Как строили замки в средневековье. Средневековые замки на территории россии

Мы указывали раньше, как церкви приспособлялись к нуждам обороны, а также, какие препятствия создавались на мостах и дорогах против продвижения неприятельской армии; по важнейшим памятником военной архитектуры являются городские укрепления и замки.

Укрепления города состоят из ограды и цитадели, или замка, который одновременно служит и защитой против неприятеля и средством удерживать население в повиновении.

Ограждение города сводится к куртинам, к башням и к воротам, расположение которых зависит от рельефа местности и детали которых нами уже описаны. Приступим к обзору устройства замка. Замок почти всегда располагался поближе к городской стене: таким путем сеньор лучше оберегал себя от мятежа. Иногда выбирали место даже вне городских укреплений, - таково было местоположение Лувра около Парижа.

Подобно тому как укрепления города состоят из ограды и замка, так и замок, в свою очередь, подразделяется па укрепленный двор и главную башню (donjon), служившую последним оплотом для защитников, когда неприятель уже овладевал всей остальной крепостью.

Вначале жилые помещения не играли никакой роли в обороне. Они группировались у подножия главной башни, разбросанные в ограде двора, как павильоны в ограде виллы.

Мнение Шуази, что вначале жилье феодала находилось вне башни-донжона, у подножия ее, - неправильно. В раннее средневековье, в частности в Х и XI вв., донжон совмещал функции обороны и жилья феодала, у донжона же размещались хозяйственные постройки. См. Michel, Histore de l"art, т. 1, стр. 483.

Шуази относит замок Лош к XI в., тогда как этот замок имеет точную дату: он был выстроен графом Фулке Нерра в 995 г. и считается самым ранним из сохранившихся во Франции замков (каменных). прим. Н.А. Кожин

В замках XI в., как Ланжэ, Божанси, Лош, вся сила обороны была сосредоточена в главной башне, не говоря о некоторых второстепенных сооружениях.

Только к XII в. пристройки сочетаются с главной башней, чтобы образовать оборонный ансамбль. С этих пор все сооружения располагаются вокруг двора или у входов во двор, противопоставляя атаке свои стены. Новый план находит впервые применение в палестинских сооружениях крестоносцев; здесь мы видим двор, окруженный укрепленными зданиями с главной башней - донжоном. Этот же план применен в замках Крак, Мергеб, Тортоз, Аджлун и др., возведенных за 70 лет владычества франков в Палестине и представляющих собой наиболее важные сооружения военной архитектуры средневековья.

Также в крепостях Сирии франки впервые применяют устройство оборонных сооружений, при котором главная крепостная стена опоясывается менее высокой линией укреплений, представляющей вторую ограду.

Во Франции эти разные усовершенствования появляются только к последним годам XII в. в замках Ричарда Львиное Сердце, особенно в крепости Андели.

В конце XII в. на Западе заканчивается формирование военной архитектуры. Самые же смелые ее проявления датируются первой четвертью XIII в.; это - замки Куси и Шато Тьерри, возведенные крупными вассалами в период междоусобии, в малолетство Людовика Святого.

От начала XIV в., эпохи бедствий для Франции, осталось очень мало памятников военной архитектуры, как и архитектуры культовой.


Последние замки, допускающие сравнение с замками XII и XIII вв.,-это те, которые защищают королевскую власть при Карле V (Венсен, Бастилия), и те, которые феодалы противопоставляют ей при Карле VI (Пьерфон, Фертэ Милон, Виллер Котеррэ).

На рис. 370 и 371 показаны в общих чертах замки двух главных эпох феодальных притязаний: Куси (рис. 370)- периода малолетства Людовика Святого, Пьерфон (рис. 371)- времен царствования Карла VI.

Рассмотрим главнейшие части здания.

Главная башня (donjon). - Главная башня, которая иногда сама по себе составляет целый замок, так устроена во всех своих частях, что ее можно защищать независимо от остальных укреплений. Так, в Лувре и в Куси главная башня изолирована от остальной крепости рвом, вырытым в самом дворе; главная башня в Куси была снабжена особым запасом провианта, имела свой колодец, свою пекарню. Сообщение с корпусами замка поддерживалось посредством съемных сходней.

В XI и XII вв. главная башня часто располагалась в центре укрепленной ограды, на вершине пригорка; в XIII в. ее лишают этого центрального положения и помещают ближе к стене, чтобы ей можно было оказать помощь извне.

Мысль об изменении положения башни-донжона в замке XII и XIII вв. в силу соображений военно-оборонных не обоснована у Шуази. Центральное положение башни-донжона в замке, точнее внутри ограды-стены замка, в XI-XII вв., так же как изменение этого положения в XIII в., может быть объяснено соображениями не только оборонного, но и архитектурного, художественного порядка. В таком. положении донжона в XI и XII вв. можно усмотреть наличие композиционных особенностей памятников романского искусства (архитектура, живопись и пр.), где мы часто видим совпадение смыслового и композиционного центров с геометрическими. прим. Н.А. Кожин

Квадратные башни встречаются во все эпохи, а от XI и XII вв. других не осталось (Лош, Фалэз, Шамбуа, Дувр, Рочестер). Круглая башня появляется в XIII в. С этого времени строят наравне башни круглые и квадратные, с угловыми башенками или без них.

Мнение, что донжоны круглой формы начинают появляться лишь в XIII в. и что от XI и XII вв. сохранились лишь квадратные башни, - неправильно. От XI и XII вв. сохранились донжоны как квадратные, так и продолговатой формы - прямоугольные. Обычно по наружным стенам шли вертикально расположенные плоские и широкие контрфорсы (или лопатки); к стенам примыкала квадратная башенка с лестницей. В более ранних башнях лестница была приставная, вела непосредственно во второй этаж, откуда уже можно было проникнуть по внутренней лестнице и в верхний и в нижний этажи. В случае опасности приставные лестницы убирались.

К XI-XII вв. относятся французские замки: Фалэз, Арк, Божанси, Бру, Салон, Ла Рош Крозэ, Крест, Домфрон, Монтбарон, Сент Сюзан, Морэ. К более поздним (XII в.) относятся: замок Атт в Бельгии (1150 г.) и французские замки: Шамбуа, Шовиньи, Конфлан, Сент Эмиллион, Монтбрюн (ок. 1180 г.), Монконтур, Монтелимар и др.

В конце XI в. встречается многоугольная башни: к 1097 г. относится шестиугольный донжон замка Гизор (департамент Эре); возможно, что эта башня и перестраивалась. Сюда же относятся многоугольный донжон XII в. в.Карентане (теперь в развалинах), а также несколько более новый донжон - в Шатильоне. Донжон замка Сен Совер имеет форму эллипсиса. Круглые башни-донжоны имеют замки XII в. Шатодэн и Лаваль. К середине XII в. относится донжон замка в Этампе (так называемая башня Гинетт), который представляет собой группу четырех круглых, .как бы сросшихся башен; донжон замка Худан (Houdan), выстроенный между 1105 и 1137 гг., представляет собой цилиндр с четырьмя примыкающими к нему круглыми башенками. Замок Провэн имеет восьмиугольный донжон с четырьмя примыкающими к нему круглыми башенками. Некоторые замки имеют по два донжона (Ниор, Бланк, Верно). Из донжонов второй половины XII в., сохранивших прямоугольную форму, отметим Ниор, Шовиньи, Шателье, Шатомюр. Наконец, в XII в. появляются в ограждении донжона башенки. См. Michel, упом. соч., т. 1, стр. 484; Enlart, Manuel d"archeologie francaisi, т. II. Architecture monastique, civile, militaire et navale, 1903, стр. 215 и слл.; Viollet le Duc, Dictionnaire raisonne de l"architecture francaise, 1875. прим. Н.А. Кожин

Главная башня круглой формы - Куси; квадратной формы - Венсен и Пьерфон. Главные башни в Этампе и Андели имеют фестонное очертание (рис. 361, K).

В XIII в. главная башня служит исключительно как убежище (Куси), в XIV в. она приспособлена для жилья (Пьерфон).

Эволюция назначения отдельных сооружений замка шла от соединения в донжоне функций жилья, обороны и хозяйственных (точнее - функций хранения, кладовые) - в период романской архитектуры, к дифференциации этих функций - в эпоху готики. В дальнейшем, к концу готики-началу ренессанса (с конца XIV в,), в связи со сдвигом во всех областях культуры, в частности в связи с появлением артиллерии, происходит новое перераспределение функций. Донжон и другие фундаментальные здания замка отводятся под жилье, т. е. замок начинает превращаться в дворец, а оборона переносится на подступы к замку - стены, рвы и бастионы. Наконец, в эпоху абсолютизма замок совершенно (или за самыми небольшими исключениями) лишается оборонных функций, перестает быть крепостью и окончательно превращается в дворец или усадебный дом; наряду с этим и крепость получает свою самостоятельность в качестве военно-оборонного сооружения, входящего в единую систему наступления и обороны дворянского и дворянско-буржуазного государства. прим. Н.А. Кожин

Рис. 372 показывает разрез главной башни в Куси. Для обороны служат: кольцеобразная ограда вокруг башни, опоясывающая широкий ров и включающая галерею для контрмин, на вершине - запасы снарядов для навесной стрельбы, уложенные на верхней площадке. Стены не прорезаны бойницами, как стены обыкновенных башен, и залы, расположенные внутри этажами, еле освещены; эта башня не приспособлена ни для постоянного жилья, ни для обороны при помощи легкого оружия: это-редут, где, очевидно, пренебрегали мелкими средствами обороны и все было подготовлено для последнего оборонительного усилия.

Здания замка. - Здания, расположенные в ограде, - это казармы для гарнизона, большая галерея, служащая местом для суда и собраний, залом для празднеств и торжественных обедов, капелла и, наконец, тюрьма.

Галерея, "большой зал", - это главное помещение. Сводчатой делают ее ледком своды, распор которых на всем протяжении воспринимается только вертикальными стенами, оказались бы непрочными при подкопе сапой; большой зал перекрывают только деревянной крышей (Куси, Пьерфон).

Когда зал двухэтажный, то по тем же соображениям, о которых мы говорили по поводу башен, своды допускаются только в нижнем этаже.

Чтобы сделать распор сводов наименее опасным, его уменьшают введением промежуточных устоев; устои эти никогда не имеют опорных элементов в виде выступающих наружу контрфорсов, которые могли бы облегчить доступ для неприятеля. Если и существуют контрфорсы, то они помещаются со стороны двора. С внешней стороны опорой служит глухая стена.

Капелла помещается во дворе замка: это расположение уменьшает неудобства, проистекающие от ее сводов. В замке Куси и во дворце в древней части Парижа (Palais de la Cite) капеллы были двухэтажные, причем один этаж находился на одном уровне с жилыми помещениями.

Тюрьмы обычно помещаются в подвалах; в большинстве случаев это темные и нездоровые помещения.

Что касается зал и колодцев для пыток, то только в немногих случаях можно с точностью установить это назначение: обычно помещения для пыток смешивают с кухонными постройками, а простые отхожие ямы принимают за помещения для заточенных.

В жилых помещениях, как и в укреплениях, архитектор стремился прежде всего к независимости отдельных частей: насколько возможно, каждое помещение имеет отдельную лестницу, что вполне изолирует его. Эта независимость, в соединении с известной сложностью плана, в котором легко запутаться, служила гарантией против заговоров и неожиданных нападений; все сложные переходы делались намеренно.

Рис. 370.

Рис. 371 .
Рис. 372.

Удобства жилья долгое время приносились в жертву обороне. Жилые помещения были тесны, не имели наружных окон, кроме небольших отверстий, выходивших в мрачный от высоких стен двор.

Наконец, в последние годы XIV в. потребность в комфорте получает перевес над предосторожностями обороны: жилище сеньора начинают освещать и с внешней стороны.

Освещение жилища (замка) сеньора окнами, пробитыми в наружной крепостной стене, объясняется не только тем, что потребность феодалов в комфорте получает в XIV в. перевес над предосторожностями обороны, а изменением системы обороны - когда перед замком начинают возводиться земляные укрепления и пр., на которые и переносятся основные функции обороны при введении в действие артиллерии. прим. Н.А. Кожин

В замке Куси оба больших зала были переделаны при Людовике Орлеанском: в них были проделаны окна наружу. Тот же сеньор, который построил замок Пьерфон, придал жилым комнатам, находившимся в главной башне, удобное расположение.

Лувр, построенный при Карле V архитектором Раймондом дю Тампль, был одним из первых замков- с библиотекой и монументальной лестницей.

План Венсенского замка, по-видимому, имеет в виду главным образом цели защиты. Замки Шатодэн, Монтаржи - одновременно я удобные жилища и крепости. Таковы же дворец в древней части Парижа, построенный при Филиппе Красивом, дворцы-резиденции герцогов Бургундских в Дижоне и в Париже и дворец графов де Пуатье.






Замок Крак де Шевалье (франц. Crac des Chevaliers – «Замок рыцарей»). Сирия




ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБОРОНЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Возвратимся к обзору крепостей в собственном смысле слова. Мы уже рассмотрели их с сточки зрения системы обороны; постараемся точно установить происхождение этой системы и те изменения, которые она переживает по мере приближения к новому времени, когда в нападении начинает принимать участие и огнестрельная артиллерия.

Происхождение. - Наиболее древние крепости, резко отличающиеся своим видом от памятников Византийской империи, находятся в Нормандии или в областях, подчиненных ее влиянию: Фалэз, Ле Пен, Донфрон, Лош, Шовиньи, Дувр, Рочестер, Ньюкэстль.

Сохранились известия о существовании на территории Франции и Германии деревянных крепостных сооружений-замков в IX и Х вв., т. е. в так называемое каролингское время, но мы не имеем оснований считать их продуктом влияния Византии и говорить о сходстве их с соответствующими сооружениями Византии IX-Х вв., тем более всех. Шуази хочет установить три ступени развития западноевропейских крепостных сооружений, беря за основу очень шаткий и методологически неправильный критерий заимствования.

Связывая появление ранних замков в Западной Европе с воздействием культуры Византии, Шуази отражает существовавшую в западноевропейской науке теорию, признававшую основным или существенным фактором в образовании романского искусства - влияние византийской культуры и искусства. прим. Н.А. Кожин

Эти замки XI и XII вв. состоят лишь из одной квадратной башни (донжона), обнесенной стенами. Это-воплощение в прочных материалах тех обнесенных палисадами блокгаузов, которые пираты-норманны воздвигали в качестве убежищ и опорных пунктов на тех побережьях, где они производили свои пиратские налеты.

Нормандские крепости хотя и производят впечатление своими размерами, но в то же время свидетельствуют о том, что военно-оборонное искусство находилось в то время в стадии зарождения. Только к концу XII в. в крепостях, построенных Ричардом Львиное Сердце, впервые появляются искусные конструкции.

Замок Андели создает эпоху в западной военной архитектуре. В нем осуществлен искусно разработанный план башни без "мертвых углов"; в нем мы находим наиболее раннее применение идеи машикули, которой понадобилось еще около двух веков, чтобы получить широкое распространение.

Время сооружения замка Андели совпадает с возвращением западноевропейского рыцарства из третьего крестового похода, т. е. с эпохой формирования оборонного искусства в Сирии.

Крак и Маргат еще ранее замка Андели имели ограды с двойными линиями укреплений, методически координированными, стены с машикули и безукоризненную систему флангового прикрытия. Ограда сооруженного в 1180 г. замка графов Гентских, как это отметил Дьёлафуа, своими архитектурными деталями напоминает иранское искусство. Дьёлафуа видит в этих сближениях доказательство восточных влияний; и всё как будто подтверждает эту преемственность.

Шуази является сторонником теории заимствований и влияний, которая в области средневековой культуры и искусства стояла, в лице своих наиболее крупных представителей, на ориенталистических позициях: источников возникновения и развития средневековой культуры эти исследователи искали на Востоке. Под углом зрения выводов этой теории стараются разрешать вопрос о происхождении и формировании средневековых замков Дьёлафуа, а за ним и Шуази. Как первый, так и второй совершенно обходят теорию происхождения средневекового замка из позднеримских turres или burgi т. е. башен (см. примечание 1), которые имели различную форму: квадратную, круглую, эллиптическую, восьмиугольную и сложную - снаружи полукруглую, внутри же четырехгранную. Часть этих башен, вернее, их основания, была использована при постройке феодальных замков, часть превращена в церковные башни, часть сохранилась в развалинах (см. Otte, Geischen. Baukunst in Deutschland, Leipzig 1874, стр. 16).

Теория происхождения средневекового замка из burgi, оперируя целым рядом ценных фактов и интересными соображениями, страдает все же схематизмом и не учитывает культурных взаимодействий, с которыми связано развитие средневекового замка. прим. Н.А. Кожин

Мы уже дали описание укрепленного фронта в две линии обороны. Оно одинаково относится к французским укреплениям Андели и Каркассоиа, к сирийским замкам Крака и Тортозы и к византийским укреплениям Константинополя или, восходя к античности, - к укрепленным местам Ирана и Халдеи. Все данные позволяют предполагать, что. эти строительные приемы - такие же древние, как и сама азиатская цивилизация - были занесены крестоносцами.

Местные варианты. - Однако разные страны, вдохновляясь традиционными принципами Востока, сумели придать военной архитектуре свой особый характер: подобно тому как культовое искусство имеет свои школы и последовательно сменяющиеся очаги, крепостная архитектура также имеет свои центры.

В XI в., в эпоху Вильгельма Завоевателя, крепостное строительство пробуждается, по-видимому, в Нормандии. Оттуда оно перебрасывается в Турэнь, Пуату и Англию.

В XII в., когда "святая земля" была завоевана крестоносцами, классической страной фортификации была Палестина. Здесь, в самых колоссальных крепостях, которые нам оставило средневековье, по-видимому, сложилась та система, принципы которой привез во Францию Ричард Львиное Сердце.

Затем, в течение XIII в., центр перемещается в Иль де Франс, откуда уже распространялось культовое искусство. Здесь окончательно складывается тип средневекового замка, и здесь же мы находим его наиболее полное применение; именно в центральной Франции строится в XIII в. замок Куси, в конце XIV в.-Пьерфон и Фертэ Милон. Укрепления Каркассона и Эг Морт, построенные при управлении королевских сенешалов, относятся к той же школе.

Шуази устанавливает три ступени, три этапа развития средневекового замка: первый, как было указано, - это период влияния Византии, второй - период распространения по Европе типа замка, сложившегося в Нормандии, наконец, третий - это время влияния крепостных сооружений Сирии и Палестины, даже Ирана; к местным вариантам относятся замки Иль де Франса (XIII в.), тип которых распространяется по всей Франции в ХIII-XIV вв. Таким образом, следуя Шуази, здесь можно говорить о четвертом этапе - периоде влияния Иль де Франса. О преемственной связи между указанными сооружениями XII-XIII вв. и сооружениями XI в. и более ранними Шуази умалчивает, так как это противоречило бы принятой им теории.

Вопрос о происхождении средневекового замка является одной из частностей проблемы формирования средневековой архитектуры и должен быть разрешен в той же плоскости, что и вопросы, касающиеся образования других архитектурных типов, в частности культовых сооружений - западноевропейских базилик. Осваивая античное наследие и наследие различных "новых" народов (в частности норманнов), завоевавших Европу, новый класс -феодалы - приспособлял оставшиеся burgi к потребностям жилья и к задачам защиты и нападения в условиях феодальной войны. Среди типологического многообразия burgi или turres квадратная башня начинает вытеснять другие формы, но вместе с тем и сама она, меняет свою форму: преобладающим становится тип прямоугольной башни со своими особенностями. В этом, по существу новом, типе стали строиться средневековые замки в IX-Х вв.; сперва это были преимущественно деревянные сооружения, далее каменные, которые на протяжении своего развития не могли не осваивать и ряд особенностей аналогичных сооружений других стран (ср. изменение базилики Т-образной, так называемой раннехристианской, в крестообразную базилику романского стиля). Преемственная связь (но не заимствование) средневекового замка и позднеримских castella и burg подчеркивается в наименованиях замка: в Германии "Burg", в Англии - "Castle". прим. Н.А. Кожин

Укрепления, наиболее близкие к французскому типу, встречаются в германских странах: в Ландеке, Трифельсе и Нюрнберге. Фланговые прикрытия встречаются здесь более редко; за этим исключением, общая система остается той же.

В Англии замок сначала придерживался формы башни (донжона) нормандской крепости. Но, по мере того как феодальный режим уступает место авторитету центральной власти, замок превращается в виллу, постройки которой располагаются в едва огражденном пространстве и которая с XIV в. сохраняет лишь декоративную сторону оборонных сооружений.

В Италии крепость имеет более простой вид: башни обычно квадратные или восьмиугольные, планы правильные, как в замке Фридриха III, известном под названием Кастель дель Монте; в последнем все постройки вписаны в восьмиугольный план, с башнями на восьми углах.

Неаполитанский замок представлял собою квадратный форт с примкнутыми башнями. В Милане, где герцоги были в родстве с великим строителем крепостей, Людовиком Орлеанским, находился замок, план которого в целом близок французскому типу. Вообще, Италия с XV в. представляет собою аггломерат маленьких республик. Памятниками ее военной архитектуры являются преимущественно городские стены и укрепленные муниципальные ратуши, а не замки.

Миланский замок, план которого близок к квадрату (прямоугольный), снабжен башнями как по углам, так и в расчете па фланговую оборону. При установлении расстояния между башнями и в других особенностях были, по-видимому, использованы указания Витрувия, но с учетом новых условий обороны в связи с введением огнестрельного оружия. Витрувий в "De Architectura", книга 1, глава V. говорит:

"2. Далее, башни надо выводить за наружную часть стены, чтобы во время приступа неприятелей можно было поражать справа и слева метательными снарядами их обращенные к башням бока. Главным же образом следует заботиться о том, чтобы подход к стене при нападении был нелегким, для чего обводить ее по краю кручи с таким расчетом, чтобы дороги к воротам вели не прямо, а слева. Ибо, раз это будет сделано так, то нападающие окажутся обращенными к стене правым баком, неприкрытым щитом. Очертание города должно быть не прямоугольным и не с выступающими углами, а округлым, чтобы за неприятелем можно было наблюдать сразу из нескольких мест. Города же с выступающими углами трудно защищать, так как углы скорее служат прикрытием для врагов, чем для граждан.

3. Толщина же стен, по-моему, должна делаться такой, чтобы двое вооруженных, идущих по ним навстречу друг другу, могли беспрепятственно разойтись. Затем, сквозь всю толщу стен должно как можно чаще закладывать брусья из обожженного масличного дерева, чтобы стена, связанная с обеих сторон этими брусьями, как скрепами, навеки сохраняла свою прочность: ибо такому лесу не могут повредить ни гниль, ни непогода, ни время, но он и зарытый в землю и погруженный в воду сохраняется без всякой порчи и остается всегда годным. Итак, это относится не только к городским стенам, но и к подпорным сооружениям, и все те их стены, которые должны строиться в толщину городских, будучи скреплены таким образом, не скоро подвергнутся разрушению.

4. Расстояния же между башнями следует делать так, чтобы они одна от другой отстояли не дальше полета стрелы, для того, чтобы можно было нападение врагов на какую-нибудь из них отразить скорпионами и другими метательными орудиями, стреляя с башен и с правой и с левой стороны. А стену, примыкающую к внутренним частям башен, надо разделять промежутками, равными ширине башен, и делать переходы во внутренних частях башен брусчатыми и без железных скреплений. Ибо если неприятель займет какую-нибудь часть стены, то осажденные разломают такой помост и, если управятся быстро, не допустят неприятеля проникнуть на остальные части башен и стены без риска стремглав слететь вниз.

5. Башни следует делать круглыми или же многоугольными, ибо четырехугольные скорее разрушаются осадными орудиями, потому что удары баранов обламывают их углы, тогда как при закруглениях они, как бы загоняя клинья к центру, не могут причинить повреждений. При этом укрепления стены и башен оказываются наиболее надежными в соединениях с земляными валами, так как их не в состоянии повредить ни бараны, ни подкопы, ни другие военные орудия".

Иллюстрацию Миланского замка см. в книге Бартенев С.П., Московский Кремль, 1912, т. 1, стр. 35 и 36. прим. Н.А. Кожин

Итальянская школа, по-видимому, оказала достаточно сильное влияние на южную Францию: связь между двумя странами была установлена анжуйской династией. Замок короля Ренэ в Тарасконе построен по тому же плану, что и неаполитанский замок; папский дворец в Авиньоне, с его большими квадратными башнями, во многом напоминает итальянскую крепость.

Влияние огнестрельной артиллерии. - Описанная нами система обороны, рассчитанная почти исключительно на штурм, на подкоп сапой или на лобовую атаку с лестницами, казалось, должна была быть оставлена. С того момента, когда огнестрельные орудия сделали возможной атаку с далеких расстояний. Но этого не случилось. Пушка появляется на полях битвы с 1346 г.; но в течение целого столетия система обороны не считается с этой новой силой, что может быть объяснено медленным развитием осадной артиллерии. Наиболее искусное применение средневековой оборонной системы относится именно к этому переходному веку; великая эпоха оборонного искусства, основанного на зубчатых стенах, совпадает с периодом внутренних волнений в царствование Карла VI. Пьерфон относится приблизительно к 1400 г.

В замке Пьерфон, как это видно на иллюстрации в книге Шуази, налицо не только угловые башни, но башни имеются и в стенах, в середине каждой из сторон крепости. Эти промежуточные башни имеют существенное значение для фланговой обороны и дают некоторое основание предполагать, что указания Витрувия учитывались не только в Италии, но и в Северной Европе. прим. Н.А. Кожин

Единственное новшество, появление которого было вызвано новыми средствами атаки, состояло в небольших земляных насыпях, прикрывавших орудия и помещавшихся впереди стен с башнями и машикули.

На первый взгляд, один способ обороны как будто исключает другой, но инженеры XV в. судили иначе.

В те времена пушка была еще слишком несовершенным орудием, чтобы издалека разрушить стены, несмотря на громадные размеры выбрасываемых ею снарядов. Чтобы пробить брешь, недостаточно отдельных ударов, надо сконцентрировать на определенной точке точную стрельбу; но прицел не был точен, и стрельба вызывала лишь сотрясение, которое могло разрушить парапет, но не пробить брешь. Стреляли только "бомбами", и их удар в стену был мало опасен. Высокие стены еще долго были в состоянии выдерживать действие этой зачаточной артиллерии. Средства, примененные в Пьерфоне, были достаточны: батареи, установленные перед стенами, удерживали нападающего на расстоянии. Если же враг переходил за линию огня передовых батарей, то ему приходилось ставить свою артиллерию под обстрел крепости или же вести подкоп; в первом случае преимущество обороняющимся давала навесная стрельба с гребня крепостных стен, в другом-полностью сохраняла свое значение готическая фортификация.

Вытекающее отсюда сочетание двух систем продолжает существовать до того времени, пока огнестрельные орудия не приобретают достаточной верности прицела, чтобы пробивать бреши на расстоянии.

Среди первых крепостей, имеющих платформы или казематы для стрельбы из орудий, надо назвать: во Франции- Лангр; в Германии-Любек и Нюрнберг; в Швейцарии- Базель; в Италии-Миланский замок, в котором бастионы с казематами прикрывали куртины, еще снабженные массивными башнями с машикули.

В XVI в. земляные укрепления считаются почти единственной серьезной защитой; на башни перестают рассчитывать, и в их стенах прорезаются чем дальше, тем все более и более широкие окна. Однако продолжают сохраняться - особенно в тех странах, где феодальный строй наложил свой глубокий отпечаток - внешние формы системы обороны, от которой, по существу, уже отказались: замок Амбуаз с массивными башнями был построен при Карле VII, Шомон - при Людовике XII, Шамбор-при Франциске I.

Традиционные части замка приспособляются, по мере возможности, для другого назначения: в замке Шомон внутри круглых башен находятся более или менее удачно вписанные квадратные помещения; в замке Шамбор башни служат кабинетами или лестничными клетками; машикули превратились в глухую аркатуру. Это совершенно свободные декоративные варианты на мотивы старинной крепостной архитектуры.

Создалось новое общество, потребностей которого уже не удовлетворяет средневековое искусство, - ему нужна новая архитектура. Общие основы этой новой архитектуры создадутся в соответствии с новыми требованиями, а формы будут позаимствованы у Италии. Это будет эпоха Возрождения.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

В Европе находятся тысячи крепостей, дворцов и замков. Некоторые из них, к сожалению, пришли в упадок, но есть и множество прекрасно сохранившихся сооружений разных эпох. Ниже представлен список десяти наиболее хорошо сохранившихся замков мира.

Мон-Сен-Мишель, Франция

Мон-Сен-Мишель - муниципалитет и скалистый остров площадью в 100 га, превращённый в остров-крепость. Находится в 285 км к западу от Парижа, в регионе Нижняя Нормандия, департамент Манш, Франция. Комплекс на острове существует с 709 года и имеет населения - 43 человека (2011). Уникальная архитектура и природа делают Мон-Сен-Мишель наиболее посещаемым туристическим местом в Нормандии. Ежегодно остров принимает более 3 млн человек.

Замок Бродик, Шотландия


Девятое место в списке наиболее хорошо сохранившихся замков мира занимает замок Бродик, который находится в восточной части острова Арран, близь небольшого города Бродик, Шотландия. Этот замок был построен в V веке и на протяжении столетий постепенно расширялся и достраивался. Почти 500 лет служил резиденцией для герцогов Гамильтонов, но в настоящее время принадлежит Национальному фонду Шотландии.

Замок Бран, Румыния


Замок Бран расположен в 30 км от города Брашова, близь небольшого городка Бран, Румыния. Был построен в 1212 году на средства местных жителей и служил стратегической оборонной крепостью в горной долине на юге Трансильвании. В настоящее время замок принадлежит, потомку румынских королей, внуку королевы Марии - Доминику Габсбургу. В XIX веке этот замок стал всемирно известным, благодаря роману «Дракула» ирландского писателя Брэма Стокера. Ныне он является самой посещаемой туристической достопримечательностью Румынии.

Замок Кока, Испания


Замок Кока находится в 54 км к северо-западу от города Сеговия, Испания. Был построен в конце XV века архиепископом Алонсо де Фонсека. Его строительство было начато в 1453 году. Замок окружен глубоким рвом и двойной крепостной стеной шириной 2,5 метра. Считается великолепным архитектурным примером, выполненным в стиле мудехар. Принадлежит семейству Альба. Сейчас в нём размещается школа лесничих.

Замок Эльц, Германия


На шестом месте в списке наиболее хорошо сохранившихся замков мира находится замок Эльц расположен на скале высотой в 70 метров в коммуне Виршем в долине реки Эльцбах, Германия. Был построен предположительно в XII веке. На протяжении уже более 800 лет им владеет семья Эльц. За все своё существование он никогда не подвергался захвату и не был разгромлен. Сегодня весь комплекс принадлежит графу Карлу Эльцскому, который предоставил замок для посещений широкой публики.

Замок Мариенбург, Польша


Замок Мариенбург расположен в городе Мальборк, Польша. Это классический пример средневековой фортификации, являющийся крупнейшим кирпичным средневековым замком в мире и одним из самых впечатляющих в Европе. Этот замок был построен в честь Девы Марии и заложен тевтонскими рыцарями на берегу Ногата (устье Вислы) в 1274 году. Он сооружался в несколько этапов и расширялся вплоть до первой половины XV века. Служил резиденцией для великого магистра Тевтонского ордена с 1309 по 1456 года. Сегодня замок Мариенбурга - музей, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Нойшванштайн, Германия


Нойшванштайн - хорошо сохранившийся замок XIX века, расположенный в 5 км от города Фюссен в южной Баварии, Германия. Является бывшей резиденцией последнего баварского короля Людвига II (1864–1886). Строительство данного замка началось в 1869 году, по проекту придворного архитектора Эдуарда Риделя и было завершено в 1883 г. Этот замок должен был стать личным убежищем короля, но был открыт для публики вскоре после смерти Людвига, который прожил в нём всего около шести месяцев. С тех пор замок посетило более 61 млн человек. Ежегодно сюда приезжает более 1 300 000 туристов со всего мира.

Эдинбургский замок, Шотландия


Эдинбургский замок на протяжении всей своей истории являлся своего рода «ключом к Шотландии». Он находится на скале Castle Rock в столице Шотландии Эдинбурге. Первое указание на существование этого замка относится к правлению короля Давида I, который созывал здесь собрания знати и церковных служителей, начиная с 1139 года. Самым старым зданием в замке и Эдинбурге считается капелла Святой Маргариты, датированная началом XII века. Сегодня Эдинбургский замок открыт для посещения и является главной туристической достопримечательностью Шотландии.

Виндзорский замок, Англия


Виндзорский замок - королевский дворец, находящийся на холме в долине реки Темзы, в 34 км к западу от Лондона, Англия. Дворец был построен между 1070–1086 годами Вильгельмом I Завоевателем и постоянно расширялся последующими правителями. Сейчас замок - официальная резиденция британских монархов в Виндзоре (графство Беркшир). В комплекс Виндзорского замка, расположенного на пятигектарной площади, входят фортификационные сооружения, дворец и городок. Является крупнейшим населённым замком в мире. Нынешняя королева Елизавета II здесь провела большую часть своего детства.

Пражский Град, Чехия


Пражский Град - наиболее хорошо сохранившиеся крепость, расположенная в центре столицы Чешской Республики Праге. Первое сооружение на этом месте было построено в IX веке. В дальнейшем Пражский Град расширялся и достраивался, пока не стал одним из крупнейших замковых комплексов Европы. Согласно Книге рекордов Гиннеса, он является крупнейшим замком в мире - его длина 570 м, ширина 130 метров, он занимает площадь около 70 000 кв. м. Сегодня это резиденция президента республики, ранее чешских правителей и некоторых императоров Священной Римской империи.

Поделится в соц. сетях


Зарождение замкостроения в Европе берет свое начало с конца X века и, уже к XIV веку достигает своего расцвета. Замок изначально определялся как укрепленное жилище феодала, вмещающее в себя комплекс всех необходимых служб для обороны. На протяжении десятилетий структура таких укрепленных замков менялась. Примерно к началу X века в эпоху феодализма сформировался наиболее характерный для Западной Европы тип замков - донжон (от латинского domineon - жилище владельца поместья). Донжон включал в себя поэтапные линии защиты. Внутри нижнего двора замка размещалось множество культовых и хозяйственных строений. Выше на насыпном холме располагалась жилая башня феодала. Сеньоральная и хозяйственная части соединялись деревянным разводным мостиком, который можно было легко убрать и при необходимости превратить жилище феодала в независимый оборонительный участок. Все эти сооружения замка окружал мощный дубовый частокол с системой подъемного моста. Такой феодальный замок был весьма неприступен и мог долго обороняться при нападении врагов. Наиболее древний сохранившийся замок находится в долине Луары, во Франции. Этот донжон был построен в 950 году.

С окончанием эпохи Средневековья в конце XV - начале XVI века идеи ренессанса постепенно охватывают всю Европу. Отныне европейские монархи понимают, что могущество может определяться не только силой оружия, но и развитием культуры, образом жизни, богатством и изяществом. Начинают меняться и замки. Мощные и суровые замки феодалов перестают служить только лишь оборонительным целям. Они перестраиваются, спускаются с холмов в долины и начинают гармонировать с природным ландшафтом. Теперь наибольшее внимание уделяется дворцовой части замка. Интерьер заполняется новой мебелью и предметами искусства. Аскетичные феодальные жилища превращаются в роскошные королевские резиденции. Зарождение замкостроения в Европе берет свое начало с конца X века и, уже к XIV веку достигает своего расцвета. Замок изначально определялся как укрепленное жилище феодала, вмещающее в себя комплекс всех необходимых служб для обороны. На протяжении десятилетий структура таких укрепленных замков менялась. Примерно к началу X века в эпоху феодализма сформировался наиболее характерный для Западной Европы тип замков - донжон (от латинского domineon - жилище владельца поместья). Донжон включал в себя поэтапные линии защиты. Внутри нижнего двора замка размещалось множество культовых и хозяйственных строений. Выше на насыпном холме располагалась жилая башня феодала. Сеньоральная и хозяйственная части соединялись деревянным разводным мостиком, который можно было легко убрать и при необходимости превратить жилище феодала в независимый оборонительный участок. Все эти сооружения замка окружал мощный дубовый частокол с системой подъемного моста. Такой феодальный замок был весьма неприступен и мог долго обороняться при нападении врагов. Наиболее древний сохранившийся замок находится в долине Луары, во Франции. Этот донжон был построен в 950 году.

С окончанием эпохи Средневековья в конце XV - начале XVI века идеи ренессанса постепенно охватывают всю Европу. Отныне европейские монархи понимают, что могущество может определяться не только силой оружия, но и развитием культуры, образом жизни, богатством и изяществом. Начинают меняться и замки. Мощные и суровые замки феодалов перестают служить только лишь оборонительным целям. Они перестраиваются, спускаются с холмов в долины и начинают гармонировать с природным ландшафтом. Теперь наибольшее внимание уделяется дворцовой части замка. Интерьер заполняется новой мебелью и предметами искусства. Аскетичные феодальные жилища превращаются в роскошные королевские резиденции.

Замок Варвик - это прекрасный живой пример средневекового замка. Расположен он в городе с одноимённым названием на высоком берегу реки Эйвон, огибающей замок с восточной стороны. Замок занимает первое место в списке культурно-исторических мест и памятников Великобритании. Первый норманнский замок был построен здесь на месте бывшего англо-саксонского укрепления (burgh), по приказу Вильгельма Завоевателя. В 1088 году замок и титул 1-го Графа Варвика был пожалован Генриху де Бомону. На несколько столетий замок стал главным местом пребывания нескольких поколений Графов Варвика.

Великолепный Виндзорский Замок расположенный в графстве Беркшире - самый старый и жизнедеятельный замок в мире. Уже свыше 900 лет он возвышается над окружающим пейзажем, олицетворяя собой символ королевской власти. На сегодня замок является одной из трех официальных резиденций Королевы, наряду с Букингемским Дворцом и Дворцом Холируд Хаус.

Замок Дувр - одна из самых мощных исторических крепостей Западной Европы. Множество столетий она стоит на страже кратчайшего морского пути из Англии на континент. Его местоположение на берегу пролива Па-де-Кале, называемого в Англии Дуврским проливом (Straits of Dover), придавало замку Дувр огромное стратегическое значение, в результате чего замок сыграл важную роль в истории Англии.

Нынешние здания Амбуаза строились с 1492 года по приказу Карла VIII , сына Людовика XI, рожденного здесь 30 июня 1470 года. Вдохновленный своей экспедицией в Италию, откуда он привез множество драгоценностей, всё его правление было отмечено итальянским влиянием. Приехав вместе с архитекторами и скульпторами, король украсил замок. C помощью садовника Пачелло по особому обустроил декоративный сад.

Королевский замок Блуа пожалуй, один из самых знаменитых замков Луары, биография которого перенасыщена знаменательными событиями, оставившими яркий след в истории не только Франции, но и Европы. Будучи местом проживания семи королей и десяти королев Франции, сегодняшний шато Блуа, это место, дающее наглядное представление о жизни королевского двора в эпоху Ренессанса.

Замок Бургхаузен является классическим сказочным замком. Этот замок, самый длинный в Европе (1043 метра) и один из крупнейших в Германии, возвышается над городком Бургхаузен в Верхней Баварии на границе с Австрией. Удлиненная структура замка подразделяется на шесть обособленных дворов. У каждого из них были свои важные функции, и каждый из них являлся самостоятельным укреплённым бастионом со своими воротами, рвом и подъёмным мостом. Башни являлись жилыми помещениями для всех обитателей замка, начиная от лесников, смотрителей амбара, служащих суда и заканчивая главным казначеем.

Замок Нойшванштайн один из самых посещаемых замков Германии, и одно из самых популярных туристических мест Европы. Он расположен в земле Бавария недалеко от города Фюссен. Это монументальное произведение архитектуры было воздвигнуто королём Людвигом II Баварским, известным также как «сказочный король».

Сегоднешний замок Райхенштайн являет собой типичный пример замка возрожденного из небытия в период рассвета увлечённости Рейнским Романтизмом. Богатая коллекция музея замка неизменно привлекает к нему множество туристов, путешествующих по Рейну. Гостей замка ожидает множество интереснейших и привлекательных экспозиций.

Возведённый в городе Ландсхут замок Траусниц получил своё настоящее название в XVI веке. Изначально он носил такое же название, как и город, поскольку был построен для защиты города и окрестных земель.

Замок Aragonese возвышается над островком укрепившись на вершмне скалы. Каменный мост 15-ого столетия, 220 метров длиной, связывает его с восточной стороной острова Искья. Скалистой основой, островка на котором размещён замок, является пузырь магмы, который образовался здесь в течение длительной деятельности вулканических явлений.

Свыше шестисот лет Венский Хофбург, являлся основным домом королевского двора правителей Австрии. В течение столетий он сыграл немало важных ролей в ходе европейской истории. Начиная ещё с XIII века, отсюда Габсбурги управляли своими владениями. Сначала как крупные феодальные землевладельцы, затем с 1452 года как императоры Священной Римской Империи, и наконец, с 1806 по 1918 как императоры Австрийской Империи.

Императорский дворец Шёнбрунн с полным правом можно считать, одним из знаменательных культурно-исторических памятников, не только Австрии, но и всей Европы. С 1960-ых годов он является притягательным туристическим центром для гостей Вены.

К северу от устья Вислы, на правом берегу реки Ногат, крестоносцы Тевтонского Ордена начали в 1274 году постройку замка Мариенбург, и в 1276 году пожаловали городские права посаду, образовавшемуся у замка. В связи с переводом в 1309 году главной резиденции Великих Магистров Ордена из Венеции в Мариенбург(Мальборк), замок был значительно расширен.

У этого самого известного из шотландских замков долгая и разнообразная история возведения. Самая старая его часть, Часовня Святой Маргариты, относится к XII-му столетию. Большой Зал был основан Яковом IV приблизительно в 1510. Батарея Полумесяца Регентом Мортоном в конце 16-ого века, а шотландский Национальный военный Мемориал после первой Мировой войны.

Похожие публикации