Тайный смысл венчания в православной церкви. Основные правила обряда венчания в православной церкви

Православное венчание является многовековой традицией, которая возникла задолго до появления процедуры регистрации брака в ЗАГСе. Обряд венчания относится к семи таинствам, через которые передается невидимым образом благодать Святого Духа человеку. Венчание в православной церкви соединяет молодых в любви и верности перед лицом Бога, тем самым, олицетворяя брак в виде некого таинства, относящегося к духовному бытию.

Венчание представляет собой проводимое по определенному порядку или чину церковное богослужение, во время которого освящается таинство брака. Сегодня обряд венчания является модным «мероприятием», поэтому многие молодожены идут на этот шаг только из-за волнующей и впечатляющей красоты самого действа, не задумываясь о том, что это - не простая формальность. А между тем венчание является священным таинством, которое должно осуществляться только над теми, кто действительно верит и желает навсегда скрепить свой союз не только на земле, но и на небесах. Поэтому решение о венчании должно быть обоюдным, осознанным и хорошо обдуманным, поскольку расторгнуть церковный брак, не навлекая на себя гнева Божьего, нелегко.

Чаще всего на обряд православного венчания молодожены отправляются сразу же после регистрации брака в ЗАГСе. Однако это не правило. Можно, например, осуществиться священное таинство и в день годовщины свадьбы. Основой христианской церкви является семья, где главенствующая роль отводится мужу, который самоотверженно должен любить жену, которая, в свою очередь, обязана по доброй воле повиноваться своему мужу. Именно муж, по мнению церкви, обязан сохранить связь семьи с Церковью Христовой. Обряд развенчания может быть осуществлен в случае супружеской неверности, и только правящему Архиерею епархии дано право давать разрешение на церковный развод.

Обряд православного венчания осуществляется в церкви перед аналоем, где лежит крест и Евангелие. Само таинство совершается в два этапа: сначала следует обручение, а затем само венчание. Во время обряда жених и невеста дают обещание взаимной верности, а их союз благословляется по образу духовного союза Христа с Церковью и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для рождения и христианского воспитания детей. Только принявшие таинство крещения допускаются к совершению обряда православного венчания. В связи с этим и молодожены, и все свидетели венчания должны быть крещеными и носить нательные крестики. Кроме того, обряд венчания может быть совершен при условии, что мужу есть уже 18 лет, а жене – 16 лет.

Обряд венчания требует особой подготовки: выбрать церковь, выбрать дату из календаря венчания, ознакомиться с канонами православного венчания, приобрести подвенечное платье. Выбор места венчания является ответственным моментом. Определяющим фактором при выборе храма должны быть ощущения жениха и невесты. В выбранной церкви им должно быть легко и спокойно. За две-три недели до проведения православного венчания молодоженам следует посетить выбранный храм и ознакомится с правилами данного священного таинства.

Другим важным этапом подготовки к православному венчанию является выбор даты. Наиболее подходящим временем для венчания осенью является период после праздника Покрова, зимой лучше - период от Крещения до Масленицы, летом – период между Петровым и Успенским постами, весной - на Красную горку. Необходимо отметить, что обряд венчания не совершается по вторникам, четвергам и субботам, накануне храмовых и великих праздников, во время постов, в продолжение Святок, в период масленицы, Пасхальной (Светлой) седмицы, в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи, и Воздвижения Креста Господня. Согласно народным поверьям, не рекомендуется вступать в брак в среду и пятницу, а также 13 числа.

Обряд венчания не может быть осуществлен, если у одного из супругов это уже четвертый брак, если это брак между кровными родственниками вплоть до четвертого поколения, а также, если брак заключен между людьми, страдающими расстройствами психики. Кроме того, обряд православного венчания не может быть совершен, если молодожены являются представителями другой религии или атеистами. По традиции для совершения православного венчания молодожены должны иметь родительское благословение, хотя на практике его отсутствие не препятствует совершению священного таинства. Наличие беременности также не является помехой для осуществления обряда венчания. Венчание не сможет осуществиться, если один из будущих супругов имеет не развенчанный брак с другим лицом. Кроме того, церковь не одобряет союзы между крестными родителями и крестниками.

Обряд венчания совершает священник. При желании запечатлеть на фото или видео православный обряд венчания следует заранее обговорить все детали со священником церкви.

Определившись со временем и датой венчания, молодожёны должны согласовать ее со священником, поскольку сейчас во многих церквях практикуется предварительная запись. С собой на венчание следует взять свидетельство о регистрации брака. За пару дней до обряда венчания молодоженам необходимо посетить богослужение, накануне прийти утром на исповедь и причаститься. Кроме того, перед обрядом следует соблюдать пост в течение 3-7 дней (отказаться от спиртного, не курить, не употреблять мясную пищу, а также воздержаться от брачных отношений накануне венчания). Невеста на венчании обязательно должна иметь головной убор (фату или косынку), руки, плечи и декольте должны быть максимально прикрыты (стоит позаботиться о накидке). Макияж невесты должен быть неброским, кроме того, не следует использовать духи с резко выраженным запахом. Свадебный букет должен будет держать кто-то из присутствующих, поскольку у новобрачной руки будут заняты, она будет держать свечу.

Церемония венчания длится около сорока минут, поэтому лучше, если невеста наденет удобные закрытые туфли на маленьком каблучке. Обряд венчания требует определенных ограничений во внешнем виде невесты, поэтому от облегающих и коротких, а также от роскошных и пышных нарядов рекомендуется отказаться. Платье для венчания должно быть обязательно белым и говорить о скромности и кротости невесты, а также обязательно иметь длинный шлейф, который после церемонии можно отстегнуть. Считается, что чем длиннее шлейф, тем дольше супруги будут вместе. Платье для венчания может быть не только свадебным, можно выбрать скромный наряд светлых тонов. Скромность в наряде касается не только невесты, но и всех присутствующих гостей. Необходимо, чтобы на всех женщинах без исключения были надеты платья и юбки не броских оттенков. Если кто-то из гостей относится к обряду венчания как простой формальности или обязывающей процедуре, могут быть приглашены непосредственно на банкет. Совсем необязательно, чтобы все гости, присутствующие на регистрации брака, присутствовали и на таинстве венчания.

Молодожены для обряда венчания должны приобрести иконы Спасителя и Божьей Матери и освятить их в храме, обручальные кольца, венчальные свечи и белое вышитое полотенце, на котором они будут стоять во время священного таинства. До обряда венчания обручальные кольца отдают священнику. Во время обряда венчания необходимо будет держать венцы над головами новобрачных. Как правило, этой чести удостаиваются свидетели. Поэтому лучше, если они будут высокого роста, поскольку держать венцы в течение сорока минут – не простая задача, которая для человека низкого роста может оказаться просто непосильной.

Чин венчания совершается в такой последовательности: обручение, а затем венчание. Жених становится по правую руку, а невеста - по левую. Священник, после молений к богу о благословении, трижды благословив молодоженов, передает им зажженные свечи, символизирующие чистоту побуждений молодоженов к браку и супружескую любовь, благословенную Богом, после чего надевает обручальное кольцо на палец жениху, а затем невесте, которые предварительно были положены на престол для освящения. После этого три раза меняет их. По церковным традициям на венчание для жениха выбирают золотое кольцо, для невесты – серебряное.

После обряда обручения новобрачные выходят на середину храма, где священник задает им вопрос о добровольности принятого решения и о препятствиях для заключения церковного брака. Получив ответ на поставленные вопросы, священник и молодожены произносят молитвы, после чего выносятся венцы, которые возлагаются на головы жениха и невесты. Молодожены при этом читают молитвы, стоя на белом вышитом полотенце, которое символизирует одинаковую участь во всем. Затем выносят чашу с вином, которая выступает символом радости и невзгод, которые молодые с этой минуты будут делить всю жизнь. Молодым преподносится чаша с вином в три приема. После этого священник соединяет руки новобрачных и три раза обводит их вокруг аналоя под церковное пение в знак того, что отныне брак нерасторжим и заключен навечно. Обряд православного венчания заканчивается тем, что новобрачные встают у Царских врат алтаря, где священник выговаривает молодой семье назидание. После этого родственники могут поздравить молодых.

Браки совершаются на небесах, а происходит это посредством венчания, красивого обряда с многовековой историей. Хотя словосочетание «обряд венчания», возможно, не совсем правильно, ведь венчание – это одно из семи Таинств Православной Церкви, которое означает соединение двух людей навсегда по решению сердца и души.

Нередко люди венчаются, отдавая дань моде, и не понимая самой сути этого действа. Ведь венчаться могут люди, принявшие обоюдное решение оставаться вместе при любых обстоятельствах, пока бьются их сердца.

Венчание относится к священнодействиям, дающим человеку благодать от Господа и Святого Духа.

Венчание в православной церкви – правила

Церемония проводится по определенным правилам:

  1. Венчание проводится при наличии свидетельства о заключенном браке.
  2. Муж становится главой семьи, он обязан почитать свою жену, защищать и беречь.
  3. Обязанностью мужа становится хранение связи с церковью.
  4. Жена должна слушать мужа и признавать его главенство.

Проведенное венчание не подлежит отмене и пересмотру, но по особому разрешению проводится развенчание или развод по причинам:

  • прелюбодеяние супруга
  • душевная болезнь супруга (если на момент венчания человек уже болен, это является основанием для отказа в венчании пары).

Если прежний супруг жив и здоров, второе венчание возможно по разрешению архиерея. Пишется прошение с указанием причин развода, прилагаются документы (подробнее подскажут в любой церкви, там же дадут список нужных документов).

Должно знать, что разрешение архиерея лицам из распавшихся союзов дается только по терпимости к слабости нынешних христиан:

  • венчание проводится, при отсутствии препятствий (раньше проводилось обручение, о намерении пары связать себя браком объявлялось во всеуслышание – чтобы тот, кто знает об обстоятельствах, препятствующих этому, мог сообщить об этом);
  • человек может венчаться трижды, третья церемония разрешается крайне редко;
  • молодые и свидетели должны быть крещены, и во время церемонии на них должен быть крестик.

Допускаются церковные браки между христианами, один из которых – не православный, при этом обязательно крещение детей в православие:

  1. Если венчающийся не знает, был ли он крещен, он должен рассказать об этом священнику.
  2. О намерении венчаться пара сообщает священнику храма
  3. Для получения положительного решения церкви о совершении обряда пара должна изъявить согласие рожать детей и воспитывать их в православии.
  4. Есть ограничения по возрасту: венчаются мужчины от 18, женщины от 16 лет.
  5. Разрешение на венчание не получить, если:
  • не крещены;
  • жених и невеста являются родственниками, даже если родство дальнее;
  • у одного из супругов есть брак, заключенный ранее, или гражданские устоявшиеся отношения, о которых достоверно известно.

Сложно получить разрешение на венчание крестного и крестника.

Беременность молодой или отсутствие согласия и благословения родителей не являются препятствием для церемонии.

Время проведения венчания

Венчания проводятся в любое время года, но дата уточняется во время предварительной беседы со священником. Наиболее благоприятными считаются осень и зима (после Покрова и после Крещения). Весной венчают на Красную Горку, летом – в периоды между постами.

Часто молодые венчаются после регистрации, но и потом не поздно. По канонам православия невенчанные пары пребывают в блуде, поэтому верующим супругам затягивать с этим не стоит – прекрасно, когда дети рождаются в браке, освященном церковью. Решение повенчаться должно быть обдуманным и взвешенным – оба супруга должны не сомневаться в любви и преданности партнера.

Когда нельзя венчаться?

Церемония не проводится во время постов и накануне всех больших православных праздников. Следует учитывать месячный цикл супруги – ведь по правилам женщине нельзя входить в храм во время месячных.

Что нужно для обряда венчание в православной церкви

К проведению православного таинства нужно готовиться, недостаточно просто принять решение, но и знать подробности подготовки к знаменательному событию.

Последовательность действий приблизительно такая:

  • выбрать храм;
  • определиться со священником;
  • венчать пару может духовный отец супругов, даже священник из другого прихода;
  • побеседовать с батюшкой и выслушать его советы – для этого проводится предварительная беседа с молодоженами, во время которой разъясняется, как проходит венчание в церкви и что для этого нужно.

Если священник не просит молодых повременить с венчанием, нет никаких препятствий к назначению даты и времени проведения церемонии. Во время беседы уточняется, согласны ли молодые венчаться одновременно с другими парами – чтобы не получилось суматохи, которая испортит впечатление от события.

Венчание очень красиво, поэтому многие хотят сделать видеосъемку, фотосъемку. Следует согласовать это с батюшкой, попросить его проинструктировать оператора о правильном поведении.

Молодым предписывается поститься, это означает отказ от следующих действий:

  • употребление мяса;
  • курение;
  • питие спиртного;
  • интимная близость.

О продолжительности поста лучше уточнить у батюшки во время беседы, это несколько дней.

  1. Перед знаменательной датой необходимо сходить на богослужение.
  2. Обязательна исповедь и причащение святых даров.
  3. Заранее приобретаются освященные образа Спасителя и Богоматери.
  4. Нужны свечи, белое полотенце или плат, на котором будут стоять молодые. Атрибуты покупают свидетели.
  5. Покупаются кольца, перед церемонией их отдают священнику. По каноническим правилам мужское кольцо золотое, женское – серебряное, но сейчас этому не придается значения.
  6. Перед венчанием родители благословляют молодых, крестя их образами и поднося их для поцелуя. Мужчину – образом Христа Спасителя, женщину – Богоматери.

Сколько длится венчание в церкви по времени

Церемония длится достаточно долго, молодой стоит подумать о туфельках на низком каблуке.

Стоимость венчания в православной церкви

За венчание полагается платить. Конечно, это Таинство, которое не измеряется деньгами, но оплата производится не за благодать Божью, а за труд людей, проводящих церемонию.

При общении со священнослужителем следует выяснить эту сторону вопроса. Если сумма слишком велика для молодых, они должны сказать об этом. Иногда вместо оплаты священник предлагает паре сделать пожертвование церкви в посильном объеме.

Стоимость венчания в столицах начинается от 10000 рублей, это обусловлено красотой и знаменитостью храмов. Имеет значение и такое понятие, как намоленность места. В других городах и населенных пунктах венчают намного дешевле, в будние дни стоимость обычно ниже.

Венчание в церкви уже женатым парам через несколько лет после свадьбы

Жениху и невесте будет непросто выдержать в один день две торжественные церемонии, поэтому нередко эти два события разносятся во времени. Иногда венчание откладывается на несколько лет, и проходит немало времени, прежде чем пара решит узаконить отношения в церкви. Венчаются через 10 и 20 лет после регистрации, но если прошло много лет, то вместо венчания предлагается церемония церковного благословения.

Венчание изначально предназначено для молодых супружеских пар. Многолетний союз двух людей церковь благословит по иному чину. Батюшка объяснит, как проходит венчание для людей, которые вместе уже много лет.

Благословение имеет тот же смысл и значение, но церемония выглядит по-другому:

  • венцы и чаша с вином не нужны людям, прожившим целую вечность вместе, эти символы означают взаимное терпение, совместное преодоление трудностей и тягот;
  • молитвы о чадородии не подойдут для супругов, чьи дети уже выросли;
  • читаются молитвы, подходящие по смыслу.

Венчание без свидетелей

Обычно венчание проводится со свидетелями, которые выбираются из близких супругам людей. Они должны быть крещеными, состоять в законном браке. Разведенные мужья и жены, лица, состоящие в гражданском браке, не могут участвовать в церемонии. Допускается венчаться без свидетелей, если подходящих лиц не нашлось. В качестве свидетелей могут выступать родители венчающихся (если они состоят в законном браке, а если они венчаны, то это еще лучше).

Венчание без регистрации в загсе

Церемония не проводится без регистрации брака в ЗАГСе и предъявления соответствующего документа. Это исключает возможность двоеженства, поскольку религиозная организация не занимается проверкой данных прихожан.

Желая сочетаться узами брака, пара может не только расписаться в ЗАГСе, но и сочетаться более тонкими узами – узами духовного брака. Испокон веков исключительно таинство венчания в православной церкви скрепляло пары браком. На сегодняшний день эта традиция стала осуществляться редко, но это неоправданно. В браке содержится глубокий смысл, это серьезный и особый жизненный этап каждого человека, а потому он требует такого же особого закрепления. Прикоснуться к таинству венчания необходимо, чтобы ощутить всю важность события. Как оно совершается, будет рассказано далее.

Что такое таинство венчания и как оно проходит?

Таинство венчания – это обряд единения двух людей брачными узами и освящение этого брака божественной благодатью. Оно проводится в православных храмах для людей, которые хотят быть едиными не только перед государством, но и перед Богом. Это высшее проявление доверия, любви друг к другу, т.к. венчание может быть совершено только раз (изредка два или три, но в связи с особыми обстоятельствами). Разорвать самовольно такие узы, изменять, будучи в духовном браке – это уже не вопрос морали, а акт согрешения. Поэтому таинство венчание – это всегда ответственный шаг.

Обряд венчания построен так, чтобы внушить будущим супругам важность брака, растолковать его смысл, подготовить молодых к правильным семейным взаимоотношениям, направить на духовное развитие. Венчание позволяет очистить греховность людского единения, перевести его через черту греховности в форму чистого, благословенного Богом брака. Это проявляется в символике совершения обряда обручения и венчания. Таинство венчания сейчас проводят сразу после обряда обручения, совершая следующее:



Правила великого церковного таинства в православии

Таинство венчание – это обряд, который содержит выполнение строгих правил. Церемония состоит из 4-х этапов: обручения, венчания, разрешения венцов и молебна. Если ранее между таинствами обручения и венчания был временной промежуток, то в наши дни все этапы чаще сливаются в один, продолжая друг друга. Для совершения таинства венчания могут быть назначены дружка и дружок (свидетели, или восприемники). Выбираются специальные даты, т.к. не во все дни обряд венчания может совершаться. Молодые подготавливаются к таинству, постясь, пребывая в молитве.

Таинство венчания – это духовное действо, а потому должно совершаться с кротостью и достоинством. Церковь идет навстречу современным традициям, разрешая фото и видеосъемку во время проведения таинства, однако переговариваться, смеяться, ходить по храму, поворачиваться спиной к образам или просто отбывать время до окончания события категорически запрещается.

Что необходимо приобрести перед обрядом?

Для того чтобы осуществить таинство венчания в православной церкви, необходимо иметь некоторые предметы, которые несут сакральное значение и принимают непосредственное участие в процессе совершения обряда:

  1. Две иконы – Божьей матери и Спасителя. Раньше такие иконы передавались по наследству, если же их нет, то необходимо приобрести.
  2. Кольца (освященные). Раньше брались золотое (для жениха) и серебряное (для невесты), в процессе обмена кольцами во время обручения у жены остается золотое, у мужа – серебряное, что символично демонстрирует основу взаимоотношений в браке. Современная практика разрешает обоим молодым иметь золотые кольца, покупать украшенные камнями изделия.

Что нужно знать свидетелям?

Свидетели, которые по церковной традиции называются восприемниками, являются поручителями, помощниками для молодой семьи. Они, подобно крестным, должны заботиться о духовном становлении молодых в их браке. В прошлые времена принято было выбирать восприемниками людей, которые были опытными в семейных делах, благонадежными, чтобы они могли стать верными советниками на пути становления новой семьи. Сейчас это могут быть люди любого возраста, но с правильным отношением к делу.

Раньше они поручались за брак, расписываясь в метрической книге, в наше же время, когда церковный брак имеет только духовный смысл, но не юридическую силу, наличие восприемников не обязательно. Однако до сих пор на них возлагается помощь молодым во время таинства венчания в православной церкви – придерживание венцов во время прохождения вокруг аналоя. Свидетелям надо помнить, что они должны ответственно относиться к своей задаче, быть неравнодушными к будущей семье, быть крещеными и верующими людьми, кротко, с благоговением вести себя во время церемонии.

Как совершается обручение?

Таинство обручения – это обязательный этап бракосочетания, который закрепляет право жениха на невесту и наоборот, это момент создания пары перед Господом, нисхождения на нее благословения, а также время на моральную подготовку к свадьбе, на раздумья о сущности брака. Таинство обручения совершается в церкви, накануне или в день венчания. Таинство венчания есть логическим продолжением обручения, и может совершаться сразу после него, однако чем раньше обручаться молодые, тем больше времени у пары будет на осознание важности свадьбы, на подготовку к ней. Этапы:


Какой должна быть свадебная трапеза?

После таинства венчания в православной церкви, принято проводить свадебную трапезу в честь свершившегося брака молодых, во время которой их родственники, друзья, другие приглашенные могут передать поздравления молодоженам, порадоваться за них, подарить подарки. Церковная трапеза по христианскому обычаю и приметам, должна быть скромной и приличной. Не позволено: чрезмерно употреблять спиртные напитки, произносить пошлости, употреблять неприличные слова, петь нескромные песни, распущено танцевать.

Что может воспрепятствовать христианскому браку?

Любой христианин может сочетать себя узами церковного брака посредством таинства венчания в православной церкви, но есть некоторые исключения. Так, не разрешается венчаться в православной церкви:

  • Людям, которые на момент венчания состоят в браке с другим человеком, а не с тем, с кем собираются венчаться.
  • Людям, которые между собой состоят в кровном или духовном родстве (крестная-крестник).
  • Людям, которые вступают в брак более трех раз.
  • Людям, которые уже были повенчаны и не попросили о расторжении церковного брака у архиерея (допускается в пределах 3-х раз, последний раз не может привести к новому бракосочетанию).
  • Людям, не принявшим крещение.
  • Людям, которые являются неверующими или были принуждены будущим супругом к таинству венчания.

  • В определенные дни года: во время всех больших постов, в Пасхальную и сырную недели, в период от Рождества до Богоявления, по субботам, вторникам, четвергам, накануне двунадесятых и великих церковных праздников, накануне и в день Усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа и 11 сентября), а также Воздвижения Креста Господня (14 и 27 сентября). Исключения могут быть сделаны только по решению действующего архиерея.
  • Духовным лицам.
  • Несовершеннолетним, а также тем, чей возраст вышел за пределы брачного порога (60 лет для женщин, 70 для мужчин).
  • Тем, чей брак не был благословлен родителями (если они православные).
  • Молодоженам с разной верой.
  • Тем, кто стал виновником расторжения прошлого брака (например, изменщикам).

Видео о подготовке к венчанию

Подготовка к таинству венчания – сочетание молодых церковным браком. К подготовке необходимо относиться серьезно, вдумчиво, понимая глубокий смысл таинства. Цель подготовки к таинству венчания в православной церкви – это духовное очищение молодых, осмысление священной задачи брака. Это обязательно причастие, исповедь, пост, молитвы, которые помогут правильно осуществить переход молодых на другой жизненный этап, придать единству людей священный, а не греховный характер. Подробнее узнать, как правильно подготовиться к таинству венчания, вы можете, посмотрев видео:

(21 голос : 3.76 из 5 )

Рождение христианской семьи совершается по благословению Церкви, которая соединяет двоих в единое целое в таинстве венчания. О такой семье существует особое Божие промышление, так как в основании ее лежит евангельская заповедь о любви.

Что нужно знать христианину об этом церковном таинстве, как к нему подготовиться? Об этом и будет наш рассказ, предназначенный жениху и невесте, готовящимся к свадьбе, или не венчанным супругам, прожившим бок о бок быть может до самого золотого юбилея. Им всем мы предлагаем задуматься над простым вопросом, который так хорошо знали наши прапрабабушки и прапрадедушки - для чего люди венчаются?

Почему венчание преследовалось врагами Церкви?

Многие из наших читателей если и не присутствовали при совершении церковного венчания, то непременно имеют о нем представление по многочисленным кинофильмам.

Прежде всего вспоминается царевна-невеста в белоснежном подвенечном уборе. Горящие свечи, ликующие песнопения и церковные молитвы. Торжественное шествие за священником вокруг аналоя под сенью царственных венцов. Падающий с неба колокольный перезвон, славящий союз любви. Множество цветов и поток радости, переливающийся через край этого особенного дня, когда пред Богом и людьми двое впервые предстали как муж и жена.

Старшее поколение еще помнит, как совершалось торжественная регистрация во дворце бракосочетания или районном загсе в сопровождении свадебного марша Мендельсона. И лишь немногие после загса осмеливались венчаться тайком…

К делам давно минувших дней теперь относят эпоху лютых гонений на : разрушение храмов, преследование духовенства, искоренение самой веры. Не кровоточит наша память, встречаясь с фактом недавней действительности, когда один предприимчивый вождь народа самонадеянно «пророчествовал», как «покажет по телевидению последнего попа».

Так действовали враги Христа, последовательно воплощая в жизнь свой чудовищный план разрушения России - оплота православия.

Попрана самодержавная власть, оклеветана и расстреляна семья последнего государя российского, чтобы навсегда исчезли с лица земли и памяти нашей их иконописные лики, данный нам на веки истинный образ христианского брака. Начинает утверждается сатанинский разрушительный стереотип человеческих отношений. Иродиада становится идеалом новой женщины.

Как известно, она была из рода Маккавеев и внучкой Ирода Великого. Искала царских почестей и власти, которых не имела в браке с Иродом Филиппом, своим двоюродным дядей. В ее жилах смешалась кровь многих злых и сладострастных предков. Она склонила к прелюбодейной женитьбе брата своего мужа Ирода Антипу, правителя Галилеи.

Будучи всенародно изобличена Иоанном Крестителем в нарушении закона, она, затаив злобу, искала случая расправиться со святым пророком. Орудием мести стала ее дочь Саломия. В день годовщины восшествия на престол Ирода она угодила правителю и всем гостям своим танцем, и поэтому Ирод публично пообещал Саломии любую награду, даже до половины своего царства. Вот как описывает последовавшие за тем события Ф.В. Фаррар.

«Обрадованная девица побежала посоветоваться со своей матерью, и тут-то и представилась для Иродиады возможность удовлетворить свою кровожадную мстительность. “Проси, – сказала она, головы Иоанна Предтечи, чтобы тебе теперь же дали голову этого ненавистного пророка на блюде”. Ирод с ужасом выслушал эту просьбу. Она отрезвила его, так как шла вопреки всех его лучших убеждений. Если бы он способен был на какое-нибудь мужество, то легко мог бы отклонить эту просьбу, как не соответствующую цели его обещания. Но ложный страх перед людьми и жажда одобрения, страсть к популярности, тщеславие власти – все это подавило в нем лучшие побуждения. В темницу послан был палач, сверкнул меч, и, по просьбе безстыдной девицы, по наущению обезумевшей от ненависти прелюбодейки, вследствие тщеславной слабости преступного царька, отсечена была голова величайшему из рожденных женами! Эта голова, положенная на окровавленное блюдо, была поднесена княжне, и та отнесла ее своей матери, которая излила над ней всю свою ненависть, к какой только способна была негодная разъяренная женщина» (Ф.В. Фаррар. Из главы «Ироды» в книге «Совесть и грехопадение», СПб.,1998, с.120-121).

Впоследствии все трое - Ирод Антипа, Иродиада и ее дочь Саломия приняли мучительную смерть как Божие возмездие за смерть святого пророка Господня Иоанна Крестителя.

Священное Писание учит неразумное человечество о путях праведной жизни – “ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет”(). И все равно с тех пор, как стоит мир, человечество многократно угождало в капкан, расставленный духами злобы поднебесной. «Будете как боги», - слышится обольщающий шепот. И угасает свет разума. Куда теперь склонится чаша весов свободной человеческой воли? Разрушь и семью, и человек заблудится в темном лесу.

Не первый раз в истории христианства проливается кровь. Но не могут враги Божии одолеть Церковь. И на крови мучеников вновь воскресает вера. Неистребима любовь ко Христу всех, кто предал Ему свою жизнь и последовал за Ним, взяв свой крест. «Бог есть любовь», - свидетельствует апостол Иоанн Богослов (). Поэтому само христианство - религия жертвенной любви, у которой два пути: либо посвятить себя Богу и оставить мир, чтобы молиться о нем, либо, пребывая в миру, хранить благословенное супружество, чтя Божию заповедь: «и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (). И дал Бог обетование грядущему человечеству, что «семя жены сотрет главу змия» (), прозревая чрез тысячелетия скромный лик Пречистой Девы из дома Иоакима и Анны.

И вот свершилось Боговочеловечение. Первое, что сделал Спаситель, выйдя на путь служения - благословил брачную чету в Кане Галилейской. По церковному преданию это была свадьба Симона Кананита, который был потрясен произошедшем чудом - претворением воды в прекрасное вино. «Вот Он, обетованный Богом, долгожданный Мессия!» - открылось ему в тот день.

С тех пор каждый брак совершается по благословению Церкви, Главой которой является Сам Господь. Более того, христианский брак созидает свою незримую малую церковь, главой которой является муж, предстоящий пред Господом за всех своих домочадцев. Каждое наше молитвенное воздыхание известно Богу. Надобно только уметь дать место Божией заботе о нас и не забывать - «что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ().

И если муж и жена вне церковной ограды, жизнь их проходит среди бушующих страстей, которые царствуют в этом мире и крушат непрочные человеческие построения. Вражда и ссоры, ревность и супружеские измены чередуются в нем по замкнутому кругу, из которого нет выхода отвергающим Божию помощь. Об этом свидетельствует нарастающая волна разводов, обрекающая на одиночество и детей, и взрослых.

Береги честь смолоду

Все мы знаем эту пословицу, поставленную Пушкиным эпиграфом к повести «Капитанская дочка». А ведь это был эпиграф к самой жизни русского человека, ко всему его укладу и бытию.

Александр Васильевич Суворов потому и умножил славу русского оружия, что известные слова полководца: «Целомудрие моей дочери дороже мне жизни и собственной чести» , - были не только словами любящего отца. Они свидетельствовали о глубинной несокрушимости его духа. Потому и непобедима была суворовская армия, что жила по евангельским заповедям, составляя единое духовное целое со своим полководцем. Она могла всегда бесстрашно идти на смерть «За Бога, Царя и Отечество!». И этим крепка была наша держава, в которой так жил и веровал православный народ.

Как важно нам сегодня прикоснуться душой к этой патриархальной целомудренности, верно хранящей благочестивые обычаи своих предков. Они строили свою жизнь по слову Божьему. Тогда с житиями святых не расставались ни деды, ни внуки. Духовное наследие святых отцов и учителей Церкви было источником сокровенных раздумий о себе и о жизни. Животворящее слово Священного Писания и Священного Предания мыслилось как нетленное сокровище духа.

Так и современное пастырское слово исследует и поверяет нашу быстротекущую и изменчивую жизнь вечным словом Божиим, которое руководит священником, всегда находящимся в эпицентре человеческих проблем. Для этого ему, подобно апостолам, открыты «глаголы вечной жизни».

«В прежнее время забота о будущей свадьбе не настигала родителей внезапно. Почти с рождения собирали для девочки имение-приданое, прикидывали заботы женитьбы сына. В богатых домах высших сословий записывали за детьми различные блага: деревеньки, дома, откладывали деньги. В крестьянской семье девушке готовили укладку-сундук: шубы, одеяла, платья, рушники. Парню копили на свадьбу. Не зарекаясь от раздела, старались заготовить лишние сани, прикупить лесу, инструмент. Уже младенчик имел свою собственность: принято было дарить «на зубок», а позже к именинам «денежку» на будущее хозяйство. Таким образом, ребенок с самого детства, встречаясь с предметами и разговорами, касающимися его будущего брака, задумывался о самостоятельной семейной жизни.

Свадебные торжества были самым ярким событием в череде семейных праздников. Они выделялись своими длительными и устоявшимися обрядами, совершенно особыми и пышными платьями. Подарками. Песнями. Продолжались не один день. Гостей на свадьбах бывало помногу. Это тоже имело свое воспитательное значение. Старшая сестра или тетя, соседка в свадебном наряде, «как царевна», становилась центром внимания всей семьи, всей улицы, прихода. Девочка глядела, примеряя мысленно к себе такую необычную заботу и любовь близких и, конечно же, богатое платье. Мальчик смотрел на старшего родственника или братова приятеля и тоже размышлял о небывалом почете, которым окружают жениха. Надеялся когда-то испытать то же. В разговорах дети долго обсуждали свадебные подарки, перечень которых по обычной случайности становился достоянием родных и соседей.

Эти подарки также пленяли детское воображение. «Почему, за что ему такое уважение и дары? Что он такое сделал, чем заслужил?» - думало дитя. Спрашивали мать, отца. «Будешь трудолюбивой и скромной, и тебя возьмут замуж. Сошьем тебе красивое платье». «Будь хорошим помощником отцу, не лодырничай, не озоруй - хорошую девушку за тебя отдадут», - отвечала, наверное, мать. От подарков и сапог внимание ребенка переключалось на добродетели. Добродетель получала реальную награду - право быть завидной невестой, завидным женихом. Грех так же имел видимое и ощутимое наказание. «Кто тебя возьмет, неумеху?!», «Кого за тебя отдадут, непутевый?!».

Когда-то внимание наших соотечественников не было так рассеяно. Волнение за здоровье римского папы или небывалый паводок в Бразилии не беспокоили сердец. Зато более душевных сил оставалось на свои, семейные дела и заботы. К будущему браку сына или дочери подготавливались нешуточно. Нравственность, трудолюбие, религиозность, хозяйственные навыки, опрятность, здоровье, послушание родителям, забавы возможных претендентов в родню не ускользали от внимания окружающих. Все впечатления и сведения укладывались в памяти до времени, чтобы потом сделать единственный правильный выбор для счастливой судьбы дочери или сына. Своему «товару» также старались придать вид, дабы потом не было укоров от родственников. «Мать по пяти раз заставляла перестирывать. По углам платком проводила, проверяла, чисто ли. Говорила: «Как замуж пойдешь, на мне грех будет, что неряху вырастила». У ворот тоже не задержишься, обязательно из дому крикнут, что нечего, мол, улицу высматривать», - рассказывала одна женщина о своем воспитании.

И мальчики, и девочки помнили, что «хорошая слава лежит, а худая бежит», и старались не дать повода для худой славы, ведь расплатой за шалость в будущем мог стать позорный отказ при сватовстве, а то и одиночество.

То, что мысли подростка часто обращались к будущему браку, не означает, что у него развивалась плотская мечтательность. В этих думах не было ничего похотного. Свадьба притягивала воображение юных тем, что высвечивала, открывала для окружающих настоящее достоинство человека. Это не всякий мог осознать, но каждый чувствовал» (Священник Сергий Николаев. К женихам и невестам. М., с.5-9).

Так неспешно жила матушка Россия, вмещая в свой каждый день нехитрую мудрость благочестивого бытия, наследуемого из рода в род, твердо зная, что без этого невозможно спокойно смотреть в будущее. Это урок всем молодым и всем родителям, которые должны знать, что для того, чтобы оказаться с возжженными свечами у аналоя, жениху и невесте понадобиться вся их жизнь под родительским кровом. Из уклада, который бытует в отчем доме жениха и невесты, впоследствии складывается главное богатство новой семьи.

О родительском благословении, или кто выбирает невесту?

Были времена, когда жених и невеста впервые встречались только в церкви на венчании. Родительское благословение и воля были непререкаемым законом. Послушание и благочестие детей вознаграждал Сам Господь.

Чтобы узнать волю Божию, бывало, долго молились всей семьей у святых мощей угодников Божиих, заказывали молебны у чудотворных икон, направлялись в монастыри к духовным старцам, которым открыто человеческое сердце и виден Божий Промысл о вопрошающих совета. Известен такой разговор между преподобным и благоустроителем Дивеевской обители Николаем Александровичем Мотовиловым, состоявшийся в октябре 1831 года.

Мотовилов поведал старцу свою сокровенную тайну. Уже более десяти лет, как сердце его было отдано благочестивой девице Екатерине Михайловне Языковой. Но брак никак не устраивался, что необыкновенно печалило Николая Александровича, так как в образе своей первой любви он нашел для себя подлинно христианский идеал самоотверженного женского сердца и не думал искать или желать для себя никого другого.

Преподобный Серафим выслушал его со вниманием, расспрашивая обо всем подробно. И неожиданно поведал Мотовилову, что та невеста, которая преднаречена ему от Бога, сейчас еще мала, ей всего лишь чуть более восьми лет. И далее старец открыл пред изумленным Николаем Александровичем те обстоятельства, которые будут служить их знакомству в будущем и дальнейшему счастливому браку.

«Ведь иное, ваше Боголюбие, просить Господа Бога, чтоб Он преднарек кому невесту, как вот вы, например, просите теперь, чтобы я, убогий, упросил Господа, чтоб Он вам преднарек в невесты Языкову, - а иное, когда Господь уже Сам кому какую невесту преднарещи соблагоизволил, как вот, например, для вашего Боголюбия. Невесте вашей теперь не более восьми лет и трех-четырех или пяти месяцев. Уж это, поверьте, в точности верно, и сам я, убогий Серафим, вам в том свидетельствовать готов… Не о теперешнем времени я вам говорю, а о грядущем. Ведь я вам сказал, что жизнь велика, и в жизни многое случается. Так вот как с вами вперед случится, что вас станут укорять за какую-нибудь девушку, а ее поносить за вас, то вот тогда-то не забудьте просьбы и мольбы убогого Серафима - женитесь на девушке этой!»

«И Батюшка в третий раз поклонился мне, грешному, до лица земли, а я опять упал ему в ноги.

Вставши и прямо глядя мне в глаза, отец Серафим стал зорко в меня всматриваться и, как бы заглянув мне в самую душу, спросил:

Ну что же, батюшка, исполните вы просьбу убогого Серафима?

И я сказал:

– Если Бог удостоит исполнить, то постараюсь сделать, как вы желаете!
- Ну, - сказал отец Серафим, - благодарю вас! Не забудьте же эту девушку!… А она, скажу вам я, убогий Серафим, она, как ангел Божий и по душе, и по плоти..

Но, может быть, вы смутитесь, когда я вам скажу ее звание?.. Она - простая крестьянка!.. Но не смущайтесь сим, ваше Боголюбие: она и по праотцу нашему Адаму, и по Господе нашем Иисусе Христе сущая вам сестра!

Тут Батюшка стал говорить о том, как нам жить с будущей моей женой, и беседу свою завершил повторением просьбы своей, умоляя не забывать ни просьбы своей, ни беседы, а затем отпустил с миром, ничего уже не говоря о Языковой…

…В указанное время Мотовилов не имел еще никакого понятия ни о Дивееве, ни о той роли, которую с течением времени он должен был играть в судьбах этого последнего на земле жребия Царицы Небесной.

Восьмилетняя в то время девочка Елена Милюкова еще того менее могла подозревать, что когда-нибудь выйдет замуж, да еще за богатого дворянина, который в будущем не постоит ни перед чем, чтобы исполнить завет своего Батюшки, и в мирском облике станет тем служкой Божией Матери и Серафимовым, каким он стал по дивному смотрению Божиему впоследствии» (Николай Александрович Мотовилов и Дивеевская обитель. Издание Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря,1999, с.42,45-46,48.)

Раз браки совершаются на небесах, значит надо учиться слышать волю Божию о себе, которая христианину открывается через молитвенную жизнь его сердца, обращенного к Богу.

О благословении духовника

Когда вопрос о браке решается людьми церковными, то необходимо благословение духового отца или приходского священника, у которого жених и невеста исповедуются обычно.

Послушание духовнику помогает избежать тех ошибок, которые так часто совершаются из-за отсутствия жизненного и духовного опыта.

Когда в церкви совершается венчание?

Для церковного венчания жениху и невесте необходимо выбрать день для совершения таинства венчания и предварительно договориться со священником. Надо знать, что браковенчание совершается в особые, установленные церковью, дни – в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Исключение составляет дни накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников. А также в продолжение всех постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского.

В продолжение Святок – от 7 января до 20 января, во время Масленицы, а также в течение Светлой седмицы; накануне и в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября; накануне и в праздник Воздвижения Креста Господня – 27 сентября.

Само венчание является отдельной службой, совершаемой в церкви после литургии. В тот же день или накануне жених и невеста приобщаются Святых Христовых Тайн с тем, чтобы приступить к таинству венчания в чистоте духовной.

“Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией! – свидетельствует пастырь Божий святой праведный .

Для жениха и невесты, готовящихся к созданию новой семьи,- домашней церкви - пребывание на Божественной службе, особенно в такой для них день, самое лучшее духовное укрепление. Ведь Сам Господь принимает их на своем брачном пиру, которым является Святая Евхаристия. Не случайно в Евангелии Царство Небесное не единожды уподобляется браку и брачному пиру.

О символике обручальных колец

Таинство венчания предваряется обручением жениха и невесты. В старину оно совершалось отдельно от венчания и являлось испытанием верности и любви, залогом которых являлись обручальные кольца.

Само слово “обручение”, как указывает толковый словарь В.И. Даля (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля в 4-х тт., Русский язык, 1999, т.2,с.616.) происходит от слова “обруч”, или “кольцо”, являющееся древним символом вечности. А так как цель брака есть достижение нетленного образа вечности, то и непременным условием его совершения является обмен кольцами между женихом и невестой.

В древней Церкви епископ, совершая обручальное благословение, возносил такое молитвенное благопожелание:

“Благослови, Господи, кольцо это… ибо как оно венчает палец человека… так и благодать Святого Духа пусть окружает жениха и невесту, чтобы они видели сыновей и дочерей до третьего и четвертого рода, которые да восхвалят имя Твое”.

Таким образом, жених и невеста, “как чада света”, по слову апостола Павла (Эф.5,8), свидетельствуют всем, что они чисты и целомудренны пред Богом. Пламень свечей озаряет начало новой жизни, где свет - источник Божией святости. Союз о Господе обязательно привлекает к себе благодать Божию. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них” (). Жениху вручается невеста и муж принимает ее от Бога и Его Церкви, по слову блаженного Симеона. (Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского, СПб.,1856,с.353.) Все невесты прекрасны, как белоснежные лилии. Они радуют взор и веселят сердце. Не случайно Архангел Гавриил явился к Деве Марии с цветком лилии - символом целомудрия и чистоты.

Что означает каждение новобрачных?

Когда жених и невеста стоят с возжженными свечами, священник совершает крестовидное каждение новобрачных. Тем самым он призывает на них благодать Святого Духа, напоминая нам события из ветхозаветной книги Товита, где повествуется о женитьбе Товии, сына Товита на дочери Рагуила Сарре, предназначенной ему Богом в жены. И чтобы свершилась воля Божия, близ Сарры находился злобный дух, который умерщвляет всех женихов, приводя в отчаяние и невесту, и ее родителей.

Пламенно молились Товия и Сарра, чтобы Господь благословил их брачный союз. Молитва новобрачных была услышана. Архангел Рафаил, который привел Товию в дом его невесты, научил его, как каждением отогнать вражью силу (Книга Товита, главы 6-8.). Таким образом, крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Святого Духа, освящающего нас для благих дел.

Как совершается обручение?

Когда священник совершает каждение жениха и невесты, стоящих с возжженными свечами в храме, Церковь возносит молитвы, испрашивая у Бога мир, необходимый новобрачным, молится о ниспослании им совершенной любви и помощи, благодати для непорочного жительства, ибо только Единый Бог дарует брак честен и ложе нескверное. Молит Церковь об избавлении от всякия скорби, гнева и нужды, обращается ко Преблагословенной Владычице Пресвятой Богородице о заступничестве и спасении.

В своих молитвах Церковь вновь возвращает нас ко временам Ветхого Завета. Мы вспоминаем Исаака и Ревекку, которых друг для друга избрал Сам Господь. И священник, приводя их в пример, испрашивает благословения у Бога на обручение предстоящих здесь жениха и невесты, чтобы “союз любви положить им неразрушимый”.

Затем священник трижды крестообразно благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на святом престоле этой церкви.

Первый шаг соединения жениха и невесты священник сопровождает словами: ”Обручается раб Божий (называется имя жениха) рабе Божией (называет имя невесты) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь”. А потом обращается к невесте с теми же словами: “Обручается раба Божия (называет ее имя) рабу Божьему (называет его имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

Супружеский союз несет в себе залог единства и вечности. Кольца надеваются на персты правых рук, знаменуя благословение на всякое доброе дело - “…и десница раб Твоих благословится” - говорит текст молитвы, читаемой священником после обручения. Кольца свидетельствуют о благодатной помощи в сохранении супружеской любви, немеркнущей благодаря Божией милости.

Что означает белый плат под ногами жениха и невесты?

С пением псалма царя Давида “Блаженны все боящиеся Господа…” жених и невеста с возжженными свечами выходят на середину храма и становятся пред аналоем, на котором лежат Святое Евангелие и крест Христов. Этим Церковь показывает, что во всех путях своей жизни, во всех начинаниях, супруги должны следовать евангельским заповедям. А Крест Христа Спасителя должен укреплять их духовно в несении собственного креста, заповеданного Господом всем христианам.

Под ногами новобрачных белое полотенце или белая ткань - символ единства и радости нераздельного жительства в супружестве. Как и подвенечное платье невесты, эта белоснежная ткань говорит о чистоте и целомудрии вступающих в брак, о том, что их мысли, чувства и дела так же безупречны по отношению друг ко другу и ко Господу.

О чем жених и невеста возносят обеты Богу во время венчания?

Когда смолкнут церковные песнопения и в храме станет тихо, священник обращает к жениху и невесте поучительное слово Церкви, которое приготовляет их к произнесению брачных обетов.

Обеты даются верующими или в благодарность Господу за оказанную небесную помощь, или при молитве о помощи Божией. Нарушение обетов, данных Богу, составляет грех против третьей заповеди Закона Божия: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно”.

Поэтому прежде, чем будут произнесены обеты, священник вопрошает новобрачных, начиная с жениха: “Имеешь ли (называет его имя) произволение благое и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жены (называет имя невесты)…” Согласие жениха свидетельствует, что отныне он готов взять на свои плечи всю ответственность за свою семью и будет заботиться и о жене, и о детях, которыми Господь благословит их союз, отныне он сознает себя главой семьи по образу Христа, являющегося Главой Церкви, по неизреченной любви к которой взошедшего на Голгофский Крест.

И следующий вопрос священника: “Не обещался ли иной невесте?” Отрицательный ответ жениха свидетельствует о его благоразумии и чистой совести, верности и готовности быть домостроителем своей семьи, как служитель Христов и домостроитель Таин Божиих (): “От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным”.

Те же вопросы предлагает священник и невесте: “Имеешь ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, взяти себе в мужа сего (имя жениха)…” Своим ответом невеста свидетельствует, что ей известно призвание жены и матери и она готова быть верной помощницей мужу, любящей супругой и добродетельной матерью по слову премудрого Соломона: «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверенно в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей” ().

Ответы невесты: “Имею, честный отче”, “Не обещалась, честный отче” также свидетельствуют о ее благонравии и благочестии, готовности быть мужу и детям надежной опорой в жизни.

Брачные обеты жениха и невесты подтверждают пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость их намерений. В христианском браке такое свидетельство является главным условием для признания жениха и невесты - мужем и женой.

«Положил еси на главах их венцы…»

Когда женихом и невестой произнесены брачные обеты священник приступает к совершению таинства венчания. Как любое церковное действие оно начинается с молитвенного прошения, призывающего благословение и милость Божию на всех молящихся. Священник вспоминает Богом благословенные браки святых праотцев и призывает на будущую семью благословение Господне, которого сподобились Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа, Захария и Елизавета; священник вспоминает благословение брачной четы Господом в Кане Галилейской и просит Его, невидимо предстоящего здесь, благословить союз рабов Божиих, чьи имена он громко называет и молит о даровании им мирной и долгой супружеской жизни, благословение будущим детям и благополучие всему дому.

В следующей молитве священник молит Господа сохранить брачующихся, как сохранены были в ковчеге Ной и вся его семья, как чудесно спасся Иона во чреве китовом и три отрока в пещи Вавилонской обрели в огне небесную прохладу.

Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы “утверждают основания домов” ().

И вот наступает тайносовершительная минута, когда священник возлагает на благословенную чету венцы - знамение царской власти.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и освящающий его. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (называет его имя) рабе Божией (называет имя невесты) во имя Отца и Сына и Святаго Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святаго Духа”.

Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте особую честь за духовный подвиг соблюдения целомудрия до брака.

При возгласе священника: “Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)”, - свершается таинство брака. Церковь провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи – малой церкви. Церковное благословение знаменует вечность и нерасторжимость рожденного союза: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” ().

Кто такие свидетели при венчании?

Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то принимают и держат их восприемники, или свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом - друг. Они являются молитвенными хранителями этого брака, духовными наставниками, поэтому “должны быть православными и боголюбивыми” (Сочинение блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского, 1856,СПб, с.357.), - дополняет блаженный Симеон.

Чему научает мужа и жену слово святого апостола Павла и евангельское чтение о брачном пире в Кане Галилейской?

И слово апостола Павла к церковной общине Эфеса, и евангельское чтение о пире в Кане Галилейской говорят о главном - о послушании как непреложном законе всех взаимоотношений между христианами.

“Что скажет Он вам, то и сделайте”, - говорит Божия Матерь. И вот исполнили, как было сказано, и обрели нежданно в сосудах вино с избытком.

И святой апостол Павел призывает верующих: “Повинуйтесь друг другу в страхе Божием” (Эф.5,21). То есть ради Христа, ради любви к Нему. И мир входит в их дома и сердца, и благословляет Господь, даруя им блага земные и небесные.

Брачный союз подобен нерасторжимому единству Христа и Его Невесты-Церкви, идущих во имя любви друг ко другу на добровольную крестную жертву. Господь во имя любви и спасения человечества восходит на Голгофу. Церковь, чьи верные чада жизнью во славу Божию и смертью за святую православную веру свидетельствовали свою любовь к Богу на протяжении двух тысячелетий непрестанной духовной брани.

Что символизирует испитие вина из общей чаши молодыми?

После чтения Евангелия Церковь вновь возносит свои молитвы о новобрачных. Затем священник приносит чашу с вином и, благословив ее, подает новобрачным. Жених и невеста поочередно пьют из нее во ознаменование отныне их нераздельного бытия, как духовного, так и телесного, а также во свидетельство их единения в благомыслии о Боге.

О хождении вокруг аналоя

Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу чрез руки священника жены от Самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг во все времена служил знаком вечности, потому хождение вокруг аналоя символизирует нерасторжимость заключенного союза. Оно совершается трижды во славу Святой Троицы.

Следуя за священником, новобрачные поют церковные тропари, смысл которых открывает сокровенное значение их брака как единение во Христе для служения Богу.

“Исае ликуй, Дева име во чреве, и роди сына Эммануила, Бога же и человека, восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем”.

Так Церковь воспевает самое радостное событие во Вселенной - Рождество Христово. Это песнопение в контексте с происходящим в данный момент в храме раскрывает новобрачным, что рождение их семьи находится теперь в череде церковных событий и имеет ту же цель, что и Боговочеловечение - спасение друг друга для вечной жизни со Христом.

Затем воспевается тропарь “Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим”.

Это молитвенное взывание к тем, кто принял добровольное страдание, принесшее венец мученичества, и сподобился через это Царства Небесного. Церковь тем самым говорит нам, что добрые супруги терпением скорбей уподобляются христианам, стяжавшим мученические венцы за свой крестный подвиг исповедничества веры во Христа.

В завершении воспевается тропарь “Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, ихже проповедь, Троице Единосущная”.

Это песнопение напоминает, что путь благовестия Христова ожидает каждого христианина, ибо по слову апостола Павла: ”Сердце верует к праведности, уста исповедуют ко спасению” (). Следуя этим путем, муж и жена должны быть прежде всего достойным примером для своих детей и верными помощниками друг другу.

Напутственное слово Церкви

В старину новобрачные семь дней пребывали осененные венцами и только на восьмой день особым чином в храме разрешались от них. В современной практике отъятие венцов совершается по окончании торжественного шествия. Священник произносит об этом краткую молитву. Но всю последующую жизнь эти венцы будут незримо украшать мужа и жену, если они будут всегда следовать правде Божией, хранить мир и любовь друг ко другу.

Заключает венчание особая молитва о новобрачных, в которой священник испрашивает у Господа благословение на всю их жизнь, а также благочадие и долгожитие. Обращается он и к Божией Матери, испросившей у Господа милости для новобрачных в Кане Галилейской.

Вспоминаются в этом молитвенном прошении и боговенчанные святые равноапостольные царица Елена и царь Константин, особо чтимые Церковью. Они первые из земных царей приняли христианскую веру и утвердили ее как государственную, приведя в лоно Святой Церкви Христовой всю подвластную им вселенную.

В молитве о новобрачных Церковь обращается к святому великомученику Прокопию, который своими страданиями за Христа воодушевил стяжать венцы мученичества двенадцать благородных женщин, взошедших на крест, как на брачный пир.

Подобными примерами новобрачные призываются Церковью хранить в сердце апостольскую ревность и служить Богу своими трудами, ибо отныне они являют собой малую церковь, благословенную в день их венчания Господом нашим Иисусом Христом.

“Многия и благия лета…” воспевает новобрачным Церковь, а священник обращается к ним с пастырским словом, которое они должны выслушать с особым вниманием, ибо по наитию во время свершения таинства священник говорит слово не столько от себя, сколько открываемое ему Господом по благодати священства, говорит именно то, что важно для предстоящих пред ним и перед Богом. Его слово будет о самом необходимом на поприще семейной жизни, где они призваны служить ближним и Богу.

О нерасторжимости церковного брака

Церковный брак нерасторжим, за исключением случаев смерти одного из супругов или вины прелюбодеяния. Об этом нам свидетельствует Священное Писание:

«Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ().

«Они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает»

«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как Я; но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться»

«А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» ().

Что может препятствовать христианскому браку?

Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати как человеческое устроение, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Однако условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Не всякий гражданский брак может быть освящен Церковью.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз, тогда как по гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Венчание невозможно, если кто-либо из супругов не крещен и не собирается принять крещение перед венчанием или пришел на венчание по чужой воле.

Венчание невозможно, если один из супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Для этого необходимо расторжение гражданского брака, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый брак.

Препятствием к совершению браковенчания является кровное или духовное родство жениха и невесты. Если они являются восприемниками при крещении одного человека, то их брак не может быть благословлен Церковью.

О свадебной трапезе

Святая Церковь предостерегает от неблагоговейного поведения после совершения таинства венчания как самих новобрачных, так и приглашенных гостей. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: «Не подобает на браки ходящим скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам». Брачный пир должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Об этом должны позаботиться свидетели на свадьбе, которые по русскому обычаю являются одновременно и почетными гостями, и благочестивыми разумными хозяевами на брачном торжестве.

О супружеской жизни

В постановлении одного из Карфагенских Соборов говорится: «Жених и невеста, по получении благословения, должны проводить следующую ночь в девстве из благоговения к полученному благословению».

Церковь осуждает невоздержанное проведение молодыми супругами «медового месяца». Их сдержанность и умеренность будут вознаграждены тихой радостью и счастьем первых дней новой, совместной жизни.

Также воздержание требуется по церковным канонам во все воскресные и праздничные дни, дни причащения, покаяния и поста. Преподобный говорил юноше, вступающему в брак: «…И еще храните чистоту, храните среды и пятницы, и праздничные, и воскресные дни. За не хранение чистоты, за не соблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мертвыми, а при не хранении праздников и воскресных дней жены умирают родами».

То же писал в одном письме и старец : «Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены».

Умение сдерживать себя в супружеской жизни приносит благие плоды душевного мира и благоденствия в семье, укрепляют мужа и жену духовно, делает их способными противостоять скорбям и испытаниям, неизбежным в семейной жизни, воспитывают их способным к жертвенности и самоограничению.

Каким святым молиться о благополучном браке?

Во всех православных молитвословах можно найти молитвы на разные случаи семейной жизни. Каждое наше молитвенное воздыхание Господь слышит, но в жизни нас окружает именно то, что благопотребно для спасения нашей души, которая в очах Божиих безценна. «Стучите и отверзется..», - говорит нам Господь.

О благословении на вступление в брак молятся Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Казанская», благоверному князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам.

О совете и любви между мужем и женой молятся святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову.

О всякой семейной и бытовой нужде - святой блаженной Ксении Петербургской.

При безчадии совершают молитвы праведным богоотцам Иоакиму и Анне, святому пророку Захарии и Елисавете. При желании иметь дитя мужского пола - преподобному .

О воспитании детей в христианском благочестии - мученице Софии и преподобному Сергию Радонежскому.

О помощи в житейских делах, о благословении Божием над домом - священномученику Власию, епископу Севастийскому.

«Без Бога не до порога»

Мы надеемся, что наш рассказ о церковном таинстве венчания поможет читателю серьезно задуматься о себе самом. Последние поколения россиян выпали из церковной жизни и почти сто лет были лишены какого бы то ни было религиозного опыта. Большинство из нас так и продолжает жить, следуя общепринятым стандартам, плывя по течению среди соблазнов мира сего. Разве среди этого грохота, толчеи и круговращения найдется место для вечности? Разве может Господь, стучащий в наше сердце, быть услышан? Разве такая жизнь не подобна нарисованному солнцу, которое и не светит, и не греет?

Но стоит переступить порог храма, стоит присоединить свое сердце к общей молитве, как неведомое прежде бытие откроет нам сокровенную радость общения с Богом. Тогда станет очевидным и непреложным многовековой опыт русской жизни, запечатленный в простых словах “Без Бога не до порога”.

В заключении нашего рассказа о церковном венчания напомним главное - это таинство есть особое благословение Церкви, Главой которой является Сам Господь. Поэтому так важно приступить к нему подготовленным, собранным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды, “ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”().

(25 голосов : 4.24 из 5 )

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ().

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Какой должна быть свадебная трапеза

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, - от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Что может препятствовать христианскому браку

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания - кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Когда не совершается венчание

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.
См. .



Похожие публикации