Забавы ДМБ: как развлекались дембеля в советской армии.

Посвящается всем дембелям, которые несли тяжелую службу на благо Отечества.

Дембель - это не просто статус, это состояние души того, кто заканчивает свою срочную службу в армии или на флоте. Это вольная птица, летящая домой. Как «усталая подлодка из глубины». Но он не может просто взять и уехать домой по уставу, иначе это не будет праздником души. Из части солдат увольняется в нормальной форме, а в родном городе или селе надевает такой дембельский «прикид», который, как и платье для Золушки, годится на один «бал». И этот день ему запомнится на всю жизнь. Чувство свободы, радость родителей и друзей, крепкие объятия и поцелуи любимой девушки. По традиции одетый с иголочки в новую дембельскую форму солдат идёт по родной улице, встречает друзей и знакомых, все рады его видеть, все им восхищаются и пожимают ему руки. Праздничная встреча, организованная родными и друзьями в честь возвращения солдата из армии, - это своего рода вливание в жизнь «на гражданке».


Дембель бывает лишь один раз в жизни, да и то не у всех.

Готовясь к своему дембелю, многие не справляются с желанием украсить свою военную форму. Домой надо же вернуться красиво, даже с шиком. И долгими ночами в каптерке или комнате отдыха плетутся шелковые аксельбанты, нашиваются самодельные золотые погоны, бархатные подворотнички, вытачиваются надфилями из монет эмблемы родов войск. Носят такую форму всего несколько дней в самой части перед увольнением, близ казармы или в расположении. На развод её надевать нельзя, так как подобная форма относится к неуставному поведению. Домой в ней ехать тоже нельзя, так как военный патруль имеет право задержать военнослужащего в таком виде. Остаётся сложить всю красоту в чистый пакет и везти в сумке. Реальное предназначение такой формы - это фото на память в армии и в первые дни "на гражданке".

В Советской Армии над парадной военной формой тоже изощрялись со страшной силой, делали из неё некое подобие формы генералов царской армии. Расшивали китель и брюки, кропотливо «присобачивали» матрас-подшиву на воротник с непременными стрелками по сроку службы. А ещё в ход шли погоны с эполетами, шнуры, шевроны, значки и прочие безделушки. Сапоги обзаводились шнурками и кисточками, расписывался ремень, ворс шинели начесывался на 2-3 сантиметра. Изготавливались лычки из амальгамированной меди, вырезанные из оргстекла и латуни эмблемы на петлицы, шевроны, лампасы на брюки. Отглаженные ботинки получали покрытие "лунное мерцание".
В общем, мысль солдата при окончании службы границ не знает...

Рассматривая старые фотографии, понимаешь, что советские дембеля - это просто образчик уставного отношения к форме. Элегантный "дипломат" в руках, с сувенирами родным и дембельским альбомом. Немного китель расстегнут и фура на затылке - так это же дембель! И, заметьте, ни у кого руки в карманы не засунуты. Учили же когда-то, и уважение к форме было. Да, вставки делались разным способом. Подшива - целлофан, во много слоёв, и утюгом приглаживали. Из фуражки доставали пружину, резали её и два куска в края погона вшивали для придания формы. Можно ещё в погоны вставить куски от распиленных корпусов стрелянных "шмелей". А кто и по-простому чуть погоны на парадке скруглил да лычки через красную ниточку, сапоги прогладил ваксой для формы и каблук подработал маленько.

К предстоящему дембелю, который был неизбежен, как восход солнца, боец начинал готовиться чуть ли не за полгода до демобилизации, и сопровождалось это целым рядом ритуалов. Кроме подготовки дембельской формы, немаловажную роль играл и дембельский фотоальбом. Раньше его обтягивали бархатом или просто шинелью и украшали выпиленными медными буквами. А если на фото в кадр «случайно» попало что-то, не положенное для фотографирования, то это вызывало особую гордость владельца альбома.


Дембельский альбом

В советские времена с дембельским поветрием украсить форму в частях ревностно боролись офицеры по воспитательной работе. Сейчас практика украшательства сошла на нет благодаря патрулям, карающим за нарушение формы одежды, и командирам в частях, запрещающим военнослужащим издеваться над формой.

Психологи считают, что желание так «разукрасить» форму, судя по всему, имеет свои причины. Осознавая себя винтиками в механизме армейской машины, солдаты чувствуют свою бесправность, особенно в казарменной атмосфере, после ежедневных тяжелых работ. А разница среди родов войск, в которых срочники проходят службу, где есть более или менее престижные, накладывает свой психологический отпечаток. Отсюда и «комплекс неполноценности», и желание его чем-то компенсировать. Бытует мнение, что украшательством формы занимаются те, кто « только на присяге держал».

В Минобороны утверждают, что большинство уволенных в запас срочников возвращается домой в форме. Десантники, разведчики, морпехи, моряки, пограничники - обязательно. Грех не покрасоваться хотя бы день перед подругами, друзьями, родственниками и соседями в голубом или черном берете, зеленой фуражке или бескозырке. А как не показать народу свои награды и знаки отличия? Пусть видят, что служил не зря. Многие бережно хранят атрибуты своей службы десятилетиями. Ни один день десантника, пограничника или военно-морского флота не обходится без массового появления бывших служивых всех возрастов и социальных положений в боевых головных уборах.

«Швейные войска»

Для дембелей это постоянные размышления на тему «как сделать дембельскую форму». А спрос, как известно, рождает предложение. В последнее время появилась масса предложений по продаже готовой дембельской формы, сделанной на заказ для любого рода войск частными ателье. Модельеры встречают дембелей с размахом, демонстрируя свои дизайнерские работы на условиях конфиденциальности.


Фото формы на заказ

Но дембельская мода порой впадает в крайности и способна превратить военную форму в помесь гусарского и маскарадного костюма. Кроме как «бессмысленной и беспощадной», такую моду никак не назовешь. Подобные явления означают существование потребности простых солдат в том, чтобы у них была красивая парадная форма, чтобы на них обратили внимание окружающие. В настоящее время такой парадной формы нет, но есть её самодельные «вариации», не отвечающие требованиям военной эстетики. Это течение солдатской моды в народе прозвали «швейные войска». Суть её в наличии на солдатской парадной и даже повседневной военной форме гипертрофированных элементов украшения. Форма украшается богатой вышивкой белым, синим, красным или золотым шнуром. Кокарды, пряжки и пуговицы полируются до зеркального блеска. Изготовляются высокие "стоячие" воротники с толстой подшивой до 1 см, прошитой крупными стежками черной ниткой. Украшаются вышивкой сержантские лычки и места для значков. Сапоги обрезаются, подковываются стальными шариками или обрезанными дюбель-гвоздями. В результате перед нами предстают весьма яркие примеры такого владения иголкой и ниткой, что понимаешь: в школе на уроках труда мальчикам нужно выделять меньше часов на изучение вышивания. Некоторым идея украшательства приходится настолько по вкусу, что от этого страдает не только военная форма, но и эстетическое восприятие окружающих. Кроме России, это явление получило распространение в бывших республиках, на Украине и в Казахстане.

Служба в армии – это не только исполнение воинского долга перед государством. Один год превращает юношу в мужчину, приносит новых друзей, закаляет дух, определяет понятия достоинства, верности и чести. В большинстве своем отмечается, что парень, вернувшийся из армии, резко отличается в лучшую сторону от того мальчика, который год назад проходил комиссию. Он способен принимать решения, держать слово, способен адаптироваться в обществе, чтобы стать его полноценной ячейкой.

Многие призывники желают пройти школу жизни, понимая, что это просто необходимо. В последнее время популярность военного ремесла значительно повысилась. Реформы в армии в значительной степени сказались и на комфортности несения службы. Несмотря на это, практически во всех частях чтут обычаи и традиции, доставшиеся от старших поколений. Особенно это касается завершения службы. Окончание любой школы сопряжено с определенными переживаниями, а окончание школы жизни – это тот момент, к которому парень готовится практически сразу, попав в ряды ВС.

Армейский сленг

Ни один рассказ о службе в армии от старших товарищей не обходится без , который понятен только тем, кто действительно держал в руках автомат. Некоторые термины стали настолько устоявшимися, что часто используются в литературе, искусстве и даже в официальных источниках.

Пожалуй, не найдется такого гражданского, который бы не слышал слово «дембель». Но при попытке объяснить, что оно значит, возникают разногласия. Это нормальное явление, так как у данного термина два значения.

  1. С одной стороны, дембелем называют процедуру демобилизации, связанную с увольнением из рядов ВС и отправкой военнослужащего в запас.
  2. С другой стороны, дембель – это высшее звание в неуставной иерархии, присутствующей во всех армейских частях.

Чтобы понять, что такое дембель в армии, нужно представить общую картину присвоения статуса солдату за весь период несения службы. Что же касается самого военнослужащего, то для него дембель служит некой финальной точкой, за которой последует долгожданная дорога домой. Поэтому особое внимание нужно уделить тому, как проходит подготовка к дембелю, ведь она начинается еще задолго до выхода в свет долгожданного приказа Министерства обороны, в котором одним из пунктов значится увольнение со службы.

Основные ступени армейской иерархии

Особенности армейской службы в плане развития социума заключаются в том, что образуется квазигруппа, отобранная по определенным признакам. На характер взаимоотношений накладывает отпечаток эффект замкнутости группы. Это значит, что никто не имеет права по собственному желанию покинуть ее. Учитывая тот факт, что контингент представлен одними мужчинами, взаимоотношения могут варьироваться от преданной дружбы до лютой ненависти. Сглаживают подобные колебания как уставные, так и неуставные отношения.

Следует отметить, что под неуставными отношениями подразумевается отнюдь не физическое насилие над молодым пополнением, это, скорее, традиции, сформированные годами, направленные на проявление уважения к старшим, обучение молодых. Каждый солдат имеет возможность за время службы изменить свой статус, дослужившись до дембеля.

Приведение к присяге осуществляется не сразу после попадания в часть. За этот небольшой период юноши учатся исполнять элементарные команды, отдавать честь, маршировать. Так как без присяги новобранца солдатом назвать можно только с натяжкой, ему предстоит пребывать в звании «запах». Хоть оно и несколько пренебрежительное, зато в полной мере отражает позицию молодого пополнения в армейской иерархии, что значит лишь отдаленный признак, напоминающий солдата.

Следующая ступень характерна присвоением звания «дух». На духа возлагаются практически все обязательства. Он выполняет указания не только по уставу, но и тех, кто не находится выше него по званию, однако прослужил уже несколько месяцев. Затем, через определенное время, дух становится черпаком. Черпак тоже не видит никаких поблажек, зато считается вполне квалифицированным солдатом, который умеет выполнять основные обязанности. После шести месяцев службы, особенно когда уволился предыдущий призыв, солдат получает все полномочия, став при этом дедом. Дед – это звание, позволяющее готовиться к дембелю.

При переходе на годичный срок службы некоторые звания негласной иерархии теряют свой смысл. В лице бывших военнослужащих настоящие деды не имеют должного уважения, так как раньше этого статуса приходилось дожидаться целый год. В современной армии смена званий происходит чисто символически, с течением времени. Раньше же для повышения статуса старослужащие придумывали молодым определенные испытания, которые последние должны с честью пройти.

Традиции подготовки к дембелю

Долгожданная пора наступает, когда дед начинает готовиться к дембелю. За сто дней до выхода приказа военнослужащий старается обеспечить себе помпезный уход из части.

Стандартного алгоритма не существует, так как все зависит от устоявшихся в части традиций, но неизменным атрибутом считается дембельский альбом.

Современные средства позволяют его оформить красиво без лишних проблем, а в былые времена альбом представлял собой произведение искусства, в котором фотографиям назначалась второстепенная роль. Альбом обтягивался сукном или бархатом, украшался аксельбантами. На каждой странице можно было встретить рисунки, коллажи, различные узоры, как проявление ручного труда. Идея оформления могла принадлежать не самому дембелю, а какому-нибудь творческому товарищу из младшего призыва.

Человек в форме, идущий по городу, всегда привлекает к себе внимание, но дембеля, пожалуй, узнает каждый. Дед готовит значки на дембель, которые зачастую ему и не положены. Главное, чтобы их было как можно больше. Петлицы, аксельбанты, позолоченные пуговицы – далеко не полный перечень элементов, украшающих дембельскую форму. Естественно, такие украшения готовятся втайне от командования, иначе можно нажить себе неприятностей. Не стоит забывать, что получившийся внешний вид далек от уставного. Назначение формы достаточно краткосрочное. В ней парень должен скоротать время дороги к дому или максимум пару дней погулять по родному городу. На приготовление формы отводится только ночное время.

Как правило, после приказа военнослужащий пребывает в части еще несколько дней. Его судьба зависит от командования. Есть определенный период, в который предстоит уволить всех, у кого подошел срок, но если взаимоотношения испорчены, то юноша будет уходить на дембель в последнюю очередь. Исправить ситуацию, а заодно и скоротать время позволит дембельский аккорд. Это обычно разовое поручение для военнослужащего, после которого он покинет часть. Необходимо отметить, что введение такого мероприятия на руку, как командованию, так и самому военнослужащему. Задание может заключаться в ремонте оборудования, покраске забора, приведения в порядок технических средств.

Все юноши, когда уходят на дембель, стараются подлиться своей радостью с окружающими. В последние дни пребывания в части они могут отказываться от завтрака или ужина, отдавая положенный паек молодому пополнению. Особенно щедрыми становятся курящие, так как они угощают сигаретами, взять которые имеет право каждый, независимо от срока службы.

Дополнительные обряды для военнослужащего

Жизнь дембеля полна различных поблажек, которые не видят остальные солдаты. Чтобы стать дембелем, необходимо дождаться приказа. Время до его выхода в свет положено вести духу. Для этого может браться измерительная лента, и каждый день от нее отрезается один сантиметр. Таким образом, дух на вопрос о сроке рапортует, что дембель стал на день короче и называет точное значение. Подобные взаимоотношения ни в коем случае не носят характер уничижительных. Во-первых, любой дух скоро сам дождется дмб, а во-вторых, старослужащий берет себе на поруки конкретного духа, защищая его от остальных.

Между собой у дембелей есть определенные разграничения. Так, осенний дембель считается по привилегиям несколько ниже весеннего. Стереотип заключается в том, что если парень ушел в армию осенью, значит, его забрали из-за провала вступительных экзаменов в ВУЗ. Но современные традиции давно уже превратили такое разграничение в пережиток.

«В течение трех лет армии ты только и говоришь, что об этом «дембеле», о том, что ты начнешь делать, когда он настанет. Ты привык быть в состоянии перманентного ожидания — и тут в один момент все вопросы о будущем превращаются из гипотетических в насущные», рассказывает Михаэль (настоящее имя хранится в редакции), 21 год, полгода назад демобилизовавшийся из элитных частей разведки. Михаэль — крепкий парень с глубоким басом и хорошей хайтековской зарплатой, — данными, скрывающиеми факт борьбы с депрессией всего три месяца назад, болезнью, которая сопровождала его на пути от армейского зависимого состояния к гражданской жизни.

Считается, что в момент демобилизации, когда солдатское удостоверение разрезают надвое, должен прозвучать коллективный вздох облегчения молодых «дембелей»; как узник, сбрасывающий свои оковы, десятки тысяч солдат режут удостоверения, годами символизировавшие их подчиненный приказам статус, и начинают идти новой дорогой. Большинству удается справиться с сопутствующими трудностями и сомнениями ценой «небольшого ушиба крыла», когда они ищут временную работу или путешествуют за границей. Однако параллельно с обретением долгожданной свобды, молодые люди обнаруживают и новые жизненные препятствия. Для сотен отслуживших это ежегодно становится ударом, который может легко вызвать клиническую депрессию.

«Вопросы о будущем ввели меня в стресс, поскольку до армии я не принял ни одного серьезного жизненного решения. По окончании армии я перешел из состояния, в котором я ничего в жизни не выбирал, в состояние, в котором я обязан выбрать все — и так я получила «пощечину демобилизации», — описывает Михаэль. Почему депрессия подстрегает их именно после событий, считающихся в обществе позитивными?

Когда демобилизация не освобождает

Аарон рассказывает мне, что служба в армии принесла ему только страдания, и уже тогда он ощущал симптомы депрессии. «Помню, что в начале службы я сказал себе, что совсем не уверен, что выйду из армии живым, поскольку, возможно, вгоню себе пулю в лоб», — говорит он. Только по окончании службы Аарон понял то свое состояние, но тогда предпочитал не обращаться к психиатру из-за того, что боялся быть госпитализированным. По наивности Аарон считал службу в армии причиной его депрессии, и что с демобилизацией пройдет и она, но к его разочарованию, этого не произошло. Если в течение службы Аарон держался за надежду о выздоровлении по окончании «срока», то после ему уже не от чего было бежать.

В отличие от Аарона, у Михаэля не развилась депрессия во время службы. Он также лелеял надежды о «дне, который настанет после» и в момент истины столкнулся с тяжелой реальностью: «когда служба закончилась, я держался за дом своей матери любой ценой, как за единственное защищенное для меня пространство. Проблема такого места в том, что это палка о двух концах: чем дольше ты держишься за него, тем больше ты боишься «выйти на разведку», узнать, как там снаружи, в остальном мире. Я развил в себе страх всего, что не являлось защищенным пространством, и был очень потерян».

Михаэль часто подчеркивает, что обладает способностями, о которых обычный «дембель» может только мечтать; обладателю профессиональной подготовки в области безопасности базы данных, Михаэлю было нетрудно получать приглашения на собеседования на стоящих местах работы. Но именно тогда, когда он начал получать самые желанные предложения, на него обрушилась депрессия. «Как-то я получил три отличных предложения в один день, в одном из них хотели назначить встречу на ту же неделю, чтобы уже обговорить детали», — рассказывает он. «Но я соврал, что уезжаю за границу на три недели, в то время как никакой поездки не намечалось. Соврал потому, что боялся физически выйти из дому, из своего защищенного пространства. Правда, это абсурд — зачем 21-летнему парню бояться выходить из дому? Все, что происходит вне дома, меня катастрофически пугало. Когда я сейчас логично об этом думаю, то понимаю, что мог бы справиться со всем. Но тогда я просто не мог».

Приобретенная беспомощность

«В отличие от распространенного мнения, что служба в армии взрослит и развивает, зачастую стандартная армейская служба как раз приводит к регрессии личности, — объясняет психолог Эйтан Тамир, директор и основатель института психотерапии Тамир в Тель-Авиве. — Джобник, ежедневно приходящий в Кирию и живущий в определенном соприкосновении с гражданским миром, «приходит» к демобилизации более подготовленным, чем боец Голани или человек, служащий в другом избранном и оторванном подразделении. Солдаты, пережившие во время армии оторванность от гражданской жизни, хоть и выполняют зачастую работу, требующую усилий и выносливости, однако развивают в себе зависмость от тотально искусственной системы, в которой они являются винтиками. Армейский аппарат укрепляет приобретенную беспомощность, и эта же беспомощность является главным предвестником депрессии».

«Мне было семь лет, когда умер папа, и я рос единственным ребенком, — рассказывает Михаель, — всю жизнь я знал, что это только мы с мамой, что мне всегда будет куда вернуться, но армия вырвала меня оттуда». Армия хоть и дала Михаелю профессиональную подготовку, но и отделила его от той жизни, которую он знал раньше. «К нам поступают сотни обращений в год от отслуживших, многие из последних имеют «букет» симптомов, в том числе и депрессии», — объясняет Тамир. «У меня был пациент, который из-за запущенной в армии проблемы зрения пережил большой стресс, в результате развившийся в депрессию в возрасте 22-х лет».

Замкнутость службы Аарона также повлияла на формирование его депрессии, усугубившейся после увольнения. «Армии нужна дешёвая рабочая сила, и ей очень удобно кидать людей в тяжелейшие условия, а потом выбрасывать их на гражданку», — говорит он. Изматывающая служба в ЦАХАЛе позволила Аарону подавить симптомы, которые позже были отнесены к депрессии. «В армии, пока ты будешь исполнять свои обязанности, никто с тобой не заведет душевную беседу на тему «все ли у тебя в порядке». Можно сменить базу и дела уладятся, — объясняет он, — но на гражданке некуда бежать — меня уволили с работы, потому, что я хотел перейти на другую должность; это повлекло за собой ухудшение состояния, апатию ко всему позитивному и постоянное желание спать».

«Все исходят из факта, что если солдат прослужил три года, значит, у него достаточно способностей, и он достаточно взрослый, чтобы справиться с этом переходом», — продолжает майор запаса Аараф Али, бывший офицер охраны психического здоровья войск образования, в настоящем директор ассоциации Эран (телефон доверия срочной психологической помощи) в Кармиэле, — верен ли данный тезис или нет – он стоит исследования. Эти люди еще понадобятся армии в качестве резервистов, и она пилит сук, на котором сидит, когда не вкладывает в них столько, сколько нужно, чтобы удостовериться, что они не покинут систему позже. Каждый солдат, который не будет состоять в резерве, это потеря.»

Аарон – один из тех потерянных армией людей, которым зубами удалось вырвать освобождение от губительной для них службы в резерве. «Мне назначили встречу с офицером охраны психического здоровья, я боялся, что просплю и не ложился всю ночь, — рассказывает он, — и поскольку я был совершенно вымотан, я уснул под утро и пропустил встречу. На моё счастье, меня не спешили причислять в резервисты, потому что командующий моим отделением заметил, что моё душевное состояние на ахти, и не стоит вводить меня в стресс. Он был одним из немногих в армии, кто меня понимал.»

Скрывающие подавленность

Затворничество Михаэля и его увиливание от предложений работы, может, возможно, объяснить, почему многие уволившиеся солдаты, обнаруживающие себя в аналогичной ситуации, не удостаиваются внимания общества. С глаз долой — из сердца общества вон. Поиск в Гугле сочетания слов «депрессия во время армейской слубы» дает множество результатов и статей, а также обсуждений на форумах. «Депрессия после демобилизации» почти ничего не дает. Информации и ссылок — минимум. По словам Тамир, этот разрыв обусловлен механизмомом отрицания в обществе.

«Трудно признать, что мы получаем «на выходе» человека 21 года от роду, неспособного справиться в жизнью. Это многое говорит о нормах обязательной армейской службы, о том, что мы, как общество, даем или требуем от наших детей.»

Родственникам Аарона было трудно принять ситуацию и поддержать его. «Десять лет назад люди ничего не знали об этом явлении, и семья не имела никакой возможности помочь мне, — говорит он. — Они просто советовали мне сходить на море или терпеливо подождать, пока все пройдет».

Эйтан Тамир: «Наш институт один из крупнейших институтов в стране, который занимается этой сферой, но есть и другие. Мы получаем сотни запросов в год. Это явление существует — и требует лечения.»

Аарон, отчаявшись улучшить свое состояние и поняв, что его родные также бессильным ему помочь, обратился к участию в активизме в социально-общественной сфере. Личные проблемы привели его к критическому осознанию различных социальных недугов. «У меня было много отрицательных эмоций по отношению к обществу после службы. Улучшение ситуации индивидуума, по моему мнению, требует социальных изменений в крупном масштабе.» Впрочем, он понял, что параллельно должен взять на себя личную ответственность за свое состояние и лечение.

Аарон и Михаэль скрывали депрессию от окружающих, но в конце концов им удалось преодолеть недуг и продолжить жить. Аарон в настоящее время работает инструктором по информационных системам, что требует высокой концентрации, умения работать под давлением и высоких умений работать с людьми, чтобы строить отношения со студентами. Он также прошел курс психотерапии и начал преодолевать свою социальную тревожность, выступая с лекциями. «Чтобы помочь себе и другим, я читаю лекции в пабах, в основном, по экономике и государственной системе, это отражает главное мое хобби — читать материалы по истории и экономике. В последние годы я также начал делиться эмоциями с окруающими», — рассказывает он.

Что касается Михаэля, три месяца назад в его жизни произошло нечто, что имело решающее значение — для выхода из дома в общественное пространство, казавшееся ему таким устрашающим после демобилизации. «Я начал профессионально играть в американский футбол. Этот вид спорта подходит мне, потому что я никогда не был худым, — смеется он. — Это произошло совершенно случайно, приятель посоветовал мне попробовать — а для меня это был постепенный выход из дома… Играя, я чувствовал, что попадаю в совершенно другой мир. На поле я столкиваюсь с людьми и делаю разные сумасшедшие штуки, не травмируясь. Это позволяет мне временно отключиться от реальности, что,правда,здорово».

Окончание следует

Как бороться с дедовщиной? Мы спросили об этом у полковника запаса , служившего в советской и белорусской армии:

“Проявления неуставных взаимоотношений были в армейской среде всегда. Но в одной и той же части в разных подразделениях ситуация может сильно отличаться. Очень многое зависит от офицеров. От личности командира. От уклада жизни.

Всегда намного больше проблем было в подразделениях, где нет нормально организованной напряженной боевой подготовки, где взводный и ротный не живет вместе с солдатами в полевых условиях и не ест с ними из одного котелка. Нормальный командир не может не видеть проявлений дедовщины - потухших глаз молодых солдат, синяков. А дальше - дело чести офицера: выявить самых "ярых" дедов и доходчиво объяснить им все.

В Уручье был случай, когда через обращение к нам солдата был расформирован весь командный состав части. Но опять же, всё очень зависит от самих ребят. Если они сильные, волевые, дружно дают показания, то дело быстро пойдёт. А если прячутся и молчат, то уже сложно будет им помочь и что-то изменить. Но это тоже можно понять, ведь им служить, они боятся. Галина Чигринова, глава Белорусской общественной организации солдатских матерей

У нас есть системные проблемы в обществе. В армии как части общества они проявляются в полной мере. Офицеры должны начать совершенно по-другому исполнять свои обязанности: не из страха наказания, а по понятиям чести, из любви к Родине и к своей профессии. А если государство не может содержать 10 000 таких офицеров, то нужно оставить их 1000, а может быть, и меньше. Безопасность Родины не пострадает. Потому что надеяться, что подразделение, в котором солдат за деньги покупает "право на жизнь", выполнит боевую задачу, - утопия”.



Похожие публикации