УМ это что такое УМ: определение — Философия.НЭС. Известные умнейшие люди

Добрый день друзья, сегодня продолжаем рассматривать интеллектуальную сферу и в частности поговорим о функциях Ума и функциях Разума. Ум и Разум – это очень тонкие субстанции нашего тела, которые невозможно увидеть невооруженным глазом, их можно только ощутить.

Ранее уже затрагивалась тема о контроле и управлении , а также тема о развитии .

В этом видео рассматриваются функции Ума и функции Разума. Ведическая психология подробно объясняет природу Ума и Разума, а так же их основные функции. Применяя на практике — эти простые советы, Разум станет сильным и будет способен принимать мудрые решения.


В Ведах приводится такая иерархическая лестница:

Мы воспринимаем мир через свои чувства. Соприкоснувшись с объектами восприятия, чувства передают сигналы в Ум и функция Ума такова- что он принимает, то что приятно чувствам и отвергает все то,что не приятно.

Зачастую, это может быть ошибочный выбор. Ум – не анализирует,анализ- это функция Разума. Ум только принимает и отвергает - нравится, не нравится.

На примере с детьми это очень ярко видно, если им дать горькое лекарство они его ни за что не примут, даже если это вопрос жизни и смерти, потому что Разум еще слаб и не может совладать с Умом и чувствами.

Есть несколько уровней в понимании Счастья и самый первый – это как раз на уровне чувств и Ума, я

Функция Разума – это анализировать и давать мудрые решения, конечно, мудрые решения могут быть только в том случае, если Разум сильный.

Сильный Разум — способен отличать благоприятное от неблагоприятного. Если Ум говорит « Нравится» и «Хочу» и тянется за бутылкой кока колы и гамбургером, то Разум видя ситуацию способен проанализировать и понять, что это не пойдет во благо, а только во вред, так как , так же определяет наше сознание. И останавливает импульс Ума, отводя его в сторону от дурных привычек.

Следующая функция разума — это умение сомневаться. Порой хочется поверить во все сразу, особенно видя разные сайты и предложения новоявленных учителей Успеха, которые обещают тебя сделать счастливым и богатым, как только ты купишь тот или иной тренинг, о не эффективности таких тренингов я говорил, …. Но если у нас сильный Разум, мы сможем отличить Истину от обмана, и не быть жертвой мошенников и некомпетентных учителей.

Разум дает человеку возможности логически мыслить и рассуждать- это принципиальное отличие человека от других живых существ.

Веды, древние санскритские тексты, объясняют два состояния в которых может пребывать Разум.

Материальный, мирской Разум — это первое состояние. В этом состоянии, цели человека сводятся к телу, охватывая аспекты, физического, социального и интеллектуального развития. В частности- хорошее здоровье, семья, работа, карьера, успех, признание в обществе и т.д. В этом состоянии Разум анализирует и размышляет с позиции «Я» и «Мое», в контексте этих целей и задач. Все что относится ко мне и к тому, что меня окружает. Разум способен оценить пользу или вред того, что предлагает Ум и принять верное решение. Конечно, все эти решения не выходят за рамки материальных представлений, и не приводят человека к истинному счастью. Ставя и достигая полностью мирские цели, человек не испытывает полного удовлетворения, а зачастую наоборот, приходит разочарование. И в погоне за воображаемым счастьем человек ставит все новые и новые цели, стремится к ним, но …. Увы….

Поэтому материальное состояние Разума, каким бы он сильным ни был,так же можно считать ограниченным.

Второе состояние – духовный Разум . В этом состоянии цели сводятся к внутреннему поиску, поиску Себя, поиску Своего истинного предназначения в жизни. Духовная практика, и стремление осознать Высшую Абсолютную Истину.

В древнем Ведическом тексте говорится:


Имея сильный духовный Разум, человек может отделять вечные ценности от временных, истинное благо и пользу от преходящего.

Восточная мудрость гласит: " Все то, что в начале кажется нектаром, оказывается ядом и наоборот, то что в начале кажется ядом, на самом деле — нектар.

"

Развивая сильный Разум, человек способен достигать поставленных целей, быть решительным, а так же терпеливым и стресс устойчивым. Сильный Разум позволяет не идти на поводу бесполезных мыслей, не зависеть от внешних обстоятельств, а продолжать действовать согласно высшей цели.

Духовный Разум способен отличить что есть что, поэтому задача каждого, кто желает обрести истинное счастье, Найти Себя, раскрыть Свое предназначение в жизни, научиться отделять иллюзию от реальности- это развивать Свой Разум, и применяя его в жизни, не останавливаться на достигнутом.

). Ум (лат. mens ) противопоставляется духу как способность понимания (1Кор. ).

Русское слово «ум» в переводной литературе часто используется как перевод санскритского термина читта, английского mind и немецких терминов geist (дух) . Слово «ум» использовано при переводе сочинения Декарта «Правила для руководства ума» (Regulae ad directionem ingenii). К латинским синонимам может быть отнесен «интеллект » (от лат. intellectus - понимание, познание) - это разум , рассудок , умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно .

К параметрам «ума»

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека, относят:

Место «ума» в сознании

В процессах сложившегося сознания самонаблюдение различает три основных группы явлений:

  1. Восприятия и их интеллектуальную переработку;
  2. Изменения эмоционального равновесия;
  3. Волевые импульсы.

Различение это имеет характер абстракции в том смысле, что неизвестны состояния сознания, в котором какой-либо из этих элементов отсутствовал бы совершенно; но возможность различного количественного и качественного их комбинирования и невозможность сведения одного из них к другим заставляет различать их так же, как различаем мы в объективных предметах форму и цвет , никогда не наблюдаемые в чистом виде. Первая из основных групп психических процессов носит название ум , умственной или познавательной деятельности. Разнообразие явлений этой группы и количественное преобладание дифференцированных интеллектуальных процессов над процессами обеих других групп вели и нередко ведут до сих пор к чрезмерному расширению объёма понятия «ум» и отождествлению с ним всей совокупности явлений сознания; с другой стороны, та роль, которую в интеллектуальной деятельности культурного человека играют самые сложные процессы переработки восприятия, ведет к вносящему такую же сбивчивость сужению объёма понятия и отождествлению «Ума» с этими процессами, совокупность которых называется рассудком, разумом и т. д.

Трехчленное деление получило в психологии всеобщее распространение благодаря, главным образом, Иммануилу Канту . Изучать умственную деятельность можно или в её элементах (Восприятие, Внимание, Ассоциации, Память, Рассудок, Разум, Суждение), или поскольку они объединены в индивидуальной психологии и характеризуют интеллектуальную индивидуальность. Характерная особенность человеческого сознания состоит в том, что из бесчисленного множества явлений внешнего мира материал для умственных операций доставляет только ничтожная часть - явления, могущие быть воспринятыми при посредстве органов чувств .

Ум, опыт и органы чувств

Можно представить себе душевный мир, область восприятия которого ограничена почти исключительно осязательными впечатлениями (слепая и глухонемая Лора Бриджмен); при этих условиях возможно образование довольно сложных представлений, но душевная жизнь будет отличаться поразительной односторонностью. Из восприятий зрительных и слуховых большее значение для умственного развития имеют, по-видимому, послания, вследствие тесной связи их со звуковой речью, которой главным образом человек обязан возможностью пользоваться умственным опытом, накопленным предшествовавшими поколениями: глухонемые, не получившие образования, остаются всю жизнь на уровне слабоумных даже в том случае, когда глухота не зависит от более общего поражения мозга .

Но и при полной невредимости органов чувств не все впечатления, на них действующие, входят в человеческое сознание как материал, пригодный для дальнейшей умственной переработки. Большая часть получаемых ежедневно впечатлений для этого слишком неясны и расплывчаты. Для того, чтобы они стали восприятиями, нужны, помимо условий физиологического характера, условия интеллектуального свойства, определяющие интеллектуальную индивидуальность. Впечатления становятся ясными восприятиями только в том случае, если они встречают в сознании человека своего рода резонаторы , в виде содержащихся в нём образов воспоминания, совместное возбуждение которых усиливает чувственное раздражение (апперцепция). Человек, незнакомый с растительным миром, получит при рассматривании цветка изумительно скудное количество восприятий, сравнительно с ботаником . То же наблюдают на себе неспециалисты при посещении, например, выставки машин. Единичные сильные впечатления могут при этом ещё проникать в сознание, но они в нём не задерживаются и не усваиваются, так как не вступают в связь с нашими представлениями и понятиями и остаются без последствий в смысле дальнейшей умственной переработки.

В таком положении, по отношению ко всей области внешних впечатлений, находится сознание ребёнка в первое время по его появлении на свет. Пока впечатления внешнего мира не образовали ещё никаких прочных следов для воспоминаний, до тех пор не возникает и та ткань психологических отношений, в которой все последующие впечатления тотчас же сплетаются с умственными приобретениями предшествующего времени. Даже тогда, когда часто повторяющиеся впечатления создали уже в сознании ребёнка прочные следы, число его восприятий отличается большою скудостью и односторонностью, в соответствии с малочисленностью и однообразием его воспоминаний. Так же скудны и односторонни восприятия дикаря. Образование и наука повышают нашу восприимчивость к внешним впечатлениям, создавая в нашем сознании созвучия с самыми разнородными впечатлениями внешнего мира. Самым важным следствием влияния наличного запаса представлений на процесс восприятия является возможность выбора между действующими на нас впечатлениями. Содержание сознания ребёнка находится в полной зависимости от случайностей окружающей его обстановки; на него действуют в каждый данный момент лишь наиболее сильные раздражения, независимо от внутренней связи явлений.

У взрослых, напротив того, процесс восприятия все более и более подчиняется наклонностям каждого, складывающимся из личного душевного опыта . Человеком воспринимаются предпочтительно те впечатления, которые находят отзвук в накопленных им представлениях и ассоциациях их; каждый шаг в этом направлении прогрессивно усиливает отзывчивость, так что, наконец, самый лёгкий намек на близкое нашему интеллектуальному миру впечатление вызывает ясное и отчетливое восприятие. Этим путем поддерживается единство человеческой личности, создается интеллектуальная индивидуальность. Из сказанного ясно, что выдающееся влияние на все течение нашей умственной жизни оказывает память .

Ум и память

Расхожее представление, не связывающее развитие памяти с умственным развитием, основано на недоразумении. Наши воспоминания не только образуют ту сеть, в которую вплетаются новые впечатления, но отчасти определяют выбор тех восприятий, которые войдут в наше сознание в качестве обновляющего материала, и то место, которое они займут в общей сети психологических отношений. Они влияют не только на количество, но и на качество получаемых восприятий. Современный цивилизованный человек видит в фетише не то, что видит в нём африканский дикарь из первобытного племени; апперципируемый объект изменяется под влиянием «апперципирующей массы», как и сам он её видоизменяет, входя с ней в сочетание. Ослабление памяти в старости или под влиянием прогрессивного паралича ведет к распадению умственной жизни и утрате интеллектуальной индивидуальности: личность становится беспомощной жертвой случайных сильнейших впечатлений момента, не сочетающихся друг с другом и остающихся без дальнейшей переработки.

То противопоставление памяти умственному развитию, о котором было упомянуто, основано на отождествлении памяти вообще с некоторыми специальными её видами. При привычке к отвлеченному мышлению могут, например, ослабевать конкретные воспоминания, потому что отвлечение и состоит в том, что в продукте сложной и разнородной ассоциации представлений отпадают их конкретные черты; на крайних степенях этого процесса конкретные черты могут даже отсутствовать совершенно и заместиться символом или знаком. На этих ступенях возможно то явление, которое Гёте охарактеризовал в словах: «Wo die Begriffe fehlen, da stellt ein Wort zur rechten Zeit sich ein» , то есть возникновение идей, лишенных всякой конкретной основы в форме конкретных образов, воспоминаний, - подводный камень, о который так часто разбивались философские умозрения. Нельзя, однако, выводить отсюда заключение неблагоприятное для памяти вообще; наоборот, отвлеченное мышление предполагает наличность сложного и разнородного комплекса воспоминаний.

Ум и внимание

Другим важным фактором, влияющим на течение умственной деятельности, является внимание . Оно оказывает влияние уже на процессы восприятия, повышая нашу восприимчивость к тем впечатлениям, на которые оно направлено. Ещё более значительной является его роль в процессах переработки восприятий. Если воспринимаются только впечатления, находящие себе отзвук в апперципирующей массе нашего сознания, то связь эта во всяком случае обоюдна, и восприятие оживляет в нашем сознании только созвучные следы прежнего душевного опыта. Подобных созвучных следов в развитом сознании каждое восприятие находит так много, что исходящее из него непроизвольное течение представлений может принимать крайне разнообразный и иногда совершенно беспорядочный характер.

Последнее наблюдается в тех случаях, когда, под влиянием усталости, мы «даем полную волю» нашим ассоциациям представлений; в сознании проносятся тогда хаотические обрывки представлений, соединенные между собой часто только случайною внешней связью и заводящие нас так далеко от исходного пункта наших размышлений, что, сделав усилие над собой для обозрения пройденного нами пути, мы становимся в тупик перед зигзагами наших представлений.

В ещё более резкой форме это наблюдается при «вихре идей» у душевнобольных. Внимание вносит в течение наших представлений планомерность; неизвестным нам ближе путем оно, при посредстве созвучных с данным восприятием «резонаторов», усиливает все соответствующее планам, желаниям и потребностям личности и таким образом создает для течения представлений определенные рамки. Устойчивость внимания, способность к его сосредоточению зависит, по-видимому, ближайшим образом от эмоциональной характеристики личности, глубины и устойчивости её эмоций, - а последнее определяется существованием в сознании мощной, тесно объединенной группы представлений и идей; этим, вероятно, объясняется, что способность к глубокому сосредоточению внимания часто наблюдается у «узких» и «односторонних» людей.

Сочетание способности к устойчивому вниманию с широтой и разносторонностью идейного содержания сознания дает гениев . Ошибка, часто совершаемая людьми, говорящими о «рассеянности» учёного и о «рассеянности» ребёнка, отвлекающегося от занятий по поводу всякого пустяка, зависит от смешения двух прямо противоположных явлений: в последнем случае проявляется полная неспособность сосредоточить на чём-либо внимание (явление, часто наблюдаемое и у взрослых под влиянием усталости), в первом - такое глубокое сосредоточение внимания на внутренней работе, что посторонние ей предметы не в состоянии достигнуть сознания. На высших степенях этого состояния перед заполняющей все сознание умственной работой может отступить на задний план даже смертельная опасность (пример: предсмертные минуты Архимеда).

Ум и утомляемость

Важным моментом, определяющим течение умственной деятельности, является «утомляемость» личности. Она очень велика у слабоумных, идиотов, при старческом распадении умственной жизни. Уменьшаясь под влиянием упражнения, проявляясь менее заметно при занятиях в знакомых областях, утомляемость в то же время - как показали новейшие исследования, - имеет, подобно памяти и вниманию, резко индивидуальный характер и входит в характеристику интеллектуальной индивидуальности в качестве одного из существенных её признаков. Особый вид утомляемости мы имеем в тех случаях, когда она стоит в прямой связи с повышенной впечатлительностью: эти случаи и повели к возникновению теории, отождествляющей гений с психозом , так как гениальность часто сопровождается резко выраженной нервно- и психастенией. Завися от усиленной впечатлительности и находя в последней себе поправку, эта утомляемость не исключает - при благоприятных условиях - возможности крупной по своему объёму работы.

Ум - одна из самых странных вещей в мире. Его нельзя найти, потрогать, но можно с ним родиться, а можно также развить. Это в какой-то степени есть у многих людей, но все же... что такое ум? Рассмотрим ответ ниже.

Определение

Вообще, ум - это совокупность способности человека к таким вещам, как мышление, познание, восприятие, запоминание, логика и другие. Он определяется ощущениями, желаниями, памятью, эмоциями, характером, должным воспитанием в детстве и многими другими факторами. Ум и интеллект - это, как правило, два неразрывных и очень связанных между собой понятия. Уровень интеллектуальных способностей очень сильно влияет на человека. Стать умнее своими силами все же реально и зависит от человека больше, чем от генетики. И стоит учесть, что для проявления ума необходим только здоровый мозг человека.

В обычном понимании умным называют человека способного думать, отличающегося разумностью, хорошей памятью и эрудицией. У него, как правило, широкий кругозор, высокий интеллект и способность выходить из запутанных ситуаций как и в жизни, так и в шахматах или математических задачах, например.

Признаки ума

Все проявления умственных способностей - вещь очень неуловимая. Дело в том, что это все тоже может быть разным и проявляться в разных вещах. Никто не даст однозначного ответа, что такое ум. Потому что у кого-то он проявляется в знании нескольких языков, у других - в умении очень хорошо запоминать, у третьих - в том, что прекрасно играют в шахматы, а у четвертых в том, что могут прекрасно разбираться в математике, и т. д. Причем все это сугубо индивидуально и часто в человеке сочетается между собой. Также умными часто называют таких людей, которые очень легко находят контакт с любыми людьми, разговорчивы, очень социально направлены, про них думают, что они многого добьются.

Что же касается того, как человек определяет, обладает ли другой умом? Тут все уже зависит только от субъективного мнения. Обычно умными нам кажутся люди с серьезным отношение ко многим вещам, говорящие очень убедительно, рассказывающие много интересных вещей, о которых мало кто знает. Но по большей части большинство обращает внимание на образ в целом. Например, кому-то кажутся умными люди с очками или те, кто много молчит.

Теперь, когда мы узнали, что такое ум, перейдем к разновидностям сознания.

Виды

Если рассматривать ум как сознание, то выделяют первичную и вторичную разновидности. Рассмотрим, что это означает.

  • Так называемый первичный вид ума - это наше осознание таких базовых чувств, как слух, осязание, обоняние, зрение, вкус.
  • А вот вторичным называют все наши чувства: любви, страха, уважения, ненависти и прочее. Таким образом, этот вид ума - все наши концепции, мысли после восприятия предмета и вещей нашими органами чувств.

Разницами между этими составляющими лишь в способе познания. Вторичный ум отвечает за более сложные чувства, которые могут быть только у человека (все его приязни и неприязни, например). Мы сначала с помощью зрения видим предмет - кружку, а потом можем вспомнить, что это наш любимый цвет у нее, и понять, что кружка нравится. Но оба вида ума между собой взаимосвязаны.

Известные умнейшие люди

В истории человечества было много невероятно умных личностей. Многие из них были изобретателями, первооткрывателями, новаторами в области чего-либо. Например, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Аристотель, Платон, Никола Тесла, Галилей, Архимед... Этот список можно продолжать до бесконечности. Рассмотрим лишь некоторых умнейших в мире людей.

Стивен Хокинг - невероятно известный в мире физик. Он разработал теорию струн, но это далеко не единственное его достижение.

Есть такие умные люди, которые по показателям своего IQ являются рекордсменами в книге рекордов Гиннеса. Например, корейский вундеркинд Ким Унг-Йонг. У него показатель уровня интеллекта - 210. В 4 года он уже знал несколько языков и разбирался в математике. Он очень рано окончил университет, а в возрасте 8 лет его пригласили в НАСА на учебу.

Еще один известный математик-вундеркинд - Теренс Чи Шен Тао. Он в 13 лет получил первое место в международной математической олимпиаде. А в 20 уже получил докторскую степень. По некоторым данным, его IQ - 230.

А вот Кристофер Хирата - астрофизик. В 13 лет он победил в международной олимпиаде по физике. Его IQ к тому времени составляло 230. В 16 лет окончил университет.

Эндрю Джон Уайлс еще в детстве начал увлекаться недоказанной теоремой Ферма. Он не смог доказать ее в детстве, но у него получилось, уже будучи взрослым. За это он удостоился Абелевской премии.

Как развить умственные способности у ребенка?

Этот этап воспитания ни в коем случае нельзя упускать, так как если не заниматься с ребенком, то в будущем, когда он станет подростком или взрослым, у него могут появиться проблемы с отставанием от сверстников.

Для того чтобы ребенок вырос умным, нужно давать ему игрушки, направленные на развитие моторики, логики, интеллекта, на проявление талантов и др. Ум ребенка в раннем возрасте очень подвержен тому, чтобы впитывать информацию как губка и легко ее усваивать. Поэтому этим стоит воспользоваться.

Желательно также сделать так, чтобы дитя контактировало со сверстниками. Это поможет ему социализироваться, а этот фактор, как известно, тоже может в значительной степени повлиять на умственное развитие. Для этой цели детей как раз и водят в садик. А также там уделяют должное внимание занятиям, развивающим чтение и другие навыки. Плюсом является и то, что при учебе с другими людьми, а не с родителями, ребенку захочется меньше лениться и уставать.

Родителям следует также очень должное внимание уделять обучению чтению. Вводить это постепенно и ни в коем случае не давить, если ребенок устал и уже не хочет заниматься, так как в таком случае у него может выработаться неприязнь к этому процессу. Еще не стоит пренебрегать диалогами с чадом, нужно не только отвечать на его вопросы, но и задавать самому, чтобы он научился выражать свои мысли и лучше говорить.

Как развить ум, будучи взрослым?

Есть целый ряд советов, которые помогут любому человеку стать умнее и эрудированнее:


Ум и знания тоже очень сильно между собой связаны, но чтобы получить второе, нужно развиваться и узнавать много нового. Для расширения кругозора и для общей эрудиции очень помогают путешествия, чтение новостей, общение с другими людьми и, конечно же, чтение книг. Они помогают не только узнавать новое, испытывать эмоции, но и влияют на память, на общую зрелость и на многие другие вещи. Есть много книг также, которые посвящены развитию ума. Их мы и рассмотрим.

Полезные книги

Есть пособия, которые рассказывают о работе мозге, об интеллекте и о том, как развить ум.


Вместо заключения

Что такое ум? Это мыслительные способности человека вместе с логикой, интеллектом, памятью и другими важными составляющими. К счастью, это можно развить и в зрелом возрасте.

Как платья, волосы, так и умы коротки

А. Грибоедов

Часть первая

  1. Обусловленность ума.
  2. Память и опыт как ограничивающие факторы.
  3. Ум, мышление, восприятие.
  4. Чистое и обусловленное восприятие.
  5. Индуизм, веданта: их отношение к уму.

Сила ума: в чем уловка? Тайна ума

Н ад тайнами ума люди бьются в течение многих лет, да что там говорить, с того самого момента, когда человек стал осознавать себя, он спрашивает, в чём состоит тайна ума. Ответ уже заключён в вопросе: тайна ума в осознании самого себя и осознании всего вокруг. Правильно сказано, что в самом вопросе, если он правильно поставлен, находится ответ. В этом смысл правильного вопроса.

Если мы задаём вопрос с целью найти ответ в памяти путём комбинации и сопоставления определённых заранее известных частей или прибегая к нашему прошлому опыту (что опять есть не что иное, как память), то мы просто находим средство, способное удовлетворить наше любопытство, преходящие цели, которые, будучи выполненными, вскоре канут в лету, и мы пойдём искать и достигать новые, или у нас появятся новые интеллектуальные интересы (скорее развлечения разума), где наш ум постоянно в работе, бьётся над загадками, а разгадывая, переходит к следующим.

Наша задача состоит в том, чтобы правильно поставить вопрос. Осознаём ли мы себя? Под этим подразумевается, познаёт ли себя сам ум, так как процесс познания связан с умом. Вот тут-то мы и наталкиваемся на следующий вопрос - каким образом ум познаёт, что есть познание и каково различие между познанием и осознанием?

Вопросы о памяти и опыте

Эти вопросы важны, потому что вся жизнь выстроена на них. Каждый день мы проходим через процесс познания, но равнозначен ли он осознанию? Каким образом мы познаём? Хоть народная мудрость и говорит, что без памяти разум туп, но это лишь аккумулирующая способность разума. Мы смотрим на глубинные аспекты ума. Через ежедневную деятельность мы получаем какой-либо опыт, будь он из области науки или бытовых сфер жизни, и наша память накапливает его, а затем, когда нам нужно получить ответ на какой-то вопрос, мы обращаемся к нашему прошлому опыту, к памяти, и таким образом находим ответ или компилируем его из различных известных нам фактов.


Аккумулирующая способность ума

Мы можем использовать такие средства, как анализ, сравнение, синтез информации и другое. Так рождается «новое знание», или ответ, - то, что мы искали. Но что такое этот ответ? Посмотрим из чего он был составлен. Нов ли он? Нет. Мы всего лишь ищем более подходящий вариант, лучше всего нас устроит такой, который, как пазл в картинке, правильным образом заполнит открытое пространство. Вот и всё. Мы его нашли, заботы в сторону - проблема решена. Но решена ли она, или мы опять обманули сами себя, выбрав из старого багажа тот материал, который подходит к данному моменту, якобы является ответом на вопрос.

Мы не обсуждаем сейчас механистические науки, где нужно использовать формулы, решать уравнения, используя известные правила. С этим всё ясно, там и выводы/ответы должны соответствовать ожиданиям, правилам. Мы говорим о вопросах духовного, психологического плана, где такой подход, сделанный сквозь призму ожидания, ни к чему хорошему не приведёт, в лучшем случае мы будем иметь ещё одну новую схему, теорию, метод, основанный на опыте прошлого, пусть и с использованием новых данных.

В таком ответе, где мы используем память, не может быть ничего нового, и строго говоря, это не ответ. Для того чтобы получить ответ, нужно понять, что только чистое осознание может нам его дать, без ожиданий, без связи с опытом. Если есть опора на опыт, значит открыта дорога и для ожидания. Если нет - то не существует и ожиданий. Тогда и только тогда можно говорить о получении настоящего ответа, истинного познания путём осознавания.

Без ума: что это означает

Для того чтобы осознавать, человек, его ум, должен освободиться от опыта прошлого, забыть о нём и просто осознавать безоценочно. Если мы смотрим на что-то и говорим, как нам это нравится или не нравится, даём этому имя и т. д., то мы оцениваем, высказываем суждение. Не имеет значение, позитивного или негативного толка наше высказывание. Суть в том, что ум уже успел просчитать, сравнить и на основе этого составил суждение. Это не осознавание и не познание. Это суждение и ничего более.


Ум: определение. Связь с мышлением

«Denken ist schwer, darum Urteilen die meisten (Думать трудно, поэтому большинство выносят суждения)», - так говорил Карл Юнг. Ни в одной другой школе психологии подход к проблемам мышления, восприятия и ума не имел так много общего с понятиями, идущими из буддизма и ведантизма, как в аналитической психологии, основанной Юнгом.

Современная психология сформировалась и выделилась в отдельную отрасль знания на основе западной философии. Оттуда она и черпает свои знания, дополненные научными изысканиями в области физиологии и биологии. Мышление обычно понимается как познавательная, или когнитивная, способность. Она основана на восприятии. С помощью мышления мы способны делать выводы, находить смысл и создавать идеи. Но давайте спросим, каким образом мы воспринимаем?

Восприятие - это видение того, что есть в действительности. Но способны ли мы видеть, а следовательно, воспринимать? Или иначе: до какой степени, где проходят пределы нашего восприятия? Мы не говорим о физической способности видеть и слышать, мы обсуждаем психологический аспект восприятия в целом и для удобства продолжаем использовать названия из категории ощущений.

Обусловленность восприятия

Чистое видение, ничем не обусловленное, человеку недоступно по той причине, что на его восприятие накладывает большой отпечаток весь его опыт: то, как его воспитали, установки, принятые в обществе, в котором он живёт, его образование и сфера деятельности, поэтому восприятие определено множеством факторов, заслоняющих, скрывающих настоящую природу рассматриваемого явления или объекта.


Нужно заметить, что дохристианская западная философская традиция рассматривала этот вопрос. Ещё Платон создал концепцию идей - эйдосов, находящихся в другом мире, и чью тень в виде предметов существующего, чувственного мира мы способны воспринять. Он, чувственный мир, порождён Демиургом - творцом, где Демиург является Умом из соединения материи и эйдосов - смеси, которую мы можем воспринять.

Чистые идеи нашему разуму недоступны в силу того, что они находятся по другую сторону нашего восприятия в трансцендентальном мире. Интересен сам термин «трансцендентальность». Он предполагает выход за пределы ограниченного восприятия, «перешагивание», лежащее по другую сторону миропонимания. Позднее эту тему разовьёт Кант, где он введёт понятие априорности, соответствующей трансцендентальному, в противовес эмпирическому, доступному через непосредственный опыт.

Бессилие ума. Платоновская концепция восприятия, разума и понимания

Выходит, что разум человека не в состоянии воспринять идеи в силу того, что они находятся вне сферы действия разума. Но здесь Платон объясняет возможность постижения скрытого мира идей с помощью понятия Мировой Души так, чтобы соединить и сделать возможным для познания оба начала: идеальное и материальное.

Только благодаря наличию Мировой Души разумное существо способно познавать идеи. Она - мост между космосом (миром идей) и материей. Так Платон решает проблему восприятия. Однако о чистом восприятии ничего не говорится. И как бы ни близка была идея о Демиурге к понятию Праджапати - управителю, причине Вселенной из философии веданты, тем не менее они различны: Демиург создаёт из уже наличествующих идей и материи, т. е. он ими не является, он лишь активная сила, дающая толчок.

В то время как веданта ставит Праджапати равным Брахману, который является не только причиной всего, но он и есть всё, всё во всём. Можно сказать, что Праджапати есть проявление Брахмана, он и есть Брахман создающий, т. к. философия веданты говорит, что нет ничего, кроме Брахмана, всё есть он и он во всём. Позднее мы поговорим об этом подробнее.


Чистое восприятие

Чтобы увидеть и воспринять то, что есть, а не проекцию своих ожиданий, нужно освободить разум от этих наслоений (обусловленности), сделать его по-настоящему открытым, способным осознавать. Процесс осознания становится возможным только тогда, когда память, мысль, порождающая ожидания и искажающая воспринимаемое, остановлена. Молчаливый ум способен созерцать, и тогда мы открыты процессу осознания.

К этой мысли подошла аналитическая психология, но корни её уходят глубоко в древность, во времена дохристианские, когда индийская философская мысль была в расцвете и создала много школ, которые объясняют происхождение мира, его значение и роль Ума в нём. Пожалуй, ни одно другое направление философии и религии не может сравниться по смелости идей с теми, что были высказаны философами веданты и санкхьи.

Внутри индийской философии существовало несколько школ, но все они так или иначе развивают идеи, высказанные ведантой. Даже если мы возьмём такое сильное направление, как санкхья, на которую опирается философия йоги, то и она есть не что иное, как видоизменённое учение веданты, и по многим вопросам эти два направления сходны.

Сравнение и связь учений об уме веданты с западной традицией

Веданта признает Веды как высший источник знания - шрути, т. е. «откровение». У них нет рукотворного источника, их творец и есть Брахман. Выходит, что древние философы признавали Брахмана и как Слово. В западной традиции это соответствует Логосу. Опять мы видим, как платонизм и стоицизм (где Логос понимается не столько как Слово, но и как «первопричина», «первоогонь», из которого всё происходит) тесно соприкасается с идеями веданты о Брахмане.


В обеих концепциях одинаковая безличность Логоса или Брахмана, в отличие от христианской концепции, где Бог есть Творец как личность, создающая мир актом воли. Он представлен не как первопричина Демиург, а как создатель, собирающий мир с помощью воли.

Знание и незнание в философии индуизма

В философии веданты и платонизма/cтоицизма отсутствует проблема теодицеи - оправдания Бога или оправдания зла, существующего в мире, созданного Богом. С точки зрения веданты само понятие зла является лишь видимостью, порождённой незнанием (авидьей), все страдания трактуются как результат авидьи, поэтому избавление от авидьи откроет нам истинную сущность вещей. С помощью знания (видьи) страдания (дуккхи) сами собой перестают существовать, т. к. они сформированы умом, тем, как ум воспринимает действительность, которая, в свою очередь, реальностью не является. Из нашего незнания происходят желания, из них формируется восприятие, которое ведёт к впечатлениям. Впечатления формируют основу для работы ума.

Конфликтная основа ума. Сравнение веданты и платонизма

Мир с позиций веданты не дуален, нет противоположности, а следовательно борьбы. В этом случае мы видим радикальное отличие от догматов христианства и других авраамических религий, где изначально мир дуален и борьба противоположных начал лежит в основании мира; следовательно и деятельность человека и его ума в мире определены этой дуальностью, иначе говоря, конфликтом, который человек пытается преодолеть опять же с помощью ума, который разделён. Отсюда берёт своё начало понятие Эго как половинчатый разум, который хочет доказать, проявить себя и закрывает для человека возможность открытия истины.

В платонизме, неоплатонизме и стоицизме оправдания Бога нет и не можем быть, так как мир создан эманацией Логоса, происходящей от высшего к низшему, т. е. система мироздания изначально иерархична, поэтому на каждом более низшем уровне творения менее совершенны, следовательно, наличествует зло, но оно закономерно и скорее рассматривается как побочный продукт творения, неизбежный на стадиях эманации на более низкие уровни.


Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями

Н. Гоголь

Как понимают духовный ум человека в философии веданты, санкхьи, йоги, вайшешики и буддизма

Веданта, санкхья, йога и вайшешика принадлежат к школам индуистской философии, где главнейшей является веданта, чьё знание основано на священных источниках-откровениях - шрути. В противоположность смрити (преданиям) веданта признаёт непогрешимость вед и всех её составляющих: мантр, брахманов и упанишад. Остальные течения, направления и школы так или иначе выходят из веданты, берут из неё наработки философского знания. Существуют отличия каждой школы, используются новые термины, но это не указывает на полную самостоятельность школ.

Для того чтобы более точно понять общность, зависимость этих направлений от учения веданты, можно спросить о том, что является главной целью в этих школах, выполнение которой означало бы достижение нирваны.

Минусы ума. Роль ума в достижении целей философских учений

Веданта и санкхья видят достижение цели в прекращении страданий.

Йога также идёт к прекращению страданий путём созерцания и сосредоточения, избежания волнений. С помощью специальных приёмов и средств можно достичь кавальи (свободы). Вайшешика как одна из наиболее простых школ, базирующихся исключительно на логике, признаёт то, что страдание можно прекратить посредством познания истины.

Буддизм, хоть и является отдельным, новым философским течением, однако его истоки можно усмотреть в традициях веданты, и уничтожение страдания происходит путём проникновения в его природу, что приводит к полному уничтожению дуккхи - страдания.

Роль ума, манаса (по одним трактовкам «манас» понимают как «мозг», по другим это «дух»), и буддхи (интеллекта) состоит в том, чтобы «снять» покровы незнания, прийти к чистому знанию и достичь самадхи - просветления.


Ум и мудрость. Духовный Ум: его составляющие

Философские школы индуизма видят буддхи (ум, разум, интеллект), состоящим из нескольких составляющих:

  • дхарма - добродетель,
  • джняна - знание,
  • вайрагья - бесстрастие,
  • айшварья - сверхчеловеческая сила.

Ум - враг, ограничитель

В вышеупомянутых религиозно-философских традициях, так же как и в христианстве, и исламе, уму отводится большая роль, и в какой-то мере с помощью него человек может постичь мироздание. Хотя одновременно эти традиции понимают ограниченную природу ума, его обусловленность и предопределённость мышления, которая не даёт уму перешагнуть в трансцендентальность (за границы материальности), а именно там и находится чистое знание, истина.

В нашем материальном мире, несовершенном как раз потому, что господствует авидья, или незнание, ум по определению не может быть свободным. Таким образом, если он несвободен, то посредством несовершенного инструмента, каким является ум, нельзя обрести свободу в её окончательном виде - мокшу.


Ученье - вот чума, учёность - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мнений

А. Грибоедов

Ум не главное, ум - в жизни человека

Йогическая традиция пришла к выводу, каким образом сделать ум свободным. Остановив деятельность ума, прекратив его постоянный разговор с самим собой, построение теорий, анализирование, мы сможем преодолеть его perpetuum mobile. Тихий ум, свободный от связи с логикой, ум молчаливый - только такой ум может действительно постичь Высшее, выйти за пределы мунданы в трансцендентальность и узреть то, что скрыто от обычного взора.

То есть опять мы обращаемся к эйдосам идеального мира, только индуистская философская традиция, равно как и христианская, называет это сутью вещей, истиной. Увидеть суть вещей - так мы познаём истину, а через неё и Бога.

О том, что ум не главное, говорил ещё Гаутама Будда. Он основал своё учение, отойдя от философии веданты, по сути являясь еретиком учения вед, но и в новой философии, созданной Буддой, есть много сходного с ведантой. Это неудивительно, так как мы знаем, что Будда изучал эту систему под руководством учителя.

Часть вторая.

  1. Безумства ума.
  2. Ум в авраамических религиях, сравнение с ведантой.
  3. Методы для остановки ума.

Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож

А. Грибоедов

Ясность ума. Буддизм как учение о пустоте и тщете

Пожалуй, ни одно философское учение не было так крайне нигилистично, как буддизм. Нигилизм в нём, по сути, является крайней формой идеализма, который более не может ничего принять на веру. Он стоит на том, что в нашем мире нет ничего реального. Всё есть видимость - майя. Но нужно это постичь - и постичь умом. Нет ни одного постулата, в который нужно поверить. Изречение «Верую, ибо абсурдно» Тертуллиана здесь неприменимо. Ум проверяет всё, между тем отрицается и он, так как он тоже несовершенен, но можно выйти за пределы ума и обрести свободу.


О Маре - понятии зла в буддизме

Из буддизма пришло такое понятие как мара. Оно быстро перешло в словарь йогов.

Что такое Мара и каким образом это относится к уму

Учение адвайты, школы, вышедшей из веданты, говорит о том, что Мара - это тоже Абсолют, но другая его сторона. Как мы понимаем дихотомию Бога и Дьявола, так и в буддизме есть просветлённость и Мара.

Мара затемняет ум, делает его неспособным выйти из сетей незнания. Существует 4 вида мары:

  • мара клеш;
  • мара - сын небожителя;
  • мара скандх;
  • мара смерти.

Клеша - это наши зависимости, часто на физическом уровне. Их можно сравнить с простыми желаниями-привязками к чему-нибудь, например к сладкому, выпечке. Привычка спать до обеда, нехватка внутренней дисциплины, неспособность сосредоточиться на чём-то долгое время.

Мара - сын небожителя - это барьер посложней. Здесь идёт работа с Эго. Желание выделиться, гордость за себя и свои достижения, обычно обоснованная, так как человек, борющийся с этой марой, уже многого достиг, накопил много знаний, и его чувство собственной значимости превышает границы.

Мара скандх - это привязки ментального плана, но базирующиеся на эмоциях, т. е. они ментально-эмоциональные. Ум думает об эмоциях, эмоциям придаётся большое значение. Страхи, надежды, связанные с телесным и ментальным планами, происходят под влиянием скандх.

Мара смерти - это «препятствия» на пути жизненной силы. Обычно Мара связан с процессом старения или с моментами, когда человек меньше всего осознан - перед засыпанием или на стадии погружения в глубокий сон. Вот здесь и ключ: чем менее мы осознаны, тем менее сильны в духовном плане, происходит отток энергии, её нужно восстанавливать. Но гораздо лучше следить за тем, чтобы в жизни происходило меньше неосознанных ситуаций, и энергия не будет утекать в никуда. Об этом говорят многие древние духовные учения, а на сохранение осознанности в моменты наибольшего оттока энергии положительно влияет практика йога-нидры.


Безумный ум: возможно ли это?

Когда-то в «Беседах по песням Кабира» один мудрец высказал такую фразу: «Перестань колебаться, сумасшедший ум!» Почему мы, люди в здравом уме, склонны называть ум безумным? Не потому ли, что беспрестанная круговерть и логические измышления ума ещё не привели ни к чему путному. Да потому что ум - это пристанище философов, не может изменить ничего. Он лишь думает. Процесс мышления для него - игра, приятная, к тому же в ней нет ответственности. Ответственность рождается только тогда, когда мы осмеливаемся совершить какие-то действия. Тогда и только тогда мышление, выводы, к которым пришёл ум в процессе мышления, применённые на практике, могут воплотиться в нечто более реальное, нежели пространные умозаключения неугомонного ума.

Недостаточно быть умным. Необходимо быть достаточно умным, чтобы не позволить себе стать умным сверх меры

А. Моруа

Свойства ума, остановка ума

Свойства ума рассуждать, располагать по полочкам факты, анализировать их, играть с идеями, да мало ли что ещё должно быть применено практически, претворено в жизнь, иначе какой от них прок. Гёте писал, что самый великий ум - ум практический.

Вот и мы должны уяснить это для себя и использовать ум по назначению, в роли средства, слуги, для того чтобы помочь нам в воплощении наших планов в действительность. Мы не должны допускать такую ситуацию, когда ум занимает командное положение и вместо помощника Души превращается в её заместителя, захватывая пьедестал и становясь правителем.

Человек создан из трёх субстанций:

  • материи - телесное начало,
  • ума - логическое начало,
  • души - духовное начало.

Ум находится посередине. Его задача - соединить материю и дух, перекидывая мост между ними, т. е. будучи на службе у души, он должен выполнять её волю.

Для того чтобы ум выполнял присущие ему функции, но не выходил за пределы его полномочий, нужно остановить его. Некоторые называют этот процесс психологическим умиранием. Человек должен научиться умирать. Мы говорим не о физической оболочке, это отдельный вопрос, а о психологическом аспекте смерти как остановке желаний, деяний, обретении покоя и истины, ибо покой и есть истина, а истина - это покой. Обретя истину, мы обретаем покой.


Ум своими методами неспособен достичь покоя. Как раз наоборот - он вечно в движении, в беспокойстве. Для того чтобы познать истину, требуется обойти оборону ума, его прыткость, иначе нам так и будет недоступна та трансцендентальная сфера, в которой находится истина. Путь к ней известен душе. Ум, спокойный и молчаливый, вместо вынесения суждений начинает осознавать. Через осознание, когда взгляд чист, мы видим то, что есть, и можем понять суть вещей и истину.

А прежде как живали? День за днём, нынче как вчера

А. Грибоедов. Горе от ума

Ясный ум. Беспокойный ум?

Рамана Махарши и Джидду Кришнамурти также говорили об остановке ума и даже о психологическом умирании: вы должны умирать ежедневно, чтобы вновь рождаться. Каждый день будет для вас новым, вы не будете нести груз памяти и оценивать новый день, исходя из прошлого опыта. Что нового может принести так называемый новый опыт, если мы подходим к нему с позиций старого, меряем старыми мерками, используя мышление и память?

Мартин Хайдеггер в своей работе «Что значит мыслить?» («Разговор на просёлочной дороге») также указывает на это, доказывая тот факт, что мы ещё и не мыслили вовсе, потому что для того, чтобы мыслить, нужно обитать в пространстве мышления, нужно, чтобы в первую очередь само мыслимое повернулось к нам, открыло себя нам, а пока оно находится скрытым, в другом мире, недоступном нам, как же мы можем мыслить? Что мы мыслим? Мы мыслим наши образы о мыслимом, основанные на восприятии, каждый последующий образ, к которому мы обращаемся (а мы не можем не использовать образы, отпечатанные в памяти, т. к. это наша привычка мышления), базируется на предыдущем образе. Наше мышление есть лишь вывод выводов, образ образов, оно не прикасается к реальному.

Осознание вместо ментальных концепций

Мы забыли о том, что кроме наших идей об объекте есть сам реальный объект. Его и нужно увидеть. Если мы говорим о дереве, то у каждого из нас в голове сформирован свой образ дерева, он абстрактен, и знание о нём основано на когда-то запечатлённой ментальной конструкции. Так что сейчас мы даже не задумываемся над тем, что же такое в действительности у нас перед глазами, мы смотрим не видя и просто называем это.


Для чего всё это сказано? Для того, чтобы проиллюстрировать важный факт того, что наш ум работает механически. Он не обращается к действительному, к тому, что есть. Вместо этого он оперирует категориями памяти, доставая оттуда нужную информацию, точнее сказать, ярлык, использует его и на основе этого ярлыка пытается строить какие-то концепции.

Вопрос: чего стоят такие концепции, созданные в результате мышления, где за основу взята память, прошлый опыт, не имеющий ничего общего с настоящим? Мы создаем всё больше и больше умозрительных конструкций, вместо того чтобы УВИДЕТЬ то, что есть.

Настоящее видение может происходить только здесь и сейчас как осознавание. И это осознавание подразумевает отключение работы ума и включение чистого осознавания. Нужно освободить ум от прошлого опыта, сделать его «пустым». Тогда мы будем способны узреть истину.

Различные школы и направления предлагают свои методы для того, чтобы остановить разговоры ума, сделать ум менее «прыгучим». Его сравнение с обезьяной в странах, исповедующих буддизм, широко применимо до сих пор. Потому что ум действительно не может оставаться без дела, ищет, о чём бы подумать, что взять в голову.

Почему горе от ума? Техники для опустошения и успокоения ума

Из учений йоги и буддизма до нас дошли различные способы и техники успокоения ума. Среди них наиболее популярными стали те, что используются учениями йоги и буддизма:

  • медитация,
  • как один из вариантов глубокой медитации,
  • концентрация,
  • молитва для ума - мантры,
  • упражнения на сосредоточение, способствующие дисциплине ума, к примеру,
  • выполнение физических упражнений, известных как асаны.

Молитва для ума - мантры

Мы уже говорили о Слове, Логосе, являющимся Брахманом. Было бы странным, если бы звуки, слова не использовались для успокоения ума. Мантры как звуковые вибрации, при этом несущие глубокую информационную составляющую, очищают ум человека, делая его восприимчивым к познанию Высшего, сути.

Чтение, пение мантр восстанавливает связь с Абсолютом, помогая дальнейшей практике йоги и настраивая на выполнение пранаям и асан.

Что делает ум при занятиях йогическими асанами?

Хотелось бы несколько подробней остановиться на выполнении йогических асан. Современная трактовка йоги как учения часто рассматривает только физиологический аспект, иногда уделяя внимание таким аспектам учения йоги, как яма, нияма, пратьяхара, дхарана, дхьяна. Нужно подчеркнуть, что даже асаны, изначально являясь упражнениями для тела, не ставят целью тренировку мускулатуры или развитие гибкости и выносливости. Эффект, который тело получает, выполняя асаны, выражается в развитии всего вышесказанного, но это лишь своеобразный побочный эффект.

Практика йоги как средство для познания Абсолюта

Практикующий йогу, сам того не зная, выполняя асаны, посвящая себя технике выполнения медитации, соединяется с Богом, ищет Бога, и вся практика так или иначе посвящена этому. В отличие от адвайты - направления философской мысли, напрямую вышедшего из веданты, - йога ввела новое понятие индивидуального Бога - Ишвары. Он не Брахман, но, как нам известно, в Брахмане есть всё и всё есть Брахман.


Для того чтобы растворить ум (в этом настоящая цель практикующих), нужно разобщить, разъединить чувственный опыт, стать ничем - и тогда познать Абсолют, слиться с Брахманом. В качестве средства для познания Высшего выбирают познание и почитание индивидуального Бога Ишвара. В целом и здесь сохраняется главная концепция веданты о том, что Брахман равен Атману - Tat tvam asi, т. е. «То (Брахман) есть ты». Подчеркивается тождество человеческого и божественного, их принципиальное единство. Такой смелый подход вряд ли можно найти в каком-то другом философском течении.

Брахман и Атман: тождество

Чтобы сделать максимально понятной для читателя концепцию Брахмана и Атмана в философии веданты, мы приведём здесь 13-ю кханду из Чхандогья-упанишад.

1. «Брось эту соль в воду и приди ко мне утром». Сын сделал то, что ему приказали.
И отец сказал ему: «Принеси мне соль, которую ты бросил в воду вечером».
Сын искал её, но не нашёл, так как она, разумеется, растворилась.

2. И отец сказал ему:
«Попробуй воду на поверхности. Какова она?» И опять сын ответил:
– Она солона.
– Попробуй со дна. Какова она?
И опять сын ответил: «Она солона».
И отец сказал: «Оставь её и иди ко мне». И сын сделал так, но соль продолжала существовать. Тогда отец сказал: «И здесь, в этом теле, ты не замечаешь Истинного (сат), сын мой, но оно тут.

3. То, что есть тонкая сущность, в ней всё сущее имеет своё я (атман). Оно есть Истинное. Оно есть я (атман), и ты, Шветакету, есть оно».
«Прошу, родитель, учите меня ещё», – сказал сын.
«Пусть будет так, дитя моё», – отвечал отец.


Про ум в философии христианства и ислама в сравнении с философией веданты

В философских направлениях уже много сказано про ум. Мы посмотрим на то, как трактуют ум, на что обращают внимание, говоря об уме, в наиболее распространённых учениях - христианстве и исламе. Оба направления принадлежат к авраамическим религиям, таким, которые ведут свой отсчёт со времён Авраама.

Если мы вспомним христианство с его постулатом богоподобия человека, то тождества между человеком и Богом всё равно нет. В этом его большое отличие от учений о Брахмане. За счёт того, что существует догмат о первородном грехе и дуальности мира, где есть добро и зло, в христианстве роль человека не может быть равноценной Богу. Опять мы видим, что произошло разделение, мир больше не един, как в учении веданты, он разделён. Человек может познать Бога разумом, приблизиться к нему, даже может считаться, что в любом человеке есть искра божья, но провозглашение равенства между человеком и Богом здесь было бы кощунством. Тождество Брахмана и Атмана отсутствует.

Понятие ума в исламе

То же самое мы видим на примере ислама.

Тождества человека Аллаху здесь нет и не может быть, так как нет и самого богоподобия. Если христианство допускает познание Бога умом, то в исламе всякое познание отсутствует.


Аллах недоступен человеку и человеческому познанию, он также не являет себя непосредственно человеку, контакт возможен только через посредство ангелов.

На примере Троицы раскрывается внутренняя природа Бога, он познаваем.

В исламе отсутствует как таковое учение об Уме, Слове и Духе. То есть то, что в христианстве реализуется через понятие Троицы, где Бог Отец есть Ум, Бог Сын есть Слово, Бог Дух Святой есть Дух, остаётся недоступным в исламе.

Значение слова «ум» в традиции славян. Интеллект и ум: в чём разница

Каким бы странным это не показалось, но славянская концепция ума сильно перекликается с учением йоги, системой чакр и даже древом сефирот из учения Каббалы.

В славянской традиции эволюцию «Я» Живы трактуют с позиции, идентичной подъёму кундалини. Так, Жива проходит через тела-чакры, чтобы достичь Светового тела, саттвического. Тело ума и разума - клубье (ментальное тело) расположено в голове человека, а тело интеллекта - колобье тело (буддхиальное тело) находится над головой человека. Выше них только Дивье тело - «Душа», охватывающее всё тело, и наверху этой чакровой системы - Световое тело, «духовное тело» Живы.

Послесловие.

В статье мы показали, какими разными, подчас противоречащими друг другу могут быть концепции ума. Феномены восприятия и мышления до сих пор оставляют много вопросов, и мы надеемся, что в будущем они будут изучены более глубоко.


Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но способность свободно и непредвзят оценивать сами условия с точки зрения здравого смысла и изменять эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют. Так, находясь во главе ученого комитета, не имеет смысла с криком требовать «присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился». Долго ли можно продержаться на такой должности с подобными взглядами? Не только бесчестно, но действительно глупо выменивал на слуг, которые спасали «жизнь и честь» барина, «борзые три собаки», ибо кто в следующий раз будет спасать ему жизнь! Бессмысленно и опасно пользоваться материальными и культурными благами, не предоставляя никакого доступа к ним народу, тому самому «умному, бодрому» народу, который только что спас монархию от Наполеона. Невозможно более удержаться при дворе, используя принципы максима Петровича. Теперь недостаточно лишь личной преданности и стремления угодить - теперь необходимо уметь делать дело, так как государственные задачи сильно усложнились. Все эти примеры отчетливо показывают авторскую позицию: ум, который лишь приспосабливается, мыслит стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно.Грибоедов не сводит конфликт только к противопоставлению умов, присущих людям разных поколений. Так, например, Чацкого и Молчалина можно отнести к одному поколению, однако их взгляды диаметрально противоположны: первый являет собой тип личности «века нынешнего» и даже скорее всего века будущего, а второй, при всей его молодости, - «века минувшего», поскольку его устраивают жизненные принципы Фамусова и людей его круга.Оба героя - и Чацкий, и Молчалин - умны по-своему. Молчалин, сделав успешную карьеру, заняв хоть какое, но место в обществе, понимает ту систему, которая лежит в его основе. Это вполне соответствует его практическому уму. Но с позиции Чацкого, который борется за свободу личности, такое поведение, обусловленное принятыми в обществе стереотипами, не может считаться умным:

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож…

По мнению Чацкого, действительно умный человек не должен зависеть от других - именно так он и ведет себя в доме Фамусова, в результате чего заслуживает репутацию безумного. Получается, что дворянство в большинстве своем как сила, отвечающая за обустройство жизни в стране, перестало соответствовать требованиям времени. Но если признать за точкой зрения Чацкого, которая отражает позиции меньшей части общества, право на существование, то необходимо будет как-то отреагировать на нее. Тогда надо либо, осознав ее правоту, меняться в соответствии с новыми принципами - а этого многим делать не хочется, а большинству просто не под силу. Либо надо бороться с противоречащей прежней системе ценностей позицией Чацкого, что и происходит на протяжении второго, третьего и почти всего четвертого действия комедии. Но существует и третий путь: объявить того, кто высказывает столь необычные для большинства взгляды, сумасшедшим. Тогда можно спокойно не обращать внимания на его гневные слова и пламенные монологи. Это очень удобно и вполне соответствует общим стремлениям фамусовского общества: как можно меньше утруждать себя какими-либо заботами. Вполне можно представить себе ту атмосферу благодушия и комфорта, которая царила здесь до появления Чацкого. Изгнав его из московского общества, Фамусов и его окружение, по-видимому, на какое-то время почувствуют себя спокойно. Но лишь на недолгое время. Ведь Чацкий отнюдь не герой-одиночка, хотя в комедии он один противостоит всему фамусовскому обществу. Чацкий отражает целый тип людей, обозначивший новое явление в обществе и обнаруживший все его болевые точки. Таким образом, в комедии «Горе от ума» представлены различные типы ума - от житейской мудрости, практического ума, до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслителя, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины. Именно такому уму «горе», его носитель изгнан из общества и вряд ли его ждет успех и признание где-то в другом месте. В том и сила грибоедовского гения, что показывая события конкретного времени и места, он обращается к проблеме вечной - не только Чацкого, живущего в эпоху накануне «возмущения на Исаакиевской площади», ждет печальная судьба. Она уготована любому, кто вступает в борьбу со старой системой взглядов и пытается отстоять свой образ мысли, свой ум - ум свободного человека.



Похожие публикации