Дворец Фонтенбло (Chateau de Fontainebleau).

Исторический город Фонтенбло, находящийся к югу от Парижа, известен двумя важными достопримечательностями: замком и лесом Фонтенбло, который окружает замок.

Лес особенно популярен среди парижан, которые хотят отдохнуть от городской суеты на день, а замок является одним из самых больших во Франции.

Трудно переоценить важность замка. Этот памятник посещают из-за его исторического значение для Франции. Замок и дворец официально включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Также обязательно стоит посетить сам город, который имеет приятный хай-стрит с множеством магазинов и других объектов.

История замка

Замок был построен в 12 веке, как охотничий домик для короля Франции и упал в ветхое состояние к концу 15-го века. В 16-м веке король Франциск I его существенно перестроил и реконструировал. Именно в это время в здание был добавлен стиль французского ренессанса, благодаря которому он хорошо знаком всем сегодня. Франциск I принял сознательное решение, чтобы включить в дизайн многие элементы из Рима и нанял многих ведущих художников эпохи возрождения, которые помогли достичь своей цели.

Замок был резиденцией для королей Франции примерно семь веков почти без перерыва. Если первоначально он служил, как охотничий домик, то с 16-го века это был дом для французской королевской семьи и их суда.

Фонтенбло было любимой резиденцией короля Генриха II и Генриха IV. Позднее Наполеоном был проведен ремонт (после периода забвения во времена французской революции) и он также рассматривал замок в качестве своего любимого помещения. Строительство и архитектура Фонтенбло оказала значительное влияние на более поздние замки построенные во Франции, в частности в долине Луары.

Замок Фонтенбло

Замок, который мы видим сегодня, был красиво восстановлен и в нем есть много вещей, которыми можно наслаждаться, как внутри, так и снаружи, а также в окружающем парке. Ниже приведены некоторые из многих достопримечательностей, которые были обнаружены как внутри, так и снаружи замка Фонтенбло, но надеемся этого будет достаточно, чтобы передать весь масштаб и привлекательность замка:

  • Крыло, включающее лестницу 16 века.
  • Троицкая церковь с ее красиво расписанным потолком и стенами.
  • Апартаменты королей с их богато украшенными кабинетами и спальнями.
  • Галерея Франциска I оформленная в роскошном стиле эпохи возрождения.
  • Обширные апартаменты Наполеона I и Жозефины.
  • Королевские апартаменты.
  • Окружающие сады содержат много статуй, цветников и водных объектов.

Идеальный контраст с роскошью замка в лесу, который окружает его. Он очень обширен и содержит многочисленные возможности для отдыха. Ежегодно лес Фонтенбло посещают свыше 10 миллионов посетителей.


В нем есть большое количество маршрутов, а также возвышенности с которых открывается потрясающий вид на лес. Одна необычная особенность леса – это большое количество гранитных валунов. К юго-востоку от леса вы можете насладиться прогулкой вокруг города Луан.

Практическая информация

Адрес: 77300 Фонтенбло, Франция

Часы работы дворца: с 9-30 утра до 5 вечера (октябрь-март). С 9-30 утра до 6 вечера (апрель-сентябрь). Замок не работает по вторникам, 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Цена билета: 11 евро (последний сеанс - 5,50 евро). Лицам до 18 лет - бесплатно.

Замки Франции. Фонтенбло (1 часть)

Фонтенбло - удивительное место, несущее отпечаток многих королевских судеб.

Замок Фонтенбло, окруженный просторным, богатым дичью, лесом был излюбленной резиденцией французских правителей на протяжении многих столетий. Однако это не традиционная официальная резиденция подобная Версалю или Лувру, а скорее семейный дом, оживавший в сезон охоты.


Строительство замка продолжалось с XVI по XIX века, что и нашло отражение в разнообразии зданий замка.


Замок располагается вокруг четырех главных дворов.


Главная лестница замка имеет вид подковы. У подножия этой лестницы 20 апреля 1814 года состоялась церемония отъезда Наполеона на остров Эльба.


Средневековая крепость в Фонтенбло датируется XII веком, временем правления Людовика VII. В 1259 году Людовик Святой стоит рядом с крепостью больничный монастырь ордена Тринитариев. В замке Фонтенбло родился и умер Филипп Красивый. А королева Изабелла Баварская украсила его в XV веке.


В 1528 году Франциск I решает отстроить новый замок на фундаменте средневекового строения, оставив лишь донжон, большую квадратную башню в глубине овального двора.


Средневековая часовня, посвященная Святому Сатурнину к этому времени начала разрушаться, поэтому Франциск I посещает церковь Тринитариев. Чтобы сделать путь из своей спальни, находящейся в донжоне, в церковь более комфортным Франциск приказывает построить галерею, соединяющую эти помещения.На первом этаже галереи были размещены коллекции Франциска, в том числе и «Джоконда» Леонардо да Винчи. Уникальный же декор второго этажа в 1533-1539 годах создал флорентинец Джованни Батиста ди Якопо (или Россо) совместно с болонцем Приматиччо. Здесь удачно сочетаются низкие резные панели, фрески и украшения из искусственного мрамора.


Живописная часть оформления галерее остается более загадочной. Однако историки всё же сходятся на мысли, что Франциск хотел символично представить человеческую жизнь и власть короля.


Изгнанное невежество
Одна из фресок «Изгнанное невежество» является аллегорией на Франциска Первого, мецената и гуманиста, входящего в храм света и оставляющего позади себя угнетенных мужчин и женщин с завязанными глазами символизирующими невежество.
В 1540 годах на землях, выкупленных у Тринитариев, Франциск возводит новые здания вокруг большого квадратного нижнего двора.
Также в это время обустраивается парк. На юге Сосновый двор украшается декоративными строениями и гротом, а новый двор Фонтана выходит на пруд на юге галереи Франциска I, еще один сад был разбит на севере.






Генрих II, сын Франциска I, в 1547 году поручает дальнейшее строительство замка архитектору Филиберу Делорму. Он стоит лестницу в форме подковы в центре нижнего двора, а в Овальном дворе переделывает план широкой лоджии (неподходящей к здешнему климату) в Бальный зал, покрытый деревянным кессонным потолком на итальянский манер.


Бальный зал





Бальный зал
Фрески были задуманы Приматиччо, а выполнены Николо дель Аббате и художниками его мастерской в 1550 году. Символика нового короля: инициалы «Н», полумесяц, символизирующий славу, - присутствует в деревянном декоре стен, потолка, на камине и люстрах.

Часовня Святого Сатурнина


Вдова короля Екатерина Медичи вновь возвращает ко двору архитектора Приматиччо, который в 1565-1570 годах достраивает для нее крыло Красивого камина.


Значительный вклад в строительство Фонтенбло внес Генрих II. В 1601-1606 он удлинил строения Овального двора практически вдвое.


Салон Людовика XIII
Рабочий кабинет Генриха II отличается особым декоративным оформлением, выполненным художником Абруазом Дюбуа в 1601 году. Именно здесь 27 сентября 1601 года родился, дофин, наследник королевства, будущий король Людовик XIII (в честь него сейчас и назван этот салон). По этикету королевы Франции рожали публично, и Генрих II приказал устроить свою супругу Екатерину Медичи в своем рабочем кабинете, поскольку он был более доступным, чем спальня королевы.
В 1606 - 1609 годах построил Служебный двор, предназначенный для кухонь и жилья придворных служащих. Новый внутренний интерьер он заказывает художникам Амбруазу Дюбуа и Туссену Дюбрей, а создание второй часовни замка на месте церкви Тринитариев он поручает Мартену Фремине.


Часовня Троицы
Продолжается работа по благоустройству садов. Генрих II окружил частный сад королевы, названный садом Дианы из-за фонтана, изображающего эту богиню, кирпично-каменными павильонами. Королева Екатерина Медичи могла во время плохой погоды любоваться этим садом из галереи Дианы.
С южной стороны король приказал построить навесной сад над Карповым прудом, а также переделал сад Короля в Большой партер, украсив его бассейнами и фонтанами, и продлил его с востока, вырыв канал длиной более километра.


Его сын Людовик XIII поручил архитектору Жану Андруе дю Серсо заново отстроить лестницу в форме подковы:


После его смерти, вдова Анна Австрийская с 1643 года продолжает активное строительство замка и улучшение его интерьеров.


Спальня Королевы


Потолок спальни Королевы
Так в спальне Королевы со времен Анны Австрийской дошла центральная часть потолка, представляющая красивый орнамент из позолоченного дерева, выполненный в 1644 году. Остальной декор комнаты относится к временам Марии Лещинской, супруги Людовика XV, и Марии-Антуанетты.


Людовик XIV вносит в замок незначительные изменения и поручает садовнику Андре Ленотру перепланировку Большого Партера.




Архитектор Луи Лево возводит посредине водоема небольшой восьмиугольный павильон.


Следующие большие изменения происходят при Людовике XV. Он возводит новое крыло замка, а также перестраивает существующие в 1738-1741 и 1773-1774 годах. Для упрощения передвижения по замку были внесены многочисленные улучшения. Так спальня герцогини д’Этамп, украшенная фресками и орнаментами Приматиччо, была преобразована в лестничный проход.


Спальня Мадам д"Этамп (лестница Людовика XV)
Был увеличен и украшен по-новому зал Совета. Панели в голубых или розовых тонах, написанные Карлом Ван Лоо и Жаном-Батистом Пьером, представляют времена года, силы природы, добродетели и знания, необходимые для власти.


Зал Совета
Людовик XVI продолжает поиски нового пространства. В 1785-1786 годах он вдвое расширил галерею Франциска I новым крылом, что позволило увеличить Малые и Официальные апартаменты.
Мария-Антуанетта обновила внутреннее убранство некоторых своих комнат в 1786-1787 годах. Античный декор будуара Королевы был задуман в 1786 году Пьером Руссо. А в 1787 году, для его окончательного завершения, Бернар Молитор постелил паркет из красного дерева различных оттенков. Желтое и белое золото деревянных обшивок стен и кресел сочетаются с перламутром и серебрением столика для рукоделия поражают своим тонким сиянием.


Будуар Королевы
http://neringa-iris.livejournal.com/29149.html#cutid1
http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=157201
http://www.nice-places.com/articles/europe/france/163.htm

Франция. Замок Фонтенбло (часть 2)



В годы Французской революции замок полностью опустел, однако, само здание уцелело. С 1796 года в нем размещалась Высшая школа искусств, а затем специальная Военная школа.
После прихода к власти Наполеона I замок вернул себе былое назначение и расцвел новыми красками. В ноябре 1804 года для принятия в Фонтенбло Папы Пия VII, приехавшего для коронования Наполеона в соборе Парижской Богоматери, будущий император распорядился заново обставить замок в рекордные сроки, всего за две недели.
В результате апартаменты Папы Римского были обустроены в анфиладе из одиннадцати комнат, следующей за королевскими апартаментами. Эти комнаты располагались в двух зданиях разных эпох и получили названия «Апартаменты Людовика XIII» и «Апартаменты Людовика XV». Апартаменты Людовика III включали в себя приемную и салон Офицеров, зал для приемов с потолком эпохи Генриха II и стенами, украшенными четырьмя гобеленами «История Александра Великого»; спальню с гобеленами «Триумф богов» и туалетную комнату.


Спальня

Салон-приемная
Апартаменты Людовика XV представляли собой туалетную комнату, спальню, в которой собственно и ночевал Папа Пий VII; Угловой салон, салон Офицеров, салон Судебных исполнителей и Тёмную прихожую.


Спальня и портрет Папы Римского
Позже Папа Римский вновь вернулся в те же апартаменты во время своего принудительного пребывания во Франции с июня 1812 года по январь 1814 года. Папа был задержан в стенах замка в качестве узника для того, чтобы принудить его подписать соглашение, которое он отклонял.
Наполеон I регулярно бывал в Фонтенбло. Желая открыть замок со стороны города и сделать там парадный вход, он разрушает крыло Феррар и заменяет его на нынешние решетчатые ворота. По его инициативе архитектор Гюрто восстанавливает практически полностью разрушенную галерею Дианы длиной 80 метров, созданную еще при Генрихе IV. Первоначальный декор галереи, рассказывающий историю богини охоты, выполненный Амбруазом Дюбуа и Жаном де Гоэ, был продолжен Мери-Жозефом Блонделем и Абелем де Пюжолем в эпоху Реставрации. Наполеон III впоследствии превратил галерею в библиотеку, включающую в себя тома библиотеки Наполеона I, заказанные для Тюильри.


Галерея Дианы
В 1808 году Наполеон I переделывает спальню Короля в Тронный зал. Трон и балдахин усыпаны золотыми пчелами, символом Наполеона.


Тронный зал
Помимо этого Наполеон I украсил внутреннее пространство своих личных апартаментов, принадлежащих некогда Людовику XVI. Так император превратил в спальню туалетную комнату Людовика XVI. Кровать, как и остальная мебель, покрыта узорчатым бархатом, осветленным по просьбе Наполеона вышивкой.

Спальня Императора
Особое внимание привлекают два кресла «Помие» перед камином, названные так по имени их изобретателя. Это кресла с двумя неравными подлокотниками: высоким для защиты от сквозняков и низким - чтобы наслаждаться огнём.


Спальня Императора
Особое место в апартаментах Наполеона I занимает кабинет, поскольку император обладал поразительной работоспособностью и мог восстановить силы во время небольшой передышки на железной кровати, установленной в кабинете.


Рабочий кабинет Императора и салон Отречения
Следующая комната Императорских апартаментов связана с важным историческим событием, благодаря которому она и получила название салон Отречения. Именно здесь в Фонтенбло, сидя за столиком в своем частном салоне, 6 апреля 1814 года Наполеон I подписал акт отречения от престола.
А 20 апреля того года у подножия лестницы в форме подковы Наполеон попрощался со своей гвардией перед отбытием в ссылку на остров Эльбу. Названный двором Белой лошади из-за гипсовой статуи, украшавшей его в эпоху Возрождения, двор с этого момента получил второе название: двор Прощания.


Двор Прощания
Следующие изменения в замке Фонтенбло произошли при Луи-Филиппе, который неоднократно останавливался в этой резиденции. По его инициативе здесь было проведено множество работ по реставрации и перестройки, улучшению комфорта и декора. Художники Жан Ало и Абель де Пюжоль восстановили и дополнили многие поврежденные фрески. Существенные изменения произошли в зале Караула.


Зал Караула
От первоначального декора в стиле Ренессанс здесь остался лишь потолок с расписными балками и фриз под ним с изображением военных трофеев.


Потолок в зале Караула
Остальной декор в стиле неовозрождения был сделан при Луи-Филиппе, в том числе и паркет, отражающий балочную структуру потолка.
Луи-Филипп создает галерею Тарелок. На потолке и стенах над деревянными панелями был установлен декор, перенесенный сюда из галереи Дианы.

Галерея Тарелок
А в панели по указу Луи-Филиппа были вставлены 128 тарелок из Севрского фарфора с изображениями событий, происходивших в Фонтенбло, и видами замка и его окрестностей.


Галерея Тарелок
Как и его предшественник, Наполеон III придавал большое значение Фонтенбло и провел множество работ по реставрации замка. Наполеон III украсил салон Франциска I коврами на тему охоты императора Максимилиана, вытканными в XII веке на фабрике Гобеленов по фламандским эскизам XVI века.


Салон Франциска Первого
Также при нем в 1854 году архитектор Гектор Лефюель создает новый зал для спектаклей. В 1861 году император получает от послов короля Сиама дары, дополнившие дальневосточные коллекции императрицы Евгении. На основе этих коллекций императрица в 1863 году создает в Фонтенбло Китайский музей.
После падения Империи замок Фонтенбло временами служил местом проживания некоторых президентов III Республики, а 1927 стал национальным музеем.
Вот такая интересная история у этого красивого замка под Парижем.


Продолжение следует...
http://neringa-iris.livejournal.com/29279.html#cutid1

Ослепительная роскошь ФОНТЕНБЛО
Этот замок напоминает Версаль своим величием и притягательным очарованием. Французские короли жили в городке Фонтенбло с 1137 по 1870 год.

Роскошный дворец, которому когда-то Наполеон дал название «Дом веков», появился лишь в XVI веке. До этого в лес к югу от Парижа французские короли приезжали на охоту.


Король Франциск I и Наполеон Бонапарт - самые известные личности, которые здесь жили. После революции во Франции в 1789 году этот замок был полуразрушен, но при Наполеоне I был восстановлен и превратился в загородный дом императора.

По воле Франциска I, пригласившего для обустройства дворца итальянских художников, превративших обычный загородный особняк в своего рода художественный музей, дворец стал очагом распространения итальянской ренессансной культуры: здесь работали основатели «школы Фонтенбло в живописи».
Интерьер замка: на 2-ом этаже - большие королевские покои, богато украшенные и меблированные, часовня, галерея Франциска I с фресками, чудесная бальная зала (30 м в длину и 10 м в ширину) с уникальными росписями, огромный камин, поддерживаемый двумя атлантами, двойные витые лестницы, каменное "кружево", кессонные потолки, королевские спальни, обитые лионским шелком, зал Совета, Тронный зал и внутренние покои императора.


Начиная с XVII века каждая императрица и королева Франции спали в золотой кровати, отделанной изумрудами, которая находится в так называемой Queen"s Bed Chamber (спальня королевы).


Помимо этого, в замке также находится Музей Наполеона Бонапарта (Le Musee Napoelon), где представлена наиболее полная коллекция личных вещей императора: вплоть до его зубной щетки, домашних тапочек, государственных подарков и т.п.

Французские гиды всегда начинают свой рассказ о Фонтенбло именно с Наполеона, его покоев, его эмблемы - трудолюбивой пчелы. Во Франции до сих пор существует культ Наполеона. Трудился он действительно как пчелка, по двадцать часов в сутки(оставшихся четырех часов ему всегда хватало для сна).

В императорских покоях посетители долго удивляются, глядя на его пышную кровать с шатровым пологом - она так коротка, что нормально лечь на нее невозможно. Дело не только в маленоком росте Наполеона, просто тогда все спали сидя, это считалось полезным для здоровья.

Приветствую любителей истории и путешествий! Дворец Фонтенбло — французский дворец эпохи Ренессанса в департаменте Сена и Марна, удален от на 60 км.

Этот замок считался самым «королевским» из дворцов Франции. Не зря бытует мнение, что это место является мощным источником энергии, которая давала властителям, жившим в замке, могущество.

Экскурсоводы уверяют, что в галереях дворца обитают души и призраки тех, кто сыграл важную роль в истории Франции. Главный королевский дом действительно многое повидал. В этих стенах рождались и умирали династии, плелись хитроумные интриги.

История замка Фонтенбло

Замок вольготно расположился в лесах, которые всегда были богаты дичью. А короли любили охоту. Первым хозяином замка был Людовик VII. В то время это ещё не был замок. В лесу был построен маленький охотничий домик. Он и стал первой загородной резиденцией.

Франциск I (1494-1547)

Затем на этом месте возвели небольшой замок, больше напоминающий укрепленную крепость. Изысканный вид крепость приобрела при правлении Франциска I — он приказал полностью перестроить её. Только башня напоминает о том, что когда-то здесь была крепость.

Над архитектурой нового замка трудились итальянские архитекторы. В то время итальянцы считались лучшими мастерами в Европе. Король стремился стать хозяином этой Европы, а потому ему нужен был не просто дворец.

Так Фонтенбло становится символом Ренессанса в Северной Европе. Здесь собраны коллекции лучших итальянских живописцев и скульпторов. Впоследствии искусствоведы стали называть их «первой школой Фонтенбло».

Фонтенбло, галерея Франциска I

При европейских дворах считалось хорошим тоном копировать стиль этого изящного замка. Тяжеловесные крепостные резиденции ушли в прошлое, теперь строили дворцы, полностью лишённые оборонительных функций.

До сих пор в Фонтенбло можно увидеть галерею и гостиную, построенные при Франциске. Галерея вела в дворцовую часовню. Её украшают итальянские фрески и статуи.

Генрих II (1519-1559)

При Генрихе II была завершена отделка зала для балов. Этот зал он посвятил своей возлюбленной Диане де Пуатье. В многочисленные окна проникают яркие лучи света. Создаётся впечатления, что комната покрыта золотом.

На дубовых панелях часто повторяется вензель, который сложили из заглавных букв имени короля и фаворитки. На фресках и картинах изображена богиня охоты Диана. Всё в этой комнате говорит о любви к фаворитке. Кроме того, в дворцовом саду можно увидеть фонтан Дианы.

Бальный зал

При Бурбонах начинается новый этап в жизни замка: его называют «вторая школа Фонтенбло». Это работы французских и фламандских живописцев. Фрески капеллы Св. Троицы, можно увидеть во время посещения замка.

При Людовике XIII дворец тоже не пустовал. Именно здесь развивались самые подлые интриги, которые описал в своих увлекательных романах Александр Дюма.

Именно в Фонтенбло начался бурный роман Людовика XIV и Луизы де Лавальер. Но амбиции молодого монарха, требовали большего, и вскоре он оставил не только фаворитку, но и дворец. Вот так на долгие годы Фонтенбло ушёл в тень, уступив место Версалю.

Наполеон Бонапарт (1769-1821)

Во время империи Фонтенбло снова становится официальной резиденцией. Именно наполеоновская эпоха оставила значительный след в архитектуре замка:

  • Тронный зал
  • Кабинет и спальня императора
  • «Зал отречения». Здесь Наполеон пописал отречение от престола
  • Лестница-подкова, которая вела во двор Белой лошади. Здесь император простился с верной гвардией на площади, которая теперь называется «Двором прощания»

Тронный зал в замке Фонтенбло

С конца девятнадцатого столетия замок превратился в музей.

Кстати сказать, что любимым домом Наполеона и Жозефины был более скромный

Видео

Прогуляйтесь по замку! Дополнительная и очень интересная информация «Французский дворец Фонтенбло»

Всего на 10 дней, не знала, как успеть посмотреть всё. Ведь кроме того, что в городе много исторических мест и достопримечательностей must see , в городках вокруг Парижа также есть немало интересных мест и замков, которые пропитаны историей ушедших эпох.

Любая туристическая компания предложит вам многочисленные экскурсии. Это и поездка в Нормандию, и посещение замков Луары. Также недалеко от французской столицы располагаются небольшие города, как, например, Овер-сюр-Уаз, где похоронен Ван Гог. Однако я остановила свой выбор на посещении замка Фонтенбло, где император Наполеон I отрекся от престола накануне своего отбытия на о. Эльба. Тот самый замок, где на знаменитой каменной лестнице в форме подковы великий полководец прощался с оставшейся преданной ему императорской гвардией.

Жители города Фонтенбло называются не фонтенблонцы, как вы могли подумать, но беллифонтенцы (les bellifontains) всё от того же корня «источника прекрасной воды», так сказать, от первоисточника, а не от пришедшего позже названия города.

История современного замка Фонтенбло началась в 1137 году, когда первый представитель династии Капетингов, Гуго Капет включил лесные угодья в королевский домен и на берегу небольшого пруда неподалеку от леса был построен небольшой замок. Прародитель современного Фонтебло конечно же значительно уступал своему нынешнему наследнику. Людовик IX Святой был первым, кто значительно расширил размеры замка. Король предпочитал уединение и проводил много времени наедине с собой в просторных залах замка. Людовик IX называл замок своей монашеской келью. Один из донжонов замка, возведенный при Людовике, назван в его честь.

После этого на протяжении почти 300 лет дворец находился в запустении и забытьи. Да, его навещали и Филипп Красивый, и Филипп Смелый, во времена их правления вокруг замка даже стали возникать небольшие деревеньки, а в XII веке здесь возвели госпиталь. Однако дальше этого дело не зашло.

Новую жизнь в замок вдохнул уже только Франциск I, который воплотил во дворце Фонтенбло свою давнюю мечту - построить замок в стиле Ренессанса. В XVI веке он приказал снести старую крепость и на ее месте возвести тот дворец Фонтенбло, который мы с вами можем видеть сегодня. При Франциске I строятся золотые ворота - новых вход с южной стороны замка, через который можно было попасть к королевским покоям. Эти ворота были центральным входом в замок на протяжении всего XVII век.

Также при Франциске I была построена галерея, которая сегодня носит его имя: «Галерея Франциска I». В галерее были собраны жемчужины мирового искусства, а ее главным достоянием была картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Она находилась в коллекции живописи Франциска I и до правления Людовика XIV, который перевез картину в Версальский дворец, хранилась в замке Фонтенбло. Хотя история замка на этом не закончилась и его еще ждали значительные архитектурные метаморфозы сначала при Генрихе IV, а позже - во времена правления Наполеона I.

Дворец Фонтенбло во времена Генриха IV

Во времена правления Генриха Наваррского к замку пристроили еще две галереи и создали парки вокруг в том виде, в котором мы привыкли их видеть сегодня.

Капелла Святой Троицы - заслуга новой эпохи Генриха IV в изменении архитектурного ансамбля замка. Главной темой росписи здесь стал Страшный суд, который запечатлен на многочисленных изображениях, украшающих капеллу.

Наследник Генриха IV родился в замке Фонтенбло в зале, который позже назвали залом Людовика XIII. Крестили его здесь же, в Овальном дворе дворца, а в честь его рождения Генрих приказал возвести Ворота Дофина - новый вход во дворец с восточной стороны.

Людовик XIII тоже внес свою лепту в строительство замка . Он добавил, казалось бы незначительный сначала элемент в архитектуру замка, но, как показало время, именно этот элемент дворца стал символом своего времени, и по сей день о нём вспоминают чуть ли не в первую очередь.

Людовик занимался строительством каменной лестницы в виде подковы, которая ведет во Двор Белой Лошади, или, как мы его знаем сегодня, Двор прощания Наполеона со своим войском (La cour des adieux). Название Двора Белой Лошади происходит от установленной некогда здесь в центре скульптуры коня. На самом деле, это была лишь часть заказанной Екатериной Медичи скульптуры, которая должна была изображать короля Генриха. Но заказ так и не был закончен, а Белая Лошадь в центре Парадного двора канула в небытие, оставив после себя лишь название.

«Фонтенбло - истинное обиталище королей, дом веков», Наполеон Бонапарт

Людовик XIV обошел дворец своим вниманием, так как он проявлял больший интерес к Версалю, хотя и останавливался регулярно в Фонтенбло.

Следующей эпохой в жизни замка можно назвать правление Наполеона I. Наполеон Бонапарт не просто оживил замок и его залы, он сразу же сделал Фонтенбло своей императорской резиденцией.

Часть комнат дворца называется Музеем Наполеона. Сюда входят и личные покои императора, и Тронный зал, и конечно же, печально (хотя это как посмотреть!) известный Красный салон, где произошло отречение императора, и галерея Дианы, где великий полководец проводил часы в размышлениях о новых завоеваниях перед своим знаменитым глобусом, который мы можем увидеть в замке и сегодня. Здесь же находится кабинет Наполеона, в котором, по легенде, он пытался себя отравить после отречения в ночь с 12 на 13 апреля. Также музей хранит личные вещи императора.

Кроме музея Наполеона, или как как его называют официально Музей искусств и военной истории, Китайский музей императрицы, Галерея живописи и Галерея мебели.

Призраки Фонтенбло

Как и в любом замке, ходят легенды, что в Фонтенбло обитают призраки. Но не всех призраков суждено увидеть простым смертным (извините за каламбур!). Рассказывают, что дух так называемого Красного призрака является только королям как знак их приближающейся смерти. Согласно некоторым историкам, Генрих IV упоминал в своих записях незадолго до смерти, что он встретил Красного призрака в парке Фонтенбло.

А вот призрак маркиза Мональдески может повстречаться и вам. Как известно, маркиз был заядлым сплетником, и хранит множество нераскрытых тайн и интриг замка Фонтенбло. В общем-то и неудивительно тогда, что убит он был по приказу любовницы в одной из галерей дворца.

Парки и лес Фонтенбло

Сады и парки дворца - это своего рода отдельный музей под открытым небом.

И здесь не обошлось без исторических курьезов. Например, в парке Екатерины Медичи, которая жила во дворце Фонтенбло со своим супругом Генрихом II, позже была установлена скульптура Дианы, богини охоты, хотя не о той Диане невольно напоминает скульптура. Сначала вы скорее подумаете о возлюбленной Генриха II Дианы де Пуатье, которую люто ненавидела Екатерина Медичи. Ну а со временем и сам парк был переименован в парк Дианы.

Кроме парка Дианы, здесь также вы найдете утопающий в зелени Английский сад с прекрасным источником, который дал название замку и городу, грот Сосновой рощи, а также двор Фонтана с огромным прудом, где размеренно и чинно рассекают водную гладь лебеди, а по самому парку разгуливают павлины, которых вовсе не пугают многочисленные туристы.

Также вы можете прогуляться в лесу Фонтенбло, который не раз пересекали на лихих конях в погоне за добычей почти все короли Франции. Сегодня здесь отдыхают от суеты больших городов французы, расположившись в тени деревьев на пикник или просто за чтением книги. Здесь процветает и активный туризм: любители рассекают на велосипедах или занимаются спортивной ходьбой. Однако наш гид еще в автобусе предупредила, что, как только начинает темнеть, очень советует не задерживаться и покидать пределы уютного леса, так как ночью там небезопасно и можно заблудиться.

Режим работы и стоимость билетов

Если вы будете покупать билеты в кассе замка, имейте в виду очереди, когда будете планировать свой визит. Хотя они здесь, конечно, и меньше, нежели, допустим, в Лувр или Музей д’Орсэ, однако минут 15-20 я бы советовала иметь в запасе.

Часы работы замка:

С октября по март с 9.30 до 17.00 (вход прекращается в 16.15).

С апреля по сентябрь с 9.30-18.00 (вход прекращается в 17.15).

Лайфхайк: каждое первое воскресенье месяца вход в замок бесплатный. Так что если получится так хитро спланировать своё путешествие, чтобы попасть сюда в первый выходной месяца, почему бы и не воспользоваться такой возможностью.

Внимание: визит всех открытых залов замка занимает примерно 1.30, но доступ в некоторые помещения невозможен за час до закрытия дворца, поэтому лучше, конечно, не приезжать под самое закрытие. Но и это предусмотрели заботливые французы. За час до закрытия замка в кассе вам предложат билет по специальному тарифу на осмотр половины замка. То есть только на те залы, которые еще будут открыты. Цена такого билета - 7 евро.

Вам необязательно посещать дворец Фонтенбло в день покупки вашего билета. Дело в том, что он действителен на протяжении 1 года с момента приобретения. Если же вы зашли во дворец, то он действителен на протяжении всего дня. Таким образом, вы можете весь день прогуливаться по замку, выходить в его окрестности, а затем возвращаться и снова осматривать залы дворца.

Стоимость билета во дворец:

  • 11 евро (полный тариф);
  • 9 евро (льготный тариф.

Льготный билет могу приобрести следующие категории посетителей:

  • многодетные семьи;
  • выходцы из стран не Европейского союза, но проживающие долгосрочно на территории Евросоюза в возрасте от 18 до 25 лет;
  • журналисты (при предъявлении пресс-удостоверения);
  • водители, сопровождающие туристические группы;
  • обладателям общего билета на визит Фонтенбло и Во-Ле-Виконт.

Вход во дворец Фонтенбло бесплатный для посетителей младше 25 лет.

Больше подробной информации читайте на официальном сайте замка Фонтенбло , который доступен на французском и английском языках.

И связанная с жизнью 34 монархов Франции, в том числе Наполеона Бонапарта. Вместе с тем, дворец Фонтенбло не уступает Версалю в роскоши, но при этом незаслуженно пользуется намного меньшей популярностью. Наполеон Бонапарт присвоил усадьбе звание официальной загородной императорской резиденции и называл Фонтенбло «настоящим обиталищем королей, домом веков».

Местность, где построена усадьба, славится своей красотой, не заметить которую французские монархи не могли. Их словно манила здешняя природа и прекрасные, подходящие для охоты леса. В начале XII века здесь был небольшой охотничий двор, затем строится крепость, а в середине XVI века возводится великолепный дворец. Таким образом, история Фонтенбло связана с именами десятков монархов, начиная от Людовика VI (Толстого) и до Наполеона III. Во дворце Фонтенбло родилось четыре монарха.

Об усадьбе сложено множество легенд и, согласно одной из них, во дворце существуют потусторонние силы, которые и влияли на принятие решений королей. Как бы это ни было, но в Фонтенбло все короли чувствовали себя уверенней и еще могущественней.

Как добраться до Фонтенбло

Удобнее всего ехать в Фонтенбло на поезде. Поезда отправляются с Лионского вокзала. Билеты можно купить в терминалах. ВНИМАНИЕ! На Лионском вокзале 2 вида терминалов. Вам нужно коричневые терминалы (их всего 3-4 штуки), он продают билеты на региональные поезда. Если возникнут вопросы - нужно обратиться в инфопункт. Ехать до станции Fontainebleau-Avon. Стоимость билета 8.85 евро (2018 г.). В пути около 40 минут. Расписание, цены и купить билет можно на сайте www.transilien.com .

Режим работы дворца Фонтенбло 2019

  • Ежедневно, кроме вторника
  • С апреля по сентябрь 9:30-18:00
  • С октября по март 9:30-17:00
  • Выходные дни - 1 января, 1 мая и 25 декабря
  • Вход в музей прекращается за 45 минут до указанного времени
  • Бальный зал закрывается за 1 час до до указанного времени
  • Китайский музей и Папские апартаменты могут быть закрыты с 11:30 до 14:30.

Стоимость билетов в Фонтенбло 2019

Стоимость билетов в дворец:

  • Взрослый билет 12 евро
  • Дети до 18 лет бесплатно
  • Молодые люди до 25 лет, проживающие на территории Евросоюза, - бесплатно
  • Молодые люди до 25 лет, НЕ проживающие на территории Евросоюза, - 10 евро

Вход бесплатный для всех категорий посетителей каждое первое воскресенье месяца, зак исключением июля и августа.

Вход в сады и парки бесплатный.

Название

Название Фонтенбло (французское «Fontainebleau») переводится как «прекрасный фонтан». Это имя усадьба получила от местного родника с чистой целебной водой. Существует легенда, согласно которой Наполеон Бонапарт каждое утро выпивал стакан воды из этого источника, что придавало ему силу.

Из истории

В 1137 году пришедший к власти Людовик VII построил здесь крепость, что было характерно для того времени, а позже при Франциске I в 1527 году был возведен ренессансный дворец, отличающийся уникальной архитектурой и великолепным внутренним убранством.

Франциск I был великим дипломатом и защищаться, по большому счету, ему было не от кого. Поэтому от крепости он оставил всего лишь одну башню, а дворец, построенный по проекту Жюля Лебретона, отличался величием, что подчеркивало могущество и власть короля.

Для Фонтенбло время правления Франциска I было поистине золотым веком. Усадьба превратилась в центр французского и зарубежного искусства. Кроме Лебретона, здесь также трудились архитекторы Пьер Шамбиж и Касторе и известные мастера из Италии - Приматиччо, Россо и Челлини. Совместная работа лучших европейских архитекторов, скульпторов и мастеров живописи положила начало всемирно известной школе Фонтенбло.
На протяжении нескольких веков Фонтенбло достраивался и изменялся в соответствии со вкусом и желанием каждого из монархов, поэтому здесь можно увидеть постройки разных стилей, характерных для разного времени (от XV до XIX века).

Дворец стал любимым и для пришедшего к власти Наполеона Бонапарта. Сохранился кабинет, где правитель принимал важные решения, Красный салон, где он подписал отречение от власти, а также лестница в виде подковы, ведущая во Двор прощания, стоя на которой Наполеон прощался со своими солдатами.


Многие туристы обращают внимание только на дворец, вместе с тем, Фонтенбло – это целый комплекс, состоящий из дворца, трех садов и четырех дворов (Овальный и Белой лошади, Служебный и Фонтанный), а также парка и леса. Кроме того, здесь расположено несколько музеев, среди них - музей тюрем и музей Военного искусства.

Сады Фонтенбло

  • Дворец Фонтенбло окружен садами, самый маленький из которых – сад Дианы, получивший свое имя по названию статуи, изображающей богиню охоты - Диану с оленем
  • Английский сад появился при Франциске I и тогда он назывался Сосновым садом. Преобразования сада проведены и при других правителях. В Английском саду Вы погуляете по извилистым аллеям, увидите живописную реку и искусственную скалу, а также экзотические растения
  • Сад-партер – полная противоположность Саду Дианы. Сейчас это любимое место прогулок туристов. Здесь сохранена планировка, созданная садовником Ле Нотром во времена Людовика XIV. В отличие от заросшего Сада Дианы, здесь ровные дорожки, четкие линии лужаек и аккуратно подстриженный кустарник, а летом Вас порадуют 45 тысяч цветущих растений.

За партером начинается парк, по всей длине которого при Генрихе IV был прорыт канал длиной 1,2 км. Парк украшают статуи богинь и мраморные мостики.

В выходные дни парижан привлекает лес, окружающий сады и парк Фонтенбло. Здесь устроено почти 300 км пешеходных дорожек, а в тени многовековых деревьев, в тишине и покое, можно прекрасно отдохнуть от забот и суеты Парижа .

Перед главным фасадом дворца раскинулся огромный Почетный двор, который первоначально назывался Нижним, затем его переименовали во Двор Белой лошади, поскольку здесь проходили Рыцарские турниры и была установлена гипсовая скульптура лошади. Позже, после отречения Наполеона от власти в 1814 году, этот двор стали называть Двором прощания.

Галерея Франциска I

Галерея Франциска I была создана в середине XVI века, то есть значительно раньше чем галереи в Лувре и Версале . Это была первая художественная галерея в Европе. Здесь Вы увидите фрески и живописные полотна, деревянные резные панели и лепнину, искусно выполненные европейскими мастерами. В Галерее Франциска I находилась и самая таинственная работа Леонардо да Винчи - «Мона Лиза» - Джоконда.

Галерея ведет из покоев короля в часовню Святой Троицы. Строительство капеллы было начато при Франциске I, а закончено при Людовике XIII.

Роспись капеллы, сохранившуюся до наших дней, выполнил французский художник Мартен Фремине.

Внутренние и Малые апартаменты Наполеона

Бывшие императорские апартаменты хранят память о Наполеоне I и членах его семьи. Внутренние апартаменты включают кабинет, где правитель принимал решения и его личные покои. Здесь Вы увидите портреты и предметы быта, мебель и ценные произведения искусства.

В Тронном зале (до революции это была спальня короля) сохранился стул Наполеона 1805 года и стол, за которым император приносил присягу. В Красном салоне император отрекся от власти, заявив, что готов покинуть Францию и даже уйти из жизни, если это будет на благо страны.

Обратите внимание на отделку текстилем и множество колонн, лепнину и богатые скульптурные композиции. Все убранство выполнено в стиле ампир.

Малые апартаменты, где Наполеон отдыхал и принимал гостей, можно посетить только с экскурсией.

Бальный зал

После смерти Франциска I к власти пришел его сын Генрих II. Именно при нем под руководством мастеров Абатто и Приматиччо был оформлен Бальный зал. Все его убранство посвящено фаворитке короля влиятельной Диане де Пуатье. Благодаря обилию солнечного света Бальный зал выглядит золотым. Он использовался для проведения торжеств вплоть до XIX века, то есть около 600 лет и был свидетелем многих исторических событий.

В украшении зала, как и в убранстве Галереи Франческо I, можно увидеть красочное сочетание фресок и деревянных панелей. На одной из них нетрудно заметить монограмму Дианы де Пуатье – три скрещенных полумесяца.

Официальный сайт Фонтенбло

Фонтенбло значительно старше Версаля, это своего рода символ истории Франции. Остаться равнодушным к его живописной природе, архитектуре и произведениям искусства невозможно.

По словам французского историка Жюля Мишле, Фонтенбло - «это восхитительное последнее убежище, где можно отдохнуть и насладиться тем, что еще осталось от жизни… Спросите меня, где бы я стал искать утешения, если бы меня постигло несчастье, и я отвечу – пошел бы в Фонтенбло. Но и будучи счастливым, я тоже отправлюсь в Фонтенбло».



Похожие публикации