Апостольские гены игоря курляндского. Митрополит Иннокентий И

Краеведческо-генеалогический сектор библиотеки №18 им. Н.А.Островского.
Уважаемые читатели! Просим внести поправки и дополнения. Приглашаем принять участие в краеведческо-генеалогических семинарах!
Контакты: [email protected] 8 903 158 89 23 Пажитнов Евгений.
Вид;лъ я эту статью и въ самомъ «Амур;», и вид;лъ, что въ ней есть ошибки (впрочемъ, главную изъ нихъ я относилъ къ недосмотру типографіи). Но я оставилъ это безъ всякихъ посл;дствій, полагая, что статья эта умретъ вм;ст; съ газетою. Но вышло не такъ. И потому теперь съ моей стороны было бы даже непростительно не указать на эти ошибки.

1) Въ метрическихъ книгахъ, хранящихся въ Иркутской духовной консисторіи, точно, написано, что я родился 11 сентября (1797 г.). Но мн; покойная мать моя сказывала, что я родился въ день Адріана и Наталіи, т. е. 26 августа; а этотъ день она очень хорошо помнила по н;которому достоприм;чательному въ то время въ нашемъ сел; обстоятельству. Доказательствомъ тому можетъ быть и то, что день имянинъ моихъ былъ 2-го сентября, т. е. въ 8-й день по рожденіи. А въ старину многіе, держась буквы Требника, такъ давали имена. Отецъ мой померъ не въ апр;л;, а въ август;: это уже самъ помню, - по времени с о з р; в а н і я о в о щ е й. Но не на эти ошибки я хочу указать. Для одного этого не стоило бы и пера въ руки брать. Кому, кром; моихъ родныхъ, какая надобность знать - въ тотъ или другой день я родился, въ томъ иди другомъ м;сяц; померъ отецъ мой?

2) Но дал;е говорится, что я четырехъ л;тъ на пятомъ читалъ уже Апостолъ за литургіею. Это слишкомъ много сказано! Этого пропустить уже нельзя; иначе это можетъ подать инымъ поводъ думать обо мн; чт; нибудь необычайное, или приравнивать меня, Богъ знаетъ, къ кому! Н;тъ, это было далеко не такъ. Четырехъ л;тъ на пятомъ я лишь началъ учиться грамот; и не у кого либо другаго, а у своего отца, который, будучи долго боленъ, почти всегда лежалъ въ постели. Апостолъ же я читалъ не въ Пасху, а въ Рождество Христово. Я это очень хорошо помню; и это было уже тогда, когда я учился у дяди своего, т. е. посл; смерти отца моего (въ 1803 г.). Сл;довательно, я читалъ Апостолъ, когда былъ шести л;тъ на седьмомъ, если только не на восьмомъ.

Этимъ и можно было бы кончить эту статейку, потому что дальн;йшія неточности очень неважны. Но быть можетъ, что мн; не удастся уже, или не будетъ случая, сказать кое-что о себ; . И потому я пройду всю статью, напечатанную въ Духовной Бес;д;, поправляя оную, гд; нужно, и дополню ее н;которыми св;д;ніями - въ славу Божію. Пусть мой прим;ръ будетъ новымъ доказательствомъ той истины, что отъ Господа исправляются челов;ку пути его и что вс; мы, служители церкви Его, ничто иное, какъ орудіе въ рукахъ Его. Ему угодно было назначить мн; поприще служенія въ Америк; - и это исполнилось, не смотря даже на противленіе воли моей.

3) Въ семинарію я поступилъ уже девяти съ половиною л;тъ и посл; н;сколькихъ попытокъ матери моей опред;лить меня на м;сто отца моего пономаремъ. Попытки эти были напрасны, не смотря даже и на то, что мать моя оставалась въ безпомощномъ положеніи съ тремя д;тьми, кром; меня. Попытка въ томъ же род; сд;лана была еще чрезъ два или три года посл; поступленія моего въ семинарію, но тоже напрасно. И это, конечно, потому, что мн; суждено служить не на м;ст; моей родины, а въ Америк;.

4) Самъ авторъ статьи , по случаю которой я пишу это, скажетъ, что ему не съ к;мъ другимъ, а со мною пришлось бы;хать въ академію, еслибы я уже не былъ женатъ въ то время, когда пришло распоряженіе прислать изъ Иркутской семинаріи двухъ учениковъ; и т;мъ бол;е, что самъ ректоръ нашъ им;лъ меня въ виду на этотъ случай, какъ онъ это высказалъ мн; посл;. А почему онъ не остановилъ моей женитьбы, то причиною этого былъ весьма р;дкій и даже необыкновенный случай, а именно: р;ка Ангара, отд;ляющая семинарію отъ монастыря (гд; жилъ нашъ ректоръ, и откуда онъ во вс; учебные дни прі;зжалъ въ семинарію на ц;лый день) въ тоть годъ (1817), при вскрытіи своемъ, на многіе дни прекратила всякое сообщеніе монастыря съ городомъ. Ледъ на ней сначала прошелъ было почти совс;мъ, а потомъ опять остановился на н;сколько дней и такъ плотно, что изв;стный тогда въ Иркутск; монастырскій послушникъ И в а н у ш к о перешелъ чрезъ него съ одного берега на другой. А въ это время мн; пришла мысль жениться, и я усп;лъ подать просьбу, б е з ъ п о з в о л е н і я отца ректора получить видъ на женитьбу и даже начать сватовство. Не будь этого случая - тогда, конечно, ректоръ не позволилъ бы подавать мн; просьбы о женитьб;. И тогда мн; пришлось бы;хать въ академію, а не въ Америку.

5) Но видн;е всего оказалась воля Божія о мн; при перем;щеніи моемъ изъ Иркутска въ Уналашку, т. е. въ Америку. Во діакона я рукоположенъ 13 мая 1817 г., во священника 18 мая 1821 г. къ той самой церкви, какъ говоритъ авторъ, и гд; я служилъ до самой отправки моей въ Америку. И точно, тотъ выходецъ (изъ Уналашки), о которомъ онъ упоминаетъ, былъ в и д и м о ю причиною того, что я у;халъ въ Америку. Но не разсказы его м н; л и ч н о пл;нили меня. Это было иначе - или, пожалуй, такъ, да не такъ.

Выходецъ этотъ (н;кто Иванъ Крюковъ, жившій съ Алеутами 40 л;тъ), по прі;зд; своемъ въ Иркутскъ, остановился въ нашемъ приход;, гд; и проживалъ съ ноября почти до половины февраля. Я былъ духовнымъ отцомъ его и всего его семейства и потому я былъ съ нимъ довольно коротко знакомъ. И точно, чего-чего не разсказывалъ онъ мн; и объ Америк; вообще, и объ Алеутахъ въ особенности, и ч;мъ-ч;мъ онъ не уб;ждалъ меня;хать въ Уналашку; но я былъ глухъ ко вс;мъ его разсказамъ, и никакія уб;жденія его меня не трогали. Да и въ самомъ д;л;, могъ ли я, или былъ ли мн; какой разсчетъ, судя по-челов;чески, ;хать Богъ знаетъ куда, - когда я былъ въ одномъ изъ лучшихъ приходовъ въ город;, въ почет; и даже любви у своихъ прихожанъ, въ виду и на счету у своего начальства, им;лъ уже собственный свой домъ, получалъ доходу бол;е, ч;мъ тотъ окладъ, который назначался въ Уналашк;?

И потому, когда, по распоряженію покойнаго преосвященнаго Михаила, были спрошены вс; священнослужители по всей епархіи: не пожелаетъ ли кто;хать въ Уналашку и если не пожелаетъ, то почему именно? - въ числ; прочихъ подписался и я, что не желаю занять это м;сто, по причин; отдаленности. И это написалъ я со всею искренностію, им;я въ виду, что ежели наши вдовы, живя и за десять верстъ отъ начальства, остаются безъ всего (тогда не было еще попечительства), то чт; же будетъ за десять тысячъ верстъ? Такъ я думалъ, такъ и говорилъ другимъ своимъ собратіямъ.

Но когда этотъ же выходецъ - уже простившійся со мною совс;мъ и на прощаніе еще уб;ждавшій меня;хать въ Уналашку (это я живо помню) - въ тотъ же самый день, при прощаніи своемъ съ преосвященнымъ (у котораго мн; случилось быть въ то время, и даже въ гостиной, чт; было со мною въ первый разъ), сталъ разсказывать объ усердіи Алеутовъ къ молитв; и слышанію слова Божія (чт;, безъ сомн;нія, я слышалъ отъ него и прежде и, можетъ быть, не однажды): то - да будетъ благословенно имя Господне! - я вдругъ и, можно сказать, весь загор;лся желаніемъ;хать къ такимъ людямъ. Живо помню и теперь, какъ я мучился нетерп;ніемъ, ожидая минуты объявить мое желаніе преосвященному; и онъ, точно, удивился этому, но сказалъ только: «посмотримъ».

Могу ли же посл; этого я, говоря по всей справедливости, вм;нить себ; въ заслугу, или считать за какой нибудь подвигъ то, что я по;халъ въ Америку?

Равнымъ образомъ, могу ли я присвоить собственно себ; чт; либо изъ того, что при мн; или чрезъ меня сд;лалось добраго и полезнаго въ т;хъ м;стахъ, гд; я служилъ? Конечно, н;тъ; по крайней м;р; - не долженъ. Богъ видитъ, какъ тяжело мн; читать или слышать, когда меня за чт; либо хвалятъ и особенно, когда сд;ланное другими или, по крайней м;р;, не мною однимъ, приписываютъ мн; одному. Признаюсь, я желалъ бы, еслибъ это было только возможно, чтобы и нигд; не упоминалось мое имя, кром; обыкновенныхъ перечней и поминаньевъ или диптиховъ. Но какъ это желаніе мое неудобоисполнимо (какъ, наприм;ръ, при исчисленіи архіерейскихъ ка;едръ , и самая краткая исторія Россійской церкви не можетъ не упомянуть обо мн;), то я искренно желалъ бы, чтобы въ подобныхъ случаяхъ сказано было обо мн; такъ же, какъ, наприм;ръ, въ предисловіи къ Евангелію, переведенному на Якутскій языкъ, т. е., что это сд;лано при такомъ-то преосвященномъ: лучше, проще и справедлив;е этого, по моему, быть не можетъ. «А какъ же», спроситъ меня авторъ статьи, по случаю которой я пишу это, - «какъ же говорить или писать о вашихъ путешествіяхъ? Тутъ никакъ не приходится «при». Какъ? Очень просто! В о з и л и или п е р е в е з л и - ну, много - п е р е; х а л ъ оттуда - туда-то, и только: потому что, и въ самомъ д;л;, вс; мои путевые п о д в и г и состоятъ именно только въ томъ, чтобы двинуться съ м;ста, т. е. р;шиться с;сть въ повозку или на судно; а тамъ - еслибы и захот;лъ воротиться, да ужъ нельзя; а кто жъ не захочетъ р;шиться и въ комъ не достанетъ на то силы, когда того требуетъ д;ло или долгъ?

6) Посл; объявленія мною желанія моего преосвященному, вскор; посл;довала отъ него резолюція такого содержанія : «Многіе изъ священнослужителей отказались отъ служенія въ столь важной и подобноапостольской миссіи по причинамъ совершенно неуважительнымъ, и потому консисторія им;етъ дать жребій... (такимъ-то) діаконамъ (четыремъ, а не двумъ) и тотъ, кому падетъ жребій, долженъ отправиться непрем;нно». Насталъ и день жребодаянія, о чемъ мн; сказалъ предварительно самъ преосвященный, приглашая меня къ этому. Но меня не зовутъ, - это меня крайне огорчило, даже заставило отчаяваться... но не кому иному, а мн; Господь судилъ отправиться тогда въ Америку. Тотъ, кому палъ жребій (бывшій мой товарищъ по семинаріи, короткій пріятель) отказался, представляя разныя причины: и с в я щ е н н ы я обязанности къ престар;лымъ родителямъ и проч..., а главное - нездоровье жены своей, которая, надобно сказать, пережила его и едва ли не жива даже и теперь; а онъ померъ еще въ 1839 году въ Красноярск; - солдатомъ, горько раскаяваясь въ своемъ упрямств;!

7) Въ С.-Петербургъ изъ Америки я отправился не только по любознательности, какъ говоритъ авторъ, а бол;е и почти е д и н с т в е н н о зат;мъ, чтобы напечатать алеутскіе переводы Св. книгъ подъ своимъ надзоромъ, куда и прибылъ 25-го іюня 1839 года.

8) Н;тъ, не смерть жены моей открыла мн; путь къ архіерейству, потому что она померла ровно за годъ до того, и именно 24-го ноября 1839 года. До 6-го ноября 1840 года, т. е. до того времени, какъ я сталъ сбираться;хать въ Америку, ни р;чи, ни мысли не было ни у кого объ учрежденіи архіерейской ка;едры въ Америк;... Но какъ и кому пришла первая мысль объ этомъ - можетъ, современемъ, сказать нашъ трудолюбивый и благонам;ренный писатель А. Н. Муравьевъ, принимавшій въ этомъ самое живое участіе, а обо всемъ прочемъ, касающемся до меня, можетъ сказать мой преемникъ, по разсмотр;ніи вс;хъ д;лъ и бумагъ моихъ.

Прим;чанія:
Такъ озаглавили мы поправки, написанныя митрополитомъ Иннокентіемъ (тогда еще архіепископомъ) въ 1863 году, по поводу напечатанной протоіереемъ Громовымъ статьи, касающейся біографіи Владыки. Ив. Б.
Была у меня давно еще написана статья о моемъ д;тств;, воспитаніи и о путешествіи изъ Иркутска въ Америку, но она погибла въ пожар; въ 1858 году.
Протоіерей Громовъ.
Изъ коихъ Господь привелъ меня быть первымъ по счету на трехъ: въ А м е р и к;, въ Я к у т с к; и на А м у р; въ Б л а г о в; щ е н с к;.
У меня было самое д;ло это, полученное изъ Иркутск. дух. конс. въ числ; прочихъ д;лъ; но, къ сожал;нію, погибло въ пожар;.
Родословная роспись: ...

Поколение 1 ___

1. ...
Пол: мужской.
Родился Евсей (2-1)
Родился Дмитрий (3-1)
Супруга: ....

Поколение 2 ___

2-1. Попов Евсей... (?-1803)
Пол: мужской.
Родился Мужчина (4-2)
Родилась Женщина (5-2)
26.08.1797: Родился Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов (6-2)
1803: Умер
1803: Родился Стефан (7-2)
Супруга: Шарина Фёкла Савишна, продолжительность жизни: 73.
1766: Родилась. Отец: Шарин Сава..., мать: ....
1839: Умерла

3-1. Попов Дмитрий...
Пол: мужской.
Родился. Отец: ..., мать: ....
Женился
Жена: ....

Поколение 3 ___

4-2. Попов... Евсеевич
Пол: мужской.
Родился. Отец: Попов Евсей..., мать: Шарина Фёкла Савишна.

5-2. ...
Пол: женский.
Родилась. Отец: Попов Евсей..., мать: Шарина Фёкла Савишна.

6-2. Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов (26.08.1797-31.03.1879)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 81.
Родилась Фёкла (8-6)
Родилась Ольга (9-6)
Родилась Прасковья (10-6)
Родился Александр (11-6)
26.08.1797: Родился. Отец: Попов Евсей..., мать: Шарина Фёкла Савишна.
15.11.1822: Родился Иннокентий (12-6)
16.11.1823: Родилась Екатерина (13-6)
26.07.1826: Родился Гавриил (14-6)
31.03.1879: Умер
Супруга: ... Екатерина Ивановна.
24.11.1839: Умерла

7-2. Попов Стефан Евсеевич (1803-1862)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 59.
Женился
1803: Родился. Отец: Попов Евсей..., мать: Шарина Фёкла Савишна.
1862: Умер
Жена: ....

Поколение 4 ___

8-6. Вениаминова Фёкла Ивановна
Пол: женский.

9-6. Вениаминова Ольга Ивановна
Пол: женский.
Родилась. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина Ивановна.

10-6. Вениаминова Прасковья Ивановна
Пол: женский.
Родилась. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина Ивановна.

11-6. Вениаминов Александр Иванович
Пол: мужской.
Родился. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина Ивановна.

12-6. Венеаминов Иннокентий Иванович (15.11.1822-?)
Пол: мужской.
Умер
15.11.1822: Родился. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина
Ивановна.

13-6. Вениаминова Екатерина Ивановна (16.11.1823-?)
Пол: женский.
Вышла замуж
Умерла
16.11.1823: Родилась. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина
Ивановна.
Муж: Петелин Илья Иванович.

14-6. Вениаминов Гавриил Иванович (26.07.1826-1880)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 53.
Родился Иван (15-14)
26.07.1826: Родился. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина
Ивановна.
1880: Умер
Супруга: ....

Поколение 5 ___

15-14. Вениаминов Иван Гавриилович
Пол: мужской.
Родился. Отец: Вениаминов Гавриил Иванович, мать: ....
Родился Сергей (16-15)
1885: Родился Иннокентий (17-15)
Супруга: Поповицкая Анна Александровна.

Поколение 6 ___

16-15. Вениаминов Сергей Иванович (?-1938)
Пол: мужской.
Родился. Отец: Вениаминов Иван Гавриилович, мать: Поповицкая Анна Александровна.
Женился
1924: Родился Ростислав (18-16)
1938: Умер
Жена: ....

17-15. Вениаминов Иннокентий Иванович (1885-1937)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 52.
1885: Родился. Отец: Вениаминов Иван Гавриилович, мать: Поповицкая Анна Александровна.
1914: Родилась Анна (19-17)
24.02.1916: Родилась Марина (20-17)
1937: Умер
Супруга: ....

Поколение 7 ___

18-16. Вениаминов Ростислав Сергеевич (1924-2002)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 78.
Женился
1924: Родился. Отец: Вениаминов Сергей Иванович, мать: ....
2002: Умер
Жена: ....

19-17. Вениаминова Анна Иннокентьевна (1914)
Пол: женский, возраст: 101.
Вышла замуж. Муж 1.
Вышла замуж. Муж 2.
Родился Элик (21-19(1))
1914: Родилась. Отец: Вениаминов Иннокентий Иванович, мать: ....
Муж 1: ....
Муж 2: ....

20-17. Вениаминова Марина Иннокентьевна (24.02.1916-?)
Пол: женский.
Вышла замуж
Родился Александр (22-20)
Родилась Анна (23-20)
Умерла
24.02.1916: Родилась. Отец: Вениаминов Иннокентий Иванович, мать: ....
Муж: Курляндский Сергей....

Поколение 8 ___

21-19(1). ... Элик...
Пол: мужской.
Родился. Отец: ..., мать: Вениаминова Анна Иннокентьевна.

22-20. Курляндский Александр Сергеевич
Пол: мужской.
Родился. Отец: Курляндский Сергей..., мать: Вениаминова Марина Иннокентьевна.
Женился. Жена 1.
Женился
Женился. Жена 2.
31.01.1965: Родился Игорь (24-22(1))
09.06.1976: Родился Дмитрий (25-22(2))
Жена 1: ... Вера Ивановна, возраст: 71.
1944: Родилась
Жена 2: ....

23-20. Курляндская Анна Сергеевна
Пол: женский.
Родилась. Мать: Вениаминова Марина Иннокентьевна, отец: Курляндский Сергей....

Отец Иннокентий (Ростислав Сергеевич) Вениаминов среди своих духовных чад в Питере (благодарю Даниила Петрова за присланную мне эту его фотографию).

Воспоминания об отце Сергее Вениаминове содержатся в различных интервью отца Иннокентия (Ростислава Сергеевича Вениаминова) (1924-2002), двоюродного брата моей бабушки и праправнука святителя Иннокентия, - например, опубликованном в газете «1 сентября» в 2001 г. под названием «От Господа пути человека исправляются» (но указанные сведения повторялись им и в других изданиях.)

Пройдемся по той части текста, которая касается его репрессированного в 1938 году отца, сверяясь с известными документами и фактами.

Текст отца Иннокентия даю обычным шрифтом, мой комментарий - курсивом.

«- Мой папочка, - рассказал отец Иннокентий, - Сергей Иванович Вениаминов был первенцем у отца Иоанна, внука святителя Иннокентия. Он родился весной, в апреле 1884 года, в Санкт-Петербурге.»

Это верно. Сергей Иванович Вениаминов родился в г. Санкт-Петербурге 10 (22) апреля 1884 года.

«Сергей получил блестящее образование, владел иностранными языками: французским, немецким, итальянским, японским»

Конечно, он был образованным человеком и знал некоторые иностранные языки. Но есmь ли основание считать его таким полиглотом, как представляет мемуарист? Он не кончал курсов в университете (как его младший брат Иннокентий Иванович), а только морское училище в Кронштадте. Знанию японского (!) языка и вовсе взяться было неоткуда.

«Окончив кадетский Военно-морской корпус, он принимал участие в Первой мировой войне и был тяжело ранен под Пенангой. Когда пришел в себя, то увидел над собой людей в белых халатах и услышал французскую речь. Сергей Иванович понял, что находится во французском госпитале. Позднее он был отправлен в Россию. Сергей Иванович за участие в боях с немцами был награжден орденом Святого Станислава первой, второй и третьей степени; кроме того, он имел медали: 200-летия победы в Гангутах и 300-летия Дома Романовых».

По документам, С.И. Вениаминов окончил военно-морской корпус в Кронштадте в 1906 г. по электроминному классу, стал мичманом в 1907 г., а лейтенантом 6 декабря 1910 г http://www.pershpektiva.ru/%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8%20%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%201884.htm

Октябрьская революция застала его страшим лейтенантов на Дальнем Востоке, в первой мировой войне он участие принимал, но данные о его ранении и участии непосредственно в боевых действиях нуждаются в проверке, а факт пребывания его во французском госпитале сомнителен, как он мог там оказаться, - непонятно. Кавалером ордена св. Станислава всех (!) степеней он явно не был. В вопросе о его наградах будет ясность по ознакомлению его послужным списком, который может храниться в РГАВМФ в Питере.

«С 1918-го по 1920 год Сергей Иванович служил под командованием генерала Александра Васильевича Колчака (этого было достаточно, чтобы позднее, в советское время, власти объявили его врагом народа)»

Это правда. В биографической части показаний С.И. Вениаминова на допросе вполне можно поверить такому его признанию: «Октябрьская революция застала меня во Владивостоке, где я служил во флоте, будучи командиром эсминца "Бодрый ".

С первых дней революции, я отнесся к существующему строю крайне враждебно и поэтому, при наступлении Колчака на Владивосток после чешского восстания я, не задумываясь, вступил в его части, прослужил в клочаковской армии до 1920 года.». Можно назвать и чин, в котором С.И. Вениаминов прослужил у Колчака все два года колчаковской «эпопеи» - старший лейтенант Военно-морского флота Сибирской флотилии .

«С 1920 года он воевал на Дальнем Востоке на стороне советской власти, прошел Халкин-Гол, Волочаевск. Волочаевской операцией руководил Василий Константинович Блюхер (впоследствии маршал Советского Союза). Так как Сергей Иванович Вениаминов свободно владел японским языком, он был назначен В.К. Блюхером военным переводчиком. После войны приехал в Петербург, но к нему власти относились с недоверием.»

А вот переход С.И. Вениаминова на сторону Блюхера и его служба в Красной Армии на Дальнем Востоке, его служба военным переводчиком при Блюхере (как знающего японский язык) - это уже вымыслы. В различных анкетных данных С.И. Вениаминова - никаких сведений об этом нет, такие вещи не скрывались. Наверное, в семьях репрессированных бывших белых такие легенды (о переходах к красным) неизбежно возникали, так как родные стремились сильнее обозначить ЛОЯЛЬНОСТЬ власти пострадавших близких. И какой это Халкин-Гол при... Блюхере Вениаминов прошел в 1920 г.?))) Волочаевская операция была в феврале 1922 г. В это время Сергей Иванович тщетно пытался найти работу в столицах. Как бывший белый, он попадал под различные ограничения, что было бы невозможно для блюхеровского командира (в начале 1920-х гг.).

О судьбе С.И. Вениаминове после разгрома Колчака в справочнике о белом офицерстве есть краткое упоминание «ушел в сопки».

«Сергею Ивановичу не разрешили проживать ни в Петербурге, ни в Москве, ни в Киеве. Как "лишенец" он получил назначение в Астрахань, город для ссыльных.»

Изложено неверно. С.И. Вениаминов не подвергался никаким репрессиям в начале 1920-х годов. Для ссылки и высылки нужно было соответствующее решение ОГПУ, коего по его делу не было.. Соответственно, проживать в Петрограде, Москве и Киеве он мог, но не мог там найти работы и вынужденно САМ переехал с семьей в Астрахань в 1923 г., в том числе и из опасений репрессий, - как бывший белый офицер, он попадал под ограничения, существующие при приеме на службу в госучреждения для «бывших людей». Процитируем еще немного биографическую часть его показаний на допросе: «В итоге я вынужден был после безрезультатной попытки устроиться в Ленинграде и Москве выехать в Астрахань, где я проживал с 1923 года по день ареста».

«В 1923 году Сергей Иванович обвенчался с княжной Елизаветой Александровной Орановской. Венчание состоялось в храме "Спаса на Крови" тайно, так как пятилетка была объявлена атеистической»

Супруга С.И. Вениаминова - также репрессированная в 1938 г. Елизавета Александровна Орановская не принадлежала к княжескому роду, а скорее вышла из духовной среды. И «князья Орановсие» генеалогическим справочникам неизвестны. Фамилия «Орановский» может иметь и церковное происхождение. В историях фамилий читаем: «Основой фамилии Орановский послужило церковное имя Аарон. Фамилия Орановский, предположительно, представляет собой вариант фамилии Ароновский, которая образована от имени Арон — варианта имени Аарон. Это имя восходит к древнееврейскому слову aharon, которое переводится на русский язык как «ковчег завета». По другой версии, это имя означает «горный, высокий». истории православия известен праведный Аарон, первосвященник, брат пророка Моисея. День его памяти приходится на 2 августа. В этом случае фамилия Ароновский представляет собой отчество второго порядка: Ароновский — сын человека Аронов и внук Арона. По другой версии, фамилия Орановский произошла от названия деревни Оранки, расположенной в Нижегородской области. Выходцем из этой деревни и мог быть основатель рода Орановских. Арон или прозвищем Орановский, со временем получил фамилию Орановский». http://www.ufolog.ru/names/order/%D0%9E%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 Но отец Иннокентий (Р.С. Вениаминов) всегда любил повторять, что его матушка происходит из «княжеского рода» и писал мне об этом в письме еще на заре нашего с ним знакомства, мои бабушки (Марина и Анна) этот факт всегда отрицали, - оказалось, что правы были они.

Что касается «тайного венчания» в 1923 году (!), то это какая-то фантастика. «Безбожную пятилетку» Союз безбожников объявил в 1932 г., а 1923-й - год начала кратковременного «религиозного НЭПа», обычно венчания были в 1920-е годы открытыми, тайными они могли быть только для членов партии и комсомольцев, лиц, занимающих ответственные посты в советских учреждениях, но С.И. и его супруга всегда были беспартийными.

«Через год у молодых супругов родился сын, которого назвали Ростиславом».

Все верно. Ростислав Сергеевич (будущий отец Иннокентий) родился в Астрахани в семье С.И. и Е.А. Вениаминовых в 1924 году .

«Семья Вениаминовых стала жить в Астрахани. Сергей Иванович устроился заведующим метеорологическим бюро».

И тут нужно уточнить. Зав. бюро С.И не был. Из его показаний на следствии: «Приехав в Астрахань, я некоторое время работал в системе Главрыбы, а затем с 1925 года - я работал в системе управления Гидрометеорлогической службы. Последняя моя должность - заместитель начальника Астраханского отделения «Гидрометслужбы»».

«В Астрахани Сергей Иванович подружился с Сергеем Васильевичем Рахманиновым и очень любил слушать его игру на фортепиано. Когда С.В. Рахманинов отправился в эмиграцию, Сергей Иванович Вениаминов решил остаться на Родине и сказал своему другу: - Нет, дорогой Сергей Васильевич, не могу я покинуть Родину; как военный человек я смогу еще послужить своей стране.
Тем временем Ростислав подрос и стал посещать одну из астраханских школ.»

Это - семейная легенда. С.И. Вениаминов и С.В. Рахманинов не только не дружили, но никогда не были и не могли быть знакомы, так как их пути не пересекались. Рахманинов эмигрировал сразу после Октябрьской революции в 1917 году http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 и точно не был (и не мог быть) в 1920-е годы в Астрахани. Вероятно, С.И. любил играть музыку Рахманинова на фортепьяно, - это преломилось в легенду об их знакомстве.

«И вот пришли вновь тяжелые годы лишений для семьи Вениаминовых.
Газеты были испещрены призывами борьбе с врагами народа; к врагам народа был также причислен и маршал В.К. Блюхер. Прочтя об этом в газете, Сергей Иванович долго держал ее в руках, смотря между строчек и глубоко задумавшись. Затем он свернул газетный лист и, стараясь держаться как можно спокойнее, сказал жене и сыну:
- Теперь моя очередь пострадать. Скоро меня арестуют. Но, что бы ни случилось, знайте, что я перед своей Родиной не виновен. Я ее всегда любил, люблю и буду любить до последних минут своей жизни.Сергея Ивановича арестовали, когда жена его, Елизавета Александровна, уехала к родным в Ярославль.
Сергей Иванович просмотрел с сыном фильм "Волочаевские дни" и уложил его в детской комнате. А ночью в дом ворвались уполномолченные НКВД»

Полная фантастика. Начиная с трогательного убеждения мемуариста, что в газетах в годы «Большого террора» тут же сообщалось об арестах крупных руководителей, - в том числе и Блюхера… А С.И. прочел об этом (аресте Блюхера) в… газете! Но на самом деле Сергея Ивановича арестовали 6 апреля 1938 года, расстреляли 28 июля 1938 года, а Блюхер тогда еще был в зените славы, и арестовали его… 22 октября 1938 г. (6 ноября Блюхер был забит на допросе). То есть вся история о трагических переживаниях С.И. в связи с арестом «боевого друга» Блюхера - вымысел. Психологически понятно, почему подобные истории в семьях репрессированных иногда придумывались, - бывший колчаковский офицер превращался в фамильных легендах в безусловно преданного советской власти красноармейца, а в русле легенды додумывались факты. Даже просмотр «Волочаевские дни» (1937 г.) отца с сыном - важная деталь. Да, они могли видеть его в 1938 г. в Астрахани в кинотеатре. Воспоминания сына о просмотре с отцом картины как-то незадолго до его ареста, это совпадение могло трансформироваться потом в сознании мальчика-детдомовца в легенду о связи отца с самим Блюхером. В данном случае важно понимать, что родственники сами потом верили в эти легенды.

«Приехала мама. Елизавета Александровна пошла в тюрьму. Она ходила в тюрьму каждый день - носила передачи. Но их не принимали. Однажды передали записку от Сергея Ивановича:
- Обо мне не беспокойтесь, ничего не приносите, разве только деревянную ложку.
Это были последние слова Сергея Ивановича Вениаминова, дошедшие до родных. На этом все кончилось.
Сергея Ивановича Вениаминова перебросили на Сахалин, и там правнук святителя Иннокентия был замучен.»

Непонятное сказание относительно мифической записки С.И. о передаче ему «деревянной ложки», - зачем бы ему это в реальности понадобилось? Скорее всего, никаких его последних слов, дошедших до родных, вообще не было. Что касается легенды о конце Сергея Ивановича, Ростислав Сергеевич, получивший после его реабилитации в 1957 г. липовую справку от прокуратуры о его «смерти в лагере в августе 1939 г. от кровоизлияния в мозг» так и до самой смерти в 2002 г. никогда не узнал о том, что в действительности его отец - правнук святителя - никогда не был отправлен на Сахалин, а в июле 1938 года был этапирован из Астрахани в Сталинград, где сразу после 10-минутного фарсового «суда» выездной сессии Военной коллегии СССР был 28 июля убит (расстрелян) - скорее всего, в подвале Сталинградской тюрьмы НКВД. Отец Иннокентий (Ростислав Сергеевич) в последние годы жизни в беседе со мной даже как-то раз вдруг уважительно отозвался о Сталине как «государственном человеке» ,- тоже так и не узнав, что именно Сталин дал санкцию на расстрел его отца, подписав 10 июня 1938 г. «расстрельный список» с его фамилией. «Расстрельные списки» были опубликованы «Мемориалом» уже в год его смерти (в 2002 году), и узнать о них он уже не успел.

«Я, получается, четыре раза «пра», – говорит Игорь Курляндский. Его бабушка по отцу, 96-летняя Марина Иннокентьевна Курляндская (в девичестве Вениаминова), является праправнучкой святителя Иннокентия, апостола Камчатского и Алеутского. «Бабушка – дочь Иннокентия Ивановича Вениаминова, сына протоиерея Ивана Гаврииловича Вениаминова, – рассказывает он. – Это линия протоиерея Гавриила Вениаминова, сына святителя Иннокентия».

– Бабушка вам что-то рассказывала о митрополите Иннокентии Вениаминове?

– Времени слишком много прошло с момента жизни митрополита. Она больше, конечно, рассказывала о своём отце и деде. У нас в семье сохранились кое-какие письма Ивана Гаврииловича и Иннокентия Ивановича. Оба они были репрессированы. Иван Гавриилович Вениаминов до революции был протоиереем домовой церкви Аничкова дворца в Петербурге и духовником вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны (вдовы Александра III). Иван Гавриилович ещё в 20-е годы был отправлен в ссылку в Кашин, где и прожил до 1947 года вместе с супругой Анной Александровной Вениаминовой (в девичестве Поповицкой). Она была дочерью издателя известного журнала «Русский паломник» Александра Поповицкого. Иннокентий Иванович служил в царской, потом белой армии и, наконец, в 20-е годы – в Красной Армии, в хозуправлении РККА. В 1929-м был арестован и постановлением коллегии ОГПУ от 3 августа 1930 года выслан на три года в Сибирь. Затем жил в Арзамасе, где был арестован и 25 марта 1937 года осуждён Горьковским областным судом на два года за антисоветскую деятельность, якобы совершавшуюся им в арзамасской артели «Меховщик».

«Дорогие мои Папочка и Мамуличка! Несколько раз я пытался написать Вам, но никак не удавалось, а сердцем я очень о Вас стосковался, – писал Иннокентий Вениаминов в 1937 году своему отцу Ивану Гаврииловичу и маме Анне Александровне. – Степановна мне говорила на свидании, что она получила от Вас письмо, и передала мне его содержание на словах. Она же мне говорила, что дети послали мне денег по 20 руб. каждая и эти деньги она извела мне на передачи». Он надеялся, что будет направлен в один из лагерей Горьковской области. Но этапирован был в Новосибирскую область, где и сгинул. До 1980-х годов в семье ничего не знали о его судьбе, он считался пропавшим в лагерях. В семье вспоминали про несохранившуюся открытку, на которой было написано: «Я болен, я совершенно раздет, я умираю». Только в перестройку Марина Иннокентьевна узнала: в том же 1937 году, в декабре, отец был расстрелян по решению «тройки» УНКВД по Новосибирской области в лагере «по обвинению в подготовке вооружённого восстания». Оба, и Иван Гавриилович и Иннокентий Иванович, были впоследствии реабилитированы. Сталинская репрессивная машина работала, видимо, не слишком согласованно. Прадеда Игоря Курляндского уже не было в живых в 1938 году, а на него возбудили новое дело, не удовлетворившись «мягким» двухлетним приговором. Но самое смешное и печальное, что помимо реабилитации за дело 37-го в 1990 году семья получила бумагу, что прадед реабилитирован ещё раз – за «посмертное» дело 1938 года.

– История святителя Иннокентия как-то в семье сохранялась?

– Дело в том, что многие семьи, жившие в 20–40-е годы, когда господствовал государственный атеизм, стеснялись своих корней. И старались не афишировать связь с ними. Семья почти ничего не хранила, больше осталось памятных вещей у двоюродного брата моей бабушки Ростислава Сергеевича Вениаминова. Слышали, наверное, об известном архимандрите Иннокентии? Он как раз происходит от ещё одного сына Ивана Гаврииловича, Сергея Ивановича Вениаминова. Сергей Вениаминов был расстрелян по приговору военной коллегии в 1938 году. Список на расстрел, где была его фамилия, завизировал лично Сталин, поскольку Сергей Иванович был начальником пароходства, это крупная номенклатурная должность.

Семью репрессировали, когда Ростиславу было всего 14. Ему пришлось сидеть в приёмнике-распределителе для детей врагов народа, потом с матерью он попал в немецкую оккупацию, затем был фронт, куда Ростислав пошёл добровольцем, санитаром. Бывший судовой врач, моряк, фронтовик и бывший зэка Ростислав Вениаминов в 1987 году принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре. Он очень много путешествовал и, уже приняв монашество с именем Иннокентий, на самолёте пролетел над Аляской, Алеутской грядой. На Аляске, по воспоминаниям, он любил бывать, но очень смущался, когда его там встречали с особыми почестями (говорят, он был похож внешне на святителя Иннокентия). Он умер в 2002 году в сане архиепископа на покое. «Духовное служение архимандриту Иннокентию было близко, потому он всегда живо интересовался наследием святителя Иннокентия, – говорит Игорь Курляндский. – Он даже говорил, что у него оставались вещи митрополита Иннокентия, но что с ними сейчас, я не знаю, очевидно, они остались у родных в Америке».

– Вы какие-то фамильные черты Вениаминовых ощущаете?

– Ну что значит «фамильные черты»? Я люблю всех своих предков – и со стороны папы, и со стороны мамы. В предках у меня были и крестьяне, и дворяне, и торговцы – люди самых разных национальностей. Но действительно, такой великий человек, как святитель Иннокентий, добрый пример в жизни показывает всем людям, кто соприкасается с его наследием. Я занимаюсь историей Русской православной церкви, историей отношений власти и церкви и в дореволюционную эпоху, и в советское время. Конечно, связь с митрополитом Иннокентием повлияла на выбор моей темы. У меня выходили научные труды, посвящённые моему предку, в 1990-е годы, в начале двухтысячных. Есть монография «Святитель Иннокентий как митрополит Московский и Коломенский». Я исследовал последний, московский период его жизни. Поднял все архивы, какие можно. Это и государственные фонды, и фонды монастырей, фонд Московской духовной консистории. Видел рукописи, письма, записки. Просмотрел всё, что мог. К сожалению, наши архивы очень плохо финансируются, людей не хватает, некоторые вообще в состоянии выдавать только по нескольку дел в день. Я старался поднять много новых материалов, ещё не все из них опубликованы.

Сейчас среди родственников святителя Иннокентия уже нет священников. Архимандрит Иннокентий (Ростислав Вениаминов) был последним. Но трудно представить, чтобы кто-то из этой семьи, а особенно историк, был равнодушен к теме «церковь и власть». Игорь Курляндский рассказывает, что в последние годы отошёл от темы своего замечательного предка и занялся фигурой Сталина. У него вышла в свет книга «Сталин, власть, религия», рассказывающая о взаимоотношениях власти и РПЦ в 1922–1953 годах. Историк попытался исследовать личность Сталина и причины его развивавшегося со времён семинарии особого вида безбожия, активного отрицания Бога. Игорь Курляндский проанализировал антицерковные документы, готовившиеся советским правительством, а также личное участие Сталина в их разработке.

– Это на вас так повлияло случившееся с прадедом и прапрадедом?

– Любой историк так или иначе соприкасается с политическими моментами. Но я не позволяю, чтобы политические убеждения влияли на мои научные изыскания и выводы. Я попытался проанализировать такое сложное явление, как «духовный мир» Сталина. В книге использовано много ранее нигде не публиковавшихся документов, в том числе из президентского архива. Проанализировав всё, я сделал вывод, что так называемый «православный Сталин» – это не более чем миф, который был специально создан. Не было никакого поворота Сталина в сторону церкви в 1939 году, перед войной, как принято об этом думать.

Как нам обустроить Аляску

Иннокентий Вениаминов, прадед Игоря Курляндского, в 1914 году был вольноопределяющимся лейб-гвардии Семёновского полка, потом служил в белой армии и красной. А в 1937 году был расстрелян

Однако в Иркутске Игорь Курляндский говорил не о Сталине. В нашем городе когда-то девятилетий Ваня Попов в Иркутской духовной семинарии получил фамилию Вениаминов, ещё не зная, куда приведёт его судьба и какую роль ему предстоит сыграть в жизни Аляски. Игорь Курляндский рассказал о двух ранее нигде не публиковавшихся записках святителя Иннокентия, которые удалось отыскать в архиве внешней политики Российской Империи. История этих поисков началась ещё в 1997 году, когда в «Американском ежегоднике» при посредстве академика Николая Болховитинова была опубликована найденная Игорем Курляндским неизвестная записка Иннокентия Вениаминова святителю Филарету, касавшаяся судьбы православия после продажи Аляски Америке. Именно поэтому доклад Игоря Курляндского на конференции был посвящён памяти академика Николая Болховитинова. Историк передал приветствие Иркутску от президента Московского историко-просветительского общества «Русская Америка» Владимира Колычева. Сам Игорь Курляндский много лет состоит в этом обществе.

– Очень интересно, как хранился архив митрополита Иннокентия, – говорит Игорь Курляндский. – Существовал личный архив святителя, пусть небольшой, но это были те бумаги, которые он сам комплектовал по группам: по назначению на пост митрополита, письма определённым людям, грамоты от государя. Потом этот архив разделили между двумя хранилищами. Первая часть попала в отдел рукописей Российской национальной библиотеки в Петербурге, вторая – в отдел рукописей бывшей «Ленинки» в Москве. Архивный фонд святителя из отдела рукописей «Ленинки» в 50-е годы прошлого века был передан в архив внешней политики Российской Империи, поскольку большинство бумаг в нём касалось внешнеполитических сюжетов, Русской Америки в частности. Материалы этих фондов активно использовал в своих работах историк Николай Барсуков. Многие документы он опубликовал в известном семитомнике, посвящённом святителю Иннокентию. Однако часть документов так и осталась неопубликованной. Они были выявлены позже в церковных архивах, архивах госучреждений. В частности, две записки об устройстве епархии в Америке, которые Иннокентий Вениаминов написал, уже будучи митрополитом Московским и Калужским.

«Ещё в 1867 году, когда заключался договор о продаже Аляски Америке, именно по настоянию святителя в него был включён пункт о том, что храмы, созданные русским правительством на отходящих территориях, остаются в собственности православной церкви», – говорит учёный. Святитель настоял и на том, чтобы определённый ежегодный процент от продажи русских колоний в Америке отчислялся на содержание православных храмов на Аляске. На отходящих землях нужна была новая епархия, и в записках митрополит как раз и даёт своё видение устройства американской епархии.

– Первая записка была написана скорописью, и её очень трудно было расшифровать, – рассказывает Игорь Курляндский. – Но ваш покорный слуга это сделал. Вторая записка сделана более ровным, писарским почерком. Первая была написана незадолго до выхода нового определения Синода об устройстве североамериканской кафедры 10 июня 1870 года. Вероятно, митрополит написал её в первых числах июня…

До продажи в 1867 году русских владений Америке существовало Ново-Архангельское викариатство Камчатской епархии, а кафедра располагалась в Ситхе. Возглавлял его епископ Ново-Архангельский, викарий Камчатской епархии Павел Попов. В 1870 году Синод образовал епархию Алеутскую и Аляскинскую и установил центр епархии в Сан-Франциско, а епископ стал называться Алеутским и Аляскинским. Как свидетельствуют найденные архивные документы, святитель Иннокентий принял непосредственное участие в организации епархии, переносе её центра и устройстве. Впервые план устройства американской епархии он высказал в письме к митрополиту Филарету в декабре 1867 года, не зная, что тот уже умер (письма шли долго).

Святитель предлагал учредить особую североамериканскую епископскую кафедру, подчинённую управлению духовных властей в столице России. И перевести резиденцию епископства из Ново-Архангельска в Сан-Франциско, где была сосредоточена вся торговля, откуда постоянно отправлялись суда и удобно было общаться с паствой североамериканских островов, где и пребывало православное население Русской Америки. В записке, найденной Игорем Курляндским, святитель даже приводит расчёты, что это будет выгоднее и дешевле и по климатическим условиям лучше. На прежней кафедре в Ситхе уже стало неудобно, да и «опасно от ссыльных». Святитель советует новому архиерею, как тот вступит в сан, отправляться в экспедицию, дабы «самому увидеться с православными племенами Аляски». Учитывал митрополит всё, даже то, знают ли претенденты на архиерейский пост английский язык и сколько будет стоит содержание архиерея. Просил увеличить с трёх тысяч до десяти, поскольку жизнь в Калифорнии дорожает. Он лично занимался подбором архиерея для проектируемой североамериканской кафедры, именно святитель Иннокентий предложил титуловать нового епископа не Ново-Архангельским и Алеутским, а лучше Алеутским и Аляскинским.

Вторая записка, найденная Игорем Курляндским, посвящена жалованью служащих в американских миссиях. Святитель критикует проект хозяйственного управления при Синоде. По его мнению, цифры жалований были занижены, и не учитывалось положение самих миссий – трудности, бедность. Например, квихпакскому миссионеру предлагалось назначить жалованье в 1350 рублей, тогда как Квихпак был местом, где проживало наибеднейшее население, где люди не видели овощей, а питались исключительно рыбой. Святитель считал, что именно этим священникам нужно платить больше. Как показало будущее, многое из предлагаемого митрополитом Иннокентием получило воплощение в жизни.

«Такие удивительные люди»

Потомков святителя Иннокентия никто не считал, говорит Игорь Курляндский. «У моей бабушки четыре внука, – рассказывает он. – У сестры, Анны Иннокентьевны, – внучка. Причём, что интересно, обе праправнучки святителя Иннокентия до сих пор живы. Бабушке моей 96 лет, а её сестре, живущей в Голландии, – 98. Вот такие удивительные люди». Служить в церкви пока никто из потомков не решился, но гены, склонность к подвижничеству, видимо, всё равно дают о себе знать. Брат Игоря Курляндского по отцу, 35-летний Дмитрий Курляндский, – известный современный композитор, победитель международного конкурса «Гаудеамус» в Голландии, лауреат швейцарской премии Джанни Бергамо в области классической музыки за 2010 год. В 2011 году он стал лучшим в конкурсе на сочинение оперы имени Иоганна Йозефа Фукса в Австрии. Курляндский – один из основателей группы композиторов «Сопротивление материала» (СоМа) и художественный руководитель Международной академии Московского ансамбля современной музыки в городе Чайковском. Он же выпускал журнал «Трибуна современной музыки».

«Не могу не сказать и о других потомках святителя – в частности, о своей замечательной тёте Анне Сергеевне Курляндской, – говорит историк, – она экономист, много лет работала в банках. А также о её детях от разных браков – тоже четырежды правнуках святителя – Сергее Раковском и Андрее Сидельникове. Они тоже стали экономистами».

Брат Анны Сергеевны мой отец, потомок святителя Александр Сергеевич Курляндский — тоже замечательная личность. По образовнию физик (он окончил МИФИ, кандидат наук), в юности он, не оставляя занятий наукой, увлекался джазом, был учеником знаменитого джазмена Алексея Козлова и играл в его ансамбле на клавишных инструментах, о чем А. Козлов упоминает в своих воспоминаниях. После «перестройки» мой папа занимается предпринимательством.

«Вы знаете, среди потомков святителя Иннокентия был ещё замечательный человек – Татьяна Тауэр, дочь Анны Иннокентьевны Тауэр (в девичестве Вениаминовой), сестры моей бабушки, – рассказывает Игорь Курляндский. – Татьяна была выдающимся музыкантом, арфисткой, работала в симфоническом оркестре Ленинградской филармонии под руководством знаменитого Мравинского, была профессором Ленинградской консерватории. Умерла она в 1994 году в Голландии от рака, ей было всего 48 лет. Бабушка Анна и дочь Татьяны скрипачка Анастасия Козлова сейчас живут в Голландии. Татьяна была очень близким мне по духу человеком и моим другом».

«Признаюсь, я желалъ бы, если бъ это было только возможно, чтобы и нигде не упоминалось мое имя, кроме обыкновенныхъ перечней и поминаньевъ или диптиховъ», – писал сам святитель Иннокентий. Однако люди не могут не вспоминать. Сейчас в издательстве Московской патриархии к выпуску готовится новое многотомное собрание сочинений митрополита Иннокентия Вениаминова. «В него войдут многие документы, записки и письма святителя, найденные в архивах, в том числе и вашим покорным слугой, – говорит Игорь Курляндский. – Они нигде и никогда до этого не публиковались. Найдено много новых уникальных документов, записок, писем, отчётов, которые составлял митрополит Иннокентий». Игорь Курляндский – редактор и составитель двух томов, посвящённых московскому периоду жизни митрополита. Сейчас уже готов первый том издания, рассказывающий о службе святителя на Алеутских островах, он, возможно, выйдет в этом году. А первую книгу о московском периоде можно будет, вероятнее всего, прочитать в 2013 году.

Страдания, кровь, смерть - это воспоминание. О войне батюшка не любил рассказывать. НО! ОДИН эпизод он постоянно всем в назидание любил повторять: после очередного артобстрела санитары собирали раненых бойцов, и вдруг из воронки послышался стон раненого. Батюшка подполз к воронке, а там лежит смертельно раненый молоденький лейтенант политрук, который всё время старался унизить, оскорбить его за то, что он был из семьи репрессированных и сам был репрессирован. "Вот такой удобный случай отомстить за все унижения и обиды!" -подумал санитар Ростислав, а политрук узнал его и попросил прощения за всё и просил достать из нагрудного кармана документы и письмо маме, а в документах лежала иконка Божьей Матери и поясок Живые в помощи. "Это мне мама дала перед отправкой на фронт", - сказал лейтенант. - Я знаю,что ты верующий, помолись обо мне и прости меня Христа ради". И тут свершилось чудо! Гнев пропал и и слёзы полились рекой. Он упал перед ним на колени и до последнего вздоха молился за его душу! Это был переломный момент в душе воина Ростислава и в будущем монаха ИННОКЕНТИЯ!

СУДЬБЫ

«ИМЯ ЕГО В РОД И РОД»

– Говори, говори со мною.

– Зачем, дедуля? Я устал и уже не могу говорить.

(Из разговора в Ашино в военный 1944 год деда и внука Вениаминовых)

Прапрадед

Я смотрю на два портрета и меня поражает сходство этих людей, современников столь отдаленных эпох: святителя Иннокентия (Вениаминова) – митрополита Московского, апостола Америки и Сибири – и его праправнука – архимандрита Иннокентия (Вениаминова), встречу с которым в Петербурге подарила мне судьба. О своем прапрадеде, жившем более века назад (1797-1879 гг.), о.Иннокентий рассказывает так:

– Когда еще святитель был простым священником, отцом Иоанном, он по своей доброй воле миссионерствовал в Сибири, на Курилах, Камчатке, Алеутских островах. Крестил кадьяков, американских индейцев, алеутов, колошей. Перевел на алеутский язык Катехизис, составил азбуку якутского и тунгусского языков. Перевел на них Священное Писание. Само собой деятельность его выросла в дело большого государственного значения. В Петербурге он создал Комиссию по миссионерству. Примечательно, что при нем образованность жителей в его епархии стала выше, чем по остальной России. Он совершил путешествие по Амуру, составил подробную записку об Амурском крае и перспективах его заселения. Также взял на себя заботу о благоприятном для России решении амурского вопроса, по его предложениям была размежевана русско-китайская граница. Царь высоко оценил его труды – наградил орденом св.Андрея Первозванного. И вот что интересно: тот орден святитель получил с цепью. А орден Андрея Первозванного с цепью полагалось носить только членам Августейшей семьи рода Романовых – все остальные носили на голубой ленте. Случилось это таким образом. Когда святитель Иннокентий приехал в Петербург из Якутии, Государь сразу же пригласил его и говорит: «Ну вот что, Владыко, я издал указ о награждении вас за ваши труды на пользу Отечества нашему, за веру, за любовь к Богу и людям орденом Андрея Первозванного. Указ готов, но пока Фаберже сделает орден, время пройдет». И он, сняв со своих плеч орден вместе с цепью, повесил его на шею владыке. Право ношения цепи закрепилось – его и на портретах с ней изображали. А ведь кто такой святитель Иннокентий? Простой русский мужик, крестьянин. И вот, представьте, к этому мужику подходили под благословение цари...

Архимандрит Иннокентий продолжает рассказ, и перед глазами предстает образ простого, крепкого телом и верою в Бога русского человека. Родился святитель Иннокентий, тогда еще просто Ванечка, в семье пономаря в таежном селе Анга. «Золотая головка, золотые ручки», – говорили о нем местные жители. И столярить, и слесарить умел с детства. Особенно же прилежен был Ванечка в делах церковных и в грамоте. Уже в 6 лет читал на литургии Апостол, блестяще окончил Иркутскую семинарию. После окончания семинарии обвенчался с девушкой Катериной из своего родного села. Первенец у Вениаминовых родился в Иркутске, где у отца Иоанна был большой приход и где он создал первую в истории церковно-приходскую школу. Другие его дети родились уже в Русской Америке, куда отец Иоанн вызвался служить сам – по «вдохновению истины», как он говорил. В 1823 году с женой, сыном, матерью и братом отправился он по Лене до Иркутска, далее лошадьми до Охотска, а потом на судне до Алеутских островов. На острове Уналашке отец Иоанн построил церковь. Выучил алеутский язык, научил туземцев делать кирпичи из местного материала, обучил их плотничьему и столярному мастерству, открыл на острове первую школу для детей, составил грамматику алеутского языка, записал местные песни и сказания. Много было друзей у отца Иоанна на Аляске и на Алеутских островах. Любили местные жители своего священника. Любили его и животные. Был кит по прозвищу Дружок, который спас отца Иоанна, когда тот на утлой лодчонке отправился на рыбалку. Прямо из-под вала цунами вынес кит священнический каяк к берегу.

Нежно заботился о.Иоанн и о своей семье, своей дорогой Катеньке и детях, передав им глубокую веру и любовь к Отечеству. Старший сын Гавриил стал священником в Амурском крае в церкви Благовещения. Именно в память о святителе Иннокентии и его сыне Гаврииле получил свое имя город Благовещенск. В 1867 году скончался митрополит Московский Филарет, и его преемником стал архиепископ Иннокентий. Главою Русской Православной Церкви он оставался вплоть до 31 марта 1879 года, когда почил в Бозе и был захоронен в Духовой церкви Троице-Сергиевой лавры. Внук святителя Иван (сын о.Гавриила) тоже принял священнический сан. Архимандрит Иннокентий в детстве хорошо знал его, своего дедушку,– отца Иоанна. Довелось встретиться ему с ним и в 44-м военном году.

Дедушка

«С южного фронта, – продолжает архимандрит Иннокентий свой рассказ, – направили меня в командировку в Гатчину. Путь мой лежал через город Кашин, где служил тогда дедушка о.Иоанн. Сошел я с поезда и отправился его разыскивать. У кого спросить, не знаю. Иду по железнодорожному полотну, навстречу старушка. Подбегаю к ней и говорю:

– Скажите, тут церковь где-нибудь есть?

– Церковь?! Ишь ты! Це-р-ковь ему нужна!

Я оглянулся. Кругом никого. Если она мне так и не скажет ничего, то я не увижу своего дедушку.

– Зачем она тебе?

Из вопроса понял, что церковь где-то все-таки есть.

– Вы не знаете, кто там служит?

– Ишь ты, еще и кто там служит!

Не хочет говорить. Снова спрашиваю:

– Вы извините, пожалуйста, а там случайно не о.Иоанн служит?

Она на меня как-то так посмотрела и молчит. Через некоторое время:

– Ну и что отец Иоанн, ну и что?

– Не Вениаминов?

– Для чего он тебе?

– Я его внук.

Тут бабулька моя встрепенулась:

– А, Боже мой! Внучек отца Иоанна! Да идем, дорогой мой. Я тебя сама к нему приведу. Идем!

И она меня привела в домик, в котором жил дедушка. Стучит в ворота и зовет: «Отец Иоанн, отец Иоанн!» Слышу его голос: «Что, милая?» – «Я к тебе какого гостя привела!» А он оттуда: «Какого ты мне гостя-то привела?» – «Да, внук твой – Ростислав!» Выходит дедушка, руки распростер: «Внучек ко мне приехал!» И вот там, в Кашине, ночью (дольше утра мне нельзя было задерживаться) он рассказал мне такую историю. Служил он в Семеновском полку – любимом полку Государя Императора. Карьера его ожидала блестящая. Пришел он однажды домой очень усталый, лег на оттаманку у себя в комнате и вдруг видит: открывается дверь, и во всем облачении входит его дедушка – митрополит Иннокентий. Дедушка Иоанн хотел было вскочить, взять благословение, но тот рукой предварил его: «Лежи, Ваня». Подошел к оттаманке и говорит:

– Ну вот что, Иоанн, оставь-ко ты светский образ жизни и иди послужи Богу!

Благословил и исчез. Дедушка тут же принял решение уйти со службы и сказал об этом своей жене. И жена его, бабушка моя Анна, ему ответила: «Ну что же, ты мой муж, как скажешь – так и хорошо». Ушел он со службы, блестяще закончил семинарию, затем академию, и по благословению Синода поехал на три года в Париж, служить в русском православном подворье. Там произошел с ним такой случай. Заметил он, что к нему в храм все время приходит какая-то старушка. За три года ни разу не перекрестилась – стоит молча, молится, потом приложится к иконам и уходит. Никогда его ни о чем не спрашивала. Примерно месяца за три до отъезда объявил о.Иоанн всем прихожанам, что он покидает их и уезжает на родину, в Россию. И тут она подошла к нему, попросила благословения и говорит:

– Отец Иоанн, мне так нравится, как вы служите. Я католичка. Примите меня в православие.

И он принял ее в Православную Церковь. Прощаясь, она со слезами на глазах, говорила ему:

– Вот, батюшка, не знаю, что вам подарить. Есть у меня родительский крест... (а ей было уже за 80, этой старушке). Возьмите на молитвенную память. Этот крест из чистой слоновой кости.

Он взял. Бабушка моя потом его на бархат вишневый положила. И этот крест теперь висит у меня над кроватью. Некоторые ревностные наши священники (архимандрит Иннокентий улыбнулся), когда приходят ко мне и, видя католический крест, говорят: «Ты что, не можешь православный крест повесить?» А некоторые говорят: «О! Католический крест – инте-рес-но...» А мне дорог этот крест с распятым Христом. Всякий раз смотрю на него и с нежностью вспоминаю дедушку своего...

По окончании службы в русском подворье в Париже дедушка вернулся в Россию и получил направление в Харьков на служение вторым священником в Свято-Духов храм. В то время Государыня Императрица Мария Федоровна очень почитала святителя Иннокентия. И вот однажды она, будучи проездом из Ливадии в Петербург, остановилась в Харькове и поехала на службу в Свято-Духов храм. Воистину в мире нет ничего случайного! Надо же было, чтобы как раз в этот день служил мой дедушка. Императрица находилась в царской ложе с архиереем. Все ее внимание было приковано к службе. Когда служба кончилась, Императрица говорит: «Владыко, кто этот новый священник? Как он служит, я ничего подобного в своей жизни не слышала и не видывала». Архиерей отвечает: «Это отец Иоанн Вениаминов». – «Позвольте, он что, однофамилец святителю Вениаминову?» – «Да нет,– отвечает архимандрит, – он его внук». После этого по желанию Императрицы дедушку Иоанна перевели в Петербург на служение священником в домашнем храме Государыни.

Вот такое приключение было с моим дедушкой. Он, конечно, тут же собрался и вместе с семьей переехал в столицу, где жил в Аничковом дворце под покровительством графов Шереметьевых. Так сложилось, что Шереметьевы покровительствовали нашей семье еще с тех времен, когда прапрадедушка мой, о.Иоанн, лишился своей супруги Екатерины и принял в Киево-Печерской лавре постриг с именем Иннокентий, и был хиротонисан в сан епископа Иркутского. Тогда заботу о детях его приняли благодетельные графы Шереметьевы. Но не думайте, что, живя под покровительством самой Императрицы и богатых графов, мой дедушка сам жил в роскоши. Да, было у него на его большую семью одиннадцать комнат, была прислуга, но никогда он не стремился к богатству. Когда умер его отец, протоиерей Гавриил, которому еще от святителя Иннокентия досталось наследство 600 тысяч в золотых монетах, то все это богатство, все до единой копеечки, пожертвовал он в Александро-Невскую лавру. Почему именно туда? Дедушка знал, что святитель Иннокентий, наезжая в Петербург, очень любил служить в Александро-Невской лавре. И его сын Гавриил, бывая в Петербурге, обязательно там же служил.

Мама рассказывала мне, что когда дедушка служил во время войны в Кашине, по его призыву прихожане церкви собрали средства на постройку танка, много пожертвований отправляли на фронт. Скончался дедушка о.Иоанн в 1947 году, в возрасте 93 лет. «Перед смертью он обратился ко мне, – рассказывала бабушка Аня, – читай мне Евангелие». Она стала читать. Потом, прервав чтение, спросила: «Ты меня слышишь?» – «Слышу». И так несколько раз. А потом он не ответил. Она к нему, а рука уже холодная. Ко Господу уходил без мук и страданий. Господь такой хорошей смертью награждает праведников».

Отец

А некоторых Он награждает еще лучшей смертью – мученической. Продолжая рассказ архим.Иннокентия, можно упомянуть, что такой смертью погибли его отец и дядя. Бесследно сгинули на Соловках. Семью Вениаминовых арестовали, когда Ростиславу (Славику, будущему архим. Иннокентию) было 14 лет. Мать его – красавица, умница, княжеских кровей – до самой смерти не могла забыть того страшного времени. Не сказала ни словечка о том, что с ней делали там, в застенках, отчего навсегда исчезла радость с ее лица. В бывшей кирхе на окраине Астрахани устроили детский приемник-распределитель, куда до купола, как сельдей в бочку, набили «вражье семя». Слева девочки, справа мальчики. Койки в пять ярусов. Слава дерзил надзирателям. Его отправляли в карцер. Есть давали селедку. Пить не давали. Так часов по 15 кряду. Ни сесть, ни встать – коленки упираются в стену. Колодец.

Праправнук

Ростислав Вениаминов просидел в распределителях два года. В его «Деле» были две записи: член семьи врага народа и «находился на временно оккупированной территории». Находился, когда Кубань, куда его с матерью забросила судьба, стонала под пятой гитлеровцев. Как только советские войска освободили станицу Тамиргоевскую, Ростислав ушел добровольцем на фронт. Был санитаром, вынес с поля боя более сотни раненых бойцов. Солдаты его любили, но не сложились отношения с замполитом. Бдительный комиссар узнал и доложил начальству, что парень пришел с оккупированной территории и что отца его и дядю расстреляли, а мать – социально чуждая.

– Мерзкое тогда у меня было сердце, грешное, – голос у архимандрита Иннокентия начинает чуть-чуть дрожать. Волнуется батюшка. Нелегко вспоминать прошлое: – Хотел стать врачом, хирургом, чтобы убивать всех комиссаров, коммунистов проклятых и всех НКВДэшников. За себя, за всех, кто страдал, за папочку, за мамочку. Как можно жить с таким сердцем?! Выношу я однажды одного раненого с поля боя. Мужик такой здоровый, сибиряк. А я худенький был. Тащу я его мимо воронки от снаряда и вдруг слышу: кто-то стонет, там, в этой воронке. Я своему сибиряку говорю:

– Ты знаешь что? Полежи пока, а я слазаю туда. Если он тяжелее тебя, ты уж прости, я его сначала отнесу на БМП (батальонный медицинский пункт – ред. ). А уж если что, тогда я тебя.

– Да, да, конечно, давай, давай.

Я спускаюсь в воронку. На мне автомат, как полагалось, смотрю... мой комиссар. Я так обрадовался, думаю: сейчас я выпущу в тебя всю автоматную очередь. И буду счастлив, что отомстил, хоть одному, за всех! Лежит он, а грудная клетка у него сзади осколком снаряда прошита. Дыхание хриплое и сквозь рану видно, как розовое легкое шевелится и пар идет. Он голову ко мне повернул и говорит:

– Вениаминов, подойди ко мне, пожалуйста.

А я так надменно над ним стою и отвечаю ему:

– Ну, чего тебе еще от меня надо?

А он (да простит меня Господь):

– Ты меня... не выноси... Не надо... Я... умираю. Только вот, знаешь... у меня здесь документы. Ты... отправь после... матери.

Ну, я полез, конечно. Обложка у него там, в ней партбилет и еще что-то. Раскрыл, а там иконочка, Казанская, и молитвочка «Живый в помощи»! Я смотрю на него и говорю:

– Какой же ты коммунист?

– Это мне моя мама... Прости... Я знаю, что ты верующий... Прости меня...

Тут Господь подарил мне Свое сердце. И я упал на колени, я просил у него прощения за свою несправедливость и за свое такое отвратительное, пакостное сердце. И он простил меня. Я молился всеми молитвами, какие знал, а он отходил у меня на руках, и я целовал его раны и благодарил Бога, что через великую милость Господа раскрылось мое окаменевшее сердце. И он ушел... Имя его было Иван.



Похожие публикации