Когда бывает причастие в церкви. Для чего нужно святое причастие

Причастие – один из важнейших церковных обрядов, называемых таинством . В чём его суть? Она состоит в следующем. Человек рассматривается церковью как существо не только материальное, но и духовное. Поэтому и пища ему нужна также и духовная. Во время Причастия человек получает Святые Дары – Тело и Кровь Иисуса Христа. В реальной жизни это выглядит как вкушение хлеба и вина, посредством которого человек очищается от грехов и готовится вступить в жизнь вечную.

В Евангелии от Иоанна об этом таинстве сказано: кто будет причащаться плоти и крови Сына Человеческого, тот получит вечную жизнь и будет воскрешён в Судный день. А также посредством его произойдёт воссоединение с Богом.

Для чего совершается таинство

Таким образом, для соединения с Богом и обретения извечной жизни нужно причащаться. Подобно тому, как земное исцеление при заражении крови происходит путём её замены на здоровую, душа, заражённая грехом, нуждается в поступлении к ней крови Христа. Так же, как больной орган заменяют здоровым, путём поглощения тела Христа под видом хлеба исцеляется душа. В Священном Писании говорится: после причастия Христова Кровь «течёт в наших жилах», и мы становимся ему «сотелесными».

Входя в душу человека Христос излечивает её от страстей и «язв», наполняет животворящими соками, успокаивает, даёт радость. Тем самым происходит духовное совершенствование и причащение уже во время земного пути к пути небесному, вечному. То есть, причастие – это своего рода дорожка в царствие небесное, залог того, что человек достигнет его по завершении Страшного Суда.

Как всё начиналось

Другое названия причастия – Евхаристия. О но произошло из греческого языка и переводится как благодарение . Обряд, во время которого верующие причащаются, носит название Литургии – общественного служения. Может совершаться как ночью, так и поутру. В православной церкви это главное таинство, её основа и сердцевина. Без него сама Церковь невозможна , как невозможно построить здание, не имея фундамента. Это действо установлено самим Сыном Божиим во время Тайной вечери с учениками в преддверии страстей Господних – его страданий на кресте.

Когда Иисус с учениками сидели за вечерней трапезой, он взял хлеб, совершил над ним благословение, затем преломил его и раздал своим последователям. После этого взял чашу с вином, возвёл благодарственную молитву Богу за его милость к людям и также передал сотрапезникам. Эти действия он сопроводил словами о том, что хлеб есть его тело, а вино – его кровь , вкушать их нужно, так как отданы они будут во имя прощения человечества за его грехи. А также Иисус призвал причащаться Святым Дарам в память о нём.

После вознесения Христа на небо ученики, «преломляя хлеб» в седмицу, являвшуюся тогда первым днём недели, молились, пели псалмы, читали Святое Писание и исповедовались. Временами трапеза продолжалась до утра. Постепенно такие действия трансформировались в церковную службу, которая сегодня состоит из двух частей – вечернего богослужения и утреннего – , включающей в себя Причастие.

Частота и чистота причащения

На заре Христианства Причастие проводилось каждое воскресенье. Сегодня отцы церкви рекомендуют приобщаться к этому таинству не реже одного раза в месяц. Тем, кто не имеет такой возможности – хотя бы четыре раза за год , приурочивая Причастие к постам. Минимальная частота участия в Евхаристии – ежегодное Причастие.

Существуют ситуации, когда люди рассматривают себя как грешников недостойных вкушать Кровь и Тело Господа. Есть и другая крайность – частые походы к Причастию, исполняемые формальным образом, без полагающейся подготовки, без нужного эмоционального настроя, без должного трепета и осознания святости обряда.

Оба подхода являются глубоко ошибочными. В первом случае ошибка состоит в том, что, по большому счёту, любой из нас грешен в силу самой человеческой природы. А таинство Причастия и существует для исправления этой греховности, очищения от неё и приобщения к благодати. И после каждого осознанного и подготовленного участия в обряде человек становится лучше и чище. Во втором случае, при вкушении вина и хлеба «для галочки» никакого приближения к вечному блаженству не будет.

Чтобы Евхаристия соответствовала её предназначению, она должна осуществляться верующими как неотъемлемая часть непрерывного процесса духовного совершенствования в сочетании с присущими ей атрибутами – , исповедью, молитвами, добрыми делами. Здесь в помощь будет непосредственное общение с духовником, который сможет руководить религиозной жизнью своего «чада».

Как готовиться к приобщению Святым Дарам

Духовная подготовка

По образному выражению святых отцов, готовясь к Евхаристии, человек должен готовиться к встрече с Сыном Божьим . Ведь он причащается Крови и Плоти его.

Конечно, будучи человеком воцерковлённым, нужно соблюдать религиозные правила: изучать Священное Писание, обращаться с молитвами к Господу, исповедоваться в совершении грехов, воздерживаться от скоромной пищи в пост. Но только этого недостаточно. Человек должен вести постоянную внутреннюю работу, направленную на воспитание в себе таких качеств, как любовь к людям, добросовестность, ответственное отношение к долгу, терпимость и миролюбие.

Если обратиться к Евангелию от Матвея, то можно найти такие строки. Придя к жертвеннику, и, вспомнив, что он состоит в ссоре с братом, человек должен прежде помириться с ним, а затем обращаться к Богу с дарами и молитвами. То есть, чтобы правильно подойти к обряду Причастия, нужно уладить свои «мирские» дела. Разобраться в своих отношениях с близкими, и, если есть конфликт, обиды, нарекания – постараться исправить ситуацию, наладив покой в семье и среди друзей. А после этого сходить на , облегчить свою душу и привести в порядок мысли.

Кто может причащаться? Важно знать, что причащаться может только тот, кто крещён по православному обряду . Тем самым он становится одним из членов Церкви и может быть допущен к Евхаристии. Нужно помнить, что препятствием к участию в обряде является тяжкий грех. Его совершение требует особой работы над собой и деятельного раскаяния. Одним из установлений церкви является девиз: «Вера без дел мертва». Из него следует, что мало замаливать грехи, нужно исправлять свои ошибки и стараться не совершать их впредь, совершать добрые дела.

Таким образом, подготовка к Причастию состоит в следовании правилам. Необходимо: покаяние в грехах, соблюдение поста и молитвенных бдений — при условии, что делается это искренне и прочувствованно.

Как сказано в Первом Послании к Коринфянам апостола Павла, идя к Причастию, человек испытывает себя. И, если «кто ест и пьёт недостойно», при этом «не рассуждая о Теле Господнем», «тот ест и пьёт осуждение себе». Из этих слов можно сделать вывод: когда верующий берёт в руки хлеб и чашу с вином, он должен понимать, что это не просто пища, а приобщение к высшему смыслу бытия, к истинной вере, к её сути, к божественной сущности. И делать это нужно с благоговением и трепетом, так как во время священного действа Евхаристии Бог открывается человеку, а человек Богу.

Как готовиться фактически

Как проводится обряд

Первое причастие

Как причащаются дети впервые? Первый раз ребёнка причащают непосредственно после обряда крещения. Считается, что после этого он попадает под «присмотр» своего ангела-хранителя, который будет с ним всю жизнь.

В таинстве вместе с ребёнком желательно участвовать его родителям – биологическим и крёстным. Кто-то из них подносит дитя к Чаше. Они также должны подготовиться накануне, следуя тем же правилам, что и при причащении взрослого: соблюдая пост, исповедуясь и читая молитвы.

Когда ребёнка готовят к причастию, если ему не исполнилось трёх лет , его можно кормить непосредственно перед проведением обряда утром, но не позже чем за полчаса. Иначе он может срыгнуть, находясь в церкви.

Нужно позаботиться о том, чтобы накануне вечером он не перевозбуждался, лёг пораньше и хорошо выспался.

  • участие в шумных играх,
  • просмотр большого количества мультфильмов,
  • прослушивание громкой музыки,
  • употребление шоколада.

Тогда во время службы он не будет капризничать. А также нужно позаботиться о комфортной одежде, которая не будет мала или велика и должна соответствовать сезону, так как детскому организму особенно вредно как переохлаждение, так и перегревание.

При поднесении ребёнка к святой Чаше, его кладут на правую руку и аккуратно придерживают, не давая размахивать ручками и толкнуть наполненный сосуд или держащую её руку священника.

Если ребёнку не исполнилось семь лет, его не исповедуют. Когда он совсем маленький, его имя произносят родители, впоследствии он должен делать это самостоятельно.

Наблюдаются случаи, когда нездоровые дети сразу после первого Причастия чувствовали себя гораздо лучше и даже выздоравливали окончательно. Если малыша не удалось причастить во время крещения, желательно сделать это сразу, как только представится возможным. Как правило, служители церкви рекомендуют причащать детей регулярно, например, по воскресеньям. Церковь рассматривает первую Евхаристию, как ступеньку к восхождению к полноценной религиозной жизни.

После участия в святом таинстве Причастия, если соблюдены все правила,человека охватывает чувство радости, благодарности к Богу за его милосердие, стремление к чистой и красивой жизни в лоне Христианской Церкви.

Отношение к религии – глубоко личная тема для каждого человека. Одни делают ее своим моральным ориентиром, другие почти не уделяют внимания религиозным чувствам. Но подавляющее большинство наших соотечественников, да и человечество в целом, занимает позицию между этими мнениями, придерживаясь умеренно-уважительного взгляда на веру и посещая церковь только по большим праздникам. Вероятно, вы тоже относитесь к этой многочисленной группе, раз заинтересовались причастием в церкви, но не владеете достаточно глубокими знаниями об этом обряде. Между тем, причастие – это одно из Семи Таинств христианской церкви и основа ее богослужения.

Что такое причастие
Святое Причастие, Вечеря Господня и Евхаристия – это все разные названия одного и того же таинства. Посредством него христиане приобщаются к Телу Иисуса Христа и его Крови, вкушая освященные вино и хлеб. Евангелие содержит информацию о том, что Искупитель сам установил этот обряд во время Тайной Вечери за день до распятия на кресте. С тех пор эта ритуальная трапеза символизирует память о Нем, Его смерти и воскрешении. Это не только воспоминание о божестве, но и буквальное соединение с ним, когда он входит в верующих вместе с едой и питьем.

Причастие в церкви является первым шагом человека к Богу, но не каждый может его принять. Это действие должно быть осознанным и добровольным. В качестве подтверждения силы своего намерения прихожанин должен морально и поступками приготовиться к причастию, приложить определенные усилия. Проявив чистоту помыслов и истинное стремление, вы получите право причаститься в церкви и соединиться с нею. Но этому всегда предшествует определенная подготовка.

Подготовка к причастию
Только маленькие дети до 7 лет, в силу своего возраста и внутренней незапятнанности, не нуждаются в специальном очищении перед причастием. Взрослые люди обязательно готовятся к таинству в течение нескольких дней, во время которых:

  1. Соблюдают пост физический и духовный. Он может длиться от одного до трех суток, в зависимости от состояния вашего здоровья. Перед началом поста нужно помириться, попросить прощения у всех, кто может быть на вас обижен. Соблюдайте умеренность в еде и питье, воздерживайтесь от употребления нескромной пищи, которой являются мясо, яйца, сливочное масло и молочные продукты. Если пост строгий, то на этот период и рыбу следует исключить из рациона. Но самое главное в пост – «не есть других и себя», то есть не испытывать негативных эмоций, тоски и злости, не проявлять агрессии, вести себя доброжелательно и помогать окружающим. Строже относитесь к себе, не позволяйте ругаться и сквернословить, замечайте все свои проступки и исправляйте их. Откажитесь от табака и алкоголя, а также интимной близости. Не посещайте увеселительные заведения, просмотр телепередач замените чтением книг.
  2. Молятся дома утром и вечером. Молитвословы содержат специальное правило для подготовки к причащению: покаянный канон Господу Иисусу Христу, молебный канон к Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, они читаются в течение нескольких дней. Канон Последования ко Святому Причащению читается отдельно накануне Причастия. Также следует читать утренние и вечерние молитвы.
  3. Читают духовную литературу , Евангелие.
  4. Посещают богослужения , в том числе вечернее, накануне Причастия и Божественную Литургию, непосредственно перед или после которой (в разных храмах по-разному) происходит обряд причащения.
  5. Исповедаются перед Литургией. Нужно узнать, когда батюшка принимает исповедь именно в вашем храме. Предварительно подумайте, в чем будете каяться, осмыслите свою жизнь и поступки. Чтобы в волнующий момент не забыть свои грехи, их можно записать на бумагу и прочесть священнику с листа. Вы обязательно почувствуете, что чистосердечная исповедь не только позволяет причаститься, но и делает вас чище, внутренне легче и свободнее. Если вам предстоит исповедаться впервые в жизни, то достаточно будет осознать свои проступки, искренне сожалеть о них и очистить совесть покаянием.
Самое главное, чтобы в вашем сердце были смирение, покаяние и решительное намерение впредь вести благочестивую жизнь. Причащаться могут и даже должны все крещеные христиане, которые испытывают эти чувства. Считается, что их душа очищается Исповедью, а Причастие защищает душу от искушений и наполняет благодатью.

Как происходит причащение в церкви
В тот день, на который назначено ваше причащение, не завтракайте, придите в церковь пораньше, почувствуйте ее атмосферу и настройтесь на нужный лад. Затем исповедайтесь и ожидайте причащения во время службы (это может быть как обедня, так и литургия):

  1. Незадолго до ее окончания запоют «Отче наш», откроются Царские врата иконостаса и к прихожанам вынесут священную реликвию - Чашу с Телом и Кровью Спасителя. В ней находится освященный кагор и хлеб, их величают Вином и Хлебом. Чаша устанавливается на возвышение, называемое амвоной, а священник в это время читает специальную молитву «Верую Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго».
  2. Каждому из присутствующих в храме, кто подходит к Чаше, священник дает Причастие из ложечки. Подойдите к нему, сложите руки на груди и назовите свое имя. После этого поцелуйте основание Чаши.
  3. Люди, далекие от церкви и редко бывающие в храме, часто смущаются при необходимости вкусить Вино и Хлеб с общей для всех присутствующих ложки. Если уж вы приняли по-настоящему твердое решение причаститься, то вера должна избавить вас этого страха и, тем более, брезгливости. Возможно, вас успокоит тот факт, что не известно ни одного случая, когда кто-то заразился от Причастия, причем даже в больничных храмах. Более того, те Дары, которые остаются в Чаше после Причастия верующих, потребляют служители церкви, и не бояться заболеть, даже во время эпидемий. Таким образом, каждый верующий должен усмирить свою брезгливость, а вместе с ней и гордыню, чтобы принять Святые Дары.
  4. Перед тем, как покинуть стены храма, дождитесь окончания Божественной Литургии и поцелуйте крест. Все эти действия приближают вас к Христу, дает вашей душе счастье и спасение. Эти бесценные дары важно не растерять, а сохранить в сердце и за пределами храма.
  5. Причастившись в церкви с утра или днем, посвятите остаток суток спокойным и мудрым размышлениям о Боге и о своей жизни, молитесь, делайте добрые дела и сохраняйте внутреннюю гармонию, обретенную в храме.
Церковь с любовью принимает и дает Причастие своим детям, за исключением некоторых особых случаев. Так, причащаться нельзя тем, кто не принял христианства и/или не носит нательного крестика, а также тем, кому священник сам запретил причащаться по той или иной причине. И, конечно же, нельзя причащаться тем, кто не готов к этому Таинству духовно, кто идет на него не по собственной воли или ради соблюдения внешней формальности. Что касается беременных женщин, то им не только можно, но и нужно причащаться, но церковь освобождает их от обязанности соблюдать физический (пищевой) пост.

Частота и количество актов причащения в жизни каждого человека никак не регламентируется и не ограничивается. В общем смысле, причащаться нужно тогда, когда этого просит ваша душа, когда вас тянет в церковь невидимая внутренняя сила. Более конкретные указания может дать духовное лицо. Но поскольку Причастие, то есть приобщение к Святым Христовым Тайнам, является высшей благодатью, то старайтесь не упускать этой возможности, посещая храм. Большинство прихожан причащаются один или два раза в месяц. Бывают также особые случаи: венчание, крещение, именины, великие праздники, когда без причастия не обойтись. Однако, запрещено причащаться больше одного раза в течение одного дня. И даже если во время богослужения Дары раздают из двух чаш, вкусить их можно только из одной из них.

Великий пост – это лучшее время для покаяния и молитвы, Покаяние (исповедь) и Причастие в этот период должны принести вам радость и благодать. Но, если вы планируете причащаться во время Великого поста, то запомните, что сделать это можно будет в среду, пятницу, субботу и воскресенье. В остальной период года Причащение верующих происходит в любой день недели. Но самое главное в этом Таинстве, и это должен понять каждый христианин, - не дата и не время, как и не сам акт Причастия, а те чувства и мысли, которые появляются у вас во время подготовки и принятия Причастия.

Люди ходят в храм Божий, чтобы участвовать в Святой Евхаристии – главном событии, ради которого создана церковь и храмы. Святая Евхаристия – это и есть Причастие. Что такое Причастие в церкви, для чего оно нужно и кем установлено – мы разберем в этой статье.

Евхаристия (а у протестантов Вечерня Господня или Хлебопреломление) – это таинство церкви, центральная часть Богослужения и главное событие в жизни христианина. В таинстве Христос соединяется с человеком: потребив его достойно, становится возможным усвоить Сына Божия, насколько это доступно каждому. Христос подарил нам Себя – во всех смыслах.

Причастие в церкви: что это и для чего?

Причастие – это хлеб и вино, которое после специальной молитвы, «пресуществления», символизирует Тело и Плоть Господа. Свое Тело и Кровь Господь оставил нам на Великой вечери перед Своими крестными страданиями, как написано в Евангелии.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28)

«…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19)

Причастие сокрыто от нас в его истинном облике и образ хлеба и вина сохранен, так как человеку не свойственно потреблять в пищу плоть, пусть и Божественную. Но после пресуществления, то есть, после совершения таинства, свойство изменено — это уже истинное Тело и истинная кровь Христова.

Таинство создано и введено Самим Господом накануне предательства Иуды, непосредственно перед арестом, бичеванием и казнью. Причащение, которое потребляют в церкви – это соединение с Богом Отцом во Христе, примирение с Ним ради Его Сына. Это Новый Завет между человеком и Богом, который принес на землю Спаситель. Христос отдал себя в жертву, чтобы мы ели Его Тело и пили Его Кровь и через это имели в себе жизнь вечную, потерянную однажды в Раю, как сказал Он нам в Евангелии.

Если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не будете иметь в себе жизни. Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне и Я в нем (Ин. 6, 53,56)

Причастие в католической церкви отличается от православного. Так, у первой для таинства используется неквасной хлеб, а у второй – дрожжевой.

Как готовиться к Причастию в церкви?

Подготовка к Причастию в церкви состоит, в первую очередь, в наблюдении за собой. К Святым Дарам нельзя приступать, если в сердце живет обида на кого-то, если что-то не прощено, если не попрошено прощения у тех, кого обидели. Обязательно накануне Причастия следует пройти другое таинство – Покаяние. Покаяние заключается в искреннем раскаянии в грехах и твердом решении больше не повторять их.

Свое сокрушение о грехах нужно принести на исповедь к священнику. Недостаточно раскаяться «в душе» — апостолы завещали нам исполнять таинство исповеди в присутствии их приемника, которым является священник. Мы не можем нарушить эту иерархию. Исповедь рассказывается наедине священнику – у католиков это происходит полностью инкогнито, а у православных исповедующий священник видит лицо человека, но исповедь скрыта от посторонних ушей. Служба, на которой происходит таинство исповеди, служится вечером, накануне Литургии, обычно она начинается в 17.00.

Еще одним немаловажным делом является физическая и молитвенная подготовка к принятию таинства. Чтобы достойно принять в себя Христа, церковь рекомендует прочитать специальные молитвы перед Причастием и несколько дней воздержаться от мясных и молочных блюд. В православии молитвы к Причастию включают в себя правило из молитвослова:

  • правило на сон грядущий накануне причастия;
  • три канона: Господу, Деве Марии, Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причастию;
  • утреннее правило перед службой.

Перечисленные молитвы носят рекомендательный характер, новичку бывает нелегко вдумчиво всё прочесть. Поэтому правило допускается сокращать – вплоть до самых необходимых десяти молитв, которые содержатся в последовании ко Святому Причастию. Но сокращение правила — а также другие послабления для Причастия — рекомендуется обсуждать со священником после исповеди, так как нужное количество молитв должно подбираться индивидуально.

Как проходит причастие в церкви?

В православном храме утром служится Литургия. Во сколько начинается служба можно узнать в конкретном храме за свечным ящиком, так как расписание у всех разное. Литургия («общее дело») — это самое главное Богослужение, удивительное по красоте действо, наполненное глубоким содержанием и смыслом. Оно состоит из древнейших песнопений и направлено на то, чтобы с необходимыми молитвами и правильным освящением Даров приступить ко Причастию. Причастники сердечно молятся на этой службе и в конце благоговейно причащаются.

В католической церкви Причастие проходит на Мессе, без чина освящения, также после специальных молитв, которые установлены католическим катехизисом. Католическое Богослужение наполнено красотой, которую передает искусный хор и знаменитый орган – инструмент, сопровождающий священное действо.

После Причастия читается благодарственная молитва и затем, поцеловав крест, каждый может идти домой, чтобы в чистоте сердца, молчании и сосредоточенности бережно сохранить полученную от Господа благодать.

Что такое Причастие в церкви можно понять только опытно. Невыразимая связь человека и Бога, такая естественная для неповрежденного Адама, стала вновь доступна людям. Душа человека жаждет Божественного общения, но ищет, порой, его совсем не там. Как часто мы выбираем порок и сомнительные удовольствия? Душа ищет рая, но часто ошибается в своем поиске. Состояние причастия с Господом, при условии достойного принятия таинства, может дать искомую полноту. Но важно помнить, что Иуда тоже причастился (одним из первых), и его Причастие ему было в осуждение. Поэтому крайне ответственно подойдем к такому важному таинству, чтобы найти искомую связь.

Это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православ­ный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таин­ственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. По­стижение этого Таинства превосходит человеческое разумение.

Это Таинство именуется Евхаристией, что значит «благодаре­ние».

Как и для чего установлено Таинство Причащения?

Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и раз­делил Своим ученикам, говоря: «Пришлите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая учени­кам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совер­шать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Почему надо причащаться?

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).

Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жиз­ни - Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.

Как подготовиться к Причащению?

Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К Таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост - теле­сное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.

Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедо­ваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.

Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенно­го правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию - достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.

Какими молитвами надо готовиться к Причастию?

Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иису­су Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон гря­дущим, а утром - утренние молитвы.

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

Как подходить к Причащению?

Перед началом Причащения причащающиеся заранее под­ходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать не­удобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми. Когда открывают Царские врата и дьякон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой). Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее. Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое хри­стианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благого­вейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать основание Чаши как ребро Са­мого Христа. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священ­ника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.

Как часто надо причащаться?

Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и хра­мовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги - в день их венчания.

Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанав­ливается индивидуально по благословению духовника. Более употреби­тельно - не реже двух раз в месяц.

Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?

Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойно­го Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старал­ся очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные под­виги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.

Можно ли причаститься в один день несколько раз?

Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?

Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился че­рез Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпи­демий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.

Можно ли целовать крест после Причастия?

После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

После Причастия до запивки следует воздержаться от целова­ния икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Как вести себя в день Причащения?

День Причащения - это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Свято­го Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.

В любой ли день можно причаститься?

Причащают во все дни, когда служится Божественная Литур­гия. Литургия не служится в пятницу на Страстной седмице.

В период Великого поста богослужения совершаются по осо­бому расписанию.

Оплачивается ли Причащение?

Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершает­ся бесплатно.

Можно ли причаститься после Соборования без Ис­поведи?

Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равно­значную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?

Нет, только в Православной Церкви.

Как причастить годовалого ребенка?

Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

Этот вопрос решается индивидуально по совету со священ­ником.

Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по не­обходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и теле­сному здоровью. Детей постарше, с 4-5-летнего возраста постепенно приучают к обычному посту перед Причастием и вообще к «взрослому» режиму питания и жизни.

Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благо­словляется причащаться не натощак.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.

Можно ли причащаться беременной?

Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, мо­литвой и постом, который для беременных послабляется.

Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.

Как причаститься болящему на дому?

Родственники больного должны предварительно договорить­ся со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям, когда служится Литургия Василия Великого. Взрослые кроме субботы и воскресения, могут причащаться по средам, пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключе­нием дней памяти некоторых святых.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как мла­денцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не при­чащают.

Могут ли миряне причащаться на сплошной седми­це? Как им в это время готовиться к причащению? Может ли свя­щенник запретить причащаться на Пасху?

При подготовке к причащению на сплошной седмице разреша­ется вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвен­ного правила ко Причащению.

Причащение на Пасху является целью и радостью для каждого православного христианина. Вся святая Четыредесятница готовит нас к причащению в Пасхальную ночь: «возведемся к покаянию, и чув­ства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Вос­кресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).

Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и пово­да праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения».

Когда христиане стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66-м правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу вер­ные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».

Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седми­цы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из право­славных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.

Каковы правила молитвенной подготовки к прича­щению?

Объем молитвенного правила перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Пра­вила ко святому причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением.

Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Необходима ли исповедь перед каждым причащением?

Обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви.

Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение.

В настоящее время «должна поощряться регулярная исповедь, но не от каждого верующего следует требовать непременной испо­веди перед каждым причастием. По согласованию с духовником для лиц, регулярно исповедующихся и причащающихся, соблюдающих церковные правила и установленные Церковью посты, может быть установлен индивидуальный ритм исповеди и причастия», - митропо­лит Иларион (Алфеев).



Похожие публикации