«Потемкинские деревни»: кто и зачем создал миф? "Потемкинская деревня": значение фразеологизма.



Потемкинские деревни

Потемкинские деревни
После того как усилиями князя Григория Потемкина (1739-1791) к России был присоединен (1783) Крым, этот полуостров решила посетить Екатерина II, чтобы лично увидеть положение дел в Новороссии (как стали называть недавно присоединенные к России причерноморские земли). В этой поездке, состоявшейся в 1787 г., императрицу сопровождал сам князь Потемкин, двор и многочисленные иностранные послы и их приближенные. Некоторые из этих иностранных.гостей оставили свои воспоминания о поездке, устными рассказами очевидцев воспользовались другие зарубежные авторы.
В частности, французский посол при дворе Екатерины II граф Се-гюр, как очевидец, писал: «Города, деревни, усадьбы, а иногда и простые хижины были так разукрашены и замаскированы триумфальными арками, гирляндами цветов и нарядными архитектурными декорациями, что вид их обманывал, превращая их у нас на глазах в великолепные города, внезапно воздвигнутые дворцы, в сады, роскошно созданные» (Сопгрте cle Seger. Memoirs ou souvenirs et anecdotes. Paris, 1827).
Хотя везде граф Сегюр говорит о реально существовавших «городах, деревнях, усадьбах» и «хижинах», хотя и всячески украшенных, тем не менее усилиями иностранных авторов вскоре утвердилось мнение, что никаких деревень не было, а были лишь искусно расписанные декорации, вроде театральных задников.
Само выражение «потемкинские деревни», автор которого неизвестен, появилось значительно позже. Например, А. И. Герцен этим понятием еще не пользовался, когда касался в своей статье «Крепостники» (1866) истории «картонных деревень, которыми Потемкин обманывал
ее» (Екатерину П. - Сост.). Но документальных свидетельств, подтверждающих этот домысел о «потемкинских деревнях», нет.
Тем не менее выражение стало синонимом показухи, очковтирательства, ложного блеска, который призван скрыть неблаговидное положение дел (ирон., презрит., неодобр.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Потемкинские деревни" в других словарях:

    "Потемкинские деревни" - Завоеватель Крыма фаворит Екатерины II светлейший князь Григорий Потемкин Таврический получил всемирную известность отнюдь не как герой. Первое, что приходит на ум человеку, услышавшему имя Потемкина, это выражение «потемкинские… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Образное выражение, символ показного благополучия. Стало употребляться в кон. 18 в., после того как саксонский дипломат Гельбиг, стараясь подвергнуть сомнению успехи в области заселения и хоз. освоения Степной Украины, печатно обвинил Г. А.… … Советская историческая энциклопедия

    Потемкинские деревни - показное, мнимое благополоучие, очковтирательство. Выражение связано с именем князя Г. А. Потемкина, государственного деятеля времен Екатерины II. После присоединения Крыма к России императрица совершила поездку по Новороссии. По рассказам,… … Справочник по фразеологии

    Фейерверки в честь Екатерины во время её путешествия в Крым. Картина неизвестного художника, конец XVIII века Потёмкинские деревни исторический миф. По легенде, потёмкинские деревни это бутафорские … Википедия

    Фейерверки в честь Екатерины во время её путешествия в Крым. Картина неизвестного художника, конец XVIII века Потёмкинские деревни исторический миф. По легенде, потёмкинские деревни это камуфляжные деревни, которые якобы были выстроены по… … Википедия

    Фейерверки в честь Екатерины во время её путешествия в Крым. Картина неизвестного художника, конец XVIII века Потёмкинские деревни исторический миф. По легенде, потёмкинские деревни это камуфляжные деревни, которые якобы были выстроены по… … Википедия

    Эмблема АТЭС … Википедия

    Широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, изречения исторических лиц, краткие цитаты, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными, и пр. Например, «благоглупости» (М. Е. Салтыков Щедрин), «А судьи… … Большая советская энциклопедия

    - «УБОЙНАЯ СИЛА 2», Россия, УРСУС ФИЛЬМ, 2000 2001, цв. Сериал. В ролях: Константин Хабенский (см. ХАБЕНСКИЙ Константин Юрьевич), Андрей Федорцов (см. ФЕДОРЦОВ Андрей), Евгений Леонов Гладышев (см. ЛЕОНОВ ГЛАДЫШЕВ Евгений Борисович), Сергей Кошонин … Энциклопедия кино

Книги

  • Осторожно, история! Мифы и легенды нашей страны , Дымарский В.Н.. Книга на основе цикла передач на радиостанции "Эхо Москвы" известного и неоднозначного политика и историка Владимира Рыжкова. Манипуляция массовым сознанием черезподтасовку исторических…

Фразеологизм «Потемкинские деревни» прочно вошел в обиход, как символическое толкование очковтирательства, показушности, надувательства. Словосочетание существует уже без малого 250 лет, со времен исторической поездки императрицы Екатерины Второй в Крым. Путешествие состоялось 1787 году, после окончания войны с Османской империей, по результатам которой к России присоединились территориии к северу от Тавриды, под общим названием Новороссия.

Фаворит Екатерины Григорий с которым императрица была в близких отношениях и, как утверждают историки, даже заключила с ним брак, решил поразить возлюбленную небывалым по размаху зрелищем. На всем пути царственного кортежа были выстроены во множестве декоративные избы, сельские дома и всевозможные присутствия, церкви, соборы и часовни. На полях трудились сотни крестьян, на лугах паслись тучные стада по деревенским улицам бегали дети. Но все это носило откровенно бутафорский характер, дома были нарисованными, стада коров перегонялись с одного места на другое во время ночлега императрицы и ее свиты. На пути следования кортежа императрицы возникала очередная «потемкинская деревня».

Крестьянские семьи также переезжали под покровом темноты на новое место расположения. Екатерина Вторая была поражена богатством земель и огромным количеством деревенского люда, который неустанно кланялся ей на всем пути следования. Подобные ухищрения случались на Руси и раньше, каждый губернатор старался скрыть по мере возможности огрехи в своей вотчине, приукрасить действительность, где закрыть высоким заборов неказистые дома, где проложить новую дорогу перед приездом начальства. А так как вышестоящие чиновники приезжали довольно часто, то «потемкинские деревни» возникали, то тут, то там.

Однако такое масштабное представление, какое устроил князь Григорий Потемкин, было совершенно уникальным и по размаху и по средствам, вложенным в мероприятие. Все оплачивалось из государственной казны, а стоили «потемкинские деревни» не один миллион казенных денег. Самым дорогим подарком императрице был праздничный салют с фейерверком на Севастопольском рейде, где Екатерина Вторая увидела Черноморский флот во всей его красе, но корабли тоже в большинстве были нарисованными. Тем не менее картина благополучия на всем пути царского кортежа от Киева и до Севастополя получила достойное завершение в виде торжественного обеда на галерее дворца в Инкермане с видом на Севастопольскую бухту.

Палили, фейерверки один за другим взлетали в вечернее небо, праздник был в самом разгаре. На следующий день императрица осмотрела город Севастополь. Новые улицы и кварталы ей показывали издали, фасады зданий были завешены полотнами с нарисованной архитектурой, «потемкинские деревни» стали частью Севастополя. Екатерина с удивлением заметила: «…еще три года назад здесь ничего не было, а сейчас я вижу красивый город, большую флотилию, гавань, пристань. Надо отдать должное князю Потемкину за его неустанную заботу о государстве и прозорливость в делах...». Знатный француз, граф Сегюр, сопровождавший императрицу в ее крымской поездке, писал: «уму непостижимо, как князь Потемкин за столь короткое время сумел выстроить город, построить корабли, соорудить крепости и собрать столько людей на государственную службу».

Две удачных войны с Турцией сделали Россию обладательницей Крыма и Новороссии — широкой полосы земель вдоль северного побережья Черного моря. В 1787 году императрица пожелала получить, так сказать, наглядный отчет о расходовании огромных средств, отпущенных светлейшему князю Потемкину для благоустройства этого края. 18 января она покинула Петербург в сопровождении иностранных послов и чуть ли не всего двора. Царский поезд состоял из 14 карет и 124 саней с 40 запасными. На каждой станции его ожидали 560 лошадей. Вдоль всей дороги были сложены с небольшими промежутками гигантские костры, освещавшие путь с наступлением темноты. На Украине свита Екатерины пополнилась двумя европейскими монархами: польским королем Станиславом Понятовским и австрийским императором Иосифом II (путешествовавшего инкогнито, под именем «графа Фалькенштейна»).

Потемкин постарался на славу. По его приказу к дороге сбегались толпы нарядных крестьян, бурно приветствовавшие матушку-императрицу. А вдалеке из кареты можно было увидеть знаменитые «потёмкинские деревни», возведенные светлейшим князем на всем пути следования Екатерины.

Так родился миф.
Одним из его «отцов» можно считать шведа-очевидца Иоанна-Альберта Эренстрема, который писал: «От природы пустые степи были распоряжениями Потемкина населены людьми, на большом расстоянии видны были деревни, но они были намалеваны на ширмах; люди же и стада пригнаны фигурировать для этого случая, чтобы дать самодержице выгодное понятие о богатстве этой страны... Везде видны были магазины с прекрасными серебряными вещами и дорогими ювелирными товарами, но магазины были одни и те же и перевозились с одного ночлега (Екатерины II. — С. Ц.) на другой».
Правда, свои мемуары Эренстрем сочинял спустя десятилетия после путешествия (он дожил до 1847 года). К тому же его послужной список далек от «облико морале» беспристрастного свидетеля: это был политический авантюрист, который служил то своей родине, то России, стаивал у позорного столба (в буквальном смысле слова) и однажды чуть не потерял голову на эшафоте, получив помилование в самый последний момент.

Однако примерно то же писал и секретарь саксонского посланника Г. Гельбиг, отражая мнение императора Иосифа II: живописные селения были всего-навсего театральными декорациями; Екатерине несколько раз кряду показывали одно и то же стадо скота, которое перегоняли по ночам на новое место; в воинских магазинах мешки были наполнены не зерном, а песком (Брикнер А. Г. Потемкин. СПб., 1891. С. 101).

Между тем нельзя считать, что «таков был общий глас». Вовсе не легковерный принц де Линь, возвращаясь из Тавриды в Петербург, в Туле назвал рассказы о декорациях нелепой басней (из чего ясно, в частности, что миф о «потемкинских деревнях» — возник непосредственно во время путешествия Екатерины, и даже несколько ранее).

О том, что ее ожидает лицезрение размалеванных декораций, а не долговременных построек, царице твердили еще в Петербурге завистники и враги Потемкина. Еще оживленнее разговоры о непременной мистификации стали в Киеве, и Екатерина II вполне серьезно к ним прислушивалась. Не случайно в дневнике А. В. Храповицкого находим такую запись от 4 апреля 1787 года: императрица порывается как можно скорее отбыть в Новороссию, «не взирая на неготовность к<нязя> П<отемкина>, тот поход удерживающего».

Что же в действительности увидели в Новороссии императрица и ее великолепная свита? Что им показал Потемкин?

Светлейший приготовил и преподнес великолепное по разнообразию и пышности зрелище. Разумеется, не обошлось без того прихотливого самодурства, которым славился Потемкин. Такова, например, история с пресловутой амазонской ротой. Передают, что Потемкин незадолго до путешествия, еще в бытность в Петербурге, в разговоре с царицей «выхвалял храбрость греков и даже жен их». Екатерина выразила сомнение по этому поводу, и Потемкин обещался представить доказательства в Крыму. Тотчас (дело было в марте) в Балаклавский греческий полк поскакал курьер — с предписанием «непременно устроить амазонскую роту из вооруженных женщин». Ее командиром сделали Елену Сарданову, жену ротного капитана; «сто дам собрались под ее начальство».
Балаклавским амазонкам придумали маскарадный наряд: «юпки из малинового бархата, обшитые золотым галуном и золотою бахромою, курточки зеленого бархата, обшитые также золотым галуном; на головах тюрбаны из белой дымки, вышитые золотом и блестками, с белыми страусовыми перьями». Их даже вооружили — дали по ружью и по три холостых патрона. Недалеко от Балаклавы императрица в сопровождении Иосифа II делала смотр амазонкам. «Тут устроена была аллея из лавровых деревьев, усеянная лимонами и апельсинами» и т. д.

Великолепное зрелище являли собой иллюминации и фейерверки. В Каневе вечером 7 мая, при отъезде польского короля Станислава-Августа «с императорской яхты ему салютовали пушками с флотилии, как утром. Иллюминация обелиска с вензелем императрицы была весьма удачна, так же милы были жирандоль с букетом, в четыре тысячи ракет, и огненная гора, которая казалась лавою» (воспоминания одной из придворных дам польского короля). Особенно большое впечатление произвел фейерверк в Севастополе. Принц Карл-Генрих Нассау-Зиген, состоявший в русской службе, так описывает восторженную реакцию «графа Фалькенштейна»: «Император говорит, что он никогда не видел ничего подобного. Сноп состоял из 20 тысяч больших ракет. Император призывал фейерверкера и расспрашивал его, сколько было ракет, «на случай, — говорил он, — чтобы знать, что именно заказать, ежели придется сжечь хороший фейерверк». Я видел повторение иллюминации, бывшей в день фейерверка; все горы были увенчаны вензелями императрицы, составленными из 55-ти тысяч плошек. Сады тоже были иллюминированы; я никогда не видел такого великолепия!». Столь же роскошные и расточительные иллюминации были в Бахчисарае и других городах.

Оставим в стороне вопрос о пущенных на воздух миллионах казенных рублей. Уясним главное: Потемкин действительно декорировал города и селения, но никогда не скрывал, что это декорации. Сохранились десятки описаний путешествия по Новороссии и Тавриде. Ни в одном из этих описаний, сделанных по горячим следам событий, нет ни намека на «потемкинские деревни», хотя о декорировании упоминается неоднократно. Вот характерный пример из записок графа Сегюра: «Города, деревни, усадьбы, а иногда простые хижины так были изукрашены цветами, расписанными декорациями и триумфальными воротами, что вид их обманывал взор, и они представлялись какими-то дивными городами, волшебно созданными замками, великолепными садами».

Потемкинские сооружения вовсе не имели целью пустить пыль в глаза или обмануть императрицу видом ложного благоденствия. Художественные декорации были неотъемлемым элементом усадебной культуры того времени. Таким способом Потёмкин стремился оживить пустынные пространства южнорусских степей, сделать их вид приятным для взора государыни, и одновременно разворачивал перед ней грандиозный макет будущей Новороссии.

Все знали, что отвоеванная у Турции Новороссия — это пустынная степь, без городов, дорог, почти без оседлого населения. Целью Потемкина было продемонстрировать, что вместе с русской властью в этот обширный край пришла европейская цивилизация.
«Признаюсь, что я был поражен всем, что видел, — писал граф де Людольф, — мне казалось, что я вижу волшебную палочку феи, которая всюду создает дворцы и города. Палочка князя Потемкина могущественна, но она ложится тяжелым гнетом на Россию... Вы без сомнения думаете, друг мой, что Херсон пустыня, что мы живем под землей; разуверьтесь. Я составил себе об этом городе такое плохое понятие, особенно при мысли, что еще восемь лет тому назад здесь не было никакого жилья, что я был крайне поражен всем, что видел... Князь Потемкин... бросил на учреждение здесь города семь миллионов рублей». И далее следуют похвалы «кремлю», домам, планировке улиц, «саду императрицы» («в нем 80 тысяч всевозможных плодовых деревьев, которые процветают», построенному для императрицы дворцу, верфи и т. д.

Символом цивилизаторских усилий стала закладка Екатеринослава. Это произошло на другой день по приезде императора Иосифа II. Не все в этой церемонии удалось Потемкину так, как он задумал. В частности, не успела прибыть из Берлина гигантская статуя Екатерины. Но грандиозность планов Потемкина и без того поражала воображение. После того как в походной церкви (т. е. шатре, раскинутом на берегу Днепра) отслужили молебен, два монарха заложили первый камень в основу екатеринославского собора.
Согласно проекту, он должен был походить на собор Св. Петра в Риме. Существуют достоверные рассказы, что Потемкин приказал архитектору превзойти эту главную святыню католического мира, «пустить на аршинчик длиннее, чем собор в Риме». Увы, грандиозная постройка так и не осуществилась: возвели только фундамент, обошедшийся в семьдесят тысяч рублей; впоследствии, когда Екатеринослав из проекта превратился в реальный город, церковь все же была достроена, но такая скромная, что фундамент стал ее оградой.

Но в данном случае интереснее не реальность, а идея и планы Потемкина, которые были грандиозны до фантастичности. Екатеринослав предполагали сделать столицей Новороссии. Все было предусмотрено — не забыта даже музыкальная академия, которой предназначалось заведовать знаменитому Сарти. Если и позволительно говорить о «потемкинских деревнях», то к ним относился один Екатеринослав — город-мираж на днепровском берегу.

Екатеринослав призван был стать соперником Петербурга. Это вполне русская традиция; чтобы ее понять, приведем несколько исторических справок.
Еще со времен древней Руси идея преемства и государственного развития символизировалась «обновлением» столиц и патрональных храмов. Андрей Боголюбский противопоставил Киеву — Владимир с его Золотыми воротами и новыми храмами. Иван Грозный противопоставляет Москве Вологду с Успенским собором (называемый также Софийским) по образцу московского, который в свою очередь через владимирский Успенский собор преемственно связан с киевской Софией.
При Петре I роль Вологды играет Петербург. Он, по словам Феофана Прокоповича, олицетворяет новую, «златую» Россию, которая рассматривается как противовес и противоположность Московской Руси, России «древяной».

Апофеозом «путешествия в Тавриду» стало посещение царицей и ее свитой Севастополя. На парадном обеде в Инкерманском дворце, из окон которого открывался великолепный вид на севастопольский рейд. По знаку, данному Потемкиным, занавеси были отдернуты и стоявший на рейде черноморский флот салютовал Екатерине и ее гостям. Очевидец вспоминал: «Император был поражен, увидев... прекрасные боевые суда, созданные как бы по волшебству... Это было великолепно... Первой нашей мыслию было аплодировать». На прогулке граф Сегюр говорил «графу Фалькенштейну»: «Мне... кажется... что это страница из “Тысячи и одной ночи”, что меня зовут Джаффаром и что прогуливаюсь с калифом Гаруном-аль-Рашидом, по обыкновению его переодетым».

Как видим, декорации Потемкина выполнили свою задачу. И совсем скоро Турции пришлось убедиться, что миф о «потемкинских деревнях» — это действительно миф.

Использованы материалы :
А.М. Панченко. «Потемкинские деревни» как культурный миф // Русская литература XVIII - начала XIX в. в общественно-культурном контексте. Л., 1983. С. 93-104. (XVIII век. Сб. 14).
________________________________________ _______________________
Вышла моя книга

Которые якобы были выстроены по указанию князя Потёмкина вдоль маршрута Екатерины II во время её поездки в 1787 году в северное Причерноморье - Украину и Крым, которые были отвоёваны у Османской империи (см. Путешествие Екатерины II в Крым).

В недавно глухой местности императрица увидела множество строений, войска, процветающее население. Предстал её взору и Черноморский флот в Севастополе . Эти достижения удивили не только государыню, но и представителей иностранных дворов, которые путешествовали вместе с ней, а также присоединившегося к ним инкогнито австрийского императора Иосифа II .

В настоящее время авторство легенды приписывается саксонскому дипломату Георгу Гельбигу. Как считается, впервые легенда была опубликована анонимно, впоследствии - в книге-памфлете Г. А. Гельбига «Потёмкин Таврический» (русский перевод - «Пансалвин - князь тьмы»). В эта книга была издана на русском, вызвав возмущение ещё живых родственников Потёмкина . На самом деле рассказы о бутафорских деревнях, написанных на щитах, и поселянах, приведенных к «месту жительства» за много верст, встречаются в европейских сочинениях о России и Екатерине II задолго до издания указанного труда. Французский путешественник Форсия де Пилес, побывавший в России в 1791-1792 гг. и опубликовавший материалы спустя четыре года, кратко касаясь путешествия императрицы в Крым, в частности, писал, что, как любого государя, её часто обманывали, и в этом путешествии она всему радовалась и восхищалась, не зная, что «дороги были починены тогда только, когда сделалось известно об её отъезде; что оные многочисленные деревни, предмет её восхищений, были созданы для проезду её и разрушены в тот же день, и несчастные крестьяне, пришедшие за тридцать и сорок лье, чтоб стать по сторонам пути и жить в оных домах в продолжение нескольких дней, были отосланы восвояси. То было изобретение гения Потемкина, который сумел таковою хитростью нового рода убедить свою монархиню, что страна, почитаемая пустынею, процветает».

Файл:Григорий Потемкин показывает Екатерине II мнимые поселения.jpg

Григорий Потемкин показывает Екатерине II мнимые поселения

Спустя несколько лет вышло также французское произведение авторства Ж. Ш. Тибо (Лаво)"Тайные истории любви Екатерины II и её любовников". Это сборник фантастических историй о интимной жизни императрицы, и всерьез его воспринимать не стоит. Но в главе о путешествии в Крым автор сообщает опять о декоративных поселениях, написанных на холсте, мешках с песком, изображавших полные зерна амбары, и несчастных крестьянах, пригнанных на большое расстояние, чтоб изображать населенные деревни.

Предание о «потемкинских деревнях» могло [ ] появиться благодаря использованию щитов, изображавших вымышленные сооружения, что вообще характерно для того времени (можно вспомнить украшения Царскосельской дороги на пути следования Генриха Прусского в 1770, изображавшие горы с извержением вулкана и архитектурные сооружения), удаленности маршрута от столичных городов, когда у зрелищ не было большого количества образованных зрителей, и большому количеству недоброжелателей Потемкина.

Потемкинская деревня — фальшь, очковтирательство, обман, показной блеск с целью скрыть недостатки
Происхождением фразеологизм обязан историческому факту путешествия русской императрицы Екатерины Второй в в 1787 году, во время которого главный организатор поездки и одновременно Екатеринославский, Таврический и Харьковский Генерал-Губернатор граф Г. А. Потемкин якобы представил Екатерине несуществующие достижения в освоении края как то: бутафорские селения, склады хлеба, где в мешках вместо муки был песок, тучные стада, ради чего одно и то же стадо, перегонялось по ночам с места на место, крепость в Херсоне, развалившаяся после первой грозы и т. п. Было ли так на самом деле, историки спорят до сих пор.

Одни утверждают, что рассказы о недобросовестности Потемкина («Потемкинских деревнях») — злопыхательства его многочисленных врагов и завистников как в окружении Екатерины, так и в среде европейских дипломатов, сопровождавших императрицу в поездке. Другие приводят свидетельства участников поездки — австрийского императора Иосифа Второго, участвовавшего в путешествии инкогнито под именем граф Фалькенштейна, французского дипломата Сегюра.

Правда, скорее всего, как обычно, по середине. Потемкину, конечно, хотелось представить себя и всё сделанное им в Новороссии самым лучшим образом. В этом нет ничего зазорного. Европейцы, для которых успехи России на юге были мало приятны, чтобы успехи эти нивелировать, могли кое-что приврать или приукрасить. Екатерина тоже не просто так пригласила с собой в поездку иностранцев. Надеялась показать им и своё могущество, и возросшую мощь возглавляемой ею державы. То есть, театр, устроенный Потемкиным, предназначался вовсе не ей, а её гостям, она же, как женщина умная, всё прекрасно видела, знала и, вполне возможно, была с Потемкиным в сговоре.

Так ли, иначе, но путешественников в что русских, что европейских «Потемкинскими деревнями» провести не удалось. Секретарь саксонского посольства при дворе Екатерины II Георг-Адольф Вильгельм фон Гельбиг, живший в Петербурге с 1787 по 1795 годы, но в поездке не участвовавший, собрал ходившие о ней в столице слухи и сплетни и в 1809 в Гамбурге тиснул книгу, содержащую 110 биографий известных русских людей, в том числе и графа Потемкина. В России книга сразу же получила известность, благодаря литературным журналам, перепечатывавшим из неё отрывки, но полностью, хотя и со множеством купюр по цензурным соображениям, появилась в России в 1887 году под заглавием «Русские избранники и случайные люди». Только в 1900 году в Германии была издана по-русски полностью. Гельбик и считается опосредствованным автором фразеологизма «Потемкинская деревня», но имя настоящего автора история не сохранила.



Похожие публикации