Роль колчака в гражданской войне. Краткая биография А.В

Александр Васильевич Колчак – один из интереснейших личностей в Российской истории начала двадцатого века. Океанограф, адмирал, путешественник и флотоводец. Общественность России знает кто такой Колчак. Верховный Главнокомандующий Русской армией и Верховный правитель России во время Гражданской войны в России.

Лишь узкому кругу людей известно, что будущий руководитель белого движения в Сибири большую часть своей активной жизни занимался научно-исследовательской деятельностью.

Происхождение рода

Александр Васильевич типичный представитель рода служивого дворянства России. Род его очень обширен. В википедии есть почти полное описание генеалогического древа Колчаков. Сейчас доподлинно известно, что прадед Александра Васильевича служил сотником в Бугском казачьем войске. За отличную службу по охране границы по Днестру получил надел земли на Херсонщине. У Лукьяна Колчака было три сына:

В 1843 году Лукьян Колчак указом Сената был утверждён в потомственное дворянство и внесён в родословную книгу Херсонских дворян.

После кончины отца сыновья разделили имение. Старший сын Лукьяна Иван (дедушка адмирала) был отцом многодетного семейства. Все три его сына избрали для себя карьеру военного, все трое стали морскими артиллеристами. Пётр, младший сын, дослужился до капитана первого ранга. Средний сын Александр, выйдя в отставку генерал-майором, обосновался на Тамбовщине. От него пошли помещики Тамбовской губернии, средняя линия Колчаков.

А Василий Колчак (1837 г. р.), старший из братьев, в 1854 году из одесского лицея ушел добровольцем в армию защищать Крым от англо-французских интервентов. Служил в морской артиллерии. Отличился при обороне Малахова кургана и был награждён Георгиевским крестом. Произведён в прапорщики. Окончив в Санкт-Петербурге Горный институт, стал известным артиллерийским специалистом, опубликовал несколько трудов о выплавке стали. В 1889 году закончил военную службу в чине генерал-майора.

Мама Александра Колчака Ольга Ильинична родилась в 1855 году в семье одесского купца. Её отец был почётным гражданином Одессы, членом Одесской городской думы. Обвенчавшись в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века, родители адмирала селятся деревне городом, но рядом с Обуховским заводом. В 1874 году, 4 ноября родился сын Александр.

Классическая гимназия и Морской корпус

С 1885 года по 1888 год Александр учился в классической мужской гимназии № 6 Санкт-Петербурга. Вместе с Александром Колчаком в этой гимназии учился Вячеслав Менжинский, будущий главный чекист СССР.

Учёба в гимназии Александру не давалась. Однажды его за неуспеваемость хотели оставить повторно обучаться во втором классе, но ему удалось повторный экзамен сдать на положительную оценку.

По окончании третьего класса в 1888 году отец переводит его из гимназии в Морское училище. И тут у подростка коренным образом изменилось отношение к учёбе. В 1991 году училище переименовали в Морской кадетский корпус. И юный Колчак становится одним из лучших его воспитанников.

Через два года учёбы шестнадцатилетние кадеты впервые вышли в море на практику. На броненосном фрегате «Князь Пожарский» подняли флаг командующего учебной эскадрой адмирала Ф. А. Геркена. Морская практика и учебное плавание продолжалось три месяца. За это время они заходили во многие порты Балтийского моря.

В 1892 году кадеты 1888 года набора производятся в гардемарины. Александру как лучшему в учёбе присваивают звание младшего унтер-офицера и назначают фельдфебелем-наставником в младшую роту.

В 1994 году после сложного месячного плавания гардемарины начали сдавать выпускные экзамены. Колчак все экзамены сдал на «отлично». 15 сентября 1894 года Приказом Военно-Морского министра гардемарины были произведены в мичманы.

Первые шаги в исследовательской деятельности

Выпускник Морского кадетского корпуса Колчак получил распределение в Кронштадт, в морскую обсерваторию. Но вскоре был назначен вахтенным офицером на крейсер «Рюрик», который из Балтийского моря убывал на Дальний Восток. В это время молодой мичман начал углублённо изучать гидрологию и океанографию . Особенно его интересовали полярные области Тихого океана. Его северные и южные моря. Было огромное желание продолжить исследования, начатые Лазаревым М. П. и Беллинсгаузеном Ф. Ф.

На Дальнем Востоке офицер начал изучение морских течений, но служба на флагмане тихоокеанской эскадры не позволяла всецело заняться научными исследованиями. Александр просит перевести его на канонерку «Кореец», направлявшийся к Командорским островам. Там он планировал начать исследовать полярные моря. Но командование флота сочло необходимым использовать офицера в должности вахтенного учителя по подготовке унтер-офицеров и боцманов на клипере «Крейсер».

Клипер «Крейсер» курсировал между Корейским полуостровом и японским Нагасаки. Всё своё свободное время Колчак проводил за гидрологическими исследованиями местных морей.

В декабре 1898 года клипер из Порт-Артура отправляют в Кронштадт в распоряжение командования Балтийского флота. И в это же время Колчаку присваивают звание лейтенанта. В Кронштадте офицер узнаёт, что для изучения арктических морей готовятся две научные экспедиции. Посыльное судно «Баклан» доставит русских и шведских учёных на остров Шпицберген, а адмирал Макаров С. О. на ледоколе «Ермак» готовится отплыть в глубины Арктики. Александр стремится попасть в одну из этих экспедиций, служебные обстоятельства не позволяют ему этого сделать.

В 1899 году Александр Васильевич систематизирует свои исследования течений Японского и Жёлтого морей и публикует свою первую научную статью. После публикации статьи лейтенант на броненосце «Петропавловск» отправляется во Владивосток. На полпути, когда корабль стоял в одном из греческих портов, пришла телеграмма о временном переводе Колчака с военной службы в распоряжение Императорской Академии наук.

Академия наук готовит полярную экспедицию, основной целью которой был маршрут от Кронштадта до Владивостока по Северному морскому пути. По пути нужно было исследовать области севернее Новосибирских островов, а также попытаться найти Землю Санникова. Начальником экспедиции назначили барона Толль, Эдуарда Васильевича.

Полярная экспедиция 1900-1902 годов

В январе 1900 года Колчака назначили руководителем гидрологических работ и параллельно помогать в работе магнитологу. Зима и весна ушли на обучение на специальных курсах. Некоторое время проходил стажировку у Нансена в Норвегии. И участвовал в наборе и обучении команды.

8 июня 1900 года шхуна «Заря» отправилась в путь вокруг Скандинавского полуострова. 22 сентября остановились в бухте на побережье полуострова Таймыр на зимовку. Лейтенант с головой ушёл в изучение севера. Занимался гидрологическими и гидрохимическими исследованиями. Осуществлял работы по барометрическому нивелированию и земному магнетизму. Делал маршрутную съёмку и топографические работы. Ясными ночами определял долготу и широту объектов, имеющих географическое значение. Потом, всю экспедицию Александр Васильевич подробно описывал острова и берега Северного Ледовитого океана, занимался определением состояния и развития льдов.

В октябре 1900 года первой санной поездки по малоисследованным частям полуострова внёс существенные уточнения астрономического характера некоторых точек и внёс исправления в карты, составленные в 1893 году экспедицией Нансена.

В апреле 1901 года Эдуард Толль и Александр Колчак, делая геологические и топографические съёмки, на санях прошли 500 вёрст. Часто им приходилось, помогая собакам, самим впрягаться в упряжки. Барон называл Колчака лучшим офицером экспедиции. И увековечил его имя, назвав именем Колчака мыс на Таймыре и открытый им остров в Таймырском заливе. А сам Александр Васильевич другой остров и мыс назвал именем своей невесты Софьи. Мыс Софьи носит это название до наших дней.

По окончании зимовки экспедиция на своей яхте прошла 1350 морских миль, по пути преодолев долготу мыса Челюскин. Яхта «Заря» стала четвертым морским судном, которая обогнула самую северную материковую точку Евразии. До неё там были:

  • Пароход «Вега».
  • Пароход «Лена».
  • Судно «Фрама».

В середине сентября 1901 года на острове Котельный экспедиция остановилась на вторую зимовку. Колчак, при любом удобном случае в группе с товарищами или же один, ходил и ездил на собачьих упряжках исследовать остров. Весной обследовал и соседний остров Бельковский. Он провёл фундаментальное изучение льдов Восточно-Сибирского и Карского. По итогам написал интересный отчёт, к которому приложил 24 фото видов и форм льдообразований.

Барон Толль не нашёл севернее Новосибирских островов легендарную Землю Санникова. И было решено исследовать острова, которые были неподалёку. 29 апреля 1902 года на остров Новая Сибирь отправляется группа под руководством старшего зоолога экспедиции Бялыницкого-Бируля, Алексея Андреевича. А 23 мая сам Толль с тремя товарищами отправился на остров Беннета.

Было уговорено, что яхта «Заря», освободившись от ледового плена, подберёт обе группы. Оставшимся членам экспедиции удалось высвободить судно из ледового плена лишь в начале августа . Восьмого числа они направились к островам на поиски ушедших групп. Две недели пытались пробиться через ледовые поля. Безуспешно. Судно получило значительные повреждения корпуса, и капитан яхты лейтенант Матисен Ф. А., возглавивший экспедицию, принял решение плыть на юг к бухте Тикси. 25 августа «Заря» с большим трудом дошла до устья реки Лены, где встала на вечный прикол. Оттуда Матисен отправил весть о положении дел в Якутск. Лишь история рассудит, почему команда яхты и члены экспедиции не продолжили поиски товарищей.

Матисен, Фёдор Андреевич, 1872 года рождения. Выпускник Морского кадетского корпуса, где учился с Колчаком. Участник нескольких экспедиций за Полярный круг:

Умер в декабре 1921 года в Иркутске от сыпного тифа.

Весь груз, оборудование экспедиции и коллекции перегрузили на пароход «Лена», который пришёл из Якутска. В Якутске Ф. Матисен распорядился отправить несколько оленьих упряжек к Тикси и ждать остальных членов полярной экспедиции. Если до первого февраля они не выйдут к мысу, то по льду отправиться на остров Новую Сибирь на поиски.

В декабре 1902 года участники экспедиции добрались до Петербурга. За эту экспедицию все участники были награждены. Лейтенанту Колчак вручили орден Святого Владимира четвёртой степени.

Экспедиция по спасению группы Толля

В Санкт-Петербурге Ф. А. Матисен и А. В. Колчак стали набирать команду по спасению групп Толля и Бялыницкого-Бирули. Но Академия наук в спасательную экспедицию направила только Колчака с семнадцатью матросами, так как группа Бирули к этому времени самостоятельно выбралась на материк.

В начале апреля 1903 года спасатели начали шлюпочно-санный поход от селения Казачий на реке Яна. На вельботах достигли ледовых полей, и дальше одна группа пошла пешком. А другая на вельботах плыла по медленно открывающейся ото льда воде. Так как лёд становился рыхлым, люди впрягались в упряжки, помогая собакам. Только 23 мая дошли до острова Котельный. 4 августа достигли острова Беннет и нашли бутылку с запиской и планом острова, которую оставил Толль. На восточном берегу была найдена ещё одна, последняя, записка барона от 26 октября 1902 года. Это был краткий отчёт о проделанной на острове работе.

В это время вельботная группа спасателей проводила поиски на других островах Новосибирских группы. Но никаких следов не обнаружили. На острове Новая Сибирь запасы продовольствия были обнаружены в не тронутом виде. Группа пропала без вести.

Спасатели вернулись в Казачий только в начале декабря .

В истории исследований Арктики этот поход будущего белого адмирала получил название «Спасательная экспедиция 1903 года». До 1990 года кто-то предпочитал не упоминать этот период жизни адмирала, акцентируя внимание на историю Гражданской войны и роль Колчака в белом движении.

Заключение

В богатой биографии одного из руководителей белого движения много интересных фактов . Принимал участие в Русско-японской войне, воевал на Балтийском море с Германией, воевал на Чёрном море с Турцией. В одной маленькой статье невозможно полностью описать жизнь человека с такой богатой биографией.

Колчак Александр Васильевич




Из письма Колчака сыну Ростиславу: «Дорогой милый мой Славушок … Я хотел, чтоб и ты пошел бы, когда вырастешь, по тому пути служения Родине, которым я шел всю свою жизнь. Читай военную историю и дела великих людей и учись по ним, как надо поступать – это единственный путь, чтобы стать полезным слугой Родины. Нет ничего выше Родины и служения Ей»

И лёд, и флот, и эшафот. Кем для России был, есть и будет адмирал Колчак?

Имя адмирала Колчака сегодня вновь в центре политического и культурного внимания. Почему спустя почти столетие о нём заговорили снова?С одной стороны, особую актуальность приобретают его арктические исследования в связи с тем, что на международной арене сейчас ведётся активная борьба за передел территорий Северного Ледовитого океана. С другой — 9 октября российского зрителя ждёт масштабная премьера фильма « Адмиралъ » (картина выходит рекордным количеством копий — 1250), посвящённого жизни, карьере, любви и гибели Колчака.О том, насколько велика роль Колчака в российской истории, и о том, насколько его судьба может быть сегодня интересна широкому зрителю, « АиФ » попросил рассказать редактора и одного из авторов книги « Адмиралъ . Энциклопедия фильма» доктора исторических наук Юлию КАНТОР.

Арктика Колчака

— На мой взгляд, в российской истории начала ХХ века трудно найти фигуру более яркую и неоднозначную, чем Колчак. Если историческая и политическая миссия Колчака по-прежнему может трактоваться по-разному и нуждается во всестороннем свободном от идеологии изучении, то его роль как учёного, исследователя Арктики вряд ли способна вызывать противоречивые оценки. Но, увы, до сего времени она по-прежнему недооценена и малоизвестна.

Роль Колчака как выдающегося военачальника и флотоводца времён Первой мировой войны также заслуживает внимания. Он много сделал, во-первых, для создания Российского военного флота как такового. Во-вторых, Колчак внёс большой вклад в защиту берегов Балтийского моря. А изобретённые им знаменитые «минные сети», расставленные от неприятеля в Первую мировую, пригодились и во времена Великой Отечественной.

Путь на Голгофу

Немалые споры фигура Колчака вызывала и вызывает в первую очередь в связи с его деятельностью как политика. Да, адмирал абсолютно не был политиком. Однако он принял на себя должность Верховного правителя с диктаторскими полномочиями. У него не было политической программы как таковой, Колчак совершенно не умел быть дипломатом, был внушаемым и доверчивым человеком, а это губительно и в более простые исторические периоды. Кроме того, адмирал был человеком долга и чести — для политика «неудобные» качества. Но наивно предполагать в нём демократа — в его устремлениях видна отчётливая авторитарность. При этом адмирал был очень ранимым, рефлексирующим и неуверенным в себе.

Это становится совершенно очевидно, когда читаешь его личную переписку. А вместе с тем понимаешь, каких усилий ему стоило, как он сам говорил, «принять крест этой власти». Колчак прекрасно осознавал, на какую Голгофу восходит, и предчувствовал, чем для него всё может закончиться.

Сегодня выходит достаточное количество фильмов об исторических персонажах, обращаться к которым в советское время кинематографистам было запрещено. Но интерес к Колчаку особый. И кино и литература вспомнят о нём ещё не раз. Он сложная, многогранная личность, в его жизни интересно разбираться. А потом, что немаловажно для художественных произведений, через биографию Колчака проходит поразительно красивая, незамутнённая история любви — к Анне Тимирёвой . Это потрясающий по глубине и трагизму роман, разворачивающийся на фоне драматических исторических событий и имеющий документальную основу. А любовь — тема на все времена.

http://amnesia.pavelbers.com

Одной из самых интересных и неоднозначных фигур в истории России ХХ века является А. В. Колчак. Адмирал, флотоводец, путешественник, океанограф и литератор. До сих пор эта историческая личность вызывает интерес у историков, писателей и режиссёров. Адмирал Колчак, биография которого окутана интересными фактами и событиями, представляет большой интерес для современников. На основе его биографических данных создаются книги, пишутся сценарии для театральных подмостков. Адмирал Колчак Александр Васильевич - герой документального кино и художественных фильмов. Невозможно до конца оценить значение этой личности в истории русского народа.

Первые шаги юного кадета

А. В. Колчак, адмирал Российской империи, появился на белый свет 4 ноября 1874 года в Санкт-Петербурге. Семья Колчаков происходит от древнего дворянского рода. Отец - Василий Иванович Колчак, генерал-майор морской артиллерии, мать - Ольга Ильинична Посохова, донская казачка. Семья будущего адмирала Российской империи была глубоко религиозной. В своих детских воспоминаниях адмирал Колчак Александр Васильевич отмечал: «Я православный, до времени своего поступления в начальную школу я получал семейное воспитание под руководством своих родителей». Проучившись три года (1885-1888) в Петербургской классической мужской гимназии, молодой Александр Колчак поступает в Морское училище. Именно там А. В. Колчак, адмирал Российского флота, впервые познаёт военно-морские науки, которые в дальнейшем станут делом его жизни. Учёба в Морском училище открыла незаурядные способности и талант А.В.Колчака к морскому делу.

Будущий адмирал Колчак, краткая биография которого свидетельствует, что основной его страстью стали путешествия и морские приключения. Именно в 1890 году шестнадцатилетним подростком молодой кадет впервые вышел на морские просторы. Случилось это на борту броненосного фрегата «Князь Пожарский». Учебное плавание длилось около трёх месяцев. За это время младший кадет Александр Колчак получил первые навыки и практические знания по морскому делу. В дальнейшем, за время обучения в Морском кадетском корпусе, А. В. Колчак неоднократно выходил в походы. Его учебными суднами были «Рюрик» и «Крейсер». Благодаря учебным походам, А. В. Колчак стал предметно изучать океанографию и гидрологию, а также навигационные карты подводных течений у берегов Кореи.

Полярные исследования

По окончании Морского училища молодой лейтенант Александр Колчак подаёт рапорт на морскую службу в Тихом океане. Прошение было одобрено, и он был направлен в один из морских гарнизонов Тихоокеанского флота. В 1900 году адмирал Колчак, биография которого тесно связана с научными исследованиями Северного Ледовитого океана, отправляется в первую полярную экспедицию. 10 октября 1900 года, по приглашению известного путешественника барона Эдуарда Толля, научная группа двинулась в путь. Целью экспедиции было установление географических координат загадочного острова Земля Санникова. В феврале 1901 года Колчак сделал большой доклад про Великую северную экспедицию. В 1902 году на деревянной китобойной шхуне «Заря» Колчак и Толль вновь двинулись в северное плавание. Летом того же года четверо полярников во главе с начальником экспедиции Эдуардом Толлем покинули шхуну и отправились на собачьих упряжках исследовать побережье Арктики. Обратно никто не вернулся. Долгие поиски пропавшей экспедиции результатов не принесли. Весь экипаж шхуны «Заря» был вынужден вернуться на большую землю. Спустя некоторое время А. В. Колчак подаёт прошение в Российскую академию наук о повторной экспедиции на Северные острова. Главной целью похода было отыскать членов команды Э. Толля . В результате поисков были обнаружены следы пропавшей группы. Однако живых членов команды уже не было. За участие в спасательной экспедиции А. В. Колчак был отмечен Императорским орденом "Святого Равноапостольного Князя Владимира" 4-й степени. По результатам работы исследовательской полярной группы Александр Васильевич Колчак был избран действительным членом Российского географического общества.

Военный конфликт с Японией (1904-1905)

С началом русско-японской войны А. В. Колчак просит перевести его из научной академии в Морское военное ведомство. Получив одобрение, он едет служить в Порт-Артур к адмиралу С. О. Макарову, командующему Тихоокеанским флотом. А. В. Колчак назначается командиром миноносца «Сердитый». Шесть месяцев будущий адмирал доблестно сражался за Порт-Артур. Однако, несмотря на героическое противостояние, крепость пала. Солдаты русской армии капитулировали. В одном из боёв Колчак получает ранение и попадает в японский госпиталь. Благодаря американским военным посредникам, Александр Колчак и другие офицеры Российской армии были возвращены на Родину. За проявленный героизм и мужество Александр Васильевич Колчак был награждён именной золотой саблей и серебряной медалью «В память русско-японской войны».

Продолжение научной деятельности

После шестимесячного отпуска Колчак вновь приступает к научно-исследовательской работе. Основной темой его научных трудов стала обработка материалов полярных экспедиций. Научные труды по океанологии и по истории полярных исследований помогли молодому учёному завоевать почёт и уважение в научной среде. В 1907 году вышел в свет его перевод труда Мартина Кнудсена «Таблицы точек замерзания морской воды». В 1909 году опубликована авторская монография «Лёд Карского и Сибирского морей». Значение трудов А. В. Колчака заключалось в том, что он впервые заложил учение о морских льдах. Русское географическое общество высоко оценило научную деятельность учёного, вручив ему высшую награду «Золотую Константиновскую медаль». А. В. Колчак стал самым молодым из полярных исследователей, которые удостоены этой высокой награды. Все предшественники были иностранцами, и только он стал первым в России обладателем высокого знака отличия.

Возрождение Российского флота

Проигрыш в русско-японской войне очень тяжело переносился русским офицерством. Не стал исключением и А.В. Колчак, адмирал по духу и исследователь по призванию. Продолжая изучать причины поражения русской армии, Колчак разрабатывает план по созданию Морского Генерального штаба. В своём научном докладе он высказывает свои соображения о причинах военного поражения в войне, о том, какой флот нужен России, а также указывает на недостатки в оборонительной способности морских судов. Выступление оратора в Государственной думе не находит должного одобрения, и покидает службу в Морском Генеральном штабе А. В. Колчак (адмирал). Биография и фото того времени подтверждают его переход на преподавательскую работу в Морскую Академию. Несмотря на отсутствие академического образования, руководство академии пригласило его читать лекции на тему совместных действий армии и флота. В апреле 1908 года А. В. Колчаку присвоено воинское звание капитана 2-го ранга. Спустя пять лет, в 1913 году, он был произведён в чин капитана 1-го ранга.

Участие А. В. Колчака в Первой мировой войне

С сентября 1915 года Александр Васильевич Колчак руководит Минной дивизией Балтийского флота. Местом дислокации был порт города Ревель (ныне Таллин). Основной задачей дивизии была разработка минных заграждений и их установка. Кроме того, командующий лично проводил морские рейды по устранению судов противника. Это вызывало восхищение у рядовых матросов, а также у офицерского состава дивизии. Храбрость и находчивость командира получили широкую признательность во флоте, и это дошло до столицы. 10 апреля 1916 года А.В.Колчак был произведён в чин контр-адмирала Российского флота. А в июне 1916 года по указу императора Николая II Колчаку присвоено звание вице-адмирала, и он назначен на должность командующего Черноморским флотом. Таким образом, Александр Васильевич Колчак, адмирал Российского флота, становится самым молодым из флотоводцев. Приход энергичного и грамотного командующего был принят с большим уважением. С первых дней работы Колчак установил жёсткую дисциплину и сменил командное руководство флота. Основная стратегическая задача - очистить море от вражеских военных кораблей. Для выполнения этой задачи предлагалась блокировка портов Болгарии и акватории Босфорского пролива. Началась операция по минированию вражеских береговых линий. Судно адмирала Колчака часто можно было видеть при выполнении боевых и тактических задач. Командующий флотом лично контролировал ситуацию на море. Спецоперация по минированию Босфорского пролива с нанесением стремительного удара по Константинополю получила одобрение у Николая II. Однако дерзкой военной операции не случилось, все планы нарушила Февральская революция.

Революционный мятеж 1917 года

События февральского переворота 1917 года застали Колчака в Батуми. Именно в этом грузинском городе адмирал проводил встречу с Великим князем Николаем Николаевичем, командующим Кавказским фронтом. Повесткой дня было обсуждение графика морских перевозок и строительство морского порта в Трапезунде (Турция). Получив секретную депешу из Генерального штаба о военном перевороте в Петрограде, адмирал срочно возвращается в Севастополь. По возвращении в штаб Черноморского флота адмирал А. В. Колчак отдаёт распоряжение о прекращении телеграфной и почтовой связи Крыма с другими областями Российской империи. Тем самым предотвращает распространение слухов и панических настроений на флоте. Все телеграммы поступали только в штаб Черноморского флота. В отличие от ситуации на Балтийском флоте, положение на Чёрном море было под контролем адмирала. А. В. Колчак долго удерживал черноморскую флотилию от революционного развала. Однако политические события не прошли мимо. В июне 1917 года решением Севастопольского Совета адмирал Колчак был отстранён от руководства Черноморским флотом. Во время разоружения Колчак перед строем своих подчинённых ломает наградную золотую саблю и произносит: «Море меня наградило, морю я и возвращаю награду».

Семейная жизнь русского адмирала

Софья Фёдоровна Колчак (Омирова), жена великого флотоводца, была потомственной дворянкой. Родилась Софья в 1876 г. в Каменец-Подольске. Отец - Фёдор Васильевич Омиров, тайный советник его Императорского Величества, мать - Дарья Фёдоровна Каменская, происходила из рода генерал-майора В.Ф. Каменского. Софья Фёдоровна получила воспитание в Смольном институте благородных девиц. Красивая, волевая женщина, знавшая несколько иностранных языков, она была очень независимой по характеру. Венчание с Александром Васильевичем произошло в Свято-Харлампиевской церкви г. Иркутска 5 марта 1904 года. После венчания молодой супруг покидает свою жену и отправляется в действующую армию на защиту Порт-Артура. С.Ф.Колчак вместе со свёкром отправляется в Петербург. Всю жизнь Софья Фёдоровна хранила верность и преданность своему законному супругу. Письма к нему она неизменно начинала со слов: «Дорогой и любимый мой, Сашенька». И заканчивала: «Любящая тебя Соня». Трогательные письма жены адмирал Колчак берег до последних дней. Постоянные разлуки не давали супругам часто видеться. Военная служба обязывала кисполнению долга. И всё-таки редкие минуты радостных встреч не обходили стороной любящих супругов. Софья Фёдоровна родила троих детей. Первая дочь Татьяна родилась в 1908 году, однако, не прожив и месяца, ребёнок умер. Сын Ростислав родился 9 марта 1910 года (умер в 1965 г.). Третьим ребёнком в семье была Маргарита (1912-1914). При побеге от немцев из Либавы (Лиепая, Латвия) девочка простудилась и вскоре умерла. Жена Колчака некоторое время жила в Гатчине, потом в Либаве. При обстреле города семья Колчака была вынуждена покинуть своё пристанище. Собрав свои вещи, Софья перебирается к мужу в Гельсингфорс, где на тот период находилась штабная резиденция Балтийского флота. Именно в этом городе произошло знакомство Софьи с Анной Тимиревой - последней любовью адмирала. Затем был переезд в Севастополь. Весь период Гражданской войны она ждала своего мужа. В 1919 году Софья Колчак вместе с сыном эмигрирует. Британские союзники помогают им добраться в Констанцу, затем был Бухарест и Париж. Испытывая тяжёлое материальное положение в эмиграции, Софья Колчак смогла дать приличное образование сыну. Ростислав Александрович Колчак окончил Высшую дипломатическую школу и некоторое время работал в алжирской банковской системе. В 1939 году сын Колчака поступает на службу во французскую армию и вскоре попадает в немецкий плен. Софья Колчак переживёт немецкую оккупацию Парижа. Смерть жены адмирала наступит в госпитале Люнжюмо (Франция) в 1956 году. Похоронили С.Ф.Колчак на кладбище русских эмигрантов в Париже. В 1965 году умирает Ростислав Александрович Колчак. Последним пристанищем жены и сына адмирала станет французская усыпальница в Сент-Женевьев-де-Буа.

Последняя любовь русского адмирала

Анна Васильевна Тимирева - дочь выдающегося русского дирижёра и музыканта В. И. Сафонова. Анна родилась в Кисловодске в 1893 году. Адмирал Колчак и Анна Тимирева встретились в 1915 году в Гельсингфорсе. Её первый муж - капитан 1-го ранга Сергей Николаевич Тимирев. История любви с адмиралом Колчаком до сих пор вызывает восхищение и уважение к этой русской женщине. Любовь и преданность заставили её пойти на добровольный арест вслед за своим возлюбленным. Бесконечные аресты и ссылки не смогли уничтожить нежные чувства, она любила своего адмирала до конца жизни. Пережив расстрел адмирала Колчака в 1920 году, Анна Тимирева ещё долгие годы находилась в изгнании. Лишь в 1960 году она была реабилитирована, проживала в столице. Умерла Анна Васильевна 31 января 1975 года.

Зарубежные поездки

По возвращении в Петроград в 1917 году адмирал Колчак (фото его представлены в нашей статье) получает официальное приглашение от американской дипломатической миссии. Зарубежные партнёры, зная его большой опыт в минном деле, просят Временное правительство направить А. В. Колчака в качестве военного эксперта по борьбе с подводными лодками. А.Ф. Керенский даёт своё согласие на его выезд. Вскоре адмирал Колчак отправляется в Англию, а затем в Америку. Там он проводил военные консультации, а также принимал активное участие в учебно-тренировочных манёврах военно-морского флота США. Тем не менее Колчак считал, что его зарубежный вояж не удался, и было принято решение о возвращении в Россию. Будучи в Сан-Франциско адмирал получает правительственную телеграмму о предложении баллотироваться в состав Учредительного Собрания. Грянула Октябрьская революция и нарушила все планы Колчака. Весть о революционном восстании застаёт его в японском порту Йокогама. Временная остановка продлилась до осени 1918 года.

События Гражданской войны в судьбе А. В. Колчака

После долгих заграничных скитаний А. В. Колчак 20 сентября 1918 года возвращается на русскую землю во Владивосток. В этом городе Колчак изучал положение военных дел и революционные настроения жителей восточных окраин страны. В это время к нему не раз обращается русская общественность с предложением возглавить борьбу с большевиками. 13 октября 1918 года Колчак прибывает в Омск для установления общего командования добровольческими армиями на востоке страны. Спустя некоторое время в городе происходит военный захват власти. А. В. Колчак - адмирал, Верховный правитель России. Именно эту должность русское офицерство доверило Александру Васильевичу.Армия Колчака насчитывала более 150 тыс. человек.

Приход к власти адмирала Колчака воодушевил весь восточный регион страны, надеявшийся на установление жёсткой диктатуры и порядка. Была установлена крепкая управленческая вертикаль и правильная организация государства. Главной целью нового военного образования было соединение с армией А. И. Деникина и поход на Москву. В период правления Колчака был издан ряд распоряжений, указов и назначений. А. В. Колчак одним из первых в России начал расследование гибели царской семьи. Была восстановлена наградная система царской России. В распоряжении армии Колчака находился огромный золотой запас страны, который был вывезен из Москвы в Казань с целью дальнейшего перемещения в Англию и Канаду. На эти деньги адмирал Колчак (фото которого можно увидеть выше) обеспечивал вооружением и обмундированием свою армию.

Боевой путь и арест адмирала

За всё время существования восточного фронта Колчак и его боевые товарищи осуществили несколько удачных боевых атак (Пермская, Казанская и Симбирская операция). Однако численное превосходство Красной Армии не дало осуществить грандиозный захват западных рубежей России. Немаловажным фактором стало и предательство союзников. 15 января 1920 года Колчака арестовывают и отправляют в Иркутскую тюрьму. Через несколько дней Чрезвычайная комиссия начала процедуру следственных мероприятий по допросу адмирала. А. В. Колчак, адмирал (протоколы допроса свидетельствуют об этом), во время проведения следственных мероприятий держался очень достойно.

Следователи ЧК отмечали, что на все вопросы адмирал отвечал охотно и чётко, при этом не выдав ни одной фамилии своих сослуживцев. Арест Колчака длился до 6 февраля, до тех пор когда остатки его армии вплотную подошли к Иркутску. 7 февраля 1920 года на берегу реки Ушаковки адмирал был расстрелян и сброшен в прорубь. Так закончил свой путь великий сын своей Отчизны. По событиям боевых действий на востоке России с осени 1918 по конец 1919 года была написана книга «Восточный фронт адмирала Колчака», автор - С. В. Волков.

Правда и вымысел

По сегодняшний день судьба этого человека до конца не изучена. А. В. Колчак - адмирал, неизвестные факты из жизни и смерти которого до сих пор вызывают интерес у историков и людей, неравнодушных к этой личности. Одно можно сказать вполне определённо: жизнь адмирала - это яркий пример мужества, героизма и высокой ответственности перед своей Родиной.

Биография Александра Васильевича Колчака всегда представляла большой интерес для потомков. Не зря же Колчак до сих пор считается одной из самых неординарных и неоднозначных фигур в отечественной истории.

Будущий адмирал родился поздней осенью 1874-го в северной столице. На протяжении трех лет он учился в гимназии, после чего поступил в одно из морских училищ. Там он начал постигать азы морского дела.

Именно в стенах этого заведения раскрылся его исключительный талант и неординарные способности в военно-морской науке. Будучи учащимся, он начал выходить в учебные походы, благодаря которым он предметно изучал гидрологию и океанографию.

Когда он уже стал профессиональным специалистом, Колчак принял участие в полярной экспедиции известнейшего путешественника Э. Толля. Исследователи пытались установить координаты острова, который именуется Землей Санникова. По результатам этой работы молодого ученого включили в состав Российского географического общества.

Когда началась русско-японская война, Александр Васильевич был переведен в военное ведомство, где он начал командовать миноносцем «Сердитый» в районе Порт-Артура.

После мирного договора Колчак продолжил свою карьеру ученого. Его научные работы, связанные с океанологией и историей исследований, завоевали уважение и почет в среде полярников. А члены географического общества решили наградить его «Золотой Константиновской медалью», которая в те времена считалась высшим знаком уважения.

В августе 1914-го грянула , и Колчак занялся развитием военно-морского флота. В первую очередь, он начал разрабатывать план минной блокады немецких баз. Как итог, он возглавил Минную дивизию Балтийского флота.

В 1916-м Колчак стал не только вице-адмиралом, но и командующим Черноморским флотом.

Февральская революция застала его в Батуми. Он присягнул Временному правительству и отправился в революционный Петроград. Впоследствии его, как военного эксперта, пригласили в Соединенные Штаты и в Японию.

Все планы адмирала нарушил Октябрьский переворот. Он вернулся на Родину только осенью 1918-го. В Омске он стал морским и военным министром «Директории», а через некоторое время получил пост Верховного Правителя России. Войска Колчака смогли взять Урал, но вскоре начали терпеть поражения от Красной армии.

Во время Гражданской войны ему активно помогали войска , но затем предали его и в феврале 1920-го главнокомандующий и Верховный правитель был расстрелян большевиками. Считается, что одной из причин предательства стала непримиримая позиция Колчака по вопросу о Российской империи – он всячески препятствовал его вывозу за рубеж, считая исключительно русским достоянием.

Личная жизнь адмирала Колчака широко освещена в прессе и в литературе. В 1904-м он женился на Софье Омировой. Она родила ему троих детей, из которых двое умерли в детстве. Сын Ростислав родился в 1910-м. После революции Софья Колчак с сыном эмигрировали в Париж. Ростислав стал выпускником Высшей школы дипломатических и коммерческих наук и трудился в одном из банков. Когда началась Вторая Мировая, его мобилизовали, и вскоре он попал в плен немецким оккупантам. После войны он вернулся из лагеря. Его не стало 1965-м. Его мать, супруга Колчака, скончалась за девять лет до смерти сына.

Адмирал Колчак - выдающийся отечественный государственный деятель, военачальник, один из самых известных представителей Белого движения, участвовавший в Гражданской войне. В этот период он был одним из его предводителей. Оценка его личности является до сих пор одним из самых спорных и дискуссионных вопросов в отечественной истории XX столетия.

Детство и юность

Адмирал Колчак родился 16 ноября 1874 года. Он появился на свет в пригороде Петербурга, в селе Александровское. Был потомственным дворянином. Род Колчаков завоевал славу на протяжении многих лет на царской службе, особенно проявив себя на военном поприще. Например, отец Александра Васильевича был героем обороны Севастополя во время Крымской кампании.

До 11 лет Александр получал образование исключительно дома. В 1885 году поступил в шестую гимназию российской столицы, в которой окончил три класса. После этого мальчика перевели в Морской кадетский корпус. На семейном совете было решено, что он пойдет по стопам своих предков и станет военным, защитником родины. В учебе он демонстрировал прилежание, успевая практически по всем предметам.

Как лучший ученик в своем классе, будущий адмирал Колчак был зачислен в класс гардемаринов, а со временем назначен фельдфебелем. Кадетский корпус он окончил в 1894 году, получив звание мичмана.

В начале карьеры

Первым местом его службы стали Балтийский и Тихоокеанский флот. В то время он был известен как исследователь Арктики, совершил три кругосветных плавания. Исследовал особенности Тихого океана, больше всего его интересовали северные территории.

В 1900 году юного лейтенанта, который подавал большие надежды, перевели в академию наук. К этому времени относятся его первые научные труды, в частности, статья о наблюдениях за морскими течениями. При этом нужно отметить, что конечной целью офицера всегда были не теоретические, а практические изыскания. Он мечтает собрать полярную экспедицию.

Его публикациями и идеями вскоре увлекается исследователь Арктики барон Эдуард Толль. Он предлагает герою нашей статьи отправиться на поиски легендарной Земли Санникова. Это остров-призрак, который по легенде находится в Северном Ледовитом океане. Якобы его наблюдали несколько исследователей в XIX веке. В том числе русский купец из Якутска Яков Санников, который изучал Новосибирские острова. По версии современных ученых, никакой Земли Санникова не существует. По всей видимости, она, как и многие арктические острова, состояла не из скал, а из вечной мерзлоты, ископаемого льда, поверх которого был нанесен слой грунта. Когда лед растаял, Земля Санникова исчезла, как и некоторые другие острова в тех местах.

Колчак отправился на поиски пропавшей экспедиции Толля. Сначала он плыл на шхуне "Заря", затем на собачьих упряжках совершил рискованный переход, обнаружив останки погибших исследователей. Сам Колчак во время этого похода серьезно заболел, он простудился и едва выжил. Толль погиб.

Участие в Русско-японской войне

Весной 1904 году на Дальнем Востоке развернулась Русско-японская война. Колчак, несмотря на то, что до конца так и не смог оправиться от болезни после возвращения из полярной экспедиции, добился назначения в Порт-Артур, который на тот момент был уже осажден японскими войсками. На миноносце "Сердитый" он принял участие в расстановке заградительных мин в непосредственной близости от маршрута, по которому должны были проходить японские суда. Благодаря этой успешно проведенной операции, ему удалось подорвать несколько вражеских кораблей.

На протяжении всей осады Порт-Артура он оставался в окрестностях города. Командовал подразделениями береговой артиллерии, которые нанесли существенный урон противнику. Во время одного из сражений получил ранение, после того как крепость была захвачена, оказался в плену. Японское командование высоко оценило его боевой дух и отвагу. Поэтому Колчак был освобожден из плена, ему даже вернули его оружие.

За проявленный героизм на русско-японской войне герой нашей статьи был награжден орденами святого Станислава и святой Анны, а также георгиевским оружием.

Восстановив силы в госпитале, Колчак получил полугодовой отпуск. Но полноценно отдыхать у него не получалось. Он сильно переживал из-за того, что Россия фактически потеряла весь свой флота на Дальнем Востоке из-за войны с Японией. Он начал проводить активную работу, направленную на его возрождение.

Уже летом 1906 года он возглавил комиссию при морском Генеральном штабе, которая занялась выяснением и анализом причин, из-за которых состоялось поражение под Цусимой. Это была одна из самых чувствительных и болезненных страниц в истории русского флота. Колчак выступал в Государственной думе в качестве военного эксперта. На слушаниях он убеждал депутатов в необходимости выделить необходимое дополнительное финансирование на поддержку и развитие отечественных боевых кораблей.

Герой нашей статьи разработал проект, который был посвящен возрождению отечественного флота. По сути, он стал теоретической базой для всего российского военного судостроения того времени. В рамках его реализации с 1906 по 1908 года Колчак лично руководил строительством двух ледоколов и четырех броненосцев.

Правительство и император высокого оценили его вклад в исследование Арктики. В результате лейтенант Колчак был даже избран в постоянный состав Русского географического общества. В то время он получил даже прозвище Колчак-полярный.

Параллельно в то же время он продолжает работу по систематизации материалов своих прошлых экспедиций. В 1909 году он издает научный труд, посвященный ледяному покрову Сибирского и Карского морей. Эта работы была признана успешной, науке удалось сделать значительный шаг вперед в изучении ледяных покровов.

Первая мировая война

С самого начала войны под угрозой оказалась российская столица, на тот момент это был Санкт-Петербург. Дело в том, что командование германской армией и флота готовилось провести блицкриг. Для этого Генрих Прусский собирался уже в первые дни после начала военной кампании отправиться по Финскому заливу, добраться до Петербурга и обстрелять город из мощных орудий, вынуждая его сдаться.

По плану немцев, за несколько часов артподготовки должны были быть разрушены ключевые объекты в городе. Затем предполагалось высадить десант и захватить российскую столицу. Осуществлению этой операции помешал исключительно опыт и отважные действия русский морских офицеров.

Осознавая, что германский флот значительно превосходит русский по численности, изначально было решено вести тактику минной войны. Дивизион Колчака уже в первые дни война расставил в акватории Финского залива около шести тысяч мин. Они и стали надежным щитом для обороны столицы, сорвав планы германского флота захватить Россию.

Добившись первых успехов, Колчак настаивал на необходимости переходить к агрессивным действиям. Вскоре была предпринята операция по минированию Данцигской бухты, расположенной непосредственно у берегов неприятеля. Эта акция оказалась очень успешной, потому что в результате нее удалось подорвать сразу 35 кораблей противника.

Успехи Колчака не прошли незамеченными. Осенью 1915 года его назначили командующим Минной дивизией. В октябре он уже предпринял смелый и рискованный маневр, когда высадил десант на берег Рижского залива, чтобы помочь армиям Северного флота. Операция была настолько успешной, что немцы даже не догадались о присутствии русских и истинных причинах своих неудач.

Летом 1916 года Колчак был назначен главнокомандующим Черноморским флотом.

Революция в России

Когда в феврале 1917 года произошла революция, Колчак оставался верен российскому императору до самого конца. Он категорически отказался сдавать оружие матросам, выбросив свою наградную саблю за борт.

Он срочно прибывает в Петроград, где возлагает на Временное правительство вину в развале всей страны и собственной армии. В этот момент он оказался всем неугоден. Даже когда в верхах активно обсуждалось отречение императора от престола, он оставался верен Николаю II. В результате его было решено удалить. Фактически Колчака отправили в политическую ссылку. Во главе союзнической военной миссии он уехал в Америку.

В то время, как решалась судьба России, он не смог много времени провести вдали от родины. Уже в декабре 1917 года Колчак обращается к Временному правительству с просьбой зачислить его на военную службу. Случилось это после того, как он узнал о планах большевиков заключить мир с Германией. К этому моменту уже появляются влиятельные политики, для которых герой нашей статьи становится влиятельным лидером, имеющим авторитет, для того, чтобы суметь возглавить борьбу против большевизма.

С апреля по сентябрь 1918 года он пытается сформировать объединенные вооруженные силы на Китайско-Восточной железной дороге, чтобы бросить их на борьбу с немцами и большевиками, однако сталкивается с активным сопротивлением со стороны японцев. В результате он решает оставить Дальний Восток и примкнуть к Добровольческой армии, которая на тот момент формируется на юге России. К тому же сразу несколько разрозненных правительств, не признававших друг друга, действовали на Востоке и в Сибири.

К сентябрю 1918 года им удалось объединиться в Директорию, которая при этом действовала крайне непоследовательно, что вызывало недоверие в деловых и военных кругах. Как раз на Колчака была возложена миссия стать некой "сильной рукой", которой окажется под силу совершить "белый переворот". В ноябре в Омске герой нашей статьи был назначен морским и военным министром в правительстве Директории. Однако уже 18 ноября Директорию упразднили в результате военного переворота. Левых кадетов и правых эсеров, которые входили в ее руководство, отстранили. Власть перешла к Совету министров. На очередном заседании Колчак был произведен в полные адмиралы, также ему было предложено принять титул Верховного правителя России.

Ключевой целью политики адмирала Колчака, фото которого представлено далее, было полное восстановление устоев, существовавших в Российской империи.

Своими первыми указами он запретил все экстремистские партии. Правительство Сибири, которое возглавил адмирал Колчак, заявляло, что стремиться добиться примирения между всеми группами и слоями населения без участия как правых, так и левых радикалов. Для выхода из политического кризиса была разработана экономическая реформа. В частности, она предполагала создание в Сибири мощной и разветвленной промышленной базы.

Верховный правитель России адмирал Колчак провозгласил своей самой важной задачей повышение боеспособности армии, а на второе место поставил победу над большевиками. Деятельность его правительства была нацелена на то, чтобы временная власть Верховного правителя позволила передать судьбу государства в руки народа. По крайней мере, так декларировалось.

Приход к власти адмирала Колчака, который состоялся в Омске 18 ноября 1918 года, был связан с арестом всех представителей социал-демократического крыла Директории. Одним из первых своих распоряжений он отменил указ о том, что евреи подлежать выселению из прифронтовой зоны как потенциальные шпионы.

Оказавшись Верховным правителем, адмирал Колчак, биография которого описана в этой статье, поспособствовал тому, чтобы белые оправились от поражений, нанесенных им осенью в Поволжье Красной армией. В то же время его политическая платформа заметно сузилась, окончательно превратившись из антибольшевистской в Белое движение.

Гражданская война

Фото адмирала Колчака в то время появлялось во многих отечественных и зарубежных изданиях. Он рассчитывал объединить разрозненные политические силы, чтобы создать принципиально новую государственную власть. Поначалу военные успехи способствовали этому.

В декабре 1918 года адмиралу Колчаку, биографию которого вы можете узнать из этой статьи, удалось занять Пермь, которая имела важное стратегическое значение во всей Гражданской войне, так как в городе были сконцентрированы большие запасы военного снаряжения.

При этом в самом Омске, где размещалась ставка Колчака, в ночь на 23 декабря произошло восстание большевиков. Сам адмирал в тот момент тяжело болел, но выступление удалось жестко подавить.

Подавив перевороты, Колчак выстроил крепкую вертикаль власти. Даже сами большевики докладывали Ленину, что в Сибири контрреволюция оформилась в организованное государство с мощной армией и разветвленным государственным аппаратом.

В руках Колчака оказалась большая часть золотого запаса России. Она была захвачена у большевиков в Казани народной армией Комуча, которой командовал генерал Каппель. Оттуда отправлена в Самару, а затем в Уфу и Омск. При этом адмирал запрещал расходовать золото для стабилизации финансовой системы и борьбы с инфляцией. Часть денег была потрачена на закупку обмундирования и вооружения, получены кредиты под залог в иностранных банках.

Пермская операция

Судьба адмирала Колчака сегодня представляет повышенный интерес для историков и всех, кто интересуется Гражданской войной в России. В планах Верховного правителя было отказаться от наступления на Москву, отправив войска к Вологде, чтобы соединиться с белыми частями, базировавшимися на севере, и получать помочь от союзников через порты в Архангельске и Мурманске.

Поначалу армия белого адмирала Колчака продвигалась успешно. Советским войскам постоянно приходилось отступать. Под Пермью были взяты в плен около 30 000 красноармейцев. На отдельных направлениях целые полки Красной армии отказывались от сопротивления. Взятие Перми было высоко оценено зарубежными союзниками. Личное поздравление адмиралу Колчаку, жизнь которого описана в этой статье, прислал французский премьер-министр Клемансо.

Генеральное наступление

По замыслу Колчака, предполагалось начать наступление в Самаро-Саратовском и Пермско-Вятском направлениях. После продолжать движение, а в результате выйти к Москве сразу с трех сторон - с юго, севера и востока. Согласно истории, адмирал Колчак запланировал генеральное наступление на апрель 1919 года.

Поначалу все складывалось успешно. Сибирская армия соединилась с войсками Архангельского правительства. Были взяты Уфа, Стерлитамак, Набережные Челны, Бугульма. К концу апреля войска белого движения приблизились к Самаре, Казани и Симбирску. Заняв эти территории, Колчак получил бы карт-бланш для наступления на Москву.

Продвижение Белой армии даже называли "Полетом к Волге", что вызвало воодушевление в общественных и буржуазных кругах.

В середине 1919 года большевики основные силы бросили на Восточный фронт, понимая, что именно оттуда движется самая большая угроза. Белые армии поначалу отчаянно сопротивлялись, но затем были вынуждены отступать. 9 июня в руки большевиков перешла Уфа, стратегическая инициатива армией Колчака была потеряна. Наметившийся кадровый голод привел к окончательному поражению белой армии.

После того, как большевики заняли Омск, Колчак был вынужден начать Великий Сибирский Ледяной поход. Так было названо отступление зимой 1920 года на восток. Колчак пытался добраться до Иркутска, но был заблокирован в Нижнеудинске. Эшелоны адмирала были остановлены чехословаками. Фактически Верховный правитель оказался под арестом, хоть официально об этом и не объявлялось. Появился план уйти в Монголию, с ним оставался личный конвой из более чем 500 бойцов. Адмирал сообщил своим сторонникам, что отказывается направляться в Иркутск, предложив остаться с ним всем, кто в него верит. Наутро из 500 человеко остались 10. Поняв, что предан, он поседел за одну ночь.

В результате эшелон адмирала был направлен в Иркутск при поддержке союзников, которым он не доверял. Сразу следом за вагоном адмирала следовал "золотой эшелон", который охранял чехословацкий корпус. Прибыв в Иркутск, чехословаки объявили Колчаку, что он арестован и будет передан местным властям.

21 января 1920 года начались допросы Колчака специально созданной Чрезвычайной следственной комиссией. Адмирал оказался весьма откровенен, осознавая, что фактически они становятся своеобразными мемуарами, его последним словом, которое он может обратить к потомкам. Сейчас с ними можно ознакомиться. Историком Николаем Стариковым выпущена книга "Адмирал Колчак. Протоколы допроса".

В ночь на 7 февраля Колчак вместе с председателем Совета министром Российского правительства Виктором Пепеляевым были расстреляны без суда по постановлению военно-революционного комитета. По распространенной версии, тела убитых сбросили в прорубь. Судьба героя нашей статьи подробно описана в книге Владимира Максимова "Звезда адмирала Колчака".

Историками считается, что приказ о тайном убийстве Колчака без суда был лично отдан Лениным в телеграмме Эфраиму Склянскому.

Личная жизнь

Биография, личная жизнь адмирала Колчака интересуют не только его современников, но и нынешних историков. Его супругой была потомственная дворянка Софья Омирова. Известно, что жена адмирала Колчака несколько лет ждала его из затянувшейся полярной экспедиции. Поэтому официально их венчание состоялось только весной 1904 года в храме в Иркутске.

В биографии адмирала Колчака личная жизнь играла большую роль. У него было трое детей. Правда, первая дочка, появившаяся на свет в 1905 году, умерла в младенчестве. В 1910 году на свет появился сын Ростислав. В 1912 году - еще одна дочь Маргарита, но и она умерла, когда ей исполнилось два года. Так что воспитывал адмирал только одного ребенка.

В 1919 году Софья вместе с сыном эмигрировала в Констанцу, а затем в Париж. В этом ей помогли британские союзники. Она скончалась в 1956 году, похоронена на парижском кладбище.

Ростислав Колчак был служащим в Алжирском банке, участвовал во Второй мировой войне на стороне французской армии. Скончался в 1965 году. У него остался сын Александр, родившийся в 1933 году. Сейчас он живет в Париже.

В последние годы жизни в личной жизни адмирала Колчака произошли значительные перемены. Его последней любовью стала Анна Тимирева, с которой он познакомился в 1915 году в Гельсингфорсе, где она отдыхала с мужем, морским офицером. В 1918 году она развелась с супругом и последовала за адмиралом на восток страны. После его расстрела была арестована, около 30 лет провела в тюрьмах и ссылках. Окончательно была реабилитирована только в 1960 году. После этого поселилась в Москве, работала консультантом на "Мосфильме", в эпизодической роли снялась в фильме Сергея Бондарчука "Война и мир".

Умерла в 1975 году в возрасте 81 года, похоронена на Ваганьковском кладбище.

Память об адмирале

Биография адмирала Колчака, личная жизнь часто становилась поводом для создания художественных произведений. В 2008 году вышел военно-исторический фильм Андрея Кравчука "Адмиралъ". В нем рассказывается подробно биография белого офицера, история его любви.

Памятник адмиралу Колчаку установлен в Иркутске в 2004 году. Также на месте его предполагаемой гибели стоит крест на реке Ангара. Имя адмирала высечено на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа на памятнике героям Белого движения.



Похожие публикации