Шифер пропускает воду что делать. Ремонт кровли

Лет 20–30 тому назад шифер считался самым надежным и был наиболее распространенным кровельным материалом. В настоящее время во многих странах использование такой кровли запрещено из-за наличия в нем канцерогенных веществ. Спорить с наукой сложно, но люди в таких домах жили и живут многие десятилетия, при этом никакого вреда здоровью не ощущают.

Среди главных достоинств шифера можно отметить долговечность и относительно невысокую стоимость. Срок эксплуатации шифера при соблюдении правил обустройства стропильной системы не менее 50-ти лет.

Масса восьмиволнового листа 40/150 при площади 1,6 м2 составляет 26,1 кг, семиволнового – 23,2 кг

Как и любой строительный материал, шиферные кровли со временем теряют свои первоначальные свойства. Их приходится полностью менять или ремонтироваться.

По каким причинам на шиферной крыше появляются протечки?

Причины протечки Краткое описание
В зависимости от вида один лист шифера весит 23–35 кг, если площадь крыши 100 м2, то стропильная система должна выдерживать примерно две тонны веса. Кроме нагрузки от шифера, действуют и значительные усилия снежного покрова. Особенно весной, когда снег впитывает много влаги. Если расчеты сделаны неправильно или во время строительства были допущены ошибки, но несущие элементы прогибаются, шифер трескается.
Чаще всего шифер повреждается градом, иногда подрывается ураганными порывами ветра. Есть случаи, когда шифер дает трещины во время монтажа на крыше различных инженерных коммуникаций – покрытие не выдерживает вес монтажников.
Примерно через 20–30 лет на поверхности шифера начинают произрастать мхи. Их корневая система проникает внутрь материала и постепенно его разрушает.
Если шиферные гвозди забиваются неправильно, то есть вероятность его растрескивания. Еще одна ошибка – гвозди не попадают в обрешетку, листы не зафиксированы по правилам, во время ветра они немного поднимаются и вибрируют. Такие движения также становятся причиной образования трещин.

В зависимости от причины изменяется характер и размер трещины, при выборе материалов и технологий ремонта нужно учитывать эти факторы.

Чем быстрее будут устранены протечки, тем меньше негативных последствий придется в дальнейшем ликвидировать. В статье мы рассмотрим несколько самых простых и довольно эффективных способов ремонта шиферной крыши.

Важно. Ремонт крыши делается на большой высоте, никогда не нарушайте правила техники безопасности, не работайте без страховки и специальных приспособлений.

Если нужно ремонтировать очень старый шифер, то ходить по нему в обуви с твердой подошвой запрещается, листы уже не могут выдерживать такие нагрузки. Нужно заготовить специальную лестницу или площадку, в противном случае вместо ремонта одной протечки можно испортить несколько листов. Иногда они уже не поддаются ремонту, приходится полностью менять. Но здесь возникнет проблема. Стандарты шиферных листов за последние десятилетия претерпели существенные изменения, подобрать новый шифер с такими же линейными размерами и параметрами волн почти невозможно.

Ремонт шиферной крыши при помощи мягкого рулонного покрытия

Это один из самых простых и надежных способов восстановления герметичности шиферной крыши. Современные кровельные рулонные материалы изготавливаются на основе модифицированного битума, который не боится не только перепадов температур от плюсовых к минусовым, но и очень устойчив к жесткому ультрафиолетовому облучению. А именно оно является главным врагом битума, под воздействием УФ-лучей он теряет пластичность, трескается и дает протечки. Модифицированный битум не изменяет первоначальных характеристик в течение двадцати лет, этого времени вполне достаточно для отремонтированной шиферной кровли.

Для проведения работ надо иметь кусок мягкой кровли соответствующего размера, газовый баллончик с горелкой и острый монтажный нож.

Практический совет. Трещины бывают в верхней и нижней части шиферной волны. Если они в верхней части, то можно не ремонтировать, протечек из-за них нет. Наоборот, во время ремонта можно еще больше повредить листы.

Шаг 1. Очистите прилегающую к повреждениям поверхность шифера от пыли и грязи. Рекомендуется пользоваться металлической щеткой, она уберет тонкий верхний слой шифера. Этот тонкий слой уже начал терять прочность, лучше его удалить, заплатка будет намного крепче держаться.

Шаг 2. С учетом размеров проблемного места отрежьте кусок мягкой кровли. Конкретная марка не имеет значения, в настоящее время отечественные производители кровельных материалов используют импортный битум, а это гарантирует высокое качество. Размер заплатки должен примерно на пять сантиметров превышать параметры дырки.

Заплатка. Материал «Техноэласт» от «Технониколь»

Шаг 3. Разогрейте горелкой шифер вокруг пробоины, это улучшит адгезию материалов и удалит влагу.

Шаг 4. Нагрейте мягкую кровлю. Греть надо до тех пор, пока битум не станет жидким по всей поверхности. Важно не перегревать его, из-за очень высокой температуры он может закипеть или воспламениться.

Шаг 5. Быстро уложите заплатку на свое место и сильно прижмите. Прижимать можно руками, но обязательно в рукавицах.

Попробуйте его на отрыв, если приклеивание слабое, то приподнимите край и повторно грейте заплатку и шифер, по мере готовности прижимайте.

Важно. Самое большое внимание уделяйте месту примыкания верхней части заплатки, именно здесь могут появляться повторные протечки. Не спешите, работайте очень внимательно и аккуратно.

Мягкая кровля должна точно повторять рельеф поверхности листов. Они имеют небольшие желобки, битум должен заполнить их по всей глубине. Если температура нагрева правильная, то по периметру заплатки должен немного выдавливаться битум. Такая заплатка может стоять несколько лет, точное время зависит от вашего профессионализма.

Заплатка на шиферной крыше

Ремонт шиферной крыши мастикой

Это метод не требует нагрева, что считается одним из преимуществ. Для ремонта понадобится резино-битумная мастика, кисточка и полимерная сетка.

Шаг 1. Тщательно очистите место протечки, желательно пользоваться металлической щеткой. Шиферную пыль потом надо сдуть или убрать чистой малярной кисточкой.

Шаг 2. Отрежьте кусок пластиковой сетки, уложите ее на трещину. Намажьте первым слоем мастики. Работайте аккуратно, тщательно втирайте мастику в поверхность шифера. Помните, что именно от степени адгезии первого слоя во многом зависит надежность и долговечность заплатки.

Шаг 3. Дайте время для полимеризации мастики, в зависимости от погоды и вида материала для этого понадобится 3–4 часа.

Шаг 4. После того как первый слой полностью высох, можно наносить второй слой. Технология работ ничем не отличается от вышеописанной.

Важно. Размеры мастики по периметру второго слоя должны на 1–2 см превышать размеры первого, это позволит повысить герметичность верхнего самого проблемного стыка заплатки и шифера. Если будете наносить третий слой, то и его площадь рекомендуется немного увеличивать.

Профессионалы советуют последний слой мастики накрывать плотной тканью для защиты материала от ультрафиолетовых лучей. Это дает возможность улучшить условия эксплуатации мастики и, соответственно, увеличить время эксплуатации кровельного покрытия.

Холодная сварка трещин

Этот способ подходит только для герметизации узких трещин на поверхности шиферного листа. Большие дыры надо заклеивать рулонными материалами. Для герметизации используется холодная сварка на битумной основе. Этот современный инновационный материал характеризуется отличными эксплуатационными показателями. После застывания становиться в меру твердым и пластичным, что позволяет ему без проблем компенсировать тепловые расширения трещин и при этом не терять показатели герметичности.

Холодная сварка проста в использовании, не требует специальных навыков, имеет высокие показатели адгезии со всеми строительными материалами. Шов не боится перепадов температур, прямого контакта с водой и ультрафиолетового облучения. Что касается стоимости, то она доступна всем потребителям. Тем более что расход сварки незначителен, а время хранения длительное. Использовать сварку можно в любой момент и не только для ремонта шиферной крыши. Профессионалы настоятельно рекомендуют всегда иметь дома холодную сварку, она поможет устранить многие строительные погрешности.

Холодная сварка «Скол» производства «Ремпласт»

Как ремонтировать шифер сваркой? Как и всегда, надо тщательно очистить поверхности. Только в случае со сваркой есть свои особенности. Очищать нужно не только поверхность листов, но и саму трещину. Очень желательно убрать все мельчайшие осколки, пыль и грязь. Чем чище плоскость растрескивания, тем надежнее будет герметизации протечки.

Практический совет. Возьмите с собой на крышу бутылку с водой. Дело в том, что для подготовки сварки к использованию надо ее разминать и прогревать руками. Если ладони не смачивать водой, то битум будет к ним приклеиваться, что намного усложнит работы. Как только руки немного подсыхают, сразу немного смачивайте их водой.

Шаг 1. Найдите трещину и очистите ее от пыли. Главное внимание нужно уделять самой трещине, но и по периметру следует подготовить чистую полосу шириной примерно один сантиметр.

Шаг 2. Разомните сварку руками, она должна стать мягкой. В зависимости от усердия на разминание уйдет 3–5 минут.

Шаг 3. Скатайте из сварки тонкую колбаску. Диаметр колбаски должен немного превышать ширину трещины. Не подготавливайте сразу большое количество материала, он не должен остывать до момента наложения заплатки.

Шаг 4. Очень плотно вдавливайте колбаску в трещину. Если у вас есть помощник – отлично. Пусть он с обратной стороны крыши придерживает появляющуюся из щели сварку, это поможет с максимальной плотностью заполнить все мельчайшие поры. Чем больше будет площадь контакта сварки с поверхностью трещины, тем надежнее герметизация.

Шаг 5. По мере наполнения щели мастикой размазывайте излишки тонким слоем по краям трещины. Одновременно формируйте небольшой бугорок для отвода потока воды. Чем меньше воды будет попадать на трещину, тем надежнее крыша. Работать со сваркой надо по принципу работы с пластилином – не спешить и не забывать периодически подогревать застывший материал.

Практический совет. Выбирайте для ремонта сухую и теплую погоду. Если шифер теплый на ощупь – отлично, качество адгезии значительно увеличится.

Применение для ремонта шиферной крыши холодной сварки – самый быстрый, простой и надежный метод. Как показывает практика, герметичность сохраняется на протяжении 5–6 лет.

Ремонт шифера пенопластом

Сразу скажем, что это не самый лучший способ ремонтировать шиферное покрытие, но его можно использовать в тех случаях, когда по каким-либо причинам купить промышленные материалы невозможно или невыгодно. Материал для заклеивания трещин приготавливается самостоятельно из бензина и пенопласта.


Важно. Клей очень быстро высыхает, работать нужно в темпе. Перед изготовлением клея желательно найти протечки и предварительно очистить их от пыли и грязи. Если их много, то рекомендуется обозначить проблемные места мелом.

Заплатка делается следующим способом.

Шаг 1. Палочкой или небольшим шпателем нанесите клей на трещину и максимально сильно вдавите его во все углубления.

Шаг 2. Выровняйте слой клея, обратите внимание, чтобы по периметру дырки не осталось сухих поверхностей.

Шаг 3. Положите на клей кусочек оцинкованной тонколистовой стали соответствующего размера и вдавите в клей.

Закрывать щель необязательно металлическими заплатками, можно применять иные материалы. Главное, чтобы они не боялись влаги, не растворялись в бензине и были устойчивыми к УФ-лучам. Но использовать их необходимо. Дело в том, что пенопласт очень негативно реагирует на ультрафиолетовые лучи, без такой защиты заплатки потрескаются уже на следующий год, придется опять ремонтировать крышу. А это лишние потери времени и нервов.

На жесткую заплатку можно нанести еще один слой клея, за счет этого дополнительно повысится прочность адгезии.

Как быстро отремонтировать шиферную крышу после града

Ситуации встречаются нечасто, но приносят много проблем. Шиферная крыша не просто протекает, а течет как решето. Нужно немедленно принимать меры, в противном случае придется ремонтировать все внутренние помещения, а это в разы увеличивает стоимость. Еще одна проблема – град падает в летний и осенний период, а это время дождей. Полностью менять кровлю в дожди нереально.

Предлагаемый нами ремонт позволяет немедленно устранить большое количество дыр в шифере и спокойно дожидаться хорошей погоды для капитального ремонта крыши зданий. Если это недорогая пристройка, то после ремонта она может ожидать своей очереди несколько лет, заплатки обеспечат герметичность все это время. И еще один плюс метода – первый этап ремонта можно делать с чердачного помещения.

Дыры заделываются силиконовой замазкой или уплотнителем и гофрокартоном. Гофрокартон хорошо гнется вдоль линий гофры и неплохо держит нагрузку на изгиб поперек нее. Кроме того, этот материал всегда есть под рукой и почти ничего не стоит.

Как спасать дом после града?

Шаг 1. Поднимитесь на чердак для приблизительной оценки величины убытка и ревизии состояния шиферных листов. Как мы уже упоминали, при повреждении градом количество пробоин насчитывается десятками. В соответствии с объемом подготовьте материалы.

Шаг 2. Из гофрокартона вырежьте заплатки. Нет надобности терять время на примерку каждого отверстия, ориентируйтесь на самое большое. Тем более что времени для ремонта немного, все надо завершить в кратчайшие сроки. Вначале следует заделывать отверстия только на нижних волнах шифера. Верхние волны почти не дают протечек.

Шаг 3. Любой щеткой удалите с шифера пыль. Со стороны чердака листы намного чище, чем снаружи, подготовить место заклеивания намного проще и быстрее. Рекомендуем сразу подготовить все пробоины, так будет намного быстрее, чем каждую по отдельности заклеивать и очищать.

Шаг 4. Выдавите на заплатку силикон, выдавливайте его зигзагообразно, а потом пальцем размажьте примерно равномерным слоем по всей поверхности гофрокартона. Нужно иметь в виду, что силикон прочно приклеивается к коже, работайте в одноразовых медицинских перчатках или используйте иную защиту кожи.

Выдавливание на заплатку силикона

Важно. Не оставляйте пропусков, бумага боится влаги, силикон должен надежно ее защищать.

Шаг 5. Сразу плотно приклейте заплатку на место, следите, чтобы она легла точно по профилю изгиба листа.

Приклеивание заплатки на ее место

Шаг 6. Еще раз пройдитесь силиконом по периметру заплатки, пальцем выровняйте силикон, прилегание должно быть герметичным.

Шаг 7. Защитите от влаги обратную сторону гофрокартона. Вышеописанным способом промажьте ее силиконом.

На этом первые аварийные ремонтные работы завершены. В таком состоянии кровля может находиться несколько месяцев и ожидать полной замены. Если быстро заменить листы невозможно и крыша останется в таком состоянии на зиму, то нужно принять меры по упрочнению заплаток . Работы выполняются уже снаружи. Как именно?

Шаг 1. Металлической щеткой очистите место вокруг дыры. Работайте внимательно, не повредите уже установленную снизу заплатку.

Очистка шифера щеткой и макловицей

Шаг 2 . Мягкой кисточкой удалите пыль, особенно из заплатки. Чем чище поверхность, тем надежнее будет ремонт.

Шаг 3. Купите бутылку растворителя (можно пользоваться уайт-спиритом), наденьте на нее пульверизатор намочите поверхность заплатки и поверхность шифера вокруг нее.

Растворитель не только обезжирит шифер, но и уничтожит все произрастающие на нем микроорганизмы. За счет этого повышается прочность приклеивание, существенно увеличивается надежность ремонта шифера. Во время работы с растворителями соблюдайте правила техники безопасности – жидкость взрывоопасна, испарения ядовиты. Защищайте органы дыхания индивидуальными защитными средствами.

Шаг 4. Нанесите по всей площади заплатки герметик, особенно тщательно по периметру отверстия. Желательно, чтобы толщина герметика была немного больше толщины шифера, за счет такого приема вода не будет застаиваться на заплатке. Но это необязательное условие, принимайте решение с учетом того, на какой период примерно рассчитываете и сколько есть герметика.

Важно. Обязательно некоторое количество герметика должно быть на поверхности шифера по периметру дырки. В верхней части рекомендуется сделать небольшой бугорок, он будет отводить воду по сторонам заплатки.

Шаг 5. Выровняйте поверхность герметика, проверьте качество замазки. Для того чтобы герметик не приклеивался к рукам, периодически смачивайте их мыльной водой. Можно взять немного средства для мытья посуды и развести его водой.

При желании всю крышу можно отремонтировать за 4–5 часов. Если все сделать правильно, то можно спокойно перезимовать, а на следующий год принимать окончательное решение с ремонтом крыши. Старый поврежденный шифер, конечно, придется менять. А какой кровельный материал использовать вместо него – дело лично каждого владельца строения.

Видео – Ремонт шиферной крыши

Среди популярных кровельных материалов был и остается доступный в цене и простой в монтаже шифер. Он стоек к погодным и атмосферным нагрузкам, не боится влаги, прочен и надежен. Срок его эксплуатации даже в сложных условиях составляет не менее 15 лет. Но даже такой устойчивый и надежный кровельный материал со временем потребует ремонта и ухода. Что нужно предпринять, если шиферная крыша протекает или имеет дефекты поверхности? Как правильно выполнять ремонт, что использовать, какую технологию применять? На эти и другие вопросы постараемся найти детальные ответы.

Срок эксплуатации шифера, или Почему случаются протечки?

При накрытии кровли используется гладкий, а чаще волнистый, асбестоцементный листовой материал. Современные технологии предложили аналог классического шифера - листы на основе джутовых и полиакриловых волокон. Он более легок и прост в монтаже. Используются и еврошифер - изделия из битума. Но какая бы разновидность шиферной крыши не эксплуатировалась, а лет через 7-10 ей нужен будет ремонт. Срок капитальных работ можно отодвинуть на 5-6 лет, если выполнять ежегодное обслуживание кровли.

Но в любом случае ремонт неизбежен. Причины тому:

  • физическое старение листовых изделий;
  • некорректно организованная система водоотведения - приводит к застаиванию воды. Эти же проблемы возникнут при некорректном монтаже листов. Поэтому, делая эту процедуру в первый раз, имеет смысл поинтересоваться, как заделать крышу, чтобы не текла, если крыша неровная - шиферная конструкция в этом случае испытывает дополнительное напряжение;
  • некорректный монтаж;
  • некорректно подобранный кровельный материал под условия эксплуатации;
  • скапливание влаги;
  • механические нагрузки.

Существует еще множество причин, по которым приходится выяснять вопрос, как починить шиферную крышу от протекания и восстановить ее физико-технические данные. Проблемы могут быть связаны и с несоблюдением технологии производства листовых изделий, и с их некорректной транспортировкой, и с небрежным обращением в ходе монтажа. Поэтому выбрав в качестве кровельного материала шифер, первоначально стоит ознакомиться с его «слабыми местами» и технологией монтажа, обслуживания. Это поможет снизить риски возникновения протечек в будущем.

Можно ли обнаружить дефекты прежде, чем они нанесут урон?

Да, можно и даже нужно. Ежегодный осмотр покрытия гарантирует своевременное обнаружение дефектов и их быстрое устранение. Протекающая крыша - грибок и плесень, повышенная влажность, размножение микроорганизмов внутри жилых помещений. Все это приведет к гниению стропильной конструкции, порче мебели и отделки, нанесет вред здоровью. Поэтому обнаружив, что течет шиферная крыша, чем заделать нужно выяснить незамедлительно. Затем срочно провести ремонт.

Что указывает на протечку:

  • сырые стропила конструкции (могут быть в определенном месте);
  • повышенная влажность на чердаке;
  • ощущение и запах сырости в доме, характерные пятна на потолке;
  • сырой теплоизоляционный материал на крыше;
  • плесневые зоны на элементах стропильной конструкции, стенах.

Чтобы вовремя провести ремонт шифера, не позволив протечкам испортить микроклимат во внутренних помещениях, рекомендуют проверять чердачное пространство после каждого дождя, весной при таянии снегов. Если признаки протечек есть, есть и трещины, дыры, сколы, разрушения поверхности. Необходимо подняться на крышу и оценить целостность покрытия. С гладкими видами настила работать проще - заметны невооруженным взглядом даже небольшие увечья. Сложнее обнаружить трещины и сколы в волнистом шифере, как и заделать их. Поэтому при выборе типа кровельных листов стоит обратить внимание и на этот аспект.

В 8 из 10 случаев кровлю организуют с помощью волнистых листов. Тип трещин на них может быть различным. Именно он и определяет, насколько сложным будет ремонт шифера, а также какие технологии применять. Разновидности трещин на «волнах»:


На длительно эксплуатируемой шиферной крыше могут быть и дыры. Их заделывают по тому же принципу, что и трещины, идущие понизу волны. Используются герметики, оцинкованное листовое железо и специальные латки.

Технологии ремонта шиферной крыши

Оценив целостность поверхности, следует принять решение, чем замазать шифер, чтобы не текла крыша во время схода снегов и дождя. Профессионалы предлагают ряд эффективных методик:

Способ №1: лента бутил-каучуковая.

Используется в качестве заплатки. Ее можно купить в любом строительном магазине. Лента готова к применению. Необходимо снять защитную пленку и на подготовленную зону вокруг дефекта приклеить ленту. Заплатка выполняется из нетканого материала, а потому устойчива к нагрузкам и легко окрашиваема.

Способ №2: лента-серпянка.

Первоначально поврежденное место необходимо зачистить. Убрать мох, грязь, плохо держащиеся части накрытия. Следующий шаг: на трещину с захватом области в 5-7 см наносят слой битума. Сверху приклеивают серпянку. Дешевая и эффективная технология восстановления шиферной крыши - предупреждает расползание» дефекта и протечки.

Способ №3: каучуковые ленты.

Это специальная заплатка для шифера. Продается в строительных магазинах и уже полностью готова к использованию. Устанавливается на подготовленную поверхность - полностью очистить о грязи и мха, обезжирить бензином. Рекомендует захват области в 3-5 см вокруг дефекта.

Способ №4: обычный цементный раствор.

Очистить поврежденный участок ото мха и грязи. Замесить раствор. Необходим песок (предварительно просеять), вода и цемент. Смесь должна быть тугой консистенции. Нанести ее на трещину. Дать «заплатке» высохнуть.

Способ №5: гидроизоляционные мастики или горячий битум.

Первый вид материалов не требуют дополнительного разогрева. Наносится шпателем на подготовленную - очищенную, обезжиренную и сухую поверхность. При работе с гидроизоляционными мастиками обычно в состав добавляют растворимый водой красящий пигмент. Но этот шаг можно пропустить. Нанести мастику, а затем выполнить окрашивание поверхности.

Выбрав горячий битум, ремонт шифера придется начинать с плавления куска материала на костре. Работы лучше проводить в теплое время года. Наносить битум нужно на очищенную от пыли и грязи поверхность. Если трещину необходимо заделать зимой, в расплавленный битум добавляют отработку.

Способ №6: шпатлевки.

Приобретаются в строительных магазинах и предназначены для работ по шиферу. Продаются в готовом виде. Но их применение сопряжено со сложной подготовкой поверхности. Выполняется зачистка и обезжиривание поврежденной зоны. Затем на нее наносится строительная грунтовка. Только потом при помощи пистолета распределяют по поврежденной зоне шпатлевку. Частичное высыхание будет достигнуто через 6.5-7 часов.

Способ №7: устойчивые к влаге клеи.

Для выполнения работ потребуется снять лист шифера. Клей герметик полностью готов к использованию. Но его применение требует тщательной обработки поврежденной зоны. Первым шагом будет очистка жесткой щеткой поврежденного участка с чистой водой. После высыхания наклеивают на зону прочный лоскут текстиля, захватив область в 3-5 см от краев трещины. На этом шаге специалисты рекомендуют хорошо пропитать лоскут влагоустойчивым клеем. После схватывания, клеем покрывают ткань еще раз. Поверх лоскута наносят ровным и равномерным слоем. Дать клею схватиться. Щель с обратной стороны бетонируют. Как только раствор схватиться на его поверхность ставят еще одну латку с влагостойким клеем.

Капитальные мероприятия по ремонту нужно проводить, придерживаясь технологии. Малейшее отступление от инструкции или халатное отношение к зачистке поврежденного участка приведет к тому, что при следующем дожде вода непременно попадет внутрь конструкции. После восстановительных работ можно проверить качество заплатки, поднявшись на чердак после очередного ливня. Если все сделано правильно влаги и сырости не будет.

  • Как бывает омрачена наша радость, когда в выходные, переступив порог любимой дачи, в надежде насладиться веселым потрескиванием дров в камине, теплом и чистым воздухом, мы вдруг слышим предательское: кап, кап, кап...
    Крыша потекла, ужасаемся мы, кидаясь за тазиком.
    Подставляем его под капли с тоской наблюдаем за случившимся. Отдых испорчен, непогода коварно пробралась в наш дом.
    Но, может быть, самое время взглянуть на проблему с другой стороны? Ведь дождик в некотором смысле - индикатор, сигнализирующий о неисправностях кровли, которую самое время подлатать, пока не грянули зимние холода. Именно он помогает диагностировать места протечек.
  • Зачастую, прежде чем появиться на поверхности, вода проделывает длинный и извилистый путь, преодолевая подчас сложную конструкцию крыши.

    Тем, у кого крыша "попроще" - шиферная или металлическая с традиционным двускатным профилем , обнаружить трещину или пробоину легче , чем хозяевам многопрофильных черепичных крыш, но в любом случае понадобятся внимание и терпение.

    Наиболее уязвимы места примыкания кровли к дымовым трубам, основаниям телевизионных антенн, а также стыки с выступами стен, окон.

    Причиной также может быть внезапно треснувшая черепица или отверстие в шифере, которое появилось из-за того, что крепежный гвоздь заржавел или поднялся.

    Когда исследуете крышу с чердака, обращайте внимание на любые пятна на стропилах и обрешетке - это улики, красноречиво свидетельствующие о месте протечки.

    Запомните зрительно или отметьте те места на крыше, на которые, когда погода исправится и можно будет приступить к ремонту, вы сможете поставить ногу, не рискуя провалиться.

    Ведь ваша собственная безопасность не менее важна, чем целостность крыши.
    Страдающим высотобоязнью или подверженным головокружениям лучше доверить работу профессионалам.

  • На сырой или обледенелой крыше не работайте ни-ко-гда!
  • Надевайте одежду , не стесняющую движений, и обувь на резиновой подошве.
  • Следите, чтобы лестница была достаточно длинной и не приходилось работать на самой верхней ее ступеньке.
  • Если на коньке крыши или стропилах отсутствуют специальные крючья для установки лестницы, крепите ее с помощью специального троса (подойдет мягкий трос для буксировки автомобиля).
    Перекиньте его через конек крыши, закрепите на надежных балках и завяжите морским узлом.
  • Ни в коем случае не крепите лестницу и не страхуйтесь сами, обвязывая трос вокруг печной трубы. Она может не выдержать тяжести вашего тела при падении.
  • Работайте с напарником , он подаст инструменты, а в случае чего подстрахует.

    Если повреждения небольшие (трещина, незначительное смещение или пробоина), загерметизировать их несложно. Какой бы ни была ваша крыша - шиферной, металлической, рубероидной или черепичной.

    Используйте для этого водонепроницаемый клей, смолу, которые продаются в специализированных магазинах, или же замазку на олифе, купленную или приготовленную самостоятельно.

    Из-за большого расхода материала все более крупные повреждения, как правило, заделывают битумной (цена 41,50 руб./кг) или цементной мастикой (33 руб./кг).

    Два последних материала после высыхания грунтуют и укрепляют поверху краской.

    Для гидроизоляции и герметизации стыков кровли битумная мастика - самое популярное средство.
    Альтернативные варианты - готовые покрытия крыш, содержащие битум, или более дорогие, но и более надежные полосы из нержавеющих металлов - нержавеющей стали, алюминия и др.

    В продаже встречаются также самоклеящиеся полосы с алюминиевой фольгой, обратная сторона которых обладает адгезионными (клеящими) свойствами (ролик длиной 12,5 м, шириной 8 см - 2557,50 руб.).
    На время можно заделать стыки и простой замазкой.

    Вначале тщательно очистите район повреждения от грязи, ржавчины или лишайника (его можно уничтожить, обдав крутым кипятком). Только когда место, нуждающееся в заделке, просохнет, нанесите выбранный материал.

    Более обширные по площади повреждения устраняют с помощью заплат из различных самоклеящихся материалов, продающихся в магазинах, и самодельных - из металла, рубероида, брезента или любой плотной непромокаемой ткани.

    При ремонте металлических поверхностей накладывают заплатки из того же металла и используют мастики, содержащие битум.

    Чтобы не было коррозии , новые изоляции или гвозди, использующие для крепления заплат, должны быть из того же металла, что и старые.

    Аккуратно заделывайте края: для надежности и эстетики сверху покройте заплату водонепроницаемым покрытием. Они бывают самых разных цветов - белые, терракотовые, зеленые, серые и пр.

    "Доморощенную" заплатку из водонепроницаемой ткани кладут на замазку на олифе или краску, а после высыхания последних окрашивают.

    В любом случае заплаты должны на 6-10 см перекрывать со всех сторон площадь ремонтируемого места.

    Когда вы заменяете вышедшие из строя черепицу, или шиферный лист, или проржавевшую металлическую полосу, стараетесь придерживаться двух важных принципов .

    Первый - заменяющий материал по размерам и качеству должен быть точной копией предыдущего.

    Второй -затрагивать соседние элементы покрытия нужно как можно меньше.

    При глубоких пробоинах "слоеных" рубероидных крыш поврежденные слои обычно разрезают крест-накрест и отворачивают углы, после чего их очищают, просушивают, грунтуют, шпатлюют (битумной мастикой с добавлением песка, опилок и т.д.) и заклеивают обратно.

    Завершают работу одной или несколькими заплатами из рубероида, каждая из которых должна быть больше предыдущей приблизительно на 10 см. Их смолят и для прочности посыпают песком или гравием, мраморной крошкой.

  • Кстати, приступая к работе с рубероидом , рабочую сторону нужно очищать от присыпки, которой покрываются листы, чтобы они не склеивались при транспортировке.

    Сэкономив на материалах , вы рискуете обнаружить, что "дешевая" рубероидная крыша не так уж мало вам стоит. Ведь под нее нужна сплошная обрешетка, и каждый год ее требуется обрабатывать мастикой.

    А потратившись на черепичную, вы на долгие годы избавитесь от хлопот. И она со временем сможет стать вам "дорога" не только в финансовом смысле.

  • Не забывайте ухаживать за крышей . Словом, следите, чтобы климат в доме находился под вашим контролем.

    При авральных работах требуется не только сноровка, но и хорошая память. Ведь то, что вы делаете временно, потом желательно переделать "навсегда"

  • Не торопитесь, заслышав стук капель по полу, забираться на крышу. Лучше некоторое время послушать музыку дождя, чем потом долго, долго лечить сломанные кости.

    Не пренебрегайте техническими новинками - нержавеющими кровельными гвоздями, устройством для удаления гвоздей. Первые избавят от проблем в дальнейшем, вторые -значительно облегчат работу

    Когда-то шиферная кровля считалась едва ли не самой универсальной: доступная, прочная и неприхотливая. Дешево и сердито, как говорится. Но при всей прочности асбестовых волокон такие листы мало устойчивы к механическим нагрузкам: со временем на них всегда появляется много мелких трещин, через которые легко просачивается влага.

    К счастью, шиферная крыша хотя бы не подвержена коррозии, как металлическая, которая покрывается ржавыми пятнами от малейших царапин, и все же ремонт придется все-таки делать время от времени. Так чем заделать трещину в шифере и остановить дальнейшее разрушение других листов? Сейчас мы во всем разберемся подробнее.

    1. От ударных нагрузок. От неаккуратной ходьбе по кровле.
    2. От микротрещин из-за падающих веток дерева.
    3. От мхов, лишайников и другой напасти. Мох и лишайники, которые особенно любят шифер, не просто лишают ее эстетичности, но и медленно разрушают ее!
    4. От времени. К сожалению, сроки службы шиферной крыши не велики, и уже через 10-12 лет появляются первые трещины и прорехи.
    5. От постоянно застаивающейся дождевой воды. Любая кровля, и не только шиферная, имеет слабые места вокруг мансардных окон и труб. Сразу обратите внимание на эти элементы – герметизировать их не сложно.
    6. Угол наклона крыши не подходит для кровли шифером.
    7. Укладка шифера велась с определенными нарушениями, и материал постоянно испытывает излишнее напряжение. Плохо также, если во время монтажа для крепления листов вы использовали обычные гвозди без резиновых прокладок – без трещин потом не обойтись.
    8. Неаккуратная перевозка и хранение. Такие дефекты могут быть обнаружены не сразу, зато сразу станут заметны от хождения по ним на крыше.
    9. Резкие перепады температур. Поверьте, любой асбоцементный материал этого не любит.
    10. Из-за несоразмерно маленьких отверстий под саморезы или гвозди. Не забывайте, что металлу свойственно сезонное расширение, а потому места для такого крепления нужно оставлять немного больше (но не так, чтобы затекала дождевая вода). Вот почему нужны резиновые прокладки.

    И, наконец, новых проблем способен добавить снег. Дело в том, что шиферная крыша не обладает такой гладкостью, как металлическая, и снег на ней задерживается постоянно.

    И достаточно немного солнечных лучей, чтобы подтопить всю эту снежную шапку снизу – в итоге подтаявшая вода стекает вниз к карнизу, где встречается с новым слоем снега (карниз всегда холоднее кровли над жилыми помещениями).

    Здесь талая вода снова подмерзает и в виде наледи уже разрушает не только шиферные листы, но и водосточную систему. Кроме того, вся эта масса под естественным расширением от низкой температуры забивается под листы и оттуда уже, тая, попадает прямо на стропила или в утеплитель.

    Также нередко причина трещин в шифере кроется в его неправильной технологии изготовлении. Причем на нескольких этапах:

    • В процессе приготовления раствора было добавлено меньше цемента, чем того требовала заводская рецептура (догадайтесь, почему).
    • Грубые нарушения технологии производства шиферных листов (кустарное производство).
    • В шифере применялись короткие асбестовые волокна (а это уже решение производителя).
    • Некачественная обработка готовых шиферных листов (отсутствие контроля).
    • Сокращение периода отверстия материала (а нужно 28 дней).

    А теперь давайте поговорим о том, как и чем заделать дыры и трещины на шиферной крыше дома.

    Как обнаружить дефекты покрытия?

    Согласитесь, что по внешне неоднородной шиферной крыше довольно сложно заметить новые дефекты или трещины, тогда как на гладкой фальцевой кровле или профнастиле это сделать несложно даже с соседской постройки. А потому обратите внимание на такие тревожные признаки, что вашу крышу нужно срочно чинить:

    Дело в том, что незамеченные протечки довольно коварны: стропила сразу напитываются влагой, теплоизоляция сыреет и портится, а потолку необходим ремонт. Зайдите на чердак, если у вас есть подобные подозрения: если вы чувствуете запах сырости, значит, проблема есть.

    А отдельные пятна плесени говорят о том, что где-нибудь трещина в шифере есть, но пока о себе не дает знать, кроме как небольшими протечками. Проверяйте подкровельное пространство шиферной крыши также после каждого ливня.

    Ставим «диагноз» по трещинам листов

    Если трещины пошли по выступающим волнам шифера, тогда закладки необходимо накладывать и снизу, и сверху.

    Трещины в нижних волнах требуют самых сложных решений. Ведь именно здесь будет постоянно застаиваться вода, и довольно сложно достичь необходимой герметичности.

    Но давайте посмотрим сначала на саму трещину – от этого многое зависит:

    1. Трещина, которая идет по верхней волне шифера (ее легче всего заметить), обычно не дает протеканий ввиду того, что вода под ней не застаивается. Это – самая безобидная трещина, и заделать ее легко – просто согните оцинкованное железо и подсуньте под шифер, а саму трещину накройте специальной кровельной лентой.
    2. Трещина, которая идет по нижней волне , самая опасная – здесь без протечек не обойтись. Используйте герметик, латку и согнутый лист.
    3. Трещина, которая пошла поперек листа шифера , самая опасная! И одними протеканиями здесь не обойтись – трещина станет расширяться и перейдет в будущем на последующие волны.

    Определились с будущим ремонтом? Действуйте осторожно! Помните, что во многих странах мира это покрытие для крыши и вовсе запрещено из-за вреда для здоровья, а потому при демонтаже старых листов или механической обработке защищайтесь от асбестовых волокон. Вот, как это делают профессиональные бригады:

    Как заделать на шифере трещины и отверстия?

    Перед тем, как положить любую заплату, начала важно полностью очистить ремонтируемую поверхность от мусора и мха, а затем помыть ее мощной струей воды. А вот чем заделать дыры и дырки в шифере на крыше доступными материалами и новинками строительного рынка:

    Способ №1. Цемент и песок

    Приготовьте смесь из одной части сухого цемента и двух просеянного песка. Залейте водой и вымешивайте до нужной консистенции. Заделайте. Дайте трещинам хорошо просохнуть и окрасьте их в подходящий цвет.

    Способ №2. Бутил-каучуковая лента

    Хороша также в качестве заплатки на дырки и трещины специальная бутиловая каучуковая лента. Что хорошо, ее поверхность сделана из нетканного материала, благодаря чему такую заплатку хорошо окрашивать в нужный оттенок.

    А работать с ней тоже просто:

    • Шаг 1. Обезжирьте ремонтируемый участок шиферного листа бензином.
    • Шаг 2. Снимите с ленты защитную полосу и приклейте ее к поврежденному месту.
    • Шаг 3. Окрасьте в цвет, чтобы ваша кровля не выглядела «латанной».

    Используют для ремонта также готовые бутиловые заплатки:

    Для заделки трещин шифера используют также серпянку – ленту, которая придает прочность шпатлеванному стыку листов прочность. Для этого на трещину сначала наносится слой битума, затем на него – серпянка, а затем все снова промазывается битумом.

    Или примените более дорогой современный вариант лент, которые предназначены специально для ремонта таких кровель:


    Способ №3. Горячий битум

    Подготовить битумную мастику на костре не сложно:

    1. Разжигаем костер, ставим по бокам два кирпича.
    2. Берем старое ведро, кладем в него кусок битума.
    3. Ставим ведро на костер и осторожно помешиваем, чтобы ничего не загорелось.

    Если вы работаете при минусовых температурах, добавьте в битум 10% отработки, чтобы придать ему эластичности и избежать растрескивания мастики. Особенно, если вы обрабатываете края шиферных листов:

    Подходит горячий битум также для заделки небольших трещин:

    Но помните, что любые замазки дают только временный эффект. Проблема использования традиционных замазок для шифера состоит в том, что этот кровельный материал мало поддатлив для расширения, тогда как у замазок обычно совсем другой коэффициент.

    Вот почему через несколько циклов колебания температур проблемы с протечками снова возвращаются. И иногда намного проще и надежнее просто заменить дефектный лист.

    Способ №4. Замазка из асбеста, цемента и ПВА

    Сначала берем асбест в готовом виде. Если таковой не получилось раздобыть, просто натрите его на терке из куска шифера. Обязательно во время такой работы защитите дыхательные пути!

    Итак, для приготовления смеси вам понадобится перемешать 2 части цемента, 3 асбеста и жидкий раствор из клея ПВА и воды, взятых поровну. Перемешиваем смесь, пока та не загустеет, как сметана.

    Если вы перед ремонтом очищали часть шифера, ждите, пока тот не высохнет окончательно. Далее нанесите изготовленную смесь, обработайте раствором ПВА и воды (теперь соотношение 1:3) и нанесите еще 2 слоя смеси.

    Способ №5. Готовые шпатлевки

    Для ремонта такой кровли хорошо подходят готовые смеси, в которые включены гидроизоляционные материалы. Работать с ними нужно так:

    • Шаг 1. Хорошо зачищаем ремонтируемую поверхность.
    • Шаг 2. Обезжириваем участок при помощи растворителя или ацетона, хорошо просушиваем.
    • Шаг 3. Грунтуем поверхность смесью для ремонта, только разбавленной до жидкого состояния.
    • Шаг 4. Наносим смесь при помощи специального пистолета или шпателя.
    • Шаг 5. Через 6 часов накрываем стеклотканью и кладем новый слой смеси.

    Обратите внимание, что проводить такие ремонтные работы на шиферной кровли нужно в сухую и пасмурную погоду, чтобы нужные компоненты в смесях высохли не торопясь.

    Способ №6. Пена и эпоксидная смола

    Заделывают трещины и дыры в шифере также жидким пенопластом, но для этого вам придется приобрести целый баллон. Практикуется среди домашних умельцев и так называемый «трехслойный» метод:

    • Шаг 1. Зачищаем и обезжириваем участок.
    • Шаг 2. Заделываем трещину монтажной пеной.
    • Шаг 3. Высушиваем или просто оставляем на сутки.
    • Шаг 4. Наносим герметик.
    • Шаг 5. Покрываем все это смолой.

    Подходит для ремонта шиферной крыши также эпоксидная смола, которая намного меньше разрушается под ультрафиолетовыми лучами, чем пенопласт.

    Это дорогостоящий, но надежный метод справиться с небольшими проблемами, правда по наклонной плоскости пользоваться им неудобно. Так, если шиферный лист раскололся по всей длине, скрепите волнистые стыки эпоксидным клеем. Но для начала закрепите их вместе снизу монтажной клейкой лентой, и только потом заполните зазор сверху.

    Способ №7. Жестяная заплатка

    Этот метод подходит для ремонта больших дырок и трещин в шиферной крыше. Итак, шаг за шагом:

    • Шаг 1. Вырезаем заплатку из жести, сворачиваем в трубочку.
    • Шаг 2. Заталкиваем в дыру так, чтобы в середине заплатку можно было проделать отверстие.
    • Шаг 3. В отверстие вставляем болт с прокладкой и прижимаем.
    • Шаг 4. Заливаем строительным герметиком зазоры.

    К ремонту шиферной крыши подходить нужно серьезно. Если заплатка будет пропускать хоть немного воды и дальше, стропила со временем придут в полную непригодность.

    Способ №8. Олифа с мелом

    Это – один из самых проверенных народных методов. Итак, зачищаем трещины, тщательно замазываем, и по высыханию красим масляной краской. Вот и все!

    Способ №9. Влагостойкий клей

    • Шаг 1. Хорошо промываем листы обычной водой, трем их жесткой щеткой.
    • Шаг 2. Ждем, когда шифер высохнет и заклеиваем каждую дырку куском плотной ткани так, чтобы ее края выходили за пределы отверстия примерно на 3-4 см. Для этого пропитываем латку влагостойким клеем.
    • Шаг 3. Поверх латки еще раз наносим слой клея (Эмалит).
    • Шаг 4. Переворачиваем поврежденный лист и заполняем отверстие бетоном.
    • Шаг 5. Как только раствор схватится, клеем другую заплатку.
    • Шаг 6. В конце трещины сверлим отверстие и заделываем его эластичным герметиком.

    Способ №10. Алюминиевая фольга

    Поможет справиться с трещинами также обычная алюминиевая фольга:

    • Шаг 1. Удалите с листа прежний крепеж.
    • Шаг 2. Закругляем у заплатки углы.
    • Шаг 3. Крепим фольгу и прижимаем ее саморезом.
    • Шаг 4. Если шифер на вашей крыше цветной, докрасьте в тот же цвет и заплатку.

    В крайних случаях легче заменить какой-либо участок шиферной кровли, чем его отремонтировать. Тогда вырежьте из новых листов нужные элементы:

    Нередко также в негодность приходит конек шиферной крыши, который не сложно заменить на металлический или деревянный:

    Как защитить шифер от дальнейших разрушений?

    Хуже ситуация, если кровля начала лопаться в разных местах. Это обычно свидетельствует об ошибках монтажа в свое время, и обычный ремонт шифера на крыше даст только временный эффект.

    Необходимо срочно останавливать процесс разрушения:

    • Способ №1. Для того, чтобы предотвратить растрескивание, временно положите на трещину пропитанную краской полоску ткани.
    • Способ №2. Также, чтобы трещина не пошла дальше, в ней сверлят отверстие и фиксируют саморезом. Причем такое отверстие нужно заделать дополнительно кровельным герметиком, который будет стягивать, как резина, края отверстия.

    Но, если в ближайшее десятилетие вы менять всю крышу не собираетесь, тогда подходите к вопросу ремонта более глобально:

    Или вот так:

    Вот и все! Подбирайте тот метод, материалы для которого у вас уже есть и вы знаете, как с ними работать.

    Портфолио копирайтеров на TextSale.ru -

    Придётся разочаровать тех, кто считает, что шифер – прошлый век. Кто думает, что современные материалы намного лучше из-за того, что кроме многих их достоинств, они великолепно смотрятся, позволяя выполнить самые невообразимые дизайнерские решения. И даже для тех, кто кусает локти, думая что: «Зря купил шифер. Не успел поставить, а уже крыша течёт».

    Кровля из асбестоцементного шифера невероятно надёжная. Благодаря своей плотности она может удерживать вес взрослого человека. В жаркую солнечную погоду шифер практически не нагревается, в отличие от металлочерепицы или профнастила. Среди других плюсов: он не горит, не корродирует, не плавится, не электризуется, практически не шумит в дождь или град.

    Если шиферная крыша сконструирована верно, то в непогоду течь не должна. В крайнем случае, она легко ремонтируется: для этого нужно просто заменять старые листы новыми. Но если течёт новая крыша, нужно искать, «где собака зарыта».

    1. Стропила и обрешётка не выдерживают вес конструкции, из-за чего она провисает и даже лопается. По этой причине деформируются и кровельные материалы.

    2. Шифер уложен неверно или под ним не проложена гидроизоляция.

    3. Отсутствует или неправильно установлен конёк. (Если бригада, взявшаяся за проведение кровельных работ, впервые этим занималась). Бывает и такое.

    4. Шифер укреплён строительными, а не шиферными гвоздями.

    5. Прокладки под гвоздями отсутствуют.

    Как ремонтировать нельзя

    Не стоит задувать щели пеной – она поднимает шифер и таким образом в кровле образуются дополнительные щели.

    Не эффективно использовать для этих же целей силикон – эффект слишком недолговременный.

    Ничем не получится задуть гвозди без прокладок.

    Нельзя поднимать крышу домкратом для ремонта стропил – шифер придёт в негодность.

    Что делать

    1. В первом случае лучше полностью разобрать кровлю, отремонтировать стропила и переложить крышу заново. Этот способ недешёвый и требует привлечения нормальных специалистов. Надо учитывать, что часть листов шифера может повредиться при демонтаже.

    2. Здесь тоже придётся разобрать конструкцию, сделать гидроизоляцию и установить всё заново. Правда, это можно сделать своими руками. Не стоит экономить на рубероиде. Взяв дешёвый материал, придётся ежегодно обрабатывать его мастикой.

    3. Конёк перекрывает верхнюю часть сходящихся плоскостей двускатной кровли. Он должен быть установлен таким образом, чтобы вода под него не затекала, то есть накладываться на шифер с нахлестом. Если он будет на стыке, то свою функцию он выполнять не будет. Конёк не трудно установить или переустановить самостоятельно.

    4. Гвозди придётся вытащить и вбить заново. Следует учесть, что нужно оставлять небольшой зазор, поскольку крыша при смене сезонов расширяется: «дышит». Если ей некуда будет раздаваться – шляпка проломит шифер.

    5. То же самое – прокладки придётся проложить вручную. Не лишним будет подняться на чердак и проверить, не додумались ли «умельцы» бригады загнуть торчащие с внутренней стороны обрешётки шиферные гвозди. Делать этого ни в коем случае нельзя – иначе во время сезонных расширений шифер может треснуть.

    После устранения причин, крыша перестанет протекать и будет служить долго и надёжно.



  • Похожие публикации