За что вас могли бы сжечь на костре в средние века. Смотреть что такое "Сожжение на костре" в других словарях


Оно активно использовалось во многих странах. Например, персидский царь Дарий II заживо сжег свою мать. Есть и другие свидетельства дохристианской эры об этом виде казни. Но настоящий ее расцвет наступил в средние века. Это связано с тем, что инквизиция избрала сожжение приоритетным видом казни для еретиков. Смертная казнь грозила людям за особо тяжелые случаи ереси. При этом, если осужденный раскаивался, то его предварительно душили, после чего сжигали мертвое тело. Если же еретик упорствовал, его полагалось сжечь заживо. Особое усердие в борьбе с еретиками при помощи сожжения проявили английская королева Мария Тюдор, получившая кличку Кровавой, и верховный инквизитор Испании Торквемада. По данным историка Х. А. Льоренте, за 18 лет деятельности Торквемады на костер взошли 8800 человек. В 1481 г. только в одной Севилье было сожжено заживо 2 тысячи человек.


Первое аутодафе в Испании состоялось в 1507 г… последнее - в 1826 г. Костры инквизиции горели по всей Европе в таком количестве, как будто святые трибуналы решили в течение нескольких столетий безостановочно подавать сигнальные огни для неких летательных аппаратов. Немецкий историк И. Шерр пишет: «Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 г. и продолжаются почти целое столетие. В то время, как вся Лотарингия дымилась от костров… в Падеборне, в Бранденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней. В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 г. один процесс привел на костер 48 ведьм… В Брауншвейге между 1590–1600 гг. сожгли столько ведьм (ежедневно по 10–12 человек), что позорные столбы их стояли «густым лесом» перед воротами. В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 г. сожжены 22 ведьмы, в 1597–1876 гг. - всего 197… В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 гг. сожжено 30 человек. Фульдский судья колдунов Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 человек обоего пола и надеется довести число своих жертв до 1000. В графстве Нейссе (принадлежавшем епископству Бреславльскому) с 1640 по 1651 гг. сожжено около 1000 ведьм; мы имеем описания более чем 242 казней; между жертвами попадаются дети от 1 до 6 лет. В то же время в епископстве Ольмютц умерщвлено несколько сотен ведьм. В Оснабрюке сожгли в 1640 г. 80 ведьм. Некий господин Ранцов сжег в один день в 1686 г. в Гольштейне 18 ведьм. По дошедшим документам, в епископстве Бамбергском при населении 100000 человек сожжено в 1627–1630 гг. 285 человек, а в епископстве Вюрцбургском за три года (1727–1729) - более 200; среди них встречаются люди всех возрастов, званий и пола… Последнее сожжение в огромных размерах было устроено архиепископом Зальцбургским в 1678 г.; при этом жертвой святой ярости пало 97 человек. Ко всем этим казням, известным нам по документам, мы должны присоединить еще, по крайней мере, столько же казней, акты которых потеряны для истории. Тогда окажется, что каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигали костры, на которых погибали тысячи людей, обвиняемых в колдовстве. Мы не преувеличим, если определим число жертв в 100 000 человек».

В Англии инквизиция уничтожила «всего лишь» около тысячи человек (такое малое число связано с тем, что там при проведении дознания к подозреваемым не применялись пытки). Я уже упоминал, что при Генрихе VIII сжигали прежде всего лютеран; католикам «везло» - их вешали. Впрочем, иногда для разнообразия лютеранина и католика привязывали друг к другу спиной и в таком виде возводили на костер. В Италии, после опубликования буллы о ведьмах папы Адриана VI (1522–1523 гг.), адресованной инквизитору района Комо, в этом районе стали ежегодно сжигать более 100 ведьм. Во Франции первое известное сожжение состоялось в Тулузе в 1285 г., когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. В 1320–1350 гг. на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе - более 400. В Тулузе же 9 февраля 1619 г. был сожжен известный итальянский философ-пантеист Джулио Ванини. Процедура казни регламен-тировалась в приговоре так: «Палач должен будет протащить его в одной рубахе на циновочной подстилке, с рогаткой на шее и доской на плечах, на которой должны быть написаны следующие слова: «Атеист и богохульник». Палач должен доставить его к главным вратам городского собора Сент-Этьен и там поставить на колени, босым, с обнаженною головой. В руках он должен держать зажженную восковую свечу и должен будет умолять о прощении Бога, короля и суд. Затем палач отведет его на площадь Сален, привяжет к воздвигнутому там столбу, вырвет язык и задушит его. После этого его тело будет сожжено на приготовленном для этого костре и пепел развеян по ветру».



Историк инквизиции свидетельствует о безумии, охватившем христианский мир в XV–XVII веках: «Уже больше не сжигали колдуний поодиночке или парами, а десятками и сотнями. Говорят, что один женевский епископ сжег в три месяца пятьсот колдуний; епископ Бамберга - шестьсот, епископ Вюрцбурга - девятьсот; восемьсот было осуждено, по всей вероятности, за один раз сенатом Савойи… В 1586 г. в Рейнских провинциях запоздало лето и холода держались до июня; это могло быть делом только колдовства, и трирский епископ сжег сто восемнадцать женщин и двух мужчин, у которых исторгли сознание, что это продолжение холодов было делом их заклинаний». О вюрцбургском епископе Филиппе-Адольфе Эренберге (1623–1631) следует сказать особо. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от 4 до 14 лет.

Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина - отклонение от нормы казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

Пыталась не отстать от Европы и далёкая загадочная Россия. В 1227 году, как говорит летопись, в Новгороде «изъжогша волхвов четыре». Когда в 1411 г. в Пскове началась эпидемия чумы, сразу же по обвинению в напущении болезни были сожжены 12 женщин. На другой год массовое сожжение людей произошло в Новгороде. У знаменитого тирана средневековой Руси Ивана Грозного сожжение было одним из любимых видов казни. Во второй половине XVIII века сожжение особенно часто применялось по религиозным соображениям - как мера наказания раскольникам за их приверженность «старой вере». При царе Алексее (XVII в.) «жгут живого за богохульство, за волховство, за чернокнижничество». При нем же «старицу Олену сжигают в срубе, как еретицу, с чародейскими бумагами и кореньями… В Тотьме в 1674 г. сожжена была в срубе и при многочисленных свидетелях женщина Феодосья по оговору в порче». Самое знаменитое в России сожжение - это сожжение протопопа Аввакума, подвижника раскольничества.

Как видим, практически вся Европа соперничала в числе сожженных на кострах. Общеевропейские масштабы этого вида казни проще всего представить, если вспомнить о том, что некий Труа-Эшель в 1576 г. заявил инквизиции, что он может сообщить ей имена 300 тысяч (!) колдунов и ведьм. И, наконец, еще один поразительный факт: последняя ведьма в истории человечества была сожжена в Камарго (Мексика) в 1860 г.! Среди европейских знаменитостей, сожженных на костре, - Жанна Д’Арк, Джордано Бруно, Саванарола, Ян Гус, Иероним Пражский, Мигель Сервет. Стоит отметить, что даже перед лицом столь страшной казни никто из них не отрекся от своих взглядов. В XX веке сожжение как вид казни применялось в России во время гражданской войны. А. Деникин, говоря о расправах большевиков в Крыму в январе 1918 г., пишет: «Ужаснее всех погиб шт. ротмистр Новацкий, которого матросы считали душой восстания в Евпатории. Его, уже сильно раненного, привели в чувство, перевязали и бросили в топку транспорта (корабля.-А. Д.)». Справедливости ради, надо сказать, что и противники большевиков иногда пользовались их методами. Так, в 1920 г. были сожжены в паровозной топке руководители военно-революционных организаций Дальнего Востока С. Лазо, А. Луцкий и В. Сибирцев.


Почему ведьм сжигали на костре, а не казнили другим способом?

Сжигали ведьм по очень простой причине: На допросах ведьмы раскаивались (такая специфика допросов была - ВСЕ раскаивались и соглашались с обвинениями, иначе просто до суда не доживали), хоть судили и светским судом, но представитель церкви просил суд учесть искреннее раскаяние и говоря современным языком - "помощь следствию" и назначить "христианскую казнь" без пролития крови - т.е. сожжение (ещё одной причиной именно сожжения можно считать боязнь воскрешения ведьмы) .

Такие костры начали гореть с начала 15 века, особенно много в Германии, в любом захудалом городишке в среднем раз в неделю был процесс над ведьмой, и так на протяжении многих лет - в Германии 200 лет, Франции - 150, Испании - почти 400 лет (правда в более поздние времена всё реже и реже). Обычно поводом для подозрений была зависть соседей, подданных или родственников. Зачастую хватало одних только слухов; впрочем, иногда в суды поступали и соответствующие заявления (почти всегда анонимные). В обоих случаях судьи, согласно действующим законам, были обязаны проверить, достаточно ли этих подозрений для предъявления обвинения.
Оно могло быть предъявлено на основании “Уголовно-судебного уложения императора Карла V“ (так называемой “Каролины“), вышедшего в 1532 г. В нем было четко описано, какие подозрения являются достаточными для обвинения в колдовстве или ведовстве. А сжигали ведьм заживо, как требовала статья 109-я “Каролины“: “Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем“ .
Сожжение ведьм было публичным зрелищем, главной целью которого было предостеречь и устрашить собравшихся зрителей. Издалека стекался народ к месту казни. Празднично одетые, собирались представители местной власти: епископ, каноники и священники, бургомистр и члены ратуши, судьи и судебные заседатели. Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов. Поездка на казнь была тяжким испытанием, ведь зеваки не упускали случая посмеяться и поиздеваться над осужденными ведьмами, совершавшими свой последний путь. Когда же несчастные наконец добирались до места казни, слуги приковывали их цепями к столбам и обкладывали сухим хворостом, поленьями и соломой. После этого начинался торжественный ритуал, во время которого проповедник еще раз предостерегал народ от коварства дьявола и его приспешников. Затем палач подносил к костру факел. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от “ведьминого костра“ не оставался один пепел. Палач тщательно сгребал его, а затем рассеивал под эшафотом или в каком-нибудь ином месте, дабы впредь ничто больше не напоминало о богохульных делах казненных пособников дьявола .

На этой гравюре Яна Люкейна изображено сожжение 18 ведьм и колдунов в Зальцбурге в 1528 г. Здесь показано, чего добивались охотники за ведьмами: от «проклятого дьявольского отродья» не должно остаться и следа, ничего, кроме пепла, развеянного ветром .

Ведьмы средневековые и современные. История пыток и наказаний.

Сожжение заживо

Этот вид смертной казни - один из самых мучительных, был очень популярным в Средневековье. К нему приговаривали за ересь, колдовство, женщин за супружескую неверность или за государственную измену (мужчинам за преступление против государства полагалась "квалифицированная казнь" ).

Существовали два основных метода этой казни: при первом, более распространенном, осужденного ставили на вершину штабеля дров, вязанок хвороста и привязывали его веревками или цепями к столбу, так что пламя медленно поднималось к нему, постепенно охватывая все тело. Эта методика была очень любима испанской Инквизицией, так как позволяла хорошо видеть страдания несчастного.

Другая методика, обычно применявшаяся для ведьм, заключалась в том, что осужденную привязывали к столбу и обкладывали дровами и хворостом, так что она горела внутри пламени. Похоже, что таким образом была сожжена Жанна д"Арк, хотя принято изображать ее горящей на вершине костра.

Считалось, что пламя очищает душу жертв от накопившейся на ней "скверны". Иногда женщин и девушек сжигали обнаженными, чтобы толпа могла удостоверится, что их тело действительно унижтожено пламенем и стало быть, с ведьмами можно справиться. (А может быть это делали и для привлечения еще больших толп к садистскому зрелищу). Так, когда Жанна д"Арк задохнулась от горячего дыма (ее костер был обложен мокрым хворостом), палач отодвинул горящие дрова, чтобы показать обгорелое тело в сгоревшей рубашке, "дабы все узрели, что проклятая еретичка была женщиной, действительно умерла и пламя пожирает ее тело".
Этот вид казни действительно пользовался огромной популярностью из-за своей зрелищности, в Античном мире (в Риме) он часто сочетался с предварительным распятием. Так Сенека сообщал, как во время преследований христиан, "Нерон остановил колесницу и в изумруд (Нерон был близорук и использовал шлифованый прозрачный камень, как род лорнета) долго рассматривал обнаженную девушку, чья грудь начинала шипеть от языков пламени".

Все это виды так называемого "сожжения на быстром огне". Но существовало и крайне варварское сожжение на "медленном огне" . Осужденного привязывали к столбу и вокруг него, на некотором расстоянии от столба выкладывали круг из дров, так что человек оказывался внутри огненного круга и фактически жарился, избегая непосредственного контакта с пламенем. Такой смерти обрекали особенно закоренелых еретиков.

Предварительное удавливание осужденной

Оно активно использовалось во многих странах. Например, персидский царь Дарий II

заживо сжег свою мать. Есть и другие свидетельства дохристианской эры об этом виде казни. Но настоящий ее расцвет наступил в средние века. Это связано с тем, что инквизиция избрала сожжение приоритетным видом казни для еретиков.

Смертная казнь грозила людям за особо тяжелые случаи ереси. При этом если осужденный раскаивался, то его предварительно душили, после чего сжигали мертвое тело. Если же еретик упорствовал, его полагалось сжечь заживо.

Сожжение Жанны д"Арк

Особое усердие в “огненной” борьбе с еретиками проявили английская королева Мария Тюдор, получившая кличку Кровавой, и верховный инквизитор Испании Торквемада. По данным историка Х.А.Льоренте, за 18 лет деятельности Торквемады на костер взошли 8800 человек. Первое аутодафе по обвинению в колдовстве в Испании состоялось в 1507 году, последнее - в 1826-м. В 1481году только в одной Севилье было сожжено заживо 2 тысячи человек. Костры инквизиции горели по всей Европе в таком количестве, как будто святые трибуналы решили в течение нескольких столетии безостановочно подавать сигнальные огни для неких летательных аппаратов.

Немецкий историк И. Шерр пишет: "Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 года и продолжаются почти целое столетие. В то время как вся Лотарингия дымилась от костров в Падеборне, в Бранденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней. В графстве Верденфельде в Баварии в.1582 году один процесс привел на костер 48 ведьм... В Брауншвейге между 1590 - 1600 годами сожгли столько ведьм (ежедневно по 10-12 человек), что позорные столбы их стояли “густым лесом” перед воротами".

В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 году сожжены 22 ведьмы, в 1597 - 1876 годах - 197... В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 год сожжено 30 человек.

Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи.

Иногда, очень редко, осужденных укладывали на костер, привязав к колесу, так могли заканчивать колесование

В графстве Нейссе (принадлежавшем епископству Бреславльскому) с 1640 по 1651 год сожжено около тысячи ведьм; мы имеем описания более чем 242 казней; между жертвами попадаются дети от 1 до 6 лет. В то же время в епископстве Ольмютц умерщвлено несколько сотен ведьм. В Оснабрюке в 1640 году сожгли 80 ведьм. Некий господин Ранцов сжег в один день в 1686 году в Гольштейне 18 ведьм. По данным документов, в епископстве Бамбергском при населении 100 тысяч человек сожжено в 1627-1630 годах - 285 человек, а в епископстве Вюрцбургском за три года (1727-1729) - более 200; среди них встречаются люди всех возрастов, званий и пола.

Последнее сожжение в огромных размерах было устроено архиепископом Зальцбургским в 1678 году; при этом жертвой святой ярости пало 97 человек. Ко всем этим казням, известным нам по документам, мы должны присоединить еще, по крайней мере, столько же казней, акты которых потеряны для истории. Тогда окажется, что каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры, на которых погибали тысячи людей, обвиненных в колдовстве”.

Последний путь осужденных

В Англии инквизиция уничтожила “всего лишь” около тысячи человек (такое “малое” число связано с тем, что там при проведении дознания к подозреваемым не применялись пытки). Я уже упоминал, что при Генрихе VIII сжигали прежде всего лютеран; католикам “везло” - их вешали. Впрочем, иногда для разнообразия лютеранина и католика привязывали спиной друг к другу и в таком виде возводили на костер. В Италии, после опубликования в 1523 году буллы о ведьмах папы Адриана VI, адресованной инквизитору района Комо, в этом районе стали ежегодно сжигать более 100 ведьм.

Во Франции первое известное сожжение состоялось в Тулузе в 1285 году, когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, от чего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе - более 400, В той же Тулузе 9 февраля 1619 года был сожжен известный итальянский философ атеист Джулио Ванини. Процедура казни регламентировалась в приговоре так: “Палач должен будет протащить его в одной рубахе на циновочной подстилке, с рогаткой на шее и доской на плечах, на которой должны быть написаны следующие слова: “Атеист и богохульник”.

Палач должен доставить его к главным вратам городского собора Сент Этьени там поставить на колени, босым, с обнаженной головой. В руках он должен держать зажженную восковую свечу и должен будет умолять прощении Бога, короля и суд. Затем палач отведет его на площадь Сален, привяжет к воздвигнутому там столбу, вырвет язык и задушит его. После этого его тело будет сожжено на приготовленном для этого костре и пепел развеян по ветру.

Историк инквизиции свидетельствует о безумии, охватившем христианский мир в XV-XVII веках: “Уже больше не сжигали колдуний поодиночке или парами, а десятками, и сотнями.

Говорят, что один женевский епископ сжег в три месяца 500 колдуний; епископ Вамберга - 600, епископ Вюрцбурга - 900 В 1586 году в Рейнских провинциях запоздало лето и холода держались до июня; это могло быть делом только колдовства, и трирский епископ сжег 118 женщин и 2 мужчин, у которых исторгли сознание, 410 это продолжение холодов было делом их заклинаний”.

О Филиппе Адольфе Эренберге, который был вюрцбургским епископом в 1623-1631 годах, следует сказать особо. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет.

Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина - отклонение от нормы казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

Пыталась не отстать от Европы, и далекая загадочная Россия. В 1227 году, как говорит летопись, в Новгороде, “изъжогша волхвов четыре”. Когда.в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, сразу же по обвинению в напущении болезни были сожжены 12 женщин. На другой год массовое сожжение людей произошло в Новгороде. У знаменитого тирана средневековой Руси Ивана Грозного сожжение было одним из любимых видов казни.

При царе Алексее Михайловиче (XVII век) “жгут живого за богохульство, за волховство, за чернокнижничество”. При нем же старицу Олену сжигают в срубе, как еретицу, с чародейскими бумагами и кореньями. Самое знаменитое в России - сожжение протопопа Аввакума, подвижника раскольничества. Казнь на костре в России была более мучительной, чем в Европе, поскольку представляла собой скорее не сожжение, а копчение заживо на медленном огне.

“В 1701 году этот способ сожжения был применен к некоему Гришке Талицкому и его соучастнику Савину за распространение возмутительных “тетрадей” (листовок) о Петре 1. Обоих осужденных в течение восьми часов окуривали едким составом, от которого у них вылезли все волосы на голове и бороде и все тело медленно тлело, как воск. В конце концов их обезображенные тела были сожжены вместе с эшафотом”.

Случаи сжигания живьем были и в царствование Анны Иоанновны.

Как видим, практически вся Европа соперничала в числе сожженных на кострах.

Общеевропейские масштабы этого вида казни проще всего представить, если вспомнить о том, что некий Труа Эшель в 1576 году заявил инквизиции, что он может сообщить ей имена 300 тысяч колдунов и ведьм. И наконец, еще один поразительный факт: последняя ведьма в истории человечества была сожжена в Камарго (Мексика) в 1860 году!

Среди европейских знаменитостей, погибших на костре, - Жанна д"Арк, Джордано Бруно, Саванарола, Ян Гус, Иероним Пражский, Мигель Сервет. Стоит отметить, что даже перед лицом столь страшной казни никто из них не отрекся от своих убеждений. В XX веке сожжение как вид казни применялось в России во время гражданской войны. А. Деникин пишет о расправах большевиков в Крыму в январе 1918 года: “Ужаснее всех погиб штабс-ротмистр Новацкий, которого матросы считали душой восстания в Евпатории. Его, уже сильно раненного, привели в чувство, перевязали и тогда бросили в топку транспорта корабля. Противники большевиков пользовались порой теми же методами. Так, в 1920 году были сожжены в паровозной топке руководители военно-революционных организаций Дальнего Востока С. Лазо, А. Луцкий и В, Сибирцев.

В годы Второй мировой войны сожжение заживо применялось германскими нацистами. Так, описывался случай, когда группу осужденных привели в крематорий концлагеря и приказали им раздеться. "Одна из женщин сопротивлялась, не давая себя раздеть. Тогда ее связали, уложили на железные носилки и, так, вдвинули в печь. Послышался сдавленный крик и дверцы захлопнулись". Это был не единственный подобный случай.

В ходе войны на Тихом океане, японцы взяли в плен 18-летнюю американку, медсестру Дайану Винтер, ее обвинили в шпионаже и сожгли живьем.

Надо думать, что и в наши дни этот вид казни так и не ушел в небытие.

По материалам torturesru.org

11 предполагаемых колдуний в Кении сожгли на костре (май 2008 года)

В Кении идет охота на ведьм. По обвинению в колдовстве на западе страны заживо сожжены 11 женщин. Родные убитых скрываются, так как боятся за свою жизнь.

В убийстве подозреваются местные жители, заявляют представители полиции Кении, сообщает Би-Би-Си.

В чем именно состояла вина "ведьм" не сообщается.

Представители местных властей осудили убийство. По мнению одного из чиновников, люди не имеют права вершить правосудие самостоятельно только потому, что у них есть какие-то подозрения.

Подобные преступления, когда неизвестные пытались сжигать людей, подозреваемых в колдовстве, фиксировались в стране и ранее.

В то же время, в развитых странах, к примеру, в Великобритании, ведьмы исправно платят налоги и даже выходят на демонстрации, а в Нидерландах им даже дают правительственные гранты на развития бизнеса.

В то же время, к примеру, в ЮАР уже 50 лет действует закон, согласно которому деятельность ведьм может подвергаться судебному преследованию.

Гаитяне линчевали 45 "колдунов" и "ведьм" из-за эпидемии холеры (2010 год)

Жители провинции Гранд-Анс на Гаити из-за эпидемии холеры за последние две недели устроили самосуд и казнили не менее 45 "колдунов" и "ведьм". Об этом сообщают американские СМИ. Представителям "нетрадиционной медицины" вменяли недостаточное упорство в борьбе с заразой, а некоторых обвинили в организации эпидемии.

Власти Бельгии реабилитировали сожженных в ХVII веке ведьм

В период между 1602 и 1652 годами в Ньпорте были заживо сожжены 15 "ведьм" и два "колдуна".

В память жертв "исторической ошибки" власти Ньюпорта установили в городской мэрии стелу, на которой перечислены имена всех казненных последователей оккультизма, в том числе самой известной городской "колдуньи" Жанны пан де Дейстер.

Администрация Ньюпорта объявила о проведении на следующей неделе "праздника колдунов", который до сих пор организовывали здесь каждые два года.

За что сжигали женщин на костре?
От зависти, я думаю, быть может,
Не знали, что на праведном одре
И смерть бывает чище и дороже.

А может, не хотели они знать?!
Там спесь мужская правила и била,
В глазах, что не давали ночью спать,
Всё грезилась им дьявольская сила?!

И если загорался рыцарь тот,
Огнём живой пленительной услады,
Её он добивался круглый год,
И пел, ведь, бесконечно, серенады!

Красавица не смела отказать!
Иначе, на костре, живьем горела,
Должна была спесивца ублажать,
Сгубив не только душу, но и тело.

А хуже всех был ушлый ловелас!
Монах ли, инквизитор престарелый,
Там грешница, за искренний отказ,
Как щепка в ярком пламени алела.

Порой уже - не справиться ему,
И силы нет, ведь немощное тело,
Тогда - не доставалась никому,
С огнём душа к Всевышнему летела.

А горше - это зависть у подруг,
Любовниц престарелых ловеласов,
Они кричали: "Ведьма", каждой, вдруг,
Кто краше или искреннее, часом.

И шла тогда на пламя, чуть дыша,
Но гордо, не склонялась перед ложью,
Душой своей, как солнцем, хороша,
Ведь в сердце уносила искру Божью.

За что сжигали женщин на костре?!
За душу, что постигла жизни тайну,
За лик святой на грешнице-Земле,
Что всех мужчин влекла необычайно.

ДАЛЕЕ...

Мыслепреступление и наказание в Российской Империи. «Уложение о наказаниях» Вступил в силу 1 мая 1846 года

«О преступлениях против веры».

Глава первая. О богохулении и порицании веры.

Статья 182: Умышленное публичное богохульсво в церкви: Лишение всех прав и на рудники от 12 до 15 лет. Простолюдинам, в довесок, клеймо и 70-80 ударов плетью.
Богохульство в публичном месте: лишение всех прав, от 6 до 8 лет каторги на заводах, простолюдинам, в довесок 40-50 плетей и клеймо.

Статья 183: Учинивший богохуление не в публичном месте, но при свидетелях, с целью поколебать их веру или ввести в соблазн: ссылка в дальнюю Сибирь. Простолюдинам, в довесок, 20-30 плетей.

Статья 186: Неумышленное богохульство («слова, имѣющія видъ богохулеія») в публичном месте по неразумению, невежеству или пьянству: заключение в смирительном доме от полугода до двух лет. По обстоятельствам человек мог лишатся некоторых прав, таких как право голоса, право быть избранным, право занимать руководящие должности

Статья 190: За отвлечение от любой христианской конфессии в любую нехристианускую веру, уговорами и обольщениями: лишение всех прав и ссылка «въ каторжную работу в крѣпостяхъ» на 8-10 лет. Простолюдинам, в довесок клеймо и 50-60 плетей.
За отвлечение, с применением насилия: лишение всех прав, 12-15 лет рудников. простолюдинам, в довесок клеймо и 70-80 плетей.

Статья 191: Отступившего из любой христианской конфессии в любую не-христианскую веру: отсылка к «духовному начальству» прежнего исповедания, с лишением всех прав до возвращения в веру. Все их имущество на это время «берется в опеку»

tagPlaceholder Tags:

- [жьже], сожжения, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. сжечь сжигать. Предать сожжению. Сожжение на костре (один из видов смертной казни за преступление против религии; ист.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По метод … Википедия

- … Википедия

- … Википедия

Институт Римско католической церкви для розыска и наказания еретиков и других врагов Католической церкви. Хотя эта организация была создана в начале 13 в. для борьбы с альбигойской ересью во Франции, однако ее истоки следует усматривать в более… … Энциклопедия Кольера

Мученичество св. Аполлонии, (Часослов Этьена Шевалье) Виды казней раннехристианских мучеников список видов мучений (смертельных приговоров и пыток), которыми были подвергнуты раннехристианские святые. Ряд казней явл … Википедия

Аутодафе (1475). Святая инквизиция общее название ряда учреждений Римско католической церкви для борьбы с ересью. Содержание 1 Происхождение термина … Википедия

Аутодафе (1475). Святая инквизиция общее название ряда учреждений Римско католической церкви для борьбы с ересью. Содержание 1 Происхождение термина … Википедия

Книги

  • Тяжелые годы. Долина молчаливых призраков. Там, где начинается река , Джеймс Кервуд. Новая Франция, 1760-е годы, война. После нападения индейцев и англичан дома поселенцев разгромлены, главы семейств погибли, защищая свои семьи, а юные Джиме Булэн и Антуанетта Тонтер…
  • Иоганн Кеплер (1571-1630). У истоков современной астрономии , Белый Ю.А.. Книга посвящена жизни и научной деятельности выдающегося ученого конца XVI - первой трети XVII в. Иоганна Кеплера. Ученый прожил сложную жизнь - почти постоянно ему сопутствовали гонения на…

В 2012 году 39 христиан были сожжены заживо в Нигерии; в 2006 году та же участь постигла четырехсот женщин в Ираке. А за всю историю были сожжены десятки тысяч людей. Самым последним стал Муаз аль-Касасиба.

Тот, кому удалось посмотреть видеозапись целиком до того, как ее запретили, наверное, уже никогда не забудет эти кадры. На 22-минутном ролике, распространенном ИГИЛ, показано, как иорданского пилота Муаза аль-Касасиба (Muath al Kasasbeh) сжигают заживо внутри небольшой железной клетки. Казалось, подобная жестокость давно ушла в предание.

Хотя ни в одном из государств такой вид казни в настоящее время не практикуется, в 2012 году террористическая группировка «Боко Харам» сожгла 39 христиан в Нигерии; в 2008 году в Кении толпа подожгла костер, в котором сгорели 11 человек, обвиняемых в колдовстве; в 2007 году в Курдистане были заживо сожжены 255 женщин; еще 400 постигла та же участь в 2006 году в Сулеймании (Ирак), а в конце 90-х года на стадионе в Пхеньяне (КНДР) таким способом казнили ряд генералов.

Все это произошло сравнительно недавно, хотя сам вид казни стар, как мир. Согласно Талмуду, устной иудейской традиции, впервые записанной около 200 года, сожжение, о котором говорится в Библии, осуществлялось путем вливания расплавленного свинца в горло преступнику. Это одна из самых ранних форм приведения этого вида казни в исполнение.

Наиболее распространенным было сожжение на костре, законодательно зафиксированное во многих государствах и действовавшее с древних времен до конца XVIII века. После победы Французской революции сожжение признали жестоким и неправомерным наказанием, но оно продолжало применяться в самых чудовищных формах. Наиболее резонансным стал случай в Уэйко (Техас) 15 мая 1916 года, разъяренная толпа подвесила над костром и обрекла на медленную и мучительную смерть афроамериканского батрака-подростка Джесси Вашингтона, страдавшего умственным расстройством, по обвинению в убийстве белой женщины. Линчевание Джесси Вашингтона, вошедшее в историю под названием самосуд в Уэйко, было осуждено во многих странах.

Содомский грех

В древности сожжение на костре применялось для искоренения иудаизма, ереси, святотатства, колдовства и содомского греха, то есть, гомосексуализма. Согласно рассказам Юлия Цезаря, военнопленных бросали в огонь, называя их при этом «плетеными людьми».

В Византийской империи на костер отправляли тех, кто исповедовал зороастризм. А VI веке император Юстиниан казнил таким образом всех не христиан. И эта форма казни была прописана в одной из главных статей свода законов периода его правления.

В 1184 году Католическая церковь создала Инквизиции и законодательно установила, что ересь будет караться смертной казнью через сожжение на костре. Тем не менее, следует уточнить, что большинство так называемых ведьм, главных жертв сожжения, оказывались на костре по решению гражданских, а не церковных судов. Их ловили за денежное вознаграждение так называемые «охотники на ведьм», использовавшие длинные иглы, которыми они прокалывали подозреваемых, поскольку существовало поверье, будто бы у ведьм не идет кровь. Поскольку кровоточат далеко не все части тело, зачастую кровь не появлялась, о чем немедленно сообщали в Инквизицию, а бедные жертвы отправлялись на костер.

И все же в течение большего периода деятельности Инквизиции на костер отправляли редко, а в некоторых частях Европы этот вид казни и вовсе не практиковался. Главная цель заключалась в том, чтобы посеять страх среди христиан, поясняет Ана Мария Сплендиани Рипполл (Ana María Splendiani Ripoll) в книге «Пятьдесят лет Инквизиции в Картахене-де-Индиас» (Cincuenta años de Inquisición en el Tribunal de Cartagena de Indias), увидевшей свет в 1997 году. Сожжение на костре применялось только в отношении закоснелых еретиков, не желавших отказываться от своих взглядов. Когда им сообщали о приговоре вечером накануне казни, два священнослужителя находились при осужденном до последнего момента, убеждая его покаяться и примириться с Богом. В случае согласия осужденного, он подвергался менее мучительной смерти, а его труп впоследствии предавали огню.

Именно так произошло, хотя и без раскаяния, с последней жертвой Инквизиции в Испании. Причем событие имело место не так уж и давно: в 1826 году. По анонимному доносу учитель из Валенсии Кайетено Риполл (Cayeteno Ripoll) предстал перед Трибуналом веры, своего рода последователем Инквизиции, пишет публицист и политик Альфред Бош. Проведя два года в заключении, он был приговорен к смерти за ересь. Какие же преступления он совершил? Заменил в молитвенных текстах выражение «Богородице Дево, радуйся» на «Благословен Господь», не ходил на богослужения и не водил на них своих учеников, не приветствовал участников Крестного хода и вкушал мясо в Страстную Пятницу. Как пишет Сплендиани, после повешения его труп сожгли. Эта судебная расправа вызвала негодование самого короля Фернанда VII.

Количество заживо сожженных

В 1998 году в Ватикане состоялся Международный симпозиум по Инквизиции, на котором были приведены следующие цифры по поводу заживо сожженных: в Германии — 25 тысяч на 16 миллионов жителей; в Польше и Литве — 10 тысяч на 3,4 миллиона жителей; в Швейцарии — 4 тысячи; в Дании и Норвегии — 1350; в Великобритании — одну тысячу; в Италии — 36, и, наконец, в Португалии — четверо. В Испании, как было заявлено, на кострах Инквизиции погибли 49 человек, с чем категорически не согласны некоторые испанские эксперты. Они полагают, что с период с 1530 по 1700 год через испанскую Инквизицию прошли около ста тысяч человек, 18 тысяч из которых вполне могли оказаться на костре. Наиболее завышенная цифра приводится в книге «Критическая история испанской Инквизиции» (Historia crítica de la Inquisición española), принадлежащей перу Хуана Антонио Льоренте (Juan Antonio Llorente), который в начале XIX века утверждал, что общее число отправленных на костер составляло 31192. По мнению Сесаре Карены (Cesaré Carena), инквизитора, жившего в XVI веке, сожжение — это «самая мучительная смерть, и именно поэтому к нему приговаривали за такое преступление, как ересь».

Очевидно то, что три четверти приговоров были вынесены в первые 60 лет существования Инквизиции и лишь оставшаяся четверть — в последующие три века. «Люди знали, что начиная с середины XVI века, Инквизиция выносила мало смертных приговоров», — уверяет историк Бартоломе Бенассар (Bartolomé Benassar) в своем труде «Модели инквизиционного воздействия на сознание: методы воспитания страхом» (Modelos de la mentalidad inquisitorial: métodos de su pedagogía del miedo). Самая крупная казнь по приговору Инквизиции состоялась в 1680 году в Мадриде, и на ней присутствовал сам король Карлос II с членами своей семьи. Количество осужденных составляло 118, из которых 34 были манекенами, изображавшими ранее казненных или бежавших преступников. Из оставшегося числа 20 были сожжены после умерщвления, а семь преданы огню заживо (в том числе две женщины). «Казнь происходила в следующем порядке: сначала с помощью гарроты удушали раскаявшихся, а затем живьем отправляли в огонь упрямцев, лица которых выражали отчаяние, нетерпение и ярость», — пересказывает Бенассар описание казни, составленное помощником короля Хосе дель Ольмо (José del Olmo).



Похожие публикации