

И нечему дивиться:

Как дереву с огнём дружиться?

XII. Чиж и Ёж

Уединение любя,

Чиж робкий на заре чирикал про себя,

Не для того, чтобы похвал ему хотелось,

И не за что; так как-то пелось!

Вот, в блеске и во славе всей,

Феб лучезарный из морей

Поднялся.

Казалось, что с собой он жизнь принёс всему,

И в сретенье ему

Хор громких соловьёв в густых лесах раздался.

Мой Чиж замолк. «Ты что ж, -

Спросил его с насмешкой Ёж, -

Приятель, не поёшь?» -

Чтоб Феба я достойно величал, -

Сквозь слёз Чиж бедный отвечал, -

Так я крушуся и жалею,

Что лиры Пиндара мне не дано в удел:

Я б Александра пел.

XIII. Волк и Ягнёнок

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягнёнка видит он, на дo?бычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питьё

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву».

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу».

«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!»

«Помилуй, мне ещё и от роду нет году», -

Ягнёнок говорит.

На Черкащине есть уникальный памятник 150 пограничным псам , которые «порвали» полк фашистов в рукопашном бою. Эта единственная за всю историю мировых войн и конфликтов битва людей и собак произошла в самом центре Украины много лет назад, а дело было так…

Шёл третий месяц войны, точнее, он только начался, когда в конце июля произошли события, впервые изменившие ход Великой Отечественной, или весь ход «Восточной компании», как называли войну в ставке . Немногим известно, что по его же приказу, к 3 августа должен был пасть Киев, а на 8-е число на «парад победы» в столицу Украины собирался приехать сам , да не один, а с вождём Италии Муссолини и диктатором Словакии Тиссо.

В «лоб» взять Киев не удалось, и поступил приказ обойти его с юга… Так в людской молве появилось страшное слово «Зелёная Брама» , местность, не указанная ни на одних картах великих сражений Великой Войны. Этот лесисто-холмистый массив на правобережье реки Синюха, возле сёл Подвысокое в Новоархангельском районе Кировоградщины и Легезино Тальновского района Черкащины лишь сегодня известно, как одно из самых трагических событий первых месяцев . Да и то, благодаря тому, что участником ожесточённых боев в ходе Уманской оборонительной операции был известный поэт-песенник Евгений Аронович Долматовский . С выходом в 1985-м его книги «Зелёная Брама» (полного формата) тайна «Зелёной Брамы» была раскрыта…

В этих местах попали в окружение и были практически полностью уничтожены отходящие от западной границы 6-я и 12-я армии Юго-Западного фронта генералов Музыченко и Понеделина. К началу августа они насчитывали 130 тысяч человек , из Брамы к своим вышло 11 тысяч солдат и офицеров, главным образом, из тыловых частей. Остальные – либо попали в плен, либо навсегда остались в урочище Зелёная Брама...

В отдельном батальоне пограничного отряда охраны тыла Юго-Западного фронта, который был создан на базе Отдельной Коломийской пограничной комендатуры и одноимённого пограничного отряда, с тяжёлыми боями отступающего от границы, находились служебные собаки . Они вместе с бойцами пограничного отряда стойко переносили все тяготы сурового времени.

Командир батальона, он же замначальника штаба Коломийского погранотряда майор Лопатин (по другим данным, сводным отрядом командовал майор Филиппов), несмотря на крайне плохие условия содержания, отсутствие надлежащего корма и на предложения командования отпустить собак, этого не сделал. У села Легедзино батальон, прикрывая отход штабных частей командования Уманской армейской группировки, 30 июля принял свой последний бой ...

Силы были слишком неравными: против полтысячи пограничников – полк фашистов. И в критический момент, когда немцы пошли в очередную атаку, майор Лопатин дал приказ послать в с фашистами пограничников и служебных собак. Это был последний резерв.

Зрелище было страшное: 150 (данные различные – от 115 до 150 пограничных псов, в т.ч. и из Львовской пограншколы служебного собаководства) обученных, полуголодных овчарок, против поливающих их автоматным огнём фашистов. Овчарки впивались фашистам в глотки даже в предсмертных судорогах.

Противник, искусанный в прямом смысле и порубанный штыками, отступил, но на подмогу подошли танки. Искусанные немецкие пехотинцы, с рваными ранами, с воплями ужаса, вспрыгивали на броню танков и расстреливали бедных псов. В этом бою погибли все 500 пограничников , ни один из них не сдался в плен.

А уцелевшие собаки, по словам очевидцев – жителей села Легедзино, до конца остались преданными своим проводникам. Каждая из уцелевших в той мясорубке, улеглась возле своего хозяина и никого не подпускала к нему. Немецкие звери пристреливали каждую овчарку, а те из них, кого не подстрелили немцы, отказывались от пищи и умерли от голода на поле…

Даже сельским собакам досталось – немцы расстреливали крупных собак селян, даже тех, кто был на привязи. Лишь одна овчарка смогла доползти до хаты и упала у двери. Преданного четвероногого друга приютили, выходили, а по ошейнику на ней селяне узнали, что это были пограничные псы не только Коломийской погранкомендатуры, но и специальной школы служебного собаководства капитана М.Е. Козлова .

После того боя, когда немцы собрали своих погибших, по воспоминаниям жителей села (к сожалению уже мало оставшихся на этом свете) было разрешено похоронить советских пограничников. Всех, кого нашли, собрали в центре поля и похоронили вместе со своими верными четвероногими помощниками, а тайну захоронения спрятали на долгие года…

Исследователь того памятного боя Александр Фука говорит, что память о героизме пограничников и их помощников среди жителей села была настолько велика, что, несмотря на присутствие немецкой оккупационной администрации и отряда полицаев, пол села мальчишек с гордостью носили зелёные фуражки погибших. А хоронившие пограничников местные жители, прячась от фашистов, выдирали из красноармейских книжек и офицерских удостоверений фотографии погибших, чтобы потом отправить их для опознания (хранить такие документы было смертельной опасностью, поэтому установить фамилии героев не удалось).

А запланированная триумфальная встреча и Муссолини состоялась 18 августа, но, конечно же, не в Киеве, а там, у Легедзино, на том шляху, который вёл до Тального и который держали, как свою границу, советские пограничники. Лишь в 1955-м, жители Легедзино смогли собрать останки почти всех 500 пограничников и перенести их к сельской школе, возле которой и находится братская могила.

А на окраине села, там, где и проходил единственный в мире рукопашный бой людей и собак с фашистами, 9 мая 2003-го на добровольные пожертвования ветеранов Великой Отечественной, пограничных войск и кинологов был установлен единственный в мире памятник человеку с ружьём и его верному другу – собаке. Такого памятника больше нигде нет.

«Остановись и поклонись. Тут в июле 1941 года поднялись в последнюю атаку на врага бойцы отдельной Коломыйской пограничной комендатуры. 500 пограничников и 150 их служебных собак полегли смертью храбрых в том бою. Они остались навсегда верными присяге, родной земле».

Сегодня известны имена лишь двух погибших пограничников…

Ещё материалы по теме

. Оружиями диавола называет сопротивные силы, которые придавали ему крепость. Грады суть сопротивные силы, которые подобно твердым, огражденным стенами городам содержали под властью своею уловленных их прелестью. Да и о каких говорить ему городах, кроме тех, о которых сказано в другом месте: положил еси в персть грады твердыя, еже пасти основаниям их (Ис. 25, 2)? Явно, что это, по изъясненному выше, суть сопротивные силы. Погибе память их с шумом , - погибель их стала гласною. Разумеет - или конечную погибель, или чрезмерность бедствий, или очевидность погибели.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом

Другой переводчик (Симмах) говорит: раз­валины (eípia) . В еврейском: пустыни (арвоф) . И города раз­рушил . Что это значит? Уничтожив, говорит, козни и за­мыслы нечестивого, ты лишил его собственного его оружия. Таков гнев Божий: он все истребляет и уничтожает. Или, как научает, нас другой толкователь, сказавший – пустыни: ты не только разрушил города их, но и пустыни истребил, и города уничтожил. Так вел войну праведник, так он побеждал врагов своих, употребляя не оружие и копья, но имея помощь от Бога. Потому и война его блистательна и славна, и победа торжественна. «Погибла память о нем с шумом» . Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): с ними . В еврейском: с ним (эм) . Что значит: «с шумом» ? Означает или совершенное истребле­ние, или общеизвестность бедствий. И это – дело промышления Божия, что Он совершает суд не тайно, дабы наказаниями одних исправлялись другие. Таким образом, он выражает явность погибели.

Беседы на псалмы. На псалом 9.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 7-9 «Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси» . Враг лишился собственных своих оружий, не имея у себя служителей нечестия. Которые самих себя предавали ему в орудия, те, перешедши ныне на противную сторону, ведут брань против него. И города, по сокрушении водворявшагося в них древле нечестия, прияли на себя труд назидать благочестие. Ибо невозможно было утвердить благочестие, не сокрушив прежде нечестия. Сие сказал и божественный Апостол: «явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и благочестно поживем в нынешнем веце» и т.д. (Тит.2:11). Так каждый не прежде воскресает со Христом, как прияв общение в смерти Его. Почему и говорит божественный Павел: «аще бо снасаждени быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем» (Рим.6:5); и еще: «аще же умрохом, и живи будем» . Так Бог, сокрушив нечестие врагов, наздал благочестие.

«Погибе память его с шумом». «И Господь во век пребывает» . Враг ввержен в видимую для всех и весьма явную погибель. Сие и означает выражение: «с шумом» , взятое от домов, падающих во время землетрясения и производящих великий треск. Бог же и Владыка наш, говорить Пророк, имеет вечную державу и негиблющее царство.

«Уготова на суд престол Свой». «И Той судити имать вселенней в правде, судити имать людем в правоте» . Ибо не только в настоящей жизни являет Свою силу, но и в будущей откроет страшное свое судилище, судя на нем всех людей, и воздавая каждому, чего достоин.

Евфимий Зигабен

Врагу оскудеша оружия в конец (вражьих мечей не стало совсем), и грады разрушил еси.

Под оружиями или мечами врага должно разуметь здесь те нечистые страсти, пораженная которыми душа наша становится затем мертвою для добрых дел и кажется как бы погребенною в своем теле, как в могиле. Но когда уничтожено было нечестие язычников и вместо него насаждено и утверждено благочестие, то вместе с тем, как бы пали и самые города их. Или тоже: под городами можно разуметь людей, в которых демоны имеют свое жилище. Не будет также неуместным и то, если под городами мы станем понимать нечестивые храмы идольские.

Погибе память его (их) с шумом.

Ибо никто уже не знал, как приносить ему (диаволу) жертву, или вообще как призывать его в молитве. Выражение с шумом значит одно и тоже как и криком, ибо исчезли совершенно взывания демонские среди людей. Или также: с шумом , то есть погиб враг вместе с своею гордостью, или же и с криком жертвенных песней. Речь здесь относится собственно к сатане, он именно называется здесь и нечестивым и врагом, при чем имеется в виду конечно поразить собственно начальника враждебных сил, как бывшего виновным в возмущении и этих самых сил. Но направляясь против него, она поражает вместе и эти последние.



Похожие публикации