Реформы александра третьего кратко.

После убийства царя Александра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

Повлиять на политику Александра 3 могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2 ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию - не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.



В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

После внезапной гибели Александра II в 1881 году, место на престоле занял Александр III. Его политика была далека до идеальной, а проводимые реформы стали причиной кризиса монаршей власти, с которым столкнулась страна в XX веке. Многие приближенные императора считали, что он понапрасну переводит деньги на нелогичные и зачастую противоречащие друг другу реформы, но сам правитель предпочитал не слышать роптаний. За подобное отношение монарших особ придется тяжело расплатиться Николаю II. Несмотря на то, что реформы Александра III вызывали много вопросов, у монарха имелся четкий алгоритм действий, которому он предпочитал следовать. Преобразования императора зачастую напрямую противоречили мерам Александра II, что наглядно демонстрировало конфликт между отцом и сыном.

Желанием остановить террор «Народной воли» водворить в стране порядок объясняют переход Александра III в 1881 г. к политике контрреформ.

«Новый курс» имел целью укрепить власть дворянства на местах. Реформы 1860-70-х гг. не развивались, а консервировались и даже усекались. Отказ от либеральных преобразований, национал-шовинистический курс правительства замедлил процесс экономического и социального развития страны (Б.В.Ананьич, В.Г.Чернуха).

Шаг назад, застой

«Целых 13 лет Александр III сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать все, чтобы буря не разразилась»

Упорядочение реформ, шаг вперед

«политика Александра III была направлена на стабилизацию общества, укрепление Российского государства, она опиралась на исторические традиции

Обнародование Манифеста «О незыблемости самодержавия»

В 1881г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось временнообязанное состояние, понижались выкупные платежи.

1881г. «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»:

  • местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать из на срок до пяти лет в любую местность и предавать военному суду,
  • закрывать учебные заведения и органы печати,
  • приостанавливать деятельность земств

Учреждение крестьянского банка (1882г.), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель.

1883-1885гг. была снижена, а затем и отменена подушная подать с крестьян.

1882г. были введены «временные правила» о печати, усилившие административный контроль над содержанием периодических изданий и ужесточившие карательную цензуру. Были закрыты многие либеральные издания.

1882г. был принят Закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция для надзора за его выполнением

1897г. – ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 часов

В 1885 г. российское правительство было вынуждено принять закон о запрещении ночной работы женщин и подростков в результате стачек рабочих (1885 г – Морозовская стачка)

1884г. – новый Университетский устав; 1887г. – «Циркуляр о кухаркиных детях» рекомендовал не принимать в гимназию и прогимназию детей «кучеров, лакеев, прачек и тому подобных людей»

Таможенный протекционизм, льготные ссуды и концессии, поддержка отечественной промышленности, поощрение создания крупных заводов и фабрик

Городовое положение (1892г.) исключило из списка избирателей приказчиков и мелких торговцев.

Крупное железнодорожное строительство

Повторение пути славянофилов + ограничивались права лиц неправославного вероисповедания (особенно евреев)

Введение института земских начальников (1889г.)

М.Н.Катков — известный консервативный публицист, один из идеологов контрреформ 80-х гг. XIXв., главный редактор газеты «Московские ведомости».

Внешняя политика

Важное место занимали Болгарские дела. Борьба за укрепление болгарской государственности кончилась неудачей 1887г. – нейтралитет России и Германии (цель Бисмарка – помешать русско-французскому сближению).

Выводы по реформам Александра III

В период правления Александра III страна развивалась однобоко. Несмотря на то, что тяжелая промышленность и железнодорожное строительство сделали большой шаг вперед, социальные реформы Александра III нельзя назвать логичными. Император продолжил работать над крестьянской реформой, стараясь перестроить государство на новую модель социального восприятия классов. Однако многие действия Александра III в этом направлении были нелогичными и незавершенными. Нелогичной можно назвать и экономические преобразования монарха. Приемнику Николаю II предстояло пожинать плоды неугомонных контрреформ, попутно ведя борьбу с нарастающей волной народного недовольства.

Политика контрреформ Александра 3 - причины, плюсы и минусы.

Контрреформы, которые проводил император , это комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию социальной, экономической и политической жизни в Российской империи после либеральных реформ 1860-1870-х гг.

Политику контрреформ осуществляло в стране Министерство внутренних дел, которое при Александре Третьем возглавлял граф Д. Толстой. Началом контрреформ принято считать царский манифест от 29 апреля 1881 года о незыблемости самодержавия в России.

Причины

Придворные круги, особенно приближенные царя, боялись развития революционных движений в стране. В их возникновении и активизации дворяне обвиняли либералов. Поэтому Александр Третий с помощью реакционеров стал бороться с последствиями предыдущих реформ. Власть стремилась сохранить свою социальную базу в обществе, которой были дворяне и патриархальное крестьянство.

Модернизация, которую начал , нашла противников в обществе, количество которых постоянно увеличивалось. Именно их недовольство царь пытался использовать ради укрепления самодержавия. Активизировались народовольцы, которые убили реформатора Александра Второго. Необходимо было покончить со свободой слова и печати. В стране распространение получили идеи о национальном возрождении, которые нужно было искоренить и уничтожить.

Плюсы

  • Было заторможено развитие революционного движения.
  • Спали протестные настроения представителей интеллигенции и дворян.
  • Снизился уровень террористической деятельности.
  • Сломлена либеральная оппозиция и рабочее движение.
  • Крепились позиции помещиков, чьи власть и влияние подорвали реформы Александра Второго.
  • Постепенно окрепла идеология крестьян и рабочих, которые активнее принимали участие в политической борьбе.
  • Россия при Александре Третьем не страдала от постоянных войн и социальных бунтов.

Минусы

  • Контрреформы Александра Третьего на долгое время заморозили социальные противоречия.
  • Обострилась ситуация в селе и на производстве. Развитие прямой, ничем не прикрытой реакции самодержавия. Программа контрреформ не была осуществлена в полной мере, поскольку в середине 1890-х гг. начался подъем революционного движения. Революционеры стали действовать в подполье.

Факты

В 1881 году стал действовать новый курс Министерства Толстого, который позволял графу любую местность Российской империи объявить в состоянии усиленной или чрезвычайной охраны. В результате чего, местным властям было предоставлено право закрывать любые учебные, торговые и промышленные учреждения, деятельность которых вызывала подозрение.

Местные власти могли запретить собрания и работу органов печати. Происходили высылки подозрительных лиц и людей, угрожавших основам государства. Были введены временные правила о печати, что вызвало закрытие многих печатных изданий в Российской империи, запрет журналистам заниматься своей работой. После того, как издание получало третье предупреждение о нарушении новых правил, его сразу же закрывали. Усилилась агентурная сеть и жандармские органы.

Была уничтожена университетская автономия, после того, как в 1884 году был принят императором новый университетский устав. Университет теперь возглавлял попечитель и ректор, которого назначал министр народного просвещения. Ректор обладал широкой административной властью, что отрицательно сказалось на правах и значении коллегий и ученого совета. Профессоров назначал лично министр, а деканов - попечитель учебного округа.

Университеты стали зависеть от попечителей. Положение студентов в университетах определялось особым сводом правил, за нарушение которых учащегося могли арестовать или выгнать из учебного заведения. В 1887 году увидел свет так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», автором которого был министр народного просвещение И. Делянов. Этот документ запретил детям лакеев, прачек, лавочников, поваров и других представителей низших сословий обучаться в гимназиях на территории всей Российской империи.

Министр просвещение по приказу императора стремился возродить сословность в системе образования, которая была ликвидирована во времена Александра Второго. Кроме циркуляра, Делянов издал приказ о значительном повышении платы за обучение. Целью этого мероприятия была очистка гимназий от детей средних и бедных сословий.

Уезды в империи поделили на отдельные участки, которые возглавляли участковые земские начальники. Стать ими могли только потомственные дворяне из местной знати. В руках начальников земской управы сосредотачивалась административная, судебная власть, контроль над общинами крестьян. Увеличилась численность дворян в земских учреждениях, над которыми усилился правительственный контроль.

В губерниях появились губернские по земским делам присутствия. Принятое в 1892 году новое городское положение изменило механизм и порядок выборов в городские думы. Возродилась и стала активно пропагандироваться теория официальной народности. Была изменена судебная система. В уездные окружные суды стали передавать дела, отнятые у мировых судей, которых заменили городские судьи.

Появилось административное Первое присутствие. Суды проводили заседания при закрытых дверях. Усилилась политика русификации и преследования нехристиан, натравливания наций одна на другу. Особо пострадали евреи, черта оседлости которых была сильно сокращена.

Итоги

Контрреформы Александра Третьего историки не могут оценить однозначно. Большинство ученых сходятся во мнении, что при его правлении предпринятые меры, способствовали стабилизации внутренней жизни государства. Проявлялось это в снижении числа террористических актов, отсутствии военных действий, революционных выступлений. Постепенно развивалась экономика, которая давала шанс на выход из кризиса производства и промышленности. Но были заморожены проблемы, которые касались решения национального вопроса, участия представителей села и заводов в общественной жизни страны.

После убийства царяАлександра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

Повлиять на политику Александра 3 могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2 ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию - не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

Период царствования Александра III (1881–1894) часто называют временем народного самодержавия и контрреформ.

Решающую роль в разработке основ контрреформ и их последующей практической реализации сыграл воспитатель Александра III обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827–1907). Другими идеологами контрреформ были М.Н. Катков, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский. Их взгляды оказали решающее влияние как на обоснование внешнеполитической доктрины, так и на выработку внутренней политики.

Основу внешнеполитического курса составляли идеи панславизма и поддержка освободительного движения славян, укрепление русского влияния в Азии и экспансия на окраинах империи, сближение с Францией.

В сфере внутренней политики идеологи контрреформ предлагали на основе сильной самодержавной власти консервацию и усечение преобразований, усиление дворянского представительства во властных структурах на местах и роли феодальных институтов типа общины.

Экономическая программа Каткова-Победоносцева также содержала идею укрепления самодержавной власти на основе развития национальной промышленности. Эта программа предусматривала строгий контроль со стороны государства над биржевыми операциями и частным предпринимательством, использование государственной винной и табачной монополии как средства налогообложения, поддержку помещичьего хозяйства, укрепление общинного землевладения в деревне.

Партия контрреформ разработала реальную программу самобытного развития России, старалась реализовать ее и вела борьбу со сторонниками реформ в государственном аппарате. Главные контрреформаторские меры были осуществлены в социально-политической и культурной сферах.

14 августа 1881 г. был принят специальный Закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Он был принят как чрезвычайная мера для борьбы с террором народовольцев и революционным движением. Согласно этому закону увеличивался штат жандармов, создавались охранные отделения, вводился политический сыск и поощрялось провокаторство, ограничивалась гласность судопроизводства по политическим делам. Закон просуществовал вплоть до 1917 г.

27 августа 1882 г. вступили в действие новые «Временные правила о печати», согласно которым любой печатный орган мог быть закрыт, если его деятельность признавалась вредной для общества. Например, таким образом было прекращено издание с января 1884 г. известного журнала либерального направления «Отечественные записки».

23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, упразднивший внутреннюю автономию университетов.

12 июля 1889 г. был введен институт земских участковых начальников. Они обладали полномочиями контроля за общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из дворян, что означало определенный возврат административной власти бывших помещиков над сельскими крестьянскими обществами.

12 июня 1890 г. было утверждено новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Главная цель этого документа заключалась в усилении позиции дворянства как самой благонадежной категории населения в земствах за счет изменения земской избирательной системы. Увеличивалось число депутатов от дворян и сокращалось их число от других сословий. Из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имевшие купеческие свидетельства. К 1890-м гг. царскому правительству удалось добиться нужных для себя сословных изменений в земских учреждениях: дворяне составляли 55,2 % гласных в уездах и 89,5 % в губернских земских собраниях.

11 июня 1892 г. было принято новое Городовое положение, которое произвело изменения в городской избирательной системе. Были отстранены от выборов мелкие и средние собственники ввиду повышения имущественного ценза, необходимого для участия в выборном процессе. Существенно ограничивались права и независимость органов городского самоуправления.

Сторонники контрреформ пытались также серьезно изменить и судебные уставы 1864 г. Но их попытки практически не удавались, за исключением изменения ценза присяжных заседателей в пользу дворянского сословия (1887) и изъятия части дел из ведения суда присяжных (1889).

Важным элементом контрреформаторской политики властей был курс на укрепление крестьянской общины не только через контроль над ней при помощи земских участковых начальников, но и за счет консервации основ патриархального строя в деревне.

18 марта 1886 г. правительство издало закон, в соответствии с которым затруднялись крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода. В 1893 г. были приняты законы, ограничивающие права общины на передел земли и закрепление наделов за крестьянами. Интервал между переделами не мог быть меньше 12 лет. Передел разрешался, если за него проголосовало не менее 2/3 крестьянской общины. Эти меры были направлены на защиту интересов зажиточной части крестьянства. Более того, в том же году был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивавший залог и продажу крестьянских земель.



Похожие публикации