Последний день помпеи описание. Картина «Последний день Помпеи»: описание

Знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» была написана в 1830-1833 гг. На этом эпическом полотне живописец запечатлел гибель города Помпеи вследствие извержения вулкана Везувий в 79 году н.э.

В поисках достоверности Брюллов посетил раскопки погибшего города. Фигуры и лица людей создавались живописцем с натуры, с жителей Рима. Практически все предметы, изображенные на картине, художник писал с подлинных вещей, хранящихся в Неаполитанском музее.

Брюллов изображает поистине адскую картину. Вдалеке пылает вулкан, из недр которого во все стороны растекаются ручьи огненной лавы. Отблески пламени от горящей лавы озаряют красноватым заревом заднюю часть полотна. Вспышка молнии, рассекающая облако пепла и гари, освещает переднюю часть картины.

В своей картине Брюллов использует смелую для своего времени цветовую гамму. Самое пристальное внимание обращает живописец на воздушное перспективу – ему удается создать ощущение глубокого пространства.

Перед нами – целое море людских страданий. В час настоящей трагедии обнажаются человеческие души. Вот мужчина, защищающий своих близких, отчаянно поднял руку, словно пытаясь остановить стихию. Мать, страстно обняв своих детей, с мольбой о пощаде глядит на небо. Вот сыновья на своих плечах пытаются унести слабого старика-отца подальше от опасности. Молодой юноша уговаривает упавшую мать собраться с силами и бежать. В центре картины – погибшая женщина и младенец, тянущийся к безжизненному телу матери.

Картина «Последний день Помпеи» напоминает зрителю о том, что основная ценность мира – человек. Его физическую красоту и духовное величие художник противопоставляет разрушительным силам природы. Картина вызвала взрыв восхищения и преклонения, как в Италии, так и в России. Восторженно приветствовали произведение А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь.

Помимо описания картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.




Холст, масло.
Размер: 465,5 × 651 см

«Последний день Помпеи»

«Последний день Помпеи» страшна и прекрасна. Она показывает, насколько человек бессилен перед разъяренной природой. Поражает талант художника, сумевшего передать всю хрупкость человеческой жизни. Картина беззвучно кричит о том, что нет в мире ничего важнее человеческой трагедии. Тридцатиметровый монументальный холст открывает каждому те страницы истории, повторения которых не желает никто.

… Из 20 тысяч жителей Помпеи в тот день на улицах города погибло 2000 человек. Сколько их осталось захороненными под обломками домов – неизвестно и по сегодняшний день.

Описание картины «Последний день Помпеи» К.Брюллова

Художник: Карл Павлович Брюллов (Брюлов)
Название картины: «Последний день Помпеи»
Картина написана: 1830-1833 г.
Холст, масло.
Размер: 465,5 × 651 см

Российского художника пушкинской эпохи знают как портретиста и последнего романтика живописи, причем не влюбленного в жизнь и красоту, а скорее, как переживающего трагический конфликт. Примечательно, что небольшие по размеру акварели К. Брюллова в период его жизни в Неаполе привозились аристократами из поездок как декоративный и развлекательный сувенир.

Сильное влияние на творчество мастера оказала жизнь в Италии, и путешествие по городам Греции, а так же дружба с А. С. Пушкиным. Последняя кардинальным образом сказалась на видении мира выпускника Академии художеств – на первое место в его работах выходит судьба всего человечества.

Как нельзя ярче эту идею отражает картина «Последний день Помпеи» , имеющая в своей основе реальные исторические факты.

Город неподалеку от современного Неаполя погиб при извержении вулкана Везувия. Об этом говорят еще манускрипты древних историков, в частности, Плиния младшего. Он рассказывает, что Помпея славилась на всю Италию мягким климатом, лечебным воздухом и божественной природой. Патриции стоили тут виллы, императоры и полководцы приезжали на отдых, превращая город в древний вариант Рублевки. Достоверно известны, что тут был театр, водопровод и римские бани.

24 августа 79 года н. э. люди услышали оглушительный грохот и увидели, как из недр Везувия начали вырываться столпы огня, пепла и камней. Катастрофе днем ранее предшествовало землетрясение, так что большинство из людей успело покинуть город. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Страшная трагедия наступила за считанные секунды – дома рушились на голову жителей, а метровые слои вулканических осадков покрывали всех без исключения. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда.

Именно такой момент изображен на холсте К. Брюллова, который вживую увидел улицы древнего города, даже под слоем окаменевшего пепла оставшимися такими, какими они были до извержения. Художник долгое время собирал материалы, несколько раз бывал в Помпее, осматривал дома, ходил по улицам, делал эскизы отпечатков тел людей, погибших под слоем горячего пепла. Многие фигуры изображены на картине в тех самых позах – мать с детьми, женщина, упавшая с колесницы и молодая пара.

Писалось произведение 3 года – с 1830 по 1833. Мастер настолько проникся трагедией человеческой цивилизации, что его несколько раз в полуобморочном состоянии выносили из мастерской.

Что интересно, в картине связаны темы разрушения и человеческого самопожертвования. Первый момент вы увидите в огне, охватившем город, падающих статуях, взбесившейся лошади и убитой женщине, которая упала с колесницы. Контраст достигается бегущими горожанами, которым до нее нет дела.

Примечательно, что мастер изобразил не толпу в привычном понимании этого слова, а людей, каждый из которых рассказывает свою историю.

Матери, прижимающие своих детей, которые не совсем понимают что происходит, хотят укрыть их от этой катастрофы. Сыновья, выносящие на руках своего отца, безумно смотрящего в небо и закрывающего рукой глаза от пепла, стараются спасти его ценой своей жизни. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Обезумевший конь, который пытается скинуть своего всадника, словно передает, что природа не пощадила никого. Христианский пастырь в красных одеждах, не выпускающий из рук кадила, бесстрашно и ужасающе спокойно смотрит на падающие статуи языческих богов, словно видит в этом Божью кару. Поражает образ жреца, который, прихватив из храма золотую чашу и артефакты, покидает город, трусливо оглядываясь по сторонам. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие.

Один из них на заднем плане – автопортрет самого Брюллова. Он прижимает к себе наиценнейшее – ящик с красками. Обратите внимание на его взгляд, в нем нет страха смерти, есть лишь восхищение открывшимся зрелищем. Мастер будто остановился и запоминает смертельно прекрасный момент.

Что примечательно, на полотне нет главного героя, есть лишь мир, разделенный стихией на две части. Действующие лица расходятся на авансцене, открывая двери вулканическому аду, а молодая женщина в золотом платье, лежащая на земле – символ гибели утонченной культуры Помпеи.

Брюллов умел работать светотенью, моделируя объемные и живые образы. Важную роль здесь играют одежда и драпировки. Одеяния изображены насыщенными цветами – красным, оранжевым, зеленым, цвета охры, голубым и синим. Контрастирует с ними мертвенно-бледная кожа, которую освещают зарева молний.

Продолжает идею разделения картины свет. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Молнии вспыхивают желтым, даже лимонным, холодным цветом, превращая горожан в живые мраморные статуи, а кроваво-красная лава потоком накрывает мирный рай. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Черные облака пыли, из которых льется не спасительный дождь, а губительный пепел, будто говорят, что спастись не сможет никто. Доминирующий цвет на картине – красный. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Вспышки молний освещают лишь передний план.

Средневековые христиане считали Везувий кратчайшей дорогой в ад. И недаром: от его извержений не раз гибли люди и города. Но самое известное извержение Везувия случилось 24 августа 79 года нашей эры, уничтожившее цветущий город Помпеи, расположенный у подножия вулкана. Более полутора тысяч лет Помпеи оставались погребенными под слоем вулканической лавы и пепла. Впервые город был обнаружен совершенно случайно в конце XVI века при производстве земляных работ.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи
холст масло 456 x 651 см

Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всем мире. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города.

Карл Брюллов (1799-1852)

1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл Брюллов. Отправляясь в Помпеи, Брюллов не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Зрелище Помпеи ошеломило его. Он исходил все закоулки города, дотрагивался до стен, шершавых от накипевшей лавы, и, возможно, у него зародилась мысль написать картину о последнем дне Помпеи.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Людвиг ван Бетховен *Симфония №5 - си минор*

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет. Начинает Брюллов с изучения исторических источников. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. картина была готова. Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, и переправлено в парижский Лувр. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом. Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

…Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души. Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место. Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу! Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Самая центральная фигура полотна — знатная женщина, упавшая с колесницы, символизирует прекрасный, но уже уходящий античный мир. Оплакивающий ее младенец — это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни. «Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире — это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека. Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство, хотя, известно, что для многих из них позировали жители Рима.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Действительно, мировая слава брюлловской картины навсегда уничтожила пренебрежительное отношение к русским художникам, которое существовало даже в самой России.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В глазах современников произведение Карла Брюллова было доказательством самобытности национального художественного гения. Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слом судеб обнажает характеры. Заботливые сыновья выносят из ада немощного отца. Мать закрывает собой детей. Отчаявшийся юноша, собравшись с последними силами, не выпускает из рук драгоценный груз - невесту. А красавец на белом коне спешит прочь в одиночестве: скорее, скорее спасти себя, любимого. Везувий беспощадно демонстрирует людям не только свое нутро, но и их собственное. Тридцатилетний Карл Брюллов это отлично понял. И показал нам.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

"И был "Последний день Помпеи" для русской кисти первый день", - ликовал поэт Евгений Баратынский. Воистину так: картину триумфально встретили в Риме, где он ее писал, и затем в России, а сэр Вальтер Скотт несколько высокопарно назвал картину "необычной, эпической".

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И был успех. И картины, и мастера. А осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и триумф Карла Брюллова достиг своей высшей точки. Имя русского мастера сразу стало известным на всем италийском полуострове — с одного его конца до другого.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В итальянских газетах и журналах печатались восторженные отзывы о "Последнем дне Помпеи" и его авторе. Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Поэты посвящали ему стихи. Во время переездов на границах итальянских княжеств от него не требовали предъявления паспорта — считалось, что каждый итальянец обязан знать его в лицо.

Сюжет

На полотне — одно из мощнейших в истории человечества извержений вулкана. В 79 году Везувий, молчавший до этого так долго, что его давно считали потухшим, внезапно «проснулся» и заставил навсегда заснуть все живое в округе.

«Последний день Помпеи». (wikimedia.org)

Известно, что Брюллов читал воспоминания Плиния Младшего, который был свидетелем событий в Мизене, уцелевшей во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и … давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли… Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли; определённо суша значительно расширилась, и некоторые морские животные оказались на песке… Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма; вновь появился дневной свет, и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Каждый предмет, представший перед нашими глазами (которые крайне ослабели), казался изменившимся, покрытым густым слоем пепла, как будто снегом».


Помпеи сегодня. (wikimedia.org)

Сокрушительный удар по городам произошел через 18−20 часов после начала извержения — у людей было достаточно времени, чтобы спастись. Однако не все были благоразумны. И хотя установить точное число погибших не удалось, счет идет на тысячи. Среди них — в основном рабы, которых хозяева оставляли стеречь имущество, а также пожилые и больные, которые не успели покинуть. Были и те, кто надеялся переждать стихию дома. Собственно, они до сих пор находятся там.

На полотне люди в панике, стихия не пощадит ни богача, ни бедняка. И что примечательно — для написания людей разных сословий Брюллов использовал одну модель. Речь о Юлии Самойловой, ее лицо встречается на полотне четыре раза: женщина с кувшином на голове в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина в центре; мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины; женщина, закрывающая детей, и спасающая вместе с мужем. Лица для остальных героев художник искал на римских улицах.

Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину; но господин Брюллов пренебрег сим средством. Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень», — писали тогда в газетах.

Контекст

К моменту, когда Брюллов решил написать гибель Помпеев, его считали талантливым, но пока еще подающим надежды. Для утверждения в статусе мастера нужна была серьезная работа.

В то время в Италии тема Помпеев была популярной. Во-первых, очень активно велись раскопки, во-вторых, — произошла еще пара извержений Везувия. Это не могло не отразиться в культуре: на сценах многих итальянских театров с успехом шла опера Паччини «L"Ultimo giorno di Pompeia». Несомненно, что художник видел ее и, может быть, не один раз.


Автопортрет Брюллова. (wikimedia.org)

Идея написать гибель города пришла в самих Помпеях, которые Брюллов посетил в 1827 году по инициативе своего брата — архитектора Александра. На сбор материала ушло 6 лет. Художник был щепетилен в деталях. Так, вещи, выпавшие из шкатулки, украшения и другие различные предметы на картине скопированы с тех, что нашли археологи во время раскопок.

Несколько слов скажем о Юлии Самойловой, лицо которой, как уже говорилось выше, четырежды встречается на полотне. Для картины Брюллов искал итальянские типажи. И хотя Самойлова была русской, внешность ее отвечала представлениям Брюллова о том, как должны выглядеть итальянки.


Портрет Ю. П. Самойловой. (wikimedia.org)

Они познакомились в Италии в 1827 году. Брюллов там перенимал опыт старших мастеров и искал вдохновение, а Самойлова прожигала жизнь. В России она уже успела развестись, детей у нее не было, и за чересчур бурную богемную жизнь Николай I попросил ее уехать подальше от двора.

Когда работа над картиной была завершена и итальянская публика увидела полотно, начался бум на Брюллова. Это был успех! Каждый при встрече с художником считал за честь поздороваться; при его появлении в театрах все вставали, а у дверей дома, где он жил, или ресторации, где он обедал, всегда собиралось много людей, чтобы приветствовать его. С самой эпохи Возрождения ни один художник не был в Италии объектом такого поклонения, как Карл Брюллов.

На родине живописца также ждал триумф. Общая эйфория по поводу картины становится понятной после прочтения строк Баратынского:

Принес он мирные трофеи
С собой в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день.

Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Впервые за границу он отправился после окончания Императорской Академии художеств в Петербурге, чтобы совершенствовать мастерство. А где, как не в Италии, этим заниматься?! Первое время Брюллов в основном писал итальянских аристократов, а также акварели со сценками из жизни. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Это были небольшие по размеру картинки с малофигурными композициями, без психологических портретов. Такие акварели в основном воспевали Италию с её прекрасной природой и представляли итальянцев народом, генетически сохранившим античную красоту своих предков.


«Прерванное свидание», 1827. (wikimedia.org)

Брюллов писал одновременно с Делакруа и Энгром. Это было время, когда в живописи на первый план выходит тема судьбы огромных человеческих масс. Поэтому неудивительно, что для своего программного полотна Брюллов выбрал историю о гибели Помпеев.

Картина произвела на Николая I такое сильное впечатление, что он потребовал, чтобы Брюллов вернулся на родину и занял место профессора Императорской Академии художеств. Вернувшись в Россию, Брюллов познакомился и задружился с Пушкиным, Глинкой, Крыловым.


Фрески Брюллова в Исаакиевском соборе. (wikimedia.org)

Последние годы художник провел в Италии, пытаясь спасти здоровье, подорванное при росписи Исаакиевского собора. Часы долгой тяжёлой работы в сыром недостроенном соборе плохо сказались на сердце и обострили ревматизм.



Похожие публикации