Золотые Ворота (Владимир). Золотые ворота – один из самых известных памятников древнерусской архитектуры Владимира

Известно, что при устройстве г. Владимира св. Благоверный Великий Князь Андрей во многом подражал Киеву, Подобным подражанием Киевским Золотым воротам, устроенным Ярославом, была и постройка Золотых ворот, которые были созданы Андреем Боголюбским в 1164 г., по крайней мере, была освящена в этом году церковь, построенная на Золотых воротах, одновременно с ним.

По сказанию описания жития Андрея Боголюбского, вот какое чудо совершилось при устройстве этих ворот. Когда Великий Князь создал каменные Золотые Ворота и на них устроил церковь, тогда стало сходиться туда множество народа, чтобы полюбоваться на красоту здания. Так как стройка была еще сыра, то от собственной тяжести ворота упали, завалив собой двенадцать человек. Боголюбивый князь Андрей, обвиняя себя в погибели этих людей, припал со слезами к чудотворному образу Богоматери, и, когда ворота были подняты, все задавленные оказались живыми и невредимыми, по молитвам Пресвятой Богородицы.

Золотые ворота составляли в древности часть укрепления, устроенного Андреем Боголюбским вокруг всего города в виде высоких земляных валов, на которых возвышались крепкие стены. Валы примыкали с обеих сторон к самому зданию Золотых ворот и проезд в город был возможен только через эти ворота. Благодаря этим валам, Золотые ворота в древности имели вид неправильного четырехугольника, прорезанного в середине здания огромной аркой с полуциркульным сводом, (как в настоящее время представляется верх ворот, выделяющийся на несколько аршин, из позднейших пристроек), наверху которого помещается храм положения ризы Пресвятой Богородицы. Храм этот (не сохранившийся до наших дней в первоначальном виде), вероятно, был построен по образцу Благовещенского храма, бывшего на Киевских Золотых воротах Ярослава, в подражание которым воздвигнуты были Владимирские Золотые Ворота, или похож был на Троицкую церковь, построенную на воротах в Киево-Печерской Лавре, Черниговским князем Николаем Святошей в 1106 году, которая, судя по исследованию профессора П. А. Лашкарева, имела некоторое сходство с церквями: Боголюбовской и вообще с памятниками церковного зодчества Суздальского Княжества XII в. Несколько веков пронеслось над этим древним зданием Золотых Ворот и карающая рука всесокрушающего времени долго хранила этот памятник русского зодчества во всей его неприкосновенности, и лишь в прошлом веке Золотые ворота потерпели существенное наружное изменение.

Изменение наружного вида Золотых ворот началось, благодаря порче валов, окружавших весь город и примыкавших к Золотым воротам. Предки наши весьма заботливо относились к охранению земляных валов и стены, защищавших город от вторжения неприятелей. Небрежное отношение к целости валов началось в прошлом веке и в 1729 году капрал Коптев доносил во Владимирскую провинциальную канцелярию, что «по земляным городовым валам пешие ходят и конные ездят… и от того земляным валам чинится немалая вреда, а именно, во многих местах вал оказался перерезан, и между прочим «против Спасо-Златовратского монастыря (ныне приходская церковь) и по обе стороны Золотых ворот, через земляной вал, пешеходные дороги». Затем и окончательно валы были отрыты от стен Золотых ворот для устройства проездов; по обе стороны образовалась площадь. Это прорытие валов изменило прежний вид Золотых ворот и отняло у них совершенно тот характер, какой они имели, а затем вызвало новые изменения в фасаде. Так как Золотые ворота были построены без фундамента и боковые стены были поддерживаемы земляными валами, плотно к ним примыкавшими, то с отнятием этих валов, на стенах Золотых ворот показались трещины. Императрица Екатерина II, которой было донесено об этом постепенном разрушении Золотых ворот, строго запретила уничтожать это замечательное древнее здание и повелела сделать к древним стенам новые пристройки. К четырем углам ворот вместо контрфорсов, приделаны четыре круглые невысокие башни, из которых в одной устроена часовня. С течением времени изменился и верх Золотых ворот. Ризположенская церковь, опустившая во время нашествия татар на Владимир, стояла в полуразрушенном состоянии до 1687 года. В этом году церковь была возобновлена и освящена в 1691 г. Но затем в 1778 г. во время сильного пожара, бывшего во Владимире, кровля и внутренние украшения и вся церковная утварь сгорели и церковь снова осталась в совершенном запустении до начала нынешнего столетия. В 1810 году храм был окончательно отстроен и освящен при владимирском губернаторе И. М. Долгорукове.

Фигура нынешней церкви над Золотыми воротами не представляет ничего общего с постройками храмов XII века.

Но, несмотря на эти видоизменения, Золотые ворота все-таки представляют замечательный памятник древней архитектуры. При внимательном исследовании легко можно отличить древние стены Золотых ворот от позднейших пристроек. Древние стены сложены из белого камня тем способом, какой был обычен при каменных постройках XII века, т.е. сложены из щебня и булыжника; стены с обеих сторон облицованы белыми камнями и залиты известковым раствором; между тем позднейшие постройки исключительно кирпичные.
Весьма желательно, чтобы этот замечательный памятник древности обратил на себя, наконец, внимание археологов и любителей старины и был восстановлен в своем первоначальном виде, подобно тому, как восстановлены Дмитриевский собор, Рождественская церковь в Рождественском монастыре. Трудно восстановить руины Киевских Ярославских Золотых ворот, напротив, Владимирские Золотые ворота могут быть реставрированы легко. Стены Золотых ворот почти все целы, преимущественно внутренняя сторона их. В особенности хорошо сохранился полуциркульный свод огромной арки ворот, сложенный весь из белого камня, поддерживаемый шестью также белокаменными дугами. При четвертой из них, считая от восточной стороны, уцелела другая древняя арка также из белого камня, поднимающаяся от основания здания до половины главной арки ворот; к пилястрам, с которых выведена эта арка, притворялись тяжелые воротные полотна, навешанные на огромных крюках, заложенных в кладке и уцелевших до сих пор; около пилястр сохранились и углубления в стенах ворот для запора ворот, устроенные так, что в одну сторону запор вкладывался в стену, а на другой заносился и опускался в другое углубление, для чего последнему дана особая известная форма. Во всех дугах главной арки ворот в уровень с поверхностью нижней арки находятся углубления внутрь стен.
Эти углубления служили гнездом для балок накатника, устроенного над этой нижней аркой, и бывшего местом, на которое выходили владимирцы «биться с города» с осаждавшими неприятелями. Балки накатника настилались неплотно, чтобы можно было пускать стелы, лить кипяток, или бросать камни в осаждающих город врагов.

На эту платформу вела внутри южной стены каменная лестница, оканчивающаяся дверью, которая видна и теперь на внутренней стороне южной стены. Здесь на этой платформе защитники родного города стояли грудью против врагов за честь и независимость отечества. Сюда подступали полчища Батыева 2 февраля 1238 года, в эту годину бедствий для всей земли русской, и здесь около Золотых ворот произошла та ужаснейшая кровопролитная битва, в которой пали все доблестные защитники города, а в числе первых князья Всеволод и Мстислав, и вслед затем погибла свобода и честь земли русской.

Много и других исторических воспоминаний соединяются с Владимирскими Золотыми воротами. Здесь пред Золотыми воротами владимирцы клялись в верности князьям своим, принимая присягу и крестное целование. Так под 1177 годом в летописи записано: «Володимерьцы (по погребении велик. Князя Михаила, брата Андрея Боголюбского), помянувши Бога и крестное целование к великому князю Георгию, вышедши пред Золотые ворота, целовавши крест ко Всеволоду князю, броту Михаилову и на детях его, посадиша его на отчи и на дедни столь во Владимери» (С.Р.Л. т. 1, 161 с.).

Здесь же при Золотых воротах происходили и торжественные встречи, устрояемые владимирцами князьям своим, при восшествии их на престол, или при возвращении их после победных битв. Так по сказанию летописцев: здесь был торжественно встречен св. Благоверный Великий Князь Александр Невский, который приехал во Владимир из Орды, избранный в великие князья ханом, пораженным его доблестью.

Митрополит Кирилл «вси игумин и граждане», говорит летописец, вышли навстречу благоверному князю «из Золотых ворот и посадиша и на столе отца его Ярослава, быст радость велика в городи Владимери». (Лаврентьевская летопись, страница 202).

В великие праздники в древности был обычай совершать крестный ход из Успенского собора к Золотым воротам, при чем на всем протяжении от собора до Золотых ворот были протягиваемы в два ряда веревки, на которых развивались шитые золотом и жемчугом пелены, так что народ между ними проходил, как между шпалерами (Ипатьевская летопись, страница 127).

Кроме Золотых ворот во Владимире, по сказанию летописец, были Серебряные, Медные, Иринины и Волжские. Но от них до настоящего времени не осталось и следов.

Мост Золотые Ворота в американском городе Сан-Франциско - один из самых известных мостов в мире . 27 мая 2012 года этому мосту исполнилось 75 лет. Любимец кино и сериалов, Золотые Ворота оставался самым большим висячим мостом в мире на протяжении 27 лет и является самым популярным местом у самоубийц на Земле.

Немного истории. Мост Золотые ворота соединяет город Сан-Франциско и южную часть округа Марин. До 1937 года на месте моста была лишь паромная переправа, которая сильно тормозила развитие города.

Посмотрим как строилось это грандиозное сооружение:

Вот как изначально выглядела эта бухта..

Кликабельно 4000 рх

Сан-Франциско, 1910 год. (Фото National Park Service):

Строительство моста Золотые Ворота началось 5 января 1933 года и длилось более 4 лет. (Фото Library of Congress):

Мост построен в стиле арт-деко. Его архитектор - Ирвинг Морроу. На фотографии показано начало строительство в 1933 году. (Фото):

Так продвинулось строительство за год. 1934 год. (Фото Redwood Empire Association | AP):

Почти 4 годя спустя. 1935 год. (Фото AP):

Утром 27 мая 1937 года мост Золотые Ворота открыли, но только для пешеходов, и первые 12 часов он принадлежал только им. (Фото Redwood Empire Association | AP):

Вскоре на мост въехали первые автомобили. Это произошло по сигналу самого Рузвельта из Белого дома. (Фото Ernest K. Bennett | AP):

Мост Золотые Ворота на протяжении 27 лет был самым большим висячим мостом в мире : с момента открытия в 1937 году и до 1964 года. (Фото Library of Congress):

Немного характеристик: длина моста - 1 970 метров, длина основного пролёта - 1 280 метров, масса - 894 500 тонн. (Фото AP):

Вершина опоры. Высота над водой - 230 метров, 1968 год. (Фото Library of Congress):

Огромный грузовой корабль под мостом. (Фото Kike Calvo via AP Images):

В 1987 праздновался 50-летний юбилей моста Золотые Ворота. 24 мая 1987 года движение было перекрыто, и по мосту прошло приблизительно 300 000 человек. (Фото Paul Sakuma | AP):

Интересный факт: 18 мая 2004 года по мосту первый раз перебежал оленёнок, задержав движение на целых 20 минут. (Фото Courtesy of the Golden Gate Bridge | AP):

Ограничение скорости на мосту составляет ~72 км/час. В среднем раз в год здесь случаются аварии, во время которых машина выезжает на встречную полосу и сталкивается со встречной. 27 января 2005. (Фото Justin Sullivan | Getty Images):

Мост Золотые Ворота является «печальным рекордсменом» и одним из самых популярных у самоубийц мест в мире . По статистике, на этом мосту кто-нибудь кончает жизнь самоубийством каждые 2 недели. 2 место по этому показателю удерживает лес Аокигахара у подножия горы Фудзи в Японии. (Фото Robert Galbraith | Reuters):

За 75 лет существования моста по неофициальным данным более 1 200 человек покончили жизнью самоубийством, бросившись с Золотых Ворот в воду.

Падение человека с 75-метровой высоты длится 4 секунды. Тело ударяется о воду на скорости 142 км/ч, что почти всегда приводит к летальному исходу. (Фото Gabriel Bouys | AFP | Getty Images):

Вдоль моста установлены специальные телефоны, по которым самоубийцы могут позвонить в службу психологической поддержки. Надписи около этих телефонов сообщают: «Надежда есть. Позвони. Последствия прыжка с этого моста фатальны и трагичны». (Фото David Allen Corby):

Фирменный цвет моста. Его обслуживает команда из 38 маляров. (Фото Justin Sullivan | Getty Images):

Группа высшего пилотажа на фоне моста Золотые Ворота в Сан-Франциско, 9 октября 2008 года. (Фото Robert Galbraith | AP):

Во время международной экспедиции российский фрегат «Паллада» на всех парусах прошел под мостом Золотые ворота 25 июля 2005 года. (Фото John M. Harris | AP):

Новогодняя ночь-2012. (Фото Darvin Atkeson):

Летом и в начале осени можно наблюдать завораживающее зрелище, как туман накрывает залив и Золотые Ворота:

Во время знаменитых туманов мост Золотые Ворота выглядит особенно таинственно:

Золотые Ворота из космоса. Вид с МКС , 6 ноября 2010. (Фото НАСА):

27 мая 2012 в Сан-Франциско было празднование 75-летнего юбилея моста Золотые Ворота. Прошла необычная выставка обуви в память о тех, кто прыгал с моста, чтобы покончить с жизнью. (Фото Noah Berger | AP):

Ну и, конечно, праздничный фейерверк. Сан-Франциско, 17 мая 2012. (Фото Ezra Shaw | Getty Images):

Мост Золотые Ворота в Сан-Франциско. 75-летний юбилей.

Ну и еще немного про сам мост …

Мост “Золотые Ворота” (Golden Gate ) за время своего существования стал настоящим символом не только Сан-Франциско, но визитной карточкой США. Этот висячий мост считается одним из самых больших в мире, и является предметом гордости у американцев.

Этот мост отличается не только своими эстетическими достоинствами, его заслуга еще и в другом. Он соединил Сан-Франциско с Северной Калифорнией, и этим спас калифорнийскую экономику от глубокого кризиса. Властям Сан-Франциско даже не пришлось изыскивать средства на его возведение. Все строительные расходы — а это 35 млн. долларов — взяли на себя шесть округов, расположенных на другом берегу пролива, ведь теперь, наконец, они могли быстро, без особых хлопот, доставлять свои товары в крупнейший город штата.

Еще в 1921 г. опытный инженер Джозеф Берман Штраус (1870-1938), построивший уже не один мост, изложил свой план возведения моста над проливом Золотые Ворота, отделявшим Сан-Франциско от калифорнийского округа Марин. Этот план был подкупающе привлекателен. Ведь добраться до города из северных округов штата можно было только окольным путем, проделав огромное расстояние в объезд или же переправившись на пароме. Впрочем, проект вызывал и немало опасений. Еще никогда прежде не доводилось строить мост с такой большой длиной пролета. Кроме того, сильные течения, возникавшие здесь во время прилива, очень затрудняли работу. Спрашивалось, как закрепить сваи моста, как спасти их от обрушения?

И все же в 1923 г., после долгих колебаний, власти Калифорнии приняли закон о финансировании строительства моста. Еще шесть лет продолжались бюрократические проволочки и шли политические дебаты. Наконец, Штраус получил заказ.

За свою жизнь инженер из Цинциннати возвел четыре сотни мостов. Но на этот раз ему предстояло придумать нечто особенное, разработать совершенно новую технологию, чтобы построить мост через пролив Золотые Ворота.

Труднее всего было сооружать фундамент для южной опоры моста. Глубина воды в этом месте превышала 90 м; она бурлила, как в открытом море. Во время приливов и отливов возникало такое быстрое течение, что работу приходилось прекращать — ее можно было вести лишь в те короткие часы, когда огромные волны успокаивались и прилив сменялся отливом или наоборот. Вдобавок дно в этом месте оказалось каменистым — тем сложнее было закладывать здесь фундамент высотой 34 м. Котлован для него приходилось пробивать, взрывая подводные бомбы.


Кликабельно 1920 рх, кому на обои?

Наконец, когда по обеим сторонам пролива были сооружены опоры и натянуты стальные тросы, полотно моста начали возводить сразу с обеих сторон, причем работы велись с одинаковой скоростью, чтобы избежать провисания тросов. Во время строительства этого моста рабочих впервые заставили облачиться в защитные каски. Внизу натянули сеть, и это, в самом деле, спасло жизни 19 рабочим, нечаянно соскользнувшим с моста. И все-таки десять человек не удалось уберечь — они разбились при падении.

Своим обликом этот легендарный мост обязан супружеской паре архитекторов — Ирвижу и Гертруде Морроу. Они проектировали опоры, похожие, скорее, на башни и разрабатывали весь дизайн моста. Именно благодаря им он получился таким изящным и легким. Ирвинг Морроу выбрал и самую подходящую расцветку для моста, и самую выгодную схему освещения.

По его замыслу, когда на пролив опускалась ночь, опоры моста должны были постепенно растворяться в темнеющем небе — в эти часы ярко выделялось бы лишь освещенное полотно. Однако придуманная им система подсветки требовала немалых расходов и, по соображениям экономии от нее отказались, вспомнив о ней лишь через полвека, когда готовились отмечать юбилей моста «Золотые Ворота». Тогда, наконец, давний план был воплощен в жизнь.

Мост «Золотые Ворота» — это классический образец висячего моста, типичного для второй половины XIX в. Он крепится на железобетонных опорах, состоящих из пяти секций. Опоры вздымаются над водой почти на 230 м. Высота же южного пилона, если считать еще и фундамент, окажется даже больше трех с половиной сотен метров.

Мост подвешен на двух громадных тросах длиной 2300 м; они достигают в толщину почти метра и весят 24 500 т каждый. Понятно, что в те времена ни один строительный кран не мог поднять такую тяжесть. Тросы пришлось скручивать из отдельных стальных нитей с помощью пневматической натяжной машины. В общей сложности, они состоят из 27 500 нитей диаметром 5 мм каждая; нити скручены в жгуты (всего их — 61), а те переплетены в один-единственный трос. Общая длина всех стальных нитей составляет 129 тыс. км — этого достаточно, чтобы три раза обогнуть экватор. Многочисленные пары канатов, которые спускаются отвесно вниз от каждого троса, поддерживают полотно моста.

По мосту «Золотые Ворота» проложены шестиполосная автострада и пешеходная дорожка. Высота полотна — 67 м над уровнем воды. Ежегодно мост минует около 120 тыс. автомобилей. Его строительство окупилось очень быстро. Уже через четверть века после его открытия общая сумма пошлин, собранных за проезд, в 4 раза превысила все расходы.

Своё название мост получил из-за одноимённого пролива. “Золотые ворота” - именно так называется пролив, который соединяет Тихий океан и залив Сан-Франциско. Столь романтичное название проливу дал военный топограф Джон Фримонт.

Уже вскоре после своего официального открытия, за мостом закрепилось другое, совсем не романтичное название – “мост самоубийц”. Первое самоубийство случилось здесь спустя несколько недель после открытия моста, а к концу 20 века количество погибших здесь людей превысило тысячу человек! На данный момент официальная статистика не ведётся, но известно, что раз в две недели на мосту гибнет один человек!

Кликабельно 1920 рх

Мост окрашен в ярко-оранжевый цвет. Краску для моста подбирал один из архитекторов проекта Ирвинг Морроу. Такой цвет не только делает мост хорошо заметным даже в густом тумане, что здесь не редкость, но и защищает его! Дело в том, что в состав краски этого цвета входит ряд компонентов, которые отлично защищают металлические конструкции от ржавчины. Мост красят чуть ли не ежедневно, но только в тех местах, где это действительно необходимо.

За эти годы мост зарекомендовал себя очень прочной конструкцией. Самое большое испытание “Золотым воротам” пришлось пережить во время ураганной бури 1951 года. Штормовой ветер в те дни достигал скорости 130 км/час, а мост отклонился по горизонтали на целых 8 метров. Когда ураган закончился, выяснилось, что серьёзных повреждений на мосту не обнаружено!

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Золотые ворота - выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Построены в 1164 г. при князе Андрее Боголюбском. Этот самый парадный въезд в город в XII-XIII вв. служил также мощным оборонительным сооружением. Именно от Золотых ворот уходили в сторону Чудского озера дружины, сражавшиеся в Ледовом побоище; через эти ворота торжественно въезжал в город Александр Невский. В 1380 г. через них шли владимирские и суздальские полки на Куликово поле, а в 1611 г. здесь собирал ополчение для освобождения Москвы князь Дмитрий Пожарский.

Золотые ворота были построены при князе Андрее Боголюбском в 1158-1164гг. Они выполняли 2 важнейшие функции: это был парадный въезд в город, а также мощное оборонительное сооружение, которое было построено на уровне валов XII в.

Золотые ворота Владимира уникальны - это единственный сохранившийся в наше время памятник своего рода. Дело в том, что подобные ворота были построены в Киеве, Иерусалиме и Константинополе. Когда столица Руси была перенесена во Владимир, Великий князь Андрей Боголюбский пожелал видеть в городе ворота, подобные киевским, но превосходящие их по величию, красоте и архитектурной мощи. В Киеве сейчас Золотые ворота тоже восстановлены, но сохранность их была гораздо меньше и настоящий внешний вид киевских Золотых ворот по сути неизвестен.

В XII-XIII в. город был окружен протяжённым валом и имел пять входных ворот (Медные, Иринины, Серебряные, Волжские и Золотые). До наших дней дошли лишь Золотые ворота. Самые праздничный въезд в город в XII-XIII веках.

Внешне они представляют собой мощную башню с 14-метровой проездной аркой, наверху площадка, использовавшаяся в боевых целях, на ней располагается небольшая надвратная Ризоположенская церковь. В древности медная обивка деревянных створов ворот была покрыта золотом - отсюда и название, и блеск, поражавший современников. До наших дней сохранились мощные кованые петли для подвески этих створов. Большие квадратные гнезда для опорных балок указывают на существование дополнительного деревянного помоста, который использовался в оборонительных целях, отсюда шел обстрел неприятеля. Рядом и по сей день сохранились остатки древнего вала, который местные называют Козловым, по имени владельца этой землей уже в XVIII веке.

Интересны у древних ворот и стены внутренней лестницы. Сотни лет назад бойцы оставляли на этих стенах надписи - древнерусское граффити. Надпись XIII в. - "Гюргич" (т.е. Юрьевич) и крест рядом с ней. Эта скромная надпись была оставлена одним из защитников Владимира во времена Батыева нашествия в честь великого князя Владимира Юрьевича, погибшего при осаде города перед Золотыми воротами.

Современный вид памятника, сохраняя первоначальный объем и конструкцию, носит следы переделок более позднего времени. Первые ремонтные работы проводились уже в XV веке под руководством московского зодчего В.Д.Ермолина, восстановившим на Владимирщине не одну постройку. В XVIII веке было решено увеличить пропускную способность въезда в город, а также валы не вписывались в новый план застройки города, в связи с этим примыкавшие к воротам валы были срыты. Результаты этой "операции" сказались незамедлительно: здание дало трещину. Углы Золотых ворот пришлось укреплить подпорками, замаскировав их круглыми в плане бшнями, значительно исказившими облик. Как видим, не только военная опасность могла погубить творение древнерусских зодчих, тем более что позднее, в середине XIX в., "отцы города" выдвигали чудовищный проект перестройки шедевра древнеруского зодчества в водонапорную башню, к счастью не реализованный

Город Владимир, который был основан в 990 году, имеет большое количество достопримечательностей, сохранившихся со средневековых времен. Одной из самых главных считаются Золотые ворота, построенные в середине XII века и частично сохранившиеся до наших дней.

История Золотых ворот во Владимире

Эти ворота известны как памятник древнерусского зодчества, который находится в городе Владимире. Также они считаются памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Год их постройки - 1164-й. Это время правления Андрея Боголюбского, Изначально их использовали в качестве оборонительного сооружения. Ворота являлись парадным входом в очень богатую боярскую и княжескую часть города.

Предположительно, Золотые ворота в г. Владимире были созданы княжескими мастерами. В пользу этой гипотезы говорит то, что на одном из блоков белого камня, использовавшихся при строительстве, стоит княжеский знак. Ворота были заложены в 1158 году, полностью их строительство было завершено в конце апреля 1164 года, когда освятили Ризположенскую церковь, находящуюся над воротами. В период правления князя Андрей Боголюбского город окружал вал, и имелись еще шесть ворот, это Торговые, Ивановские, Медные, Оринины, Волжские и Серебряные. Однако до нашего времени в сохранности остались исключительно Золотые.

Золотые ворота в городе Владимире

В говорится, что князь приказал навершие ворот покрыть листами меди с позолотой, которые ярко сверкали в солнечную погоду. К воротам с юга и севера примыкали сооруженные насыпные валы, рядом с которыми имелись глубокие рвы, находящиеся с наружной стороны. Через ров был построен убирающийся мост, который вел за пределы города.

Высота арочного пролета составляла 14 метров, имелись массивные створы ворот, сделанные из дубовой доски. Они крепились на прочные кованые петли и присоединялись к перемычке, находившейся на арке. Эта перемычка также служила основанием для деревянного настила, который являлся дополнительной оборонительной боевой площадкой. До нашего времени сохранились только отверстия в стенах, где крепились балки для настила.

Вход на саму площадку сделали в южной стене, внутри которой была построена лестница из камня, она вела к другому настилу, расположенному выше. На последнем имелись зубчатые навершия, служившие бойницами.

Церковь из белого камня

Золотые ворота во Владимире в центре площадки верхнего яруса имеют квадратную церковь, построенную из белого камня, которую возвели во имя Положения риз Богоматери. Вероятнее всего, церковь представляла собой квадратную постройку четырехстолпного типа с тремя алтарными апсидами. У здания имелись три арочных портала и конструкция цилиндрической формы с навершием. Середину церковного фасада украшал декоративный пояс из лепнины.

До сегодняшнего времени сооружение дошло с большими перестройками и переделками. К изначальным частям здания можно отнести широкую проездную арку и массивные боковые пилоны, а также боевую площадку, расположенную над ними, однако сохранившуюся фрагментарно. Сама постройка выполнена при помощи полубутовой кладки, которая была широко распространена во владимиро-суздальской архитектуре того времени. Церковь имела большую схожесть с храмами, построенными во время правления Юрия Долгорукого.

Восстановление Золотых ворот

Многочисленные нашествия вражеских войск и сильные пожары существенно изменили образ Золотых ворот во Владимире. Согласно ряду источников, реставрация церкви, построенной над воротами, осуществлялась в 1469 году под руководством богатого купца Ермолина, который был еще и архитектором. В 1641-м царем Михаилом Федоровичем был издан указ, согласно которому зодчий А. Константинов составил смету для восстановления Золотых ворот, однако все реставрационные работы начали проводить лишь в последней четверти XVII века.

В 1778 г., во время сильного пожара, ворота значительно пострадали. Спустя несколько лет, в связи с общей городской перепланировкой, насыпные валы, примкнувшие к стенам у ворот, убрали, обеспечив свободный проезд мимо них. Из-за этого воротные опоры ослабились, и появилась необходимость в реконструкции древней постройки. В 1795 году утверждается проект архитектора Чистякова, согласно которому были пристроены контрфорсы к углам пилонов и заключены в закругленные башни. Одновременно с этим перекладывают своды ворот, используя старый камень, и возводят новую кирпичную церковь.

Музей "Золотые ворота" во Владимире

Знаменитые владимирские ворота являются неотъемлемой частью музея-заповедника, носящего название «Владимиро-Суздальский». В него входит 56 памятников архитектуры XII-XVII веков. В церкви, расположенной в верхней части ворот, находится военно-историческая экспозиция. Главной в ней является диорама, где показаны события 1238 года, когда орда хана Батыя атаковала город Владимир. Режим работы «Золотых ворот» во Владимире можно уточнить на официальном сайте музея, так как в настоящее время там осуществляются восстановительные работы.

А также в музее широко представлены боевая экипировка воинов, относящееся к различным периодам оружие. Здесь можно увидеть: наконечники стрел и копий, датируемые XIII веком, кольчугу русской дружины, бердыш, трофейный арбалет польского войска начала XII века, кремневые ружья, которые использовались во времена Екатерины II. А еще мушкетон и металлическую кирасу, относящиеся к периоду Отечественной войны 1812 года. В музее представлены портреты и документы Героев Советского Союза, которые были родом из Владимира.

Гостиница у Золотых ворот. Владимир

Недалеко от самих ворот построена уютная небольшая гостиница. Идти до них примерно три минуты. К услугам посетителей круглосуточная регистрация, комфортабельные номера и бесплатная парковка около отеля. А также вблизи находятся и другие городские достопримечательности.

Забронировать номер в гостинице у Золотых ворот во Владимире можно по телефону или через большое число сайтов, оказывающих такую услугу. Многочисленные отзывы отдыхающих говорят о том, что в этом отеле самое лучшее сочетание цены, качества и доступности главных достопримечательностей города Владимира.

Оказавшись во Владимире, необходимо обязательно посмотреть на Золотые ворота, которые являются одной из архитектурных жемчужин и памятником древнерусскому зодчеству. Красота и история этого прекрасного сооружения никого не оставит равнодушным.



Похожие публикации