Традиции и культура татарского народа презентация. Презентация "татары"

Цели урока:

  • обучающая – изучить национальный состав населения России, ареалы расселения народов России; познакомиться с особенностями религиозного состава населения России;
  • развивающая – развивать умение обобщать и систематизировать знания.
  • воспитывающая – воспитать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны, толерантное отношение к другим народам.

Оборудование: стенные карты: “Политико-административная карта России”, “Народы России”; атлас; компьютерная презентация.

Основное содержание: этнос. Этническая территория. Этническая структура населения регионов России. Россия - многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Установите соответствие.

2. Выберите верный ответ. Экономически активное население в России составляет:

а) 55%; б) 85%; в) 95%.

3. Выберите верный ответ. Величина трудовых ресурсов определяется:

а) численностью работоспособного населения;

б) количеством безработных;

в) возрастным составом населения;

г) количеством работающих пенсионеров и подростков.

4. Что мешает использованию в производстве всего трудоспособного населения в вашем населенном пункте?

5. Какое значение в развитии хозяйства страны имеют трудовые навыки населения?

III. Изучение нового материала.

Вводное слово учителя: Этнос - это исторически сложившаяся общность людей, имеющая единые язык, культуру, хозяйство, территорию, этническое самосознание. Самый главный признак этноса - этническое самосознание человека, т. е. представителем какого народа человек себя ощущает. Этническое самосознание зависит от воспитания, обычаев, религиозной принадлежности, языка и др. Для России характерна мозаичность, многонациональность.

Сколько народов на территории России? Более 100 (130).

Работа с картой. Учащиеся на основе изучения карты “Народы России” (см. Приложение , с. 266-267 учебника) и рубрики “Читаем карту” (с. 47-48 учебника) устанавливают, какие народы проживают в России, какие из них самые многочисленные. Анализируя карту (рис. 20 на с. 49 учебника), ученики выясняют особенности этнической структуры населения регионов России. Учитель обращает внимание школьников на мозаичность, пестроту этнической карты России и отмечает, что, с одной стороны, значительная часть народов России расселена за пределами своих республик, а с другой - в пределах республик “титульные” народы чаще всего не составляют большинства населения.

Знакомство с национальным составом Иркутской области по материалам переписи 2010 г.

Предлагаются обучающимся кейс-презентации “Бурятский народ”, “Украинский народ”, “Татарский народ” /Презентация/. Эти презентации частично могут быть просмотрены на уроке, и даны для самостоятельного просмотра. Цель: знакомство с культурой народов России.

С конфессиональным (религиозным) составом населения России школьники знакомятся по тексту на с. 50-51 учебника, а учитель дополняет, что число верующих других конфессий невелико. В последнее время отмечается активная миссионерская деятельность представителей нетрадиционных для России конфессий.

IV. Итог урока

Итак, получается, что любой народ неповторим, талантлив. Каждый вносит лепту в формирование Российской государственности, обогащая нашу страну.

На территории России кроме многочисленных народов проживают малочисленные и их много.

Делаем выводы, записывая в тетрадь:

  • Россия – многонациональное государство.
  • Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических, политических факторов.
  • Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.

V. Рефлексия учащихся.

VI. Домашнее задание:

1) изучить параграф 10;

2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа;

3) выполнить задания 6 на с. 11 -12; 15 на с. 14; 41-46 на с. 22-23 тренажера.

Литература.

  1. Е.А.Жижина. Универсальные поурочные разработки по географии. – М.: “Вако”, 2006г.
  2. С.А.Малиновская. География 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В.Николиной. – Волгоград. “Учитель”, 2006г.
  3. В.В.Николина. География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителя. – М.: “Просвещение”, 2009г.

тюркоязычных племён относится к III-IV векам н. э. и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и других кочевых племён. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В V-VII веках наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племён в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В VII-VIII веках в Поволжье из Приазовья пришли булгарские племена, которые покорили имевшиеся здесь финно-угроязычные и тюркоязычные племена (в том числе, возможно, предков башкир) и в IX-X веке создали государство - Булгарию Волжско-Камскую. После разгрома в 1236 году Волжской Булгарии, и ряда восстаний (восстание Баяна и Джику, восстание Бачмана), Волжская Булгария была окончательно захвачена монголами. Булгарское население вытеснялось на север (современный Татарстан), замещалось и частично ассимилировалось. В XIII-XV веках, когда большинство тюркоязычных племён входило в состав Золотой Орды, происходила некоторая трансформация языка и культуры булгар.

Народы и народности Красноярского края.

900igr.net


  • 1. Узнать какие народы проживают на территории Красноярского края.
  • 2. Рассказать об одном из народов, заселяющих Красноярский край.
  • 3.Сделать вывод.

  • Манси
  • Монголы
  • Агулы
  • Алеуты
  • Калмыки
  • Китайцы
  • Якуты
  • Татары
  • И многие другие.


восточный (сибирско-татарский)

западный (мишарский)

средний (казанско-татарский)

Современный литературный язык сформировался

во второй половине XIX в. на основе среднего диалекта.


астраханские

поволжско-уральские

сибирские татары

Проживающие в Красноярском крае татары представлены исключительно поволжско-уральской группой. Это преимущественно казанские татары и мишари, а также небольшое количество кряшен и тептярей.



Татарские жилища имели зачастую богатый резной деревянный декор, который дополнялся раскраской с преобладанием белых, голубых и зеленых тонов.


Женская половина дома

Ворота татарского дома


  • Мужская и женская нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны («штаны с широким шагом»).
  • Повседневный головной убор мужчин - круглая тюбе­тейка (тубэтэ).
  • Женская шапочка - калфак - вышивалась жемчугом
  • Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи.


  • При всем многообразии татарского стола предпочтение всегда отдавалось мясу и блюдам из него.
  • Распространенным мясным кушаньем была куллама, бишбармак.

  • В устном народном творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды, байты, песни, загадки, послови­цы и поговорки.
  • Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курой (типа флейты), кубыз (губной варган), скрипка.

Татарские пословицы

Разлучившийся с другом плачет семь лет, расставшийся с родиной плачет всю жизнь. Тот, кто учен, от тысячи бед защищен!



  • Мы познакомились с некоторыми народами, проживающими на территории Красноярского края.
  • Рассказали о татарском народе.

Презентацию подготовили: Гаврилова А.



Похожие публикации