Праздник воздушной профессии – День бортпроводника гражданской авиации. Первым делом самолеты? Мифы о профессии бортпроводника

На сегодняшний день авиатранспорт занимает бесспорную лидирующую позицию среди всех видов транспорта дальнего следования. И в ближайшем будущем, судя по всему, авиасообщение будет пользоваться еще большей популярностью среди путешественников. Отсюда можно сделать вывод, что авиатранспортные компании будут постоянно нуждаться в новых сотрудниках, в том числе и в бортпроводниках.

На сегодняшний день авиатранспорт занимает бесспорную лидирующую позицию среди всех видов транспорта дальнего следования. И в ближайшем будущем, судя по всему, авиасообщение будет пользоваться еще большей популярностью среди путешественников. Отсюда можно сделать вывод, что авиатранспортные компании будут постоянно нуждаться в новых сотрудниках, в том числе и в бортпроводниках .

Сразу отметим, несмотря на то, что работа бортпроводника окутана ореолом романтики и невероятных приключений, это одна из тех профессий, где за "красивым фасадом" скрывается тяжелый труд, который по силам только сильным и волевым личностям. В чем, собственно, Вы сможете убедиться и сами после прочтения этой статьи.

Кто такой бортпроводник?


Бортпроводник (стюард, ) – рядовой член экипажа воздушного или водного судна, отвечающий за безопасность пассажиров, а также обеспечивающий им комфортные условия во время путешествия на борту судна.

Название профессии бортпроводника появилось относительно недавно. До 1998 года официальное название профессии стюард звучало как Flight Attendant (летный помощник). Однако в сентябре 1998 года было принято решение о том, что необходимо повысить статус стюардов, а потому старое название заменили на Cabin Crew (экипаж салона лайнера). Соответственно изменилось и общепринятое название этой профессии – сегодня вместо стюардов в полете нас сопровождают бортпроводники.

В состав экипажа самолета стюард впервые вошел в 1928 году. До этого обслуживанием пассажиров занимался второй пилот. В 1930 году с целью рекламы пассажирских перевозок, возникла идея набирать на работу по обслуживанию пассажиров молодых и привлекательных девушек, которых стали называть Sky Girls (небесные девушки). И первой стюардессой стала Эллен Черч, которая 15 мая 1930 года начала работать в компании United Airlines.

За более чем 85-ти летнюю историю развития этой профессии, изменились не только требования к бортпроводникам, но и их обязанности. Современный бортпроводник это не столько обслуживающий персонал, сколько друг и помощник каждого пассажира. В его обязанности входит: осмотр воздушного судна, встреча пассажиров и оказание помощи по их размещению, прием и размещение багажа, обеспечение безопасности пассажиров (в том числе, контроль за самочувствием/поведением каждого пассажира и оказание первой медицинской помощи в случае необходимости), организация питания, создание приятного и комфортного времяпрепровождения на борту лайнера, оформление полетной документации и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать бортпроводник?


Поскольку бортпроводники являются своего рода "лицом" авиакомпании, к ним выдвигаются особые требования в плане внешнего вида. Претендент должен иметь приятную внешность без видимых изъянов (пропорциональные черты лица, отсутствие родимых пятен и родинок, правильный прикус и т.д.), и обладать ростом в пределах 160-175 сантиметров (для девушек) и 170-190 сантиметров (для молодых людей). Кроме того, бортпроводник должен быть:

  • коммуникабельным;
  • опрятным;
  • стрессоустойчивым;
  • физически выносливым;
  • вежливым;
  • душевным;
  • начитанным;
  • толерантным;
  • дипломатичным.

Еще одним из основных требований, выдвигаемых к бортпроводникам, является знание основ психологии и культуры разных стран, превосходное владение, как минимум, родным языком (но чаще всего требуется знание не только родного, но и какого-либо иностранного языка), а также безупречное состояние здоровья.

Преимущества профессии бортпроводника

Не сложно догадаться, что главным преимуществом профессии бортпроводника было, есть и будет возможность много (и, что самое главное, бесплатно) путешествовать. Кроме того, опытные стюардессы среди преимуществ своей профессии называю:

  • шопинг за границей – возможность приобрести косметику и одежду за более чем доступную цену;
  • скидки на авиабилеты и отели – позволяют комфортно и дешево отдыхать во время отпуска;
  • широкий круг общения – во время полета можно не только найти хорошего и интересного собеседника, но и обрасти полезными связями;
  • высокие заработки – в среднем заработная платы начинающей стюардессы стартует от 30 тысяч рублей;
  • ранняя пенсия – бортпроводницы уходят на пенсию в 45 лет, а бортпроводники – в 50 лет.

Недостатки профессии бортпроводника

Казалось бы, о такой профессии можно только мечтать. Но почему же тогда во всех авиакомпаниях наблюдается такая большая текучесть кадров? Все дело в недостатках и издержках профессии бортпроводника, которых, кстати, немало. В частности, среди основных недостатков этой профессии можно выделить:

  • неблагоприятные для здоровья условия труда – профессиональной болезнью бортпроводников является варикозное расширение вен. Также стюарды постоянно подвергаются облучению, а у девушек повышается риск развития бесплодия;
  • ненормированный график работы – это и ночные перелеты, и работа в праздничные дни, и неожиданные вызовы на работу;
  • проблемы в личной жизни – специалисты подсчитали, что в среднем бортпроводник проводит дома порядка 7 дней в месяц (о какой уж тут личной жизни вообще можно говорить);
  • практически никаких перспектив для карьерного роста – максимум, на что могут рассчитывать бортпроводники, это повышение квалификации с третьего до первого класса.

Где можно получить профессию бортпроводника?


Официально для того чтобы стать бортпроводником высшего образования не требуется. Получить профессиональные навыки можно на специальных курсах бортпроводников, которые открыты на базе авиакомпаний и аэропортов. При этом пройти обучение можно как на бесплатной, так и на платной основе.

В первом случае, необходимо записаться на курсы той авиакомпании, в который Вы хотите работать. Правда здесь имеется один нюанс, после окончания обучения Вам придется, как минимум, три года отработать в этой авиакомпании. Если по какой-то причине Вы захотите прервать трудовые отношения раньше, то Вам предстоит возместить авиакомпании стоимость Вашего обучения.

Во втором случае, Вы можете самостоятельно оплатить свое обучение и поступить на любые курсы. Например, можно выбрать "Школу бортпроводника " при или курсы бортпроводников на базе кадрового агентства "Авиаперсонал".

Однако такие курсы Вам подойдут только в том случае, если Вы хотите работать на российских авиалиниях. В том случае, если Вы мечтаете о международных рейсах, без высшего образования все-таки не обойтись. В принципе подойдет любое высшее образование (но охотнее всего берут бортпроводников с медицинским, психологическим, или лингвистическим образованием). Если Вы планируете получить свое первое высшее образование, то можно выбрать приближенную к профессии бортпроводника профильную специальность "Сервис" или "Сервис транспортных средств". По этим направлениям обучают такие ВУЗы, как:

  • – факультет "Авиационная техника", специальность "Сервис транспортных средств";
  • – специальность "Сервис", специализация "Сервис на транспорте";
  • – направление "Сервис на транспорте";
  • - направление "Сервис на транспорте";
  • – Институт экономики и управления, направление подготовки "Сервис" или "Туризм".

12 июля бортпроводники гражданской авиации отмечают свой профессиональный праздник. «Летные» профессии – от стюардессы до пилота – традиционно считаются одними из самых романтичных, но при этом связаны с ежедневным риском, а также тяжелыми физическими и психологическими нагрузками. Специально ко Всемирному дню бортпроводника мы собрали распространенные мифы об этой профессии, которые опытные стюарды и стюардессы смело опровергают.

Миф №1. Быть стюардессой легко

Многие пассажиры ошибочно считают, что в работе бортпроводника нет ничего сложного. Разносишь еду, повторяешь заученную инструкцию, владеешь иностранным языком на уровне: «Вам курицу или рыбу?». Но на высоте 10 тысяч метров организм даже полностью здорового человека подвергается сильнейшему стрессу.

В среднем смены стюардов и стюардесс длятся по 15-20 часов в сутки, они работают без перестройки на разные часовые пояса и почти все время проводят на ногах. Варикоз, болезни суставов, перепады давления, хронические легочные заболевания, отиты и бессонница становятся обычными спутниками бортпроводников уже в первые месяцы работы. Именно поэтому отпуск членов экипажа составляет не менее 70 дней в году.

Кроме физических нагрузок, есть и нагрузки психологические. Не случайно будущие бортпроводники на ранних стадиях обучения проходят специальные тесты на проверку устойчивости нервной системы. Вот как описывает свою работу бортпроводник Майя в своем Instagram-блоге:

«Я знала сразу, что так будет. Что дисциплина не позволит ехать с работы с распущенными волосами. Что пассажиры смогут довести до слез. Что бригады могут быть не сахар. Что задержки рейсов будут морально выводить из себя. Что после 12-часового рейса ты поедешь не спать, а делать дела с чемоданом наперевес, так как другого времени просто не будет. Что к третьему году полетов я начну переспрашивать собеседника, потому что просто не смогу его услышать с первого раза».

Миф №2. Стюардесс отбирают по внешности

Это не правда. Будущие проводники действительно проходят несколько личных собеседований перед тем, как «выйти в небо» и получить разрешение на первый полет, но внешность тут играет далеко не главную роль. Важнее – теоретическая подготовка, практические умения, владение английским и соответствие медицинским требованиям.

По словам стюардессы авиакомпании Emirates Дарьи , в авиации существуют строгие каноны внешнего вида как для женщин, так и для мужчин, поэтому иногда пассажирам кажется, что все бортпроводники в самолете - «на одно лицо».

Обязательные элементы женского макияжа: тональная основа, тушь, подводка, тени, румяна, помада. Оттенки теней должны быть в коричневой или кремовой гамме, а вот помада – только красного или вишневого, никаких коричневатых, розоватых и оранжевых оттенков.

Кроме того, по правилам некоторых авиакомпаний, стюардессы обязательно должны носить часы на случай отказа электронной аппаратуры. Кольца или серьги – по желанию и только из золота, серебра или платины, цепочки, браслеты и броши строго запрещены, также как татуировки и пирсинг на видных местах.

Маникюр для сотрудниц авиакомпаний – обязательный элемент. В правилах каждой авиакомпании даже отдельно прописывается их допустимая длина и цвет: красный, бежевый или французский маникюр.

Девушкам разрешено носить короткие стрижки, в том числе карэ, при условии, что волосы не касаются воротничка, в остальных случаях обязательно делать прическу – пучок с поролоновой подкладкой (донатом) и сеточкой для волос. Цвет волос также обязательно должен быть натуральным: запрещены мелирование, темные корни и даже окрашивание в стиле омбре.

Миф №3. Бортпроводников кормят едой из бизнес-класса

«Бонусы» продуктами – негласная практика, которая существует на всех авиакомпаниях. Но взять с собой после смены проводники могут еду только из того класса, который они обслуживали на рейсах – шоколадки, чипсы и орешки из экономического и полноценные обеды из бизнес-класса.

При этом многие бортпроводники относятся к такому продуктовому бонусу скептически.

«Съесть раз в месяц блюдо из меню в самолете – это одно, а вот чуть ли не каждый день – это совсем другое. У всех авиакомпаний свои варианты меню, которые обновляются в лучшем случае раз в полгода-год, так что после пары месяцев полетов многие проводники начинают брать на борт свои контейнеры с привычной едой», – рассказывает стюард азиатской авиакомпании Игорь Анисимов.

Миф №4. Чтобы стать стюардом, не нужно много учиться

Конечно, стать бортпроводником можно гораздо быстрее, чем врачом, педагогом или юристом. Но все же за отведенные на учебу полгода будущие члены экипажа должны пройти и усвоить большой объем информации.

По словам стюардессы и блогера Алены Писаревой, сначала будущему проводнику нужно пройти собеседование в выбранной авиакомпании, затем врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК) и только потом начинается обучение длительностью от 2 до 3,5 месяцев. После курса и до выхода на первый рейс нужно налетать как минимум 35 стажерских часов.

Учат будущих членов экипажа следующим аспектам: аварийно-спасательно подготовке, водной аварийно-спасательной подготовке, английскому, сервису и медицинским аспектам. Последнее стюарды проходят настолько подробно, что по окончании курса сотрудники должны уметь самостоятельно принять роды на борту.

Кстати, здоровье будущего бортпроводника оценивают очень строго. Чтобы получить заветную печать «годен», стюардам приходится сдать множество анализов на генетические и инфекционные заболевания, пройти нарколога, психиатра, окулиста, специализированных врачей. После допуска проходить медкомиссию приходится каждые полгода.

Миф №5. Все стюардессы хотят выйти замуж за пилота

Единственный миф, который нам не удалось окончательно подтвердить или опровергнуть, касается романтической стороны профессии бортпроводника. По словам пилота Boeing 737-800 , пилоты и стюардессы нередко влюбляются друг в друга, потому что по несколько суток подряд работают бок о бок в сложных условиях.

«Две моих бывших жены были бортпроводницами, и мой случай не редкость. В среде пилотов известна забавная статистика, когда на одной из авиалиний за первый год полетов в Сочи в декрет ушли 18 стюардесс», – отметил пилот.

Девушки-стюардессы, наоборот, считают, что романтический образ «небесной феи» в XXI веке устарел. «Думаю, что это пережиток романтической эпохи 70-х, которую описывают в американском кино. В реальности же на крупнейших авиалиниях Европы, например в Lufthansa или British Airways, больше половины сотрудниц - замужние, женщины старше 45 лет, мамы с детьми, которые активно борются со стереотипами о «доступных» девушках-стюардессах», – отметила бортпроводник Валентина Катаева.

Как бы то ни было, но романтическая статистика по таким случаям внушительная. Например, именно на борту самолета российская стюардесса Ирина Маландина познакомилась с будущим мужем Романом Абрамовичем, стюардесса Грейс Хайтауэр закрутила роман с актером Робертом Де Ниро, а стюардесса из Голландии Аннита ван Лерсел стала девушкой премьер-министра Австралии Пола Китинга после одного из долгих рейсов.

Елене В. 37 лет (имя изменено по просьбе героини), 12 из них она работает стюардессой. Начинала с гражданской авиации, но спустя какое-то время перешла в бизнес-сегмент. Сейчас на борту частных самолетов Елена летает со звездами, бизнесменами и сильными мира сего. Она разливает им Chateau Petrus стоимостью 300 тыс. за бутылку, улыбается и сервирует стол по высшему разряду. О такой, на первый взгляд, непыльной работе мечтают многие молодые симпатичные девочки, ведь для них это своеобразный пропуск в высший свет. Но Елена уверяет, что в ее деле недостаточно миленького личика — вам скорее пригодятся стальные нервы и отменное здоровье.

В конце списка

Любое собеседование в нашей сфере — это целая эпопея. Прежде чем ты дойдешь до шефа, на которого в итоге будешь работать, тебе предстоит пройти всех его многочисленных замов. Именно они сначала утверждают твою кандидатуру.

Когда я пришла устраиваться на то место, где работаю последние шесть лет, моя будущая напарница была 16—й в длинном списке претенденток, а я вообще стояла в самом конце. Желающих было очень много. В общей сложности я прошла 5 уровней собеседования.

Честно говоря, я даже не думала, что меня возьмут, о собеседовании узнала случайно — позвонил мой бывший коллега и сказал, что ищут человека. Я в этот момент гуляла с собакой. Времени на сборы не было, через два часа отбор заканчивался. Единственное что я успела сделать — чуть подкрасила губы в машине. Несмотря на не самый презентабельный вид, меня все же взяли! А девочки, которые были при полном параде, остались за бортом.

Обслуживающий персонал

Сейчас в бизнес-авиацию идут очень молодые бортпроводницы. Конечно, они хотят найти... плечо с хорошим кошельком. Но на одних красивых глазах и груди третьего размера далеко не уедешь. В любой момент может полететь пассажир с женой, и вся эта красота пойдет пешком с самолета. Правда, девочек это не останавливает — многие из них считают себя настоящими звездами и продолжают верить, что их заметят и тут же возьмут замуж или хотя бы в любовницы. Об этом мечтает каждая третья. Никто не понимает, что люди такого уровня не допустят тебя слишком близко. Ты как была обслуживающим персоналом, так и будешь.

Когда я устраивалась на нынешнее место работы, искали замужнюю бортпроводницу с детьми. На мой взгляд, это правильно. Одинокие девушки часто приходят в эту профессию с неоднозначными целями.

Тандем

В нашем деле очень важно найти сменщицу, с которой вы будете работать в настоящем тандеме. Некоторые девочки обожают ябедничать на коллег, особенно это встречается среди молодежи. Мне в этом смысле повезло, поскольку в течение 6 лет я работаю с одним и тем же человеком. У нас совпадают не только взгляды на жизнь, но и множество мелочей — год рождения, рост, имя и т.д. Я в ней уверена и знаю, что она меня не предаст. Это дорогого стоит.

Высокая кухня

Некоторые думают, что люди с достатком выбирают себе исключительно молоденьких стюардесс с модельной внешностью. Это давно не так. На самом деле большинство ищет человека, который сможет работать в режиме многозадачности, с полной отдачей.

Мой график две недели через две, но даже когда я не на смене, у меня всегда есть масса дел. Именно бортпроводник заказывает на рейс все необходимое, начиная от бытовой химии для уборки и заканчивая дорогим алкоголем, ведет этот заказ и отслеживает его доставку. Мы взаимодействуем с личными сомелье, кейтеринговыми службами и флористами.

За годы работы я научилась по одному виду определять, была ли рыба заморожена, насколько она свежая. Обмануть меня в этом вопросе просто нереально. Я разбираюсь во всех кухнях, единственное, с чем мне еще не приходилось работать — кошерные продукты. Кроме того, я четыре раза проходила курсы сомелье, поскольку знания в этой отрасли необходимо постоянно обновлять. Также оканчивала медицинские курсы. По одним синим губам или покраснениям я могу понять что с пассажиром не так.

Естественно, вся еда приезжает к нам в ланч-боксах. Уже на борту я ее выкладываю, подогреваю, сервирую стол и кормлю людей. Это настоящая высокая кухня!

Я прихожу на борт самолета как минимум за три часа до вылета. После рейса мне требуется столько же времени на уборку. Для наведения порядка есть целый арсенал самых разных чистящих средств. И далеко не каждое из них подходит к тому или иному покрытию. Не дай бог вымыть вещь с золотым напылением чем-то не тем, ты можешь ее испортить.

Новенькие девочки считают, что их ждет безоблачная жизнь, перелеты с одного курорта на другой, на самом деле это тяжелая работа на ногах, которую нужно очень любить, иначе надолго вы здесь не задержитесь. Кроме того, в бизнес-авиации вы не сделаете себе никакой карьеры. Как только вылетаете свой ресурс, на ваше место тут же придут другие.

Варикоз, псориаз и прочие «радости»

Работать в этой профессии можно до тех пор, пока твой организм позволяет. Например, в немецкой Lufthansa есть бортпроводницы 40-50 лет. Это настоящие профессионалы, с такими точно не страшно летать.

Самые распространённые заболевания, которыми страдают бортпроводницы — забывчивость (нехватка кислорода дает о себе знать), бесплодие, онкозаболевания по-женски, псориаз и варикоз — у меня все ноги от колен и ниже просто синие, на них страшно смотреть.

Организм постоянно испытывает колоссальные перегрузки. Если в обычной авиации ты сидишь, пока самолет не выйдет в горизонтальное положение и командир не отключит специальный звуковой сигнал, то здесь иногда приходится вставать в момент, когда вы набираете высоту. А как иначе, если у тебя на борту 6 человек, а лететь всего 55 минут? Нужно все успеть, каждая секунда дорога.

Братки из 90-х

Безопасность в нашем деле — превыше всего. Недавно на одном из рейсов пассажир попросил налить ему вино, когда до взлета оставалось всего 4 минуты. Естественно этого времени не хватало, чтобы я могла показать ему все имеющиеся варианты, открыть бутылки, дать продегустировать. Это целый процесс.

Но я не сказала ему «нет» — это в нашей профессии недопустимо. Я объяснила ситуацию: «Простите, мне дают 4 минуты до вылета, может быть, мы сделаем это после?». Человек с пониманием отнесся к ситуации.

Конечно, есть и те, кто может сказать: «Наливай, меня не волнует». Тогда я прошу пилотов чуть-чуть потянуть время, буквально 2-5 минут, с ними всегда можно договориться об этом. К счастью, такие ситуации встречаются крайне редко.

Вообще, люди, которые могут позволить себе дорогие полеты, в основном ведут себя достойно. Нахальные братки из 90-х давно остались в прошлом. Никакой «быдлятины» нет, все воспитанные и культурные.

Вы скорее столкнётесь с хамством на регулярном рейсе. Я работала в этой сфере и могу точно сказать, что там понтов намного больше. Знаете, есть пассажиры, которые летят в Шарм-аль-Шейх на чартере за 18000 рублей и гнут пальцы: «Я купил билет, я крутой, пляшите теперь передо мной».

Рубли, евро, доллары

Бортпроводницы в бизнес-авиации получают от 2,5 до 5 тыс. евро или долларов в месяц. Все зависит от того, где базируется компания, на которую вы работаете. Некоторые девочки получают зарплату в рублях. Находясь на земле, а не в небе, тебе придется очень хорошо напрячься, чтобы заработать хотя бы половину такого оклада. Когда у меня был небольшой перерыв в работе, я это очень хорошо ощутила.

Но здесь есть свои подводные камни, в нашей сфере не любят оформлять на работу официально. Также нередко встречаются истории, когда девушка работает месяц на какую-нибудь компанию, думает, что ее взяли, а ей заявляют: «Простите, вы нам не подходите». При этом ее оклад уходит другой бортпроводнице.

Не нужно бояться

Я знаю, что такое терять коллег. В авиакатастрофе под Петрозаводском разбились люди, с которыми я отработала два года. Помню, когда узнала о случившемся, меня затрясло, а вечером я просто напилась. И все же я считаю, что не нужно бояться, у каждого из нас своя судьба. Но если уж говорить о каких-то страхах, то мне намного страшней ехать на рейс и с рейса, поскольку я живу в 198 километрах от Внуково-3, из которого летаю. А на дороге сейчас полно неадекватных людей. Если что-то случается в небе — это всегда стечение огромного количества обстоятельств.

Как струна

Мне несложно постоянно быть вежливой и улыбаться. Я к этому уже привыкла. Но, видимо, из-за того, что на рейсе я все-таки натянута как струна, дома иногда срываюсь, начинаю кричать по поводу и без. Видимо, переизбыток чувств выходит наружу. К счастью, у меня спокойный муж, который относится к этому с пониманием. Но далеко не каждый мужчина может вынести подобное.

Я ухожу

Две недели назад я хотела уволиться. За последние 6 лет это первый случай. Я иногда курирую другие рейсы, и в одном из них стюардесса пересушила еду, когда ее разогревала. Выговор за этот проступок вынесли мне, хотя, по сути, я была не виновата. Естественно, никто не стал меня удерживать. Хочешь уйти? Пожалуйста. Я проплакалась, а на следующий день списалась с начальницей. Она сделала вид, что ничего не помнит, я тоже сделала вид, что ничего не было, и продолжила работать. Мне действительно нравится то, чем я занимаюсь, поэтому сейчас я даже не задумываюсь, где буду работать, если по каким-то причинам не смогу летать.

Принято считать, что праздник возник в Германии в 1928 году. Почти девяносто лет назад на борт самолёта стали брать специального человека, который обеспечивал сервисное обслуживание экипажа и пассажиров во время полёта. Ранее эти обязанности выполнял второй пилот, что было рискованно, особенно во время долгих перелётов, и из соображений безопасности полёта и комфорта пассажиров, ввели профессию стюарда.

На тот момент бортпроводниками были мужчины, к тому же из бывших официантов, работавших ранее в дорогих ресторанах.

Но в 1930 году в США к работе стали привлекать симпатичных и миниатюрных девушек, которые, во-первых, весили меньше мужчин, а во-вторых, служили своего рода рекламой пассажирских авиаперевозок. Эта практика распространилась по всему миру, придав профессии и полётной практике романтический оттенок.

Первой стюардессой была Элен Черч, которая закончила курсы медсестёр, что стало решающим аргументом в пользу принятия её на должность бортпроводницы. Её первый полёт в качестве стюардессы прошёл 15 мая 1930 года по рейсу Сан-Франциско - Шайенн.

Сейчас спектр качеств, которыми должен обладать бортпроводник, значительно расширен. Их подбирают по принципу «трёх О»: образ внешний, то есть речь, мимика, привлекательность, опрятность и другие; образ внутренний - к нему относятся черты характера, и образ профессиональный, включающий в себя специфические навыки и знания.

В обязанности бортпроводников входят: консультировать в вопросах полётной программы, предоставлять пищу и напитки, быстро приходить по вызовам пассажиров.

Кроме того, бортпроводники должны владеть иностранными языками, уметь оказывать первую медицинскую помощь, обладать высоким профессионализмом и хладнокровием, уметь предотвращать внештатные ситуации.

Несмотря на романтичность профессии, она относится к категории опасных для жизни и здоровья. Помимо стрессов, внештатных ситуаций и вероятности катастроф, стюардессы, как и весь экипаж, подвергаются воздействию радиоактивного излучения верхних слоёв атмосферы.

Отмечают этот праздник не только бортпроводники гражданской авиации, но и студенты, преподаватели, а также слушатели и выпускники курсов профильных учебных заведений.

СМИ подготавливают передачи об этой профессии, приглашают в телестудию ветеранов гражданской авиации - бывших - и действующих стюардесс, которые рассказывают о случаях полётной жизни, и о тех путях, которые привели их в авиацию.

12 июля участники торжества обмениваются опытом, обсуждают нововведения. Отличившимся сотрудникам вручаются грамоты и ценные подарки. В праздничном застолье чередуются разные пожелания и тосты, но один остаётся неизменным - чтобы количество взлётов совпадало с числом посадок.

12 июля - всемирный день бортпроводника

Простая история о стюардессе.

Еще и сейчас, на вопрос о будущей профессии, маленькая девочка может ответить – стюардессой.

А раньше, на заре развития авиации, это была самая популярная и самая недостижимая мечта многих девочек и девушек! Хотя первые стюарды были мужчинами. В их обязанности входила, помощь пассажиру при посадке и высадке из самолета. И обслуживание их во время полета. Тогда их набирали из официантов фешенебельных ресторанов. И к технике они не имели ни малейшего отношения. Уже на дирижаблях Цеппелина были специально обученные специалисты в экипаже, для помощи пассажирам в размещении и для создания комфорта.

С бурным ростом авиации, и в частности, гражданской, остро встал вопрос о необходимости помощника пилота, стюарда, который, занимается только пассажирами, их безопасностью, оказывает медицинскую помощь, в общем, старается, что бы требовательные, капризные и любознательные пассажиры, не мешали пилоту.

Так первым стюардом стал мужчина приглашенный компанией Lufthansa в 1928 году. Он летал на самолете Junkers F-13, с четырьмя пассажирами на борту.

В 1930 году американская транспортная компания Boeing Air Transport (United Airlines), заинтересовалась опытом немецких коллег, и решила создать подобную службу на своих линиях. Этому немало способствовала Эллен Черч, медсестра из Сан-Франциско. Она брала частные уроки пилотирования. И по окончании курсов пришла к менеджеру Boeing с просьбой взять ее на службу пилотом. На получила предложение собрать и возглавить первый небольшой отряд женщин медсестер для работы бортпроводницами – стюардессами на авиалиниях. Менеджмент компании сделал правильную ставку.

Дело в том, что, в те года авиационные, пассажирские перевозки были делом не только новым, но и довольно опасным. А присутствие на борту, в полете, хрупкой миловидной девушки, в качестве члена экипажа, успокаивало даже самых нервных, и боязливых пассажиров. Да и основная профессия Эллен, в полете могла пригодиться. Малые высоты полетов приводили к сильной болтанке в приземных течениях ветров. Немногие хорошо переносили подобное испытание. Вот тут то и пригодилась подготовка Эллен Черч как медсестры.

Отбор в первую группу стюардесс из семи медсестер, был весьма жесток, даже по современным понятиям. Профессиональная медсестра. Не старше 25 лет. Весом не более 115 фунтов, а это около 52 кг. Рост был желателен поменьше. Не выше 163 см. А первой униформой девушек стал простой медицинский халат. Были еще условия, о которых сейчас не очень любят вспоминать в Америке. Девушки не имели прав жениться и заводить детей. Платили им, по тем меркам, весьма приличную сумму, 125 долларов в месяц. Но и обязанностей была масса, о которых нынешние «богини воздуха» и не подозревают. Например, в их обязанности входила, помощь экипажу в выкатке самолета из ангара, заправке топливом. Погрузка багажа и уборка самолета. Они же были гидами, и рассказывали пассажирам о местах, над которыми происходил полет.

Помимо этого они оказывали медицинские услуги и кормили всех. И даже ловили мух, раздавали жвачку и чистили ботинки клиентам! Как видите, работы было много. И, тем не менее, когда и другие авиакомпании последовали примеру Boeing Air Transport, желающих « небесными девушками» (sky girls так их тогда прозвали), было огромное количество! Только лишь во время второй мировой войны, из-за массового набора медсестер в армию, критерии отбора девушек несколько смягчили. И стали набирать любых подходящих девушек.

ЛЮБОПЫТНО, что в стране «развитой демократии»,

возрастной критерий отменили только в 70х годах.

А запрет на замужество и детей аж в 80м!

Сегодня, неправильно воспринимать стюардессу как прислугу, которая вас кормит и ухаживает за вами. Прежде всего, стюардесса должна обеспечивать вашу безопасность. И программа подготовки современных стюардесс напоминает подготовку спецназа! Помните, стюардесса на борту радушная хозяйка, временно принимающая вас у себя дома. Она не служанка, по типу «подай-принеси», а полноправный член экипажа воздушного судна. При необходимости она даже вести самолет, такие курсы тоже входят в программу подготовки. Ведите себя как в гостях у хороших друзей. И счастливого вам полета!

Южная Корея, Korean Air

Южная Корея, T’way Airlines

Объединенные Арабские Эмираты, Emirates Airlines

Объединенные Арабские Эмираты, Ethiad Airlines

США, Pan American World Airlines

Бельгия, Brussels Airlines

Канада, Porter Airlines

Бразилия, Azul Brazilian Airlines

Венгрия, Wizz Air


Латвия, Air Baltic


Украина, Windrose Airlines


Нидерланды, Martinair


Иордания, Royal Jordanian Airlines


Франция, Air France


Финляндия, Finnair

Индонезия, Pelita Air


Австралия, Australian Airlines


Вьетнам, Vietnam Airlines


Словакия, Sky Europe


Германия, Lufthansa


Германия, Lufthansa


Германия, Air Berlin


Боливия, AeroSur


Малайзия, Airasia


Малайзия, Firefly


Шри-Ланка, Sri Lanka Airlines


Китай, Sichuan Airlines


Китай, Sichuan Airlines


Китай, China Southern Airlines


Таиланд, Thai Airways


Индия, Kingfisher Airlines


Филиппины, Cebu Pacific Air


Великобритания, British Airways


Япония, All Nippon Airways


Бруней, Royal Brunei Airways


Россия, Аэрофлот


Сингапур, Singapore Airlines


Гонконг, Cathay Pacific


Гонконг, Cathay Pacific


Гонконг, Cathay Pacific


Гонконг, Hong Kong Airlines


Италия, Air Italy


Швейцария, Swiss Airlines

Греция, Astra Airlines


Самые красивые стюардессы России

Алеся Кузина


Анастасия Бабушкина


Наталья Войтенко

Каждая авиакомпания делает все возможное, чтобы её экипаж выглядел холено, ухожено, утонченно и незабываемо. Конечно же, одежда бортпроводника должна быть удобной и функциональной: ему приходится постоянно двигаться, поднимать и опускать тяжелый багаж, дотягиваться до определенных предметов в узких пространствах. Форма должна быть удобной и выглядеть, как спецодежда, но также не исключается фактор моды, Дизайн одежды иногда разрабатывается самыми известными и дорогими кутюрье.

1. Аврора


2. Аэрофлот


3. AzurAir


4. Globus

5. I-Fly


6. Ижавиа


7. Metrojet


8. NordStar Airlines


9. Nordwind Airlines


10. Orenair


11. Pegas Fly


12. Победа


13. Red Wings


14. Royal Flight


15. S7


16. Saratov Airlines


Многие девушки и юноши мечтают увидеть небо, отправиться в путешествия и посмотреть на мир. Самый простой способ — стать стюардессой или стюардом. Для этого не нужно высшее образование или какие-то спецнавыки: всего можно добиться самостоятельно. Хотите узнать, как стать стюардессой в Аэрофлоте? Вам просто необходимо закончить курсы и действительно хотеть устроиться на работу. Многие люди считают, что это очень сложно, и что стюардессой можно стать только “по блату”. На деле все не так. Мы расскажем про основные шаги, которые нужно проделать для своей воплощения мечты и где учат на стюардессу в России.

Разные компании-перевозчики выдвигают к своим будущим сотрудницам различные требования, но многие из них очень похожи. Перед тем как стать бортпроводником Аэрофлота, вам нужно узнать, какие требования предъявляет авиакомпания к кандидатам:

  1. Возраст от 18 до 26 лет.
  2. Законченное среднее или среднетехническое образование (предпочтения отдаются соискателям с высшим образованием).
  3. Отличное здоровье. У вас должно быть идеальное зрение, давление и различные анализы.
  4. Рост будущего бортпроводника должен находиться в пределах от 158 до 190 сантиметров. Главное требование — достать до верхней полки, которая находится на высоте в 212 см. Рост в этом диапазоне обусловлен тем, что низкая бортпроводница не сможет самостоятельно снять или положить чемодан на полку, а чересчур высокая будет постоянно нагибаться.
  5. У бортпроводницы должна быть красивая фигура (рост соответствовать весу). Обычное требование для девушек — 46 размер одежды, для юношей — 54.
  6. На теле у бортпроводницы не должно быть пирсинга или татуировок. Некоторые авиаперевозчики допускают различные отклонения по этой теме — не должно быть татуировок на видимой части тела либо татуировки на время полета можно заклеить пластырем телесного цвета. Но лучше, если их вообще нет, равно как и шрамов на лице — руках.
  7. Стюардесса должна уметь плавать. По окончании курсов состоится экзамен, на котором нужно будет проплыть минимум 25 метров.
  8. Полное отсутствие судимостей (даже условных и погашенных).
  9. Действующий загранпаспорт.
  10. Очень желателен опыт работы с клиентами (обслуживания клиентов). Некоторые авиаперевозчики требуют наличия подобного опыта не менее 2 лет.
  11. Хороший уровень владения английским языком (устный и письменный). Знание других языков — дополнительный бонус при трудоустройстве.
  12. Коммуникабельность, отсутствие дефектов речи, стрессоустойчивость, адекватность.

Для стюардессы очень важны внешние данные и способность адекватно реагировать на любую ситуацию

Куда обращаться?

Список основных требований мы уже описали. Теперь расскажем о том, что нужно чтобы стать стюардессой. Прежде всего определитесь, в какую авиакомпанию вы бы хотели попасть. Не зацикливайтесь на одной: выберите сразу 4-5. Изучите их требования и режим работы (региональные перевозки, чартеры, бюджетные линии, регулярные перевозки). Затем составьте свое резюме и ищите на сайте перевозчиков актуальную информацию о свободных вакансиях. Обычно крупные авиаперевозчики набирают соискателей круглый год, устраивая им серьезные отсевы, более мелкие — весной и осенью. Необходимо постоянно просматривать вакансии и при возможности сразу же высылать готовое и актуальное резюме.

Обратите внимание: от кандидата не требуется никаких знаний о работе бортпроводником или стюардессой. Всему этому вас научат на курсах. Поэтому необязательно штудировать десятки книг по этой теме — никакого плюса вам это не даст.

Обязательно прикладывайте к резюме свою фотографию (лицо и фигура). Постарайтесь выглядеть, как профессиональная стюардесса: доброжелательная улыбка, минимум макияжа, деловая одежда, открытость. Не прикрепляйте к резюме фотографии с другими людьми, сделанные в непонятной ситуации, застольные или ресторанные снимки. Если у вас нет хороших фотографий, то договоритесь с фотографами сделать несколько качественных снимков. Если вы все сделаете правильно, то вас наверняка пригласят на собеседование.

Хотите стать стюардессой — придется пройти собеседование и психологические тесты

Собеседование

Вас пригласили на собеседование? Это большой прорыв и отличная возможность зарекомендовать себя. Вы должны показаться сотрудникам авиакомпании с лучшей стороны. Обязательно надевайте деловую одежду, сделайте простую, практичную прическу, маникюр. Не забывайте улыбаться. На собеседовании вам будут задавать сложные вопросы и загонять в стрессовые ситуации. Старайтесь вести себя спокойно и естественно, не поддаваясь на провокации.

Вам наверняка придется пройти несколько психологических тестов и ответить на несколько необычных вопросов — так проверяют на реакцию, скорость мышления, адекватность.

Рекомендуем вам изучить историю выбранного перевозчика, узнать, по каким маршрутам он летает, какие самолеты использует. Это оказывает положительное внимание на собеседников. Вам наверняка зададут вопросы “Почему вы хотите работать именно у нас”, “Почему вы решили стать стюардессой”. Придумайте хорошие ответы. Не расстраивайтесь, если вы не подошли или вас не выбрали с первого раза. Обычно конкурс на одно место у хороших перевозчиков — до 10-12 человек. Пробуйте свои силы, подавайте резюме в другие компании, а через полгода пытайтесь устроиться снова.

Прежде, чем вы станете стюардессой, вам придется освоить множество дисциплин

Где учат на стюардессу в России?

На данный момент существует два вида обучения бортпроводников:

  1. Курсы от авиаперевозчиков.
  2. Самостоятельные курсы в различных школах.

Курсы от перевозчиков — идеальное решение. Попасть на них можно лишь в том случае, если вы успешно прошли собеседование и вас пригласили на работу. Учиться вы будете бесплатно и, скорее всего, вам даже оплатят стипендию. Правда, после окончания курсов вас заставят подписать контракт на три года, согласно которому вы не сможете уйти по собственному желанию или уволиться. Если это произойдет, то с вас удержат не только стоимость курсов, но и наложат штрафы. Обычно обучение идет на протяжении 2-6 месяцев, каждый будний день с 9 до 17-18 (распорядок может меняться).

Если вам не удалось попасть на бесплатные курсы, то можете записаться в “Школу бортпроводников”. На данный момент они работают на базе:

  • технического университета гражданской авиации (Москва);
  • авиационно-транспортного училища им. Новикова (Санкт-Петербург);
  • университета гражданской авиации (Санкт-Петербург);
  • Учебно-тренировочного центра;
  • НОУ “Школа Бортпроводников”;
  • Jet Service.

Это наиболее известные школы, выпускники которых практически всегда трудоустраиваются. Стоимость такого обучения выходит порядка 40 тысяч рублей, но эти вложения очень быстро окупаются. Школа бортпроводников позволит вам освоить не только общий курс стюардессы, но и получить уникальные специальности по обслуживанию пассажиров. Что нужно для поступления? Только ваше желание, документ о среднем (высшем) образовании, направление от авиакомпании (при наличии) или квитанция об оплате за обучение.

Обратите внимание: авиаперевозчик никогда не потребует с вас оплату за обучение или за размещение анкеты. На рынке трудоустройства очень много мошенников, которые возьмут с вас деньги за бесплатные услуги или просто обманут. Обязательно изучите отзывы о “школе” или работодателе.

Обучение на стюардессу занимает 2-6 месяцев, после чего нужно сдать экзамены

Что придется учить?

Обучение на бортпроводника делится на практическую и теоретическую часть. Больше всего будет теории. Вам расскажут об основных видах самолетов, об их устройстве и характеристиках, о правилах решения конфликтов на борту, использовании спасательного оборудования, научат оказывать медицинскую помощь и даже принимать роды. Стандартное обучение проходит по программе:

  1. Аварийный и спасательный комплекс работ. Как проводить эвакуацию пассажиров, как успокоить их, как выбить или открыть заклинившую дверь.
  2. Водная подготовка. Как спасти пассажиров, если самолет упал в воду. Как организовать эвакуацию и как выжить в море.
  3. Основы визажа. Как опрятно выглядеть, как создать деловой и привлекательный образ.
  4. Экспресс-подготовка по английскому языку. Подразумевается, что вы уже знаете язык на достаточном уровне. Обучение будет сведено к изучению набора стандартных фраз, решению конфликтных ситуаций и т.д (порядка 90 часов занятий).
  5. Полноценная медицинская помощь. На это будет делаться сильный упор. Вы должны знать, как помочь человеку, которому стало плохо, у которого заболело сердце, началось кровотечение, поднялось давление и др.
  6. Сервис. Вы должны уметь обслуживать пассажиров по высшему разряду, улыбаясь даже самым вредным туристам.

Многие думают, что стюардессы — это своего рода официантки. Но это не так — именно они несут ответственность за пассажиров и их поведение в салоне. Поэтому будьте готовы к тому, что вам придется успокаивать заносчивых туристов, укладывать выпивших, отвечать на сотни однообразных вопросов и потакать всем желаниям своих пассажиров. Стюардесса — лицо авиакомпании, она решает все стрессовые ситуации и помогает пилотам.

Практическая часть обучения проходит на тренажерах. Они достаточно точно имитируют салон, процесс взлета и посадки, поведение пассажиров и т.д. Если вы успешно пройдете обучение и сдадите экзамены, то вам нужно будет отлетать примерно 30 часов на настоящих самолетах (стажировка). И только после этого вы получите долгожданную запись в трудовой книжке и станете полноценной стюардессой.

После обучения вы станете настоящей стюардессой, но до совершенства вам придется еще многое освоить

Заработок

Самый популярный вопрос у соискателей — сколько получают стюардессы. Все зависит от авиакомпании, в которой она работает, от географии полетов и от класса бортпроводника. Существует несколько классов:

  1. Третий. Это самый низкий класс, который присваивается после прохождения школы бортпроводников. Зарплата здесь достаточно маленькая — 20-25 тысяч рублей.
  2. Второй класс. Чтобы его получить, необходимо отлетать более двух тысяч часов и сдать несколько экзаменов. Зарплата у второго класса — 30-35 тысяч рублей.
  3. Первый класс. Для его получения у бортпроводника должен быть налет не менее трех тысяч часов. Здесь заработная плата может достигать 50-60 тысяч рублей.

Также стюардессы получают отпускные и другие бонусы. Но это лишь примерная зарплата — она сильно отличается от опыта, знания языков и географии полетов. У многих опытных бортпроводниц она может быть на 30-50 процентов выше. Каждый год необходимо проходить курсы повышения квалификации. Хорошо зарабатывать можно только через 5 лет работы, при условии постоянного развития своих навыков и самосовершенствования.

Вконтакте



Похожие публикации