Праздник «Михаил Архангел славу тебе поём. Наши Архангелы: Кто яко Бог – Михаил, Сила Божия – Гавриил, Помощь Божия – Рафаил, Свет Божий – Уриил, Молитва к Богу – Салафиил, Слава Божия – Иегудиил, Благословение Божие – Варахиил — святой-модест.рф

Беседовал Тофилий Дымный

Легенды о роли личности Петра I в экономическом развитии Архангельска, как правило, не имеют ничего общего с реальностью

Вместо того чтобы изучать историю, её у нас нередко насилуют в угоду и стереотипам. Как и в советские годы, российским школьникам дают мифологизированные оценки роли исторических личностей.

В прошлом номере газеты мы опубликовали материал «Петровский или Ломоносовский?» (№ 6 (15) от 12 апреля этого года). Звонков в редакцию было, что называется, хоть отбавляй. Горожане высказывали разные мнения, порой противоположные и категоричные. Но все хотели узнать правду об отношении Петра Первого к Архангельску, и сегодня на вопросы «ЗПГ» отвечает известный северный краевед, публицист, член президиума Архангельского регионального Всероссийского общества охраны памятников истории и Иван Мосеев .

– Сейчас все официальные российские историки утверждают, что Архангельск не является родиной отечественного флота, потому что Пётр I создавал первый флот не в Архангельске, а в Воронеже. Так ли это?

– Сегодня миф о том, что именно Пётр построил первые российские судоверфи и корабли, доведён до абсурда. Архангельска, как признанной родины отечественного морского флота, в истории России больше нет! Родиной флота вся Россия считает и Переславль-Залесский. Обыватель слепо верит официальным историческим мифам и не задумывается о том, что в Архангельске задолго до того, как Пётр построил первые суда в Воронеже, уже были и судоверфи и, разумеется, огромный по тем временам флот промысловых и торговых поморских судов. Пётр не смог бы создать свой флот без Архангельска и поморов. Из сухопутных помещичьих крестьян центральной и южной России нельзя было набрать опытных и судостроителей. Поэтому, не имея морского опыта поморов, Пётр I ещё долгие годы плавал бы в своих потешных прудах.

Верфь Архангельска в годы Петра I

– Но ведь роль царя в истории нашего края переоценить трудно. Или и тут нас ввели в заблуждение?

– Многие архангелогородцы, попавшие под влияние мифологии о Петре I, уверены, что именно с него начался бурный расцвет Архангельска. Но это глубочайшее заблуждение . Знают ли архангелогородцы, что даже Соломбальская государственная судоверфь была заложена вовсе не Петром I, а в 1581 году? А в 1602 году на этой верфи строил морские корабли царь Борис Годунов. Так что судоверфь в Соломбале работала задолго до приезда Петра в Архангельск . Пётр просто использовал уже готовый поморский ресурс и при этом погубил множество людей. Последствия его реформ особенно тяжело отразились на Архангельске.


Строительство кораблей в Архангельске. Начало XVIII в.

– Какие указы Петра особенно сильно ударили по Архангельску?

– Согласно указам Петра I в 1719 и 1724 гг. свободное поморское черносошное крестьянство было лишено своих свобод, дарованных ещё Иваном Грозным, и переведено в разряд государственных крестьян. Своими указами Пётр запретил поморам строить традиционные морские промысловые суда и потребовал строить корабли на манер иностранных. Многие из этих европейских судов не были приспособлены для плаваний в наших северных морях. Это тоже подорвало морские промыслы. Кроме того, далеко не каждому было по карману строить европейские гукеры и шхуны.

– А что в таком случае стало с поморскими промыслами?

– Пётр передал их своим прибыльщикам и монопольным компаниям. Это означало, что коренным поморам запрещалось ловить рыбу и бить морского зверя, из-за чего в неурожайные годы в Поморье царил голод. В середине XVIII века крестьяне Ковской волости писали:

«По неимению у нас семужьих промыслов... платить подушных денег не в состоянии, и по крайности пришли к отчаянию и претерпеваем великий голод, употребляем себе в пищу... гнилое дерево и белый мох» .

– Всем известно, что в Поморье никогда не было . Как же Пётр относился к этому факту?

– Пётр не церемонился с людьми, его мало интересовало, что поморы – это не крепостные крестьяне. Если ему требовались рабы, он просто превращал в них своих подданных. В 1712 Пётр I забрал для службы на флоте 500 поморов, в 1713 – 550, в 1715 – 2000. Причём брал самых лучших, молодых работников, обрекая их семьи на голодное существование, разорение и нищету. Тысячи семей лишились тогда своих кормильцев. В именном указе архангельскому губернатору от 9 октября 1714 года Пётр I пишет:

«В Сумском остроге, на Мезени и в других местах, где есть лучшие работники, которые ходят на море за рыбным и звериным промыслом на кочах, набрать 500 матросов, и чтоб оные были не стары, не увечны, а именно, чтобы были летами не старше 30 лет» .

Жестокость и презрение к подданным, глумление над традиционной культурой коренного были неотъемлемой чертой Пётра I.

– Правда ли, что Пётр I вообще не считал за людей оленеводов-ненцев и обращался с ними буквально как с животными?

– Вот, что собственноручно писал «просвещённый самодержец» архангелогородскому вице-губернатору П.Е. Лодыженскому 11 января 1717 года:

«Господин вице-губернатор. По получении сего указу сыщите двух человек самоядов (т.е. ненцев) молодых ребят, которые б были дурняя рожием и смешняе, летами от 15 до 18, в их платье и уборах, как они ходят по своему обыкновению, которых надобно послать в подарок грандуке флоренскому. И как их сыщите, то немедленно отдайте их тому, кто вам сие наше письмо объявит. Пётр» .

То, что ненцы не животные, а люди, Петра I нисколько не волновало. Но это не может не волновать современных жителей Архангельска. Ведь чествование в Архангельске Петра I оскорбительно и для поморов, и для жителей Ненецкого автономного округа, с которым Архангельск налаживает отношения.

– Почему образ Петра всё же популярен в Архангельске?

Фильм «Пётр и Пётр» это лишь несколько ответов на сотни вопросов о реальных делах того, кого сегодня называют Петром «Великим». Это попытка постановки самых нужных вопросов и поиска на них правдивых ответов, а не той глупости и явной лжи, что дают наши историки и политики. В основу фильма положены материалы академика Н.В. Левашова, Е.Т. Байды и некоторых других авторов...

Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Архангелы открывают пророчества, познание и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания Святого Евангелия и открывают таинства благочестивой веры. Из Священного Писания известны имена Архангелов. У каждого из них особое служение. Архангелы: Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил.

Архангел Михаил.

Архангел Михаил (кто как Бог) вождь небесного воинства.

Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого. На этой прориси под ногами у Архангела Михаила поверженный диавол.


Дан. 10, 13; 12, 1.
Иуд. ст. 9.
Откр. 12, 7-8.

"Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне". (Дан. 10;13)

О, великий Архистратиже Божий Архангеле Михаиле победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов моих видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит мя Господь от всех скорбей и от всякия болезни, от смертныя язвы и напрасныя (внезапной) смерти.

Святый Архангеле Божий Михаиле! Отжени от мене молниеносным мечем твоим духа лукавого, унылаго, искушающего мя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Когда восстал сатана против Бога, говоря "выше звезд Божиих вознесу престол мой…, буду подобен Всевышнему" (Ис. 14;13-14), тогда же противостал ему Архангел Божий Михаил, отвечая: "Кто подобен Богу? Никто как Бог!". И разделился тогда весь Ангельский мир.

"И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник." (Апок.12;7-10).

С тех пор Бог благословил сего ревностного Архангела на участие в духовных бранях в качестве Архистратига сил безплотных и назвал его Михаилом, что в переводе означает – Кто яко Бог. Кто равен Богу.

В книге "Руководство к написанию икон святых угодников" говорится о том, что святой Архангел Михаил "изображается попирающим (топчащим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в знаменование победы Креста над диаволом". (Академик В.Д.Фартусов, Москва, Синод.Тип., 1910, стр.226).

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: "Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, - низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад ее.

… Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением" (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6).

Память святого Архангела Михаила по церковному календарю совершается 8 ноября (ст.ст.) и 6 сентября (ст.ст.).

Святый Архистратиже Михаиле, поможе мне победити врагов, видимых и невидимых, и супостатов воюющих на душу и тело мое. И моли Бога о мне грешном. Аминь.

Архангел Гавриил.

Архангел Гавриил (с еврейского - муж Божий). Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете - о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан - от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Упоминается в канонических книгах:
Дан. 8, 16 и 9, 21;
Лк. 1, 9 и 26.

"Послан был Архангел Гавриил от Бога". (Лк. 1;26)

О, великий Архангеле Божий Гаврииле! Ты благовестил еси Пречистой Деве Марии зачатие Сына Божия. Возвести и мне грешному страшный день моей смерти, и умоли Господа Бога за грешную мою душу, да простит Господь грехи мои, и не удержат мя диаволи на мытарствах за грехи мои.

Святый Архангеле Божий Гаврииле, радость неизреченную с Небес Пречистой Деве Марии принесший! Исполни радостию и веселием сердце мое, гордостию преогорченное, и сохрани мя от всех бед и тяжкой болезни, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Когда святой пророк Даниил удостоился от Бога пророческого видения о будущей судьбе мира, и недоумевал, что означает оно, то услышал голос Божий: "Гавриил! Объясни ему это видение!" (Дан. 8;16). В другой раз, как говорит пророк: "Гавриил.., бысто прилетев, коснулся меня… и вразумлял меня… и сказал: "Даниил! Теперь я изшел, чтобы научить тебя разумению." (Дан. 9; 21-22).

И Действительно, святой вестник таин Божиих все объяснил пророку Даниилу и, просветив его, дал разумение семидесяти седмин, по истечении которых должен был родиться Спаситель мира.

Позднее святой Архангел Гавриил послан был Богом возвестить Захарию рождение Иоанна Предтечи, а Пресвятой Деве Марии предсказать рождение от Нее Спасителя (Лк. 1;5-38). "Сей же Архангел, по мнению богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестного успения. Посему Церковь именует его служителем чудесе", - пишет Святитель Иннокентий, Архиепископ Херсонский (Цит.соч., стр.7).

Святой Архангел Гавриил, как поясняется в "Руководстве к написанию икон", "изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало". (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.

Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия.

Святый Архангеле Гаврииле, благовести мне радость, и спасение души моей. И моли Бога о мне грешном. Аминь.

Архангел Уриил.

Архангел Уриил (огонь Божий).


3 Ездр. 4, 1; 5, 20.

"Повелел мне Архангел Уриил". (3 Езд. 5;20).

О, великий Архангеле Божий Урииле! Ты еси сияние огня Божественного и просветитель помраченных грехами, просвети мой ум, сердце мое и волю мою силою Святого Духа, и настави мя на путь покаяния, и умоли Господа Бога, да избавит мя Господь от ада преисподняго и от всех врагов видимых и невидимых.

Святый Архангеле Божий Урииле, светом Божественным озаряемый и преизобильно исполненный огня и пламенной горячей любви! Брось искру огня сего пламенного в мое сердце холодное, у душу мою темную светом твоим озари, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Имя этого Архангела Божия известно благодаря третьей книге Ездры, последней книге Ветхого Завета.

Святой Архангел Уриил был послан Богом к благочестивому и ученому священнику Ездре, жившему в V веке до Рождества Христова, чтобы дать ему ответ о признаках и времени кончины этого мира.

"Об этих знамениях мне дозволено сказать тебе, и если снова помолишься и поплачешь, как теперь, и попостуешься семь дней, то услышишь еще больше того". (3 Езд. 5;13) – Говорил Ездре святой посланник Божий Уриил. Так, после каждой ночной беседы Архангел напоминал священнику: "молись ко Всевышнему непрестанно, и Я приду и буду говорить с тобою". (3 Езд. 9;25).

И говорил Господь Ездре через Своего Небесного посланника: "чем больше будешь испытывать, тем больше будешь удивляться, потому что быстро спешит век сей к своему исходу и не может вместить того, что обещано праведным в будущие времена, потому что век сей исполнен неправдою и немощами." (3 Езд. 4;25).

Согласно Преданию Православной Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием Огня Божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий.

По иконописному канону Православной Церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий "изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой – огненный пламень". (Фартусов, стр. 226).

"Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел Огня Божественного, он воспламеняет серда любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные," – Поясняет владыка Иннокентий, Архимандрит Херсонский. (Цит.соч., стр.10).

Святый Архангеле Урииле, просвети мой ум потемневший, и оскверненный моими страстями. И моли Бога о мне грешном.

Архангел Рафаил.

Архангел Рафаил (помощь Божия).

Упоминается в неканонической книге:
Тов. 3, 16; 12, 12-15.

"Послан был Рафаил исцелить". (Тов. 3;16)

О великий Архангеле Божий Рафаиле, приемый дар от Бога целити недуги! Исцели неисцельныя язвы моего сердца и многия болезни моего тела.

Святый Архангеле Божий Рафаиле! Ты еси путеводитель, врач и целитель, руководствуй мя ко спасению, и исцели все болезни мои душевныя и телесныя, и проведи мя к Престолу Божию, и умоли Его благоутробие за грешную душу мою, да простит мя Господь и сохранит от всех врагов моих и от злых человек, отные и до века. Аминь.

В Библии имеется прекрасное жизнеописание одного благочестивого семейства. Это – книга Товии, отличающаяся особой назидательностью. Здесь мы видим невидимое служение нам ангелов Божиих.

Товит, отец Товии, да невеста Товии были тяжело больны. И Господь послал святого Архангела Рафаила для исцеления. Когда же прозревший чудесным образом Товит хотел в благодарность отдать незнакомцу половину своего имения, Рафаил сказал им: "ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою… Я Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго… Благословляйте Бога вовек. Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек." (Тов. 12;14-18).

"Весьма поучительны слова, сказанные сим Архангелом при разлучении с семейством Товита. "Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех… твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою". (Тов. 12; 8-9; 13). Посему, кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим". – Наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский (Цит.соч., стр.9).

Рафаиил по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие.

В "Руководстве к написанию икон" вкратце поясняется, что: "Святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой – стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран". (Фартусов, стр.226).

Святый Архангеле Рафаиле, исцели мои недуги, и страсти душевные, и телесные. И моли Бога о мне грешном. Аминь.

Архангел Селафиил.

Архангел Салафиил (молитва к Богу).

Упоминается в неканонической книге:
3 Ездр. 5, 16.

"Ангел Божий с неба воззвал". (Быт. 21;17).

О великий Архангеле Божий Салафииле, дающий молитву молящемуся! Научи меня молится молитвою пламенной, смиренной, сокрушенной, сердечной, сосредоточенной и умиленной.

Святый Архангеле Божий Салафииле! Ты молишь Бога за людей верующих, умоли Его благоутробие за мя, грешнаго, да избавит мя Господь от всех бед и скорбей, и от болезней, и от напрасныя смерти, и от муки вечныя, да сподобит мя Господь Царствия Небесного со всеми Святыми, во веки веков. Аминь.

Святой Архангел Салафиил, имя которого в переводе с арамейского языка означает Ангел Молитвы, Молитва к Богу, или Молитвенник Божий, по верованию Православной Церкви, явился Агари в пустыне, когда Авраам отправил ее с сыном в Египет, на родину. "Она пошла, и заблудилась в пустыне… не стало воды… и она оставила отрока под одним кустом и пошла… Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она… подняла вопль и плакала, и услышал Бог голос отрока… и Ангел Божий с неба воззвал к Агари, и сказал ей: что с тобою Агарь? Не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку… И Бог открыл глаза ей, и она увидела колодезь с водою живою, и пошла, и наполнила мех водою и напоила отрока". (Быт. 21;14-19).

"И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, - пишет Херсонский владыка Иннокентий, - чтобы они чистым дыханием уст своих согревами наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил". (Цит.соч.,стр.11-12).

В книге "Руковотство к писанию икон" говорится: "Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся". (Фарусов, стр. 226-227).

Святый Архангеле Салафииле, возбуди меня в дни и ночи, на славословие Божественное. И моли Бога о мне грешном. Аминь.

Архангел Иегудиил.

Архангел Иегудиил (хвала Божия).

"Ангелам своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих". (Пс. 90;11).

О, великий Архангеле Божий Иегудииле, ревностный защитниче славы Божией! Ты возбуждаеши прославлять Святую Троицу, пробуди и мя ленивого славити Отца и Сына и Святаго Духа, и умоли Господа Вседержителя, да созидждет во мне сердце чисто, и дух прав обновит во утробе моей, и духом Владычным утвердит мя поклонятися Богу духом и истиною.

Святый Архангеле Божий Иегудииле, присный споспешниче и заступниче всех подвизающихся на пути Христовом! Возбуди мя от тяжкого сна греховной лености, и подвигом добрым подвизатися вразуми и укрепи мя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Согласно священному преданию Православной Церкви, Бог послал Архангела Иегудиила предшествовать народу, исповедающему единого истинного Бога, при покорении земли языческих народов.

Моисей после сорокодневного поста и молитв взошел на гору Синай, где Бог дал ему Закон, который вся ветхозаветная Церковь должна была соблюдать. И передал Моисей народу Божию слова, сказанные Господом: "Вот, Я посылаю перед тобой Ангела Моего хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое я приготовил тебе; блюди себя перед лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем." (Исх. 23; 20-21).

Тогда Бог и открыл людям, что не только каждый человек, но даже народ, нуждается в постоянной помощи Ангелов Божиих на пути к тому месту, которое "приготовил Бог любящим Его." (1 Кор. 2; 9).

Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия, ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, "имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние".

Как поясняется в "Руководстве к писанию икон", Архангел Божий Иегудиил "изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам." (Фартусов, стр. 227).

"Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией, - пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий. – Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию." (Цит. соч., стр. 13).

Святый Архангеле Иегудииле, утверди меня на всякое дело и труд. И моли Бога о мне грешном. Аминь.

Архангел Варахиил.

Архангел Варахиил (благословение Божие).

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

"Ангел мой с вами, и он защитник душ ваших". (Иер. 6).

О великий Архангеле Божий Варахииле, предстоящий Престолу Божию и от Престола приносящий благословение в дом рабов Божиих! Испроси у Господа Бога милосердие и благословение, да благословит Господь от Сиона и от горы святыя Своея, и умножит изобилие плодов земных, и подаст нам здравие и спасение, на врагов победу и одоление, и сохранит нас на многая лета.

Святый Архангеле Варахииле, благословение от Господа нам приносящий! Благослови мя положить начало благое исправлению нерадивого жития моего, да угожду во всем Господу Спасителю моему, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Варахиил – Благословение Божие.

В книге "Руководство к писанию икон" говорится о нем следующее: "Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном." (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через Своего Архангела Варахиила посылает Свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям.

"Поелику благословения Божии различны, - пишет Святитель Иннокентий Херсонский, - то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие". (Цит. соч., стр. 14).

Святый Архангеле Варахииле, исходатайствуй мне милость у Господа. И моли Бога о мне грешном. Аминь.

Архангел Иеремиил.

Архангел Иеремиил (высота Божия).

Упоминается в неканонической книге:
3 Ездр. 4, 36.

“На это отвечал мне Иеремиил Архангел” (3 Езд. 4;36)

“В III книге Ездры (4;36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия)”, - пишет архимандрит Никифор в “Библейской энциклопедии ” (М., 1891, стр. 63). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Храм Архистратига Божия Михаила в с. Архангельское отметил престольный праздник

21 ноября Святая Церковь отмечает большой праздник – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Этот праздник – главный в честь святых ангелов, сотворенных Богом прежде человека и призванных славить Святую Троицу, сообщать людям Божью волю и быть помощниками Бога. В народе праздник именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми.

Архангельская земля в этот день принимала многочисленных гостей – на престольный праздник Михайло-Архангельского храма и приуроченный к нему духовный фестиваль «Михаилу Архангелу славу поем» приехали верующие из Кудымкара, Обвинска, Юсьвы, Доега, Калинино и других населенных пунктов.

Начался праздничный день с Божественной литургии, которую в храме-имениннике совершил его новый настоятель священник Александр Томилин. К престольному празднику церковь была украшена живыми цветами, яркий свет от множества свечей создавал торжественную атмосферу. Храм едва вместил всех желающих принять участие в соборной молитве: более половины прихожан приступили к таинствам покаяния и Святого Причащения.

По окончании литургии был совершен крестный ход с молебным пением вокруг храма, а также пропето многолетие священноначалию. Поздравляя прихожан и гостей храма с праздником Собора Архистратига Михаила, отец Александр поблагодарил всех за участие в совместной молитве, поздравил каждого с днем Ангела и рассказал историю возникновения праздника. Он отметил, что у каждого из нас есть возможность призывать в своих молитвах Ангельские силы, которые ближе всех находятся к Богу и являются Его верными помощниками и служителями.

На этом торжество не закончилось. После небольшой трапезы в Архангельском Доме культуры состоялся фестиваль, в котором приняли участие не только местные творческие коллективы, но и гости из Обвинска, Юсьвы, Доега. Фестиваль был открыт молитвой «Царю Небесный» и завершен пением «Достойно есть». Здесь прозвучали как духовные песнопения, так и патриотические песни о России, о любви к матери, к русской природе, о Великой Отечественной войне. Воспитанники воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Юсьвы проникновенно пропели тропарь Святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных.

Теплыми аплодисментами были встречены ученики Доегской основной школы, задушевно исполнившие песню «У моей России». Не оставили зрителей равнодушными ансамбль «Карповчанка» Архангельского Дома культуры с песней «Конь», преподаватели музыкальной школы с. Юсьва с песней «Эх, дороги». Много номеров было подготовлено гостями из Обвинска – с поэтической программой выступили ученики воскресной школы Обвинского Свято-Успенского женского монастыря под руководством монахини Антонии. Всем участникам фестиваля священник Александр Томилин вручил дипломы и благодарственные письма.

Кроме того, в рамках фестиваля была организована выставка декоративно-прикладного творчества, где были представлены рисунки, вышивки и другие творческие работы школьников Архангельской средней школы с изображением храма святого Архистратига Михаила.

Надеемся, что фестиваль на архангельской земле «Михаилу Архангелу славу поем» станет доброй традицией и будет собирать всё больше и больше участников.

Анна Томилина

This slideshow requires JavaScript.

На небе, братие, несмотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и каждого, нет, однако же, того равенства, которое некоторые, по крайнему неразумию, ищут на земле; и там одни начальствуют и предстоят, другие повинуются и последуют. Существенное и полное равенство находится только между тремя Лицами Пресвятой Троицы: Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым.

Хотя число Ангелов безмерно велико, «тмы тем» (Откр.5:11), по выражению Священного Писания; но Архангелов только семь. «Аз есмь... един от седми святых Ангелов, – так говорил Архангел Рафаил праведному Товиту, – иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго» (Тов.12:15). Отчего главных Ангелов только семь – не менее и не более?

Это – тайна творения, ведомая Господу и Творцу Ангелов. Мы с благоговением можем приметить только, что седмеричное число – число священное; ибо воззрим ли на Царство благодати? Обретаем семь даров Духа Святаго, семь Таинств. Посмотрим ли на царство природы? Находим семь лучей света, семь тонов звука, семь дней творения и пр.

Из числа этих семи верховных духов Святая Церковь первым признает Михаила. Кто как Бог (евр.) – означает имя его; кто как Бог – выражают собой и все дела его. Он первый восстал против Люцифера (сатаны), когда тот восстал против Вседержителя. Известно, чем кончилась эта первая ужасная война, – низвержением Денницы с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад ее. Поэтому и изображается всегда в воинственном виде, с копьем или мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному; а крест, которым оканчивается копье, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. Поэтому для тех, которые украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашней войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

Второе место в ряду Ангелов принадлежит Гавриилу: имя, означающее силу Божию. Архангел этот в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Так, имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, весть об этом зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти безсеменное зачатие Самого Сына Божия, – честь благовестил об этом достается снова Гавриилу. Этот же Архангел, по мнению Богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестнаго Успения. Поэтому Церковь именует его служителем чудес. Но, служа чудесам, он поэтому есть особенный служитель и тайн Божиих. Святая Церковь изображает его иногда с райской ветвью в руке, которая была принесена им Богоматери, а иногда в правой руке – с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой – с зерцалом из ясписа. Гавриил изображается с зерцалом, поскольку он есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображается со свечой в фонаре, поскольку судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их, а при исполнении постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом, всем, носящим имя Гавриила, прилична та вера Божия (Мк.2:25), для которой, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможного.

Рафаил, или помощь и исцеление Божие, есть имя третьего Архангела; имя, любезное всем страждущим. В Священном Писании есть целая книга, в которой описывается, как этой Архангел, в виде человека, сопутствовал праведному Товии, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу, Товиту, и потом вознесся от них на небо. Поэтому этот Архангел изображается с сосудом врачебным в левой руке, правой рукой он ведет Товию. Весьма поучительны слова, сказанные этим Архангелом при разлучении с семейством Товита: «Благо молитва с постом и милостынею и правдою... – вещал Рафаил, – милостыня бо от смерти избавляет и тая очищает всяк грех... не утаился ecu мене благотворяй, но с тобою бех» (Тов.12:8-9,13). Поэтому, кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостивым к бедствующим. Тем более добродетель милосердия и сердолюбия должна отличать носящих имя Рафаила: иначе у них не будет духовного союза с Архангелом.

Четвертого Архангела изображают с мечом, а в шуйце с пламенем, ниспускающимся долу, а имя его – Уриил, то есть свет или огонь Божий. Как Ангел света он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные. Итак, Уриил – ваш Архангел, люди, преданные наукам! Не забывайте, по его примеру, быть служителями не только света истины, но и огня Божественной любви. «Разум (убо) кичит, а любы созидает» (1Кор.8:1).

Пятый Архангел является верховным служителем молитвы и называется Селафиил. Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо Херувима для души, охраняя ее от всех враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот, Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных с их вождем Селафиилом, чтобы они чистым дохновением уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям, то знайте, что это Селафиил. А видя в таком положении самого Архангела молитвы, старайтесь сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся. Приличном, говорю, ибо у многих и нет этого. Смотря на то, как иные из нас молятся, подумаешь, что они не просят, а повелевают и угрожают Тому, у Кого просят. Это ли молитва?..

У шестого Архангела в деснице златой венец, а в шуйце бич из трех красных вервий. Это потому, что обязанность этого Архангела с ликом Ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградой благ вечных и защищать именем Святой Троицы и силой Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию; поэтому он и называется Иегудиил, или хвала Божия. Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией. Но на нашей грешной земле, среди нас, грешных людей, всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многие – с великим и тяжким трудом. Что нужды? Господь и Владыка наш не забудет никакого дела нашего и никакого «труда любве» (Евр.6:10) во имя Его. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не напрасно венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию.

Празднуя собор Архангелов и Ангелов, мы должны, братие, помышлять, что и нам надобно, непременно надобно быть или в соборе Ангелов, или среди скопища духов отверженных. Кто может решиться на последнее? Но, желая первого, надобно заблаговременно приготовлять себя к сожитию с Ангелами через стяжание мыслей и чувств Ангельских. Аминь.

Из сочинений Иннокентия, архиепископа Херсонского

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на сообщества в социальноых сетях:

Ниже приведена наиболее достоверная информация о посланниках Господа, в число которых входит:

  1. (имя которого означает «Господь – сила моя») – представляет собой вестника судеб божьих. На чудотворных образах его как правило изображают, держащим в руке зеркалом, как символ того что великомученик в полной мере передает суть того, что считается помыслами и деяниями Вседержителя.
  2. Михаил (означает подобный Господу) – собой он показывает все господние деяния. Его в основном изображают с мечом или же копьем в руках и в белом одеянии. Исходя из писания, именно этот Святой первым повстал против Люцифера, из-за чего его как раз-таки и изображают в столь воинственном образе. На некоторых чудотворных ликах он представлен убивающим чудовище или же змея, который является воплощением Люцифера. возноситься верующими для помощи и заступничества.
  3. В список Архангелов также входит Уриил, который способен озарять человеческие умы, то бишь способствовать осваиванию многих наук. На церковных образах изображается с огнем в одной руке, а с мечем в другой.
  4. Варахаил – передает Божественное благословение. Обычно представлен на иконах в розовых одеяниях.
  5. Иегудиил, имя которого в переводе звучит как Господня хвала, призван оберегать и поощрять тех верующих людей, кто действительно этого достоин.
  6. Рафаил, помогает нуждающимся и обладает даром исцеления. Согласно одному из приданий именно этот Святой вылечил невесту великомученика Товии.
  7. Селафиил является верховным служителем молитвенного обращения.

Как просить помощь у Архангелов

Если православный верующий хочет попросить защиты и помощи у Благовестников, то ему следует произносить специальные молитвенные прошения, которые можно найти в святых книгах или же спросить у священнослужителя.

Вот одна из таких молитв, которые нужно произносить в утренние часы и на сон, грядущий:

«О святой Михаил Архангел, помилуй нас, грешных, нуждающихся в помощи твоей, сохрани нас, рабов Божьих от всех видимых и невидимых бед, избавь нас от ужаса смертного и от соблазна дьявольского и помоги нам без стыда предстать перед Богом нашим в час страшного и праведного Суда Его. Великий Михаил Архистратиг, не обделяй нас вниманием, рабов грешных, молящихся тебе и другим архангелам о помощи и заступлении твоем сейчас и в будущем. Помоги нам вместе с тобой прославлять Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Здесь упоминается только Михаил, поскольку согласно всех правил, именно с ним следует вступать в диалог перед лицом всех Святых, ибо он есть главный Господний помощник, который наблюдает за всем что происходит вокруг людей.

Господь всегда с Вами!



Похожие публикации