Как сделать деревянный меч своими руками. Делаем рукоять меча

Привет-привет, друзья! Вы готовы окунуться в мир дерева? Сегодня мы попробуем сделать меч из дерева.






Оценка мастер-класса 5 из 5 на основании 7037 голосов.


1 способ:
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ -
Проще всего сделать меч своими руками за дерева. Для этого понадобится несколько досок для клинка и гарды, а также минимальный набор инструментов. Чтобы узнать еще больше способов сделать себе меч, зайди на сайт и прочитай нашу статью:

2 способ:
КАК ПРОСТО СДЕЛАТЬ ИЗ НЕБОЛЬШОЙ ДОСКИ ДВУРУЧНЫЙ МЕЧ САМОМУ. МИНИМУМ ЗАТРАТ - МАКСИМУМ УДОВОЛЬСТВИЯ.

3 способ:
Процесс строительства деревянного меча из игры minecraft в реальной жизни. Minecraft игрушки для детей, мальчиков и девочек. Подарок на день рождения.

4 способ:
В этом видео я расскажу как сделать своими руками меч Вразумитель главного героя мультсериала Мастер Меча Онлайн Sword Art Online
Плейлист -
Подписывайся на канал -
Наша группа ВКонтакте -
Аэрограф без ничего -
Набор для чистки аэрографа -
Шланг для аэрографа -
Гравер большой набор -
Гравер без ничего -
Надфиля по дереву -
Надфиля алмазные -

Шаблон в группе -

5 способ:
Этом видео я расскажу как сделать своими руками катаны Дэдпула из игры DEADPOOL THE GAME. Катаны сделаны из мдф, и пвх трубы и пористой резины.
Плейлист -
Подписывайся на канал -
Наша группа ВКонтакте -
Не плохой аэрограф для начало с компрессором -
Аэрограф без ничего -
Набор для чистки аэрографа -
Шланг для аэрографа -
Сепаратор для удаления влаги с компрессора -
Гравер большой набор -
Гравер без ничего -
Мини ручная дрелька со сверлами -
Надфиля по дереву -
Надфиля алмазные -

Чертеж -

Вопросы, которые задают ежедневно

  • Какую инструменты необходимы для работ по дереву?
  • Посоветуйте мастер-классы или кружки резьбы по дереву в Минске, хочу оторвать ребенка от телевизора/компьютера и занять чем-то полезным;
  • Не могу посмотреть очередной видеоурок, выскакивает ошибка. Что делать?
  • Хочу заказать деревянный меч как в 4 способе в количестве 48 штук, кому заплатить за работу? Необходимо доставить в Екатеринбург

Еще видео

Чтобы сделать настоящий меч, вам нужно посвятить много лет обучению. Самые лучшие кузнецы мечей в мире, не выдадут свои секреты легко, и даже высококачественные деревянные мечи для практики, вроде «боккэнов» (деревянные мечи для айкидо тренировок) и «синай» (бамбуковый меч для кендо тренировок), требуют немало терпения и профессионализма, чтобы их создать. Тем не менее, любой, кто имеет на руках немного свободного времени и несколько нужных инструментов, может сделать игрушечный меч, для спарринга с друзьями, или чтобы пуститься в приключения со своим сыном или дочкой. Прочитайте шаги ниже, чтобы научиться делать меч самому.

Шаги

Деревянный игрушечный меч

    Нарисуйте меч на бумаге. Точнее, нарисуйте контуры меча. Используйте линейку, чтобы сделать его прямым, и будьте как можно более изобретательны, придумывая желаемый дизайн. Необязательно, чтобы он был идеальным. Это будет главным трафаретом вашего меча.

    • Чтобы сделать длинный меч, используя этот метод, вам понадобиться более длинный лист бумаги. Вы можете использовать рулон тонкой, коричневой бумаги, или купить большие листы бумаги из магазина с канцелярскими товарами.
  1. Вырежьте и скопируйте трафарет. Осторожно вырежьте трафарет меча, и дальше, положите его на доску (которая будет не больше 2,5см в ширину) из желаемого дерева, которую вы будете использовать. Скопируйте трафарет на доску, и потом скопируйте эфес (рукоять и гарду) еще два раза.

    • Эфес должен быть толще лезвия, поэтому, вам нужно отрезать три куска дерева для эфеса, и склеить их вместе.
  2. Отрежьте дерево. Используя пилу, вырежьте три куска дерева, на которых вы нарисовали контур – два куска эфеса и целый меч. Разрезы, скорей всего, будут грубыми, но ничего страшного. Убедитесь, чтобы вы вырезаете более широкий кусок, нежели чем более узкий, так как широкий кусок можно подрезать, а узкий кусок сложно исправить.

    Перемешайте эпоксидный клей, и склейте куски. Следующий шаг требует взять сильный эпоксидный клей, и перемешать его, чтобы он стал действующим. Перемешайте его на куске бумаги, чтобы вам было проще убираться, когда закончите. Как только он будет активным, нанесите ровный слой с одной стороны каждого куска эфеса, и приклейте их к центральному куску, по одному куску с каждой стороны.

    • Как только куски будут склеены, подождите как минимум 10 минут, пока эпоксидный клей не высохнет полностью.
    • Старайтесь, чтобы оба куска лежали как можно ровнее, но ничего страшного, если они не будут идеалны.
  3. Отполируйте меч. Начните с эфеса. Используйте мелкозернистую наждачную бумагу, чтобы отполировать грубые края, и поровнять все три части. Если хотите, вы можете использовать специальный инструмент, чтобы ускорить процесс. Как только эфес будет ровным, используйте наждачную бумагу, чтобы скосить каждую сторону лезвия, и сделать его «острым».

    Проверьте эфес, и сделайте последние поправки. Убедитесь, что эфес меча не слишком толстый, и что его удобно держать; если он толстый, отполируйте с обеих сторон, чтобы сделать рукоять тоньше. Положите меч на графическую поверхность, и проверьте, чтобы обе стороны были как можно ровнее. Отполируйте неровные части, пока ваш меч не будет как можно симметричней.

    Украсьте меч. Начните с того, что вы его разукрасите. Для начала, вы должны нанести слой серой краски, используя распылитель. Как только первый слой высохнет, вы можете добавить металлическую краску, чтобы сделать лезвие блестящим, или разукрасить лезвие в синий или красный цвет, или создать световой меч. Как только краска высохнет, сделайте рукоять. Неплохой выбор это клейкая лента, а также приклеенная ткань. Кроме того, вы можете завернуть рукоять кожаным шнурком. Наконец, используя любые желанные декоративные элементы, добавьте последние штрихи.

    • Если вы накроете эфес, когда вы наносите на лезвие распылителем первый слой краски, вы можете оставить ему его натуральный, деревянный вид. Другой способ, это покрасить эфес в золотой цвет, а лезвие в серебряный.
    • Вы можете украсить гарду и головку рукояти, приклеив на них ненастоящие драгоценные камни.
    • Если хотите, как только вы закончите с окрашиванием с помощью распылителя, добавьте деталей с помощью тонких кисточек и акриловой краской.

    Боффер

    1. Начните с длинного куска ПВХ трубы. Труба должна быть жесткой, но эластичной при тряске. Труба с диаметром от 2,5 до 3,5см отлично подойдет. С помощью пилы, отрежьте трубу до общей длины лезвия и рукояти. Определитесь, если вы хотите, чтобы меч был двуручным или одноручным.

      Заверните поролоном. Отрежьте кусок поролона с закрытыми порами (как правило, он продается в цилиндрической форме, и имеет дырку для трубы посредине), чтобы его длина была равна длины лезвия и рукояти, плюс несколько сантиметров. Наденьте поролон на ПВХ трубу.

      Добавьте гарду. Если хотите, вы можете добавить гарду, надев четырехсторонний фитинг для труб, на конец эфеса основного куска ПВХ трубы. Отрежьте два коротких куска ПВХ трубы одинаковой длины. Наденьте по куску с каждой открытой стороны фитинга, чтобы создать гарду. Как только вы будете удовлетворенны ее шириной и положением, используйте цементный клей, чтобы закрепить каждый кусок на месте.

      Добавьте больше поролона. Если вы хотите сделать меч безопасней, добавьте маленький кусок поролона с закрытыми порами на края эфеса, и на основание гарды. Таким образом, вы создали головку рукояти.

      Возьмите клейкую ленту. Начните заворачивать рукоять клейкой лентой. Отрежьте ее, как только вы дойдете до основания эфеса, и сделайте ее плоской. Дальше, заверните толстый слой клейкой ленты вокруг основания каждого куска поролона, закрепив его на трубе. Добавьте повязки клейкой ленты, затянутые вокруг пенопласта, чтобы еще лучше закрепить его. Наконец, заверните все лезвие из поролона, клейкой лентой.

      • Окончание поролона должно быть на несколько сантиметров длиннее трубы, чтобы сделать меч безопасней; вы можете завернуть эту мягкую часть меча клейкой лентой, закрыв дырку в вершине.
    2. Заверните и развлекайтесь. Полностью заверните клейкой лентой любой другой кусок поролона, который вы могли добавить. Клейкая лента придает мечу блестящий вид лезвия, и защищает его от разных элементов. Как только ваше оружие будет готово, вы можете использовать его, чтобы развлекаться с вашими друзьями. Это оружие достаточно мягкое, чтобы предотвратить серьезные травмы, поэтому, дерзайте!

    Катана из металлической линейки

      Купите необходимые материалы. Вам понадобиться металлическая линейка, или метровая палка, толстый шкант, диаметр которого будет одинаковым с шириной линейки, грубая стальная вата, наждачная бумага, ткань или клейкая лента, чтобы завернуть рукоять. Также, вам понадобиться контактный клей или металлический эпоксидный клей. Вы будете использовать пилу, чтобы разрезать шкант; также, мы рекомендует иметь под рукой тиски, но это не обязательно.

      Почистите линейку. Используйте много стальной ваты, и протрите линейку как можно лучше, чтобы сделать ее грубее и очистить ее поверхность. Если надписи линейки были нарисованы на ее поверхности, стальная вата поможет избавиться от них; не бойтесь стереть их. Когда вы закончите, вытрите линейку сухой тряпкой.

      Отполируйте и загрунтуйте. Как только ручка из шкантов будет приклеена, ототрите наждачной бумагой клей, который вылезает со сторон, и возьмите меч в руку. Если рукоять не совсем удобная, отполируйте немного края, одинаковым образом с обеих сторон, пока рукоять не станет продолговатой, и ее будет удобней держать в руке. Когда вы будете удовлетворенны результатом, обмотайте рукоять строительной лентой и нанесите слой грунта, на одну сторону лезвия, а потом и на другую. Нанесите второй слой, чтобы полностью прикрыть отметки линейки. Дайте обоим слоям хорошо высохнуть.

    1. Заверните рукоять. Снимите строительную ленту с рукояти, и отполируйте мелкозернистой наждачной бумагой, чтобы избавится от заноз, дальше, заверните ее либо в клейкую ленту, либо в медицинскую ленту, или оберните кожаным шнурком, чтобы сделать рукоять мягче. Ваша новая Катана готова! Эластичность лезвия из линейки, не даст ей сломаться, когда вы будете бить им разные предметы.

      • Хотя, этот меч имеет квадратный кончик и плоское лезвие, он все равно может причинить боль. Будьте осторожны, когда вы с ним играете. Бейте только неживые предметы, вроде тренировочных чучел.

    Предупреждения

    • Даже игрушечный меч может привести к травмам, если им неправильно пользоваться. Следите за детьми, когда они играют с игрушечными мечами, и будьте осторожны, когда пользуетесь ими сами. Нападение деревянным мечом – это все равно нападение.
    • Используйте ваши инструменты с осторожностью, и не забывайте использовать оборудование безопасности, когда делаете любой из вышеперечисленных мечей.

Главной движущей силой в развитии металлообработки и металлургии было изготовление оружия. Любой металл, открытый человеком, тут же приспосабливали под производство этих орудий, открывая и разрабатывая новые технологии. Эти изыскания привели к открытию железа, а позже и стали, причем качество последней постоянно старались улучшить.

Ковка меча и сегодня довольно непростой технологический процесс. Как его можно изготовить в своей мастерской и из каких материалов? А также что нужно знать об изготовлении мечей?

Первые мечи пытались ковать из бронзы, однако качество их было, мягко говоря, не очень, слишком мягкий материал использовался. Первые железные и стальные образцы так же были плохого качества, их приходилось выравнивать после нескольких ударов. Именно поэтому на первых порах главным оружием было копье с топором.

Все изменилось с изобретением нескольких новых технологий, например, послойной сварки и проковки, что давало прочную и, главное, пластичную полосу стали (харлужная сталь), из которой ковали мечи. Позже появились фосфоритные сорта металла, производство этого вида оружия стало дешеветь, а приемы их изготовления упрощаться.

С чего можно выковать меч сегодня? Многие специалисты рекомендуют использовать марку стали 65Г. Это рессорно-пружинный сорт металла, использующийся при производстве рессор, пружин амортизаторов, корпусов подшипников. Марка имеет в составе низкий процент углерода и дополнена такими легирующими элементами, как никель, хром, фосфор. Такая сталь имеет прекрасные показатели прочности, а, главное, она пружинистая, что не даст мечу изгибаться при нагрузке.

Выбирая материал для изготовления меча, изначально надо решить, как он будет использоваться. Если просто как декоративное украшение интерьера, то качество металла не столь важно. Для реконструкторских боев потребуется хорошая сталь, которую нужно будет дополнительно закалить.

Также можно поискать элементы рессор от автомобилей или тракторов, которые производят из марок стали 55ХГР, 55С2ГФ и других подобных аналогов.

Для декоративных мечей можно просто приобрести прокат в виде прутка или полосы на ближайшей металлобазе. Однако, подбирая материал, стоит учесть, что при ковке будет утрачена часть объема, а, значит, размеры заготовки должны быть больше.

После приобретения стали нужно озаботиться наличием оборудования для ее обработки.

Что нужно для ковки меча

Основная проблема обработки заготовки при ковке меча - наличие соответствующего размерам оборудования. Образцы такого оружия имеют длину 1000-1200 миллиметров. Следовательно, нужно иметь горн, который позволит разогревать металл полностью на всю протяженность.

Кузнечный горн с нужными параметрами можно сложить своими руками, используя огнеупорный кирпич. Для этого выкладывают печь, например, с открытым верхом и длинной очага 1,2-1,4 метра.

Также потребуется стандартный кузнецкий набор: наковальня, клещи, подбойник. Обязательно потребуется молот ручник, которым делают все кузнечные работы. Резку металла и его шлифовку можно осуществлять с помощью болгарки.

Значительно упрощает и ускоряет ковку наличие механического кузнечного молота.

Еще один немаловажный момент - это закалка меча. Особенно, если нужно получить прочное изделие. Для этого придется поискать какую-то посуду по длине клинка, залив в нее машинное масло или воду.

Когда собрано все необходимое оборудование, потребуется изготовить хотя бы простейший чертеж, по которому будет осуществляться дальнейшая ковка и сборка меча.

Когда все готово, приступают непосредственно к ковке.

Как ковать меч

Независимо от того, что послужит исходной заготовкой для будущего меча (пруток или полоса с рессоры), ее нужно нагреть. Главное - соблюдать температурные рамки разогрева стали.

Нижняя граница ковкости низкоуглеродистых сталей составляет показатель 800-850 градусов. Без приборов определить прогрев материала можно двумя способами.

  • Первый - при определенной температуре накала сталь приобретает соответствующий окрас. При 800-830 градусах - светло-красные и светло-вишневые тона.
  • Второй - магнитные свойства материала. Их проверяют обычным магнитом. Когда сталь нагревается до показателя 768 градусов и более, она теряет свои магнитные свойства. После остывания они восстанавливаются.

Итак, заготовка разогрета, как ее формировать ковкой?

  • Если это пруток, то его нужно проковать вдоль протяженности, сделав из него полосу нужного сечения.

Во время поковки на поверхности металла будет образовываться слой окалины. Часть ее сама отвалиться, но всю поверхность нужно периодически зачищать, пользуясь щеткой по металлу.

  • Спуски будущего меча можно сформировать после ковки, используя наждачный круг, либо проковать их, сформировав приблизительные формы клинка.
  • На конце полосы, где будет собрана рукоять, нужно сделать хвостовик. Для этого часть полосы проковывают с торцов и плоскостей, образовывая конус.
  • В месте, где хвостовик соединяется с клинком, ковкой формируют плечи меча.
  • Вдоль плоскостей лезвия нужно проковать долы. Их формируют, используя подбойники или шаблоны.
  • Гарда обычно изготавливается отдельно и ее не куют вместе с клинком меча.
  • После окончания работы изделие очищают от окалины и стабилизируют (отпускают). Для этого в горне клинок разогревают до красного цвета и оставляют остывать вместе с очагом.
  • Закалку делают после остывания при стабилизации металла. Меч нужно прогревать равномерно по всей длине, следя, чтобы подаваемый воздух не попадал на клинок. Когда металл станет едва красным, его быстро опускают в воду полностью. После чего нужно снова отпустить материал. Для этого его предварительно зачищают и греют до золотистого цвета. Остывание проводят уже на открытом воздухе.

Это самая простая технология того, как выковать меч в домашних условиях. Потренировавшись, можно будет изготовить отличный клинок.

Важно соблюдать температуры нагревания, а также правильно провести закалку клинка. Перекалив металл, получиться очень хрупкое изделие, а плохо закаленный материал будет слишком мягким.

Закончив ковочные процессы, изготавливают граду, рукоять и навершие.

Конечно, можно изготовлять мечи и без кузнечных технологий, используя слесарные приемы. Однако, именно кованое изделие будет прочным и натуральным.

В примитивных условиях очень трудно соблюдать правильную технологию изготовления кованного меча хорошего качества. Особенно без опыта кузнечных работ. Лучше всего изначально потренироваться, куя, например, коротки ножи или другие подобные изделия.

Огромное преимущество дает наличие механизированного оборудования. Как пример изготовления меча кузнечным способом с использованием механического молота можно посмотреть на предоставленном видео:

А есть ли у Вас опыт изготовления длинномерных предметов и, в особенности, мечей? Поделитесь способами и приемами обработки металла, примите участие в обсуждении в блоке комментариев.

Комментариев:

Украшение стены холодным оружием издревле считается весьма эффектным способом декорирования помещения. Шпаги или сабли можно повесить на красивый шелковый ковер. Это привнесет в интерьер восточные, экзотические нотки. Шлем или арбалет украсят поверхность, выложенную искусственным и натуральным камнем. Такой декор подойдет для комнат, принадлежащих молодым мужчинам. Очень интересно смотрятся композиции, составленные из холодного оружия. Обычно ими украшают стены над каминами, низкими стеллажами или диванами.

Разновидности мечей.

Сейчас без особого труда можно купить декоративные сабли, топоры или доспехи. Но такие предметы интерьера обычно стоят недешево. К тому же, что может лучше подчеркнуть мужественность владельца помещения, чем оружие, изготовленное самостоятельно? Тем более что сделать меч своими руками не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Но, конечно, начальные навыки по обработке металла вам понадобятся.

Подготовительный этап работ

Чтобы изготовить меч своими руками, вам понадобятся следующие материалы:

  1. Полоса металла. Его толщина зависит от типа оружия, которое вы хотите изготовить. Люди, занимающие исторической реконструкцией, обычно используют в этих целях бывшие в употреблении автомобильные рессоры толщиной от 5-10 мм.
  2. Древесина для рукояти. Для этих целей используют прочные породы, например, бук или дуб. Но если вы изготавливаете декоративное оружие, то подойдет любой материал.
  3. Полоски кожи для обмотки рукояти.
  4. Оголовье и гарда меча. Их можно вырезать из того же металла, из которого вы будете делать лезвие, или отлить, например, из свинца. Конечно, такие элементы слишком мягкие и легко деформируются. Но для меча, чья главная функция заключается в украшении интерьера, они вполне подойдут. Кроме того, свинцу можно легко придать любую, даже очень вычурную и сложную форму.
  5. Эпоксидный клей или заклепки для крепления рукояти.

Для обработки деталей необходимые инструменты разумнее подготовить заранее. Это:

  • угловая шлифовальная машина (болгарка);
  • набор отрезных, шлифовальных и полировочных кругов;
  • дрель и набор сверл по металлу;
  • столярные инструменты.

Не забудьте о сантиметровой рулетке и угольнике. Они пригодятся для определения размеров будущего меча. А размечать металл можно с помощью обыкновенного маркера. Такие метки легко сотрутся и не испортят внешний вид вашего оружия.

Вернуться к оглавлению

Чертеж декоративного оружия

Перед тем как сделать меч, тщательно продумайте его будущий внешний вид и составьте чертеж с указанием всех необходимых размеров. Это поможет вам избежать ошибок, которые будет сложно исправить.

На изображении 1 приведен чертеж простого меча, прототипом которому послужило нормандское оружие. Это достаточно простая конструкция, которую несложно повторить самостоятельно.

Если вы хотите сделать меч в фэнтэзийном стиле, то можно усложнить форму лезвия, например, заузив его посередине или прорезав в полотне сплошные узорные долы (но эта работа потребует наличия некоторых навыков).

При изготовлении декоративного оружия мастера большое внимание уделяют гарде.

Ее делают фигурной, с несколькими «хвостами». Иногда этот элемент сваривают из нескольких полос или плетут из достаточно прочной проволоки.

Рукоять меча можно обмотать полосками кожи или украсить резными деревянными накладками. В первом случае оружие будет больше похоже на реальные аналоги. Оголовье или, как его еще называют, «яблоко» клинка, можно сделать плоским или придать ему форму шара. Популярны мечи с оголовьем в виде дракона или волчьей морды. Но в целом внешний вид оружия зависит только от вашей фантазии и умения.

Вернуться к оглавлению

Изготовление декоративного оружия

Информации о том, как сделать меч, достаточно много. Но большинство материалов описывает изготовление реконструкционного оружия. А подобные технологии подразумевают закалку металла. Для декоративного меча этого не требуется.

Очистите металл, из которого будет вырезано лезвие, от загрязнения и ржавчины. Если для изготовления оружия вы используете рессору, то вам надо предварительно вырезать из нее кусок необходимой длины. Дело в том, что данная автомобильная запасная часть имеет изогнутую форму и неоднородна по толщине, что не добавит будущему мечу красоты.

Разметьте маркером контуры будущего клинка. Не забывайте о том, что лезвие вырезается вместе с хвостовиком, на который впоследствии крепится рукоять и гарда. Этот хвостовик должен быть тонким и коротким, иначе меч могут посчитать не декоративным, а холодным оружием. Его длина не должна превышать ½ длины рукояти, а ширина — 1/5 ширины лезвия.

После того как контуры меча размечены, клинок нужно вырезать с помощью болгарки. Точно таким же образом вырезается гарда и оголовье. Далее всем деталям необходимо придать окончательную форму. Для этого их тщательно шлифуют, устраняя все неровности и подрезы. При шлифовке обычно снимают не менее 2-3 мм металла, и если материал достаточно мягкий, то это нужно учесть при раскрое элементов оружия. Поверхность обрабатывают до тех пор, пока она не станет абсолютно гладкой. Кончик лезвия нужно закруглить.

Сложно назвать изобретение, которое бы оказало такое значительное влияние на развитие нашей цивилизации, каким может похвастать меч . Его нельзя рассматривать, как банальное орудие убийства, меч всегда был чем-то большим. В разные исторические периоды это оружие представляло собой символ статуса, принадлежности к воинской касте или благородному сословию. Эволюция меча как оружия неразрывно связана с развитием металлургии, материаловедения, химии и горного дела.

Практически во все исторические периоды меч был оружием элиты. И дело здесь не столько в статусности этого оружия, сколько в его высокой стоимости и сложности производства качественных клинков. Изготовление меча, которому можно было доверить свою жизнь в бою, было не просто трудоемким процессом, а настоящим искусством. А кузнецов, занимавшихся этой работой, можно смело сравнить с виртуозами-музыкантами. Недаром с древнейших времен у разных народов существуют предания о выдающихся мечах с особыми свойствами, изготовленных настоящими мастерами кузнечного дела.

Цена даже среднего клинка могла достигать стоимости небольшого крестьянского хозяйства. Изделия известных мастеров стоили еще дороже. Именно по этой причине наиболее распространенным видом холодного оружия эпохи Античности и Средневековья является копье, но никак не меч.

На протяжении столетий в разных регионах мира сформировались развитые металлургические центры, продукция которых была известна далеко за их пределами. Они существовали в Европе, на Ближнем Востоке, в Индии, Китае и Японии. Труд кузнеца был почитаем и весьма хорошо оплачивался.

В Японии кадзи (это кузнец-оружейник, «мастер мечей») в общественной иерархии находился на одном уровне с самураями . Неслыханное дело для этой страны. Ремесленники, к которым, по идее, и должны относиться кузнецы, в японском табеле о рангах находились даже ниже крестьян. Более того, самураи иногда и сами не гнушались браться за кузнечный молот . Чтобы показать, насколько уважаемым Японии был труд оружейника, можно привести один факт. Император Готоба (правил в XII веке) объявил, что изготовление японского меча – это работа, которой могут заниматься даже принцы, никак не умаляя своего достоинства. Готоба и сам был не прочь поработать около горна, сохранились несколько клинков, которые он изготовил своими руками.

Сегодня в СМИ много пишут о мастерстве японских кузнецов и качестве стали, которая использовалась для создания традиционной катаны. Да, действительно, изготовление самурайского меча требовало огромного мастерства и глубоких познаний, но можно ответственно заявить, что европейские кузнецы практически ни в чем не уступали своим японским коллегам. Хотя о твердости и прочности катаны ходят легенды, но изготовление японского меча принципиально не отличается от процесса ковки европейских клинков.

Человек стал использовать металлы для изготовления холодного оружия еще в V тысячелетии до нашей эры. Сначала это была медь, которую довольно быстро заменила бронза, – прочный сплав меди с оловом или мышьяком.

Кстати, последний компонент бронзы очень ядовит и нередко превращал древних кузнецов и металлургов в калек, что нашло отображение в легендах. Например, Гефест, греческий бог огня и покровитель кузнечного дела, был хромым, в славянских мифах кузнецы также нередко изображаются увечными.

Железная эра началась в конце II – начале I тысячелетия до нашей эры. Хотя, оружие из бронзы использовалось еще многие сотни лет. В XII веке до н. э. кованое железо уже использовали для изготовления оружия и инструментов на Кавказе, в Индии и Анатолии. Примерно в VIII веке до н. э. сварное железо появилось в Европе, довольно быстро новая технология распространилась по континенту. Дело в том, что количество месторождений меди и олова в Европе сравнительно невелико, зато запасы железа значительны. В Японии железный век начался только в VII столетии новой эры.

Изготовление меча. От руды до крицы

Очень продолжительное время технологии получения и обработки железа оставались практически на одном месте, они не могли должным образом удовлетворить постоянно растущий спрос на этот металл, поэтому изделий из железа было мало и стоили они дорого. Да и качество инструментов и оружия из этого металла было крайне низким. Удивительно, но на протяжении практически трех тысяч лет металлургия не претерпела никаких принципиальных изменений.

Прежде чем перейти к описанию процесса изготовления холодного оружия в древности, следует дать несколько определений, связанных с металлургией.

Сталь – это сплав железа с другими химическими элементами, прежде всего с углеродом. Он определяет основные свойства стали: большое количество углерода в стали обеспечивает ее высокую твердость и прочность, снижая при этом пластичность металла.

Основным способом получения железа в эпоху Античности и в Средние века (до XIII века) был сыродутный процесс, названный так из-за того, что в печь вдували неподогретый («сырой») воздух. Главным методом обработки полученного железа и стали была ковка. Сыродутный процесс был очень неэффективным, большая часть железа из руды уходила вместе со шлаком. Кроме того, полученное сырье не отличалось высоким качеством, и было очень неоднородным.

Получение железа из руды происходило в сыродутной печи (сыродутный горн или домница), которая имела форму, напоминающую усеченный конус, высотой от 1 до 2 метров и диаметром основания 60-80 см. Такую печь делали из огнеупорного кирпича или камня, сверху обмазывали глиной, которую потом обжигали. В печь вела труба для подачи воздуха, его нагнетали с помощью мехов, а в нижней части домницы находилось отверстие для отвода шлаков. В печь загружали большое количество руды, угля и флюсов.

Позже для подачи воздуха в печь стали использовать водяные мельницы. В XIII веке появились более совершенные печи – штукофены, а затем блауофены (XV век). Их производительность была гораздо выше. Настоящий прорыв в металлургии состоялся только в начале XVI века, когда был открыт передельный процесс, в ходе которого из руды получалась качественная сталь.

Топливом для сыродутного процесса служил древесный уголь. Каменный уголь не использовали из-за большого количества вредных для железа примесей, которые он содержит. Коксовать уголь научились только в XVIII столетии.

В сыродутной печи происходит сразу несколько процессов: пустая порода отделяется от руды и уходит в виде шлаков, а оксиды железа восстанавливаются, вступая в реакции с угарным газом и углеродом. Оно сплавляется и образует так называемую крицу. В ее состав входит чугун. После получения крицы, ее разбивают на мелкие куски и сортируют по твердости, в дальнейшем с каждой фракцией работают отдельно.

Это сегодня чугун является важнейшим продуктом черной металлургии, раньше было иначе. Он не поддается ковке, поэтому в древности чугун считался бесполезным отходом производства («свиным железом»), непригодным к дальнейшему использованию. Он значительно снижал количество сырья, полученным в ходе плавки. Чугун пытались использовать: в Европе из него делали пушечные ядра, а в Индии гробы, однако качество этих изделий оставляло желать лучшего.

От железа к стали. Ковка меча

Железо, полученное в сыродутной печи, отличалось крайней неоднородностью и низким качеством. Нужно было приложить еще массу усилий, чтобы превратить его в прочный и смертоносный клинок. Ковка меча заключала в себе сразу несколько процессов:

  • очистку железа и стали;
  • сварку разных слоев стали;
  • изготовление клинка;
  • тепловую обработку изделия.

После этого кузнецу необходимо было изготовить крестовину, головку, рукоять меча, а также сделать для него ножны.

Естественно, что в настоящее время сыродутный процесс не используется в промышленности для получения железа и стали. Однако силами энтузиастов и любителей старинного холодного оружия он был воссоздан до мельчайших подробностей. Сегодня эта технология изготовления меча используется для создания «аутентичного» исторического оружия.

Полученная в печи крица состоит из низкоуглеродистого железа (0-0,3% содержания углерода), металла с содержанием углерода 0,3-0,6% и высокоуглеродистой фракции (от 0,6 до 1,6% и выше). Железо, в котором мало углерода, отличается высокой пластичностью, но оно очень мягкое, чем выше содержание углерода в металле, тем больше его прочность и твердость, но одновременно сталь становится более хрупкой.

Для придания нужных свойств металлу кузнец может либо насыщать углеродом сталь, либо же выжигать его избыток. Процесс насыщения металла углеродом называется цементацией.

Перед кузнецами прошлого стояла серьезная проблема. Если изготовить меч из высокоуглеродистой стали, то он будет прочным и хорошо держать заточку, но одновременно слишком хрупким, оружие из стали с низким содержанием углерода вообще не сможет выполнять свои функции. Клинок одновременно должен быть и твердым и эластичным. Именно это была ключевая проблема, которая стояла перед мастерами-оружейниками на протяжении многих сотен лет.

Существует описание использования длинных мечей кельтами, сделанное римским историком Полибиосом. По его словам, мечи варваров были изготовлены из такого мягкого железа, что становились тупыми и гнулись после каждого решительного удара. Время от времени кельтским воинам приходилось исправлять их клинки с помощью ноги или колена. Однако и очень хрупкий меч представлял огромную опасность для своего хозяина. Например, сломавшийся меч едва не стоил жизни Ричарду Львиное Сердце – английскому королю и одному и самых прославленных бойцов своего времени.

В ту эпоху сломавшийся меч означал примерно то же самое, что отказавшие автомобильные тормоза в наши дни.

Первой попыткой решить эту проблему было создание так называемых ламинированных мечей, в которых мягкие и твердые слои стали чередовались друг с другом. Клинок подобного меча представлял собой многослойный сендвич, что позволяло ему одновременно быть и прочным и эластичным (при этом, правда, большую роль играла правильная тепловая обработка оружия и его закалка). Однако с такими мечами была одна проблема: при затачивании поверхностный твердый слой клинка быстро стачивался и меч терял свои свойства. Ламинированные клинки появились уже у кельтов, по мнению современных экспертов, такой меч должен был стоить раз в десять дороже обычного.

Еще одним способом сделать прочный и гибкий клинок было поверхностное цементирование. Суть этого процесса заключалась в науглероживании поверхности оружия, изготовленного из сравнительно мягкого металла. Меч помещали в сосуд, наполненный органическим веществом (чаще всего это был уголь), который затем ставили в печь. Без доступа кислорода органика обугливалась и насыщала металл углеродом, делая его прочнее. С цементированными клинками была такая же проблема, как и с ламинированными: поверхностный (твердый) слой довольно быстро стачивался, и лезвие теряло свои режущие свойства.

Более продвинутыми были многослойные мечи, изготовленные по схеме «сталь-железо-сталь». Она позволяла создавать клинки отменного качества: мягкое железо «сердцевины» делало клинок гибким и упругим, хорошо гасило колебания при ударах, а твердая «оболочка» наделяла меч отличными режущими свойствами. Следует отметить, что вышеприведенная схема компоновки клинка является наиболее простой. В Средние века кузнецы-оружейники часто «строили» свои изделия из пяти или семи «пакетов» металла с различными характеристиками.

Уже в раннем Средневековье в Европе образовались крупные металлургические центры, в которых выплавлялось значительное количество стали и производилось оружие достаточно высокого качества. Обычно такие центры возникали около богатых месторождений железной руды. В IX-X столетии хорошие клинки делали в государстве франков. Карлу Великому даже пришлось издавать указ, согласно которому продавать оружие викингам строго запрещалось. Признанным центром европейской металлургии была область, где позже возник знаменитый Золинген. Там добывали железную руду отличного качества. Позже признанными центрами кузнечного дела стала итальянская Брешиа и испанский Толедо.

Любопытно, но уже в раннем Средневековье клинки известных оружейников нередко подделывали. Например, мечи знаменитого мастера Ульфбрехта (жил в IX веке) отличались великолепным балансом и были выполнены из отлично обработанной стали. Они отмечались личным знаком оружейника. Однако кузнец просто физически не мог сделать всех клинков, которые ему приписываются. Да и сами клинки уж очень сильно отличаются по качеству. В период позднего Средневековья золингенские мастера подделывали продукцию кузнецов из Пассау и Толедо. Остались даже письменные жалобы последних на такое «пиратство». Позже стали подделывать мечи самого Золингена.

Подобранные полосы нагревают, а затем с помощью ковки сваривают в единый блок. Во время этого процесса важно выдержать правильную температуру и не пережечь заготовку.

После сварки начинается непосредственно ковка клинка, в ходе которой формируется его форма, изготавливаются долы, выделывается хвостовик. Одним из основных этапов ковки является процесс уплотнения лезвий, который концентрирует слои стали и позволяет мечу дольше сохранять свои режущие свойства. На этой стадии окончательно формируется геометрия клинка, определяется расположение его центра тяжести, задается толщина металла у основания меча и у его острия.

У средневековых кузнецов, естественно, не было термометров. Поэтому необходимая температура высчитывалась по цвету накала металла. Чтобы лучше определять эту характеристику, раньше кузницы обычно затемнялись, что еще больше добавляло мистики в ауру кузнецов.

Затем начинается тепловая обработка будущего меча. Этот этап крайне важен, он позволяет изменить молекулярную структуру стали и добиться от клинка необходимых характеристик. Дело в том, что кованая сталь, сваренная из различных кусков, имеет грубую зернистую структуру и большое количество напряжений внутри металла. С помощью нормализации, закаливания и отпуска кузнец должен максимально избавиться от этих недостатков.

Первоначально клинок нагревают примерно до 800 градусов, а затем подвешивают за хвостовик, чтобы металл не «повело». Этот процесс называется нормализация, для разных типов стали данную процедуру проводят несколько раз. После нормализации следует мягкий отжиг, в ходе которого меч нагревают до коричнево-красного цвета и оставляют остывать, завернув в изолирующий материал.

После нормализации и отжига можно приступить к наиболее важной части процесса ковки – закаливанию. Во время этой процедуры клинок нагревают до коричнево-красного цвета, а затем быстро охлаждают в воде или масле. Закаливание как бы замораживает структуру стали, полученную в ходе нормализации и отжига.

Дифференцированное закаливание. Это техника характерна для японских мастеров, она заключается в том, что разные зоны клинка получают различное закаливание. Чтобы добиться такого эффекта, перед закалкой на клинок наносились слои глины различной толщины.

Абсолютно понятно, что на любом этапе описанного выше процесса кузнец может допустить ошибку, которая будет фатальной для качества будущего изделия. В Японии любой кузнец, дорожащий своим именем, должен был безжалостно ломать неудавшиеся клинки.

Чтобы улучшить качество будущего меча нередко применяли метод нитрования или азотирования, то есть обработку стали соединениями, содержащими азот.

В саге о Виланде-кузнеце описан довольно оригинальный способ нитрования, который позволил мастеру создать настоящий «супермеч». Чтобы повысить качество изделия кузнец спилил меч в опилки, добавил их в тесто и скормил голодным гусям. После этого он собрал птичий помет и проковал опилки. Из них получился меч «…настолько твердый и крепкий, что трудно было на земле сыскать второй такой». Конечно, это литературное произведение, но подобный способ мог вполне иметь место. Современные «азотистые» стали имеют высочайшую твердость. Во многих исторических источниках сообщается, что мечи закаливали и в крови, что наделяло их особыми качествами. Вероятно, что подобная практика действительно имела место, и здесь мы имеем дело с еще одним способом нитрования.

Сразу после закалки клинок еще раз отпускают. После окончания процесса тепловой обработки начинается шлифовка, причем она проводится в несколько этапов. Во время этого процесса меч должен постоянно охлаждаться водой. Шлифовкой и полировкой меча, а также установкой на него крестовины, рукояти и навершия в Средние века обычно занимался не кузнец, а специальный мастер – швертфегером.

Естественно, что перед началом работы над мечом, кузнец до мелочей продумывал его будущий дизайн и конструкцию. Будет ли он боевым или предназначается больше для «представительских» целей? Как в основном будет сражаться его будущий владелец: в пешем или конном строю? Против каких доспехов предположительно будет использоваться? Ну и, конечно же, во время изготовления меча учитывались особенности самого воина: его рост, длина рук, излюбленная техника фехтования.

Дамасская сталь и булат

Каждому, кто хотя бы раз в жизни интересовался историческим холодным оружием, известно словосочетание «дамасская сталь». Оно и сегодня очаровывает своим налетом таинственности, экзотики и мужественности. На самом деле, дамасская сталь – это еще одна попытка решить вечное противоречие между хрупкостью стали и мягкостью железа. И надо сказать, что данная попытка получилась одной из самых удачных.

Неизвестно, кому первому пришла в голову мысль соединить воедино большое количество слоев мягкой и твердой стали, но этого человека можно смело назвать гением кузнечного дела. Хотя, сегодня историки считают, что подобная технология была независимо разработана в разных регионах мира. Уже в начале нашей эры оружие из дамасской стали изготавливали в Европе и Китае. Ранее считали, что этот вид стали был изобретен на Ближнем Востоке. Однако сегодня доподлинно известно, что он был придуман европейскими мастерами. Да и вообще, пока не найдено никаких доказательств, что Дамаск когда-либо был серьезным центром изготовления оружия.

Дикий дамаск получался, если исходную заготовку разрубывали пополам, половинки накладывали друг на друга и опять проковывали. Подобную операцию обычно проводили несколько раз, постоянно удваивая количество слоев металла, улучшая тем самым его свойства. Несложный математический расчет показывает, что заготовка, перекованная семь раз, получает 896 слоев высокоуглеродистой и низкоуглеродистой стали.

В Средние века в Европе был популярен так называемый крученый дамаск. Во время его получения бруски из разных сталей перекручивались спиралью и сваривались ковкой. Этот процесс повторялся несколько раз. Обычно из такой стали изготавливалась центральная часть клинка, на которую затем наковывались лезвия из обычной твердой стали.

Клинки из дамасской стали в средневековой Европе ценились так высоко, что их нередко дарили королям.

Булат или вутц – это сталь, изготовленная особым образом, благодаря которому она имеет своеобразную внутреннюю структуру, характерный узор на поверхности и высочайшие характеристики по прочности и упругости. Его изготавливали в Иране, Средней Азии и Индии. Эта сталь имела большое содержание углерода, близкое к чугуну (около 2%), но при этом сохраняла способность к ковке и значительно превосходила чугун по прочности.

Об этом материале существует множество легенд. Долгое время считалось, что секрет изготовления булат утрачен, хотя сегодня множество мастеров утверждают, что они владеют тайнами производства настоящего вутца. Одним из способов его получения основан на частичном расплавлении частиц железа или низкоуглеродистой стали в чугуне. Общее количество добавок должно составлять 50-70% от массы чугуна. В результате получается расплав, имеющий кашицеобразную консистенцию. После охлаждения и кристаллизации получается булат – материал с высокоуглеродистой матрицей, в которую вкраплены низкоуглеродные частицы.

Есть информация и о других способах получения булатных сталей в наши дни, вероятно, и древности их существовало несколько. Современные методы связаны с особыми способами ковки и термической обработки металлов.

Одним из достоинств любого меча из узорчатой стали, будь то дамаск или булат, специалисты называют микроволнистость его лезвия. Оно автоматически возникает из-за неоднородности слоев или волокон металла, из которых состоит клинок. По сути, режущая кромка такого оружия является «микропилой», что значительно повышает его боевые свойства.

О дамасской стали сложено огромное количество мифов. Первый из них связан с самим названием металла. Сегодня известно, что город Дамаск особого отношения к изобретению и производству этой стали не имел, хотя некоторые историки считают его важным торговым центром, где оружие из дамаска продавали. Также до сих пор бытует мнение, что дамасская сталь стоила «на вес золота» и резала доспехи словно бумагу. Это не соответствует действительности. Клинки из дамаска действительно прекрасно сочетают в себе твердость и упругость, но никакими необыкновенными свойствами они не обладают.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



Похожие публикации