Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Родители часто спрашивают, как научить ребёнка считать в пределах 20. Иногда маленький ученик успешно проводит вычисления до 10, но не до конца понимает, как складывать/вычитать большие величины.

Материал содержит примеры упражнений, анализ основных ошибок, которые часто допускают родители во время занятий.

Общая информация

Вычисления часто даются маленьким ученикам сложнее, чем чтение. Чтобы ребёнок полюбил математику, родителям важно знать основные правила и приёмы обучения. «А как же школа, учителя?» – спросят многие.

Конечно, основная нагрузка ложится на педагогов, но при выполнении домашних заданий родители должны правильно объяснять определенные правила, находить ошибки. Когда взрослые понимают, как привить любовь к математике, занятия проходят намного проще.

Уделять внимание обучению счёту всё равно придётся. Таков родительский труд, от совместных занятий с ребёнком никуда не деться. Даже при посещении репетитора (детского развивающего центра) домашние задания нужно выполнять. Если родители будут знать основные приёмы, современные методы обучения, будет намного проще взрослому и ребёнку.

Как научить считать в пределах 20

Педагоги, родители дают рекомендации, предлагают проверенные алгоритмы, благодаря которым маленький ученик поймёт, что такое десятки, как усвоить более сложные понятия. Всегда проверяйте, запомнил ли «юный математик» пройденный материал, не перескакивайте, даже если на изучение уйдёт не 2–3 дня, а неделя.

С чего начать

Алгоритм:

  • выучите названия чисел второго десятка;
  • понадобится два набора кубиков. Предметы должны быть одинаковые;
  • ребёнок должен выложить в ряд 10 вещей, обязательно слева направо;
  • скажите, что 10 – это десяток, он называется «дцать»;
  • на первый ряд кубиков положите ещё один. Получилось – 11 или один плюс «дцать» = одиннадцать;
  • положите два, затем три, четыре кубика на «дцать». Получилось: три – на – дцать, четыр – на – дцать и так далее;
  • пусть маленький ученик сам ставит кубики, прибавляет знакомую цифру к десятку;
  • ребёнок чётко запомнил схему построения чисел от 11 до 19? Переходите к следующему этапу.

Как образуется сотня

Алгоритм:

  • большинство деток, хорошо усвоивших образование чисел до 20, быстро понимают, как сделать два, три, четыре десятка до сотни;
  • начало упражнения то же: выложите 10 кубиков, скажите, что это десяток или «дцать»;
  • рядом поставьте такой же ряд из десяти кубиков, получилось два ряда. Название: два плюс «дцать» = двадцать, три плюс «дцать» = тридцать;
  • 40 (сорок) и 90 (девяносто) оставьте на потом, скажите: у этих круглых чисел другое название. Покажите, что у десятка всегда «0» на конце, потому число круглое, к нему прибавляются цифры 1, 5, 8 и так далее;
  • 50, 60, 70, 80 – ещё проще запомнить. Спросите, сколько десятков в числе 50. Правильно, пять. Пусть детки назовут первую цифру, прибавят слово «десят» – получится ПЯТЬДЕСЯТ. Когда ученик понял принцип, спросите: «Сколько десятков ты нашёл в 60, 70 и 80?» Конечно, шесть, семь, восемь. Так получатся новые названия: ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ.

Счёт до 20 без перехода через десяток

Алгоритм:

  • вновь достаньте те же кубики;
  • пусть ребёнок построит ряд из десяти штук;
  • поставьте сверху (обязательно слева направо) ещё два кубика. Получилось 12;
  • рядом по тому же принципу постройте число 15;
  • объясните маленькому ученику, как быстро сложить 12 и 15. Прибавьте 1 + 1 десяток, получилось 2 десятка или ДВАДЦАТЬ;
  • прибавьте единицы: 2 + 5 = 7. Теперь есть ДВАДЦАТЬ и СЕМЬ, вместе – ДВАДЦАТЬ СЕМЬ;
  • подкрепите объяснение кубиками. Пусть ребёнок пересчитает, действительно ли 27 кубиков на столе;
  • закрепите урок, дайте попробовать разные варианты, пока «юный математик» не поймёт принцип;
  • сложение освоено? Приступайте к вычитанию: принцип тот же;
  • через десяток переходите только после полного понимания материала с любыми числами от 10 до 100.

Совет! К началу обучения ребёнок должен чётко понимать, где десятки, а где – единицы в двузначном числе, чётко знать понятия «лево – право».

Правила счёта с переходом через десяток

Используйте таблицу, в которой показан состав числа. Детки должны понимать, как получить цифры разными способами. Например, 8 = 3 + 5, 4 + 4, 6 + 2, 7 + 1, 8+ 0. Без навыков быстрого счёта, сложения/вычитания от 0 до 10 нельзя переходить к более сложным упражнениям.

Задача родителей: объяснить, что одно из чисел нужно разложить на два, чтобы получить 10, затем прибавить остаток. Правило легко понять на примере.

Смотрите:

  • задача: найти, сколько будет 18 + 6;
  • 18 – это 10 и 8;
  • запишите по-новому (10 + 8) + 6;
  • спросите, сколько от 6 не хватает до десятка, чтобы прибавить к 8;
  • правильно, 2 (пригодится таблица «Состав числа);
  • теперь запишите 6 как 2 и 4. Получилось: 10 + 8 + 2 + 4 или 10 + 10 + 4. Два десятка плюс четыре единицы равно ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ;
  • когда ребёнок запомнит сложение, так же объясните вычитание;
  • всегда держите под рукой таблицу «Состав числа». Детки будут меньше теряться, проще ориентироваться.

Постоянно проводите «тренировку между делом», чтоб лучше запомнился состав числа. Проговаривайте чаще, подключайте ребёнка, пусть оканчивает фразу: «На столе слева стоит 3 тарелки, я ставлю справа ещё 3 тарелки. Сколько всего предметов? Правильно, 6». Покажите другой способ: «Я поставлю слева 2 тарелки, справа – 4 тарелки, вновь получилось 6 тарелок» и так далее (1 + 5).

По адресу прочтите инструкцию по применению детских капель в нос Виброцил.

  • проводите занятия в игровой форме. Дошкольники и младшие школьники остро реагируют на скучные задания, «серые», невыразительные картинки;
  • приводите простые примеры, ищите персонажей для счёта, понятных по возрасту. Маленький ученик должен легко узнавать предметы, животных, которых нужно сосчитать. Например, кот – подходит, дикобраз – нет (многие малыши думают, что это ёжик с длинными колючками, не сразу узнают и называют зверька). Апельсин – подходит, киви – нет (экзотический фрукт чем-то напоминает картошку, можно ошибиться) и так далее;
  • математические игры – отличный вариант для развивающих занятий. Подойдёт домино, лото, лабиринт, по которому можно путешествовать при помощи фишек, кубики с крупным изображением. Купите игры, изготовьте карточки из картона самостоятельно;
  • заинтересуйте ребёнка, расскажите, как важен счёт в повседневных делах. Считайте ступеньки в подъезде, стулья около стола, окна в магазине, синие или белые машины на дороге. При покупках в супермаркете просите ребёнка подать с полки 1 пакет молока, 2 бублика, 3 пачки творожка и так далее. Скажите: «В корзинке 4 банана, я положу ещё 1, получится 5 бананов». Проговаривайте все числительные чётко. Такие разговоры часто «напрягают» родителей, нередко кажутся скучными, пустыми, но сложно переоценить пользу от занятий для детей;
  • тренировка между делом. Этот приём наглядно демонстрирует, что для людей значат цифры и вычисления. Ненавязчиво приучайте малыша к миру математики. При сервировке стола к ужину или обеду говорите: «Я ставлю 5 тарелок, я кладу 5 вилок». Постепенно маленький человечек поймёт, что каждый раз количество столовых приборов, посуды бывает разным. Поставьте одну тарелку, озвучьте, добавьте ещё одну – вновь назовите число и так далее;
  • регулярность, настойчивость – одно из главных правил. Проводите тренировку между делом, придумывайте сказки с математическим уклоном об окружающих предметах (одушевлённых/неодушевлённых).

  • просите помощи у «юного математика», пусть подскажет, сколько кошек сидит около подъезда. Покрошите хлеб, попросите посчитать голубей, прилетевших за едой. Часто слетается 10, 20 и более птиц. Вот хороший повод показать, что «ты досчитал до 10, а есть числа больше, например, 11, 15, 20 и так далее, чтобы сосчитать всех птиц»;
  • игра в кафе/магазин. Многие родители и опытные педагоги советуют простой приём для обучения счёту, особенно, для сложения, вычитания чисел через десяток. Добавляя к 10 рублям ещё 1, 2 или 5 рублей, ребёнок поймёт, что такое число 15 = 10 + 5, 20 = 10 + 10. Изготовьте бумажные деньги из плотного материала. Понадобятся «монеты» и «купюры» всех номиналов, даже таких, которых нет в реальном обращении. Нарисуйте 3,4,7,8 рублей: вы получите любое число при добавлении к 10. Какой размер «денежки» выбрать? Чтобы чётко был виден номинал;
  • школа. Ещё одна полезная игра. Детки любят быть учителями. Предоставьте им эту возможность, решайте примеры, иногда с ошибками, чтобы «учитель» мог поправить вас, проверить свои знания. Если маленький педагог сам ошибся, мягко подскажите, не смейтесь. Проверьте правильность решения на кубиках, яблоках, счётных палочках, вместе подумайте, кто прав. Похвалите за знания, пообещайте исправить оценку, подтянуть математику;
  • для сложения чисел в пределах 20 используйте наглядные пособия, счётные палочки, кубики. Изучать числа от 0 до 100 поможет обычный мягкий метр, который применяется при шитье. «Юный математик» увидит все числа, поймёт, какое находится левее, какое – правее. Удобно объяснить, что 12 меньше 17, потому что оно находится левее. Можно отмерить 12 и 17 см ткани, отрезать, сравнить куски, подтвердить правоту;
  • понятия «плюс» и «минус» вводите позже, когда усвоены правила сложения/вычитания до 10;
  • всегда объясняйте каждое слово в задаче. Пока ученик не поймёт, что означает условие, он вряд ли решит задачу. На первых порах сами придумывайте примеры, ищите хорошие учебники с интересными, понятными заданиями;
  • при сложностях не стесняйтесь просить совета у репетитора, педагога детского центра или учителя. Главное: найти человека, понимающего не только математику, но и детскую психологию. Задача достаточно сложная, но разрешимая;
  • психологический контакт с маленьким учеником – обязательное условие для успешного обучения. Крики, унижение, постоянное напоминание о неудачах отбивают охоту к учёбе, провоцируют неуверенность в своих силах, тяжёлые комплексы.

Вооружитесь советами педагогов, родителей, попытайтесь научить деток правильно считать в пределах до 20. В одних случаях материал усваивается легко, в других требуется настойчивость, терпение, долгие разъяснения. Не отчаивайтесь, не ругайте «юного математика», консультируйтесь с педагогами, психологами. Только регулярные занятия, поощрение малейших достижений принесут результат.

Урок по математике в 1 классе по ФГОС

Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Цели урока :

Ознакомление с приемами вычислений с переходом через десяток, развитие устных вычислительных навыков, умения решать задачи;

Развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять существенные признаки и свойства;

Воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД:

Формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

Учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;

Определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД:

Наблюдать и делать выводы.

3. Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.

4. Личностные УУД:

Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Технологии:

Технология проблемного диалога.

Оборудование: учебник «Математика» 1 класс М.И.Моро, карточки для работах в группах.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

I. Самоопределение к деятельности

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Вы готовы?

Приступаем.

Решать,

думать.

Да.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

III. Постановка учебной задачи.

1. Математический диктант.

Найдите сумму чисел 7 и 3.

На сколько 10 больше, чем 5?

Увеличьте число 6 на 3.

1-ое слагаемое 5, 2-ое слагаемое 4. Найдите сумму.

8 уменьшите на 6.

2. Ассоциативный ряд.

На доске:

2+7 = 5+1= 8+2= 9+4=

Посмотрите внимательно, что написано на доске и расскажите, что вы заметили нового в записи примеров?

Запишите и вычислите эти суммы.

После решения примеров, детям предлагается сравнить свои вычисления в тетрадях с примерами на доске.

В чем была трудность?

Какая цель нашего урока?

Значит, какая тема сегодня на уроке?

Записывают значения выражений в строчку.

Взаимопроверка в парах.

Рассматривают ряд.

Это суммы.

Мы не сумеем решить последний пример.

Дети самостоятельно пробуют выполнить задание.

Одновременно 2 учащихся работают на закрытых досках.

Сравнивают и находят ошибки.

Мы не знаем, как складывать числа с переходом через десяток.

Научиться решать примеры с переходом через десяток.

Сложение чисел с переходом через десяток.

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

Внимательно посмотрите на примеры те, которые вы легко решили. Как вы их решали?

А как удобно прибавлять числа?

Удобно прибавлять к десяткам, так легче считать.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Молодцы!

А теперь вернемся к нашему примеру

9+4=

Кто сможет объяснить решение данного примера.

Прибавляем число по частям. Сначала прибавляем столько, чтобы получить 10.

9+1=10

Вспоминаем, что 4 это 1 да 3. Уже прибавили 1, теперь надо прибавить 3.

Можно записать так:

9+4=13

9+1+3

Ученик решает у доски.

Физминутка

VI. Самостоятельная работа в группах с самопроверкой.

Дает задание каждой группе на карточках.

Карточка 1.

8+4= 6+5= 7+4=

Карточка 2.

9+2= 7+6= 9+4=

Карточка 3.

6+6= 8+5= 9+2=

Дети работают в группах.

Консультант сверяет результаты.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Предлагает работу по учебнику (стр. 64 № 4).

В каком примере мы применили полученные знания на уроке?

В чем затруднялись при решении?

Задача №3 , №5 (устно)

Дети работают в тетрадях и у доски, отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность.

VIII. Итог урока

(Рефлексия)

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Вам было легко или были трудности?

Предлагает домашнее задание с.65№6

А для любознательных самостоятельно составить 3-4 примера на сложение чисел с переходом через десяток.

Соотносят цель и результаты действия.

Проговаривают способы «открытия» нового знания.

Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.

Самые первые примеры, с которыми знакомится ребенок еще до школы - это сложение и вычитание. Не так уж сложно посчитать животных на картинке и, зачеркнув лишних, посчитать оставшихся. Или перекладывать счетные палочки, а потом считать их. Но для ребенка несколько труднее оперировать с голыми цифрами. Именно поэтому нужна практика и еще раз практика. Не бросайте заниматься с ребенком и летом, поскольку за лето школьная программа из маленькой головки просто выветривается и долго приходится наверстывать потерянные знания.

Если ваш ребенок первоклашка или только идет в первый класс - начните с повторения состава числа по домикам. А теперь можно браться и за примеры. Фактически сложение и вычитание в пределах десяти - это и есть первое практическое применение ребенком знания состава числа.

Кликайте по картинкам и открывайте тренажер в максимальном увеличении, далее можно скачать изображение себе на компьютер и распечатать в хорошем качестве.

Есть возможность разрезать А4 пополам и получить 2 листа с заданиями, если хотите уменьшить нагрузку на ребенка, или давать решать по столбику в день, если решили позаниматься летом.

Решаем столбик, отмечаем успехи: тучка - не очень хорошо решили, смайлик - хорошо, солнышко - замечательно!

Сложение и вычитание в пределах 10

А теперь вразброс!

И с пропусками (окошками):

Примеры на сложение и вычитание в пределах 20

К моменту, когда ребенок приступит к изучению этой темы математики, он должен очень хорошо, на зубок знать состав чисел первого десятка. Если ребенок состав чисел не освоил, ему сложно придется в дальнейших вычислениях. Поэтому постоянно возвращайтесь к теме состава чисел в пределах 10, пока первоклассник не освоит его до автоматизма. Также первоклассник должен знать, что значит десятичный (разрядный) состав чисел. На уроках математики учитель рассказывает, что 10 - это, по-другому, 1 десяток, поэтому число 12 состоит из 1 десятка и 2 единиц. При сложении единицы складываются с единицами. Именно на знании десятичного состава чисел основываются приемы сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток .

Примеры для печати без перехода через десяток вперемешку:

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток основаны на приемах добавления до 10 или убавления до 10 соответственно, то есть на теме "состав числа 10", поэтому ответственно подойдите к изучению с ребенком этой темы.

Примеры с переходом через десяток (половина листа сложение, половина вычитание, лист также можно распечатать в формате А4 и разрезать пополам на 2 задания):

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: нестандартный с применением ИКТ.

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий по изучаемой теме.

Задачи:

Образовательная:

  • организовать деятельность учащихся по ознакомлению с вычислительным приемом для случаев вида 7 + 4 и помочь уяснить практическую значимость материала;
  • создать условия для развития у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Развивающая:

  • развивать умения в использовании научных методов познания /наблюдения/;
  • развивать умения осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;
  • развивать речь, память, логическое мышление, аналитические способности, внимание, интерес к предмету.

Воспитательная:

  • воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать сообща, в парах, чувство товарищества;

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные, технология проблемно-диалогического обучения (подводящий диалог).

Методы: словесный, наглядный, проблемный, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник (Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Моя математика: Учебник для 1-го класса в 3-х частях. Часть 3.- М.: Издательский Дом РАО, Баласс.2008г.), картинки для игры, компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку.

Организация работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинаем наш урок!
А чтоб он пошёл нам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь думать, рассуждать.
Будьте старательны и внимательны -
И успех к вам придёт обязательно!

Я дарю вам свою улыбку. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнулись друг другу и пожелали успехов. Так как общий наш успех будет зависеть от каждого из вас.

Мы начинаем наш урок с хорошим настроением, и надеюсь, что наше настроение сохраниться до конца урока.

На предыдущих уроках мы вместе с нашими героями Петей Зайцевым, Вовой Колесниковым и Катюшей Персиковой путешествовали по стране изучения чисел от 10 до 20. Эта страна ещё не вся нами изучена. Продолжим путешествие дальше? И так, в путь!

II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.

Слайд № 2

1. Игра "Третий лишний": - вторник, среда, май; - треугольник, квадрат, луч; - четыре, один, плюс.

2. Числовой ряд. Слайд № 3

Рассмотрите данные ряды чисел:

В чём сходство между рядами? В чём различие?

Как из предыдущего числа получается последующее?

Какое следующее число в каждом ряду?

Назовите наибольшее и наименьшее число в последнем ряду.

Расскажите всё, что знаете о числе 10.

На сколько 10 меньше 16? На сколько 16 больше 10?

Уменьшите 10 на 1. Увеличьте 10 на 8.

Как можно получить число 10?

Откройте тетради запишите дату.

3. Математитческий диктант.

Первое слагаемое - 6, второе слагаемое - 4. Чему равна сумма? (10)

Уменьшаемое 10, вычитаемое 3. Чему равна разность? (7)

Назовите число, которое меньше 10 на 8. (2)

На сколько надо увеличить 5, чтобы получить 10? (5)

Запишите данные ответы в порядке возрастания.

Что получилось? (Проверка с доски). Слайд № 4

Ребята, а эти числа непростые. Давайте посмотрим, что зашифровано под каждым числом? (Труд).

Вспоминаем пословицу о труде. (Терпенье и труд всё перетрут. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда). Эти пословицы и станут девизом нашего урока.

На сколько надо уменьшить числа 16, 15, 13, 17, чтобы получить 10?

Ребята, вы не забыли, что на уроке мы должны ещё и помогать своим друзьям? Спешим на помощь.

Откроем учебники на с. 20 №1.

Кому понадобилась помощь?

Помогите ему и быстрее. Он уже заждался. (Взаимопроверка)

Молодцы! Все оказали помощь правильно.

А теперь внимание на доску. Это задание они получили все, не только Вова. И снова потребуется ваша помощь.

(На доске появляются одна за другой 4 тучки). Слайд № 5

Примеры решают самостоятельно. Ответы проверяются на слайде.

Сколько получилось в последнем примере? (Ответ на ушко). Как получили ответ? (При сложении единиц в этом выражении нужно будет сделать переход через разряд.) вырезать

(Возникает проблема, так как не все учащиеся могут решить данный пример.)

Определите тему урока. (Сложение чисел с переходом через разряд.)

Какие цели поставим перед собой? (Научиться решать примеры с переходом через разряд).

III. Открытие нового.

1. Знакомство с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через разряд "по частям".

Решаем пример 7 + 5 с помощью графической модели:

(Щелчок мышкой - появляется выражение 7+5=); Слайд № 6

Сколько единиц не хватает в первом слагаемом до 10? (Трёх единиц).

Где можно взять эти три единицы? (У второго слагаемого).

Что для этого нужно сделать? (Разбить второе слагаемое на части)

(3 и 2.)

Следующий щелчок - красные шарики заполняют модель числа 10.

Сколько получилось полных десятков? Сколько осталось единиц?

(1 десяток и 2 единицы.)

Чему же равна сумма чисел 7 и 5? (12)

Подумайте и объясните, почему первое слагаемое дополнили до 10? (Удобно выполнять вычисления.)

Давайте выведем алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через разряд:

1) Дополнить до круглого десятка

Прибавить оставшееся число.

IV. Первичное закрепление. Работа с учебником.

1. Откроем учебники. Найдём №3.

Рассмотрим рисунки Пети и прочитаем записи. Расскажем, как же Петя нашёл значение каждого выражения.

Как он прибавлял к 9 2? (С помощью графической модели). Слайд № 7

2. А теперь давайте поможем Кате найти значение выражений, №4.

А). Первый пример объясняет один ученик.

Б). Работа в паре. (Второй пример решают в паре.)

Проверка с доски.

Слайд № 8

На какие части разбили второе слагаемое? (3 и 1) Почему?

Чему же равна сумма чисел 7 и 4?

В) Самостоятельная работа. (Один ученик у доски.)

Решение примера, не используя графическую модель. Проверка.

V. Физкультминутка. Игра на внимание.

Петя, Катя и Вова решили поиграть с вами в прятки. Если покажется Петя, вы хлопаете в ладоши; если покажется Вова, топаете ногами; если покажется Катя, пожимаете плечами. (Поочерёдно показываю картинки.)

Итак, просмотрите ещё раз записи на доске и в книге. Какой можно сделать вывод? Как складывали?

Вывод: чтобы сложить однозначные числа с переходом через десяток, надо сначала дополнить до 10 первое слагаемое, а потом добавить остальные единицы.

VI. Работа с учебником. Слайд № 9

Сравните числовые выражения. Объясните Вове, насколько значение одного выражения больше или меньше значения другого.

1). Первый пример коллективно.

2). Самостоятельная работа. (2 и 3 примеры)

Проверка с доски.

2. Физкультминутка для глаз. (Использование офтальмологического тренажёра, расположенного на стене). Слайд № 10 (Учитель водит указкой по кругам разного цвета)

Посмотрите вверх на луг.
Вправо, влево бежит жук,
Летит куда - то стрекоза,
А навстречу ей пчела.
Облетел владенья шмель,
Работой занят муравей.

Ребята, а, сколько насекомых бегало по нашему лужку.

1. Повторение и закрепление пройденного.

Ребята, мы научились с вами складывать однозначные числа с переходом через разряд. Давайте поможем нашим друзьям заполнить таблицу. (Первые два примера вместе, а дальше самостоятельно). Слайд № 11

Ребята, что вы заметили при сложении чисел с переходом через разряд?

Вывод: первое слагаемое не изменяется, второе - последовательно увеличивается на единицу, значит, сумма тоже последовательно увеличивается на единицу.

Молодцы, ребята! А какая же математика без задач?

2. Давайте поможем Пете решить задачу. С. 21 №7.

Назовите составные части задачи? (Условие, вопрос, решение, ответ).

Читаем задачу про себя.

Читаем вслух.

Прочитайте условие.

Читаем вопрос задачи.

О чём говорится в задаче?

Это что части или целое?

Что надо найти?

3. Составляем схему к задаче. Слайд № 12

Каким правилом вы будете пользоваться при решении этой задачи? (Находим целое).

Запишите решение и ответ задачи в тетрадь.

Проверка по эталону. Слайд № 13

4. Задача на развитие логического мышления.

Как переложить две палочки так, чтобы получилось два квадрата? Слайд № 14

VIII. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на уроке, путешествуя по страницам нашей книги?

Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Что мы не умели?

А теперь научились?

Давайте вспомним алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через разряд:

1). Дополнить до круглого десятка

2). Прибавить оставшееся число.

Вам было трудно на уроке?

Все задания были трудными для вас? А какие?

Вы преодолели трудности?

Что было интересно?

Вы помогали нашим героям находить значения выражений, решать задачу. Они благодарят вас за помощь и говорят вам: "Спасибо!"

Давайте в заключение урока вернёмся к нашему алгоритму самооценки и оценим свою работу.

Ребята, кому было на уроке легко, у кого все получалось - возьмут себе зелёные смайлики.

Слайд № 15

У кого возникали проблемы, было что-то непонятно, тяжело - возьмут для себя жёлтые смайлики.

Кому было очень сложно, и кто еще затрудняется прибавлять числа с переходом через разряд возьмут для себя красные смайлики.

Что мы нарисуем в дневниках?

А теперь я хочу оценить работу всего класса на уроке. Хотите узнать моё мнение?

Я предлагаю вам отгадать кроссворд. И по вертикали вы прочитаете слово, которое я говорю всем вам. Слайд №16

  • Сколько ног у паука?
  • Сколько солнышек на небе?
  • Второй по счёту весенний месяц.
  • 12 месяцев что это?
  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
  • А - это буква, 5 - это:
  • Разбежались по опушке в белых платьицах подружки? Что это?

Как понимаете значение слова опушка?

Я благодарю всех за работу. Урок окончен.



Похожие публикации