Кирилл павлов. Отошел ко Господу архимандрит Кирилл (Павлов)

Сотрудница Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви монахиня Феодора (Лапковская).

Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки в набожной крестьянской семье. С 12 лет жил у неверующего брата, под влиянием среды отошел от религии. После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. Уже после войны, приняв монашеский постриг, каждый год о. Кирилл в пасхальный период посещал родную деревню и село Маково в 12 км от Михайлова, где у него похоронены родители, брат и сёстры. В селе помог восстановить колокольню и храм, который не закрывался на протяжении всей советской истории.

Был призван в Красную армию, служил на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.

Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие.

«Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе – книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь… Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся» (Архимандрит Кирилл).

Сразу после армии поступил в семинарию: «В 1946 году из Венгрии меня демобилизовали. Приехал в Москву, в Елоховском соборе спрашиваю: нет ли у нас какого-нибудь духовного заведения? „Есть, – говорят, – духовную семинарию открыли в Новодевичьем монастыре“. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Помню, проректор отец Сергий Савинских радушно встретил меня и дал программу испытаний». По окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году.

25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарем. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года – духовником монашеской братии. Был возведен в сан архимандрита.

Назначен духовником Патриарха Алексия II, в связи с этим переехал в Переделкино (где находится Патриаршая резиденция), продолжая духовно окормлять монахов лавры. Награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святого князя Владимира. Автор многочисленных проповедей и поучений. Наставник молодых монахов, принявших постриг в лавре. Много писал в эпистолярном жанре, ежегодно архимандрит Кирилл отправлял архиереям, священникам, мирянам, духовным чадам и даже малознакомым людям до 5000 писем с поздравлениями, наставлениями и назиданиями.

В середине 2000-х годов перенес инсульт, который лишил старца возможности двигаться и общаться с внешним миром.

Скончался один из самых почитаемых старцев России нашего времени, духовник Троице-Сергиевой лавры, духовный отец трёх русских патриархов. О его смерти сообщила сотрудница Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви монахиня Феодора (Лапковская).

Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки в набожной крестьянской семье. С 12 лет жил у неверующего брата, под влиянием среды отошел от религии. После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. Уже после войны, приняв монашеский постриг, каждый год о. Кирилл в пасхальный период посещал родную деревню и село Маково в 12 км от Михайлова, где у него похоронены родители, брат и сёстры. В селе помог восстановить колокольню и храм, который не закрывался на протяжении всей советской истории.

Был призван в Красную армию, служил на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.

Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие.

«Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе – книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь… Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся» (Архимандрит Кирилл).

Сразу после армии поступил в семинарию: «В 1946 году из Венгрии меня демобилизовали. Приехал в Москву, в Елоховском соборе спрашиваю: нет ли у нас какого-нибудь духовного заведения? „Есть, – говорят, – духовную семинарию открыли в Новодевичьем монастыре“. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Помню, проректор отец Сергий Савинских радушно встретил меня и дал программу испытаний». По окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году.

25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарем. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года – духовником монашеской братии. Был возведен в сан архимандрита. По свидетельству современников, у него исповедовались в свое время Патриархи Алексий I и Пимен.

Назначен духовником Патриарха Алексия II, в связи с этим переехал в Переделкино (где находится Патриаршая резиденция), продолжая духовно окормлять монахов лавры. Награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святого князя Владимира. Автор многочисленных проповедей и поучений. Наставник молодых монахов, принявших постриг в лавре. Много писал в эпистолярном жанре, ежегодно архимандрит Кирилл отправлял архиереям, священникам, мирянам, духовным чадам и даже малознакомым людям до 5000 писем с поздравлениями, наставлениями и назиданиями.

В середине 2000-х годов перенес инсульт, который лишил старца возможности двигаться и общаться с внешним миром.

Более 12 лет архимандрит Кирилл (Павлов) пребывал в немощи телесной, неся молитвенный и мученический подвиг. И вот, Господь забрал его во Свои Небесные Обители. Вечная память! Упокой, Господи, раба Твоего новопреставленного архимандрита Кирилла!

Документальный фильм «СТАРЦЫ. Архимандрит Кирилл Павлов»

Просмотрено (366) раз

Старчество еще в древние времена процветало на Руси. Об этом подробно рассказывается в Киево-Печерском патерике 1051 года - источнике разных исторических сведений о первых православных подвижниках. Мощное влияние старчества было не только в Киевской, но и в Северо-Восточной Руси, где сердцем православия считалась Именно отсюда и начался благочестивый путь архимандрита Кирилла (Павлова) - Героя Советского Союза, кавалера боевых орденов и медалей. В их числе оказалась и медаль «За оборону Сталинграда», но об этом чуть позже.

Это великое призвание - служить людям и Господу Богу - давно определили чистота его сердца, высокий нравственный уровень и личная святость. Обладая даром прозорливости, он стал исцелять людей от болезней духовных и телесных, указывая праведный путь жизни, предостерегая от опасностей и открывая Божью волю.

Кто такие старцы

У человека, который захочет познать азы истинной православной веры, могут возникнуть вопросы о том, кто же такие старцы, какую роль они играют в жизни всей церковной братии и прихожан, почему их авторитет так велик, а память о многих из них передается из поколения в поколение. Во все времена страшных потрясений, войн и революций молились за народ заступники его - люди, которым Бог открывал волю свою.

О старчестве была написана великолепная книга «Оптина пустынь и ее время» писателем и богословом И. М. Концевичем. Самая первая глава этой книги посвящена понятию старчества. В ней говорится о том, что существует три церковных служения вне зависимости от иерархии, и они делятся на апостольское, пророческое и, наконец, учительское. Так вот, за апостолами, учениками и последователями Иисуса Христа, стоят пророки, иначе говоря, мудрые старцы, служение которых определяется в увещевании, назидании и утешении. Они могут предостерегать от опасностей и предсказывать будущее. Для этих людей как будто бы нет границ времени и пространства.

Биография старца архимандрита Кирилла (Павлова)

В мирской жизни Иван Дмитриевич Павлов родился в начале осени 1919 года в крестьянской семье в небольшой деревне Рязанской губернии. Воспитывался и рос он в семье верующих. Когда Ивану исполнилось 12 лет, поскольку у них в деревне не было семилетней школы, отец увез его учиться вместе с братом в город Касимов, где они и попали под безбожное течение того времени. В тот сложный период атеистический угар советских пятилеток напрочь отравил сознание народа и практически погубил его душу. В тридцатых годах, а точнее с 1934 по 1938 гг., Павлов Иван проходил обучение в Касимовском индустриальном техникуме, по окончании которого его призвали на службу в армию и отправили на Дальний Восток.

Война как искупление людских грехов

В скором времени нагрянула Великая Отечественная война. По словам самого старца, в то роковое время серьезного упадка достигли моральная нравственность и беззаконие в обществе, и Господь не потерпел этого больше, поэтому им была допущена война. Именно в эти жестокие кровавые годы войны и насилия народ прочувствовал на себе всю дикую скорбь и слезы отчаяния. И тогда он потянулся к Богу и обратился к нему за помощью. Эта молитва дошла до слуха Божьего, и Господь сжалился и сменил свой гнев на милость. Старец говорил, что неизбежно так и будут тягать нас несчастья и бедствия потому, что игнорируем мы тот путь, который указал нам Спаситель в Евангелии. Каждому из нас стоит задуматься над его словами. Ведь уста архимандрита Кирилла (Павлова) всегда неустанно молятся за каждого православного христианина.

Как война отразилась на жизни Ивана Дмитриевича Павлова

Иван Дмитриевич Павлов попал самое пекло ада: он воевал на Финской войне, прошел от Сталинграда до Румынии, был в Австрии и Венгрии, а также участвовал в войне с Японией. В те страшные военные годы он, как и сотни тысяч других людей, вернулся к истинной христианской православной вере. Постоянные смерти перед глазами и суровые условия жизни на войне заставляли его задуматься над бытием и искать какого-то разумного решения. Были у него и разного рода сомнения, и на все это он получил ответы в Евангелии. Эту божественную книгу по листочкам он собрал в разрушенном доме в городе Сталинград как раз после его освобождения. Найденная Священная книга не оставила его равнодушным и вызвала неподдельный интерес. Парень так проникся ей, что она стала неким чудодейственным бальзамом для его истерзанной войной души. С этого момента он больше не расставался с ней и носил ее в своем кармане до самого окончания войны, которую закончил в звании лейтенанта.

Желание стать священником

Евангелие на всем его дальнейшем жизненном пути всегда утешало и спасало, а в 1946 году привело в Московскую духовную семинарию при А чуть позже там же он закончил и духовную академию. В 1954 году брат Кирилл пошел по пути иночества в Троице-Сергиевой Лавре, где на него возложили послушание духовника братии лавры. Смиренность и большая любовь к Богу и православной вере вскоре была отмечена высшим монашеским саном - архимандрит.

Просто невозможно перечесть список всех тех, кто обращался к отцу Кириллу за помощью. Он наполнял неспокойные сердца людей оптимизмом и духовной радостью, которая потом распространялась дальше по разным монастырям, епархиям и по всей Святой Руси.

Старец-архимандрит Кирилл (Павлов) стал духовным отцом многих архиереев, настоятелей и настоятельниц монастырей, монахов и монахинь, а также огромного количества мирян. Когда люди говорят о нем или вспоминают, то прежде всего они видят перед глазами умиротворенное и изможденное морщинами лицо седоволосого старца, его ласковую таинственную улыбку и слышат добрый голос. Архимандрит Кирилл (Павлов) был духовником трех святейших I, Пимена и Алексия II.

Тайны архимандрита

В Свято-Троицкой Сергеевой лавре прихожане из уст в уста часто передавали невероятную историю о том, что якобы старец архимандрит Кирилл (Павлов) - это тот самый защитник легендарного Дома Павлова, гвардии сержант Иван Дмитриевич Павлов. Хотя везде в официальных источниках указывается, что держал оборону Сталинграда под фашистским натиском целых 58 дней вместе со своими 29 товарищами некий сержант Яков Федорович Павлов.

Читая ранние рассказы об обороне Дома Павловых, постоянно находишь разные странные нестыковки и неточности тех исторических событий. Как будто бы кто-то специально умалчивает некие очень важные факты тех страшных героических дней. И что самое интересное, скрываются и путаются фамилии людей, которые героически защищали этот дом.

Скажите, что я умер

Сам же старец этот факт не отрицает, но и не подтверждает. Однако существуют данные, которые говорят сами за себя. Звание Героя Советского Союза, а также наградной орден Отечественной войны гвардии сержант Павлов Иван получил при абсолютном нежелании вступать в коммунистическую партию из-за своих религиозных убеждений. Как такое было возможно в то время? Но все же он получил эти награды именно за свой личный героизм и мужество. Такое мало кому прощали. Практически сразу после войны боец Павлов решил поступать в духовную семинарию. Однако вездесущее НКВД не могло допустить такого решения, чтобы красноармеец, Герой Советского Союза ушел в монастырь и стал священником. И поэтому его документы в семинарии долго не принимались.

Обет молчания

Но однажды, усердно молясь в церкви возле раки преподобного Сергия Радонежского, к нему подошел некий старец, который почему-то уже заранее знал все его желания и горести и именно поэтому посоветовал Павлову принять обет молчания. Это могло означать только то, что теперь он поклялся хранить свой секрет всю жизнь и в разговорах нигде не упоминать больше тему, касающуюся этого секрета. И после этого в будущем архимандрит Кирилл (Павлов) больше никогда не рассказывал о своих фронтовых наградах и подвигах. Дата принятия его иноческого чина совпала с датой начала войны - 22 июня, но только в 1954 году.

Этим он запечатлел себя как защитник русского православного народа от всех видимых и невидимых напастей. Одних людей он когда-то отбивал от несчастий с помощью силы оружия, а других - силой Вот таким образом архимандрит Кирилл (Павлов) навсегда похоронил в себе свое боевое прошлое. Рассказывали даже историю о том, как однажды, как раз перед юбилеем Дня Победы над фашизмом, к старцу в Сергиев Посад приехали пообщаться по поводу «павловского вопроса» местные высокопоставленные военные чины, но старец не стал с ними говорить и повелел передать гостям слова в том духе, что лейтенант Иван Павлов умер.

Видение Богородицы

Существует удивительный рассказ о том, как когда-то Иван Павлов оказался со своим отрядом в немецком плену, где его охватил дикий ужас. И вдруг сердце вспомнило материнский наказ - молиться. И стал Ваня усиленно со слезами молиться Пресвятой Богородице. Как вдруг явился ее образ, и обратилась она к нему со словами: «Стой и не двигайся». Иван остался на опустевшей дороге и долго стоял, пока конвой пленных русских солдат, подгоняемый эсесовцами с автоматами и лающими овчарками, не скрылся с глаз. Именно тогда, в день своего спасения, он поклялся Богородице, что если выживет, то станет монахом и посвятит свою жизнь служению Богу.

Приходила Богородица к нему и во второй раз, но только на сей раз она предупредила его о том, что после его смерти в России опять начнется война, и чтобы россияне вовсю готовились к этому. Когда однажды старца спросили о том, как спасти Россию, он долго думал и ответил, что в России надо поднимать нравственность. А когда задали вопрос о смысле жизни, то старец увидел его в богоуверовании. Его ответы всегда очень просты и лаконичны, но какой огромный и мудрый в них заложен смысл.

Где сейчас старец

Всегда с нами в своих молитвах архимандрит Кирилл (Павлов). 2014 год стал 95-м юбилейным в его жизни. Интересно то, что в младенчестве его окрестили в честь Иоанна Богослова, который являлся апостолом любви. После пострига в монахи он стал носить имя Кирилла Белозерского, где Кирилл означает "солнце". И вот, если проводить между этими словами аналогию, то получается, что любовь, как солнце, освещает и согревает грешных и немощных людей всего русского православного мира.

Имея фронтовые ранения, контузию и многочисленные хирургические операции, мужественно перемогает болезнь благословенный архимандрит Кирилл (Павлов). Где сейчас он находится? Именно этот вопрос многих интересует. Однако старец уже давно прикован к постели. Случившийся инсульт навсегда обездвижил его. На сегодняшний день практически лишен общения с внешним миром монах Кирилл (Павлов). Архимандрит сейчас плохо видит и слышит. Но ему не нужны утешения и жалось, когда к нему возвращаются силы, он сам начинает нас утешать и поддерживать, его губы начинают шевелиться в молитве о русском православии и набирающей новую силу России. Архимандрит Кирилл (Павлов), которого стремительно ухудшается, до сих пор выполняет свою особую миссию перед Богом и перед всеми верующими.

Для всех желающих доступны труды старца. Архимандрит Кирилл (Павлов), проповеди которого изданы его родной лаврой, дает ответы на самые волнующие вопросы.

Заключение

Греческий епископ, посетив больного старца, сказал: "Архимандрит Кирилл ныне распинается на страдальческом кресте - один за всю Россию". Значит, опять повторяет свой сталинградский подвиг стойкий и сильный духом гвардии лейтенант, Герой Советского Союза в миру Иван Дмитриевич Павлов, а в иночестве добродушный братский духовник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Кирилл.

Священник Артемий Владимиров по просьбе Царьграда рассказал о своем знакомстве и общении со старцем Кириллом (Павловым). Ниже мы приводим его рассказ полностью.

Мне было суждено познакомиться со старцем Кириллом Павловым в стенах родной для меня Троице-Сергиевой Лавры. Став преподавателем в Академии и семинарии в 1986 году я мечтал о встрече с этим общероссийским духовником, который окормлял и насельников монастыря, и семинаристов, и всех, кто только ни трудился в этом огромном коллективе: преподавателей, работников Московской духовной академии и семинарии. И, действительно, вскоре такой случай предоставился.

Случай, впрочем, для меня судьбоносный. Ректор Московской духовной академии Владыка Дмитровский Александр, почувствовав мое стремление служить Церкви, благословил думать о дьяконской хиротонии, рукоположении. И не мешкая направил меня на ставленническую исповедь к отцу Кириллу в монастырь.

Я никак не мог поверить, что мои несмелые мечты воплощаются в жизнь. С трепетом я переступил порог кельи, где уже несколько раз бывал. Нужно сказать, что батюшка по вечерам устраивал библейские чтения, к нему приходили семинаристы, иноки. И рассевшись в жарко натопленной келье все мы слушали, как своим тихими бесстрастным голосом отец Кирилл читал книгу Царств.

Мне запомнились эти вечера. Со вниманием я слушал, сколько кедровых досок, сколько золота ушло у Царя Соломона на созидание Храма. Батюшка не комментировал Священного Писания. Лишь сидевший рядом с ним ученый инок отец Захарий, ныне маститый духовник, пояснял меры веса и переводил их в привычные для русского уха числа.

Батюшка Кирилл, всегда одетый в теплую монашескую кофту, редко поднимал глаза от Священного Писания. А мы безотрывно смотрели на его старческий лик, как будто светившийся изнутри. После чтения нам раздавали вкусные бутерброды с вареньем, а потом для желающих предлагалась исповедь. Два или три раза я стоял на коленях близ старца в эти вечерние часы и исповедовался в повседневных грехах.

Когда же Владыка ректор послал меня пройти ставленническую исповедь, это была целожизненная исповедь, я вспоминал все то, что уже приходилось со стыдом и смущением излагать другим духовникам. Каково было мое удивление, нет - изумление, когда батюшка, приняв исповедь, разрешив меня от грехов, неспешно на особо заготовленном бланке написал, что ставленник не имеет канонических препятствий к рукоположению.

Здесь же, у Креста и Евангелия, я принес особую присягу, в которой будущий священнослужитель именем Божьим свидетельствует основательность своего намерения, что не ради гнусного прибытка, но единственно ради славы Божьей он хочет служить Христу.

Эта исповедь была для меня путеводной звездой или шлюзом, пройдя который, я вскоре был рукоположенным дьяконом в июле 1987 года. А вторичную исповедь, уже более краткую, я прошел у отца Кирилла 5 месяцев спустя. И Епископ Дмитровский Александр в ночь на Рождество Христово рукоположил меня в священники.

Отец Кирилл притягивал к себе десятки, сотни, может быть, тысячи сердец благодаря неистленной красоте молчаливого духа. Благодаря потаенному сердцу человеку, то есть молитвы, которая не прекращалась в нем, мы верим, ни днем, ни ночью. Эта молитва была той лампадой, наполненной до краев, которая светила всей России.

Батюшка принадлежал к числу тех пастырей, которые никогда никому ничего не навязывали, не диктовали, не ломали чужую волю. Но он лишь кратко отвечал на вопросы, выражая, впрочем, свое суждение нелицеприятно, без обиняков. Как-то я спрашивал его относительно так называемых экуменических молитв, которые тогда некоторые из академических священников по послушанию свершали в обществе инославных. Отец Кирилл сказал строго: "Это игра с огнем, никогда к этому не прикасайся!"

Спрашивал отца Кирилла как новорукоположенный священнослужитель: "Всегда ли мне носить подрясник?" Вскоре я должен бы поехать на отдых куда-то в Сухуми или в Крым. "Я его никогда не снимаю, - ответил про себя батюшка, - помнится, даже в Минеральных Водах купался, не снимая подрясника". Для меня этот ответ стал руководством к действию.

Батюшка, при всей своей занятости, аккуратно отвечал на письма. И я помню его письма, не мне адресованные и написанные почти что женским почерком. В ответ на многие вопросы о жизненных перипетиях, обстоятельствах: как быть, как жить - отец Кирилл любил писать: "Чаще читайте Послание Святого Апостола Павла, в них вы найдете разрешение всех ваших жизненных трудностей". Вообще, отсылка к Евангелию была для него очень характерна.

Слово Божье живит человеческую душу. Помнится мне, как отец Кирилл читал Акафист Матери Божией в Троицком Соборе, где принято еженедельно соборно петь Акафист Богородицы. Каждое слово батюшка произносил вдумчиво, молитвенно. Каким же характером отличалась и краткая его проповедь по Акафисту.

Народ, затаив дыхание, слушал любимого пастыря, боясь упустить хотя бы одно слово. Батюшка мало о себе рассказывал, будучи фронтовиком, он не поддерживал распространенные версии о Павлове, отстреливавшемся в последнем доме Сталинграда. Но то, что принимал участие в тех смертоносных боях, это несомненно.

Последние годы он жил между небом и землею. Многие его духовные чада уже не имели возможности прибегать к любимому пастырю. Однако все чувствовали, что медленно догоравшая свеча молитвы держит, поддерживает собою купол небес над Россией.

Знаменательно, что в один день ушли за грань земного бытия три богатыря нашего отечества: Архимандрит Кирилл Павлов, боец на поле дипломатии Виталий Чуркин и столп академической мысли Игорь Шафаревич.

Вечная память духовнику Лавры Архимандриту Кириллу Павлову.

Отказавшись от вступления в партию, воин-легенда был тут же разжалован и лишен геройского звания. В послевоенные годы окончил духовную семинарию, принял монашество и более 60 лет провел в главной обители России - Троице-Сергиевой Лавре.

Великий патриот и молитвенник, духовный наследник преподобного Сергия Радонежского, он многолетними трудами стяжал благодатный дар прозорливости. Полвека духовно окормлял братию монастыря, правителей, церковнослужителей и мирян, приезжавших к нему из разных городов и стран мира. Был духовником трех патриархов: Алексия I, Пимена и Алексия II. Не случайно его называют «последний светоч России».

Бывший солдат Иван Павлов принял иноческий чин 22 июня 1954г.- в день начала войны. Он и этим особо запечатлен как защитник народа от всех нападений врагов видимых и невидимых. Одних отбивал силой оружия, других (более 60 лет) - силой Иисусовой молитвы.

10 лет назад тяжелый недуг приковал отца Кирилла к постели. Сегодня он плохо видит, плохо слышит, но губы непрестанно шепчут молитву. Обладая острым духовным зрением, он даже в таком болезненном положении продолжает руководить своих чад ко спасению. Греческий епископ, недавно посетивший старца, сказал, что «архимандрит Кирилл распинается ныне на страдальческом кресте - один за всю Россию».

Усилиями его духовных чад и воспитанников была издана книга под названием «Духовник» (М., 2013). Автор ее - священник Виктор КУЗНЕЦОВ, член Союза писателей России. В ней собраны драгоценные крупицы наставлений отца Кирилла, факты из его биографии, фотоснимки и свидетельства многих людей. Приведем некоторые выдержки из этой замечательной книги.

«Читайте Евангелие!»

Еще учась в семинарии, на любой перемене, урывая каждую минутку, уклоняясь от пустых бесед, он уходил от сокурсников, скрывался где-нибудь в углу и читал Евангелие. И всегда носил его при себе - старенькое, затертое, найденное когда-то на руинах Сталинграда. Есть минутка - он сразу руку в карман. И всем своим чадам постоянно давал наставление: «Читайте! Как можно больше читайте Евангелие! Как же можно жить по-евангельски, не зная Священную Книгу? А мы если и читаем, то так, отвлеченно. Когда мы молимся - беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь Сам беседует с нами. Бабушки наши порой не могли читать, у них коммунисты все книги отобрали, но они жили по Евангелию! Помните: где нет Христа, там нет и нравственности. Не зная, кем и для чего создан человек, к чему он призван, какие задачи перед ним поставлены, невозможно думать и поступать нравственно, то есть согласно воле Божией. Над головой скорбящих, болящих и кто сидит в тюрьме читайте Евангелие, сколько можно глав, и в конце - молитву. Пусть оно будет вашей настольной книгой».

Цитата

«Мы можем посмотреть, насколько благотворно действует Евангелие на человеческие души. Почему наша страна называлась Святая Русь? Потому что наши предки учились на Псалтири и Евангелии. И благочестие процветало. Сколько людей из мира шло в монастыри! Потоки были желающих служить в иноческом чине! В России было более 1500 монастырей, и всех желающих они не вмещали. А сейчас монастыри возрождаются, но желающих не хватает. Вот следствие того, что люди теперь воспитываются телевизором. Преподобный Серафим Саровский никогда не расставался с Евангелием и говорил, надо так его знать, чтобы ум как бы плавал в нем».

Архимандрит Кирилл

«Не бежать из городов»

В последние времена, кроме прямой атаки на Православную Церковь, идет мощная размывающая атака на верных чад. Чтобы отлучить верующих от исповеди и причастия, запущен миф о безблагодатности Церкви. Развернута активная агитация на исход населения из больших городов. Но ведь именно в них и идет основная битва! Так ведется разрушительная работа изнутри - для распыления сил протестующих.

Отец Кирилл, как честный и бдительный страж наших душ, дал четкие ответы на эти вопросы. Никогда не говорил он о том, чтобы мы массово разбегались из городов, и если кто заводил такую «песню», возражал:

Да вы что? В городах, в столице столько храмов, столько святынь, столько людей, желающих спастись, ваших родных и близких! И вы их хотите бросить?

Да, он благословлял иметь дом с землей на трудное время, но никогда не одобрял уезжать из городов, где было столько борений, столько пота пролито нашими предками. Кому оставлять города? Врагам? На поругание? Чтобы наше единое стояние в истине не мешало им творить смрадные дела? Наоборот, отец Кирилл все силы своих чад мобилизовывал на борьбу со злом. И они утверждали, что когда в точности исполняют все, что он заповедал, все дела идут хорошо, без неприятностей и срывов.

«Не сокращать богослужения»

Батюшка очень скорбел из-за того, что в храмах перестали читать Псалтирь, стали сильно сокращать службу. Говорил:

Богослужение - это основа основ, а мы прогоним всё быстрей, быстрей, зато на посиделках можем сидеть часами... Всё земное оставьте. Блаженны, кто взошёл и находится в ограде Церкви. Здесь всё - в небо. Любите друг друга и спасайтесь. Потеряете любовь - всё потеряете. Все ваши устроения будут напрасными и сгорят.

Подвигов у нас нет, поэтому спасаться будем болезнями и скорбями. Не бежать от них надо, а принимать со смирением, как заслуженную нами неизбежность. Заболевшие послушно принимают горькие лекарства - для своего же выздоровления. Следует помнить слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». (Ин. 16, 33).

Про будущее сказал так: «Если мы будем жить, подвигая Бога на милость, Бог продлит нам мирное время. А если будем жить так, как сейчас живем и собираем гнев Божий, - то ждите войн и бедствий. На Церковь нашу сегодня идет гонение. Все другие церкви восстанут против православных. Тогда Бог и попустит войну, как в 1941 году. Всё очистит Господь!

«Но если заслужим, будет у нас и Царь», - говорил отец Кирилл. Всю жизнь он чтит Государя Николая II. И даже в те годы, когда его еще не прославили в лике святых, поминал и служил о нем скрытно.

«Меньше внимания внешнему,
больше - внутреннему»

Батюшка, почему нет радости от причастия? Ведь все сделала по правилу, а на сердце скорбь...
- Милая ты моя, внешняя подготовка - это совсем не то. Мы часто только внешнее и делаем. Надеваем белый платок, белую кофту, три дня поста, вымыться и правило вычитать. Не «вычитывать» надо, а по-настоящему молиться перед причастием! Или уж на крайний случай - прочитать всё со вниманием. А то ещё скажи, отчитался перед Богом, а теперь пойду дальше грешить. Большое согрешение - недораскаянность в грехах. Не получим мы тогда на царском пиру должную брачную одежду. Никогда не надо забывать, что на пир вышел только тот, кто был в брачной одежде. Если ты исповедался плохо или формально к этому относишься, или вообще без исповеди хочешь причаститься, то тебе брачная одежда не предоставляется. Ты на пиру присутствуешь, но весь будто в лохмотьях и в грязи. Меньше уделяйте внимания внешнему, больше - внутреннему. Всеми силами направляйтесь к добрым делам, к милосердию, к молитвенному служению - это ведь борьба. Напряженное стояние пред Богом можно сравнить с добровольным мученичеством. Особенно в наше время. Люди кидаются кто в научный атеизм, кто в социальную перестройку, кто куда. Ничего у них не получается, но все равно к вере не идут. Ничего их не берет. Все равно они нас не понимают...

Цитата

«Вера - самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать. В земной жизни неверующие люди забывают Христа и минуют Его, но при смерти они уже не могут Его миновать и обязательно встретятся с Ним лицом к лицу. И страх обымет их оттого, что не имели они веры. Дорогие мои! Будем паче всякого драгоценного сокровища хранить нашу веру. И она при всяких бедствиях, постигающих нас, укажет, где найти утешение и как отразить зло».

Архимандрит Кирилл

«Церковь будут рушить изнутри»

«В современных духовных книгах сейчас много искажений, - предупреждал отец Кирилл. - Будьте к ним осторожны и разборчивы. Порой в них пишут то, что не соответствует истине. Молитвословы проверяйте, там очень много отсебятин, вставок, опечаток».

Именно таким методам когда-то учил своих сторонников вождь мирового пролетариата: не надо воевать с противником, надо в него встроиться и превратить в абсурд изнутри. И вот сейчас именно такое время. Очень много посторонних людей встроено в Церковь. Они получают определенное задание и положение в иерархии, изнутри расшатывают основы Церкви, пытаются ее опорочить и уничижить.

Отец Кирилл советовал читать творения святых отцов: Феофана Затворника, Игнатия БРЯНЧАНИНОВА и др. «Это самое приемлемое», говорил он, а о современных богословах как-то молчал. Он дал нам, чадам, такую крепкую программу на всю жизнь. Почему падаешь? Значит, что-то не выполняешь из его наказов, от молитвы отошел или ленишься, или послабление себе даешь. Он твердо заповедал: «Будешь нарушать посты - будут тебе скорби. Будешь болтать в алтаре во время службы - будешь иметь неприятности». Так оно и бывает...

Продолжая рассказ об архимандрите Кирилле Павлове, более подробно остановимся на его военной биографии и наставлениях для духовных чад.

Тернистый путь солдата

Воевать он начал еще в финскую, а в общей сложности прошел боевой путь длиною в шесть лет. С первых дней Великой Отечественной - в пехоте. Дошел до Румынии, Австрии, Венгрии. В 1946г. был демобилизован и приехал в Москву.

Самым тяжелым испытанием для 22-летнего сержанта Павлова было сражение за Сталинград. В очерке генерал-полковника Александра Ильича РОДИМЦЕВА «Дом солдатской доблести» подробно рассказано о том, как сержант Иван Павлов с тремя бойцами захватил четырехэтажный дом на нейтральной полосе в центре города, как прислали ему подкрепление, и как начали они обороняться от врагов. Более двух месяцев защитники находились под непрестанным яростным огнем противника, почти без пищи, без медикаментов. Одни погибали, на их место пробирались другие, но боевых позиций они не сдавали.

Генерал, в то время командовавший 13-й гвардейской дивизией, оборонявшей Сталинград, называет лишь несколько фамилий, известных с самого начала той операции. По документам, там побывало 24 бойца. Когда кончилась битва, герою-сержанту Ивану Павлову предложили вступить в партию, но неожиданно для работников политотдела он уклонился от почетного, торжественного вступления в ряды. Сказал, что «не достоин», «не готов». Особисты были в шоке, и бунтарь моментально «сгорел», став неудобным властям. По всему фронту, из уст в уста разнеслась эта весть. Пошли слухи. Скандал!

Тогда помогли местные НКВДшники: быстро свалили героя с пьедестала славы и перебросили в разведдесант - в самое пекло. Это те, кто, примостившись на броне мчащихся танков, первыми бросаются на штурм неприступных укреплений. Это верная и скорая смерть. Но чудом Божиим Иван остался жив. Был ранен в бою, и после ранения нашлись добрые люди, которые перевели его в другую часть, менее гибельную.

Отличительным признаком великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном или нескольких великих людях, которые и выведут его на прямую историческую дорогу, временно им покинутую. В.О.КЛЮЧЕВСКИЙ. 1892г.


Как появился двойник

Уроженка Сталинграда А.А.БУДАНОВА вернулась в город сразу после его освобождения. Она хорошо помнит разрушенный Дом Павлова. После боёв на руинах висела доска, на которой черным карандашом было написано: «В этом доме держали героическую оборону советские воины под командованием сержанта И.Д. Павлова». Доска долго висела под стеклом, а потом ее убрали, повесили другую. С другим текстом, с другим именем...

Почему так произошло? В начале 50-х годов сержант И.Д. Павлов снова вернулся в поле зрения власти - поступил в семинарию, ушел в монахи! Что было делать? В мирное время штрафбатов нет, под пули его не пошлешь. В ГУЛАГ упрятать? Так он чист, ни к чему не придерешься. И тогда изобретательные органы состряпали двойника. Это давний, проверенный способ тихого убийства человека. Нашли другого боевого сержанта, участника битвы за Сталинград - Якова Павлова. Живых свидетелей: бойцов, оборонявших тот дом осенью 1942г., - к тому времени осталось всего трое. Один из них - узбекский крестьянин, а двух других вскоре репрессировали.

Вызвав монаха Кирилла и получив у него согласие на молчание, органы уверенно стали раскручивать новую версию. Широким потоком хлынули газетные статьи, фильмы, книги, прославляющие копию героя. При полнейшей монополии на печать властям легко удалось укоренить ложь, а потом только поддерживать эту конструкцию: она крепка и поныне. Интернет пестрит сообщениями о другом Герое. Но ложь не бывает вечной, ибо живет в веках евангельская истина: всё тайное становится явным.

Созданный двойник уже отошел в мир иной. Рухнула советская идеология атеизма, но до сих пор власти боятся открыть истину. В центре Волгограда стоит знаменитый «Дом сержанта Павлова», один из главных объектов воинской славы. Сюда часто приводят туристов со всего мира: как теперь признать ошибку? Его восстановили и спешно заселили сразу после войны. На память потомкам оставили фрагмент руин и мемориальную табличку...

(Из воспоминаний Николая СЕДОВА)

«Молчание по смирению»

«У одной старенькой монахини сохранилась фронтовая сталинградская газета, где была напечатана статья о подвиге и фотография Ивана Павлова. Когда я спросил ее, почему же сам батюшка не защищается от лживых нападок со всех сторон, ничего об этом не говорит, она ответила: «По монашескому смирению». Когда его вызывали и учиняли разбирательство по поводу имени, то спросили: вы такой-то? Сообразив, чего от него хотят, он ответил: «Если вам так удобно, то я монах Кирилл Павлов, а Иван Павлов умер».

Когда встал вопрос, зачислять ли его в братию монастыря, органы поставили условие: или ты молчишь «про это», или выгоним из Лавры. Он, конечно, сжег за собой все мосты и выбрал иноческую жизнь.

Сегодня нам, искренне любящим отца Кирилла, нужно восстановить истину. Ему не нужна загадочность в этом вопросе, висящая десятки лет. Он и без того претерпевает много бед и болезней, да еще по такому поводу несет тяжеленный крест - от своих же подвигов.

(Из воспоминаний игумена Ефрема)

Вопрос о наградах

Когда готовился к изданию очередной том «Энциклопедии русской цивилизации», Елене, духовной дочери отца Кирилла, поручили написать о нем статью. На вопрос, «есть ли у Вас военные и церковные награды», он своей рукой написал: «Орден Славы, много медалей, орден преп. Сергия, орден князя Владимира». О самой главной награде - Золотой звезде Героя Советского Союза - снова скромно умолчал.

Но звезду батюшке все же вручили, - свидетельствует профессор А.В.НЕДОСТУП, который в течение 20 лет был лечащим врачом архимандрита Кирилла, - уже в перестроечные времена, в начале 90-х годов. Все настоящие документы к тому времени были уничтожены, а вот указ о награждении каким-то чудом уцелел. Тогда открылись военные архивы, многое стало выясняться, и тот указ тоже реанимировали, но даже в церковных газетах об этом почему-то не пишут...

ЦИТАТА В ТЕМУ

«Плохой мир лучше хорошей войны. Не нужно никакой вражды, враг эту мысль подает. Вражда - самое испытанное его средство. Поэтому желаю вам, чтобы братство было единодушное. Снисходили бы друг к другу, прощали... Кто преследует других гневом и мщением, не заслуживает ли сам отмщения и гнева Божия? Нет милости не сотворившему милости. Мир Божий да владычествует во всех сердцах».

Архимандрит Кирилл

«Война - это хуже ада»

В своих проповедях отец Кирилл часто вспоминал войну, но говорил о событиях отстраненно, как бы от лица какого-то другого молодого человека, участника боевых действий. В беседах с близкими чадами иногда был более откровенен, и несколько эпизодов они записали с его слов.

Стоял он однажды в карауле на часах. Была темная, сырая, безлунная ночь. Кругом абсолютная темнота и - сильнейший трупный запах! Мурашки бегали у него по коже от трепета. Он думал, что попал в царство смерти. Рассказывал об этом так: «Меня охватил такой смертный ужас, которого я никогда не испытывал!»

Однажды кто-то завел разговор про войну. Отец Кирилл посмотрел пристально и сказал: «Кто там не был, тот ничего не знает. Порой это было хуже ада. Пережить такое крайне тяжело...»

По его словам, особенно трудно было переносить подлость и трусость. Война - это еще больший пресс. Здесь все разворачивается быстрее и резче. В минуты смертельной опасности сразу выявляются и самые лучшие, и самые низменные качества человека. На фоне массового героизма были случаи и предательства, и сотрудничества с органами, и подленькие переходы с передовой в тыловые службы.

Это особенно угнетало бойцов, отнимало духовные силы. Человек все время находился в круговой обороне. У него не было чувства надежного тыла: «Враг был прямо перед тобой, но рядом все время появлялись новые люди, и ты не знал, не был уверен в них. Это и было хуже ада. В аду все страдают одинаково, там не выслужишься. Ад - это и страшное духовное страдание здесь, на земле. Мы шли служить и не знали, сколько эта война продлится. Была безызвестность...»

«Не бойся! Я с тобой»

В самом начале Сталинградской битвы Иван Павлов попал в плен и оказался в лагере смертников. Когда их колонной повели на расстрел, он вдруг увидел, что прямо перед глазами у него встала, как живая, родная бабушка, которая в детстве учила внука молитве «Богородице Дево, радуйся...». На последнем рубеже между жизнью и смертью она пришла ему на помощь со словами: «Молись Божией Матери!»

Истово стал просить он Богородицу - и увидел в небе Её образ! Услышал голос, который трижды ему сказал: «Отходи тихонько в сторону. Я с тобой! Не бойся…» Словно в тумане он примечал, как постепенно отдаляется от общей колонны, и вот уже конвоиры с овчарками идут не сзади, а впереди. И никто не видит его отход, будто закрыты очи врагов. Так чудесным образом Господь сохранил Своего избранника от неминуемой гибели.

В Троице-Сергиевой Лавре никто не знал о его фронтовой биографии до тех пор, пока он не попал в больницу. Случилось это в 60-х годах, во время очередной волны гонений на Церковь. В приёмном покое его не хотели записывать как священнослужителя - принимать таких было запрещено.

Один врач все-таки сжалился и спросил: «Ну, вы хотя бы на фронте были?» И тогда отец Кирилл сказал: «Да, участник войны». После того случая монахи подняли документы и узнали, что его боевой путь прошел от Сталинграда до Европы. Однако он опять отреагировал скромно: «Все мы, кто тогда был в монастыре, - с фронта, испытанные жизнью».

«Он светит нам своим примером»

Бог милосерден! Он очень любит нашего старца и помогает ему в болезни. За эти годы наши немощи, лень и нерадение усилились, выросло и общее отступление, а батюшка наш - все тот же несгибаемый воин. И в свои 90 лет он не оставил бы боевых позиций, если б не подкосил его тяжелый недуг. Он и сейчас продолжал бы объяснять людям, где правда, где ложь. Сколько недоброжелателей набрасывалось на него, он не отступил ни на шаг - как в Сталинграде. Бог определил ему еще один подвиг - через болезнь уберег его от нападок, и он не сгорел до конца. Он и сегодня светит нам и своим высочайшим примером учит твердости и терпению.

(Из воспоминаний Владимира ЦЫГАНКОВА)

Известно, что батюшка очень уважал прославленного маршала Победы - Георгия Константиновича ЖУКОВА. Утверждал, что для страны это был истинный дар Божий, без него мы бы не выиграли войну. Мы все должны возносить Господу благодарность за Победу. В первые годы войны было попущено наказание народу, который в значительном своем составе отрекся от веры.

Но через некоторое время огненных испытаний мы очнулись от партийного угара, и Бог стал нам помогать. Мы стали одерживать победы. Всесилие партии пошатнулось, мнение Сталина изменилось. В 1943г. началось послабление к Церкви, и после этого течение войны резко переменилось. Г.К.Жуков в своих мемуарах отмечал: «Мы не узнавали некоторых немецких генералов. Они, опытные военачальники, стали делать крупные ошибки, одну за другой, а мы стали продвигаться шаг за шагом вперед».

9 Мая - это день великого поклонения Господу за победу в войне. В свое время при осторожной подсказке отца Кирилла было утверждено общецерковное поминовение павших воинов в День Победы, с панихидами и богослужениями. Сейчас это уже вошло в обычай. Недавно стали служить и благодарственные молебны. Это и есть живая народная память.

Преображение человека

О том, как благотворно влияние духовника на судьбы его чад, можно собрать множество историй и написать горы книг. Через руки и сердце отца Кирилла за 60 лет прошли тысячи людей. Приведем лишь несколько эпизодов.

Приехала в Троице-Сергиеву Лавру молодая виолончелистка, артистка оперно-симфонического оркестра. Она тяжело страдала сердечными приступами, и «скорая» приезжала к ней чуть ли не ежедневно. К отцу Кириллу она прибыла с мешком лекарств и кислородной подушкой, а в кармане держала листок с адресом: куда сообщить, если по дороге умрет. На исповеди сказала ему: верит, что заболевание у нее - духовное. По учению святых отцов, больное сердце - это кипение страстей, убивающее орган любви. Отец Кирилл накрыл ее голову епитрахилью:

Если веришь, что у тебя заболевание духовное, то будем лечиться духовно.

И потребовал, чтобы она выбросила мешок лекарств.

Вы что? Я сразу умру!

Не умрете, - спокойно возразил он.

Она долго не соглашалась, но все же пересилила себя и подчинилась. После этого отец Кирилл продолжил «лечение»:

Мяса никакого не ешь, это нагрузка на сердце. Кроме того, мясо - это тоже страсти, а нужно учиться полному безстрастию. Пост, молитва, частая исповедь и Причастие, ходить на исповедь только ко мне...

Прошел год и восемь месяцев. Врачи сказали артистке, что у нее сердце здорового человека. После этого она изменила всю свою жизнь. Окончила регентское отделение Санкт-Петербургской духовной академии и посвятила себя служению Богу. Не пропускает ни одной утренней и вечерней службы. Надо видеть ее лицо! Глаза льют свет доброты и понимания. В общении с ней у всякого тает жестокосердие, исчезает отчаяние. Своим преображением она обязана духовнику и всем рассказывает о том, что нужно неукоснительно следовать его слову, его проповеди любви и прощения. И тогда оздоровятся сердца...

Ответ офицеру

У дверей кельи батюшки ежедневно собиралось до двухсот человек. Ехали из всех городов, из разных стран. Даже если уделять по 3 минуты на каждого, то уже наберется 10 часов! Откуда взять старцу столько времени? Только отнять от сна и отдыха...

Однажды пришел офицер. Долго и терпеливо ждал в огромной очереди. Зайдя, спросил:

Батюшка, не знаю, что мне делать. У меня семья. Сократили из воинской части, уволили в запас. Идти в сторожа? Противно. Я пока еще в должной форме. Бывшие сослуживцы зовут в спецподразделение по борьбе с терроризмом. Благословите ли идти туда?

Не надо. Не принимай этого предложения. Душою погибнешь. Их скоро будут использовать против народа, и ты будешь соучастником их преступлений...

«Русь - это сталь непобедимая»

«Через наше охлаждение, отход от Церкви будет так же, как во время революции: одичание, голод, хаос, - говорит А.В.АРТЕМЬЕВ, духовное чадо архимандрита Кирилла. - Когда в Лавру привозили из Чикаго икону Божией Матери, она вся была в крови. Батюшки сказали: «Страшное кровопролитие будет там, откуда эта икона». И вскоре были взорваны два небоскреба в Нью-Йорке, чередой прошли сильнейшие смерчи и наводнения, смыли много домов, унесли много жизней. Во многих странах начались войны и революции.

Грядут тяжелые времена и для нас, но Русь - это сталь непобедимая. Не зря называют ее уделом Божией Матери. Даже природа это доказывает. Посмотрите, к примеру, на ёлки. Как кресты, верхушки их направлены в небо. Зимой и летом одним цветом, не меняют своего вида. Так и мы должны стоять - не гнуться, не ломаться, в любой ситуации держать православную веру, не подпускать к себе врагов. Пусть знают: никогда им не победить Россию!»

ИЗ ПОУЧЕНИЙ ОТЦА КИРИЛЛА

Если положить на одну чашу весов язык наш, а на другую - все наши добрые дела, то даже если их будет много и все из них - богоугодны, то все равно греховный язык наших осуждений и злословий перетянет в ад.

Когда открывали новые храмы с золотыми куполами, он очень радовался, но напоминал чадам о главном: «Души золотите, души! На покаянии надо делать акцент. Не молчать, а давать отпор злому, доброго всегда держаться. Мы в пагубном миру живем, и врага надо знать в лицо».

«Ограждал нас батюшка и от объедения, - вспоминает один священник, долгое время окормлявшийся у отца Кирилла. - Был Великий пост, я переедал и кусошничал, а он поучал: «Постным тоже можно объесться. Это сластолюбие, услаждение. За стол садиться только два раза в день, как положено: в обед и ужин. Перекусок чтоб не было. Чай можно попить. Объедение - смертный грех!»

«Сколько раз батюшка учил нас: «Ничего из храма не берите, ни клочка бумажки, ни нитку, ничего». А мы всё своё: «Да я малость возьму, немного, оно там и не нужно никому». - «Может, и не нужно, а ты всё равно не бери! Вот принести что-то нужное в храм мы забываем, а себе взять не забываем. Если на сердце тягость, значит, грех совершен. Живите по совести - вот ваша обязанность».

Еще в 80-х годах он говорил, что школы, библиотеки, больницы будут закрывать, как «нерентабельные». Так сейчас и происходит. И потому как общая масса верующих уменьшается и охладевает, сейчас наступает время индивидуального спасения. Каждый - сам иди на крест.

Когда всюду были разговоры о будущем и ожидался очередной конец света, многие решали куда-то уехать из Москвы. Батюшка мягко успокаивал: «Ну что вы? От этого не спрячешься. Надо вести себя спокойно. Молиться и заниматься своим делом, как обычно. Если настанут такие времена, когда придется страдать за веру, - не бойтесь. Не смерти, ни мук, ничего не бойтесь! И если придется умирать за Христа, то надо принять это с радостью. Это - большая честь». И все чада его успокаивались...

«Время сейчас сложное и опасное, - учил архимандрит Кирилл. - Враг тонко, хитро наступает, приближается. Чувствуется дыхание антихриста. Ни в коем случае в панику не вдаваться. Именно сейчас идут сигналы, которые настраивают нас на то, чтобы быть ближе к Богу и друг к другу. Свое нерадение стараться оставить, серьезнее отнестись к вопросу своего исправления и испытания. Сейчас как никогда нам надо облечься в броню веры и любви христианской. Не будем спать, как прочие, но будем трезвиться и бодрствовать...»



Похожие публикации