Снятие кондиционера: инструкция по демонтажу своими руками. Как снять сплит систему самому Демонтируем сплит систему своими руками

Случаются ситуации, при которых является необходимым знать, как демонтировать кондиционер. Причины могут быть разные – старая сплит система не работает или ожидается переезд, а новый покупать неохота. Как бы там ни было, каждый желает сэкономить, особенно перед новыми затратами. Демонтаж кондиционеров может стоить от 70 долларов в зависимости от мощности, расположения, типа девайса, а в отдельных случаях требуется ещё и заправить систему хладагентом после монтажа.

Демонтаж кондиционера обойдется владельцу в определенную сумму

Возможные неприятности при некорректном демонтаже

Будь то квалифицированный специалист или любитель, желающий осуществить демонтаж кондиционера самостоятельно, человек должен знать, как устроен данный девайс, чтобы избежать неприятных последствий. Казалось бы, отсоединить трубки и открутить несколько метизов – пустяковое дело, но практика показывает, что всё несколько сложней.

Принцип работы кондиционера понять нетрудно. В данном случае речь пойдёт о сплит системах, так как именно с ними обычно люди имеют дело. Из испарителя в компрессор поступает фреон, где из-за более высокого давления он нагревается.

Затем конденсатор обдувается относительно холодным воздухом, благодаря чему хладагент остывает и переходит в жидкое агрегатное состояние, что сопровождается экзотермической реакцией. Благодаря этому воздух, идущий через конденсатор, нагревается. Нагретый хладагент из конденсатора двигается в терморегулирующий вентиль, в котором он частично переходит в газообразное состояние при пониженном давлении. Затем жидкий и газообразный хладагент поступает в испаритель, получающий воздух из помещения. Там вещество окончательно переходит в газообразное состояние, благодаря чему поглощает тепло из комнаты, после чего отправляется в компрессор для повторного цикла.

То есть становится ясно, что кондиционирование требует от девайса довольно сложной организации, в особенности от насоса. Он должен быть абсолютно герметичным, причем использование дополнительных уплотнений не допускается в связи с регулярными скачками температуры и давления. Поэтому герметичность обусловлена лишь посредством точности всех деталей. Вот именно здесь обычно и возникает проблема у тех, кто решил демонтировать кондиционер своими руками. Если допустить ошибку, снимая систему, можно повредить насос, что приведет к снижению эффективности работы девайса, а затем – к полной поломке. Обычно он ломается, если в насос попадает пыль и другие аэрозоли, вредящие стенке, или кислород. Поэтому демонтаж кондиционера требует предельной осторожности.

Если повредить кондиционер при снятии, правильно работать он уже не будет

Что необходимо для демонтажа

Чтобы осуществить демонтаж кондиционера своими руками, всё равно нужно потратиться, потому что в обязательном порядке человеку понадобится ряд инструментов, без которых с задачей не справиться. К ним относятся:

  • манометрический коллектор;
  • труборез;
  • шестигранные торцевые ключи;
  • бокорезы;
  • рожковые ключи;
  • дрель-шуруповёрт;
  • разводные ключи;
  • крестовая отвертка;
  • строительный нож.

В отдельных случаях есть необходимость обзавестись страховочным снаряжением. Более того, всегда необходимо, чтобы в демонтаже участвовало два человека – одному едва ли удастся всё сделать правильно и безопасно. Рисковать жизнью и здоровьем ни в коем случае не стоит.

Рожковые ключи пригдятся при снятии прибора

Демонтаж сплит системы своими руками осуществляется несколько трудней, нежели аналогичный процесс с моноблочными кондиционерами вроде оконного или мобильного. В таких случаях требуется всего лишь перекрыть каналы подачи хладагента, включить девайс и подождать, пока вещество его покинет, чтобы не навредить окружающему помещению. Затем кондиционер выключают из сети, отсоединяют слив, осторожно снимают с креплений и отсоединяют патрубки, чтобы можно было окончательно снять девайс – абсолютно ничего сложного.

Чтобы правильно демонтировать самостоятельно, нужно следовать определенным правилам. Инструкция несложная, но любая ошибка может повлечь за собой серьёзные последствия, вплоть до полной поломки системы.

Люди, думающие, как снять сплит систему, должны понимать, что первым делом осуществляется демонтаж наружного блока системы кондиционирования. Изначально нужно хотя бы вкратце ознакомиться с архитектурой девайса. На наружном блоке находятся два штуцера, поверх которых закручены крышечки. Визуально хорошо заметно отличие между этими патрубками: трубка, подсоединенная к первому, толще – это подводящий, или паровой, трубопровод; второй патрубок относится к отводящему, или жидкостному. Под крышечками находятся гайки, регулирующие подачу или отвод хладагента. Возле подводящего штуцера находится ниппель, благодаря которому стравливают фреон из кондиционера.

Согласно инструкции, отображающей, как правильно демонтировать сплит систему, снятие наружного блока осуществляется посредством следующих этапов:

  • С обоих патрубков снимают разводным ключом крышки, чтобы получить доступ к вентилям подводящего и отводящего трубопроводов.
  • К ниппелю парового штуцера подсоединяют манометрический коллектор.
  • Включают систему на всю мощность в режиме «охлаждение».
  • Затем, когда из внутреннего блока начал идти поток холодного воздуха, шестигранным торцевым ключом перекрывают вентиль жидкостного патрубка и внимательно следят за давлением хладагента в газообразном агрегатном состоянии благодаря манометрическому коллектору. Отдельные специалисты отмечают, что подключить манометр можно и после запуска системы, так как, по их заявлениям, таким образом можно избежать лишней течке компрессорного масла из сплит системы.
  • Когда давление падает ниже отметки нуля, вентиль парового патрубка перекрывают торцевым шестигранником и быстро выключают систему кондиционирования. Выполнив эти условия, весь хладагент будет находиться в конденсаторе наружного блока.
  • На этом этапе уже можно отсоединять трубопроводы от системы. Жидкостный парубок обычно откручивается без особых усилий, а вот с паровым всё не так просто. Дело в том, что, отсоединяя её, можно что-то оборвать или чему-то повредить, злоупотребив силой. Поэтому рекомендуется при откручивании гайки разводным ключом придержать вентиль, накрутив на него крышку, чтобы не повредить резьбу. В таком случае, когда все трубопроводы отсоединены, нужно быстро вентили закрыть крышечками или, если таковые отсутствуют, заглушить изолентой. Это предотвратит попадание в систему различных загрязнителей и обезопасит её. Другой способ отсоединить трубопроводы, который тоже обычно практикуется – обрезать медные трубки на расстоянии около двадцати сантиметров от парубков труборезом. Затем незамедлительно нужно их осторожно сдавить и согнуть под углом в 180°, чтобы внутрь ничего не попало. Ни в коем случае нельзя этим пренебрегать. Все трубы должны быть закрыты.
  • Работа с наружным блоком подходит к концу. Остаётся отсоединить электрические коммуникации с помощью крестовой отвертки.
  • И вот последний этап – необходимо отсоединить внешний блок системы от укреплений. Обычно он прикручен к ним четырьмя болтами М8, но могут также встречаться М6 и М10. Открутив всё, блок аккуратно ставят на устойчивую поверхность (можно на землю) и разбирают крепления – всё-таки могут пригодиться для установки системы в дальнейшем.

Если кондиционер демонтируют временно, чтобы отвезти в ремонт, нет никакой необходимости снимать кронштейны, разобрать всегда успеется.

Демонтаж наружного блока может оказаться довольно сложным мероприятием

Самостоятельный съем внутреннего блока

Демонтаж внутреннего блока кондиционера с первого взгляда может показаться пустяковым делом, не требующим особых навыков или усилий. Однако это не совсем так в связи с тем что разные модели имеют свои особенности. Но есть кое-какие закономерности, которые необходимо знать всем, кто хочет знать, как снять кондиционер со стены. Разборка осуществляется по следующему алгоритму:

  • Необходимо первым делом снять крышку корпуса. Трудность состоит в том, что каждый производитель имеет свой способ обезопасить кондиционер от неквалифицированных «мастеров» посредством специфических защелок. Обычно на нижней части блока расположены указатели, помогающие снять крышку. Они отображают местоположение соединений между корпусом и монтажной пластиной. Здесь необходимо либо немного оттянуть, либо надавить – всё зависит от конкретной модели сплит системы. Также там могут быть саморезы, которые предварительно нужно открутить. Найдя подход к конкретному блоку, крышка будет сниматься без затруднений. Но требуется осторожность, так как, не рассчитав силы, можно повредить детали блока.
  • Открыв крышку, перед мастером виднеется трубопровод, дренажный патрубок и электрический кабель. Изначально отсоединяют последний, откручивая его от клемм и аккуратно вытягивая из системы.
  • Затем отсоединяют патрубок. Рекомендуется заранее подставить ведро или другую ёмкость, так как из него может потечь немного воды.
  • Чтобы отсоединить фреоновый трубопровод, сначала необходимо снять термоизолятор. Трубки аккуратно откручиваются, как и при работе с наружным блоком, после чего на них закручивают крышечки или, в случае их отсутствия, глушат изолентой. И также можно трубки обрезать, стиснуть и закрутить. Главное – предотвратить попадание в них загрязняющих компонентов.
  • Когда внутренний блок кондиционера уже ничего не держит, его осторожно снимают и ставят в сторону. На стене остается только монтажная пластина, которую, как и кронштейны для наружного блока, можно открутить, а можно оставить. Это зависит от причины демонтажа и целей обладателя.

На этом демонтаж сплит системы заканчивается. Однако есть ещё одна рекомендация: при транспортировке наружного блока нужно следить, чтобы он стоял точно так же, как и на укреплениях. Нельзя его класть набок или переворачивать.

Предстоит переезд. В новую квартиру или офис. На прежнем месте – кондиционер, купленный за свои кровные. Очень хочется забрать его с собой, как любимые диван и кресло. А не сделать ли демонтаж кондиционера своими руками? Деньжат сэкономить, переезд и так – дело затратное. Говорят, монтажники снимают «кондюк» за 15 минут, а я что же, совсем безрукий? Но сначала нужно выяснить, а сколько стоит снятие кондиционера по всем правилам.

Цена работы

Если собрать в сводку цены на демонтаж бытовых кондиционеров, то получится в среднем очень простое соотношение: 1 Вт – 1 руб. То есть, стоимость демонтажа квартирного кондиционера обойдется в 2500 – 4000 руб, а большого, на офис или особняк – 8000-1000. За демонтаж кассетного, встроенного в подвесной потолок, цена увеличивается на 5-15%. Немало.

Цена самодеятельности

Технически мало-мальски грамотному человеку интуитивно ясно, что просто развинтить штуцеры нельзя – ведь внутри система заполнена фреоном, если просто снять штуцеры, он вытечет, а заправка стоит 800-1500 руб. Стало быть, нужны какие-то приспособления, инструмент. Поинтересуемся.

Что точно необходимо для демонтажа кондиционера, так это манометрический коллектор. Стоит самый дешевый около 1500 руб, а то и все 3500. Уже почти цена демонтажа. Еще набор шестигранных торцевых ключей, труборез – где-то 250, если труборез взять в аренду. Вот и вышли практически на стоимость профессионального демонтажа. Ах да, еще верхолазные работы, наружный-то блок на стене висит. Добавляем еще с 500 на страховочное снаряжение. И риск для жизни.

Почему так сложно и дорого? Нельзя ли как-то упростить, удешевить? Попробуем разобраться. Хотя бы, как обойтись без манометра и сберечь фреон. Чтобы своя работа хоть как-то оправдалась.

Как устроен кондиционер?

Принцип работы кондиционера известен: компрессор наружного блока (конденсационного) откачивает пары хладоагента из внутреннего блока (испарительного), они сгущаются, разогреваются, отдают тепло окружающей среде через радиатор наружного блока, затем жидкий хладоагент подается в испаритель внутреннего блока, испаряется там, поглощая тепло помещения, и цикл повторяется.

Отсюда видно уже одно уязвимое место – насос компрессора кондиционера. Работая в таких тяжелых условиях, он должен представлять собой достаточно сложный агрегат. Так оно и есть – в бытовых кондиционерах используются кулачковые вакуумные насосы. Его сердце – два или три (в таком случае на каждом роторе три кулачка) ротора сложной конфигурации в герметичной камере, см. рис. Дополнительных уплотнений, наподобие поршневых колец, прокладок, клапанов и т.п. нет; нужная герметичность и одностороннее действие обеспечиваются исключительно за счет прецизионной точности обработки деталей. Какая-то еще конструкция не даст нужной производительности при таких перепадах температуры и давления.

Теперь понятно, почему насос так уязвим: малейшая царапина от пылинки, ледышки или кусочка окиси с труб – и кондиционер будет тратить электричество на то, чтобы попусту перемешивать хладоагент, а не охлаждать помещение. Ведь с одной стороны насоса – пар фреона при минус –70 градусов (примерно) при давлении в доли атмосферы, а с другой – его же конденсат при +80 при давлении в несколько атмосфер. А фреон исключительно текуч.

Примечание: на рисунке видны высверленные в торцах роторов лунки. Они нужны для идеального баланса – кулачковый насос выходит из строя даже от собственной вибрации.

Именно ради сохранности насоса кондиционеры продаются заполненными очищенным инертным газом под давлением (вспомните, его стравливали при установке), а перед заполнением системы откачиваются до вакуума, чтобы удалить пары воды – замерзнув в системе, они дадут наледь, которая быстро выведет кондиционер из строя.

Зная все это, попробуем разобраться, как снять кондиционер самому, и каковы при этом факторы риска.

Наружный блок

Не касаясь опасностей промышленного альпинизма, начнем сразу с техники. Первейшее правило – не жалейте трубы. Если на новом месте понадобятся подлиннее, придется прокладывать новые: наращивать трубопроводы любым способом значит наверняка убить кондиционер. Если же новые нужны покороче, то немного обрезанные старые (см. далее) подойдут; в крайнем случае придется немного передвинуть внутренний блок.

Для демонтажа конденсационного блока, помимо простой механики (кронштейны, крепления) и электричества (провода – из клемм, замаркировать, а на новом месте – в те же клеммы) мастеру-самодельщику нужно знать расположение фреоновой арматуры на наружном блоке, см. рис. Пояснения к позициям:

  1. Штуцер парового (подводящего) трубопровода, он толще;
  2. Штуцер жидкостного (отводящего) трубопровода, тоньше;
  3. Крышка жидкостного штуцера;
  4. Крышка парового штуцера;
  5. Ниппель.

Крышки штуцеров можно снимать во время работы кондиционера; под ними обнаруживаются внутренние гайки с шестигранными шлицами под торцевой ключ. Ниппель также в рабочем состоянии закрыт крышкой; на рисунке она снята, и немного виден шток ниппеля, надавив на который, стравливают хладоагент из системы.

Демонтаж наружного блока производится в следующем порядке:

  • К ниппелю присоединяют манометр;
  • Кондиционер с пульта включают на постоянный холод;
  • Спустя 10 мин, сняв крышку жидкостного штуцера, натуго затягивают его внутреннюю гайку – трубопровод перекрыт, насос перекачивает фреон в конденсационную камеру;
  • Контролируют показания манометра – когда он покажет минус 1 МПа (минус одна атмосфера, технический вакуум), так же натуго затягивают гайку парового штуцера;
  • Кондиционер немедленно полностью отключают от сети;
  • Трубы в 15-20 см от штуцеров отзрезают труборезом, и НЕМЕДЛЕННО зачеканивают все четыре конца, как показано на рисунке;
  • Точно так же, очень быстро, обрезают и зачеканивают трубы у внутреннего блока;
  • Наворачивают на места все крышки штуцеров и ниппеля;
  • Разбирают электрическую часть, снимают наружный блок, упаковывают в транспортировочную тару.

Фактор риска №1: кроме очевидных (попадание пыли в открытые трубопроводы и воздуха с парами влаги в испарительную камеру), есть еще одна, самая серьезная опасность – транспортировка кондиционеров, заполненных хладоагентом, категорически запрещена. Наружный блок после описанных операций окажется накачан фреоном под давлением в несколько атмосфер, и от любого толчка при перевозке может просто «бабахнуть». В лучшем случае – услышите громкое шипение, смысл которого прост: новый кондиционер.

А нельзя ли без манометра? Дорогой ведь, даже напрокат! Есть способ, но вероятность того, что после него на новом месте кондиционер заработает, не более 50%: дают насосу покачать не менее 5 минут, а затем прижимают шток ниппеля. Не зашипело – весь фреон уже в конденсаторе.

Фактор риска №2: насос не рассчитан даже на кратковременную работу «взахлеб». Противодавление на его выходе буквально через несколько секунд превзойдет предельно допустимое (оттока хладоагента нет, перекрыт), и кондиционер может навсегда сломаться прямо на глазах.

Примечание: зачеканивание труб пассатижами абсолютно ненадежно. Сжимать конец трубы нужно малыми настольными слесарными тисками что есть силы, или не зачеканивать, а завальцовывать. Завальцовочные прессы есть в комплекте наборов для разделки медных трубок, но стоит такой набор в несколько раз дороже отдельного трубореза, в аренду – тоже.

Предупреждения:

  1. Ни в коем случае не снимайте накидные гайки штуцеров с завальцованными трубами. На рисунке это показано только для примера. Пренебрежение этим, как правило, обходится в новый кондиционер.
  2. При транспортировке крайне осторожно обращайтесь с торчащими «хвостами» труб. Последствия надлома или резкого изгиба – см. предыдущее предупреждение.

Внутренний блок

Демонтаж внутреннего блока кондиционера на первый взгляд кажется проще: весь фреон откачан, обрубки труб зачеканены, остается только снять со стены. Но это самоуверенность новичка-сапера, разрядившего свою первую мину.

Испарительный блок вставляется сверху в пазы направляющих на защелках. Конструкция защелок рассчитана на работу специально обученного и сертифицированного персонала, снабженного специальным инструментом; у каждого производителя – своя система защелкивания. То есть, конструкторы специально разрабатывают защелки из расчета, чтобы самодельщик ничего не мог с ними поделать. О «защите от дурака» слыхали? Это она и есть.

Самодельщики все же не дураки, и способы открывания защелок разных систем придумывают. И тут вступает в действие вторая ступень защиты от дурака: путаница тонких трубок испарительной камеры расположена в опасной близости от защелок.

Фактор риска 3: возясь с защелками случайным или самодельным инструментом, очень легко, даже зная их конструкцию, повредить испаритель.

Примечания:

  • У большинства бытовых кондиционеров, чтобы добраться к защелкам более-менее безопасно, приходится снимать крышку испарителя. А ее крепления обращены к стене (принцип китайской головоломки). Самые отчаянные кулибины выходят из положения, взяв кусочек крестовой отвертки и отворачивают крепежные винты, держа его пассатижами.
  • Для демонтажа внутреннего блока нужны трое, иначе добавляется еще один фактор риска: блок рухнет вниз и разобьется.
  • Самая простая система защелкивания – головками защелок к стене. В таком случае удается обойтись двумя тонкими отвертками, просунутыми в ложбину кронштейна между ним и стеной, одновременно двумя руками отжимая защелки, а помощники вверх вынимают блок.

Видео: демонтаж внешнего и внутреннего блока кондиционера

Иногда возникает потребность провести демонтаж сплит-системы, установленной в квартире. Внутренняя часть кондиционера может мешать в помещении. Иногда, при переезде, бывает жаль оставлять хорошо зарекомендовавший себя прибор, за который к тому же были заплачены немалые деньги. Возникает мысль демонтировать его и установить в новой квартире. Можно ли выполнить демонтаж сплит-системы своими руками или лучше не рисковать и не тратить свое время, а сразу обратиться к профессионалам?

Стоит ли демонтировать кондиционер своими силами?

Прежде чем самостоятельно приступать к снятию кондиционера, следует тщательно взвесить все за и против. Прежде всего, стоит выяснить, в какую сумму обойдутся услуги профессионалов по демонтажу сплит-системы. В среднем расценки можно рассчитать по простой формуле: каждый ватт мощности кондиционера обойдется в один рубль. Таким образом, за демонтаж сплит-системы в квартире специалистам придется отдать от 2500 до 4000 рублей.

У профессионалов, кроме всего прочего, есть весь необходимый инструмент. Его придется приобрести или взять в аренду, если демонтировать кондиционер самому. Манометрический коллектор, необходимый для операции демонтажа, обойдется не дешевле 1500 рублей, возможно, и в два–три раза дороже. Плюс набор шестигранников и труборез. Нельзя не учесть и возможные неисправности, которые может получить кондиционер при демонтаже. Стоимость ремонта сплит-системы тоже обойдется недешево.

Риски при самостоятельном демонтаже кондиционера

Если вы собираетесь осуществить демонтаж сплит-системы самостоятельно, будьте готовы к возможным неприятным последствиям.

  1. Утечка хладагента из сплит-системы – это самая меньшая неприятность из тех, что может случиться, если неправильно снять кондиционер самостоятельно. Для заправки жидкости придется вызывать мастера и оплачивать не только его работу, но и довольно дорогой фреон.
  2. Вакуумный насос является самой нежной деталью кондиционера. Для сохранности сплит-системы при продаже ее заправляют инертным газом, который стравливают при установке. Малейшая царапина от попавшей в трубку пылинки или льдинки конденсата приведет к его поломке. Замена наноса, стоящего немалую сумму, подразумевает также регулировку всей системы, за которую тоже придется заплатить.
  3. Категорически запрещается перевозить заполненные фреоном кондиционеры. Дело в том, что процесс демонтажа, который будет описан ниже, подразумевает перекачку всего хладагента из сплит-системы во внешний блок. При этом там создается давление в несколько атмосфер. Во время перевозке конструкция аппарата может не выдержать нагрузки, например, если машину встряхнет на какой-нибудь яме. Тогда в лучшем случае нарушится герметичность кондиционера, а в худшем – произойдет взрыв.

В квартирах, расположенных на верхних этажах, для снятия наружной части кондиционера необходимы навыки строительного альпинизма. Не имея их, рисковать своей жизнью ради экономии нескольких тысяч рублей просто глупо.

В общем, самостоятельно пробовать снять кондиционер в квартире стоит только в случае, если его надо удалить на время проведения . Причем при демонтаже нужно все делать по инструкции и крайне аккуратно. Если вы не уверены в своих силах или собираетесь полностью снимать сплит-систему, то лучше вызвать профессионалов.

Каким образом осуществляется демонтаж кондиционера?

Первым делом надо обеспечить сохранность фреона для сплит-системы. Для этого на наружной части кондиционера следует найти два штуцера. По более тонкому во внутренний блок перекачивается жидкий фреон, более толстый служит для отвода газообразного хладагента. С них следует снять защитные колпачки, а в шлицы вставить торцевые шестигранные ключи.

  • Кондиционер включается на полную мощность в режиме охлаждения. При этом надо выставить самую низкую температуру, которая предусмотрена для этой модели.
  • К ниппелю, расположенному на подводящем трубопроводе, подсоединяют манометр.
  • После того как сплит-система отработает десять минут, перекрывается тонкий вентиль, по которому подается жидкий фреон.
  • Как только манометр покажет, что в системе образовался технический вакуум – давление минус одна атмосфера, – перекрывается толстый штуцер, и сразу же кондиционер отключается от сети.

Если манометра нет, то придется действовать «на глазок». Гайку парового штуцера затягивают спустя минуту после перекрытия подачи жидкого фреона. Естественно, в этом случае существенно возрастает риск поломки вакуумного насоса кондиционера. Он может не выдержать, если немного промедлить. При слишком раннем перекрытии парового штуцера произойдет утечка хладагента.

  • Откручиваются все трубки, которыми соединяются внутренняя и наружная части кондиционера. И немедленно герметично запечатываются. Сделать это можно при помощи заглушек, скотча или изоленты. Главное – не допустить попадания пыли внутрь сплит-системы, чтобы не получить неприятности с вакуумным насосом, описанные выше.

Все трубки и электрические провода, отсоединяемые в процессе снятия сплит-системы, надо промаркировать, а для надежности еще и тщательно зарисовать. Это поможет подсоединить все обратно и ничего не перепутать.

  • Если планируется перемещение кондиционера на другое место, то трубки легче обрезать труборезом с внутренней и внешней части сплит-системы на расстоянии не меньше 15–20 см от штуцеров. Концы их надо зачеканить, можно использовать для этого маленькие слесарные тиски, а можно воспользоваться специальным завальцовочным прессом.
  • От кондиционера отсоединяются все электрические провода и клеммы.
  • Если необходимо, то откручиваются гайки крепления и наружная часть сплит-системы снимается с кронштейнов. Такая работа может потребовать специальной техники, если квартира расположена высоко и к кондиционеру непросто подобраться.
  • С внутреннего блока снимается защитный кожух. Важно правильно разобраться, по какой системе работают защелки, удерживающие эту часть кондиционера. Обычно блок достаточно потянуть немного вверх и на себя. Чаще всего для того чтобы добраться до защелок, приходится удалить крышку испарителя. При этом надо быть предельно внимательным: можно повредить тонкие трубки, которые расположены в непосредственной близости от защелок.

Часто головки крепежных винтов кондиционера обращены к стене. В этом случае можно их отвернуть, используя кусок крестообразной отвертки, поворачиваемый с помощью пассатижей. Понятно, что при такой попытке открутить болты практически вслепую риск повредить что-то в сплит-системе возрастает многократно.

  • Кроме того, в одиночку такую работу выполнить не удастся: кто-то должен придерживать весь блок сплит-системы, чтобы он не рухнул на пол после освобождения от креплений.
  • На последнем этапе со стены снимается монтажная пластина, и весь кондиционер упаковывается для хранения или транспортировки.

Таким образом, снять в квартире кондиционер самостоятельно возможно. Но из-за высоких рисков разумней поручить эту работу специалистам. При переезде на новое место проще оставить сплит-систему новым хозяевам за соответствующую плату, чем рисковать ее возможной поломкой при перемещении в новую квартиру. Тем более что срок службы таких систем редко превышает 6-10 лет.

При переезде в новую квартиру или дом либо смене местоположения офиса возникает необходимость в проведении демонтажа кондиционера или сразу нескольких устройств. Нюансы этого вида работ во многом зависят от того, каков тип устройства.

Произвести демонтаж кондиционера оперативно и очень качественно способны подчас исключительно профессионалы, умудренные опытом работы в этой области. Однако их услуги достаточно дороги, поэтому нередко многие предпочитают провести демонтаж устройства самостоятельно. При этом возникает справедливый вопрос: как демонтировать кондиционер своими руками? Такое решение позволит неплохо сэкономить, но только, если делать все правильно.

Когда лучше демонтировать кондиционер

У многих фирм существуют сезонные скидки, причем весьма существенные

Сезонность практически не влияет на стоимость услуг по демонтажу климатического оборудования. Но гораздо важнее учесть погодные условия при проведении работ. Так, не стоит проводить демонтаж в зимнее время, поскольку низкие температуры существенно усложнят работу или сделают ее попросту невозможной (например, из-за необходимости выпуска фреона). Не следует проводить демонтаж в дождь и снегопад, так как влага способна повредить элементы наружного блока. Если нет дождя, снега и мороза, то, пожалуйста, демонтируйте ваше устройство.

Меры предосторожности

Большинство поломок устройства возникает при его транспортировке

Любой современный кондиционер оснащён двумя блоками: один из них находится снаружи, другой - внутри. Они соединены двумя магистралями, предназначенными для перемещения по ним хладагента. После циркуляции по трубке с меньшим диаметром фреон перемещается к наружному блоку от внутреннего по трубке с большим диаметром. Далее уже газообразный фреон циркулирует в обратном направлении. Как раз здесь и могут возникнуть проблемы, способные помешать произвести самостоятельный демонтаж устройства.

  • Потеря фреона (полная либо частичная) вполне может случиться, если некорректно отключат магистральные трубопроводы. Содержащий влагу воздух вполне способен попасть в теплообменник, а также трубки, а это приведет к неисправности сплит-системы уже на месте, где он будет заново установлен. Почему? В компрессор устройства проникнет влага, и последний попросту поломается.
  • Если мелкие частички при ненадлежащей транспортировке либо в случае вытягивания их через стенку проникнут в трубки, то поломки не миновать.
  • Обратите пристальное внимание на сгоны, имеющиеся на резьбе, которые припаяны к трубкам. При их малейшем повреждении не избежать ремонта, который влетит «в копеечку».
  • Если провода подсоединить некорректно, а именно не отметить на клеммах нужные места особыми метками, то при повторной установке правильно подключить кондиционер будет весьма проблематично.
  • Четко определяйте размер дренажной трубки (если ее обрезать коротко, то совсем скоро ее придётся заменять). Это хоть и не слишком дорого, однако трудоёмко.
  • Наконец, не теряйте детали и крепеж в процессе транспортировки устройства. Для этого их нужно попросту надежно закрепить.

Все вышеприведённые моменты могут повлечь за собой совсем недешевый ремонт кондиционера, так что перед началом самостоятельного демонтажа устройства самым внимательным образом изучите прилагаемую к нему инструкцию.

Подготовительные работы

Игнорирование советов профессионалов наверняка приведет к некорректному отключению кондиционера

Перед самостоятельным осуществлением демонтажа кондиционера нужно провести подготовительные работы. И это относится не только к подготовке инструмента.

Так, демонтаж устройства может быть проведён без предварительной закачки фреона в устройство. А утечка фреона не так уж легко восполняется. Если заново заполнять хладагентом всю систему, то придется раскошелиться. Так, эта операция для недорогих кондиционеров будет стоить порядка 4 тыс. руб. (зависит от используемого хладагента).

Если вести разговор о самостоятельном демонтаже кондиционера, то сделать это можно тремя способами. Давайте вкратце рассмотрим их.

  • Разборка устройства, которая предполагает выпуск фреона.
  • Сохранение внутри сплит-системы газа.
  • Полное сохранение фреона с применением особой методики и использованием специального оборудования.

Наиболее эффективным считается последний вариант, поскольку он не предполагает каких-либо потерь. Что советуют специалисты? Они настоятельно рекомендуют сохранять весь хладагент, поскольку в этом случае при монтаже устройства на новом месте проблем не возникнет.

Для самостоятельного отключения кондиционера без сколько-нибудь существенных потерь фреона нужно обеспечить перекачку последнего в конденсатор. Чтобы это сделать при функционирующем в охлаждающем режиме устройстве, между трубкой небольшого диаметра и кондиционером следует перекрыть вентиль. После перекачки в конденсатор всего хладагента (на это уйдет не больше минуты) перекройте вентиль на трубке наибольшего диаметра, отключив тем самым подачу фреона.

Необходимые материалы и инструменты

Кроме инструментов нужен будет материал для заглушек

Перед проведением демонтажа кондиционера стоит подготовить нужные для этой цели инструменты. Приведём их перечень.

  • шестигранные ключи (набор);
  • газовый ключ (альтернатива - разводной ключ);
  • торцевые и рожковые ключи (комплект);
  • манометр;
  • труборез;
  • отвёртка.

Пошаговая инструкция

Итак, рассмотрим инструкцию по проведению демонтажа кондиционера пошагово.

Работаем с наружным блоком

Наружный блок в процессе хранения и при перевозке необходимо ставить вертикально. Важно не допускать ударов и тряски, поэтому блок стоит поместить в коробку с пенопластом

  1. Проводим отсоединение проводов фреона.
  2. Отвинчиваем все гайки, соединяющие штуцеры блока с магистралями. Подобный способ применяют при длине трубок, которая дает возможность их повторного применения.
  3. Далее заклеиваем открытые штуцеры скотчем либо изолентой, чтобы они не засорялись.

Поскольку наращивание фреоновых проводов не допускается, повторно их не используют. В подобном случае трубки обрезаются, а затем их концы зачеканиваются.

Если в разобранном виде кондиционер будет находиться длительное время, то, как правило, трубки закупоривают, предварительно заполнив их азотом. Дело в том, что азот не окисляет изделия.

Далее с отключенного от сети прибора нужно снять крышку защиты, которая располагается там, где присоединяется электрический кабель. Помечаем как-то его клеммы (делается это для того, чтобы при новом подсоединении не допустить путаницы). Затем откручиваем зажимы, прикручивающие жилы к контактам. После этого конец провода нужно прикрутить к фреонопроводам. Дальше надо открутить удерживающие наружный блок гайки и снять его вместе с кронштейнами.

Снимаем компрессор

Если кондиционер демонтируют для того, чтобы провести его ремонт, то устройство следует корректно отсоединить. Для этого необходимо сделать следующее.

  1. Снять крышку с наружного блока
  2. Отсоединить трубки нагнетания и всасывания от компрессора.
  3. Отключить питающие вентилятор и компрессор кабели.
  4. Открутить крепления, которые удерживают конденсатор и вентили.
  5. Снять конденсатор.
  6. Снять компрессор.

Если вы будете действовать именно так, то не повредите трубопроводы обвязки. Кроме того, можно будет одновременно ремонтировать несколько элементов наружного блока, а это существенно ускорит выполнение задачи.

Чтобы начать работу с компрессором, следует вылить из него масло. В поршневых устройствах его сливают через патрубок. В моделях роторного либо спирального типа нужно будет сверлить днище (причем не допускается просверливать его насквозь, поскольку внутрь вполне может попасть стружка). Следует оставить тонкую перегородку, а затем проткнуть ее пробойником.

Снимаем внутренний блок

После снятия блока необходимо отвинтить монтажную пластину, затем извлечь фреоновые провода, кабель и короб

Для получения доступа к удерживающим внутренний блок фиксаторам снимаем лицевую панель . Потом обеспечиваем отсоединение электрических, фреоновых проводов, фиксаторов, и только потом снимаем с направляющих блок.

На этой стадии могут возникнуть ряд трудностей: если действовать неосторожно, то запросто можно сломать защёлки испарителя. Данный элемент, как правило, закрывается крышкой. К защёлкам специально затруднили доступ, поскольку это гарантия того, что демонтаж устройства будут проводить исключительно профессионалы. Две тонкие отвертки помогут подобраться к фиксаторам.

При отщёлкивании фиксаторов также необходимо быть осторожным. При их повреждении на новом месте устройство зафиксировать не получится, и по причине вибраций оно очень быстро поломается.

Тем, кто проводит демонтаж самостоятельно, следует пригласить помощника

Разумеется, при самостоятельном демонтаже кондиционера возможны ошибки самого разного характера. Вот некоторые из них.

  • Утечка хладагента. Она приведёт к дополнительным затратам, ведь устройство придётся заправлять заново. Чтобы этого не допустить, демонтаж необходимо провести таким образом, чтобы хладагент остался внутри кондиционера.
  • Попадание пыли либо влаги во внутренний контур устройства. Это быстро выведет из строя компрессор. Для минимизации попадания воды не стоит демонтировать технику при снегопаде либо дожде.
  • Падение блока. Поскольку внешний блок достаточно тяжелый, можно не рассчитать силы и уронить его. Специалисты, применяющие специальное снаряжение, от такого исхода событий застрахованы.
  • Повреждение элементов устройства. Самыми серьезными являются повреждения, в результате которых разгерметизируется контур кондиционера. Даже через незаметную трещину может происходить утечка фреона либо попадать внутрь вода и грязь. Поэтому будьте аккуратны.

Теперь вы узнали, как демонтировать кондиционер своими руками. Если у вас имеется хоть небольшой опыт проведения ремонтных работ, то можете смело приступать к работе.

Приветствую всех гостей и читателей сайта «Кондиционерщик». В этой статье мы расскажем о том, как снять кондиционер. Часто бывает, что внутренний блок сплит-системы препятствует ремонту в комнате. В каких случаях необходимо будет снимать кондиционер, и есть ли возможность обойтись без демонтажа? Эти вопросы мы так же рассмотрим в статье.

Как «отстегнуть» внутренний блок кондиционера от стены:

Чтобы снять любой внутренний блок сначала необходимо «отщелкнуть» нижние клипсы. У большинства блоков снизу две клипсы, на которые указываю различные стрелки или засечки. Существует три основных вида этих клипс. Первые два бывает сложно определить (потребуется опыт или знание конкретной модели). Итак, в чем их отличия:

  • зацеп за пластину сверху.



В этом случае требуется нажимать на клипсы вверх, чтобы отщелкнуть внутренний блок;

  • зацеп за пластину снизу.



Часто в таких случаях есть дополнительные отверстия (как на фото). В данной ситуации клипсу необходимо оттянуть вниз от блока. Для этого потребуется приспособление (что-то наподобие шляпки самореза);

  • клипсы под декоративной крышкой внутреннего блока.



Здесь сначала нужно аккуратно снять крышку, а дальше все становится понятно. На примере кондиционера «LG», сначала откручиваем два самореза. После, с боков отцепляем переднюю часть крышки, затем выдвигаем всю её на себя.

В любом случае лучше обратиться к специалисту, тем более, если вы не знаете как устроены клипсы вашего кондиционера. Неправильные действия могут сломать крепления, и блок не будет плотно прилегать к стене.

В каких случая не нужно снимать кондиционер

В зависимости от того, каких масштабов будет ремонт, и насколько плотно прилегает внутренний блок к стене, существует несколько вариантов решения поставленной задачи.

1 случай . Допустим, мы запланировали переклейку обоев, к тому же зазор между стеной и блоком позволяет сделать это аккуратно. Тогда демонтировать блок не будет никакого смысла (лишние деньги на ветер). Здесь можно «отщелкнуть» внутренний блок от пластины и, не отсоединяя коммуникаций, поклеить обои.

2 случай . Если во время ремонта будет проводиться штукатурка и выравнивание стен, то потребуется демонтаж внутреннего блока. Важно чтобы, после окончания ремонтных работ длины коммуникаций хватило для установки блока обратно. В процессе ремонта можно (заштробить и зашпаклевать). Подробнее о снятии только внутреннего блока читайте .

3 случай . Бывают ситуации, когда внутренний блок приходится снимать вместе с трассой. Связано это может быть со следующими причинами:

  • если планируется «обнижение» потолка (отверстие через стену будет ниже);
  • если гайки подсоединения трассы к внутреннему блоку находятся внутри стены (особенности или ошибки монтажа);
  • чтобы не допустить соединения гаек внутри стены после ремонта;
  • чтобы переместить внутренний блок.

В этих ситуациях необходим демонтаж кондиционера. Как возможно демонтировать сплит-систему читайте в статье.



Похожие публикации