Виды дыхательных аппаратов на сжатом воздухе. Дыхательные аппараты со сжатым кислородом (даск)

Вопрос 3. Устройство и работа дыхательных аппаратов со сжатым воздухом

Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором запас воздуха хранится в бал­лонах по избыточном давлении в сжатом состоянии. Дыхательный аппа­рат работает по открытой, схеме дыхания, при которой на вдох воздух поступает из баллонов, а выдох производится в атмосферу.

Дыхательные аппараты со сжатым воздухом предназначены для за­щиты органов дыхания и зрения пожарных от вредного воздействия непри­годной для дыхания, токсичной и задымленной газовой среды при туше­нии пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ.

Воздухоподающая система обеспечивает работающему в аппарате пожарному импульсную подачу воздуха. Объем каждой порции воздуха зависит от частоты дыхания и величины разряжения на вдохе.

Воздухоподающая система аппарата состоит их легочного автомата и редуктора, может быть одноступенчатой, безредукторной и двухступен­чатой. Двухступенчатая воздухоподающая система может быть выполнена из одного конструкционного элемента, объединяющего редуктор и легоч­ный автомат или раздельно. Дыхательные аппараты в зависимости от климатического исполне­ния подразделяются на дыхательные аппараты общего назначения, рас­считанные на применение при температуре окружающей среды от -40 до +60°С, относительной влажности до 95% и специального назначения, рассчитанные на применение при температуре окружающей среды от -50 до +60°С, относительной влажности до 95%.

Все дыхательные аппараты применяемые в пожарной охране Рос­сии, должны соответствовать требованиям предъявляемым к ним НПБ 165-97 "Техника пожарная. Дыхательные аппараты со сжатым воздухом для пожарных. Общие технические требования и методы испытаний".

Дыхательный аппарат должен быть работоспособным в режимах дыха­ния, характеризующихся выполнением нагрузок: от относительного покоя (легочная вентиляция 12,5 дм 3 /мин) до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 85 дм 3 /мин), при температуре окружающей среды от -40 до +60°С, обеспечивать работоспособность после пребывания в среде с темпера­турой 200°С в течение 60 с.

Аппараты выпускаются фирмами изготовителями в различных ва­риантах исполнения.

дыхательный аппарат;

спасательное устройство (при его наличии);

комплект ЗИП;

эксплутационная документация на ДАСВ (руководство по эксплуа­тации и паспорт);

эксплуатационная документация на баллон (руководство по эксплуа­тации и паспорт);

Общепринятым рабочим давлением в отечественных и зарубежных ДАСВ, является 29,4 МПа.



Суммарная вместимость баллона (при легочной вентиляции 30 л/ мин), должна обеспечить условное время защитного действия (УВЗД) не менее 60 минут, а масса ДАСВ должна быть не более 16 кг при УВЗД 60 мин и не более 17,5 кг при УВЗД 120 мин.

Состав аппарата

В состав ДАСВ обычно входят баллон (баллоны) с вентилем (вентилями); редуктор с предохранительным клапаном; лицевая часть с переговорным устройством и клапаном выдоха; легочный автомат с воздуховодным шлангом; манометр со шлангом высокого давления; зву­ковое сигнальное устройство; устройство дополнительной подачи воздуха (байпас) и подвесная система.

В состав аппарата, входят: рама или спинка с подвесной систе­мой, состоящей из ремней плечевых, концевых и поясного, с пряжками для регулировки и фиксации дыхательного аппарата на теле человека, баллон с вентилем, редуктор с предохранительным клапаном, кол­лектор, разъем, легочный автомат с воздуховодным шлангом, лицевая часть с переговорным устройством и клапаном выдоха, капил­ляр с звуковым сигнальным устройством и манометр со шлангом высо­кого давления, устройство спасательное, проставка.

В современных аппаратах кроме того применяются следующие уст­ройства: перекрывное устройство магистрали манометра; спасательное уст­ройство, подключаемое к дыхательному аппарату; штуцер для подключе­ния спасательного устройства или устройства искусственной вентиляции легких; штуцер для быстрой дозаправки баллонов воздухом; предохрани­тельное устройство, располагаемое на вентиле или баллоне для предот­вращения повышения давления в баллоне выше 35,0 МПа, световые и вибрационные сигнальные устройства, аварийный редуктор, компьютер.

В комплект дыхательного аппарата входят:

дыхательный аппарат;


эксплуатационная документация на дыхательный аппарат (руководство по эксплуатации и паспорт);

эксплуатационная документация на баллон руководство по эксплуатации и паспорт);

инструкция по эксплуатации лицевой части.

Устройство дыхательного аппарата.

Дыхательный аппарат (рис. 5.2) выполнен по открытой схеме с выдо­хом в атмосферу и работает следующим образом:

При открытии вентиля (вентилей) 1 воздух под высоким давлением поступает из баллона (баллонов) 2 в коллектор 3 (при его наличии) и фильтр 4 редуктора 5, в полость высокого давления А и после редуцирования в полость редуцированного давления Б. Редуктор поддерживает постоянное редуцирован­ное давление в полости Б независимо от изменения давления на входе.

В случае нарушения работы редуктора и повышения редуцированного давления срабатывает предохранительный клапан 6.

Из полости Б редуктора воздух поступает по шлангу 7 в легочный автомат 8 аппарата и по шлангу 9 через адаптер 10 (при его наличии) в легочный автомат спасательного устройства.


Легочный автомат обеспечивает поддержание заданного избыточного давления в полости Д. При вдохе воздух из полости Д легочного автомата подается в полость В маски 11. Воздух, обдувая стекло 12, препятствует его

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло. Для выдоха воздуха в атмосферу откры­вается клапан выдоха 14, расположенный в клапанной коробке 15. Клапан выдоха с пружиной позволяет поддерживать в подмасочном пространстве заданное избыточное давление.

Для контроля за запасом воздуха в баллоне воздух из полости высо­кого давления А поступает по капиллярной трубке высокого давления 16 в манометр 17, а из полости низкого давления Б по шлангу 18 к свистку 19 сигнального устройства 20. При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне включается свисток, предупреждающий звуковым сигналом о необходимости немедленного выхода в безопасную зону.

Подвесная система

Дыхательный аппарат в рабочем положении крепится на спине чело­века с помощью подвесной системы. Подвесная система является составной частью дыхательного аппарата.

При работе на пожаре, одним из важнейших факторов является возможная продолжительность пребывания в непригодной для дыхания среде и удобство работы в аппарате. Увеличить время пребывания можно за счет использования запасного аппарата, сменного баллона или устрой­ства быстрой заправки.

Долгое время изготавливались аппараты с быстросъемными балло­нами, у которых, все узлы крепятся к каркасу (поддону). В качестве каркаса

используется проволока, обтянутая поролоном и кожей, пластмасса, нержавеющая сталь и другие материалы.

Применение проволочного каркаса нашла возможным фирма Scott. Для уменьшения давления от массы аппарата на плечи, хотя у этой фирмы есть модели и с пластмассовым каркасом. Наибольшее распространение получили пластмассовые каркасы.

Например, продукция фирмы "Drager" аппараты РА-90 Plus, PA-92, РА-94, РСС-100 представляет один и тот же аппарат, но с различной подвесной системой. Отличие РА-92 от РА-94 заключается в плечевых рем­нях. Отличие модели РСС-100 более сильное поясной ремень закреплен на раме осью и имеет возможность свободного движения в горизонталь­ной плоскости. Это дает возможность пожарному свободно делать боко­вые наклоны. Подвесная и амортизирующая системы выполняются таким образом, чтобы дыхательный аппарат удобно располагался на спине, прочно фиксировался, не вызывая потертостей и ушибов при работе.

Подвесная система дыхательного аппарата - составная часть аппарата, состоящая из спинки, системы ремней (плечевыми и поясными) с пряж­ками для регулировки и фиксации дыхательного аппарата на теле человека.

Она предотвращает воздействие на пожарного нагретой или охлаж­денной поверхности баллона.

Подвесная система позволяет пожарному быстро, просто и без посторонней помощи надеть дыхательный аппарат и отрегулировать его

крепление. Система ремней дыхательного аппарата снабжается устройст­вами для регулировки их длины и степени натяжения. Все приспособле­ния для регулировки положения дыхательного аппарата (пряжки, кара­бины, застежки и др.) выполнены таким образом, чтобы ремни после регулировки прочно фиксировались. Регулировка ремней подвесной сис­темы не должна нарушаться в течение аппаратосмены.

Подвесная система дыхательного аппарата (рис. 5.3) состоит из пластиковой спинки 1, системы ремней: плечевых 2, концевых 3, закреп­ленных на спинке пряжками 4, поясного 5 с быстроразъемной регулируе­мой пряжкой.

Ложементы 6, 8 служат опорой для баллона. Фиксация баллона осу­ществляется баллонным ремнем 7 со специальной пряжкой.

Форма и габаритные размеры дыхательного аппарата выполняются с учетом телосложения человека, должны сочетаться с защитной одеждой, каской и снаряжением пожарного, обеспечивать удобство при выполнении всех видов работ на пожаре (в том числе - при передвижении через узкие люки и лазы диаметром (800±50) мм, передвижении ползком, на четвереньках и т.д.).

Дыхательный аппарат должен быть выполнен таким образом, что­бы имелась возможность его надевание после включения, а также снятие и перемещение дыхательного аппарата без выключения из него при пере­движении по тесным помещениям.

Масса снаряженного дыхательного аппарата без вспомогательных устройств, применяющихся эпизодически, таких как спасательное уст-

ройство, устройство искусственной вентиляции легких и др., должна быть не более 16,0 кг.

Масса снаряженного дыхательного аппарата с условным ВЗД более 100 мин должна быть не более 17,5 кг.

Приведенный центр массы дыхательного аппарата должен находи­ться не далее, чем в 30 мм от сагиттальной плоскости человека. Сагитта­льная плоскость - условная линия, делящая симметрично тело человека продольно на правую и левую половину.

Баллон предназначен для хранения рабочего запаса сжатого воздуха. Баллоны, входящие в состав дыхательного аппарата, выполняются в соот­ветствии с НПБ 190-2000 "Техника пожарная. Баллоны для дыхательных аппаратов со сжатым воздухом для пожарных. Общие технические требо­вания. Методы испытаний".

В зависимости от модели аппарата могут применяться металличес­кие, металлокомпозитные баллоны (табл. 5.3).

Баллоны имеют цилиндрическую форму с полусферическими или полуэлептическими донышками (обечайками).

Сферические баллоны применяются редко, не смотря на целый ряд их преимуществ, у сферических баллонов меньшая масса, так как они более прочные. В дыхательном аппарате с тремя сферическими емкостями удается снизить положение центра масс, относительно поясного ремня, поэтому совершать наклоны с таким аппаратом более удобно.

В горловине нарезана коническая или метрическая резьба, по кото­рой в баллон ввинчивается запорный вентиль. На цилиндрическое части баллона наносится надпись "ВОЗДУХ 29,4 МПа".

Вентиль (рис. 5.4) состоит из корпуса 1, трубки 2, клапана 3 со вставкой, сухаря 4, шпинделя 5, гайки сальниковой 6, маховичка 7, пружи­ны 8, гайки 9 и заглушки 10.

Вентиль баллона выполняется таким образом, чтобы нельзя было полностью вывернуть его шпиндель, исключалась возможность его слу­чайного закрытия во время эксплуатации. Он должен сохранять герме­тичность как в положении "Открыто" так и "Закрыто". Соединение "вен­тиль-баллон" выполняется герметичным.

Вентиль баллона выдерживает не менее 3000 циклов открываний и закрываний.

В штуцере вентиля для присоединения к редуктору применяется внутренняя трубная резьба - 5/8.

Герметичность вентиля обеспечивается шайбами 11 и 12. Шайбы 12 и 13 уменьшают трение между буртиком шпинделя, торцом маховичка и торцами сальниковой гайки при вращении маховичка.

Герметичность вентиля в месте соединения с баллоном при кони­ческой резьбе обеспечивается фторопластовым уплотнительным материа­лом (ФУМ-2), при метрической - резиновым уплотнительным кольцом

круглого сечения 14.


с конической резьбой W19.2 с цилиндрической резьбой М18х1,5


Коллектор предназначен для подсоединения двух баллонов аппа­ратов к редуктору. Он состоит из корпуса 1, в который вмонтированы штуцеры 2. Коллектор подсоединяется к вентилям баллонов при помощи муфт 3. Герметич­ность соединений обеспечивается: уплотнительными кольцами 4 и 5.

Редуктор в дыхательных аппаратах выполняет две функции: снижает высокое давление газа до промежуточной заданной величины и обеспе­чивает постоянную подачу воздуха и давления за редуктором в заданных пределах при значительном изменении давления в баллоне аппарата. Наи­большее распространение получили три типа редукторов: безрычажного прямого и обратного действия и рычажные прямого действия. В редукторах прямого действия воздух высокого давления стремится открыть клапан редуктора, в редукторах обратного действия - стремится закрыть его. Без­рычажный редуктор проще по конструкции, зато у рычажного более ста­бильна регулировка давления на выходе.

В последние годы в дыхательных аппаратах стали применяться порш­невые редукторы, т. е. редукторы со сбалансированным поршнем. Преиму­щество такого редуктора состоит в том, что он обладает высокой надежно­стью, так как имеет только одну движущуюся деталь. Работа поршневого редуктора осуществляется таким образом, что отношение величины давле­ния на выходе из редуктора обычно составляет 10:1, т.е. если величина дав­ления в баллоне измеряется в пределах от 20,0 МПа до 2,0 МПа, то редуктор подает воздух при постоянном промежуточном давлении 2,0 МПа. Когда давление в баллоне падает ниже величины этого промежуточного давления, клапан остается открытым постоянно, и дыхательный аппарат действует как одноступенчатый до тех пор, пока не истощится воздух в баллоне.

Первая ступень воздухоподающего устройства - редуктор. Как пока­зали приведенные сравнительные испытания аппаратов, вторичное дав­ление, создаваемое редуктором, должно быть по возможности постоянным, не зависящим от давления в баллоне, и составлять 0,5 МПа. Пропускная способность редукционного клапана должна в полной мере и при любых видах нагрузок обеспечить воздухом двух работающих человек без увели­чения сопротивления дыханию на вдохе.

Ранее дыхательные аппараты оснащались мембранными редукторами. В этом редукторе роль поршня играет мембрана.

При установившемся режиме работы редуктора его клапан нахо­дится в равновесии под действием силы упругости регулировочной пру­жины, стремящейся открыть клапан, и усилий давления редуцированного воздуха на мембрану, силы упругости запорной пружины и давления воз­духа из баллона, которые стремятся закрыть клапан.

Редуктор (рис. 5.6) поршневой, уравновешенного типа предназначен для преобразования высокого давления воздуха в баллоне до постоянного редуцированного давления в диапазоне 0,7...0,85 МПа. Он состоит из кор­пуса 1 с проушиной 2 для крепления редуктора к раме аппарата, вставки


3 с кольцами уплотнительными 4 и 5, седла редукционного клапана, вклю­чающего корпус 6 и вставку 7, редукционного клапана 8, на котором с помощью гайки 9 и шайбы 10 закреплен поршень 11с резиновым уплот-нительным кольцом 12, рабочих пружин 13 и 14, гайки регулирующей 15, положение которой в корпусе фиксируется винтом 16.

На корпус редуктора для предупреждения загрязнения надета обли­цовка 17. В корпусе редуктора имеется штуцер 18 с кольцом уплотнительным 19 и винтом 20 для подсоединения капилляра, и штуцер 21 для подсоеди­нения разъема или шланга низкого давления.

В корпус редуктора ввинчен штуцер 22 с гайкой 23 для подсоеди­нения к вентилю баллона. В штуцере установлен фильтр 24, зафиксирова­нный винтом 25. Герметичность соединения штуцера с корпусом обеспе­чивается кольцом уплотнительным 26. Герметичность соединения вентиля баллона с редуктором обеспечивается кольцом уплотнительным 27.

В конструкции редуктора предусмотрен предохранительный клапан, который состоит из седла клапана 28, клапана 29, пружины 30, направ­ляющей 31 и контргайки 32, фиксирующей положение направляющей.

Седло клапана ввинчено в поршень редуктора. Герметичность сое­динения обеспечивается кольцом уплотнительным 33.

Редуктор работает следующим образом. При отсутствии давления воздуха в системе редуктора поршень 11 под действием пружин 13 и 14 перемещается вместе с редукционным клапаном 8, отводя его коническую часть от вставки 7.

При открытом вентиле баллона воздух под высоким давлением пос­тупает через фильтр 25 по штуцеру 22 в полость редуктора и создает под

поршнем давление, величина которого зависит от степени сжатия пружин. При этом поршень вместе с редукционным клапаном переместится, сжи­мая пружины до тех пор, пока не установится равновесие между давлением воздуха на поршень и усилием сжатия пружин, и не перекроется зазор между вставкой и конической частью редукционного клапана.

При вдохе давление под поршнем уменьшается, поршень с редук­ционным клапаном под действием пружин перемещается, создавая зазор между вставкой и конической частью редукционного клапана, обеспе­чивая поступление воздуха под поршень и далее в легочный автомат. Вра­щением гайки 15 можно изменить степень сжатия пружин, а следова­тельно, и давление в полости редуктора, при котором наступает равновесие между усилием сжатия пружин и давлением воздуха на поршень.

Предохранительный клапан редуктора предназначен для защиты от разрушения линии низкого давления при выходе из строя редуктора.

Предохранительный клапан работает следующим образом. При нор­мальной работе редуктора и редуцированном давлении в установленных пределах вставка клапана 29 усилием пружины 30 прижата к седлу клапана 28. Когда редуцированное давление в полости редуктора в результате нару­шения его работы возрастает, клапан, преодолевая сопротивление пру­жины, отходит от седла, и воздух из полости редуктора выходит в атмосферу.

При вращении направляющей 31 изменяется степень сжатия пружины и, соответственно, величина давления, при котором срабатывает предохрани­тельный клапан. Отрегулированный изготовителем редуктор должен быть опломбирован для предотвращения несанкционированного доступа в него.

Величина редуцированного давления должна сохраняться не менее 3-х лет с момента регулировки и проверки.

Предохранительный клапан должен исключать поступление возду­ха с высоким давлением к деталям, работающим при редуцированном давлении, при неисправности редуктора.

Аппараты дыхательные в зависимости от климатического исполнения должны подразделяться на:

Аппараты дыхательные общего назначения - аппараты, рассчитанные на применение при температуре окружающей среды от минус 40 °С до 60 °С, относительной влажности до 95% (при температуре 35 °С);

Аппараты дыхательные специального назначения - аппараты, рассчитанные на применение при температуре окружающей среды от минус 50 °С до 60 °С, относительной влажности до 95% (при температуре 35 °С).

Требования назначения

4.1.1. Аппарат дыхательный общего назначения должен быть работоспособным в режимах дыхания, характеризующихся выполнением нагрузок от работы средней тяжести (легочная вентиляция 30 куб. дм/мин.) до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 100 куб. дм/мин.), в диапазоне температур окружающей среды от минус 40 °С до 60 °С и влажности до 95% (при температуре 35 °С).

4.1.2. Аппарат дыхательный специального назначения должен быть работоспособным в режимах дыхания, характеризующихся выполнением нагрузок, указанных в 4.1.1, в диапазоне температур окружающей среды от минус 50 °С до 60 °С и влажности до 95% (при температуре 35 °С).

4.1.3. В состав аппарата должны входить:

Подвесная система;

Баллон (баллоны) с вентилем (вентилями);

Редуктор с предохранительным клапаном;

Легочный автомат;

Воздуховодный шланг;

Устройство дополнительной подачи воздуха (байпас);

Звуковое сигнальное устройство;

Манометр (устройство) контроля давления воздуха в баллоне;

Лицевая часть с переговорным устройством;

Клапан выдоха;

Спасательное устройство;

Быстроразъемное соединение для подключения спасательного устройства;

Сумка (футляр) для основной лицевой части.

Примечание - В состав аппарата может входить штуцер (quick fill) для подключения устройства быстрой дозаправки баллонов воздухом.

4.1.4. Номинальное время защитного действия аппарата должно составлять не менее 60 мин.

4.1.5. Фактическое время защитного действия аппарата в зависимости от температуры окружающей среды и степени тяжести выполняемой работы должно соответствовать значениям, указанным в таблице 1.

Конструктивные требования

4.5.1. Аппарат в рабочем положении должен располагаться на спине человека.

4.5.2. Форма и габаритные размеры аппарата должны соответствовать строению человека, сочетаться с защитной одеждой, каской и снаряжением пожарного, обеспечивать удобство при выполнении всех видов работ при пожаре (в том числе при передвижении через узкие люки и лазы диаметром (800 +/- 50) мм, передвижении ползком, на четвереньках и т.д.).

4.5.3. Аппарат должен быть выполнен таким образом, чтобы имелась возможность его надевания после включения, а также снятия и перемещения аппарата без выключения из него при передвижении человека по тесным помещениям.

4.5.4. Масса снаряженного аппарата без вспомогательных устройств, применяющихся эпизодически (спасательное устройство, устройство быстрой дозаправки баллонов воздухом и др.), укомплектованного 1 баллоном, должна быть не более 16,0 кг.

4.5.5. Масса снаряженного аппарата, укомплектованного 2 баллонами, должна быть не более 18,0 кг.

4.5.6. Все органы управления аппаратом (вентили, рычаги, кнопки и др.) должны быть легко доступны, удобны для приведения их в действие и надежно защищены от механических повреждений и от случайного срабатывания.

4.5.7. Органы управления аппаратом должны приводиться в действие при усилии не более 80 Н.

4.5.8. В аппарате должна быть применена система воздухоснабжения, при которой в процессе дыхания в подмасочном пространстве лицевой части должно постоянно поддерживаться избыточное давление воздуха в режимах дыхания, характеризующихся выполнением нагрузок от работы средней тяжести (легочная вентиляция 30 куб. дм/мин.) до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 100 куб. дм/мин.) в диапазонах температур окружающей среды от минус 40 °С до 60 °С (для аппарата общего назначения) и от минус 50 °С до 60 °С (для аппарата специального назначения).

4.5.9. Избыточное давление в подмасочном пространстве лицевой части аппарата при нулевом расходе воздуха должно быть не более 400 Па.

4.5.10. Фактическое сопротивление дыханию на выдохе в аппарате в течение всего времени защитного действия должно быть не более значений, указанных в таблице 2.

Требования к баллонам

4.6.1. Баллоны, входящие в состав аппарата, должны соответствовать ГОСТ Р "Техника пожарная. Баллоны малолитражные для аппаратов дыхательных и самоспасателей со сжатым воздухом. Общие технические требования. Методы испытаний".

В состав аппарата (рис. 3.23) входят: подвесная система 1, баллон с вентилем 2, редуктор 3, шланг с автоматом легочным 4, маска панорамная 5, капилляр с устройством сигнальным 6, адаптер 7, устройство спасательное 8.

Рис. 3.23. Общее устройство дыхательного аппарата ПТС «ПРОФИ»:

1- подвесная система; 2- баллон с вентилем; 3- редуктор; 4- шланг с автоматом легочным; 5- маска панорамная; 6- капилляр с устройством сигнальным; 7- адаптер; 8- устройство спасательное

Подвесная система (рис. 3.24) служит для крепления на ней систем и узлов аппарата и состоит из пластиковой спинки 1, системы ремней: плечевых 2, концевых 3, закрепленных на спинке пряжками 4, поясного 5 с быстроразъемной регулируемой пряжкой.

Ложемент 6 служит опорой для баллона. Фиксация баллона осуществляется баллонным ремнем 7 со специальной пряжкой.

Рис. 3.24. Подвесная система дыхательного аппарата ПТС «ПРОФИ»:

1- пластиковая спинка; 2- плечевые ремни; 3- концевые ремни;

4- пряжки; 5- поясной ремень; 6- ложемент; 7- баллонный ремень со специальной пряжкой

Баллон предназначен для хранения рабочего запаса сжатого воздуха. В зависимости от модели аппарата могут применяться стальные и металлокомпозитные баллоны.

В горловине баллона нарезана коническая резьба, по которой в баллон ввинчивается запорный вентиль. На цилиндрической части баллона нанесена надпись «ВОЗДУХ 29,4 МПа» (рис. 3.25).

Рис. 3.25. Баллон для хранения рабочего запаса сжатого воздуха

Вентиль баллона (рис. 3.26) состоит из корпуса 1, трубки 2, клапана 3 со вставкой, сухаря 4, шпинделя 5, гайки сальниковой 6, маховичка 7, пружины 8, гайки 9 и заглушки 10.

Герметичность вентиля обеспечивается шайбами 11 и 12. Шайбы 12 и 13 уменьшают трение между буртиком шпинделя, торцом маховичка и торцами гайки сальниковой при вращении маховичка.

Рис. 3.26. Вентиль баллона:

1- корпус; 2- трубка; 3- клапан со вставкой; 4- сухарь; 5- шпиндель; 6- сальниковая гайка; 7- маховичок; 8- пружина; 9- гайка; 10- заглушка; 11, 12, 13- шайбы

Герметичность вентиля в месте соединения с баллоном обеспечивается фторопластовым уплотнительным материалом (ФУМ-2).

При вращении маховичка по часовой стрелке клапан, перемещаясь по резьбе в корпусе вентиля, прижимается вставкой к седлу и перекрывает канал, по которому воздух поступает из баллона в редуктор. При вращении маховичка против часовой стрелки клапан отходит от седла и открывает канал.

Принцип работы аппарата ПТС «ПРОФИ»

Аппарат работает по открытой схеме дыхания (рис. 3.27) с выдохом в атмосферу и работает следующим образом:

Рис. 3.27. Принципиальная схема работы аппарата ПТС «ПРОФИ»:

1- вентиль (вентиля); 2- баллон (баллоны); 3- коллектор; 4- фильтр; 5- редуктор; 6- предохранительный клапан; 7- шланг; 8- адаптер; 9- клапан; 10- легочный автомат; 11- маска; 12- стекло; 13- клапаны вдоха; 14- клапан выдоха; 15- клапанная коробка; 16- капиллярная трубка высокого давления; 17- манометр; 18- шланг; 19- свисток; 20- сигнальное устройство; А- полость высокого давления; Б- полость редуцированного давления; В- полость маски; Г- полость для дыхания; Д- полость легочного автомата

при открытии вентиля (вентилей) 1 воздух под высоким давлением поступает из баллона (баллонов) 2 в коллектор 3 (при его наличии) и фильтр 4 редуктора 5, в полость высокого давления А и после редуцирования в полость редуцированного давления Б. Редуктор поддерживает постоянное редуцированное давление в полости Б независимо от изменения давления на входе.

В случае нарушения работы редуктора и повышения редуцированного давления срабатывает предохранительный клапан 6.

Из полости Б редуктора воздух поступает по шлангу 7 в легочный автомат 10 или в адаптер 8 (при его наличии) и далее по шлангу 7 в легочный автомат 10. Через клапан 9 подсоединяется спасательное устройство 21.

Легочный автомат обеспечивает поддержание заданного избыточного давления в полости Д. При вдохе воздух из полости Д легочного автомата подается в полость В маски 11. Воздух, обдувая стекло 12, препятствует его запотеванию. Далее через клапаны вдоха 13 воздух поступает в полость Г для дыхания.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло. Для выдоха воздуха в атмосферу открывается клапан выдоха 14, расположенный в клапанной коробке 15. Клапан выдоха с пружиной позволяет поддерживать в подмасочном пространстве заданное избыточное давление.

Для контроля за запасом воздуха в баллоне воздух из полости высокого давления А поступает по капиллярной трубке высокого давления 16 в манометр 17, а из полости низкого давления Б по шлангу 18 к свистку 19 сигнального устройства 20. При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне включается свисток, предупреждающий звуковым сигналом о необходимости немедленного выхода в безопасную зону.

Назначение, устройство и принцип действия редуктора аппарата ПТС «ПРОФИ»

Редуктор (рис.3.28)предназначен для преобразования высокого (первичного) давления воздуха в баллоне в диапазоне 29,4-1,0 МПа допостоянного низкого (вторичного) давления в диапазоне 0,7-0,85 МПа. Поршневой редуктор обратного о действия с уравновешенным редукционным клапаном позволяет стабилизировать вторичное давление при изменяющемся в большом диапазоне первичном давлении.

Рис. 3.28. Схема редуктора аппарата ПТС «ПРОФИ»:

1- корпус; 2- проушина; 3- вставка; 4, 5- уплотнительные кольца; 6- корпус; 7- седло; 8- редукционный клапан; 9- гайка; 10- шайба; 11- поршень; 12- резиновое уплотнительное кольцо; 13, 14- пружины; 15- регулировочная гайка; 16- стопорный винт; 17- облицовка корпуса; 18- штуцер; 19- уплотнительное кольцо; 20- винт для присоединения капилляра; 21- штуцер для подсоединения адаптера или шланга; 22- штуцер; 23- муфта; 24- фильтр; 25- винт; 26, 27- уплотнительные кольца

Редуктор состоит из корпуса 1 с проушиной 2 для крепления редуктора к спинке, вставки 3 с кольцами уплотнительными 4 и 5, корпуса б с седлом 7, редукционного клапана 8, на котором с помощью гайки 9 и шайбы 10 закреплен поршень 11 с резиновым уплотнительным кольцом 12, пружин 13 и 14, регулировочной гайки 15 и стопорным винтом 16.

На корпус редуктора для предупреждения загрязнения надета облицовка 17. В корпусе редуктора имеется штуцер 18 с кольцом уплотнительным 19 и винтом 20 для подсоединения капилляра, и штуцер 21 для подсоединения адаптера или шланга.

В корпус редуктора вкручен штуцер 22 с муфтой 23 для подсоединения к вентилю баллона. В штуцере установлен фильтр 24, зафиксированный винтом 25. Герметичность соединения штуцера с корпусом обеспечивается уплотнительным кольцом 26. Герметичность соединения вентиля с редуктором обеспечивается уплотнительным кольцом 27.

В конструкции редуктора предусмотрен предохранительный клапан , (рис. 3.29.) который состоит из седла клапана 28, клапана 29, пружины 30, направляющей 31 и контргайки 32. Седло клапана вкручено в поршень редуктора. Герметичность соединения обеспечивается кольцом уплотнительным 33.

При отсутствии давления в редукторе поршень под действием пружин находится в крайнем положении, при этом редукционный клапан открыт.

При открытом вентиле баллона воздух под высоким давлением поступает в камеру редуктора и создает под поршнем давление, величина которого зависит от степени сжатия пружин. При этом поршень вместе с редукционным клапаном перемещается, сжимая пружины до тех пор, пока не установится равновесие между давлением воздуха на поршень и усилием сжатия пружин, и не перекроется зазор между седлом и редукционным клапаном.

При вдохе давление под поршнем уменьшается, поршень с редукционным клапаном под действием пружин перемещается, создавая зазор между седлом и клапаном, обеспечивая поступление воздуха под поршень и далее в легочный автомат. Вращением гайки 15 производится регулировка величины редуцированного давления. При нормальной работе редуктора предохранительный клапан 29 усилием пружины 30 прижат к седлу клапана 28.

Рис. 3.29. Предохранительный клапан редуктора:

28- седло клапана; 29- клапан; 30- пружина; 31- направляющая; 32- контргайка; 33- уплотнительное кольцо

При повышении редуцированного давления выше установленного клапан, преодолевая сопротивление пружины, отходит от седла, и воздух из полости редуктора выходит в атмосферу. Вращением направляющей 31 регулируется давление срабатывания предохранительного клапана.

Лицевая часть ПТС «Обзор»

Лицевая частьпредназначена для защиты органов дыхания и зрения от воздействия токсичной и задымленной окружающей среды и соединения дыхательных путей человека с легочным автоматом (рис. 3.30).

Рис. 3.30. Лицевая часть «Обзор»:

1- корпус; 2- стекло; 3- полуобойм; 4- винты; 5- гайки; 6- переговорное устройство; 7- хомут; 8- клапанная коробка с гнездом под штекерное соединение с легочным автоматом; 9- хомут; 10- винт; 11- пружина; 12- кнопка; 13- клапан выдоха; 14- диск жесткости; 15- пружина избыточного давления; 16- крышка; 17- винты; 18- оголовье; 19- лямка лобная; 20- две височные лямки; 21- две затылочные лямки; 22, 23- пряжки; 24- подмасочник; 25- клапаны вдоха; 26- скоба; 27- гайка; 28- шайба; 29- шейный ремень

Лицевая часть ПТС «Обзор» состоит из корпуса 1 со стеклом 2, закрепленном с помощью полуобойм 3 винтами 4 с гайками 5, переговорного устройства 6, закрепленного хомутом 7 и клапанной коробки 8, с гнездом под штекерное соединение с легочным автоматом.

Клапанная коробка крепится к корпусу с помощью хомута 9 с винтом 10. Фиксацию легочного автомата в клапанной коробке обеспечивается пружиной 11. Отсоединение легочного автомата от клапанной коробки осуществляется нажатием на кнопку 12. В клапанной коробке установлены клапан выдоха 13 с диском жесткости 14, пружиной избыточного давления 15. Клапанная коробка закрыта крышкой 16, закрепленной на клапанной коробке винтами 17.

На голове лицевая часть крепится с помощью оголовья 18, состоящего из объединенных между собой лямок: лобной 19, двух височных 20 и двух затылочных 21, соединенных с корпусом пряжками 22 и 23.

Подмасочник 24 с клапанами вдоха 25, крепится к корпусу лицевой части с помощью корпуса переговорного устройства и скобы 26, а к клапанной коробке - гайкой 27 с шайбой 28.

Оголовье служит для фиксации лицевой части на голове пользователя. Пряжки 22, 23 позволяют осуществлять быструю подгонку лицевой части непосредственно на голове.

Для ношения лицевой части на шее пользователя в ожидании применения к нижним пряжкам лицевой части прикреплен шейный ремень 29.

При вдохе воздух из подмембранной полости легочного автомата поступает в подмасочную полость и через клапаны вдоха в подмасочник. При этом происходит обдув панорамного стекла лицевой части, что исключает его запотевание.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло лицевой части. Выдыхаемый воздух из подмасочного пространства выходит в атмосферу через клапан выдоха.

Пружина поджимает клапан выдоха к седлу с усилием, позволяющим поддерживать в подмасочном пространстве лицевой части заданное избыточное давление.

Переговорное устройство обеспечивает передачу речи пользователя при надетой на лицо лицевой части и состоит из корпуса 29, прижимного кольца 30, мембраны 31 и гайки 32.

Лицевая часть «Panorama Nova Standard» № R54450 безразмерная, универсальная. Лицевая часть ПТС«Обзор» подбирается в зависимости от антропометрического размера головы человека.

Подбор лицевой части ПТС «Обзор» требуемого роста корпуса следует производить в зависимости от значения горизонтального (шапочного) обхвата головы, указанного в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Значения горизонтального (шапочного) обхвата головы

Подбор лицевой части ПТС «Обзор» по размеру подмасочника должен производиться в зависимости от значения морфологической высоты лица (расстояния от нижней части подбородка до точки переносья), указанного в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Значения морфологической высоты лица

При ликвидации аварий на химически опасных объектах, тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ часто приходится действовать в непригодной для дыхания атмосфере. Дм защиты органов дыхания и зрения спасателя в этих условиях используются изолирующие аппараты двух типов: с замкнутой схемой дыхания (кислородные изолирующие противогазы) и с открытой (дыхательные аппараты со сжатым воздухом). Последние получают в настоящее время все большее распространение, так как обладают рядом преимуществ, хотя и уступают по времени защитного действия:

  • более просты, дешевы и надежны в эксплуатации;
  • имеют меньшее сопротивление дыханию;
  • обеспечивают более комфортные условия дыхания, так как воздух на вдох поступает сухим и холодным;
  • избыточное давление под маской снижает опасность подсоса воздуха из окружающей среды при возможной негерметичности маски;
  • более безопасны в применении и обслуживании, так как не содержат кислородного баллона высокого давления;
  • отсутствуют проблемы, связанные с приобретением и хранением запасов химического поглотителя углекислого газа, а также с перезарядкой им аппаратов после каждого применения.

Надеюсь, что настоящая статья поможет потребителю лучше узнать устройство аппаратов на сжатом воздухе и ориентироваться при их выборе для работы.

Дыхательный аппарат на сжатом воздухе (далее по тексту - аппарат ) принципиально устроен следующим образом. Сжатый воздух, хранящийся в баллонах высокого давления, через запорный вентиль поступает на вход газового регулятора давления (редуктора), где давление воздуха снижается до безопасного уровня. Редуцированный воздух поступает на вход так называемого легочного автомата, который подает его в маску на фазе вдоха и прекращает подачу на фазе выдоха. Выдыхаемый воздух, через клапан выдоха, расположенный на маске, удаляется в окружающую среду, в силу чего эта схема дыхания и называется открытой. Аппарат имеет подвесную систему, устройства для контроля и сигнализации, а также выполнения некоторых дополнительных функций.

Баллоны в значительной степени опредепяют массу и габариты аппарата. Учитывая, что эти характеристики являются одними из определяющих, совершенствование баллонов продвигалось в нескольких направлениях. Это повышение рабочего давления, применение материалов с более высокой удельной прочностыо; выбор оптимального по массе и габаритам сочетания формы (цилиндр, шар), емкости и количества. В современных аппаратах получили распространение, в основном, цилиндрические: стальные и композитные баллоны на рабочее давление до 29,4 МПа (300 кгс/см 2). Композитные баллоны изготавливают по современной технологии обмотки стального или алюминиевого лайнера (тонкостенного сосуда) углеродным или стекловолокном, Они имеют наименьшую массу, но и наиболее высокую стоимость. Поэтому широко применяются и стальные. Но выбор материалов как стальных, так и композитных должен исключать возможность их осколочного разрушения. Применение баллона после специального испытания должно быть разрешено Госгортехнадзором РФ.

Вентиль баллона обычно сальникового типа (в отличие от мембранного), что обеспечивает его минимальные габариты. Соединение вентиля с баллоном должно допускать неоднократный его монтаж и демонтаж. Это необходимо для проведения переосвидетельствования баллона в соответствии с правилами Госгортехнадзора России (ПБ 10-115-96). Выходной штуцер вентиля должен исключать возможность ошибочного подсоединения арматуры с размерами резьбового соединения на меньшее рабочее давление. Маховичок вентиля должен быть доступен для пользователя при надетом аппарате и иметь защиту от случайного закрытия в процессе использования. Последнее обычно обеспечивается выбором расположения вентиля на аппарате, реже - применением специального стопорящего механизма, требующего от пользователя дополнительного движения при закрытии маховичка вентиля (например -оттянуть маховичок по оси). Баллон с вентилем должен легко сниматься и устанавливаться на аппарат.

Редуктор аппарата обычно подсоединяется к вентилю баллона непосредственно или через промежуточный гибкий шланг высокого давления, что облегчает снятие и установку баллона. На корпусе редуктора размещаются гнезда для подсоединения шлангов легочного автомата и манометра. Редуктор должен обеспечивать значительные (не менее 200 л/мин) расходы воздуха, поддерживая при этом редуцированное давление, необходимое для работы легочного автомата. Из соображений безопасности редуктор должен быть обязательно снабжен предохранительным клапаном, ограничивающим чрезмерный рост выходного давления. При работе аппарата происходит существенное понижение температуры газа в редукторе, это опасно при использовании его в условиях низких температур, так как приводит к обледенению отдельных элементов механизма редуктора и его отказу. Конструкция редуктора должна обеспечивать его работу в условиях низких (до минус 40 0 С) рабочих температур. Это достигается, например, путем сведения к минимуму контакта подвижных частей редуктора с окружающим воздухом и применением морозостойких уплотнительных материалов.

Легочный автомат бывает двух типов: с непосредственным приводом от мембраны на рабочий клапан и с так называемым сервоприводом. Во втором типе мембрана механически не связана с рабочим клапаном, а управляет им пневматически с помощью вспомогательного клапана, используя энергию газа, подведенного к легочному автомату. Первый тип наиболее прост и надежен в эксплуатации. Второй позволяет получить минимальную массу и габариты, что немаловажно, учитывая размещение легочного автомата на маске аппарата. Для более надежного исключения возможности подсоса окружающей газовой среды в подмасочное пространство легочные автоматы обеспечивают создание небольшого (30-50 мм вод.ст.) избыточного давления. Таким образом, даже при глубоком вдохе под маской не создается разрежение. Чтобы при снятой маске не происходило самопроизвольного истечения воздуха, легочный автомат имеет механизм отключения избыточного давления, при этом повторное включение легочного автомата осуществляется при первом вдохе пользователя (несколько затрудненном по сравнению с обычным).

Для резервирования работы легочного автомата и продувки при необходимости подмасочного пространства должна быть предусмотрена возможность включения дополнительной (струйной) подачи воздуха. Установка легочного автомата на маску осуществляется с помощью бы-строразъемного соединения (индивидуального для каждой фирмы-изготовителя). Но может быть использовано и стандартное резьбовое соединение, причем различающееся для легочных автоматов с избыточным и без избыточного давления.

Маска должна быть полнолицевой с панорамным стеклом, выполняемым обычно из ударопрочного поликарбоната. Внутри маски располагается так называемый подма-сочник, закрывающий рот и нос пользователя. Основное его назначение - сведение к минимуму объема вредного пространства, заполняемого выдыхаемой смесью (чем меньше объем вредного пространства, тем ниже содержание углекислого газа во вдыхаемом воздухе), а также исключение контакта выдыхаемой смеси со стеклом маски для предотвращения его запотевания (обмерзания). С этой же целью сухой воздух, поступающий на вдохе в подмасочное пространство, направляется на обдув стекла маски, а затем уже через обратные клапаны поступает в подмасочник и далее на дыхание. Однако при недостаточной герметичности подмасочника и интенсивной работе в условиях низких температур для предотвращения обмерзания стекла приходится применять специальные смазки или использовать маску со стеклом, имеющим специальное покрытие. Оголовье должно быть регулируемым и хорошо сочетаться с защитной каской (для этого наиболее хорошо подходит оголовье сетчатого типа). На маске устанавливается переговорное устройство в виде герметичной мембраны, отделяющей подмасочное пространство от окружающей среды.

Манометр - выносной, класса точности не ниже 2,5 и должен иметь разрешение Госстандарта РФ на эксплуатацию в России. Шкала его должна позволять считывать показания при плохом освещении, корпус - иметь защиту от ударов и - выдерживать погружение в воду. Вход в гибкий шланг защищается дюзой (калиброванным отверстием малого диаметра) для ограничения истечения воздуха высокого давления при повреждении шланга.

Сигнализатор исчерпания рабочего запаса воздуха должен быть звуковым. Располагаться он может рядом с манометром или в полости легочного автомата.

Подвесная система включает в себя спинку, поясной и плечевые ремни, выполненные, как и пряжки, огнестойкими. Лучший вариант - спинка, изготовленная из углепластика и спрофилированная по телу человека. Подвесная система позволяет пользователю быстро, без посторонней помощи надеть аппарат и отрегулировать его крепление. Все приспособления для регулировки положения (пряжки, карабины, застежки и др.) выполняются так, чтобы ремни после регулировки прочно фиксировались.

Спасательное устройство рекомендуется включать в состав аппарата. Оно представляет собой обычно противогазовую шлем-маску с легочным автоматом без избыточного давления, шланг которого соединяется со специальным шлангом на аппарате с помощью быстроразъемного соединения типа шарикового замка. Устройство предназначено для вывода пострадавшего из зоны заражения с использованием запаса воздуха в аппарате спасателя.

Общие технические требования и методы испытаний аппаратов заданы в ГОСТ Р 12.4.186-97 "Аппараты дыхательные воздушные изолирующие. Общие технические требования и методы испытаний". Соответствие аппарата указанным нормам должно быть подтверждено сертификатом, которым обязательно должен обладать изготовитель аппарата.


С.Ермаков , главный конструктор ОАО "КАМПО"

Человеку для функционирования организма необходим воздух. В нем содержатся жизненно важные кислород и азот. Но порой может возникнуть ситуация, когда получить доступ к привычному воздуху невозможно. Эта проблема актуальна для дайверов, пожарных и многих других. И в этих случаях на помощь приходят дыхательные аппараты со сжатым воздухом. Что они собой представляют? Какое их разнообразие существует? Как за ними присматривать? На эти, а также ряд других вопросов и будет дан ответ в рамках сей статьи.

Общая информация

И начать следует с терминологии. Итак, дыхательные аппараты со сжатым воздухом (также известные как ДАСВ) - это изолирующее резервуарное устройство, в котором предусмотрена возможность хранения необходимых для функционирования человеческого организма веществ. Как правило, для этого выбирается баллон. Воздух в нем хранится в сжатом состоянии. ДАСВ работают по открытой схеме дыхания. Иными словами, вдох осуществляется из баллона, а выдох осуществляется в окружающую атмосферу. Как в общих чертах выглядят дыхательные аппараты со сжатым воздухом? Схема их устройства обычно предполагает наличие:

  1. Баллона с вентилем.
  2. Подвесной системы.
  3. Редуктора с предохранительным клапаном.
  4. Легочного автомата с воздуховодным шлангом.
  5. Звукового сигнального устройства.
  6. Клапана выдоха.
  7. Устройства дополнительной подачи воздуха.
  8. Манометра.
  9. Лицевой части с переговорным устройством.

Также дополнительно могут крепиться:

  1. Штуцер, что используется для быстрой дозаправки баллонов.
  2. Спасательное устройство, подключенное к дыхательному аппарату.
  3. Быстроразъемное соединение для подключения спасательного прибора или техники искусственной вентиляции легких.

При попытке провести классификацию ДАСВ сразу возникает вопрос о том, что выбирать в качестве точки отсчета. Так, если смотреть на конструкцию, то будет одно, предназначение - совсем другое. Актуальны также вопросы о расходах воздуха, его запасах и еще многое другое. Поэтому, чтобы не плутать в будущем среди трех сосен, давайте разберемся со всем видовым разнообразием.

Классификация дыхательных аппаратов

Со сжатым воздухом им быть не обязательно. Если рассматривать конструкцию, то они создаются:

  1. С открытым контуром. Именно к ним и относятся рассматриваемые дыхательные аппараты со сжатым воздухом.
  2. С замкнутым контуром. Они работают на сжатом, сжиженном или сгенерированном кислороде. Довольно слабо распространены из-за сложного технического обслуживания, а также высокой пожароопасности.

Кроме этого, классификация еще проводится на основании принципа их действия: не/автономные. Если говорить о применении в сложных условиях (например, для пожарных), то такие устройства принадлежат ко второму типу. И это не удивительно - кто знает, куда придется лезть.

Кроме этого, выделяют легочные автоматы с избыточным давлением воздуха под лицевой частью устройства и без этого. Эти аппараты в большей мере ориентированы на людей, которым приходится работать в условиях высоких температур. Например, пожарных. Избыточное давление в таком случае нужно для того, чтобы защищать человека от задымленной и токсичной газовой среды во время тушения пожаров. Ведь они выполняют свои обязанности в экстремальных условиях, в которых пребывание без специальных дыхательных аппаратов гарантировано позволяет получить проблемы со здоровьем или даже может окончиться летальным исходом. Конструктивно они - это изолированный противогаз, который не предполагает использование окружающего воздуха.

Взаимодействие с конструкцией: проверка

Защита органов дыхания при пожаре или глубоководном погружении является приоритетной задачей. И в этом случае чрезвычайно важно, чтобы все работало без проблем. Поэтому конструкцию необходимо внимательно и тщательно проверять. Ранее уже был представлен список того, что в нее входит. Теперь давайте рассмотрим, какое целевое предназначение каждой составляющей и для чего нужна проверка дыхательного аппарата со сжатым воздухом:

  1. Лицевая часть - позволяет защитить органы человека и обеспечивает привычные условия работы для всего организма.
  2. Один/два/три баллона нужны для хранения сжатого воздуха. Чтобы он не терялся, они оборудованы запорным вентилем.
  3. Система гибких шлангов обеспечивает подачу воздуха в зону дыхания.
  4. Манометр необходим для определения остатков.
  5. Сигнальный механизм предупреждает о скором времени остановки работы и о том, что следует покинуть опасную зону.
  6. Зарядка баллона осуществляется благодаря компрессорам высокого давления, которые оборудованы системой фильтрации и осушки окружающего воздуха.

Для оперативной подготовки снаряжения посреди процесса работы и дальнейшей деятельности могут быть использованы дополнительные спасательные устройства. Их предназначение - быстро восстанавливать запасы воздуха. Если сделать все правильно, то человеку будут созданы комфортные условия дыхания, в которых экономно будут тратиться запасы, а также будут отсутствовать сторонние химические компоненты. При осмотре конструкции необходимо уделять внимание и сигнальному механизму - нужно следить, чтобы он работал без проблем. Это все позволит уберечь свою жизнь от возможных проблем.

Однако следует отметить, что все эти устройства обладают существенной массой и габаритами, а также баллонам необходима периодическая подзарядка.

И немного о противогазах

Для большинства людей эта тема относится исключительно к гражданской обороне. Что ж, следует отметить, что противогазы имеют значительно более широкое применение, нежели им привыкли приписывать. И это не удивительно, ведь иным аспектам внимание почти не уделяется. К примеру, многим сложно представить, что собой являет изолированный противогаз. Относится он в большей мере исключительно к пожарным. Изолирующий противогаз позволяет сохранить высокую подвижность, одновременно защищая от вредных газов. Ведь не секрет, что подавляющее число погибших на пожарах перед тем, как сгореть, получают отравление угарным газом и теряют сознание.

Изолирующий противогаз работает по принципу акваланга. Следует отметить, что в нем сжатый воздух находится под чрезвычайно высоким давлением. Если лопнет вентиль, то при попадании в человека ему будут нанесены существенные травмы, возможно, даже не совместимые с жизнью. Поскольку эти аппараты небольшие, то и время работы с ними - это 30-40 минут. Обычно этого с лихвой хватает. Но все же пожарные часто возят с собой несколько запасок.

Кстати, противогазы могут работать не только с воздухом, но и кислородом. В таком случае срок их пригодности может достигать четырех часов. Это их преимущество используется при работе в шахтах, метрополитенах и других подобных структурах. Но при этом есть один существенный минус - очень быстро портятся зубы. Если постоянно работать в таком аппарате, то они будут крошиться так, словно сделаны из гипса. Поэтому кислородный изолирующий противогаз используется довольно редко. Опять же исключительно в неблагоприятных условиях, когда другие устройства являются не подходящими. То есть первоначально может идти расчет запаса воздуха и оценка необходимых действий, а потом уже делать соответствующий выбор.

Нюансы работы

Давление, под которым находится воздух в баллоне, оценивается по умолчанию в 300 атмосфер. В дальнейшем на этот показатель оказывает влияние частота и глубина вдохов. Именно от этого зависит внутреннее давление и время деятельности с защитой. У многих может возникнуть вопрос: если работа в дыхательных аппаратах со сжатым воздухом идет в таких условиях, то как человека не плющит внутри маски? Этот факт имеет очень просто объяснение: все дело в том, что когда он идет по шлангам, то ему приходится проходить через специальный редуктор. Он тоненькой (но мощной) струйкой распыляет воздух, создавая в маске давление в две атмосферы. Если редуктор выйдет из строя, то воздух не размажет человека, а просто будет прекращена его подача.

Также следует отметить осторожность в работе с помещениями, в которых имеются токсичные и опасные газовые смеси. Давайте рассмотрим один важный пример. В фильмах часто показывают, как пожарный-одиночка бросается напролом вытаскивать кого-то. В реальности это противоречит технике безопасности. Если пожарные заходят в опасное помещение, то их звено должно насчитывать минимум три человека (два, если больше в силу определенных причин невозможно). Также согласно технике безопасности, один человек всегда должен стоять снаружи. Он ведет расчет оставшегося времени для звена, оценивает, когда они должны выходить и тому подобное.

Следует отметить, что вот этот момент часто игнорируется, и на практике все, у кого есть средства защиты органов дыхания при пожаре, заходят внутрь объекта.

В чем отличие различных устройств?

Поскольку основное распространие получили средства защиты органов дыхания при пожаре или химической аварии для спасателей, то будем рассматривать этот вопрос с уже известных позиций. В чем заключается их отличие? Допустим, дать ответ необходимо пожарному. Так, если попробовать с его комплектом защиты органов дыхания погрузиться под воду, то вода будет давить на клапан редуктора. Чем глубже - тем сильнее.

Считается, что безопасно погружаться на три метра. Далее будут проблемы с клапаном редуктора - он не будет открываться, из-за чего не пойдет воздух.

А вот в космосе пребывать, имея только баллон с сжатым воздухом как у пожарных, вполне возможно. Правда, не обеспечивается качественная герметизация, к тому же запас воздуха ограничен - поэтому для этой цели он не рекомендуется.

В чем они схожи?

Первоначально следует отметить довольно высокую цену. Качественный комплект стоит в диапазоне от 40 до 80 тысяч рублей, хотя и продаются относительно дешевые устройства, задача которых - дать небольшой выигрыш во времени для людей, которые не рискуют на постоянной основе.

Также распространена ситуация, когда непосредственно сам аппарат закрепляется за несколькими людьми. А вот маска - только за одним человеком. Это сделано из санитарно-гигиеничных соображений - вдруг у кого-то есть герпес.

Следует отметить и довольно значительный вес, который измеряется в килограммах. После нескольких часов передвижения в них возникает боль в спине.

Принцип работы в устройствах один. Разнятся числовые параметры, которые могут влиять как на сроки, так и на размер аппарата. Так, баллон с сжатым воздухом может быть рассчитан как на 10-15 минут, так и на несколько часов.

Представителю этих средств защиты уделим время

До сих пор мы рассматривали условно-обобщенные аппараты. А сейчас давайте рассмотрим конкретных представителей.

Начать можно с АП-2000 (Аппарат дыхательный). Он предназначен для защиты зрения и органов дыхания от воздействия опасной задымленной и токсичной сред во время тушения пожаров и ликвидаций аварий. Также он может быть использован для эвакуации пострадавшего человека из опасной зоны, в которой наблюдается непригодная для дыхания среда.

АП-2000 - это изолирующий резервуарный аппарат. Запас воздуха хранится в сжатом состоянии в баллонах. При этом рабочее давление колеблется в диапазоне от 1 Мпа до 29,4 Мпа, или, другими словами, от 10 кгс/см 2 до 300 кгс/см 2 . Полноценная панорамная маска аппарата позволяет поддерживать избыточное давление для легочной вентиляции. Данный показатель может достигать значения в 85 литров на минуту.

Рабочий диапазон температур - от -40 до +60 градусов тепла по Цельсию. Избыточное давление в подмасочном пространстве при нулевом расходе воздуха поддерживается на уровне 300±100 Паскалей, что для наглядности равнозначно 30±10 миллиметрам водного столбика или 0,225 ртутного.

На время защитного действия влияет тяжесть выполняемой работы, а также температура. Так, к примеру, при трате 30 л/мин и 25 градусов тепла по Цельсию, в аппарате можно выполнять действия 60-80 минут (зависит от конкретной конфигурации). Тогда как при минус 40 этот показатель будет равен всего 45-60.

Следует отметить, что это не самый лучший экземпляр, который есть на рынке. Например, есть дыхательный аппарат со сжатым воздухом АП «Омега», который построен с учетом пожеланий тех людей, который эксплуатировали АП-2000. Он обладает повышенной безопасностью, комфортом, а также некоторыми дополнительными функциями. Давайте рассмотрим его более подробно.

Каково устройство дыхательного аппарата АП «Омега»?

Он сделан из таких частей:

  1. Подвесная система и легкая панель. Выполнены из композитных материалов, удобные, обладают эргономическим профилем поверхности для обеспечения максимального комфорта для пользователя. В подвесной системе предусмотрено наличие мягких плечевых ремней и комфортный пояс.
  2. Шланги. Обладают высокой морозо-, масло- и бензостойкостью, отличаются высокой прочностью, а также могут выдерживать воздействие поверхностно-активных веществ. Шланги устроены таким образом, чтобы исключить возможность обрыва во время работы, а также обеспечивают максимальную безопасность при активной деятельности. Шланги имеют тройники, которые оборудованы двумя быстроразъемными соединениями. Они используются для основной маски, а также для спасательного устройства.
  3. Легочный автомат АП-98-7КМ. Это миниатюрное устройство с сервоприводом выполнено из высокопрочной пластмассы. У него есть байпас, а также кнопка выключения избыточного давления. Он крепиться сбоку на маске, благодаря чему не создает помех при наклоне головы. Чтобы включить/отключить байпас необходимо только произвести поворот маховичка на корпусе, что позволяет быстро и практически не занимая рук совершать манипуляции.
  4. Легочный автомат АП-2000. Выполнен из высокопрочного поликарбоната. На корпусе имеется многофункциональная кнопка включения дополнительной подачи воздуха/отключения избыточного давления (она же байпас).
  5. Легочный автомат АП «Дельта». Небольшая конструкция, которая не создает помех во время наклона и поворота головы. Предусмотрено два варианта работы байпаса. Может работать на автомате или в ручном режиме.

Что еще?

Первую часть списка мы рассмотрели. Вторая выглядит следующим образом:

  1. Маска ПМ-2000. Разработана специально для дыхательных аппаратов серии АП. Среди преимуществ следует вспомнить об повышенной эргономике и качестве используемого материала.
  2. Маска «Дельта». Была разработана по заказу МЧС РФ. Подходит для любого типа дыхательного аппарата с сжатым воздухом, который имеет в подмасочном пространстве избыточное давление. Отличается низким сопротивлением вдоху и выдоху. Конструкция позволяет воздушному потоку равномерно обдувать смотровое стекло, благодаря чему исключено его обмерзание и запотевание. Это позволяет использовать маску для широкого диапазона температур - от -50 до +60 градусов Цельсия. Также в нее можно установить устройство связи.
  3. Маска «ПАНА СИЛ». Является панорамной. Предусмотрено боковое подключение легочного автомата. Возможным является использование вместе со сварочным щитком.
  4. Сигнальное устройство с манометром. Находится на плечевом ремне и имеет вращающееся соединение.
  5. Редуктор. Простое и надежное устройство для которого предусмотрен встроенный клапан. Он обеспечивает стабильное редуцированное давление на весь срок службы аппарата. Дополнительные регулировки в процессе эксплуатации не нужны.
  6. Баллоны высокого давления и вентили. В составе аппарата применяются резервуары двух типов: стальные (Россия или Италия) и металлокомпозитные (РФ или США). Для вентилей предусмотрено вертикальное и горизонтальное расположение маховика. Существует несколько вариантов их исполнения: с отсечным клапаном (предотвращает возникновение реактивной струи при обламывании); с предохранительным устройством мембранного типа (защищает баллон от взрыва при повышении давления при нагреве баллона и тому подобное); оба варианта.

О техническом обслуживании замолвим слово

Вот практически и рассмотрены дыхательные аппараты со сжатым воздухом. Осталось только уделить внимание тому, как ухаживать за этими устройствами. Ведь своевременное техническое обслуживание дыхательных аппаратов со сжатым воздухом - это залог их постоянной готовности и высокой надежности в процессе эксплуатации. Что, соответственно, позволяет обеспечить безопасность для жизни и здоровья. Чтобы устройства функционировали хорошо, необходимо совершать определенный комплекс организационно-технических мероприятий и работ. Зависимо от их назначения и характера выделяют две группы:

  1. Система технического обслуживания. Включается в себя работы, что направлены на поддержание устройства в пригодном для использования состояния.
  2. Система ремонта. Включается в себя работы, направленные на восстановление утраченной функциональной пригодности деталей и узлов.

Чтобы выявить, в чем есть нужда, осуществляется проверка. Ее существует несколько типов:

  1. Проводится с целью поддержания устройства в исправном состоянии.
  2. Плановая проверка с целью удостовериться, что все детали и механизмы работают так, как нужно.
  3. Дезинфекция, замена кислородных баллонов и тому подобное.

Все эти действия позволяют держать аппараты со сжатым воздухом готовыми к эксплуатации.



Похожие публикации