Изгнание бесов в свиней и гибель их в море. Изгнание легиона бесов в стадо свиней

Описанные Евангелистами случаи бесноватости дают возможность составить представление о характерных признаках этой болезни. Из этих признаков самым типичным, и безусловно общим, для всех случаев, является: непризнание бесноватыми себя больными и отсутствие у них просьбы о помощи. Эти больные никогда сами не приходят ко Христу за исцелением, но их «приводят». Или же, Христос Сам исцеляет их по своему милосердию, или по просьбе родных и друзей.

Но, по форме, бесноватость бывает очень разнообразной: самая сильная форма – это бесноватость двух гадаринцев, которые проявляли буйное помешательство и самоистязание, без всяких перерывов, в течении многих лет. Случай с лунатиком был также очень тяжелый, т. к. здесь болезнью было охвачено и тело, и душа человека, но были перерывы или ослабления в припадках между новолуниями.

В других случаях бесноватость, не затрагивая глубин духа человеческого, поражала только отдельные органы (слух, зрение, речь) или весь телесный состав (как у скорченой женщины). Следовательно «бесноватость», как видно, может поражать или душу, или тело, или то и другое вместе. Из этого можно заключить, что определенного «клинического» симптома-комплекса у этой болезни нет; это болезнь «духа», и может ассоциироваться с любым телесным недугом, по тесному единству всего состава человека. Диавол пользуется болезненностью человека, как следствием первородного греха, чтобы наносить свой удар по самому чувствительному месту. Во всяком случае, «медицинских» средств от одержимости нет. Это болезнь «духа» и лечится она исключительно духовными путями. И не следует заблуждаться в распознавании «одержимости». Не всякая «эпилепсия» и не всякая «параноя» или «циркулярный психоз» и т. п., есть «одержимость». Здесь пет знака равенства, но часто бывают совпадения, которые смогут распознать только истинные врачи, не зараженные предрассудками «материалистического мировоззрения».

По свидетельству о. Иоанна Кронштадского, из находящихся в больницах душевно больных, характер болезней значительного большинства – духовной, а не психофизической природы.

ИСЦЕЛЕНИЕ ДВУХ БЕСНОВАТЫХ В СТРАНЕ ГЕРГЕСИНСКОЙ

(Мтф.8, 28–34; Мрк.5, 1–20: )

Итак, после укрощения злых стихий природы, которые, казалось, готовы были поглотить не только учеников Христовых, но и Самого Господа, лодка пристала к восточному, скалистому и пустынному берегу страны Гергесинской (или Гадаринской, как ее называют Евангелисты Марк и Лука). Сразу же, как только Христос вышел на землю, «Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов» (т. е. из могильных пещер), «весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город», т.е. в Капернаум.

Так повествует об этом событии Ев. Матфей. В Евангелиях Марка и Луки, об этом же говорится более подробно и с той разницей, что у них речь идет не о двух, но об одном бесноватом, и страна называется Гадаринской. Противоречий тут нет, т. к. в Десятиградии имелись, в составе городов – и Гадара, и Гергсса; и ближайшая к ним область могла называться и тем, и другим именем. А что касается числа бесноватых, то хотя и было их двое, но говорил от имени двоих, главным образом, один. Он же был, по-видимому, более страшен, более активен и более всем известен, т. к. раньше жил в ближайшем городе и был «одержим бесами с давнего времени» (); ходил всегда голым, терроризовал всех, и именно его много раз пытались заковывать в цепи, которые он, обладая невероятной силой, разрывал и убегал от людей, «гонимый бесом в пустыню».

Иоанн Златоуст говорит, что разность в числе бесноватых у Синоптиков «не есть признак разноречия, а показывает только различный образ повествования». II если соединить рассказ трех Евангелистов, то возможно представить себе картину события в следующей последовательности:

Увидя Иисуса издалека, бесноватые закричали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (). Затем один из бесноватых, тот, которого никто не в силах был укротить, «прибежал, пал пред Ним» (т. е. Христом) «и поклонился Ему... Иисус сказал ему: выйди дух нечистый из сего человека». Тогда бесноватый, «вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня». (Мрк.5, 6-Я; ).

Бес, державший в своей власти несчастного человека и кричавший его голосом, не сразу повиновался повелению Христа, как бы медлил. Тогда Христос спросил одержимого: «Как тебе имя?» Но вместо человека отвечает бес: «Легион имя мое, потому что нас много» (Мрк.5, 9). После этого «просили Его все бесы, говоря: если выгонишь нас (), пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя» (из человека), «вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море». (Мрк.5, 12–13).

В поведении бесноватого, обращает на себя внимание как бы раздвоенность его личности. Сначала он прибежал к Иисусу, пал перед Ним и поклонился Ему, как бы ища защиты от объявшего его ужаса, но когда Иисус повелел нечистому духу выйти из него, тогда этот человек начинает говорить слова совершенно не соответствующие его поведению: «что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю тебя Богом, не мучь меня». Ясно, что здесь уже слышится чей-то другой голос. Устами человека выражается иная чужая воля. Это и есть голос того «нечистого духа», который вселился в человека, овладев его сознанием и волей. Сам по себе, этот несчастный человек, совершенно одичавший и с давних лет не имевший нормального общения с людьми, конечно, не мог ничего знать о Иисусе Христе; не помня даже своего человеческого имени, как мог он исповедовать Христа Сыном Божиим? Но бесы-то знали Христа, т. к. Он повсюду и всегда изгонял их – они «веровали и трепетали» () и, быть может, вперед знали, что Христос плывет в страну Гадаринскую.

Факты «раздвоения личности» вообще говоря, очень часто встречаются в нашей жизни и иногда они бывают очень сходны с теми, что описаны в Евангелии. Это очень хорошо знают врачи психиатрических клиник, но не имея в своем научном арсенале термина «одержимость», стараются по разному объяснять эти явления, но по большей части, неубедительно.

Кстати сказать, у тяжелых психических больных, страдающих буйными припадками, спутанностью сознания и почти полною потерею «личности», со склонностью к крикам, самоубийству и богохульству, иногда вдруг наступает как бы перерыв болезни, «ремиссия». Тогда сознание проясняется, душевные бури утихают, больной становится спокойным, тихим, смиренным, прилично одетым, но увы, не надолго. Вскоре приближается к нему что-то страшное, человек чувствует свое ужасное положение, становится подозрительным, беззащитным и... вновь теряет свою «личность»; чужая, враждебная воля овладевает им, заполняет собою все его нутро. В конце концов, если не приходит неожиданная, необъяснимая «чудесная помощь», – такой больной погибает от истомления, или самоубийства.

В данном Евангельском случае, к больному, одержимому бесами человеку, пришла эта чудесная, могущественная, целебная сила, давшая ему полное и окончательное исцеление.

Пришедшие посмотреть, что случилось, жители Гадаринской страны увидели, что «бесновавшийся», в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме, «и устрашились».

Бывший бесноватый теперь уже не хотел уходить от Иисуса, боясь, видимо, вновь впасть во власть духов нечистых; он просил Христа, «чтобы быть с Ним». Но опасности уже никакой не было, а исцеленный человек нужен был Господу для проповеди Царствия Божия в Десятиградии. Гибель двух тысяч свиней была настолько чувствительная для их владельцев, что о ней, несомненно, говорили во всем Десятиградии, как о факте неопровержимом а, на основе этого факта, проповедь исцеленного человека – о власти Христа, Его чудотворной силе и Его учении о Царствии Божием – была убедительной и доказательной. А главное – сам исцеленный, всей своей преображенной личностью, не мог не привлекать внимание всех. Буйный помешанный, «параноик», гроза населения, – и вдруг, он же – горячий проповедник мира, любви и правды Божией. Он был послан на проповедь Самим Богочеловеком. «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь, и как помиловал тебя», – сказал ему Христос. «И он пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились».

Исцеление бесноватого отрока произошло в Галилее, на следующий день после Преображения Господня. Краткое описание этого чуда дает Евангелист Матфей, другие синоптики его дополняют.

Ев. Матфей говорит: «Когда они» (т. е. Христос и сопровождавшие Его на Фавор Петр, Иаков и Иоанн), «пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает; ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. II запретил ему Иисус; и бее вышел из него, и отрок исцелился в тот час».

Евангелист Марк дает яркую картину явления Христа пред народом. Он пишет, что, когда Христос пришел, большая толпа народа окружала группу Его учеников и книжников Иерусалимских, которые спорили между собою. Спор был, по-видимому, острый и неприятный для учеников. Но появление Христа прервало спор.

«Увидев Его», – говорит Евангелист, – «весь народ изумился и, подбегая, приветствовал Его». Возможно, что небесный свет, осиявший Христа на Фаворе, еще и теперь сиял в Его очах и отражался на всем Его теле, виде, голосе и движениях.

Христос «спросил книжников: о чем спорите с ними?» Книжники молчали. «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым... Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его; и они не могли»...

Можно предположить, что отец отрока, некоторое время тому назад, приводил своего сына именно ко Христу, но, не застав Его, обратился за помощью к ученикам, а те не смогли изгнать беса. Не исключено, что это и было темою «споров» книжников и учеников и причиною их смущения.

Далее, по Евангелисту Марку, можно составить полное представление о характерных симптомах болезни отрока. Оказывается, что по внешности они очень близки к хорошо известной современной медицине эпилепсии. Однако, говорить о полном тождестве здесь едва ли возможно. Признаки «эпилепсии» отрока, по Евангелию, следующие: припадки случаются «в новолуния» и приходят «внезапно»; отрок, как бы кем-то «схваченный», падает на землю, «скрежещет зубами», «испускает пену», «сотрясается» всем телом в конвульсиях; проявляет попытки к самоубийству, ибо «бросается в огонь и воду». В то же время он «глухой и немой». Но уже одна периодичность припадков – по «новолуниям» – совсем не характерна для классической эпилепсии. А главное – причина болезни у клиницистов и у Евангелистов, совершенно различна. И если у врачей причиной припадков предполагаются те или иные аномалии в состоянии вещества мозга или состава крови, то у Евангелистов эти аномалии, если и существуют, то являются не причиной, а следствием внедрения в человека инородного, болезнотворного духа. Отец отрока не сомневался, что сын его «одержим духом немым», и беда его состояла только в том, что ученики Христа не могли «излечить» его.

Кроме того, – немота и глухота также не характерны для эпилепсии, хотя иногда и совпадают с нею.

Наконец, склонность к самоубийству ни в коем случае не может считаться постоянным симптомом эпилепсии; скорее, редким ее спутником. Поэтому, Евангельский случай с отроком бесновавшимся в новолуниях, современные нам врачи могли бы определить, как эпилепсию «психогенного» или «истерического» характера, коренящуюся в психике больного. И в этом не было бы ошибки, т. к. именно болезнетворный «дух», овладев психикой человека, вызвал в нем и все патологические явления.

Итак, но свидетельству Евангелистов, болезнь припадочного отрока была настолько тяжела, что ученики Христа не могли исцелить ее. Тогда Христос в скорбном сердце, дивясь неверию людей, порабощенных духом зла, сказал: «О род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» И повелел привести к Нему больного отрока. И когда тот только еще подходил ко Христу, «дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену». Начался сильнейший припадок. «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства». И тут же обратился ко Христу с отчаянной просьбой: «...если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». И в этой мольбе звучала скорее надежда, нежели вера. Тогда Господь, по милосердию Своему, укрепил надежду отца и помог ему найти в себе зачатки веры, «...если сколько-нибудь можешь веровать», – сказал Он ему, – «все возможно верующему. И тотчас», – по свидетельству Марка, – «отец отрока воскликнул со слезами: «верую, Господи, помоги моему неверию!» ().

И эти слова не прошли мимо внимания людей; в течении многих столетий они повторяются всеми, кто подавлен скорбью и жаждет найти исход ее в вере в Божию помощь. Здесь, из многолетних страданий и слез, в душе несчастного отца родилась вера, победившая его прежнее неверие.

Но пока происходила беседа Христа с отцом отрока, народ продолжал сбегаться отовсюду, чтобы поглядеть на необычайное зрелище. Тогда Иисус «запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его», – говорит Ев. Марк, – «вышел; и: он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер». Но отрок был жив, и Христос «отдал его отцу его». ().

Следовательно, вот истинный, указанный Христом, путь лечения подобных больных: вера, молитва и пост.

Но что на это могли бы сказать современные врачи-психиатры, в большинстве случаев зараженные неверием? Вероятно, они только улыбнулись бы на такой совет. Но улыбка их, увы, не имела бы целебной силы и не спасла бы больного от тяжкой болезни.

ЗАОЧНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОЙ ДОЧЕРИ СИРОФИНИКИЯНКИ

(; Мрк.7, 24–30)

Исцеление бесноватой девушки, дочери язычницы Сирофиникиянки, описано двумя Евангелистами, и вполне совпадает. Это событие имело место в «пределах Тирских и Сидонских», т.е. в языческой Финикии. Сюда Христос пришел из Галилеи после насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек и после хождения по водам (-ая глава и Мрк.6-ая глава). После этих чудес, популярность Христа, как чудотворца, достигла крайних пределов и настолько, что «куда бы ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись». ().

И сколько бы Христос ни запрещал распространять о Нем вести, как о Чудотворце, – не раз случалось, что жители того места, куда Он пришел – «узнав Его, послали во всю окрестность ту» и принесли к Нему всех больных». ().

При таких обстоятельствах, Иисусу Христу трудно было проповедовать Свое учение о Царствии Божием, т. к. массы народа шли не столько для учения, сколько для получения исцелений. И, кроме того, можно себе представить, что Христос при всем том, как Человек, нуждался и в уединении, и в отдыхе. Вероятно по этим причинам, «выйдя оттуда» (т. е. из Галилеи), «Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские» (), «и войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться» (Мрк.7, 24).

Языческие массы народа, здесь, не так много знали о Христе, как Галилеяне, хотя и, несомненно, слышали о Нем. Поэтому, появление Иисуса Христа в пределах Тирских и Сидонских не могло остаться незамеченным. И как только Господь, с группою Своих учеников пришел сюда, «услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом» (Мрк.7, 25), и, «выйдя из тех мест», – говорит Евангелист Матфей, – «кричала Ему: помилуй меня Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами».

Видимо, эта женщина неотступно и долго шла за Христом и назойливо вымаливала к себе Его внимание и милость. Она откуда-то узнала и верила, что впереди нее идет не просто врач и учитель, но «Господь, Сын Давидов». Однако, сама женщина не принадлежала к «дому Израиля», а была Хананеянка, родом Сирофиникиянка, язычница, и конечно знала, что, как Римляне считали все народы кроме себя варварами, так и Израильтяне считали всех своих соседей – язычников – «невеждами в Законе», дикарями и «псами». Христос, вняв как бы просьбе учеников, остановился, хотя и сказал им, что Он «послан только к погибшим овцам дома Израилева». Тогда женщина подойдя ко Христу, припала к ногам Его, кланялась Ему и говорила: «Господи, помоги мне». Он же сказал ей в ответ: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».

Это обидное слово могло, казалось бы, оскорбить и прекратить дальнейшую просьбу и надежду женщины, получить какую либо помощь от Христа. Но к общему удивлению, язычница эта проявила в своем ответе Христу необычайное смирение, веру и мудрость. «Так, Господи, сказала она, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».

Поистине, можно сказать, что смирение этой язычницы было колыбелью ее веры. Ее смирение имело те же свойства, как и смирение того язычника сотника, который считал себя недостойным принять Христа под кров своего жилища. И тот и другой пример, утверждают непреложный закон духа, что смирение, как антитеза гордости, рождает в душе человека веру в Истину, а вера эта творит чудеса.

Сам Господь удивился вере женщины. «О женщина!» – сказал Он ей, – «велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». (). «За это слово пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом», – как свидетельствует Евангелист Марк, – «она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели». (Мрк.7, 29–30).

Таким образом, изгнание беса было совершено заочно, по вере матери и без всякого участия самой бесноватой. Как раньше было указано, каждое чудо Христово, самим фактом своим, проповедует ту или иную истину в общем учении о Царствии Божием и путях к нему. Так, данное чудо свидетельствует прежде всего о том, что иногда испытывает душу человека, глубину его смирения и силу его воли в настойчивости его прошений, молитв. То и другое укрепляет веру человека в помощь Божию. Кроме того, случай с Хананеянкой учит нас тому, что вселение беса в человека, как и изгнание его, не есть что-то отвлеченное, не какое-либо «самовнушение», а нечто вполне реальное. С другой стороны, «бесноватость», как душевная болезнь, не является здесь следствием каких-либо физиологических аномалий в жизни организма, а наоборот, патологические явления в теле, в данном случае, имеют своим началом внедрение в человека инородного, нечистого духа. Причина болезни духовная. Так учит Христос.

Интересно отметить, что Сирофиникиянка или Хананеянка, как называет ее другой Евангелист, хотя и была язычница, но понимала, что дочь ее не просто больная, а «бесноватая», т.е. верила в реальность «духа зла», чему не верили даже и сами некоторые израильтяне, как например саддукеи, чему мало кто верит и в наше время. Но подрыв верования в реальность темной злой силы, неизбежно парализует бдительность человека. Враг, которого воин не видит и существование которого не подозревает, – есть самый опасный враг, и удары его могут оказаться, по их неожиданности, смертельны. Вот почему, некоторые духовидцы утверждают, что самое большое «достижение» диавола в наши дни есть то, что он внушил людям неверие в его бытие.

Наконец, нелишним будет еще раз подчеркнуть тот замечательный факт, что Сирофиникиянка не возражала, а смиренно согласилась, что она и ее дочь есть люди как бы «низшей расы», не обиделась на слова Христа о «псах», а только вымаливала к своей семье милосердия и снисхождения. К тому же, ученики Христовы не могли не видеть насколько эта простая душа выше, чище и прямее тех Иерусалимских фарисеев и книжников, которые, постоянно атаковали их Учителя, стремясь «уловить Его в слове» и требуя от Него «знамения с неба». Их гордые и самоуверенные души, не в пример хананеянке, не могли найти путей в Царствие Божие. И такие люди никогда их не найдут, если не смирятся пред Богом.

Пребывание Иисуса Христа среди язычников этой области было, по-видимому, кратковременным. «Выйдя из пределов Тирских и Сидонских», – говорит Евангелист Марк, – «Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия», т.е. не переходя Иордан и не переплывая озера, вернулся в область Капернаума и Вифсаиды. Там Он восшел на гору и сел. И немедленно – по Ев. Матфею – «приступило к Нему много народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их. Так что народ дивился... и прославлял Бога Израилева» ().

ИСЦЕЛЕНИЕ СКОРЧЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРУЮ СВЯЗАЛ САТАНА

На пути в Иерусалим, в одной из синагог, Христос по обыкновению Своему, учил в субботу. «Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи; она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина, ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога».

Невозможно сказать, да и не так важио знать, что за болезнь была у этой женщины в смысле медицинской классификации. Во всяком случае, это была болезнь, которая настолько деформировала весь становой хребет, что все тело женщины оказалось скорченным и лишенным свободы действия; в таких случаях бывает, что голова опускается почти до земли и человек не в состоянии видеть не только небо, но и лиц проходящих людей; все это угнетающе действует на психику и, кроме того, нередко связано с постоянными, мучительными болями и, конечно, исключает всякую работоспособность. Евангелист Лука говорит, что женщина эта имела в себе «духа немощи», т.е. болезнь ее имела духовную причину, а физическое обезображивание тела явилось лишь следствием сего. Но что это за духовная причина? Об ней говорит Сам Христос: «сию дочь Авраама связал сатана».

Скорченная женщина присутствовала в синагоге во время проповеди Христа. Слушала Его слово, но, вероятно, не видела Его лица. Она сама не подошла ко Христу и ни о чем Его не просила. Сам Христос подозвал ее к Себе и, по милосердию Своему, исцелил от недуга. Христос видел, что она жертва действия врага рода человеческого. Освобожденная от «духа немощи» женщина сразу выпрямилась, увидела Христа и «стала славить Бога».

В этом исцелении стало очевидным, что женщина, хотя и не была «бесноватой», т. к. темная, нечистая сила не завладела ее душою, бес не вселился в нее, как например он вселялся в отрока лунатика или в дочь Сирофиникиянки, но она была "связана духом» и, вследствие этого, заболела телом. Это случилось в определенное время, т.е. восемнадцать лет тому назад. С тех пор, физическая болезнь ее не носила признаков улучшения и казалась неизлечимой. Но Христос, властию Своею, освободил несчастную женщину от «уз сатаны».

Исцеление женщины произошло в субботу, т. к. преимущественно в эти дни Господь проповедовал в синагогах. И, как всегда в этих случаях, блюститель законничества, начальник синагоги, с негодованием заявил протест народу: «есть шесть дней, в которые должно делать», – сказал он, – «в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» – (сухой, бездушный формализм). Но Христос обличил лицемера: «не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову» (т. е. представительницу избранного Богом народа), «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежит ли освободить от уз сих в день субботний?» Именно – «в субботний», – чтобы дать ей завещанный Богом Израилю истинный покой от долголетних мучений.

И когда Господь говорил эти слова, то «все противящиеся Ему стыдились и весь народ радовался о всех славных делах Его».

ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО НЕМОГО

Евангелисты Матфей и Лука повествуют об исцелении немого бесноватого. Был ли это один и тот же случай, или два подобных, – различия это, по существу, не составляет; условия, т.е. события, предшествующие исцелению, у Евангелистов различны, но факт исцеления описан одинаково. Согласно Ев. Матфею, исцеление имело место "в доме" после дарования зрения двум слепцам. «Когда же те» (прозревшие слепцы) «выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского».

У Ев. Луки, исцеление немого описано после проповеди Христа: «просите, и дано будет вам» и т. д. «Однажды изгнал Он беса», – говорит Св. Лука, – «который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов сплою веельзевула, князя бесовского».

Здесь бесноватость проявлялась, прежде всего, в немоте; но, может быть, и в каких-либо других признаках, не столь явных, о которых не упоминается. Во всяком случае, те люди, которые привели немого ко Христу, были убеждены, что его болезнь темного, духовного происхождения, что он «бесноватый». И они не ошиблись, т. к. после изгнания беса «немой стал говорить». К нему вернулся дар речи, как свидетельство освобождения от власти темных сил.

Подчеркнем, что немой бесноватый ни о чем не просил Христа и не сам пришел, а «был приведен» друзьями. И что исцеление было опять совершено по просьбе близких и, главным образом, по милосердию Христа к людям, мучимым врагом рода человеческого, диаволом.

ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОГО И НЕМОГО БЕСНОВАТОГО

Об этом исцелении, говорит только один Евангелист Матфей. Этот случай Евангелист выделяет из множества других исцелений, совершенных Христом после выздоровления сухорукого и ухода Христа из синагоги, когда «последовало за Ним множество народа и Он исцелил их всех».

«Тогда», – продолжает св. Матфей, – «привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского».

Здесь невольно возникает вопрос: чем отличался этот слепой и немой от других слепых и немых, которых во множестве исцелял Христос, и которые не считались бесноватыми? В тексте можно усмотреть только один признак: «его привели», а не сам он пришел; за него просили, а не сам он просил. В самом деле, обычно все больные сами искали себе помощи, но бесноватые никогда не считали себя больными, и если просили о чем-нибудь Христа, то только об одном: «оставь, уйди от нас». Возможно, что слепой проявлял и какие-нибудь другие признаки одержимости, по которым фарисеи судили, что он одержим бесом, и потому говорили, что Христос «изгоняет бесов сплою князя бесовского». Однако, Евангелист о других признаках не упоминает.

В этом случае, как и в случае с «немым» бесноватым, у современных медиков, может возникнуть вопрос: – не являлись ли эти два случая проявлением истерии? Ведь эта нервно-психическая болезнь очень характерна появлением у больных внезапных параличей, внезапной слепоты, глухоты, потерей способности речи и т. п. Но эти явления, под влиянием каких-либо резких психологических шоков, также внезапно исчезают, как и появляются; например, под влиянием сильного испуга – «параличный» вскакивает и бежит; или «немой» начинает говорить, и т. д.

Но это предположение едва ли здесь уместно. Ведь врачи знают, что истерия характеризуется определенным симптомом-комплексом, где большую и непременную роль играет так называемый «истерический характер», а этот характер классически формулируется следующим образом: «мимолетные импульсы бывают неудержимы, внешняя реакция на внутренние психические процессы происходит быстро и сильно. Смех и плач легко приобретают судорожный характер и не поддаются остановке. К этому присоединяются этические дефекты: постоянное недовольство окружающим, крайняя неуживчивость, желание сосредоточить на себе всеобщее внимание, эксцентричность поведения, способность к логическому мышлению и память могут быть отлично развиты.» Истерические больные, кроме того, сами себе приписывают различные болезни, любят обращаться к врачам и крайне озлобляются, когда врачи не находят в них никакой болезни, а все приписывают самовнушению и воображению.

Однако, ничего подобного у Евангельских бесноватых, – слепого и немого, – не отмечено. Следовательно, предположение об их «истерии» ни на чем не основано; в тексте Евангелия нет на это никаких указаний. И никакого психического «шока», «испуга», «аффекта», при исцелении этих больных не было. Все происходило помимо их воли, а может даже и желания.

Таким образом, нет причин сомневаться в правдивости свидетельства Евангелистов об, истинном основании болезни упомянутых больных. Причина их болезни – «бесноватость», и лечение ее – изгнание духа зла. Ни друзья Христа, ни враги Его, в этом не сомневались; но фарисеи были уверены, что Христос «изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». В связи с этим, Христос объявил народу, что такое мнение фарисеев есть хула на Духа Святого: «Если Я силою веельзевула изгоняю бесов», – сказал Христос, – «то сыновья ваши» (т. е. апостолы) «чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие... Посему говорю вам: всякий и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам».

Почему Иисус разрешил бесам вселиться в свиней и они бросились в море?

    ВОПРОС ОТ РОМАНА
    Здравствуйте! Ответьте на мой вопрос: почему Иисус, когда изгнал бесов из одержимого вселил их в свиней и они бросились в море, очень волнует этот вопрос. Спасибо.

Конечно можно рассуждать о здоровом образе жизни и запрете на вкушение свиного мяса:

Лев.11:7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;

Втор.14:8 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.

Но не это главная цель этого повествования. Нужно увидеть две причины:

Первая — Так как для психических заболеваний характерна прерывистость проявления, Господь желал заверить исцелённых им, что болезнь не повторится. Так, Господь говорит духу, мучающему больного ребёнка [по убеждению окружающих]: «Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Марка 9:25). Это в том же духе, что и сбрасывание свиней в море в знак того, что болезнь не повторится. Я хочу сказать, что это своего рода наглядный памятный знак, какие часто применяются в Библии для доведения некой мысли до сознания неграмотного народа. Я думаю, что по этой же причине в День Очищения козёл отпущения убегает в пустыню, неся на себе все грехи Израиля. По мере того как тысячи людей провожали взглядами подпрыгивающим бегом удалявшегося козла, в сознании их возникала картина изгнания их грехов. Таким образом, Иисус на доступном языке показывает полное изгнание бесов и навсегда из этого человека.

Вторая – ее нужно рассматривать в контексте великой борьбы между Богом и сатаной.

Из повествования мы видим, что бесы сами просились войти в свиней. Согласно словам Иисуса в Мф. 12:43, нечистый дух, выйдя их человека не знает покоя, блуждая по пустынным местам.
Эти нечистые духи, видимо, попросили Иисуса сжалиться над ними и отправить их хотя бы в нечистых свиней. Однако получив разрешение на это, они попытались скомпрометировать Иисуса, тем осложнив Его проповедь в том городе. И именно они ввергнули животных в морскую пучину.

Хитрые бесы намеревались перекрыть Иисусу путь спасения людей, живших в Гадаринской стране, зная как эти люди алчны. Жителям Гергесинской страны эта потеря показалась настолько великой (2000 свиней х 50кг. втуше х 350 руб. за 1 кг. = 35 миллионов рублей), что они отказались от благословений Христа, и Он был вынужден удалиться. Этого и добивался сатана. Обвинив в гибели стада Иисуса, он пробудил в людях чувство эгоистичного страха, и они отказались выслушать Его слова. Сатана всегда обвиняет христиан во всех потерях, несчастьях и страданиях, не допуская, чтобы обвинения обрушились на тех, кто действительно виноват - на него самого и его пособников.Уничтожив стадо свиней, сатана хотел отвратить народ от Спасителя и помешать проповеди Евангелия в этой местности. Он думал перехитрить Спасителя,но ведь сатана никогда не может видеть всю картину. А Иисус может и разрушает дьявольские планы!Даже бесы повинуются нашему Спасителю, и злые замыслы обращаются в добро. Именно гибель свиней взволновала всю страну больше, чем исцеление людей и привлекло всеобщее внимание ко Христу. Хотя Сам Спаситель удалился, но люди, которых Он исцелил, остались свидетелями Его силы. Те, кто являлся орудием князя тьмы, стали светоносцами и вестниками Сына Божьего. Весь этот край был открыт для Евангелия. Когда Иисус возвратился в Десятиградие, люди толпились вокруг Него в течение трех днейи он накормил там хлебом и рыбой 4000 мужчин, не считая женщин и детей.

Но есть и третья более важная причина!

Люди видят могущество Иисуса и некоторые даже думают пойти за Ним, но возникает вопрос – сколько это стоит??? Другими словами люди говорят Иисусу – реши мои проблемы, но только не трогай моих свиней!

Да, у каждого из нас своё стадо «свиней», нечистых животных, которых мы сами кушаем и другим продаём. Что это за свиньи? Курение, алкоголь, любая пища или напиток, наносящие хоть и незначительной, но урон нашему здровью, мода полна «свиней», калечащих наше сознание и наши финансы, желание комфорта и спокойствия до упора набито «свиньями», жрущими наши семьи и взаимоотношения с людьми… Это только начало списка. Понимаете теперь, почему немногие принимают Иисуса в свои жилища, почему мы все так или иначе просим Его удалиться от нас? Мы объяты «великим страхом» — ведь можем потерять всех «свиней»!

Выбор за вами Иисус или «свиньи»!

Сергей Ларионов


Спрашивает Полина
Отвечает Александра Ланц, 18.02.2010


Полина спрашивает: .О какой бездне идет речь? Почему позволил Иисус войти бесам в свиней т.е.исполнил их просьбу? Конечно же, Господь знал, что свиньи погибнут, тогда зачем Он принёс кому-то убыток?

Здравствуйте, Полина!

Вот история, о которой вы спрашиваете.

"И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус" ().
С первого взгляда может показаться, что Иисус идёт на поводу у бесов, разрешая им сделать то, о чём они его просят. Более того, своими действиями Иисус словно бы перекрывает Себе возможность спокойно проповедовать в Гадаринской стране, ведь мы видим, как потрясённые люди просят Его уйти: " И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них"

Интересно задуматься над чем, чем же они потрясены реально. Смотрите: перед ними чудо, какого никогда не было, – человек, мучимый бесами с давнего времени, и мучивший своим присутсвием всех жителей этой страны, вдруг оказался совершенно нормальным. Безусловно, это могло потрясти всех до глубины души, особенно тех, кто всё это долгое время пытался связывавать его цепями и узами в надежде как-то улучшить ситуацию и для него, и для себя. Но всё же вчитаемся в происходившее: «пастухи , видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и челениях. ... Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся».

Кто свидетельствовал? Пастухи . О чём? О том, что бесновавшийся исцелён и о том, что это исцеление произошло за счёт уничтожения большого стада свиней . Вопрос: почему Иисуса попросили отойти от пределов города? Из-за того, что Он мог исцелять бесновавшихся или из-за того, что исцеляя, Он тем самым уничтожал благосостояние жителей города? Ответ, как мне кажется, очевиден. Все хотят быть исцелёнными, но никто не хочет при этом терять земные блага.

Итак, Иисус, как нам кажется, поступил весьма наразумно:

1) пошёл на поводу у бесов и тем самым
2) перекрыл Себе возможность проповедовать в городах Гадаринской страны.

Но ведь мы знаем, что Иисус – это воплошение Божественной мудрости и любви, а значит, всё, что Он сделал, было абсолютно правильно.

Так что же мы должны видеть в этой истории?

То, что сатана никогда не сможет обмануть или пересилить Христа.

Хитрые бесы, намереваясь перекрыть Иисусу путь спасения людей, живших в Гадаринской стране и зная, как эти люди алчны, попросились войти в стадо свиней. Полагаю, они были удивлены спокойным согласием Христа. Затем они исполнили свой план – уничтожили свиней. Но ведь сатана никогда не может видеть всю картину! А Иисус может и мы, благодаря Ему, можем.

Произошедшее было уроком для всех учеников Христа (а ведь и мы – Его ученики) о том, что желает сатана сделать с человеком : «и бросилось стадо с крутизны и потонуло» . На бесновавшемся всегда была защита Божия, не позволяющяя сатане уничтожить его жизнь, а вот со свиней, ради «эксперимента» Бог полностью снял Свою защиту, и результат - мгновенная неконтролируемая смерть, то, что произошло бы со всеми нами, отдай нас Бог полностью на откуп сатане.

Произошедшее так же является уроком для всех нас о том, каковы наша суть. Все мы, образно выражаясь, - жители страны Гадаринсткой, которые, зная или подозревая о возможностях Бога, потрясены не ими, а тем, что нам, если примем Его, придётся расстаться со своими любимыми «свиньями».

Да, у каждого из нас своё стадо «свиней», нечистых животных, которых мы сами кушаем и другим продаём. Что это за свиньи? Курение, алкоголь, любая пища или напиток, наносящие хоть и незначительной, но урон нашему здровью, мода полна «свиней», калечащих наше сознание и наши финансы, желание комфорта и спокойствия до упора набито «свиньями», жрущими наши семьи и взаимоотношения с людьми... Это только начало списка. Понимаете теперь, почему немногие принимают Иисуса в свои жилища, почему мы все так или иначе просим Его удалиться от нас? Мы объяты «великим страхом» - ведь можем потерять всех «свиней»!

Произошедшее стало началом подготовки почвы для проповеди Евангелия в стране Гадаринской. Помните слова Иисуса о том, что зерно спасительного Слова может упасть на разные почвы ()? Так вот почва душ человеческих в Гадаринской земле ещё не была готова для того, чтобы принять семя, но историей с освобождением бесновавшегося и гибелью огромного стада свиней эта подготовка началась.

Если вы будете читать следующие стихи этой истории, то увидите: «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог . Он пошел и проповедывал по всему городу , что сотворил ему Иисус» (). Получается, что Иисус Своим недолгим присутствием смог подготовить миссионеров: бывшего одержимого и пастухов, которые, разнося весть о том, что Он сделал, подготовят путь для следующего Его посещения этого места. И вот это посещение уже будет иметь плод!

Таким образом перед нами 4 основных причины, по которым Иисус позволил бесам войти в свиней.

Вы так же спрашиваете о том, что такое «бездна». «Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну » ().

На мой взгляд , это некое духовное пространство, которое сейчас окружает нас. Мы знаем, что сатана и падшие ангелы были изгнаны на землю, поэтому их место обитания сейчас прямо здесь, рядом с нами. В они названы духами злобы поднебесной, т.е. они находятся и действуют под небесами, где и мы располагаемся.

Мы так же знаем, что все они так или иначе «связаны» в своих действиях (), поэтому полагаю, что если они находятся в «бездне», у них как бы меньше возможностей действовать, они просто бродят по земле, пытаясь «найти работу», т.е. пытаясь найти человека, который пустит их в себя. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя...» () Вот эти «безводные места», по моему мнению, и есть «бездна», в которую не хотят уходить бесы. Им хоть в свиней, только бы подольше «поработать», побольше несчастий принести.

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Болезни и их исцеление – теория группового бессознательного. Что такое богатство и что такое здоровье общины – ответы ищите в евангельской притче о стаде свиней.

В Евангелиях есть знаменитая притча о том, как Иисус исцелил бесноватого, переместив бесов из человека в стадо свиней, бросившихся затем в море. Эту часть Евангелия канонически читают над теми, кто, по мнению Церкви, одержим злым духом или непонятной болезнью, недугом, вызванными вселением в человека бесов. Почти чистая психиатрия на ранних стадиях своего зарождения. И почти так же, как и у современной психиатрии – все попытки помочь часто бывают втуне. Почему? Может ли быть по-другому? Можно ли облегчить страдания болящих? Да, может, да, можно. А почему чаще бывает «по-другому» – об этом мы с вами и поговорим. И что надо для этого делать – чтобы всё же помочь – вы поймёте, прочитав мои психологические соображения.

Притча эта кажется многим людям странной, непонятной, а действия Иисуса – чуть ли не несправедливыми и злыми – по многим причинам. Атеисты вообще смеются над этой притчей, показывая на ее примере – как асоциально христианство.

Сегодня мы постараемся понять эту притчу, разобрав все непонятные в ней места и подключив к её интерпретации юнгианскую теорию – группового бессознательного. Итак, обо всём по порядку.

Начнём с самой евангельской истории

Бесноватый

Возле некоего селения, на отшибе от всех приличных граждан, жил бесноватый человек из того же селения. Бесы так мучили его, что он уже не носил никакой одежды и спал во гробах, выселенный из деревни не столько людьми, сколько своим недугом.

Он выбежал к Иисусу, и Иисус сказал бесам, сидящим внутри него: «Выйдите вон из этого человека». Невдалеке паслось общественное стадо свиней. Бесы попросили Иисуса, чтобы он поместил их в этих свиней. Иисус позволил. Бесы вселились в свиней, свиньи, обезумев, ринулись со скалы в море, и... пучина сия поглотила их без остатка.

Увидев то, пастухи-свинопасы, побежали скорее в селение – докладывать о случившимся владельцам исчезнувших животных.

Население городка вышло к Иисусу, увидело – как бывший бесноватый сидит – умытый и одетый подле ног Христа, в здравом уме и со светлыми очами, не увидели своих свиней и сказали Иисусу, чтобы он покинул их место.

Вот и всё.

Свинья-копилка: Исторический контекст «проблемы богатства и везения»

Эта евангельская история очень хорошо понятна без всякой трактовки – деревенским людям старой закалки, но но совсем ускользает от понимания «городских», которые думают, что булочки произрастают на деревьях.

Что такое свинья для прежних времён и прежде всего – для жителя деревни? Свинья – это символ богатства и удачи. «Ду хаст швайн» – говорят до сих пор немцы. То есть дословно: «У тебя есть свинья». Что бы это значило? А то, что: «Везёт тебе, счастливчик».

Когда откормленную свинью закалывают в ноябре-декабре, её хозяин получает очень большие деньги – вам и не снилось столько. Это похоже на годовые премиальные высшему менеджменту хорошей фирмы. А если не деньги получает крестьянин, то обильное пропитание себе, чадам и домочадцам – на весь год.

Прелесть свиньи заключается в том, что её почти совсем не надо как-то специально кормить, все, даже «городские», знают, что свинью традиционно кормили отбросами с обеденного стола, так называемыми – помоями. И на них она волшебно жирела.

А ещё свинья – грязна, её не нужно мыть и холить, как корову, ей нравится быть грязной, в этом её суть. Свинья грязна примерно как деньги.

Но вернёмся к нашим свиньям. Притягательность свиноводства состоит в том, что почти не прикладывая никаких специальных усилий, через год ты получаешь в своём хозяйстве умопомрачительную прибыль – свинья весом под тонну – это как мешок золота на пороге твоего дома... И приодеться, и погулять, и не переживать о том, на что будешь существовать весь год...

«Богатый становится ещё богаче» или Свинство – как оно есть

А почему же ещё – свинья – это традиционный (но позабытый нами) символ богатства и удачи? Здесь есть ещё, стало быть, один хитрый момент... Всё дело в том, что для того, чтобы получить вот такую прибыль в конце года, сам крестьянин должен быть уже изначально – немножко богатым, по крайней мере, не совсем уж бедным.

Рассудите сами – если крестьянин нищ и сам недоедает, то откуда же он возьмёт вкусные обильные помои со стола, чтобы вылить их свинье в корыто?

То есть, свинья кормится хозяином от избытка, и лишь того, кто уже обеспечен, твёрдо стоит на ногах, даже – богат, она вознаграждает – ещё больше, баснословно. Ну а того, кто нищ – извините. Нищий не в состоянии содержать свинью. Традиционно, бедные селяне искали компромисс – выпускали своих свиней на выпас в леса, но рисковали схлопотать от сеньора-владельца леса или... от волка. Свиньи портили лес, это факт. Да и на вольном выпасе свинья, хоть и будет чувствовать себя здоровой, но так не разжиреет, как на домашних помоях.

Понятное дело, что если крестьянин брался всё же откармливать свинью, он дрожал за неё больше, чем мы дрожим за свои автомобили, взятые в кредит.

Именно поэтому, в народе испокон веков сложились две странные поговорки. Когда хмурые крестьяне хотели пожаловаться на свою жизнь и рассказать о своей бедности, они говорили так: «Да какие у нас свиньи? Мы сами... как свиньи!».

Как вы теперь можете догадаться, крестьяне не имели в виду, что они грязные или хамоватые. Они имели в виду, что им приходится до донышка доедать объедки со своего скудного стола, выгребать до крошки самим – то, что обычно в щедрые времена относят в хлев свиньям, а себе готовят свежее.

И вторая поговорка. Когда кто-то хотел с горечью сказать о чёрствости местного населения он говорил так:

«Здешний крестьянин скорее свинью накормит, чем подаст кусок – бедному».

Когда ещё в детстве я столкнулась с этой приговоркой, я думала, что таким образом злые и жадные крестьяне-кулаки высказывают утончённое неуважение к своим ближним, стоящим ниже их на лестнице удачи. Мол, тебе, дураку, не дам, а свинье дам.

Только теперь я поняла, в чём был действительный резон этих крестьян. Весь ужас в том, что они – люди далеко не праздные, никого не имели и в мыслях «утончённо оскорбить»!

Напротив, они действовали как рассудительные, «взрослые», серьёзные люди – отцы и матери семейств, хозяева, озабоченные своим домом и его благополучием.

В самом деле, у настоящего хозяина каждый кусок на счету. И кусок объедков, поданный свинье, идёт в дело – на будущий год свинью заколют, будет что есть, а детям – обновки. А зачем подавать кусок еды – бедному? Какая от этого может быть польза?.. Разве что на небесах? Но в Небеса прижимистый крестьянин не очень-то верил. Его мышление было конкретно-материальным.

Впрочем, современные люди с высшим образованием и абстрактным мышлением – недалеко ушли от крестьянина-кулака баснословных времён.

И вот мы плавно возвращаемся к притче про бесноватого и Иисуса...

Проклятый клад

Все знают из сказок и легенд Возрождения, что клады и сокровища, золото и драгоценные камни – прокляты и охраняются чертями. Потому, что добыты обычно таким путём, о каком лучше не рассказывать детям на ночь.

Убийства, разорение вдов, потопление кораблей. Проклятия и муки умирающих – ложатся на отнятое и вопиют к небу. Золото впитывает истории. Истории, в основном, страшные, и хоть бы одна – весёлая...

Знаменитые украшения, переходя из рук в руки, притягивали убийства и преступления.

Проклятые клады, сундуки с добром, выигрышный лотерейный билет... Мужья ссорились с жёнами, трактирщики убивали гостя. Единоличные владельцы баррикадировались от воров и сходили с ума.

Для крестьянина, далёкого от роскоши, культуры и цивилизации – рубины и алмазы не стоят ничего. У него есть «одна валюта» и одно понимание «клада» – свинья. Поэтому то, что для «культурного» человека воплощено в сберегательной книжке или в пузатом сундуке с бусами и жемчугами – для колхозника, живущего натуральным хозяйством, воплощено в упитанной фигуре свиньи.

Свинья – прообраз банковского вклада с процентами, живая копилка.

Поэтому неудивительно, что когда Иисус вселил бесов в стадо пасущихся неподалёку свиней и те погибли, бросившись со скалы в море, крестьяне попросили Иисуса... уйти. Странно, что не убили.

А теперь мы будем последовательно отвечать на ряд важных, подводящих итоги – вопросов.

Вопрос №1 Почему бесы попросили Иисуса – вселить их в стадо свиней?

А я вам отвечу встречным вопросом: «А как вы думаете, скольким до этого людям крестьяне отказали, ради того, чтобы получше накормить свою жиреющую свинью?»

Для крестьянина, повторим, свинья то же, что для горожанина – его сберкнижка или редкий бриллиант. Почему бы и свинье не начать притягивать к себе «злое», как это делают сокровища горожан?

Почему бесы попросили Иисуса – поселить их в стадо свиней? Потому что подобное тянется к подобному. Они уж привыкли охранять клады. Деньги, золото, имущество –нажитые неправедно, с обидами другим, это тот привычный удобный для них «отель», в котором бесы «останавливаются», спускаясь на землю.

Вопрос № 2 Откуда берутся больные люди и что такое групповое бессознательное?

Вот мы и подошли к самой тонкой теории, которую когда-то вскользь сформулировал Карл Густав Юнг. Групповое бессознательное – невидимая надстройка над небольшим коллективом людей. «Круговая порука мажет, как дёготь». Невидимый дёготь. Невидимый – до поры... Пока кто-то не заболеет – неизлечимо и красноречиво. Кто станет зеркалом грехов общины.

Когда Иисус спросил бесов: «Сколько вас?» бесы ответили: «Легион». Легион грехов и злых дел...

Грехи общины – отлились в теле бедного бесноватого, соседа по групповому бессознательному. Он как в волшебном зеркале показывал своим односельчанам – состояние здоровья всей деревни в целом. Проклятие – уже почти пало на деревню, но этого никто ещё не понял. Вот если бы у них начала издыхать скотина и болеть дети, гореть дома...

А пока – одного – бесноватого отселили в катакомбы и забыли о нём быстро, как забывают о чужих неприятностях. Чужих ли?..

Вопрос №3 Что сделал Иисус?

Представьте себе, что Иисус пришёл к нам, современным людям и сказал, собрав нас с вами, так.

Есть один человек, которого вы все очень хорошо знаете. Так вот, он сильно заболел. Вы знаете, как он мучается? Вы говорите: «Знаем, слышали, бедный-бедный».

И Иисус продолжает: «А хотели бы вы, чтобы он полностью исцелился?» Мы с вами отвечаем: «Да, да! Что за вопрос! Он такой хороший человек!».

И тут Иисус нам говорит: «А вы знаете, он уже исцелился, Я его исцелил!» и показывает нам видео, чтобы мы поверили. А на видео тот, на которого уже нельзя было смотреть – улыбается и машет, пополневший, загорелый, где-то на море, за границей, в санатории и шлёт нам приветы».

И тут Иисус говорит: «А вы знаете, как я его исцелил? Слушайте».

Вот у тебя есть бабушкина квартира, которую ты сдаёшь квартирантам, а у тебя – акции. А тебя назначили начальником, дали свой кабинет и повысили зарплату.

А у тебя есть книжка и на ней 300 тысяч. А у тебя – последний Айфон. А вот у тебя есть очень интересный дар – очаровывать всех мужчин, подруги удивляются. А ты умеешь ходить по подиуму и носить любую одежду как королевскую мантию.

Так вот, я посмотрел на вас и увидел, что вы давно пользовались всеми этими дарами, которые позволил вам иметь, между прочим, Я, но толку от этого окружающим не было никакого, кроме вас самих. Вы всё брали себе. Вы гордились и обижали людей. Вы не давали куска хлеба просящему. Вы перестали общаться с бедными родственниками. Можно я не буду напоминать, как досталась тебе бабушкина квартира? Можно я не скажу, что для тебя значит твой айфон?

В общем, все эти вещи, которыми вы обладаете, на них налипло столько зла, вы не поверите.

И вот когда я изгонял болезнь, она устремилась туда, где ей было удобней всего – грязь тянется к грязи. Я не хотел, чтобы она излилась вам на головы. Или пожрала ваши единственные жилища, в которых вы обитаете. Я выбрал ваших свиней.

Вы будете сильно огорчаться, если я скажу вам теперь последнее: квартира, айфон, 300 тысяч на книжке и талант очаровывать – утонули в море, сбросившись со скалы? Хотите поговорить по Скайпу с вашим другом, который теперь может говорить и улыбаться?

Мы помолчали и сказали Иисусу: «Уходи из нашего селения. Пожалуйста, уходи». И развернувшись, пошли прочь к своим опустевшим хлевам.

Елена Назаренко

Рада пригласить всех вас на сайт нашего психологического центра "1000 идей" live-and-learn.ru , где собрано около тысячи прикладных и, как мне кажется, полезных психологических статей.

Прошу также обратить внимание на наши разработки - психологические мобильные приложения для самопознания и саморазвития!



Похожие публикации