Что такое распространенное обращение. Распространенные и нераспространенные обращения


Обращения могут быть распространенные и нераспространенные. Самый простой вид распространения: прилагательное + обращение.
Н-р, Что отуманилась, зоренька ясная?
Трудности изучения темы «Обращение»:
  1. Распространенные обращения могут быть довольно пространными, их характеристическое качество становится содержанием предложения. Обращения могут распространяться: а) распространенными определениями; б) придататочными предложениями.
Н-р, Ты, серый от пепла сожженных селений,
Над жизнью навесивший тень своих крыл!
Ты, ждавший, что мы поползем на коленях,
Не ужас, но ярость ты в нас пробудил (Твардовский)
  1. Распространенные обращения могут быть рассечены.
Н-р, Отколе, умная, бредешь ты, голова?
  1. В разговорной речи в качестве обращений могут употребляться неуправляемые предложно-падежные формы существительных или их эквиваленты.
Н-р, С высшим образованием, шаг вперед! Эй там, в лодке, не лезь под колеса!
Обращение употребляется преимущественно в диалоге, основная сфера их функционирования - художественный стиль. Широко используется в ораторской речи, лозунгах, призывах, приказах, объявлениях.
Обращение является той официальной формой, с которой начинается всякое деловое или личное письмо, т.е. обращение часто воспринимается как обязательное и при этом клишированное выражение, как штамп речи.
Обращение может быть фигурой поэтического синтаксиса. Особую выразительность придает речи обращение к неодушевленным предметам.
Н-р, Раззудись, плечо, размахнись, рука.
О, Муза! Я у двери гроба.
И пусть я много виноват.
Пусть увеличит во сто крат.
Моей вины людская злоба.
Такие обращения метафоричны, имеют экспрессивно-оценочное значение.
В разговорной речи встречаются особые формы обращений. Это так называемый усеченный именительный падеж существительного, обычно имени собственного (Надь, Маш).

§ 2059. Предложение может быть распространено обращением. Обращение - это распространяющий член предложения - имя в форме им. п., возможно - с зависящими от него словоформами, называющий того, к кому адресована речь.

Это может быть название лица, неодушевленного предмета или явления. В роли обращения чаще всего выступает существительное; однако обращением может быть и прилагательное (или причастие).

Обращение не является таким распространителем, который никак не связан с остальным составом предложения. Такая связь существует. Она выражается, во­первых, в том, что любое предложение, сообщающее о действии или состоянии определенного субъекта и имеющее в качестве сказуемого глагол в форме 2 л., с абсолютной регулярностью может распространяться обращением, называющим субъект, который либо обозначен в подлежащем местоимением, либо не обозначен совсем: Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? (Крыл.); Ах, раскиньтесь, строчки песнопений, над землею вечно молодой (Прок.); Откройся, мысль! Стань музыкою, слово (Забол.). Во­вторых, всегда, в любом предложении, обращение образует синтагму или группу синтагм, либо входит в синтагму вместе с другими словами в предложении.

Основная функция обращения - называние того, к кому направлена речь - очень часто сочетается с экспрессивной оценкой, с выражением субъективного отношения говорящего (пишущего). Экспрессия выражается по­разному: интонацией, повторением обращения, сопровождающими его междометиями или частицами, лексическим значением того слова, которое выступает в роли обращения.

Обращение или вводится внутрь предложения или непосредственно сопровождает его - открывает предложение или заключает его собою: Приятель дорогой, здорово! Где ты был? (Крыл.); Ты их узнала, дева гор, восторги сердца, жизни сладость (Пушк.); Блеща средь полей широких, Вон он льется!.. Здравствуй, Дон! (Пушк.); Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас (Лерм.); Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? (Тютч.); [Акулина Ивановна:] Эх, братцы! Нехорошо у нас... за что старика обидели? (Горьк.); Ну, спичка, спичка, выручай, Не подведи бойца (Твард.); Дай, Джим, на счастье лапу мне (Есен.); Товарищ Солнце! Высуши слез влагу! (Асеев).

Если речь обращена к нескольким, многим, то в предложение может быть введено несколько обращений: Восемьдесят пять окон открыты настежь. Я воспользовался этим, чтобы произнести вам свою речь - вам, гражданин граммофонщик, и вам, соседка, показавшая свою перину, и вам, владельцы кастрюлек, масленок, горшков и редиски (Фед.); Пойте, люди, города и реки! Пойте, горы, степи и поля! (Сурк.). Несколько обращений к одному адресату обычны в случае их экспрессивной окрашенности: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня (Пушк.); Черный чуб твой, намокший потом, Из­под шапки на лоб падёт. Здравствуй, медленный пот работы, Здравствуй, трудный крестьянский пот! (Багр.); Славься, благословенный, Скрытый в земле редут, Медленный, тяжеленный, Каменный, несравненный Гордый шахтерский труд! (С. Васильев).

В разговорной речи и отражающих ее письменных текстах форма им. п. существительного в обращении может выступать с отсечением флексии: мам, Валь, Вань, Коль и т. п.: Маманьк, а ужинать когда будем? (Ф. Тихонов); Для мамаши хочу спеть... Слушай, мамаш! (Малышк.). В этих случаях обычно повторение обращения посредством соединяющей и акцентирующей частицы а: Мам, а мам, почитаем?; Вань, а Вань, подойди­ка ко мне; Нина, а Нин, поди сюда (Фед.). Эта же частица соединяет и неусеченные формы: - Барышня, а барышня! - начал опять городовой (Дост.); Люди, а люди! Знаете ли вы Русскую песню, Когда сердце ее облегла тоска (К. Некрасова).

§ 2060. Позицию обращения очень часто занимают слова с оценочным или качественно­характе-ризующим значением. Такое слово нормально сочетается с местоимением: Пойми, чудак ты, что ты неправ; Да пожалейте же его, бесчувственная вы женщина!; радость ты моя, дурак ты этакий, чудак ты человек.

Примечание 1. Функция адресования ослаблена или отсутствует у квалифицирующего слова в сочетании с местоименным словом, типа: Знает, хитрец (хитрец он этакий), у кого просить!; Поняла бессовестная (бессовестная ты, бессовестная она), где и как надо действовать (т. е. он, хитрец, знает...; ты, бессовестная, поняла).

Примечание 2. При слово прощай(те) в знач. (исчез), (больше нет, не будет) обращение интонационно не выделяется и приобретает свойства подлежащего: Ежели который мужик записался в охотники или в лошадники, то прощай соха (Чех.); Ну, вот я и дама, и уезжаю, и прощай Москва (Ю. Казак.).

§ 2061. Обращение может быть выражено местоимением­существительным: Глядите на меня, все! (Дост.); Вон, разбойник! Застрелю! Эй, кто­нибудь! (Шишков). В сочетании с именем: Ты, Вася, и ты, Федот, махнем­ка завтра на Лебяжью (Б. Шергин). В функции обращения может выступать вводимое относительным местоимением придаточное предложение: Кто может, - на площадь, в город! - Кто может, - поднимайся! (Фед.).

Обращение, выраженное одиночным местоимением 2 л., несет экспрессию грубости или фамильярности: Ступай за шестом, ты! (Тург.); - Эй, ты! - крикнул Савелий в сени (Чех.); - Отвечайте... Что значит это молчание? Послушайте, вы! ... Вас выгонят из дома, вас выгонят из города, на вас пальцами, слышите, пальцами будут показывать, вы! (Фед.).

§ 2062. Позиция обращения в непринужденной, фамильярной речи может быть занята словоформой, называющей лицо по внешнему, ситуативному признаку, обычно - случайному, окказиональному: Эй, вы! креп на шляпе! Теперь прятаться! Стойте: кто вы такой? (Дост.); Эй, воротник, говоришь по­немецки? (Анн.); Эй­й! На­а барже­е! (Горьк.); Эй, наверху, спускайтесь сюда!; Вы там, на катере, давайте к причалу!; Вернись­ка, ты, в шляпе!; Во втором ряду, прекратите разговоры!; Послушайте, за кустом, перестаньте прятаться!

§ 2063. Изолированное обращение - одно или в сочетании с частицей, междометием, произнесенное с соответствующей интонацией (обычно с ИК­2 или ее модальными реализациями), может приобретать самостоятельную коммуникативную значимость - выражать призыв, просьбу, ласку, угрозу, напоминание, удивление: Она села на постель и позвала нежно: - Володя! (Чех.); [Войницкий:] Никаких у него нет дел. Пишет чепуху, брюзжит и ревнует, больше ничего. [Соня:] (тоном упрека) Дядя! (Чех.).

§ 2064. Интонационно обращение выделяется, по­разному, - прежде всего в зависимости от его места в предложении, а также в зависимости от своего состава. В начале предложения обращение выделяется в отдельную синтагму и произносится с разными типами ИК, из которых основным является ИК­2: Ста2рик, / я слышал много ра3з, / что ты меня от сме2рти спас! При перечислении каждое из обращений выделяется в самостоятельную синтагму: О любимые сердцем обм2аны, / заблужденья младенческих ле2т/...

В середине и в конце предложения обращение может объединяться в одну синтагму с распространяемой частью предложения, и тогда оно входит в постцентровую часть соответствующего типа ИК: Ив2ан Ильич, / распо3рядись, братец, насчет закуски!; Здрав2ствуй, правнуков жилище, / и м3ое, / и не м4ое (Анн.); Да пожал2ейте же вы его, бесчувственная вы женщина!

Выделение обращения в отдельную синтагму в неначальной позиции служит средством увеличения его информативной нагрузки, например, усиления оценки: Да пожал2ейте же вы его, / бесчувственная вы женщина!

Обращение может быть осложнено оттенками противопоставления, которые варьируются при передвижении центра ИК­2, ИК­3, ИК­6 и изменении синтагматического членения: Чуть зацветет иван3­чай, / С этого самого цве3та, / - Ран6нее лето, / про2щай, / Здравствуй, полдн2евное лето! (Твард.) или: Раннее лето, / прощ6ай, / Здра6вствуй, / полдн2евное лето!

§ 2065. В художественной литературе, в поэзии функции обращения расширяются и обогащаются. Основная, общеязыковая функция адресования речи сохраняется; однако здесь она не только не является единственной, но очень часто оказывается ослабленной или преобразованной. Ниже перечисляются наиболее характерные явления, связанные с осложнением функций обращения в художественной речи.

1) В поэтической речи обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее повествование. Это обозначение обычно является развернутым, предмет не только называется, но и определяется, характеризуется. Особенно отчетливо функция введения темы обнаруживается тогда, когда обращение открывает собою текст: Угрюмый сторож муз, Гонитель давний мой, Сегодня рассуждать задумал я с тобой (Пушк.); Кобылица молодая, Честь кавказского тавра, Что ты мчишься, удалая? И тебе пришла пора (Пушк.); Подруга думы праздной, Чернильница моя, Мой век разнообразный Тобой украсил я (Пушк.); Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? (Пушк.); О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно? (Тютч.); Безыменные герои Осажденных городов, Я вас в сердце сердца скрою, Ваша доблесть выше слов (Пастерн.); Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король (Ахм.).

2) Сохраняя функцию называния того, к кому адресована речь, обращение в художественной, поэтической речи часто сосредоточивает в себе центральную часть сообщения: изъятие такого обращения лишает текст его информативной законченности и ясности (это же характерно и для обращений, описанных в п. 1): Душа моя - Элизиум теней, Что общего меж жизнью и тобою! Меж вами, призраки минувших, лучших дней, И сей бесчувственной толпою? (Тютч.); Любить хотел я, не любя, Страдать - но в стороне, И сжег я, молодость, тебя В безрадостном огне (Анн.); Тишина, ты лучшее Из всего, что слышал (Пастерн.); Легче лисёнка Скрыть под одеждой, Чем утаить вас - Ревность и нежность (Цвет.); Родной старины дорогие места, Кто вами не будет гордиться? (В. Замятин); О любимые сердцем обманы, Заблужденья младенческих лет! В день, когда зеленеют поляны, Мне от вас избавления нет (Забол.).

Большой информативной нагруженностью обращения в таких случаях определяется наличие при нем распространяющих слов, с разных сторон характеризующих называемый предмет или разнообразно информирующих о нем: Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный, Все залей и утиши (Тютч.); Больше не суровые, Печальные глаза, Любили ль вы, простите ли? (Анн.); Прекрасных рук счастливый пленник На левом берегу Невы, Мой знаменитый современник, Случилось, как хотели вы (Ахм.); Молодая, с чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб (Есен.). Насыщенностью информативного задания в подобных случаях объясняется сложная организация распространителей самого обращения, в частности, союзные связи таких распространителей (а) или оформление их в виде придаточных предложений при личном местоимении (б):

а) Товарищ милый, но лукавый, Твой кубок полон не вином, Но упоительной отравой (Пушк.); О рьяный конь, о конь морской, С бледно­зеленой гривой, То смирный, ласково­ручной, То бешено­игривый! Ты буйным вихрем вскормлен был В широком божьем поле (Тютч.); Схоронили пепелище Лунной ночью в забытье... Здравствуй, правнуков жилище, - И мое, и не мое! (Анн.).

б) О ты, чьей памятью кровавой Мир долго, долго будет полн, Приосенен твоею славой, Почий среди пустынных волн! (Пушк.); О, вы, которых я безумно так желал! Кого я так любил, коль это ваши тени, Отдайте счастья мне нетронутый фиал (Анн.).

3) В поэтической речи обращение может приобретать функцию собственно называния, представления предмета; сама «обращенная речь» при этом или отсутствует или сводится к словам­приветствиям. Такое обращение может составить отдельную и законченную часть поэтического текста. Такова, например, самостоятельная начальная строфа стихотворения М. Цветаевой «Генералам 12­го года»: Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, - Очаровательные франты Минувших лет!

С информативной самостоятельностью обращения связана возможность его союзного соединения с целым предложением, т. е. функционирование обращения, одного или в сочетании со словом­приветствием, в качестве части сложного предложения или сложно организованного текста: Вы, с квадратными окошками, невысокие дома, - Здравствуй, здравствуй, петербургская несуровая зима! И торчат, как щуки ребрами, незамерзшие катки, И еще в прихожих слепеньких валяются коньки (Мандельшт.); Ой, цветики садовые, Да некому полить! Ой, прянички медовые! Да с кем же вас делить? (Анн.); Чуть зацветет иван­чай, С этого самого цвета, - Раннее лето, прощай, Здравствуй, полдневное лето! (Твард.).

В разделе на вопрос что такое распространенное обращение? заданный автором Пространщик лучший ответ это Обращение может быть выражено не словом, а сочетанием слов. Такое обращение называется распространённым, и распространителями его могут быть определения, приложения. Например: Ландыш милый, ландыш нежный, бе­лый ландыш, ландыш снежный, наш цветок! Встал ты меж зелёных створок, чтоб тебя, кто только зорок, ви­деть мог (В. Брюсов).
Слова-определители при обращении усиливают его дополнительную функцию - выразить отношение говорящего к адресату речи. Поэтому распространённые обращения чаще используются в эмоциональных стилях - в публицистике, в художественной литературе.

Ответ от Вровень [новичек]
Обращение может быть выражено не словом, а сочетанием слов. Такое обращение называется распространённым, и распространителями его могут быть определения, приложения. Например: Ландыш милый, ландыш нежный, бе­лый ландыш, ландыш снежный, наш цветок! Встал ты меж зелёных створок, чтоб тебя, кто только зорок, ви­деть мог (В. Брюсов) .
Слова-определители при обращении усиливают его дополнительную функцию - выразить отношение говорящего к адресату речи. Поэтому распространённые обращения чаще используются в эмоциональных стилях - в публицистике, в художественной литературе.

Основные задачи урока:


«8 класс Урок №71 -РМ»

8 класс

    Мотивационный этап

Подумайте, что общего у предложений? Найдите соответствующую предложению схему, соедините ее стрелкой с предложением. Работа в парах. Время на работу – 3 мин.

Предложения

1) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.

2) На вершине гор лежали густые облака, не позволяющие различать их верхние очертания.

3) Горячим пламенем горел костер, бросая в темноту скупые блики света.

4) Далеко, в лесу, раздавались удары топора.

5) Для чего ты плачешь, звон свирели?

1)  как? , как именно ? , … .

2) где? , где именно ? , … .

3) ,  и … .

4) сущ.,  .

5)  ,  .

    Операционно-деятельностный этап

    Знакомство с § 36, стр. 164 – 165.

Задание: самостоятельно прочитать теоретическую часть, составить опорный конспект «Обращение». Работаем в группах. Каждая группа «сворачивает» информацию одного абзаца параграфа в схемы, символы, ключевые слова (кроме последнего абзаца на стр. 164). Время на работу – 3 мин.

    Составление алгоритма.

Каким может быть алгоритм

    Работа с текстом.

- «Казахстан», подчеркнуть в карточке.

Казахстан – суверенное государство, расположенное в центральной части Европы. Если взглянуть на территорию Казахстана из космоса, то мы увидим высокие, покрытые ледниками горы, холмы и возвышенности. Родина многих великих писателей: Кунанбаева и Дулатова, Сейфуллина и Майлина, Кудайбергенова и Ауэзова - Казахстан. Тысячи туристов приезжают в Казахстан, чтобы посетить один из красивейших заповедников - Баянаул. Я люблю тебя, мой Казахстан!

    Конструирование предложений:

Хороша роза ранним утром когда на ней блестят капельки росы. Пусть ветры буйные несут привет нашим братьям за моря и океаны. Ах, белая березонька шумит своей листвой. Дождик щедрый и теплый напоит землю досыта. Не гремит гром не шумит ветер не мешают спать детке маленькой.

    Дифференциация заданий.

    Рефлексия

Что объединяет обращение с обособленными членами предложения?

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №71 Обращение»

8 класс

Урок №71

Обращение. Нераспространенные, распространенные обращения.

Цели:

    актуализировать уже имеющиеся знания по теме и мотивировать к дальнейшему изучению материала; научиться использовать распространенные обращения в речи; развивать умения обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;

    развивать речь учащихся (обогащать словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность) через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации читать предложения с обращениями); совершенствовать пунктуационную зоркость учащихся; выделять в информации главное, сравнивать, доказывать, «сворачивать» информацию в схемы, таблицы;

    способствовать воспитанию культуры умственного труда, коммуникативного общения в группе.

Прогнозируемые результаты:

обобщают и систематизируют материал об обращении в виде опорной схемы, находят обращения в предложениях и выделяют знаками препинания, стремятся к овладению художественными образами и выразительными свойствами языка;

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

раздаточный материал, учебник, опорные таблицы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационно-мотивационный этап

    Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности.

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму».

(Китайская пословица)

    Выход на тему урока. Целеполагание.

Прочитайте предложения на интерактивной доске. Подумайте, что общего у них? Найдите соответствующую предложению схему, соедините ее стрелкой с предложением. Работа в парах.

Итак, что общего в предложениях?

Прокомментируйте выбор соответствия схем и предложений.

Почему, как вы утверждаете, нет схемы этого предложения?

Что можно сказать о последнем предложении? Чем оно осложнено?

Начертите схему, соответствующую предложению.

Определите тему урока и учебные задачи.

Приветствуют учителя.

Расшифровывают эпиграф к уроку

Выполняют задание, комментируют выбор.

Они простые, осложнены разными членами предложения.

1-е предложение соответствует схеме № 3, простое предложение, осложнено однородными членами предложения – дополнениями.

2-е предложение соответствует схеме № 4, простое предложение, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

3-е предложение соответствует схеме № 5, простое предложение, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

4-е предложение соответствует схеме № 2, простое предложение, осложнено уточняющим обстоятельством места.

Для 5-го предложения нет схемы.

Схема №1 не соответствует пятому предложению, т.к. она показывает осложнение предложения уточняющими обстоятельствами.

Предложение осложнено обращением.

Выполняют схему пятого предложения.

Определяют тему урока, формулируют цель и задачи урока.

Тема: «Обращение».

Узнать новую информацию об обращении, вспомнить значение, основные отличительные признаки обращения, использование в речи. Уметь находить в предложении обращение, правильно ставить знаки препинания.

    Операционно-деятельный этап

    Составление кластера (ОК)

Так как вы уже много знаете об обращении, то работу по углублению знаний проведем как самостоятельное знакомство с §50, стр. 304 – 307. Задание: самостоятельно прочитать теоретическую часть, составить опорный конспект «Обращение». Работаем в группах. Каждая группа «сворачивает» информацию параграфа в схемы, символы, ключевые слова. Время на работу – 5 мин.

Проверка выполненной работы.

Информация.

Обращение – это слово или словосочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение выражается формой именительного падежа существительных, прилагательных, причастий в значении существительных. Местоимения не могут быть обращениями.

Обращения могут быть распространенными и нераспространенными.

В поэзии обращениями могут быть неодушевленные существительные. Это один из приемов олицетворения.

Обращение произносится с особой, звательной, интонацией. Оно может стоять в начале, середине и в конце предложения. Не является членом предложения.

Обращение в предложении выделяется запятыми. Если обращение произносится с особым чувством и стоит перед предложением, то после него ставится восклицательный знак, а предложение начинается с большой буквы.

Обращения употребляются в устной речи для привлечения внимания слушающего к сообщению. Они используются в разных стилях речи.

Выделите, что самое главное в информации?

Что нового в информации об обращении вы узнали?

Каким может быть алгоритм определения обращения? Попробуйте составить.

    Комментирование опорной схемы.

Из упражнения №571 выписать два - три предложения, подтверждающие информацию опорного конспекта. Прочитать с соблюдением правильной интонации, доказать по алгоритму, что предложение осложнено обращением, объяснить постановку знаков препинания.

    Работа с текстом.

Казахстан – суверенное государство, расположенное в центральной части Европы. Если взглянуть на территорию Казахстана из космоса, то мы увидим высокие, покрытые ледниками горы, холмы и возвышенности. Родина многих великих писателей: Кунанбаева и Дулатова, Сейфуллина и Майлина, Кудайбергенова и Ауэзова - Казахстан. Тысячи туристов приезжают в Казахстан, чтобы посетить один из красивейших заповедников - Баянаул. Я люблю тебя, мой Казахстан!

- Определить синтаксическую роль слова «Казахстан», подчеркнуть в карточке.

Доказать, опираясь на алгоритм, что в последнем предложении есть обращение.

    Переконструирование предложений.

Перестройте записанные на доске предложения так, чтобы подлежащие стали обращением. Выполнить схемы к предложениям.

Хороша роза ранним утром когда на ней блестят капельки росы. Пусть ветры буйные несут привет нашим братьям за моря и океаны. Ах, белая березонька шумит своей листвой. Дождик щедрый и теплый напоит землю досыта. Не гремит гром не шумит ветер не мешают спать детке маленькой.

В чем испытывали затруднения?

Сделайте вывод: что объединяет эти предложения?

    Дифференциация заданий.

Группа более подготовленных учеников: создайте текст, используя обращения к другу, к родственнику, к учителю (на выбор);

Группа менее подготовленных учеников: вставьте распространенные обращения в текст упр. 320.

Выборочная проверка. Почему использовали именно эти обращения? Приведите аргументы, опираясь на тексты. Подвести учащихся к выводу: обращения используются в различных стилях речи в зависимости от ситуации.

Самостоятельная работа учащихся.

Опорный конспект учащихся

    Значение.

Словосочетание

2. Именительный падеж

Сущ .,

Местоимение

Распр. Нераспр.

Неодуш. сущ = Олицетворение

Звательная интонация

Член предложения

Выделительные знаки: , !

Устная речь Все стили речи

Понятие обращения, признаки, функции, знаки препинания при обращении.

Виды обращений, употребление частиц и междометий с обращениями.

Алгоритм. Это обращение, так как

1. Называет того, к кому обращаются с речью

2. Стоит в форме именительного падежа

3. Звательная интонация

4. Не является членом предложения

Выписывают из упражнения два – три предложения, которые иллюстрируют любую часть опорного конспекта. Читают с соблюдением звательной интонации, по алгоритму доказывают, что предложение осложнено обращением, объясняют постановку знаков препинания.

Взаимопроверка. Озвучивание результатов.

Тема – Казахстан. Стиль – публицистический.

Самостоятельная работа. Синтаксическая роль: подлежащее, определение, сказуемое, обстоятельство; в последнем предложении – обращение, не является членом предложения.

Ответы учащихся.

Самопроверка через ключ на доске.

Проверяют свои записи предложений, схемы, корректируют работу.

В этих предложениях обращения употреблены в художественном стиле, выражены именем существительным неодушевленным. Это олицетворения.

Самостоятельная творческая деятельность учащихся. Используют обращения, исходя из стилевой принадлежности текста.

    Рефлексивно-оценочный этап

    Рефлексия «Свободный микрофон»

Что объединяет обращение с другими изученными темами в курсе 8 класса?

Чем обращение отличается от них?

Сравните предложения. Почему в одном предложении после «О» перед обращением стоит запятая, а другом предложении – нет?

О, Даша, посмотри, как здесь красиво!

Опять я ваш, о юные друзья!

Как вы понимаете фразу Н.В.Гоголя «Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения»?

Осложняет предложения, как обособленные определения, обособленные обстоятельства, уточняющие члены предложения.

Не является членом предложения.

Видимо, главная причина в том, какой частью речи является «О».

Домашнее задание

§50, стр. 304 – 307, выучить опорный конспект

Продвинутый уровень: выписать из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» 8-10 предложений с обращениями. Указать, чем выражены обращения, как они характеризуют говорящего и того, к кому обращаются с речью.

Достаточный уровень: Упр. 576.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Просмотр содержимого презентации
«Обращения»


ОБРАЩЕНИЕ

Слова или сочетания слов, называющие адресата речи (лицо, реже предмет).


  • Собственные имена людей;
  • названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию, по национальному или возрастному признаку, по взаимоотношениям людей и т. д.;
  • названия или клички животных;
  • названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетворяемых;
  • географические наименования и т. д.

Обращения

выражаются

именами

существительными

в форме

именительного

падежа

субстантивированными

словами:

Жизнью пользуйся,

живущий.


  • Побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению


  • нераспространённым
  • распространённым определениями (согласованными, несогласованными, приложениями)
  • Прощай, немытая Россия…
  • Ты пахни в лицо, ветер с полудня !
  • Тебе, Кавказ, суровый царь земли , Я посвящаю снова стих небрежный.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ

  • Обращение выделяется ЗАПЯТЫМИ.

Поздравляю, товарищи, с благополучным прибытием!

  • При усилении эмоциональности ставится восклицательный знак после обращения:

Откройся, мысль!

  • Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется. Такое определение воспринимается как второе обращение:

Дедушка, миленький, где ж ты был?


  • Частицы О, АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, от них не отделяются:

О мой милый, прекрасный сад.

Ах Надя, Наденька…

Смерть, а смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко?

Ах, поля мои, хороши вы в печали своей.


  • ЧАСТИЦА имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения):
  • О поле моё заветное, ты сейчас отдыхаешь после жатвы.
  • МЕЖДОМЕТИЕ интонационно самостоятельно, ударно, после него имеется пауза:
  • О, ветер! О, снежные бури!

Вы любите осень?


РАССТАВЬТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Что с вами синий свитерок?

Что с вами, синий свитерок ?

О солнце раскалённое чрез меру угасни смилуйся над бедною землёй!

О солнце, раскалённое чрез меру, угасни , смилуйся над бедною землёй!

Дай коры мне о берёза!

Дай коры мне , о берёза !


Принимаю тебя неудача

И удача тебе мой привет!

Принимаю тебя , неудача,

И , удача, тебе мой привет!

Куда так кумушка бежишь ты без оглядки?

Куда так , кумушка, бежишь ты без оглядки?

Возьмёмся за руки друзья

Чтоб не пропасть поодиночке.

Возьмёмся за руки , друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке.


  • Приезжай ты к нам соколик мой ясный мы тебе и лошадей вышлем на Песочное.
  • И в это самое мгновенье не ты ли милое виденье в прозрачной темноте мелькнул?
  • Спешу уведомить тебя душа Тряпичкин какие со мной чудеса.
  • Приезжай милый дедушка Христом Богом тебя молю возьми меня отседа.

Ключ к карточке 1

  • Приезжай ты к нам , соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. (Из письма няни Егоровны Владимиру Дубровскому.)
  • И в это самое мгновенье не ты ли , милое виденье, в прозрачной темноте мелькнул? (Из письма Татьяны к Онегину.)
  • Спешу уведомить тебя , душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. (Из письма Хлестакова.)
  • Приезжай , милый дедушка, Христом Богом тебя молю , возьми меня отседа. (Из письма Ваньки Жукова.)

  • А по вечерам я всё чаще вспоминаю о тебе мой …
  • Скажи мне добрый …
  • А вы уважаемый …
  • это только тебе мой милый потому что только ты …
  • вам дорогие мои друзья с самым добрым …

  • А по вечерам я всё чаще вспоминаю о тебе , мой
  • Скажи мне , добрый
  • А вы , уважаемый
  • это только тебе , мой милый, потому что только ты …
  • Но если вы снова попробуете …
  • вам , дорогие мои друзья, с самым добрым

  • Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу.
  • Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе.
  • Берёзка повсюду снилась нам ты вдали от родины любимой.
  • И рано-раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать.
  • Спой мне иволга песню пустынную.
  • Уж очень осторожна иволга у гнезда.
  • Принесли баян и рокот густых басов заполнил комнату.
  • Про родимый край так баян сыграй чтоб жилось и пелось от души.

Ключ к карточке 3

  • Сыпь ты , черёмуха , снегом , пойте вы , птахи , в лесу.
  • Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе.
  • Берёзка , повсюду снилась нам ты вдали от родины любимой.
  • И рано-раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать .
  • Спой мне , иволга , песню пустынную.
  • Уж очень осторожна иволга у гнезда.
  • Принесли баян , и рокот густых басов заполнил комнату.
  • Про родимый край так , баян , сыграй , чтоб жилось и пелось от души.

  • Летите прочь воспоминанья.
  • Скажи болван чем ты оправдаешься?
  • Хорошая любимая родная мы друг от друга далеко живём.
  • Прекрасны вы поля земли родной.
  • О поле поле кто тебя усеял мёртвыми костями?
  • Забушуй же непогодушка разгуляйся Волга-матушка.
  • Нина а Нин поди сюда.
  • В минуту унынья о родина-мать я мыслью вперёд улетаю.

  • Летите прочь , воспоминанья .
  • Скажи , болван, чем ты оправдаешься?
  • Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём.
  • Прекрасны вы , поля земли родной .
  • О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?
  • Забушуй же , непогодушка, разгуляйся , Волга-матушка .
  • Нина, а Нин, поди сюда.
  • В минуту унынья , о родина-мать, я мыслью вперёд улетаю.

Придумайте персонаж и запишите обращения к нему (одному и тому же персонажу)
в соответствии со стилем текста.
1) …, привет! Позвони мне!
2) … ! Благодарю Вас за внимание, проявленное к моей работе.
3) Не знаю, …, когда ты ко мне приедешь, когда мы увидимся.
4) …, погуляй с сыном, пока я готовлю обед!

Конспект
Урок 43. Назначение и употребление обращений. Распространённые обращения
–– Ответьте на вопросы.
Что такое обращение?
Приведите свои примеры предложений с обращениями.
Являются ли обращения членами предложения?

Ответ.
Что такое обращение? Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.
___________________________________________________________
Приведите свои примеры предложений с обращениями._____________
Встречающие поезд из Саратова, пройдите на вторую платформу!
Являются ли обращения членами предложения? Обращение не является членом предложения.
Как выделяются обращения в устной речи и на письме?
На письме выделяется запятой (запятыми) или восклицательным знаком (если оно стоит в начале предложения и произносится с усиленной звательной интонацией).
На этом уроке мы познакомимся с видами обращений, особенностями их употребления, а также научимся правильно ставить знаки при обращении.
Основное содержание урока
Мы ежедневно употребляем в своей речи, слова, которые являются обращениями. Давайте уточним, что это за слова, какую смысловую нагрузку они несут, чем отличается пунктуация при них.
Прочитаем строки Александра Сергеевича Пушкина. Выделим в них обращения.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой.
Обращение –– это слово или сочетание слов, называющие того, к кому обращена речь. Обращения бывают как именами собственными, так и нарицательными.
Сравните.
И. п.
Ольга пошла гулять.
И. п.
Ольга, ты пошла гулять?
Обращение, как и подлежащее, выражается существительным в именительном падеже. Подлежащее входит в грамматическую основу. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему. Обращение не входит в грамматическую основу. К нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.
Чтобы не было пунктуационных ошибок, необходимо уметь различать в предложении обращение. Трудности обнаружения обращений обусловлены многими причинами: способом выражения обращения, местом его в предложении, возможностью смешения обращения с подлежащим.
Легче всего обнаруживается обращение, если им является имя, отчество и фамилия. Чаще обращение не бывает замечено, если оно указывает наименование лица по роду занятий, семейным отношениям.
Много неточностей при определении обращений, если обращение выражается неодушевленными существительными или вместо существительных используются другие части речи. Будьте внимательны при анализе предложений!
Федя Мордвинцев, к доске!
Иван Николаевич, повторите, пожалуйста, номер телефона.
Эй, в гимнастерке, подойди сюда.
Прощай, с глазами синими, тебя я не виню.
Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи!
В тексте из «Повести временных лет» сказано: Пойди, княже, с нами.
Перед нами слово КНЯЗЬ в форме устаревшего падежа русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении.
Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском.
Князь –– княже;
старик –– старче.
–– Придумайте персонаж и запишите обращения к нему (одному и тому же человеку) в соответствии со стилем текста.
1) _________________________, привет! Позвони мне!
2) _________________________! Благодарю Вас за внимание, проявленное к моей работе.
3) Не знаю, _________________________, когда ты ко мне приедёшь, когда мы увидимся.
4) _______________, погуляй с сыном, пока я готовлю обед!
Ключевые слова:
Обращение, пунктуация, распространённое обращение, нераспространённое обращение.
Основные понятия:
Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.
Пунктограмма –– это применение необходимых письменных знаков пунктуации или их отсутствие, в каждом конкретном словосочетании или отдельном предложении, в соответствии с принятыми в данном языке, правилам пунктуации.
Разбор типового тренировочного задания
Укажите предложение с обращением. (Знаки препинания не расставлены.)
1) С чего начинается Родина
2) Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы
3) Ты мне очень помог спасибо
4) Антон сам хотел пойти и посмотреть на новое оборудование.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать примеры;
2) определить в каждом предложении главные члены;
3) по смыслу выделить обращение, убедившись, что выбранные слова не являются подлежащим.
Ответ: 2.
Разбор типового контрольного задания
Установите соответствия между обращениями и частями речи,
которыми они выражены.
1) Пой, звонкоголосый, радуй всех своей любовью.
2) Малахов, к доске!
3) Отдыхающие, просим очистить пляж!
4) Последний, выключай свет!
а) существительное
б) прилагательное
в) причастие



Похожие публикации