Маршал авиации иван никитович кожедуб. Кожедуб иван никитович - краткая биография, подвиги, видео Советский военный летчик иван никитич

Прославленный военный летчик, трижды герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года. В селе Ображиевка (сейчас Сумская область Украины) в семье церковного старосты.

Получив среднее образование, в 1934 году поступил в химико-технологический техникум города Шосток, при котором был образован аэроклуб, заинтересовавший молодого студента. Именно с него началась летная биография героя, прославившего страну многочисленными подвигами.

Осенью 1940 г Иван Кожедуб вступил в ряды Красной Армии и одновременно окончил военную авиационную школу летчиков в г. Чугуево, а затем остался в ней работать инструктором.

Началась Великая Отечественная война и Ивана Никитовича, как члена аиашколы эвакуировали в Казахстан и вскоре присвоили звание старшего сержанта.

Фронтовая биография героя началась в ноябре 1942 г. когда его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк, находящийся в г. Иваново. Оттуда в марте 1943 г. Кожедуба направили на Воронежский фронт.

Самый первый боевой вылет Ивана Никитовича Кожедуба был не очень удачным, так как истребитель Ла-5 будущего героя сначала обстрелял пушечной очередью немецкий Мессершмитт, а затем (по ошибке) советские зенитчики (попало два снаряда). Несмотря на тяжелые повреждения, Кожедубу удалось посадить свое воздушное судно, хотя полному восстановлению самолет после этого не подлежал.

Боевые подвиги Ивана Никитовича Кожедуба.

Свой первый подвиг Иван Кожедуб совершил летом 1943 года, будучи командиром эскадрильи на Курской дуге – сбил фашистский бомбардировщик. На следующий день им был уничтожен еще один самолет, а буквально через несколько дней - еще два! За эти и последующие подвиги, в феврале 1944 года старшего лейтенанта Ивана Никитовича Кожедуба удостоили звания Героя Советского Союза. На тот момент, его боевая биография насчитывала 20 уничтоженных немецких самолетов за 146 вылетов.

В августе 1944 года герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу ВОВ гвардии майор Иван Кожедуб имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника. Среди которых - два бомбардировщика, три штурмовика, один реактивный истребитель и 17 пикирующих бомбардировщиков.

Последний подвиг его героической биографии в ВОВ произошел над Берлином в апреле 1945 г., когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За все время войны немцам не удалось его сбить ни разу, хотя случались попадания и в машину Кожедуба, истребитель целый и невредимый, сажал судно на землю. В том же месяце Иван Никитович получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.

В своей личной автобиографии И. Н. Кожедуб утверждал, что в 1945 г. ему пришлось уничтожить еще и два американских самолета, когда те напали на него, приняв по ошибке за немца.

В 1946 г. трижды герой продолжил свою учебу в ВВС. В 1949 г окончил Краснознаменую Военно-воздушную академию, освоил реактивный МиГ-15. Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились - во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. Под его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях - девять человек и 27 машин.

В период с 1964 -1971 гг. находился на должности заместителя командующего ВВС Московского военного округа. С 1978 г был в составе генинспекторов Минобороны СССР. За заслуги перед страной и многочисленные подвиги, в 1985 г ему присвоили звание Маршала авиации. Умер Иван Никитович Кожедуб восьмого августа 1991 г.



08.06.1920 - 08.08.1991
Трижды Герой Советского Союза
Памятники
Надгробный памятник
Памятный знак в селе Ображиевка
Бронзовый бюст в селе Ображиевка
Памятник в Сумах
Памятный знак в Сумах
Мемориальная доска в Москве
Памятник в Киеве
Мемориальная доска в Шостке
Бюст в Шостке
Мемориальная доска в Кролевце
Информационная доска в Чугуеве
Аллея Героев в Корсунь-Шевченковском
Аллея Героев в Чугуеве


Кожедуб Иван Никитович – командир авиаэскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт), лейтенант;
командир авиаэскадрильи 178-го гвардейского истребительного авиационного полка (14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии капитан;
заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии майор.

Родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Ивотской волости Новгород-Северского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области, Украина). Украинец. В 1934 году окончил 7 классов школы в родном селе, в 1936 году – 9 классов школы в городе Шостка. Во время учёбы в старших классах работал в школе библиотекарем. В 1936–1940 годах учился в Шосткинском химико-технологическом техникуме. Параллельно с учёбой в 1939 году окончил Шосткинский аэроклуб.

В армии с февраля 1940 года. В январе 1941 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, где последовательно прошёл подготовку на УТ-2, УТИ-4 и И-16. Был оставлен лётчиком-инструктором в Чугуевской авиашколе, которая осенью 1941 года была эвакуирована в город Чимкент (ныне город Шымкент, Казахстан). В ноябре 1942 года И.Н. Кожедуба направили в Москву на пункт сбора лётно-технического состава, откуда он попал в 240-й истребительный авиационный полк, который в это время проходил переформирование в 2-м и 14-м запасных авиационных полках (на станции Сейма и в городе Иваново).

Участник Великой Отечественной войны: в марте 1943 – июле 1944 – лётчик, старший лётчик, командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 240-го (с июля 1944 – 178-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Воронежском (март – июль 1943), Степном (июль – октябрь 1943) и 2-м Украинских (октябрь 1943 – июль 1944) фронтах. Участвовал в Курской битве, Белгородско-Харьковской и Сумско-Прилукской операциях, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской и Уманско-Ботошанской операциях.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Кожедубу Ивану Никитовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии капитан награждён второй медалью «Золотая Звезда» .

С августа 1944 – заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на 1-м Белорусском (август – сентябрь 1944 и октябрь 1944 – май 1945) и 3-м Прибалтийском (сентябрь – октябрь 1944) фронтах. Участвовал в Рижской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.

В сентябре 1944 года И.Н. Кожедуб во главе отдельной группы «свободных охотников» был отправлен на 3-й Прибалтийский фронт, где принял участие в Рижской операции. Менее чем за месяц боевой работы группа под его командованием сбила 8 самолётов противника (три из которых были на счету командира).

Всего за время войны совершил 330 боевых вылетов на истребителях Ла-5Ф, Ла-5ФН и Ла-7, в 120 воздушных боях лично сбил 64 самолёта противника .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года гвардии майор награждён третьей медалью «Золотая Звезда» .

После войны до сентября 1945 года продолжал служить в ВВС заместителем командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Группе советских оккупационных войск в Германии; аэродром Шёнвальде). Летал на истребителе Ла-7.

В мае 1949 года окончил Военно-воздушную академию (Монино). В июне 1949 года был назначен заместителем командира 31-й истребительной авиационной дивизии (в Закавказском военном округе; город Баку, Азербайджан), однако уже через месяц по инициативе командующего ВВС Московского военного округа В.И. Сталина переведён в Подмосковье.

С июля 1949 – помощник командира по лётной подготовке и заместитель командира, а в ноябре 1950 – феврале 1955 – командир 324-й истребительной авиационной дивизии (в Московском военном округе; посёлок Кубинка Московской области). В числе первых осенью 1949 года освоил реактивный истребитель МиГ-15. В декабре 1950 года 324-я истребительная авиационная дивизия в числе первых была направлена в Китай.

До весны 1951 года лётчики дивизии занимались подготовкой китайских и корейских лётчиков. После того как действия американской авиации стали более агрессивными, дивизия была передислоцирована на приграничный аэродром Аньдунь, откуда начала боевую работу по прикрытию с воздуха промышленных и военных объектов первоначально в северо-восточном Китае, а затем и в Северной Корее.

Участник Корейской войны: в апреле 1951 – феврале 1952 – командир 324-й истребительной авиационной дивизии. Лётчики под его командованием одержали 216 официальных побед, потеряв 27 своих самолётов МиГ-15 и 9 лётчиков. И.Н. Кожедубу было строго запрещено лично участвовать в боевых вылетах. Он изредка совершал только дневные тренировочные полёты.

В феврале 1952 года, после возвращения из Кореи, 324-я истребительная авиационная дивизия была передана в систему ПВО страны и переведена на аэродром Орешково (город Калуга).

В октябре 1956 года окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). С ноября 1956 – заместитель начальника Управления боевой подготовки Военно-Воздушных Сил, в сентябре 1957 – апреле 1958 – заместитель начальника Управления боевой подготовки фронтовой авиации Военно-Воздушных Сил.

В апреле 1958 – январе 1964 – 1-й заместитель командующего 76-й воздушной армией (в Ленинградском военном округе; город Ленинград, ныне Санкт-Петербург). С июля 1962 года по август 1963 года, во время командировки командующего воздушной армией на Кубу, И.Н. Кожедуб исполнял его обязанности.

В январе 1964 – феврале 1971 – 1-й заместитель командующего ВВС (с декабря 1965 года – авиацией) Московского военного округа. Летал до 1969 года, после войны освоил несколько типов самолётов – Як-3, Як-11, Як-17, Як-28У, МиГ-15, МиГ-17, Ли-2, Ил-14, вертолёты Ми-4 и Ми-8. Последние полёты совершил на МиГ-21У. Общий налёт 1.937 часов.

В феврале 1971 – феврале 1978 – 1-й заместитель начальника боевой подготовки Военно-Воздушных Сил. С февраля 1978 – военный инспектор – советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Депутат Верховного Совета СССР 2–5-го созывов (в 1946–1962 годах), народный депутат СССР с 1989 года.

Председатель Федерации авиационного спорта СССР в 1967–1987 годах.

Маршал авиации (1985), военный лётчик 1-го класса (1950). Награждён 2 орденами Ленина (04.02.1944; 21.02.1978), 7 орденами Красной Знамени (22.07.1943; 30.09.1943; 29.03.1945; 29.06.1945; 02.06.1951; 22.02.1968; 26.06.1970), орденами Александра Невского (31.07.1945), Отечественной войны I степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (04.06.1955; 26.10.1955), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II (22.02.1990) и III (30.04.1975) степени, медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950) и другими медалями; иностранными орденами Свободы и независимости I степени (КНДР, 02.08.1985), «За заслуги перед Отечеством» III степени (ГДР, 08.05.1975), Боевого Красного Знамени (Монголия, 02.09.1985) и Возрождения Польши V степени (06.10.1973), иностранными медалями.

Почётный гражданин городов Калуга (1976), Звенигород (Московская область; 1973), Бельцы (Молдова; 1966), Сумы (Украина; 1971), Купянск (Харьковская область, Украина; 1984) и Чугуев (Харьковская область, Украина).

Бронзовый бюст И.Н. Кожедуба установлен в селе Ображиевка Шосткинского района Сумской области. Памятники И.Н. Кожедубу установлены в Киеве, Харькове и Сумах, бюст – в Шостке. В Москве на доме, в котором он жил, в Шостке на здании химико-технологического колледжа, где он учился, в Кролевце, где он бывал, и в Ображиевке на месте, в котором он родился, установлены мемориальные доски. Музеи И.Н. Кожедуба открыты в Шостке и Ображиевке.

Его именем названы улицы в городах Москва, Калуга, Краснодар, Ангарск (Иркутская область), Балашиха (Московская область), Кореновск (Краснодарский край), Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область), Малгобек (Ингушетия), Невинномысск (Ставропольский край), Новоалтайск (Алтайский край), Осинники (Кемеровская область), Салават (Башкортостан), Семилуки (Воронежская область), Днепр (Украина), Луцк (Украина), Сумы (Украина), Белая Церковь (Киевская область, Украина), Вилково (Одесская область, Украина), Городище (Черкасская область, Украина), Купянск (Харьковская область, Украина), Чугуев (Харьковская область, Украина), Шостка (Сумская область, Украина), Алматы и Усть-Каменогорск (Казахстан), Могилёв (Беларусь) и Рогачёв (Гомельская область, Беларусь), посёлках Чернянка (Белгородская область), Медвенка (Курская область) и Кача (Крым), селе Ображиевка, а также парк в Сумах.

Имя И.Н. Кожедуба носят 237-й гвардейский Центр показа авиационной техники (посёлок Кубинка), самолёт Ан-148-100 (RA-61717, МЧС России), Харьковский университет Воздушных Сил и Шосткинский химико-технологический колледж. В 1962–2010 годах его имя носил буксирный пароход «Кожедуб» (порт приписки – Киров).

Примечания:
1) Награждён за выполнение 146 боевых вылетов и участие в 27 воздушных боях, в которых лично сбил 20 самолётов противника (на 10 октября 1943 года);
2) Награждён за выполнение 256 боевых вылетов и лично сбитые 46 самолётов противника (на июль 1944 года);
3) По не совсем понятным причинам, в послевоенных аттестациях И.Н. Кожедуба почему-то указывалась цифра в 60 лично сбитых самолётов (хотя в оперативных и иных документах за ним числится 64 личные победы).

Воинские звания:
сержант (01.1941)
старший сержант (03.1942)
младший лейтенант (15.05.1943)
лейтенант (05.08.1943)
старший лейтенант (10.11.1943)
капитан (24.04.1944)
майор (19.11.1944)
подполковник (20.01.1949)
полковник (03.01.1951)
генерал-майор авиации (03.08.1953)
генерал-лейтенант авиации (27.04.1962)
генерал-полковник авиации (29.04.1970)
маршал авиации (07.05.1985)

Сочинения:
Три сражения. М., 1945;
Служу Родине. М.-Л., 1949;
Служу Родине. 2-е издание. М., 1950;
Служу Родине. 3-е издание. Ленинград, 1950;
Служу Родине. 4-е издание. М.-Л., 1950;
Служу Родине. 5-е издание. Воронеж, 1951;
В воздушных боях. М., 1951;
Служу Родине (на румынском языке) . Бухарест, 1951;
Служу Родине (на венгерском языке) . Будапешт, 1952;
Служу Родине (на словацком языке) . Братислава, 1952;
В воздушных боях (на румынском языке) . Бухарест, 1953;
Служу Родине (на чешском языке) . Прага, 1955;
Служу Родине (Истребитель в бою) (на польском языке) . Варшава, 1960;
Праздник Победы. М., 1963;
Я атакую (на немецком языке) . Берлин, 1964;
Верность Отчизне. М., 1967;
Верность Отчизне. 2-е издание. М., 1969;
Верность Отчизне. 3-е издание. М., 1970;
В воздушных боях. 2-е издание. М., 1971;
Верность Отчизне. 4-е издание. М., 1971;
Верность Отчизне. 5-е издание. М., 1972;
Верность Отчизне. 6-е издание. М., 1975;
В воздушных боях (на киргизском языке) . Фрунзе, 1983;
Верность Отчизне. 7-е издание. М., 2006;
Служу Родине. 6-е издание. М., 2009;
Служу Родине. 7-е издание. М., 2010;
Верность Отчизне. 8-е издание. М., 2013;
Служу Родине. 8-е издание. М., 2014;
Верность Отчизне. 9-е издание. М., 2017.

Восьмого июня далекого и тревожного одна тысяча девятьсот двадцатого года хату в Ображеевке - селе в Глуховском районе Черниговской губернии - огласил крик новорожденного ребенка. Мальчика назвали Пройдут десятилетия, и в государстве под названием Союз Советских Социалистических Республик не найдется человека, не знающего, где и когда родился летчик Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография участника Второй мировой и Великой Отечественной войн содержит факты, поражающие воображение всех, кто интересуется тактикой ведения воздушных сражений самого кровопролитного противостояния стран, которые только случались в XX веке.

В небе, как дома

На фронте Иван Кожедуб оказался не с первых дней Великой Отечественной, а в марте 1943 года. Однако летчик успел проявить такую смелость, храбрость, непревзойденное мастерство ведения боя, что стал Трижды Уже в мирное время страна оценила заслуги летчика присвоением звания «Маршал авиации» (1985 г).

Кожедуб И.Н. боролся с врагом в составе союзных войск. Наиболее результативный пилот ВОВ устремлялся на выполнение боевых задач 366 раз, преодолел 120 воздушных боев, ликвидировал 62 фашистских самолета.

Ас поражал цели виртуозно, используя малейшие промахи врага. Попадал точно в цель из любого положения самолета. Машина Кожедуба при этом была неуязвимой: даже получив серьезные повреждения, она всегда оставалась «на крыле». Боевые друзья говорили про него: «в небе, как дома».

Две даты рождения

Несгибаемый характер Ивана Кожедуба, его умение находить выход в любой ситуации закладывались в раннем детстве. В семье, занимающейся обработкой земли, росло пятеро детей. Отец (бывший воспитывал ребятишек строго, к труду приобщал рано.

Уже в 5-летнем возрасте Ваня ходил ночью сторожить сад. Глава семейства понимал, что от такой охраны толку мало, но считал, что подобные испытания укрепляют характер, учат преодолевать трудности. Позже мальчик помогал следить за стадом взрослым пастухам (был подпаском). Работы не боялся, считал: дорогу осилит идущий.

В 1934 году 14-летний паренек завершил обучение в сельской школе. Два года постигал знания на рабфаке (рабочие факультеты готовили рабочих и крестьян к обучению в высшей школе). В 1936 году выдержал вступительные испытания в химико-технологический техникум (г. Шостка).

Примечательно: чтобы попасть в техникум, подросток увеличил возраст на пару лет. Есть сведения, что Кожедуб И.Н. родился не 8 июня 1920 г., а 6 июля 1922 г. В 1939-м будущий летчик приступил к занятиям в Шосткинском аэроклубе. Освоил многоцелевой биплан У-2.

Фронтовое небо

Завершить обучение в техникум Кожедубу не довелось - в начале 1940 г. будущий химик-технолог стал красноармейцем (военнослужащим рабоче-крестьянской Красной армии). Судьба направила его по другому пути: к осени сорокового года Иван Никитович получил «корочки» (диплом) Чугуевского военного авиационного училища лётчиков (с марта 1941-го-школа лётчиков). Как лучший курсант был оставлен в учебном заведении летчиком-инструктором, обучать новичков.

Но на передовой тоже нуждались в таких ответственных бойцах, как Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография гласит, что в 1943 г. он был направлен 302-ю истребительную авиационную дивизию, на Воронежский фронт. Так начался его путь как военного кумира многих поколений жителей СССР и Российской Федерации.

В первом бою его самолет Ла-5 получил повреждения - от немецкого "Мессера", а заодно - от советских зенитчиков, ведущих бой. Однако Кожедуб смог посадить поврежденный самолет. Казалось, его летная карьера закончена, едва начавшись. Но командир полка поддержал новичка, дал ему возможность проявить себя в последующих схватках с противником.

Июль, 1943 год

Первым фашистским самолётом, сбитым Кожедубом, стал Ю-87 («Юнкерс»). Схватка произошла шестого июля 1943 года в ходе жесточайших боев на Курской Дуге. Уже 7 июля на счету Ивана значился еще один «Юнкерс», а спустя два дня - 2 истребителя Bf-109 (Messerschmitt Bf.109, или Ме-109).

Военные историки выделяют и подробно описывают четыре основных героических поступка, которые совершил Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография его в этих событях такова. Первый героический поступок датирован тридцатым сентября 1943 г. Этим осенним днем, разворачивая самолет в ходе сопровождения переправы советских войск через Днепр, Иван остался совершенно незащищенным (без прикрытия своих), но не испугался.

Заметив «юнкерсы», спикировал на многоцелевые самолеты люфтваффе, ворвался в звено врага. Потрясенные смелостью советского аса, фашисты прекратили бомбардировку, перешли к обороне. На это и рассчитывал Иван Кожедуб, подвиг которого вошел в историю. Воспользовавшись тем, что один из Ju-87 оторвался от группы, уничтожил его, полностью деморализовав противника.

Октябрь, 1943 год

Третьего октября 1943 г. девять одномоторных истребителей Ла-5 (в том числе самолет Кожедуба) прикрывали пространство проведения военной операции на берегу Днепра. Пилоты увидели в облаках колонну «лаптёжников» (такое прозвище дали русские «Юнкерсам-87»).

Каждые 9 вражеских бомбардировщиков прикрывали шестерки из истребителей «Ме-109». Казалось, что они заполонили все небо. Несмотря на то что силы были неравны, Иван Никитович смело возглавил атаку пяти Ла-5. Противник не ожидал, что мизерное количество смогут серьезно противостоять их крутой армаде, но просчитались.

Через несколько минут после начала атаки на землю рухнули сразу два «юнкерса». Другие самолеты первой девятки тут же дали «задний ход». Через короткое время ретировалась и 2-я девятка Ju-87. Советские летчики брали верх не численностью, а умением, непревзойденной храбростью, самоотверженностью.

Крайнюю «удирающую» машину догнал и превратил в ничто именно Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография его зафиксировала, что он поставил «жирную точку» в том бою с фашистскими пикирующими бомбардировщиками.

Февраль, 1945 год

Второй месяц зимы 1945 г. ознаменовался боями на Одере. Как отличился в Висло-Одерской операции Кожедуб Иван Никитович? Краткая биография героя содержит и эти сведения. В небе над Одером летчик одним из первых в мировой истории сбил новейший реактивный «Ме-262». До него победить машину люфтваффе новейшей конструкции не удавалось никому.

Случилось это так. Девятнадцатого февраля Кожедуб и его напарник Д. Титоренко, обнаружили на трех километровой высоте неизвестный самолет. Он летел на скорости, даже для новых "Ла-7" предельной (в конце 1944 г. Кожедуб стал зам. командира 176-го Гв. истребительного авиаполка, который в крайний месяц лета получил истребитель «Ла-7», несколько машин новейшей конструкции).

Кожедуб обратил внимание, что немецкий ас расслабился, ведь его машина летит «быстрее света» и пространство под ней можно оставить без контроля. Советский летчик встретился с вражеской машиной на пересекающемся курсе, его истребитель Ла-7 расстрелял "немца" снизу, прямо «в брюхо».

Титаренко тогда начал стрелять слишком рано, но его атака заставила противника развернуться в сторону временно «молчащего» Кожедуба, что определило победный исход. Когда дистанция сократилась до предельно возможной, Иван открыл огонь, разгромив реактивное «чудо».

Апрель, 1945 год

Во второй месяц победной весны Ивана Кожедуба решили «попугать» союзники - американцы. Ничего не подозревающий летчик Кожедуб, защитил американский «B-17», отпугнув от него двух немецких истребителей. Но практически сразу пережил мощную атаку с дальней дистанции. Кто стрелял - в пылу боя было непонятно. Однако два неизвестный самолета целенаправленно шли на уничтожение советской боевой машины!

Сделав вираж, Иван Никитович, зашел вбок к одному и подбил его. Еще (Кожедуб, казалось, плавал в небе), выстрел - и на землю рухнул второй крылатый нападающий. Как выяснилось, поверженными стали «Мустанги» ВВС США. Союзники объяснили свой вероломный поступок тем, что «произошла ошибка».

На деле соратники по борьбе с гитлеровским фашизмом решили проверить непобедимого Кожедуба «на прочность». И тут не подкачал Иван Кожедуб, подвиг выживания даже в самой неожиданной ситуации можно расценить как еще одно подтверждение тому, что он действительно герой.

Послесловие

Так сколько самолетов сбил Кожедуб? Вместе с «Мустангами» союзников - 64. Кожедуб И.Н. был награжден высокими наградами родного государства: в том числе орденами Ленина (4), Красного знамени (7), Красной Звезды (2), Александра Невского, Отечественной войны I степени и др., а также иностранными орденами. Умер И.Н. Кожедуб восьмого августа 1991 года. Место захоронения - Москва, Новодевичье кладбище.

Кожедуб Иван Никитович (1920–1991). Долог путь к победе. А для старшего сержанта Кожедуба он был мучительно долог. Его, отличного пилота – инструктора держали в тылу, в Чимкенте. Лишь в марте 1943 года Ивана отправляют на фронт. И в первом же бою его Ла-5 прошивает очередь Мессершмитта. Вражеский снаряд застревает в бронеспинке, при возвращении самолет «ловит» два попадания от своих зенитчиков и Кожедубу едва удалось посадить боевую машину.

Его хотели отстранить от полетов. Но помогло заступничество комполка – он увидел что-то в неудачливом новичке и не ошибся. После Курской дуги Кожедуб стал асом (истребитель, сбивший минимум 5 самолетов) и кавалером ордена Красного Знамени.



К февралю 1944 года на фюзеляже его «Лавочкина» алели 20 звезд. Именно столько гитлеровских стервятников уничтожил старший лейтенант Кожедуб. И первая Золотая Звезда украсила его мундир. Самолет Ла-5ФН, выпущенный на личные сбережения колхозника Конева стал следующей машиной Героя.

Кожедуб стал замкомполка, получил звание капитана, и, сбив 48 немецких самолетов за 256 самолето-вылетов, удостоился второй Золотой Звезды в августе 1944 года. Трижды героем Иван стал уже после Отечественной войны – 18 августа 1945 года. Его личный боевой счет составил 62 сбитых самолета, 330 боевых вылетов и 120 воздушных сражений.

По количеству сбитых врагов Иван Кожедуб был первым в Красной Армии. Даже реактивный Ме-262, секретное оружие Третьего Рейха воткнулся в землю от меткой очереди советского аса. А сбитые им летчики двух американских «Мустангов», которые захотели атаковать «русского Ивана» в небе над Германией, рассказывали, что приняли самолет Кожедуба за «Фокке-Вульф».

С пилотами заокеанской империи Кожедуб воевал и в Корее. Его дивизия уничтожила 216 вражеских самолетов, которые несли демократию в бомбовых отсеках.

После корейской войны Иван Никитович командовал воздушной армией, служил в аппарате ВВС. Скончался знаменитый советский ас, которого ни разу не сбили во время войны 8 августа 1991 года.

Видео - Две войны Ивана Кожедуба (2010)

Кожедуб Иван Никитович - трижды Герой Советского Союза сбил 64 самолета противника, в их числе реактивный истребитель МE-262. Он стал самым результативным летчиком-истребителем авиации союзников во Второй мировой войне.

Родился Иван Кожедуб 8 июня 1920 года в Украине в селе Ображиевка Черниговской губернии в крестьянской семье церковного старосты.

В 1934 году, после окончания школы, Ваня поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка. Там же стал заниматься в аэроклубе. Осенью 1940 года окончил Чугуевскую военно-авиационную школу летчиков, после чего в ней же и остался работать инструктором.

НЕУДАЧНОЕ НАЧАЛО

В самом начале Великой Отечественной войны Ивана Никитовича вместе с авиашколой эвакуировали в город Чимкент в Казахскую ССР. В 1942 году 23 февраля Ивану было присвоено звание старшего сержанта. В ноябре месяце того же года его откомандировали в 240-й истребительный авиаполк 302-й авиадивизии, в составе которой он в марте 1943-го вылетел на Воронежский фронт.

Несмотря на большой инструкторский опыт Ивана, его первый воздушный бой едва не стал и последним: сначала его ЛА-5 достала пушечная очередь с немецкого истребителя Ме 109 (спасла бронеспинка), а при возвращении «Лавочкин» был обстрелян своими же зенитками (попало два снаряда). В результате самолет оказался сильно поврежденным, и Кожедуб был вынужден летать на «остатках» (имеющихся в эскадрилье свободных самолетах).

СТАНОВЛЕНИЕ ГЕРОЯ

Первый вражеский самолет Иван сбил только в сороковом боевом вылете б июля 1943 года на Курской дуге, когда достаточно набрался фронтового опыта. Им оказался тихоходный «лаптежник» (немецкий пикирующий бомбардировщик Юнкере 87 с неубирающимися шасси). На следующий день он вогнал в советскую землю еще один Ju 87, а 9 июля за ними последовали сразу два истребителя Ме 109. Так Иван Никитович расплатился с «мессерами» за свою первую неудачную встречу с ними.

Кожедуб отлично пилотировал самолет (ему даже казалось, что он составляет с ним единое целое); метко стрелял (причем предпочитал открывать огонь на дистанции в 200-300 метров); был инициативен и смел (не боялся лобовых атак); нападал используя фактор внезапности; старался сбить или повредить самолет противника с первой же атаки; нападал, даже когда был один и силы противника во много раз превосходили его собственные. И это не могло не сказаться на результатах его боевой работы.

К 4-му февраля 1944 года на счету Ивана Кожедуба уже числилось 146 боевых вылетов и 20 лично сбитых самолетов противника, за что советское правительство наградило старшего лейтенанта И. Н. Кожедуба первой звездой Героя Советского Союза.

С мая 1944-го Иван Кожедуб воевал уже на улучшенном самолете ЛА-5ФН (бортовой № 14), который построили для советского летчика на средства колхозника-пчеловода из Сталинградской области В. В. Конева.

В августе 1944 года Иван Никитович стал капитаном и был назначен заместителем командира 17б-го гвардейского истребительного авиаполка. Летать он стал на новой модели истребителя конструктора Лавочкина - ЛА-7. 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 лично сбитых самолетов противника Иван Кожедуб был удостоен второй медали «Золотая Звезда».

ПРОТИВ «ЧУДО-ОРУЖИЯ» ЛЮФТВАФФЕ

19 февраля 1945 года в бою над Одером Кожедуб уничтожил новейший реактивный истребитель-бомбардировщик люфтваффе Ме 262. Вылетев в паре с летчиком Дмитрием Титоренко, Иван обнаружил на высоте более 3000 метров необычный самолет, который летел с очень большой скоростью. Кожедуб заметил, что самоуверенный немецкий пилот не контролировал пространство под собой, полагаясь на высокую скорость машины, и решил его наказать.

Но внезапного нападения не получилось. Первым огонь с дальней дистанции открыл Титоренко. Вот как этот бой описал сам Иван Кожедуб:

«В противника летят трассы (следы, которые остаются в воздухе от пуль): ясно - мой напарник все-таки поторопился! Про себя нещадно ругаю Старика (Титоренко); уверен, что план моих действий непоправимо нарушен. Но его трассы неожиданно мне помогли: немецкий самолет стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает».

В КОНЦЕ ВОЙНЫ

К концу войны гвардии майор Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов и в 120 воздушных боях сбил лично 64 вражеских самолета, что подтверждено документально. Свой последний бой с противником в Великую Отечественную войну советский летчик совершил 17 апреля 1945 года. В этом бою в небе Берлина он сбил два истребителя Фокке-Вульф FW-190.

18 августа 1945 года страна отметила своего героя-летчика третьей звездой Героя Советского Союза.

Кроме немецких и румынских самолетов в конце войны советский ас сбил и пять американских самолетов. 22 апреля 1945 года он сбил два американских истребителя Р-51 «Мустанг» (документально подтверждено), которые атаковали его, видимо, приняв за немецкий истребитель. А за несколько дней до капитуляции фашистской Германии - 3 американских бомбардировщика, которые в составе соединения из 20 самолетов пытались пробомбить территорию, уже занятую советскими войсками. Конечно, эти самолеты не были записаны в летную книжку нашего летчика, но сбил он их в честном бою, защищая свою жизнь и жизни советских солдат на земле.

ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

По окончании Второй мировой войны Иван Никитович продолжил служить в ВВС.

В 1949 году он окончил Военно-воздушную академию. А в период Корейской войны генерал Кожедуб был послан в Китай во главе 324-й истребительной авиационной дивизии. С апреля 1951 по январь 1952 года летчики его дивизии в боях в Северной Корее одержали 216 воздушных побед, потеряв при этом 27 своих машин и девять пилотов. В 1956 году Кожедуб окончил Военную академию Генерального штаба.

С 1971 года он работал в центральном аппарате ВВС. В 1985 году стал маршалом авиации. Скончался Иван Никитович Кожедуб 8 августа 1991 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


Личный счет вражеских самолетов летчика Ивана Кожедуба:

21 истребитель Фокке-Вульф FW-190;

18 бомбардировщиков Юнкере JU-87;

18 истребителей Мессершмитт МE-109;

3 штурмовика Хеншель НS-129;

2 двухмоторных бомбардировщика Хенкель Нe-111;

1 истребитель PZL Р-24 (румынский);

1 реактивный Мессершмитт МE-262.



Похожие публикации