Суффикс ек или ик правило. Правописание суффиксов имен существительных
Безударные гласные в суффиксах
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Примеры суффиксов с проверяемыми гласными (в скобках даются проверочные слова). Суффиксы с буквой и :
- и к: виновник, умник, ежегодник (старик, озорник, дождевик );
-ни к: путник, дворник, коровник, ценник (грибник, цветник, ледник );
-щи к: атомщик, мороженщик (обувщик, кладовщик );
- и к (а ): журналистика, лингвистика, космонавтика, педагогика (производные типа педагогический, лингвистический ), автоматика, символика, конкретика (производные типа символический );
- и ц (а ): любимица, медведица (певица, тигрица ), кожица (водица );
- и н (а ): баранина (осетрина, свинина ), трещина, царапина (морщина );
-и нк (а ): бисеринка (икринка ), лукавинка (хитринка );
- и шк- (с уменьшительно?пренебрежительным значением): платьишко, сараишко, шинелишка (ружьишко, домишко, воришка );
Суффикс с буквой ы :
- ы ш: подкидыш, найдёныш (малыш, крепыш ).
Суффиксы с буквой о :
- о сть: смелость, радость (злость – единственное проверочное слово);
-о т (ш): красота, пестрота, широта (формы мн. ч.: красоты, широты );
-о к: подросток, набросок, обрубок (игрок, движок );
Суффикс с буквой а :
- а рь: пекарь, лекарь, пахарь (звонарь, бунтарь ).
Суффиксы с буквой е :
-е ниj- (в словах на -ение ): упорядочение, крахмаление (увеличение, распределение );
- е ц: любимец, счастливец (храбрец, глупец );
- е ств (о ): ничтожество, изящество, празднество, тожество (устар. к тождество ), вещество (р. мн. веществ , производные: вещественный, тожественный );
-е р- в основах косвенных падежей и форм мн. ч. слов мать и дочь: матери, дочери (дочерний ).
Суффиксы с непроверяемыми безударными гласными.
Суффиксы с буквой и :
-и к (о ): плечико, колесико ;
- и ан (а ): пушкиниана, лениниана ;
- и ад (а ): олимпиада, универсиада ;
-и тет: суверенитет, генералитет ;
-и ат: комиссариат, секретариат, антиквариат ;
-и ан (е ), - и тян (е ): христиане, островитяне ;
-ари ус: архивариус ;
-ои д: металлоид, эллипсоид ;
Суффикс с буквой ы :
-оны ш (-ёны ш ): зверёныш, гадёныш, ужоныш .
Суффиксы с буквой е :
- е ник (- е нник ): труженик, предшественник, соотечественник;
-е ц (а ): хитреца, наглеца (существительные жен. рода: с хитрецой, с наглецой );
- е в (а ): синева ;
- е мент: абонемент, аккомпанемент, ангажемент (однако в словах сортимент, ассортимент пишется и );
-те ль: учитель, двигатель, проигрыватель ;
-те льств (о ): ручательство, доказательство ;
Суффиксы с буквой о :
- о нер: милиционер, функционер ;
-о тн (я ): трескотня, толкотня ;
-ато р (-ято р ), -то р: вибратор, организатор, компилятор, новатор, конструктор ;
Суффикс с буквой а :
- а тай: глашатай, ходатай .
Существительные с суффиксом -атай следует отличать от слов вожатый и провожатый , склоняющихся как прилагательные: в них суффикс -ат- , а -ый – окончание.
В существительных на -ий, -ия, -ие безударный гласный на конце основы (перед й, я, е ) передается буквой и независимо от того, проверяется этот гласный ударной позицией или нет, а также от того, входит этот гласный в состав суффикса или корня. К этой большой группе слов относятся и производные суффиксальные существительные на -ий, -арий, -орий, -ия, -ация (-яция ), -ие, -ние, -ение, -тие, -ствие , в большинстве которых гласный на месте буквы и – всегда безударный, например:
1) слова на -ий: гений, натрий, алюминий, виночерпий, аграрий, планетарий, сценарий, лекторий, Анатолий, Дмитрий (исключения: иней , а также улей и чирей , где перед й – беглый гласный);
2) слова на -ия : молния, братия, фантазия, бухгалтерия, теория, пенсия, секция, станция, ревизия, дискуссия, оккупация, изоляция, тарификация, дезинфекция, Клавдия, Греция ;
3) слова на -ие : здание, лезвие, условие, усилие, доверие, полугодие, безветрие, знание, восхищение, принятие, спокойствие .
От слов на -ия, -ие с безударным окончанием следует отличать две группы слов, имеющих ударение на окончании:
1) слова на -ея (в том числе слова с суффиксом -еj- ), где гласный е проверяется, напр.: швея, ворожея, жнея, толчея, змея, колея, кисея, шлея, ячея (формы род. п. мн. ч. швей, змей, колей и т. п.; швейный, белошвейка, ворожейка, жнейка, змейка, шлейка, ячейка, кисейный, двухколейный, узкоколейка );
2) слова на -ия, -ие , где гласный и также проверяется: лития, ектения, епитимия (варианты ектенья, епитимья) , бытие, житие.
Особенности написания отдельных суффиксов
-еньк-, -оньк- (в существительных). В существительных с суффиксом -еньк- (-оньк- ) начальный гласный суффикса, всегда безударный, передается на письме буквами е (после парных мягких согласных и шипящих, а также после гласных) и о (после парных твердых согласных): папенька, доченька, ноженька, душенька, Петенька, Варенька, Серёженька, Машенька, Зоенька; берёзонька, детонька, кисонька, зубоньки, Веронька .
Исключения: в словах заинька и паинька , а также в слове баиньки пишется в суффиксе буква и .
У писателей XIX в. широко встречаются написания собственных имен типа Марфинька, Полинька, Фединька (с буквой и ), а также Лизанька, лисанька (с буквой а ; последнее – в фольклорных текстах). Такие написания, хотя и отклоняются от современной орфографической нормы, сохраняются в переизданиях соответствующих текстов.
-очк-, -ечк-. В существительных с суффиксом -очк- (-ечк -) начальный безударный гласный суффикса передается буквами о (после парных твердых согласных) и е (в остальных случаях): лампочка (от лампа ), ванночка, вазочка, кофточка, мамочка, Ниночка, Аллочка, Вовочка; тётечка, Ванечка, Олечка, Раечка; времечко (от время ), имечко (от имя ), семечко, утречко . Ударение на суффиксе – в единственном слове местечко .
Такой же орфографический вид имеют существительные с уменьшительно?ласкательным суффиксом -к- , образованные от существительных на -ка, -ко, -ки: деточка (от детка ), прялочка, сосочка, загородочка, саночки (от санки ); крошечка, леечка, окошечко (от окошко ) и т.п.
Отклоняются от современной нормы написания типа тётичка, Володичка, Раичка (как и традиционное в современных текстах стилизованное написание Веничка Ерофеев ). Написание -ичк- в конце основ (не под ударением) нормально для слов, образованных с помощью суффикса -к- от существительных с основой на -иц-, -ик- , напр.: лестница – лестничка, мельница – мельничка, пуговица – пуговичка, ножницы – ножнички, фабрика – фабричка, Эдик – Эдичка .
-ек, -ик. Следует различать уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных мужского рода -ек (в безударной позиции) и -ик, -чик (всегда безударные). В суффиксе -ек гласный (проверяемый под ударением в словах типа пенёк, творожок ) является беглым, а в суффиксах -ик и -чик гласный при склонении сохраняется. Таким образом, беглый гласный передается здесь буквой е , а небеглый – буквой и , напр.: овражек – овражка, кусочек – кусочка, ножичек – ножичка, барашек – барашка, но столик – столика, калачик – калачика, стаканчик – стаканчика .
По этому же правилу пишутся характерные для разговорной речи и просторечия образования на -ик с небеглым гласным суффикса и усеченной основой производящего слова типа велик (велосипед ), телик (телевизор ), видик (видеомагнитофон ), шизик (шизофреник ), а также усеченные уменьшительные личные имена типа Алик, Владик .
-инк-, -енк-, -анк- (-янк-). Следует различать существительные на -инка и на -енка (с безударными гласными перед н ).
Слова на -инка -к (а ) от существительных на -ина , напр.: вмятина – вмятинка, проталина – проталинка, соломина – соломинка , либо имеют суффикс -инк (а ), напр.: бисеринка, задоринка, лукавинка .
Слова на -енка либо образованы с уменьшительным суффиксом -к (а ) от существительных на -ня, -на , имеющих перед н беглый гласный, например: вишня (вишен ) – вишенка, песня (песен ) – песенка, сосна (сосен ) – сосенка (так же пишется слово лесенка ), либо имеют суффикс -енк (а ) со значением лица женского пола: француженка, черкешенка, монашенка, нищенка . В этом суффиксе без ударения пишется буква е , хотя под ударением – а (я ), например: гречанка, турчанка, служанка, горянка, китаянка, курдянка, беглянка, шляхтянка .
-анёк, – енёк. В уменьшительно-ласкательных существительных куманёк и муженёк в начале суффикса перед н безударный гласный передается разными буквами – соответственно а и е .
-ид-, -ец-. В суффиксе уменьшительно?ласкательных существительных среднего рода перед ц на месте безударного гласного пишется буква и , если ударение предшествует суффиксу, и буква е , если ударение стоит после суффикса (на окончании), напр.: маслице, платьице, растеньице , но письмецо, ружьецо, пальтецо .
-(м)ен-. В основах косвенных падежей и форм мн. ч. существительных на -мя пишется суффикс -ен- с буквой е на месте безударного гласного, напр.: время – времени и времена, имя – имени и имена, семя – семени и семена . Буква е пишется и в прилагательных с суффиксом -н- , образованных от тех же основ и оканчивающихся на -енный или -енной: временный и временной (ср., время, времени ), пламенный, племенной, именной, семенной, стременной . Однако под ударением в формах род. п. мн. ч. слов на -мя и в некоторых производных от них словах пишется (в соответствии с произношением) не только ё или е , но и я : ср. времён, имён, знамён, племён, одноимённый, современный, соплеменный , но: семян, стремян, стремянный (сущ.), времянка, безымянный, голосемянные (вариант: голосеменные ).
-ышк-, -ышек, -ешек и -ушк- (-юшк-), -ушек. В суффиксах уменьшительно-ласкательных существительных -ышк- (в словах сред. рода) и -ышек (в словах муж. рода) без ударения после твердых согласных пишется буква ы , напр.: пятнышко, крылышко, стёклышко, гнёздышко, перышко, колышек, клинышек, воробышек . В слове краешек в суффиксе перед ш пишется буква е .
Эти существительные следует отличать от существительных с ласкательными суффиксами -ушк- (-юшк- ) и -ушек , также безударными: травушка, волюшка, дедушка, дядюшка, соловушка, ребятушки, Аннушка, Иванушка, полюшко, горюшко, хлебушек, камушек . Имеются варианты с буквами ы и у в суффиксах: воробышек и воробушек, оладышки и оладушки .
-инец, -енец; -инк(а), -енк(а). Так же, как в прилагательных на -инский или -енский , пишется и или е в образованных от них существительных с суффиксами -ец и -к (а ), напр.: елизаветинец, ялтинец, сочинец, известинец , но пензенец, грозненец, керченец; ялтинка , но пензенка .
-инств-, -енств-. Различаются суффиксы -инств- в словах большинство, меньшинство, старшинство (с ударением на окончании, в варианте меньшинство – на суффиксе) и -енств- в слове первенство (с ударением на корне).
-ив-, -ев- (в существительных). Пишутся гласные и или е в суффиксах -ив (о ), -ев (о ) отглагольных существительных среднего рода, обозначающих продукт, вещество, собирательное понятие как объект или результат действия. Сравните, с одной стороны, месиво, топливо , а с другой, варево, жарево, курево, крошево, кружево . Написание и или е определяется в словарном порядке. Под ударением в словах этого типа встречается только и : жниво, чтиво .
-емость, -имость. Аналогично суффиксам страдательных причастий распределяются суффиксы отглагольных существительных -емость и -имость . Буква е пишется в суффиксе в образованиях от глаголов I спряжения, буква и – в образованиях от глаголов II спряжения. Ср., напр.: успеваемость, рождаемость, сопротивляемость и стоимость . Под ударением в суффиксе существительных этого типа – только гласный и : решимость, проводимость .
- формирование представлений о правописании суффиксов -ик, -ек;
- закрепить знания по изученным темам;
- способствовать развитию речи, мышления, творческой активности;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: картинка воробья, ключика, три ёлочки, домик, перфокарты со словарными словами, карточки со словами на одной стороне с пропущенными буквами, на другой стороне буквы вставлены, два конверта.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой на урок
(Диалог учителя и учащихся)
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
2. Чистописание
3. Словарная работа
(Каждому ребёнку раздаются перфокарты со словарными словами)
4. Постановка задачи:
– Отгадайте загадку :
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима)
– Назовите однокоренные слова к слову зима. Разберите их по составу. (На доске)
– А на чём можно передвигаться зимой? (На санках, на лыжах, коньках)
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, в котором стоит прекрасный домик. Но дверь в него закрыта на замок, а ключик надо нам найти. Он спрятан на одной ёлочке, но на какой, мы не знаем. А чтобы ёлочка отдала нам ключ, надо выполнить задание (см. Рисунок 1 )
– Ребята, а кто знает как пишется ключ…к, дом…к?
– Не будем гадать, а попробуем узнать.
Итак: тема нашего урока – путешествия: “Правописание суффиксов -ик, -ек”
5. Объяснение нового материала
– Ребята, а какая птичка не улетает на зиму в тёплые края и всегда остаётся с нами? (Воробышек)
– Бедный воробышек не знает, как пишется его слово и просит нас помочь ему. У него есть для нас подсказка. (Вывешивается картинка воробья, на доске написаны слова) (см. Рисунок 2 )
Блокнотик – нет блокнотик а.
Орешек – нет орешк а.
Веничек – нет веничк а.
Браслетик – нет браслетик а.
– Дети, какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов –ек, -ик, глядя на подсказку?
(Гласная е при изменении слова убегает, а гласная и при изменении формы слова остаётся)
Чтение правила в учебнике.(с. 133)
– Я хочу вам рассказать сказку про суффиксы – ик, – ек.
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они
учились. Суффикс – ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс – ек , был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс – тель , решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе – ек .И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом – ек , гласная е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек – замочка – замочку, платочек – платочка – платочку.
– Теперь мы можем сказать, как пишется слово воробышек? (Нет воробышка: гласная убежала, значит, пишется суффикс –ек.)
– Молодцы, ребята, воробышек указывает нам дорогу, с какой ёлочки начинать поиски ключика.
6. Закрепление нового материала
А) Задание первой ёлочки называется “Два мешочка”.
– Нам надо разложить слова в два мешочка. В первый мешочек положим слова с суффиксами –ек, а во второй – с суффиксами –ик. (На доске вывешены слова с пропущенными гласными, на обратной стороне правильное написание слова. Ребята называют правильное написание слов и отправляют в предполагаемые мешочки – конверты. На конвертах написаны суффиксы.)
ГАЛСТУЧ…К, БРАТ…К, ВОПРОС..К, ГВОЗД…К, ОВРАЖ…К,
ФАРТУЧ…К, БАРАШ…К, ДОЖД…К.
– Под этой ёлочкой ключика не оказалось. Будем искать под другой.
Б) Работа с учебником.
Выполнение упражнений № 104, 105 стр. 131
7. Физминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
8. Выполнение упражнений на применение знаний
– Вот наша следующая ёлочка с заданием.
А) “Письмо по памяти с заданием”.
(Пословицы написаны на доске)– Вставьте пропущенные буквы, объясните смысл пословиц и напишите их по памяти.
Ключ…к сильнее замка.
Крепкий ореш…к – сразу не раскусишь.
– И с этим заданием мы справились, но и здесь ключика не оказалось. Осталась последняя ёлочка.
Б) Списывание с заданием. “Зимой”
– Вставьте пропущенные буквы и выделите грамматическую основу в каждом предложении.
З…ма. Моро… запушил дерев…я сне…ком, а пру… зат…нул ле..ком. Гла…кий, сколь..кий лё… блестит на солнце. Володя и Миша взяли к…ньки и отправились на ул…цу.
– Справились с заданием? (Проверка задания)
– Открываем нашу ёлочку. Вот он наш ключик! (см. Рисунок 3 )
– Давайте откроем наш домик. (Открываются двери домика, а там написано слово МОЛОДЦЫ).
см. Рисунок 4 )9. Итог урока
– Понравилось вам путешествие по зимнему лесу?
– Что обозначает выражение “беглая гласная”? (Это та гласная, которая при изменении формы слова исчезает)
– Объясните, как определить какую гласную –е или –и писать в суффиксе существительных.(Если при изменении формы слова гласная убегает, то пишется суффикс –ек, а если при изменении формы слова гласная остаётся, то пишется суффикс –ик)
10. Оценивание
– Все сегодня хорошо поработали.
– И в подарок каждому я подарю необычную раскраску с заданием. (
Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.
Общие сведения
Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.
Когда следует ставить букву «и»?
А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.
Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.
Основное правило
Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:
- карандашик - карандашИка;
- диванчик - диванчИка;
- огурчик - огурчИка;
- калачик - калачИка;
- кустик - кустИка;
- носик - носИка;
- стульчик - стульчИка;
- пальчик - пальчИка;
- личико - личИка;
- мальчик - мальчИка;
- ключик - ключИка;
- мячик - мячИка;
- самолётик - самолётИка;
- листик - листИка;
- винтик - винтИка;
- бантик - бантИка;
- мостик - мостИка;
- кирпичик - кирпичИка;
- дождик - дождИка;
- садик - садИка и пр.
Когда следует ставить букву «е»?
О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.
Приведем наглядные примеры:
- звоночек - звоноЧКа;
- внучек - внуЧКа;
- огонёчек - огонёЧКа;
- горошек - гороШКа;
- ножичек - ножиЧКа;
- комочек - комоЧКа;
- свисточек - свистоЧКа;
- молоточек - молотоЧКа;
- листочек - листоЧКа;
- орешек - ореШКа;
- сыночек - сыноЧКа;
- стебелёчек - стебелёЧКа;
- кусочек - кусоЧКа;
- мешочек - мешоЧКа;
- цветочек - цветоЧКа;
- платочек - платоЧКа;
- пирожочек - пирожоЧКа;
- котёночек - котеноЧКа и проч.
Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).
с суффиксом -ок-
Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:
- кулачОк;
- волчОк;
- сынОк;
- молотОк;
- стрелОк;
- петушОк;
- дурачОк;
- бережОк;
- мелОк;
- знатОк;
- снежОк;
- крючОк;
- теремОк и пр.
Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных
О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].
Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих
Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:
- бережОк;
- петушОк;
- кулачОк;
- волчОк;
- мужичОк;
- волчОк;
- старичОк;
- червячОк;
- сапожОк;
- дурачОк;
- прыжОк;
- косячОк;
- сынОк;
- снежОк;
- крючОк и другие.
Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.
Для наглядности приведем пример:
- нОжичек
- орЕшек
- внУчек;
- горОшек;
- звонОчек;
- комОчек;
- молотОчек;
- листОчек;
- огонЁчек;
- свистОчек;
- сынОчек;
- цветОчек;
- стебелЁчек;
- кусОчек;
- мешОчек;
- оврАжек;
- платОчек;
- пирожОчек;
- котЁночек и другие.
Способы образования слов при помощи суффикса -ок-
Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:
- Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
- Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
- Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
- Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
- Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
- Место действия (като́к).
- Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
- Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
- Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
- Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
- Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
- Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
- Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).
В русском языке существует множество суффиксов, счет идет на десятки, и каждый из них обладает определенным значением. Некоторые из них встречаются в современном языке крайне редко, например, суффикс -адь- (как в слове «попадья»), другие же употребляются постоянно. К числу наиболее распространенных принадлежат суффиксы -ек- и -ик-. Ударение на эти суффиксы не падает никогда, что и вызывает затруднения при их написании. Школьники и даже взрослые люди иногда путают буквы «и» и «е» в данных суффиксах.
Значение суффиксов -ек-/-ик-
Эти суффиксы входят в состав существительных.
Суффикс -ик- не следует путать с другим, очень похожим на него – -ник-. Последний образует слова, обозначающие профессии, род занятий (« ») или отношение человека к какому-либо предмету («целинник»). Он также может указывать на предназначение предмета («бумажник», « »). Слова, образованные с помощью этого суффикса, могут обозначать книги («справочник», «задачник») или пространства, чем-либо покрытые («ельник»). Сходство суффиксов усугубляется тем, что в ряде случаев суффикс -ник- употребляется без буквы «н» («химик»), но и в этом случае его можно отличить по значению. Такой суффикс всегда с буквой «и» и никогда – с «е».
У суффиксов -ек-/-ик- значение совершенно иное. Они принадлежат к числу суффиксов субъективной оценки, которые придают словам эмоциональную окраску, выражая отношение к предмету. Данные суффиксы указывают либо на маленький размер предмета («ключик», «платочек»), либо на нежное, ласковое отношение к нему (« », «котеночек»). Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными.
Еще одно отличие этих суффиксов от -ник- заключается в постановке ударения: -ник- в ряде случаев оказывается ударным («грибник»), а из уменьшительно-ласкательных суффиксов под ударением употребляется -ок- («морячок»), но не -ек- или -ик-.
Правописание суффиксов
Для того чтобы решить, какой уменьшительно-ласкательный суффикс – «-ек-» или «-ик-» – необходимо написать в данном случае, необходимо существительное. При любом изменении слова суффикс -ик- остается неизменным («билетик – билетика, билетиком»), а
Правописание суффиксов существительных – одна из самых сложных тем в русском языке, которая из-за своего объема и разнообразия требует очень внимательного подхода. Например, чтобы грамотно писать, важно знать, в каких случаях используется суффикс – ек-, а в каких – ик-, понимать значение этих словообразовательных единиц и то, как они работают. Их правописание регулируется достаточно простым правилом, которое нужно запомнить.
Когда используются суффиксы ек ик в существительных
Эти суффиксы в основном необходимы для того, чтобы образовывать от имен существительных слова с уменьшительно-ласкательным значением: барашек, конвертик и так далее. Таким образом, благодаря суффиксам -ек- и -ик- русский язык обогащается существительными с отдельным коннотативным значением. Но почему бы для его передачи не использовать только один из них?
Это объясняется исторически сложившимися особенностями русского языка, которые проявились в процессе его развития, и оттенками значения.
Суффикс -ек-используется не только для того, чтобы придавать слову уменьшительно-ласкательные оттенки – в некоторых случаях он добавляет им пренебрежительную окраску: работничек, разбойничек. То же и с суффиксом -ик- – он используется для того, чтобы передать принадлежность лица к какой-либо области – науке, религиозному или литературному течению, учреждению, области искусства и так далее, а также подчеркнуть его возраст или физическое состояние: электрик, еретик, старик, дальтоник.
Правописание суфффиксов -ек-/-ик-
Гласные в суффиксах существительных ек и ик подчиняются определенному грамматическому правилу. Так, буква е в этой единице словообразования употребляется, когда гласная при склонении “убегает”: листочек – листочка, ботиночек – ботиночка, вареничек – вареничка.
Если же при склонении гласная остается, то в суффиксе пишется буква и: нолик – нолика, кролик – кролика.
При этом предшествующая согласная не влияет на то, какая гласная будет писаться, правило действует и для слов с корнем на шипящую, и для всех остальных.
Необходимо не путать суффиксы ек и ик, где гласные чередуются, с таким суффиксом, как -чик-, который всегда пишется с и: телефончик, пенальчик. Чтобы такой путаницы не происходило, необходимо правильно выделять корень слова.
Что мы узнали?
В русском языке есть чередующиеся суффиксы -ек- и -ик-, которые придают слову уменьшительно-ласкательную окраску. При этом у каждого из них есть свое значение: суффикс -ек- может добавлять словам пренебрежительности, а ик – указывать на принадлежность человека к какой-либо области деятельности либо его состояние. В любом случае их использование подчиняется простому правилу: если при склонении слова гласная становится беглой, то пишется е, если она остается – пишется и. Также есть суффикс -чик-, который всегда пишется с и и который часто путают с суффиксом ик. Чтобы применить грамматическое правило, нужно верно выделить корень слова.