Вопросы для домашней группы церковь. Домашние группы


Самое важное, что Господь делает сегодня в мире – Он неустанно по Своему извечному мудрому определению строит Свою церковь. Это не здание, не фирма, не организация, не ассоциация, не корпорация или бизнес, и не частный кооператив. Это также не культурный или этнический или развлекательный или интеллектуальный центр; это не театр, не филармония, не концертный зал, не зал органной музыки или хорового искусства, это не массажный салон, где притушив свет человек должен расслабиться, это не планетарий где люди смотрят в потолок и не дизнилэнд где их глаза хаотично бегают по сторонам, «it’s not bucks nor bricks».
Это живые люди, которых Бог, возродив Своим Духом через проповедь Евангелия, сделал Своими детьми и соединил в одну семью с определенной целью.

Церковь это Божьи люди, объединенные Святым Духом в Тело Христа с целью жить Христовой жизнью для славы Божьей и приводить людей ко Христу для той же цели

Божья церковь по всей земле выражает свое существование в поместных общинах в разных странах и городах, которые, в свою очередь, очень разнообразны и по своему специфичны и имеют свои особенности развития.
Думаю, что пришло время в этот период развития нашей церкви более детально посмотреть на одну из очень важных аспектов жизни церкви –служение домашних групп.
Сразу хочу сделать очень важное уточнение – мы называем эту часть нашей церковной жизни служением домашних групп, (не ячейками, не клетками, не программами, не «разборами», не клубами, и не кружками) потому что нам не просто важно наличие групп и их количество и мы не ставим перед собой цель просто занять людей чем то интересным или создать новую программу религиозной активности. Мы называем это служение домашних групп, потому что это очень существенный фактор в развитии церкви, способствующий достижению общей цели, которая определяется Словом Божьим – «дети Божьи, зрелые, радостные, свободные и использующие свою свободу для созидания церкви и влияния на мир».
Еще нужно отметить, что по важности и приоритетности это служение уступает только одному служению – библейской проповеди, без которой церковь перестает быть церковью в библейском смысле слова. (У нас есть много других служений в церкви и все они существенны и актуальны) Хотя, если внимательно посмотреть, то домашние группы есть ничем иным как продолжением пасторской проповеди.
Итак, домашние или малые группы играют сверхважную роль во всем этом процессе достижения этой цели и мое желание сегодня помочь всем нам ясно увидеть в чем именно эта роль заключается, какую функцию имеют малые группы в жизни поместной церкви и побудить вас всех, друзья, стать живой частью этого процесса.
Мы с вами рассмотрим этот вопрос во свете Писания в следующем порядке:
1) Библейское основание



1. Библейское основание для существования и служения домашних групп.

Домашние или малые группы это не просто красивая идея какой то одной церкви или какого то способного образованного семинариста пастора или творческой группы по созданию альтернативных програм. Это также и не идея американского происхождения.
Концепция домашней группы берет свое начало в Слове Божьем, которое для каждого верующего является «каноном» или авторитетом или измерителем всей жизни как личной так и церковной.
И это важно слышать и знать, потому что служение не может обойти вас стороной, если вы верующий человек и находитесь в этой церкви или думаете быть в этой церкви.
Я приведу несколько текстов – некоторые из них достаточно прямо говорят о домашних группах, некоторые – в силу их применения показывают, что домашние или малые группы необходимы и очень важны для развития церкви и ее здоровья.
Деяния 2:41-47 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч; и они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении, и преломлении хлеба, и в молитвах…. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа.
Деяния 5:42 «…И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе»
Деяния 8:3 А Савл терзал церковь, входя в дома и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.
Деяния 20:20-21 «… как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа»
Римлянам 16:3-4 Приветствуйте Прискилу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, — и домашнюю их церковь.
Римлянам 16:15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
1Кор 16:19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствует вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею церковью.
Колоссянам 4:15 Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.
Филимону 1:1-2 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему и Апфии (сестре) возлюбленной, и Архипу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви….»
Это были тексты, которые очень ясно говорят о жизни церкви, выраженной в малых собраниях верующих.
Несколько текстов теперь, где нет упоминания о малых группах, но в качестве их применения, показывают их необхоидмость. Первый из них это великое поручение Иисуса Христа…
Матфея 28:18-20

«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».
Обратите внимание на масштаб, серъезность, и интенсивность той работы, которую Христос оставил своим ученикам – научите ВСЕ народы, т.е. сделайте людей Моими учениками.
Это задача, которую Христос поручил, чтоб мы делали постоянно и везде. Если вы изучали этот текст, то слово идите в греческом, это деепричастие и должно было быть переведенным как идя (as you go оr while you are going). Это значит, что христианин это тот, кто в любом месте, на работе, по дороге, в школе, в доме итд должен быть учеником Христа, Его последователем, Его отражателем. Одной воскресной проповеди недостаточно, чтобы все, что повелел Христос научить.

Домашние группы предоставляют такую возможность – учить соблюдать или применять истину и учение Христа в повседневной жизни.
Еще один текст, который указывает на ту же сферу жизни церкви, только акцент здесь на всю церковь, которая должна быть живым организмом.
Ефесянам 4:16 Все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидании самого себя в любви»
В теле нет ни единого органа ненужного или лишнего. Каждый верующий при действии в свою меру является созидающей частью тела. Еще одна деталь – созидание тела, т.е. его развитие и благополучие возможно только тогда когда каждый член взаимодействует.
Мы, лидеры церкви, меньше всего заинтересованы в количестве народа, собирающегося на наши воскресные собрания. Это конечно хорошо, что вы приходите и мы уверены, что вы получаете благословение от каждого собрания. Но что важно для пастырей и лидеров церкви – насколько каждый член церкви является живым органом тела, что возможно увидеть не на наших больших собраниях, но в контексте малой группы верующих.
Итак, мы видим, что концепция домашних групп – не плод человеческого ума или каких то субьективных желаний. Это жизнь церкви как тела Христова…
Не иметь времени для этого, нерадеть об этом, быть пассивным или пренебрегать этим, может быть доказательством безучастности или непринадлежности к телу, но больше этого – непослушанием Богу.

Евр 10:25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.

2. Библейские цели для домашней группы

Малые группы имеют очень библейские цели. Это те характеристики группы или ее отличия, которые делают определнную группу конкретных людей отличающейся от каких либо других.
Поэтому, прежде чем мы изучим библейские цели домашних групп, указанные в Писании, нам нужно указать на неверные или те, которые могут очень незаметно заменить их.
Мы сперва ответим на вопрос чем домашние группы не является и затем посмотрим на их отличия или цели.

a. Чем домашние группы не являются?
i. Это не ток-шоу с занимательными личностями
ii. Это не место теологических дебатов или споров
iii. Это не клуб «друзей-единомышленников»
iv. Это не клуб знакомств
v. Это не «друзья по несчастью» (АА)
vi. Это не место, где каждый может выговориться от души или говорить что «на сердце» или что угодно
vii. Это не место, где можно просто хорошо провести время
viii. Это не группа людей с одинаковыми интересами (политика, рыбалка, бизнес, развлечения, хобби, национальность, родство)
ix. Это не группа «просто общение» или «просто пение»
x. Это не время только «чаепития» или более «насыщенной посиделки»
b. Для чего домашние группы существуют?
Отвечая на этот вопрос хочу отметить, что это не просто характеристики или отличия хорошей функционирующей домашней группы. Это намного больше.
Богословы называют это средствами получения благодати (means of grace), что наверное лучше назвать средства роста в благодати. Позвольте мне несколько объяснить это. Все, что мы получаем в христианской жизни, и саму жизнь, мы получаем незаслуженно, по благодати. Но у Бога есть Его же пути, которые Он предназначил для духовного роста Своих детей.
В индивидуальном порядке, в жизни каждого христианина это личная молитва, личное изучение Слова, личное поклонение Богу. Это неизменные средства обретения благодати.
Но Бог с Своем Слове показывает нам и корпоративный аспект, т.е. общность верующих, их взаимосвязь друг с другом, их живой созидающий контакт друг с другом, что выражается в различных событиях или мероприятиях общения поместной церкви, которые Бог использует как инструменты, как пути, или как средства роста в благодати.
Дух Святой действует черех все эти сферы деятельности и приносит в жизнь верующих те благословения, которые невозможны в индивидуальном порядке: проповедь в контексте церкви есть инструмент благодати, молитва друг за друга, совместное поклонение, вечеря как свидетельство другим о продолжающемся общении со Христом, крещение как свидетельство перед всей церковью о полном пожизненном посвящении себя Господу, церковная дисциплина, пожертвования, общение, изучение Слова, различные служения.
Римско-католическая церковь и православная называют это таинствами или «средствами спасения» независимо от веры участвующего (в этом ключевая разница между библейским пониманием): крещение, конфирмация, евхаристия, епитимия, елеопомазание, рукоположение, брак.
i. Пастырская забота о каждом члене поместной церкви через домашние группы.

Домашние группы являются продолжением проповеди, а именно ее практического применения.
Это своеобразная лаборатория по применению Писания.
Деян 11:21

И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. 25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. 26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
Важно отметить что 1) те, кто уверовали нуждались в ученичестве и 2) лишь те, кто учились, т.е. находились под влиянием апостолького учения, назывались христианами.
Деян 14:21

Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
Здесь мы видим пасторскую работу Павла, которая обязательно следует после евангелизационной работы. Одно не может быть успешным без другого.

Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
Термин внимайте, который употребляет здесь Павел proseho (prose,cw), значит обращать внимание, переживать, заботиться, посвятить себя, думать тщательно о разных сферах жизни. Павел говорит именно о сути пастырской работы – внимательно и тщательно и постоянно и неустанно смотреть, понимать, решать духовные нужды всей церкви во всем ее количестве.
1 Петра 5:1-4

Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду; 4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
Интересно отметить, что второй стих дословно в оригинале имеет следующий порядок – пасите какое у вас стадо Божье. Обратите внимание на смысловую нагрузку на слова какое у вас. Здесь же Петр добавляет несколько характеристик служения – охотно, богоугодно, усердно… Это говорит о привилегии и об ответственности лидеров групп перед Богом за каждого члена церкви, которые в свою очередь даны Богом для нас лидеров.
Еще один текст, который говорит о важности пастырской заботы и отношения членов церкви к лидерам церкви, пастырям:
Евр 13:17

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
Повиновение членов церкви в этом стихе мотивируется тремя факторами пастырской работы:
1) неустанная забота о душах – пастыри или наставники это люди, которые заботятся больше всего о состоянии души, о внутреннем мире человека, т.е. его или ее сердца: желаний, мыслей, убеждений, воли, решений, ценностей, приоритетов и т.д.
2) отчетность перед Богом – за каждого члена церкви пастыри будут нести отчет перед Богом
3) опасность неэффективности служителя и последующего уныния – каждый пастырь ответственен за то, чтобы расти самому и постоянно учиться в том, чтобы делать свой труд лучше и лучше, но в этом тексте говорится о том, что члены церкви могут быть причиной уныния или горечи, что сделает работу и труд их лидеров непродуктивной и впоследствии нерадостным служением.

ii. Изучение Писания в домашней группе с целью практического применения.

Необходимо отметить, что не изучение Слова является главной целью группы. Изучение Писания это путь или средство достижения главной цели.
В чем же главная цель?

Некоторые сегодня изучают слово и даже знают много наизусть, но, к сожалению, остаются такими же – их жизнь, привычки, мысли, чувства не изменяются. Хуже еще то, что есть те, которые становятся гордыми людьми с головой набитой библейскими фразами. Благодать Божьего слова не проникает в их сердце…
Но, если Слово Божье это откровение бесконечно великого Бога и Его беспредельно славной личности, то всякое верное изучение его будет производить в человеке внутреннее смирение перед Ним, сердечное признание Его абсолютного авторитета и желанная удовлетворенность в Нем. Другими словами, мы изучаем Слово для того, чтоб найти там новые или напомнить себе об уже известных причинах в тексте, чтобы славить Бога и благодарить Его.

Втор 32:46-47

… тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею.
Деян 2:42

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
Деян 20:20

как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам…

Матфея 4:4

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

iii. Поклонение в пении на домашней группе.

Псалом 70:22-24

И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев! 23 Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил; 24 и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою…
Колоссянам 3:16

Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

iv. Общение на домашней группе с целью развития теплых искренних заботливых отношений.
Несколько хочу остановить ваше внимание на текстах, которые дают нам библейское представление об общении. Это не просто разоговор, но разговор об всем чтоб сводился к одному — оценки и дальнейшему поощрению расти в отношениях с Богом.
1Иоан 1:1-4

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, 2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,- 3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение— с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. 4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна…
Филиппийцам 2:1-2

Итак, если [есть] какое утешение во Христе, если [есть] какая отрада любви, если [есть] какое общение духа, если [есть] какое милосердие и сострадательность, 2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны…
Ефесянам 4:15

…но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви

v. Молитва друг за друга на домашней группе.

Когда мы читаем в Деяниях о жизни перво-апостольской церкви, мы видим что молитва была неотъемлемой частью. Вся книгда пропитана молитвой. Это действительно было дыханием церкви. Без этого вся их жизнь и служение была бы невозможной. Это есть мощные средства, ежедневно используемые Святым Духом, чтобы принести благословение христианам.
Молитвенные штрихи в Деянии – 1:14, 24, 2:42, 3:1, 4:24-31, 6:4-6, 7:59, 8:14-15, 9:11, 9:40, 10:9, 30, 11:5, 12:5, 13:3, 14:23, 16:25, 22:17, 28:8.

Один из этих текстов:
Деяния 12:5

Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу
Это была объединенная молитва, прилежная молитва, постоянная молитва, конкретная молитва, богоцентричная молитва.
Иакова 5:16


Ефесянам 6:18

Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
Что ожидаете вы от Господа?

О ком молитесь сегодня вы?

О чем вы молились последний раз?

Кто молится о вас?

vi. Служение друг другу на домашней группе с целью созидания церкви.

Все верующие и каждый верующий призван к служению. Все истинные христиане служат. Пасторы и проповедники снабжают для служения, но служат все верующие.
И это не происходит в первую очередь только на сцене. Это будни церкви. Это обычные дни, где мы ищем и изобретательны для добра. Это очень хорошо показано в следующем тексте:
1 Кор 12:24-26

… и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в том] нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, 25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. 26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
Если вдруг кто-то из нас не служит, то это может происходить по причине себялюбия или непонимания библейского служения.

Мы находим более 50 раз в НЗ фразу друг друга.

Все что говорится в этих случаях является служением. Посмотрите этот простой и замечательный список служений или возможностей умирать для себя и жить для другого.

любите друг друга (Ин. 13:34; 15:12, 17; 1 Пет. 1:22; 1 Ин. 3:11; 1 Фес. 4:9)
не злословьте друг друга (Иак. 4:11)
не сетуйте друг на друга (Иак. 5:9)
признавайтесь друг пред другом (Иак. 5:16)
молитесь друг за друга (Иак. 5:16)
будьте страннолюбивы друг ко другу (1 Пет. 4:9)
служите друг другу (1 Пет. 4:10; Гал. 5:13)
подчиняйтесь друг другу (1 Пет. 5:5)
приветствуйте друг друга (1 Пет 5:14; Рим 16:16; 1Кор. 16:20)
имейте общение друг с другом (1 Ин. 1:7)
будьте братолюбивы друг ко другу (Рим. 12:10)
будьте почтительны друг ко другу (Рим. 12:10)
не судите друг друга (Рим. 14:13)
не будьте преткновением друг другу (Рим. 14:13)
принимайте друг друга (Рим. 15:7)
угождайте друг другу (Рим. 15:12)
наставляйте друг друга (Рим. 15:14; Евр. 3:13)
ждите друг друга (1 Кор. 11:33)
одинаково заботьтесь друг о друге (1 Кор. 12:25; Фил. 2:4)
не угрызайте друг друга (Гал. 5:15)
не истребляйте друг друга (Гал. 5:15)
не раздражайте друг друга (Гал. 5:26)
носите бремена друг друга (Гал. 6:2)
снисходите друг ко другу (Еф. 4:2; Кол. 3:13)
говорите истину друг другу (Еф. 4:25)
будьте добры друг ко другу (Еф. 4:32)
будьте сострадательны друг ко другу (Еф. 4:32)
прощайте друг друга (Еф. 4:32; Кол. 3:13)
повинуйтесь друг другу (Еф. 5:21)
не говорите лжи друг другу (Кол. 3:9)
вразумляйте друг друга псалмами (Кол. 3:16)
утешайте друг друга (1 Фес. 4:18)
увещавайте друг друга (1 Фес. 5:11; Евр. 10:25)
ищите добра друг другу (1 Фес. 5:15)
будьте внимательны друг ко другу (Евр. 10:24)
«Служение это не должность, но стиль жизни, посвященный возрастанию других в вере и святости. Служить, таким образом, важнее чем жить».

vii. Подототчетность другу другу в домашней группе.

Подотчетность очень может быть резкое слово или неприятное для кого то, поэтому, позвольте мне объяснить, что я имею в виду.
Речь не идет о том, чтоб отчитываться друг перед другом во всех деталях жизни или контролировать друг друга. Совсем нет. Когда моя жена спрашивает о том, как у меня дела, она не конролирует меня. И когда она обличает меня, заметив мои промахи в какой то ситуации, она не делает чего то ненужного. Как раз наоборот, находясь со мною, она помогает мне быть лучше, мудрее, скромнее, осторожнее, деликатней, понятнее, добрее.
Таким образом, речь идет о более важном аспекте христианской жизни. Этот процесс называется освящением – это когда что-либо неугодное Богу в моей жизни замечено мной или другими, и в результате общения или беседы, оставляется и заменяется истиной Его слова для новых последующих поступков.
И когда Бог дает благодать вам побеждать искушения, проходить через трудности, заменять уныние на радость в Боге, вы неизменно захотите рассказать другим. Малые группы и существуют для этой цели – быть местом, где мы можем свидетельствовать о том, что делает Бог в нашей личной жизни, как истина Его слова меняет нас.
Вы не сможете расти, не сможете изменяться без открытых отношений с другими более зрелыми братьями и сестрами, которые могут лучше видеть чем вы сами, которые имеют больше опыта, или даже тех, которые просто способны напомнить о том, что говорит Библия. Это часто делают с нами даже дети.
Для Давида это был Нафан и я хочу повторить, что для каждого Давида нужен Нафан. Кто ваш? Кому вы дали право спрашивать о вашей личной жизни? Когда вы были благословением для другим именно в этой сфере, будучи открытым душой и сердцем.
Посмотрите несколько текстов:
Евреям 3:12-13

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. 13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: „ныне «, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
Автор употребляет термин смотрите (ble,pw), что означает смотреть внимательно и различать предметы. Он повелевает нам внимательно смотреть в свое сердце. Кто не смотрит в свое сердце, того Библия называет глупым.

Глупый верит всякому слову, благоразумный внимателен к путям своим.
Но здесь он также говорит о том, что мы должны наставлять друг друга каждый день.. Термин parakaleo (parakalei/te), которым назван Дух Святой Утешитель означает звать на чью либо сторону.
Иакова 5:16

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
Галатам 6:1-3

Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. 3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
В 18 веке, Самуил Уэсли организовал религиозную общину, которая тоже была поделена на группы (что-то вроде домашних групп). Это были группы подотчетности отдельно среди братьев и сестер. Они было очень популярны в свое время и несколько вещей могут быть поучительными для нас.

Каждый, кто хотел иметь общение в такой группе должны было ответить на вопросы:
Имеешь ли ты мир с Богом через веру в Иисуса Христа?
Готов ли ты к тому, чтоб тебе говорили о твоих недостатках?
Хочешь ли ты, чтоб кто-либо из нас говорил тебе о том, что он думает о тебе и о своих переживаниях о тебе?
Готов ли ты к тому, что мы будем говорить тебе все, что мы слышим, думаем, чувствуем о тебе, и что нас беспокоит о тебе?
Хочешь ли ты, чтоб, делая это, мы могли подойти к твоему сердцу очень близко и проверить его до глубины?
После присоединения задавались следующие вопросы:
Какой грех ты совершил с тех пор как мы виделись последний раз?
Какие искушения ты встречаешь на пути?
Как ты их предолеваешь?
Что ты думал, говорил, или сделал, что возможно было грехом?

1 Иоан 1:5-10

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. 6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; 7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. 8 Если говорим, что не имеем греха,— обманываем самих себя, и истины нет в нас. 9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. 10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Грех нуждается в темноте, чтобы расти – он нуждается в изолировании прикрытом правом на личную жизнь (privacy). Нужно идти к свету, чтобы предотвратить нас от греховных привязанностей и привычек
«Невовлеченные в жизнь церкви члены вводят в заблуждение не только истинных членов, но также и нехристиан, относительно того, что означает быть христианином. Вдобавок к этому, «активные» члены церкви никоим образом не служат «неактивным» членам, позволяя последним оставаться членами церкви; ибо членство есть всеобщая поддержка спасения человека. Это должно быть ясно понято: членство в церкви является всеобщим свидетельством этой церкви спасению отдельного члена».


viii. Благовестие в жизни домашней группы.

Говоря об этой важной части жизни группы, нужно отметить опасные тенденции, которые иногда становятся характеристикой некоторых людей, но также и всей группы.
Две из них особенно опасны – потребительский дух и приватизация. Потребитель это тот, кто считает что группа существует для меня. «Все, что там происходит, всегда должно устраивать меня, должны учитываться мои интересы, мои нужды». В какой то мере малые группы для этого и существуют, но это не должно стать оправданием для эгоистичных ожиданий и себялюбивых требований одного. Такой субъективный и однобокий подход коренится только в сердце эгоиста, человека который полон собой, занят собой, восхищен собой или недоволен, но тоже собой или из за себя.
Другая опасность это приватизация группы. Что я имею в виду? Это когда группа или некоторые ее члены привыкают к своей группе настолько, что не хотят никаких перемен. Статичное состояние это результат такой тенденции. Люди мало беспокоятся о состоянии других и очень редко думают о том, чтобы другие могли испытать радость жизни во Христе. Это относится к нашей ответственности благовестия – возвещения благой вести об Иисусе Христе другим.
Благовестие это еще одно очень важное дело или предназначение малой или домашней группы. Изучая внимательно жизнь первых христиан, мы видим, что благовестие было неотьемлемым делом.

Деяния 2:46

И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
Смотрите, верующие жили жизнью общения, поклонения Богу, и одним из результатов было спасение грешников.
Очень важное наблюдение – благовестие это не событие, не крусейд, не тысячное так называемое евангелизационное собрание с хорами и оперными певцами, не кампания против спида или курения, не социальная программа. Это стиль жизни. И это наше назначение и цель домашней группы.
«Миру нужно увидеть ценность Христа через дела и слова увлеченного Богом народа».
1Пет 2:11-12

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
Домашние группы это среда для благовестия, где неверующие или религиозные люди, смотря на наши отношения видят Христа отображенного в жизнях реальных людей в обычных обстоятельствах жизни, словах, делах итд. Это среда где неверующий соприкасается с реальностью действующего Евангелия, с реальностью Бога.
1Петра 2:9

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
Каждая группа должна быть не самодостаточной или самодовольной, но стратегической миссионерской точкой. Это желание каждого верующего осуществляется на личном уровне, а также в контексте группы.

Если вы не имеете желания приводить людей ко Христу, вы сами не спасены! Будьте уверенны в этом!

3. Библейские требования для лидеров и для членов группы
Какими должны быть те, кто на сегодняшний день являются лидерами или пастырями домашних групп? Библия очень ясно и однозначно говорит об этом и нам нужно знать это, потому что без библейского лидерства группа не сможет быть средством роста в благодати.
Кем они не являются?
1) Это не бизнесмены
2) Это не политики
3) Это не лекторы
4) Это не развлекатели
5) Это не женщины

a. Требования к лидерам домашних групп

Текст, который лучше всего суммирует качества этих людей мы находим в 1Тим 3:1-7. Этот текст необходимо знать и лидерам и всем членам церкви и мы остановимся на нем на несколько минут.
1 Тимофею 3:1

Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. 2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, 3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, 4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; 5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? 6 Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. 7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

Обратите внимание на несколько сфер, которые отображены в этом тексте:
i. Служение лидера домашней группы.

Слова епископство, епископ касаются самого служения.
Оно должно быть желанным (два разных слова переведенных как желает использует Павел. Первое (ovre,gomai) орегомаи означает протягивать руку изо всех сил чтобы достать что-то и говорит о внешнем факторе, т.е. человек делает определенные шаги, чтобы стать пастырем. Второе слово (evpiqumei/) епитумеи), сознательным (! т.е. человек понимает что он хочет и суть / ценность служения и его тяжесть или интенсивность), намеренным (!), и соответствующим (! кто – местоимение мужского рода, и также все качества говорят о критериях).
Три термина в НЗ мы находим, которые употребляются в отношении пастырей церкви или малых групп. Первый термин это пресвитер (presbu,teroj, elder). Этот термин больше говорит о том, кто этот человек, т.е. его характер и сердце. Второй термин это блюститель или наблюдающий (evpi,skopoj, overseer). Этот термин отвечает на вопрос что делает этот человек, какая его основная задача – вникающий. Третий термин это пастырь, тот кто пасет (poimai,nw, to shepherd или poimh,n (poimen), т.е. пастырь). Этот термин отвечает на вопрос как он совершает служение или в чем оно заключается.
Эти три слова – взаимозаменяемы и говорят об одном и том же. Служение самое ценное, самое благородное, самое необходимое сегодня на земле. Но его не могут делать все только лишь потому что они хотят этого. Павел показывает следующие сферы или требования к служителям.

ii. Сердце лидера домашней группы.

слова желает… желает… непорочен… и список всех 15 качеств, а также не должен быть из новообращенных … касаются его сердца и характера, зрелости, его личной жизни, которая должна быть достойной для подражания.
Сердце относится не только ко внутреннему содержанию, но и внешнему проявлению зрелости или характера Христа.
Сперджен говорил об этом следующее:
«Жизнь проповедника должна подобно магниту, притягивать людей ко Христу, и поистине очень грустно, когда она держит их далеко от Него. Святость в священнослужителях – это громкий призыв к грешникам покаяться, и, оставаясь непоколебимой, она становится особенно привлекательной».
Сердце служителя или лидера выраженное его жизнью перед Богом, в семье, в отношениях с людьми в церкви должна быть тем притягивающим магнитом ко Христу. Он должен быть человеком, в котором отображается характер Христа. Это духовная зрелость (в применении Писания, приоритетах жизни, решении вопросов, распоряжении ресурсов, времени итд)
iii. Семья лидера домашней группы.

Фразы управляющий домом своим, одной жены муж, детей содержащий в послушании со всякою честностью касаются его семьи, а именно отношений с женой и отношений с детьми.
Управляющий домом своим – относится к его семье в целом. Смысловая нагрузка стоит падает на своим домом (слова стоят в следующем порядке своим домом управляющий). Речь идет о его способности быть лидером или мэнэджером дома; о его влиянии личного примера любви к Богу в своем доме. Не забудьте, что Павел пишет о требованиях. Семью Бог ставит как условие для служения, а не наоборот. Текст, где Христос говорит, если кто не оставит отца своего или мать свою тот не достоин Меня относится не к служению, а к спасению. Здесь речь идет о служении в церкви. Павел продожает об этом же и позже говорит, что кто не умеет управлять или вести свой дом, может ли он это сделать в большем контексте, может ли он заботиться о церкви? Ответ – конечно нет.
В отношении жены написано, что он должен быть мужем одной жены. В греческом варианте логическое ударение падает на одной жены. Это означает, что он верен своей жене, любит свою жену как Христос церковь. Его сердце принадлежит одной жене, его глаза, его руки, его уста, его ноги, его уши принадлежат своей одной жене. Он верен и посвящен одной жене во всех ситуациях.
В отношении детей написано детей имеющий в подчинении, со всякою честностью. Этот тот, кто как отец имеет авторитет в семье. Это авторитет определяемый Писанием и подтвержденный жизнью. Дети понимают, принимают, желают, и подчиняются этому авторитету не из-за страха, но уважения и любви.
Итак, семья это такое же важное условие как и святость служителя. Одно не может быть без другого. Первое выразится и будет видна во втором.

iv. Свидетельство о лидере домашней группы.

Фраза надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних указывает еще на одно условие для служения. Соседи, сотрудники на работе, случайные люди по дороге, в магазине видят в этом человеке добрый нрав, чистоту, порядочность, образ Христа. Если у них спросить об их мнении, то они могут подтвердить порядочность этого человека.
Приоритетность этих требований-сфер можно изобразить диаграммой:

Следуя за мыслью Павла мы видим, что на первом месте стоит не служение в церкви, а сердце и качества служителя.
Второе – тоже не служение, но его семья – отдельно жена и отдельно дети.
Третье тоже не служение, но что говорят или что видят окружающие близкие, соседи, друзья, сотрудники на работе.
Только после этого речь может идти о служении.
Мы видим насколько серъезно служение лидеров и нам нужно молиться за них и за каждую сферу их жизни, личной, семейной, общественной, и церковной…

b. Требования к участникам группы

i. Посвятить себя церкви (выражая это в личном согласии с направлением развития церкви и целями, а также в членстве)
ii. Регулярно посещать группы
iii. Применять истины Слова Божьего в личной жизни и говорить как это в вас получается
iv. Участвовать в жизни конкретных людей в группе с целью способствовать росту других и гармонии отношений
v. Строить отношения с другими людьми
vi. Открывать свое сердце и быть готовыми учиться
vii. Молиться за ваших лидеров и поддерживать их

Как видите малые группы имеют огромное значение в Писании.

Мы с вами обратили внимание на то, что у них есть:
1) Библейское основание
2) Библейские цели – зачем нужны группы и их отличия
3) Библейские требования ко всем лидерам и членам группы
Это служение домашних групп – очень важная часть нашей жизни как тела Христова
Церковь становится нееффективной и статичной без этого важного служения. И пусть никто из нас не будет причиной этого.
Насколько вы вовлечены в жизнь церкви говорит очень много о вашем христианстве, но и от этого будет зависеть функциональность церкви.
Сделайте сегодня определенное решение. Посмотрите, что на самом деле мешает вам быть живой частью церкви. Посмотрите, какая группа больше всего вам по душе, по возрасту. Посетите несколько групп, если нужно, и сделайте решение быть полезной частью в церкви и вникать в нужды других. Этого хочет Бог.

Завет с церковью новых членов церкви:

Будучи уверены, что мы приведены Божьей благодатью к покаянию и вере в Иисуса Христа и полной отдаче себя Ему, и будучи крещены на основании нашей веры во имя Отца и Сына и Духа Святого, мы теперь, полагаясь на Его благодатную помощь, торжественно и радостно обновляем наш завет друг с другом.
Мы будем молиться и все делать для того, чтобы сохранять единство Духа в союзе мира со всеми членами церкви.
Становясь членами поместной Христовой Церкви, мы будем относиться ко всем с братской любовью; проявлять заботу и внимательность друг ко другу, искренне увещавая и поддерживая друг друга соответственно необходимости.
Мы не будем забывать наших собраний, и пренебрегать молиться за себя и за других.
Мы будем сопутствовать росту тех, кто будет под нашей опекой и также будем стремиться привести ко спасению наших родных, знакомых, и друзей.
Мы будем радоваться счастью других, и будем стараться с пониманием и сочувствием нести также и их тяжести и переживания.
Мы будем прилагать все старания, с Божьей помощью жить осторожно в этом мире, удаляясь от безбожных и мирских похотей, и помня, что мы были добровольно погребены крещением и воскресли духовно из мертвых, так что на нас лежит ответственность жить новой и святой жизнью.
Мы будем трудиться вместе для развития евангельского служения этой церкви, участвуя в поклонении, исполнении заповедей, церковной дисциплины и доктрин. Мы также будем доброохотно и регулярно участвовать в финансовых нуждах церкви, бедных, и в распространении Евангелия всем народам.
Если мы переедем в другой город, мы обязательно, как можно быстрее, присоединимся к подобной церкви, чтобы продолжать дух этого завета и исполнять принципы Священного Писания.
Пусть благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа будет со всеми нами. Аминь

Служение домашних групп – это не просто современный тренд или многообещающая маркетинговая структура. Совместное поклонение Богу и изучение Писания в контексте домашних церквей было широко распространенной практикой церквей со времен апостолов. Посмотрите лишь на некоторые из многих библейских текстов.

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. (Мф. 28:18-20)
...И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе (Деян. 5:42)
... как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа" (Деян. 20:20-21)
Приветствуйте Прискилу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе... и домашнюю их церковь. (Рим. 16:3-4; 1Кор. 16:19)
Все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидании самого себя в любви. (Еф. 4:16)
Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. (Кол. 4:15)
Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему... и домашней твоей церкви... (Фил 1:1-2)

Личностный характер веры не отменяет, но инспирирует единство верующих. Желание делиться своей верой, поддерживать других, учиться подражать и вместе поклоняться Господу является естественной потребностью каждого рожденного свыше человека. В каком- то смысле эти цели достигаются посредством участия в общем богослужении, но только встречи в малых группах способны привести этот опыт на уровень жизни каждого члена церкви.

Библейская цель

Проповеди, звучащие в нашей церкви по средам и воскресеньям являются ценнейшим ресурсом духовного развития для каждого члена церкви. Наши пасторы вкладывают много времени в изучение Писания, однако они не способны представить детальное объяснение того, как примененять тот или иной отрывок в контексте жизни более, чем тысячи людей, посещающих нашу церковь. Это делает обсуждение практического применения проповеди крайне актуальным и необходимым. Ведь именно практическое угождение Богу и является целью жизни верующих.

Кроме того, домашние группы помогают в осуществлении пастырского попечения о всех членах церкви. Наставление, ободрение, вразумление, помощь в духовной жизни – все это естественное проявление пастырской работы в контексте группы.

Также домашние группы являются отличной возможностью для служения друг другу. Служенине не является самоцелью церкви, но рождается, как ответ на предусмотренную Богом зависимость членов Тела друг от друга (1Кор. 12:12-30). И нигде не происходит оно так легко, как в контексте группы (1Петр. 4:10). В узком кругу люди больше доверяют друг другу, глубже знакомы с нуждами друг друга и реально способны оказывать духовную и физическую помощь.

Вот еще некоторые цели, которые достигаются церковью в контексте домашних групп.

  • Поклонение и прославление Бога.
  • Общение (Деян. 2:42; 1Ин. 1:1-4; 2Кор. 13:14; Фил. 2:1; Еф. 4:15, Фил. 1:6; Рим. 1:11-12)
  • Забота друг о друге (1Кор. 12:24-26; Гал. 6:1-2)
  • Молитва о нуждах друг друга и всей церкви
  • Изучение Писания (Деян. 2:42; Деян. 5:42)
  • Освящение – практическое применение истин Писания в личной жизни каждого участника группы (Евр. 3:13)
  • Подотчетность друг перед другом в христианской жизни (Иак. 5:16)
  • Благовестие, достижение неверующих для Христа

Быть частью домашней группы – привилегия и радостная обязанность каждого члена нашей церкви. Мы хотели бы помочь и вам найти свою духовную семью. Если вы еще не определились с подходящей группой для себя и своих близких, пастырь служения для потенциальных членов с удовольствием встретиться с вами, чтобы подобрать группу, посещение которой в максимальной степени будет подходить для вас по местоположению, языку и составу.

Мы все согласны, что церковь важна. Не просто важна, а очень важна в жизни каждого верующего человека. Наш Господь Иисус Христос утверждал, что "врата ада не одолеют её". Мы понимаем, что поместная церковь - это единственная надежда нашего погибающего, развращённого мира. Но вот несколько вопросов, с которыми служителям церкви придётся сталкиваться постоянно: "Какой же церковь должна быть? Какими принципами руководствоваться? Откуда мы черпаем своё представление о том, какой должна быть церковь? Что лежит в основе вашего мировоззрения о церкви?"
На самом деле в основе нашего представления о том, какой должна быть церковь, может лежать или Библия, или наш человеческий опыт. Опытов может быть много, но нас сегодня интересует Библия.
Апостолы использовали модель церкви с малыми группами, Моисей использовал модель малых групп. Сегодня самые быстрорастущие церкви в мире - это церкви домашних групп!
Многие лидеры домашних групп постоянно сталкиваются с вопросом: "Какую тему взять для проведения группы?" Эта книга для вас! Она содержит 52 актуальные темы, которые вы сможете проводить в течении года. Так же данная книга может быть хорошим помощником проповедникам в приготовлении тематических проповедей.

1. Бестселлер номер один
2. Иисус - центр моей жизни
3. Просите и получите
4. Почему Фома приобрёл кличку "неверующий"?
5. Расскажи о Христе всем
6. Где твое сердце
7. Кому я поклоняюсь
8. Что такое "Пасха"?
9. Печаль ради Бога
10. Ценность испытаний
11. Быть учеником Христа
12. Учениками не рождаются, а становятся
13. Делать учеников или полировать скамейки
14. Когда можно ожидать урожая?
15. Самая дорогая Невеста в мире
16. Жених дал подарки
17. Какой основной принцип Божьей семьи
18. Отношение к Слову = отношение к Богу
19. Всё зависит от твоей реакции на Слово
20. Путь к совершенству
21. Служение Богу - это всегда служение людям
22. Опасность апатии
23. Креститься или не креститься
24. А на войне, как на войне
25. Кого выбирает Господь?
26. Цель Божьего избрания
27. Личная святость в часы искушений
28. Обновление ума
29. Падение и его последствия
30. Верность Богу и её результат
31. Цена, которую уплатил Христос, и цена нашего христианства
32. Я должен, я готов, я не стыжусь!!!
33. Прощение
34. Уступив свои права
35. Грех недовольства
36. Как нам относиться к власти?
37. Приятная зависимость
38. Искать Господа
39. Благословение или проклятие
40. Оккультизм и последствия
41. Маски
42. Правильно используй время
43. Что такое грех?
44. Настоящее покаяние
45. На Бога надейся и сам не плошай
46. Рассуждая о Теле Господнем
47. Плодоношение
48. Чего хочет виноградарь, и что предпочитают ветки?
49. Спиртные напитки
50. Свидания
51. Принятие себя
52. Чем заполнить душевную пустоту?

Что такое церковь?

Церковь - это дети Божьи, рожденные от истины Cлова Божия и соединены Духом Святым в одно Тело, с целью превращения в образ Христа через назидания друг друга и достижения неверующих достигая их Евангелием, для славы Божьей.

Частью церкви становятся люди благодаря Духу Святому, который поселяется и живет в них, и дает истинное покаяние которым возрождает к новой жизни, характеризующийся искренней любовью к Богу и людям, и устойчивой жаждой святой жизни.

Это группа людей, объединенных одними убеждениями и философией жизни, и которые собираются в определенном месте, для общего поклонения, имеют общую деятельность, где каждый имеет свое конкретное назначение, должно выполнять определенные функции и задачи, где есть пасторы, диаконы и другие служители, и где четко регламентированы принципы взаимодействия между всеми, определенные Писанием.

Библия говорит о двух формах совместных служений. Первая, это привычная для нас сегодня форма - воскресное богослужение. На воскресном богослужении собирается практически вся церковь. Вторая форма, это собрание по группам - домашним церквям. И то и другое имеет общие элементы, но имеют и немало различий.

Вне всяких сомнений, практика малых групп - это библейская практика. Без этой формы достижения поставленных Богом целей перед церковью достичь просто невозможно. Можно достигать каких-то временных результатов, человеческих планов, но церковь Христова должна строиться и жить исключительно на Его принципах.

(Деян.2:41-47) Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. 42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. 43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. 44 Все же верующие были вместе и имели всё общее. 45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. 46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Служение домашних групп

Церковь евангельских христиан «Джерело життя»

А. Общие положения служение домашних групп:

    1. Домашние группы организованы с целью продолжения и осуществления пастырской опеки о всех членах церкви в соответствии с целью и философией церкви;
    2. Главная функция домашних групп заключается в продуманной целенаправленной духовной работе - ученичестве, с каждым членом церкви для созидания церкви как живого организма;
    3. Все члены церкви не только поощряются, но имеют привилегию и обязанность быть частью домашней группы;
    4. Лидерство каждой из групп осуществляется братьями, выбранными для этого служения и утвержденными пастырской советом церкви;
    5. Все лидеры домашних групп и их группы подотчетны во всех сферах этого служения ответственному пастору и пастырскму совету;
    6. Размеры групп определяются эффективностью достижения поставленных перед ней целей.

Б. Цели и задачи домашних групп:

1. Чем домашние группы не являются:

    1. Ток-шоу, где каждый выражает свое мнение;
    2. Клубом «друзей-единомышленников»;
    3. Клубом знакомств, дискуссий, диалога;
    4. Группой людей, которые есть «друзья по несчастью";
    5. Местом, где каждый может выговорится от души;
    6. Местом, где можно просто хорошо провести время;
    7. Группой людей с одинаковыми интересами (политика, работа, хобби...);
    8. Группой «просто общение» или «просто пение»;
    9. Местом «чаепитие» или свободного времяпрепровождения;
    10. Группой по обсуждению различных тем, которые волнуют.

2. Для чего они существуют?

    1. Пастырская забота о каждом члене церкви (1Пет.5:1-2, Кол.1:28-29);
    2. Поклонение и прославление Бога в контексте группы;
    3. Общение (Деян.2: 42, 1Ин.1:1-4, 2Кор.13: 14, Флп.2: 1, Еф.4: 15, Флм.1: 6, Рим.1:11-12).
    4. Забота друг о друге (1Кор.12:24-26, Гал.6:1-2).
    5. Молитва друг о друге, и о церкви;
    6. Исследование Писания (Деян.2: 42, 5:42)
    7. Освящение - практическое применение истин Писания в личной жизни каждого члена группы (Евр.3: 13);
    8. Служение друг другу тем даром который получивший с целью созидания друг друга в вере (1Пет.4: 10);
    9. Подотчетность друг перед другом (Як.5: 16);
    10. Благовестие, достижения неверующих для Христа (Деян.).

В. Общие принципы функционирования:

    1. Исследования Библии, «учение и благовестия» особенно в их практическом применении является основным элементом, который объединяет группу и является центром всей жизни группы;
    2. Пастырская работа осуществляется непосредственно лидерами групп;
    3. Отношения между членами группы вытекают из взаимной зависимости христиан друг от друга, которой обучает Писания;
    4. Служение каждого осуществляется согласно принципу «один одному» в Новом Завете в атмосфере смирения, доброжелательности и любви;
    5. Каждый член трудится в контексте группы для общего блага и збудовать церкви.

Г. Качества лидеров домашних групп (1Тим.3:1-7, Тит.1:7-9):

1. Христианский характер (также Гал.5:22-23):

    1. Не самовольний, не гневлив, не сварливый, не стяжательский, не пьяница...;
    2. Сдержанный, мудрый, целомудренный, благочинный, тихий, мирный, гостеприимный, справедливый...;

2. Христианская поведение:

    1. В семье: отношение к жене и детям (1Тим.3: 2а, 4, Тит.1: 6);
    2. В церкви: отношения с друзьями, членами церкви (1Тим.3: 5);
    3. В обществе (1Тим.3: 7);

3. Христианская зрелость (1Тим.3: 6):

    1. В применении принципов Писания;
    2. В приоритетах жизни;
    3. В решении вопросов;
    4. В использовании времени, финансов, ресурсов.

Д. Требования к лидерам домашних групп:

1. Преданность Писанию и здравому учению;

2. Наличие личных отношений и познания Иисуса Христа и рост в Нем;

3. Посвящение церкви, жертвенность и ответственность;

4. Соглашение с общим видением и философией церковного служения, а также служение домашних групп;

5. Пастырское сердце:

    1. Молитва и ходатайство за людей в группе;
    2. Построение отношений с окружающими Слова;
    3. Умение работать с людьми;
    4. Желание помогать другим духовно расти;

6. Способность ясно излагать мысли, вести беседу;

7. Личные встречи с пастырями церкви;

8. Участие в лидерских встречах:

    1. Для молитвы о группе, друг друге, церкви;
    2. Для изучения нового материала / текста Писания;
    3. Для оценки работы и функционирования каждой группы;
    4. Для обсуждения методов работы и их эффективности;

9. Хорошая своевременная личная подготовка к каждому занятию, встрече.

Е. Участники домашних групп:

1. Основная задача / роль:

    1. Применять Слово Божие;
    2. Совершенствовать отношения с целью зрелости, служения и достижения других людей для Христа.

2 . Характеристики:

    1. Членство в церкви и посвящение ее лидерам, и служению;
    2. Способность принимать участие в группе конструктивно и без монополизации времени и внимания группы (сложные вопросы должны решаться пасторами церкви).

3 . Духовные цели:

    1. Регулярное чтение и молитва;
    2. Конкретное применение Слова в повседневной жизни;
    3. Развитие отношений с женой и детьми (если есть);
    4. Развитие отношений с другими участниками группы;
    5. Практическое служение в церкви;
    6. Принимать участие в личном евангелизме.

4 . Личная ответственность:

    1. Принимать участие во всей жизни церкви и служениях;
    2. Приходить вовремя на все встречи домашней группы;
    3. Выполнять домашнюю работу и быть подготовленным к участию;
    4. Строить отношения с другими членами домашней группы;
    5. Открывать свое сердце и жизнь для других и быть честным, «прозрачным» и готовым учиться;
    6. Поддерживать и молиться лидера группы.

Домашняя группа – это один из неотъемлемых элементов церкви. О том, с чего начать группу и как ее вести корреспонденту «Что такое?!» рассказала Анжела Соколова, служитель и супруга пастора «Церкви Большого Города» г. Санкт-Петербург.

- Анжела, объясните, пожалуйста, нужно ли молиться для того, чтобы понять, где начать домашнюю группу, или можно открывать ее в том месте, где есть возможность это сделать?

Участие в жизни домашней группы должно органично вписываться в жизнь человека. Мы просим человека посвятить свое время и провести одну встречу на неделе с друзьями из церкви. Традиционно, чаще всего, домашняя группа проходит именно дома. В условиях нашего города, который является мегаполисом, некоторые домашние группы принимают решения встречаться во время обеденного перерыва. Конечно, встречи среди недели требуют от человека посвящение личного времени, и нам хотелось бы, чтобы это «бремя» было нести радостно и легко, и ненужные жертвы были сведены к минимуму.

В больших городах распространена форма проведения групп в кафе. Это связано с тем, что дом – это место, куда житель крупного города приходит лишь переночевать. Мы позволяем тем, кто ходит на домашнюю группу, самостоятельно принять решение о месте и времени встречи с братьями и сестрами во Христе.

- Если двери своего дома для группы хочет открыть человек, который грешит?

Я бы посмотрела, с чем связан грех: если это недопонимание, в силу своего юного духовного возраста, то это один случай. Иисус часто бывал в таких домах, и нам надо брать с него пример. Но если это упрямство и любовь к греху, то Писание нам говорит - даже не есть с такими «братьями». Недавно собрания нашей церкви стали посещать новые люди. Мы знаем, что их жизнь далека от принятых стандартов, однако видели и то, как они растут духовно. Поэтому мы позволили время от времени проводить домашнюю группу у них дома, однако лидер группы был другой человек.

- Как проводить группу так, чтобы неверующие люди, живущие в квартире, заинтересовались христианством?

Важно, чтобы родственники были согласны на то, что у них проводится группа, так как они тоже являются хозяевами этого жилья. Либо с ними должно быть достигнуто соглашение. Некоторые неверующие члены семьи готовы уйти из дома на время проведения группы, другие же с удовольствием присутствуют во время встречи и даже немного дискутируют с нами. Однако, если мы на самом деле живем христианской жизнью, являя любовь и прощение, то мы можем затронуть сердца наших родных. Люди наблюдают за христианами. Если родные видят не одно событие, но позитивные изменения, наши дела, то это может привести их к Богу. Я вспоминаю историю, когда на одной домашней группе мама хозяйки квартиры долго скептично относилась к вере дочери. Но она часто болела, и члены домашней группы за нее молились. Видя, как в результате молитв она получала исцеления, женщина уверовала.

Другая же история, когда муж относился лояльно к проведению группы: сидел себе тихонько. За него тоже долгое время молились, и он однажды проявил интерес, чтобы пройти «Альфа курс» (собрания, которые объясняют основы христианской веры), потом вместе с женой он стал посещать семейные курсы по укреплению взаимоотношений между супругами. На сегодняшний день он любит быть на церковных праздниках, с удовольствием принимает участие в разных мероприятия, посещает домашнюю группу. В данном случае видна динамика: от нуля к нынешним результатам.

- Часто случается, что кто-то перестает ходить на домашнюю группу. Что делать в таких случаях?

Мы стремимся к тому, чтобы каждый человек в церкви посещал домашнюю группу. Однако не нужно стараться их удержать там всеми силами. Если человек не чувствует себя уютно в какой-то компании, то можно посоветовать поискать ему другую домашнюю группу.

Стоит отметить, что любая домашняя группа однажды переживает момент, когда часть людей может уйти – и это неплохо! Оставшиеся становятся командой единомышленников. Иногда происходит момент, когда наружу выходят мотивы людей, мы можем ожидать, что кто-то покидает вас. А мотивы у всех разные. Кому-то на группе все время что-то дарят и однажды перестают это делать, побуждая найти работу. Кого-то сначала жалеют, а потом дают наставление взять ответственность за свою жизнь. За кого-то молятся. При этом если те, кому помогают, не хотят ничего делать, им становится неуютно. Бывает так, что у членов домашней группы назревает идея, например, кому-то помочь, и не все люди хотят действовать как команда. Возможно, вскоре они перестанут чувствовать себя частью коллектива и перестанут ходить на группу. В Евангелиях написано, что когда Иисус стал открываться своим ученикам глубже, многие из них тоже перестали ходить за Ним.

- Как быть, если на группу приходят родители с очень активными детьми?

Есть несколько способов решения данной задачи:

Во-первых - можно организовать занятия для детей, прописав график дежурства. Несколько мам могут расписывать: кто и когда присматривает за детьми.

В-вторых - можно проводить группы для женщин с детьми. Мамочки с детьми определенного возраста очень лояльно относятся к женщинам с детьми, чей возраст совпадает с возрастом их чад. У нас есть группа, которая встречается в «ИКЕА». На территории торгового центра есть детские комнаты, куда мамы отдают своих детей на время проведения группы.

Третий вариант – это помощь родных. Очень приятно, когда близкие уважают желание матери провести время с друзьями и дают отдохнуть от домашних хлопот. Однако практика показывает, что папы крайне редко имеют такую возможность и приходят на помощь своим женам в вопросах домашних групп. Если женщине позволяют средства, она пользуется услугами няни.

Вообще, отмечу, что дети на домашней группе – это задача №1, вокруг которой ведутся горячие споры.

В свое время, когда я проводила домашнюю группу для мамочек, мне казалось, что дети, пришедшие в гости, разгромили половину квартиры: портили мебель, били чашки, играли в прятки в наших чемоданах.

Был даже случай, когда одной женщине, которая приходила на группу с неуправляемым ребенком, поставили условие приходить на домашнюю группу без него. Это было сделано с любовью, но и со строгостью. Она нашла возможность.

- Какой инструмент для лидера домашней группы более эффективен: молитва за своих подопечных или личное общение?

Ценность молитвенной жизни лидера даже не стоит обсуждать. Лидер домашней группы – это ходатай. Но не всякий молитвенник является лидером домашней группы. Умение работать с людьми – это один из важнейших навыков, которым надо учиться. Лидер домашней группы - это человек взаимоотношений, который должен знать людей. Он ставит разные акценты на разных этапах развития группы. Понимание динамики развития группы поможет ему четко знать, что ему нужно делать в тот или иной момент.

Если я в группе с теми, кого я долго уже знаю, я понимаю, что мы способны на какие-то общие дела. Когда с незнакомыми - мы ничего не планируем и не стараемся сделать, а просто общаемся, знакомимся ближе. Сначала душевное, а потом духовное.

Вообще, этапы развития домашней группы можно выстроить в четырех пунктах:

  1. На первом этапе ведения домашней группы лидеру надо встречаться с людьми, знакомиться, служить в их нуждах, молиться за них.
  2. На втором этапе – молиться в тайной комнате, так как люди начинают открывать свои сердца, становиться ближе. На домашней группе идет обсуждение слова, назидание, решение конфликтов.
  3. Третий этап - после того, как люди стали ближе, цели, мотивы вскрыты, установилась общая атмосфера – это атмосфера взаимопонимания и единства, начинается процесс творения дел. Да, некоторые члены домашней группы могли покинуть ее, но начинают приходить новые!
  4. Четвертый этап – это этап умножения. Это когда группа становится слишком большой, чтобы иметь близкие отношения. Новые члены группы ищут более тесных отношений, и группа переживает умножающее деление. Создание новой духовной семьи.

Можете рассказать о положительном опыте работы домашних групп в мире?

Все мега-церкви в мире – это церкви с развитой сетью домашних групп. Мой муж ездил на симпозиум в Малайзию. Для таких стран как Малайзия, стран, где есть гонения на христиан, домашние группы – ключ к спасению многих, единственный способ существования и распространения христианства. Принципы, на которых строятся церкви, универсальны, описаны в Святом Писании. Если в странах, которые имеют свободу вероисповедания вопрос об актуальности домашних групп еще обсуждаемый, то для гонимой церкви, это вопрос выживаемости и жизнедеятельности.

Беседовал Алексей Ковалёнок


Теги: Церковь, домашние группы



Похожие публикации