Сценарная теория. Выбор профессии сквозь призму психоанализа и сценарной теории - страна знаний

В современной научной литературе на данном этапе не существует однозначного определения понятия выбор. Диапазон выбора каждого человека чрезвычайно широк, он пронизывает все формы его жизнедеятельности. Следует отметить, что выбор образовательной и самообразовательный деятельности занимает одно из важнейших мест в жизни личности. Выбор профессии является одним из наиболее важных событий, определяющий в значительной степени жизненный путь человека. Категория выбора может быть рассмотрена с двух позиций, во-первых, как "способность человека строить свою жизнь в соответствии со своей индивидуальностью" , во-вторых, "как способ взаимодействия личности и общества, как готовность к рациональной организации времени, как способность к саморегуляции". Однако, как в психологии, так и в философии, понятие выбора тесно связано с наличием свободы. Можно ли сказать, что профессиональный выбор является полностью свободным, независимым решением личности? Ученые сходятся во мнении, что выбор всегда происходит под влияние внешних воздействий. Так, согласно, Ю.П. Поваренкову, процесс выбора профессии всегда связан с решением комплекса противоречий, в основе которых лежит конфликт между индивидуальными и социальными потребностями.

Проблема сущности и детерминации профессиональных выборов рассматривается многими направлениями. Так, психодинамическое направление, в основе которого лежат работы З. Фрейда, рассматривает вопрос детерминант выбора профессии и удовлетворенности ею, исходя из признания определяющего влияния раннего детского опыта. Иначе данную проблему рассматривает теория профессионального выбора, разработанная американским исследователем Холландом, базисной идеей которого является положение о том, что профессиональный выбор определяется типом личности. Также следует упомянуть теорию компромисса с реальностью Э. Гинзберга, в рамках которой выбор профессии понимается как развивающийся процесс, состоящий из серии "промежуточных решений", которые существенно ограничивают свободу выбора и возможность достижения новых целей. Однако, на мой взгляд, наиболее подробно следует остановиться на рассмотрении данной проблемы в рамках сценарной теории.

Согласно сценарной теории, появившейся в середине 50-х гг., благодаря американскому психотерапевту Э. Берну, процесс выбора профессии запрограммирован сценарием, сформированным личностью в раннем детстве. В рамках сценарной теории постулируется идея о том, что лишь небольшое число людей достигает полной автономии в жизни, в наиболее важных же аспектах жизни, к которым относятся и выбор профессии и карьерного пути, люди руководствуются сценарием, т.е. своеобразным жизненным планом, выработанным личностью еще в раннем детстве, до 7-летнего возраста, под влиянием родителей. Другими словами, судьбу каждого человека определяют решения, принятые им в детстве, в противовес взрослому планированию. Идея о том, что человеческая жизнь следует образцам, изложенным в мифах, легендах и сказках одним из первых была проработана и высказана Джозефом Кемпбеллом. Основу данной идеи положили труды К.Г. Юнга и З. Фрейда. Так, самой известной мыслью Юнга является идея о связи между архетипами и личностью, Фрейд же непосредственно соотносил всё множество аспектов человеческой жизни с мифом об Эдипе, кроме того, он выдвигал гипотезу о повторяющемся принуждении и о принуждении судьбы. Однако ближе всех из последователей психоанализа к анализу сценариев был Альфред Адлер, говоривший "<…> жизненный план остается в подсознании, так что пациент может считать, что действует неумолимый рок, а не давно подготовленный и обдуманный план, за который ответственен только он сам<…>".

Опираясь на сценарную теорию, можно говорить о том, что у каждого индивида есть подсознательный план жизни, некий сценарий, который обычно основан на детских иллюзиях, порой сохраняющихся у личности до конца жизни. В раннем детстве каждый человек сталкивается с необходимостью принятия решения о том, как ему предстоит жить, так создается некий план, который постоянно присутствует сознании человека, названный Эриком Берном сценарием. Говоря в общем, жизненный план охватывает всю жизнь человека. Он основывается на детских решениях и родительском программировании, в дальнейшем находя постоянное подкрепление в процессе межличностного общения. Некоторые сценарии можно проследить до самых отдаленных предков, что говорит о том, что сценарии начали создаваться в момент появления первых человекоподобных существ на земле. В контексте выбора профессии, родительское программирование сценария будущей жизни ребенка позволяет получить знания, необходимые для дальнейшего успешного овладения профессией. Для того, чтобы можно было говорить о существовании у личности определенного жизненного сценария, должно быть соблюдено наличие следующих переменных: родительские предписания, соответствующие развитию личности; решения, принятые в детстве; подлинная заинтересованность личности в соответствующем методе достижения успеха или неудачи; правдоподобие. Для большего понимания того, что представляет собой жизненный сценарий, необходимо проследить процесс его зарождения. Жизненный сценарий зарождается в раннем детстве с примитивной формы, именуемой протоколом. Уже в период грудного вскармливания осуществляются короткие "протоколы", которые в дальнейшем могут быть весьма непредсказуемо развернуты.Э. Берн приводит примеры следующих протоколов: "Еще рано", "Когда будешь готов/Когда я буду готова", "Побыстрее", "Ты никогда не наедаешься", "Сначала одно, потом другое", "Пусть ест, сколько хочет", "Разве он не замечательный?". Постепенно у ребенка складываются определенные убеждения на свой счет, а также на счет окружающих, особенно в отношении родителей, которые, вероятнее всего, останутся с ним на всю жизнь. Существует четыре варианта убеждений или жизненных позиций, на основе которых в дальнейшем принимаются жизненно важные решения личности:

1. Я о"кей- яв порядке, я хороший;

2. Я не о"кей - я не в порядке, я плохой;

3. Ты о"кей- ты в порядке, ты хороший;

4. Ты не о"кей - ты не в порядке, ты плохой.

Будучи в каждой из четырех позиций человек, согласно Франклину Эрнсту, ведет себя соответственно ей. Это подразумевает, что находясь в позиции сотрудничества - Я-ОК, Ты-ОК, человек способен доверять другим, уверен в себе, получает удовлетворение от своей деятельности. Убеждение Я-не ОК, Ты-ОК представляет собой позицию "ухода", при которой человек, не доверяет себе в возможности справиться с проблемой в наличных условиях, выбирая избегание проблем. Убеждение Я-ОК, Ты-не ОК подразумевает стремление к "избавлению", характеризующееся тем, что человек не испытывает доверяю к другим, поэтому не подпускает к себе их. Позиция Я-не ОК, Ты-не ОК проявляется как "выжидание", что подразумевает игнорирование личностью собственных возможностей решения проблемы, отсутствие доверия к окружающим, человек пребывает в состоянии депрессии и ничего не делает.

Следующим этапом в развитии сценария является поиск сюжета, обладающего соответствующей развязкой. Ребенок пытается найти ответ на вопрос о том, что происходит с похожими на него людьми. В определенный момент он найдет историю, которая даст ему объяснение, к чему он стремится. Что это может быть? Эрик Берн, отвечая на этот вопрос, говорит, что историей, которая станет сценарием на всю дальнейшую жизнь ребенка и будет определять ход её развития, может быть как сказка, прочитанная матерью, так и рассказ о предках, легенда, при прослушивании которой его осеняет понимание того, что это близко, понятно ему, о нем. Круг ролей в жизни ребенка носит весьма ограниченный характер - только родители, братья, сестры, которые являются значимыми Другими, наделенными сродни волшебной властью. Семья является своего рода организацией, в которой есть свои четкие правила, что препятствует приобретению ребенком определенной гибкости. По этой причине при переходе в подростковый возраст и встрече с другими людьми, среди которых он старается отыскать тех, кто может играть по тем ролям, которые предписаны его сценарием, происходит существенная корректировка сценария с учетом нового окружения. Основной сюжет остается неизменным, незначительные изменения касаются самого действия. В результате нескольких подобных адаптаций человек подходит к заключительной развязке.

Эрик Берн выделяет следующие причины, объясняющий значимость жизненного сценария, запрограммированного родителями для ребенка:

1. Он дает жизненную цель, которую, в противном случае, ребенку пришлось бы искать самостоятельно. Ребенок чаще всего действует для других, ради других, и чаще всего ради родителей.

2. Он дает приемлемую для родителей возможность структурировать время ребенка.

3. Программируя ребенка, родители передают ему собственные знания, а также то, чему, по их мнению, они научились.

В результате родительского программирования у ребенка есть два возможных пути, в том случае, если родители были, условно говоря, неудачниками, или иначе побежденными, они передают именно такую программу своему ребенку, если же они победители, то неосознанно будут программировать своего ребенка таким же образом.

Исходя из рассуждениям Э. Берна, ребенок невольно сам программируется на выполнение родительского сценария, в основе которого заложен их жизненный опыт, соединённый с их возможностями. Порой ребенку передается даже траектория не реализованного родительского профессионального пути. Что можно назвать программированием? Например призыв родителей "Поздоровайся" - по существу является приказом проявить себя, аналогичным является призыв "Посмотрите, какой он милый!", который, в действительности, подразумевает приказ "Покажи, какой ты милый!". То же относится и к командам "Поторопись!" и "Ты не можешь сидеть бесконечно!" - это запреты "Не заставляй меня ждать!" и "Не возражай!". Однако предписания и обратные предписания не станут значимыми в развитии ребенка, пока он не примет. Таким образом, ранние решения - это формулы поведения, формирующиеся в ответ на родительские послания. Впоследствии Боб и Мэри Гулдинг продолжили исследования, начатые Эриком Берном. Ими было обнаружено, что существует ограниченное количество видов приказаний - двенадцать. Ученые были убеждены, что человек может воспринять от своих родителей как одно из двенадцати предсказания, так и сразу несколько. Авторы дали название каждому виду предписания, что позволяет описать описывают возможные чувства переживания ребенка, воспринимающего послания, на рассмотрении каждого из них я хотела бы остановиться более подробно.

Не живи. Данное предписание заставляет человека себя ущербным, ненужным или нелюбимым, по этой причине он может изо дня в день медленно убивать себя или же постоянно подвергать свою жизнь неоправданному риску. Такое приказание получают те младенцы, родитель которых, находясь в своём эго-состоянии Ребёнка, чувствует, что родившийся ребёнок мешает или угрожает ему.

Не будь самим собой. Данное приказание передают те родители, у которых родился ребенок не того пола, которого они хотели бы иметь. Невербальное послание таких родителей будет следующим: "Не будь мальчиком (девочкой)", более общее приказание транслируется чаще всего в виде следующего послания: "Не будь самим собой. Будь другим ребёнком". Родители, испытывая неприязнь к своему ребёнку, могут постоянно сравнивать его с другими детьми не в пользу. Родители имеют образ желаемого "идеального" ребёнка, относительно которого они положительно реагируют лишь на те аспекты характера или поведения своего реального ребёнка, которые соответствуют данному образ, при этом игнорируя остальные. В ответ на предписание не быть собой ребенок может решить: "Я покажу им, что я так же хорош/хороша, как и любой/любая мальчик/девочка", "Неважно, как сильно я буду стараться, я никогда не угожу", "Я притворюсь мальчиком/девочкой", "Я никогда не буду так счастлив", "Мне всегда будет стыдно".

Не будь ребёнком. В том случае, если эго-состояние Ребёнок взрослого человека ощущает угрозу со стороны родившегося у него ребёнка, но в то же время не намерен убирать его со своего пути, он может транслировать невербальное послание: "Здесь есть место только для одного ребёнка - и этот ребёнок я. Тем не менее, я буду терпеть тебя, если ты будешь вести себя как взрослый, а не как ребёнок". Вербальные высказывания будут следующего характера: "Ты уже большой, чтобы…" или "Большие мальчики не плачут". Подобные приказания могут исходить от родителей, которые никогда не вели себя как дети, и поэтому чувствуют угрозу в детском поведении. В результате во взрослой жизни люди, получившие такое приказание, обычно чувствует себя некомфортно рядом с детьми, либо ощущают дискомфорт в ситуациях, связанных с развлечениями и удовольствием. В ответ на это предписание ребенок может принять следующие решения: "Я больше ничего не попрошу, я сам о себе позабочусь", "Я всегда буду заботиться о других", "Я никогда не буду развлекаться", "Я больше никогда не сделаю ничего ребячливого".

Не делай. При получении такого приказания, человек во взрослой жизни часто не знает, как поступить, затрудняется с принятием решений, не способен изменить собственное положение. Мотивы такого предписания лежат в страхе родителя в собственном эго-состоянии Ребенка, что его ребёнок причинит себе вред, если будет вне родительского контроля. Это подразумевает, что лучше не делать ничего, поскольку любое действие может быть опасно. В результате, ребенок может решить: "Я никогда ничего не сделаю правильно". "Я глупый". "Я никогда не выиграю", "Я покажу вам, даже если это убьет меня", "Неважно, насколько я хорош, я должен был сделать все еще лучше, поэтому я буду чувствовать себя плохо"

Не расти/оставайся всегда маленьким. В большинстве случаев данное приказание адресовано младшим в семье детям, либо же единственному ребенку, в случае, если родители больше не смогут иметь других детей, поскольку родители видят собственную ценность исключительно в хорошего отца или матери. По этой причине, по мере взросления ребенка, ощущение собственной значимости в мире снижается, иначе предписание "Не расти" можно понимать в значении призыва "Не покидай меня". В результате, во взрослом возрасте человек, получивший данное послание, долго живёт с матерью преклонного возраста. Иной причиной трансляция предписания "Не расти" может быть в случае, когда эмоционально незрелые родители отказываются признавать взросление собственного ребенка, желая, чтобы ребёнок как можно дольше оставался их товарищем по играм. Кроме того, приказания "Не расти" может быть вариацией приказания "Не будь привлекательной (сексуальной)", которое передаётся обычно отцом своей дочери, поскольку он боится собственной сексуальной реакции на своего взрослеющего ребенка. Принимая данное предписание, ребенок решает "остаться маленьким" или "беспомощным", "недумающим", "несексуальным", что часто можно заметить в движениях, голосе, манерах, поведении человека.

Не делай успехов. Это приказание передаётся родителем, который в своём эго-состоянии Ребёнка ревностно относится к будущим успехам своих детей. Парадоксально, но такие родители в будущем дают ребёнку сильное контрприказание хорошо учиться. Ребёнок, вынужденный жить с таким приказанием, будет иметь академические успехи в школе, но может неожиданно завалить экзамен.

Не принадлежи. Данное предписание заставляет человека чувствовать себя не в своей тарелке в обществе других людей, по этой причине такого человека часто считают нелюдимым и замкнутым. Возможно, родители транслируют данное послание из-за своего неумения общаться, либо передавая, как в невербальных, так и в вербальных посланиях, мысль о том, что ребенок не такой, как другие. В этом случае ребенок может решить следующее: "Я никогда не буду никому принадлежать" или "Никто меня никогда не будет любить, потому что я никому не буду принадлежать".

Не будь близким. Это приказание может подразумевать запрет как на физическую, так и на эмоциональную близость. Подобные послания чаще всего передаются в тех семьях, где не принято проявлять физически любовь, а также признаваться в чувствах. Ребенок получает данное послание, когда родители отказывают ему в физическом контакте, при этом по отношению друг к другу сохраняют близкий контакт. По этой причине ребенок может дать себя следующие обещания: "Больше я никогда никому не буду доверять/ ни с кем не буду сближаться", "Я никогда не буду сексуальным". Близким по смыслу является послание "Не доверяй", при котором человек постоянно испытывает недоверие по отношению к окружающим, убежденный, что его отвергают. Такое послание ребёнок получает, если один из родителей или оба неожиданно покидает ребёнка (в случае смерти или развода), а также в дальнейшем может подкрепляться в случае обмана со стороны родителей.

Не будь первым / не будь лидером. Имея такое предписание, человек боится брать на себя ведущую роль. Таким людям комфортнее быть в подчинении, чем брать на себя инициативу, публично выступать, более того, они готовы отказаться от выгодного продвижения по службы, лишь бы не нарушать привычное существование. Разновидностью данного приказания является послание: "Не проси того, что ты хочешь", невербальное же послание несет следующий смысл: "Я буду терпеть тебя, если ты поймёшь, что ты и твои желания здесь ничего не значат".

Не думай. Данное предписание чаще всего передается истеричным родителем, который, руководствуясь желанием во что бы то ни стало достичь своей цели, перестает опираться на разумные рассуждения, полагаясь исключительно на чувства. Одна из возможных причин, по которой родитель стремится передать ребенку приказание "Не думай" заключается в его стремлении игнорировать собственные проблемы, а также в опасениях, что подрастающий ребенок поставит его перед необходимостью их решать. Еще одним возможным вариантам этого приказания являются послания "Не думай о …" (сексе, деньгах и пр.), а также "Не думай о своих проблемах, сосредоточься на моих проблемах". В итоге ребенок может принять в ответ на это следующие решения: "Я не умею решать, мне нужен кто-нибудь, кто бы решал за меня", "Мир так страшен… Я, вероятно, сделал ошибку", "Я слабее других людей", "Я никогда больше не буду ничего решать".

Не чувствуй себя хорошо. Это послание часто получают дети, которые получают внимание в избытке исключительно во время своей болезни, в остальное же время ребёнок ощущает его дефицит. Это приводит к тому, что ребенок принимает следующее решение: "Для того, чтобы получать внимание, я должен болеть". Во взрослой жизни это оборачивается тем, что человек будет стремиться применять сценарную стратегию заболеть, когда не всё идёт гладко в личной жизни, в работе.

Не чувствуй. По большей части послание "Не чувствуй" получают дети, растущие в семьях, где не допускается какое-либо проявление чувств. Родители могут давать более специфическое предписание, например: "Не выходи из себя"; "Не испытывай печаль"; "Не сердись", что является достаточно близким по значению предписанию "Не будь близким". В случае, когда приказание имеет достаточно большую силу, оно способно привести к серьезным проблемам во взрослой жизни человека.

Возвращаясь к вопросу профессионального развития, успешные карьерные сценарии возможны при условии того, что ребенок готов и предрасположен к принятию того сценария, который стремятся передать родители. Кроме того, у ребенка должны быть развиты способности, которые способствовали бы развитию сценария, а также не идущие в разрез с содержанием сценария жизненные события. Не стоит забывать о том, что оба родителя должны иметь сценарий "победителя", который они могут передать своему ребенку.

Профессиональный выбор в рамках сценарий теории рассматривается также ее структурным разделом, в рамках которого он рассматривается, исходя из строения личности субъекта, а также доминирования одного из эго - состояний "Я". Для начала представляется необходимым дать определение понятию структурного анализа. Структурный анализ - анализ личности или последовательности транзакций с точки зрения эго - состояний Родителя, Взрослого, Ребенка. В некоторых случаях доминирующее состояние "Я" личности становится важнейшей характеристикой иго профессии. Так, например, в личности священников в основном доминирует эго-состояние Родителя, диагносты - Взрослые, клоуны - Дети. Личности с сильно развитым догматическим Родителем, который характеризуется как напряженно работающий человек с развитым чувством долга, критикующий и манипулирующий другими, традиционно выбирают профессии, подразумевающие власть над другими людьми. В данную группу профессий можно отнести военных, домохозяек, политиков, директоров компаний, а также священнослужителей. Совершенно другой тип личности с доминирующим эго-состоянием постоянного Взрослого отличается беспристрастностью, сосредоточенностью на фактах и логике, имеет тенденцию к обработке и классификации информации на основе предыдущего опыта. Личность такого типа склонно выбирать профессии, не подразумевающие тесного взаимодействия с людьми, однако, особенно ценящими абстрактное мышление. Это такие профессии, как экономика, технические профессии, физика, химия, математика.

Теории профессионального развития

Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места.
Рассмотрим некоторые направления, теории профессионального развития личности, в которых обсуждается сущность и детерминация профессиональных выборов и достижений.

Психодинамическое направление, имея своей теоретической основой работы З.Фрейда, обращается к решению вопросов детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания определяющего влияния на всю последующую судьбу человека его раннего детского опыта. Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение человека объясняются как обусловленные рядом факторов: 1) структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; 2) опытом ранней детской сексуальности; 3) сублимацией как общественно полезного смещения энергии основных влечений человека и как процесса защиты от заболеваний из-за фрустрации основных потребностей; 4) проявлением комплекса маскулинности (З.Фрейд, К. Хорни), "зависти к материнству" (К.Хорни), комплекса неполноценности (А.Адлер). [ http://it-med.ru]

Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х гг. американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве. [ http://knowledge.allbest.ru]

В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни. В важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение человека.
Для того, чтобы "хорошие" карьерные сценарии действительно имели место, необходимо выполнение ряда условий: родители желают передать, а ребенок готов, предрасположен к принятию этого сценария; у ребенка должны быть развиты соответствующие сценарию способности и не противоречащие содержанию сценария жизненные события; оба родителя должны иметь собственные сценарии "победителей" (т.е. их собственные сценарии и антисценарии совпадают).

В структурном разделе сценарной теории дается объяснение содержанию профессиональных выборов в связи со строением личности субъекта и доминированием одного из состояний "Я" (Родителя, Взрослого, Ребенка). Для некоторых людей доминирующее состояние "Я" становится "главной характеристикой их профессии: священники - в основном Родители; диагносты - Взрослые; клоуны - Дети". Личность, ведущая себя как догматический Родитель - напряженно работающий и обладающий чувством долга человек, осуждающий, критикующий других и манипулирующий другими, как правило, выбирает профессии, связанные с реализацией власти над другими людьми (военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, священнослужители). Личность, ведущая себя как постоянный Взрослый, беспристрастна, сосредоточена на фактах и логике, стремится обработать и классифицировать информацию в соответствии с предыдущим опытом. Такие личности выбирают профессии, где не надо иметь дело с людьми, где ценится абстрактное мышление (экономика, вычислительная техника, химия, физика, математика).

В статье даётся краткий обзор теории сценариев Берна и предложенной им структуре личности. Разбираются особенности отношений: взрослый Ребёнок – Родитель.

Эрик Берн (1910–1970) – американский психиатр, военный врач. Развивая идеи , он предложил новую структуру личности, а в ноябре 1957 года на региональной конференции по психотерапии в Лос-Анджелесе представил научному сообществу собственную теорию. В 1962 году стал издаваться журнал «Бюллетень Трансакционного Анализа», а в 1964 году была создана Международная Ассоциация Трансакционного Анализа (1).
В качестве единицы социального взаимодействия он ввёл понятие трансакции, то есть любого акта взаимного признания присутствия между людьми. «Из трансакций в период раннего детства между родителями и ребенком вырабатывается план будущей жизни последнего. Этот план называется жизненным сценарием» (3, гл. 9). Трансакции подразделяются на дополняющие, пересекающиеся и скрытые.
Трансакционный анализ состоит из трёх основных составляющих: структуры личности по Берну , теории сценариев и анализа игр, предпочитаемых человеком.

Часть 1.

Теория сценариев.

Сам Эрик Берн о теории жизненных сценариев писал следующее: «Вначале невозможно поверить, что вся судьба человека, все его взлёты и падения наперёд расписаны ребёнком не старше шести лет, а то и трёхлетнего возраста, но именно это утверждает теория сценариев » (4, гл. 3).

Источник: портал Советского телевидения СССР ТВ.

«Начальное сценарное программирование происходит в период вскармливания младенца. Обычно это сцены, разыгрываемые между матерью и ребёнком при небольшом числе зрителей или вообще без них… «Вот хоро-о-оший мальчик!», или «Фу, какой вредный» (4, гл. 5). Происходит процесс формирования системы убеждений, представленной в теории сценариев в виде схемы «Я – Ты» с возможными вариантами ОК или не ОК.
«Следующий шаг в развитии сценария – поиск сюжета с соответствующей развязкой, ответ на вопрос: что происходит с такими как я?... Это может быть сказка, прочитанная матерью или рассказ бабушки. Эта история становится его сценарием, и всю оставшуюся жизнь он проведёт, стараясь ей соответствовать» (4, гл. 5).

Согласно теории свой сценарий ребёнок получает от родителей в виде отношения к самому себе, к другим людям и окружающему миру. Соответствующие впоследствии им формы поведения Берн назвал играми, под которыми понимаются отношения между людьми со скрытыми умыслами и целями.
«Пять обстоятельств предопределены родителями и самим человеком за шесть лет после рождения: продолжительность его жизни, его судьба, его богатство, его учёность и его могила» (4, гл. 3).
Если же оставить теорию сценариев для любителей фатальных историй, то мы подойдём к предложенной Эриком Берном структуре личности.

Структура личности по Берну.

Существуют три основных эго-состояния Я: Ребёнок, Родитель и Взрослый. В любой момент времени индивид всегда находится в каком-либо одном из этих трёх состояний. Эти три составляющие и представляют структуру личности по Берну.
Родитель – это состояние, при котором человек ведёт себя подобно тому, как когда-то это делал один из его родителей или учителей.
Взрослый – это состояние относительно объективной оценки окружающей действительности на основании своего предыдущего жизненного опыта. Это возможность прорабатывать различные варианты развития событий и выбирать из них наиболее подходящие.
Ребёнок – это состояние, при котором проявляются чувства, сохранившиеся из детства, и соответствующее этим чувствам восприятие окружающего мира. Положение, когда человек ведёт себя спонтанно, в зависимости от эмоций и настроения в данный момент.

«Все три состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок – достойны равного уважения и равно необходимы для плодотворной и насыщенной жизни. Вмешательство необходимо только тогда, когда нарушено их нормальное равновесие» (2).
При определённых условиях развития одно из трёх состояний может иметь преобладающий характер в структуре личности по Берну, например Ребёнок, хотя самому человеку при этом может идти уже пятый десяток лет.

Реализация сценария.

Игры – это неотъемлемая часть бессознательного сценария человека, его неосознаваемого плана. «После того как они превращаются в зафиксированные наборы стимулов и реакций, их происхождение теряется в тумане времени, а скрытые мотивы затягиваются социальным флером» (2).

Структура личности по Эрику Берну родом из раннего детства (в этом плане один из основных постулатов остался незыблем). Посредством игр человек воплощает свой жизненный сценарий. «К поступлению в школу ребенок уже знает несколько мягких вариантов игр и, возможно, один-два жестких; в худшем случае он уже одержим игрой... Школьный возраст – это период, который определяет, какие игры из домашнего репертуара станут любимыми и сохранятся на всю жизнь, а от каких он откажется» (4, гл. 8).
«К шестилетнему возрасту наш типичный герой вышел из детского сада... В его сознании уже намечены жизненные пути и способы выживания, его жизненный план уже составлен... Хороший воспитатель детского сада может предсказать, какую жизнь будет вести ребенок и каков будет ее исход: будет ли он счастлив или несчастен, Победитель или Неудачник» (4, гл. 6).

Часть 2.

Отношения: взрослый Ребёнок – Родитель.

В первые годы ребёнок эмоционально полностью зависит от настроения матери, которое напрямую связано с её положением и отношениями в семье. Стремление маленького человечка почувствовать это настроение и понравиться взрослому является условием для его комфортного существования в его маленьком мире, условием его выживания. Влияние родителей в этот период на ребёнка просто безгранично.
«Дети по существу являются пленниками родителей, и те по своему желанию могут превратить их во что захотят», – писал Эрик Берн (4, гл. 12).

Особенно это касается положения, когда на ребёнке замыкается смысл жизни взрослого человека. Положения, когда родители привязывают ребёнка к себе и стараются сохранить влияние над ним в будущем насколько это возможно. Фактически это не что иное, как форма морального насилия.

Отношения: взрослый Ребёнок – Родитель , при которых со стороны старшего поколения сохраняется контроль над жизнью уже взрослых детей, являются, увы, далеко не редким проявлением для нашего социума. В животном мире подобной проблемы не существует: детеныш получает столько заботы от родителей, чтобы выжить, а родители уступают место в иерархии, когда он становится сильнее, и не претендуют на большее.
Можно быть в курсе того, чем ребёнок занимается вне дома, с кем он общается, о чём он думает, а можно построить его времяпровождение, общение и мысли по своему сценарию, пресекая всё то, что под этот сценарий не попадает. А зачем ему это, ведь «родители опытнее и умнее его, лучше знают жизнь».

Ситуация, когда Родитель продолжает содержать взрослого Ребёнка, – это типовое поведение в данных отношениях, но совсем не обязательное. Ситуацией привязывания является положение, при котором взрослый Ребёнок продолжает считать Родителя единственной своей опорой на протяжении всей жизни.

Игра: Родитель – взрослый Ребёнок.

Есть ли смысл менять отношения, насколько они нежелательны для взрослого Ребёнка, а впоследствии и для Родителя? Если в животном мире менее приспособленная особь будет всегда уступать себе подобным в борьбе за пищу, за партнёра и статус в группе, то в обществе людей вопросы конкуренции и самореализации не столь однозначны. Этот вопрос, вероятно, из тех, на которые универсального ответа нет.
Закономерным же последствием игры может стать отсутствие интереса в полноценной семье у девушки и характера мужчины, на которого можно опереться, у молодого человека. А печальным окончанием – положение, при котором Родитель будет выставлен любимым взрослым Ребёнком в «чулан», как ненужная, отслужившая свой срок мебель.
Справедливости ради стоит отметить, что другая крайность, когда родитель перестаёт интересоваться ребёнком после достижения последним подросткового возраста, – не лучший вариант.

Фото AP. Смотрители Вашингтонского зоопарка проверяют, умеет ли трехмесячный тигренок плавать. Все детеныши, рожденные в зоопарке, должны пройти ряд тестов, прежде чем будут допущены в публичные вольеры.

Представители различных психологических школ и направлений рассматривают детерминанты процесса профессионального выбора и удовлетворенности им, исходя из своего понимания развития личности. Теории профессионального самопределения тесно связаны с теориями профессионального развития.

Рассматривая профессиональное развитие личности с точки зрения психоаналитической теории, Э. Роу (1957) исходит из того, что развитие интересов, способностей, индивидуальных особенностей происходит под влиянием атмосферы семьи в раннем детстве, в системе взаимосвязи «ребенок - родители» и оказывает влияние на последующий выбор профессии (цит. по Г. Крайг, 2000).

В социально-психологических и социологических теориях выбора профессии (П. Блаум, 1956; Т. Шарманн, 1965) профессиональное развитие и выбор профессии ставятся в зависимость от различных видов интеракции индивидов и конкретной социальной среды (цит. по К. К. Платонову, 1979).

А. Маслоу в концепции профессионального развития выделяет в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека самосовершенствоваться, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» выступают такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление» (цит. по Э. Ф. Зееру, 2005).

Теория Я-концепции рассматривает профессиональное самоопределение как профессиональное развитие, в ходе которого происходит реализация Я-концепции (Д. Сьюпер, 1963). Люди склонны выбирать профессию, отвечающую сложившимся у них представлениям о себе. Они добиваются самоактуализации, являющейся центральным мотивом человеческой деятельности, утверждая себя в профессии, которая соответствует их Я-концепции. Это приносит им наибольшее удовлетворение и способствует их личностному росту.

Профессиональное развитие личности Д. Сьюпер видит в реализации ее Я-концепции. Согласно его теории:

Люди характеризуются их способностями и свойствами;

Каждый человек подходит ко многим профессиям, а каждая профессия - ко многим индивидам;

Профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз;

Особенности этого развития определяются социально-экономическим статусом семьи, свойствами индивида, его профессиональными возможностями;

На разных стадиях развития можно управлять, способствовать формированию интересов и способностей индивида, поддерживая его в стремлении осуществить пробу сил, в развитии его Я-концепции;

Взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей;

Удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях.

Психодинамическое направление , признавая определяющее влияние раннего детского опыта на выбор профессии и построение карьеры, разрабатывает положение 3. Фрейда о том, что профессиональная деятельность выступает одной из форм удов-летворения ранних детских инстинктивных потребностей через «канализацию» в ту или иную профессиональную область. Так, фрустрационная агрессия может быть переориентирована на поиски подходящего объекта профессиональной деятельности, а сублимация садистической потребности проявляется, например, в профессии хирурга, сублимация агрессивных импульсов - в профессиях мясника, боксера, сублимация желания подглядывать за интимными моментами чужой жизни - в профессии психиатра, психотерапевта.

В рамках ортодоксальной психоаналитической концепции выбора профессии Шонди (1948) и Мозер (1965) высказывают мысль о зависимости профессионального выбора и эффективности деятельности от индивидуальных особенностей личности, которая выбирает социальную среду, близкую ее складу. Таким образом удовлетворяются неосознаваемые потребности, что, по мнению авторов, представляет собой специфическую форму тропизма - оперотропизм (цит. по К. К. Платонову, 1979).

В индивидуальной теории личности А. Адлер рассматривает комплекс неполноценности и стремление к превосходству как детерминанты развития определенных способностей и выбора соответствующей сферы профессиональной деятельности. Так, завоевательный жизненный стиль Наполеона был детерминирован его хрупким физическим телосложением, а стремление к мировому господству Гитлера - его импотенцией. А. Адлер выводил зависимость карьерных устремлений индивида от очередности его рождения в семье, наличия в ней сиблингов (братьев и сестер). Вершинным достижением А. Адлера как теоретика-персонолога является креативное (творческое) Я. Это динамический принцип, первопричина всего человеческого. Согласно идее креативного Я, человек сам творит свою личность, создавая ее из сырого материала наследственности и опыта. Креативное Я придает жизни смысл, создавая цель и средства ее достижения.

Теория черт личности Дж. Голланда (1973 ) рассматривает связь черт личности и выбора профессии. Основная идея теории в том, что существует соответствие, между видом профессиональной деятельности, выбираемой личностью, и ее чертами, которые можно измерить. По мнению Дж. Голланда, успешность профессиональной деятельности зависит не только от интеллектуального потенциала личности, но и от ее направленности, интересов, установок, ценностных ориентации.

В русле идеи соответствия черт личности выбираемой профессии находится и пятифакторная модель («большая пятерка») в редакции Л. Р. Голдберга (1992) - «сквозной биполярный перечень». Она рассматривается как основа адекватного представления относительно структуры личности и может быть использована в профконсультации (цит. по Л. Первину, О. Джону, 2002). В ней представлены следующие факторы:

1) нейротизм (тревожность, враждебность, депрессия, самосознание, импульсивность, ранимость);

2) экстраверсия (теплота, тяга к людям, напористость, активность, поиск сильных ощущений, положительные эмоции);

3) открытость опыту (воображение, эстетизм, чувства, действия, идеи, ценности);

4) доброжелательность (доверие, прямота, альтруизм, уступчивость, скромность, мягкость);

5) сознательность (компетентность, упорядоченность, чувство долга, потребность в достижении, самодисциплина, осмотрительность).

Л. Первин, О. Джон (2002) считают, что, согласно пятифакторной модели, индивиды с высокими оценками по экстраверсии должны чаще предпочитать и успешнее действовать в социальных и преподавательских профессиях по сравнению с интровертами. Люди, имеющие высокие оценки по открытости, должны чаще предпочитать и успешнее действовать на художественном и исследовательском поприщах (т.е. в журналистике, сочинительстве), чем люди с меньшей открытостью. Так как профессии художников и исследователей требуют любопытства, любознательности, творчества и независимого мышления, то они больше подойдут индивидам с высокими оценками по открытости опыта. Пятифакторная модель может дать полный портрет индивида, она особенно ценна в области профессиональной ориентации и консультации.

В ряду теорий, рассматривающих индивидуально-личностные свойства как важную детерминанту профессионального выбора, находится и теория ведущих тенденций.

Теория ведущих тенденций (Л. Н. Собчик, 2002) основана на идее, что наличие определенных индивидуально-личностных свойств предрасполагает индивида к выбору соответствующей профессиональной деятельности. В качестве основы психодиагностического исследования теория ведущих тенденций позволяет сопоставить результаты разных тестов, проективных и полупроективных методик путем анализа феноменологически близких показателей и данных самооценки, а также дает возможность сблизить подходы разных исследователей и специалистов при изучении индивидуально-личностных свойств.

Ведущие тенденции, считает Я. Н. Собчик, в виде умеренно выраженных индивидуально-личностных свойств, таких как интроверсия или экстраверсия, эмоциональная лабильность или ригидность, сензитивность или спонтанность, тревожность или агрессивность, обнаружены на разных уровнях самосознания как стержневая характеристика, определяющая особенности эмоциональной, мотивационной сфер, межличностного поведения, социальной активности, что в значительной мере влияет на иерархию ценностей индивида и выбор сферы профессиональной деятельности.

Исследования показали, что лица, не имеющие профессионального опыта, но испытывающие потребность (неосознаваемый тропизм) заниматься определенной деятельностью, проявляют тенденции, лежащие в основе этого выбора и имеющие профессионально важное значение. Многолетние наблюдения за судьбами обследованных людей позволяют утверждать, что ведущие тенденции не только формируют конституцию и характер индивида, но и предопределяют многое в его жизни: выбор профессии, спутника жизни, сферы интересов и социальной активности.

Сценарная теория выбора профессии объясняет профессиональный выбор личности ее структурой и доминированием одного из Эго-состояний (Я-взрослый, Я-родитель, Я-ребенок). В своем профессиональном поведении индивид руководствуется программой, жизненным планом, выработанным в раннем детстве под влиянием родителей. В сценарии представлены мотивы, жизненные цели, готовый опыт родителей, предсказуемость жизненного итога (Э. Берн, 1991, цит. по С. В. Остапчук, 2003). В теории рассматриваются возможные негативные факторы для карьеры человека: компенсация родительских профессиональных неудач, продолжение в профессиональной судьбе ребенка родительских карьерных намерений, жесткое следование тендерным стереотипам при воспитании ребенка.

Теория решений рассматривает выбор профессии как систему ориентации в разных профессиональных ситуациях с последующим принятием решения. Критерием профессионального выбора выступает ожидаемый успех, соотносимый личностью со значимостью цели, вероятностью ее достижения, а также готовностью к поражению и риску (цит. по А. В. Прудило, 1996).

Профессиональное самоопределение и профессионализация способствуют удовлетворению потребности личности всаморазвитии, самоактуализации, которые являются центральной идеей многих современных теорий и концепций о человеке. Важной для понимания личности и ее профессионального развития является и идея самотрансценденции, выхода человека за пределы своего «Я» и ориентации на окружающих своей социальной деятельности. Самоактуализацию и самотрансценденцию А. А. Реан и Я. Л. Коломинский (1999) представляют единым процессом, основанным на эффекте дополнительности, «суперпозиции». Этот процесс проявляется в профессиональном самопределении, строящемся на отношении «человек -профессия», в котором происходит выход индивида за пределы своего «Я» при помощи трансляции личностных свойств и профессиональных планов на мир профессий.

Успешность профессионального самоопределения, задачей которого является формирование внутренней готовности личности к планированию и построению профессиональной карьеры, определяется также содержанием, методами и формами профориентационной и профконсультационной работы.



Похожие публикации