Значение шрифта при фирменном стиле. Фирменный стиль: разработка логотипа, подбор цвета и шрифтов

Шрифты для логотипов

Что такое шрифт для логотипа или фирменный шрифт? В общем смысле, шрифт - это набор символов и знаков определенного начертания и размера, составляющие графический рисунок, стилистическую и композиционную систему. Шрифт - это неотъемлемый и самый заметный элемент фирменного стиля компании . - это дух, стиль и индивидуальность вашей организации.

Подбор шрифта и его начертания играет очень важную роль при разработке названия бренда (нейминге) и создании дизайна логотипа . Объединение названия бренда и лого обладает огромной силой запоминания и узнаваемости со стороны аудитории.

Уникальный и красивый фирменный шрифт для логотипа - многократно усиливает эффект запоминаемости! Кроме того, эксклюзивный шрифт демонстрирует стабильность, надежность, успех и статустность компании, подчеркивает ее имидж, престиж и репутацию.

Дизайн логотипа и шрифт обязаны быть не только оригинальными и соответствовать общему фирменному стилю компании, но и должны легко читаться.

Использование вычурного, неправильного шрифта при создании логотипа может привести к искажению названия компании и вызвать раздражительную реакцию у потребителя, который будет испытывать сложности с его прочтением. Если у вас простой и лаконичный логотип, его рекомендуется дополнять текстом названия бренда, если уже лого сложный - сочетать его с текстом не рекомендуется.

Какие шрифты для логотипов самые удачные?

Психологи утверждают, что при помощи верно подобранного шрифта для лого можно передать эмоции и настроение текста.

Так при помощи различных видов шрифтов можно передать различный эмоциональный посыл :

  • шрифты без засечек - неэмоциональный, передают практичность и надежность;
  • шрифты с засечками - более «женственные», самые легкие для чтения и восприятия;
  • прямолинейные и угловатые шрифты - «холодные», эмоционально сжатые, передающие жесткие позиции и механичность действий;
  • гарнитурные шрифты (округлые и с «хвостиками») - дружественные и «человечные»;
  • декоративные шрифты - подчеркивают яркость и новизну, передают индивидуальность;
  • шрифты рукописного стиля - также лучше всего передают дружественность и подчеркивают желания близких (хороших) отношений с потребителем.

В зависимости от сферы применения фирменные шрифты делятся на

  1. Шрифты для логотипов - шрифты, используемые при разработке дизайна логотипа компании или бренда;
  2. Веб-шрифты - имеют особый специальный формат, оптимизированный под веб-браузеры, используются в разработке дизайне сайта или лого для сайта;
  3. Рекламные шрифты - незаменимы при создании рекламных текстов, полиграфической продукции и POS-материалов компании.

Каким должен быть шрифт для логотипа?

Преимущества собственного фирменного шрифта

Применение нестандартных, оригинальных шрифтов имеет свои плюсы и приносит компании немало преимуществ:

  • привлечение внимания за счет неординарного и нестандартного внешнего вида;
  • повышает уровень запоминаемости и узнаваемости компании;
  • создание единого стиля компании, объединение всех рекламных инструментов;
  • поддержание положительного имиджа компании, репутации и статуса;
  • подчеркивает креативный и оригинальный подход компании к своей миссии и своему делу.

Разработка шрифтов требует профессионального и творческого подхода, в процессе создания необходимо использовать знания в области психологии, стилистики, дизайне и маркетинге.

Брендинговое агентство KOLORO предлагает следующие услуги:

  1. Разработка уникального эксклюзивного шрифта для логотипа;
  2. Разработку комплекса шрифтов (шрифтовые наборы);
  3. Расширение набора знаков вашего корпоративного шрифта;
  4. Разработка шрифтов с высокой степенью читабельности при низких разрешениях;
  5. Дополнение фирменных шрифтов любыми символами - фирменные знаки, подписи, логотип и др., а также комплексная разработка фирменного стиля компании.

Мы профессионалы своего дела. У нас большой опыт работы, накопленный при создании брендов-лидеров своего рынка, поэтому мы можем гарантировать результат, который будет соответствовать ваши ожиданиям.

Шрифты создаются художниками в соответствии с образным замыслом, требованиями единства стиля и графической композиции, прикладными задачами, а также в соответствии с конкретными смысловыми и художественно–декоративными задачами.

1.3.1 Шрифты. Основные понятия и определения

Шрифт (Schrift от нем. schreiben - писать) – это графический рисунок начертания букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.

Раньше термин “шрифт” имел более узкое понятие и означал набор символов определенной гарнитуры, размера и начертания. Гарнитура – это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов. Но в настоящее время термины “гарнитура” и “шрифт” часто употребляются как синонимы.

Основнми характеристиками шрифтов являются: базовая линия, кегль (размер), Ширина, начертание, насыщенность, контрастность, гарнитура, засечки, комплектность, кернинг, трекинг.

Базовая линия – воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа, называется базовой линией. Литера как будто лежит на этой линии.

Кегль – Это величина площадки, на которой размещается знак (буква). Размер кегля определяется в пунктах. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так называемая система Пика (англо–американская). В любом случае, основной единицей измерения является пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм, а в системе Пика – 0,352 мм. Еще во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера:

кегль 6 пунктов – нонпарель,

кегль 8 пунктов – петит,

кегль 9 пунктов – боргес и т.д.

Ширина – По ширине шрифт бывает нормальный, узкий, широкий. Различают также пропорциональные и моноширинные шрифты.

Пропорциональный шрифт отображает символы разной ширины, тогда как непропорциональный, или моноширинный, шрифт использует знаки постоянной фиксированной ширины.

Большинство людей находит пропорциональные шрифты более удобными для чтения, и поэтому эти шрифты чаще всего применяются в профессионально изданных печатных материалах. По той же причине, программы с графическим интерфейсом обычно используют пропорциональные шрифты. Однако, многие пропорциональные шрифты содержат знаки фиксированной ширины, так что, например, колонки чисел остаются выровненными.

Моноширинные шрифты лучше подходят для некоторых целей, поскольку их знаки выстраиваются в четкие, ровные колонки (для ручных пишущих машинок и алфавитно–цифровых компьютерных дисплеев, для большинства компьютерных программ с текстовым интерфейсом и пр.) Программисты, как правило, предпочитают моноширинные шрифты при редактировании исходного кода. В издательском деле, редакторы читают рукописи, набранные моноширинными шрифтами для облегчения редактирования, и присылать рукописи, набранные пропорциональным шрифтом, считается плохим тоном.

Начертания шрифтов отличаются насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков.

Наиболее распространенные начертания – Normal (обычный), Bold (полужирный), Italic (курсив или наклонный), Bold Italic (полужирный курсив или наклонный), Condensed (узкий) и Extended (широкий).

Ошибочно мнение, что курсив и наклонный – это одно и то же. На самом деле, это разные начертания.

Наклонный шрифт образуется простым искажением (наклоном) символов исходного (Normal) шрифта. Буквы же в курсивном начертании имеют лишь сходство с прямыми по стилю, но рисунок их совсем другой. Наклонное начертание может быть создано программой, курсивное должно изначально содержаться в файле шрифта.

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях и может меняться от светлой (Light) до сверхжирной (Ultra Bold).

Контрастность – один из основных признаков шрифта. Определяется отношением толщины соединительных и основных штрихов знаков. По этому признаку шрифты могут варьироваться от неконтрастных до сверхконтрастных.

Гарнитура – это объединение разных по кеглю и начертанию, но одинаковых по характеру рисунка шрифтов. Каждая гарнитура имеет своё наименование. Разработка гарнитур - сложная и трудоёмкая работа.

Засечки представляют собой небольшие элементы на концах штрихов букв. Существует большое разнообразие шрифтов как с засечками, так и без них. Обе группы содержат как гарнитуры, разработанные для набора больших объемов текста, так и предназначенные в основном для декоративных целей. Наличие или отсутствие засечек является лишь одним из многих факторов, которые учитываются при выборе шрифта.

Считается, что в длинных текстах легче читать шрифты с засечками, чем без них. Исследования этого вопроса объясняют причину этого эффекта в большей привычности к шрифтам с засечками. Как правило, в печатных работах, таких как газеты и книги, применяются шрифты с засечками. Веб–сайты могут не определять шрифт и использовать пользовательские настройки браузера. Но те из них, которые задают шрифт, обычно применяют шрифты без засечек, потому что считается, что, в отличие от печатных материалов, на компьютерных экранах с низким разрешением их читать легче.

Комплектность определяется полнотой знаков, необходимых для набора текста: строчных, прописных, цифр, знаков препинания и проч.

Кернинг и трекинг, будучи атрибутами символов, характеризуют не сами символы, а расстояние между ними, т.е. межсимвольные пробелы. Они необходимы для улучшения зрительного восприятия текста.

Кернингом называется изменение ширины пробела для конкретных пар литер. Обычно кернинг делается в сторону уменьшения пробела таким образом, что выступающие части одной литеры пары заходят в пространство второй литеры. Результат – размещение символов становится зрительно более равномерным. Фирменные шрифты снабжены таблицами кернинга, то есть списком пар, для которых нужно сокращать пробел при наборе текста. Это, например, ГО, ГА, АУ, Ст и другие. Если в шрифте есть большая таблица пар кернинга, он будет хорошо и равномерно смотреться в разном кегле.

Программы верстки снабжены возможностью автоматического кернинга, они имеют собственные таблицы пар. В таких программах можно организовать автоматическую корректировку пробелов в парах кернинга в тексте любой длины. После обработки текста автоматическим кернингом в заголовках и другом крупном тексте дополнительно проводят ручной кернинг, то есть символы сближают вручную. Чем крупнее текст, тем большее значение для его внешнего вида имеет кернинг. Для проведения ручного кернинга курсор должен быть установлен между сближаемыми символами. При изменении значения кернинга первая литера остается на месте, вторая перемещается.

Трекинг, в отличие от кернинга, задается не для пары, а для нескольких символов и в данной программе характеризует величину межсимвольного пробела в группе символов. Пробелы меняются одинаково для всех выделенных символов. Если задавать трекинг для выделенной пары, то он будет аналогичен кернингу.

Кернинг и трекинг измеряются в специальных относительных единицах – тысячных долях круглой шпации (ems/1000), поскольку при смещении в паре важны не точные значения, а их отношение к величине символов в конкретной гарнитуре. В данном случае применение такой относительной единицы автоматически делает эти смещения пропорциональными кеглю шрифта.

В полиграфии используются дополнительные единицы измерения – круглая шпация, полукруглая шпация, тонкая шпация, характеризующие горизонтальные размеры шрифта. Они соответствуют ширине заглавных букв М, N и строчной буквы t. Таким образом, круглая шпация примерно равна размеру шрифта, полукруглая шпация составляет 0,5 размера шрифта, а тонкая шпация – 0,25 размера шрифта. Поскольку все шрифты разные, то и ширина литеры М у них может различаться. Таким образом, значение круглой шпации колеблется в зависимости от кегля и гарнитуры. Шпации применяются при измерениях абзацных отступов, кернинга и других перемещениях символов .

Фирменный шрифт

Фирменный шрифт (от нем. Schrift - письмо) - разработанный графический рисунок алфавитных, цифровых и других знаков, обычно соответствующий определенному стилю письма. Является важным элементом для создания фирменного стиля и «координации дизайна» в целом

Каллиграфия - искусство четкого и красивого письма, по словам Германа, Цапфа, это наиболее сокровенная, личная, спонтанная форма выражения. Подобно отпечатка пальцев или голосу, она уникальна для каждого человека.

Вначале был «римский маюскул» - латинский шрифт, состоящий их «больших» букв, высеченных на римских монументах. Техника работы на камне, создала и первые фирменные шрифты, основанные на характере отсечек:

Без отсечек - древний;

С прямоугольными отсечками -египетский;

С треугольными отсечками - Антиква Эльзевира;

Отсечки в виде тонкого горизонтального штриха - Антика Дидо.

В настоящее время в коммерческом мире более 15 тысяч шрифтов. Любой современный высококлассный фирменный шрифт - авторское произведение и дизайн такого шрифта - «высший пилотаж», он строго соответствует смысловой нагрузке общей системы корпоративной идентификации.

Краткая классификацию шрифтов:

1) по сферам применения - книжные, газетно-журнальные, декоративные, рекламные;

2) по гарнитуре (определенному характеру рисунка);

3) по насыщенности (жирный, полужирный, светлый);

4) по наклону (курсив, прямой);

5) по размеру (кеглю) - диамант, перл, миньон, боргес;

6) по характеру заполнения штрихов (контурные, выворотные, штрихованные);

7) по способу набора (электронный, ручной, машинописный, машиноотливной);

8) по особенностям национальных алфавитов (латиница, кириллица).

Великие художники занимались созданием рукописных фирменных шрифтов - Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Ван Дейк.

Шрифт конструировали подобно архитектуре, соблюдая:

1) законы пропорции;

2) контрастности;

3) композиции;

4) отработки деталей, точному соответствию общему замыслу рукописного издания.

Капитальный, готический (монашеский), унциальный (римский), rustica (деревенский) - эти рукописные шрифты послужили основой для многих видов типографских шрифтов, но до 19 в., различий между шрифтами в газетах, книгах, других печатных материалах не было.

Настала эпоха промышленных революций, и флагман этих времен - Англия, стала застрельщиком в создании новых «простых», рубленых (гротескных) фирменных шрифтов, специально созданных для печати массовых рекламных материалов. Для таких материалов требовался текст, набранный шрифтами, которые:

Удобны для чтения, в том числе быстрого;

Легко тиражируются;

Обладают эмоциональным зарядом, в расчете на определенную целевую аудиторию;

Соответствуют специфике издания.

Сегодня, посмотрев на фирменный шрифт компании, можно определить ее статус и даже сферу деятельности:

Если на визитках или деловых письмах мы увидим шрифты из семейства «Garamond» или «Bascerville», то скорей всего это респектабельная фирма, с офисом, где будет настоящая лепнина и дорогая отделка;

Увидев же фирменный авангардный шрифт на приглашении или рекламном буклете, можно предположить, что нас ждет выставка современного искусства и офис в стиле хай-тек.

Обычно солидная компания имеет в своем арсенале несколько комплектов фирменных шрифтов:

Для официальных документов;

Печати технической документации и массового тиражирования;

Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки, вносить свой вклад в формирование фирменного стиля. Шрифт может восприниматься, как «мужественный» или «женственный», «легкий» или «тяжелый», «элегантный» или «грубый» и т.п. Задача разработчиков фирменного стиля - найти свой шрифт, который бы вписывался в образ марки. Группы шрифтов включают большое количество гарнитур, отличающихся начертанием, шириной, насыщенностью и т.д. Наиболее популярными являются гарнитуры «Таймс», «Гельветика», «Футура».

Примеры фирменных шрифтов

Фирменный бланк

Слово бланк происходит от французского blanc -- белый, в переносном значении -- пустой. Существуют самые разные бланки, например фирменный бланк для корреспонденции.

Бланки делового письма, приказа, факсимильного сообщения и т. д. должны быть пустыми, они существуют только для того, чтобы их заполняли.

Существует унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД).

Основные носители элементов фирменного стиля

Основными носителями элементов фирменного стиля являются:

2) средства пропаганды: пропагандистский проспект, журналы, оформление залов для пресс-конференций и т.д. Сувенирная реклама: полиэтиленовые пакеты, ручки, настольные приборы, открытки и др.

3) элементы делопроизводства: фирменные бланки (для международной переписки, для коммерческого письма, для приказов, для внутренней переписки и т. д.), фирменные конверты, фирменные папки-регистраторы, фирменные записные книжки, фирменные ежедневники, фирменные блоки бумаг для записей и т.д.

4) документы и удостоверения: пропуски, визитные карточки, удостоверения сотрудников, бэйджики и др.

5) элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого формата.

Фирменный стиль занимает центральное место в формировании имиджа фирмы, поэтому к вопросу его разработки необходимо подходить очень тщательно, основательно продумать технологии создания каждого элемента, ведь неквалифицированные агентства по разработке фирменного стиля могут провалить не только рекламную кампанию нового товара или услуги, но и создать фирме несоответствующий основному виду деятельности либо даже негативный имидж.

Какое значение играет разработка уникального фирменного шрифта для создания общей стилистики организации? Ответ на данный вопрос крайне прост: стилистика компании остро нуждается в использовании фирменных шрифтов, а именно шрифта который будет вызывать у клиентов организации стойкие ассоциации с определенной услугой или продукцией.

В качестве хорошего примера здесь можно указать печатные издания – в особенности, это характерно для США и европейских стран. Печатная пресса здесь создает собственные эксклюзивные шрифты, от которых зависят особенности издания. Именно шрифт может обратить внимание покупателей на газету или журнал и выделать его среди общей массы аналогичных изданий.

Если рассматривать страны СНГ, то очень сложно найти удачные примеры использования шрифта в качестве элемента организационной стилистики. В основном, фирменные шрифты используются банками и корпорациями, которые взаимодействуют на мировом рынке. Среди одной из методик применения корпоративного шрифта можно рассмотреть изготовление конвертов под заказ.

Основные признаки корпоративных шрифтов

Как к любому элементу фирменной стилистики компании, к корпоративному шрифту предъявляются особые требования:

  • корпоративный шрифт должен быть разборчивым, а также удобным для восприятия потребителями услуг и продукции компаний. Шрифт, который сложно читать – одна из ключевых ошибок компании. Обратите внимание, что при выборе шрифтов для логотипа, основных заголовков в продукции, необходимо придерживаться единой стилистики. Это чрезвычайно важно для восприятия текста;
  • при создании корпоративного шрифта не забудьте о соблюдении авторских прав. Каждый шрифт, который сегодня можно найти на просторах сети, может быть лицензионным или не лицензионным. Если вам необходим корпоративный шрифт для небольшой региональной организации, вы еще можете использовать шрифт без лицензии. А вот если вы подбираете шрифт для крупной международной корпорации, откажитесь от подобной идеи, чтобы не испортить репутацию компании;
  • не забудьте о такой важной составляющей, как маркетинговое соответствие. Любой успешный товарный знак обладает собственным шрифтом, причем разработанным профессионалами рекламной сферы высокой квалификации. При разработке шрифта для бренда требуется принять во внимание анализ данного сегмента рынка и потребностей целевой клиентской аудитории.

Читайте также: Как избежать ошибок при раскрутке бренда

Особенности и тонкости выбора фирменного шрифта

Что еще обязательно следует принять о внимании в подборе фирменного шрифта? Прежде всего задумайтесь о сложностях перевода. Это особенно актуально, если ваша компания работает на мировом рынке. Многие компании, которые знают о том, что в будущем придется столкнуться с переводом логотипа и наименования компании на иностранные языки, выбирают классические шрифты. Это явление связано со сложностями адаптации современных шрифтов на иностранные языки. По возможности, постарайтесь предусмотреть эту ситуацию.

Второй важный момент, который заслуживает внимания – это как именно выбрать шрифт для компании: воспользоваться многообразием вариантов, предложенных на просторах сети, или обратиться к профессионалам для разработки индивидуально шрифта для конкретной компании. Если вы собираетесь серьезно продвигать свою торговую марку и планируете подойти к маркетинговой политике продумано, то лучшим решением будет выбор второго варианта. Эксклюзивный шрифт – это один из способов привлечения потенциальных клиентов: данную практику давно приняли во внимание корпорации Европы и Америки.

Фирменные шрифты -- это шрифты, используемые компанией при оформлении представительской и рекламной продукции.

Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки, вносить свой вклад в формирование фирменного стиля. Задача разработчиков фирменного стиля найти «свой» шрифт, который вписывался бы в образ марки. Существует множество типов шрифтов, которые условно делятся на большие группы: латинские, рубленные, наклонные, орнаментированные и другие. Группы шрифтов включают большое количество гарнитур, отличающихся начертанием, шириной, насыщенностью и т.д. Шрифты могут имитировать старославянское, греческое, клинописное, иероглифическое письмо, рукописное начертание букв, детский почерк и т.д.

Существуют некоторые требования к фирменному шрифту:

  • - он должен легко прочитываться;
  • - он должен соответствовать психологическому замыслу и целевой аудитории;
  • - он должен соответствовать специфике деятельности компании.

Так же как и к фирменному цвету, потребитель привыкает и к фирменному шрифту. Поэтому менять его не следует.

1. Шрифт с засечками. Элементом, который помогает идентифицировать шрифт с засечками, служит засечка, т. е. штрих или черточка вверху или в основании литеры, или дужка или отросток в виде шпоры на некоторых литерах. Благодаря своему официальному, традиционному внешнему виду шрифты с засечками обычно используются также для того, чтобы передать консервативный, возвышенный образ. За исключением шрифта «бодони» (Bodoni), эти гарнитуры шрифтов легко читаются и широко используются для длинных пассажей текста. Компания «Arburg», поставщик немецких термопластавтоматов, использует в логотипе шрифт с засечками.

  • 2. Шрифт без засечек. По-французски sans значит «без»; следовательно, sans serif значит «без засечки», т. е. без штриха. Благодаря хорошей читаемости этих шрифтов они представляют собой удобный вариант выбора для нанесения маркировок и этикеток. Из-за того, что многие газетные заголовки набираются в шрифтовой гарнитуре без засечек, мы привыкли ассоциировать «факты» со шрифтами без засечек. При использовании шрифта, обращенного по отношению к фону, шрифтовая гарнитура без засечек -- это хороший выбор. На этом выбор я и остановилась в создании фирменного стиля.
  • 3. Шрифт рукописный. Любая шрифтовая гарнитура, которая выглядит так, как будто она была создана пером или кистью, вне зависимости от того, слитно или раздельно написаны буквы, есть рукописная гарнитура (script). Рукописные шрифты легко различать; в их названии часто присутствует слово «script». Они часто используются для приглашений и извещений и иногда для логотипов. Использовать рукописные шрифты следует с осторожностью: они не приветствуются в некоторых дизайнерских школах, и они не подходят для определенных целевых аудиторий. Но компания «СВ Проект», которая позиционирует себя как торгово-производственная компания в рассматриваемой мной сфере промышленности все-таки сделала ставку и использовала для создания логотипа рукописный шрифт.
  • 4. Декоративный шрифт. Декоративные, или демонстрационные, гарнитуры шрифтов предназначены для использования в заголовках и для того, чтобы передавать определенный смысл. Следует иметь в виду, что декоративные шрифты могут быть чрезвычайно сложно задуманы и разработаны. Основным соображением для выбора шрифта всегда должна быть читаемость.
  • 5. Пи (символьный) шрифт. Пи-шрифты, часто называемые символьными, логограммами или орнаментами, используются для того, чтобы вставлять в текст символы, которые повторно используются много раз. Пи-шрифт есть коллекция соответствующих символов. Они могут включать символы в математический шрифт, в логотип компании, блоки в кроссворд, рамки для страницы или картографические символы.


Похожие публикации